Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Тримурти – Брахма, Шива, Вишну – различные аспекты Единого. Хранитель мироздания вишну

Я славлю того, кто есть всё.
Властелина всего, бесконечного,
нерождённого, непостижимого, нераздельного,
Нараяну, мельчайшего из всего самого мелкого,
обширнейшего из всего самого обширного!
Он - тот, кто есть всё,
от кого возник этот (мир);
он - бог всех богов,
он - высшее (прибежище) высших целей!
«Вишну-пурана», кн. I, гл. IX, шлоки 39–41

Б (санскр. विष्णु - ‘всепроникающий’, ‘всеобъемлющий’), согласно ведической традиции, представляет собой один из аспектов триединого божества - Тримурти, объединяющего в себе три силы мироздания: творение (Брахма), хранение (Вишну) и разрушение (Шива). При этом Шива и Вишну иногда рассматриваются в единстве как проявление высшей формы бога, представленной в совместном изображении «Харихара» (соединении половины Вишну и половины Шивы). Брахма и Вишну также являются единым венцом творения Вселенной, Вишну - проявляющая сила, а Брахма исходит из него (Брахма рождён из пупа Вишну). Мир был создан благодаря переходу из абстрактного состояния в конкретное, божественная изначальная мысль породила проявленный материальный мир, постигаемый органами чувств. Подробнее космогония и акт творения мироздания будут описаны далее.

Аналогом в русской ведической традиции является бог Вышень, который управляет миром Слави, покровительствует всем, кто несёт в мир добро и светлое истинное знание, следуюет стезёй Прави и соблюдает законы мироздания. Он помогает всем, вставшим на Путь духовного самосовершенствования, и наделяет их способностью отличать правду от кривды.

Согласно «Вишну-пуране», наша земля, кормилица мира, именуемая Притхиви, родилась от подошвы ноги Вишну. Он является хранителем Вселенной, имеет 1000 имён (Viṣṇusahasranāma), каждое из которых представляет собой отражение определённого качества Вишну. Список всех 1000 имён содержит Вишну-сахасранама-стотра («Махабхарата», Шантипарва).

Корень слова «Vish» означает ‘всепроникать’, ‘углубляться в природу сущего’. Бог Вишну - всепроникающий, он - тот, кто есть всё и кто находится внутри всего. Все существа получают благо от Вишну, который несёт энергию гуны благости.

(Ты) неотделим от нижних, средних и верхних (зон) земли, от тебя - эта Вселенная, от тебя - то, что было, и то, что будет, от тебя - этот мир, имеющий образ, со всем сущим! «Вишну-пурана», кн. I, гл. XII, шлоки 60–61

Маха Вишну: аватары

С санскрита слово «аватара» (अवतार) переводится как ‘нисхождение’, соответственно, обозначает инкарнацию (воплощение) божественной сути в явном мире, проявленную в определённом образе. Всякий раз, когда миру угрожают силы зла, тогда является один из аватаров Вишну в качестве защитника и оберегает мир от разрушения и хаоса.

Само понятие «аватара» чаще всего ассоциируется именно с Вишну, как хранителем Вселенной, а аватары проявляются в материальном мире, когда необходимо наделить силой добро, дабы победить зло и восстановить Дхарму во Вселенной, где была нарушена гармония, и вернуть равновесие между проявлениями вечных сил добра и зла.

Всякий раз, когда праведность приходит в упадок, а несправедливость и безбожие преумножаются в этом мире, я сам нисхожу, дабы оградить этот мир от зла, уничтожить злодеев и освободить праведников, восстановить правду и справедливость. Я прихожу сюда из века в век «Бхагавад-Гита», гл. IV, тексты 7–8

В «Бхагавата-пуране» описываются аватары, как беЗчисленные: «Воплощения Вишну, океана благости, бесчисленны, как ручьи, проистекающие из неисчерпаемого источника». Хотя при этом перечисляются 22 воплощения Вишну: четыре Кумара - сыновья Брахмы, рождённые из его ума; вепрь Вараха; мудрец Нарада; близнецы Нара и Нараяна; мудрец Капила; Даттатрея - сын Атри; Яджна; Ришабха; царь Притху; рыба Матсья; черепаха Курма; целитель Дханвантари; прекрасная дева Мохини; челевеколев Нарасимха; карлик Вамана; Парашурама; сын Сатьявати и Парашары Муни, разделивший Веды; царь Рама; Баларама; Кришна; Будда; будущее воплощение - Калки - сын Вишну Йаши.

Так или иначе, основными аватарами Вишну, или маха-аватарами, считаются десять его воплощений - дашаватара (санскр. दशावतार - ‘десять аватаров’). Они же упоминаются в «Агни-пуране» и «Гаруда-пуране».

Матсья, Курма, Вараха, Нрисимха, Вамана, Парашурама, Рама, Кришна, Будда, и также Калки «Гаруда-пурана», гл. VIII, тексты 10–11

В «Агни-пуране» даётся описание всех десяти основных воплощений Вишну. Первые четыре воплощения бога Вишну произошли в светлую эпоху чистоты и сияния истины - Сатья-югу: Матсья, Курма, Вараха и Нарасимха; в последующую Трета-югу Вишну явился в образах Ваманы, Парашурамы и Рамы; в образе восьмой аватары Кришны Вишну пришёл в этот мир в Двапара-югу; в образе Будды бог Вишну явился в начале нынешней эпохи Кали-юги, в конце которой грядёт его десятое воплощение - Калки. Рассмотрим их подробнее.

Матсья (санскр. मत्स्य - ‘рыба’). Вишну проявился в форме рыбы, которая попалась в руки при омовении в реке седьмого Ману Вайвасваты. По просьбе рыбы не отпускать её обратно, он поместил её в сосуд с водой, рыба постепенно увеличивалась в размерах, так что приходилось постоянно перемещать её в бОльшую ёмкость, но, в конце концов, она выросла до такой степени, что Ману пришлось выпустить её в океан, где она стала гигантской, тогда он узрел, что его рыба есть проявление бога Вишну, который в образе рыбы явился в этот мир, дабы защитить его от сил зла. После того как мир был затоплен, он спасает Ману и семь риши на лодке (в которой также припасены семена будущих растений). После потопа живые существа были созданы вновь. Лодка - символ Вед, истинного знания, которые демон Хаягрива пытается уничтожить, но Матсья убивает его и возвращает Веды.

Курма (санскр. कूर्म - ‘черепаха’). Вишну проявляется в этом образе во время пахтания млечного океана.

Вараха (санскр. वराह - ‘вепрь’). Вишну, явившийся в этой аватаре, спасает мир от непобедимого демона Хираньякши, одолевшего дэвов и завоевавшего небеса, который погружает землю на дно океана. Поединок с ним Вишну длился 1000 лет. Вепрь поднимает из глубин космического океана на своих клыках землю. И спасает богов.

Нарасимха (санскр. नरसिंह - ‘человеколев’). Вишну предстаёт в образе человека с головой льва. Хираньякашипа (брат Хираньякши) - король демонов, став могущественным и сильным, обладая особыми свойствами, что ни одно существо не имеет возможности его убить, стремится отомстить за смерть брата. Лев побеждает его, спасает демона Прахладу - сына Хираньякашипы, противостоявшего своему отцу и безраздельно преданного Вишну.

Карлик Вамана (санскр. वामन). Король дайтьев Бали (внук Прахлады) злоупотребляет своими силами, обладая властью над тремя мирами. Аватара Вишну - карлик Вамана - приходит к нему в виде брахмана. Бали предлагает богатства несметные в день жертвоприношений, когда он никому не откажет во благе, но карлик отказывается от богатств и просит клочок земли, который он сможет измерить всего тремя шагами. Бали даровал ему то, что он просил. Карлик начинает расти, и первым своим шагом он покрывает землю, вторым - небо, он пробивает оболочку вселенского космического яйца, откуда хлынули воды Причинного океана (Ганга), достигает высшей из райских планет - Брахмалоки. Так, он покрывает собой всю Вселенную. Для третьего шага не остаётся места, и Вишну указывает Бали на то, что тот не выполнил обещание, значит, должен отправиться в адские миры, но Бали подставляет свою голову, на которую и ступает нога Вишну, за что Бали получает от Вишну в дар грядущее воплощение царём в эпоху царствования Ману Саварни, а до того момента он будет жить на планете Сутала, где неведомы старость, болезни и страдания.

Мудрец Парашурама (санскр. परशुराम - дословно можно перевести как ‘Рама с топором’). Сын брахмана Джамадагни. Воины-кшатрии, захватив чужую собственность, используют в удовольствие свои силы. Аватара убивает короля и всех его воинов. Передаёт главенство в мире брахманам.

Рама (санскр. राम). Принц, царь Айодхьи, одним из предков которого является Сурья. Воплощение идеального царя. Он уничтожил демона Равану. Об этом воплощении Вишну повествует .

Кришна (санскр. कृष्ण). Эта аватара Вишну избавляет с помощью пандавов мир от зла, дабы установить первенство добра. История «Махабхараты» повествует об этом воплощении Вишну. Брат его Баларама иногда выступает как девятая аватара, вместо Будды.

Калки (санскр. कल्कि) - последняя аватара, в которой ещё только предстоит воплотиться Вишну в конце текущей Кали-юги, в образе человека на белом коне. Истребить зло и восстановить дхарму - его задача перед возрождением мира, наступлением новой Сатья-юги. - 428 898 г. н. э.

Тривикрама - явление аватары Ваманы

В Ригведе описан подвиг, совершённый Вишну, называемый Тривикрама. Кстати, в пещерном храме Эллора (индуистский храм), можно обнаружить изображение аватара Вишну карлика Вамана и всю легенду Тривикрама (в переводе с санскрита - ‘три ступени’, ‘три шага’). Также три шага Вишну можно трактовать как землю, атмосферу и небо, или как восход, полдень и закат, также иначе как сошествие божественного луча в Дух, Душу и в материальную форму. На изображениях его нога поднята вверх, что символизирует широкий шаг вперёд. Также во многих других индуистских храмах можно встретить изображение Вишну, как например, в Бхактапуре (Непал), на горельефах пещерных храмов Бадами.

Я хочу сейчас провозгласить героические деяния Вишну Который измерил земные пространства, Который укрепил верхнее общее жилище, Трижды шагнув, (он,) далеко идущий. Вот прославляется Вишну за героическую силу, Страшный, как зверь, бродящий (неизвестно) где, живущий в горах, В трёх широких шагах которого Обитают все существа «Ригведа» I.154 (Вишну-сукта)
Бог Вишну, оружие Вишну В ведических писаниях описывается титаническое усилие Вишну по созданию и получению такой силы, которая способствует одержанию победы над асурами, олицетворяющими зло, захватившими три мира. Вишну здесь выступает как спаситель всех существ трёх миров.
Здесь прошагал Вишну.
Трижды запечатлел он следы.
В его пыльном (следе всё) сосредоточено.
Три шага прошагал
Вишну - страж, не поддающийся обману,
Оттуда поддерживая законы «Атхарваведа», книга VII, 27

Ригведа (гимн I.22) описывает Вишну как солнечного бога, который тремя шагами пересекает семь миров Вселенной, окутывая при этом всё пространство светом своих лучей: «Оттуда пусть помогут нам боги, откуда зашагал Вишну, через семь местностей земли. Через это шагнул Вишну. Трижды запечатлел он (свой) след. В его пыльном (следе всё) сосредоточено. «…» На этот высший след Вишну всегда глядят приносящие жертву, как на глаз, разверстый в небе. Вдохновенные, громко прославляющие, рано пробуждаясь, зажигают того, кто есть высший след Вишну». По сути, он является проявлением солнечной энергии, троекратно пронизывающей семь слоёв мироздания. Он - семеричное солнце.

Энергия Вишну, состоящая из трёх Вед и происходящая от качества благости, руководит солнцем, а также семью существами, принадлежащими ему; и вследствие присутствия этой силы солнце светит сильным сиянием, разгоняя своими лучами тьму, которая распространена во всём мире. «….» Вишну, в форме активной энергии, никогда ни поднимается или заходит, и этим одним солнце в семь раз отличается от него. Таким же образом, как человек приближается к зеркалу, размещённому на подставке, и видит в нём своё отражение, так и энергия Вишну никогда не разъединяется, но остаётся каждый месяц на солнце (как в зеркале), которое там находится «Вишну-пурана», кн. II, гл. XII

Пахтание млечного океана - явление аватары Курмы

Когда тридцать богов, включая Индру, потерпев поражение от дайтьев, обратились за помощью и поддержкой к Вишну, он призвал их пахтать амриту в млечном океане, обвязав змеем Васуки гору Мандару. Так, испив нектар беЗсмертия амриту, боги смогут получить силу и одолеть дайтьев. Боги, заключив союз с асурами с целью добыть амриту, бросили в океан травы целебные и, последовав наставлениям Вишну, начали пахтать океан. Вишну предстал в образе черепахи, на спине которой находилась гора Мандара, одновременно он находился среди богов, и также среди асуров, при этом восседая на вершине горы. Асуры лишились раджаса, ибо находились в изголовье огнедышащего Васуки. Из сотворённой водной круговерти из млечного океана начали появляться: корова Сурабхи, богиня Варуни, древо Париджата, апсары, луна, бог Дханвантари с чашей амриты, богиня Шри. Асуры захватили амриту, и тогда Вишну явился в образе прекрасной девы, омрачив разум асуров, которые и лишились чаши с нектаром, а Вишну передал её богам, которые преисполнившись силой, одолели асуров в битве.

Изображение Вишну

Вишну обычно изображают как мужчину с тёмным или бледно-голубым ликом и с четырьмя руками, в которых он держит цветок лотоса, как символ духовной чистоты; булаву («каумодаки»), олицетворяющую божественную силу; раковину («шанкха»), представляющую собой спираль, олицетворяющую циклическое существование Вселенной; и огненный диск («Сударшана-чакра»), как символ восстановления нарушенного космического равновесия. Всего существует 24 различных вариаций изображений Вишну, в зависимости от того, что он держит в руках.

Ваханой Вишну является орёл Гаруда. В ведической традиции он является царём птиц, одарённый великой силою. Гаруда является также символом просветлённого ума. Гаруду, занявшего положение Индры среди пернатых, произвела на свет прекрасная богиня по имени Вината. Дабы освободить свою мать, он выкрал амриту - нектар беЗсмертия у богов, отважно сражался и летел без устали, не испив ни капли этого божественного напитка. Вишну, довольный подвигом и беЗкорыстием Гаруды, одарил его беЗсмертием, а царь птиц стал его своей ваханой.

Гаруда сказал Вишну: ”Я тоже дам тебе дар, выбирай же и ты!”. И великий Кришна избрал ту могучую птицу в качестве колесницы и поместил её (изображение) на своём знамени «Махабхарата». Адипарва, глава 29

Гаруда олицетворяет собой также временной цикл Манвантары.

В периоды покоя между манвантарами (пралайи) Вишну пребывает в состоянии космического сна на тысячеголовом синем змии Шеше - символ бесконечного космического пространства.

Вишну в ведических писаниях

Можно найти упоминания о боге Вишну в Веде гимнов «Ригведе» (гимн VII.99). Он, как и Индра, разделяет небо и землю, порождает Солнце (связь с небесным светилом Сурьей просматривается в его имени Сурьянараяна, являющимся источником света и тепла). В гимнах I.154, X.15 описано местопребывание Вишну в высшей обители для всех душ. В гимне I.56 Вишну выступает как помощник Индры в битве против олицетворения зла Вритры.

В «Атхарваведе» он предстаёт как Праджапати. В «Шатапатха-брахмане» Вишну упоминается как поместивший в себя все миры, проникающий все миры и присутствующий в каждом живом существе, являющийся сущностью всего сущего. В упанишадах он представлен как высшая метафизическая реальность, здесь же описываются различные формы почитания и поклонения бога Вишну. В пуранах можно найти разнообразие космогонических представлений о возникновении Вселенной. В «Ваю-пуране» Вишну - «хираньягарбха» - золотое космическое яйцо, породившее все формы существования во Вселенной. В «Бхагавата-пуране» описывается космогония через аватару Вишны - Кришну. Здесь повествуется о том, как изначально зло одержало победу над силами добра (война между асурами и дэвами). Вишну примиряется с асурами, но потом побеждает их, возвращая справедливость, свободу и добро. Здесь прослеживается циклическая тема смены состояний, энергий мироздания. Легенды пуран вдохновили многие пьесы и драматическое искусство, представленное посредством исполнительского мастерства: Сатрия (танец, посвящённый Вишну), танец в честь Кришны - Манипури, танец, использовавшийся при поклонении богу Вишну - Одисси, а также Качипуди, Катхакали, Катхак.

«Вишу-пурана» - центральный элемент космогонии, об этом подробнее поговорим далее.

Космогония «Вишну-пураны»

Согласно «Вишну-пуране», Вишну - источник мироздания, причина творения, сохранения и разрушения мира. Он находится в мире, а мир состоит из Вишну, присутствующем в каждом творении. Он устанавливает циклы существования мироздания, он прародитель предматерии и сознания. Первичная материя представлена водами Причинного океана, но вода здесь как подвижная субстанция, это аллегория, представленная свойствами и качествами этого элемента.

Из предматерии в начале времён развёртывается весь явный мир, и она же «поглотит» в себя всю материю в конечной точке цикла существования Вселенной. Из предматерии появляется принцип творения, представляющий собой сознание, имеющее три качества: благость, страсть и косность. Сознание является источником первоэлементов и органов чувств, с помощью которых постигается весь проявленный мир. Яйцо Брахмы создано из первоэлементов, объединённых в единое целое. Оно постепенно увеличивается в размерах, оно и есть Вишну, преисполненный качеством раджаса и проявленный в образе Брахмы на этапе творения Вселенной. Бхагаван Вишну в благости защищает и охраняет созданный мир в течение кальпы. И в конце времён Джанардана в качестве костности, приняв образ Рудры, разрушает этот мир и поглощает Вселенную.

А затем, очнувшись от сна, с началом нового периода жизни Вселенной, он вновь созидает Вселенную. Так, циклично повторяется творение-существование-разрушение Вселенной в течение кальп.

Всё, что воспринимает разум, воспринимает глаз и другие (органы чувств), а также все, что различается сознанием, - (всё) это твой образ! «Вишну-пурана», кн. I, гл. IV, шлока 19

Супруга Вишну - прекрасная богиня Шри

Прекрасная лотосоокая богиня всегда и повсюду сопровождает Вишну. Она является спутницей всех аватаров бога Вишну.

Подобно тому, как Хозяин мира, царь богов Джанардана рождается (в образах различных) аватар, так и его подруга Шри. Когда Хари был сыном Адити, она была рождена из лотоса; когда он был (рождён) как Рама из рода Бхригу, она была Дхарани. Он был рождён как Рагхава, она - как Сита; когда он был (рождён как) Кришна, она была (рождена как) Рукмини, и в других аватарах Вишну она была его подругой «Вишну-пурана», кн. I, гл. IX, шлоки 138–141

Жена бога Вишну упоминается во многих ведических писаниях. В частности, в Веде гимнов она предстаёт как «приносящий счастье знак» («Ригведа», X.71.2). В Веде заклинаний «Атхарваведе» (санскр. अथर्ववेद - «Веда жреца огня Атхарвана») представлена в различных аспектах благоприятного состояния. В «Шатапатха-брахмане» (санскр. शतपथ ब्राह्मण - «Брахмана ста дорог») она описывается как прекрасная богиня, покоряющая своей божественной красотой, владеющая многочисленными талантами и могущественной силой.

О, Любящая лотосы! Падмини, Держащая лотос в руках! Обитающая в лотосе, Лотосоокая! Любимая Вселенной, Умилостивляющая ум Вишну, Сделай Твои лотосные стопы приближенными ко мне! <...> Ни гнева (не будет), ни гордости, ни жадности, ни дурных мыслей, а будут благие заслуги для преданных, которые постоянно произносят Шри-сукту «Ригведа», ч. 2 Шри-сукта-пхала-шрути, стихи 20,26

Янтра Вишну

Созерцая янтру Вишну, мы погружаемся в божественный светлый мир, где отсутствует двойственность восприятия. Именно концентрация на образе Вишну наполняет нас энергией благости, а иллюзия, порождённая майей материального мира, растворяется, и мир воспринимается в истинном свете единства всех творений Вселенной.

В центральной части янтры представлены: точка бинду и два пересекающихся треугольника, при этом один направлен вершиной вверх, другой - вниз, что представляет собой единство противоположностей, иначе говоря, единение нераздельного, что и есть суть Вишну - причины всего сущего, пребывающего вне двойственности. Два треугольника окружают два лотоса: восьмилепестковый и двенадцатилепестковый. Вся эта геометрическая схема расположена в защитном квадрате (бхупуре).

Шри Вишну Янтра используется для поклонения Вишну, для получения благословения на достижение и сохранение здоровья, семьи, богатства. Она призвана защищать все живые существа. Медитация на янтру приносит процветание, умиротворение, счастье, успех.

Символ Вишну - знак, олицетворяющий структуру мироздания

Символ Вишну представляет собой священный древнеарийский знак. Изображается как гексаграмма - два пересекающихся равносторонних треугольника (три вершины - три ипостаси божественной силы как созидающей, сохраняющей и разрушающей), образующих на пересечении шесть треугольников (шесть измерений пространства), основаниями формирующих в центре шестиугольник. Два треугольника, как упоминалось выше, символизируют единение двух противоположностей: активного (мужского) начала - треугольник вершиной вверх, и пассивного (женского) - треугольник вершиной вниз, также этот символ олицетворяет проникновение Духа в материю, иными словами, воплощение в материальном мире, единство сознания и материи, являющейся источником ложного эго живых творений во время проявленного существования в материальном мире. Позднее символ Вишну был заимствован каббалистами и известен как «Печать Соломона» или «Звезда Давида» ().

Мантры Вишну

Основные мантры, которые воспевают, славя бога Вишну, следующие:

    Восьмислоговая мантра: «OM Namo Narayanaya» ;

«Ом намо Нараянайя - эта мантра помогает в достижении любых благ. Почитатели, которые её повторяют, достигают небес, получают освобождения и успеха (плоды деяний).

<…> Уничтожающая все грехи, благословенная, высшая из всех мантр, Произнеся эту восьмислоговую мантру, следует вспоминать Нараяну».

(«Нарсимха-пурана»)

    Приветствие Вишну: «OM Vishnave Namaha» ;

    Поклонение Васудеве: «Om N amo Bhagavate Vasudevaya» ;

«Ом, вечная слава Васудеве, Бхагавану, тому, кто не отличается (ото всего) и кто отличается от всего (мира)!»

(«Вишну-пурана», книга I, гл. XIX, 78)

    Вишну-Гаятри мантра:

«OM Narayanaya vidmahe

Vasudevaya dhimahi

Tanno Vishnuh prachodayat» ;

На сайте сайт можно найти записи мантр Om Vishnave Namaha и Vishnu-Gayatri в прекрасном исполнении Дарьи Чудиной - .

Воспевая мантры Вишну, мы пребываем в состоянии единства и гармонии с окружающим миром, в абсолютном осознании нераздельности всего сущего, произошедшего из единого источника и являющегося единым целым. Всё бытие предстаёт божественным творением и несёт в себе частицу божественной природы.

Царство Вишну. Мир, сотворенный Брахмой, часто подвергался смертельным опасностям: асуры и другие демоны старались захватить над ним власть. Но у этого Мира есть могучий Хранитель — Вишну, младший сын Адити. Высоко в небе расположено царство Вишну — Вайкунтха. В центре его течет небесная Ганга, в долинах блестят подобно изумрудам и сапфирам пять озер с разноцветными цветами лотоса, возвышаются многочисленные дворцы, построенные из золота и драгоценных камней. Сам Вишну восседает на белом лотосе на золотом троне, сияющем подобно солнцу в жаркий полдень.

Облик и символы Вишну. У Вишну темно-синяя кожа и четыре руки, в которых он держит раковину, палицу, цветок лотоса и чакру — оружие в виде диска с зубчатыми краями, которое возвращается к нему после каждого броска. Подобно яркому негаснущему пламени сияет лик бога, подобно золоту блестят его желтые одежды, а взгляд его невозможно описать, потому что ни с чем его не сравнить в земном мире.

Богиня Лакшми. Рядом с Вишну всегда находится его жена — богиня Лакшми, которую называют еще Шри. Уже сами ее имена говорят о том, что богиня эта добра и прекрасна: ведь имя «Лакшми» означает «красота», а имя «Шри» — «счастье». Лакшми дает людям счастье, красоту и богатство, поэтому она в Индии была одной из самых почитаемых богинь. Одетая в белоснежные одежды, сияющая неописуемой красотой, сидит Лакшми у ног своего мужа. Она никогда не разлучается с ним. Даже в его нисхождениях на землю, она преданно сопровождала его. Да и появилась сама Лакшми во время одного из таких нисхождений, о чем будет сказано ниже.

Такое нисхождение Вишну, его рождение на земле в виде животного или человека, называется аватара. Случается это, когда в мире нарушается равновесие добра и зла, зло начинает побеждать и нужно спасать мир от преждевременной гибели. Девять великих аватар было у Вишну, а десятая еще впереди. Кем же являлся Вишну на землю?

Вишну-рыба. Первая его аватара — появление в виде рыбы. Было это еще до потопа. Жил тогда праведный человек по имени Ману. Однажды, совершая молитвы под священным деревом на берегу реки, он зачерпнул из реки воды для омовения, и в этой воде оказалась маленькая рыбка. Ману хотел выпустить ее обратно в реку, но вдруг рыбка заговорила. «В реке нам, маленьким рыбкам, отовсюду угрожают опасности. Сохрани мне жизнь, и я когда-нибудь тоже спасу тебя!» — сказала она. Ману был праведным человеком, поэтому он не оставил без внимания просьбу рыбки и поместил ее в небольшой сосуд. Когда рыбка подросла, он перенес ее в бочку с водой, потом — в пруд, в реку, и, наконец, в море. Оказавшись в море, рыба начала расти очень быстро и вскоре достигла размера в сто тысяч йоджан. Б[если считать по нашим мерам, то одна йоджана — это шестнадцать километров] . Вот сколь огромной она стала! А на голове у нее вырос рог длиной десять тысяч йоджан.

Вишну спасает мир от потопа. Увидев рыбу таких размеров, понял Ману, что это может быть только Вишну, и спросил его: «Зачем ты обманул меня своим обликом? Почему не явился в своем настоящем виде?» Тогда Вишну раскрыл ему время наступления потопа и повелел построить лодку, взять в нее семена всех созданий, семерых святых праведников и священные книги — Веды и в указанное время ждать на берегу моря. Ману все сделал так, как ему было приказано. Когда потоп начался, он уже был в назначенном месте и с ужасом глядел, как вздымаются морские волны, грозя поглотить все живое. Подплывшая рыба велела ему привязать лодку к своему рогу, и затем быстро поплыла в бушующее море. Свирепые ветры били в борта лодки, яростные волны раскачивали ее из стороны в сторону, не было видно земли и сторон света, и казалось, что гибель неизбежна. Но веревка удерживала лодку, а рыба плыла и плыла на север, в ту сторону, где над водой возвышались вершины Северных гор. Длилось это плавание долго, целую «ночь Брахмы», но, наконец, горы были достигнуты. Там Вишну приказал Ману привязать лодку к дереву и ждать, пока вода начнет спадать. Постепенно, вслед за водой, Ману спустился с гор на равнину.


В благодарность за свое спасение благочестивый Ману решил принести богам жертву. Он замесил на воде масло, кислое молоко, сметану и творог, и из этой жертвенной смеси, когда прошел год после ее изготовления, появилась девушка по имени Ила. Ману взял ее в жены, и от их брака возник весь род людской, который вновь заселил всю землю.

Вишну-черепаха. Пахтанье Океана. Некогда собрались боги на вершине великой горы Меру, чьи вершины блестят подобно Солнцу, и предались горьким размышлениям: они превосходят могуществом любого из людей, но старость и болезни преследуют их так же, как и смертных. Тогда решили они просить совета и помощи у Хранителя Мира. Выслушал их Вишну и сказал: «От старости и недугов может помочь амрита — напиток бессмертия. Но добыть его трудно. Для этого нужно пахтать Океан — взбивать его так же, как люди взбивают молоко, чтобы из него получить масло. Трудная это работа, и на помощь нужно призвать асуров, пообещав им за это половину амриты».

Взялись боги за работу. Асуры охотно согласились помочь им — ведь они тоже хотели получить бессмертие. Но Океан — не маслобойка, и мутовка для взбивания понадобилась огромная. Взяли тут боги и асуры огромную гору Мандару, вершина которой уходит вверх на одиннадцать тысяч йоджан, и настолько же вниз уходят ее корни, обмотали ее змеем Васуки — царем всех змей, настолько огромным, что не существует меры, чтобы измерить его длину. Теперь можно было погрузить гору в Океан и начать вращать ее, взбивая амриту из его вод, да не было в безднах вод опоры для огромной мутовки. Тут-то и помог богам Вишну: превратившись в огромную черепаху он подставил панцирь под основание горы.

Взялись боги за хвост змея, а асуры за его голову, и начали вращать гору. Тысячи лет шла работа и вращалась мутовка-Мандара; выбивались из сил и боги и асуры — но асурам приходилось труднее. Хитрые боги неслучайно поместили их впереди змея: вырывался из пасти Васуки огонь и опалял асуров, лишая их силы. Зато возникшие из его дыма тучи шли в сторону хвоста и брызги дождя, проливавшегося из них, освежали утомившихся богов.

Со свистом и грохотом вращалась Мандара, падали с ее склонов в Океан деревья и камни. Смешавшись с соками трав и деревьев, воды Океана превратились в молоко, потом в масло… Но амриты все не было. Вот стали изнемогать не только асуры, но и боги — но тут из вод Океана появился ясный месяц и засиял своим холодным светом. Увидев это, боги воспрянули духом и с новой силой завертели мутовку. И вот из Океана появилась прекрасная Лакшми в белоснежных одеждах и, приблизившись к Вишну, нежно к нему прильнула — так Хранитель Мира получил себе верную жену. Затем из Океана появлялось еще много чудесных созданий — белый конь, быстрый как мысль, белый слон, дерево, наполнившее мир ароматом своих цветов. Наконец, самым последним, вышел из моря Дханвантари, бог врачевания и исцеления с чашей амриты в руках.

«Я сожгу своей силой весь мир». Боги уже готовы были принять чашу в свои руки, как вдруг из глубин Океана пошел густой черный дым, к небу взметнулись языки пламени, и появилось чудовище с горящими волосами и обжигающим дыханием. Голосом, от которого содрогнулась вся Вселенная, он объявил: «Я — Калакута, смертельный яд, и я сожгу своей силой весь мир!» Боги пришли в ужас и не знали, что делать; и погиб бы мир в тот день, если бы не великий Шива. Этот грозный бог, о котором речь впереди, зачерпнул яд в свои ладони и выпил его. И был он настолько могучим, что страшный яд не причинил ему вреда, только шея у него посинела. Поэтому Шиву называют иногда Нилакантха — «Синяя Шея».


Демон Раху,
пожирающий Луну
и Солнце

Дележ напитка бессмертия. Итак, опасность осталась позади, амрита была получена, наступило время ее делить. Бросились асуры к праотцу всех врачевателей, и сумели схватить чашу раньше богов. Амрита оказалась в их руках, но тут же среди них возник жестокий спор — кому первому испить напиток бессмертия. Кричали асуры друг на друга, спорили, вот-вот начнется драка между ними, но никто не уступал другому. Тем временем Вишну, превратившись в прекрасную девушку, явился перед спорщиками. Оцепенели асуры при виде такой красоты, забыли свои распри и решили: пусть красавица определит, кому пить первому.

Раху, Солнце и Месяц. Вишну в образе красавицы с улыбкой принял у них из рук сосуд с амритой — и вдруг исчез. Когда асуры опомнились, они поняли, что боги их обманули, но те были уже далеко. Только один из асуров — Раху, сумел смешаться с толпой богов, приняв их обличье, и отведать амриты. Он уже прикоснулся губами к сосуду и сделал первый глоток, когда его узнали Солнце и Месяц. Они сообщили об этом богам, и Вишну ударом своей чакры отсек ему голову. Но выпитая амрита уже дошла у Раху до горла, поэтому голова его стала бессмертной. Она вознеслась в небо, а тело рухнуло вниз со страшным грохотом. С этих пор голова Раху, испытывая ненависть к выдавшим его светилам, гоняется за ними по небу. Иногда он настигает Солнце или месяц, и, разинув страшную пасть, проглатывает их. На какое-то время мир окутывает тьма; но проглотить их совсем голова Раха не может — ведь шея у него перерублена, и Солнце и Месяц, выкатившись через шею, снова сияют в небе.

Что касается остальных асуров, то они не смирились с потерей амриты и, настигнув богов, вступили с ними в битву. В яростной схватке схватились друг с другом асуры и боги, но силы их были неравны: тысячами гибли асуры, а боги были теперь бессмертны. В конце концов, асуры не выдержали натиска богов и бежали с поля битвы. Так боги остались хозяевами амриты, которую они теперь хранили в своем небесном мире.

Вишну-карлик возвращает богам власть над землей и небом. Однажды пришлось Вишну воплотиться на земле и в образ карлика. Это было в те времена, когда невиданное раньше могущество приобрел Бали, царь асуров. Он отличался добродетелью и благочестием, равного которому не было в трех мирах. Вот за эти его качества он и обрел власть над Вселенной, над всеми тремя мирами, подземным, земным и небесным. Даже боги были вынуждены признать его владычество.


Нарасинха -
аватара Вишну.
Непал.
Около XVII в.

Но Адити, мать богов, не могла примириться с этим. Она обратилась к Вишну с просьбой: «Помоги своим братьям! Нарушен в мире закон справедливости, только ты можешь ее восстановить!». Вишну не отказал матери в ее просьбе: он воплотился в маленького безобразного карлика — Ваману и в его образе явился к Бали за милостыней. Справедливый царь асуров предлагал ему золото и украшения, слонов и коней — но не это было нужно карлику. «Дай мне столько земли, сколько я сумею покрыть тремя своими шагами», — попросил он. Удивился Бали этой просьбе: ведь на большое ли расстояние сможет шагнуть карлик? А один из его мудрых наставников стал советовать отказать в просьбе. Но Бали был гордый и щедрый, а потому не мог отказать просителю. И вот, когда согласие было дано, на глазах царя асуров произошло чудо: карлик обернулся исполином. Так велик был его шаг, что первым шагом он покрыл все небо, вторым шагом — землю, а третьего делать не стал. Он пожалел добродетельного Бали и оставил во владении асуров подземный мир — Паталу. Власть же над землей и над небом он вернул великим богам.

Другие аватары Вишну. Кроме тех аватар, о которых мы рассказали, были у Вишну и другие воплощения. Он был и кабаном, и Нарасинхой — львом с лицом человека, и могучими героями Рамой и Кришной, и Буддой, принесшим людям новое учение о том, как надо жить. В Будду Вишну воплотился для проверки — все ли люди, которые раньше поклонялись ему, Хранителю Мира. Смогут сохранить верность и не поддаться новому учению Будды.

Но главная аватара Вишну еще впереди. Когда в мире наступит царство зла, когда негодяи приобретут власть над людьми, а в сердцах людей поселится безверие, когда не будут соблюдаться древние законы — тогда на земле явится Вишну в образе Калки — всадника на белом коне, в сияющих латах, со сверкающим мечом в руке. Этим мечом он истребит в мире всех врагов справедливости, и люди вновь будут жить счастливо. Но когда это будет — не знает никто. До сих пор в Индии тысячи людей поклоняются Вишну, надеются на него и с нетерпением ждут этой его аватары.

Главными богами индуизма является божественная триада популярных индийских богов Брахмы, Шивы и Вишну (Тримурти). Несмотря на такое огромное и разнообразное многобожие индийской религии, можно воспринимать индуизм и как религию с верой в единого Бога. А всех этих многочисленных индусских богов как различные проявления того одного единственного великого Бога. Ну а тройку крупнейших богов - Брахму, Шиву и Вишну можно даже сравнить с христианской Троицей. Ведь для индуизма также присуща идея троичности и триединства божественных сил. Эти три бога представляют собой одну божественную сущность, но у каждого из них своя сфера деятельности .

Верховная Личность Бога косвенно связан с тремя качествами природы: страстью, благостью и невежеством . Для создания, поддержания и разрушения материального мира Он принимает три формы, имеющие отношение к этим качествам, — это Брахма, Вишну и Шива. Среди них только Вишну, отвечающий за благость, приносит всем живым существам высшее благо.
Из этих трех Брахма создает вселенную, Вишну поддерживает ее, а Шива разрушает после каждого космического цикла. Среди этих трех личностей Брахма и Шива — главные полубоги, в то время как Вишну — Сам Бог. Эзотерические части Ведических писаний объясняют, что Верховная Божественная Личность — это Кришна . Он обитает в Своей обители в духовном мире, которая находится далеко за пределами этого материального творения. Его тело имеет две руки, однако для того, чтобы сотворить материальный мир, Он распространяет Себя в четырехрукую форму Вишну. Господь Вишну поддерживает вселенский порядок и является господином двух других главных божеств, Брахмы и Шивы.
Господь Брахма, первое сотворенное живое существо в каждом космическом цикле, рожден непосредственно из Господа Вишну. Для того, чтобы создать все планеты и формы жизни в этой вселенной Брахма сначала создает основных полубогов , которые в свою очередь создают дальнейшее потомство для заселения вселенной. Поэтому Брахма является отцом всех живых существ и господином всех полубогов .
После Господа Вишну, Господь Шива, пожалуй, наиболее популярное божество в индуизме. Он рожден как непосредственный сын Господа Брахмы и он имеет различные функции и обязанности и поэтому также множество имен.
Как и все божества, Брахма, Вишну и Шива имеют свои атрибуты: супругу (шакти, или "энергия"), личное средство передвижения (вахана) и характерные символы.
Вишну (хранитель Вселенной) — Лакшми (Богиня удачи) — Гаруда (орел)
Брахма (творец Вселенной) — Сарасвати (Богиня мудрости, образования и музыки) — Хамса (лебедь)
Шива (разрушитель Вселенной) — Парвати , называемая также Дурга или Кали (олицетворение материальной природы) — Нанди (бык)Брахма - Бог творец. Брахма является саморожденным, рождённым из цветка лотоса, выросшего из пупа Вишну в самом начале процесса сотворения материальной Вселенной. По этой причине, Брахма также известен под именем Набхиджа (рождённый из пупа). Брахма является сыном Верховного Абсолюта, Брахмана, и женской энергии Пракрити или Майя .
Вскоре после сотворения Вселенной, Брахма создал одиннадцать Праджапати , которые считаются прародителями человечества. В Ману-смрити перечислины их имена: Маричи, Атри, Ангирас, Пуласья, Пулаха, Крату, Васиштха, Прачета (по другой версии, Дакша), Бхригу и Нарада. Затем Брахма сотворил семь великих мудрецов (Сапта-риши) , которые оказали ему помощь в сотворении Вселенной. Все семеро мудрецов были рождены из ума Брахмы, а не из его тела. Поэтому их называют Манаса-путра (сыновья, рождённые из ума). Брахма считается отцом Дхармы и Атри. Супруга Брахмы — богиня знания и учёности Сарасвати.
Брахма только иногда вмешивается в дела других богов и ещё реже в дела людей.
Бхагавата-пураны рассматривают Брахму как творца Вселенной, но не как Бога. Напротив, считается, что он был сотворён Богом (в его безличном аспекте Брахмана). Описывается, что продолжительность жизни Брахмы составляет 100 «лет Брахмы», которые равны 311 040 000 000 000 земных лет. После того, как жизнь Брахмы подходит к концу, наступает перерыв, также продолжающийся 100 лет. После этого другой Брахма-творец заново начинает процесс творения. Этот цикл продолжается бесконечно.
Пураны рассказывают историю о том, как в результате проклятий великого мудреца Бхригу , полученных Брахмой, поклонение ему на Земле было ограничено. Однажды Бхригу проводил на земле огромное ведическое жертвоприношение. Было решено, что председательствующим божеством на яджне будет величайший из Богов. Бхригу взялся найти величайшего из Тримурти. Когда он пришёл к Брахме, тот был настолько поглощён музыкой, которую играла его супруга Сарасвати, что даже не услышал зов прибывшего на аудиенцию мудреца. Разгневанный риши проклял Брахму, объявив, что отныне никто на земле не будет призывать имя Брахмы или поклонятся ему.
Брахма изображается с кожей красноватого цвета, одетым в красные одежды. Брахма имеет четыре головы и четыре руки. Четыре лика, головы и руки олицетворяют четыре Веды: Ригведу, Самаведу, Яджурведу и Атхарваведу. Красный цвет кожи символизирует золото и указывает на то, что Брахма активно вовлечён в процесс сотворения Вселенной. Каждая из его четырёх голов непрерывно декламирует одну из четырёх Вед. Брахму часто изображают с белой бородой, что символизирует практически вечную природу его существования.
В отличие от большинства других индуистских божеств, Брахма не держит в своих руках какого-либо оружия. В одной из своих рук он держит скипетр в форме черпака или большой ложки, что ассоциируется с пролитием гхи на священный огонь ведических жертвоприношений и символизирует то, что Брахма является повелителем яджн . В другой из своих рук он держит камандалу — сосуд с водой, сделанный из метала или из скорлупы кокосового ореха, вода в этом сосуде символизирует изначальный, всё вбирающий в себя, эфир, из которого проявились первые элементы творения. В другой из своих рук Брахма держит молитвенные чётки, акшамала (чётки символизируют различные материальные субстанции, использованные в процессе сотворения Вселенной), которые он использует для подсчёта вселенского времени. В своей четвёртой руке Брахма держит книги Вед (символ знания) , но иногда — цветок лотоса (символизирует природу и сущность всех вещей и живых существ во Вселенной). Четыре руки Брахмы олицетворяют четыре стороны света: восток, юг, запад и север. Задняя правая рука представляет ум, задняя левая рука представляет разум, передняя правая рука - эго и передняя левая рука — самоуверенность.
На голове у Брахмы корона, символ его верховной власти во Вселенной.
Вахана Брахмы - лебедь, символизирует милость и способность различать плохое от хорошего. Лебедь пользуется уважением в индийской культуре из-за его особого качества, называемого нира-кшира-вивека , или способности отделять молоко из смеси молока и воды. Лебедь олицетворяет то, что все живые существа во Вселенной заслуживают справедливости, в каком бы положении они не оказались.
Шри Брахма Самхита (санскр. «Песнь Брахмы») — одно из важнейших священных писаний гаудия-вайшнавизма . Брахма-самхита содержит молитвы творца этой вселенной Брахмы Кришне, произнесённые Брахмой в самом начале творения. В течение многих столетий текст Брахма-самхиты считался утерянным. В начале XVI века совершавший паломничество по Южной Индии Чайтанья Махапрабху (1486—1534) обнаружил 62 шлоки пятой главы Брахма-самхиты в храме Ади-Кешавы . Об этом говорится в девятой главе Мадхья-лилы Чайтанья-чаритамриты . Брахма-самхита не только раскрывает важнейшие положения вайшнавской философии, но и содержит в себе в сжатой форме всю сиддханту Чайтаньи Махапрабху. В этом тексте Кришна описывается, как источник всего творения, причина причин, Верховная Личность Бога.

В 1971 году Джордж Харрисон выступил музыкальным продюсером и аранжировщиком песни «Govindam», состоявшей из нескольких стихов из Брахма-самхиты. Песню спели кришнаиты храма Радха-Кришны в Лондоне и она вышла на альбоме «The Radha Krishna Temple». В песне используются стихи: 5-30, 5-32.

Вишну — хранитель и и защитник Вселенной. Согласно традиционному толкованию имени, корень viś означает «обосноваться», «войти», или «пронизывать», а суффикс nu переводится как «всепроникающий», «тот, кто проникает везде», «тот, кто свободен от оков и ничем не связан». О Вишну говорится как о всевышнем Боге в ряде священных текстов индуизма, в частности в Тайттирия-самхите, Яджур-веды и в Вишну-сахасранаме . Он также является воплощением доброты, милосердия и силы, которая сохраняет мир и поддерживает космический порядок, Дхарму.
Вишну часто изображается лежащим или опирающимся на змея Шеша, рядом со своей женой Лакшми, которая гладит его ноги. Говорят, что он никогда не спит и постоянно находится в миролюбивом настроении Шанти. В Пуранах говорится, что цвет тела Вишну тёмно-голубого цвета, подобно цвету облаков. Чаще всего Вишну представляют держащим в руках с четыре предмета или оружия. В одной руке Вишну держит раковину или Санку . Во второй руке диск или Вайджру . В третьей руке он держит булаву и в четвертой лотос - Падма . У него также есть лук который называется Сарнгa и меч который называется Нандака . Большую часть времени добро и зло находятся уравновешенном состоянии. Но порой баланс нарушается и злые демоны берут верх. Тогда, в ответ на просьбы других Богов, Вишну воплощается в человеческом обличии и приходит чтобы установить правильный баланс снова. Десять воплощений Вишну, как правило принято называть аватарами Вишну. Десять аватар Вишну:
Первое воплощение — аватара Матсья или Рыба. В этой форме Вишну спас Санкт Ваивасвата, индусский аналог библейского Ноя (или наоборот).
Второе воплощение — аватара Курма или Черепаха. В момент пахтанья молочного океана, Курма будучи черепахой подпер гору Мандара, которая начала погружаться в молочный океан, и это спасло Девов (Богов).
Третье воплощение Вараха или Кабан. Вишну убил демона Хираньякша, вернул украденные Веды и поднял Землю со дна океана.
Четвертое воплощение Нарасимха или Лев. Будучи существом наполовину львом, наполовину человеком, Вишну​​ убил демона Хираньякашипу, брата Хираньякши (которого убил Вараха). Хираньякашипу получил от Брахмы благословение, что он не может быть убит человеком, животным или богом, но Вишну сделал это во имя мира на Земле.
Пятое воплощение Вамана или Гном. в этом воплощении Вишну убил демона Бали, который получил власть над Землей и напал на Девов.
Шестое воплощение Парашурама . Он своим легендарным топором убил короля Картавирьи, который украл священную корову Камадхену, которая может выполнять все желания.
Седьмое воплощение Рама . Шри Рама убил демона Равана, который похитил Ситу. Подробнее об этом можно прочитать в Рамаяне.
Восьмое воплощение Кришна . Он убил Камсу, сына демона и короля Матхура. Кришна является одной из самых популярных аватар бога Вишну, так как Кришна и есть Верховная Личность Бога пришедшая на Землю из духовного мира. Господь Кришна и все Его полные части — это вишну-таттвы, т.е. существа, относящиеся к категории Бога. Из Шри Кришны исходит Баладева, из Баладевы — Санкаршана, из Него — Нараяна, а из Него — другой Санкарашана. Из последнего проявляются пуруша-аватары: Каранодакашайи Вишну, Гарбходакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну. Кширодакашайи Вишну, или Высшая Душа, божество, повелевающее стихией благости в этом мире, это значит, что Брахма создает вселенную с помощью силы страсти, Вишну поддерживает ее силой благости, а Шива в должное время разрушает ее, танцуя тандава-нритью, танец разрушения. Материалисты обычно поклоняются Брахме, глупцы — Шиве. Но стремящиеся к духовности поклоняются форме благости, Вишну в Его разных проявлениях.
Девятое воплощение Будда . Эта аватара была призвана избавить мир от убийства коров и других животных в виде жертвоприношений (ахимса).
Десятое воплощение Калки . Он придет на Землю в этой Кали-юге с мечом на белом коне, что бы уничтожить зло.
Три формы Вишну. В тексте Сатвата-тантра описываются три различные формы, или ипостаси Вишну: Маха-Вишну, Гарбодакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну .

Каждая из этих форм Вишну играет свою определённую роль в создании и поддержании Вселенной и её обитателей.
Первая из этих экспансий, Маха-Вишну , создаёт всю совокупность материальной энергии, известной как махат-таттва .
Вторая экспансия, Гарбходакашайи Вишну , входит во все Вселенные и создаёт разнообразие жизни в них .
Третья ипостась, Кширодакашайи Вишну , распространяет себя как вездесущая Параматма (Сверхдуша) во всех душах и в каждом атоме Вселенной .

Говорится, что человек, осознавший эти три формы Вишну, достигает мокши (освобождения).
Вишну — это Бхагаван , что в переводе с санскрита означает «обладающий всеми достояниями». Говорится, что Вишну обладает бесконечным количеством благоприятных качеств, из которых выделяют шесть основных: джнана (знание), айшварья (богатство), шакти (могущество), бала (сила), вирья (мужество) и теджас (великолепие). Другие благоприятные качества, традиционно приписываемые Вишну, это гамюхирья (неописуемое величие), аударья (щедрость) и карунья (сострадание).
Вишну имеет множество имен, связанных с его свойствами и атрибутами, или с мифическими подвигами его самого и аватаров Вишну. В «Махабхарате» (149-й главы Анушасана-парвы) приводится список тысячи имен Вишну, содержащийся в тексте Вишну-сахасранама (буквально: тысяча имён Вишну). Другие наиболее распространенные имена Вишну:
~ Хари - избавитель
~ Говинда - пастух, наслаждающий чувства коров
~ Кешава - сразивший демона Кеши
~ Кришна - все-привлекающий
~ Мадхусудана - убийца демона Мадху
~ Пурушоттама - лучший из людей или высший дух.
Вишну отведена и космогоническая роль. В конце каждого мирового цикла, после буйства стихий и все-разрушающей пляски Шивы Вишну вбирает в себя Вселенную и погружается в сон. Он лежит на змее Шеше, покоясь на водах Мирового океана. Пробуждаясь, он замышляет новое творение, из пупа его вырастает лотос, а из него возникает Брахма, которым осуществляет акт творения. При таких вселенских масштабах Вишну, тем не менее, для своих перемещений использует царя птиц Гаруду...

Как мудрец Бхригу определил, какой из Богов лучше.
Когда однажды на собрании Богов мудреца Бхригу попросили указать главнейшего между Брахмой, Вишну и Шивой, он взял на себя задачу выяснить этот вопрос при помощи довольно рискованного эксперимента. Сперва он проследовал к Брахме и намеренно пренебрег привычными для того проявлениями уважения и этикета. Это необычное обращение вызвало у этого Бога негодование и обильную брань. Тогда он посетил Шиву, с которым повел себя в еще более оскорбительной манере, чем вызвал гораздо более сильный гнев этого Бога.
Однако Бхригу в обоих этих случаях успевал восстановить мир, своевременно принеся извинения. На-конец, он прибыл на небо Вишну и нашел Вишну спящим, а Лакшми — сидящей рядом. Зная сдержанный характер этого Бога, он рассудил, что в отличие от двух предыдущих случаев одного только внешнего проявления неуважения было бы недостаточно для испытания, поэтому он приблизился к спящему Богу и сильно пнул его ногой в грудь. От этого Вишну проснулся, и, вместо того чтобы возмутиться, он не только выразил опасение и сожаление о том, что мудрец, должно быть, ушиб ногу, но и великодушно принялся растирать ушибленное место. Увидев это, Бхригу воскликнул: «Этот Бог самый могущественный, поскольку он превосходит всех в доброте и великодушии».

Шива - Бог разрушитель , так как олицетворяет собой разрушительные начала Вселенной. Если Брахма это карандаш, который рисует картину жизни, то Шива - ластик, который вытирает все лишнее и ненужное. Грозный Бог Шива является настоящим воплощением Божьего гнева , это меч, карающий грешников и нечестивцев, очистительный огонь, который сжигает все грязное и мерзкое. Но также Шива (санскр. Siva — “благой, добрый, сострадательный”), не только разрушает, а иногда дарит новую жизнь, словно птица феникс, которая сжигает сама себя, а потом возрождается из пепла еще красивее и еще лучше, так и Шива дарит новое рождение из пепла. Шива — грозный Бог, обитающий на полях сражений и у погребальных костров. Нередко его изображают с веревкой, на которую нанизаны черепа. Шива — аскет, подавивший желания и обитающий высоко в Гималаях на горе Кайласе. Он - бог аскетизма и само-умерщвления. Он глава йогов, подобно им, он ходит нагой, покрытый и измазанный пеплом, с длинными волосами, сплетёнными и поднятыми на темени.
Он глава бхутов - злых духов, ведьм и вампиров, которые носятся на местах казни, сжигания трупов, и в их компании он бродит по ночам. Один из эпитетов Шивы - владыка танца, а сам Шива по индийским верованиям является изобретателем многих земных танцев.
Эти взаимоисключающие качества символизировали божество, вобравшее в себя все противоречия мира, которому отведена роль уничтожителя мира и Богов в конце каждой кальпы, периода, равного 8 640 000 000 человеческих лет. Считалось, что в качестве Натараджи , "царя танца", Шива регулирует мировой порядок . Устав танцевать, он останавливается, и во вселенной воцаряется хаос. Так вслед за периодом созидания приходит разрушение. Однажды Шива явился 10 000 мудрецам-риши, чтобы они поклонились ему. В ответ риши прокляли Бога и наслали на него свирепого тигра. Шива ногтем содрал со зверя шкуру и сделал себе накидку. Риши наслали змею, но Шива надел ее на шею как ожерелье. Риши сотворили злого карлика и вооружили его дубинкой, но Шива, встав на спину карлика, начал танцевать. И риши бросились к его ногам. Шиву часто изображают четырехруким и трехглазым. Третий глаз, глаз внутреннего видения, расположен в центре лба. По преданию, третий глаз Шивы возник в результате проделки его жены Парвати. Шива медитировал на горе Кайласа, а Парвати подкралась сзади и закрыла его глаза руками. Тотчас солнце померкло, и все живое затрепетало от страха. Вдруг во лбу Шивы появился глаз, источающий пламя, и разогнал тьму.
В живописи Шива часто изображается с синей шеей, поэтому его называют Нилаканта , или "синешеий". Согласно мифу о пахтаньи мирового океана, при создании нектара бессмертия Боги использовали змея Васуки в качестве верёвки. В процессе змей настолько устал, что испустил яд, который грозил уничтожить весь мир. Шива проглотил яд, и его шея окрасилась в синий цвет.
Шива — отец слоноподобного Бога Ганеши и воинственного Бога Сканды. Ездовое животное Шивы и его слуга — бык Нанди. Распространён образ Шивы в виде Царя танца - Шива-натараджа. По традиции у танцующего Шивы не менее четырёх рук, в одной из них он держит барабан - символ сотворения материи, а в другой — огонь - символ конца Вселенной. Классическая поза: одной ногой он попирает демона невежества, вторая нога поднята в танце. Часто его окружает кольцо священного огня, символизирующее мудрость и энергию.

Шива является одним из наиболее значительных и почитаемых богов Индуизма. Известно более тысячи его имен, раскрывающих многообразие его образов и функций. В ведический период Шиву называют именем Рудра , «Рычащий». Он носит шкуру и обитает в горах, его излюбленное оружие — лук и стрела, а также молния. Он обитатель гор — Гириша . Скитаясь по лесам, он является властелином лекарственных растений и Вдадыкой зверей — Пашупати . Он божественный целитель. Атхарва Веда провозглашает Рудру господином всех двуногих и четвероногих существ. Он быстрый и ловкий стрелок, и никто не может уклониться от него. Он тысячеглазый, то есть Всевидящий. Он везде — на земле, в воздухе, на небе, то есть Вездесущий. Рудра — обитатель погребений, посыпающий прахом свое обнаженное тело, покрытое оленьей шкурой и украшенное ожерельем из черепов, блуждающий в джунглях и горах, несущий чашу с милостыней в виде половинки черепа, сопровождаемым собаками.
В своей милостивой форме он Шамбху . Он есть душа вселенной. Шива несет диск, трезубец, булаву, топор, носит пояс и яджнопавиту — священный шнур, сделанный из змей; он смеется, поет и танцует в экстазе. Он Величайший Йогин и Аскет, Создатель и Хранитель Йоги и Тантры. Лишь Он Один способен принять все существующие во Вселенной Позы (асаны).
Днями особого почитания Шивы являются дни чатурдаши — 14 и 29 лунные дни, а также все понедельники. Мужчины, несущие в себе энергии Шивы, наделены большим духовным потенциалом и несгибаемой волей, постоянно работают как над своим духом, так и над телом. Они суровы и аскетичны по отношению к себе, но добры и снисходительны к другим.
Шива имеет множество имен и аспектов, главные из них таковы:
~ Махадева («Великий бог») - причина, источник мира, аналог Брахмана;
~ Махакала («Великий держатель Времени») - бог разрушения и смерти, персонификация всепожирающего времени. Однако, помимо смерти, в этом аспекте, он несет и надежду,т.к. являясь «смертью Смерти», Шива дарует освобождение от колеса рождений и смертей, спасение (мокша).
~ Натараджа («Царь космического танца») - Шива, как воплощение вездесущей космической энергии, вечно созидающий и разрушающий миры, задающий и поддерживающий ритм движения вселенной.
~ Махайоги («Великий йог»), погруженный в медитативный транс на горе Кайлаш, воплощение абсолютной йогической силы.
~ Дакшинамурти («Обращенный ликом на юг»,«Благожелательный») - Шива, разрушающий привязанность души к мирским делам и ведущий ее к освобождению, великий учитель, дарующий просветление своим ученикам через безмолвие.
Символическое значение некоторых основных атрибутов Шивы:
Жезл (Данда) — представляет смерть.
Лимон (Джамбхара) — семя мира.
Трезубец (Шула, Тришула) — означает учение.
Тришула (Trisula) — три шулы представляют Саттва, Раджас и Тамас гуны.
Щит (Кхетака) — представляет Дхарму, Закон.
Спутанные волосы — многообразие Брахмана-Абсолюта.
Полумесяц (Каумуди) — символизирует божественность Шивы.
Змей Васуки Яджнопавита (Vasuki Yajnopavita) — его гнев, который покоряет зло.
Тигровая шкура (Вьягхра-Чамара) — символизирует победу над звериной природой.
Бык Нанди — символизирует Дхарму, Закон, а также духовную преданность.
Барабанчик (дамара) — символ разрушения и созидания Вселенной в конце кальпы.

Созидающая сила Шивы воплощена в его основном символе — линге-фаллосе , мужском детородном органе. Один из мифов повествует, как бог пришел в лес, где медитировали мудрецы. Те не узнали Шиву и, заподозрив его в том, что он хочет соблазнить их жен, лишили его фаллоса. Тотчас мир окутала тьма, и мудрецы утратили свою мужскую силу. Осознав свою ошибку, они принесли дары Шиве, и во вселенной снова воцарился порядок. Шива означает Единое, в котором сущее отдыхает после разрушения. Лингам олицетворяет ту же самую реальность — место, в котором объекты растворены после распада Вселенной, после чего Шива поддерживает и отправляет Вселенную в небытие. Таким образом, Шивалингам представляет самого Бога. Является Шивалингам фаллическим символом, или нет — вопрос открытый. Шива не имеет формы — он «всеобъемлющий». Так как он включает в себя все возможные формы, ничто в мире не может полностью его охватить. Шивалингам воплощает в себе идею «бесформенности» и «всеформенности», объединение женского и мужского начал. Верхняя часть Лингама называется питха и представляет собой мужское начало, основание Лингама йони , представляет начало женское. У Шивы — тысяча голов, тысяча глаз, тысяча рук и ног. Вершина Шивалингама в форме сферы также включает в себя тысячу голов. По сторонам цилиндрического тела расположены его лики, глаза и руки. Круглое основание олицетворяет его ступни. Таким образом, Шивалингам является воплощением всеобъемлющего Пуруши .

Вишну - один из высших богов в индуизме, составляющий вместе с Брахмой и Шивой т.н. божественную триаду - тримурти . В индийской традиции имя Вишну толкуется как «проникающий во все », «всеобъемлющий » (от корня vi - входить, проникать), существует мнение и о неиндоевропейском происхождении имени Вишну.

В ранней ведийской литературе Вишну занимает сравнительно скромное место: он упомянут в нескольких гимнах Риг-веды и лишь один гимн (I, 154) посвящен ему целиком. В гимнах прославляются 3 шага Вишну, которыми он измерил земные сферы. Уже в древнеиндийской традиции эти шаги были истолкованы как движение солнца: от восхода через зенит к закату или через 3 мира. С мотивом «трех шагов» связаны постоянные эпитеты Вишну - Уругайя (Широкошагающий) и Тривикрама (Трижды шагнувший). В более поздних текстах этот мотив «трех шагов» получает развитие в сюжете об одной из аватар: в облике карлика Ваманы Вишну приходит за милостыней к узурпировавшему все 3 мира царю демонов Бали; тот соглашается уступить карлику столько земли, сколько он сможет отмерить 3 шагами; тогда Вишну-Вамана обращается в великана и покрывает 3 шагами все пространство (Махабхарата , III.270 и далее; Рамаяне, I.29; Ваю-пурана , II.36 и др.). В Ведах Вишну часто выступает как младший партнер Индры (отсюда имя Упендра - младший Индра) в мифе о борьбе против демона Вритры. Этот миф сохраняется и в более поздних мифологических сюжетах, но Вишну постепенно обретает главную роль (отсюда имя Атиндра - более великий, чем Индра).

В брахманах круг мифов, связанных с Вишну, расширяется - Вищну совершает подвиги на благо угнетенных и притесняемых, к нему обращаются боги за помощью. В эпосе Вишну (либо его главные аватары - Кришна или Рама) становится центральным персонажем. Происходит постепенное отождествление целого ряда образов: Вишну и божества Нараяны , а также Вишну с Рамой, Кришной и другими антропоморфными и териоморфными персонажами, из которых складывается система аватар Вишну-Нараяны (см. Аватара ). Из 18 главных пуран 6 посвящены Вишну («Вишну-пурана », «Нарадия-пурана », «Шримад Бхагавата-пурана », «Гаруда-пурана », «Падма-пурана », «Вараха-пурана »), но и в остальных, формально посвященных Брахме или Шиве, Вишну и его аватары занимают большое место. В пуранах разрабатывается концепция тримурти, согласно которой онтологически единые Брахма, Вишну и Шива имеют функции соответственно создателя, хранителя и разрушителя мироздания. Однако большинство вариантов этой концепции отводит Вишну-Нараяне высшее место в триаде, провозглашая его Абсолютом, источником, основой и сутью бытия. Подобные представления есть уже и в эпосе (напр., Махабхарата, XII.17, XII.48). В одном из вариантов мифа о потопе (Махабхарата, III.186-187) мудрец Маркандея , спасенный Вишну (который в облике прекрасного юноши сидит на ветвях баньянового дерева), проникает в чрево божества и видит там всю вселенную: землю, небеса, людей, богов и т.д. Т.о., мир предстает как форма существования Вишну. Согласно другому варианту мифа о потопе (Махабхарата, III.194), Вишну в конце каждого мирового цикла (см. Юга) вбирает в себя вселенную и погружается в сон, возлежа на тысячеглавом змее Шеше , плавающем по мировому океану. Когда Вишну просыпается и замышляет новое творение, из его пупа вырастает лотос, а из лотоса появляется Брахма, который и осуществляет непосредственно акт творения мира.

Из других мифов, связанных с Вишну, следует назвать миф о пахтанье мирового океана, предпринятого богами и их противниками - асурами под водительством Вишну-Нараяны. В этом мифе Вишну превращается в гигантскую черепаху, служащую опорой для горы Мандары, которую боги используют в качестве мутовки; он же отнимает у демонов добытую бхакти). В Ведах Вишну наделен неопределенно антропоморфными чертами: он описывается как воинственный юноша большого роста. В сложившейся позднее иконографии Вишну обычно изображается возлежащим на змее Шеше или стоящим в полной боевой экипировке. В одной из 4 рук он держит чакр у (букв.: круг, диск), специфическое оружие наподобие бумеранга, обладающее сверхъестественной силой, в другой руке - раковину, в 3-й - булаву (палица), в 4-й - лотос или лук. Цвет кожи Вишну темно-синий, одежды - желтый, как и у его аватар Рамы и Кришны, но в Махабхарате встречаются утверждения, что кожа Вишну принимает разный цвет в зависимости от юги. Супруга Вишну - Лакшми. Обычное местопребывание Вишну - райская обитель Вайкунтха, на вершине мифической горы Меру (Махабхарата. III, 160.17-26). Его ездовое животное (вахана) - царь птиц Гаруда. Вишну имеет много различных имен, связанных или с его свойствами и атрибутами, или с мифическими подвигами его самого и его аватар. В Махабхарате есть раздел под названием «Гимн тысяче имен Вишну » (XIII.149). Среди наиболее важных имен Вишну: Хари (букв.: рыжевато-коричневый, но толкуется как избавитель), Говинда (пастух), Кешава (благоволосый), Мадхусудана (убийца демона Мадху), Мурари (враг демона Муры), Пурушоттама (лучший из людей или высший дух).

Вишну - др.-инд . Visnu - «проникающий во всё», «всеобъемлющий» < корня vic, «входить», «проникать» Упендра - «младший Индра» Атиндра - «более великий, чем Индра» Другие наиболее важные имена Вишну: Хари - букв. «рыжевато-коричневый», но толкуется как «избавитель» Говинда - «пастух» Кешава - «благоволосый» Мадхусудана - «убийца демона Мадху» Мурари - «враг демона Муры» Пурушоттама - «лучший из людей» или «высший дух»

Один из высших богов индуистской мифологии, составляющий вместе с Брахмой и Шивой т. н. божественную триаду - тримурти. В ведийских гимнах Вишну занимает сравнительно скромное место, хотя и входит в число основных божеств. В брахманах его значение возрастает, но лишь в эпосе и пуранах Вишну становится первостепенной фигурой.

Возможно, что образ Вишну вобрал в себя элементы из доарийского субстрата. В протоиндийских материалах никаких намёков на Вишну до сих пор не обнаружено . С другой стороны, нет и неоспоримых доказательств индоевропейского или даже индоиранского происхождения Вишну.

В ведийской литературе имя Вишну встречается около ста раз; в частности, он упомянут в нескольких гимнах «Ригведы», один гимн целиком посвящён ему. В гимнах прославляются три шага Вишну, которыми он измерил земные сферы. Уже в древнеиндийской традиции эти три шага были истолкованы как движение солнца или от восхода через зенит к закату, или через три мира. Прежде европейские мифологи делали из этого вывод, что Вишну первоначально был солнечным божеством, но теперь это мнение оспаривается многими учёными. Мифологема «трёх шагов» навсегда осталась связанной с Вишну и претерпела различные трансформации. Из них наиважнейшая - три шага Вишну в облике карлика, которыми он отнял вселенскую власть у царя дайтьев Бали .

В ведах Вишну выступает как младший партнёр Индры (отсюда имя Упендра) в мифе о борьбе против демона Вритры. Этот миф сохраняется и в более поздних мифологических сюжетах, но Вишну постепенно обретает главную роль (отсюда имя Атиндра).

В брахманах круг мифов, связанных с Вишну, расширяется. В них Вишну совершает подвиги на благо угнетённых и притесняемых, к нему обращаются боги за помощью в критических ситуациях.

В эпосе сам Вишну (либо в виде своих аватар Кришны и Рамы) является центральным персонажем. В эпической мифологии происходит постепенное отождествление целого ряда образов: с одной стороны, Вишну и божества Нараяны, а с другой стороны, Рамы, Кришны и других антропоморфных и териоморфных персонажей, из которых складывается система аватар Вишну-Нараяны.

Из 18 главных пуран 6 посвящены Вишну , но и в остальных, формально посвящённых Брахме или Шиве, Вишну и его аватары занимают большое место. В пуранах разрабатывается концепция тримурти, согласно которой онтологически единые Брахма, Вишну и Шива имеют функции соответственно создателя, хранителя и разрушителя мироздания. Однако большинство вариантов этой концепции отводит Вишну-Нараяне высшее место в триаде, провозглашая его абсолютом, источником, основой и сутью бытия. Подобные представления есть уже и в эпосе .

В одном из вариантов мифа о потопе мудрец Маркандея, спасённый Вишну (который в облике прекрасного юноши сидит на ветвях баньянового дерева), проникает в чрево божества и видит там всю вселенную: землю, небеса, людей, богов и т. д. Таким образом, мир предстаёт как форма существования Вишну. Согласно другому варианту мифа о потопе , Вишну в конце каждого мирового цикла (Юга) вбирает в себя вселенную и погружается в сон, возлежа на змее Шеше, плавающем по мировому океану. Когда Вишну просыпается и замышляет новое творение, из его пупа вырастает лотос, а из лотоса появляется Брахма, который и осуществляет непосредственно акт творения мира. Из других мифов, связанных с Вишну, следует назвать миф о пахтанье мирового океана, предпринятого под водительством Вишну-Нараяны. Вишну же отнимает у демонов добытую амриту, приняв облик прекрасной женщины, и играет решающую роль в последовавшей затем битве богов и асуров.

Мотив торжества над злом и принятия для этой цели определённого облика составляет основное содержание мифов об аватарах Вишну. Во всех своих проявлениях Вишну олицетворяет энергию, благоустрояющую космос. В различных мифологических и религиозно-философских системах (напр., в вишнуизме) эта энергия, именуемая Вишну, предстаёт во множестве обликов: от неописуемого абсолюта до личностного бога, к которому человек может испытывать сильную эмоциональную привязанность (бхакти).

В ведах Вишну наделён неопределённо антропоморфными чертами: он юноша большого роста, «широко ступающий». «Махабхарата» среди других имён Вишну даёт: «тот, чьё тело не описать», но тем не менее часто по-разному его описывает. В сложившейся позднее иконографии Вишну обычно изображается возлежащим на змее Шеше или стоящим во всеоружии юношей. В каждой из четырёх его рук он держит по атрибуту:

  • чакра (букв. «круг», «диск»), специфическое оружие наподобие бумеранга, обладающее сверхъестественной силой;
  • раковина;
  • булава (палица);
  • лотос или лук.

Цвет кожи Вишну - тёмно-синий, цвет одежды - жёлтый, как и у его аватар Рамы и Кришны, но в «Махабхарате» встречаются утверждения, что кожа Вишну принимает разный цвет в зависимости от юги. Супруга Вишну - Лакшми. Сам Вишну иногда называется сыном Адити и Кашьяпы. Обычное местопребывание Вишну - вершина горы Меру . Его ездовое животное - царь птиц Гаруда.

Вишну имеет много различных имён, связанных или с его свойствами и атрибутами, или с мифическими подвигами его самого и его аватар. В «Махабхарате» есть раздел под названием «Гимн тысяче имён Вишну» .

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода