Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Ла-Манш (пролив) где находится? Ла-манш — пролив между Францией и Великобританией.

Шестого мая 1994 года был открыт уникальный тоннель, который соединил под водой территории Великобритании и Франции. Это событие имело важное экономическое, культурное и геополитическое значение, причем, стоит заметить, не только положительное. Впрочем, пролив Ла-Манш всегда играл важную роль в отношениях между Англией и континентальной Европой. Огромный поток грузов перевозился с Большой земли на остров с помощью паромов с древнейших времен, так что вопрос о новом виде транспортного сообщения встал еще в XIX веке.

Существовало множество проектов тоннеля, его даже неоднократно начинали строить, но работы приостанавливали из-за различных внешних, в том числе мнимых угроз, затем возобновляли их. Увенчавшееся успехом строительство стартовало в конце 1980-х . Тоннель прокладывали сразу с двух сторон - британской и французской. Проект был завершен за семь лет, и теперь дорога с континента на остров Ее Величества на поезде занимает в среднем 2 часа 15 минут. Из них 30 минут состав проводит под водой.

Длина пролива Ла-Манш - 578 километров, ширина - от 32 до 250 километров. Крупнейшие острова - Уайт у берегов Великобритании и Нормандские острова возле французского побережья. Слово «Ла-Манш» было заимствовано из французского названия (la Manche; manche - «неширокий пролив, рукав»), которое использовалось по меньшей мере с XVII века.


Популярны рискованные заплывы через пролив - разумеется, через самую узкую его часть. В этих местах холодно - даже летом температура воды составляет всего около 15 градусов по Цельсию. Помимо этого, тут всегда дует сильный ветер, а море неспокойно. Задача спортсменов осложняется еще и из-за сильного течения. За всю историю Ла-Манш смогли преодолеть около тысячи человек. Рекорд среди мужчин принадлежит австралийцу Тренту Гримси (6 часов 55 минут), среди женщин - чешской пловчихе Иветте Главачовой (7 часов 25 минут). А британка Элисон Стритер переплывала пролив целых 43 раза, за что удостоилась почетного титула Королевы Ла-Манша. Любопытно, что уже более 20 лет французские власти запрещают подобные заплывы, потому что пловцы мешают судоходству. Впрочем, у британцев такого запрета нет.


Евротоннель (Channel Tunnel , а иногда и просто Euro Tunnel ) имеет протяженность 51 километр , 39 из которых проходят под проливом. Это третий по протяженности железнодорожный тоннель в мире. Опережают его лишь Сэйкан (53,85 км, Япония) и Готардский тоннель (57,1 км, Швейцария). Но Евротоннелю принадлежит безоговорочный рекорд по протяженности именно под водой. А еще это самый длинный международный тоннель.


Любопытно, что за время строительства Евротоннеля было изъято 8 миллионов кубометров породы. Каждая из стран по-своему распорядилась своей частью «отходов». Франция просто смыла грунт обратно в море, а вот англичане сделали из глубоководной породы искусственный мыс Шекспира, на котором впоследствии был устроен парк.


Для Евротоннеля построена линия TGV LGV Nord Europe ( Париж - Лондон ). Движение поездов тут левостороннее, как и на остальных железных дорогах Франции и Великобритании.


Всего в тоннеле курсируют 4 типа поездов. Высокоскоростные пассажирские составы TGV Eurostar соединяют Лондон, Париж и Брюссель. В пассажирские челночные поезда Eurotunnel Shuttle можно погрузиться с собственным автомобилем, причем пассажиры на время посадки остаются внутри машин. Помимо этого, есть грузовые составы, которые перевозят фуры и контейнеры.


По суше состав идет быстро, со скоростью 300 км/ч, а в тоннеле замедляется до 160 км/ч. Внутри тоннеля проложены два основных пути и один запасной. Особая система вентиляции позволяет избежать воздушных пробок и других негативных эффектов, которые могут возникать при столь стремительном движении поезда.


В истории эксплуатации тоннеля случались эксцессы . Например, в 1996 году здесь произошел крупный пожар. Обошлось без жертв - английские и французские службы спасения сработали оперативно. Впоследствии было еще несколько крупных пожаров, и после них тоннель оказывался закрыт на несколько месяцев. Изредка из-за технических сбоев поезда в тоннеле останавливаются. Обычно это не приводит к каким-либо проблемам, но люди, страдающие клаустрофобией, испытывают при этом серьезный дискомфорт.


Евротоннель - один из самых грандиозных проектов XX века , но он до сих пор не окупился в финансовом плане, настолько масштабными были затраты на его сооружение. В ходе строительства тоннель подорожал почти в два раза, и в итоге обошелся правительствам Великобритании и Франции в 10 миллиардов фунтов стерлингов.


Среди туристов популярны однодневные туры экономкласса между Парижем, Лондоном и Брюсселем с использованием Евротоннеля. Самолетом выходит дороже и дольше часов на восемь, а еще путь по воздуху менее удобен из-за пересадок и длительного ожидания в аэропортах.

Фото: Jason Langley / Getty Images (в анонсе), Philip Haynes / Getty Images, Pool BASSIGNAC/DEVILLE/GAILLARDE / Contributor / Getty Images, API / Contributor / Getty Images, WYSOCKI Pawel / Getty Images, Alain Nogues (х2) / Contributor / Getty Images, Andia / Contributor / Getty Images, Chris Ison - PA Images / Contributor / Getty Images, Frederic REGLAIN / Contributor / Getty Images

Британские острова отделены от остального континента нешироким каналом между Северным морем и Атлантическим океаном. Мы собрали несколько интересных фактов об этом узком перешейке.

Пролив между Францией и Британскими островами мы знаем как Ла-Манш – это французское название. А англичане называют его Английским каналом – the English Channel , тем самым как будто заявляют свои права на него. В большинстве других стран используются названия, заимствованные из французского: например, по-испански «эль Канал де-ла-Манча».

Самое узкое место пролива Ла-Манш – Дуврский пролив или Па-де-Кале: с одной стороны находится город Дувр, с другой французское побережье региона О-де-Франс. Ширина пролива в этой части составляет всего 37 км: противоположная сторона отлично видна в хорошую погоду.

Ла-Манш образовался относительно недавно по геологическим меркам: всего 200 тысяч лет назад. В те времена в районе Северного моря было озеро, ограниченное ледником. Воды озера прорвались из-за ледника и вызвали огромное наводнение, в результате которого перешеек между современными Великобританией и Францией был смыт.

Ла-Манш имел важную защитную функцию для Британии. Хотя ширина пролива небольшая, и его можно было преодолеть даже на древних кораблях (до островов доплывали и римляне, и норманы, и Вильгельм Оранский), путешествие это было довольно сложным. Сильные течения, приливы, шквалистые ветра, густые туманы погубили многие корабли.

Опытные пловцы могут преодолеть Па-де-Кале вплавь. Первым, кто переплыл пролив без спасательного жилета, был британец Мэттью Уэбб, которому понадобилось почти 22 часа. Рекорд по времени поставил австралийский пловец Трент Гримси в 2007 году – всего 7 часов. Удивительно то, что за всю историю пролив переплыло меньше человек, чем покорило Эверест: всего около тысячи людей.

Из-за течений и погоды температура воды в Ла-Манше не поднимается выше 18 градусов даже летом, а обычно в теплые месяцы держится в районе 15-16 градусов. При этом зимой пролив не замерзает – даже у берегов не образуется лед. Это объясняется теплым течением Гольфстрим.

Под Па-де-Кале построен Евротоннель, который соединяет Великобританию и Францию – города Дувр и Кале. Его длина составляет 51 километр, 39 из которых лежат под водой. Это третий по длине железнодорожный тоннель в мире. Его даже включили в список современных чудес света.

Теперь вы знаете о Ла-Манше не меньше, чем англичане. Главное не забывайте правильно его называть по-английски – the English Channel, ведь легко забыться и произнести французский вариант, а британцам вряд ли это понравится.

Английский канал или Ла Манш – это пролив, находящийся между Францией и Великобританией. Соединяет страны дорога, проходящая под водой. Она занимает третье место в списке самых длинных железнодорожных тоннелей. В давние времена пролив имел другие название, например, Океанус Британикус, Канал да Манча, Ла Маника или Эрмельканал. Французы же говорят Ла-Манш, что в переводе означает «рукав», но как англичане называют залив? Они отдают предпочтение такому названию, как Английский канал. Длина пролива составляет 578 км, ширина в узком месте– 32 км, в широких доходит 250 км, перетекает в Па-де-Кале. Средняя глубина пролива – 60 метров, а максимальная может быть до 170.

Города, расположенные в проливе

На карте мира видно, что более плотная населенность отмечается на берегах Англии. Город Портсмут насчитывает 422 тысячи жителей, Саутгемптон – 304, а Плимут – 259 тысяч человек. Самый большой город, около Ла-Манша, во Франции – это Гавр. Население там составляет почти 250 тысяч человек. В Кале проживает 100 тысяч, а в Булонь-сюр-Мер – менее 90 тысяч человек.

Пересечение пролива вплавь

Пловцы со всего мира пытаются покорить Ла-Манш, проплыв самую узкую часть (Па-де-Кале, ширина пролива 32 км). Погодные условия осложняют данный процесс, ведь температура воды летом не поднимается выше 18 градусов. Волны и ветер иногда достигают отметки 4 балла по шкале Бофорта. Кроме того, порой изменяется течение, из-за приливов и отливов. На данный момент переплывали пролив чуть больше 1 тысячи человек. Некоторые факты об этом:

  1. Мэттью Уэбб – первый мужчина, переплывший Ла-Манш в 1875 году. Заплыв занял почти 22 часа. Первой женщиной в истории стала жительница Соединенных штатов Америки Гертруда Эдерле, которая проделала путь за 14 часов 39 минут в 1926 году.
  2. Население Советского Союза никогда не участвовало в таком необычном виде спорта. Однако 12 лет назад житель России Павел Кузнецов переплыл пролив Ла Манш за 14 часов 33 минуты. Помимо него попробовали свои силы еще несколько соотечественников. Рекорд смог установить Юрий Кудинов, который преодолел расстояние всего за 7 часов и 5 минут.
  3. Самым медленным заплывом отличился житель Великобритании Д. Кобелл. Он потратил на заплыв через залив почти 29 часов.
  4. Филипп Круазон – первый человек без рук и ног, который переплыл пролив. Мужчина применял специальные протезы, благодаря которым не тонул. Плавание заняло 14,5 часов.

Ла-манш

Общие сведения. В настоящей лоции, состоящей из двух выпусков, дано описание пролива Ла-Манш, или Английского канала (La Manche, English channel).

В выпуске 1 дано описание северного побережья пролива Ла-Манш от мыса Норт-Форленд (5Р23" N, 1°27"Е) до мыса Корнуолл (50°08" N, 5°43" W) и островов Силли, принадлежащих Соединенному Королевству Великобритании и Северной Ирландии. В выпуске 2 приведено описание южного побережья пролива Ла-Манш от франко-бельгийской границы до мыса Пенмарк (47°48"N, 4°22"W), которое принадлежит Французской Республике.

Развитая сеть средств навигационного оборудования и значительное число приметных пунктов обеспечивают плавание по проливу Ла-Манш днем и ночью. Высокие берега с характерными полуостровами и мысами облегчают ориентировку по данным радиолокационного наблюдения. Наиболее сложные условия плавания находятся в проливе Па-де-Кале, или Дуврском (Pas de Calais, Dover Strait), который является восточной и самой узкой частью пролива Ла-Манш, из-за наличия банок и сильных приливных течений.

Из-за интенсивного судоходства наибольшую угрозу при плавании в проливе Ла-Манш создает опасность столкновения, особенно в условиях ограниченной видимости. Суда, следующие по проливу, должны учитывать, что его пересекают суда, курсирующие с большой скоростью между английскими и французскими портами.

Берега. Северный берег пролива Ла-Манш, являющийся южным берегом острова Великобритания, преимущественно скалистый и утесистый. По характеру рельефа он делится на две части: восточную и западную. Граница между ними проходит по меридиану 3°00" зап. долг. Вдоль восточной части северного побережья пролива тянется длинная цепь меловых гор Дауне (Downs) высотой не более 300 м. К западу от меридиана 3°00" зап. долг, побережье становится выше; здесь находятся горы высотой до 619 м, сложенные из красного песчаника и других твердых пород.

Во многих местах возвышенности подходят вплотную к морю и образуют высокие и обрывистые мысы, приметные с большого расстояния. В местах, где горы находятся далеко от берега, у моря расположены низкие равнины с глинистыми и песчаными берегами. Склоны возвышенностей, а также низкие участки побережья местами покрыты однообразной растительностью. Лесов здесь мало.

Северный берег пролива Ла-Манш от мыса Норт-Форленд до мыса Селси-Билл (50°43" N, 0°47" W) изрезан мало. К западу от мыса Селси- Билл в берег вдается несколько бухт и заливов. Наибольшее значение среди них имеют бухта Портсмут, заливы Саутгемптон-Уотер, Лайм, Плимут и Маунтс.

Примерно от середины северного берега пролива Ла-Манш выступает высокий, узкий и приметный полуостров Портленд, соединенный с берегом низким перешейком.

Оконечности многих полуостровов высокие и приметные. Наиболее значительно выступают от берега мысы Норт-Форленд, Саут-Форленд (51°08"N, 1°22"Е), Данджнесс (50°55" N, 0°59" Е), Бичи-Хед (50°44" N, 0°15"Е), Селси-Билл, Сент-Катеринс (остров Уайт), Билл-оф-Портленд (50°ЗГ N, 2°27" W), Старт (50° 13" N, 3°38"W), Лизард (49°58" N, 5°12" W) и Лендс-Энд (50°04" N, 5°43"W).

Обрывистые и утесистые берега окаймлены узкой полосой осыхающих рифов и скалами. Низменные участки берега сравнительно отмелы и окаймлены осыхающими песчаными отмелями.

Северный берег пролива прорезан множеством коротких рек, из которых главными являются Ротер, Уз, Фрум, Экс, Дарт, Теймар и Фал; глубины в устьях этих рек, как правило, большие. Некоторые порты и гавани, расположенные на таких реках, доступны для больших судов. Широкие устья рек Экс и Фал с большого расстояния создают впечатление разрыва береговой линии.

Южный берег пролива Ла-Манш на участке от франко-бельгийской границы до порта Ле-Трепор (50°04" N, 1 °22" Е) низкий и песчаный, а далее к S до устья реки Сена тянется высокий утесистый берег. К западу от устья реки Сена южный берег залива Сены преимущественно невысокий, но обрывистый.

Восточная часть южного побережья пролива Ла-Манш до полуострова Котантен (49°30" N, 1°35"W) имеет равнинно-холмистый рельеф, а западная его часть, за исключением полуострова Котантен, более возвышенная, преимущественно скалистая, сложенная из гранита, песчаника и сланца. Ландшафт полуострова Бретань (48°30" N, 4°30" W) представляет собой чередование мелких возделанных участков земли с лугами и рощами.

В южный берег пролива Ла-Манш к востоку от полуострова Котантен вдается несколько заливов и бухт, в том числе заливы Сены и Сен-Мало. К S от полуострова Бретань тянется сильно изрезанный высокий утесистый западный берег Франции; в этот берег вдается бухта, в которой находится Брестский рейд.

От южного берега пролива Ла-Манш выдаются мысы Гри-Не (50°52" N, 1°35" Е), Антифер (49°41" N, 0°10" Е), Барфлёр (49°42" N, Г16" W) и мыс (49°44"N, 1°56"W), который является северо-западной оконечностью полуострова Котантен.

На всем протяжении южного берега пролива Ла-Манш обрывистые и скалистые участки берега окаймлены осыхающими рифами, а низкие песчаные участки -- песчаной осыхающей отмелью. Берег к западу от полуострова Котантен окаймлен многочисленными островами, островками и скалами и имеет шхерный характер; плавание вдоль этого берега с навигационной точки зрения является наиболее сложным.

Южный берег пролива Ла-Манш прорезан множеством рек, из которых наиболее важное навигационное значение имеет река Сена. Наиболее значительными судоходными реками после реки Сена являются реки Сомма, Орн, Ране, Трегье, Морле, Аберврак и Он (перечислены с востока на запад). Устья рек восточной части этого берега обычно преграждены песчаными барами, через которые прорыты каналы, а устья рек западной части загромождены множеством опасностей, между которыми пролегают фарватеры. Для рек описываемого района характерны небольшие колебания уровня воды и слабое течение.

Острова и проливы. У северного берега пролива Ла-Манш расположен остров Уайт, отделенный от берега глубоководным проливом Те-Солент. Высота южной части острова Уайт достигает около 240 м. К северу высота острова постепенно уменьшается. У его берегов расположено несколько островов и скал.

На северной стороне входа в пролив Ла-Манш с запада в 24 милях к SW от мыса Лендс-Энд расположены острова Силли, которые представляют собой обширную группу островов, надводных и подводных скал.

У южного берега пролива Ла-Манш непосредственно к западу от полуострова Котантен лежат Нормандские острова: Олдерни, Гернси, Сарк и Джерси, между которыми ведут глубокие проходы. Между островом Олдерни и полуостровом Котантен расположен глубоководный пролив Рейс-оф-Олдерни, а между островом Джерси и западным берегом полуострова Котантен имеются узкие мелководные проходы.

Вблизи северо-западной оконечности полуострова Бретань находится остров Уэсан, а в проливе между островом и материком расположен обширный мелководный район, через который ведут несколько проходов, доступных для плавания малых судов.

В расстоянии около 24 миль к югу от острова Уэсан расположены скалы Шоссе-де-Сен. Между этими скалами и берегом материка имеется проход Ра-де-Сен, которым в ясную погоду и с учетом сильных приливных течений могут пользоваться малые суда и суда средних размеров для сокращения пути из порта Брест в порты Бискайского залива и обратно.

Глубины, рельеф и грунт. Дно в проливе Ла-Манш постепенно понижается с востока на запад и от обоих берегов к его середине. Однако в западной части пролива у северного берега дно более пологое, чем у южного.

Посредине пролива Па-де-Кале, который является восточным входом в пролив Ла-Манш, расположено несколько длинных мелководных банок: Варн, Те-Ридж, Ле-Риденс, Бассюрель; грунт на банках крупный песок и битая ракушка. Эти банки делят узкий пролив Па-де-Кале на два прохода, в которых установлены зоны разделения движения судов.

У северного берега пролива Ла-Манш дно довольно ровное. Здесь имеется лишь несколько скалистых банок, удаленных от берега на расстояние до 8 миль. Остальные опасности находятся вблизи берега.

Дно у южного берега пролива Ла-Манш неровное. Вблизи берега лежит много опасностей, затрудняющих подход к нему.

В некоторых местах на подходах к южному берегу пролива Ла-Манш имеются впадины с отличительными глубинами, способствующие опознанию места судна при плавании во время плохой видимости. На подходе к Нормандским островам с NW находится обширная впадина Хёрд, вытянутая с NE на SW.

Кромку материковой отмели к SW от входа в пролив Ла-Манш ограничивает изобата 200 м. Мористее этой изобаты глубины резко увеличиваются. В хорошую погоду кромку материковой отмели можно опознать по образующейся над ней ряби, а в штормовую погоду -- по волнению и резкому изменению цвета воды с темно-голубого на зеленый. К востоку от кромки материковой отмели глубины уменьшаются равномерно.

Грунт в проливе Ла-Манш песок, гравий, камень, ракушка, мел и ил. Вблизи берега часто встречается скала. В западной части пролива на его северной стороне грунт темнее, чем на южной, а песок и камень мельче.

На подходах к проливу с запада грунт преимущественно мелкий или крупнозернистый песок и битая ракушка; местами встречается галька, гравий, мелкий камень и кое-где ил. Песок в основном белый, хотя в некоторых местах встречается желтый. Желтый песок расположен преимущественно южнее параллели 49°30" сев. шир., а желтый с черными песчинками -- севернее этой параллели.

Земной магнетизм. Магнитная изученность в проливе Ла-Манш удовлетворительная. На этот район имеются данные магнитных измерений советского экспедиционного судна «Заря», аэромагнитной съемки США по проекту «Магнит» и Государственной обсерватории Канады. Густая сеть пунктиров магнитных наблюдений покрывает побережье.

Магнитное склонение на эпоху 1995 г. изменяется от 3,3°W на северо- востоке района (52°00"N, 2°00"Е) до 5,8°W на юго-западе района (49°00"N, 5°00" W). Направление изогон -- NE -- SW. Аномалий и аномальных точек не обнаружено. Среднее годовое изменение склонения -- 0,13°.

Магнитное наклонение изменяется от 66,9°N на северо-востоке района до 64,2°N на юго-западе района. Направление изоклин широтное.

Горизонтальная составляющая напряженности магнитного поля Земли в описываемом районе изменяется от 190 мЭ на северо-востоке до 202 мЭ на юго-западе района. Направление изодинам широтное.

Средства навигационного оборудования. В проливе Ла-Манш средства навигационного оборудования в полной мере обеспечивают безопасность плавания судов как вдали от берега, так и на подходах к заливам, бухтам и устьям рек. В условиях нормальной видимости надежное определение места судна обеспечивается маяками и светящими знаками. Для ориентировки в условиях ограниченной видимости имеются звукосигнальные установки. В проливе Ла-Манш действуют радионавигационные системы.

Системы Лоран-С и Консол в этом районе имеют низкую точность определения места и не рекомендуются к использованию.

Кроме вышеназванных радионавигационных систем на побережье Франции развернуты радионавигационные системы Торан, Силедис и Rana Р17. Система Rana Р17 в основном захватывает западную часть пролива Ла-Манш и обеспечива"ет определение местоположения судна с точностью до 200 м.

На многих плавучих маяках и буях установлены радиолокационные маяки-ответчики. Далеко выдающиеся от берега отмели, банки и затонувшие суда, а также фарватеры, ведущие к портам, расположенным в этом районе, ограждаются плавучими предостерегательными знаками. Для ограждения принята система МАМС, регион А.

В проливе Ла-Манш могут встретиться светящие буи сбора океанографических данных (ODAS).

В водах Франции, наряду с системой МАМС (регион А), буи, ограждающие районы учебных стрельб, могут быть окрашены в белый цвет с голубым крестом.

Во французских извещениях мореплавателям буи часто описываются по функциональному назначению или цвету; поэтому на английских картах они могут быть нанесены не соответствующей формы или вида топовой фигуры.

Нефтяные и газовые промыслы. В пределах границ континентального шельфа двух стран в проливе Ла-Манш могут быть установлены эксплуатационные платформы и буровые установки для разработки нефтяных и газовых месторождений. Буровые установки на картах не нанесены; сведения о них сообщаются по радио в НАВИП и публикуются в извещениях мореплавателям. На каждой стороне платформы или буровой установки прикреплена желтая освещаемая доска с названием или номером сооружения.

Навигационное оборудование. На эксплуатационных платформах и буровых установках зажигаются огни и подаются туманные сигналы:

а) белый групповой проблесковый круговой огонь, соответствующий букве У (* *--) азбуки Морзе; проблески повторяются через 15 с, дальность видимости 10 миль;

б) красные огни, работающие синхронно с вышеуказанным белым огнем, зажигаются на оконечностях сооружений; дальность видимости 2 мили;

в) туманный сигнал представляет собой группу звуков, соответствующих букве У (**--) азбуки Морзе; сигнал повторяется через 30 с.

Подходы к буровым установкам, платформам и другим сооружениям в районах разработок ограждаются светящими буями. В верхней части платформ устанавливаются авиационные заградительные огни.

Если платформу или буровую установку нельзя обнаружить с помощью РЛС на расстоянии около 3 миль, на них устанавливаются радиолокационные отражатели.

У большинства эксплуатационных платформ, а также у всех платформ, находящихся в английском секторе, установлены зоны безопасности. В соответствии с конвенцией о континентальном шельфе 1964 г., радиус зоны безопасности составляет 500 м. Вход в зону безопасности запрещен за исключением следующих случаев:

а) ремонт подводного кабеля или трубопровода вблизи зоны;

б) доставка и снятие обслуживающего персонала, обеспечение его жизнедеятельности, осмотр платформы -- во всех случаях при наличии соответствующего разрешения;

в) спасение людей и имущества;

г) из-за непогоды или терпя бедствие.

Режим плавания. Пролив Ла-Манш является бывшим опасным от мин районом, открытым для плавания судов. Якорная стоянка в бывших опасных от мин районах разрешается только в специальных местах; лов рыбы в этих районах допускается лишь при строгом соблюдении специальных инструкций.

В районах наиболее оживленного судоходства, а именно в проливе Па- де-Кале и на подходах к нему, к NW от скал Каскетс (49°43" N, 2°23" W), к NW от острова Уэсан (48°28" N, 5°05" W), а также к Е, S и W от островов Силли (49°57" N, 6°20" W) установлены системы разделения движения; зоны или линии разделения и полосы движения показаны на картах. Плавание в этих системах регламентируется правилом 10 МППСС-72. Однако, это правило не отменяет требования соблюдать правила расхождения судов и следовать с безопасной скоростью, особенно в условиях ограниченной видимости.

Между зонами разделения движения и берегами пролива имеются зоны прибрежного плавания, предназначенные для малых судов. Плавание в некоторых зонах прибрежного плавания Франции регламентируется особыми правилами.

В проливе Ла-Манш имеются многочисленные районы боевой подготовки вооруженных сил Великобритании и Франции.

Гидрометеорологический очерк. Гидрометеорологические условия для плавания судов в описываемом районе неблагоприятны с октября по март. В этот период часто наблюдаются сильные ветры и волнение, из-за осадков и тумана ухудшается видимость.

Плавание судов могут затруднять сильные местные ветры, развивающие значительное волнение.

Приливные течения в сочетании с сильным ветровым волнением или крупной зыбью в открытой части пролива и на некоторых рейдах также создают неблагоприятные условия для плавания и стоянки судов.

В устье реки Сена опасность для судов, стоящих на якоре, может представлять «маскарэ» -- вал, образуемый приливной волной.

В мае -- сентябре гидрометеорологические условия для плавания судов "более благоприятны: реже наблюдаются сильные ветры и волнение. Однако в это время плавание судов могут затруднять туманы.

Опасность для плавания могут представлять также смерчи, которые отмечаются в основном в августе и сентябре.

Метеорологическая характеристика. Описываемый район расположен в умеренной климатической зоне. Климат здесь типично морской. Он характеризуется незначительными колебаниями температуры воздуха в течение года, большой влажностью и облачностью, значительным количеством осадков и преобладанием западных ветров.

Зима мягкая, с редкими и непродолжительными заморозками. Погода обычно пасмурная и дождливая, нередки туманы и сильные ветры.

Весна относительно холодная. Погода по сравнению с зимой менее облачная; туманы и сильные ветры наблюдаются реже, чем зимой.

Лето прохладное. Отмечаются редкие туманы, значительная облачность, умеренное количество осадков, выпадающих преимущественно в виде ливней. Сильные ветры бывают редко и продолжаются недолго.

Осень относительно теплая. Погода пасмурная; часты туманы, сильные ветры и продолжительные осадки, которые, однако, менее интенсивны, чем летом.

Наиболее существенным фактором в формировании климата описываемого района является циркуляция атмосферы. Характерная особенность ее -- преобладание мощного западного переноса теплых и влажных масс морского воздуха умеренных широт, формирующихся в северной части Атлантического океана. Западный перенос обусловливается весьма интенсивной циклонической деятельностью, развивающейся в продолжение всего года на фронте умеренных широт, проходящем через весь океан от берегов Северной Америки до берегов Европы.

Зимой циклоны обычно следуют через Британские острова и Северное море на восток. В результате этого над описываемым районом создается мощный поток теплых и влажных воздушных масс.

Летом над проливом Ла-Манш сохраняется западный перенос воздушных масс, хотя пути циклонов смещаются несколько в меридиональном направлении. Вследствие этого воздушные массы, приносимые летними циклонами, относительно прохладны.

В описываемом районе отмечаются в основном четыре типа погоды: юго-западный, северо-западный, юго-восточный и антициклонический.

Юго-западный тип погоды преобладает в данном районе. Для этого типа погоды характерно господство ветров от SW, особенно сильных зимой. Погода обычно пасмурная и дождливая.

Северо-западный тип погоды отмечается в основном зимой, когда повсеместно преобладают холодные и сильные ветры от NW, которые часто бывают шквалистыми. При этих ветрах наблюдается чередование пасмурной, дождливой погоды с ясной.

Юго-восточный тип погоды бывает при вторжении в данный район воздушных масс с континента. Этот тип погоды характеризуется преобладанием ветров от Е до S, которые обусловливают теплую, в основном сухую погоду летом и холодную или очень холодную зимой.

Антициклонический тип погоды отмечается, когда над описываемым районом расположен антициклон. Погода преимущественно сухая, теплая, со слабой дымкой летом и частыми туманами зимой.

Существенное влияние на климат описываемого района оказывает Северо-Атлантическое течение, приносящее к берегам Западной Европы большие массы теплой воды, поступающей в пролив Ла-Манш, что обусловливает повышение температуры воздуха зимой и некоторое понижение ее летом.

Температура и влажность воздуха. Температурный режим описываемого района довольно однороден; только зимой температура воздуха заметно понижается с запада на восток.

В самые холодные месяцы года (январь и февраль) средняя месячная температура воздуха изменяется от 6 до 8 °С в открытой части пролива и от 4 до 8 °С на его побережьях.

Абсолютный минимум температуры воздуха --18°С (порт Дюнкерк, январь).

В самые теплые месяцы года (июль, август) средняя месячная температура воздуха повсеместно составляет 16--18 °С.

Абсолютный максимум температуры воздуха 38 °С (порт Гавр, июль).

С октября по апрель, а местами даже по май, на побережье Великобритании наблюдаются заморозки; наибольшая их вероятность в январе -- марте, причем чаще они отмечаются в восточной части этого побережья. Число дней с заморозками за год невелико; в порту Фалмут, например, отмечено 15 таких дней.

Суточный ход температуры летом выражен отчетливее, чем зимой.

Относительная влажность воздуха высокая в течение года. Средняя месячная влажность составляет повсеместно в среднем 75--85 %, причем летом она несколько ниже, чем зимой. Суточные колебания относительной влажности зимой не превышают 5 %, а летом 20 %.

Ветры. В открытой части пролива Ла-Манш в продолжение всего года господствуют ветры от SW и W.

Осенью и зимой в проливе Ла-Манш преобладают ветры от SW и W (суммарная повторяемость 30--40 %). Весной ветры более изменчивы, чем осенью и зимой, но чаще других отмечаются ветры от SW, W, NE (40--50 %). Летом, кроме ветров от SW и W (35--45 %), наблюдаются ветры от NW (10--20 %).

На побережьях пролива Ла-Манш господствуют ветры от SW и W (суммарная повторяемость 25--50 %). Из ветров других направлений наиболее часто отмечаются ветры от N, NW и NE, а в портах Гавр, Дьепп и Шербур с октября -- ноября по февраль -- март преобладают ветры от S (до 26 %).

Средняя месячная скорость ветра в открытой части пролива преимущественно 5--9 м/с, причем зимой она больше, чем летом. На побережьях пролива она составляет 4--7 м/с, лишь на островах Силли и на острове Уэсан в декабре -- феврале скорость ветра увеличивается до 9--10 м/с.

Суточный ход скорости ветра на побережьях более ярко выражен летом, причем наибольшая скорость приходится примерно на 13 ч. Зимой суточный ход выражен очень слабо.

Штили наблюдаются редко. Повторяемость их повсеместно обычно не превышает 5 %, лишь в портах Брест и Саутгемптон достигает 9--10 %.

Повторяемость скорости ветра 15 м/с и более в открытой части пролива с сентября по апрель преимущественно 5--10 %, а летом она не более 5 %. На побережьях пролива среднее годовое число дней со скоростью ветра 17 м/с изменяется от 5 до 34. Среднее месячное число дней с такой скоростью ветра с октября по февраль -- март в основном 1--3, а с марта по сентябрь редко превышает 1. Исключение составляют порты Булонь, Фалмут и острова Силли, где в октябре -- январе это число увеличивается до 4--6.

Сильные ветры чаще всего дуют от SW и продолжаются зимой иногда 3--4 суток. В апреле и даже в мае в восточной части описываемого района иногда наблюдаются сильные ветры от NE, сопровождающиеся снегопадами и метелями. Скорость ветра от NE может достигать 36 м/с, а от SW -- 59 м/с. Иногда штормовые ветры от SW, не ослабевая, меняют свое направление на W, NW или NE (через N), а затем вновь дуют от SW.

На побережье Франции распространены местные ветры, с которыми жители обычно связывают изменения погоды.

«Норде» -- холодный и сухой ветер от NE, отмечающийся на самом севере Франции зимой.

К югу от параллели 50° сев. шир., особенно зимой и осенью, наблюдаются ветры, называемые «нароэ» и «сюроэ». Нароэ -- это сильный порывистый холодный ветер от N или от W, сопровождающийся обычно мощной кучевой облачностью и ливневыми дождями. Сюроэ -- более теплый и продолжительный ветер от SW или от S, сопровождающийся обильными обложными осадками. На побережье полуострова Бретань наблюдается теплый, менее влажный, чем сюроэ, ветер от SW или от W, который называется здесь «сюэ».

К северу от параллели 50° сев. шир. отмечаются ветры «вьендоэс» и «биз». Вьендоэс -- теплый западный ветер, сопровождающийся интенсивным дождем, часто с грозой. Биз -- это холодный ветер от N, NE или от Е. При этом ветре отмечается обычно сухая малооблачная погода, значительный рост атмосферного давления. Биз возникает чаще всего зимой и весной.

Шквалы часто отмечаются летом при грозах.

Бризы повсеместно наблюдаются на побережьях пролива. Летом лучше развит морской бриз, а зимой -- береговой. Морской бриз начинается в 12--13 ч и продолжается до 19 ч; после кратковременного затишья начинается береговой бриз, достигающий наибольшего развития между 1 и 8 ч. Морской бриз сильнее берегового; его скорость иногда достигает 7 м/с, а скорость берегового бриза не превышает 3 м/с.

Туманы. Повторяемость туманов в открытой части пролива Ла-Манш в апреле -- ноябре 1--3 %; в декабре -- марте она увеличивается до 5--7 %. На побережьях пролива среднее годовое число дней с туманом меняется от 12 до 53. Среднее месячное число дней с туманом в основном не превышает 4. Число таких дней достигает в порту Гавр в декабре -- марте 6, в районе мыса Ла-Аг в июне и июле 5, а на острове Уэсан в мае -- сентябре отмечается 5--8 дней с туманом за месяц.

Продолжительность туманов колеблется от 4 ч до 2 сут, иногда и более.

На побережье Великобритании наибольшее число часов с туманом за месяц 64 (острова Силли, июнь, июль), а наименьшее 6 (участок побережья между мысами Старт и Лизард, январь).

Туманы, возникающие над открытой частью пролива, продолжительнее туманов над побережьями.

В описываемом районе наблюдаются в основном радиационные и адвективные туманы.

Радиационные туманы возникают чаще в холодный период года над отдельными участками суши и могут выноситься береговыми ветрами в пролив. Иногда эти туманы занимают большую площадь. Известны случаи, когда на побережье Великобритании наблюдался туман высотой 1200 м и протяженностью от устья реки Темза до порта Плимут.

Адвективные туманы обычно образуются весной и летом при умеренных ветрах от SW до W во время прохождения теплого и влажного воздуха над относительно холодной подстилающей поверхностью. Они могут быть очень плотными и занимать большие участки. Перемещаясь вместе с ветром, адвективные туманы внезапно и довольно быстро окутывают пролив Ла- Манш густой пеленой молочного цвета, видимость в которой может быть меньше 10 м. Адвективные туманы очень устойчивы и могут сохраняться несколько дней.

В восточной части пролива Ла-Манш и в эстуарии реки Сена зимой иногда встречаются туманы испарения. Они образуются при наличии очень холодного воздуха, антициклоническом характере погоды и слабом ветре.

Видимость. В течение почти всего года в описываемом районе преобладает видимость более 5 миль (повторяемость 70--80 %, а в августе до 90 %).

Повторяемость видимости 2 мили и менее в продолжение года изменяется от 5 до 15 %, причем в восточной части пролива она больше, чем в западной; в июле-- августе повторяемость не более 5 %.

Ухудшение видимости вызывается, как правило, туманом, дымкой и осадками. Так, например, в западной части пролива Ла-Манш во время дождей видимость уменьшается до нескольких сотен метров.

Видимость 2 мили и менее отмечается при любых ветрах, однако в западной части пролива Ла-Манш она бывает преимущественно при слабых и умеренных ветрах от SW и W и при штилях. В некоторых местах на побережьях пролива видимость резко ухудшается при ветрах, приносящих дым и гарь из промышленных районов. Так, для порта Гавр такими ветрами являются ветры от NE до Е, а для порта Брест -- ветры от Е до SE.

Радиолокационная наблюдаемость. В описываемом районе преобладает с ноября по август нормальная радиолокационная наблюдаемость, а в сентябре и октябре -- повышенная.

Облачность и осадки. Средняя месячная облачность в открытой части пролива с октября по март 6--7 баллов, а с апреля по сентябрь не превышает 6 баллов. На побережьях облачность изменяется от 6 до 8 баллов, причем зимой она больше, чем летом.

Утром облачность обычно больше, чем днем; только с ноября по январь она днем несколько увеличивается. Суточные изменения облачности малы.

Повторяемость пасмурного неба (облачность 7--10 баллов) колеблется от 45 % летом до 65 % зимой.

За год число пасмурных дней составляет 108--203. Среднее месячное *«число пасмурных дней с октября по февраль на побережье Великобритании 10--15, на побережье Франции 15--21, а на острове Джерси 8--14. С марта по сентябрь оно составляет на побережье Великобритании 7--11, на побережье Франции 12--18, а на острове Джерси 6--9.

Повторяемость ясного неба (облачность 0--3 балла) изменяется от 15 % зимой до 30 % летом.

Число ясных дней за год составляет 22--63. Среднее месячное число ясных дней на побережьях пролива с апреля по сентябрь 2--6, а на острове Джерси 6--9. С октября по март оно в основном не превышает 5.

Среднее годовое количество осадков в описываемом районе 635-- | 1090 мм. Больше всего осадков выпадает с октября по январь, когда среднее месячное количество их 50--130 мм. С февраля по сентябрь в среднем за месяц отмечается 30--90 мм осадков. Среднее месячное число дней с осадками 1 мм и более колеблется от 6 до 16.

Максимальное суточное количество осадков 130 мм (порт Брест, июнь).

Осадки выпадают преимущественно в виде дождя, но зимой отмечается и снег. Среднее месячное число дней со снегом с ноября по апрель 1--5. Снежный покров неустойчив и удерживается не более 2 дней; в отдельные зимы он сохраняется до 7 дней.

Особые метеорологические явления. Грозы наблюдаются редко и чаще всего летом. Среднее годовое число дней с ними изменяется от 2 до 16, а среднее месячное число дней не превышает 3.

Смерчи встречаются редко. Смерч -- это вихрь, обладающий большой разрушительной силой и имеющий вертикальную или изогнутую ось диаметром в несколько десятков метров. Давление воздуха в нем ¦ понижено. Смерч имеет вид темного облачного столба. Образование его связано с особо сильной неустойчивостью атмосферы. Сначала в нижней части кучево-дождевого облака появляется воронкообразный отросток, постепенно опускающийся вниз в виде облачной трубки, напоминающей гибкий шланг. Навстречу ему поднимается столб пыли с суши или водяных) брызг с моря. Из одного кучево-дождевого облака может опускаться одновременно несколько смерчей; в этом случае они имеют небольшой диаметр. Скорость перемещения смерча в среднем 10 м/с.

Скорость ветра в смерче достигает 100 м/с. Вращательное движение в нем может происходить как по часовой стрелке, так и против нее. > Продолжительность смерчей -- от нескольких минут до нескольких десятков минут. Сопровождаются они обычно грозой, дождем.

Наиболее вероятны смерчи в августе -- сентябре. За это время иногда отмечается до 5 смерчей.

Нередко смерчи вызывают катастрофические разрушения, иногда) бывают человеческие жертвы.

Град. На северном побережье Франции отмечается в среднем за год около 15 дней с градом.

Гидрологическая характеристика.

Гидрологический режим пролива Ла-Манш обусловлен водообменом с Атлантическим океаном и с Северным морем, климатическими условиями, расчлененностью берегов и особенностями рельефа дна.

Свободный водообмен пролива Ла-Манш с Атлантическим океаном и господство в продолжение всего года западных ветров способствуют повышению солености и плотности воды, а также проникновению сюда океанской приливной волны и зыби. Океанская приливная волна в сочетании с мелководностью района обусловливает довольно большую величину прилива и очень сильные приливные течения, скорость которых в отдельных местах превышает 9 уз. Приливная волна с Северного моря, встречаясь с приливной волной Атлантического океана, создает вращательные течения в проливе Па-де-Кале и очень сложную систему течений в бухтах восточной части пролива Ла-Манш.

Из климатических условий наибольшее влияние на гидрологический режим оказывают штормовые ветры, способствующие развитию сильного волнения и вызывающие у берегов значительные сгонно-нагонные колебания уровня.

Расчлененность берегов и особенности рельефа дна вызывают различия в скорости и направлении приливной волны.

Колебания уровня и приливы. Колебания уровня у берегов пролива

Ла-Манш зависят в основном от приливных и сгонно-нагонных явлений.

Котидальные линии.

Приливы в описываемом районе полусуточные мелководные. Иногда влияние мелководья настолько велико, что появляются дополнительные полные и малые воды, т. е. приливы становятся двойными полусуточными. Они наблюдаются, хотя и редко, в портах Портленд и Саутгемптон.

Полная вода раньше всего отмечается у западного берега полуострова Бретань, где она наступает через 4 ч после прохождения Луны через гринвичский меридиан. У мыса Ла-Аг полная вода наступает через 7 ч, в порту Гавр -- через 9 ч 35 мин, а у мыса Гри-Не -- через 11 ч 10 мин после прохождения Луны через гринвичский меридиан.

Средняя величина квадратурного прилива изменяется от 0,5 до 5,2 м, а сизигийного -- от 1 до 11,6 м.

Максимальная теоретически возможная величина прилива 15 м (залив Сен-Мало).

В устье реки Сена наблюдается маскарэ. Маскарэ представляет собой приливную волну высотой 1--2,5 м с крутым передним склоном. Такая волна в начале прилива быстро распространяется вверх по реке в виде пенящегося вала, сопровождающегося иногда сильным шумом. Особенно большой высоты маскарэ достигает при сильном встречном ветре.

Сгонно-нагонные колебания уровня незначительны. Продолжительные свежие ветры вызывают повышение или понижение уровня на 0,3--0,6 м относительно среднего уровня моря. При экстремальных метеорологических условиях может наблюдаться повышение или понижение уровня на 2--3 м относительно среднего уровня моря.

Сейшевые колебания уровня обусловлены преимущественно резкими изменениями атмосферного давления. Сейши наблюдаются в основном зимой.

Течения. Режим течений в проливе Ла-Манш формируется под влиянием постоянных и приливных течений, а также господствующих ветров.

Постоянное течение представлено ветвью теплого Северо-Атлантического течения, идущей из Атлантического океана по проливу Ла-Манш с запада на восток в Северное море.

Скорость этого течения составляет в среднем 0,1--0,5 уз, устойчивость его в основном менее 30 %. При устойчивых и сильных ветрах от SW и W скорость его иногда достигает в восточной части пролива Ла-Манш 0,9 уз, а у мысов полуострова Котантен 1,5 уз.

Устойчивые ветры от N, NE и Е уменьшают скорость постоянного течения; иногда течение имеет обратное направление, скорость течения тогда не превышает 0,5 уз.

Осенью и зимой после сильных продолжительных западных штормов на подходах к проливу Ла-Манш с запада наблюдается течение, которое следует из Бискайского залива на N. Это течение наиболее четко выражено с ноября по февраль, когда скорость его может достигать 1,5 уз, затем оно ослабевает и к августу совсем исчезает. При подходе к острову Уэсан рекомендуется учитывать возможность встречи с этим течением.

Приливные течения полусуточные. В открытой части пролива Ла-Манш направление приливных течений совпадает с направлением оси пролива, а в прибрежной зоне зависит от изгибов береговой линии и рельефа дна. Смена течений обычно начинается в прибрежной полосе, а через некоторое время захватывает открытую часть пролива Ла-Манш. Это особенно заметно в западной части пролива, где уже в 5 милях мористее островов и скал, окаймляющих побережье, смена течений может происходить на 3 ч позднее, чем у берега между островами Уэсан и Бреа.

В разных районах пролива Ла-Манш смена течений происходит не одновременно. В то время как в западной и восточной частях пролива Ла- Манш «тихая вода» -- очень слабые течения -- наступает примерно во время полуприлива и полуотлива в порту Дувр, а наибольшие скорости течений наблюдаются во время полной и малой воды в том же порту, в средней части пролива Ла-Манш «тихая вода» наступает во время полной и малой воды в порту Дувр, а наибольшие скорости течений отмечаются примерно во время полуприлива и полуотлива в том же порту.

За 6 ч до момента полной воды в порту Дувр на линии, соединяющей мыс Манвьё (49°21" N, 0°37" W) с портом Ньюхейвен, происходит встреча приливного течения, вошедшего в пролив из Атлантического океана, с приливным течением, идущим по проливу из Северного моря. Затем эта линия встречи в течение 6 ч перемещается на восток и доходит до линии, соединяющей порт Дюнкерк с мысом Норт-Форленд.

В продолжение 6 ч после момента полной воды в порту Дувр в восточной части пролива течения направлены на W, за исключением пролива Па-де- Кале, где в продолжение 4 ч после этого же момента они следуют на Е.

В западной части пролива Ла-Манш, ограниченной линиями, соединяющими мыс Старт со скалами Каскетс и мыс Лендс-Энд с островом Уэсан, приливное течение, идущее на восток, сначала переходит в течение, направленное на юг, а затем в отливное течение, которое следует на запад. Полный оборот течений по часовой стрелке происходит за 12 ч 30 мин.

На западных подходах к проливу Ла-Манш течение сильно меняет свое направление и за 12 ч 30 мин описывает полный круг.

Скорость приливных течений в проливе Ла-Манш подвержена значительным изменениям, причем она больше у мысов и меньше в бухтах. Так, у берегов Великобритании в проливе Па-де-Кале средняя скорость сизигийных приливных течений за 4 ч до момента полной воды в порту Дувр превышает 3 уз и уменьшается почти до 1 уз через 3 ч. У мыса Билл-оф-Портленд спустя 2 ч после момента полной воды в порту Дувр средняя скорость сизигийных течений достигает 7 уз, а спустя 5 ч после момента полной воды у того же мыса она не превышает 1 уз. Между мысом Лендс-Энд и островами Силли и в районе этих островов средняя скорость сизигийных течений достигает 2,5 уз, в средней части пролива Ла-Манш -- 3,5 уз, а в западной части-- 1,7 уз.

У берегов Франции в проливе Па-де-Кале средняя скорость сизигийных приливных течений иногда превышает 3 уз, в районе между проливом Па- де-Кале и мысом Барфлёр -- 4 уз, в проливе Рейс-оф-Олдерни и в районе Нормандских островов -- 5 уз. В заливе Сен-Мало она обычно 3--4,5 уз, но у мысов увеличивается до 5 уз. У острова Уэсан средняя скорость сизигийных течений достигает 7 уз. Наибольшая скорость сизигийных течений наблюдается в проливе Рейс-оф-Олдерни и составляет 10 уз.

Наиболее подробные сведения о приливных течениях приведены в Атласе приливо-отливных течений Северного и Ирландского морей, ГУНиО МО, 1970 г.

На приливные течения заметное влияние оказывают направление и сила ветра. Если направление ветра совпадает с направлением течения, то скорость и продолжительность течения возрастают, а смена его задерживается. Встречные же ветры уменьшают скорость и продолжительность течения и являются причиной более ранней его смены. При смене продолжительных и сильных ветров или при их резком ослаблении обычно возникают течения, вызванные сгоном и нагоном воды и оказывающие заметное воздействие на приливные течения. Так, у побережья Великобритании значительное влияние на приливные течения оказывают ветры от S, а у юго-западного берега острова Уайт -- ветры от SW.

В проливе Ла-Манш местами наблюдаются сулои и водовороты.

Волнение. В описываемом районе в течение года преобладают волны высотой менее 1,25 м, повторяемость которых 45--70 %.

Волны высотой 2--3,5 м чаще наблюдаются с сентября по февраль, когда повторяемость их достигает 21 %.

Повторяемость волн высотой 3,5 м и более с декабря по февраль 15 %, а с июня по август не превышает 3 %.

Максимальная высота волн на самом западе пролива Ла-Манш 25 м, Сильное волнение в данном районе вызывают обычно ветры от SW, W, NW и NE. Такое волнение часто сопровождается сильным прибоем.У северного берега полуострова Котантен ветры при встречных приливных течениях создают высокие и крутые волны. У острова Уэсан крупные волны наблюдаются при сильных ветрах от SW до NW. У мыса Антифер они отмечаются во время прилива при штормах от N и NE, а во время отлива -- при штормах от SW и W.Сильная зыбь, идущая из Атлантического океана и Северного моря, наблюдается даже при штиле. Чаще всего зыбь отмечается от SW и W, а в восточной части пролива и от NE.В описываемом районе местами

Температура, соленость и плотность воды. Температура поверхностного слоя воды в течение почти всего года увеличивается с востока на запад и составляет в феврале

6--10°С, а в августе 16-17 С.

Соленость поверхностного слоя воды в продолжение года колеблется от 34 до 35,3 °/оо.

В прибрежной зоне, в заливах и бухтах в результате речного стока соленость уменьшается. Сезонные изменения солености невелики и не превышают 0,5 °/оо-

Плотность поверхностного слоя воды изменяется в феврале от 1,0270 до 1,0275, а в августе от 1,0255 до 1,0260.

Прозрачность и цвет воды. Условная прозрачность воды в описываемом районе 10--20 м, причем увеличивается она с востока на запад. В отдельных районах прозрачность достигает 30 м.

Цвет воды в западной части пролива Ла-Манш голубой, а в восточной -- зеленовато-голубой.

Обледенение судов. В проливе Па-де-Кале возможно медленное обледенение судов в очень суровые зимы.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода