Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Мария башкирцева. Забытые имена: Мария Башкирцева (17 фото)


Что можно успеть за 23 года жизни? Судьба Марии Башкирцевой.

Автопортрет

Об этой удивительной девушке, в 20 лет буквально ворвавшейся в мир европейского искусства, с удивлением и восхищением писали Эмиль Золя, Анатоль Франс, Ги де Мопассан. Марина Цветаева посвятила ей проникновенные строки:

«Ей даровал Бог слишком много!
И слишком мало - отпустил.
О, звездная ее дорога!
Лишь на холсты хватило сил...».

(художница Мария Башкирцева , Фото Рожер-Вьолле. )

К сожалению, провидением ей было отпущено всего 23 года жизни, а широкая международная известность пришла уже после смерти.

Родилась Мария Башкирцева 11 ноября 1860 года в селе Гайворонцы под Полтавой в богатой дворянской семье. Через два года после её рождения родители расстались, и она вместе с братом осталась на попечении матери, перебравшейся в имение своего отца. Девочка с детства поражала всех своей целеустремленностью, жаждой знаний и удивительной талантливостью. И все это вопреки болезни, которая сопровождала её с рождения.

В 1870 году семья переезжает в Ниццу, а в 1877 году - в Париж, где Мария начинает заниматься в художественной школе-студии Жюлиана. Опытный педагог Жюлиан был поражен способностями своей ученицы. Прошел всего год обучения в студии, а работы Марии, выставленные на ученической выставке, принесли ей золотую медаль. Причем, решение о награждении принимали известные живописцы: Бугеро, Буланже, Робер-Флери, Лефебр. Это был не просто успех, это было свидетельство того, что в европейской живописи растет новый самобытный мастер. С 1879 года Мария стала регулярно выставлять свои работы, которые неизменно вызывали интерес зрителей и хорошие отзывы в прессе. Немаловажно, что её работы стали находить покупателей, хотя недостатка в средствах Мария и не испытывала.

Признанных авторитетов в мире живописи удивляли не только успехи девушки в живописи, но и её зрелость в подходах к искусству. Мария избежала модных увлечений авангардистскими направлениями в живописи. Она отрывала время от занятий, чтобы посетить известные картинные галереи и музеи Европы, где целые дни проводила перед полотнами старых мастеров. Её любимыми художниками были испанские живописцы Веласкес и Рибера. «Нужно, подобно Веласкесу, творить как поэт и думать как умный человек» - записала девушка в своем дневнике, который начала вести с 12 лет.

"Здесь находилась вилла, в которой Мария Башкирцева начала свой дневник "

На дневнике Марии стоит остановиться подробнее. Когда после смерти девушки он был издан, то сразу же стал бестселлером. Дневник был переведен на многие языки, неоднократно издавался и в России. Когда читаешь это удивительное произведение, поражаешься предельной откровенности, зрелости мысли, целеустремленности, самобытности и самостоятельности суждений, громадной воле и целеустремленности больной девушки, которая ставила для себя очень высокие цели и упорно добивалась их достижения.

http://knigosite.ru/library/read/21481 - Дневник

«Я взялась за распределение часов своих учебных занятий: девять часов работы ежедневно. Мне тринадцать лет, если я буду терять время, то что же из меня выйдет?.. Так много дела в жизни, а жизнь так коротка!». И это пишет, в сущности, еще ребенок!

А преуспела она не только в живописи. Мария прекрасно играла на мандолине, арфе, гитаре, рояле, хорошо пела. В Ницце она брала уроки вокала у профессора Фачио. Знала европейские языки, кроме французского хорошо говорила на английском, немецком, итальянском, изучила древнегреческий и латынь. Девушка обладала несомненным даром литератора. Свои литературные способности она продемонстрировала в переписке с Мопассаном, которому под вымышленными именами написала 6 писем. Стиль и манера изложения, подход к обсуждаемым проблемам в каждом письме были новыми. Мопассан не распознал этой литературной шалости, считая, что каждый раз ему пишет новый человек, и в ответных письмах даже пытался угадать, кем является его очередной корреспондент.

Но главной страстью Марии оставалась живопись, которой она посвящала практически все время. За короткий срок она написала значительное количество работ, вызывавших не только интерес, но и споры. Даже некоторые художественные критики подозревали, что её картины - мистификация, а их подлинными авторами являются маститые художники. Трудно было поверить, что жизнь парижского дна, «поэзию стоптанных башмаков и разорванных блуз», как написала о работах Башкирцевой одна французская газета, так достоверно передает на своих полотнах миловидная девушка, которая никогда не знала нужды.

Совещание (1884)

Жизнь бедняков и детей парижских улиц интересовала Марию не только из-за возможности выбрать интересный сюжет для очередной картины. Она искренне сопереживала этим людям и пыталась им помогать. Много занималась благотворительностью, благо, деньги для этого были. Именно глубокое внимание и участие к людям, волей судьбы оказавшимся на краю жизненной пропасти, позволяли художнице так правдиво изображать их на своих полотнах.

Жан и Жак 1883 г. Музей искусств, Чикаго.

Именно эта глубина понимания жизни парижских окраин и смущала больше всего маститых критиков - ну не может красивая девица, которой едва перевалило за двадцать, так тонко чувствовать чуждую для неё жизнь. И разубедить их могли только новые работы, которые выставляла Башкирцева.

(В студии Мария Башкирцева (1881) в Днепропетровске)

И разубедила. После знакомства с Марией в 1884 году критик Ф. Коппе написал: «В свои 23 года она казалась гораздо моложе, небольшого роста, при изящном сложении, лицо круглое, безупречной правильности: золотистые волосы, темные глаза, светящиеся мыслью, горящие желанием все видеть и все знать, губы, выражавшие одновременно твердость, доброту и мечтательность, вздрагивающие ноздри дикой лошади. Мадемуазель Башкирцева производила с первого взгляда впечатление необычайное: воли, прячущейся за нежностью, скрытой энергии и грации. Все обличало в этой очаровательной девушке высший ум. Под этой женской прелестью чувствовалась железная, чисто мужская сила».

(Автопортрет)

К сожалению, силы, чтобы противостоять развивающейся болезни, у Марии не хватило. Она мужественно боролась с болезнью, работая до последнего дня. Умерла Мария Башкирцева от туберкулеза 31 октября 1884 года.

Могила Мария Башкирцева (1858 - 1884) на кладбище Пасси в Париже, Франция.

автопортрет

После нее остался удивительный дневник и картины, которые сегодня украшают музеи Парижа, Люксембурга, Ниццы, Москвы, Санкт-Петербурга. Несколько работ есть в музеях Украины, так как после смерти художницы значительная часть её полотен была перевезена в имение на Полтавщине. К сожалению, большинство из них погибло в годы Гражданской и Великой Отечественной войн.

«Ей даровал Господь так много!
А Жизнь - крупинками считал.
О, звездная ее дорога!
И Смерть - признанья пьедестал!»

Передача "Женщины в русской истории". Мария Константиновна Башкирцева (фр. Marie Bashkirtseff; 11 ноября 1858, Гавронцы, Полтавский уезд, Полтавская губерния — 31 октября 1884, Париж) — французская художница украинского происхождения, автор знаменитого дневника.

КАРТИНЫ

Последняя картина Марии, оставшаяся незаконченной

портрет молодой женщины

Дождевой зонт 1883 Русский музей, Санкт-Петербург

Жены-мироносицы (Святые жены) эскиз 1884 г. Саратов, Музей изобразительного искусства им. Радищева

Павел Башкирцев.

М. Башкирцева Портрет графини Дины де Тулуз-Лотрек 1883 г.

Сирень 1880г

Жоржетта 1881г

портрет девочки

Дама в шляпе с розовым бантом.

Женский портрет.

Восточная женщина.

Девушка, читающая на водопаде (около 1882г)

Оригинал записи и комментарии на

Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!

Ги де Мопассан

Мария Башкирцева умерла, когда ей было двадцать пять лет, на излете XIX века . Девочка родилась в семье богатого помещика, предводителя дворянства. Отношения родителей не сложились, и они вскоре после рождения Марии стали жить врозь, отец – в Полтавской губернии, мать с дочерью – за границей, меняя европейские столицы и курорты. Мадемуазель Мари с детства была очень болезненной, мать искала лучший климат для девочки, их всегда сопровождал врач. Потом традиционно они проводили зиму на Лазурном берегу, в Ницце, а остальное время – в Париже, изредка путешествовали по другим городам. Девочка была очень одаренной . И очень хрупкой. Болезни, точившие ее прозрачное, стройное тело, уносили драгоценное время. Но дух ее оставался крепким, несгибаемым.

Про Марию Башкирцеву почти не знают в нашей стране.А она наша великая соотечественница. Кое-что слышали, но что-то неясное, невразумительное, то ли художница, то ли писательница, то ли просто романтическая натура. Больше она известна как автор неоднозначного « Дневника» , который она скрупулёзно вела с 12 лет, откровенно описывая события дня, свои мысли, чувства. Иногда она высказывается резко, сухо, поражая зрелостью суждений, а иногда пишет с юношеским пафосом, временами по-детски простодушно, но каждый раз - бросая вызов времени, болезни, обществу и самой смерти. Дневник, написанный по-французски, сразу набело, без черновиков, еле-еле поместившийся в 105 тетрадей, был переиздан в нашей стране несколько раз. Но споры о его литературной ценности не утихали в прошлом, нет единства и сейчас. Вслед за Львом Толстым кому-то он покажется «искусственным», кто-то, как и Чехов, посчитает его «чепухой», кто-то вместе с Валерием Брюсовым в дневнике «найдет себя», а кто-то «смог бы лучше». Сколько людей, столько мнений. Но, согласитесь, было бы неплохо получить пусть не лестный отзыв , но от самого Льва Толстого или Чехова, которые почему-то дали себе труд прочитать ваш опус.

Слова и мысли бунтующей девочки, которой не суждено было стать женщиной, ее кокетство, ее капризный, огненный нрав, ее страх и трепет перед смертью, стойкость, переживания, доброта и отзывчивость, жажда жизни, стремление войти в вечность – вот, что такое дневник Марии Башкирцевой. Найдите и почитайте. И станет понятно, что про себя мы знаем очень мало. А Мария стремилась больше узнать о себе, дисциплинированно, методично и порой отстраненно занося любые мелочи в свои тетрадки.

Попробуйте и вы зафиксировать хотя бы один день своей жизни не с помощью селфи , а записать: что случилось, о чем вы думали, с кем встречались, чем вы занимались, о чем и с кем говорили, как и что чувствовали. И выяснится, что ваша в вышей степени непохожесть ни на кого,высокие стремления, загадочность вашей души- с большим трудом укладываются в высокий слог, а все больше получается плоское и банальное повествование, и литературный дар или его отсутствие ни при чем , про себя и о себе писать сложнее всего.

Мария Башкирцева росла в богатстве, ей не нужно было зарабатывать себе на кусок хлеба. Ее хрупкое здоровье даже позволяло ей не учиться. Но она страстно этого хотела и к учебе относилась очень серьезно. Она сама в тринадцать лет составила список предметов, которые хотела освоить, выбрала учителей. Вот ее запись в дневнике: «Наконец-то я примусь за работу!» После чего определяет занятия: «Целый день составляла расписание занятий. Закончу только завтра. Высчитала: по 9 часов ежедневно. Боже, дай мне сил и настойчивости в уроках!» Директор лицея, когда ему принесли этот список, воскликнул: « Сколько лет этой девочке, которая не только хочет учиться всем этим предметам, но и сама составила такую программу?!»

Она многого добивается. Изучает историю и физику, овладевает несколькими языками, в том числе латинским и древнегреческим, осваивает игру на нескольких инструментах (арфе, гитаре, цитре, мандолине, органе и рояле). Ее настольное чтение включает таких авторов, как Тит Ливий, Данте, Шекспир, а также современников - Мопассана, Золя, Тургенева, Толстого. Она пишет:

Когда я кончу Тита Ливия, я примусь за историю Франции Мишле. Я знаю Аристофана, Плутарха, Геродота, отчасти Ксенофонта… Еще Эпиктета, но, право, все это далеко недостаточно. И потом Гомера - его я знаю отлично; немножко также - Платона.

Ей прочили будущее оперной дивы, у нее был прекрасный голос, редкое по красоте меццо-сопрано .Вот, что она пишет:

Какое удовольствие хорошо петь! Сознаешь себя всемогущей, сознаешь себя царицей! Чувствуешь себя счастливой благодаря своему собственному достоинству. Это не та гордость, которую дает золото или титул. Становишься более чем женщиной, чувствуешь себя бессмертной. Отрываешься от земли и несешься на небо! И все эти люди, которые следят за движением ваших губ, которые слушают ваше пение, как божественный голос, которые наэлектризованы, взволнованы, восхищены!… Вы владеете всеми ими!

И вдруг Мария заболевает – ларингит, который дает осложнение, начинает развиваться глухота. Доктора запрещают ей петь.Еще есть надежда, что все обойдется , но врачи обнаруживают чахотку. Лекарств от туберкулеза тогда не было, и диагноз звучал приговором , без всяких « если». П ациент, узнав, что у него туберкулез, слышал буквально следующее: вы очень скоро умрете . Каково узнать это шестнадцатилетней девушке, стоящей на пороге блистательного будущего? Детии подростки не боятся смерти, не чувствуют опасности, поэтому так бесшабашно рискуют, дерзко нарушают все возможные правила. Но здесь с мыслью о близкой и неизбежной смерти приходилось жить каждый день, ощущая как туберкулез съедает силы, красоту, надежды.

Карьера певицы перечеркнута , диагноз смертельный. Вдобавок вскоре будет разбито и ее сердце, когда ее возлюбленному,племяннику Римского кардинала Пьетро Антонелли, не разрешат на ней жениться. Мария уезжает на время к отцу под Полтаву.

Мария в костюме деревенской девушки

Здесь небольшое отступление для всех отцов, чьи дочки еще маленькие или уже выросли. Найдите время, чтобы сказать своей дочери самые главные слова. Вот как это было у Марии. Она сделала запись в своем дневнике о диалоге с отцом:

Ты так изменилась с тех пор, что я тебя не видал, - сказал мне сегодня отец.

Но… гм, если ты освободишься от некоторой незначительной резкости (впрочем, она в моем характере), ты будешь совершенством и настоящим сокровищем.

Знайте, дорогие папаши, слова отца о том, что их дочь прекрасна, что она сокровище, будут греть их всю жизнь и позволять держаться на плаву даже в самые темные и трудные времена.

Мария не сдается , хотя голос безвозвратно утрачен. Она решает стать художницей, в возрасте 19 лет поступает в частную Академию живописи.И снова ей прочат великое будущее, отмечая ее талант и трудолюбие. Мария была редкой девушкой, ей удавалось привносить в мир радость и умиротворение. Ее искренность, страстность, доброта отразились и в ее картинах, к которым никто не смог остаться равнодушным. За два года она преодолевает семилетний курс, уже через несколько месяцев занятий все отмечают ее успехи, ее работы берут разнообразные награды. Всего через 11 месяцев суровое жюри Салона присуждает ее картине Золотую медаль. Несмотря на запреты нагрузок, она работает по 12– 14 часов каждый день. Но даже через пять лет упорного, каждодневного, немыслимого, беспощадного труда, сопровождающегося восхищением и признанием, она не перестает сомневаться в себе:

…Не считаю еще себя вправе сказать «мое искусство»: чтобы говорить об искусстве (о своих стремлениях в этой области), нужно что-то из себя представить.

Автопортрет

Но что бы она про себя не думала и не говорила ,результаты, которых она добивалась в невероятно короткие сроки, изумляли профессоров и маститых художников. Некоторые критики и вовсе подозревали, что картины Башкирцевой – мистификация, а их подлинными авторами являются известные художники! Особенно трудно было поверить, что жизнь парижского дна, «поэзию стоптанных башмаков и разорванных блуз», как написала о работах Башкирцевой одна французская газета, так достоверно передает на своих полотнах миловидная девушка, которая никогда не знала нужды.Она работала так, что двери лучших домов Парижа открылись перед ней, ее талант оказался выше подпорченной репутации ее богатой семьи, которую многие годы игнорировало светское общество.

В эпиграфе к этой статье стоят слова Мопассана, посвященные Марии Башкирцевой.

Г.Мопассан

Марию с писателем связывала короткая переписка. Она написала ему, и тот ей ответил. Но он был пресыщен вниманием поклонниц и отнесся к юной воздыхательнице цинично, хотя был заинтригован и польщен. Литературоведы объясняют цинизм и пренебрежение Мопассана тем, что он якобы защищался от готовых вот-вот нахлынуть на него чувств к загадочной русской девушке, которой он, оказывается, был весьма увлечен.

Мария же не была просто почитательницей его таланта, она ждала от Мопассана поддержки, видела в нем родственную душу. Считается также, что она планировала доверить ему свой дневник, чтобы он обеспечил ему сохранность и будущее в литературе после ее смерти. Однако после очередного бесцеремонного ответа писателя, девушка решительно и бесповоротно прерывает переписку с ним, ставя его на место следующей фразой:

Вы не тот, кого я ищу. Но я никого не ищу, ибо полагаю, что мужчины должны быть аксессуарами в жизни сильных женщин. Невозможно поручиться за то, что мы созданы для друг друга. Вы не стоите меня. И я очень жалею об этом. Мне так хотелось бы иметь человека, с которым можно было бы поговорить.

Переписка оборвалась, и все попытки со стороныМопассана возобновить ее , встретиться с Мари, были тщетны. Один из своих романов, « Жизнь» , Ги де Мопассан заканчивает словами: « Вот видите, какова она жизнь: не так хороша, да и не так уж плоха, как думается» . Его жизненная философия озвучена одной из героинь романа, и эта философия так отличается от взглядов юной и пылкой Мари, что, конечно, даже если бы Мопассан был более чуток, он вряд ли смог бы стать опорой для нее в ее исканиях, слишком они разные. Мопассан пришел к ней на могилу, на кладбище Пасси в Париже, и сказал те самые слова, полные запоздалого сожаления.

Мавзолей Марии Башкирцевой, кладбище Пасси, Париж

Внутри мавзолея, ставшего семейной усыпальницей, довольно жуткая обстановка, будто хозяева только что вышли. Там стоит мебель, мольберт, на стене висит картина.

Если я не умру молодой, я надеюсь остаться в памяти людей как великая художница… Но если я умру молодой, я хотела бы издать свой дневник, который не может не быть интересным.

Она умерла молодой. Ее прославил и ее дневник, о котором продолжают спорить, и ее картины, которые украшают лучшие музеи мира и которых , к сожалению, осталось очень мало. Большинство работ было утрачено в годы революции, войны. Мать Марии передала в 1908 году 141 картину Русско му Му зею императора Александра III в Санкт-Петербурге (сейчас – Государственный Русский музей ). Из них сегодня в музее находится 8 живописных полотен и 13 рисунков Башкирцевой. Большинство пропали безвозвратно, 127 картин были переданы Украинской ССР в 1932 году. В годыВеликой Отечественной войны, во время эвакуации Харьковской картинной галереи, бесследно исчезли 66 картин Башкирцевой.

В газете Le Figaro 01.11.1884 был опубликован некролог :

Извещаем о кончине одной девушки, которая прославилась некоторыми художественными успехами… Мадемуазель Башкирцева скончалась. В последнем Салоне она выставила картину, которая привлекла внимание многих, - «Митинг». У нее было не менее 200000 франков дохода. Она собиралась выйти замуж, но жених ее исчез. Вследствие его исчезновения, она с глубоко раненой душой постаралась прославиться своим талантом. Она простудилась в одно прекрасное утро, когда рисовала во дворе. Она умирала в течение 2-х недель и испустила последний вздох свой, когда ее тетя собрала 2 миллиона, чтобы построить ей дивный особняк-ателье.

Типичные слова для своего века. « Одна девушка» пожелала стать великой художницей в годы, когда живопись была сугубо мужским занятием, как и многие другие профессии, и женщин не пускали дальше порога этого мужского клуба. Но она стала великой, яркой художницей.

После ее смерти некоторые из ее работ практически сразу же были приобретены французским правительством для национальных музеев. Ее полотна размещены в музее Орсе, Люксембургском дворце, в галереях Ниццы, Вены, Афин, Амстердама, в музеях Украины, в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в Третьяковской галерее в Москве. Картины Марии Башкирцевой – настоящая редкость. Упомянутая картина « Meeting « (« Встреча» или « Совещание» ) украшает музей Орсе (Musée d’Orsay ) в Париже. Полотна Марии Башкирцевой выставлены рядом с работамитаких корифеев, как Моне, Ренуар, Мане, Дега, Сезанна, Сислея, Гогена, Ван Гога и многих других великих художников своего века. Это настоящая слава и признание, проверенные временем.

«Встреча»

Если вам удастся познакомиться с ее творчеством, вы обязательно станете ее поклонником. Столько свежести в ее полотнах, столько зрелого понимания реальности, столько легкости и уверенности, столько жизни.Эта прозрачная девочка так видела жизнь, так жаждала жить. Теперь ее картины – это все, что от нее осталось, великое наследие. Гимн жизни, молодости, трудолюбию и таланту.


24-25.11.00. Марии Башкирцевой...

Ей даровал Бог слишком много!

И слишком мало - отпустил.

О,звездная ее дорога!

Лишь на холсты хватило сил...

Я с этой девушкой знакома

Увы,конечно не была!

Но,как она- сидела дома

И золотой узор ткала

В привычной клетке одиночеств.,

Где и живет одна- душа

Как много в дневниках пророчеств

Когда Любви тебя лишат!

Ей даровал Господь так много!

А Жизнь -крупинками считал

О,звездная ее дорога!

И Смерть -признанья пъедестал!

С детства запомнилась картинка из красочной детской энциклопедии: девушка,почти подросток- тонкие черты лица,белокурые волосы,-явно жила в далеком 19 столетии- полулежит в кресле мечтательно уставившись в окно.Такое красивое лицо,но больше всего на нем завораживают глаза-огромные,слишком выразительные,мама,придерживая книгу на моих коленях тихо говорит:"необычные".Потом мы вчитываемся в текст и я,позабыв,что книга чужая,что рвать и пачкать ее нельзя,что взяли на три дня,начинаю плакать прямо над той страницей,где написано,что девушка- художница рано умерла от чахотки в 23 года,оставив после себя значительное количество картин,погибшее в годы войны, и огромный, в несколько десятков томов,дневник...Строчки расплываются перед глазами,на книге остаются мокрые пятна,мама недовольно ворчит и захлопывает книгу.Тяжесть ее давит мне на колени,я не выдерживаю и она падает прямо в мягкую серую землю-пыль под скамейкой.(Мы читаем книгу на даче)Мама и вовсе рассержена:"Ну вот,выпачкали книгу! Что теперь скажет тетя Катя?! Следующей- не даст уж точно!"

Но какое мне дело до тети Кати с ее роскошными книгами?! Мне до слез и тоскливой боли под сердцем жалко девушку с загадочными глазами-там так много грусти,я десятилетняя,быстро догадываюсь почему...Может быть тогда впервые тень от слова "Смерть" коснулась моей души тонкими перстами.Как будто ледяной камешек упал в сердце,оставив там едва заметный холодок и часто наплывающее,сладковато-горькое чувство удивления и тоски при звуках имени: Мария Башкирцева.

В ее жизни было все. Богатство,роскошь,предвосхищение малейших желаний,обожание,переходившее со стороны деда и матери в боготворение.Она родилась в богатой и родовитой семье Башкирцевых,- чьё имение славились роскошью и хлебосольством на Полтавщине,и уступало по величине лишь имению знаменитого гр.Кочубея,-но почти не помнила Украины,так как в десятилетне

м возрасте была увезена за границу- из-за слабого здоровья,по настоянию обожавшего ее деда-,англомана,аристократа,библиофила,тонкого ценителя искусства.Почти не помнила она и отца,с которым мать рассталась,выиграв бракоразводный процесс,что тогда была редкостью для России.

Мари проведет свое детство,вдыхая аромат миндальных садов на юге Франции,слушая негромкий шум моря на Лазурном берегу,засыпая под его рокот.Многие места старой Европы,знаменитые одним своим звуком,станут ей родными:Ментона,Лондон,Париж, Ницца. Не будет ни одного музея, ни одной картины,ни одного спектакля,концерта, который Мари,Муся,Мусенька- так обожающе звали ее родные-не увидела,ни посмотрела,не оценила бы, не записала в свой знаменитый сенсационный (позже,позже!)"Дневник"...Она живет в каждодневном общении с прекрасным,оно дает ей как бы второе дыхание.Ее дневник",подобен великолепной ткани,вывороченной наизнанку"- по отзыву современников.

Одиночество,его золотая клетка,(из-за рано развившихся болезней-хронического ларингита похитившего голос,великолепный от природы, и слух,данный лишь редкостным пианистам,может быть,таким,как Лист или Шопен,-а позже -туберкулез,уже приведший к могиле) и "было той силой,что поднимало со дна ее души,все что там находилось."(Мстислав Князев) Больше всего ее терзала мысль о бесследности, полном исчезновении Если" душа чувствует,любит,ненавидит,желает,если, наконец,одна только эта душа заставляет нас жить,каким же образом происходит,что какая -нибудь царапина этого бренного тела,какой - нибудь внутренний беспорядок,какой - нибудь излишек вина или пищи- каким образом все это может заставить душу покинуть тело?" Этим вопросом Мари озабочена постоянно,сколько бы не было ей лет...Может быть, поэтому

у девочки,постоянно окруженной врачами,их советами и порой слишком навязчивой опекой родных,развивается стремление заявить о себе,развить свои недюжинные таланты- в музыке,пении,рисовании,покорить ими,этими талантами, Мир?

Многие потом писали о сильно развитом у Башкирцевой чувстве тщеславия,самолюбования и гордыни.Но мне кажется, здесь другое.

Просто- напросто,как все недюжинные натуры,она быстро перерастает уровень,окружающих ее людей- пусть и беззаветно любящих,пусть и преданных, -и начинает осознавать свою обреченность на одиночество.

"Кому много дано,с того многое и спросится!"-написано и придумано не нами.Трудна

Похожая на блеск рано сорвавшейся с неба звезды жизнь Марии Башкирцевой- тому подтверждение.

Она не имела внешности" синего чулка",ее дарования и познания в литературе,музыке,живописи,химии поражали современников,но в итоге такое блистательное вступление в жизнь,такой каскад упоительных возможностей обрывается столь внезапно,что,впервые увидев даты ее жизни,думаешь не опечатка ли это?!

Образ Марии Башкирцевой в расцвете ее таланта и за несколько месяцев до смерти взволнованно рисует рассказ известного в своё время во Франции критикаФрансуа Коппе.Вот отрывок из него...

"В эту минуту вошла мадемуазель Мари. Я видел ее только раз,я видел ее в течении какого- нибудь часа-и никогда не забуду ее.В свои 23 года она казалась гораздо моложе,небольшого роста,при изящном сложении,лицо круглое,безупречной правильности:золотистые волосы,темные глаза,светящиеся мыслью,горящие желанием всё видеть и всё знать,губы,выражавшие одновременно твердость,доброту и мечтательность,вздрагивающие ноздри дикой лошади.М-ль Башкирцева производила с первого взгляда впечатление необычайное...

воли,прячущейся за нежностью,скрытой энергии и грации.Все обличало в этой очаровательной девушке высший ум. Под этой женской прелестью чувствовалась железная,чисто мужская сила.На мои поздравления,она отвечала мне мелодичным,приятным голосом,без всякой ложной скромности признаваясь в своих горделивых замыслах...

в своем отчетливом желании славы.Чтобы посмотреть другие ее работы,мы поднялись в мастерскую.Любопытство влекло меня в более темную часть мастерской,где я увидел тома, стоявшие плотными рядами на полках.Тут были все высокие творения человеческого духа и все - на своих родных языках- и французы,и англичане,и немцы и древние греки.И русские и итальянцы.И это вовсе не были книги,выставленные напоказ.Это были настоящие книги,читанные и перечитанные,потрепанные,изученные.Рядом стоял открытый рояль,на котором прекрасные руки Мари переиграли всех музыкальных авторов"

"Мне уже пора было удалиться"-рассказывает в своем "Предисловии к каталогу картин М.К.Башкирцевой"(для парижской выставки 1877 года) Франсуа Коппе-"и странно,я испытывал в эти минуты какую - то скрытую тревогу,какой -то страх- я не решаюсь сказать: предчувствие. При виде этой бледной,страстной девушки,мне представлялся необыкновенно роскошный тепличный цветок с необыкновенным ароматом,

Прислушаемся же к нашей героине,которая успела блистательно описать свою короткую жизнь. Её дневник поможет нам в этом,дневник,изданный впервые в 1887 году во Франции,на французком же языке, и вызвавший настоящую сенсацию.Дневником болели,восторгались,его отрицали,над ним посмеивались и даже сомневались в подлинности,но не оставались равнодушными!

Дневник написан предельно откровенно,подобных ему почти нет в истории,и,может быть,поэтому он подвергался столь яростной критике...

К слову сказать, в России он не был издан вплоть до 1999 года,как не было до сих пор и не одной выставки работ Башкирцевой в России или на Украине, и мало кто может судить о ней,как о незаурядном и талантливейшем художнике конца 19-го века. (Лишь сравнительно недавно незаурядность личности Башкирцевой стала привлекать внимание ученых -психологов,пытающихся раскрыть феномен потенциала творческой личности вообще и женской Личности- особо)

Мне кажется никто не любит всего как я люблю-пишет Мария на сокровенных страницах: искусство,музыку,живопись,книги, шум, тишину, смех, грусть, тоску, шутки, любовь, холод, солнце, всякую погоду, все времена года,спокойные равнины России и горы вокруг Неаполя,снег зимою,осень с ее дождями,весну с ее тревогой,спокойные летние дни и прекрасные ночи,наполненные сверкающими звездами...Я люблю все до обожания.

Я хотела бы все видеть.все обнять,все иметь,слиться со всем.!" и тут же о себе,пронзительная фраза:"Я подобна свече,разрубленой на четыре части и горящей со всех концов".

А ведь ее упрекнут в холодном темпераменте- полюбила не мужчину,а искусство- до страсти,до самозабвения,решив отдать ему всю жизнь...

Да,было так,иначе откуда бы возникло за очень короткий период более 150 картин.? Но как ошибались говорящие о том,что в ней больше было мужских качеств,чем женских,что она была холодна,как лед! Они просто не имели возможности заглянуть в ее письма к Мопассану,которые до сих пор известны обрывочно.Два слова об этом странном письменном романе.Она не искала со знаменитым тридцатилетним писателем встреч,свиданий,но ее письма-талантливые,нервные,блестяще написанные,со свободными ссылками на древних и современных авторов,скрыто чувственные,женственные,остроумные,немного грустные(она боялась грусти,считая,чт

это не должно занимать в жизни женщины много места:"Спросите у всех,кто меня знает,о моем расположении духа,и Вам скажут,что я самая веселая,самая беззаботная и самая счастливая,так как я испытываю величайшее наслаждение казаться сияющей.. и охотно пускаюсь в ученый спор или пустую болтовню.")

Задели болезненную душу Мопассана,вызвав его на откровенность.

Он был очарован письмами русской незнакомки,он жаждал прочесть новые строки,в его ответных письмах чувственный цинизм перемешивается с глубокой откровенностью и плохо скрытой нежностью к очаровавшей его Мари.И может быть только чтобы оградить себя от готовящейся нахлынуть на него лавины чувств,он пишет Марии цинично- остроумное письмо,которое она сочтет оскорбительным для себя. Башкирцева отвечает Мопассану последний раз:"Вы не тот,кого я ищу.Но я никого не ищу,ибо полагаю,что мужчины должны быть аксесссуарами в жизни сильных женщин. Невозможно поручиться за то,что мы созданы для друг друга.Вы не стоите меня. И я очень жалею об этом.Мне так хотелось бы иметь человека, с которым можно было бы поговорить". Переписка оборвалась и все попытки со стороны Мопассана возобновить ее, встретиться с Мари.были тщетны.

Она остается одна.Золотая клетка ее одиночества захлопывается еще сильнее.Она слышит как поворачивается ключ.Она уходит в себя,уходит в музыку,живопись, книги,ею овладевает лихорадка чтения,жажда все больших знаний,она составляет план занятий,находя,что ее образование -хаотично,бессистемно.Читает на латыни,французком,английском по 5-6 книг и десяток газет за день!

Пренебрегает советами врачей,играет на рояле помногу часов в день,а ведь ей запрещено. Но она всегда игнорировала свою физическую слабость,не говорила о болезни вслух,презирала заботу о телесном,вышучивала свой кашель и согласилась серьезно лечиться лишь когда все уже было запущено.Она говорила,что отдаться полностью живописи это ее мечта.Это ее достойная цель.Она поступает в частную академию профессора Жулиана в конце 1877 года.

После первых же занятий профессор Жулиан отмечает успехи новой ученицы."Я думал,что это каприз балованного ребенка,но я должен сознаться,что она действительно работает,что у нее есть воля и она хорошо одарена. Если это будет продолжаться,то через три месяца ее рисунки могут приняты в Салон"(ежегодная парижская выставка).

Так оно и случилось.

В два года осваивает семилетний к

рс академии блестяще одаренная,но не менее трудолюбивая Мария.Она работает,полубольная,по 12-14 часов в день,почти ночует у мольберта и холстов.Учителя в изумлении смотрят на профессиональные холсты начинающей ученицы,оскорбительно выпытывают ей ли самой принадлежат все эскизы и рисунки...По академии ходят слухи,что почти все ее картины принадлежат художнику Жюлю Бастьену -Лепажу- мастеру реалистического пейзажа, с которым у "одержимой"русской,якобы -роман.А Мария запишет в дневнике,что Бастьен- Лепаж не может долго вдохновлять как учитель.Если она повторяет Бастьен - Лепежа,то это- пагуба.Сравняться с тем,кому подражаешь - невозможно...Величайшие мастера велики только правдой и те,которые смеются над натурализмом - дураки и не понимают,в чем дело.Что же такое возвышенное искусство,если не то искусство,которое изображая перед нами тело,волосы,одежду,деревья с полнейшей реальностью,доходящей почти до обмана чувств,передает в то же время душу,мысль,жизнь..."(М.Башкирцева."Дневник")

Она писала о жизни,о красках и тонах,которые правдивы и поют,он а получала медали и призы на выставках,она познала вкус прижизненной Славы,но не была ею прельщена:"Радости от побед нет,потому что это достигнуто долгим и кропотливым трудом,в них нет ничего неожиданного,а также я чувствую себя на пути к более высокому и совершенному, и содеянное уже не удовлетворяет"(Там же)

Она была на пути к высокому,но - небесному,а не земному.Скоротечный туберкулез отнимал ее последние силы.Она подолгу лежала в постели вынуждена была прервать занятия,но на последней своей,неоконченной, картине нарисовала молодую женщину сидящую на траве в цветущем весеннем саду.

После нее осталась книга в тысячу с лишним страниц,да несколько полотен во Французких музеях- Люксембургском,Лувре,музее Ниццы.

Остальные картины родные увезли на родину и они погибли в начале Второй Мировой при бомбежке окрестностей Киева.

Но имя ее не кануло бесследно. На каменном свитке статуи символизирующей бессмертие (работа французкого скульптора по заказу правительства) выбито ее имя - Мария Башкирцева.

Мопассан же, посетив ее могилу, сказал:"Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!"

Французская художница российского происхождения, автор знаменитого дневника.


Мария Башкирцева родилась в имении Гавронцы (Гайворонцы) недалеко от Полтавы, в семье местного предводителя дворянства. Детство Марии прошло в селе Черняковка (владения полковника Черняка), по современному административному делению - Чутовского района Полтавской области.

После развода мать забирает Марию в Европу. Мария изучает живопись в «Академии Жюлиана», одном из немногих подобных учебных заведений, принимавших женщин.

Последние годы жизни тяжело болеет туберкулёзом. К этому же периоду (1884) относится её известная переписка с Ги де Мопассаном и близкое знакомство со знаменитым французским художником Бастьен-Лепажем. Мария Башкирцева умерла от туберкулёза в возрасте 26 лет.

Похоронена в Париже, на кладбище Пасси. Мавзолей Марии Башкирцевой, построенный Эмилем Бастьен-Лепажем, братом художника и знаменитым французским скульптором, является также местом захоронения многих других членов семьи Башкирцевых-Бабаниных. Там же хранятся некоторые картины Башкирцевой, в том числе одна из последних работ «Святые жёны».

Дневник

С 12 лет и до смерти Мария ведёт на французском языке дневник, ставший впоследствии знаменитым и неоднократно переведённый на многие языки, в том числе и на русский. Дневник проникнут тонким психологизмом, романтической «жаждой славы» и вместе с тем трагическим чувством обречённости.

В начале XX века эта книга была очень популярна в России, а самой известной поклонницей творчества и личности Башкирцевой была Марина Цветаева , в молодости переписывавшаяся с матерью Башкирцевой (умершей в 1920-х годах) и посвятившая памяти Башкирцевой свой первый сборник стихов «Вечерний альбом».

Судьба наследия

В 1980-х годах в Национальной библиотеке был обнаружен оригинальный текст дневника, ранее считавшийся утраченным. При его изучении обнаружилось, что большая часть дневника Башкирцевой неизвестна публике, а уже опубликованная содержит ряд лакун и явных искажений (в том числе и год рождения художницы), внесённых семьёй, не желавшей оглашения своих семейных тайн. Ныне идёт публикация полного текста дневника на французском языке, а также его английского перевода (доступна первая часть под названием «I Am the Most Interesting Book of All». Ожидается также выход второй части английского перевода под рабочим названием «Gloria Cupiditas»). Полное издание по-новому раскрывает личность Башкирцевой, а также освещает жизнь эпохи.

Оригинальные работы Башкирцевой ныне являются редкостью, ввиду того, что большая их часть погибла во время Второй мировой войны при бомбёжке Гавронцев.

Украинский литературовед Михаил Слабошпицкий издал роман «Мария Башкирцева», переведённый на русский и французский языки.

Большое исследование личности Башкирцевой проделал писатель Александр Александров . Итогом его работы стала книга "Подлинная жизнь мадемуаазель Башкирцевой".

Мария Башкирцева- живописец второй половины XIX века, родившаяся в имении Гавронцы Полтавской губернии, стала знаменитой только после смерти, а наибольшую известность ей принесло не столько живописное творчество, сколько эпистолярное. Хотя еще при жизни художницы несколько ее картин приобрел Лувр. В наше время эти работы находятся в экспозиции музея д’Орсе.

Изданные через три года после смерти Марии дневники стали бестселлером того времени. Рукопись перевели на все европейские языки и даже опубликовали в США, а рецензию написали многие известные личности конца XIX столетия. Среди них Премьер-министр Великобритании Уильям Гладстон, Лев Толстой, Ги де Мопассан и многие другие. Даже спустя десятилетия после смерти Марии ее дневники продолжали волновать великие умы. Ими зачитывались Велимир Хлебников и Марина Цветаева. Последняя посвятила художнице стихотворение «Встреча».

Между тем, только спустя 100 лет стало известно, что дневник сфальсифицирован, а самое сокровенное из него безжалостно вырвано. Оригинальные рукописи обнаружила в 80-е годы ХХ столетия профессор университета города Ренн Колетт Конье. Дневники считались безвозвратно утерянными, хотя все эти годы пролежали в архиве Национальной библиотеки Франции. Изучив дневники, состоящие из 84 блокнотов и 22 тетрадей, К.Конье сделала вывод, что в рукопись, кроме стилистических, внесены еще и значительные содержательные правки. В 1984 году исследовательница опубликовала книгу “Мария Башкирцева. Портрет без ретуши”.

Серьезную исследовательскую работу провел и современный российский публицист А.Александров. В книге «Подлинная жизнь мадемуазель Башкирцевой» автор увлекательно описывает все семейные перипетии. Жизнь художницы и ее родственников оказалась настолько окутанной тайнами, что даже спустя более 100 лет довольно интересно прочитать дневники «без купюр». Данная публикация подготовлена на основе двух упомянутых исследований.

Миф первый: когда родилась Мария Башкирцева

Многие годы считалось, что юная художница умерла в 24-х летнем возрасте, а год ее рождения - 1860. Установлено, что на самом деле художница родилась на два года раньше - в 1858 году. После смерти Марии ее мать целенаправленно уменьшила возраст девушки. Вероятно для драматизации судьбы «гениального ребенка» и последующей монетизации ее «истории». Кстати, на сайте Художественного музея города Днепра, в разделе посвященном творчеству М.Башкирцевой, до сих пор указан 1860-й. Хотя днепровские музейщики уже не первый год колесят по ведущим мировым экспозициям с картиной художницы «В студии».

Родилась Муся (детское прозвище Марии) по старому стилю 12 ноября, а праздновала день рождения на два месяца позже — 12 января. С детства ей внушали, что она родилась недоношенной, через семь месяцев после свадьбы родителей. Тем не менее, все оказалось намного сложнее. Вероятно ее мать имела добрачную связь на стороне. Утверждать о произошедшем адюльтере не берусь. Однако, в результате семейного скандала родители Марии через два года расстались.

Миф второй: Мария Башкирцева из семьи богатых помещиков

Дед Муси - генерал Башкирцев П.Г., выйдя в отставку, купил по дешевке имение под Полтавой у разорившегося, захудалого семейства. В дневнике Марии об обстоятельствах этой сделки записано:

«говорят даже, что в этой сделке он выказал изрядную алчность и очень мало великодушия. Что ж, люди есть люди».

Неизвестно как сложилась бы судьба Муси, если бы не любовные интрижки ее матери - Марии Степановны. За мамой ухаживал богатенький холостяк Фаддей Романов. Идея «подцепить» Романова принадлежала Жоржу - брату матери Муси. Запись в дневнике:

«И вот его стали приманивать - сперва напустили на него маму, очень кокетливую. Он в нее влюбился. Поехали все вместе в Харьков, потом в Ялту. Жорж его все подстрекал, так что жизнь вели непостижимую. Я и сама как могла пускала в ход свои чары девятилетней девочки».

Дальнейшие события напоминают детектив Агаты Кристи. Запойный холостяк вдруг женится на некрасивой сестре Марии Степановны - Надин и через год скоропостижно умирает. Родная тетка Муси в одно мгновение становится сказочно богатой. Именно с этого момента семейство начинает жить на широкую ногу…

Миф третий: отъезд за границу для лечения Марии Башкирцевой

У будущей художницы было две гувернантки и обе в разное время скончались от чахотки. Первая, с открытой формой туберкулеза, умерла еще в 1868 году. Таким образом у девочки практически не было шансов не заразиться. Отъезд за границу для лечения Муси - это лишь предлог для долгожданного вояжа матери и ее разгульных сородичей. Помпезный выезд родственников в Европу состоялся только в 1870 году, за счет Фаддея Романова. Поводом к переезду стал не прогрессирующий туберкулез 12-летней девочки. У семейства, наконец, появились необходимые средства для недешевой жизни в Европе.

Задолго до этого, еще живя на Полтавщине, дяди также «отличились». Бесконечные пьяные выходки, дебоши и арест жандармами Жоржа. Любимое занятие — сечь по пьяни розгами прохожих неблагородного происхождения. В общем, семейка по линии матери была еще та!

Младший брат Муси по имени Поль также не отставал от своих дядей. Бросил учебу и с 14 лет гулял с кокотками. В Ницце Башкирцевых отказывалась принимать даже родная сестра отца Муси. Их не приглашали на светские балы. Муся танцевала исключительно на открытых благотворительных вечерах, предварительно купив входной билет. Основное же развлечение семейки — поездки на поезде в Монте-Карло, куда ее мать каждый раз отправлялась в компании нового ухажера. В такие поездки Мария Степановна брала с собой и несовершеннолетнюю дочь.

Миф четвертый: отец Марии Башкирцевой бросил жену с детьми

А.Александров пишет: “Константин Башкирцев очень переживал разрыв с женой. Однажды он решился на отчаянный поступок и выкрал из имения тестя свою семилетнюю дочь и ее брата погодку Поля (он же Павел). Тесть с тещей почти силой отбили детей”.

Согласитесь, достаточно необычное поведение для «гуляки», у которого к тому же присутствуют сомнения в отцовстве первого ребенка. На страницах дневника Мария вспоминала:

«отец похитил нас и спрятал в деревне, чтобы заставить маму вернуться. Бабушка бушевала, привыкнув всю жизнь орать на слуг. Отец же ни разу не переступил границ вежливости. Позже я поняла, что так проявлялось в нем отвращение к грубости и скандалам».

Миф пятый: образ Марии Башкирцевой как юной утонченной натуры

В 15 лет, влюбившись в лорда Гамильтона, эта «наивная девочка» записала в дневнике: «Я признаю любовь только таких мужчин, как лорд Гамильтон потому, что они много знают и много видели. Мальчик двадцати двух лет любит как женщина. Я была бы горда, если бы меня полюбил именно такой мужчина, который искусен в любви».

Не нравятся Мусе наивные юноши, ей подавай опытных, знатных, а самое главное состоятельных мужчин. Да и побуждения к ежедневным многочасовым занятиям оказались довольно прозаичны:

«Я решила пройти курс обучения лицея в Ницце. На все мне потребуется девять часов в день. Я хочу работать как зверь. Я не хочу быть ниже своего мужа».

Под будущим мужем понимается тот же недостижимый для Муси лорд Гамильтон.

Миф шестой: как зарождался эпистолярный талант Марии Башкирцевой

В 1875 году за Марией ухаживал представитель “золотой молодёжи” Ниццы Эмиль д’Одиффре. Его дядя разбогател на торговле тканями. Муся стыдилась того, что у избранника нет «безупречной репутации английского аристократа». И все же лелеяла мечту выйти за него замуж.


Дело в том, что высшее общество не принимало представителей скандальной семьи Башкирцевых в свой круг. Муся по этому поводу сильно переживала на страницах дневника. Родственники Фаддея Романова обвинили сестер в подделке завещания. Судебный процесс длился почти 10 лет. Череда громких скандалов окончательно подорвала семейную репутацию. Вдобавок, двое родных братьев матери художницы (дяди Муси) судились между собой, не поделив одну жену на двоих, которая к тому же была их вдвое старше.

Между тем, Эмиль не захотел, а может и не смог ввести Марию в высшее общество Ниццы. Семнадцатилетняя Муся не просто разочарована, она разозлена. В отместку начинает терроризировать ухажера и его отца. Забрасывает их анонимными письмами с угрозами и непристойностями. Позднее решает поквитаться, сочинив роман «изобличающий семью д’Одиффре». Амбициозная Муся почему-то уверенна, что книга выйдет не хуже, чем у Александра Дюма.

Миф седьмой: Мария Башкирцева отвергла ухаживания Мопассана

В некоторых публикациях встречается размытое трактование переписки Муси с французским романистом. Якобы, получив послание, писатель был удивлен и заинтригован ее литературным даром. На самом деле неуемная жажда славы и желание вращаться в высшем обществе не давали Мусе покоя.

«Уже год, как я собираюсь написать вам… Но вот, дня два тому назад, я читаю в газете, что кто-то почтил вас милым посланием, и вы просите эту прелестную особу сообщить вам адрес, чтобы ответить ей. Во мне тотчас же заговорила ревность, меня вновь ослепило ваше литературное дарование,- и вот я перед вами».

Мопассан, как мужчина заинтригован, ему глубоко наплевать на ее литературный слог. В ответных письмах писатель, как опытный ловелас, постепенно начинает «окучивать» очередную экзальтированную девицу. В конце концов напрямик спрашивает как она выглядит, попутно назначая свидание. Переписка Мопассана с Марией — очередная интрижка писателя (к тому времени уже болевшего сифилисом), из общего вала любовных писем, поставленных на конвейер.

После смерти художницы ее родственники старательно идеализировали образ безвременно скончавшейся Марии Башкирцевой. Скандальная семейка выжимала деньги из всех и вся! Остается только удивляться, как дяди и тети не распродали все картины подчистую. Впрочем, возможно гонорары от изданных «порезанных дневников» приносили доход несоизмеримо больший, чем оставшиеся от Муси полотна. В 1908 году около 150 полотен и рисунков мать Башкирцевой подарила Русскому музею Александра ІІІ (Санкт-Петербург). О дальнейшей печальной судьбе картин подробно написано в Википедии.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода