Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Проверка трудовой инспекции в году список. Проверки ГИТ в организации: за что работодателю грозит наказание

Роструд автоматизирует контрольно-надзорную деятельность в сфере труда. Для этого создано две взаимосвязанные информационные системы: «Онлайнинспекция.рф» и «Автоматизированная система управления контрольно-надзорной деятельностью». Первая – для сотрудников и работодателей, вторая – для автоматизации работы инспекторов труда. С сервисом «Электронный инспектор» работодатели знакомы с 2014 года, и за это время прошло 244 000 самопроверок. Расскажем о второй сстеме, которая система, которая позволит контролировать действия инспектора труда, и о том, как они обе повлияют на дальнейшие проверки.

Автоматизированная систему управления контрольно-надзорной деятельностью (АСУ КНД) – это новая информационная система, которая независимо от инспектора труда сможет осуществлять процессы контрольно-надзорной деятельности, отслеживать сроки их реализации, блокировать возможность неправомерных действий инспектора и способствовать защите трудовых прав граждан. Она должна сократить нагрузку на работодателей с низким уровнем возникновения нарушений, повысить эффективность и прозрачность работы территориальных органов и снизить коррупционные риски. В ходе проверки ни инспектор, ни работодатель не смогут проигнорировать нормативные требования.

В качестве примера можно привести вынесение наказаний и величину штрафов. Выведены среднестатистические данные на основе правоприменительной практики инспекторов, которые потом заносятся в автоматизированную систему. Если инспектор труда отклонится от установленных параметров, система оповестит об этом руководство, которое в свою очередь будет оценивать правомерность его действий. Таким образом, все действия инспектора будут контролировать автоматически. Это не позволит ему по собственному усмотрению либо по незнанию не выполнить необходимые процедуры и нарушить их сроки.

Первые пять инспекций подключили к системе в сентябре. С 1 ноября 2017 года в ней работают все территориальные органы Роструда. С текущего года инспекторы при проверках будут применять проверочные листы.

Проверочные листы включают в себя те вопросы, которые непосредственно влияют на права работников, например, трудовой договор, оплата труда, режим труда и отдыха, охрана труда и др. Особое внимание при разработке чек-листов уделили требованиям, несоблюдение которых может привести к несчастным случаям, в том числе смертельным или тяжелым. В настоящее время разработано 107 проверочных листов. Они размещены на сайте Роструда. Всего их будет 154. С 1 января 2018 года ГИТ вводятся чек-листы при плановых проверках организаций с умеренной категорией риска, а с 1 июля 2018 года – при всех плановых проверках. При внеплановых проверках их применять не будут.

Если инспектор будет заносить результаты проверки по чек-листам в АСУ КНД, то их планируют включить в эту систему, уже в январе 2018 года. Благодаря этому будет автоматически формироваться акт проведения проверки и документы для устранения нарушений и привлечения виновных лиц к ответственности.

Рассматривается вариант, что в скором времени работодателей будут проверять дистанционно. Уже в 2018 году планируется объединить систему «Онлайнинспекция.рф» и АСУ КНД, создать личные кабинеты работодателей. Это позволит Роструду организовать полный автоматизированный цикл проверки, в том числе дистанционной.
В настоящее время Роструд совместно со Сбербанком реализует пилотный проект по переходу на электронный кадровый документооборот. Он поможет внедрить технологию дистанционных проверок, что позволит снизить трудозатраты инспектора и проверяющих лиц.
А если объединят две системы, смогут ли в дальнейшем учитывать результаты самопроверок, которые работодатели проходят на сервисе «Электронный инспектор», например, понижать категорию риска компании, применять поощрения в виде сокращения частоты проверок? Сейчас закон не предусматривает возможность использования результатов самопроверок. Однако Минтруд России подготовил законопроект о введении в Трудовой кодекс процедуры внутреннего контроля работодателями соблюдения трудового законодательства. После того как организация ответит на вопросы проверочных листов на сервисе «Электронный инспектор», она сможет отправить результаты самооценки в АСУ КНД. Роструд будет их использовать при определении категории риска или ее перерасчете.

Когда внесут изменения в Трудовой кодекс, Минтруд России совместно с Рострудом подготовит соответствующие изменения в положение о надзоре в сфере труда, которые позволят по результатам самоконтроля определить категорию риска работодателя. Предполагается, что проведение внутреннего контроля будет способствовать снижению риска на одну ступень.

Уже запущен пилотный проект этой системы в 65 субъектах РФ. В ней примут участие 223 предприятия различных отраслей и форм собственности. В числе участников – организации, которые входят в структуры Роснефти, Лукойла, Газпрома, Ростелекома, СУЭК, Русгидро и др. Наибольшую заинтересованность в проведении пилотного проекта проявили крупные организации с численностью свыше 250 работников, то есть 62 % от всех участников.

1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 , который внес изменения в КоАП: развел нарушения трудового законодательства на разные составы административных правонарушений, усилил ответственность, увеличил штрафные санкции.

Наиболее часто в актах по результатам проверки инспекторы отмечают следующие общие нарушения трудового законодательства:

  • локальные нормативные акты работодатель утверждает без учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации;
  • в трудовой договор не внесена запись о получении работником своего экземпляра на руки (ст. ТК РФ);
  • на книге учета движения трудовых книжек или книге учета бланков трудовой книжки нет пломбы или сургучной печати — это устаревшее, но пока не отмененное требование (Постановление Правительства Российской Федерации );
  • в нарушение требований ст. ТК РФ расчеты с сотрудниками проведены не в день их увольнения;
  • в нарушение ст. ТК РФ денежная компенсация за задержку расчета при увольнении работников не начисляется и не производится;
  • в личной карточке работника не ведется учет отпусков (Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 );
  • личные карточки работников не содержат подписей об ознакомлении с записями о приеме на работу, переводах и увольнениях (п. 12 Постановления Правительства Российской Федерации ).

Штрафные санкции

Нарушения, связанные с заключением трудового договора

В 2015 году в ст. 5.27 КоАП нарушения такого вида были выделены в отдельный пункт. И до сих пор они находятся под пристальным вниманием ГИТ. За какие правонарушения инспекторы чаще всего наказывают работодателей? Тут стоит перечислить следующее:

  1. Работодатель заключает с работником вместо трудового договора гражданско-правовой (вопреки ч. 2 ст. ТК РФ).
  2. В трудовой договор не внесены обязательные условия, предусмотренные ст. ТК РФ и другими нормативными правовыми актами. Тут нужно быть внимательными, потому что инспектор может придраться даже к абсурдным или устаревшим требованиям законов. Например, в трудовом договоре должно быть условие об обеспечении смывающими и обезвреживающими средствами — такое требование есть в п. 9 Стандарта безопасности (Приказ Минздравсоцразвития ).
  3. Вместо указания размера должностного оклада договор содержит отсылку к штатному расписанию. Ст. ТК РФ говорит, что в трудовом договоре работодатель в обязательном порядке указывает размер тарифной ставки или должностного оклада работника, а также иные составляющие заработной платы.
  4. Работодатель заключает срочный трудовой договор при отсутствии основания, предусмотренного ст. ТК РФ, или не вносит в договор указания на причину заключения срочного договора. Например, в срочном договоре с работником, который уже на пенсии по возрасту, стоит указать, что договор заключен именно как с пенсионером по возрасту (ч. 2 ст. ТК РФ). В противном случае увольнение такого сотрудника на основании истечения срока трудового договора может создать для работодателя определенные риски.

Штрафные санкции

Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения (ч. 4 ст. КоАП РФ) Для должностных лиц
Для ИП
Для юридических лиц
Повторное совершение указанных правонарушений (лицо ранее подвергалось наказанию за аналогичные правонарушения) (ч. 5 ст. КоАП РФ) Для граждан Штраф 5 000 руб.
Для должностных лиц Дисквалификация от одного до трех лет
Для ИП Штраф от 30 000 до 40 000 руб.
Для юридических лиц Штраф от 100 000 до 200 000 руб.

КоАП квалифицирует как отдельный состав правонарушения фактическое допущение к работе неуполномоченным лицом (ч. 3 ст. КоАП РФ) и предусматривает штрафы: для граждан — от 3 000 до 5 000 руб., для должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.

Нарушение правил оплаты труда

Это самый популярный вид нарушений, выявляемых при проведении проверок ГИТ. Чаще всего работодатели попадаются на невыплате заработной платы и иных начислений, неполной выплате, нарушении сроков расчетов, а также на том, что назначают зарплату меньше, чем это предусмотрено законодательством. В 2016 году в очередной раз ужесточили ответственность за нарушения в этой сфере (Федеральный закон ): для организаций штрафы могут составить до 50 000 рублей. Повторные нарушения караются гораздо строже — вплоть до дисквалификации, то есть лишения руководителя предприятия права занимать должность на срок от года до трех.

Штрафные санкции

  1. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работнику
  2. Установление заработной платы в размере менее предусмотренного трудовым законодательством (ч. 6 ст. КоАП РФ)
Для должностных лиц Штраф от 10 000 до 20 000 руб.
Для ИП Штраф от 1 000 до 5 000 руб.
Для юридических лиц Штраф от 30 000 до 50 000 руб.
Повторное нарушение законодательства об оплате труда, то есть лицо ранее подвергалось наказанию за аналогичное правонарушение (ч. 7 ст. КоАП РФ) Для должностных лиц Штраф от 20 000 до 30 000 руб. либо дисквалификация от года до трех лет.
Для ИП Штраф от 10 000 до 30 000 руб.
Для юридических лиц Штраф от 50 000 до 100 000 руб.

Как правило, к ответственности за нарушения в сфере оплаты труда привлекают руководителя организации или сотрудника, временно замещающего его, но привлечь к ответственности можно и главного бухгалтера, если будет установлена его вина в несвоевременной выплате отпускных или задержке заработной платы.

Нарушения в сфере охраны труда

Соблюдение требований охраны труда — обязанность руководства компании. За халатное отношение к требованиям по организации безопасных условий работодатель может быть привлечен к административной и даже уголовной ответственности. Тот же Федеральный закон от 28.12.2013 (вступил в силу 01.01.2015) выделил все нарушения в сфере охраны труда в особую статью — ст. 5.27.1 КоАП.

В ней отдельным пунктом (п. 2ст. КоАП) стоят нарушения порядка проведения спецоценки условий труда. В ходе проверки ГИТ особое внимание обращает на то, был ли включен в комиссию по проведению СОУТ представитель профсоюзной организации, назначены ли компенсации за вредные и опасные условия труда. Кроме того, работодатель обязан в 30-дневный срок ознакомить сотрудников с результатами оценки под подпись и разместить результаты спецоценки на сайте организации.

Много вопросов возникает у инспекторов и по допуску сотрудников к работе (п. 3 ст. КоАП). В числе наиболее распространенных ошибок можно назвать:

  • отсутствие или ненадлежащее ведение журналов инструктажей, отсутствие программы проведения инструктажей;
  • непроведение обучения и проверки знаний по охране труда или обучение в неаккредитованных организациях (Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением Минтруда и Минобразования РФ от 13.01.2013 № 1/29);
  • отсутствие комиссии для проверки знаний по охране труда;
  • отсутствие перечня контингента и поименного списка лиц, подлежащих обязательному медицинскому осмотру (нарушение Приказа Минздравсоцразвития России );
  • непроведение обязательных предварительных/периодических/предрейсовых медицинских осмотров (ст. ТК РФ);
  • непроведение обязательных психиатрических освидетельствований в специализированных клиниках, имеющих аккредитацию (ст. ТК РФ, Постановление Правительства РФ «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в ред. от 23.09.2002).

Штрафные санкции

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда (если иное не предусмотрено ч. 2-4 ст. 5.27.1 КоАП РФ) (п. 1 ст. КоАП РФ) Для должностных лиц Предупреждение или штраф от 2 000 до 5 000 руб.
Для ИП Штраф от 2 000 до 5 000 руб.
Для юридических лиц Штраф от 50 000 до 80 000 руб.
  1. Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах.
  2. Непроведение СОУТ (п. 2 ст. КоАП РФ)
Для должностных лиц Предупреждение или штраф от 5 000 до 10 000 руб.
Для ИП Штраф от 5 000 до 10 000 руб.
Для юридических лиц Штраф от 60 000 до 80 000 руб.
  1. Допуск к работе без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда.
  2. Допуск к работе без обязательных предварительных и периодических медосмотров, медосмотров в начале рабочего дня, психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний (п. 3 ст. КоАП РФ).
Для должностных лиц
Для ИП Штраф от 15 000 до 25 000 руб.
Для юридических лиц Штраф от 110 000 до 130 000 руб.
Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (п. 4 ст. КоАП РФ) Для должностных лиц
Для ИП Штраф от 20 000 до 30 000 руб.
Для юридических лиц Штраф от 20 000 до 30 000 руб.
Повторное совершение указанных правонарушений, то есть лицо ранее подвергалось наказанию за аналогичные правонарушения (ч. 5 ст. КоАП РФ) Для должностных лиц Штраф от 130 000 до 150 000 руб. или дисквалификация от одного года до трех лет
Для ИП Штраф от 30 000 до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Для юридических лиц Штраф от 100 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Для субъектов малого предпринимательства установлено специальное правило (ст. , КоАП РФ): штраф за нарушения трудового законодательства может быть заменен предупреждением, если:

  • нарушение совершено впервые;
  • нет имущественного ущерба;
  • отсутствует вред или угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, животным и растительности, окружающей среде, памятникам истории и культуры, безопасности государства;
  • нет угрозы возникновения природных или техногенных чрезвычайных ситуаций.

По окончании проверки представители госинспекции составляют несколько документов в зависимости от результатов: акт проверки, предписание об устранении нарушений, протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания. Документы выдаются под подпись руководителю или уполномоченному лицу.

Подробно о них мы рассказывали в статье «Проверки ГИТ: о чем должен помнить работодатель », здесь лишь уточним, что акт проверки и протокол обжалованию не подлежат. В случае несогласия можно в течение 15 дней подготовить возражения.

Предписание можно обжаловать в административном порядке вышестоящему должностному лицу ГИТ (ст. ТК РФ) или в суде — по месту нахождения ГИТ в течение 10 дней с момента получения предписания. С этого же момента у организации есть месяц, чтобы устранить выявленные нарушения и дать госинспекции по труду обратную связь о ходе работ.

Постановление обжалуется только в судебном порядке по месту нахождения работодателя в течение 10 суток со дня, когда постановление вручено или получено (ч. 1 ст. КоАП РФ). Срок привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

В 2018 году плановые проверки будут осуществляться по чек-листам. Такие новшества вошли в силу с первого января этого года. Какие особенности проверок трудовой инспекции по проверочным листам? Ответ на этот и другие вопросы вы узнаете, ознакомившись с материалами данной статьи

C первого января 2018 года проверки трудовой инспекции в учреждениях культуры проводятся на основании контрольных листов, подготовленных чиновниками.

На сегодняшний день уже готово 107 листов. В дальнейшем будет разработано еще 47. Изменения касаются только тех учреждений, которые относятся к умеренному классу риска. Для всех остальных организаций новые правила начнут действовать с июля 2018 года.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,

Особенности плановой проверки по проверочным чек-листам

В каждый из проверочных листов включены вопросы по трудовому законодательству, имеющие непосредственное влияние на права работников, например:

  1. По оплате труда.
  2. По трудовому договору.
  3. По охране труда и другие.

Внимание акцентировано на требованиях, несоблюдение которых может привести к несчастным случаям.

Плановая проверка трудовой инспекции может быть выездной и документарной. Первая из них проводится в том случае, если ревизоры считают, что представленные учреждением документы не могут дать полную и достоверную информацию. Данное требование представлено в

План проведения плановых проверок представлен на сайте Генеральной прокуратуры РФ. Информация доступна для всех пользователей, поэтому учреждение заранее может узнать, когда ждать ревизоров.

Основным методом проведения плановых проверок является риск-ориентированный.

Частота ревизий в данном случае зависит от таких факторов:

  • численности персонала;
  • количества случаев травматизма;
  • задержек выплаты заработной платы.

Чем меньше эти показатели, тем реже будет проверяться учреждение культуры.

Ниже представлена периодичность плановых проверок:

Плановая проверка: что проверяет трудовая инспекция в 2018 году

В соответствии с изменениями, которые вошли в силу с 1 января 2018 года, плановая проверка трудовой инспекции проводится по проверочным листам. В них включены вопросы, касающиеся соблюдения трудового законодательства. Ознакомиться с ними можно на сайте Роструда.

При выявлении какого-либо нарушения ревизор составляет протокол и вручает работодателю предписание об устранении допущенных ошибок. Если нарушения незначительные, то ликвидировать их можно даже в присутствии проверяющего. В этом случае могут быть минимальными.

При выявлении серьезных нарушений, устранить которые сразу невозможно, работодателю выдается предписание об их ликвидации в определенный срок. Когда все ошибки будут устранены, руководитель учреждения культуры подготавливает подтверждающие это документы и отправляет их в соответствующую инспекцию.

Нарушение данных требований повлечет за собой серьезные последствия, вплоть до дисквалификации.

Если руководитель не согласен с предписанием проверяющего, он может не подписывать данный документ. Однако специалисты советуют этого не делать. Первоначально стоит внимательно изучить документы и удостовериться в достоверности изложенной в них информации. Перед тем, как поставить подпись, пишут «С актом (протоколом) не согласен».

Рассмотрим пример. Во время плановой проверки трудовой инспектор выявил нарушения и выписал постановление об административном наказании. Театр с этим не согласен. В результате учреждение решило обжаловать решение трудового инспектора и обратилось в суд.

Также театр мог обратиться и в другие инстанции, например, к вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган. Сделать это нужно в десятидневный срок с момента получения постановления об .

В учреждении культуры может проводиться и внеплановая проверка. Основание для ее осуществления – это любые выявленные факты несоблюдения работодателем положений ТК РФ. Одной из наиболее распространенных причин является жалоба о нарушении трудовых прав, поступившая от работника учреждения.

Оформляется данный документ в письменном виде.

В нем обязательно указываются такие данные:

Согласно трудовому законодательству, проверяющие не вправе сообщать работодателю от кого именно поступила жалоба. Сделать это можно лишь в том случае, если заявитель дает на это свое письменное согласие.

Жалоба должна быть рассмотрена в тридцатидневный срок с момента ее регистрации. Если работник, написавший жалобу или обращение, не указал свои данные, то такой документ рассматриваться не будет.

Какие документы должны предъявить трудовые инспекторы при проверке

Законодательство предоставляет трудовой инспекции право проверять учреждение в любое время.

Прибывшие ревизоры в первую очередь должны представить два документа:

  1. Служебные удостоверения.
  2. Распоряжение на проверку.

Второй документ должен быть подписан руководителем региональной гострудинспекции. В случае отсутствия руководителя подписать распоряжение может его заместитель. Если вышеуказанные документы отсутствуют, то учреждение вправе отказать ревизорам в осуществлении проверки.

Если , но какими-то своими действиями вызывают сомнения, следует позвонить в трудовую инспекцию и выяснить, действительно ли были направлены контролеры. Телефон можно найти на сайте Роструда.

Как правило, учреждение проверяется одним ревизором. Поэтому, если на проверку явилось несколько человек, нужно удостовериться, что все они указаны в распоряжении. Инспектор, чьи данные отсутствуют, не имеет права осуществлять проверку, а значит организация вправе не допустить его на территорию.

Существует мнение, что малым организациям непроизводственного характера не стоит опасаться проверок трудовой инспекции. Однако это не совсем так. Даже если вашей компании нет в утвержденном на год плане проверок ГИТ, расслабляться не следует. Ведь может произойти любая нештатная ситуация, например, в конфликт с работником. И в этом случае, вполне возможно, будет назначена проверка вне плана . Тут и всплывут частые нарушения, которые допускаются в организациях, не ожидающих трудовых инспекторов.

К слову, рост внеплановых проверок по запросам граждан стал тенденцией последних двух лет. Причем почти треть из них проходит по обращениям, поданным через интернет.

Надо признать, кадровому учету небольшие фирмы, как правило, уделяют минимум внимания. Обычно он ограничивается оформлением сотрудников на работу и их увольнением . А уж о том, что такое охрана труда, большинство работодателей не имеет ни малейшего представления. А зря, ведь нарушения в этой области чаще всего приводят к штрафам .

Если к вам пришла проверка, в любом случае понадобится подготовить уставные документы , а также штатное расписание . По работнику, обращение которого инициировало проверку, дополнительно придется подготовить приказы о приеме и увольнении, трудовой договор, табель учета рабочего времени, документы о начислении и выдаче заработной платы. Кроме того, понадобятся документы, имеющие отношение ко всему процессу организации труда в компании:

  • документы об утверждении дат выплаты зарплаты;
  • правила трудового распорядка;
  • материалы об оценке условий труда;
  • книга учета движения трудовых книжек.

Могут понадобиться и иные документы. Полный их список будет содержаться в Распоряжении о проверке.

Топ-3 нарушений, выявляемых трудовой проверкой

По статистике, работодатели чаще всего нарушают правила охраны труда, выплаты заработной платы и оформления работников.

Охрана труда

Огрехи в части допускают не только небольшие офисные компании, но и крупные промышленные и строительные организации. Именно они чаще всего становятся завсегдатаями трудовых инспекций. Что же касается небольших фирм, то многие из них и вовсе считают, что правила охраны труда на них не распространяются. Ведь в статье 217 ТК РФ указано словосочетание «производственная деятельность ». Между тем такой деятельностью является производство не только продукции, но и любых работ или услуг.

Организация, в штате которой 50 и более человек , должна иметь отдельного специалиста по охране труда или соответствующую службу. При меньшем количестве работников эта функция возлагается на руководителя либо уполномоченного им работника. Также допустимо привлечь для этой деятельности лицо либо организацию по гражданско-правовому договору.

На что именно обратят внимание инспекторы в части охраны труда? Главное - это оценка рабочих мест . Ее результаты, а также положенные сотруднику льготы (если он занят на вредном производстве) должны быть включены в трудовой договор.

Проводить спецоценку условий труда необходимо с определенной периодичностью:

  • для рабочих мест, созданных и аттестованных до 2014 года - раз в 5 лет (с даты последней аттестации);
  • для рабочих мест, созданных позже - в течение 12 месяцев после их создания.

Также интерес инспекторов вызовут журналы инструктажей по охране труда . Такой инструктаж должен проводиться при приеме специалистов на работу, а также регулярно в течение трудовой деятельности. Это касается в том числе и руководителя. Последний должен проходить обучение по охране трудах, что должно быть подтверждено соответствующими документами.

Вот еще правила, о которых часто забывают работодатели :

  • выдача сотрудникам определенных должностей соответствующей экипировки (водителям, уборщикам, дворникам);
  • наличие обеззараживающих средств в офисе;
  • обязательный медосмотр сотрудников, которым он положен.

Правила оплаты труда

Вторая по популярности группа нарушений связана с оплатой труда . Здесь проверяющие традиционно обращают внимание на следующее:

  • за праздники и выходные;
  • сроки выплаты зарплаты;
  • нарушение этих сроков, то есть задержку ЗП.

По новым правилам, вступившим в силу с октября 2016 года, задержкой считается разрыв между начислением и выплатой зарплаты более 15 календарных дней .

Оформление сотрудников

На третьем месте нарушения, связанные с документальным оформлением работников. Незаключение трудового договора встречается сегодня не так часто, как раньше. Теперь самым популярным нарушением в этой части стало отсутствие в договоре положения о том, какой вид работы поручается сотруднику . Помимо указания того, что сотрудник занимает должность в соответствии со штатным расписанием и будет выполнять обязанности из своей должностной инструкции, необходимо перечислить конкретную работу, которая ему поручена.

Довольно часто встречается нарушение правил ведения книги учета движения трудовых книжек . Работодатели забывают нумеровать страницы, а также шнуровать, заверять и пломбировать эту книгу.

Если выявлены нарушения

Итак, инспектор нашел недочеты. Что дальше? По итогам проверки в любом случае будет составлен акт, а если есть нарушения - вынесено предписание об их устранении . Могут наложить штраф в соответствии со статьями 5.27 и 5.27.1 КоАП . Причем штраф может быть выписан за каждое нарушение, выявленное инспектором, поэтому сумма санкций в итоге может стать весьма ощутимой.

Если проверяемый субъект относится к малому или среднему бизнесу, то на первый раз инспектор вместо штрафа может вынести предупреждение (статья 4.1.1 КоАП). Этот вид наказания применяется в случае:

  • если нарушение не причинило вред жизни и здоровью людей;
  • если нарушение не нанесло имущественного ущерба;
  • если конкретной статьей КоАП предупреждение не предусмотрено в виде самого мягкого наказания.

А вот если работодатель не выплатил сотруднику заработную плату , может быть наложен штраф. Такое нарушение может квалифицироваться, как нанесение имущественного ущерба, и предупреждением дело не обойдется. В этом случае должностному лицу грозит штраф до 20 000 рублей , а организации - до 50 000 рублей . Также начисляются пени за каждый день просрочки из расчета 1/150 ставки ЦБ.

Что касается нарушений по охране труда , то штрафы составят:

  • 30000 рублей - для должностного лица;
  • 130000 рублей - для организации.

В заключение отметим, что выставление штрафа можно и нужно оспаривать, если, конечно, на это есть основания. Как показывает практика, нередко компаниям и предпринимателям удается отстоять свою правоту.

План проверок на 2018 год трудовыми инспекциями уже сформирован и опубликован. Где ознакомиться с этим планом, по каким принципам он был создан, можно ли в него попасть в течение года? На эти и другие важные вопросы о плане проверок ГИТ читатель найдет ответы в нашем материале.

Нормативная база формирования плана проверок ГИТ

При подготовке планов контрольных мероприятий территориальные органы Роструда обязаны руководствоваться следующими нормативными актами:

  1. Законом «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — Закон 294-ФЗ).
  2. Правилами подготовки надзорными органами ежегодных планов проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 (далее — Правила подготовки планов).
  3. Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства (утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875) (далее — Положение о ФГН по труду).
  4. Административным регламентом исполнения Рострудом функции по надзору за соблюдением трудового законодательства (утв. приказом Минтруда от 30.10.2012 № 354н) (далее — Административный регламент).
  5. Методическими рекомендациями по планированию ГИТ в субъектах РФ контрольных мероприятий (утв. приказом Роструда от 28.10.2010 № 455) (далее — Методические рекомендации).

Как работодателю узнать, включен ли он в план проверок Роструда на 2018 год?

По закону информация о плановых контрольных мероприятиях должна находиться в открытом доступе. Узнать о предстоящем контроле со стороны ГИТ работодатели могут 2 способами.

Во-первых, график проверок трудовой инспекции на 2018 год должен быть опубликован на ее региональных интернет-порталах в срок до 01.12.2017. Это требование ч. 5 ст. 9 Закона 294-ФЗ и п. 40 Административного регламента. Как правило, план размещен в виде файла в формате Еxcel.

Во-вторых, сведения о плановых проверках со стороны всех надзорных органов включаются в единый сводный план проверок субъектов предпринимательства (ч. 7 ст. 9 Закона 294-ФЗ). Он готовится Генеральной прокуратурой РФ. Узнать, запланированы ли в отношении конкретного работодателя проверки трудовой инспекции на 2018 год (а также проверки других органов), можно с помощью специального сервиса на сайте ведомства. Чтобы им воспользоваться, достаточно ввести хотя бы ИНН или ОГРН/ОГРНИП предприятия.

Отметим, что заранее узнать можно лишь календарный месяц проведения проверки и ее срок, а не конкретную дату начала. О датах начала и окончания контроля работодатель узнает при получении копии приказа ГИТ о проведении проверки, которая должна быть ему вручена не менее чем за 3 рабочих дня до контрольных мероприятий (ч. 12 ст. 9 Закона 294-ФЗ).

Новые принципы подготовки плана проверок ГИТ в 2018 году

При формировании плановых проверок на 2018 год трудовые инспекции руководствовались так называемым риск-ориентированным подходом (ст. 8.1 Закона 294-ФЗ). Он означает, что всем хозяйствующим субъектам присваивается:

  • класс опасности (зависит от тяжести возможных негативных последствий от несоблюдения обязательных требований закона);
  • категория риска (зависит как от тяжести последствий несоблюдения вышеуказанных требований, так и от вероятности их несоблюдения предприятием).

Отнесение предприятия к категории риска или классу опасности в общем виде регулируется Правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806. Но применительно к каждому направлению государственного надзора имеются свои критерии присвоения того или иного класса/категории. В сфере надзора за соблюдением трудового законодательства работодателям присваиваются категории риска (п. 17 Положения о ФГН по труду).

Формула определения категории риска работодателя установлена в приложении № 1 к Положению о ФГН по труду. Она напрямую зависит от показателя потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (к таковым относятся жизнь и здоровье работников, своевременная выплата зарплаты и т. д.).

Этот показатель фиксированный и определен в зависимости от сферы деятельности предприятия в приложении № 2 к Положению о ФГН по труду. Так, наиболее высокая категория риска будет у предприятий сферы добычи полезных ископаемых.

Частота проведения проверок Роструда в 2018 году

Ранее периодичность планового контроля ГИТ определялась по общей норме ч. 2 ст. 9 Закона 294-ФЗ — не более 1 раза в 3 года. Теперь она зависит от категории риска работодателя (п. 20 Положения о ФГН по труду):

  • высокий — раз в 2 года;
  • значительный — раз в 3 года;
  • средний — раз в 5 лет;
  • умеренный — раз в 6 лет;
  • низкий — проверки не проводятся.

Основанием для включения предприятия в план проверок является истечение указанного срока со дня (ч. 8 ст. 9 Закона 294-ФЗ, п. 35 Административного регламента):

  • регистрации предприятия;
  • проведения последней плановой проверки;
  • начала деятельности, о которой обязательно должен уведомляться Роструд (в соответствии с п. 5.1 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584, к такой деятельности относится уход с обеспечением проживания и социальные услуги без обеспечения проживания).

Указанный перечень оснований является исчерпывающим. Проведение проверки без основания влечет недействительность ее результатов (п. 1 ч. 2 ст. 20 Закона 294-ФЗ).

Сроки проведения плановых проверок трудовой инспекции

Согласно ст. 13 Закона 294-ФЗ максимальный срок как выездных, так и документарных плановых проверок — 20 рабочих дней. В отношении выездного контроля следующих субъектов установлены ограничения:

  • малое предприятие — не более 50 часов в год;
  • микропредприятие — не более 15 часов в год.

Документарные проверки этих субъектов проводятся без указанных ограничений.

Выездную проверку могут продлить еще на 20 рабочих дней (или 50 и 15 часов соответственно) в исключительных случаях. Речь идет о необходимости проведения длительных экспертиз, расследований и т. д. Документарные проверки не продлеваются.

В отношении обозначенных выше субъектов малого бизнеса проверки могут быть приостановлены на срок не более 10 рабочих дней и лишь при необходимости получения документов в порядке межведомственного взаимодействия.

Если проверяется предприятие, имеющее обособленные подразделения в нескольких регионах, сроки проверки устанавливаются индивидуально для каждого из таковых. Но совокупная продолжительность проверок не может быть более 60 рабочих дней.

Напомним, что до конца 2018 года субъекты малого бизнеса освобождены от проверок Роструда (ст. 26.1 Закона 294-ФЗ). Исключение составляют предприятия:

  • для которых законом предусмотрены специальные сроки контроля (в сфере теплоснабжения, здравоохранения, энергетики и т. д. — ч. 9 ст. 9 Закона 294-ФЗ);
  • которые по результатам проверок, проведенных за предыдущие 3 года, были привлечены к ответственности за грубое нарушение закона либо понесли такие виды наказания, как дисквалификация, приостановление деятельности, отзыв или приостановление лицензии.

Может ли быть изменен график проверок ГИТ на 2018 год?

Далеко не все предприятия, срок очередного контроля которых подошел, попадают в план проверок. Но если проверку так и не запланировали, включить предприятие в течение года в него не могут.

Перечень случаев, в которых план подвергается корректировке, исчерпывающий и установлен в п. 7 Правил подготовки планов и п. 41 Административного регламента. Проверку могут исключить из плана, если невозможно ее провести ввиду:

  • ликвидации организации, прекращения деятельности ИП;
  • обстоятельств непреодолимой силы.

Прочие изменения могут вноситься по таким причинам, как:

  • изменения места нахождения или адреса организации/предпринимателя;
  • смена наименования организации, Ф.И.О. предпринимателя;
  • реорганизация юридического лица.

Эти изменения не влекут исключение проверки из плана или сдвиг сроков.

Субъекты малого бизнеса, считающие, что их включили в план проверок необоснованно (в нарушение ст. 26.1 Закона 294-ФЗ), вправе подать заявление об исключении себя из плана проверок. Положительный результат рассмотрения заявления — основание для исключения соответствующей проверки из плана.

Итоги

Сведения о проверках ГИТ на 2018 год находятся в открытом доступе, и любой работодатель может с ними ознакомиться. Нужно учитывать, что план был сформирован с учетом риск-ориентированного подхода, поэтому в него могли попасть те предприятия, которые проверку не ожидали.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода