Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Пробить тигр. Слабые места танков второй мировой войны

Для того, чтобы пробить броню танка «Тигр», широко применялись высокоскоростные снаряды и противотанковые орудия и ружья. У «крепости» на гусеничном ходу были свои слабые места. Члены экипажей пытались устранить их, используя специальные тактические приемы. Толщина и качество стальной брони надежно защищали танк.

Члены экипажей знали, что «Тигр» далеко не совершенен. Его могли поразить длинная пушка калибра 76.2 мм советского танка Т-34/76 и еще более мощная пушка TZiS S-53 калибра 85 мм танка Т-34/85, которые появились на фронте в 1944 году. Вывести машину из строя можно было попаданием во фланги или башню немецкого танка под прямым углом при стрельбе бронебойными снарядами с расстояния в 1500 м. Снаряды, которыми стреляла советская пушка калибра 85 мм, могли пробить лобовую броню с расстояния в 1000 м. В руководстве Гудериана для танка «Тигр» говорилось о том, как экипажу надлежит защищаться от орудия танка Т-34. В инструкции присутствовали рисунки, диаграммы и советы, какую дистанцию следует соблюдать во время боя:

«С какого расстояния пушка калибра 76.2 мм танка Т-34 может пробить броню моего “Тигра”?
На 12 часов (спереди) с расстояния в 500 м.
На 12:30-с расстояния менее 300 м.
На 1:00-я защищен.
На 1:30-я неуязвим.
На 2 часа-менее 500 м.
На 2:30-менее 1300 м.
На 3 часа-менее 1500 м.
На 3:30-менее 1300 м.
На 4 часа-менее 500 м.
На 5 часов-я защищен».

Уязвимые положения относительно противника описаны по аналогии с положением часовой стрелки и создают три эллиптические зоны, тактика изложена в руководстве в форме пародийной исторической драмы «Анти-Гец». Гец (Готфрид фон Берлихенеген)известный немецкий рыцарь XVI века, имевший железную руку, вместо утраченной в бою, и в данном случае танк «Тигр» уподобляется этому рыцарю. Существует старинная немецкая поговорка, суть которой сводится к следующему, что тот, кто может дотянуться дальше, убивает противника на безопасном для себя расстоянии. Тактический прием «Анти-Гец» предполагает, что вы можете дотянуться до противника, а он до вас нет.

«Анти-Гец» позволяет поддерживать зону безопасности, обеспеченной положением танка относительно орудия противника и дальностью стрельбы: «Вы можете вывести из строя Т-34, стреляя ему в лоб с расстояния в 800 м. Но Т-34 не может сделать то же самое с расстояния дальше, чем 500 м. Тактика “Анти-Гец”: на расстоянии от 500 м до 800 м вы можете подбить Т-34, а он вас-нет!

Вы должны соблюдать эту дистанцию во время боя».Опасный маленький калибр Советское противотанковое орудие, прозванное немцами «Ratsch-Bumm» («Трах-бум»), расположенное в башне Т-34, было смертельным оружием. Орудие официально именовалось «пушка обр. 1936 г. (76-36)». Она стреляла противотанковыми высокоскоростными (800 м/сек) снарядами калибра 76.2 мм.За грохотом выстрела сразу же следовал удар, название «Ratsch-Bumm» имитирует звук выстрела и удара попавшего снаряда.Немцы захватили большое количество этих пушек и использовали их, именуя в своих документах 7.62 cm Panzer Abwehr Kanone 36 (г). Они усовершенствовали орудие: добавили дульный тормоз, установили новую систему наводки, увеличили пространство для хранения более мощных боеприпасов. Немецкие части ценили пушку калибра 76.2 мм как весьма эффективное оружие. Оружие меньшего калибра тоже представляло опасность для «Тигра». Известно, что в один танк «Тигр» за шесть часов было сделано 227 выстрелов из противотанкового ружья. Эти ружья первыми стали использоваться против танков. Во время Первой мировой войны на вооружении немецкой армии уже стояло ружье Mauser калибра 13 мм, стрелявшее бронебойными снарядами. Mauser стал ответом на появление первых британских танков и довольно хорошо себя зарекомендовал.

Впоследствии разработки противотанковых ружей велись во многих странах, но массовое применение они нашли именно в Советском Союзе. На вооружении в РККА находились противотанковое ружье Дегтярева модель 41 и его полуавтоматическая версия-противотанковое ружье Симонова. Они были громоздкими и весили по 20 кг, для переноски требовалось два человека. Оба ружья могли пробить стальную броню толщиной 30 мм с расстояния в 100 м (всего лишь) при начальной скорости снаряда 1 012 м/сек и при угле встречи 90°. Эти ружья были довольно эффективны в борьбе против легких бронированных транспортных средств, но они не могли вывести из строя танк «Тигр», тем более что стрелок и подносчик должны были приблизиться к танку на опасное расстояние. Тем не менее, по мнению Отто Кариуса, это противотанковое оружие могло нанести значительные повреждения: «Парни справа от нас начали прицельно стрелять по нам из противотанковых ружей. И вот уже вскоре у нас были выведены из строя все оптические приборы...

Ближе к вечеру Цветти показал мне лужицу под моим танком.Я сразу заподозрил неладное. Водитель завел мотор, и столбик термометра тут же подскочил до отметки выше 250 градусов. Русские пробили радиатор своими минометами и противотанковыми ружьями».Англо-саксонские танки хуже Руководство для «Тигра» подробно не рассматривало, как вести бой, уберегаясь от выстрелов американского танка М4 «Шерман», так как в этом не было никакой необходимости. Снаряды калибра 75 мм и 76 мм, которыми стрелял М4А1 из своей длинноствольной пушки, представляли опасность только на небольших дистанциях. Снаряды, не причиняя вреда, отскакивали не только от лобовой брони «Тигра», но даже и от более уязвимых бортов, где толщина брони не превосходила 80 мм.

Сержант Гарольд Е. Фалтон, наводчик «Шермана», оснащенного пушкой калибра 75 мм, вспоминает о бое с «Тигром» в 1945 году: «Нам был отдан приказ атаковать колонну из шести “Тигров” I и двух танков Panzer IV. Я был наводчиком и выпустил по цели 30 снарядов калибра 75 мм... Снаряды задели танк “Тигр”, отскочив от брони вправо вверх, и пролетели еще 100 м. Вместе со мной открыли огонь по колонне другие танки из моей роты, два или три из другой роты и две гаубицы М7 калибра 105 мм. Расстояние между моим танком и немецкими танками составляло от 500 до 800 м. Через два дня, когда мы смогли рассмотреть подбитые танки, мы увидели большие пробоины в Panzer IV, но только у одного танка “Тигр” оказалась пробитой броня сразу за башней. На других танках “Тигр” были видны только вмятины в броне от попавших снарядов».

Отто Кариус описывает эту же самую битву: «Снова и снова мы восхищались качеством стали наших танков. Она была твердая, но не хрупкая, а упругая. Если снаряд противотанкового орудия не входил под прямым углом, то он соскальзывал в сторону и оставлял после себя отметину, как если бы вы провели пальцем по мягкому куску масла».

Эффективная термическая обработка

Офицер Вальтер Рау работал в комиссии по вооружению как специалист по броне. Он был уверен, что секрет неуязвимости «Тигра» заключался в технологии изготовления стали для брони: «Прочность закаленной и цементированной стали обеспечивается контролем за уровнем содержания углерода, снижение которого приводит к возрастанию плотности стали. Высокий уровень углерода ведет к потере качества стали при сварном соединении. Если нужно сохранить достаточную прочность стали при сварном соединении деталей корпуса, то необходимо выбирать сталь с добавками никеля, хрома и молибдена».

Чем дольше длилась война, тем меньше была возможность использовать такие стратегически важные материалы, как никель, молибден и ванадий. Стремясь наладить производство необходимого количества высокопрочной стали без легирующих добавок редких элементов, немецкие инженеры совершенствовали процесс закалки стали. Повысить твердость стали и увеличить предел упругости позволяла специальная технология обработки стали. После того, как сталь раскаляли докрасна, ее помещали в воду или масло.
В результате этой процедуры сталь становилась тверже. Для дальнейшего увеличения твердости материала сталь снова подвергали термической обработке, но при более низкой температуре, а затем снова охлаждали в воде, масле или на воздухе.

Траки гусениц в качестве брони

Кроме собственных характеристик стали, на прочность брони влияют способы соединения ее листов. О различных способах соединения листов брони написано много специальной литературы. Из литературы известно, что при стыковке листов брони «Тигра» использовалось как заклепочное соединение, так и сварные швы. В отличие от «Пантеры» и «Королевского тигра», в танке «Тигр» I клепка применялась только на лобовой броне башни.

Остальная часть башни состояла из опоясывающего стального листа длиной в 6 м и шириной 80 мм, изогнутого в форме подковы, это техническое решение было заимствовано из судостроения. Дополнительная защита была добавлена, начиная с 391-го экземпляра «Тигра» I, затем бронирование было усилено еще больше. Заклепочное соединение листов брони довольно дорого, этот способ соединения использовался и для изготовления брони других танков. При заклепочном соединении листы брони корпуса или башни соединялись, образуя ребристый контур. Между склепанными пластинами существовал небольшой зазор, и поэтому при попадании снаряда они смещались относительно друг друга. При соединении сварным швом это было невозможно. Но на «Тигре» I прямоугольная форма листов брони корпуса и башни позволяла обходиться без заклепочного шва, и при попадании снаряда в пластину передней или боковой брони, удар частично приходился на перпендикулярную ей пластину.

Дополнительным и довольно простым способом усиления защиты было использование звеньев гусениц. Как правило, гусеничные траки навешивали вокруг башни, иногда по всем вертикальным поверхностям танка и в первую очередь с тех сторон, где располагались члены экипажа.К броне танка еще на заводе приваривали специальные крепления для навешивания гусеничных траков.

Техника, которая участвовала во Второй мировой войне по обе стороны фронта, порой более узнаваема и «канонична», чем даже ее участники. Ярким тому подтверждением является наш пистолет-пулемет ППШ и немецкие танки «Тигр». Их «популярность» на Восточном фронте была такова, что едва ли не в каждом втором танке врага наши солдаты видели именно Т-6.

Как все начиналось?

К 1942 году немецкие штабы окончательно осознали, что «молниеносной войны» не получилось, зато явственно видна тенденция позиционного затягивания. Кроме того, русские танки Т-34 позволяли эффективно бороться с немецкими частями, оснащенными Т-3 и Т-4. Прекрасно зная, что такое танковый удар и какова его роль в войне, немцы приняли решение о разработке совершенно нового тяжелого танка.

Справедливости ради заметим, что работы по проекту шли еще с 1937 года, но только в 40-х требования военных приняли более конкретные очертания. Над проектом тяжелого танка работали сотрудники сразу двух фирм: Henschel и Porsche. Фердинанд Порше был любимцем Гитлера, а потому совершил один досадный промах, сильно поторопившись… Впрочем, об этом мы еще поговорим.

Первые прототипы

Уже в 1941 году предприятия Вермахта предложили «на суд публики» два прототипа: VK 3001 (H) и VK 3001 (Р). Но в мае того же года военные предложили обновленные требования к тяжелым танкам, в результате чего проекты пришлось серьезно пересматривать.

Именно тогда появились первые документы по изделию VK 4501, от которого ведет свою родословную немецкий тяжелый танк «Тигр». От конкурентов требовалось предоставить первые образцы уже к маю-июню 1942 года. Количество работ было катастрофически велико, так как обе платформы немцам пришлось конструировать фактически заново. Весной 1942 года оба прототипа, оснащенные башнями Friedrich Krupp AG, были привезены в «Волчье логово», дабы продемонстрировать фюреру новую технику в день его рождения.

Победитель состязания

Выяснилось, что у обеих машин имеются существенные недостатки. Так, Порше настолько «увлекся» идеей создания «электрического» танка, что его прототип, будучи очень тяжелым, с трудом мог развернуться на 90°. У Хеншеля тоже было не все ладно: его танк с большими сложностями смог разогнаться до требуемых 45 км/ч, но при этом его мотор нагрелся так, что возникла реальная угроза пожара. Но все же победил именно этот танк.

Причины просты: классическая конструкция и более легкое шасси. Танк же Порше был настолько сложным и требовал такое количество дефицитной меди для производства, что даже Гитлер был склонен отказать своему любимому инженеру. С ним вполне согласилась и приемная комиссия. Именно немецкие танки «Тигр» от компании "Хеншель" и стали признанным «каноном».

О торопливости и ее последствиях

Здесь следует заметить, что сам Порше еще до начала испытаний был настолько уверен в своем успехе, что приказал начать производство не дожидаясь результатов приемки. К весне 1942 году в цехах завода уже стояло ровно 90 готовых шасси. После провала на испытаниях нужно было решать, что с ними делать. Выход нашелся - мощное шасси было использовано для создания САУ "Фердинанд".

Эта самоходка стала не менее известной, чем если бы сравнивать ее с Т-6. "Лоб" этого монстра не пробивался почти ничем, даже прямой наводкой и с дистанции всего 400-500 метров. Неудивительно, что экипажи советских танков «Федю» откровенно побаивались и уважали. Впрочем, пехота с ними была не согласна: «Фердинанд» не имел курсового пулемета, а потому многие из 90 машин были уничтожены магнитными минами и противотанковыми зарядами, «заботливо» подкладываемыми прямо под гусеницы.

Серийное производство и доработки

В конце августа того же года танк пошел в производство. Как ни странно, но в тот же период интенсивно продолжались испытания новой техники. Впервые продемонстрированный Гитлеру образец к тому времени уже успел пройти по дорогам полигонов 960 км. Выяснилось, что на пересеченной местности машина могла разгоняться до 18 км/ч, причем горючего при этом сжигалось до 430 л на 100 км. Так что немецкий танк «Тигр», характеристика которого приводится в статье, из-за своей прожорливости доставлял немало проблем службам снабжения.

Производство и усовершенствование конструкции шло в единой связке. Были изменены многие внешние элементы, в том числе и ящики ЗИП. Тогда же по периметру башни стали ставить небольшие мортирки, специально предназначенные для и мин типа "S". Последняя предназначалась для уничтожения вражеской пехоты и была весьма коварна: будучи выпущена из ствола, она взрывалась на небольшой высоте, густо засыпая пространство вокруг танка мелкими металлическими шариками. Помимо этого, специально для маскировки машины на поле боя были предусмотрены отдельные дымовые гранатометы NbK 39 (калибр 90 мм).

Проблемы с транспортировкой

Важно отметить, что немецкие танки «Тигр» стали первыми в машинами, которые серийно оснащались техникой для подводного вождения. Это было связано с большой массой Т-6, которая не позволяла перевозить его по большинству мостов. Вот только на практике оборудование это практически не использовалось.

Качество ее было на высоте, так как еще на испытаниях танк без всяких неполадок провел в глубоком бассейне более двух часов (с работающим мотором), но сложность монтажа и необходимость инженерной подготовки местности делали использование системы невыгодной. Сами танкисты считали, что немецкий тяжелый танк Т-VI «Тигр» просто завязнет в более-менее илистом дне, так что старались не рисковать, используя более «стандартные» способы переправы через реки.

Он также интересен тем, что для этой машины было разработано сразу два типа гусениц: узкие 520 мм и широкие 725 мм. Первые использовались для перевозок танков на стандартных железнодорожных платформах и, при возможности - для движения своим ходом по дорогам с твердым покрытием. Второй тип гусениц был боевым, его использовали во всех остальных случаях. Каким было устройство немецкого танка «Тигр»?

Особенности конструкции

Сама конструкция новой машины была классической, с задним расположением МТО. Всю переднюю часть занимало отделение управления. Именно там располагались рабочие места механика-водителя и радиста, который попутно выполнял обязанности стрелка, управляя курсовым пулеметом.

Средняя часть танка была отдана под боевое отделение. Сверху устанавливалась башня с пушкой и пулеметом, там же находились рабочие места командира, наводчика и заряжающего. Также в боевом отделении размещался весь боекомплект танка.

Вооружение

Основным орудием была пушка KwK 36 калибра 88 мм. Она был разработана на основе печально известной зенитки «ахт-ахт» того же калибра, которая еще в 1941 году уверенно подбивала все танки союзников практически со всех дистанций. Длина ствола орудия - 4928 мм, с учетом - 5316 мм. Именно последний был ценной находкой немецких инженеров, так как позволял снизить энергию отдачи до приемлемого уровня. Вспомогательным вооружением являлся 7,92-мм пулемет MG-34.

Курсовой пулемет, которым, как мы уже говорили, управлял радист, размещался в лобовом листе. Заметим, что на командирской башенке, при условии использования специального крепления, можно было разместить еще один MG-34/42, который в этом случае использовался в качестве зенитного вооружения. Здесь следует отметить, что эта мера была вынужденной и часто использовалась немцами в Европе.

В общем и целом самолетам не мог противостоять ни один немецкий тяжелый танк. T-IV, «Тигр» - все они являлись легкой добычей авиации союзников. У нас же ситуация была совершенно иной, так как вплоть до 1944 года у СССР просто не было достаточного количества штурмовиков для атак тяжелой немецкой техники.

Поворот башни осуществлялся за счет гидравлического поворотного устройства, мощность которого составляла 4 кВт. Мощность забиралась с коробки передач, для чего использовался отдельный передаточный механизм. Механизм был чрезвычайно эффективным: на максимальных оборотах башня поворачивалась на 360 градусов всего за минуту.

Если по каким-то причинам двигатель был заглушен, но требовалось повернуть башню, танкисты могли использовать ручное поворотное устройство. Его недостатком, помимо высокой нагрузки на экипаж, было то обстоятельство, что при малейшем наклоне ствола поворот был невозможен.

Силовая установка

Следует заметить, что немецкие танки Второй мировой войны («Тигр» не исключение), несмотря на свою «бензиновость», славы «зажигалок» не получили. Это было связано как раз с разумным расположением бензобаков.

В движение машину приводили два мотора Maybach HL 210P30 в 650 л.с. или Maybach HL 230P45 в 700 л.с (которые ставились начиная с 251-го «Тигра»). Моторы V-образные, четырехтактные, 12-ти цилиндровые. Заметим, что имел точно такой же движок, но один. Охлаждался мотор двумя жидкостными радиаторами. Кроме того, по обеим сторонам движка были установлены отдельные вентиляторы, улучшающие процесс охлаждения. Кроме того, был предусмотрен отдельный обдув генератора и выхлопных коллекторов.

В отличие от отечественных танков, для заправки мог использоваться только высокосортный бензин с октановым числом не менее 74. Четыре бензобака, размещенные в МТО, вмещали 534 литров топлива. При движении по твердым на сотню километров затрачивалось 270 литров бензина, а при пересечении бездорожья расход возрастал сразу до 480 литров.

Таким образом, технические характеристики танка «Тигр» (немецкого) не предполагали его длительных «самостоятельных» маршей. Если только была минимальная возможность, немцы старались подвезти его поближе к полю боя на железнодорожных составах. Так выходило заметно дешевле.

Характеристики ходовой части

На каждый борт приходилось по 24 опорных катка, которые не только располагались в шахматном порядке, но и стояли сразу в четыре ряда! На опорных катках использовались резиновые бандажи, на прочих они были стальными, но применялась дополнительная система внутренней амортизации. Заметим, что немецкий танк Т-6 «Тигр» имел очень существенный недостаток, который так и не удалось устранить: из-за предельно высокой нагрузки очень быстро изнашивались бандажи опорных катков.

Начиная приблизительно с 800-й машины на все катки стали ставить стальной бандаж и внутреннюю амортизацию. Для упрощения и удешевления конструкции наружные одинарные катки были также исключены из проекта. Кстати, а сколько вообще стоил Вермахту немецкий танк «Тигр»? Модель образца начала 1943 года оценивалась, по разным источникам, в диапазоне от 600 тысяч до 950 тысяч рейхсмарок.

Для управления использовался штурвал, похожий на мотоциклетный руль: за счет использования гидравлического привода танк весом в 56 тонн легко управлялся усилием одной руки. Переключить передачу можно было буквально двумя пальцами. Кстати говоря, КПП этого танка была законной гордостью конструкторов: роботизированная (!), четыре передачи вперед, две - назад.

В отличие от наших танков, где мехводом мог быть только очень опытный человек, от профессионализма которого зачастую зависела жизнь всего экипажа, за штурвал «Тигра» мог сесть практически любой пехотинец, до того управлявший хотя бы мотоциклом. Из-за этого, кстати, должность мехвода «Тигра» чем-то особенным не считалась, тогда как механик-водитель Т-34 был едва ли не главнее командира танка.

Броневая защита

Корпус - коробчатый, его элементы собирались «в шип» и сваривались. Броневые листы катанные, с присадками хрома и молибдена, цементированная. Многие историки критикуют «коробчатость» «Тигра», но, во-первых, и без того недешевую машину так можно было хоть сколько-то упростить. Во-вторых, что еще важнее, вплоть до 1944 года на поле боя не было ни одного танка союзников, который бы мог поразить Т-6 в лобовую проекцию. Ну если только не в упор.

Так что немецкий тяжелый танк T-VI «Тигр» на время создания был очень защищенной машиной. Собственно, за это его и любили танкисты Вермахта. Кстати, как советское оружие пробивало немецкий танк «Тигр»? Точнее, какое оружие?

Лобовая броня имела толщину 100 мм, борт и корма - 82 мм. Некоторые военные историки считают, что из-за «рубленых» форм корпуса с «Тигром» с успехом могла бороться наша ЗИС-3 калибра 76 мм, но здесь есть несколько тонкостей:

  • Во-первых, в лоб поражение более-менее гарантировалось разве что с 500 метров, но некачественные бронебойные снаряды частенько не пробивали качественную броню первых «Тигров» даже в упор.
  • Во-вторых, что еще важнее, на поле боя была широко распространена «полковушка» калибра 45 мм, которая в лоб Т-6 не брала в принципе. Даже при попадании в борт пробитие могло гарантироваться разве что метров с 50-ти, да и то не факт.
  • Пушка Ф-34 танка Т-34-76 также не блистала, и даже использование подкалиберных «катушек» ситуацию исправляло слабо. Дело в том, что даже этого орудия надежно брал борт «Тигра» только с 400-500 метров. Да и то - при условии, что «катушка» была качественной, что бывало далеко не всегда.

Так как советское оружие пробивало немецкий танк «Тигр» далеко не всегда, танкистам был дан простой приказ: стрелять бронебойными только тогда, когда есть 100% вероятность попадания. Так можно было сократить расход дефицитного и очень дорогого Так что советское орудие могло подбить Т-6 только при совпадении нескольких условий:

  • Малой дистанции.
  • Удачного ракурса.
  • Качественного снаряда.

Так что вплоть до более-менее массового появления Т-34-85 в 1944 году и насыщения войск самоходками СУ-85/100/122 и «зверобоев» СУ/ИСУ 152 «Тигры» были очень опасными противниками наших солдат.

Характеристики боевого применения

О том, как высоко ценился немецкий танк Т-6 «Тигр» командованием Вермахта, говорит хотя бы тот факт, что специально под эти машины была создана новая тактическая единица войск - тяжелый танковый батальон. Причем это была отдельная, автономная часть, имевшая право на самостоятельные действия. Что характерно, из 14 созданных батальонов первоначально один действовал в Италии, один - в Африке, а оставшиеся 12 - в СССР. Это дает представление об ожесточенности боев на Восточном фронте.

В августе 1942 года «Тигры» были «апробированы» под Мгой, где наши артиллеристы подбили от двух до трех участвовавших в испытании машин (всего их было шесть), а в 1943 году наши солдаты сумели захватить первый Т-6 почти в идеальном состоянии. Сразу были проведены испытания обстрелом немецкого танка «Тигр», которые дали неутешительные выводы: танк Т-34 с новой техникой фашистов на равных бороться уже не мог, а мощности стандартной 45-мм полковой противотанковой пушки вообще не хватало для пробития брони.

Считается, что наиболее массовый случай использования «Тигров» в СССР имел место во время Курской битвы. Планировалось, что будет задействовано 285 машин этого типа, но в реальности Вермахт выставил 246 Т-6.

Что касается Европы, то к моменту высадки союзников там имелось три тяжелых танковых батальона, оснащенных 102 "Тиграми". Примечательно, что к марту 1945 года в мире оставалось около 185 танков этого типа на ходу. Всего их было выпущено примерно 1200 штук. Сегодня во всем мире есть один ходовой немецкий танк «Тигр». Фото этого танка, который находится на Абердинском полигоне, регулярно появляются в СМИ.

Почему сформировалась «тигробоязнь»?

Высокая эффективность использования этих танков во многом обусловлена прекрасной управляемостью и комфортными условиями работы экипажа. Вплоть до 1944 года на поле боя не было ни одного танка союзников, который бы мог вести бой с «Тигром» на равных. Много наших танкистов погибло, когда их машины немцы поражали с расстояния в 1,5-1,7 км. Случаев, когда Т-6 подбивали малым числом, очень редки.

Гибель немецкого аса Витмана - тому пример. Его танк, прорывавшийся через «Шерманов», был в конце концов добит с дистанций пистолетного выстрела. На один подбитый «Тигр» приходилось по 6-7 сгоревших Т-34, а у американцев статистика с их танками была еще печальнее. Конечно, «тридцать четверка» - машина совсем иного класса, но именно она в большинстве случаев противостояла Т-6. Это еще раз подтверждает героизм и самоотверженность наших танкистов.

Основные недостатки машины

Основным недостатком являлась высокая масса и ширина, делавшая невозможной транспортировку танка на обычных железнодорожных платформах без предварительной подготовки. Что касается сравнения угловатой брони «Тигра» и «Пантеры» с рациональными углами обзора, то на практике Т-6 все равно оказывался более грозным противником для советских и союзнических танков за счет более рационального бронирования. У Т-5 была очень хорошо защищена лобовая проекция, зато борта и корма оказались практически голыми.

Что куда хуже, мощности даже двух движков было мало для движения столь тяжелой машины по пересеченной местности. На болотистых почвах он просто вяз. Американцы даже разработали особую тактику борьбы против «Тигров»: они заставляли перекидывать немцев тяжелые батальоны с одного участка фронта на другой, в результате чего уже через пару недель половина Т-6 (как минимум) оказывались в ремонте.

Несмотря на все недостатки, немецкий танк «Тигр», фото которого есть в статье, был очень грозной боевой машиной. Быть может, с экономической точки зрения он обходился недешево, но сами танкисты, в том числе и наши, обкатывавшие трофейную технику, оценивали этого «кота» очень высоко.

Многих до сих пор волнует вопрос, какой же танк был лучшим танком Второй Мировой войны. Они тщательно сравнивают таблицы ТТХ, говорят о толщине брони, бронепробиваемости снарядов и еще о многих других цифрах из таблиц ТТХ. В разных источниках приведены разные цифры, поэтому начинаются споры о достоверности источников. За этими спорами забывается, что сами по себе цифры в таблицах еще ни о чем не говорят. Танки не предназначены для дуэлей с себе подобными в идеально одинаковых условиях! Они предназначены для боя, боя во взаимодействии с другими родами войск. Чрезмерное увлечение таблицами привело к тому, что вокруг вопроса о лучшем танке Второй Мировой войны нагромождено множество мифов. В статьях "Т-34 - лучший танк Второй Мировой войны?" и "Наш ответ Адерсу и Вибикке - Танк Т-34-85." этот вопрос рассматривался в отношении советских средних танков Т-34 и Т-34-85. Еще одним претендентом на роль лучшего танка является немецкий тяжелый танк «Тигр».

Одним из самых распространенных мифов о танках Второй Мировой войны является миф о неуязвимости «Тигра» для танков и противотанковой артиллерии противника. Испытания на полигоне в Кубинке в апреле 1943 года показали, что единственной отечественной пушкой, способной пробить лобовую броню Pz.Kpfw.VI была на тот момент 85-мм зенитная пушка. Она была способна это сделать с дистанции в 1000 метров. Атакующий «Тигр» представлял серьезную проблему для противотанковой обороны советских войск. Но толстая броня имела серьезный недостаток - она была очень тяжелой. Такую же степень защиты можно было достичь с помощью более тонкой брони, расположенной под рациональными углами наклона и сделать танк более легким и компактным.

Самыми массовыми орудиями ПТО в Красной армии были 45-мм пушки. Подкалиберные снаряды этой пушки пробивали бортовую 82-мм броню с дистанции 350 метров. Нижняя часть борта была бронирована слабее - всего 62 мм. Конечно попасть в нее между катками было очень сложно, но хороший наводчик с небольшой дистанции мог это сделать. Использование правильной тактики позволяло бороться с атакующими «Тиграми». Это делалось так. Одно или несколько орудий открывали огонь по немецкому танку и заставляли его подставить борт орудиям, находящимся в засаде и не открывающим огня. Как только «Тигр» подставлял борт, они поражали танк в уязвимые места.

Появление новых советских танков ИС-1, а затем ИС-2, Т-34-85 и самоходных орудий на базе Т-34, таких как СУ-85 и СУ-100, возобновление выпуска противотанковой пушки ЗИС-2 калибра 57-мм и создание новой противотанковой пушки БС-3 калибра 100-мм сделали Pz.Kpfw.VI уязвимым в атаке. Союзники перевооружили «Шерман» новой 76-мм пушкой и наладили выпуск 17-фунтовой противотанковой пушки, которые также могли пробивать лобовую броню «Тигра». Усиление противотанковых средств противников Германии происходило одновременно с падением качества брони немецких танков. Экономическая блокада не позволяла получать легирующие добавки, а собственные месторождения в Германии многих из них отсутствовали. Металлурги Германии были вынуждены снижать количество остродефицитных добавок в броне, стойкость которой к бронебойным снарядам уменьшалась.

Pz.Kpfw.VI был великолепно защищенным танком, но неуязвимым он не был. Правильная тактика обороняющихся позволяла наносить атакующим «Тиграм» серьезные потери. Со временем «Тигры» сохранили превосходство над танками противника только на больших дистанциях.

Одно из неоспоримых преимуществ Танк Pz.Kpfw.VI перед другими танками– огневая мощь. На танке «Тигр» стояла 88-мм пушка KwK 36, созданная на основе 88-мм зенитного орудия. Вероятно эта пушка - лучшее танковое орудие Второй Мировой войны. Она отличалась большой бронепробиваемостью и скорострельностью, ее осколочно-фугасный снаряд отлично справлялся практически со всеми небронированными целями на поле боя.

Оптический прицел Pz.Kpfw.VI позволял вести огонь по бронетехнике без подготовки на расстояние в 1200 метров. После пристрелки «Тигр» мог поразить неподвижный танк на расстоянии 2500 метров. Конструкция и отличное качество прицела позволяли вести огонь в сумерки.

Подвижность - ахиллесова пята танка Pz.Kpfw.VI.Любой танк это компромисс между огневой мощью, защищенностью и подвижностью. Создатели «Тигра» выбрали огонь и защиту, а подвижностью пришлось пожертвовать. Танк получился очень тяжелым - 55 тонн! Устанавливаемые на танк двигатели «Maybach» мощностью 650 или 700 л.с. были слишком слабыми для такой тяжелой машины.

Необходимо сказать об одном очень распространенном мифе. Двигатели «Maybach» были карбюраторными, поэтому многие считают их очень пожароопасными по сравнению с дизельными. Сторонники такой точки зрения приводят в свою пользу аргумент, что если бросить горящую спичку в ведро с бензином, то бензин вспыхнет, если же бросить зажженную спичку в ведро с соляркой, то спичка погаснет. Но никто в бою не бросает горящие спички в топливный бак танка! При попадании же бронебойного снаряда или кумулятивной струи в танковый бак, воспламеняется любой вид топлива. Как показала статистика Второй Мировой войны, дизельные танки горели также часто, как карбюраторные. Разница составляла всего несколько процентов!


Немецкие инженеры сделали все, что возможно для того чтобы сделать максимально простым управление «Тигром». Автоматический гидравлический сервопривод трансмиссии позволял переключать передачи, которых было восемь вперед и четыре назад, двумя пальцами! А поворот танка осуществлялся легким поворотом штурвала. Такого удобного управления не было ни на одном танке Второй Мировой войны, за исключением «Королевского тигра», где была применена та же трансмиссия. Но даже легкость управления танком не могла компенсировать его веса.

Если сравнить табличные данные по удельной мощности «Тигра» с его основными конкурентами, кажется все благополучно. У «Тигра» удельная мощность 11,4 л.с./т, у ИС-2 - 11,3 л.с./т, а у английского танка «Черчиль» - всего 9 л.с./т! Но подвижность определяется не только удельной мощностью. Очень важным является удельное давление на грунт и общий вес танка. Удельное давление Pz.Kpfw.VI было на 30% больше, чем у ИС-2! Уже в первом бою 22 сентября 1942 года, когда «Тигры» пошли в атаку неподалеку от поселка Тортолово под Ленинградом, они застряли в грязи! Три танка при поддержке артиллерии и пехоты через несколько дней удалось эвакуировать, а четвертая машина так и осталась на нейтральной полосе и через месяц была по приказу Гитлера взорвана.

Не только грязь была непреодолимым препятствием для Pz.Kpfw.VI. Многие мосты в России не выдерживали вес 55-тонного танка и чтобы переправиться через небольшой ручей была нужна помощь саперов. Запас хода по шоссе был 100 км, а по пересеченной местности всего 60 км. Танк нуждался в постоянном сопровождении автозаправщиков. Но автозаправщик - лакомая цель для штурмовиков и истребителей-бомбардировщиков противника! В условиях господства в воздухе авиации противника, организация перемещения «Тигров» своим ходом выливалась в серьезную проблемуПеревозка «Тигров» по железной дороге также представляла большую проблему. Их можно было перевозить только на специальном транспортере. В эшелоне между двумя транспортерами нужно было цеплять четыре обычныхвагона, чтобы не превышать допустимую нагрузку на железнодорожные мосты. Но даже на специальный транспортер нельзя было погрузить «Тигр» без дополнительных проблем. Его нужно было «переобуть» в специальные транспортные гусеницы и снять внешний ряд опорных катков.

Танк Pz.Kpfw.VI - качество и удобство в эксплуатации.

Как и любой новый образец оружия, создаваемый в спешке и недостаточно испытанный, танки «Тигр» имели множество «детских болезней». Двигатель и трансмиссия из-за большого веса танка работали в очень напряженном режиме. Частыми были возгорания перегревшихся двигателей и поломки трансмиссии. Качество сборки и комплектующих было на удивление низким. Первые «Тигры» на Восточном фронте и в Африке постоянно преследовали протечки масла и топлива, течи радиаторов охлаждения. Применяемая из-за отсутствия поставок натурального каучука эрзац-резина не выдерживала высоких температур.

Постепенно часть проблем удалось решить, но многие конструктивные недостатки устранить было невозможно. Сложнейшая подвеска Pz.Kpfw.VI обеспечивала большую плавность хода, но была очень тяжелой и, например, зимой попавшая между катками грязь замерзала и могла полностью блокировать способность танка к передвижению. Замена внутреннего катка требовала снимать несколько катков в других рядах, при этом внутренние катки отличались быстрым износом.

Эксплуатация и ремонт «Тигров» представляли достаточно серьезную проблему. Например замена трансмиссии, часто выходившей из строя, требовала демонтажа башни. А для того, чтобы снять башню, требовался специальный козловой кран! Немецкие танкисты отмечали, что через пять - шесть дней боев «Тигры» начинали выходить из строя по причине механических поломок.

С опытным экипажем "Тигр" представлял большую угрозу для противника. Мощное вооружение и броня делали его опасным для любого танка стран антигитлеровской коалиции. Малоуязвимый для большинства средств ПТО, «Тигр» позволял довольно легко прорывать вражескую оборону. Но малый запас хода и проходимость, проблемы с перемещением танка вне поля боя, конструктивные недостатки и недостаточная надежность, трудность эвакуации поврежденных машин и их ремонта мешали реализовать его потенциал. Сложность конструкции и дороговизна не позволяли выпускать танк большой серией, в большинстве источников приводится информация, что всего было выпущено 1355 Pz.Kpfw.VI Tiger Ausf.E. Несмотря на все присущие "Тигру" недостатки, его можно считать самым грозным и серьезным оружием на поле боя и встреча с ним любоого танка Второй мировой в открытом бою, не сулила ничего хорошего его соперникам.

При этом никто и не думал сомневаься в боевой мощи советской армии, сокрушившей сильнейшую военную машину Запада - гитлеровскую Германию. Символом этой мощи стал "Т-34" - лучший советский танк времен великой отечественной войны. Печально, но в наше время многие считают это пропагандой, полагая, что "тридцатьчетверка" не заслуживает чести быть лучшим танком Второй Мировой. Этих странных людей не убеждают даже мемуары знаменитых гитлеровских военачальников, таких как командир 2й немецкой танковой группы Гейнц Гудериан, который писал о превосходстве советских танков "Т-34" над немецкими ещё летом 1941 года в боях под Мценском. В дальнейшем об этом неоднократно говорили и писали многие гитлеровские офицеры, сталкивавшиеся с "Т-34" на поле боя.

И действительно советский танк в 1941 году в начале Великой Отечественной Войны имел абсолютное превосходство над любым танком германской армии. Вспомим, что в начале войны основным танком гитлеровцев был "PzIII", обладавший 30мм лобовой броней и вооруженный 37мм орудием. Что мог противопоставить этот "основной" немецкий танк "тридцатьчетверке"? Только бой на предельно малых дистанциях. Броня советского танка составляла 45мм под хорошим наклоном(собственно "Т-34" был первым в мире танком с рациональными углами наклона бронеплит), и это увеличивало её бронестойкость. В результате немецкие снаряды, выпускаемые из 37мм орудий были не в состоянии пробить такую броню со средних и дальних дистанций. Советская 76мм пушка, установленная на "Т-34" пробивала любые немецкие танки 1941 года, включая самые новые "PzIV" с достаточно больших дистанций, оставаясь вне зоны поражения слабых немецких пушек. При столкновениях с "Т-34" это вынуждало немцев обходить их, сближаться на предельно близкие и очень опасные для огневого боя дистанции, либо использовать для борьбы с "Т-34" тяжелые 88мм зенитные орудия с высокой начальной скоростью полета снаряда, которые наверняка пробивали "Т-34". Чаще всего в начале войны немецкие танки избегали прямого столкновения с "тридцатьчетверками".

Известно немало случаев, когда теория расходилась с практикой. Теоретическое сравнение разных боевых машин приводило к определенным результатам, а их столкновение на практике завершалось совсем не так, как ожидалось ранее. К примеру, в годы Великой Отечественной войны наиболее массовый и совершенный советский тяжелый танк ИС-2, имея значительные преимущества перед немецким Pz.Kpfw. VI Ausf. H1 Tiger, порой не мог завершить бой в свою пользу. Попробуем рассмотреть эту технику и определить причины, по которым наши не всегда могли реализовать преимущества своих танков.

Техника и ее характеристики

Самый массовый советский тяжелый танк времен Великой Отечественной войны пошел в серию в конце 1943 года. Производство машин типа ИС-2 продолжалось до июня 1945-го. Примерно за полтора года промышленность передала Красной Армии 3385 танков. По понятным причинам, некоторая часть танков последних серий уже не успела попасть на фронт. За время эксплуатации части, имевшие на вооружение ИС-2, потеряли значительное количество такой техники. Впрочем, серийное производство покрывало все потери и позволяло продолжать бои. Мало того, имеющийся парк техники оставался на вооружении долгие годы после окончания войны; существенное количество танков было передано третьим странам.

Советский тяжелый танк ИС-2 первой версии. От более поздних машин он отличается характерной лобовой частью корпуса

ИС-2 имел самую мощную защиту среди всех советских танков военного времени. Изначально такие танки имели лобовой агрегат из листов толщиной 60, 100 и 120 мм, установленных под углами. В 1944 году появился новый вариант лба с верхней лобовой деталью толщиной 120 мм и нижней 100-мм. Борта имели толщину 90 мм, корма – 60 мм. Башня получила круговую защиту в виде 100-мм брони. На лбу также имелась маска равной толщины. Следует отметить, что на некоторых серийных танках вместо катаных деталей использовались литые, отличавшиеся меньшей стойкостью к обстрелу.

Танк комплектовался 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2ИС мощностью 520 л.с., что при боевой массе 46 т давало удельную мощность чуть более 11 л.с. на тонну. На шоссе машина разгонялась до 35-37 км/ч, на пересеченной местности – до 15 км/ч. Обеспечивалось преодоление разнообразных препятствий.

С учетом опыта предыдущих сражений танк ИС-2 оснастили 122-мм нарезной пушкой Д-25Т, которая, как ожидалось, могла эффективно уничтожать любую бронетехнику немецкой армии. Д-25Т представляла собой переработанный вариант орудия А-19 с некоторыми новыми элементами. Пушки первых серий имели поршневой затвор, но в начале 1944 года его заменили полуавтоматическим клиновым. Для сокращения импульса отдачи имелся дульный тормоз. Орудие использовало выстрелы раздельного заряжания. Была обеспечена круговая наводка по горизонтали поворотом башни с возможностью точного наведения при помощи отдельных механизмов на установке.


Схема бронирования танка ИС-2. Вверху справа показан корпус танка первой версии, внизу - более поздней, с переработанным лбом

При использовании остроголового калиберного бронебойного снаряда типа БР-471 пушка Д-25Т на дистанции 500 м при угле встречи 90° могла пробить 155 мм гомогенной брони. На расстоянии 1 км бронепробиваемость уменьшалась до 143 мм. На вдвое большей дистанции – до 116 мм. Таким образом, пушка танка ИС-2 в теории представляла большую опасность почти для всей немецкой бронетехники. В одних случаях должно было происходить пробитие с известными последствиями, в иных – фатальное повреждение внешних агрегатов.

В боекомплект танка входило 28 выстрелов раздельного заряжания. Каждый снаряд БР-471 весил 25 кг, гильза типа Ж-471 с переменным зарядом – от 13,7 до 15,3 кг, в зависимости от использованного материала. Необходимости работы с крупными и тяжелыми элементами выстрела привела к сокращению скорострельности до 3 выстрелов в минуту.

Для управления орудием наводчик ИС-2 использовал телескопический прицел ТШ-17 и перископический ПТ4-17. С определенного времени серийные танки лишились перископического прицела, вместо которого установили еще один смотровой прибор. Ситуационная осведомленность улучшилась, но танк лишился возможности самостоятельной стрельбы с закрытой позиции.


ИС-2 с новым лбом в одном из отечественных музеев

Самым массовым немецким танком тяжелого класса стал Pz.Kpfw. VI Ausf. H1, также известный под названием Tiger. Эта машина пошла в серию в конце лета 1942 года и выпускалась в течение двух лет, до августа 1944-го. Танк получился достаточно сложным в производстве и дорогим; за все время производства промышленность изготовила только 1350 единиц такой техники. С начала службы в 1942 году и до конца войны немецкая армия потеряла подавляющее большинство таких машин. Основные потери, по известным причинам, имели место на Восточном фронте и являются заслугой Красной Армии.

Характерной чертой танка «Тигр» являлось мощное бронирование. Лоб его корпуса состоял из катаных листов толщиной 100, 80 и 63 мм, собранных в коробчатый агрегат узнаваемой формы. Борта собирались из 80- и 63-мм деталей, а корма имела толщину 80 мм. Лоб башни изготавливался из 100-мм листа и усиливался маской орудия переменной толщины: от 90 до 200 мм. Борт и корма башни имели одинаковую защиту в виде 80 мм брони.

Танки разных серий комплектовались 12-цилиндровыми карбюраторными двигателями Maybach HL210P30 и HL210P45 мощностью 700 л.с. При массе 57 т танк Tiger имел удельную мощность не более 13 л.с. на тонну. Без ограничения оборотов двигателя танк мог развить на шоссе скорость 44 км/ч. На пересеченной местности скорость ограничивалась 22-25 км/ч. Машина имела достаточно высокую проходимость.

Главным немецкого «Тигра» была танковая пушка 8,8 cm KwK 36 L/56 с нарезным стволом калибра 88 мм. Орудие оснащалось полуавтоматическим клиновым затвором, электрической системой воспламенения и дульным тормозом узнаваемой формы. С KwK 36 использовались унитарные выстрелы 88х570 мм R, комплектовавшиеся снарядами разных типов. Важной особенностью немецкой пушки была настильность траектории, в некоторой мере компенсировавшая ошибки в вертикальной наводке.


Компоненты выстрела для пушки Д-25Т (справа налево, показаны с двух сторон): гильза с метательным зарядом, осколочно-фугасный снаряд ОФ-471Н, бронебойный БР-471 и бронебойный БР-471Б

Для поражения танков пушка KwK 36 могла использовать снаряды нескольких типов: два кинетических (один с вольфрамовым сердечником, другой с баллистическим колпачком и зарядом взрывчатого вещества) и ряд кумулятивных. Последние во всех условиях пробивали до 100-110 мм гомогенной брони при угле встречи 90°. Наиболее эффективный снаряд Pz.Gr.40 с вольфрамовым сердечником на дистанции 500 м пробивал 200 мм брони, на 1 км – 179 мм. На расстоянии 2 км он сохранял энергию для поражения 143-мм преграды. Снаряд Pz.Gr.39, собранный без применения дорогих материалов, на тех же дистанциях пробивал 151, 138 и 116 мм брони соответственно.

Унитарные выстрелы немецкого производства с 88-мм снарядами имели длину более 1150 мм и весили чуть менее 21 кг. Боекомплект орудия KwK 36 включал не менее 90 снарядов. Позже немецкие инженеры нашли способ довести его до 120 снарядов. За счет сравнительно легкого выстрела с унитарным заряжанием удалось получить техническую скорострельность до 6-8 выстрелов в минуту.

Большая часть танков «Тигр» была оснащена бинокулярными оптическими прицелами TZF-9b. На машинах последних серий использовались изделия TZF-9c. Первый имел фиксированное увеличение 2,5х, тогда как кратность второго регулировалась от 2,5х до 5х.

Преимущества и недостатки

Нетрудно заметить, что самые массовые тяжелые танки СССР и гитлеровской Германии имели схожие показатели подвижности и проходимости, но при этом самым серьезным образом отличались с точки зрения защиты и вооружения. Простейшее сравнение двух танков «на бумаге» показывает, в каких сферах рассматриваемые образцы могли иметь преимущество друг перед другом.


Музейный танк "Тигр"

Советский ИС-2 ранних серий имел лобовую броню в виде листов толщиной 120, 100 мм и 60 мм, что с учетом наклона давало приведенную толщину около 195, 130 и 115 мм соответственно. Лобовой агрегат танка Pz.Kpfw. VI Ausf. H не имел больших углов установки деталей, и потому их приведенная толщина оставалась на уровне 100-110 мм. Впрочем, для наклонного 80-мм листа этот параметр достигал 190 мм. Однако наклонная деталь не занимала много места в общей лобовой проекции танка, и потому ее влияние на общий уровень защиты не было решающим.

С точки зрения защиты башни «на бумаге» два танка схожи. При этом «Тигр» имеет преимущество в виде большей толщины маски орудия, а башня ИС-2 отличается более толстыми бортами и кормой.

В целом, преимущество в области защиты остается за советским танком. Однако нужно учитывать, что живучесть боевой машины зависит не только от характеристик ее брони, но и от возможностей оружия противника.

Верхний лобовой лист танка ИС-2 с приведенной толщиной от 195 до 240 мм, в зависимости от серии, можно считать крайне сложной преградой для всех снарядов пушки KwK 36 на разумных дистанциях. Ситуацию мог исправить только самый эффективный и дорогой снаряд с вольфрамовым сердечником. В свою очередь, ИС-2 со снарядом БР-471 в идеальных условиях мог поражать Tiger в лобовую проекцию на дистанциях не менее 1 км.


Лобовая проекция немецкого танка: наклоны листов минимальны

При этом следует учитывать возможность выведения противника из строя без пробития брони. Осколки снаряда, попавшего в корпус или башню, а также выбитые обломки брони были способны повреждать орудие, оптические приборы и т.п., как минимум, нарушая нормальную работу боевой машины. Так, в ходе испытаний пушка Д-25Т не только пробивала броню трофейного Tiger, но и проделывала в ней проломы, а также смогла сорвать башню с погона.

Несомненным преимуществом немецкого танка являлась более высокая скорострельность, связанная с меньшим калибром снаряда и иным способом заряжания. На подготовку к выстрелу советским танкистам требовалось не менее 20 с, тогда как немецкий заряжающий мог управиться за 8-10 с. Таким образом, «Тигр» мог быстрее скорректировать наводку и сделать второй выстрел с большей точностью. Однако необходимо помнить о соотношении бронепробиваемости немецких снарядов и характеристиках брони ИС-2. Чтобы второй выстрел привел к поражению советского танка, немецкому «Тигру» следовало быть на не самой большой дистанции от него.

Бортовые проекции ИС-2 и «Тигра» имели защиту в виде 90 и 63-80 мм брони соответственно. Это означает, что оба танка могли эффективно поражать друг друга на всех дистанциях, имеющих место в реальном бою. После единственного меткого выстрела с попаданием в борт противник выводился из строя, как минимум, до прохождения ремонта.


Загрузка унитарных 88-мм снарядов в танк

Немецкий танк, отличавшийся лучшей подвижностью, мог быстрее выйти на выгодную позицию. На пересеченной местности Tiger был способен развивать скорость до 20-25 км/ч – в зависимости от особенностей ландшафта. Максимальная скорость ИС-2 была меньше – до 12-15 км/ч. Опытный экипаж мог использовать такое преимущество в свою пользу, а недостаточно обученным танкистам без должного опыта дополнительные километры в час не принесли бы никакой пользы.

Таким образом, при простом и поверхностном рассмотрении тактико-технических характеристик двух тяжелых танков СССР и Германии можно сделать определенные выводы и предположения. ИС-2 имел преимущества перед Pz.Kpfw. VI Ausf. H Tiger в одних характеристиках, но проигрывал в других. При этом за ним оставались серьезные преимущества в части брони и вооружения. Немецким танкистам в случае столкновения с ИС-2 пришлось бы полагаться на лучшую подвижность и более высокую скорострельность.

Столкновение в реальности

Известно, что танкам ИС-2 и Tiger неоднократно приходилось встречаться в бою с весны 1944 года. Однако, по имеющимся данным, такие бои происходили не слишком часто, поскольку разные тактические роли обычно разводили их по разным участкам фронта. Тем не менее, сохранились определенные сведения о столкновениях тяжелых танков двух стран, позволяющие рассмотреть сложившуюся ситуацию и скорректировать ранее сделанные выводы.

По известным данным, впервые ИС-2 встретились с танками Tiger в апреле 1944 г. в районе г. Тернополь. Первыми приняли бой танкисты 11-го отдельного гвардейского тяжелого танкового полка. Впоследствии этот полк и другие части неоднократно встречались с тяжелыми немецкими танками и вели бои с ними. По объективным причинам, установить все результаты этих сражений уже невозможно, однако известно, что обе стороны наносили друг другу ощутимый ущерб.

Рассматривая доступные данные о столкновении «Тигров» и ИС-2, можно заметить несколько основных особенностей таких боев. Танки неоднократно атаковали друг друга с дистанции порядка 1000-1500 м, и в таком бое чаще побеждали советские ИС-2. При этом известны случаи, когда Tiger атаковал советскую машину с расстояния более 1 км и пробивал нижнюю лобовую деталь, что приводило к воспламенению топливных баков. Впрочем, на дистанциях более 1 км преимущество оставалось за танкистами-красноармейцами.

Бои на меньших дистанциях, несмотря на имеющиеся у обоих танков преимущества, оказывались сложными для обеих сторон. На расстояниях от 400-500 до 900-1000 м ИС-2 и «Тигр» могли с переменным успехом атаковать друг друга в лоб и уверенно поражать в борт. При дальнейшем сокращении дистанции между танками шансы на победу и выживание уравнивались. В то же время, в этих обстоятельствах, вероятно, могла возрастать роль подвижности и скорострельности. Соответственно, немного увеличивался потенциал немецкой техники.


Немецкие танкисты изучают вмятину на броне "Тигра". Это явно была не пушка танка ИС-2

Таким образом, два тяжелых танка противоборствующих сторон серьезно отличались друг от друга теми или иными особенностями конструкции и характеристиками, что приводило к появлению различных преимуществ перед противником. Однако в этом контексте имелись достаточно серьезные проблемы. Далеко не всегда реальное боевое столкновение с вражескими танками могло пойти по оптимальному сценарию, позволяющему в полной мере использовать свои преимущества. На практике это приводило к тому, что советские танкисты старались не подпускать «Тигры» на опасную дистанцию, но сами иногда оказывались слишком близко к вражеским позициям.

Вклад в победу

Тяжелые танки Pz.Kpfw. VI Ausf. H Tiger и ИС-2 не слишком часто встречались в боях, что было связано с разными тактическими ролями этих боевых машин. Из-за этого основными их противниками становилась бронетехника иных типов. И в этом деле советские тяжелые танки показали себя самым лучшим образом. 122-мм орудие позволяло атаковать и уничтожать почти все существующие образцы техники противника, а мощное бронирование защищало от множества ответных атак. Кроме того, танки ИС-2 выпускались в значительных количествах, что позволяло усилить бронетанковые войска желаемым образом.

Конечно, тяжелые танки ИС-2 не были лишены недостатков и по некоторым характеристикам проигрывали вражеской технике своего класса, что приводило к потерям. Тем не менее, подлежащие восстановлению машины возвращались в строй, а промышленность поставляла вновь построенную технику. Чуть более чем за полтора года серийного производства Советский Союз построил почти 3400 танков этого типа. 1350 немецких машин Tiger на этом фоне выглядят не слишком убедительно, и около 500 собранных Tiger II вряд ли могли исправить ситуацию.

В конечном итоге, именно танки ИС-2 успешно поддерживали наступление на позиции врага и наносили ему серьезнейший ущерб, способствуя продвижению Красной Армии. Несмотря на свои недостатки и преимущества техники противной стороны, советские бронемашины внесли заметный вклад в разгром врага и победу над гитлеровской Германией. Советские танки ИС-2 вместе с другой бронетехникой наглядно показали, как высокие характеристики, качество и количество боевых машин превращаются в победу.

По материалам:
http://armor.kiev.ua/
http://aviarmor.net/
http://battlefield.ru/
http://tiger-tank.com/
https://vpk-news.ru/
http://alanhamby.com/
http://russianarms.ru/
http://ww2data.blogspot.com/
Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. – М.: Экспринт, 2005. – Т. 2. 1941–1945.
Барятинский М.Б. Тяжелый танк ИС-2. Наш ответ «Тиграм». – М.: Яуза, Эксмо, 2006.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter


В этой схватке, казалось бы, победитель предопределен. 45-тонный немецкий средний танк, вооруженный отличным орудием, способным с нескольких километров пробить броню большинства средних и тяжелых танков союзников, оснащенный отличными приборами наблюдения и прицелами, намного превосходил легкий советский танк Т-70.

Вес последнего – 9,8 тонны, два человека в экипаже, номинальная броня и 45-мм танковая пушка образца 1932/38 гг., а еще скорострельность всего 3-5 выстр./мин. (командиру приходилось быть и заряжающим, и наводчиком).



Это случилось 26 марта 1944 года, тогда танк Т-70 младшего лейтенанта Григория Пегова вел разведку, во время которой обнаружил танковую колонну противника. Она намеревалась нанести контрудар по наступающим частям Красной Армии. Этого допустить было нельзя.

Пегов замаскировал свой танк и приготовился к бою, который должен был стать для него последним – во главе колонны шли грозные немецкие кошки – "Пантеры".



Подпустив их на 150 метров, Пегов открыл огонь. Первыми несколькими выстрелами был пробит борт "Пантеры," и она загорелась, второму танку Пегов перебил гусеницу, после чего экипаж поврежденной машины ретировался. Решив, что наткнулись на мощную противотанковую оборону, немцы поспешили отступить. "Золотую Звезду" Григорий Пегов получил, но только 24 марта 1975 года.

Т-34-76 против 12 "Тигров"



Т-34-76 – средний советский танк, который с появлением "Тигров" и "Пантер" больше не мог успешно бороться с танками вермахта. Его 76-мм пушка не пробивала в лоб новейшие танки, а "Тигр" могла взять только в борт с дистанции менее 100 метров. Броня в 45 мм больше не спасала от огня немецких орудий, оптика была не лучшего качества, да и расположена неудобно.


"Тигр" имел неприступную лобовую броню, отличную оптику и мощное 88-мм орудие, которое поражало Т-34 с нескольких километров - снаряды срывали башни с тридцатьчетверок при попадании. И все же, когда 25 января 1944 года при прорыве Корсунь-Шевченковского "мешка" 12 танков "Тигр" вышли на командный пункт 49-й танковой бригады под началом Александра Бурды, создав угрозу уничтожения штаба, комбриг, у которого на тот момент имелся всего один Т-34-76, принял решение вступить в бой. Бурда в одиночку атаковал 12 тяжелых танков противника и сжег два из них.

За это время штаб бригады успел выйти из-под огня, и ценные документы были спасены, но в тридцатьчетверку Бурды попало сразу несколько болванок. Комбриг был смертельно ранен осколками от отколовшейся брони. 24 апреля 1944 года гвардии подполковнику Александру Федоровичу Бурде было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, всего на счету советского танкиста-аса было 30 подбитых танков противника.

Т-34-85 против "Королевского тигра"

"Тигр II" или "Королевский тигр" – самый защищенный серийный тяжелый танк гитлеровской Германии. Его наклонная лобовая 150-мм броня была неуязвима для большинства танковых и противотанковых пушек союзников. Снаряд 88-мм пушки "Королевского тигра" мог пробить 80-мм вертикальную бронеплиту с дистанции 4 км, а великолепная оптика позволяла стрелять на такое расстояние. С дистанции в километр снаряд пробивал 240-мм броню.

Т-34-85 мог похвастаться только хорошей подвижностью и маневренностью, а также 85-мм орудием, установленным в новой просторной башне с 90-мм лобовой броней. Толщина лобовой детали корпуса осталась неизменной – 45 мм.



Август 1944 года, Сандомирский плацдарм, наступление 501-го тяжелого танкового батальона вермахта.

Разведка Красной Армии сработала оперативно, и визит немецких тяжеловесов ждали замаскированные в копнах сена Т-34-85. Командир одного из них, Александр Оськин, не знал, что новые танки противника практически неуязвимы.

Утром 11 "Королевских тигров" пошли в атаку. Выстрел Т-34-85 пробил борт одного из тяжелых танков, и над ним тут же взметнулось пламя, затем от меткого огня танка Оськина загорелся второй, третий успел повернуть башню в сторону советского танка, но тридцатьчетверка оказалась быстрее, и над "Королевским тигром" снова взметнулось пламя.



Позже в одном из боев, в котором участвовал экипаж Оськина, три "Королевских тигра" были захвачены полностью исправными. 23 сентября 1944 года Александру Оськину присвоено звание Героя Советского Союза.

С топором против Pz.38(t)


Красноармеец Иван Середа совершил, казалось бы, невозможное. Вооруженный топором, он вступил в бой с немецким танком (чешского производства) Pz.38(t), вышел из него победителем и взял в плен экипаж немецкой машины.

Все началось с того, что в августе 1941 года в районе Даугавпилса немцы на трофейном Pz.38(t) заметили дымок советской походной кухни. Нисколько не сомневаясь в своем превосходстве, они решили атаковать. Возле кухни находился только один боец – красноармеец Иван Середа, который готовил обед.

Увидев немецкий танк, вместо того чтобы бежать, солдат подхватил топор, которым колол дрова, и ринулся в атаку на танк. Экипаж Pz.38(t) немедленно захлопнул все люки и поспешил укрыться за броней, открыл огонь из пулемета.



Середу это нисколько не смутило, он забрался на танк и загнул ударами топора ствол пулемета, закрыл смотровые щели куском брезента. Затем начал стучать обухом топора по броне, при этом отдавая приказы несуществующим красноармейцам. Спустя некоторое время полностью деморализованный немецкий экипаж сдался.

В итоге, когда подошли однополчане Середы, они увидели не только обед, но и трофейный танк, а также связанный экипаж рядом. Ивану Середе звание Героя Советского Союза было присвоено 31 августа 1941 года.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода