Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Сырная седмица: православные начинают активную подготовку к Великому посту. Масленица, сырная неделя

Масленица – один из самых шумных и веселых народных славянских праздников, который ежегодно отмечается в России, Украине и Белоруссии в конце февраля или начале марта. Его история уходит своими корнями во времена язычества, поэтому в современном варианте он представляет собой некий симбиоз языческих и христианских обрядов и традиций. В церковном календаре он значится как «сырная неделя», которая предшествует длительному периоду Великого поста, заканчивающегося значимым для всех христиан праздником воскрешения Христа – Пасхой. А поскольку Пасха каждый год выпадает на разные числа, то и даты масленичной недели варьируются в зависимости от этого расписания и выпадают то на двадцатые числа февраля, а то и на первые числа марта.

Появление праздника

Изначально Масленица знаменовала собой прощание с зимними холодами и встречу новой весны. Люди радовались будущему возрождению природы и прославляли солнце, которое день ото дня становилось все ярче и теплее. Именно поэтому главным блюдом праздника считались и до сих пор являются блины, которые и формой, и цветом напоминают солнечный диск. С утверждением христианства она стала также и возможностью от души повеселиться и наесться любимых и сытных блюд, от которых придется отказаться больше чем на месяц, чтобы посвятить себя праведному труду и воздержанию от всех земных радостей.
В последнюю субботу перед началом масленичной недели принято поминать всех усопших родственников, поэтому она носит название «родительский день». Это время посещения кладбищ и организации поминальных обедов, на которых также одними из основных блюд всегда были блины с медом и кутья (отварной рис с изюмом).

Как отмечается праздник — Масленицы

Понедельник

Ну а уже в понедельник начинается безудержное веселье – встреча Масленицы, которая изображается в виде огромного набитого соломой круглолицего чучела в пестрой одежде. Особенно весело она проходит в деревнях: чучело устанавливается на центральной площади селения, а местные жители водят вокруг него хороводы, устраивают пляски под аккомпанемент народных инструментов и спортивные состязания, а затем собираются большими компаниями в домах за богато накрытым столом и поют всем давно знакомые и любимые песни. В городах подобные мероприятия организуются в парках, где также можно принять участие в разных творческих и музыкальных конкурсах, покататься на коньках и санях и полакомиться горячими блинами с разными начинками и душистым чаем со вкусом ягод и трав.

Вторник

Вторник – это день свиданий и сватовства, который получил название «заигрыши». Парни приглашают девушек поиграть в снежки и покататься с горок, а затем приводят их в родительский дом, угощают блинами и договариваются о будущей свадьбе. Как правило, такие помолвки устраиваются специально, чтобы обвенчать молодых сразу после Пасхи.

Среда

В среду по сложившейся традиции тещи приглашают своих зятьев со всей семьей на блины. Конечно, дело не ограничивается только этим кулинарным шедевром, и на стол выставляются лучшие блюда, приготовленные специально для любимого зятя. Это и разного рода соленья, и супы, и рыбные и мясные закуски, и холодец, и традиционные горячительные напитки. К блинам подаются такие деликатесы, как икра, различные паштеты и несколько видов сыра. Это лучшее время для того, чтобы наладить отношения внутри семьи, если по каким-то причинам теща и зять относились друг к другу с прохладцей или просто не успели хорошо узнать другу друга, так как молодые поженились совсем недавно. В народе этот день прозвали «лакомки». Кстати, в отличие от россиян украинцы и белорусы предпочитают украшать стол не блинами, а лепешками, сырниками и варениками.

Четверг

Далее следует широкий четверг , в который устраиваются самые массовые катания на санях. Их запрягают специально обученными тройками лошадей, которых украшают лентами и колокольчикам. Так что веселый перезвон и залихватские песни разносятся по всей округе. Городским жителям в этот день можно отправиться на местный ипподром, где их не только прокатят на санях, но и дадут уроки верховой езды и возможность понаблюдать за конным парадом или скачками. В деревнях и селах катания обычно организуют животноводческие хозяйства, длятся они по несколько часов и заканчиваются шумными пикниками на свежем воздухе. На специально подготовленных площадках повара жарят шашлыки, пекут блины и хлеб и даже запекают на вертелах молочных поросят.

Пятница

Пятницу принято вновь проводить в кругу родных. Только теперь уже зятья приглашают тещ к себе на обед или на ужин. Может быть, поэтому ее назвали «тещины вечерки». Здесь уже молодой семье приходится накрывать на стол и демонстрировать свое умение принимать и развлекать гостей. Поскольку за ней следуют выходные дни, пятничные посиделки могут продолжаться до глубокой ночи, пока последний гость не захочет отправиться отдыхать.

Суббота

Суббота (предпоследний день масленичной недели) отводится для «золовкиных посиделок». Недавно вышедшая замуж девушка приглашает к себе в гости сестер мужа и старается задобрить их обильным и вкусным угощением, а также полезными и дорогими подарками. Она должна доказать, что ее муж не ошибся с выбором спутницы жизни, показать себя отличной хозяйкой и талантливым кулинаром. Если сестры мужа еще не замужем, молодая может пригласить и своих незамужних подруг, чтобы вечер получился оживленным и веселым. В противном случае ей разрешается позвать только тех девушек, которые тоже успели выйти замуж.

Воскресенье

Заканчиваются недельные гулянья «прощеным воскресеньем» . Это очень трогательная и милая традиция, по которой принято ходить в гости к родственникам и друзьям или приглашать их к себе домой, чтобы попросить прощения за прошлые обиды и недоразумения. При этом все обмениваются поцелуями, сердечными объятиями и поклонами. Ну а после обеда огромное количество народа собирается на проводы Масленицы. Они устраиваются на больших открытых площадках, так как их главным событием становится сожжение чучела Масленицы. Оно знаменует окончательное прощание с зимой, от которой устали и люди, и природа. Церемония сопровождается обрядовыми песнями, танцами и играми и заканчивается самым грандиозным по сравнению со всеми остальными застольем, которое дает последнюю возможность насытиться любимыми блюдами перед Великим постом.

Праздник Масленицы – это отличный повод встретиться с близкими людьми и дальними родственниками. Ведь большинство из нас настолько занято работой и домашними делами, что на такие душевные встречи у нас часто просто не остается времени. К тому же, это удачная возможность поближе познакомиться с обрядами и традициями наших предков и рассказать о них детям. Конечно, лучше всего провести все эти дни где-нибудь за городом. Тем более что во многих домах отдыха и санаториях организуются специальные заезды, которые включают в себя огромное количество развлекательных мероприятий, посвященных Масленице. Но даже если вам придется остаться в городе, все эти посиделки и застолья с блинами и другими традиционными блюдами можно организовать у себя дома. А также почаще наведываться по вечерам в парки культуры и отдыха, где в течение всей недели работают аниматоры, артисты и многочисленные кафе на свежем воздухе.

Сырная седмица

последняя в ряду седмиц, приготовительных к св. четыредесятнице. Свое наименование получила оттого, что является последнею ступенью приготовительного воздержания; в продолжение этой недели запрещено мясо, но дозволено вкушать сыр и яйца; поэтому в просторечии она называется также масляной, или масленицей (см.). Церковь называет ее преддверием божественного покаяния. В ее богослужении, особенно в канонах и стихирах, содержится похвала посту и изображаются его спасительные плоды. В среду и пяток С. седмицы совершаются только часы, на которых произносится молитва св. Ефрема Сирина, с обычными поклонами. В субботу церковь воспоминает св. подвижников и подвижниц, просиявших пощением и молитвенным бдением. Наконец, в воскресный день С. седмицы церковь приводит на память изгнание прародителей из рая. Этот день в просторечии наз. прощеным или прощальным воскресеньем (см.). Чин богослужения в С. седмицу получил свое начало в древние времена христианства. О воспоминании изгнания прародителей из рая в С. неделю говорит в письме своем об уединенной жизни уже Феофил, патриарх Александрийский, живший в IV в. В IX в. Феодор и Иосиф Студиты и Христофор Протосинкрит написали многие песнопения, ныне поемые церковью в С. седмицу. См. П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (ч. II, М., 1890); прот. Г. С. Дебольский, "Дни богослужения православной кафолической восточной церкви" (т. II, СПб., 1882).


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Сырная седмица" в других словарях:

    - … Википедия

    сырная седмица - масленица 2) … Словарь многих выражений

    Сырная седмица - (или сыропустная) – так называется последняя пред великим постом неделя, в которую прекращается (по истечении ее) отпуст – вкушение сыра. Во все дни сырной седмицы поются особые богослужебные последования, приготовительные к посту. В… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Сырная седмица (Масленица) - Масленая неделя, Масленица - просторечное название Сырной седмицы последней перед Великим постом недели. В ее продолжение не едят мясо, но можно употреблять рыбу и молочные продукты. Неделя эта сплошная, отменяется пост в среду и пятницу.… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    седмица - ы; ж.; устар. = неделя сплошная седмица страстная седмица сырная седмица … Словарь многих выражений

    Седмица сплошная - так называются недели, по которым не бывает поста в среду и пятницу. Такие недели бывают на святках (недели от Рождества до Крещения), на третьей неделе перед Великим постом (сырная седмица, или Масленица), на Светлой седмице (пасхальная… … Православная энциклопедия

    Ы; ж. Устар. = Неделя. ◊ Сплошная седмица. В православии: неделя, не содержащая постных дней. Страстная седмица. В христианской религии: последняя неделя перед Пасхой, посвящённая воспоминаниям о последних днях земной жизни Иисуса Христа. Сырная… … Энциклопедический словарь

    Масленица, Седмица Сырная - неделя, предшествующая Великому посту; в это время по Уставу не разрешается употребление мяса (отсюда другое именование масленицы – мясопустная неделя), но разрешается употребление молочных продуктов (в том числе и масла), рыбы и яиц … Православие. Словарь-справочник

    Масленица - Сырная седмица, последняя неделя перед Великим постом. В это время Устав разрешает употребление масла, молока, молочных продуктов и яиц, но уже запрещает мясо … Православная энциклопедия

    ВЕЛИКИЙ ПОСТ - [Церковнослав. , ; греч. Τεσσαρακοστὴ; лат. Quadragesima], период литургического года, предшествующий Страстной седмице Свет Христов просвещает всех. Литургия Преждеосвященных Даров Свет … Православная энциклопедия

Книги

  • Постная кухня. Универсальные рецепты для всей семьи , Дерзновенко А.В.. Пост - время примирения и разумного воздержания. Но как быть, если не все близкие могут держать строгий пост: кто-то вкушает рыбу, другие - молочные продукты, а кто-то совсем не может…

Сырная (Масленица)

Масленица — неделя, предшествующая Великому посту и разделяющая в славянском народном календаре два главных его сезона — зиму и весну. У русских начало Масленица приходилось на воскресенье за неделю до Великого поста, т. е. на так называемое мясное заговенье, когда в последний раз разрешалось есть мясо. В этот день обычно устраивали небольшие семейные пирушки. Кое-где разводили костры, поясняя детям, что в них якобы «мясо жгут». Собственно же «встреча» Масленица отмечалась далеко не везде: дети и молодежь выходили на катальные горы с блинами «встречать Масленицу», веселились, катались с гор.

Основной едой на Масленицу были блины (помимо молочных продуктов и рыбы). Первый блин обычно предназначали умершим: его клали на божницу или слуховое окошко — «для родительских душ», а иногда отдавали нищим также на «помин души». Блины, а также хозяйственную утварь, используемую для их приготовления давали в руки чучелу Масленицы; как символ скоромной пищи их уничтожали в костре при проводах Масленицы. Блины как важнейший атрибут масленичных гуляний не раз упоминались и в песнях. Значительная часть обычаев на Масленице так или иначе была связана с темой семейно-брачных отношений: на Масляной чествовали молодоженов, поженившихся в течение прошедшего года.

Среди разнообразных масленичных обычаев заметное место занимают продуцирующие обряды аграрно-хозяйственного цикла и, в частности, магические действия, направленные на усиление роста культурных растений. Например, для того, чтобы лен и конопля выросли «долгими» (высокими), в России женщины катались с гор, стараясь съехать как можно дальше, а также дрались, громко пели.

Наиболее важным днем масленичной недели было воскресенье — заговенье перед началом Великого поста. В России этот день называли Прощеным воскресеньем, когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности; по вечерам принято было посещать кладбища и «прощаться» с умершими.

Основным эпизодом последнего дня были «проводы масленицы», нередко сопровождаемые возжиганием костров. В России к этому дню делали чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую «Масленицу»: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика — пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег («проводили Масленицу»).

Там же, где не делали чучела Масленицы, обряд «проводов масленицы» состоял, главным образом, в возжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старье — лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные. Иногда сжигали в костре колесо, символ солнца, связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали на жердь, воткнутую посреди костра.

Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно «полоскали зубы», т. е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для «вытряхивания блинов» устраивали кулачные бои и т. п. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.

Среди других обычаев и развлечений масленичной недели было ряжение, вождение «козы» или «козла», кулачные бои и игры в мяч (порой весьма жестокие и заканчивающиеся увечьями), петушиные и гусиные бои, качели, карусели, молодежные вечерки и др.

Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами; обрядовые и необрядовые действия, традиционные игры и затеи, обязанности и поступки до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на все, поскольку царила атмосфера предельной раскрепощенности, всеобщей радости и веселья. Каждый день масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия, правила поведения и пр.:

Понедельник — «встреча»,
вторник — «заигрыш»,
среда — «лакомка», «разгул», «перелом»,
четверг-«разгуляй-четверток», «широкий»,
пятница — «тещины вечера», «тещины вечерки»,
суббота — «золовкины посиделки», «проводы»,
воскресенье — «прощеный день».

Вся же неделя именовалась «честная, широкая, веселая. боярыня-масленица, госпожа масленица».

Мясопуст, Звончаты, Свадьба с сосной, Карнавал - все это название одного праздника у разных народов. Мы привыкли называть его просто Масленица. Это граница между зимой и весной. По окончании Масленицы наступает Великий пост. Основная задача которого - подготовить людей к празднику Пасхи.

Немного из истории

Масленица - это привычное народное название, которое мы обычно используем, но в действительности этот период называется Сырная седмица. Истоки этого торжества уходит корнями в глубь языческих времен. В дохристианской Руси этот праздник был приурочен ко дню Веселье длилось целых 14 дней. В те времена Масленица отличалась особым раздольем: устраивались балаганы, вместе собирались жители деревни для того, чтобы поприветствовать друг друга и шумно провести время. Женщины, дети, подростки выбирали высокие горки и организовывали катание на санках, все это сопровождалось веселым смехом. Мужчины же предпочитали померяться силами со своими родственниками и соседями, устраивали спортивные соревнования и бои на кулаках.

Каждая хозяйка считала своей обязанностью приготовить как можно больше вкусной еды. Особое внимание уделялось блинам, их готовили с разными начинками. Символом праздника не зря было выбрано именно это блюдо.

В ожидании весны люди хотели привлечь к себе как можно больше солнечного света. Блин подходит на роль небесного светила - такой же желтый и горячий. С принятием христианства многие языческие праздники были отменены. Но Масленицу все же решили оставить, хотя время веселья сместилось и стало меньше. Это сделали для того, чтобы не нарушать правил Великого поста.

По церковным канонам

Отвечая на вопрос: «Сырная седмица - что это?» - можно сказать, что это большой христианский праздник, который считается предвестником Великого поста. Отмечается он за семь недель до Пасхи. В народе этот период называли - Мясопуст. Все потому, что нельзя было употреблять мясные продукты. В этот период рацион состоял из яиц, масла и молочных продуктов. Для верующих и служителей церкви Сырная седмица особенно важна, она является отправной точкой к приготовлению к Великому посту. Христиане, помимо отказа от мяса, должны соблюдать особую строгость в своем поведении. Нельзя поддаваться веселью, развлечениям и разгулу.

Современное празднование

Сегодня многие не придерживаются церковных канонов. считают, что Седмица сырная (Масленица) - всего лишь очередной повод для веселья и отдыха от рабочих будней.

Неделя Масленицы

Полагалось, что Масленицу нужно проводить весело и с размахом. Считалось, что таким образом можно привлечь к себе удачу на последующий год. Стоит отметить, что каждому дню Сырной седмицы отводят свою роль. В течение недели нужно было выполнять особые ритуалы.

Семь дней делятся на узкую Масленицу и широкую.

Первая половина

Понедельник. В этот день с утра все хозяйки приступали к также он был особенным и для молодых девушек, готовящихся выйти замуж. Встречали сватов, обсуждали свадебное меню и составляли список гостей. Женщины, состоящие в браке, уходили к своим родителям, а на следующее утро муж приходил к ним в гости вместе с родней.

Блины, которые испекли первыми, раздавали бедным и бездомным, а те в свою очередь должны были помолиться за умерших родственников. Встречались жители нескольких поселений, выбирали особенно снежные места, приносили с собой блины и чай. Во время гулянья сооружали чучело, которое олицетворяло собой уходящую зиму. Его наряжали в старую одежду и катали на санях. Таким образом отдавали дань зимним месяцам. Ближе к ночи чучело устанавливали на видном месте - возле деревни или в центре города. Этот день называется Встреча.

Вторник. В этот день устраивались ярмарки и походы в гости. Среди молодежи проходили смотрины, а уже после Великого поста можно было и свадьбу сыграть. Будущие муж и жена все это время должны были провести вместе. Парни веселили своих девушек, катали по снежным горкам и пели восхваляющие песни. Те же старались показать свое мастерство в приготовлении разных блюд, которыми угощали будущих женихов.

Среда. Этот день недели был посвящен семье. Хозяйки накрывали большой стол. Если в гости приходил зять, за ним нужно было тщательно ухаживать, проявлять знаки особого внимания, чтобы он почувствовал себя дорогим гостем. Если раньше возникали размолвки, это был лучший день, чтобы помириться. Большие столы накрывали и на улице, это объединяло жителей деревень и помогало уладить прежние размолвки.

Вторая половина Масленицы

Четверг. Это был самый шумный и веселый Масленицы. Хозяйки завершали всю работу по дому. Сырная седмица была показателем того, каким веселым и дружным был славянский народ. Какие только игры и затеи они не придумывали: головокружительные катания с горки, качели, карусели. Соревнования в поедании блинов. Мужчины могли проявить свою силу отвагу и находчивость - во время шуточных оборон и взятий снежных замков. Люди верили, что, прыгая через костер, они помогают солнцу набрать силу и поскорее прогнать холодную зиму.

В четверг устраивали кулачные бои и почитали Велеса - это бог, защищающий домашних животных. Именно поэтому первые блины этого дня скармливали лошадям и коровам.

Пятница. Этот день был посвящен теще. Зятья приглашали их к себе в гости, угощали и проявляли все свое уважение. Накануне пятницы теща передавала продукты и посуду, чтобы можно было приготовить блины. Это было коровье масло, половник и сковорода. Если одна из сторон не выполняла свою часть обязанностей, это вызывало вражду и ссоры.

Суббота. Этот день называли Золовкины посиделки. Невеста собирала у себя всех родственников мужа, но особое внимание уделялось золовке, сестре мужа. Она должна была подготовиться и преподнести подарок хозяйке. Молодая жена угощала гостей разными яствами, в очередной раз доказывая свое мастерство. Если девушка была незамужняя, она приглашала в гости подруг. Представительницы прекрасного пола, которые были помолвлены, делали подарки своим родственникам.

Последний день Сырной седмицы

Воскресенье. В этот день заканчивалась Сырная седмица. Подходили к концу празднования и гостины. Одной из традицией этого дня считается свист. Для этого использовали свистульки, выполненные в виде птиц. Таким образом люди призывали пернатых вернуться в родные края.

При встрече люди низко кланялись друг другу и за все обиды и недомолвки. Разжигали костры, прогоняя зиму и приглашая весну. Центральным событием дня становилось сжигание чучела. К нему бросали остатки праздничной еды. После огня оставался лишь пепел, который люди собирали и разбрасывали на своих полях или реках. Они считали, что это поможет пробудить спящую землю.

Убирали в домах и готовились к главному празднику - Пасхе. За весь вечер можно было семь раз подойти к столу. А напоследок собраться за ним всей семьей, чтобы жить в согласии следующий год.

Затем его не убирали, он покрывался скатертью и мехом овцы. До заката солнца нужно было посетить кладбище, чтобы отдать дань умершим. На могилах оставляли блины. В воскресенье пили очень мало и ложились спать до наступления полуночи.

Соблюдение поста

Сырная седмица: что можно есть? В христианской церкви эту неделю называют еще Мясопустной. По той причине, что присутствие в пище мяса полностью исключено. Употребление блинов с сыром во время этого поста приветствуется, и поэтому его называют Сырная седмица. Питание в эти дни простое: молочная продукция, рыба, яйца.

Супружеский долг во время Масленицы

У многих семейных пар, которые соблюдают пост, возникает вопрос о том, дозволены ли церковью супружеские отношения в Сырную седмицу. Сама по себе неделя Масленицы не является строгим постом. С одной стороны, мяса нельзя, а с другой - можно рыбу, яйца, молоко, сыр, масло. Тогда следует, что отсутствие венчания супружеской пары в церкви не подразумевает потребности воздержания в эти дни. В случае если мужчина и женщина являются православными христианами, то здесь принимать решение они могут посоветовавшись с духовным наставником.

Масленица в 2015 году

Сырная седмица в 2015 году выпала с 16 по 22 февраля. Подготовку к Масленице надо начать заранее. Делают уборку во всех комнатах.

Если в доме есть печь, ее необходимо полностью привести в порядок, почистить, побелить. Также каждая хозяйка должна на время праздника запастись мукой, маслом, яйцами и различными сладостями.

Сырная седмица

После недели мясопустной, в которую прекращается ядение мяса, следует так называемая «сырная» седмица , в просторечии «масленица », в которую разрешается вкушение сыра, то есть вообще молочной пищи и яиц. Во все дни сырной седмицы поются особые богослужебные последования, указанные на каждый день в Триоди постной. Эта седмица является непосредственной подготовкой к Великому посту, как бы постепенным переходом к нему, и именуется в богослужебных песнопениях «преддверием Божественного покаяния», «светлым предпразднством воздержания», «светлыми предпутиями поста».

В седмичные дни сырной седмицы (кроме субботы) на утрени не поются песни канона Октоиха при тех песнях, в которых «приспеет» Трипеснец. В среду и пяток поется на утрени и канон Триоди.

В среду и пяток сырные полагается служба, подобная великопостной, но все же с некоторыми отличиями от нее. На вечерни после «Ныне отпущаеши» поются тропари: «Богородице Дево», «Крестителю Христов» и «Молите за ны» с земными поклонами, и вместо сугубой ектении: «Помилуй нас, Боже», читается 40 раз «Господи, помилуй», после возгласа иерея: «Сый благословен», читается «Небесный Царю» и произносится молитва преп. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» с 16–ью поклонами; после поклонов перед отпустом читается Трисвятое по «Отче наш» и «Господи, помилуй» 12 раз. После вечерни совершается Великое повечерие. Но на нем нет пения, как в Великом посту, а после «Достойно» читаются те же тропари, что обычно на Малом повечерии. Оканчивается это Великое повечерие обычным малым отпустом. Полунощница бывает с поклонами. На утрени вместо «Бог Господь» поется «Аллилуиа», а затем, вместо тропаря святому и богородична, поются «Троичны гласа». Кроме трипеснцев, положенных на каждый день сырной седмицы, в среду и пяток поются полные каноны, причем, в которых песнях случится трипеснец, в тех каноны Октоиха и Минеи оставляются. Песни Октоиха совсем оставляются, но песни Минеи поются с другими песнями в тот же день; каждая из них соединяется с предшествующей: 3–ья с 1–ой, 8–ая с 6–ой, 9–ая с 7–ой. По 9–ой песни поется Светилен Троичен гласа. По чтении «Благо есть», вместо ектении «Помилуй нас, Боже», читается 40 раз «Господи, помилуй», по возгласе иерея: «Сый благословен», читается: «Небесный Царю» и полагаются 16 поклоно с молитвою преп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко». Часы совершаются, подобно великопостным, с молитвою преп. Ефрема и великими поклонами, но на них в кампан не ударяют, кафизм не положено и тропари часов не поются, а читаются. После 9–го часа следуют сряду Изобразительные, но они начинаются не пением «Блажен», как в Великом посту, а чтением самих изобразительных псалмов 102 и 145; «Блаженны» читаются, читается и Символ веры. После изобразительных совершается обычная вседневная Вечерня, но на ней полагается паремия, а после сугубой ектении: «Помилуй мя, Боже», три великих поклона, если только в следующий день нет никакого праздника. Литургия в среду и пяток сырные не совершается. Повечерие на четверток и на субботу малое.

Если в среду или пяток сырные случится праздник Трех Святителей - 30 января, или Обретение честныя главы св. Иоанна Предтечи - 24 февраля, то служба сих праздников переносится на вторник или четверток сырные. Но если случится Сретение Господне или храмовой праздник, то служба праздника совершается неизменно: только в конце вечерни, утрени и каждого часа бывает по три великих поклона с молитвою преп. Ефрема Сирина.

Суббота сырная посвящена памяти Всех святых в постничестве, или в подвизе просиявших . Подобно тому, «как вожди пред ополченным войском и уже стоящим в строю, говорят о подвигах древних мужей и тем ободряют воинов, так точно святые Отцы вступающим в пост указывают на святых мужей, просиявших в посте, и научают, что пост состоит не только в отчуждении снедей, но в обуздании языка, сердца и очей» (Синаксарь). Утреня совершается с Великим славословием . На утрени бывает и 2–ая песнь канона.

Из книги Православные праздники [с календарем на 2010 год] автора Шуляк Сергей

8 -14 Февраля – МАСЛЕНИЦА (Седьмица сырная) (дата для 2010г) В народном календаре февраль называется сечень, то есть месяц, отсекающий зиму. В конце февраля начинались отелы, появлялось молоко, из которого делали вдоволь масла, отчего и возникло название – масленица. В народе

Из книги О проведении Великого поста автора Мень Александр

ВТОРАЯ СЕДМИЦА Неделя Торжества ПравославияВ эту неделю кроме общих духовных упражнений обязуюсь сделать что–нибудь для церкви (уборка, пение, свечи, дело духовного просвещения или что–нибудь

Из книги Принесем Тебе любовь нашу. Беседы во дни Великого Поста автора (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

ТРЕТЬЯ СЕДМИЦА Неделя св. Григория ПаламыЭта неделя посвящается святому–исихасту (молчальнику). Даю обещание в эту неделю не произносить ни одного лишнего слова. В христианских семьях здесь должен быть уговор. Кто одинок - пусть постарается осуществить это как может.

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

ЧЕТВЕРТАЯ СЕДМИЦА Неделя КрестопоклоннаяПосвящается размышлениям о Кресте и значении нашего крестоношения. Всякая тягота, если она встречает с нашей стороны отчаянный протест, не является крестом. Крестом она становится тогда, когда мы стараемся нести ее «с согласием»,

Из книги Конспекты лекций по литургике автора (Тахи–Заде) Михаил

ПЯТАЯ СЕДМИЦА Неделя св. Иоанна ЛествичникаНа духовной лестнице самое опасное - это оглядываться и проверять, далеко ли поднялся. Никакое «подведение итогов» здесь недопустимо. Ибо, если преуспел, то немедленно появляется самодовольство, которое тут же сводит на нет

Из книги Самые главные молитвы и праздники автора Автор неизвестен

ШЕСТАЯ СЕДМИЦА Неделя св. Марии ЕгипетскойСв. Мария Египетская являет нам образ покаяния. Постараемся собраться и написать покаяние за всю жизнь. Будем строги к себе, ничего не пропустим, заглянем повсюду. Лазареву субботу хорошо посвятить размышлению о

Из книги Кулинарная книга-календарь православных постов. Календарь, история, рецепты, меню автора Жалпанова Линиза Жувановна

Страстная седмица

Из книги Встречаем Пасху. Традиции, рецепты, подарки автора Левкина Таисия

Страстная седмица Повечерие бывает малое с особым трипеснцем Триоди и вечером же совершается Утреня Великого понедельника. На этой утрени Церковь приглашает нас встретить «начатки страстей Господних», «сшествовать Господу на пути в Иерусалим очищенным смыслом и

Из книги автора

5–я седмица Почемy на этой седмице Псалтирь читается несколько иначе?Согласно yставy, на yтрени четверга 5–й седмицы полностью читается Великий покаянный канон Андрея Критского, причем на каждый тропарь канона полагается три земных поклона. то есть Богослyжение

Из книги автора

Сырная седмица (Масленица) Церковный календарь именует последнюю седмицу (неделю) перед Великим постом сыропустной, народ – масленицей. Строго соблюдающие великопостную диету уже отказались от мяса и едят только яйца и молочные продукты (откуда и ее название). В этом –

Из книги автора

Страстная седмица Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении.Эта неделя особо чтится Церковью. «Все

Из книги автора

Пасха сырная ИнгредиентыТворог – 2–3 кг, масло сливочное – 100 г, яйцо – 1 шт., сметана – 100 мл, изюм – 1 стакан, курага – 70 г, орехи – 50 г, ванилин на кончике ножа, сахар – 100 г, соль – 30 г.Способ приготовленияИз влажного творога дают стечь сыворотке, для чего его помещают в

Из книги автора

Первая седмица ПонедельникПолное воздержаниеВторникПолное воздержаниеСредаПервый завтрак:хлопья кукурузные или овсяные – 60 г;курага – 3 шт.;сок яблочный – 200 мл.Второй завтрак:банан – 1 шт.Обед:помидор – 1 шт.;огурец – 1 шт.;изюм – 30 г;хлеб – 2 ломтика;вода –

Из книги автора

Острая сырная закуска 1 ? стакана муки, 150 г тертого острого сыра, ? стакана молока, ? стакана светлого пива, 4 яйца, ? ч. ложки разрыхлителя, ? стакан растительного масла.1. В кастрюле слегка подогреть молоко, всыпать тертый сыр, размешать. Готовить эту смесь при слабом нагреве,

Из книги автора

Сырная закуска со шпинатом 250 г сыра (4 толстых кружка), 6 ложек орехового масла, 50 г хлебных крошек, 1 ст. ложка сушеного майорана, 2 ст. ложки измельченных ядер грецких орехов, 250 г листьев шпината.Для заправки: 1 ч. ложка горчицы, 1 ст. ложка яблочного уксуса, 1 ч. ложка

Из книги автора

Сырная запеканка 250 г плавленого сыра, 200 г листьев салата, 100 г постной ветчины, по 2 ст. ложки сливочного и растительного масла, 3 ст. ложки муки, 1 стакан молока, ? стакана белого сухого вина, 1 яйцо, 2 ст. ложки панировочных сухарей, ? стакана ядер арахиса, 1 веточка петрушки,

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода