Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Церковь вознесения в коломенском построена году. Церковь Вознесения Господня в Коломенском

Церковь Вознесения Господня в Коломенском возвели в последние годы правления великого князя Московского Василия III. Она стала своего рода памятником его княжению, а сегодня это шедевр мировой архитектуры, храм в Коломенском один из первых каменных шатровых .


Саша Митрахович 10.02.2017 09:52


История создания церкви Вознесения Господня в Коломенском доподлинно неизвестна. Разные источники указывают, что возведение церкви завершили в 1532 году. Но непонятно, сколько длилось строительство. Согласно преданию, великий князь Василий III велел построить новый храм по случаю рождения у него долгожданного наследника — будущего царя Ивана IV Грозного.


Саша Митрахович 10.02.2017 09:55


Высота церкви Вознесения в Коломенском составляет 62 метра, высота шатра — 20 метров. Площадь внутреннего помещения храма — 8,5 на 8,5 метра. Толщина стен местами достигает четырех метров, в иных местах —два-три метра. В качестве строительного материала использовался большемерный кирпич. Отдельного упоминания заслуживает уникальный фундамент. Это большая искусственная скала велич. . .


Саша Митрахович 10.02.2017 10:45


Первый ремонт церковь Вознесения в селе Коломенском пережила еще в 1570-е годы. Тогда переделали покрытие пола, и среди белых и серых плиток появились красноватые. Возможно, вместе с тем оказался утрачен пол на папертях. Если верить более поздним документам, касающимся первоначальной росписи, то она включала в себя образы Саваофа и святых — как вселенских, так и «московских». Вер. . .


Саша Митрахович 10.02.2017 11:07


К моменту падения советской власти над Вознесенской церковью нависла страшная угроза. Еще в 1970-е годы было решено повысить уровень воды в Москве-реке, тем самым улучшив условия для судоходства. В процессе укрепления берега прямо под храмом построили бетонную набережную и засыпали древние родники. Как итог — берег заболотился, появились промоины, в 1981 и 1987 годах под храмом произошли оползни.

Страна в конце 1980-х годов переживала тяжелые времена. Средств не хватало, и тщательно изучать состояние спуска к реке никто не собирался. Трещины решили заделать кирпичом, но риск оседания шедевра русского зодчества в воду не исчез.

Основной задачей последних двадцати лет стало спасение Коломенской церкви Вознесения Господня. К счастью, в 1994 году Музей-заповедник «Коломенское» включили в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, что помогло делу сохранения знаменитого Вознесенского храма для потомков.


Саша Митрахович 10.02.2017 11:20


Несмотря на величественный внешний вид, внутри церковь Вознесения Господня выглядит весьма скромно. Данный факт вполне объясним: храм строили как домовую церковь, в нее ходили только члены царской семьи и ее приближенные. Во время их отсутствия храм просто закрывали. Он бездействовал все зимнее время, по причине чего в нем так никогда и не появилось отопление.

Внутри церкви отсутствуют колонны и столбы. Стены покрашены в белый цвет, поскольку в ходе различных исследований удалось установить, что именно он преобладал в помещении изначально. По углам — мощные пилястры. Окна в нижней части церкви располагаются необычно — не на стенах, а по углам четверика. Еще столько же оконных проемов есть на разных гранях шатра. Они размещены на разных сторонах света. Кроме того, внутрь восьмерика выходят окошки лестницы, окаймляющей его с юго-западной стороны. Пол выложен треугольными керамическими плитами черного и коричневого цветов.

Древний иконостас XVI века и оригинальная роспись стен не сохранились. Сегодня можно увидеть только выемки в стене, на которые опирались тябла — горизонтальные тяги, выполнявшие роль опор иконостаса в старые времена. Нынешний иконостас установили в 2007 году, а освятили год спустя. Его изготовили на основе сохранившегося иконостаса Антониева монастыря в Великом Новгороде, который датирован как раз XVI столетием. Сегодня в иконостасе присутствуют иконы Вознесения Господня, Божией Матери «Смоленская», Иоанна Предтечи, Божией Матери «Тихвинская». Однако были ли они в действительности в старом иконостасе—установить не удалось.

Особенность коломенского храма — обширный (особенно на фоне не очень просторного основного помещения) подклет. Раньше там находились хозяйственные помещения. В наши дни в подклете развернута выставка, посвященная истории создания и реставрации церкви Вознесения Господня. Здесь же хранится список чудотворной иконы Божией Матери «Державная», которую обрели в подклете храма в 1917 году.


Саша Митрахович 10.02.2017 11:38


Существенные перемены в статусе церкви Вознесения Господня в Коломенском произошли в 1994 году. Тогда ее вместе с ансамблем Московского Кремля и Красной площадью включили в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Любопытно, что в том же году в храме после долгого перерыва возобновились богослужения, и он получил статус Патриаршего подворья.

Очередное освящение Вознесенского храма состоялось в 2000 году. Сегодня он находится в общем ведении Музея-заповедника «Коломенское» и Церкви. Службы в храме проходят только по большим церковным праздникам.

Уже в XXI веке церковь Вознесения пережила очередной ремонт. В 2003 году правительство Москвы приняло комплексную программу развития и выделило средства на реставрацию уникального храма, стоящего на высоком берегу Москвы-реки. Для перелицовки использовали 40 тысяч кирпичей. К сожалению, деревянные конструкции крыш над папертями, которые достались церкви «в наследство» от разобранных дворцов, сохранить не удалось.

Вместе с тем по окончании работ оказался почти полностью воссоздан интерьер храма. В рамках музейной экспозиции, развернутой в подклете, представлены царские врата, изготовленные для Вознесенской церкви в конце XIX века в иконописной мастерской купца Н.А. Ахапкина. Посетить эту экспозицию может всякий желающий. Кроме того, в подклете действует выставка «Археология и реставрация церкви Вознесения Господня». Там можно увидеть старые рисунки и фотографии храма, кинохронику разных лет.

Что же касается основного помещения церкви, то доступ туда в целях защиты храма от новых повреждений и разрушений открыт только с мая по сентябрь. В холодное время года храм закрыт.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском пережила многочисленные ремонты и угрозы обрушения. Для сохранения памятника в разные эпохи пришлось потратить огромное количество сил и средств. Но благодаря этому легкий, стремящийся в небо силуэт храма до сих пор радует глаз многочисленных гостей Музея-заповедника «Коломенское».

После Дмитрия Донского, разбившего в 1380 году на поле Куликовом хана Мамая и сделавшего Москву центром объединения антиордынских сил, несколько князей сменились на престоле московском, делая свое государство все сильнее. Правнук Дмитрия Донского, Иван III в 1476 году отказался выплачивать ослабевшей Орде дань, после чего в течение двух десятилетий татарское иго было полностью устранено. Московские князья получили заслуженную славу и главенство на Руси. З агородная резиденция московских князей Коломенское, как и Кремль, с этого времени становится символом государственной власти; ему придается все более парадный вид.


Однако набеги татар на Москву продолжались. Чаще всего это были уже не волжские, а крымские татары. Их конные отряды врывались в города и села, грабили, жгли, убивали, захватывали пленников и уносились прочь. Не обходили они стороной и Коломенское, приобретавшее значение передового рубежа, защищавшего Москву с юга.
В 1521 году крымский хан Махмет Гирей по словам летописцев беспрепятственно «Коломеньская места повоевав» и «многыя села и святые церкви пожегоша» . Но через шесть лет, в сентябре 1527 года великий князь Московский Василий III с братьями, собрав в Коломенском войско, выступил в поход против 40-тысячной орды крымского царевича Ислам Гирея. Переправившись через Оку, русские ратники разбили татарское войско. Это была большая победа.

Великий князь Московский Василий III

В августе 1530 года в Коломенском у великого князя Василия III , праправнука князя Дмитрия Донского, родился сын Иван. Этому мальчику предстояло стать первым русским царем по прозвищу (за крутой нрав) Грозный. В момент его рождения началась буря, разразилась страшная гроза, сверкали молнии, грохотал гром… Но счастливые родители сочли это добрым знаком. Мальчик был долгожданным.
Его появлению на свет предшествовали драматические события...



Василий III вводит во дворец свою невесту Елену Глинскую

Василий III двадцать лет прожил в бездетном браке с Соломонией Сабуровой, потом насильно заставил ее принять монашеский постриг, сослал в монастырь и женился на польской княжне Елене Глинской в надежде, что молодая супруга подарит, наконец, наследника. По Москве ходили слухи, что несчастная княгиня Соломония в монастырь прибыла беременной и родила там сына, но бояре, посланные великим князем для разбирательства, ничего не прознали (или оставили все в тайне). Однако и Елена не сразу смогла выполнить свою миссию - супруги несколько лет ожидали, когда же у них появится дитя… Они усердно молились, раздавали милостыню, посещали монастыри, просили помощи у чудотворных икон и заложили в Коломенском новый храм с мольбой о чадородии.
Место для церкви было выбрано на высоком берегу реки.
Строил ее итальянский зодчий Петр Франческо Аннибале (Ганнибал), который в русских летописях именовался Петром Фрязиным или Петроком Малым. Фрязиными на Руси обычно называли итальянцев (поэтому так много однофамильцев оказалось среди заезжих архитекторов и других специалистов).

Мать Василия III , византийская царевна Софья Палеолог, росла в Риме и принесла на Русь классические представления об архитектуре, основанные на античных образцах и строениях эпохи Возрождения. Она сумела привить свои вкусы двум московским правителям - мужу и сыну. Именно ей Москва была обязана появлением итальянских архитекторов. Петрок Малый Фрязин приехал в Москву, когда «княгини-римлянки» Софьи Палеолог уже не было в живых, по приглашению ее сына Василия. Согласно личной просьбе великого князя Московского Папа Римский Климент VII в 1528 году отпустил архитектора Аннибале к его двору. Важнейшей постройкой зодчего считалась крепость Китай-города, а красивейшей - церковь Вознесения в Коломенском. Этот же мастер построил здесь новый дворец Василия III , к несчастью, не сохранившийся.
То ли строительство моленного храма помогло, то ли княжеские милостыни, но Елена вскоре почувствовала признаки беременности, и через положенный срок у нее родился мальчик, наследник престола. Великий князь, который к тому моменту перешагнул пятидесятилетний рубеж, был безмерно счастлив. Новый храм достраивали уже после рождения великокняжеского сына Ивана и посвятили этому событию. Так в Коломенском появился древнейший архитектурный памятник из сохранившихся - церковь Вознесения Господня. В 1532 году эта церковь упоминается уже как действующая.

В том же 1532 году хан Сафа Гирей вторгся в пределы Московского государства. Василий III, помня свою прошлую победу над татарами, опять выдвинулся в Коломенское и стал собирать войско. Летописцы рассказывали: «Выехав, князь великий стал в Коломеньском дожидаться князя Ондрея Ивановича, брата своего, и воевод со многими людьми, и тогоже дни прииде весть… в Коломеньское от воевод с Резани, что Сафа Кирей царь… и иные царевичи со многими людьми пришли на Резань да и посады пожгли; и князь великий… велел послать за Оку-реку… языков добывать, и воеводы тех татар к великому князю прислали в Коломеньское» . Взятых за Окой татарских «языков» великий князь лично допрашивал в Коломенском. На миниатюре летописного свода середины XVI века, посвященной этому событию, изображены не только многоверхие княжеские палаты, но и церковь Вознесения. К 21 августа 1532 года орды были разбиты.
Церковь Вознесения во многих отношениях была эталоном - совершенная по замыслу и исполнению, она стала первым шатровым каменным храмом в Московской земле и надолго определила стиль русского церковного зодчества. Но при этом осталась единственной и неповторимой. До ее возведения зодчие обычно воспроизводили византийскую крестово-купольную композицию, и об отходе от канона не могло быть и речи. И вдруг коломенская церковь Вознесения, лишенная громоздкого купола, стрелой взметнулась в небеса! "В церкви Вознесения, как в фокусе, встретились все архитектурные потоки христианских стран, и они же послужили точкой отсчета в становлении русской национальной архитектуры", - сказал архитектор Леонид Беляев.
До возведения в Кремле колокольни Ивана Великого коломенская церковь Вознесения была самым высоким сооружением Москвы и ближнего Подмосковья - ее общая высота с маковкой и крестом превышала 60 метров (во внутреннем помещении - более 40). Исследователи находят в архитектуре храма элементы, присущие готике и раннему Возрождению, но при этом церковь получилась удивительно русской, в ней нет ничего, что не принимала бы православная церковь и что было бы чуждо жителям Москвы шестнадцатого столетия. И общий облик церкви, «единого столпа», напоминающего скорее башню, граненую как кристалл, и «итальянские» пилястры и пилоны, и галереи, опоясывающие церковное здание, и готические элементы декора - все вызывало восторг и современников, и потомков. Этот храм не случайно называли «русской молитвой в камне». Летописец отметил: «Бе же церковь та вельми чудна высотою и красотою, такова не бывала прежде сего на Руси» .


Только патриарх Никон, при проведении церковной реформы в семнадцатом столетии, попытался воспротивиться строительству шатровых церквей, но позже архитекторы все равно вернулись к этой форме.



«Ничто меня так не поразило, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском.
Многое я видел, многим я любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России,
которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес.
Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи Миланского собора,
но, кроме налепленных украшений, я ничего не нашел. А тут передо мной предстала красота
целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм.
Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и долго я стоял, ошеломленный».
Гектор Берлиоз, французский композитор.

Вскоре после завершения строительства церкви Вознесения неподалеку от нее появилась отдельно стоящее здание колокольни, освященной в честь Георгия Победоносца. Она служила напоминанием и о стоящей здесь когда-то старинной Георгиевской церкви, возведенной князьями Дмитрием Донским и Владимиром Храбрым, и, одновременно, о рождении младшего брата Ивана Георгия. Увы, этот мальчик оказался тяжело больным, прожил недолго и не оставил заметного следа в истории. Храм Вознесения, колокольня и небольшая церковь Святого Георгия, появившаяся здесь в Х I Х веке, составляют единый гармоничный ансамбль.

Колокольня Георгия Победоносца и церковь, построенная в девятнадцатом столетии

Во время реставрации 1914-1916 годов шатер храма Вознесения был заново облицован специально изготовленным по старинным образцам кирпичом с клеймом: «1914».
За исключением отдельных, бережных реставрационных работ, за свою историю храм Вознесения не подвергался значительным перестройкам и сохранил древний облик, что делает его уникальным явлением среди других средневековых построек. В 1994 году ЮНЕСКО включило храм Вознесения Господня, как выдающийся памятник архитектуры, в список всемирного наследия (наряду с Кремлем и Красной площадью). В настоящее время по согласованию с Патриархией храм Вознесения находится в общем пользовании музея «Коломенское» и Патриаршего подворья.
К сожалению, в церкви не уцелели древние росписи, украшавшие ее стены. Их долго берегли и тщательно «подновляли» в семнадцатом столетии и в девятнадцатом, после военных событий 1812 года. В 1834 году, при очередном ремонте, архитектор Е.Д. Тюрин заботился об их сбережении. Сохранилось, например, его распоряжение относительно образа Вселенских святых и Московских чудотворцев, находившегося над «царским местом» в церкви: «образ святых, написанный на стене паперти сверх места царского, сохранить во всякой целости для чего заделать оный временно плотницкими щитами».
Но к концу Х I Х века прихожане решили, что храм пора расписать заново, «покрасивее». Старые фрески в 1884 году были уничтожены. Стены храма обили цинковыми листами и нанесли на них современную живопись, выполненную масляными красками. Без сомнения, это - страшная потеря для отечественной культуры.

Построена вел. кн. Василием III Иоанновичем (возможно, во исполнение обета) после рождения сына, буд. царя Иоанна IV, «в своем селе» - во владении великокняжеской семьи (не позднее чем с 1339), где располагался один из загородных дворов. Освящена 3 сент. 1532 г. в честь Вознесения Господня митр. Даниилом и Собором духовенства в присутствии вел. князя c семьей; празднование длилось 3 дня (ПСРЛ. Т. 8. С. 280). По словам летописца, «бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала преже сего в Руси» (ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 62).

Как дворцовый храм В. ц. получала содержание из царской и патриаршей казны, не имела прихода, возле нее не сложилось кладбища. В день отречения имп. Николая II Александровича (2 марта 1917) в ее подклете, где хранились старые иконные доски, была по откровению обретена чудотворная Державная икона Божией Матери . C 1923 г. служба в В. ц. была прекращена, храм передан музею рус. архитектуры, образованному в Коломенском по инициативе П. Д. Барановского ; в наст. время В. ц. находится в совместном пользовании ГМЗК и Патриархии (с 1994 Патриаршее подворье). Богослужения совершаются по воскресным дням и Великим праздникам в период от Пасхи до Покрова Пресв. Богородицы.

Храм неоднократно реставрировали и перестраивали, частично изменяя и декор. Большой ремонт, проведенный, вероятно, в кон. XVII в., затронул в основном галерею. Фасады были серьезно переработаны при реставрации 1832-1836 гг. (под рук. Е. Д. Тюрина); во время ремонта 1866-1867 гг. (под рук. Н. А. Шохина) церковь была неудачно оштукатурена цементным раствором и «реставрирована согласно всем древним деталям и орнаментам»: разобран свод под главкой, обветшавшие камни карнизов (ок. 170 погонных м) выбраны и заменены новыми (отчасти перетесанными старыми) плитами, заново сделаны 8 белокаменных капителей, «исправлены малые карнизы» и белокаменная сетка шатра.

В 1913-1916 гг. работы вело Дворцовое управление при научном наблюдении МАО (под рук. Б. Н. Засыпкина, обмер произвел И. В. Рыльский, исследование и графические реконструкции сделаны Д. П. Суховым). Были восстановлены «утраченные части кладки стен, шатра, профилированных белокаменных деталей», изготовлен большемерный кирпич; следование древним формам не отличалось точностью. В 20-30-х гг. XX в. наблюдения и работы в В. ц. вели Барановский, В. Н. Подключников и А. Уткин (1936-1940); в стенах центральной части подклета были открыты детали тонко профилированных белокаменных баз, отличные от более поздних, реставрированных.

Перед Великой Отечественной войной Подключников подготовил диссертацию по архитектуре В. ц. Новые материалы дали работы 1972-1984 гг. (под рук. Н. Н. Свешникова, при активном участии Н. Н. Кудрявцева и С. А. Гаврилова, продолжившего наблюдения и исследования до 90-х гг.), напр. о галереях-папертях и крыльцах, тогда же впервые было обосновано существование их изначального покрытия. С 1978 г. реставрация и архитектурные исследования сопровождались археологическими изысканиями (наиболее результативными были сезоны 1979 и 2003); с 2001 г. реставрацию, включая общий обмер здания совр. техническими методами, производят ЦНРПМ Мин-ва культуры РФ.

Архитектура В. ц. отличается единым замыслом начиная с устройства фундамента, общего для храма и галерей. Основание главного объема представляет собой монолит из белокаменных блоков на известковом растворе, имеет в плане форму, близкую к квадрату, и уходит на глубину 4,5-7,8 м (на вост. и зап. сторонах). Основания под зап. частью подклета и под крыльцами, несущими меньшую нагрузку, заложены на небольшую глубину (ок. 1 м). Кладка фундамента велась в котловане, по мере нарастания рядов использовались более правильно отесанные блоки. Размеченный в плане фундамент уточняли в ходе разбивки, следы к-рой в виде линий, прочерченных вдоль краев котлована, открыты при раскопках. Уступ в глубину с запада образовал анкер, к-рым в склоне надпойменной террасы укрепилось основание. Вост. стена, выступавшая над поверхностью, была присыпана на высоту более 1,5 м боем кирпичного щебня и отесками камня, к-рые дренировали склон и образовали вокруг храма задернованный «стилобат» правильной формы, просматривавшийся до недавнего времени.

Внешний объем здания включает подклет с 2 сводчатыми помещениями, галереи, четверик, восьмерик и 8-гранный шатер, венчаемый небольшим 8-гранным барабаном с маленьким куполом и крестом наверху. Планы нижних ярусов, галереи и четверика имеют форму креста; благодаря равным прямоугольным выступам по сторонам квадрата достигнута крестообразность в плане основного объема. Вост. выступ, где находится алтарь, внешне не выделен. Отделка подклета свидетельствует о высоком искусстве инженера-архитектора: хотя помещение, видимо, не использовалось для службы, стены оформлены кирпичными пилястрами, поставленными на пьедесталы, снаружи белокаменные. На галерею ведут 3 выносных крыльца; всходы на них устроены с уровня земли параллельно соответствующей стене с поворотом к ней под прямым углом в точке выхода на ось портала. Всходы состоят из маршей лестниц, опирающихся на аркады, и протяженных площадок и различаются между собой: северный вплотную прижат к галерее; с вост. стороны лестниц нет.

Все углы храма, как внешние, так и внутренние, усилены пилястрами и образуют отдельные пилоны. Внешнее убранство храма совмещает элементы Возрождения (пилястры с капителями, обрамления окон полуколонками и др.) и готики (на простенки наложены вимперги (глухие арки 3-угольных форм) с заостренными очертаниями на фасадах рукавов планового креста и в узких простенках выступающих углов четверика, килевидные арки), типичные для позднесредневек. и ренессансной Италии, особенно в завершениях порталов. Пропорции шатра подчеркивают гурт-вал, проложенный вдоль всех граней, а также ромбовидные ячейки сетки белокаменной алмазной огранки, как бы наброшенной на кирпичный шатер,- прием, использованный в кон. XV в. только при строительстве Грановитой палаты Московского Кремля итал. мастерами. Все в архитектуре В. ц. подчинено идее вертикального устремления: контраст небольших размеров внутреннего пространства (8,5×8,5 м) в сравнении с высотой (41 м), обходные галереи с широко раскинувшимися лестницами, пропорции высокого крестчатого объема, своеобразный «готически» трактованный ордер, раскрепованный на пилястрах и не переходящий на стену, высокие полукружия килевидных кокошников, образующих ступенчатый переход от крестчатой части к восьмиграннику, убегающие вверх ромбы на гранях шатра.

Отличается своеобразием система вентиляции и освещения: 2 щелевидных окна в вост. и юж. стенах подклета и др. отверстия в его стенах служили продухами; основной ярус (4 окна) идет по фасадам рукавов креста, под вимпергами, нижняя часть храма освещена проемами, прорезанными в угловых выступах четверика. Окна в восьмерике размещены крестообразно, в противолежащих гранях на шатре - вразбивку, по два и по одному; на фасад и внутрь восьмерика выходят также маленькие щелевидные окна для освещения лестницы внутри стены, огибающей восьмерик с юго-запада. Окна имеют разные очертания: в основном объеме - прямоугольные, с перспективными наличниками и завершением в виде килевидных фронтонов, в восьмерике - арочные; на гранях без окон сделаны ниши.

В вост. стену церкви снаружи врезан белокаменный трон, назначение к-рого точно неизвестно: большинство дореволюционных исследователей без достаточных оснований считали его царским местом либо символическим изображением Етимасии - горнего места Спасителя или Богородицы. Не исключено, что трон готовили как епископское седалище и изначально он не располагался на внешней галерее. Окружающий трон киворий XVII-XIX вв. установлен на 4 столбиках с парапетом и бочкообразным завершением, выложен с использованием камней с растительной резьбой, вероятно, от утраченного первоначального декора церкви и завершений столбов галереи. Тимпан его полуциркульного завершения-раковины украшает растительная резьба (листья аканфа), мощные изогнутые ножки декорированы широкими листьями, высокая спинка украшена двойными каннелюрами.

Иконостас изначально, вероятно, имел один ряд, в собрании ГМЗК сохранились царские врата (в сер. XVIII в. изъяты, в XIX в. опубликованы по рис. Ф. Г. Солнцева (Древности Гос-ва Российского. М., 1849-1853. Вып. 6. Табл. 36; Мартынов А . А ., Снегирёв И . М . Рус. старина в памятниках церк. и гражданского зодчества. М., 1852. Тетр. 5. С. 8), переданы музею в 1924).

В 1680 г. мастера Иван Михеев «с товарищи», Егор Зиновьев и Иван Масеков реставрировали местный, деисусный, праздничный, пророческий и праотеческий чины. По документам XVIII в. (РГАДА. Ф. 1239. Ед. хр. 31818 (опись архит. И. Мичурина, 1740)), размеры иконостаса составляли 8,53×14,93 м, в 3 ярусах было 55 икон. С 1745 г. иконы неоднократно передавали в ведомство Дворцовой канцелярии (по описи 1750, иконостас высотой ок. 9 м имел 5 ярусов, не считая местного ряда - 73 иконы) и поновляли (особенно большие работы произвели в 50-80-х гг. XVIII в.). В 1878 г. мастером Н. Ахапкиным был сделан новый 5-ярусный иконостас в русско-визант. стиле на средства статского советника С. П. Страхова и купца А. В. Пуллинова; освящен 28 авг. еп. Можайским Алексием. Поновленный в 1913 г. тем же мастером иконостас был разобран (без фотофиксации) в 1926 г., тогда же были обнаружены следы древних врубок в стены и одно старое (XVII в.?) тябло. Из др. икон собрания ГМЗК был смонтирован «музейный» 4-ярусный иконостас (разобран в 60-х гг. XX в.). В храме были особые деревянные, обитые тканью места для царской семьи. Документы XVII в. упоминают фрески в интерьере, утраченные к XVIII в.; в XIX в. стены покрывала роспись с архитектурными мотивами (не сохр.). На вост. паперти, рядом с «троном», на стене было фресковое изображение Собора Вселенских святых и московских чудотворцев (не сохр.).

Нетрадиц. архитектурное решение В. ц., вероятно, обусловило постройку храма вне Кремля и города. Личность архитектора (архитекторов?) остается предметом дискуссий: И. Е. Забелин считал, что это был рус. мастер, по мнению Подключникова и Ю. П. Спегальского, вероятнее из Пскова, чем из Москвы, др. исследователи, отмечавшие черты итал. Ренессанса (К. К. Романов, Н. Н. Воронин , В. А. Булкин, С. С. Подъяпольский), полагали, что он был приглашен из Европы и состоял на рус. службе. Участие в работах мастеров из Зап. Европы подкрепляется датой от Рождества Христова, вырезанной араб. цифрами на одном из верхних камней пилястр: «(1)533». В наст. время наиболее признаны гипотезы об авторстве итал. зодчего Петра Ганнибала (в рус. источниках - Петрок Малой), строителя храма в честь Воскресения Христова в Кремле (1532-1543) и стен Китай-города (1535-1538), либо иного, неизвестного мастера.

В. ц. не имеет исторических аналогов по типу и архитектурным формам. Долгое время господствовала теория Забелина о том, что строитель пытался воспроизвести тип деревянного шатрового храма в камне; ее подкреплял текст XVI в., в к-ром упомянуто, что верх В. ц. устроен «на деревянное дело» (ИЗ. Т. 10. С. 88; Т. 13. С. 268). Но сходство с рус. деревянными церквами более позднего времени не может служить решающим аргументом. Стиль архитектуры В. ц. напоминает храм Гроба Господня в Иерусалиме и др. храмы на Св. земле, повлиявшие на архитектуру Италии и др. стран Европы в XIII-XIV вв. В Зап. Европе в церквах, часовнях и колокольнях (особенно в Италии) использовали шатровые формы в завершениях, а в России эта форма, по-видимому, была типична для надпрестольных кивориев и сеней. Свободное обращение с ордером, варьирование ренессансных либо по-ренессансному трактованных готических (вимперги) и русифицированных (кокошники) мотивов, композиция освещения - все это характерно не для рус. зодчества, но для западноевроп. архитектурной традиции. К очевидным приметам архитектуры Высокого Возрождения относятся геометрически четкая форма плана, свойственная А. Палладио; использование единого ордера в интерьере и на фасадах; продуманная цельность и гармоничность конструкции и декора. Храм-памятник в форме своеобразного «обелиска», поднятого на обходную галерею на аркадах и сложный постамент-подиум, близкий к типу центрического храма, активно разрабатывался теоретиками архитектуры Ренессанса (Антонио Филарете (Аверлино) и др.). О хорошем знакомстве мастера с искусством Ренессанса свидетельствует и трон на вост. галерее.

В. ц. оказала решающее влияние на сложение шатровых, столпообразных и многостолпных рус. храмов сер. XVI в., определив одну из главных тенденций в развитии церковной архитектуры Московской Руси. В 1994 г. внесена во Всемирный список культурного наследия ЮНЕСКО.

Ист.: РГАДА. Ф. 1239. Ед. хр. 22409, 22706, 22740, 31859, 31968, 32348, 42551; РГИА. Ф. 293. Оп. 3. Д. 257: Подключников В . Н . Нек-рые элементы архит. композиции Коломенского храма: Дис. М., 1944; Архив ЛОИА. Ф. 29. Д. 646: Романов К . К . К вопросу о взаимоотношениях между Россией и Италией в строительстве кон. XV - нач. XVI ст. Ркп.

Лит.: Подключников В . Н . Коломенское. М., 1944. С. 8-14; Маковецкий И . В . Коломенское: Исслед. ист. развития планировки архит. ансамбля: Дис. М., 1951; Спегальский Ю . П . Каменное зодчество Пскова. Л., 1976; Подъяпольский С . С . Архитектор Петрок Малой // Памятники рус. архитектуры и монументального искусства: Стиль, атрибуции, датировки. М., 1983. С. 34-50; Харламова А . М . Исслед. и реставрация ц. Вознесения в Коломенском в 1913-1915 гг.: (По мат-лам Б. Н. Засыпкина) // Реставрация и исслед. памятников культуры. М., 1990. Вып. 3. С. 86-90; Гаврилов С . А . Церковь Вознесения в Коломенском: Исслед. 1972-1990 гг. // Реставрация и архит. археология / ВНИИТАГ. М., 1991. Вып. 1. С. 158-178; Kivimae J . Peter Frjazin or Peter Hannibal? An Italian architect in Late Medieval Russia and Livonia // Settentrione: Riv. di studi italo-finlandesi. Turku, 1993. Anno 5; Коломенское: Мат-лы и исслед. М., 1991-2002. Вып. 1-7; Суздалев В . Е . Очерки истории Коломенского. М., 20022.

Л. А. Беляев

«Ничто меня так не поразило, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском. Многое я видел, многим я любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес. Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи Миланского собора, но, кроме налепленных украшений, я ничего не нашел. А тут передо мной предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и долго я стоял, ошеломленный».


Гектор Берлиоз

Словно сторожевая башня, высоко возносится над рекой Москвой белокаменный столп церкви Вознесения Господня в Коломенском, построенной в подмосковной царской усадьбе. Этот храм — один из шедевров зодчества мирового значения — с 1994 года включен в список объектов Всемирного исторического и культурного наследия ЮНЕСКО.

Для первой половины XVI века — времени, когда строилась церковь — такое церковное здание было крайне необычным, оно резко отличалось от прежних каменных храмовых построек византийского или русско-византийского стиля (преимущественно крестово-купольных). Создание церкви в Коломенском дало начало новому стилю церковной архитектуры — шатровому. Немалое значение для истории страны приобрело и событие, в честь которого храм был воздвигнут.

Подмосковное село Коломенское, находившееся на южных подступах к столице, имеет длительную историю. По преданию оно было основано в середине XIII века жителями Коломны, которые были вынуждены бежать из родного города во время нашествия Батыя. В XIV-XV столетиях селом владели представители московской ветви династии Рюриковичей, потомки князя Ивана Калиты — Владимир Храбрый и Василий I. В дальнейшем Коломенское стало великокняжеской, а затем и царской загородной резиденцией — здесь строились жилые и хозяйственные сооружения, крепостная ограда, церкви. Особенно красиво выглядело Коломенское при царе Алексее Михайловиче. Тогда по соседству с каменными храмами на высоком берегу Москвы реки находился великолепный царский дворец, состоявший из множества нарядных теремов и палат разнообразной формы, связанных в единое целое причудливыми галереями, лестницами и переходами. Однако к моменту воцарения Алексея Михайловича церковь Вознесения стояла в Коломенском уже более века. Ее воздвигли в 1530—1532 годах при великом князе Василии III.


Причина возведения Вознесенской церкви до настоящего времени остается спорным вопросом. Самая популярная версия гласит, что храм был воздвигнут по случаю рождения в великокняжеской семье долгожданного наследника — будущего царя Ивана Грозного. Принимая во внимание тот факт, что о начале строительства церкви Вознесения в Коломенском никаких документальных сведений не обнаружено, историки обращаются к краткому сообщению в летописи, которое гласит: «Того же лета (7040 — 1532 г.) свершена бысть в Коломенском церковь камена Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Так же в ней сообщается об освящении церкви 3 сентября 7041 и о трехдневном пиршестве по этому случаю великого князя с детьми, митрополита Даниила и многочисленных гостей. Почти все публикации за период изучения памятника не ставят под сомнение легендарный повод строительства церкви, хотя от рождения Ивана до завершения строительства прошло всего два года. Время закладки остается неизвестным.

Непосредственно на выбор места закладки церкви повлияло наличие родника, бьющего из основания берега под церковью, прямо на продолжении продольной оси храма. Случайное совпадение здесь полностью исключено — на ключи всегда смотрели как на «чудо», им поклонялись с древнейших дохристианских времен. Старинная легенда гласит, что будто бы по дну оврага в Коломенском Георгий Победоносец гнался на коне за змием. Копыта коня ударяли о землю и под ними чудесно открывались родники с чистой водой, исцеляющей и глазные, и почечные болезни, и особенно бесплодие у женщин. И с тех пор женщины молились в Коломенском о даровании потомства.

Новая белокаменная церковь удивляла современников необычностью своей архитектуры. Однако точно установить имя зодчего, построившего этот выдающийся памятник, нельзя — предположительно, его построил итальянский архитектор Петр Францизск (Франческо) Анибал (в русских летописях — Петр Фрязин или Петрок Малый). По ряду версий, Петрок приехал с готовой идеей вертикальной композиции Вознесенской церкви, которая оттачивалась на образцах архитектуры разных стран: в первую очередь на образцах итальянских и лишь в последнюю очередь — русских. В пользу «итальянской» версии говорит декор, не встречавшийся прежде в русской архитектуре, а также проставленная на капители колонны дата арабскими цифрами по новому летоисчислению (от Рождества Христова). Ни арабские цифры, ни летоисчисление от Рождества Христова на Руси в то время не использовались.

Вместе с тем другие исследователи полагают, что народные традиции русского деревянного храмового зодчества могли послужить образцом для мастера, создавшего в селе Коломенское Вознесенский храм. Новшеством здесь были не только столпообразная форма церкви и шатровое завершение, но также отсутствие алтарных апсид, относительно небольшое внутреннее пространство — Вознесенская церковь, которая стала домовой летней церковью великих князей, предназначалась только для членов августейшей семьи (оттого ее внутренние размеры относительно малы).

Храм соединялся крытым переходом с дворцом. Кроме того, он имел важное оборонное значение сторожевой башни, с которой дозорные принимали из Подмосковья «телеграфные» огненные сигналы об опасности. С помощью факелов или зажженной бересты их передавали дальше — в Симонов монастырь и на колокольню Ивана Великого. Ведь именно с юга тогда грозила наибольшая опасность рубежам Москвы — татарские набеги.


В XVI веке появилась отдельная колокольня, ставшая звонницей Вознесенского храма. В ее нижнем ярусе освятили престол во имя святого Георгия Победоносца. По легенде, она построена на месте той деревянной Георгиевской церкви, которую воздвиг еще Димитрий Донской. Есть версия, что возведение этой колокольни началось также при Василии III в честь рождения и тезоименитства его второго сына — Юрия (в крещении Георгия), родившегося в октябре 1533 года. Стройная, стремительная, высокая колокольня словно вторила своей архитектурой Вознесенскому храму.

Церковь Вознесения была построена из большемерного кирпича, при строительстве в кладку подклета были заложены кованые железные связи. Храм опоясывают галереи-гульбища, опирающиеся на аркады; на галереи ведут крытые лестницы. Первоначально гульбища были открытыми, а за алтарем на них находилось царское место с «теремной» крышей, по всей вероятности, устроенное при Алексее Михайловиче. Оттуда царь раздавал милостыню после богослужения. Здесь же Иван Грозный мог принимать челобитные.

Первоначальный тябловый иконостас был разобран при Николае I и заменен иконостасом из кремлевского Вознесенского монастыря. Позднее был восстановлен иконостас с сохранившимися древними иконами, хотя и не в первоначальном виде.


В 1917 в храме была обретена чудотворная икона Богоматери «Державной» — по сведениям, в тот самый день, когда император Николай II отрекся от престола.

Крестьянка Евдокия Адрианова из соседнего с Коломенским села увидела два чудесных сна. В первом она стояла на горе и слышала голос, молвивший: «Село Коломенское, икона большая, черная, взять и сделать eе красную, затем помолиться и попросить ея». Крестьянка оробела и стала молить о разъяснении странного сна. Через несколько дней ей был второй сон: она увидела белую церковь, вошла и узрела восседавшую в ней величественную женщину, в которой она сердцем узнала Пресвятую Богородицу. Сопоставив два сна, она отправилась в Коломенское и увидела ту самую белую церковь, что ей приснилась. Вместе со священником Вознесенской церкви отцом Николаем Лихачевым, в подклете им удалось обнаружить самую большую, почерневшую от пыли икону. Когда икону омыли, открылся Державный образ Богоматери — есть версия, что этот образ раньше принадлежал Вознесенскому женскому монастырю в Московском Кремле — Стародевичьему. Перед нашествием Наполеона все ценное из Кремля прятали, и Державную икону решили укрыть в Коломенском, где она пролежала до самого 1917 года. После революции и закрытия Вознесенского храма икону передали в соседний Георгиевский храм, а после его закрытия — в запасники Государственного Исторического музея. 27 июля 1990 года Державная икона вернулась в Коломенское, в действовавший тогда Казанский храм.

В советское время церковь Вознесения вместе с остальными памятниками села Коломенского была передана в ведение музея-заповедника, организованного в 1928 году. В 2007 году окончилась длительная реставрация памятника, вокруг которой шла серьезная дискуссия на тему ее качества. Но так или иначе, леса, долгое время скрывавшие древнейший шатер Москвы, теперь сняты, и главная вертикаль высокого берега Москвы-реки снова видна отовсюду.

Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 634.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода