Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Что называют живой и неживой природой. Объекты живой природы

Компоненты природы — земля, недра, почвы, поверхностные воды, подземные воды, атмосферный воздух, растительный мир, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Оглядитесь по сторонам. Может быть, вы увидите стены, окна, стулья, столы и другие предметы. Возможно, вы увидите какие-нибудь устройства, автомобили или приборы. Может быть, рядом окажутся другие люди, животные или растения. Что из всего этого живое? Скорее всего, вам достаточно одного взгляда, чтобы понять, живое существо или нет. Например, собака живая, а книга нет.

Однако как именно вы узнаете, что живое, а что нет? Большая панда, которую вы видите, — всего лишь картинка, но одного взгляда на настоящую, не нарисованную панду достаточно, чтобы понять, что она живая. А почему?

Все живые существа называются организмами. Мы узнаем, живой это организм или нет, по характерным признакам.

Признаки живого организма:

  • Организм растет и в своем развитии проходит определенные этапы, обычно изменяя форму и увеличиваясь.
  • Внутри организма идут жизненные процессы, при которых одни химические вещества превращаются в другие.
  • Чтобы расти организм нуждается в питательных веществах и в энергии, поддерживающей жизненные процессы.
  • Организм размножается, то есть воспроизводит себе подобных.


Представители живой природы: 1. Амеба, 2. Божья коровка, 3. Секвойя, 4. Динозавр

Живые существа бывают самых разных форм и размеров. Некоторые малы, что их можно разглядеть только а микроскоп, например, амебу в капле воды. Других, таких как божья коровка, можно хорошо рассмотреть через простое увеличительное стекло. Такие растения, как секвойя, достигают колоссальных размеров. Животные, подобные динозаврам, жили в доисторические времена и давно с лица земли. Мы, люди тоже относимся к живым существам.

Живая природа

Живая природа — совокупность живых организмов. Главное свойство живой природы — способность нести генетическую информацию, размножаться и передавать наследственные признаки потомству. Живая природа делится на пять царств: вирусы, бактерии, грибы, растения и животные. Живая природа организуется в экосистемы, которая, в свою очередь, составляет биосферу.

Неживая природа

Неживая природа представлена в виде вещества и поля, которые обладают энергией. Она организована в несколько уровней: элементарные частицы,атомы, химические элементы, небесные тела, звёзды, галактика и Вселенная. Вещество может пребывать в одном из нескольких агрегатных состояний (например, газ, жидкость, твёрдое тело, плазма).

На Земле существуют миллионы живых организмов. Некоторые из них гиганты, такие, как голубые киты и красное дерево, другие же — совсем крошечные, такие как насекомые и бактерии. Все они нуждаются в пище и крове, которые получают в естественных условиях.

В древние времена люди считали представителями живого мира практически все, что их окружало. К одним объектам они просто относились, как к части своей жизни и быта, а другие обожествляли, так как не могли понять природу их существования.

Вконтакте

Виды объектов в окружающем мире

В настоящее время большинство из нас, уже взглянув на предмет, может сразу сказать к какому типу природы он относится: к живому или неживому. Но иногда наличие тех или иных признаков, которые присущи живым организмам, могут поставить человека в тупик - к какому виду объектов можно отнести тот или иной предмет?

И камень, и гриб не обладают возможностью движения в пространстве, но если первый однозначно относят к категории неживых организмов, то гриб, безусловно, классифицируют как вид живой природы. Потому что есть иные признаки, позволяющие отличать один вид от другого.

Мышь живёт при непрерывном процессе дыхания в период всей жизни, поглощая из окружающей атмосферы кислород и выделяя углекислый газ, но и свеча своим горящим пламенем поглощает кислород, но при этом не выделяет углекислый газ, как продукт переработки. Таким образом, процесс обмена веществ как единственный признак, может быть присущ различным объектам и не может являться основополагающим фактором классификации в окружающей среде.

Поэтому в современной науке существует совокупность признаков, которая позволяет понимать - чем живой объект отличается от неживого. И если при изучении выявляется, что присутствуют не все признаки класса живых организмов, то такой объект смело можно отнести к представителям неживого мира.

Особенности живых видов природы и их главные признаки отличия

На первый взгляд, вся природа, окружающая нас, может называться живой.

Так чем же отличается от неживого мира? Чтобы найти верный ответ на этот вопрос, необходимо тщательно изучить общие свойства обоих видов.

Одним из признаков отличия является непрерывный обменный процесс энергией и веществами между ними - представителей определённого класса живой природы и окружающей его средой. Также явные признаки такого организма определяются уже на молекулярном уровне наличием белка и нуклеиновых кислот в составе каждой молекулы.

Кроме этого, есть ещё несколько признаков, прямо указывающих на то, чем живая природа отличается от неживой и дать ответ на этот сложный вопрос.

Лишь наличие, либо отсутствие всей совокупности перечисленных признаков позволит однозначно дать ответ, что исследуемый объект относится к тому или иному классу природы.

Особенности неживых видов природы

Учитывая вышеперечисленную совокупность признаков, которыми могут обладать лишь живые организмы, отсутствие хотя бы одного из них может указывать на то, что объект относится к неживой природе.

Вот основные признаки неживых организмов:

Природа включает недра, почву, подземные и поверхностные воды, атмосферу вплоть до озонового слоя и околоземного космического пространства, растения, животных и прочие организмы. Созданное руками человека к природе не относится.


Объекты природы делятся на живые (организмы) и неживые. Чтобы их различить, существуют несколько признаков.

Признаки живой природы - организмов:

— растут, в своём развитии - онтогенезе - проходят определённые этапы, в результате меняют форму, увеличиваются;

— нуждаются в питании и энергии, которая поддерживает жизненные процессы;

— внутри организмов непрерывно идут процессы превращения одних веществ в другие;

— размножаются разными способами, то есть воспроизводят подобные себе организмы;

— умирают.

Согласно этим признакам к живой природе относят человека, животных, растения, грибы, бактерий и вирусы.

Главным признаком всей живой природы современные учёные считают способность передавать генетическую информацию потомству, сохраняя и преображая генотип.

Разнообразие живой природы. Рекорды больших и маленьких

Живая природа удивительно разнообразна - по формам, размерам, образу жизни. Одни организмы можно рассмотреть только в микроскоп. Так, в 2013 году японские учёные обнаружили самый маленький на сегодняшний день многоклеточный организм - водоросль из 4 клеток. Диаметр водоросли - 0,01 мм. Внешне она похожа на четырёхлистный клевер, потому в Японии её назвали «водоросль счастья».

Но существуют и организмы из 1 клетки. До недавнего времени самым маленьким из них считалась одноклеточная амёба. Но и её рекорд побит: у берегов Исландии был обнаружен одноклеточный организм не только самый маленький по размеру, но и простейший по генотипу - всего 500 килобаз (для сравнения: у человека - более 600 000 000 килобаз).


Рекордсмен по размерам - синий кит - тоже потерял своё лидерство. Самым большим живым организмом сегодня считают грибницу опёнка тёмного из заповедника Малур (США, штат Орегон). Она за 2,4 тысячи лет жизни разрослась на 880 гектаров!

Грибницу назвали орегонским монстром: опутывая корни деревьев, она приводит их к гибели. Её и обнаружили в 1998 году только потому, что учёные исследовали массовую гибель взрослых деревьев в заповеднике. Ещё один подобный монстр - также грибница опёнка тёмного - выросла в штате Вашингтон: её размер - около 600 гектаров.

Неживая природа

Неживую природу составляют энергетические поля и вещества. Они представляют собой многоуровневую систему - от элементарных частиц к атомам, химическим элементам, небесным телам, звёздам, галактикам и .

Более близкое и понятное нам вещество также не единообразно. Оно может изменять своё агрегатное состояние, будучи твёрдым телом, жидкостью, газом, плазмой. Есть среди веществ уникальные, которые поражают воображение своими свойствами.

Например, мы привыкли, что для плавления металла необходима высокая температура. А металл галлий переходит в жидкое состояние (плавится) при комнатной температуре. Если капнуть галлием на алюминий, последний тотчас станет очень хрупким. Другое вещество - ацетат натрия - жидкость, но стоит только её коснуться, как она мгновенно превращается в «лёд».

С газами связан другой стереотип - лёгкость. Однако есть газ, который чрезвычайно тяжёл, - гексафторид серы. Если им заполнить контейнер и плотно закрыть, то ёмкость осядет на дно в виде водного объекта. Этот газ можно буквально вычерпывать, хотя он остаётся газом. Если на его поверхность поместить игрушечный кораблик, то будет казаться, что кораблик парит в воздухе. А если вдохнуть, то голос станет низким и страшным.

Все названные выше уникальные свойства пока не нашли практического применения, как и металл нитинол. Но нитинол обладает большим практическим потенциалом. Дело в том, что это удивительное вещество… имеет память. Если на него воздействовать теплом, то он принимает первоначальную форму при самых сильных искажениях. Представьте, что из такого металла сделаны очки. Если их случайно погнули, можно просто подставить очки под струю тёплой воды и - они примут свой нормальный вид.


Тайны живой и неживой природы открывают едва ли не ежедневно. Всю сложность мира и мироустройства, связей живых и неживых элементов природы человеку пока не объяснить. Возможно, при дальнейшем изучении это деление будет упразднено или усложнено.

Умение отличать живую и неживую природу считается самым сложным в курсе природоведения в младших классах. И действительно, ребенку тяжело понять, почему предмет, который не двигается и не дышит нужно относить к природе. Разъяснить это вряд ли поможет и сухое определение из учебника, поэтому педагогам нужно прибегать к другим методам и приводить примеры этих понятий из жизни.

Что такое природа

Для начала, детям во 2 классе нужно объяснить, что такое природа в принципе. Согласно определению, это все предметы и живые существа окружающего мира, которые не были созданы руками человека. Сюда можно отнести животных, насекомых, и даже песок на пляже и окружающий нас воздух.

Но объекты живой природы не могут существовать без неживой. По сути, для них это среда обитания. Например, рыбки (живая) живут в воде (неживая). Если бы не было водоема, то и рыбка не смогла бы существовать.


Основные отличия живой и неживой природы с примерами

Ученикам может быть сложно понять, как отличить эти объекты, поэтому лучше рассказать им, по каким признакам их можно распознать. Но лучше не вдаваться в подробное описание биологии или физики. Ограничьтесь как можно более простыми описаниями и примерами.

  1. Объекты живой природы похожи на людей. Они дышат, растут, развиваются и умирают. К ним можно отнести: животных, птиц, рыб, насекомых, бактерии и растения. Все они проходят определенные этапы развития и в конце жизненного цикла погибают.
  2. Неживая природа не меняется, или меняется, но настолько медленно, что это не заметно глазу. Сюда относятся горы, почва, камни, воздух, вода и даже Солнце и Луна на небе. Им совершенно не нужны какие-либо дополнительные условия для существования. Примером этого могут послужить необитаемые острова, на которых нет ничего, кроме камней и воды. Человеку в таких условиях было бы очень сложно выжить, но они могут существовать и без вмешательства людей или других живых существ.
  3. Еще одним важным отличием является сложность устройства. Растения и животные дышат, двигаются, размножаются и умирают. Здесь ребенок может столкнуться с некоторыми трудностями. Например, если толкнуть животное или человека, то он убежит или нападет в ответ. Если это проделать с камнем он просто передвинется из-за силы толчка. Но толкнуть можно и растение, которое тоже не будет сопротивляться перемещению. Поэтому, причисляя тот или иной объект к живой или неживой природе, нужно обязательно учитывать все факторы.

Закрепления понятия о природе

Чтобы дети лучше поняли эту сложную тему, предложите им посмотреть на разные картинки. Постарайтесь, чтобы там были как природные объекты, так и предметы, созданные руками человека.

Для начала, предложите детям сгруппировать изображения по принципу происхождения. Так, у вас образуется два столбика с картинками. Одни — это объекты, созданные человеком (велосипед, тарелка, дом, одежда и т.д.). Вторые — природой (дерево, кот, солнце, туча, озеро, кузнечик, гора).

Теперь предложите детям разделить их на две группы: живую и неживую природу. Если при этом будут возникать сложности, напоминайте им признаки, по которым отличаются эти объекты. И помните, занятия с детьми младшего школьного возраста всегда должны проходить в игровой форме. Так информация лучше усваивается и запоминается надолго.

Неживой мир – это различные вещества, а также поля, обладающие энергией. Она представлена несколькими уровнями организации: от элементарных частиц, химических элементов и атомов до небесных тел и Вселенной. Под этим термином понимают все объекты, образовавшиеся без человеческого вмешательства и состоящие из материи или поля. Важным отличием является то, что объекты неживой природы устойчивы, статичны и слабо изменчивы. Камни, горы, вода, атмосфера – это все существует миллиарды лет и крайне медленно подвергается изменениям.

Как объяснить ребенку 2 класса различия?

Чтобы наглядно рассказать и показать школьнику примеры и объекты живой и неживой природы можно опираться на такие факты:

  1. Чтобы поддерживать процессы жизнедеятельности, представители живого мира нуждаются в получении энергии извне – например, растениям и животным нужен солнечный свет, чтобы правильно развиваться.
  2. Живые организмы сложно устроены, их биологическая система поддерживает жизнедеятельность благодаря важным процессам. Они могут развиваться, дышать, размножаться, стареть и умирать. Несмотря на то, что трудно заметить, как дышит растение, этот процесс все равно присутствует на молекулярном уровне.
  3. Объекты живого мира могут передвигаться, проявлять реакции на внешние раздражители. К примеру, если тронуть животное – оно убежит либо нападет, в отличие от каменных пород, которые не сдвинутся с места.
  4. В конце концов, многие представители живого мира могут мыслить и имеют рефлексы, помогающие им выжить.
Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода