Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Технологический процесс утилизации аккумуляторов. Как происходит утилизация и переработка аккумуляторов разных типов

Количество автомобилей и других устройств, получающих питание от аккумуляторных батарей, постоянно возрастает. Растет и актуальность проблемы утилизации отслуживших батарей и элементов питания. Ведь такие батареи содержат опасные для здоровья и жизни человека вещества.

Аккумуляторная батарея должна обладать способностью при компактных размерах и малом весе кратковременно – за 5-10 с – подавать ток величиной 200-800 А для пуска двигателя автомобиля и питания постоянным электротоком при неработающем двигателе потребителей машины. Таким требованиям соответствуют свинцово-кислотные аккумуляторы. Решетки пластин батарей состоят из сплава свинца и сурьмы, а электролитом является раствор серной кислоты. Свинец – токсичный ядовитый металл, он приводит к отравлению организма человека и сильнейшему загрязнению окружающей среды.

На срок службы батарей влияют условия хранения и качественный ремонт. При интенсивной эксплуатации и соблюдении правил ТО период службы аккумуляторов составляет до 120-150 тыс. км пробега, или 2-5 лет. При несоблюдении элемент правил эксплуатации, техобслуживания и ремонта аккумуляторы выходят из строя намного раньше, не более 30-40 тыс. км пробега.


Почему нужна утилизация

  • Парк автомобилей возрастает с каждым годом, потребность в аккумуляторах растет;
  • свинец дефицитен из-за ограниченных месторождений этого токсичного металла;
  • ужесточились требования по защите окружающей природы от выбросов и токсичных опасных отходов;
  • свинец и его соединения относятся к веществам 1 класса опасности, сильнейшим ядам, которые даже в малых количествах вызывают хронические заболевания со смертельным исходом;
  • по количеству произведенных цветных металлов свинец занимает в мире четвертое место, после алюминия, меди и цинка. Растет и количество его отходов;
  • по действующему законодательству России, Украины и других стран выбрасывать аккумуляторные батареи в баки бытовых отходов, мусоропроводы и на свалки запрещено;

  • опасен не только свинец, но и электролит аккумуляторных батарей, это раствор едких и опасных кислот;
  • утилизация аккумуляторных батарей предохранит природу от опасного токсического заражения. Масштабы вреда от массивных аккумуляторных батарей могут быть поистине огромны;
  • общие затраты на переплавку свинца из вторичного сырья намного меньше, чем при производстве их из дефицитного рудного сырья;
  • аккумуляторная промышленность – один наиболее крупных потребителей свинца. Свинец возвращается в качестве лома металла от утилизации и переработки отслуживших свой срок батарей. Рециклинг свинца признан в мире не только разумным, но и экономически и экологически необходимым и оправданным.

Куда сдать аккумулятор от машины

Утилизируют аккумуляторы специальные компании, они собирают их и отправляют на переработку. Перерабатывают аккумуляторные батареи заводы, имеющие необходимое оборудование, по принятой на международном уровне технологии. Многие аккумуляторные заводы имеют собственные мощности по переработке вторичного свинца или предприятия-партнеры. В развитых странах сбор и переработка аккумуляторов – отдельная отрасль промышленности.

Чтобы правильно утилизировать негодную аккумуляторную батарею, ее необходимо сдать на переработку в пункты сбора вторичного свинцового сырья. Ни в коем случае нельзя самостоятельно утилизировать аккумуляторы, складировать их в случайных местах, это запрещено.

На пунктах сбора отработанные аккумуляторы помещают на поддоны или в контейнеры с крышками и транспортируют к месту переработки в закрытых трейлерах или вагонах. Такой порядок и меры безопасности исключают попадание свинца или кислоты в окружающую среду.

Ранее в СССР сдатчики сливали электролит сами, и кислота попадала в окружающую среду. Сейчас сливать электролит не следует, это сделают специалисты на заводе.

Технология переработки батарей предполагает несколько этапов:

  • слив электролита;
  • разрезание и дробление корпусов батарей;
  • плавка батарей в печах – отражательных или ватержакетах;
  • разделение продукта плавки на 3 слоя – расплавленный черновой свинец, штейн и шлаки;
  • в конце черновой свинец рафинируют.

Полученный металл используют для отливки решеток и других деталей аккумуляторов.

Чтобы предохраниться от отравления свинцом:

  • берите аккумуляторные батареи только в резиновых перчатках, для защиты органов дыхания используйте респиратор;
  • мыть руки горячей водой с мылом, душ, не принимать пищу там, где хранится аккумулятор.

Присутствие свинца в воздухе узнается по сладковатому привкусу во рту. Признаками свинцового отравления являются вначале тошнота, головокружение, малокровие, затем – «свинцовая кайма» на деснах, слабость, потеря аппетита, судороги, заболевание почек. При признаках отравления – вызвать врача, до его прихода промыть желудок и выпить как можно большее количество воды с содой.

Итог

Производство вторичного свинца за счет отработанных батарей растет. Система сбора, транспортировки и утилизации вторичного свинцового сырья обеспечит безвредность аккумуляторного производства и надежную экологическую защиту природы. Помните, что старые и ненужные аккумуляторы лучше не хранить дома, а утилизировать с помощью специалистов.

Мир не стоит на месте, и после изобретения электроэнергии люди начали искать способ обеспечить работу электроприборов при помощи беспроводного устройства. Таким решением и стали батарейки, они способны работать длительное время, обеспечивая энергией конкретную технику. Сегодня все мобильные телефоны, фотоаппараты и множество другой электроники может работать от аккумуляторных батареек различной формы. Это изобретение стало огромнейшим прорывом и ознаменовало новую эру беспроводных технологий. Без батареек работа современной техники была бы попросту невозможна.

Батарейки и их свойства

Батарейка - это приспособление, способное автономно питать разные электрические приборы. Сегодня существует огромное количество разнообразных батареек и аккумуляторов, которые используются в большинстве современной техники. Все они делятся по типоразмеру (А, АА, ААА, С, D…) и по типу электролита (литиевые, сухие, щелочные, ртутные и серебряные). Каждый тип имеет свои свойства и характеристики. Основная польза, которую приносят нам батарейки, - это способность иметь под рукой автономный источник питания, что очень важно для людей. Без батареек невозможно было бы развитие основных отраслей мира, таких как машиностроение, авиастроение и космическая отрасль.

Виды батареек

Существует много разных рассмотрим самые основные:

  • MnZn (Марганцево-цинковые)- так называемые щелочные или алкалиновые батарейки, они считаются самыми распространенными.
  • NiMH (Никель-металл-гидридные) - это одна из альтернатив марганцево-цинковым батарейкам, часто используются в быту.
  • Li-ion (Литий-ионные) - это аккумуляторы для телефонов, камер, ноутбуков и другой подобной техники.
  • AgZn (Серебряно-цинковые) - это маленькие батарейки, которые используют при изготовлении часов, а также в ракетостроении, авиации и военном оборудовании.
  • NiCd (Никель-кадмиевые) - это достаточно объемные батареи, их используют для работы определенных моделей электроинструмента, а также на троллейбусах и самолетах.

Зачем нужна утилизация батареек

Сегодня чистота окружающей среды постоянно поддается испытаниям. Природу загрязняют всем чем только можно, и только единицы борются за сбережение экологии. Что касается батареек, то все они содержат множество вредных элементов, например:

  • Ртуть - опаснейший химикат, который вызывает поражение нервной системы и мозга.
  • Кадмий - очень опасен для легких и почек.
  • Щелочи - при случайном попадании в глаза повреждают слизистую оболочку и даже кожу.
  • Цинк и никель - могут вызвать дерматит или другие заболевания кожи.
  • Свинец - переизбыток в организме может спровоцировать поражение почек и нервной системы.

Как утверждают специалисты, всего одна пальчиковая батарейка способна загрязнить около 20 кв. м земли, а это достаточно немаленькая территория. Утилизация батареек - очень нужное занятие, ведь оно способствует сохранению экологии. Не все задумываются про природу сегодня, но жить на этой планете еще и нашим потомкам.

Пункты приема батареек

Очень часто мы слышим, что окружающей среде, что их не нужно выкидывать, а необходимо утилизировать, но тут появляется вопрос, куда сдать батарейки. В нашей стране существует не так уж и много пунктов по приему подобного товара, помимо этого, об их месторасположении знают только единицы. Работать в этой области сегодня невыгодно, а государство, к сожалению, ничем не поддерживает.

В маленьких городках сдать батарейки можно только в некоторых магазинах или пунктах приема металлолома. В больших городах ситуация проще, существуют отдельные предприятия по переработке вторсырья, куда сдать батарейки может каждый, на улицах расставляют специальные контейнеры.

Утилизация аккумуляторов

Достаточно большим спросом пользуются аккумуляторные батареи от автомобилей. Все дело в том, что они сделаны из свинца, а этот металл ценится на рынке и легко поддается переработке. Ранее многие автовладельцы при полном износе аккумулятора попросту его выбрасывали или оставляли на станциях техобслуживания. Сейчас же ситуация изменилась, ведь за нерабочую батарею можно получить неплохую компенсацию. Многие продавцы новых автомобильных аккумуляторов принимают старые и дают покупателю хорошую скидку, согласитесь, что это неплохо. Куда сдать старые батарейки, должен знать каждый, ведь такой взаимообмен выгодный всем - и природе, и покупателю, и продавцу.

Мотивация утилизации батареек

Во множестве стран Европы уже давно существуют различные программы, которые способствуют утилизации вредных для общества предметов. Не исключение и утилизация батареек. В некоторых государствах не нужно думать, куда сдать батарейки, весь мусор люди сортируют по отдельным контейнерам, потом все товары уходят в нужные места. Существуют разные предприятия, которые специализируются на захоронении вредных отходов. Есть такие и у нас, и хотя их пока немного, уже существует немало мест, куда можно сдать батарейки. Основной мотивацией для того чтобы не выбрасывать эти опасные отходы, является благополучие жизни наших детей и внуков.

Текущая ситуация с утилизацией

Многие скептики говорят, что русского не научишь беспокоиться о природе и чистоте окружающего мира, но данные свидетельствуют о другом. На сегодня в России существует несколько крупных компаний по переработке батареек, они представлены во многих городах страны. Да, может, не в каждой деревне имеются баки для использованных аккумуляторов, но они есть, с каждым днем их становится все больше. Многие жители Москвы и других городов знают, куда сдать использованные батарейки, делают это, конечно, не все, но прогресс достаточно неплохой. Для более масштабной борьбы с загрязнением нужна огромная поддержка правительства, выделение средств и земли на утилизацию, ведь самостоятельно предприятия справиться с этой угрозой не смогут. Еще один неплохой вариант уменьшить количество использованных батареек - это переход на многоразовые батарейки-аккумуляторы, да, они стоят намного дороже, но одно такое устройство позволяет сберечь более 400 обычных батареек.

Пункты приема в Москве

Многие жители страны спрашивают, куда сдать отработанные батарейки. Поскольку Москва - столица нашей родины, то все инновации, естественно, тут присутствуют. В городе работает уже много пунктов приема и переработки вторсырья, каждые со своими правилами и нормами. Можно отметить, что сегодня людей все чаще интересует утилизация батареек. Москва - город, где проживает огромное количество людей, имеет не один пункт приема. К примеру «Компания АКБ» платит за сдачу им батареек хотя и небольшие, но деньги (10 000 руб. за 1 т). При сдаче более 200 кг работники сами приедут и заберут товар. Другая фирма - «Компания Мегаполис Групп» - сможет принять у вас батарейки, только если вы оплатите их услуги, а это уже отталкивающий фактор. Большим плюсом города является присутствие в нем множества пунктов приема: «Центральная городская молодежная библиотека им. М. А. Светлова», «Интернет-магазин “БИОДОЛИНА”», «Интернет-магазин “И-МНЕ”», «Российское представительство немецкой компании Atmung.», «Из рук в руки», Rock Zona, «Детский клуб “Лимпопо”» и другие. Поэтому решать, куда сдавать батарейки в Москве, нужно каждому самостоятельно.

Выгода от утилизации

Прием и зачастую не приносят прибыли предприятию, наоборот, только вытягивают деньги. Все зависит от принимаемого товара, если это обычные литий-ионные или пальчиковые батарейки, то дохода от них нет. Другая ситуация с аккумуляторными батареями, которые состоят из свинца. Свинец - это цветной металл, он стоит неплохих денег, легко перерабатывается и не подлежит захоронению. Делаем выводы, что приносить прибыль не может только утилизация батареек. Москва - это место проживания миллионов россиян, и если не следить за природой, то в ближайшем будущем она просто исчезнет. Защитники окружающей среды давно уверились в том, что утилизация - это единственно верный способ борьбы с загрязнением земли. Они пытаются донести эту мысль всем гражданам России. К тому же несложно найти, куда сдать батарейки, сложно научить себя это делать постоянно и передать знания потомкам.

Новости в мире энергоносителей

Поскольку современные достаточно неидеальны и наносят большой вред земле, ученые всех стран пытаются найти альтернативный источник энергии. Много гениальных умов нашего времени проводят множество опытов с целью найти такой продукт, который бы подходил всем и не наносил вреда природе. В этой гонке участвуют и российские ученые, они пытаются научиться добывать электричество просто из воды. Да, это задача не из легких, но при положительном результате это будет огромнейший шаг в будущее. Ученые считают, что именно водород будет новым достижением цивилизации, при его помощи мы сможем усовершенствовать работу электромобилей и многих других аппаратов. Нам остается только ждать, когда появятся энергонакопители, которые не будут вредить ни людям, ни самой планете. Не стоит также забывать, что уже сегодня многие батарейки способны заряжаться от обычной сети и служить своему хозяину годами. К примеру, имеют большой срок службы и заряжаются довольно просто и быстро.

Рассмотрев все плюсы и минусы батареек, можно сказать, что на сегодня они нам очень нужны, даже незаменимы. Без аккумуляторов не существовало бы мобильной связи, отсутствовала бы космическая отрасль, даже автомобильный и не смог бы работать. Люди стремятся улучшить условия своей жизни, и батарейки очень способствуют этому. Минус только во вреде экологии, ведь восстановить ее будет непросто, а может быть, и невозможно. Уже сегодня существуют виды животных и растений, которых мы больше никогда не увидим. Поэтому нам необходимо заботиться об экологии и нашей планете, и самый лучший способ - это утилизация и переработка вторсырья.

Уже никто не может представить себе действительность, в которой нет места для технических средств, устройств и механизмов. Современный человек стал чрезвычайно зависим от уникальных «плодов» технического прогресса, которые в большинстве случаев нуждаются в аккумуляторах, обеспечивающих их работоспособность. Автомобили также являются детищем технического прогресса, особо нуждающиеся в АКБ, без которого транспортное средство не сможет осуществлять движение. Однако ресурс аккумуляторов не бесконечен, наступает время, когда приходится приобретать новое АКБ. Вместе с этим возникает вопрос, где и как осуществляется утилизация аккумуляторов.

Важность проведения утилизации аккумуляторов

Пришедшие в негодность аккумуляторы ни в коем случае нельзя хранить в домашних условиях, гаражах, а также выбрасывать их вместе с остальным мусором. Вещества, являющиеся составляющими любого аккумулятора, опасны для окружающей экологии и здоровья человека. С течением времени из выброшенного на свалку аккумулятора начинает вытекать свинец, ртуть, серная кислота, попадая в почву, а затем в грунтовые воды, они наносят колоссальный вред окружающей среде.

Кто проводит утилизацию аккумуляторов

Утилизация аккумуляторных батарей - процесс, который проводится только компетентными работниками на , имеющих соответствующую лицензию. В нынешнее время появилась целая сеть пунктов, осуществляющих приём старых АКБ у населения. К сожалению, у таких пунктов в большинстве случаев отсутствует лицензия на право транспортировки, хранения отходов, относящихся ко второй группе опасности. В связи с этим ними выдвигаются условия, чтобы владелец АКБ самостоятельно слил электролит, после чего они осуществят приёмку.

Самостоятельный слив электролита, в состав которого входит серная кислота и дистиллированная вода, катастрофически опасен для здоровья человека. Электролит способен спровоцировать сильнейшие ожоги дыхательных путей, слизистых оболочек и кожных покровов. При даже незначительном попадании электролита или его паров в глаза может наступить полная слепота. В связи с такой серьёзнейшей опасностью утилизацию должны проводить только специальные перерабатывающие предприятия. Если же таковых в населённом пункте просто нет, а доставить аккумулятор на такие предприятия нет возможности, следует обратиться на СТО, которые в большинстве случаев производят скупку старых отработанных АКБ.

Во многих странах проблема, связанная с утилизацией старых аккумуляторов, решается на государственном уровне. В частности, в Японии невозможно приобрести новый аккумулятор, не предоставив на переработку старый.

Наряду с автомобильными АКБ, и аккумуляторы, обеспечивающие работу портативных устройств, поскольку в них содержатся такие же опасные вещества.

Технология переработки старых аккумуляторов

Утилизация аккумуляторов - это , который требует на первоначальном этапе огромных финансовых вложений, чтобы обеспечить приобретение полного комплекта оборудования. При правильной организации производственного процесса владелец перерабатывающего предприятия может рассчитывать на отличные доходы от продажи свинца, переработанного пластика, корпусов и прочих составляющих аккумуляторов.

Переработка полезна в плане сохранения природы

Реализовать полученное после переработки сырьё несложно, поскольку оно пользуется активным спросом на предприятиях, занимающихся производством новых АКБ.

Процесс утилизации автомобильных батарей в зависимости от наличия специального оборудования может быть ручным и промышленным.

Ручная утилизация

Ручная утилизация считается достаточно опасной, хотя и позволяет получить сырьё самого высокого качества. В связи с тем, что оборудование, которое необходимо для оснащения промышленного производства, имеет , не каждый может позволить себе его приобрести, поэтому ручная утилизация до сих пор встречается достаточно часто. Она сопровождается четырьмя этапами.

При ручной утилизации получается более качественное сырьё

Первоначально производится слив электролита с соблюдением всех правил техники безопасности. После этого аккумулятор тщательно промывают, применяя содовый раствор.

Далее специалисты приступают к разборке устройства на составляющие, используя слесарный инструмент. После проведения ручной разборки остаётся произвести сортирование полученных составных элементов. Свинец и пластик подвергаются дальнейшей специальной технологической переработке, после которой все материалы готовы к реализации.

Промышленная утилизация

Промышленная утилизация аккумуляторных устройств позволяет автоматизировать все процессы, а также минимизировать любую возможную опасность. Первоначально устройства также освобождают от электролита, но для этого используют специальные производственные линии, которые препятствуют распространению паров и жидкости электролита в пространстве. На втором этапе подготовленные устройства поступают в дробилку, в которой первоначально запускается процесс промывки содовым раствором, чтобы нейтрализовать действие остатков электролита, после чего происходит измельчение.

Далее измельчённый материал поступает в электромагнитный сепаратор, назначение которого заключается в отделении металла. Сепаратор оснащён магнитами, которые позволяют легко отделить металлическое содержимое.

Вывоз, переработка и утилизация отходов с 1 по 5 класс опасности

Работаем со всеми регионами России. Действующая лицензия. Полный комплект закрывающих документов. Индивидуальный подход к клиенту и гибкая ценовая политика.

С помощью данной формы вы можете оставить заявку на оказание услуг, запросить коммерческое предложение или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

Отправить

Батарейки – недорогой источник питания, который имеет широкое применение. Они используются в пультах ДУ, часах, портативной электронике, цифровой технике и даже в детских игрушках. Утилизация батареек должна происходить согласно санитарным нормам, то есть в специализированный контейнер. На каждом таком изделии есть обозначение, что его нельзя выкидывать вместе с обычными бытовыми отходами. По самым скромным подсчетам в каждой семье найдется не менее 1 десятка источников питания.

Типы батареек

Пальчиковые батарейки выглядят вполне безобидно. Даже их небольшой размер заставляет усомниться, что утилизация использованных батареек является необходимой мерой. Чтобы понять, что опасного таят в себе эти миниатюрные источники питания, вследствие чего переработка элементов питания является сегодня серьезной проблемой, следует поближе ознакомиться с их строением и химическим составом.

Корпус элемента питания абсолютно безопасен. Он выполнен из металла, который полностью изолирует содержимое до тех пор, пока оболочка не подверглась коррозии. Внутренняя часть и есть вместилище опасных химических элементов, нейтрализовать которые позволяет переработка батареек. В каждой из них есть анод – порошок цинка, который пропитан электролитом и катод – двуокись магния в смеси с двуокисью титана.

Классификация изделий осуществляется в зависимости от электролита:

  • Солевые
  • Щелочные (алкалиновые)
  • Литиевые
  • Серебряные
  • Ртутные

Батарейки могут быть выполнены из различных материалов, но в их составе содержится не менее 10 химических высокотоксичных элементов и растворенные тяжелые металлы – литий, ртуть, свинец, кадмий. Утилизация литиевых и ртутных источников питания в мусорные баки для ТКО абсолютно недопустима.

Вопрос, почему нельзя выбрасывать батарейки вместе с бытовыми отходами, неспроста настолько актуален. Одна миниатюрная пальчиковая батарейка загрязняет участок почвы, площадью в 20 м². Химические вещества загрязняют не только почву, они просачиваются в грунтовые воды, испаряются в воздухе и постепенно отравляют не только природу, но и человеческий организм. Чтобы не расплачиваться за беспечность собственным здоровьем, питательные элементы необходимо сдавать в пункт приема отработанных батареек.

Почему не стоит выбрасывать использованные батарейки?

Выше уже было отмечено, чем опасны батарейки – своим химическим составом. Если встал вопрос, как хранить батарейки, ответ однозначен – герметично упаковать и как можно скорее отнести отработанное изделие в пункт приема. Для полноты картины следует подробно описать два основных пути отравления природы, которые касаются человека:

  1. Со временем емкость элемента разлагается, что приводит к выбросу токсических веществ в окружение, то есть в почву и воздух. А уже через нее вредные составляющие попадают в грунтовые воды, а потом и в водохранилища, откуда жидкость идет в наши дома.
  2. Да, на свалках элементы питания подвергаются процедуре сжигания, однако дым, содержащий диоксины, в этом случае никуда не пропадает, он попадает в воздух. Весь растительный и животный мир поглощает этот дым, а через них яд попадает в человеческий организм.

Все яды, попадающие в тело человека, способны вызвать тяжелые онкологические заболевания:

  • Патологии мозга и ЦНС
  • Опухоли
  • Деформация системы дыхания
  • Заболевания почек и мочеполовой системы

Стоит отметить тот факт, что с момента активного использования литиевых батарей количество заболеваний в области онкологии увеличилось практически в два раза по результатам 2010 года. Сложно сказать, совпадение это или нет, но факт остается фактом.

Вывод из вышеописанного таков: аккумулятор нельзя выбрасывать на свалки для бытовых отходов. Не знаете, что делать с отслужившими источниками питания: их нужно сдать в пункт приема батареек, откуда они больше никогда не попадут во внешнюю среду.

Пункт приема и его структура

Полноценная утилизация батареек в России, точнее место, куда можно было отправить элементы питания на переработку с получением сырья, которое пригодно к повторному применению, стала доступна не так давно. В нашей стране эту миссию выполняет лишь одно предприятие – Челябинский завод по переработке литиевых батареек «Мегаполисресурс». Контейнер для сбора батареек можно найти во многих магазинах и супермаркетах электроники, которые заключили договор с заводом.

Последнее время нередко можно встретить пункт приема, организованный общественным движением, то есть места, куда любой желающий может прийти и сдать использованный элемент питания на переработку.

Мегаполисресурс

Самый большой в России пункт приема, куда отправляют на утилизацию все отработавшие элементы питания. Основана организация была в 2004 году, однако непосредственно переработкой батареек компания начала заниматься лишь в октябре 2013 года. Чтобы начать утилизацию батареек, заводу пришлось изменить собственную технологию по переработке электронного мусора.

Разработчики отмечают, что КПД их изобретения достигает практически максимальных 80%, что на 20% лучше, чем за рубежом. Например, в Германии КПД утилизации не превышает 60%. В настоящий момент предприятие сотрудничает со многими крупными торговыми сетями, устанавливая в магазинах урну для сбора, и даже имеет собственные пункты в 24 городах России. Каждая сеть имеет свой собственный небольшой пункт приема элементов питания.

За 2013 год было переработано:

  • Фото отходов - 1 млн. тонн
  • - 500 тонн
  • Батареек - 3 тонны

Но «Мегаполисресурс» не собирается на этом останавливаться. Уже в 2014 году организация привлекла инвестиций, более чем на 500 млн. рублей и сейчас занимается организацией полноценной линии по утилизации израсходованных элементов питания.

Проблемой защиты экологии занимаются и различные общественные организации. Они создают пункт приема, во дворах устанавливается специальная урна, откуда впоследствии утилизированные элементы отправятся на завод по переработке батареек. Сделать полезное дело может каждый желающий, установив ящик для сбора в своем подъезде или на работе. Таким образом вы не просто проявляете обеспокоенность состоянием экологии, но и делаете все возможное для ее улучшения.

Процедура утилизации

С открытием перерабатывающей линии на Челябинском заводе вопрос, как правильно утилизировать источники питания, можно считать частично решенным. Конечно же, в масштабах нашей страны всего лишь один завод – это очень мало. Но теперь появилась уверенность, что переработка элементов питания позволит обезвредить хотя бы часть отработанных элементов питания и направить полученные ресурсы на производственные нужды.

Как перерабатывают батарейки – основные этапы:

  1. Ручная сортировка позволяет распределить изделия в соответствии с их типом
  2. Контейнерная линия доставляет элементы питания в дробилку, где происходит их измельчение
  3. Полученное сырье попадает под магнитную ленту, которая отделяет крупные элементы металлического корпуса.
  4. Оставшаяся часть подвергается повторному дроблению и отделению железа
  5. Полученная масса содержит электролит и нуждается в процессе нейтрализации
  6. В результате гидрометаллургических технологий, сырье разделяется на отдельные компоненты и упаковывается.

Далеко не все батарейки попадают на переработку. Часть подлежит захоронению на полигонах. В стране сохраняется большое количество элементов питания, выброшенных в мусорные баки, а затем на свалки.

Открыть бизнес, основанный на переработке вредящих экологии отходов, достаточно сложно ввиду низкой развитости данной отрасли. Переработка требует значительных финансовых вложений, которые не возмещаются последующей продажей вторсырья, поэтому утилизация батареек нуждается в государственном финансировании.

Зарубежный опыт утилизации батареек

В Евросоюзе вопрос, куда необходимо утилизировать батарейки, не поднимается. Контейнеры для батареек расставлены во всех магазинах и учреждениях. В стоимость новых элементов питания изначально заложен определенный процент с учетом утилизации, и приобретая новые изделия, покупатель может рассчитывать на скидку, если сдаст старые. В Европе, в общей сложности, работает не менее 40 перерабатывающих предприятий, которые утилизируют до 45% всех химических источников питания.

  • В США пункт приема, куда можно выкинуть использованные батарейки, есть при каждом магазине, который осуществляет их продажу. Сбор и переработка элементов возложена на продавцов и дистрибьюторов соответствующей продукции, а финансировать все необходимые мероприятия обязаны производители. Количество ежегодно перерабатываемых элементов питания в США составляет до 60%.
  • В Японии разрабатывается наиболее эффективный способ переработки, поэтому батарейки пока что оставлены на хранение на складах с соблюдением требований безопасности.
  • В Австралии самый высокий показатель утилизации батареек – количество переработанных элементов питания достигает 80%. Изделия, которые местные предприятия не в состоянии утилизировать самостоятельно, отправляются в Европу.

Вред батареек для окружающей среды крайне велик. Именно поэтому некоторые предприниматели спешат освоить данную сферу и открыть прибыльный бизнес. Однако в России нет соответствующих условий и государственной поддержки для инициативных граждан. Остается только надеяться, что в скором будущем переработка и сбор батареек выйдут на новый уровень.

Переработка аккумуляторов и батареек – это проблема, которая сейчас встала перед всеми странами мира. Основная цель переработки аккумуляторов заключается в предотвращении попадания опасных веществ в окружающую среду. Особую опасность представляют свинцово-кислотные и никель-кадмиевые аккумуляторы. Не стоит хранить старые свинцово-кислотные батареи в домашних условиях, особенно там, где играют дети. Может оказаться опасным даже простое прикосновение к свинцовым полюсам. О том, как правильно хранить различные типы аккумуляторов, можно прочитать в . Также таблица с характеристиками приведена в статье .

Из всего объема мирового производства батареек и аккумуляторов перерабатывается только 3%, при этом в каких-то странах больше занимаются переработкой, в каких-то вообще не занимаются. В США перерабатывается около 60% батарей (20-40% литий-ионных и 97% свинцово-кислотных), в большинстве европейских стран перерабатывается 25-45%, в Австралии - около 80%. В развивающихся странах практически не занимаются переработкой и батареи выбрасываются с бытовым мусором.

Зачем нужна переработка аккумуляторов батареек?

Несмотря на то, что свинцово-кислотные батареи экологически небезопасны, они составляют немалую долю рынка. Никель-кадмиевые батареи также продолжают удерживать лидирующую позицию среди аккумуляторов. В Европе запретили продавать потребительские товары с никель-кадмиевыми аккумуляторами, поскольку их можно заменить никель-металлогидридными. Если они находятся в составе потребительских товаров, управлять их утилизацией очень сложно, так как многие пользователи просто не знают, что находится внутри устройств.

Пока токсичные аккумуляторы не имеют адекватной альтернативы на рынке, нам придется смириться с их использованием. При правильной эксплуатации, и утилизации они не причиняют вреда. Однако неправильная эксплуатация и попадание на свалку никель-кадмиевых аккумуляторов в долгосрочной перспективе может принести огромный экологический ущерб. При попадании на свалку, металлический цилиндр из элемента со временем начинает подвергаться коррозии, и кадмий постепенно растворяется, просачиваясь в систему водоснабжения. У человека растворимые соединения кадмия поражают центральную нервную систему, печень и почки, нарушают фосфорно-кальциевый обмен. Хроническое отравление кадмием приводит к разрушению костей и анемии. Проведенные учеными исследования уже выявляют в океанах следы кадмия (наряду с аспирином, пенициллином и антидепрессантами), однако еще нет определенности в его происхождении.

Никель-металлогидридные аккумуляторы содержат никель и электролит, которые считаются полутоксичными веществами. В случае отсутствия пунктов приема отработанных батарей, которые у нас большая редкость, отдельные никель-металлогидридные аккумуляторы можно выбросить с другими бытовыми отходами. Однако все же лучше сдавать такие батареи для переработки.

Первичные (т.е. одноразовые) литиевые батареи содержат металлический литий, а при контакте с влагой он дает бурную реакцию, поэтому батарейки необходимо утилизировать правильно. При попадании на свалку батарейки в заряженном состоянии, ее корпус может быть поврежден сваленными сверху тяжелыми предметами, а это может привести к протеканию электролита и пожару. Пожары на свалках сложно тушить, при этом в воздух поднимается огромное количество вредных веществ. Так что перед переработкой литиевые батареи сначала полностью разряжаются. Одноразовые литиевые батарейки используются в армейском оборудовании, в часах, слуховых аппаратах и т.д. Литий-ионные аккумуляторы для сотовых телефонов и ноутбуков не содержат металлический литий.

В России проблема утилизации аккумуляторов стоит очень остро в первую очередь из-за экологической безграмотности населения, а также по причине отсутствия налаженной схемы переработки и утилизации.

В таблице 1 приведены стоимости материалов, содержащихся в тонне литий-ионных батарей. Таблица также включает стоимость свинцово-кислотных аккумуляторов, как наиболее выгодных с точки зрения переработки.

Таблица 1 – Стоимость материала на тонну аккумуляторов. Свинцово-кислотные аккумуляторы остаются наиболее подходящими для переработки; на 70% они содержат вторичный свинец

Процесс переработки аккумуляторов и батареек

Если предприятие занимается переработкой различных типов аккумуляторов, то переработка начинается с сортировки батарей в зависимости от состава и уровня заряда. Сортировка достаточно трудоемкий процесс. Как утверждают перерабатывающие компании, процесс переработки будет тогда выгодным бизнесом, когда наладится постоянный поток отсортированных батарей.

Процесс переработки обычно начинается с удаления при помощи газовой установки термического окисления горючих материалов, таких как пластмасса и изоляция. Скруббер удаляет частицы, появляющиеся в процессе горения перед выпуском их в атмосферу. После этого остаются очищенные металлические элементы. Затем элементы нарезают на мелкие кусочки и нагревают до плавления. Неметаллические вещества сжигаются, после чего сверху остается черный шлак, который удаляется. Жидкие сплавы распределяются по весу и отделяются друг от друга так же, как снимаются сливки с молока.

Кадмий – это относительно легкий металл, который испаряется при высоких температурах. В процессе переработки, где используется похожая на жаровню установка с кипящей сверху водой, вентилятор выдувает пары кадмия в большую трубу, где они охлаждается водяным туманом, затем пары конденсируются с получением 99,95% кадмия.

Некоторые предприятия по переработке не занимаются самостоятельным разделением металлов, а заливают полученные жидкие сплавы в формы и отправляют на заводы, которые занимаются производством никеля, хрома и железа для нержавеющей стали и других высокотехнологичных продуктов.

На заводе Toxco в Северной Америке для измельчения, дробления и извлечения лития и других компонентов из литиевых батарей используют жидкий азот. Чтобы сделать литий нереактивным, его растворяют в специальном растворе. Затем раствор продают для производства консистентной смазки. Таким же образом отделяют и реализуют кобальт.

Переработка батарей – это очень энергоемкий процесс, в котором для извлечения металлов тратится от 6 до 10 раз больше энергии, чем требуется для производства материалов другими способами, в том числе в горнодобывающей промышленности. Возникает закономерный вопрос: «Кто же тогда платит за переработку батарей?»

Для создания условий перерабатывающим предприятиям каждая страна устанавливает свои правила и сборы. В Северной Америке, например, некоторые предприятия выставлять счета в соответствии с весом переработанного материала, при этом ставки варьируются в зависимости от химического состава батарей.

При производстве батареек в Евросоюзе их стоимость изначально учитывает затраты на утилизацию. Покупатель в магазине получает скидку на новые батарейки, сдав старые батарейки.

Никель-металлогидридные батареи наиболее выгодны, поскольку при переработке получается достаточно количество никеля, чтобы окупить процесс. Самые высокие сборы на утилизацию накладываются на никель-кадмиевые и литиево-ионные батареи, так как спрос на кадмий низок, а литий-ионные содержит мало извлекаемого металла.

До недавнего времени в России были предприятия, которые занимались только сбором и хранением батареек. Переработка обходится дорого и фактически не приносит прибыли. Но в октябре этого года на челябинском перерабатывающем заводе была запущена первая линия переработки батареек. Технология предприятия позволяет перерабатывать щелочные батарейки гидрометаллургическим способом на 80%.

Таким образом, теперь собранные щелочные батарейки будут утилизировать в Челябинске. Посредниками между потребителем и заводом должны стать общественные организации и крупные торговые сети. Остается надеяться, что система сбора отработанных батареек будет хорошо налажена и снизится количество выбрасываемых на свалку батареек.

Читайте также статьи:

(Просмотрели25 000 | Посмотрели сегодня 4)

Переработка свинцовых аккумуляторов в солнечные батареи шаг за шагом
Переработка ЭЛТ мониторов в керамическую плитку

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода