Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Кто дал военно морскому флоту андреевский флаг. Какова история появления андреевского флага

11 декабря 1699 года император Петр Первый учредил Андреевский флаг в качестве главного стяга Российского морского флота. Белое полотнище с перечеркнутыми по диагонали голубыми линиями считалось до 1917 года и считается сейчас главным символом чести и мужества отечественных военных моряков. "РГ" собрала малоизвестные факты из более чем трехвековой истории Андреевского флага.

Происхождение

Само название флага отсылает к христианским истокам. По преданию на диагональном кресте был распят первый ученик Иисуса Христа Андрей Первозванный, считающийся покровителем России. Петр Первый, лично работавший над рисунками флагов, нарисовал два варианта флотского стяга. На одном были три параллельные полосы с надписью цветов, на втором - Андреевский крест на фоне трех горизонтальных полос белого, синего и красного цветов. По легенде, во время раздумий о флаге, император задремал. Он проснулся от светившего в окно солнца и увидел на чистом листе бумаги лучи, преломленные через слюду в виде двух синих пересекающихся линий. Увидев в этом указание свыше, Петр тут же набросал окончательный рисунок флага. Сохранилась даже запись царя на эскизе: "Святой Апостол Андрей Первозванный землю русскую светом Христова учения просветил". Нынешний окончательный образец Андреевского флага был внедрен после 1710 года, до этого император нарисовал еще восемь вариантов, которые последовательно внедрялись на флоте.

Устрашающее назначение

Изначально длина Андреевского флага достигала четырех метров. Размер исходил из тактических целей: флаг должен был вызывать страх у врага не только своим видом, но и на слух, звуковым эффектом - большое полотнище "ревело" на ветру. Устрашающий "рев" стягов до недавних пор все еще сохраняли различные сирены, ревуны, двигатели без глушителей и прочие "военные хитрости". Размеры современного Андреевского должны иметь соотношение ширины к длине - один к полутора, а ширина полос должна соответствовать 1/10 длины полотнища.

Оскорбление флага - война

Командиры кораблей Российской империи, обращаясь перед боем к экипажам, непременно произносили фразу: "С нами Бог и Андреевский флаг!". Почитание было настолько велико, что оскорбление главного символа могло привести к непредсказуемым последствиям. Так произошло в 1910 году в австро-венгерском порту Фиуме, где русская эскадра под командованием контр-адмирала Николая Маньковского была вынуждена остановиться по пути из Черногории. При заходе военных кораблей в порт или встрече двух эскадр, по флотским традициям, обязателен так называемый салют наций, состоящий из 21 выстрела.

Русский отряд, как гость, дал залп первым. Крепость не ответила. Это стало тяжелым оскорблением Андреевского флага и России. Спустя несколько часов к Фиуме подошла австро-венгерская эскадра, снова был положен салют, и снова с русского флагмана был дан 21 залп. Корабли Австро-Венгрии не поприветствовали. Маньковский счел это вызовом и отправился к командующему эскадрой за разъяснениями, но тот не принял его. Впоследствии объясниться все же удалось, и представитель нашего адмирала потребовал от австрийской стороны дать салют с крепости и эскадры в 8 утра следующего дня, когда на русских кораблях будут поднимать флаги. При этом офицер пригрозил не выпустить из бухты австрийские корабли при неисполнении традиции.

По приказу Маньковского российская эскадра перешла в боевую позицию. Хотя адмирал прекрасно понимал, что его три корабля не имеют шансов перед превосходящими почти в 10 раз силами противника. К тому же, этот конфликт мог стать началом войны между Россией и Австро-Венгрией.

В 8 утра русские моряки выстроились на палубах своих кораблей, и, как только флаги начали подниматься, в крепости Фиуме и на всех австрийских судах загрохотали салютные пушки. Адмирал выиграл этот бой за честь Андреевского флага и государства.

Маленький, но гордый

Уже после революции, в 1920 году тральщик "Китобой" под командованием лейтенанта Оскара Ферсмана сбежал из-за возможности захвата из Эстонии, подняв Андреевский флаг. Команда судна через Европу направлялась в Крым к Врангелю. 27 февраля корабль пришел на рейд Копенгагена, где находилась мощная английская эскадра, командир которой приказал "Китобою" спустить Андреевский флаг, так как Великобритания его больше не признает. Ферсман отказался последовать требованию и заявил, что будет воевать, несмотря на то, что у тральщика было всего две пушки.

Конфликт уладила находившаяся в Копенгагене императрица Мария Федоровна. С ее помощью корабль, не спустивший флага, снабдили продовольствием и углем. Судно дошло до Севастополя, откуда вместе с другими кораблями Черноморского флота ушло в Бизерту. К слову, именно в этом порту, принадлежавшем Франции, были в последнюю очередь спущены Андреевские флаги с русских кораблей. Это произошло в 1924 году, когда Франция признала Советский союз.

Помог США

Андреевский флаг мог стать одной из причин успешного для Северных штатов исхода войны с южными штатами в XIX веке. Великобритания стремилась оказать содействие Югу, что серьезно угрожала сторонникам Севера. В сентябре 1863 года на рейде Нью-Йорка и Сан-Франциско остановились эскадры русских адмиралов Попова и Лесовского. По утверждению некоторых историков, приход русских кораблей остановил Англию от вмешательства в противостояние. Через три года отряд американских кораблей прибыл в Кронштадт, чтобы вручить благодарность за оказанную поддержку.

Позор ради спасения

Андреевский флаг добровольно спускали дважды. Первый случай произошел в мае 1829 года во время Русско-Турецкой войны. Стройников - командир фрегата "Рафаил", попавшего в окружение, приказал спустить флаг по просьбе матросов. Хотя военный совет приказал драться до последней возможности, а затем, подойдя к ближайшему кораблю врага, взорвать "Рафаил". Стройников, пожертвовав своей честью и честью Андреевского флага, спас сотни жизней. К тому же, тот бой не имел какой-либо стратегической цели - Турция вскоре капитулировала.

Все офицеры "Рафаила", кроме одного мичмана, были затем разжалованы и лишены наград. Сам фрегат император Николай Первый повелел сжечь. Приказ спустя 24 года выполнил вице-адмирал Павел Нахимов во время Синопского сражения. А имя "Рафаил" навсегда было вычеркнуто из списков Российского императорского флота.

Второй раз Андреевские стяги добровольно спустили с мачт в мае 1904 года во второй день Цусимского сражения. Контр-адмирал Николай Небогатов, приказал опустить флаги на пяти оставшихся от эскадры кораблях, оказавшихся окруженными двумя с половиной десятками японских судов. Во время трибунала стало известно, что командир таким образом спас от гибели 2280 моряков. Контр-адмирала приговорили к смертной казни, которую затем заменили десятью годами крепости.

Возвращение

После революции 1917 года Андреевский флаг был запрещен советской властью. Вместо него было сначала решено использовать флаг Интернационала - красное полотнище, а затем на кораблях ВМФ развевался государственный флаг СССР.

В 1992 году российское правительство приняло постановление о возвращении статуса Андреевскому флагу. 15 февраля того же года в праздник Сретения Господня было совершено освящение возвращенного российскому военному флоту символа.

26 июля 1992 года в День Военно-Морского Флота на всех боевых кораблях в последний раз были подняты флаги ВМФ СССР, после чего под звуки гимна СССР они были спущены. Вместо них под гимн Российской Федерации были подняты Андреевские флаги.

Чуть не попал под запрет

В августе 2009 года министерство юстиции России включило в список экстремистских любые флаги с крестом. Таким образом, под запрет попадал и Андреевский флаг. Вместе с ним вне закона оказались символы многих зарубежных стран и нескольких субъектов РФ. Впрочем, ситуация довольно скоро благополучно разрешилась.

Многие ошибочно считают, что Андреевский флаг – это военно-морской флаг Российской Федерации. Это неправильное мнение. Андреевским флагом называют любой флаг, среди элементов которого находится Андреевский крест. Такое заблуждение возникает по причине того, что классическим Андреевским флагом считают именно тот вариант его изображения, который используется на военно-морском флаге. Узнаваемый флаг Великобритании, флаг Шотландии и многие другие флаги, в том числе гюйс ВМС РФ, также имеют этот крест в качестве основы для всего рисунка. Но в данном контексте речь пойдет именно о военно-морском флаге РФ.

История Андреевского флага как основы для военно-морского флага Российской Федерации.

Классический Андреевский флаг представляет собой стандартное прямоугольное полотно, от центра до углов располагается Андреевский крест. Цвет фона полотнища, как правило, синий, а сам крест, как уже было сказано, диагональный, белого цвета. Возможна инверсия цветов (этот вариант используется на флаге Шотландии). Андреевский крест является самостоятельным символом, который отсылает к распятию Андрея Первозванного. Как гласит Новый Завет, Апостол Андрей был распят на двух скрещенных и косо расположенных по отношению к земле доскам, чем и объясняется тот факт, что на флагах рисунок креста также диагональный. Что интересно и заметно по тому, какие организации используют Андреевский крест на своих флагах, все они так или иначе имеют отношение к морю и воде в принципе. Это и флот Российской империи и РФ, это и страны, чей флот всегда был очень мощным, и чьи границы охраняются морем – Ямайка, Великобритания. Такая особенность объясняется тем, что Андрей Первозванный считается покровителем морской деятельности.

Первой организацией, которая стала использовать данный символ на своей атрибутике – Шотландия. На момент принятия такой символики Шотландия была еще отдельным королевством (832г.). Разумеется, этот год весьма приблизителен, так как проблематично точно удостовериться в этом факте ввиду отсутствия точного документального подтверждения. По легенде, во время войны с англами, шотландский король, отчаявшись, поклялся, что, если скотты одержат победу, он объявит Андрея Первозванного покровителем своего королевства. В тот же миг на небе ясно проявились очертания Андреевского креста. В той битве шотландцы, таки, одержали победу и выполнили свое обещание, в том числе путем утверждения такого флага. Но, вероятно, самым известным использованием креста в символике является Британский флаг. Таким, каким все его знают, он также обязан флагу Шотландского королевства. В XVII веке король, по происхождению шотландец, взошел на английский престол. В честь объединения Англии и Шотландии был учрежден новый флаг. Позже, как известно, к этому союзу присоединились и другие земли, в конечном итоге, флаг обрел современный вид.

В России флаги с Андреевским крестом существовали во времена Российской Империи после учреждениях их Петром Первым. Это были гюйсы, крепостные флаги. Правитель перенял крест из символики голландского флота во время своего визита в Европу. Во времена СССР внешний вид флага полностью поменялся, от Андреевского креста отказались в пользу советской символики. В 1992 году после развала СССР и создания Военно-морского флота Российской Федерации, элемент креста снова вернули в использование. В настоящее время Андреевский крест изображают гюйс ВМФ России, крепостной флаг, флаг береговой охраны Пограничных войск РФ, военно-морской флаг РФ. На данных флагах, кроме последнего, крест используется не в классическом виде, что проявляется в других цветовых решениях и пропорциях.

Андреевский флаг как военно-морской флаг Российской Федерации .

Самым первым русским военно-морским флагом был совсем даже не Андреевский флаг. Это был флаг корабля «Орел». Точный рисунок этого флага не известен. Выдвигается множество предположений, большинство которых, в конечном итоге, сводятся к тому, что флаг, скорее всего, содержал белый, красный и голубой (либо синий) цвета, рисунок его базировался на полосах. Расположение полос относительно друг друга, их пропорции точно не известны. До 1699 года существовало еще несколько версий военно-морского флага, внешний вид некоторых досконально не известен. В указанном году Петр Первый своим указом учредил Орден Андрея Первозванного, на котором уже использовался элемент Андреевского креста. После этого правитель решил ввести его в другую официальную символику – гюйс и военно-морской флаг. Интересный факт: военно-морской флаг не всегда назывался таковым. Во времена Петра Первого, к примеру, он носил название Первого адмиральского флага.

Российская Империя перестала существовать во время гражданской войны в начале ХХ века. С 1918 по 1924 год Андреевский крест еще присутствовал на военно-морском флаге, иногда с другими элементами (к примеру, с белым оленем в центре креста). В 1924 году флаги с элементом креста окончательно перестали существовать ввиду признания иностранными государствами советской России.

В 1992 году Российская Федерация снова ввела в обиход элементы Андреевского креста в свою символику. За образец был взят кормовой флаг суден императорского флота. Однако цвет креста был изменен с глубокого синего на голубой. В таком виде флаг просуществовал до 2001 года, в котором цвет снова изменили, на этот раз на исконный синий. Фон флага белого цвета. Сохранился со времен Великой Отечественной войны и Гвардейский военно-морской флаг. Его носили те корабли и их соединения, которые были удостоены звания гвардейских. Флаг был дополнен георгиевской лентой, расположенной чуть ниже центра флага от внешней кромки одной полосы креста до внешней кромки второй по всей длине. Существуют также Орденский военно-морской флаг и Гвардейский Орденский военно-морской флаг. Эту символику носят те корабли, которые были награждены орденом Российской Федерации. В левом верхнем углу обычного военно-морского флага располагается изображение самого ордена. У Гвардейского Орденского флага также присутствует георгиевская лента.

Безусловно, любой, кто проходил службу в военно-морском флоте Российской Федерации, гордится этим. А для любого русского человека в принципе символика Андреевского креста является в какой-то степени сакральной. Петр Первый крайне удачно соединил флот и этот символ, что признали даже современные законодатели, позволив вернуться Андреевскому флагу в качестве военно-морского спустя почти 80 лет после его упразднения.

Чем был для русских моряков начала ХХ века Андреевский флаг?

Согласно Морскому уставу тех лет - тем же, что и знамя (или штандарт) полка. (То есть "священной хоругвью", символом воинской чести и боевого товарищества 1 .)

А также "хоругвью Русского Государя" 2 (каковой сухопутные знамена никогда не считались).

В реальности, однако, даже кадровые флотские офицеры - и после февраля 1917-го сплошь оставшиеся монархистами - считали Андреевский флаг символом прежде всего страны, России 3 .

Как символ России, уточнял Морской устав хранитель традиций русского флота лейтенант Л.И. Павлов, Андреевский флаг "выше" и знамени, и штандарта, и хоругви! "Он не принадлежит отдельному кораблю, части, соединению", "он вмещает в себе все знамена и стяги России" 4 .

Отдать честь флагу

Это значение Андреевского флага подчеркивала особая торжественность ритуала его подъема (в 8 часов утра) и спуска (с заходом солнца).

Устав требовал присутствия при этом только офицеров и караула - но на практике к подъему и спуску флага "свистали наверх" всех свободных от вахты.

"Сотни глаз устремлены на флаг. Торжественный впечатляющий момент, - вспоминал уже в эмиграции капитан 2 ранга Н.А. Монастырёв. - [...] На корабле не слышно ни шороха. Царит абсолютная, очень впечатляющая тишина, когда Андреевский флаг медленно скользит вниз по гафелю" 5 ...

Честь при подъеме и спуске флага отдавали, снимая головной убор - в "знак исключительного почтения" 6 ...

Традиционное отдание чести при вступлении на почетную часть верхней палубы - шканцы - в начале ХХ века воспринималось на флоте уже как отдание чести флагу, символу России 7 . При этом тоже снимали головной убор.

Сухопутные знамена и штандарты и сами отдавали честь - перед императором их склоняли. Андреевский же флаг не салютовал даже императору! Наоборот, Николай II отдавал, вступая на шканцы, честь флагу (ограничиваясь, правда, прикладыванием руки к козырьку фуражки или к треугольной шляпе - парадному головному убору флотского офицера).

Приспускали флаг только при отпевании покойников - по-христиански преклоняясь "перед высшей тайной смерти" 8 .

Охранять до последней капли крови

Но вот и еще одно отличие Андреевского флага от сухопутных знамен и штандартов: "святая святых" он ТОЛЬКО ЕСЛИ ПОДНЯТ 9 !

Потому что только в этом случае он показывает принадлежность корабля России (и, значит, предстает как ее символ).

А лежащий в сигнальном ящике - он просто предмет снабжения. Вроде весла или брезента. Заменяемый по мере надобности...

Знамена и штандарты сухопутных войск в статусе предметов снабжения пребывали у нас лишь до конца XVIII века. В 1797 году рыцарь и романтик Павел I придал им священный характер, сделав их службу бессрочной. Утратит полк знамя или штандарт - значит, будет служить без "священной хоругви". Пока не заслужит снова...

А вот 24 Андреевских флага, добытые японцами с затопленного 27 января 1904 года своими же крейсера "Варяг",

Не будут родине укором,
Не станут пораженьем ей 10 .

Потому что их взяли НЕ ПОДНЯТЫМИ!

Впрочем, и неподнятые охранялись русскими офицерами "до последней капли крови", как требовал Морской устав 11 . Среди них лейтенант Н.Н. Нозиков с погибшего 15 мая 1905 года в Цусимском сражении крейсера "Владимир Мономах", будущий советский морской историк. В нигилистические 1920-е годы ему не было никакого смысла лгать собиравшему материалы о Цусиме А.С. Новикову-Прибою. А Нозиков рассказал писателю, как вырвал из рук японского унтер-офицера вытащенный тем из-под банки (скамьи) мономаховского баркаса шлюпочный Андреевский флаг, пронзил его саблей и утопил с этим грузом в море...

В виду неприятеля -
поднять стеньговые!

Поднятый Андреевский флаг - это еще и символ готовности защитить интересы России.

Он означает, что русские моряки не скрывают свою государственную принадлежность. И готовы ответить на любые претензии к своей стране.

Поэтому Андреевский флаг поднят:

При встрече с другим кораблем в море,

При входе на рейд, на котором стоят военные корабли или есть крепость, и при выходе с него,

При входе на рейд и выходе с него другого военного корабля.

Андреевский флаг поднимали даже тогда, когда он должен был быть спущен, - между заходом солнца и восемью утра и в ненастную погоду.

Чтобы всем было ясно: здесь - защитник интересов России!

По той же причине "в виду неприятеля", независимо от погоды и времени суток, наряду с кормовым флагом поднимали стеньговые - на верхней оконечности (топе стеньги) каждой из мачт.

Чтобы враг смог рассмотреть русский флаг с гарантией!

И не питал иллюзий относительно намерений русских моряков.

Сигнал миру:
Бой - принимаем!
Письмо - не успею.
Иду - не боюсь.
Россию и веру -
Собой прикрываем.
В вышнем - прозрею,
Иду - не сдаюсь!

Поэт Вадим Шарыгин написал это про сигнал "Погибаю, но не сдаюсь!" - но именно такое значение имели поднятые стеньговые Андреевские флаги. И воспетое поэтом

Флагов соцветье
Русской Голгофы -

это не только белый, красный и синий цвета сигнальных флагов "Шапка", "Живете" и "Аз" (из которых набирается сигнал "Погибаю, но не сдаюсь!"), но и белый и синий - стеньговых Андреевских.

"Погибаю, но не сдаюсь!"

16 октября 1914 года минный заградитель "Прут" был настигнут в районе Севастополя германским линейным крейсером "Гёбен".

Уйти тихоходный "Прут" не мог. Драться - тоже. В бортовом залпе "Гёбена" - десять 280-мм и шесть 150-мм снарядов, весом соответственно по 300 и 46 килограммов. А на "Пруте" - восемь 47мм пушек с полуторакилограммовым снарядом. Годных лишь для салютов...

Поэтому командир заградителя капитан 2 ранга Г.А. Быков 1-й приказал затопить корабль.

А когда с "Гёбена" предложили сдаться, - приказал поднять стеньговые флаги.

По напоминанию мичмана В.А. Алексеева (восьми утра еще не было) подняли и кормовой.

С поднятыми флагами, расстреливаемый "Гёбеном", "Прут" и ушел под воду.

(А сигнал "Погибаю, но не сдаюсь!" Владимир Алексеев приказал поднять 18 июня 1918 года, в Новороссийске, перед тем, как затопить свой эсминец "Гаджибей", чтобы не сдать его немцам. Вслед за "Гаджибеем" этот сигнал подняли и остальные корабли, чьи команды решили не возвращаться в занятый немцами Севастополь, - на странице 46)

Поскольку в бою Андреевский флаг должен быть ПОДНЯТ, к нему приставлялся часовой из строевых унтер-офицеров. Чтобы не дать никому спустить флаг! А если флаг сбит - поднять снова.

Стоя на верхней палубе, часовой был беззащитен от разрывов снарядов.

"Это сурово, но это красиво, - писал об этом известный прозаик, поручик русской армии С.Н. Сергеев-Ценский. - Тут если и теряется жизнь, зато на высшей своей точке, в экстазе борьбы за самое дорогое в жизни, за то, что ее освещает, за то, что ее подымает, за то, чем она широка..." 12

В бою 27 января 1904 года с японским флотом у Порт-Артура часовой у флага на крейсере "Баян", квартирмейстер (по-нынешнему - старшина 2-й статьи) Никифор Печерица, был ранен в обе ноги. Но узнали об этом уже после боя, по неестественной позе продолжавшего стоять часового...

Едва стих бой у Порт-Артура, как в 288 милях юго-восточнее начался бой при Чемульпо. Пошли на прорыв блокированные в этом порту крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец".

Осколки снарядов изорвали на часовом у флага на "Варяге", боцманмате (по-нынешнему - главный старшина) Петре Оленине одежду. Порвали, слегка поранив ногу, сапог. Изуродовали приклад винтовки.

Но Оленин стоял на посту. Поднял, при помощи сигнальщиков Ивана Медведева и Ильи Казарцева, вместо сбитого новый кормовой флаг - и покинул тонущий крейсер в числе последних 13 .

"Помню часового у [стеньгового. - Авт.] флага на грот-мачте, раненого, в крови, не хотевшего уйти по моему приказанию и ушедшего лишь по приказу старшего офицера", - писал о бое 1 августа 1904 года в Корейском проливе дравшийся на крейсере "Россия" мичман Г.М. Колоколов 14 .

Пост N1

Квартирмейстер Василий Прокопович с броненосца береговой обороны "Адмирал Ушаков" без смены простоял часовым у флага все Цусимское сражение.

В первый его день, 14 мая 1905 года, осколки срезали гафель грот-мачты - на котором поднимался на ходу кормовой флаг. Но Прокопович тут же поднял флаг на правом ноке (оконечности) грота-рея.

15 мая, в бою с броненосными крейсерами "Ивате" и "Якумо", он снова стоял на часах у флага - и был убит одним из последних японских снарядов.

На крейсере "Аврора" в бою 14 мая кормовой флаг сбивало семь раз. Но и после седьмого лейтенант Г.К. Старк 3-й () "скомандовал своим резким металлическим голосом, спокойно как всегда: "На флаг! Флаг поднять!"" 15 .

Часовой у флага, квартирмейстер Николай Борисов был уже тяжело ранен в руки и ноги. А все фалы (снасти, на которых поднимают флаги) - перебиты.

Тогда боцман (по-нынешнему - главный корабельный старшина) Василий Козлов полез на нок гафеля.

И поднял флаг в восьмой раз. Закрепив его на других снастях - эринс-талях.

Расстреливаемая 6 августа 1915 года в Рижском заливе германскими линейными кораблями "Позен" и "Нассау" и крейсером "Аугсбург" канонерская лодка "Сивуч" превратилась в плавучий костер.

Но и в этом аду кто-то дважды поднимал сбитый кормовой флаг 16 !

А капитан 2 ранга Г.Ф. Керн - командир погибавшего 15 мая 1905 года в Цусимском сражении миноносца "Громкий" - приказал прибить стеньговый флаг к топу фок-мачты (благо та была сосновой) гвоздями. И сигнальщик Скородумов влез на мачту без скоб-трапа и без веревочной лестницы...

В 1946 году советские зрители увидели киношедевр сценариста (штурмана дальнего плавания!) Георгия Гребнера, режиссера Виктора Эйсымонта и оператора Бориса Монастырского - фильм "Крейсер "Варяг"". И сегодня, глядя на экран, испытываешь сильнейшее волнение и от церемонии поднятия Андреевского флага, и от взвившихся перед боем стеньговых, и от флага, поднятого взамен сбитого в бою...

Не скажут ни камень, ни крест, где легли
во славу мы русского флага...

1. Смирнов А.А. "Знамя есть священная хоругвь..." // Родина. 1994. N 8. С. 90-91.
2. Свод морских постановлений. Кн. Х. Морской устав. Издание 1901 года. СПб., 1902. С. 331.
3. См., напр.: Павлов Л. "Тебе - Андреевский флаг!" // Военная быль. (Париж). 1961. Ноябрь. N 51. С. 2; Граф Г.К. На "Новике". Балтийский флот в войну и революцию. СПб., 1997. С. 453.
4. Павлов Л. Указ. соч. С. 2.
5. Монастырев Н.А. Гибель царского флота. СПб., 1995. С. 8, 26.
6. Горденев М.Ю. Морские обычаи, традиции и торжественные церемонии Русского императорского флота. М., 1992. С. 44.
7. Там же. С. 39; Павлов Л. Указ. соч. С. 2.
8. Павлов Л. Указ. соч. С. 2.
9. Там же.
10. Троицкий М.В. "Стерегущий" // Троицкий М.В. Стихотворения и поэмы. М.-Л., 1962. С. 177.
11. Свод морских постановлений. Кн. Х. С. 331.
12. Сергеев-Ценский С.Н. Бурная весна // Сергеев-Ценский С.Н. Преображение России. Эпопея. Бурная весна. Горячее лето. М., 1989. С. 164.
13. Мельников Р.М. Крейсер "Варяг". Л., 1975. С. 197; Бой "Варяга" у Чемульпо 27 января 1904 года // Морские сражения русского флота. Воспоминания, дневники, письма. М., 1994. С. 504.
14. Колоколов Г. На крейсере "Россия". СПб., 1997. С. 47.
15. Кравченко В. Через три океана. Воспоминания врача о морском походе в Русско-Японскую войну 1904 - ]}

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода