Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Железный хромец и его империя. Тимуриды

Тимуриды - династия потомков Тимура, правившая в Мавераннахре, Иране и Индии.

В год смерти Тимура (1405) его сын Шахрух владел Хорасаном; из внуков Тимура Пир-Мухаммед, сын Джехангира, правил в Афганистане, Омар и Абу-Бекр (сыновья Мираншаха) - в Азербайджане и Багдаде, Пир-Мухаммед, Рустем и Искендер (сыновья Омар-шейха) - в Фарсе и Эраке Персидском; сын Мираншаха, Халиль-Султан, стоял в Ташкенте с войском, собранным для похода на Китай.

Тимур назначил своим наследником Пир-Мухаммеда, сына Джехангира; но он не был признан. Халиль-Султан овладел Мавераннахром, но добровольно признал верховную власть Шахруха, провозглашенного султаном в Герате (1405-1447).

Багдада Тимуриды лишились уже в 1405 году, Азербайджана - в 1408 году (победа Кара-Юсуфа, предводителя Кара-Коюнлу; остальные области постепенно подчинил своей власти Шахрух. Пир-Мухаммед в 1406 году был разбит Халиль-Султаном и в 1407 году убит, после чего Шахрух занял Афганистан. В 1409 году он завоевал Мавераннахр и назначил там правителем своего сына Улугбека, в 1414 году усмирил восстание Искендера и назначил правителем Фарса своего сына Ибрагима (1414-1435; после него сын его Абдаллах, 1435-1445).

Шахрух совершил несколько походов на Азербайджан и в 1436 году подчинил себе эту страну; правителем ее в качестве вассала Шахруха был назначен Джехан-шах (сын Кара-Юсуфа). Шахрух и его сыновья заботились о поднятии благосостояния своих владений и покровительствовали просвещению (восстановление Мерва в 1410 году; обсерватория и астрономические таблицы Улугбека).

В конце царствования Шахруха смуты возобновились, и после его смерти государство распалось; Улугбек в 1449 году был убит своим собственным сыном. Хорасаном овладел внук Шахруха, Абу-л-Касим Бабур (1450-1457), Мавераннахром - внук Мираншаха, Абу-Сеид (1451-1469).

Джехан-шах, отложившийся от Тимуридов, в 1452 году захватил Фарс, в 1458 году - Хорасан, но уступил эту область Абу-Сеиду, который на короткое время (1458-1468) восстановил единство государства Тимуридов. Попытка воспользоваться смертью Джеханшаха (1467) для завоевания Адербейджана была причиной гибели Абу-Сеида: он был взят в плен и убит Узун-Хасаном, предводителем племени Ак-Коюнлу.

Сын Абу-Сеида, Ахмед (1469-1494), владел только Мавераннахром; иранские владения Тимуридов перешли во власть другого потомка Тимура (через Омар-шейха), Хусайна Байкары (1469-1506), двор которого (в Герате) остался одним из центров просвещения.

Ахмед и Гусейн были последними сильными владетелями из династии Тимуридов; владения Тимуридов были завоеваны кочевыми узбеками, предводитель которых Шейбани в 1500 году захватил Мавераннахр, в 1507 году - Хорасан. Племянник Ахмеда Бабур после нескольких попыток вытеснить Шейбани-хана из Мавераннахра утвердился в Кабуле (1504), откуда в 1511 году, после смерти Шейбани, вновь завоевал Мавераннехр, но уже в 1512 году окончательно очистил страну и впоследствии основал империю Великих Моголов в Индии.

Некоторые представители династии прославились как учёные и литераторы. Улугбек был великим астрономом и математиком; Хусайн Байкара (под псевдонимом Хусайни) и Бабур - известными поэтами.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907).

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Тимуриды

Официальное название государства

Символика

Управление

Империя Тимуридов представляла собой монархию, глава которой носил имя султан . Распоряжения султана назывались фирманом . Главе государства помогал Высший государственный совет, где правой рукой эмира был «амир-э-диван ». Регионы (Вилайет) управлялись наместниками вали . Судебная система была шариатской , где правосудие вершили кади .

История

Империя Тимуридов образовалась на территории бывшего Чагатайского улуса Монгольской империи. В 1370 году в Балхе состоялся курултай , избравший Тамерлана эмиром Турана. Ядром государства стали территории Узбекистана (без Хорезма), Таджикистана и северного Афганистана. Столицей государства стал Самарканд . В 1376 году Империя Тамерлана поглощает Хорезм , а в 1384 - Сеистан и Забулистан (юго-западный Афганистан). К 1393 году юго-западные владения Тамерлана достигают Багдада . В 1395 году его войско предпринимает поход против Золотой Орды (Дешт-и-Кипчак), а в 1398 году против Делийского султаната . В 1401 войска Тамерлана захватывают Дамаск , а в 1402 году наносят поражение турецкому султану , в результате которой в Самарканд привозят трофейный Коран Усмана .

Начавшуюся междоусобицу смог остановить тимурид Абу-Сеид , власть которого распространялась на территории Узбекистана и северного Афганистана. Именно он пригласил в Узбекистан кочевых (номинальных) узбеков Абу-л-Хайра . На западе (на территориях Ирана и Азербайджана) продолжалась война с туркменскими объединением Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу . При преемниках Абу-Сеида империя Тимуридов сужается до размеров Мавераннахр

Тимуриды - поэты, ученые



Некоторые представители династии прославились как учёные и литераторы.

Тимуридский Ренессанс

Тимуриды Турана покровительствовали наукам и искусствам. Строятся мраморные купольные мавзолеи (Гур Эмир , мавзолей Ходжи Ахмеда Яссеви , Аксарай , Чашма-Айюб), мечети (Биби-ханым), медресе (медресе Улугбека), китабхане и даже Обсерватория Улугбека . Высокого уровня достигает поэзия (Лутфи , Алишер Навои), которая пронизана идеями суфизма (тарикат Накшбандия , шейх Джами) и повествует о всепоглощающей любви. Широкую известность приобретает искусство миниатюры (гератская школа Бехзада). Вместе с тем развивается историческая наука (Хафизи Абру), математика (Аль-Каши) и астрономия (Кази-заде ар-Руми).

Армия Тимуридов

В период своего могущества армия Тимуридов могла выставить до 200 тыс. солдат. Армия делилась на десятки, сотни, тысячи (хазары ) и дивизии (тумэны). Среди воинских званий были эмиры , сардары , юз-баши. Ко времени Бабура у тимуридов появляется огнестрельное оружие (пушки , пищали), которое было закуплено в Османской империи .

См. также

Напишите отзыв о статье "Тимуриды"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Тимуриды

– А здесь, братец, народ вовсе оголтелый пошел. Там всё как будто поляк был, всё русской короны; а нынче, брат, сплошной немец пошел.
– Песенники вперед! – послышался крик капитана.
И перед роту с разных рядов выбежало человек двадцать. Барабанщик запевало обернулся лицом к песенникам, и, махнув рукой, затянул протяжную солдатскую песню, начинавшуюся: «Не заря ли, солнышко занималося…» и кончавшуюся словами: «То то, братцы, будет слава нам с Каменскиим отцом…» Песня эта была сложена в Турции и пелась теперь в Австрии, только с тем изменением, что на место «Каменскиим отцом» вставляли слова: «Кутузовым отцом».
Оторвав по солдатски эти последние слова и махнув руками, как будто он бросал что то на землю, барабанщик, сухой и красивый солдат лет сорока, строго оглянул солдат песенников и зажмурился. Потом, убедившись, что все глаза устремлены на него, он как будто осторожно приподнял обеими руками какую то невидимую, драгоценную вещь над головой, подержал ее так несколько секунд и вдруг отчаянно бросил ее:
Ах, вы, сени мои, сени!
«Сени новые мои…», подхватили двадцать голосов, и ложечник, несмотря на тяжесть амуниции, резво выскочил вперед и пошел задом перед ротой, пошевеливая плечами и угрожая кому то ложками. Солдаты, в такт песни размахивая руками, шли просторным шагом, невольно попадая в ногу. Сзади роты послышались звуки колес, похрускиванье рессор и топот лошадей.
Кутузов со свитой возвращался в город. Главнокомандующий дал знак, чтобы люди продолжали итти вольно, и на его лице и на всех лицах его свиты выразилось удовольствие при звуках песни, при виде пляшущего солдата и весело и бойко идущих солдат роты. Во втором ряду, с правого фланга, с которого коляска обгоняла роты, невольно бросался в глаза голубоглазый солдат, Долохов, который особенно бойко и грациозно шел в такт песни и глядел на лица проезжающих с таким выражением, как будто он жалел всех, кто не шел в это время с ротой. Гусарский корнет из свиты Кутузова, передразнивавший полкового командира, отстал от коляски и подъехал к Долохову.
Гусарский корнет Жерков одно время в Петербурге принадлежал к тому буйному обществу, которым руководил Долохов. За границей Жерков встретил Долохова солдатом, но не счел нужным узнать его. Теперь, после разговора Кутузова с разжалованным, он с радостью старого друга обратился к нему:
– Друг сердечный, ты как? – сказал он при звуках песни, ровняя шаг своей лошади с шагом роты.
– Я как? – отвечал холодно Долохов, – как видишь.
Бойкая песня придавала особенное значение тону развязной веселости, с которой говорил Жерков, и умышленной холодности ответов Долохова.
– Ну, как ладишь с начальством? – спросил Жерков.
– Ничего, хорошие люди. Ты как в штаб затесался?
– Прикомандирован, дежурю.
Они помолчали.
«Выпускала сокола да из правого рукава», говорила песня, невольно возбуждая бодрое, веселое чувство. Разговор их, вероятно, был бы другой, ежели бы они говорили не при звуках песни.
– Что правда, австрийцев побили? – спросил Долохов.
– А чорт их знает, говорят.
– Я рад, – отвечал Долохов коротко и ясно, как того требовала песня.
– Что ж, приходи к нам когда вечерком, фараон заложишь, – сказал Жерков.
– Или у вас денег много завелось?
– Приходи.
– Нельзя. Зарок дал. Не пью и не играю, пока не произведут.
– Да что ж, до первого дела…
– Там видно будет.
Опять они помолчали.
– Ты заходи, коли что нужно, все в штабе помогут… – сказал Жерков.
Долохов усмехнулся.
– Ты лучше не беспокойся. Мне что нужно, я просить не стану, сам возьму.
– Да что ж, я так…
– Ну, и я так.
– Прощай.
– Будь здоров…
… и высоко, и далеко,
На родиму сторону…
Жерков тронул шпорами лошадь, которая раза три, горячась, перебила ногами, не зная, с какой начать, справилась и поскакала, обгоняя роту и догоняя коляску, тоже в такт песни.

Возвратившись со смотра, Кутузов, сопутствуемый австрийским генералом, прошел в свой кабинет и, кликнув адъютанта, приказал подать себе некоторые бумаги, относившиеся до состояния приходивших войск, и письма, полученные от эрцгерцога Фердинанда, начальствовавшего передовою армией. Князь Андрей Болконский с требуемыми бумагами вошел в кабинет главнокомандующего. Перед разложенным на столе планом сидели Кутузов и австрийский член гофкригсрата.
– А… – сказал Кутузов, оглядываясь на Болконского, как будто этим словом приглашая адъютанта подождать, и продолжал по французски начатый разговор.
– Я только говорю одно, генерал, – говорил Кутузов с приятным изяществом выражений и интонации, заставлявшим вслушиваться в каждое неторопливо сказанное слово. Видно было, что Кутузов и сам с удовольствием слушал себя. – Я только одно говорю, генерал, что ежели бы дело зависело от моего личного желания, то воля его величества императора Франца давно была бы исполнена. Я давно уже присоединился бы к эрцгерцогу. И верьте моей чести, что для меня лично передать высшее начальство армией более меня сведущему и искусному генералу, какими так обильна Австрия, и сложить с себя всю эту тяжкую ответственность для меня лично было бы отрадой. Но обстоятельства бывают сильнее нас, генерал.
И Кутузов улыбнулся с таким выражением, как будто он говорил: «Вы имеете полное право не верить мне, и даже мне совершенно всё равно, верите ли вы мне или нет, но вы не имеете повода сказать мне это. И в этом то всё дело».
Австрийский генерал имел недовольный вид, но не мог не в том же тоне отвечать Кутузову.
– Напротив, – сказал он ворчливым и сердитым тоном, так противоречившим лестному значению произносимых слов, – напротив, участие вашего превосходительства в общем деле высоко ценится его величеством; но мы полагаем, что настоящее замедление лишает славные русские войска и их главнокомандующих тех лавров, которые они привыкли пожинать в битвах, – закончил он видимо приготовленную фразу.
Кутузов поклонился, не изменяя улыбки.
– А я так убежден и, основываясь на последнем письме, которым почтил меня его высочество эрцгерцог Фердинанд, предполагаю, что австрийские войска, под начальством столь искусного помощника, каков генерал Мак, теперь уже одержали решительную победу и не нуждаются более в нашей помощи, – сказал Кутузов.
Генерал нахмурился. Хотя и не было положительных известий о поражении австрийцев, но было слишком много обстоятельств, подтверждавших общие невыгодные слухи; и потому предположение Кутузова о победе австрийцев было весьма похоже на насмешку. Но Кутузов кротко улыбался, всё с тем же выражением, которое говорило, что он имеет право предполагать это. Действительно, последнее письмо, полученное им из армии Мака, извещало его о победе и о самом выгодном стратегическом положении армии.
– Дай ка сюда это письмо, – сказал Кутузов, обращаясь к князю Андрею. – Вот изволите видеть. – И Кутузов, с насмешливою улыбкой на концах губ, прочел по немецки австрийскому генералу следующее место из письма эрцгерцога Фердинанда: «Wir haben vollkommen zusammengehaltene Krafte, nahe an 70 000 Mann, um den Feind, wenn er den Lech passirte, angreifen und schlagen zu konnen. Wir konnen, da wir Meister von Ulm sind, den Vortheil, auch von beiden Uferien der Donau Meister zu bleiben, nicht verlieren; mithin auch jeden Augenblick, wenn der Feind den Lech nicht passirte, die Donau ubersetzen, uns auf seine Communikations Linie werfen, die Donau unterhalb repassiren und dem Feinde, wenn er sich gegen unsere treue Allirte mit ganzer Macht wenden wollte, seine Absicht alabald vereitelien. Wir werden auf solche Weise den Zeitpunkt, wo die Kaiserlich Ruseische Armee ausgerustet sein wird, muthig entgegenharren, und sodann leicht gemeinschaftlich die Moglichkeit finden, dem Feinde das Schicksal zuzubereiten, so er verdient». [Мы имеем вполне сосредоточенные силы, около 70 000 человек, так что мы можем атаковать и разбить неприятеля в случае переправы его через Лех. Так как мы уже владеем Ульмом, то мы можем удерживать за собою выгоду командования обоими берегами Дуная, стало быть, ежеминутно, в случае если неприятель не перейдет через Лех, переправиться через Дунай, броситься на его коммуникационную линию, ниже перейти обратно Дунай и неприятелю, если он вздумает обратить всю свою силу на наших верных союзников, не дать исполнить его намерение. Таким образом мы будем бодро ожидать времени, когда императорская российская армия совсем изготовится, и затем вместе легко найдем возможность уготовить неприятелю участь, коей он заслуживает».]

С именем Тимура связано кратковременный подъем государственности в Средней Азии. Ему удалось основать новое государство на остатках прежнего Чагатайского улуса, где правили слабые потомки Чингисхана. Период господства Тимуридов в регионе сопровождался кроме жестоких войн подъемом науки и искусства. В XV веке математики империи, среди которых был эмир Улугбек, внесли большой вклад в развитие этой науки. При дворе эмиров из рода потомков Тамерлана жили выдающиеся ученые и поэты, известные сегодня всему миру.

Тимур происходил из племени барласов. Он родился в 1336 году в семье эмира Тарагая. В 1360 году после смерти отца он унаследовал власть в улусе. Последующие десять лет он вел борьбу за установление своей власти в Мавераннахре.

В 1370 году Тимур убил своего прежнего союзника эмира Хусейна и собрал курултай монгольской знати. Он был провозглашен эмиром и начал править территорией Мавераннахра.

Завоевательные походы Тимура

В 1371 году Тимур совершил первый поход против Моголистана, откуда на его государства совершались набеги. За период 1371-1390 годов против Моголистана было организовано семь военных походов, результатом которых удалось разгромить его правителя Камар ад-Дина, но территория этой страны покорена не была.

В 1381 году эмир вторгся в Хорасан, после того как к нему обратился правитель хорасанского государства сербедаров. Тимур разместил в столице государства Себзеваре гарнизон. В 1383 году хорасанцы восстали против Тимура, который был жестоко подавлен эмиром.

После этого Тамерлан продолжил завоевание Передней Азии: были подчинены территории Афганистана и Северного Ирана. В 1387 году войска завоевателя прошли по Закавказью, а к 1393 году подчинили Иран.

В 1380-1390-е годы Тимур вел войну против Золотой Орды и ее хана Тохтамыша. Эмир поддерживал Тохтамыша в пику другому претенденту – Урус-хану. В 1380 году Тохтамыш утвердился на троне Орды и вскоре выступил против прежнего союзника. Борьба между ними закончилась победой Тимура в 1395 году и бегством Тохтамыша из своего ханства.

В 1398-1399 годах Тамерлан совершил вторжение в Индию. Он разгромил войска Делийского султаната и, собрав большую добычу, покинул Индостан.

В 1400-1401 годах эмир подчинил часть Сирии и Междуречье, были взяты Алеппо и Багдад. Это привело к конфликту с молодым государством турок-османов. В 1402 году в сражении при Анкаре Тамерлан разбил османскую армию и взял в плен султана Баязида. После этого завоеватель разделил Османское государство между сыновьями султана, чтобы ослабить влияние турок-османов в Анатолии и Леванте.

После анатолийских кампаний Тимур планировал завоевание Китая. В конце 1404 года его армии выступили на завоевание этого восточного государства. Но в январе 1405 во время похода эмир тяжело заболел и скончался. Военная кампания после смерти Тимура была свернута.

Организация власти в государстве Тимура

Формально власть в государстве Тимура принадлежала ханам из рода Чингизидов. В 1370-1388 годах ханом Суюргатмыш, в 1388 году его сменил Султан-Махмуд, умерший после 1401 года. Ханы сопровождали Тимура в военных походах, Султан-Махмуд командовал одним из флангов в битве при Анкаре. Монеты Тимура чеканились от имени ханов, но нет упоминаний воздаяния им Тимуром почестей при войске.

Воспитание сыновей и внуков Тимура была государственным делом. Когда ребенку предстояло родиться, его мать вызывали в столицу, где окружали заботой. После родов младенца забирали и поручали воспитателям. Подросший царевич получал наставника, который обучал его знаниям, необходимым правителю. Все царевичи получали одинаковое воспитание, потому что выбор наследника трона державы оставался за Тимуром.

Борьба за власть после смерти Тимура и правление Шахруха

Согласно завещанию Тимура, ему должен был наследовать Пир-Мухаммед. Но этот царевич не получил поддержки, и правителем был провозглашен внук Тимура Халиль-Султан. Против него выступил Шахрух, сын Тимура. В 1405 году оба претендента заключили договор, по которому Халиль-Султан сохранял власть над Мавераннахром.

Борьба между двумя Тимуридами продолжалась четыре года, но в 1409 году Шахрух победил и взял Самарканд. Победив, новый правитель назначил своего сына Улугбека правителем Самарканда, другого сын Ибрагима – правителем Балха. Другие Тимуриды Джехандир и Ахмед правили Хисаром и Ферганой. Сам Шахрух управлял империей из Герата. При Шахрухе Тимуриды вели войны с Моголистаном и молодым государством узбеков.

Упадок государства Тимуридов

В 1447 году после смерти Шахруха Улугбек стал новым эмиром государства Тимуридов. В начале правления ему удалось отразить нападение узбеков на Мавераннахр.

Уже 1449 года против Улугбека выступил его сын Абдуллатиф, поддержанный суннитским духовенством. Улугбек потерпел поражение, сдался и был убит.

При последующих Тимуридах территория государства сужалась. Потомки Тамерлана тратили много сил на междоусобные войны. В 1450-1460-х годах возвысился правнук Тимура Абу-Сеид. Он сумел в войнах с правителями соседних государств и другими Тимуридами подчинить Среднюю Азию, часть Афганистана и Восточный Иран.

Абу Сеид погиб в 1469 во время поход на Азербайджан. После его смерти в объединенных им землях утвердились другие представители рода, продолжившие междоусобицы. В последующие десятилетия территория Тимуридов начала сокращаться. Западные ее владения отошли персидской державе Сефевидов.

В Средней Азии на владения Тимуридов наступали узбеки. В 1500 году узбекский правители Шейбани-хан в борьбе с эмиром Ферганы Бабуром взял Самарканд и перебил многих потомков Тимура. Бабур отступил в Кабул, где основал новое государство.

В 1510 году после гибели Шейбани-хана в борьбе с Сефевидами Бабур отвоевал Самарканд. Позже из-за разногласий со своими персидскими союзниками ему пришлось оставить город. После этого Бабур оставил попытки сохранить власть в Мавераннахре, который стал частью государства Шейбанидов. Бабур правил в Кабуле, а после по примеру своего предка совершил поход в Индию. Ему удалось разгромить Делийский султанат и основать в Индостане новое государство – империю Великих Моголов.

Итоги эпохи Тимуридов в Азии

Тимур благодаря своим выдающимся государственным и военным талантам смог создать сильнейшее государство своего времени. Ему не удалось основать такую же надежную систему наследования власти, а среди его ближайших наследников не было людей таких же талантов.

Результатом этого стал быстрый упадок государства Тимуридов. Уже ко второй половине XV века их государство, расколотое на уделы, перестало быть серьезной силой в регионе. Постепенно его территории сокращались, пока Тимуриды не были окончательно истреблены или лишены власти в Средней Азии.

Европа III (Europa Universalis 3): руководство и прохождение игры за различные страны

Империя Тимуридов представляет собой наследие жестокого завоевателя Тимура. Тимур был хромым полководцем турко-монгольского происхождения, который прекрасно освоил искусство войны. Как правило, главными врагами империи Тимуридов являются: Золотая Орда, представляющая собой большую угрозу доминированию Тимуридов в монгольском мире, Мамелюки Египта и Сирии, желающие стать доминирующей державой на Ближнем Востоке, Османская империя представляет собой страшную угрозу для стран Балканского полуострова. Пусть вас не смущает относительно маленький размер их державы. Османы обладают очень большими людскими ресурсами для страны такого размера, их войска лучше, чем войска империи Тимуридов. Кроме того, у Османов есть стабильное правительство, а в землях Тимура нередко бывают кризисы.

Divine Wind

Положение на старте

1399 год, Империя Тимуридов и ее соседи

Тимуриды представляют собой орду, что сильно сказывается на управлении страной. На старте вы будете в состоянии войны со всеми соседними странами и их союзниками. Чтобы закончить войну вы должны так вымотать врага, чтобы он согласился на выплату дани или признал свое поражение. Вы не можете вступить в союз со странами, которые не являются ордами. Также вам недоступны обычные дипломатические действия. Кроме того, война с соседними странами будет возобновляться сразу после истечения срока мирного договора.

На старте лидером вашего государства является Тамерлан. Это один из самых лучших правителей в мире. Тамерлан прекрасный полководец и умелый администратор. Но он уже стар и после его смерти начнутся кровавые междоусобицы. Империя представляет собой племенное государство. В таких государствах после смерти правителя возникает кризис престолонаследия. Каждый новый хан должен победить других претендентов, желающих захватить власть для себя. Это приведет к большому числу восстаний. Посмотрите статьи Племенная федерация, Племенной деспотизм, Племенная демократия, чтобы подробнее узнать о работе этого механизма.

Армия

На старте у вас есть большая армия численностью 11 000 кавалерии и 33 000 пехоты. Все силы сведены в три главные армии. Также есть отдельный батальон пехоты. 2 орды находятся на Западе на границе с Мамелюками и Османами. Максимальное количество людских ресурсов на старте – 50 000 человек. Лимит численности армии – 84 полка. При достаточном вложении денег ваша армия будет представлять угрозу даже для самых больших стран.

Экономика

На старте на вашей территории располагаются 3 ТЦ. Вы занимаете 3 место в рейтинге по доходам. Кроме того, у вас есть замечательная возможность совершать грабительские рейды на территорию более слабых соседей, чтобы потребовать выплату дани.

Стратегия

Общая стратегия

Быть ордой кочевников – не самая приятная ситуация в игре. В таком состоянии вы не сможете захватывать новые земли. Кроме того, ваши дипломатические способности сильно ограниченны. Вы принадлежите к технологической группы Кочевники, что сильно замедляет технологический прогресс (скорости исследований 20%). Плюс ко всему из-за вашей формы правления в стране будут вспыхивать крайне неприятные войны претендентов на власть. Они станут большой угрозой стабильности вашего государства. С другой стороны, вы постоянно будете находится в состоянии войны с вашими соседями не ордами. Это выгодно только в финансовом плане. К сожалению, вам не удастся присоединить новые земли, даже если вы захватите всю вражескую страну. Все же в этой ситуации есть и позитивный момент. В Divine Wind Тимуриды могут основать империю Великих Моголов быстрее и легче, чем в других частях игры. Это самый быстрый способ для вас перейти к более стабильной форме правления. Кроме того, вы перейдете в более продвинутую мусульманскую тех. группу, а также получите большое количество щитов на провинции в северной Индии.

Империя Великих Моголов

Приняв соответствующее решение, Тимуриды могут основать империю Великих Моголов. Этот шаг даст вам множество выгод. Во-первых, вы получите щиты на значительную часть провинций Индии, что облегчит ее завоевание. Во-вторых, вашей формой правления станет Деспотия. В результате, для вас закончатся многочисленные войны с соседями, прекратятся кризисы престолонаследия. Чтобы основать империю Великих Моголов вам надо контролировать провинции Джайпур, Панипат, Дели, Лакнау и Агра. Когда вы примите решение эти провинции отойдут к вам в качестве щитовых провинций, а ваша страна превратится в империю Великих Моголов.

Поскольку ваша страна является ордой, в начале игры вы уже воюете с Синдом и Дели на восточной фронте. Провинции, которые вы должны оккупировать для формирования империи Великих Моголов располагаются на территории Дели и Раджпутаны, но вы не можете объявить войну Раджпутане, поскольку у вас нет общей границы. Лучше всего оставить в покое Синд, позволить Раджпутане аннексировать его. (как правило, Раджпутана объявляет войну Синду в начале игры). Что касается Кашмира, можно либо вассализировать его, либо заставить платить дань. Оккупируйте провинции Панипат, Дели, Лакнау, и Агра. После того, как Раджупутана аннексирует Синд, объявите ей войну, чтобы оккупировать Джайпур. Теперь вы можете стать империей Великих Моголов, перенести столицу в Дели, а также завершить завоевание Дели и Раджпутаны. В результате, ваша нестабильная и ограниченная в возможностях кочевая орда превратилась в самую могущественную державу региона.

Теперь кочевые племена, которые недавно были вашими друзьями, автоматически превращаются в ваших постоянных врагов. Как можно быстрее примите меры, чтобы обезопасить границы от набегов казахов, ногайцев и войск Кара Коюнлу. Начните улучшать отношения с соседними мусульманскими странами. Заключайте династические браки. Теперь ваша основная цель состоит в стабилизации государства.

После того, как ваше государство станет достаточно стабильным, вы можете попытаться провести экспансию в сторону Индии или на территорию Османской империи. Выбор остается за вами. Вы можете также начать строить колониальную империю, ваше географическое положение благоприятствует колонизации Восточной Африки.

Heir to the Throne и более ранние версии

Тамерлан или Тимур был одним из самых талантливых полководцев в истории. Также Тамерлан был одним из самых жестоких правителей, которые когда-либо жили на этом свете. В 1399 неутомимый завоеватель достиг возраста 63 лет. Если начнете играть за Тимуридов, перед вашими глазами предстанет огромная империя, окрашенная на карте в красный цвет. Эту империю Тимур построил с нуля за 40 лет кровавых войн, во время которых Тимур строил башни из отрубленных голов своих врагов.

С первого взгляда империя Тимуридов кажется непобедимой. Она занимает обширную территорию, расположенную между Индией и полуостровом Малая Азия. На территории империи располагается 3 торговых центра. Ее доход огромен. Несколько многочисленных армий элитных войск могут быть возглавлены одним из самых лучших полководцев мира.

В начале игры ваша страна воюет сразу с несколькими противниками. Некоторые из них могут показаться вам легкой добычей. Кара Коюнлу, государство Джалаиридов, Грузия сразу попросят белый мир. Османы могут показаться крепким орешком до тех пор, пока вы не справитесь с их армией. Если вам это удастся, они также попросят мира.

Теперь вам придется столкнуться с существенной проблемой. Несмотря на могущество империи Тимуридов, она, скорее всего, распадется после смерти Тамерлана. Тимур является единственным звеном, которое соединяет вместе все части огромной империи. Как только его не станет, империя, скорее всего, тоже перестанет существовать. В этом случае Тимуридам повезет, если им удастся выжить, даже в качестве небольшого государства, центром которого будет их столица Самарканд. В 1399 году Тимуру исполнилось 63 года.

Опытный игрок должен начать готовится к хаосу, который наступит после смерти Тимура с самого начала игры.

  • Как можно скорее нужно подписать мир со всеми врагами. Пока не надо отвлекать армию на борьбу с ними. У вас еще будет время разобраться с врагами, но не сейчас, когда империя еще слаба.
  • После заключения мира с Турцией и Грузией, отведите армии на восток.
  • Необходимо расквартировать войска в восточной Персии до начала кризиса престолонаследия.
  • Рекомендуем вам нанять советников Художников, а также делать полные инвестиции в стабильность. Можете передвинуть ползунок настроек внутренней политики на 1 шаг в сторону централизации. Кроме того, в этот момент вы можете принять все религиозные решения, которые снижают стоимость стабильности и увеличивают количество миссионеров.

В качестве альтернативы игрок может реализовать план Тимура и попытаться подчинить Османов уже на ранних этапах игры. Однако после неизбежной смерти Тимура империя окажется в очень сложном положении. Если вы будете присоединять к империи ненациональные провинции, во время кризиса престолонаследия в каждой такой провинции появится отряд повстанцев.

Игра после первого кризиса престолонаследия
Чем игра за орду отличается от игры за оседлое государство?

Допустим, вы только что преодолели первый кризис престолонаследия в орде. Во время кризиса вся страна была наводнена повстанцами. Вы радуетесь, что сумели приготовиться к ситуации и вовремя отвели войска из Турции. Подавляя восстания, вы справились с сотней тысяч повстанцев. На это вы потратили 5 лет. В течение этого времени вы даже не могли подумать о чем-то другом. Но теперь ситуация стабилизировалась, повстанцы стали появляться не так часто. Вы понимаете, что вам удалось удержать империю Тимура в тех границах, в которых он вам ее оставил.

Кризис престолонаследия возникает каждый раз после смерти вашего хана. Новый хан должен доказать свою силу оружием перед тем, как взойти на трон.

Слабый хан приведет к появлению различных штрафов «неспособный правитель». Самый неприятный штраф возникает из-за низких административных способностей монарха. Этот штраф обязывает вас отдать армии большую часть дохода.

Если вы долгое время находитесь в мире и ваша усталость от войны находится на низком уровне, вспыхнет восстание претендента, который потребует от вас начать войну с кем-либо. После того, как вы пережили кризис престолонаследия и справились с повстанцами, вам надо немедленно начать войну с какой-нибудь страной с целью грабежа. Орды не могут позволить себе оборонительный стиль игры. Чтобы выжить, орда должна вести завоевательную политику. Орду можно сравнить с акулой: если акула перестанет плыть, она умрет.

Орда получает некоторые преимущества:

  • Вам не нужен casus belli, чтобы напасть на соседей. Вы можете атаковать соседей, используя постоянный casus belli (Horde vs Settler), чтобы разграбить вражеские города, получить золото и престиж. Потом надо отвести войска на территорию родной страны, чтобы перегруппировать их и напасть на кого-то еще.
  • Орде доступно случайное событие «Богатый сосед», по которому она получает щит на провинцию соседней страны. Событие может возникнуть, если провинция соседа богаче какой-либо из ваших провинций. Серия таких событий даст вам множество щитов на провинции соседей. Таким образом, у вас появляется дополнительная возможность беспрестанно увеличивать территорию вашего государства.
  • Если армия орды выиграет осаду, она грабит захваченный город. В результате такого грабежа снижается усталость от войны, а также увеличивается ваш престиж и легитимность.

Подводя итоги, скажем, что игра за орду состоит из 2-х фаз, причем одна фаза следует за другой. После смерти старого хана возникает кризис престолонаследия. Новый хан должен подавлять восстания в течение 5-10 лет, чтобы установить свою власть над ордой. Точный срок зависит от способности хана к управлению. Затем новый хан должен как можно скорее организовать военные походы в соседние страны, стараясь разграбить как можно больше провинций. После смерти хана снова разразится кризис престолонаследия, жизненный цикл орды повторится снова.

Геополитика, изучаем соседей

  • Земли на севере не имеют ценности. Они заняты другими ордами. Эти земли очень бедны, кроме того провинции на севере имеют низкий лимит снабжения войск. Вы ничего не выиграете от завоевания этих земель. Ногайская орда, Казахская орда и Чагатайское ханство могут стать целью регулярных грабительских походов на раннем этапе игры. Эти страны достаточно слабы и не окажут вам сильного сопротивления. Позже их можно вассализировать. Тогда они будут прикрывать северные границы Тимуридов, а вы сможете заняться вторжением в богатые земли Египта, Анатолии и Индии.
  • Арабский полуостров, как и территории на севере, представляет собой бедные земли, где ваши войска будут нести высокие небоевые потери. На раннем этапе игры вы можете совершать грабительские набеги на страны Арабского полуострова, чтобы побаловать орду, заработать престиж, деньги и легитимность. Позже эти страны, как и северные страны, могут быть вассализированы и втянуты в союз. Тогда они не попадут под влияние Мамелюков и Османов, и кроме того не станут отвлекать вас от войн с более сильными соперниками.
  • Похожая стратегия может быть применена в отношении Кара Коюнлу, Грузии и других кавказских государств. Сначала грабительские рейды, затем присоединение национальных провинций, затем вассализация и заключение союза. В результате, у вас появится хороший защитный буфер на границе с Золотой Ордой. Это немного отсрочит неизбежное противостояние между двумя ордами.
  • Западные территории поделены на три сферы влияния. Мамелюки удерживают Сирию и Египет. В Анатолии обосновались богатые и могущественные Османы. На севере Золотая орда удерживает богатые степные территории. Эти 3 страны являются главными соперниками Тимуридов. Вы должны сделать так, чтобы ни одна из этих стран не смогла возвыситься. В противном случае вашим территориям в Персии будет угрожать вражеское вторжение.
  • Индия. Именно там находятся настоящие богатства. Индийские государства разрозненны и слабы. Индия станет основным источником доходов Тимуридов в течение следующего столетия. Завоевание Индии можно начать с Дели. Это государство надежно прикрывает индийский север. Скорее всего, на раннем этапе игры Тимуриды получат задание аннексировать Дели. Когда-то великий Тимур разграбил и сжег Дели. Теперь пришло время завершить его работу. После падения Дели вы легко сможете захватить другие богатые провинции Индии.
  • Примерно в 1580 году в Индию приплывут европейцы. Однако в течение последующих десятилетий их присутствие в Индии будет очень ограниченным. Они будут удерживать всего несколько провинций. Тогда у вас появится хорошая возможность изучить их образ жизни и вестернизироваться. Конфликтов с европейцами следует избегать.
  • Предостережение: Как только начнется кризис престолонаследия в каждой ненациональной провинции Тимуридов вспыхнет восстание. Поэтому мы рекомендуем отказаться от присоединения ненациональных провинций. Лучше всего разграбить все города страны, получить выкуп и отступить, чтобы через 5 лет сделать то же самое. Стоит воздержаться от присоединения провинции с низким доходом и постоянным риском восстания. Случайное событие Богатый сосед даст Тимуридам достаточное количество щитов на провинции соседей, чтобы они могли проводить экспансию умеренными темпами. Кроме того, если вы будете превращать слабых и бедных соседей в вассалов, к 1600 году ваша империя может достигнуть громадных размеров.

Культура, торговля и исследования

  • В начале игры изменение настроек внутренней политики в сторону Централизации в сочетании с ориентацией на Консерватизм является очень хорошей идеей. В этом случае вы можете подготовить страну к будущим реформам и вестернизации, кроме того, у вас сохранится доступ к миссионерам и шпионам. В качестве альтернативы можно двигать ползунок в сторону Наступления (полезно при совершении грабительских рейдов) или Свободной торговли (чтобы увеличить инвестиции в исследования путем увеличения дохода от торговли в зарубежных ТЦ).
  • У Тимуридов не сильно растет бесчестье (badboy), пока они ведут образ жизни грабительской орды, используя подходящие casus belli (Возвращение, Орда, Священная война). для объявления войны и не берут по мирному договору ненациональных провинций.
  • Тимуриды могут торговать в азиатских торговых центрах. Особенно стоит обратить внимание на индийские и китайские торговые центры. Поскольку огромная территория страны и грабительские набеги в соседние страны будут приносить большой доход, Тимуриды могут позволить себе тратить большие суммы на отправку купцов в зарубежные торговые центры и развитие торговли. Не стоит также забывать направлять купцов в 3 торговых центра на родине.
  • Почему нужно заниматься торговлей? У Тимуридов низкая скорость исследования технологий. Статус орды дает штраф -50% на скорость исследования технологий. В такой ситуации вы можете поддерживать на одном уровне с европейцами только 1 технологическую ветку (при наличии хороших советников).
  • К счастью, все исламские нации могут принять решение Разработать стиль Дивани, что обеспечит достаточно быстрое развитие их культуры. Принятие решения дает: рост культурных традиций +3% в год, рост легитимности +1% в год, шанс на успешное обращение +1%, стоимость технологий +1%. В Divine Wind принятие решение даст вам только +1% к легитимности. Прирост культурных традиций позволит вам нанимать советников высокого уровня, примерно, через каждые 5 лет. Для принятия решения вам потребуется 3 магистрата. Тимуриды получают 0.10 магистратов в год. Таким образом, вам потребуется 30 лет, чтобы накопить необходимое количество магистратов. Эффект от принятия решения будет ощущаться на протяжении всей игры.
  • Даже имея продвинутых советников, и обосновавшись в торговых центрах Цзянсу, Бихара и собственных торговых центрах, Тимуриды будут отставать в технологическом развитии от других стран. Основными технологическими приоритетами на протяжении первых 200 лет игры должны стать: открытие трех слотов для национальных идей, получение доступа к строительству мануфактур, кроме того, Тимуриды не должны отставать от Османской империи в развитии армейских технологий.
  • Одна национальная идея, Рекрутские наборы (+50% к людским ресурсам), уже есть у вас в начале игры. Это отличный выбор в условиях постоянных войн (борьба с повстанцами или грабительские набеги). В качестве второй национальной идеи Тимуриды могут выбрать либо Национальный банк, чтобы повысить ежемесячные отчисления в казну, либо Великую армию, чтобы увеличить лимит численности войск. Кроме того, окажутся полезными любые идеи, которые увеличивают доходы от налогов и торговли.
  • Никакой терпимости еретикам и неверным! Все провинции, которые не исповедуют суннизм, должны быть немедленно обращены в государственную религию. Любые повстанцы, которые будут протестовать против таких мер, должны быть разогнаны. У империи Тимуридов итак слишком много проблем с повстанцами, даже если не учитывать религиозные волнения. Государственную религию необходимо навязывать любой ценой.
  • Хорошим способом повышения численности армии Тимуридов является перемещение национального центра в Багдад и постройка там зернохранилища (для этого вам понадобится 5 магистратов). Вы также можете построить великолепный монумент в одной из богатых провинций. Он будет постоянно снижать ваше бесчестье и увеличивать престиж.

Приобщение к цивилизации

  • Несмотря на все выгоды положения орды, необходимость снова завоевывать свою страну после смерти каждого правителя начинает раздражать. Кроме того, Тимуриды станут быстро отставать в технологическом развитии от других стран. Если ничего не изменится, европейцы, обосновавшись в Индии, смогут беспрепятственно захватывать владения Тимуридов. Не говоря уже о старых врагах, которые обязательно попытаются отвоевать некогда захваченные территории, когда армия Тимуридов начнет технологически устаревать.
  • Побыв ордой 100-150 лет, Тимуридам придется принять оседлый образ жизни, создать феодальное государство, вестернизироваться. Это поможет им сохранить статус великой державы.
  • Чтобы принять оседлый образ жизни, Тимуридам потребуется: стабильность +3, хан с хорошими способностями к управлению (7 и выше), технологии управления 10 уровня и армия для борьбы с многочисленными повстанцами. Став оседлой нацией, вы потеряете удобный casus belli на соседние страны, вы перестанете без труда получать щиты на соседние провинции, также вы лишитесь особого бонуса при грабеже городов. Однако ваша страна перестанет страдать от кризисов престолонаследия и технологической отсталости. Важно сказать, что реформа правления потребует от Тимуридов высокого уровня Консерватизма и Децентрализации. Сначала вам придется изменить форму правления, а потом вестернизироваться.
  • У Тимуридов есть еще один уникальный способ прийти к цивилизации. Они могут принять решение об основании империи Великих Моголов. В результате, изменится название и цвет страны на карте, а форма правления изменится на Деспотию.
  • После реформирования системы управления и принятия всех религиозных решений, которые требуют высокого уровня Консерватизма, можно двигать ползунки в сторону Инноваций и Централизации, чтобы принять западный образ жизни.
  • Став деспотией, можно изменить форму правления на империю. Это даст вам достаточное количество чиновников для принятия полезных провинциальных решений. Со временем Империю можно поменять на Абсолютную монархию. Тогда вы получите casus belli Империализм практически на любого соседа.
  • Постройка университета в Самарканде позволит вам принять несколько полезных решений на поздних стадиях игры.

Игра на поздних стадиях

Если у вас есть империя, которая простирается от Сирии до Индии, 10 и более союзных вассалов, государство, организованное по западному образцу с продвинутыми технологиями и развитой экономикой, - подчинение старых врагов в Египте, Малой Азии и на Украине не станет для вас большой проблемой. Можно улучшать отношения с врагами, а затем заявить претензии на их трон, чтобы со временем унаследовать эти страны. Это самый легкий и быстрый способ объединения мусульманского мира. В этот момент мощь Тимуридов станет практически безграничной и никакая другая страна не сможет стать на ее пути.

Как уже было отмечено выше, в 1366 году Тимур вернулся с эмиром Хусейном в Мавераннахр. Между ними началась борьба за власть, в которой в 1370 году одержал победу Тимур. Тимур принял титул эмира Тимура Курагани (ханский зять), вначале взяв в жены сестру Хусейна и его четырех жен, одна из которых была дочерью монгольского хана Казана - Сараймульк. Этим он стремился показать вождям монгольских племен свою близость к ханам чингизидам. В течение десяти лет, укрепив свою столицу Самарканд, усмирив непокорных улусов и эмиров, подчинив Хорезм, Тимур начал поход за пределы Мавераннахра. Тимур в 1381 году вступил в Хорасан и разгромил государство Куртов, в 1383 году Сарбадоров Сабзевара, затем Сиистан, Кабул и Кандагар. В 1386г. Тимур завоевал Тебриз, а в 1387 году столицу государства Музаффаридов город Исфаган, где по его приказу из 70 тыс. отрубленных голов были сложены пирамиды. В 1388 году он разрушил город Ургенч - столицу Хорезма - и приказал посеять на его территории ячмень. Затем начал войну с Золотой Ордой, в 1395 году Тимур разгромил войско хана Тохтамыша, и, преследуя остатки его войска, дошёл до русского города Елец. Столица ханства г. Сарай был разрушен, что положило конец величию Золотой Орды.

В 1398 году Тимур захватил город Дели, столицу Делийского султаната в Индии, где приказал казнить 100 тыс. военнопленных. В 1400 году он нанес поражение в Сирии египетскому султану и завладел Сирией. В 1402 году в битве под Анкарой был разгромлен султан Османской империи Баязид, который затем выплачивал дань Тимуру. В начале 1405 года во время военного похода против Минской династии Китая 18 февраля 1405 г. Тимур скончался в городе Отраре. Сразу после его смерти началась междоусобица между его сыновьями и внуками за власть, которая продолжалась до 1409 года.

В этой борьбе одержал победу сын Тимура, правитель Герата Шохрух (1405-1447). В 1409 году Шохрух завоевав Мавераннахр, назначил наместником своего сына Улугбека. В период правления Шохруха в Хорасане и Улугбека в Мавераннахре был временем расцвета культуры и искусства. В этот период в Герате и Самарканде строились мечети и медресе, ко двору эмиров приглашались знаменитые писатели и ученные, в мастерских искусные мастера каллиграфии переписывали, а художники украшали миниатюрами великолепные рукописи. В Самарканде Улугбек организовал академию ученых, построил медресе и первую обсерваторию в Средней Азии. В 1449 году против Улугбека был организован заговор, в котором участвовал его сын Абдуллатиф, который убил отца. Но, спустя полгода, он сам был убит военными заговорщиками. Во время правления султана Абусаида (1451-1461) развитие науки и искусства сменилось усилением религиозного фанатизма. В годы правления султана Хусейна Байкары (1469-1501) в Хорасане, его сподвижником был поэт Алишер Навои. Герат вновь стал центром таджикской мусульманской культуры Востока, затмив Бухару и Самарканд. Долголетие расцвета таджикской культуры и искусства от периода Саманидов до Тимуридов (X-XVI вв.), отмечает А. Мамадазимов, - было обеспечено нескольким объективными положительными причинами:

1. Наличие в регионе крупных централизованных государств.

2. Меценатство со стороны просвещенных монархов как этнонациональной, так и чужой династии, освоивших наследие Саманидов.

3. Доброжелательное отношение городского мусульманского духовенства к культуре и искусству.

4. Слабость в общественно-политической жизни позиций реакционного духовенства.

5. Преобладание городской культуры над степной.

6. Процветание международной торговли (Великого Шелкового пути), как источника развития городов и финансирования культуры и искусства.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода