Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Храм николы угодника на набережной. Церковь николы чудотворца на берсеневке

Grazyna 05.09.2016
На этом месте находился монастырь известный с 1390 г. Храм известен с 1625 г. Ныне сохранившееся здание храма в стиле "Русское узорочье" построено в 1656-1657 г. думным дьяком Аверкием Кирилловым. Храм был закрыт около 1931 г. Богослужение возобновлено в 1992 г.

Grazyna 05.09.2016
Храм Николая на Берсеневке в Верхних Садовниках В 1390-93 гг. в этом месте был вотчинный монастырь Николы на Песках. В 1493 г. упоминается уже церковь Николы на Песках. Деревянный храм стал преемником древнего вотчинного монастыря; в 1475 г. к нему относят летописное упоминание "церковь Николы на Песках, зовумая Борисова". В XVI в. двор, в котором стоял храм, принадлежал боярам Белемишевым. Владение Беклемишевых после казни боярина Ивана Берсень- Беклемишева (1525 г.) перешло в казну, потом было пожаловано государеву садовнику Кириллу. В 1566 г. храм уже именовался Николой на Берсеневке. В эти годы храм был перестроен. В 1625 г. была построена новая каменная церковь "по обещанию приходских и разных посторонних людей". С 1625 г. церковь именовалась "Великий чудотворец Никола за Берсеневскою решеткою". Главный престол ее был освящен во имя Живоначальной Троицы, но храм продолжал именоваться Никольским. В 1655 г. двор Беклемишевых получил думный дьяк Аверкий Кириллов, заведовавший Государевыми Садами. При нем был создан существующий ансамбль жилых палат и церкви. Поставленный на подклет двусветный бесстолпный четверик с трехчастной пониженной апсидой, галереей- папертью вдоль северного фасада и крыльцом вытянут с севера на юг. Четверик перекрыт сомкнутым сводом. Барабан центральной главы - световой, остальные главы глухие. Четверик завершают два ряда килевиднчх кокошников. Две главы выделяют боковые членения апсиды - в них были приделы храма. Северное членение имеет отдельный вход с галереи. Богатые по рисунку профилированные наличники на фасадах, парные колонки на углах, карниз, изразцы - все это делает храм неповторимо нарядным. С запада к храму примыкала одноэтажная трапезная. Очень красиво крыльцо на бочкообразных столбах с гирькой над входом. Новое строительство велось с учетом сложившейся планировки и с использованием старых зданий. В убранстве палат и церкви много общего. Оба здания соединялись крытым переходом. Вместе с Красным крыльцом палат ансамбль украшало северное крыльцо храма. Под папертью расположилась усыпальница рода Кирилловых (состояла из нескольких склепов). В 1694 г. была возведена колокольня с проездными воротамии надвратной церковью Казанской Богоматери. По сторонам ворот построили невысокие здания причта и богадельню - Набережные палаты. В 1766-68 гг. архитектор И.Я.Яковлев перестроил Набережные палаты и обновил колокольню. Храм тоже перестраивался. В какой-то период он утратил Никольский придел, однако к 1755 г. по просьбе прихожан придел был возобновлен. К 1775 г. горка кокошников храма была преобразована в ступенчатую пирамиду путем надкладывания рядов. Церковь сильно пострадала в пожаре 1812 г. В 1817-23 гг. разрушенную трапезную с Никольским и Феодосьевским приделами возобновили в классическом стиле, с колонным портиком. К 1820 г. старая колокольня была сломана. В 1853-54 гг. к западу от церкви архитектор Н.В.Дмитриев поставил новую колокольню - ярусную, с колонками по углам ярусов, с островерхим граненым шатром. В 1871 г. часть палат была разобрана, а оставшиеся стены были включены во вновь построенное двухэтажное здание, фасады которого были обработаны под формы XVII в. После 1918 г. на втором этаже дома разместились ЦГРМ (Центральные Государственные реставрационные мастерские). В 1930 г. работники ЦГРМ добились закрытия церкви св. Николы. В этом же 1930 г. по просьбе ЦГРМ Моссовет вынес решение о сносе колокольни, затемнявшей окна рабочих помещений. В 1931 г. архитектор Б.Иофан, строитель "Дома на набережной" внес в Моссовет просьбу о сносе храма. В 1932 г. храм начали разбирать, но снесли только колокольню. В 1958 г. здание храма отдали НИИ музееведения. Позже, в 1960-70-х гг., здание храма и палат занял НИИ культуры РСФСР. В 1992 г. храм вернули верующим, богослужения были возобновлены. В 1996 г. восстановлена полихромная окраска четверика. В правом приделе почти полностью сохранился двухцветный итальянского мрамора иконостас. При храме действуют воскресная школа и приходская библиотека.

Вент 05.09.2016
Богослужения по старому обряду.

А. 05.09.2016
По старому?

tyyytty 05.09.2016
Существует мнение, что из подвала храма идёт подземный ход на другой берег реки Москвы. Там (на месте храма Христа Спасителя) находилось подворье Малюты Скуратова, которое сетью подземелий было связано со многими окружающими строениями, в том числе и с кремлём.

ВВП 05.09.2016
На противоположном берегу имеется храм Св. Николая. Справа от входа в здание храма, приблизительно на расстоянии 5-8 метров, под землею имеется пустота и большого объема. Если попрыгать на этом месте, в тихое время можно услышать характерный гул от прыжков, когда есть подземная пустота. Немного к западу, на территории Дома Пашкова, приблизительно в 30м, в 90-х годах был раскопан ход времен Ивана Грозного, выложенный из белого камня плотно пригнанного. Искатели библиотеки Грозного дошли до пробки, под которой обнаружили, после откачки грунтовых вод, просто грязь. Так вот в ограде храма они не копали, а именно там и есть та самая пустота, которую они искали. Проверьте сами. В 90-х же годах сотрудники КГБ специальной апааратурой "прозванивали" землю между домом Пашкова и этим храмом, на территорию же храма до сих пор никто не догадался войти с целью исследовать эту пустоту под землей. Метро проходит на много глубже.

ЛЕНИНЪ 05.09.2016
это у библиотеки Ленина.

Surprise 05.09.2016
Прямо перед храмом стоит памятный Крест. Один сотрудник с этой территории сказал, что когда велись раскопки, то обнаружили много расстреляных останков в виде скелетов. Это были политические расстрелы.....

Melkh 05.09.2016
В "Науке и жизни" в 1980е была статья-воспоминания о попытках углубиться по ходу, который якобы ведет от храма в сторону Москвы-реки

Татьяна 05.09.2016
Действительно, была очень интересная статья в "Науке и жизни" про путешествие по подземному ходу от Пашкова дома. Не могу вспомнить в каком номере. Кажется за 1985 год.если кто-то точноо помнит, может напишите?

Сегодня, наконец, я исполнила свое давнее намерение посмотреть поближе на храм, который виднеется с Патриаршего моста. Я очень давно туда хотела подойти, но что-то не складывалось.


А ходила я в округе часто, так как люблю Берсеневскую набережную. Раньше специально ходила, чтобы нюхать "шоколадный дух" Красного Октября. Теперь, конечно, уже немного не то все-таки.


Рядом виднеется еще какое-то интересное здание... В общем решила, что надобно сходить, а то сколько меня ноги носили мимо... Несколько лет, по-моему.


Рядом с этим зданием на Берсеневской набережной есть проход на территорию.


Прямо напротив калитки будет вот это здание.

Оно вполне симпатичное и цвет для глаза приятный.


Разве что реставрации требует.


Территория тихая и пустынная.


Много деревьев, создающих тень.


Жаль только, что на небе было много облаков.


И там немного тесновато перед входом, потому здание никак не хотело в кадр влезать.


Приходилось изворачиваться и снимать частями.


А храма отсюда почти не видно.


Мемориальная табличка. Сейчас в здании находится НИИ Культуры, а вот раньше...
Этот дом, известный как палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, является уникальным памятником XVI–XVIII вв., а его архитектурная история тесно переплетается с историей российской. В непосредственной близости от палат находится еще несколько интересных памятников московской архитектуры - Троицкая церковь, более широко известная по одному из своих приделов как храм Николы на Берсеневке, и городская усадьба Смирновых, от которой в настоящее время сохранился «жилой дом с палатами». Сегодня благодаря этим зданиям здесь сохранилась необычная для современной Москвы архитектурно-пространственная среда XVII–XVIII вв.
Старые московские предания, а вслед за ними и многие историки, писавшие о палатах, называют Ивана Никитича Берсень-Беклемишева (?–1525) одним из первых владельцев участка, на котором позднее были сооружены палаты, хотя документального подтверждения этому не найдено. Достоверно известно, что в середине XVI в. земля эта уже входила в состав Стрелецкой слободы.
Без всяких исторических оснований владельцем усадьбы также называют знаменитого опричника Малюту Скуратова или думного дворянина Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского (?–1573), имя которого связано с общеизвестными зверствами правления Ивана Грозного. Легенда эта, приписывающая Малюте Скуратову еще и строительство подземного хода на другой берег Москвы-реки и даже в Кремль, объясняется, возможно, тем, что напротив палат, на Ленивке располагалось владение, принадлежавшее Скуратовым.
Не вызывает сомнений только тот факт, что в XV–XVI вв. на этой территории находился жилой дом, который, предположительно, был деревянным на каменном подклете: белый камень, датированный реставраторами XV в., до сих пор сохранился в толще стен северо-восточной части здания. Вполне вероятно и то, что камень могли использовать вторично, что характерно для строительной практики того времени; возможно также, что это остатки могильных плит, которые могли быть использованы при строительстве. Вообще возведение на этом месте здания, полностью выстроенного из камня (кирпича), ранее XVII в. представляется большинству исследователей маловероятным: местность здесь была низменной, болотистой, и при существовавшем уровне строительной техники, а также до проведения ирригационных работ это было проблематично.
Первыми документально засвидетельствованными владельцами усадьбы были три сына Стефана (Степана) Кириллова, из которых Аверкий Стефанович (1622–1682) стал, по-видимому, ее полновластным хозяином в 1650-е гг. Он был очень состоятельным «московским гостем» [купцом], владельцем многочисленных лавок в Москве и других городах, соляных варниц в Соли Камской, а также земель с крестьянами. Царь Алексей Михайлович привлек его к государственной службе и пожаловал высоким чином думного дьяка. В 1677–1682 гг. Кириллов возглавлял приказы Большой казны, Большого прихода, Казенный приказ и приказ Большого дворца, определяя во многом финансовую, торговую и промышленную политику государства.
Аверкий Кириллов был близок Нарышкиным - родственникам царицы Натальи Кирилловны, матери будущего Петра I. Во время стрелецкого бунта 1682 г. в поддержку царевны Софьи Аверкий Кириллов как член противной партии Нарышкиных был жестоко убит в Кремле, а на Красной площади были поставлены стрельцами памятные столбы, на которых «вины» его были записаны следующим образом: «великие взятки имал и налогу всякую и неправду чинил... Правя Большого прихода приказом, вымысля из сего, накладывал на соль и на всякие съестные харчи пошлины гораздо тяжелые…».
В «Строельной книге церковных земель» за 1657 г. находится следующая запись, относящаяся к усадьбе Кирилловых: «А на том огороде ево, подле ево Аверкиева двора, построена ево Аверкиева палата вновь, и от церковной земли до той ево палаты пять сажен [около 10 м]». В это же время современный облик стали приобретать и соседствовавшие с усадебным домом постройки: практически одновременно на средства Аверкия Стефановича было начато строительство (перестройка?) приходской каменной церкви, главный престол которой был освящен во имя Живоначальной Троицы.

в XVI–XVII вв. главный дом усадьбы обычно располагался внутри двора, а главный вход в него, как правило, был обращен во двор и имел декоративное оформление. Перестройки жилых домов зачастую носили весьма хаотичный характер: дома приспосабливались под новые потребности и нужды владельцев, обрастали крыльцами и пристройками, на каменном основании (на сводах нижних уровней) устраивались гульбища и возводились деревянные помещения, которые могли также пристраиваться к основательным, кирпичным.

Видимо, таким же образом перестраивались в 1656–1657 гг. и палаты Аверкия Кириллова: над кирпичным подклетом (низким первым этажом, который теперь, благодаря культурным наслоениям, похож на полуподвальное помещение) возвели два кирпичных же этажа. Помещения верхнего уровня могли быть частично деревянными; все каменные помещения были сводчатыми; в северо-западном углу дома находилась внутристенная каменная лестница, соединившая подклет с верхними этажами. В результате этих строительных работ сформировались основные объемы существующего сегодня здания.
Дом получил богатое декоративное оформление: восточный и южный фасады и сегодня украшают белокаменные наличники разных типов, лопатки, сложный венчающий карниз. Во время реставрационных работ на южном, обращенном во двор фасаде были обнаружены фрагменты росписей. В самом здании, на втором этаже в центре свода парадного зала был установлен резной белокаменный «замок», или, как его часто называют, «закладной камень». Это плита круглой формы с изображением голгофского креста (отчего помещение получило название Крестовой палаты), расположенного в центре круговой надписи.

В Переписных книгах на 1737 г. палаты упоминаются как владение Петра Васильевича Курбатова (1672–1747), асессора Иностранной коллегии, который, как считается, был женат на вдове Якова Кириллова. Предположение о том, что П.В.Курбатов уже в конце XVII - начале XVIII в. был обитателем палат, представляется очень соблазнительным: Курбатов относился к числу известных дипломатов эпохи Петра I и был непосредственно знаком с европейской культурой своего времени. в 1698–1702 гг. он находился в составе знаменитого голландского посольства, много путешествовал по Западной Европе, исполняя дипломатические поручения, а в 1708 г. стал секретарем посольской канцелярии. Его сын Петр Петрович Курбатов (1710/11–1786) также находился на дипломатической службе и получил чин действительного статского советника; он был известен и как литератор, переводчик «Велисария» Ж.-Ф.Мармонтеля (1769).

В правление Петра Великого российские города стали обретать элементы европейского оформления, и в Москве именно палаты Аверкия Кириллова стали одной из первых гражданских построек, переделанных в европейском стиле. «Европеизация» облика палат преобразила северный фасад здания, выходящий на Москву-реку. По центру фасада был возведен крупный входной ризалит с эффектной надстройкой четвертого этажа. С запада также появился ризалит, который, вместе с выступающим объемом "красного крыльца", образовал симметричную композицию фасада, характерную для европейского барокко. Новый вход в дом был оформлен массивной, но изящной аркой с кронштейнами; входной и западный ризалиты украшены белокаменным декором уже в европейском стиле.
Волюты, резные гирлянды из цветов и фруктов, барочные наличники из белого камня с раковинами во фронтонах, картуш, сложный, богатый декор четвертого этажа и сегодня придают палатам необыкновенное изящество. В результате возникло уникальное здание, аналогов которому в отечественной светской архитектуре не существует. Новое архитектурное оформление северного фасада вызывает в памяти образы европейского барокко. Однако история этого преображения загадочна: ни архитектор, ни дата нового строительства не известны.
История дома в середине XVIII в. известна не полностью. Обычно упоминается, что с конца 1730-х гг. усадьба меняет своих владельцев, которые, предположительно, сдают дом под размещение казенных учреждений. Так, на плане Д.В.Ухтомского (1755) она отображена как владение А.Зиновьева. Видимо, во второй половине XVIII в. усадьба все же отошла в казну, в 1806 г. здание было отремонтировано под руководством архитектора А.Назарова, после чего в палатах разместилась курьерская команда, и дом стал известен в Москве как «Курьерский». Во время пожара 1812 г. Замоскворечье было выжжено: сгорели все деревянные постройки, обгорела Никольская церковь, выгорели ее трапезная и пределы, сильно пострадала колокольня… Однако здание палат в пожаре не пострадало и пришло в аварийное состояние лишь к 60-м гг. XIX в.

От слома по ветхости палаты были спасены Московским Археологическим обществом (МАО), которому по его просьбе здание и было передано в 1868 г. Общество было создано в 1864 г. графом Алексеем Сергеевичем и его женой графиней Прасковьей Сергеевной Уваровыми. Цель общества состояла в изучении и сохранении памятников русской старины, в том числе и от «от искажения починками, пристройками и перестройками».
Члены МАО не только изучали, но и пропагандировали отечественное культурное наследие; они Панорама Замоскоречья. 1867 г. На переднем плане -- дом Аверкия Кириллова и церковь Николы на Берсеневке (увеличить рисунок)ввели в научный оборот сведения о многих сотнях памятников и содействовали изменению общественного отношения к наследию в целом.
Деятельность общества не ограничивалась Москвой, где его члены проводили общественную экспертизу градостроительных проектов для исторической части города: по всей стране были спасены десятки памятники архитектуры, включая и такие шедевры русского зодчества как белокаменная церковь Покрова на Нерли, деревянная церковь Лазаря Муромского (сейчас находится в Кижах), Успенский собор на городке в Звенигороде, Белые палаты Ростовского кремля и стены кремля Коломенского. Первым же из спасенных памятников стали палаты Аверкия Кириллова.
Вслед за историческими изысканиями в 1870 и 1884 гг. под руководством архитекторов А.Попова и Н.Никитина были проведены реставрационные работы с росписью интерьеров; расписанная, украшенная стилизованной мебелью Крестовая палата стала местом заседаний Общества. В 1909 г. для изучения и сохранения памятников московской архитектуры стали формироваться коллекции музея «Старая Москва», которые хранились в Палатах. (Позднее это собрание перешло в Исторический музей, одним из инициаторов создания которого в свое время был гр. Уваров.) В июне 1923 г. по распоряжению Народного комиссариата внутренних дел Московское Археологическое общество было закрыто.

С декабря 1924 г. первый этаж палат был занят Институтом по изучению языков и этнических культур восточных народов СССР, а в 1925 г. в здании расположились и Центральные реставрационные мастерские под руководством И.Э.Грабаря. Однако очень скоро в квартале, сохранявшем древнюю архитектурную среду, начались радикальные преобразования.
В 1928–1931 гг. на месте старинного Винно-соляного двора был возведен дом правительства (по проекту архитектора Б.М. Иофана), по роману Ю.В.Трифонова получивший именование «Дома на набережной». Соответственно в палатах устроили общежитие для строителей (1929), Никольскую церковь закрыли (1930) и передали под реставрационные мастерские, которые, в свою очередь, были закрыты в 1932 г. После ликвидации реставрационных мастерских в палатах устроили квартиры для сотрудников управления «Дома на набережной», просуществовавшие здесь до конца 1950-х гг.
В июне 1941 г., перед самым началом войны в здание палат переехал Методический кабинет Научно-Увеличить изображениеисследовательского института краеведческой и музейной работы. Летом того же года в условиях начавшейся войны в Никольской церкви и трапезной было устроено объединенное «Госхранилище № 2» для фондов крупнейших столичных музеев. Упакованные в сотни ящиков, здесь хранились коллекции Исторического музея, Музея Революции, Музея народов СССР и Биологического музея. Наиболее ценные музейные реликвии были замурованы в церковных подвалах. Сохранились письменные свидетельства того, как усилиями сотрудников Института сами палаты были спасены от пожара в результате попадания зажигательной бомбы.

Уже почти полтора столетия, начиная с 1860-х гг. исследователи и архитекторы не оставляют надежды восстановить историю и облик уникального памятника, прошлая «живая жизнь» которого сопротивляется ре-конструкциям. Однако именно «романтический национализм» XIX века и особенно тяжелейшие культурные утраты Великой отечественной войны показали всем (не только специалистам, но и политикам) ценность наследия и необходимость его сохранения и восстановления. Уже в 1942–1943 гг. были проведены обмеры палат, а в 1946 - и Никольской церкви, помещение которой все еще занимали фонды московских музеев. В конце 1947 г. здание палат было передано Научно-исследовательскому институту краеведческой и музейной работы, который, однако, еще около десяти лет делил его с общежитием.
Тем не менее, в 1953–1959 гг. в Палатах были проведены реставрационные работы, руководила которыми Г.В.Алферова - признанный специалист в своей области. Описывая позднее состояние памятника, она отметила урон, нанесенный жильцами (которые «вырубили древние связи, растесали окна, пробили в стенах новые двери»), а также плачевное состояние белокаменного декора северной пристройки XVIII в. Работы в этих условиях велись медленно, и, к сожалению, были прерваны из-за структурной реорганизации реставрационного дела Москвы. Работы завершились в спешном порядке (1960–1963 гг.), необходимые исследования и фиксации больше не проводились, зато, видимо, были допущены искажения…

Сегодня здание палат Аверкия Кириллова является памятником истории и культуры федерального значения. Здесь располагается Российский институт культурологии, сотрудники которого продолжают исследовать памятник. Помимо всего прочего к этому обязывает и сама история дома, еще раз принявшего под свои своды людей, чьи профессиональные интересы связаны с культурой, историей, памятью. Эта традиция была восстановлена почти через 100 лет, в начале 1960-х гг., что можно рассматривать как своего рода преемственность в сфере материального и «нематериального» наследия.


Прямо от входа на территорию видно доску объявлений, а на ней указатель, как пройти к храму.


Называется он храм свт. Николы на Берсеневке.


Судя по всему, приход маленький, ибо с как раз закончившейся вечерней службы, мало людей вышло, но все-таки жизнь идет довольно активно.


Интересно то, что здесь служат по "старому чину", т.е. именно по тому, который используют старообрядцы. В РПЦ МП существуют так называемые "единоверцы", т.е. старообрядцы, которые находятся в общении с РПЦ, но при этом сохраняют столь дорогие их сердцу старые традиции. Этот приход вроде формально не единоверческий, но богослужения идут по дониконианскому обряду. Прихожане выглядят как персонажи из сказки. Особенно колоритна была матушка с четками-лестовкой, но фотографировать незаметно не было возможности, а смущать их не хотелось.


А стоило повернуть на дорожку, идущую к храму, как перед глазами предстало это архитектурное чудо.


В общем, слов нет.


Поразилась, как это за столько лет я ничего не знала об этой церкви.


А если смотреть отсюда, то казалось бы, ничего особенного не ждет.


На деле выглядит как сказочный терем.


Здание усадьбы вполне красивое.


Для своего времени, наверное, тоже терем, но все-таки до церкви не дотягивает.


Место, на котором стоит храм, издревле было занято церковными постройками. Так, в 1390 году в этой местности значился Никольский на Болоте монастырь, там существовала деревянная церковь, именуемая в летописи 1475 года «Церковь Николы на Песку, зовумая Борисова» (что указывает на принадлежности её богатому вотчннику), а в 1625 году упоминаемая как «Великий Чудотворец Николай за Берсеневою решеткою» (в 1504 году Москва в рамках борьбы с пожарами и преступностью была поделена на участки, одним из которых управлял знатный боярин И. Н. Берсень-Беклемишев).
В 1650-е годы государев садовник Аверкий Кириллов начал возведение усадьбы на месте упразднённого Никольского монастыря. В 1657 году по его заказу был построен каменный храм Святой Троицы с приделом во имя Николая Чудотворца. В архитектурном отношении этот храм принадлежит к новому типу московского храма середины XVII века, заложенному возведением Церкви Троицы в Никитниках. Он был построен как бесстолпный четверик с колокольней и трапезной, примыкающей с севера. Храм богато оформлен, «изукрашен» - к северной трапезной примыкает крыльцо со столпами-«кубышками» и арками, украшенными «гирьками». Основной объём храма завершён рядами кокошников с килевидным верхом, также кокошниками украшены барабаны, кроме того оформленные аркатурным поясом. Богато декорированы фасады, наличники окон, колонки и фриз. С запада был размещён спуск в нижнее помещение храма, где находилась семейная усыпальница Кирилловых. Позднее (видимо, в 1690-е) к церкви с восточной стороны было пристроено «красное» крыльцо с гульбищем, соединяющим храм с крестовой палатой дома Кирилловых. В 1694 году был освящён построенный вдовой Якова Аверкиевича Ириной придел во имя Казанской иконы Божией Матери. Также Ириной Симеоновной была построена колокольня на набережной, представляющая собой двухъярусный восьмерик на четверике, и заказан 200-пудовый колокол, изготовленный мастером Иваном Моториным. Кроме того были пожертвованы ещё пять колоколов, массой от от 115 пудов до 1 пуда 35 ¼ фунтов. Колокольня эта в 1871 году была разобрана и на её месте построено двухэтажное здание. В 1775 году к храму с запада была пристроена трапезная в стиле классицизм, сильно исказившая первоначальный облик церкви. Храм горел во время пожара 1812 года, после него был восстановлен и освящён заново. Вместо выгоревшей древней трапезной была отстроена новая, в которой были устроены два придела - Николая Чудотворца и преподобного Феодосия Киновиарха. В 1820-е годы была снесена старая колокольня, новая же появилась только в 1854 году.

В 1925 году в палатах Аверкия Кириллова разместились Центральные государственные реставрационные мастерские, а в 1930 году храм был закрыт. В 1930-е Б. Иоффе, планировавший возведение в этом районе архитектурного ансамбля в стиле конструктивизм, добивался сноса храма. В 1932 году по заявлению от реставраторов была снесена колокольня, мешавшая хорошему освещению, но сам храм был оставлен. В 1958 году в храме был размещён НИИ музееведения. С 1992 года в конференц-зале, расположенном в храме, каждую неделю служились молебны Николаю Чудотворцу. Сейчас храм возвращён верующим, при нём работают воскресная школа и библиотека.


Храм отлично отреставрирован.


Нельзя сказать, что его что-нибудь портит.


И он очень большой. Не так просто поймать в кадр целиком.


Крыльцо усиливает сходство с теремом.


Здесь можно прочитать название храма.


Так выглядит отделка внизу.


А вход находится в этом здании. Почему-то оно отличается по цвету.


На стене такие изображения.


Полюбовавшись храмом, пошла гулять по довольно просторной территории.


Там разбиты клумбы.


Есть колодец.


И звонница. Хотелось бы послушать как звонят.


А рядом с храмом крест стоит. Наверное, и кладбище тут когда-то было.
Не знаю, надо ли принимать старообрядческий вид, чтобы войти, потому что уж очень хочется посмотреть, что там внутри.

Храм во имя святителя Николы Чудотворца на Берсеневке, старейший храм Замоскворечья, поставленный на месте Зареченского монастыря Николы Старого.

Храм известен с 1625 года, современная постройка с 1656-1657 гг. Храм трёхпрестольный (Троицкий, Никольский и Феодосиевский приделы). Имеются трапезные палаты и освященный придел преп. Феодосия Великого. Пение наонное. Службы совершаются ежедневно утром и вечером. Имеется воскресная школа для детей. Регулярно проводятся беседы со взрослыми. Община деятельна в распространении старого обряда в Русской Православной Церкви.

Храм Николы Чудотворца на Берсеневке, в Верхних Садовниках — православный храм Москворецкого благочиния Московской городской епархии Русской Православной Церкви.

Храм расположен в районе Якиманка, Центрального административного округа города Москвы (Берсеневская набережная д. 18), составляет архитектурный ансамбль с палатами Аверкия Кириллова. Главный престол освящён в честь Святой Троицы; приделы в честь Святителя Николы Чудотворца, в честь Феодосия Великого Киновиарха.

Место, на котором стоит храм, издревле было занято церковными постройками. Так, в 1390 году в этой местности значился Никольский на Болоте монастырь, там существовала деревянная церковь, именуемая в летописи 1475 года «Церковь Николы на Песку, зовумая Борисова» (что указывает на принадлежности её богатому вотчннику), а в 1625 году упоминаемая как «Великий Чудотворец Николай за Берсеневою решеткою» (в 1504 году Москва в рамках борьбы с пожарами и преступностью была поделена на участки, одним из которых управлял знатный боярин И. Н. Берсень-Беклемишев).

В 1650-е годы государев садовник Аверкий Кириллов начал возведение усадьбы на месте упразднённого Никольского монастыря. В 1657 году по его заказу был построен каменный храм Святой Троицы с приделом во имя Николая Чудотворца. В архитектурном отношении этот храм принадлежит к новому типу московского храма середины XVII века, заложенному возведением Церкви Троицы в Никитниках. Он был построен как бесстолпный четверик с колокольней и трапезной, примыкающей с севера. Храм богато оформлен, «изукрашен» — к северной трапезной примыкает крыльцо со столпами-«кубышками» и арками, украшенными «гирьками». Основной объём храма завершён рядами кокошников с килевидным верхом, также кокошниками украшены барабаны, кроме того оформленные аркатурным поясом. Богато декорированы фасады, наличники окон, колонки и фриз. С запада был размещён спуск в нижнее помещение храма, где находилась семейная усыпальница Кирилловых. Позднее (видимо, в 1690-е) к церкви с восточной стороны было пристроено «красное» крыльцо с гульбищем, соединяющим храм с крестовой палатой дома Кирилловых. В 1694 году был освящён построенный вдовой Якова Аверкиевича Ириной придел во имя Казанской иконы Божией Матери. Также Ириной Симеоновной была построена колокольня на набережной, представляющая собой двухъярусный восьмерик на четверике, и заказан 200-пудовый колокол, изготовленный мастером Иваном Моториным. Кроме того были пожертвованы ещё пять колоколов, массой от от 115 пудов до 1 пуда 35 ¼ фунтов. Колокольня эта в 1871 году была разобрана и на её месте построено двухэтажное здание. В 1775 году к храму с запада была пристроена трапезная в стиле классицизм, сильно исказившая первоначальный облик церкви. Храм горел во время пожара 1812 года, после него был восстановлен и освящён заново. Вместо выгоревшей древней трапезной была отстроена новая, в которой были устроены два придела — Николая Чудотворца и преподобного Феодосия Киновиарха. В 1820-е годы была снесена старая колокольня, новая же появилась только в 1854 году.

В 1925 году в палатах Аверкия Кириллова разместились Центральные государственные реставрационные мастерские, а в 1930 году храм был закрыт. В 1930-е Б. Иоффе, планировавший возведение в этом районе архитектурного ансамбля в стиле конструктивизм, добивался сноса храма. В 1932 году по заявлению от реставраторов была снесена колокольня, мешавшая хорошему освещению, но сам храм был оставлен. В 1958 году в храме был размещён НИИ музееведения. С 1992 года в конференц-зале, расположенном в храме, каждую неделю служились молебны Николаю Чудотворцу. Сейчас храм возвращён верующим, при нём работают воскресная школа и библиотека.

Криворукие фотографии сделаны мной, а текст цитирую по статье Елены Лебедевой.

Одна из ныне действующих церквей Николая Чудотворца находится на Берсеневской набережной около палат Аверкия Кириллова. Недавно отреставрированная, она похожа на пряничный теремок. Ее ныне существующее здание было возведено в XVII веке, но сама церковь появилась здесь гораздо раньше. Всю свою историю церковь была связана и с этим легендарным домом, и с этим зловещим местом.
Само название местности - Берсеневка - уже наводит на мрачное воспоминание о казненном в далеких временах московском боярине. В XVI - XVIII в.в. здесь находилась "Берсенева решетка", то есть ночная застава, запираемая и охраняемая сторожами, которые следили за порядком в городе. В годы правления Ивана III за караул в этом участке отвечал "объезжий голова" боярин И.Н. Берсень-Беклемишев, имя которого носит и одна из Кремлевских башен - Беклемишевская, потому что рядом с ней располагался его двор. Где-то там, у Москвы-реки, боярин был казнен в 1525 году - из-за неосторожной и смелой искренности с великим князем Василием III. А еще говорили, что перед смертью опальный боярин переехал из Кремля со всем своим двором на Берсеневку.
Впрочем, другая, менее обоснованная версия гласит, что название этой местности произошло от сибирского слова "берсень" - крыжовник, который мог расти в близлежащем Государевом саду на Софийке. Он был разбит еще повелением великого князя Ивана III в 1493 году, когда в пожаре выгорело все Заречье против Кремля, и государь приказал устроить там только сад, без жилых домов, дабы предостеречься от огня в городе впредь.
Уже в конце XIV века здесь, в районе Берсеневки, был монастырь под именем Никола Старый, что "на Болоте" - такое название получила эта топкая местность из-за постоянных разливов Москвы-реки и сильных дождей, которые превращали правобережную часть города в болото до постройки в 1786 году Водоотводного канала.
Видимо, с тех времен, от древнего монастыря и осталась на Берсеневке Никольская церковь - возможно даже, что она была прежде соборным храмом этой обители или одной из ее церквей.

Церковь упоминается еще в 1475 году, когда была деревянной, а в 1625 году называлась "Великий чудотворец Никола за Берсеневой решеткой". А память о замосквореченском, или, как говорили в старину, зареченском монастыре Москва хранила долго - молва утверждала, что именно в него Иван Грозный заточил опального митрополита Филиппа. И будто со всей первопрестольной стекался на Болото народ и толпился у стен темницы мученика. На самом же деле митрополита держали под арестом в Богоявленском монастыре Китай-города, а предание о Берсеневке появилось из-за слухов о Малюте Скуратове. С его именем молва связывала соседние с церковью красные палаты - будто бы жил в них сам главный опричник, к которому мрачный дом перешел от того самого боярина Берсеня.

Древняя часть этих палат действительно относится к XVI веку, и возможно, что именно здесь происходили тайные и кровавые расправы над неугодными царю. В 1906 году при сооружении электрической станции здесь, неподалеку от будущего Дома на Набережной, были открыты старинные подземные помещения - настолько высокие, что в них могла поместиться лошадь, о чем свидетельствуют обнаруженные там кости. В мрачных подземельях были найдены и останки человека, и множество тисков, а вскоре рядом нашли серебряные монеты времени Грозного. Вероятно, это и были пыточные подземелья Малюты Скуратова, который жил где-то рядом. Однако в советское время могила опричника была обнаружена на противоположном берегу Москвы-реки, близ церкви Похвалы Богородицы, что оставило историкам новую загадку, - ведь в те времена умерших хоронили только в своих церковных приходах, а значит, Скуратов жил не на Берсеневке, а прямо напротив нее.
Так или иначе, но только Берсеневка в московской молве была тесно связана с Малютой Скуратовым. Еще одно предание гласит, что после Скуратова дом перешел к его зятю, Борису Годунову - царь был женат на дочери Малюты.
Лишь с середины XVII века дом и церковь на Берсеневке имеют доподлинно известную историю. В 1657 году из старых палат построил себе усадьбу думный дьяк Аверкий Кириллов, заведовавший царскими садами в Замоскворечье.



Тогда же он выстроил заново и красавицу-церковь с главным престолом, освященным во имя Св.Троицы, и с Никольским приделом, которая стала его домовым храмом. В 1695 году, уже после гибели дьяка, на ее колокольне появился колокол в 1200 пудов, отлитый самим Иваном Моториным - 42 года спустя он вместе с сыном будет отливать в Кремле печально знаменитый Царь-Колокол.

Стены трапезной

Надолго растянулось строительство палат - работы еще велись и на рубеже XVII-XVIII столетий. Полагают, что в создании их окончательного вида принимал участие знаменитый М.Чоглоков, архитектор Сухаревой башни. Однако другая, более точная версия называет автором палат Ивана Зарудного - из-за сходства декора Берсеневских палат с элементами его Меншиковой башни, построенной позднее.
После смерти царя Федора Алексеевича Аверкий Кириллов встал на сторону Нарышкиных и попал в круг придворных лиц, которых замыслили погубить Милославские. И был дьяк убит вместе с Артамоном Матвеевым во время стрелецкого бунта 1682 года: его сбросили с Красного крыльца на землю, изрубили, и труп поволокли на Красную площадь с криками: "Расступитесь, думный едет!" Он был погребен здесь, на Берсеневке, в приходе своей домовой церкви.
Его сын Яков тоже сначала был думным дьяком, а потом постригся в монахи в Донской монастырь. Кирилловы много жертвовали на эту обитель - именно на их средства были сооружены монастырские красные стены с красивыми башнями.
С 1756 года дом на Берсеневке стал принадлежать казне: сначала здесь располагался сенатский архив, потом в нем жили сенатские курьеры, и дом именовался "Курьерским". В 60-х годах ХIХ века бывший дом Кирилловых был подарен правительством московскому Археологическому обществу, которое проводило в нем свои знаменитые публичные научные заседания.

Церковь же с середины XVIII века стала обыкновенной приходской. В 1812 году она пострадала от пожара - "обгорела" и отреставрированная, была вновь освящена в следующем году после изгнания Наполеона.
В конце 1920-х годов в бывших палатах думного дьяка разместилось общежитие строителей Дома на Набережной. А в 30-е годы в подвале под закрытой Никольской церковью были найдены старинные иконы и скелет девушки с косой и вплетенной лентой, замурованный в нишу. Увидеть страшную находку больше никому не удалось - когда открыли каменную плиту, прах вмиг рассыпался.
В 1930 году после закрытия замосквореченской церкви немедленно стали добиваться ее сноса: в тот же год уничтожили колокольню, поскольку она "затемняла" помещение соседних реставрационных мастерских. Причина же сноса была, разумеется, другой - о ликвидации церкви на Берсеневке особенно хлопотал архитектор Борис Иофан, строивший в том месте целый архитектурный ансамбль - Дворец Советов и Дом на Набережной - как образец социалистического "дома-города" в стиле конструктивизма. По первоначальному проекту Дом должен был гармонировать с Кремлем и в замысле предполагался красно-розового цвета. Но судьба распорядилась иначе, и дом оказался мрачно-серым.

Фотография 1882 года из альбома Найденова. Колокольню, к сожалению, успели разобрать...

Трагедия Берсеневки продолжилась и в зловещем Доме на Набережной - пошла молва, что он был построен из кладбищенских плит с разоренных большевиками могил, и потому столь несчастно складывалась судьба его многочисленных жильцов. Это были в основном члены советского правительства, министры и их заместители, маршалы и адмиралы, на головы которых в 30-е годы обрушилась секира сталинских репрессий. Лишь единицы из них избежали казни и лагерей. Даже "покой" жителей дома вместо консьержек охраняли военные, а в маленьких подвалах-окошках первого этажа держали сторожевых собак.
Старинный Никольский храм начали разбирать - в таком соседстве с новым идеологическим центром советской столицы ему не было места. А потом строительство Дворца Советов было приостановлено, и храм чудом уцелел. В 1958 году в нем был открыт НИИ музееведения, а в 70-х годах началась его реставрация.
Богослужения в нем были возобновлены в 1992 году. На празднике Преображения того же года в церкви был отслужен молебен о мире в Абхазии. В настоящее время храм действует.




А еще на фоне этой изящной и уютной церкви ее сосед за рекой кажется особенно неуклюжим, громоздким, нелепым и искусственно помпезным. Думаю, что так смотрелся и настоящий дореволюционный Храм Христа Спасителя.

Разумеется, все это слишком субъективно, и у каждого могут возникать свои собственные впечатления.

Многим наверняка знакомо красное здание на Берсеневской набережной в Москве. Рядом с ним возвышается нарядная церковь. Это – палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, одна из немногих уцелевших в Москве гражданских построек XVII века и церковь Святителя Николая Чудотворца на Берсеневке в Верхних Садовниках. Сейчас они теряются рядом с махиной «Дома на набережной», и трудно поверить, что в прошлом эти палаты были одними из самых больших и роскошных в Москве.

Мне довелось побывать здесь на экскурсии и увидеть те помещения, которые не доступны «человеку с улицы».

* Организатор экскурсии:

Вид на палаты Аверкия Кириллова с Патриаршьего моста. За ними высится громада «Дома на набережной»

Главный (северный) фасад палат Аверкия Кириллова, середина XVII — начало XVIII века

История и архитектура палат Аверкия Кириллова

Участок, где ныне возвышаются палаты Аверкия Кириллова, в XV веке принадлежал, по всей видимости, боярам Беклемишевым. Один из них, Иван Никитич Берсень-Беклемишев, дипломат и государственный деятель в царствование Ивана III и Василия III, был сторонником «старины и дедины». За открытое несогласие с Василием III, зимой 1525 года он был казнен на Москва-реке.

Слово «берсень» означает «крыжовник». Полагают, что именно в честь Ивана Берсеня-Беклемишева получила свое название Берсеневская набережная, где он перегородил улицу от «лихих людей», поставив берсеневую решётку.

После его казни владение перешло в казну. Согласно одной из московских легенд, следующим владельцем стал Малюта Скуратов. Действительно, до 1917 года в путеводителях по Москве этот дом нередко обозначался как палаты Малюты Скуратова с домовой церковью Скуратовых-Бельских. Здесь Малюта «бесчествовал свои жертвы», лютовал вместе с Васюткой Грязным — царским шутом и палачом. Утверждают, что где-то здесь идет подземный ход на другую сторону Москва-реки, к Колымажному двору и ручью Черторыю. Трудно сказать, где здесь правда, а где вымысел.

Затем эти земли получил в дар «государев садовник» Кирилл. На том месте, где сейчас располагается Водоотводный канал и остров, он разбил прекрасный «государев сад». А здесь в то время уже стояли усадебный дом, церковь и кладбище для прихожан при ней.

Первым документально подтвержденным владельцем усадьбы является «московский гость» (т.е. купец) Аверкий Кириллов (1622-1682). Ему принадлежали многочисленные лавки в Москве, земли с крестьянами, соляные копи в Соликамске. Царь Алексей Михайлович привлек талантливого купца к государевой службе, возведя в чин «думного дьяка», ведающего несколькими приказами. Фактически, в то время он определял всю экономическую политику Российского государства.

В 1656-1657 годах Аверкий Кириллов на основе ранее существующих зданий XV-XVII веков построил палаты и церковь, соединенные переходом. В литературе нередко можно встретить утверждение, что церковь была «домовой», но на самом деле она была приходской.

Церковь Николы на Берсеневке и палаты Аверкия Кириллова, соединенные переходом. Реконструкция

Первоначально палаты представляли собой вытянутый с востока на запад прямоугольник. На белокаменном подклете («казне») возвышалась деревянная надстройка. В подклете сохранились четыре помещения с поперечными сенями между ними. По мере роста культурного слоя подклет, некогда бывший первым этажом, ушел в землю и сейчас выглядит, скорее, полуподвальным помещением.

Сени первого этажа (подклета)

Жилые помещения располагались в деревянной надстройке – на Руси считалось вредным для здоровья жить в каменных помещениях. Подобные деревянные постройки неоднократно горели и затем восстанавливались вновь.

♦ Реконструкции русских жилых домов можно увидеть в статье

В первой четверти XVII века палаты подновили. Чтобы увеличить площадь помещения, юго-восточную белокаменную стену разобрали до фундамента и затем построили новую. В результате здание приобрело ассиметричную Г-образную форму.

В 1656-1657 годах над «казной» были возведены два кирпичных этажа со сводчатыми помещениями. К палатам примыкали наружные крыльца, которые вели на второй этаж.

В северо-западном углу подклета сохранилась внутристенная лестница, ведущая на второй, парадный этаж.

Наиболее нарядным помещением в доме была Крестовая палата, которая находится в юго-восточном углу здания. Окна её восточной стены выходят в сторону Никольского храма. Она выполняла функции приемного помещения.

Обрамление двери в Крестовую палату: до и после реставрации

В центре свода Крестовой палаты сохранился резной белокаменный «замок» — закладной камень с изображением креста и датой постройки. Надпись на нем гласит: «Написан сей святый и животворящий крест в лета 7165 года, того же лета и полата сия посправлена» . Голгофский крест внутри означает приверженность хозяина дома церковным реформам патриарха Никона.

20 апреля 1665 года палаты Аверкия Кириллова посетил голландец Николаас Витсен (1641-1717), политик, картограф, предприниматель и будущий бургомистр Амстердама. В своем дневнике он оставил такую запись:

Я посетил Аверкия Степановича Кириллова, первого гостя, которого считают одним из самых богатых купцов. Он живёт в прекраснейшем здании; это большая и красивая каменная палата, верх из дерева. Во дворе у него собственная церковь и колокольня, богато убранные, красивый двор и сад. Обстановка внутри дома не хуже, в окнах немецкие разрисованные стёкла. Короче – у него всё, что нужно для богато обставленного дома: прекрасные стулья и столы, картины, ковры, шкафы, серебряные изделия и т. д. Он угостил нас различными напитками, а также огурцами, дынями, тыквой, орехами и прозрачными яблоками, и всё это подали на красивом резном серебре, очень чистом. Не было недостатка в резных кубках и чарках. Все его слуги были одеты в одинаковое платье, что не было принято даже у самого царя.

Над третьим, каменным этажом в те времена существовал еще один этаж, деревянный, который опоясывало гульбище. Также здесь существовал «висячий сад». Кирпичные фасады здания с белокаменными вставками и полихромными изразцами были очень нарядными.

Вероятно, именно так выглядели палаты Аверкия Кириллова во второй половине XVII века

Во время Стрелецкого бунта в 1682 году Аверкий Кириллов, сторонник Нарышкиных, был жестоко убит в Кремле. Изуродованное тело Кириллова вытащили на Красную площадь, где над трупом установили табличку с надписью «Великие взятки имал и налогу и всякую и неправду чинил» . Похоронили Аверкия Кириллова и ненадолго пережившую его супругу Евфимию Евлампиевну в фамильном склепе под северной папертью Никольской церкви.

Новым владельцем дома стал его сын, Яков Кириллов, думный дьяк. В 1690-х годах с восточной стороны здания была сделана пристройка с Красным крыльцом. Его украшали кувшинообразные столбы, придававшие всему строению нарядный вид.

На стене восточного фасада палат можно увидеть заложенное Красное крыльцо

Аналогичная пристройка, симметричная восточной, появилась и с западной стороны дома.

Западный фасад палат

Окна части помещений первого этажа, прежде выходившие на улицу, теперь выходят в эти новые помещения. В это же время, вероятно, и был построен переход между домом и церковью.

Окна обрамляли пышные наличники. Этажи разделяли междуэтажные тяги. Дом венчал сложный карниз. Наружные стены были украшены росписью, фрагменты которой были обнаружены на южном фасаде.

После смерти Якова Кириллова владение перешло к дьяку Оружейной палаты, главе Московского магистрата А.Ф.Курбатову, который женился на вдове Я.А.Кириллова. По другой версии, новым владельцем стал Семен Иванович Маслов, на главном фасаде сохранился его герб.

В 1703-1711 году главный дом был перестроен. Внутри были сооружены семь новых печей, украшенных изразцами русской работы начала XVIII века.

Кувшин, изразцы и сабля, обнаруженные во время реставрационных работ

К средней части северного фасада пристроили ризалит с «теремком» на четвертом этаже. Сейчас «теремок» возвышается над зданием, а в прошлом он был частью четвертого, деревянного этажа. Существует версия, что его автором является русский скульптор, живописец и архитектор Иван Петрович Зарудный (1670?-1727), один из создателей знаменитой московской .

За теремком в XX веке был восстановлен деревянный свод, существовавший прежде. Туда ведет узкая лестница. Рядом с ней находится глубокое окно.

Лестница в деревянный свод на четвертом этаже и слуховое окно, выходящее на крышу

Помещение в «теремке»

Окно в «теремке»

Вход в здание украсил богато декорированный портал с балконом над ним (не сохранился). Перед ним на постаментах некогда стояли статуи. По обнаруженным фрагментам можно судить, что они могли быть похожи на апостолов, украшающих церковь в Дубровицах.

Окна третьего этажа обрамляют белокаменные наличники с раковинами в тимпанах. По сторонам «теремка» располагаются волюты и барельефы с изображением цветов и фруктов. Все это придает пристройке ярко выраженный характер петровского барокко. Если прежде главным фасадом дома был южный, то отныне им становится северный, обращенный к Москва-реке.

«Теремок»

В 1746 году или в 1756 году палаты отошли в казну. В разное время здесь располагались Корчемная контора и склад, Разрядно-сенатский архив, Московская казённая палата, Сенатская курьерская команда. Переход между домом и церковью был разобран.

К середине XIX века палаты обветшали настолько, что было решено их снести. Однако благодаря вмешательству активистов и деятельности Императорского Московского археологического общества, здание удалось сохранить. По указу императора Александра II новым владельцем как раз и стало Московское археологическое общество.

Палаты Аверкия Кириллова во владении Императорского Московского археологического общества. На фотографии видна колокольня Никольского храма, снесенная в 1932 году

В 1870 и 1884 годах были проведены реставрационные работы. Позднейшие пристройки были разобраны. Самое большое помещение, Крестовая палата, где располагался зал заседания общества, была расписана «в духе допетровского времени». Чтобы выделить отреставрированные участки, были использованы кирпичи с выбитой на них надписью: «Воспроизведено по древнимъ образцамъ Археологическимъ общю 1881 г.»

Кирпичи (изображение перевернуто)

В 1923 году археологическое общество было распущено. В 1924 году на первом этаже разместился Институт по изучению языков и этнических культур восточных народов СССР. Второй этаж передали под Центральные государственные реставрационные мастерские, которые создал и возглавил знаменитый советский реставратор и музейный деятель Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960). В ведение мастерских также была передана церковь Николы на Берсеневке.

Грабарь возглавлял реставрационные мастерские до 1930 года, два года спустя закрыли и сами мастерские. В освободившемся здании поселили обслугу построенного рядом «Дома на набережной» (Дома Правительства). Квартиранты обустраивали дом в соответствии с собственными нуждами, не щадя исторический памятник.

Светильник в «теремке» из «Дома на набережной»

В конце 1947 года палаты Аверкия Кириллова частично отошли Научно-исследовательскому институту краеведческой и музейной работы Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при СНК РСФСР, который со временем получил всё здание. Название организации со временем поменялось на Институт культурологии.

В 50-60-х годах XX века в палатах Аверкия Кириллова были проведены широкомасштабные реставрационные работы. К сожалению, за прошедшее время многие уникальные детали декора были утрачены, а сами работы пришлось завершать в спешном порядке.

Современная лестница в старинных палатах

В 2014 году Институт культурологии был слит с Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева. Сейчас палаты Аверкия Кириллова оказались на популярном туристическом маршруте. Часть помещений по-прежнему занимает академический институт, в других периодически проходят выставки. Однако дальнейшая судьба палат неизвестна. По некоторым данным, они могут отойти РПЦ ().

Церковь Святителя Николая Чудотворца на Берсеневке в Верхних Садовниках

Согласно летописным данным, в XV веке на территории Верхних Садовников, как тогда называлась эта местность, существовал деревянный храм Николы в Песках, построенный на месте более древнего небольшого вотчинного монастыря. В 1566 году храм был перестроен и стал именоваться Николой Берсеневским. Около 1625 года «по обещанию приходских и разных посторонних людей» была построена каменная церковь, главный престол которой был освящен во имя Живоначальной Троицы. Однако в обиходе храм по-прежнему именовался Никольским.

Существующая ныне каменная церковь Святителя Николая Чудотворца на Берсеневке в Верхних Садовниках была возведена в 1656-1657 годах, одновременно с палатами Аверкия Кириллова. Главный престол был освящен во имя Живоначальной Троицы, придел – во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1755 году по просьбе прихожан в левой части трапезной был устроен придел Святителя и Чудотворца Николая.

Церковь сильно пострадала от пожара 1812 года, в результате чего обрушилась трапезная. Она была восстановлена в 1817-1823 годах в стиле классицизма.

Здание церкви представляет собой поставленный на подклет двухсветный бесстолпный четверик с трехчастной пониженной апсидой. Боковые членения апсид венчают два купола, в прошлом в них размещались приделы. Северное членение крупнее южного и имеет отдельный вход с галереи. Галерея-паперть и нарядное крыльцо пристроены к северному фасаду. Под папертью располагалась усыпальница Кирилловых.

Восточный фасад храма

Центральная глава со световым барабаном окружена четырьмя декоративными главами, ниже которых идут два ряда кокошников. Фасады церкви украшены богатыми по рисунку профилированными наличниками, парными колонками на углах и изразцами.

Красочный храм

Внешнее оформление храма перекликается со стоящими рядом палатами Аверкия Кириллова. Вместе с существовавшим прежде переходом между ними они образовывали общий парадный двор.

Деталь северного фасада храма

В 1694 году, по границе участка вдоль берега Москва-реки была построена колокольня с проездными воротами и надвратной церковью Казанской Божией Матери. С двух сторон от нее пристроили невысокие здания причта и богадельни. В XVIII веке они несколько раз подновлялись.

Во время пожара 1812 года колокольня и здания рядом пострадали и после этого постепенно ветшали, пока не были разобраны. В 1853-1854 году к западу от церкви построили новую колокольню, которая значительно пострадала от ударной волны при взрыве Храма Христа Спасителя 5 декабря 1931 года и была разобрана в 1932 году.

В 1871 году вдоль набережной было построено новое здание, включившее остатки старых зданий. Его окна украшены наличниками с упрощенной стилизацией форм XVII века. Летом 1941 года Никольская церковь была переоборудована под хранилище музейных коллекций. Наиболее ценные экспонаты спрятали в церковный подвал. Сейчас церковь вновь возвращена верующим, в ней регулярно проводятся службы.

Палаты Аверкия Кириллова и церковь Николы на Берсеневке на карте

  • Адрес: Москва, Берсеневская набережная, 20
  • Метро: Кропоткинская, выход к Храму Христа Спасителя, далее перейти Москва-реку через Патриарший мост; Новокузнецкая, Третьяковская, далее в сторону Берсеневской набережной.

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода