Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Церковь николая чудотворца на берсеневке архитектура. Храм николая чудотворца на берсеневке, в верхних садовниках

В Замоскворечье есть «пряничный домик» - церковь Святого Николы Чудотворца на Берсеневке, старейший храм Замоскворечья, поставленный на месте Зареченского монастыря Николы Старого. Храм невысок, но привлекает внимание своим узорчатым нарядом.

Церковь Николы на Берсеневке - московский православный храм, построенный в середине XVII века. Главный престол храма освящён во имя Святой Живоначальной Троицы, приделы - во имя Святителя Николая и преподобного Феодосия Великого Киновиарха. Составляет архитектурный ансамбль с палатами Аверкия Кириллова

Место, на котором стоит храм Николы на Берсеневке, издревле было занято церковными постройками. Так, в 1390 году в этой местности значился Никольский на Болоте монастырь, там существовала деревянная церковь, именуемая в летописи 1475 года «Церковь Николы на Песку, зовумая Борисова» (что указывает на принадлежность её богатому вотчиннику), а в 1625 году упоминаемая как «Великий Чудотворец Николай за Берсеневою решеткою» (в 1504 году Москва в рамках борьбы с пожарами и преступностью была поделена на участки, одним из которых управлял знатный боярин И. Н. Берсень-Беклемишев).

В 1650-е годы государев садовник Аверкий Кириллов начал возведение усадьбы на месте упразднённого Никольского монастыря. В 1657 году по его заказу был построен каменный храм Святой Троицы с приделом во имя Николая Чудотворца. В архитектурном отношении этот храм принадлежит к новому типу московского храма середины VII века, заложенному возведением Церкви Троицы в Никитниках. Он был построен как бесстолпный четверик с колокольней и трапезной, примыкающей с севера. Храм богато оформлен, “изукрашен” - к северной трапезной примыкает крыльцо со столпами-“кубышками” и арками, украшенными «гирьками».

Основной объём церкви Николая Чудотворца на Берсеневке завершён рядами кокошников с килевидным верхом, также кокошниками украшены барабаны, кроме того оформленные аркатурным поясом. Богато декорированы фасады, наличники окон, колонки и фриз. С запада был размещён спуск в нижнее помещение храма, где находилась семейная усыпальница Кирилловых. Позднее к церкви с восточной стороны было пристроено «красное» крыльцо с гульбищем, соединяющим храм с крестовой палатой дома Кирилловых. В 1694 году был освящён построенный вдовой Якова Аверкиевича Ириной придел во имя Казанской иконы Божией Матери. Также Ириной Симеоновной была построена колокольня на набережной, представляющая собой двухъярусный восьмерик на четверике, и заказан 200-пудовый колокол, изготовленный мастером Иваном Моториным. Кроме того были пожертвованы ещё пять колоколов, массой от 115 пудов до 1 пуда 35 ? фунтов. Колокольня эта в 1871 году была разобрана и на её месте построено двухэтажное здание.

В 1775 году к храму с запада была пристроена трапезная в стиле классицизм, сильно исказившая первоначальный облик церкви. Храм горел во время пожара 1812 года, после него был восстановлен и освящён заново. Вместо выгоревшей древней трапезной была отстроена новая, в которой были устроены два придела - Николая Чудотворца и преподобного Феодосия Киновиарха. В 1820-е годы была снесена старая колокольня, новая же появилась только в 1854 году.

В 1925 году в палатах Аверкия Кириллова разместились Центральные государственные реставрационные мастерские, а в 1930 году церковь Николы на Берсеневке была закрыта. В 1930-е Б. Иоффе, планировавший возведение в этом районе архитектурного ансамбля в стиле конструктивизм, добивался сноса храма. В 1932 году по заявлению от реставраторов была снесена колокольня, мешавшая хорошему освещению, но сам храм был оставлен. В 1958 году в храме был размещён НИИ музееведения. С 1992 года в конференц-зале, расположенном в храме, каждую неделю служились молебны Николаю Чудотворцу. Сейчас храм возвращён верующим, при нём работают воскресная школа и библиотека.

Здание храма сохранилось практически без изменения с 1657 года, несмотря на то, что церковь сильно пострадала в пожаре 1812 года. А вот эклектичную колокольню 1854 года постройки в советское время снесли.
По легенде, здесь хранилась хоругвь времен Ивана IV вся усыпанная драгоценными камнями. Считалось, что после каждой сотни убиенных царь раскаивался и укреплял на ней сапфир. Когда на Крестных ходах хоругвь выносили, народ пытался сосчитать количество жертв.

Говорят, что...
«...сюда вел подземный ход прямо из Кремля. Как бы то ни было, но какой-то тайный ход был обнаружен мальчишками».

«...в одной из келий содержали под стражей митрополита Филиппа».

Адрес храма Николая Чудотворца на Берсеневке: Москва, Берсеневская набережная, дом 18-22
Официальный сайт храма Николая Чудотворца на Берсеневке:

Многим наверняка знакомо красное здание на Берсеневской набережной в Москве. Рядом с ним возвышается нарядная церковь. Это – палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, одна из немногих уцелевших в Москве гражданских построек XVII века и церковь Святителя Николая Чудотворца на Берсеневке в Верхних Садовниках. Сейчас они теряются рядом с махиной «Дома на набережной», и трудно поверить, что в прошлом эти палаты были одними из самых больших и роскошных в Москве.

Мне довелось побывать здесь на экскурсии и увидеть те помещения, которые не доступны «человеку с улицы».

* Организатор экскурсии:

Вид на палаты Аверкия Кириллова с Патриаршьего моста. За ними высится громада «Дома на набережной»

Главный (северный) фасад палат Аверкия Кириллова, середина XVII — начало XVIII века

История и архитектура палат Аверкия Кириллова

Участок, где ныне возвышаются палаты Аверкия Кириллова, в XV веке принадлежал, по всей видимости, боярам Беклемишевым. Один из них, Иван Никитич Берсень-Беклемишев, дипломат и государственный деятель в царствование Ивана III и Василия III, был сторонником «старины и дедины». За открытое несогласие с Василием III, зимой 1525 года он был казнен на Москва-реке.

Слово «берсень» означает «крыжовник». Полагают, что именно в честь Ивана Берсеня-Беклемишева получила свое название Берсеневская набережная, где он перегородил улицу от «лихих людей», поставив берсеневую решётку.

После его казни владение перешло в казну. Согласно одной из московских легенд, следующим владельцем стал Малюта Скуратов. Действительно, до 1917 года в путеводителях по Москве этот дом нередко обозначался как палаты Малюты Скуратова с домовой церковью Скуратовых-Бельских. Здесь Малюта «бесчествовал свои жертвы», лютовал вместе с Васюткой Грязным — царским шутом и палачом. Утверждают, что где-то здесь идет подземный ход на другую сторону Москва-реки, к Колымажному двору и ручью Черторыю. Трудно сказать, где здесь правда, а где вымысел.

Затем эти земли получил в дар «государев садовник» Кирилл. На том месте, где сейчас располагается Водоотводный канал и остров, он разбил прекрасный «государев сад». А здесь в то время уже стояли усадебный дом, церковь и кладбище для прихожан при ней.

Первым документально подтвержденным владельцем усадьбы является «московский гость» (т.е. купец) Аверкий Кириллов (1622-1682). Ему принадлежали многочисленные лавки в Москве, земли с крестьянами, соляные копи в Соликамске. Царь Алексей Михайлович привлек талантливого купца к государевой службе, возведя в чин «думного дьяка», ведающего несколькими приказами. Фактически, в то время он определял всю экономическую политику Российского государства.

В 1656-1657 годах Аверкий Кириллов на основе ранее существующих зданий XV-XVII веков построил палаты и церковь, соединенные переходом. В литературе нередко можно встретить утверждение, что церковь была «домовой», но на самом деле она была приходской.

Церковь Николы на Берсеневке и палаты Аверкия Кириллова, соединенные переходом. Реконструкция

Первоначально палаты представляли собой вытянутый с востока на запад прямоугольник. На белокаменном подклете («казне») возвышалась деревянная надстройка. В подклете сохранились четыре помещения с поперечными сенями между ними. По мере роста культурного слоя подклет, некогда бывший первым этажом, ушел в землю и сейчас выглядит, скорее, полуподвальным помещением.

Сени первого этажа (подклета)

Жилые помещения располагались в деревянной надстройке – на Руси считалось вредным для здоровья жить в каменных помещениях. Подобные деревянные постройки неоднократно горели и затем восстанавливались вновь.

♦ Реконструкции русских жилых домов можно увидеть в статье

В первой четверти XVII века палаты подновили. Чтобы увеличить площадь помещения, юго-восточную белокаменную стену разобрали до фундамента и затем построили новую. В результате здание приобрело ассиметричную Г-образную форму.

В 1656-1657 годах над «казной» были возведены два кирпичных этажа со сводчатыми помещениями. К палатам примыкали наружные крыльца, которые вели на второй этаж.

В северо-западном углу подклета сохранилась внутристенная лестница, ведущая на второй, парадный этаж.

Наиболее нарядным помещением в доме была Крестовая палата, которая находится в юго-восточном углу здания. Окна её восточной стены выходят в сторону Никольского храма. Она выполняла функции приемного помещения.

Обрамление двери в Крестовую палату: до и после реставрации

В центре свода Крестовой палаты сохранился резной белокаменный «замок» — закладной камень с изображением креста и датой постройки. Надпись на нем гласит: «Написан сей святый и животворящий крест в лета 7165 года, того же лета и полата сия посправлена» . Голгофский крест внутри означает приверженность хозяина дома церковным реформам патриарха Никона.

20 апреля 1665 года палаты Аверкия Кириллова посетил голландец Николаас Витсен (1641-1717), политик, картограф, предприниматель и будущий бургомистр Амстердама. В своем дневнике он оставил такую запись:

Я посетил Аверкия Степановича Кириллова, первого гостя, которого считают одним из самых богатых купцов. Он живёт в прекраснейшем здании; это большая и красивая каменная палата, верх из дерева. Во дворе у него собственная церковь и колокольня, богато убранные, красивый двор и сад. Обстановка внутри дома не хуже, в окнах немецкие разрисованные стёкла. Короче – у него всё, что нужно для богато обставленного дома: прекрасные стулья и столы, картины, ковры, шкафы, серебряные изделия и т. д. Он угостил нас различными напитками, а также огурцами, дынями, тыквой, орехами и прозрачными яблоками, и всё это подали на красивом резном серебре, очень чистом. Не было недостатка в резных кубках и чарках. Все его слуги были одеты в одинаковое платье, что не было принято даже у самого царя.

Над третьим, каменным этажом в те времена существовал еще один этаж, деревянный, который опоясывало гульбище. Также здесь существовал «висячий сад». Кирпичные фасады здания с белокаменными вставками и полихромными изразцами были очень нарядными.

Вероятно, именно так выглядели палаты Аверкия Кириллова во второй половине XVII века

Во время Стрелецкого бунта в 1682 году Аверкий Кириллов, сторонник Нарышкиных, был жестоко убит в Кремле. Изуродованное тело Кириллова вытащили на Красную площадь, где над трупом установили табличку с надписью «Великие взятки имал и налогу и всякую и неправду чинил» . Похоронили Аверкия Кириллова и ненадолго пережившую его супругу Евфимию Евлампиевну в фамильном склепе под северной папертью Никольской церкви.

Новым владельцем дома стал его сын, Яков Кириллов, думный дьяк. В 1690-х годах с восточной стороны здания была сделана пристройка с Красным крыльцом. Его украшали кувшинообразные столбы, придававшие всему строению нарядный вид.

На стене восточного фасада палат можно увидеть заложенное Красное крыльцо

Аналогичная пристройка, симметричная восточной, появилась и с западной стороны дома.

Западный фасад палат

Окна части помещений первого этажа, прежде выходившие на улицу, теперь выходят в эти новые помещения. В это же время, вероятно, и был построен переход между домом и церковью.

Окна обрамляли пышные наличники. Этажи разделяли междуэтажные тяги. Дом венчал сложный карниз. Наружные стены были украшены росписью, фрагменты которой были обнаружены на южном фасаде.

После смерти Якова Кириллова владение перешло к дьяку Оружейной палаты, главе Московского магистрата А.Ф.Курбатову, который женился на вдове Я.А.Кириллова. По другой версии, новым владельцем стал Семен Иванович Маслов, на главном фасаде сохранился его герб.

В 1703-1711 году главный дом был перестроен. Внутри были сооружены семь новых печей, украшенных изразцами русской работы начала XVIII века.

Кувшин, изразцы и сабля, обнаруженные во время реставрационных работ

К средней части северного фасада пристроили ризалит с «теремком» на четвертом этаже. Сейчас «теремок» возвышается над зданием, а в прошлом он был частью четвертого, деревянного этажа. Существует версия, что его автором является русский скульптор, живописец и архитектор Иван Петрович Зарудный (1670?-1727), один из создателей знаменитой московской .

За теремком в XX веке был восстановлен деревянный свод, существовавший прежде. Туда ведет узкая лестница. Рядом с ней находится глубокое окно.

Лестница в деревянный свод на четвертом этаже и слуховое окно, выходящее на крышу

Помещение в «теремке»

Окно в «теремке»

Вход в здание украсил богато декорированный портал с балконом над ним (не сохранился). Перед ним на постаментах некогда стояли статуи. По обнаруженным фрагментам можно судить, что они могли быть похожи на апостолов, украшающих церковь в Дубровицах.

Окна третьего этажа обрамляют белокаменные наличники с раковинами в тимпанах. По сторонам «теремка» располагаются волюты и барельефы с изображением цветов и фруктов. Все это придает пристройке ярко выраженный характер петровского барокко. Если прежде главным фасадом дома был южный, то отныне им становится северный, обращенный к Москва-реке.

«Теремок»

В 1746 году или в 1756 году палаты отошли в казну. В разное время здесь располагались Корчемная контора и склад, Разрядно-сенатский архив, Московская казённая палата, Сенатская курьерская команда. Переход между домом и церковью был разобран.

К середине XIX века палаты обветшали настолько, что было решено их снести. Однако благодаря вмешательству активистов и деятельности Императорского Московского археологического общества, здание удалось сохранить. По указу императора Александра II новым владельцем как раз и стало Московское археологическое общество.

Палаты Аверкия Кириллова во владении Императорского Московского археологического общества. На фотографии видна колокольня Никольского храма, снесенная в 1932 году

В 1870 и 1884 годах были проведены реставрационные работы. Позднейшие пристройки были разобраны. Самое большое помещение, Крестовая палата, где располагался зал заседания общества, была расписана «в духе допетровского времени». Чтобы выделить отреставрированные участки, были использованы кирпичи с выбитой на них надписью: «Воспроизведено по древнимъ образцамъ Археологическимъ общю 1881 г.»

Кирпичи (изображение перевернуто)

В 1923 году археологическое общество было распущено. В 1924 году на первом этаже разместился Институт по изучению языков и этнических культур восточных народов СССР. Второй этаж передали под Центральные государственные реставрационные мастерские, которые создал и возглавил знаменитый советский реставратор и музейный деятель Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960). В ведение мастерских также была передана церковь Николы на Берсеневке.

Грабарь возглавлял реставрационные мастерские до 1930 года, два года спустя закрыли и сами мастерские. В освободившемся здании поселили обслугу построенного рядом «Дома на набережной» (Дома Правительства). Квартиранты обустраивали дом в соответствии с собственными нуждами, не щадя исторический памятник.

Светильник в «теремке» из «Дома на набережной»

В конце 1947 года палаты Аверкия Кириллова частично отошли Научно-исследовательскому институту краеведческой и музейной работы Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при СНК РСФСР, который со временем получил всё здание. Название организации со временем поменялось на Институт культурологии.

В 50-60-х годах XX века в палатах Аверкия Кириллова были проведены широкомасштабные реставрационные работы. К сожалению, за прошедшее время многие уникальные детали декора были утрачены, а сами работы пришлось завершать в спешном порядке.

Современная лестница в старинных палатах

В 2014 году Институт культурологии был слит с Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева. Сейчас палаты Аверкия Кириллова оказались на популярном туристическом маршруте. Часть помещений по-прежнему занимает академический институт, в других периодически проходят выставки. Однако дальнейшая судьба палат неизвестна. По некоторым данным, они могут отойти РПЦ ().

Церковь Святителя Николая Чудотворца на Берсеневке в Верхних Садовниках

Согласно летописным данным, в XV веке на территории Верхних Садовников, как тогда называлась эта местность, существовал деревянный храм Николы в Песках, построенный на месте более древнего небольшого вотчинного монастыря. В 1566 году храм был перестроен и стал именоваться Николой Берсеневским. Около 1625 года «по обещанию приходских и разных посторонних людей» была построена каменная церковь, главный престол которой был освящен во имя Живоначальной Троицы. Однако в обиходе храм по-прежнему именовался Никольским.

Существующая ныне каменная церковь Святителя Николая Чудотворца на Берсеневке в Верхних Садовниках была возведена в 1656-1657 годах, одновременно с палатами Аверкия Кириллова. Главный престол был освящен во имя Живоначальной Троицы, придел – во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1755 году по просьбе прихожан в левой части трапезной был устроен придел Святителя и Чудотворца Николая.

Церковь сильно пострадала от пожара 1812 года, в результате чего обрушилась трапезная. Она была восстановлена в 1817-1823 годах в стиле классицизма.

Здание церкви представляет собой поставленный на подклет двухсветный бесстолпный четверик с трехчастной пониженной апсидой. Боковые членения апсид венчают два купола, в прошлом в них размещались приделы. Северное членение крупнее южного и имеет отдельный вход с галереи. Галерея-паперть и нарядное крыльцо пристроены к северному фасаду. Под папертью располагалась усыпальница Кирилловых.

Восточный фасад храма

Центральная глава со световым барабаном окружена четырьмя декоративными главами, ниже которых идут два ряда кокошников. Фасады церкви украшены богатыми по рисунку профилированными наличниками, парными колонками на углах и изразцами.

Красочный храм

Внешнее оформление храма перекликается со стоящими рядом палатами Аверкия Кириллова. Вместе с существовавшим прежде переходом между ними они образовывали общий парадный двор.

Деталь северного фасада храма

В 1694 году, по границе участка вдоль берега Москва-реки была построена колокольня с проездными воротами и надвратной церковью Казанской Божией Матери. С двух сторон от нее пристроили невысокие здания причта и богадельни. В XVIII веке они несколько раз подновлялись.

Во время пожара 1812 года колокольня и здания рядом пострадали и после этого постепенно ветшали, пока не были разобраны. В 1853-1854 году к западу от церкви построили новую колокольню, которая значительно пострадала от ударной волны при взрыве Храма Христа Спасителя 5 декабря 1931 года и была разобрана в 1932 году.

В 1871 году вдоль набережной было построено новое здание, включившее остатки старых зданий. Его окна украшены наличниками с упрощенной стилизацией форм XVII века. Летом 1941 года Никольская церковь была переоборудована под хранилище музейных коллекций. Наиболее ценные экспонаты спрятали в церковный подвал. Сейчас церковь вновь возвращена верующим, в ней регулярно проводятся службы.

Палаты Аверкия Кириллова и церковь Николы на Берсеневке на карте

  • Адрес: Москва, Берсеневская набережная, 20
  • Метро: Кропоткинская, выход к Храму Христа Спасителя, далее перейти Москва-реку через Патриарший мост; Новокузнецкая, Третьяковская, далее в сторону Берсеневской набережной.

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Церковь Николая Чудотворца на Берсеневке, в Верхних Садовниках

Берсеневская набережная, 22

"Берсеневская набережная и переулок названы в XIX в. по находившейся здесь в XVI в. до начала XVIII в. у Б. Каменного моста "Берсеневой решетке" (ночной заставе на улицах), наблюдение за которой в царствование Ивана III было поручено боярину П. Н. Бересеню-Беклемишеву. Другое объяснение дает А. Мартынов (см.: Названия московских улиц. М., 1887. С. 23). Он производит название набережной от "берсеня" (крыжовника), который мог произрастать в находившемся вблизи Государевом саду".

"В середине XVII в. некоторые садовники были уже знатными людьми. Один из них, думный дьяк Аверкий Кириллов, заведовавший царскими садами, построил на своем дворе рядом с церковью в 1657 г. великолепные палаты, сохранившиеся, как и церковь, до нашего времени".

"Аверкий Кириллов, как приверженец Нарышкиных, был убит в Кремле вместе с А. С. Матвеевым во время стрелецкого бунта 1682 г.".

"На этом месте в древности был Никольский на Берсеневке на Болоте монастырь - "Никола Старый". Сведения о нем имеются от 1390 и 1404 гг.".

"Церковь известна с 1625 г., когда именовалась "Великий чудотворец Николай за Берсеневою решеткою".

"Нынешнее здание храма построено в 1656 г. на месте прежнего. Название свое церковь получила от имени боярина Берсеня Беклемишева, казненного в 1525 г. при Василии Иоанновиче на Москве-реке близ его двора".

"Церковь известна с 1475 г. Нынешняя каменная 1656 г. с главным престолом Троицы. В северном притворе погребены Аверкий Кириллов с женой - храмоздатели. В 1656 г. построена трапезная. Казанский придел освящен 16 января 1694 г. В 1755 г. на левой стороне трапезной устроен придел св. Николая. Старая колокольня снесена около 1820 г. Она была построена в 1694 г. и имела колокол 1200 пудов, литый в 1695 г. Иваном Моториным. В 1812 г. храм обгорел. Главный престол вновь освящен 5 сентября 1813 г. На месте Казанского освящен придел Феодосия Палестинского, общежития начальника в 1817 г. 10 июля 1823 г. разрешено в новой трапезной устроить придел св. Николая. Оба придела в двубокой трапезной. В храме сохранялись прекраснейшие произведения, описанные А. И. Успенским". "Новая колокольня 1854 г.".

"Дом Аверкия Кириллова с 1756 г. принадлежал казне. В нем сначала размещался сенатский архив, а в конце XVIII - нач. XIX в. жили сенатские курьеры, почему он и назывался "Курьерским домом". В 1868 г. дом был отдан Московскому археологическому обществу, устраивавшему в нем свои публичные ученые заседания".

"Церковь построена в 1656-1657 гг. как домовая думного дьяка Аверкия Кириллова (с палатами которого ее соединяла галерея на аркадах) на месте деревянной Никольской церкви. Посвящена Троице, поэтому правильнее называть ее Троицкой (первоначально имела придел св. Николая; в 1694 г. при ней был устроен придел Казанской Богоматери). К северному фасаду храма примыкает небольшая трапезная с крыльцом на "кубышчатых" столпах, несущих двойные арки с гирькой, бочкообразная кровля которого не имеет аналогий в московском каменном зодчестве (второе, ныне заложенное крыльцо было с восточной стороны трапезной - отсюда был спуск в подклет, служивший усыпальницей владельцев усадьбы). С западной стороны к древней трапезной и церкви с 1775 г. была пристроена новая трапезная церковь (восстановлена после пожара 1812 г.; колокольня не сохранилась - была сломана уже в советское время). Никольская церковь принадлежит к типу бесстолпных, трехабсидных, пятикупольных храмов с завершением четверика двумя рядами кокошников, перекрытых по закомарам. Декоративная обработка храма отличается пышностью и даже некоторой вычурностью (внутреннее убранство церкви не сохранилось).

Построенные рядом палаты Аверкия Кириллова, как и церковь, своим главным фасадом выходят к Москве-реке. Древняя часть палат была сооружена в нач. XVI в. и возобновлена одновременно с церковью в 1657 г. (в это время к палатам в юго-восточной их части пристроили новое помещение, а также возвели шатровое Красное крыльцо с двойными арками на кувшинообразных столпах и галерею, служившую входом в хоромы и соединявшую их с церковью, - частично сохранилась в виде закрытой арочной галереи первого этажа восточного ризалита). Здание было украшено цветными изразцами с узором в синих тонах по белому фону (один из ранних примеров применения таких изразцов в московском зодчестве). Центральная выступающая часть с парадным входом и правый выступ были пристроены в начале XVIII в. (тогда же, видимо, была осуществлена и надстройка палат - первоначально над первым этажом возвышался только терем). Внутри большая часть помещений еще спланирована по старому хоромному принципу вокруг вытянутой в глубину парадной "крестовой" палаты, в замке свода которой заложен камень с высеченной вокруг креста надписью: "Написан сей святой и животворящий крест в лето 7165 году; того же лета и палата посправлена" (что служит основанием датировки возобновления здания 1657 г.). Левая, более древняя часть палат сохранила в декоре стен формы, характерные для XVII в., которые в свое время, перекликаясь с формами декора церкви, способствовали созданию единого архитектурного комплекса. Центральный ризалит оформлен в духе петровского зодчества с использованием барочных мотивов. Сходство мотивов декора центрального выступа с элементами оформления Меншиковой башни заставляет некоторых исследователей связывать постройку палат в XVIII в. с именем И. П. Зарудного. Палаты Аверкия Кириллова являются уникальным памятником гражданского зодчества XVII - нач. XVIII в., ценность которого повышает его хорошая сохранность (во второй половине XVIII и XIX вв. здание не подвергалось капитальным перестройкам)".

"Церковь обновлялась в 1895 г.".

"В течение двух лет ЦГРМ (Центр. гос. реставрационные мастерские), размещавшиеся на втором этаже древних палат А. Кириллова, добивались закрытия храма св. Николая. А в нем, построенном в середине XVII в. на средства дьяка Кириллова, было немало икон XVII-XVII вв., ампирный иконостас начала XIX в., богослужебные сосуды и воздуха, Евангелия XVII-XVIII вв., древние колокола.

В феврале 1930 г. Моссовет удовлетворил просьбу ЦГРМ и церковь закрыл. Сразу же вслед за этим мастерские стали добиваться сноса стройной колокольни середины XIX в., рассчитывая, кроме всего прочего, на доход от продажи камня. В октябре 1930 г. городские власти вынесли роковое решение: "Принимая во внимание ходатайство ЦГРМ о разборке колокольни, ввиду того, что названная колокольня затемняет помещение ЦГРМ, чем затрудняется работа мастерских, - названную колокольню снести". Вскоре колокольни не стало, и сегодня в прекрасном ансамбле Николаевского храма и древних палат явно не хватает ее вертикали".

"В 1931 г. о сносе церкви ходатайствовал Б. Иофан, строитель "дома на набережной" и несостоявшегося "дворца советов".

"В 1932 г. храм начали разбирать", но не успели: снесли только колокольню. В 1958 г. в здании бывшего храма был Научно-исследовательский институт музееведения.

В 1970-е гг. храм был отреставрирован внешне. Полностью разрушенная колокольня, однако, при этом восстановлена не была. Над абсидами приделов вновь поставлены главки - которых не было уже к XIX в. (см. фото Найденова). Раскрыто покрытие храма с кокошниками. Внутри в 1980 г. размещался НИИ культуры РСФСР, а в трапезной XIX в. - редакция журнала "Культурно-просветительная работа".

Ильин пишет, что могила Аверкия Кириллова находится "при церкви", однако обнаружить ее нам не удалось.

"Усадьба XVI-XIX вв. (Аверкия Кириллова), Берсеневская наб., 18-22:

а) палаты XVI - нач. XVIII в., зодчий М. Чоглоков (?); б) церковь Николы на Берсеневке, 1656-1567, 1-я треть XIX в.; в) корпус по набережной, 2-я пол. XIX в. с фрагментами XVII в. - находится на государственной охране под № 4".

В 1990 г. и храм и палаты принадлежали НИИ культуры Министерства Культуры РСФСР и Академии Наук СССР.

В 1992 г. богослужения в церкви возобновлены.

"На Преображение 1992 г. молебен о мире в Абхазии возглавил председатель Союза Православных братств иером. Кирилл Сахаров".

Криворукие фотографии сделаны мной, а текст цитирую по статье Елены Лебедевой.

Одна из ныне действующих церквей Николая Чудотворца находится на Берсеневской набережной около палат Аверкия Кириллова. Недавно отреставрированная, она похожа на пряничный теремок. Ее ныне существующее здание было возведено в XVII веке, но сама церковь появилась здесь гораздо раньше. Всю свою историю церковь была связана и с этим легендарным домом, и с этим зловещим местом.
Само название местности - Берсеневка - уже наводит на мрачное воспоминание о казненном в далеких временах московском боярине. В XVI - XVIII в.в. здесь находилась "Берсенева решетка", то есть ночная застава, запираемая и охраняемая сторожами, которые следили за порядком в городе. В годы правления Ивана III за караул в этом участке отвечал "объезжий голова" боярин И.Н. Берсень-Беклемишев, имя которого носит и одна из Кремлевских башен - Беклемишевская, потому что рядом с ней располагался его двор. Где-то там, у Москвы-реки, боярин был казнен в 1525 году - из-за неосторожной и смелой искренности с великим князем Василием III. А еще говорили, что перед смертью опальный боярин переехал из Кремля со всем своим двором на Берсеневку.
Впрочем, другая, менее обоснованная версия гласит, что название этой местности произошло от сибирского слова "берсень" - крыжовник, который мог расти в близлежащем Государевом саду на Софийке. Он был разбит еще повелением великого князя Ивана III в 1493 году, когда в пожаре выгорело все Заречье против Кремля, и государь приказал устроить там только сад, без жилых домов, дабы предостеречься от огня в городе впредь.
Уже в конце XIV века здесь, в районе Берсеневки, был монастырь под именем Никола Старый, что "на Болоте" - такое название получила эта топкая местность из-за постоянных разливов Москвы-реки и сильных дождей, которые превращали правобережную часть города в болото до постройки в 1786 году Водоотводного канала.
Видимо, с тех времен, от древнего монастыря и осталась на Берсеневке Никольская церковь - возможно даже, что она была прежде соборным храмом этой обители или одной из ее церквей.

Церковь упоминается еще в 1475 году, когда была деревянной, а в 1625 году называлась "Великий чудотворец Никола за Берсеневой решеткой". А память о замосквореченском, или, как говорили в старину, зареченском монастыре Москва хранила долго - молва утверждала, что именно в него Иван Грозный заточил опального митрополита Филиппа. И будто со всей первопрестольной стекался на Болото народ и толпился у стен темницы мученика. На самом же деле митрополита держали под арестом в Богоявленском монастыре Китай-города, а предание о Берсеневке появилось из-за слухов о Малюте Скуратове. С его именем молва связывала соседние с церковью красные палаты - будто бы жил в них сам главный опричник, к которому мрачный дом перешел от того самого боярина Берсеня.

Древняя часть этих палат действительно относится к XVI веку, и возможно, что именно здесь происходили тайные и кровавые расправы над неугодными царю. В 1906 году при сооружении электрической станции здесь, неподалеку от будущего Дома на Набережной, были открыты старинные подземные помещения - настолько высокие, что в них могла поместиться лошадь, о чем свидетельствуют обнаруженные там кости. В мрачных подземельях были найдены и останки человека, и множество тисков, а вскоре рядом нашли серебряные монеты времени Грозного. Вероятно, это и были пыточные подземелья Малюты Скуратова, который жил где-то рядом. Однако в советское время могила опричника была обнаружена на противоположном берегу Москвы-реки, близ церкви Похвалы Богородицы, что оставило историкам новую загадку, - ведь в те времена умерших хоронили только в своих церковных приходах, а значит, Скуратов жил не на Берсеневке, а прямо напротив нее.
Так или иначе, но только Берсеневка в московской молве была тесно связана с Малютой Скуратовым. Еще одно предание гласит, что после Скуратова дом перешел к его зятю, Борису Годунову - царь был женат на дочери Малюты.
Лишь с середины XVII века дом и церковь на Берсеневке имеют доподлинно известную историю. В 1657 году из старых палат построил себе усадьбу думный дьяк Аверкий Кириллов, заведовавший царскими садами в Замоскворечье.



Тогда же он выстроил заново и красавицу-церковь с главным престолом, освященным во имя Св.Троицы, и с Никольским приделом, которая стала его домовым храмом. В 1695 году, уже после гибели дьяка, на ее колокольне появился колокол в 1200 пудов, отлитый самим Иваном Моториным - 42 года спустя он вместе с сыном будет отливать в Кремле печально знаменитый Царь-Колокол.

Стены трапезной

Надолго растянулось строительство палат - работы еще велись и на рубеже XVII-XVIII столетий. Полагают, что в создании их окончательного вида принимал участие знаменитый М.Чоглоков, архитектор Сухаревой башни. Однако другая, более точная версия называет автором палат Ивана Зарудного - из-за сходства декора Берсеневских палат с элементами его Меншиковой башни, построенной позднее.
После смерти царя Федора Алексеевича Аверкий Кириллов встал на сторону Нарышкиных и попал в круг придворных лиц, которых замыслили погубить Милославские. И был дьяк убит вместе с Артамоном Матвеевым во время стрелецкого бунта 1682 года: его сбросили с Красного крыльца на землю, изрубили, и труп поволокли на Красную площадь с криками: "Расступитесь, думный едет!" Он был погребен здесь, на Берсеневке, в приходе своей домовой церкви.
Его сын Яков тоже сначала был думным дьяком, а потом постригся в монахи в Донской монастырь. Кирилловы много жертвовали на эту обитель - именно на их средства были сооружены монастырские красные стены с красивыми башнями.
С 1756 года дом на Берсеневке стал принадлежать казне: сначала здесь располагался сенатский архив, потом в нем жили сенатские курьеры, и дом именовался "Курьерским". В 60-х годах ХIХ века бывший дом Кирилловых был подарен правительством московскому Археологическому обществу, которое проводило в нем свои знаменитые публичные научные заседания.

Церковь же с середины XVIII века стала обыкновенной приходской. В 1812 году она пострадала от пожара - "обгорела" и отреставрированная, была вновь освящена в следующем году после изгнания Наполеона.
В конце 1920-х годов в бывших палатах думного дьяка разместилось общежитие строителей Дома на Набережной. А в 30-е годы в подвале под закрытой Никольской церковью были найдены старинные иконы и скелет девушки с косой и вплетенной лентой, замурованный в нишу. Увидеть страшную находку больше никому не удалось - когда открыли каменную плиту, прах вмиг рассыпался.
В 1930 году после закрытия замосквореченской церкви немедленно стали добиваться ее сноса: в тот же год уничтожили колокольню, поскольку она "затемняла" помещение соседних реставрационных мастерских. Причина же сноса была, разумеется, другой - о ликвидации церкви на Берсеневке особенно хлопотал архитектор Борис Иофан, строивший в том месте целый архитектурный ансамбль - Дворец Советов и Дом на Набережной - как образец социалистического "дома-города" в стиле конструктивизма. По первоначальному проекту Дом должен был гармонировать с Кремлем и в замысле предполагался красно-розового цвета. Но судьба распорядилась иначе, и дом оказался мрачно-серым.

Фотография 1882 года из альбома Найденова. Колокольню, к сожалению, успели разобрать...

Трагедия Берсеневки продолжилась и в зловещем Доме на Набережной - пошла молва, что он был построен из кладбищенских плит с разоренных большевиками могил, и потому столь несчастно складывалась судьба его многочисленных жильцов. Это были в основном члены советского правительства, министры и их заместители, маршалы и адмиралы, на головы которых в 30-е годы обрушилась секира сталинских репрессий. Лишь единицы из них избежали казни и лагерей. Даже "покой" жителей дома вместо консьержек охраняли военные, а в маленьких подвалах-окошках первого этажа держали сторожевых собак.
Старинный Никольский храм начали разбирать - в таком соседстве с новым идеологическим центром советской столицы ему не было места. А потом строительство Дворца Советов было приостановлено, и храм чудом уцелел. В 1958 году в нем был открыт НИИ музееведения, а в 70-х годах началась его реставрация.
Богослужения в нем были возобновлены в 1992 году. На празднике Преображения того же года в церкви был отслужен молебен о мире в Абхазии. В настоящее время храм действует.




А еще на фоне этой изящной и уютной церкви ее сосед за рекой кажется особенно неуклюжим, громоздким, нелепым и искусственно помпезным. Думаю, что так смотрелся и настоящий дореволюционный Храм Христа Спасителя.

Разумеется, все это слишком субъективно, и у каждого могут возникать свои собственные впечатления.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода