Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности. Таможенные органы как субъекты обеспечения безопасности государства: задачи, приоритетные направления

Экономическая безопасность или финансовая безопасность - это состояние какого-либо хозяйствующего субъекта, характеризующееся наличием стабильного дохода и других ресурсов, которые позволяют поддержать уровень жизни на текущий момент и в обозримом будущем. Она включает в себя:

сохранение платежеспособности;

планирование будущих денежных потоков экономического субъекта;

безопасность занятости.

В макроэкономике экономическая безопасность - такое состояние, или уровень развития средств производства в стране, при которых процесс устойчивого развития экономики и социально-экономическая стабильность общества обеспечивается, практически, независимо от наличия и действия внешних факторов.

Экономическая безопасность - совокупность экономических, политических, военных, научно-технологических и социальных аспектов и факторов, определяющих состояние, или уровень национальной безопасности государства.

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе – одному из важнейших элементов рыночной инфраструктуры. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота, и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем.

Путем разумных протекционистских мер, таможенная служба оберегает национальную промышленность.

Руководствуясь Указом Президента Российской Федерации “О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации” и Постановлением Правительства Российской Федерации “О неотложных мерах по усилению таможенного контроля на Государственной границе Российской Федерации”, Государственный таможенный комитет Российской Федерации сосредоточил свои усилия на решении таких задач, как:

Создание таможенной инфраструктуры, способной обеспечить выполнение главной задачи, поставленной перед таможенной службой;

Обеспечение экономической основы суверенитета и государственной безопасности страны, защита интересов народа Российской Федерации;

Пополнение федерального бюджета путем взимания пошлин, сборов и некоторых видов налогов;

Участие в осуществлении таможенно-банковского валютного контроля, в первую очередь за своевременной полной репатриации платежей, причитающихся российским экспортерам за экспортированные ими товары;

Формирование, ведение и представление (официальной публикации) таможенной статистики внешней торговли России;

Создание правовой законодательной базы, обеспечивающей деятельность таможенной службы.

Приоритетными направлениями деятельности таможенной службы России, как это определено в разработанной и ныне действующей программе, были и остаются: осуществление фискальной и правоохранительной функций, совершенствование технологий таможенного оформления и таможенного контроля, обеспечение экономической безопасности государства и защита его экономических интересов.

В укреплении экономической безопасности Российской Федерации принимают участие все органы государственной власти, это одна из их конституционных функций. В компетенцию таможенных органов входят такие вопросы экономической безопасности России, как борьба с контрабандой, незаконными валютными операциями, нарушениями таможенных правил, наполнение федерального бюджета и осуществление мер государственного регулирования по защите экономических интересов государства и российских участников внешнеэкономической деятельности.

Главная функция таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства, состоит в таком воздействии на всех участников общественных отношений, которое побуждает их соблюдать установленные таможенно-правовые нормы.

Экономическая безопасность государства, его экономические интересы и их защита имеют различные аспекты: существуют, например, внутри- и внешнеэкономические интересы. При этом внутриэкономические интересы могут быть связаны с развитием промышленного и агропромышленного комплекса, транспорта и связи и т.п. Понятно, что таможенные органы призваны имеющимися средств

Национальная безопасность1- состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Таможенные органы, осуществляя правовые меры безопасности, обеспечивают функционирование таможенных режимов, а также оказывают содействие другим государственным органам в обеспечении соблюдения административно-правовых режимов въезда в Российскую Федерацию и выезда, режима государственной границы и режима в пунктах пропуска через границу. В связи с этим можно говорить об участии таможенных органов в обеспечении пограничной безопасности совместно с Федеральной пограничной службой России. Еще одной особенностью участия таможенных органов в обеспечении национальной безопасности России является оказание содействия в борьбе с международным терроризмом. Борьба с международным и внутренним политическим терроризмом возложена на органы СВР2. России и ФСБ3 России. Пресечение криминального терроризма входит в компетенцию органов внутренних дел. Таможенные органы оказывают им содействие в борьбе с политическим и криминальным терроризмом в процессе осуществления таможенного контроля на границе, выявления и пресечения контрабанды оружия, взрывчатых, отравляющих веществ и радиоактивных материалов. Особое место в системе органов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации занимают таможенные органы, объединенные в Федеральную таможенную службу. В современной России таможенные органы прибрели новое качественное состояние. Оно характеризуется разнообразием управленческих функций, затрагивающих многие аспекты деятельности личности, общества и государства, что должно быть отражено в современной системе национальной безопасности Российской Федерации. Основными функциями системы обеспечения национальной безопасности является: выявление угроз, выработка и реализация мер по их нейтрализации и предупреждению; поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности; управление силами и средствами обеспечения безопасности; осуществление мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших от чрезвыйчайных ситуаций. Как показывает анализ компетенции таможенных служб, их участие в обеспечении безопасности с каждым годом проявляется ярче, что обусловлено складывающейся геополитической ситуацией, возникающими политическими и экономическими проблемами как внутри государства, так и на международном уровне и, как следствие, появлением новых угроз и рисков для развития личности, общества и государства. Выделяют три уровня безопасности: международный (безопасность мирового сообщества, его региональных составляющих), национальный (безопасность общества, государства, отрасли, региона страны) и частный (безопасность организации, личности). При этом таможенные службы участвуют в процессах снижения угроз на всех трех уровнях. Так, в соответствии с п. 6 ст. 403 ТК РФ4 таможенные органы оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и в пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации. Важнейшим направлением в этой работе является выявление международной контрабанды, особенно наркотиков, так как в большинстве случаев международные террористические организации осуществляют финансирование за счет контрабанды наркотиков. Поэтому, пресекая контрабанду, таможенные органы непосредственно способствуют снижению рисков и возможного ущерба от террористических угроз. На обеспечение международной и национальной безопасности, противодействие международному терроризму направлена такая важная функция таможенных служб, как участие в осуществлении экспортного контроля, регулируемого Федеральным законом от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле"5. Таможенные органы контролируют соблюдение разрешительного порядка перемещения через таможенную границу товаров и технологий, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. Таможенные органы и их оперативные подразделения, в интересах обеспечения национальной безопасности, связанной с ликвидацией угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства, исходящих от организованной преступности, взаимодействует также с МВД России, координирует свои действия с другими государственными органами в части задержания, доставления в служебные помещения органов внутренних дел лиц, подозреваемых в совершении преступлений или административных правонарушений, а также их совершивших или совершающих (п.9. ст.408. ТК РФ), при остановке автотранспортных средств (ст. 410 ТК РФ)6. В этой связи следует говорить об участии таможенных органов в обеспечении общественной безопасности. Следует иметь в виду деятельность таможенных органов, тесно связанную с сохранностью государственной тайны, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности страны, что в полной мере относится соответственно к информационной и продовольственной безопасности. Роль и эффективность таможенных органов как составной части сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в свою очередь зависит и от обеспечения собственной безопасности. В данном случае речь идет о: установленном порядке государственного управления таможенным делом; защите конфиденциальной информации и сведений, составляющих государственную тайну в сфере таможенного дела; защите и обеспечении личной безопасности сотрудников лиц, содействующих оперативно-розыскной деятельности таможенных органов, в случаях угроз их жизни, здоровью, имуществу в связи со служебной и оперативно-розыскной деятельностью. Можно предположить, что идеальная система обеспечения национальной безопасности может гарантировать для государства полную защиту. Однако в реальности она имеет свои уязвимые места. Именно наличие этих «уязвимостей» и порождает риски в достижении целей национальной безопасности. Но и субъекты угроз - другие враждебные государства, негосударственные субъекты и даже международные организации, - формируя угрозы, используют уязвимости системы обеспечения национальной безопасности, повышая риски для объектов защиты. Государство располагает определенными сведениями, как об угрозах, так и об уязвимостях своей системы обеспечения безопасности и поэтому старается совершенствовать эту систему. В случае выхода кризисной ситуации из-под контроля требуется введение чрезвычайных мер, исключительного режима. Исключительный режим связан с возникновением исключительных условий. Это чрезвычайные обстоятельства, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю, а также внешняя агрессия. В Конституции Российской Федерации предусмотрены два вида таких исключительных режимов: военное положение и чрезвычайное положение. В результате основные взаимодействующие элементы национальной безопасности: государство, общество и граждане, защищая свои национальные интересы, создают систему обеспечения национальной безопасности. Эта система направлена на то, чтобы снизить риски для деятельности и функционирования тех или иных защищаемых объектов. В качестве последних могут выступать и суверенитет, и территория, и культура; здесь все зависит от национальных интересов. которые и определяют главные объекты защиты. Проведенный анализ угроз в таможенной сфере позволяет сделать вывод, что они носят комплексный характер, охватывают все основные сферы жизнедеятельности общества: экономическую, политическую, военную, духовную. Они затрагивают жизненно важные интересы личности, общества и государства. Из этого следует, что деятельность таможенных органов должна быть цельной, в противном случае будут создаваться реальные и потенциальные угрозы национальной безопасности страны. _ 1Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" 2СВР - Служба внешней разведки Российской Федерации 3ФСБ - Федеральная служба безопасности Российской Федерации 4"Таможенный кодекс Таможенного союза" (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) 5Федеральный закон "Об экспортном контроле" от 18.07.1999 N 183-ФЗ (действующая редакция, 2016) 6"Таможенный кодекс Таможенного союза" (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17)

Приоритетной задачей таможенных органов является обеспечение экономической безопасности государства как важнейшей составляющей национальной безопасности. Таможенное дело, таможенная политика находятся в прямой зависимости от экономических интересов государства, обеспечивая реализацию государственной экономической и торговой политики. Таможенная политика направлена на использование таможенно-тарифного механизма регулирования внешнеэкономической деятельности, решение задач защиты национальной экономики и обеспечение ее безопасности, а также пополнение государственного бюджета. Важную экономическую сущность таможни выразил крупный ученый России XIX века С. Никольский: "Таможни учреждаются с весьма важною для государства целью - с целью покровительства тем промышленностям государства, которые вследствие различных условий стоят ниже других по развитию, но развитие и процветание которых для государства в высшей степени важно. Это одна цель. Вторая же цель та, чтобы в этих местах, учрежденных на границах государства, все товары, ввозимые в государство и вывозимые из него, осматривались, и те, которые обложены известною пошлиной, платили эту последнюю в пользу государства..."1 1 Никольский С. О внешних таможенных пошлинах. М., 1985. С. 27.. Таможенная политика является частью общей политики государства и концепции обеспечения безопасности данного государства, в основе которой лежат цель, задачи, принципы, основные направления и механизм обеспечения экономической безопасности страны.

В действующем законодательстве отсутствует нормативное определение экономической безопасности. В научной литературе также существует множество подходов к трактовке данного понятия, что только подчеркивает его сложность и многоаспектность. Современный экономический словарь определяет экономическую безопасность как создаваемые государством условия, гарантирующие недопущение нанесения хозяйству страны непоправимого ущерба от внутренних и внешних экономических угроз

Задачей таможенных органов является снижение угроз, имеющихся в сфере внешнеэкономической деятельности. Так, к внешним угрозам В.А. Мацаков относит зависимость экономики страны от импорта, чрезмерную открытость экономики, преобладание экспорта ресурсов над экспортом высокотехнологической продукции; к внутренним - продолжение либерального экономического курса страны, создание условий для формирования зависимостей (финансовой, технологической, продовольственной и др.) от иностранных государств, коррупцию государственного аппарата, напряженную криминалистическую обстановку, принятие федеральными органами нормативных правовых актов, ущемляющих права граждан, наличие нормативных правовых актов с существенным криминогенным потенциалом, сращивание государственных и криминогенных структур и т.п.1 1 Мацаков В.А. Конституционно-правовое регулирование деятельности таможенных органов в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 18.. Современные тенденции показывают, что данные угрозы нарастают по ряду направлений.

Борьба с таможенными правонарушениями составляет важнейшую часть функции таможенных служб по обеспечению экономической безопасности государства. Криминализация внешнеэкономической деятельности продолжает оставаться негативным фактором, несущим в себе значительную угрозу национальной безопасности государства. Динамика таможенных правонарушений является ярким тому подтверждением. Так, в 2008 году таможенными органами было возбуждено 4988 уголовных дел, что на 10,7% больше, чем в 2007 году (4504 дела), и на 12,7% больше, чем в 2006 году (4423). По итогам 2008 года таможенными службами было возбуждено 83 700 дел об административных правонарушениях, что на 4% больше, чем в 2007 году (80 423 дела), и на 19% больше, чем в 2006 году (70 129).

По-прежнему наиболее опасным и самым распространенным преступлением в сфере таможенного дела остается контрабанда. По данным ФТС России, доля уголовных дел, возбужденных по ст. 188 "Контрабанда" УК РФ, в общем числе инициированных таможенными органами уголовных дел, в 2006 году составила 91% (4026 дел), в 2007 - 93,1% (4194), в 2008 году - 93,2% (4647).

Важным направлением деятельности таможенных органов остается участие в обеспечении экологической безопасности: эта деятельность осуществляется, прежде всего, посредством контроля и надзора над трансграничными перевозками опасных отходов.

Огромную роль в поддержании экологической безопасности играет пресечение таможенными службами незаконной торговли редкими животными и растениями в рамках выполнения международных обязательств, предусмотренных Конвенцией о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 года (СИТЕС), участницей которой Российская Федерация является с 1976 года.

По оценкам Интерпола, международная контрабанда видов дикой флоры и фауны по объему вложенных средств занимает второе место после контрабанды наркотиков. Во многом нелегальный вывоз из России редких животных имеет социальную подоплеку. Огромное число сельских жителей России, особенно пограничных районов, перешли практически "на жизнь от биоресурсов", кормясь от нелегального сбыта редких растений и животных, находящихся под охраной СИТЕС 1 1 Журнал "Таможня". 2010. N 24(97). С. 22..

Реализуя одну из своих функций, таможенные органы могут участвовать одновременно в обеспечении нескольких видов безопасности. Например, контрабанда всегда сопряжена с отсутствием таможенного оформления товаров, а значит, с неуплатой таможенных платежей в федеральный бюджет. Пресекая контрабанду, таможенные службы противодействуют уклонению от уплаты таможенных платежей, обеспечивая тем самым экономическую безопасность государства. Выявляя контрабанду наркотиков и иных сильнодействующих веществ, оружия, взрывчатых веществ, таможенные органы обеспечивают общественную безопасность; иностранной валюты - финансовую; ядовитых отходов или иных опасных веществ, объектов флоры и фауны - экологическую; некачественных продуктов питания - продовольственную; культурных ценностей и исторических ценностей - культурную безопасность и др.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода