Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Общие положения паломничества (хаджа). Хадж - условия для совершения паломничества

Паломничество

Паломничество в Мекку (хадж) является одним из главных пяти установлений, известных как пять столпов ислама. Ислам не предписывает совершать паломничества ни к могилам праведников, ни к монастырям в поисках помощи святых, ни к местам, где происходили чудеса; хотя некоторые мусульмане так и поступают. Аллах повелевает мусульманам совершить хадж к Каабе, которая находится в Саудовской Аравии, в городе Мекке. Кааба – «Дом Бога» – считается священной потому, что ее построил пророк Ибрахим (Авраам) для поклонения Господу. Она стала эпицентром, к которому поворачиваются все мусульмане в молитве (салят).

Паломничество относится к особо достойным видам поклонения. За него мусульманин получает полное прощение грехов, это показатель высокой духовности и искренней преданности верующего. Любой мусульманин, которому позволяет здоровье и материальное положение, обязан раз в жизни совершить паломничество в Мекку, священный город ислама. Обряд паломничества начинается через несколько месяцев после рамадана, на 8-й день последнего месяца исламского года зуль-хиджа, и заканчивается на 13-й день. Раз в год мусульмане со всего мира устремляются в Мекку, чтобы очиститься, укрепить свою веру и удостовериться еще раз в том, что невзирая на цвет кожи, происхождение, степень богатства или бедности все мусульмане равны.

Таким образом, паломничество объединяет мусульман мира в одно многонациональное братство. Ежегодно более двух миллионов мусульман совершают хадж. Среди мусульман есть обычай называть человека, совершившего паломничество, «хаджи». Но это скорее культурный, нежели религиозный обычай.

Существует пять остановок по пути в Мекку: для паломников, идущих со стороны Египта, Медины, Ирака, Неджда и Йемена.

По пути в Мекку паломник входит в состояние чистоты, известное как ихрам. Это состояние, когда некоторые повседневные обычные поступки становятся запрещенными. Например, запрещается стричь ногти, мужчинам нельзя покрывать голову, носить обычную одежду и т. д. Мужчины облачаются в специальную одежду – два куска бесшовной ткани, оборачиваемой вокруг тела. Эта простая одежда символизирует равенство всего человечества в глазах Господа, и отказ от мирских привязанностей.

О том, как происходит хадж, мы уже рассказывали выше.

Кроме хаджа существует «малое паломничество», или умра. В отличие от хаджа умра совершается в любое время года. Однако выполнение умры не освобождает мусульманина от обязанности совершить хадж. Обряды большого и малого паломничества схожи, а мусульманин может совершить их как по отдельности, так и вместе. Как и хадж, умра начинается с вхождения в состояние ихрам. Паломник семь раз обходит священную Каабу, дотронувшись, если возможно, до Черного камня. Молится за Макам Ибрахим (место Ибрахима), пьет священную воду источника Замзам. Наконец, проходит семь раз между холмами Сафа и Марва, и, сбрив или укоротив волосы, завершает малое паломничество.

Из книги Достижение цели (сборник хадисов) автора Мухаммед

Книга 6 Паломничество Глава 1 Польза паломничества и лица, которые обязаны совершить паломничество в Мекку 693.Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:«Малые паломничества

Из книги Школьное богословие автора Кураев Андрей Вячеславович

ПАЛОМНИЧЕСТВО К ВЕРЕ Для меня поворотным мгновением была одна немая встреча в Троице-Сергиевой Лавре. В тот раз - а это было где-то в начале 82-го года - я оказался там еще в качестве студента кафедры атеизма и комсомольского активиста. Надо было сопровождать группу

Из книги Мой сын Далай Лама. Рассказ матери автора Церинг Дики

8. Семейное паломничество После смерти мужа я отправилась в паломничество в Дунце Шикар и Ташилунпо. Среди сопровождавших меня лиц были моя самая младшая дочь Пема, моя старшая дочь и два ее сына, Кхандо и Тензин Нгаванги. В помощь нам правительство выделило на время

Из книги Пути блаженных. Ксения Петербургская. Матронушка-Босоножка. Мария Гатчинская. Любушка Сусанинская автора Печерская Анна Ивановна

Последнее паломничество Любушка была очень набожна и каждый день принимала святое причастие. В то время ее духовником был архимандрит Наум из Троице-Сергиевой лавры. Он и уговаривал ее постричься в монахини и даже однажды подарил куклу в монашеской рясе. Однако Любушка

Из книги Русская идея: иное видение человека автора Шпидлик Томас

Паломничество и паломники Один протестант, посетивший Россию в XIX веке, был поражен любовью, с какой русские относились к паломничествам. Обычай совершать паломничества очень древний. Самые первые письменные памятники христианской Руси свидетельствуют о том,

Из книги Под кровом Всевышнего автора Соколова Наталия Николаевна

Паломничество в Стромынь В день Казанской иконы Божией Матери (июль 48-го года) мы с мужем решили поехать на престольный праздник села Стромынь, которое от Гребнева километрах в тридцати. Дьякон мой, отслужив обедню и позавтракав, тотчас же без отдыху собрался в путь. Я в

Из книги Имам Шамиль автора Казиев Шапи Магомедович

Часть VI ПАЛОМНИЧЕСТВО Решение Шамиля Шамилю было уже почти 70 лет. Годы брали свое, старые раны болели с новой силой, ему уже трудно было подниматься на свой верхний этаж, его мучила одышка. Здоровье имама ухудшалось день ото дня. Его единственной отрадой были молитвы,

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

Паломничество В конце 7 года хиджры Посланник Бога приготовился совершить паломничество в Мекку, поклониться святым местам. Его друзья и соратники отправились вместе с ним. Их было около тысячи двухсот человек. Курейшиты покинули город и, расположившись на горах и

Из книги Ислам автора Курганова У.

Прощальное паломничество Как рассказывает Джабир, сын Абдаллаха, все арабы собрались в Медине, стараясь во всем подражать пророку. Он отправился в месяце Дхулкада, и они с ним. Насколько простирался взгляд, повсюду пророка окружали толпы народу; и спереди, и сзади, и

Из книги Энциклопедия ислама автора

Паломничество Паломничество в Мекку (хадж) является одним из главных пяти установлений, известных как пять столпов ислама. Ислам не предписывает совершать паломничества ни к могилам праведников, ни к монастырям в поисках помощи святых, ни к местам, где происходили

Из книги Основы исламского вероучения автора Ханников Александр Александрович

Из книги Афон и его судьба автора Маевский Владислав Альбинович

Паломничество Паломничество (хадж) является пятым столпом ислама. Хадж хоть раз в жизни обязан совершить любой здоровый и не нуждающийся мусульманин. Совершают паломничество в Мекку и Медину, то есть в те места, где протекала деятельность Пророка Мухаммада. Совершается

Из книги История российского мусульманства. Беседы о Северном исламе автора Бухараев Равиль

Второе паломничество Плавание по архипелагу Цветущие берега живописной Греции… Море покачивает вас на зеленоватых волнах. По тем же волнам тысячелетиями двигались ладьи человека. И они избороздили эти сине-зеленые воды во всех направлениях, не зная иного простора.

Из книги автора

Паломничество в Подафонье Время летело незаметно, и приближался отъезд с Афона. Мне же очень хотелось побывать еще раз у своих друзей в Крестовской келлии. И вот представился для этого неожиданный случай: в Андреевском скиту я познакомился с двумя приезжими иностранцами,

Из книги автора

Третье паломничество Иваница и скит всех святых Пользуясь пребыванием в нашем монастыре Св. Пантелеимона, в виде отдыха после своих библиотечных занятий решил я предпринять дальнее путешествие, чтобы на севере Афона посетить Крумицу – скит, возделанный и обстроенный

Из книги автора

Первое паломничество Как мы уже знаем, принятие ислама волжскими булгарами не означало мгновенного постижения поразительной глубины и стройности коранических учений, хотя бы потому, что немногие булгары знали арабский язык и умели читать Коран. Этому еще предстояло

Прокрутите Вниз

1 && "cover" == "gallery"">

{{currentSlide + 1}} / {{countSlides}}

Хадж – это не турпоездка, а испытание. Проверка паспортов на границе может длиться несколько часов, никто не предоставит паломнику персональный трансфер, а в номере отеля он может оказаться вместе с несколькими незнакомыми людьми. В Каабе скапливается огромное множество людей, толпа там настолько плотная, что даже не страдающие клаустрофобией люди начинают испытывать панику. Еще большая давка возникает во время первого побивания шайтана камнями. В ходе этого обряда иногда гибнут люди. Но паломников это не останавливает, они готовы приезжать в Мекку снова и снова, чтобы ощутить свою близость к Всевышнему. И даже смерть во время хаджа считается благословенной, поскольку умершие на пути к Аллаху попадают в Рай.

Что такое хадж?

Хадж – это паломничество в Мекку, город в Саудовской Аравии, где в мечети Аль-Харам находится главная святыня ислама – священная Кааба. Совершить хадж раз в жизни должен каждый мусульманин, имеющий для этого силы и средства. Причем деньги на поездку должны быть заработаны исключительно честным путем.

Хадж является одним из пяти столпов ислама – предписаний, обязательных для исполнения. Остальные четыре – это шахада (произнесение формулы «Нет Бога кроме Бога, и Мухаммад – пророк Его»), намаз (ежедневная пятикратная молитва), ураза (пост во время ) и закят (налог на имущество).

Когда наступает время хаджа?

Хадж начинается в месяце Зуль-хиджа – спустя 2 месяца после окончания Рамадана. Так как лунный мусульманский календарь на 11 дней короче григорианского, время хаджа каждый год меняется. Обряды хаджа длятся три дня – 8-10 числа Зуль-хиджы. Самый важный из них – второй, День стояния на Арафате. В 2018 году «День Арафат» приходится на 20 августа.

Что такое Кааба?

Мусульмане верят, что Кааба – первый храм на земле. В разных преданиях говорится, что ее построил Адам, изгнанный из Рая, или его сын Шис, или даже ангелы. Но во время Всемирного потопа, гласит легенда, храм был разрушен. Спустя века Всевышний указал пророку Ибрахиму (библейскому Аврааму) забытое к тому времени место постройки, и тот вместе с сыном Исмаилом возвел на его фундаменте новый храм, куда теперь стекаются паломники со всего света. И к нему же обращены лица всех мусульман, совершающих намаз.

В Коране повествуется, что когда Всевышний приказал Ибрахиму возвестить людям о хадже, тот воскликнул: «Господи! Как мне донести этот призыв до людей, ведь мой голос не дойдет до них?!» И получил ответ: «Ты позови, а Мы обязательно донесем [твой призыв до них]». Тогда Ибрахим поднялся на возвышенность и воззвал: «О люди! Ваш Господь избрал [Заповедный] Дом, так отправляйтесь же в хадж к нему!»

Что такое черный камень?

Слева от дверей Каабы находится черный камень (Хаджаруль-Асвад). Отсюда все паломники начинают совершать таваф – обязательный обряд обхода Каабы.

Согласно хадисам (высказываниям пророка Мухаммада) камень был ниспослан из Рая. Ангел Джибриль (Гавриил) принес его пророку Ибрахиму при строительстве Каабы. Легенда гласит, что сначала камень был белее молока, но грехи людей сделали его черным.

Что такое Зам-Зам?

Священный источник Зам-Зам в Мекке – еще одно из чудес ислама. Каждый паломник должен испить из него. Зам-Зам появился в пустыне, когда Хаджар (Агарь) вместе со своим сыном Исмаилом, оставленная по повелению Аллаха пророком Ибрахимом, искала родник, чтобы напоить ребенка. В поисках воды она пробежала от горы Сафа к горе Марва. И сегодня один из обязательных обрядов хаджа – бег между этими холмами.

По преданию, в пустыне к Хаджар явился ангел Джибриль, он коснулся земли кончиком крыла, и из камней потекла вода.

Геологи не могут оценить запасы Зам-Зама: источник не имеет подземных водоемов. Вода стекается в него по склонам скал. Она очень чистая и считается целебной.

Что должен сделать паломник?

Хадж состоит из ряда обязательных обрядов. Как правило, группы паломников сопровождает гид, который разъясняет все тонкости их совершения. Ведь нарушение канонического порядка может сделать хадж недействительным.

Первый обряд – таваф – обход вокруг Каабы. Затем паломники должны пройти между холмами Сафа и Марва. Но самый главный обряд – пребывание в долине Арафат, где, согласно преданиям, встретились Адам и Хавва (Ева), изгнанные из Эдема. Здесь нужно провести целый день, моля о прощении. Некоторые паломники стараются забраться на гору Арафат, хотя это необязательно.

Затем следует ночлег в долине Муздалифа, пребывание в долине Мина и побивание шайтана камнями. Этот обряд восходит к коранической истории о жертвоприношении Ибрахима. Она идентична библейской легенде об Аврааме, которому Господь приказал принести в жертву любимого сына. По пути к месту заклания Ибрахиму несколько раз встречался Иблис (шайтан) и пытался отговорить пророка от его намерения. Тот в ответ бросал в искусителя камни. В память об этой истории паломник должен трижды поднять камни и бросить их в специальные столбы, олицетворяющие шайтана.

Чем завершается хадж?

Завершается хадж самым главным мусульманским праздником жертвоприношения – . Обычно паломники обращаются в специальные службы, сотрудники которых по их заказу режут барана, верблюда или быка. Мясо отправляют из Мекки в голодающие страны Африки. Если паломник не в состоянии принести жертву, он должен поститься три дня во время хаджа и семь после.

Затем мужчины остригают свои волосы. После этого паломники возвращаются в Мекку, чтобы второй раз обойти Каабу и исполнить обряд бега между холмами Сафа и Марва.

Прощаясь с Меккой, они совершают еще один, прощальный таваф.

Что посетить в Медине?

После завершения хаджа паломники направляются в город пророка Мухаммада – Медину. Все мединцы носят белые одеяния и очень приветливы. Они считают паломников «гостями Аллаха» и состязаются в том, чтобы оказать им помощь и проявить гостеприимство.

В хадисах сказано, что намаз в мечети пророка в тысячу раз более ценен, чем намаз в любом другом храме – кроме Аль-Харама, где молитва ценится в сто тысяч раз больше.

Мединская мечеть восхищает убранством. Здесь есть комната жены пророка – Айши, в которой он и похоронен согласно его завещанию. Рядом находятся могилы первых сподвижников пророка – Абу Бакра и Умара, а за мечетью, на кладбище Бакийя, похоронены другие известные герои исламской истории.

Как совершают хадж женщины?

Женщины одеваются в светлую одежду, отличную от мужской, при этом оставаясь так же, как предписано мусульманкам в обычные дни, с той лишь разницей, что в хадже женщине нельзя полностью закрывать лицо и надевать перчатки, закрывающие кисти рук.

По требованию МИДа Саудовской Аравии женщин моложе 45 лет должен сопровождать махрам – мужчина из близких родственников старше 17 лет.

Во время хаджа женщины совершают те же обряды, что и мужчины, кроме постригания волос.

Что надеть на хадж?

Одним из ярких атрибутов хаджа является ихрам – два куска простой ткани, которую надевают все без исключения паломники. Одинаковая одежда означает равенство людей перед Богом. В ихрам нужно облачиться при пересечении границы священной территории Микат, запретной для греха. Эта граница не совпадает с государственной или административной, это исторически сложившаяся территория вокруг Мекки.

Так как российских паломников чаще всего доставляют в Мекку самолетом, они пересекают Микат еще в воздухе, где и облачаются в ихрам. Надеть его можно и до посадки в самолет.

Хадж и умра: в чем отличие?

Умра - это малое паломничество, совершаемое в любое время года, в отличие от хаджа. Обряды умры состоят в хождении вокруг Каабы и между холмами Сафа и Марва. Российские паломники предпочитают приезжать в Мекку заранее, совершить умру, затем выйти из ритуального состояния ихрама и после наступления дня начала хаджа вновь облачиться в ихрам и совершить хадж.

Как добираются в Мекку?

Российские паломники отправляются в хадж за 10, а иногда и 25 дней до его начала. Многочисленные турфирмы предоставляют пакеты 2-3-недельных туров с пребыванием в городах Саудовской Аравии, с экскурсионными поездками по значимым местам. Учитывая сложности пересечения границ, проще всего лететь в Мекку самолетом. Но некоторые добираются автотранспортом или . Получить саудовскую визу самостоятельно очень сложно, лучше действовать через аккредитованную турфирму.

Сколько стоит хадж?

В 2017 году туроператоры предлагали экономичный вариант хадж-тура в среднем за $2,6 тысячи – прямой рейс из городов Северного Кавказа и $3-3,6 тысячи из Москвы. практически не изменились. Вип-туры стоят около $6 тысяч. Для жителей Кавказа подобраны и малобюджетные, комбинированные маршруты – на автобусе и самолете – за $1950.

Стоимость путевки зависит не только от количества звезд у отеля, но и от его удаленности от Каабы в Мекке и от мечети пророка в Медине. Сегодня многие туроператоры включают в пакет услуг 1-2 разовое питание, хотя еще несколько лет назад его не предусматривали вообще, даже вип-туры.

Зачем нужны квоты?

За считанные дни в Мекку прибывают миллионы мусульман, увеличивая население города в 4 раза, и каждый год число паломников растет. Королевство Саудовская Аравия предпринимает беспрецедентные меры по модернизации и расширению территории Аль-Харама, где проходят самые многолюдные обряды.

Кроме того, королевство устанавливает квоты для паломников из других стран в соотношении 1 место на тысячу мусульман. В 2018 году общероссийская квота составляет 20 500 мест. Почти половина досталась двум республикам Северного Кавказа: Дагестану выделена квота на 8600 мест, Ингушетии - на 1400.

Что нужно знать о Мекке?

В честь пророка, принесшего людям Коран, всех мужчин в Мекке принято называть Мухаммадами. Именно так обращаются к продавцам, таксистам, официантам, полицейским.

Мекка – красивый, современный город с высотными зданиями и множеством мечетей. Вся территория Мекки считается запретной для греха, тут нельзя причинять вред ничему живому, даже растениям. После азана – призыва к молитве – продавцы оставляют свои магазины открытыми, не опасаясь краж, водители останавливают машины прямо на проезжей части, вся улица превращается в мечеть. Тем не менее паломники иногда становятся добычей воров и попрошаек.

Над материалом работали:

{{role.role}}: {{role.fio}}

Самое интересное

александра савина

В хадж - паломничество к святым местам в Саудовской Аравии, согласно учению, каждый мусульманин обязан отправиться хотя бы раз в жизни. Мусульманский календарь короче григорианского, так что сроки проведения хаджа каждый год сдвигаются на 10–11 дней назад. Чтобы совершить хадж, паломники должны прибыть в Мекку и провести там несколько ритуалов. Сам хадж длится пять дней, но паломники, как правило, остаются в Саудовской Аравии на две-три недели.

Не-мусульманин попасть на хадж (как и в саму Мекку) не сможет: организовать путешествие можно только через туристическое агентство, одобренное правительством Саудовской Аравии, а мусульман с Запада проверяют отдельно (они должны предоставить письменное свидетельство от имама, подтверждающее, что тот знает человека и что он правоверный мусульманин). В этом году на хадж, а он закончился 4 сентября, прибыло более двух миллионов паломников, среди них 23 500 человек из России. Мы поговорили с башкирской поэтессой Зульфией Ханнановой о её первом хадже, о том, тяжело ли его совершить физически, и чем женский опыт хаджа отличается от мужского.


Хадж - один из столпов ислама. Всего их пять, первый - произношение шахады , то есть произнесение языком и признание сердцем единства Всевышнего. Второй столп - намаз (молитва), третий - выплачивание закята (милостыни бедным), четвертый - ураза (пост). Хадж - один из фардов, то есть обязательных предписаний ислама: если у человека есть на него средства и здоровье, он должен его выполнить. Считается, что люди, побывавшие в хадже, если они все сделали правильно, приезжают оттуда безгрешными, как новорожденное дитя.

Это был мой первый хадж, я готовилась к нему несколько лет. Мне долгие годы приходилось ухаживать за парализованной мамой, и у меня был ещё грудной ребенок. Бывало трудно: ночью я шла и к маме, и к младенцу. Мне нужны были силы, и я вставала на намаз - мама видела, как я читала молитвы. Через некоторое время после смерти мамы, в пятницу, она мне приснилась - у нас, мусульман, считается, что в этот день снятся праведные сны. Мама во сне сказала мне: «Зульфия, соверши хадж». Я не придала значения этим словам: мне казалось, что хадж нужно совершать к старости, перед смертью, чтобы все грехи были отпущены и можно было уйти спокойно.

Хадж во многом связан с пророком Ибрагимом, который должен был принести в жертву собственного сына, пока в последний момент бог не сказал ему принести вместо этого в жертву животное, вознаградив Ибрагима за веру.

В прошлом году, когда я лежала рядом со свекровью в больнице, мне приснился ещё один сон. Мне привиделась женщина, которая сказала: «Зульфия, не совершай в этом году хадж - у тебя болит зуб, он может выпасть. Ты поедешь в хадж на следующий год». Я проснулась и поняла, что зуб - это моя свекровь, её надо лечить. Настроилась на следующий год и начала потихоньку копить деньги. Было тяжело. Я заняла у людей на самый бюджетный хадж 90 000 рублей - и всё оплатила заранее. С долгами в хадж уезжать нельзя - я знала, что верну всё до начала поездки, и потихоньку расплачивалась (некоторые религиозные деятели, впрочем, отмечают , что если у человека есть большой кредит с ежемесячными выплатами, он может совершить хадж, если согласует это со своими кредиторами - Прим. ред. ). Где-то через две недели после того, как я все выплатила, мне позвонили из администрации главы республики и сказали, что Министерство культуры и информации Саудовской Аравии предлагает гостевой хадж. Организатор тура в хадж, с которым я должна была ехать, сказал, что это очень редкая удача, подарок Всевышнего, от которого нельзя отказываться. Деньги мне вернули.

Умра и Медина

От России поехала группа из восьми человек, пять мужчин и три женщины: трое из Ингушетии и по одному человеку из Башкортостана, Татарстана, Дагестана, Карачаево-Черкесии и Чеченской республики. Сначала нас повезли на умру - малый хадж. Он включает в себя обход Каабы (Кааба - это главная святыня ислама, кубическая постройка, которая находится во внутреннем дворе мечети аль-Харам, или Заповедной мечети - Прим. ред. ), который нужно совершить не во время самого хаджа, а в любой другой момент. Тогда я в первый раз увидела Каабу - это неописуемое чувство. Когда мы её обходили, начался дождь - все ему радовались, и даже мужчины начали рыдать. Оказывается, если это происходит во время обхода Каабы, это считается большим благословением Аллаха - в Саудовской Аравии дожди вообще идут крайне редко. Дождь начался, когда мы проходили йеменский угол Каабы, и длился, пока мы шли один круг. Когда делаешь намаз, всегда молишься в сторону Каабы - и теперь я её отчетливо представляю.

После этого мы ходили между холмами Сафа и Марва - там нужно сделать семь кругов. В этом месте жена пророка Ибрагима, оставшаяся одна с младенцем на руках, взбиралась то на один холм, то на другой в поисках воды для ребёнка. Ребёнка замучила жажда, он плакал, а затем ударил ногой о землю, и оттуда пробился родник - так появился источник Зам-зам. Он становился всё больше и больше, пока женщина, чтобы воды не лилось слишком много, не сказала: «Зам-зам» (то есть «Хватит») - и родник остановился.

Совершить хадж может совершеннолетний мусульманин в ясном уме и обладающий достаточным здоровьем. Он должен быть свободным (а не, например, заключённым) и иметь достаточно средств, чтобы обеспечить не только свой хадж, но и семью, оставшуюся дома.

Через несколько дней после этого мы поехали в Медину - последние годы жизни пророк Мухаммед провел там, там он и похоронен. Мы пробыли там два дня. Ночь я провела в большой мечети ан-Набави, где похоронен Пророк и сахабы - его сподвижники (те, кто прибыли вместе с Пророком в Медину, и те, кто приняли его там). На второй день, мы, три женщины, отпросились посетить могилу Пророка, сделать зиярат, то есть совершить паломничество к святому месту. Близко женщин туда не подпускают, можно посмотреть только через ширму. Тем не менее мы дождались и смогли помолиться.

Хадж

Сам хадж длится пять дней. Он начинается со стояния на горе Арафат, где нужно провести целый день. Это очень ответственный момент. Конечно, лучше всего стоять на самой горе, но если находишься на территории поблизости горы Арафат, это все равно засчитывается. И если многие переживали, что находятся не на горе, то у меня такого чувства не было - я была довольна уже тем, что оказалась здесь, плакала и молилась. Обычно люди на горе молятся под зонтами, а у нас были более комфортные условия - мы стояли под навесом. Молиться нужно целый день, с утра до самого захода солнца.

После стояния на горе Арафат мы поехали в долину Муздалифа - она находится рядом с Меккой, между долиной Мина и горой Арафат. Там ночью нужно собирать камни: их потом используют в обряде побивания камнями шайтана. Нас всему обучали арабские женщины - они показывали, сколько камней нужно собирать, какого размера они должны быть.

Утром нас повезли в Мекку. Там мы должны были сделать таваф - семь раз обойти вокруг Каабы, а затем помолиться. Когда я достала молитвенный коврик, мои камни пропали - говорят, что шайтан не любит, чтобы его побивали, и строит препятствия. Для обряда нужно много камней, и я переживала, но по дороге в долину со мной поделились другие.

Кааба - кубическое строение во внутреннем дворе мечети аль-Харам. В восточный угол Каабы вмонтирован чёрный камень: считается, что бог даровал его изгнанному из рая Адаму, после того как тот раскаялся, и изначально он был белым, а почернел от прикосновений грешников.

Обряд побивания камнями шайтана совершают в долине Мина. Камни бросают в джамараты - три огромные серые каменные стены. Нужно успеть сделать это до захода солнца. Я слышала, что, если пропускаешь какой-то элемент хаджа - вовремя не добрался до Муздалифы, вовремя не прибыл в Мину, - хадж не принимается, поэтому мы старались всё делать вовремя. Разрешается, чтобы кто-то побивал камнями шайтана вместо тебя - обычно женщины, чтобы их не раздавила толпа, передают свои камни мужчинам. Мужчины из нашей группы в тот вечер уехали, и я пошла побивать камнями шайтана вместо них - в итоге я бросила восемьдесят четыре камня. После Мины мы вернулись и сделали прощальный обход вокруг Каабы.


Слишком тяжелых моментов в хадже для меня не было - у нас был щадящий режим. В Мине мы находились близко к джамарату, и нам не нужно было долго ходить под солнцем. Так как людей много, Каабу можно обойти на нескольких уровнях: можно пройти внизу, но есть ещё несколько ярусов-балконов - всё это засчитывается. Когда людей очень много, бывает давка, многие теряются. На других уровнях людей поменьше, идти легче. Нас предупреждали, что нужно заранее начать много ходить, чтобы не уставать во время хаджа, так что с этим трудностей тоже не было - мы уже были натренированы.

Мужской хадж отличается от женского. Женщины, в отличие от мужчин, не облачаются в ихрам - специальные белые одеяния. Для женщины подходит любая одежда, соответствующая мусульманским стандартам, лишь бы она была опрятной и чистой. В обрядах тоже есть разница. Между Сафой и Марвой есть отрезок пути, который мужчины должны пробегать, а женщины проходить пешком.

После трагических событий 2015 года всем паломникам предоставляют электронные браслеты, которые содержат информацию о носителе и предупреждают о начале молитвы.

Мужчины обязательно должны идти босиком - наши ребята даже заработали мозоли. Женщинам разрешается идти в носках или в обуви типа чешек. Во время хаджа, если его совершает супружеская пара, нельзя вступать в интимные отношения - это касается и женщин, и мужчин.

В хадже мы встречали женщин из разных уголков мира, например, когда останавливались в Мине. Мы не знали языка друг друга, но разговаривали всю ночь - то какое-то арабское слово вставишь, то английское вспомнишь, что-то жестами покажешь; мы показывали фотографии детей, мужей с телефона, рассказывали, где работаем. Это непередаваемо.


Хаджия

Мужчин, которые совершили хадж, называют хаджи, а женщин - хаджиями. Они издавна пользуются большим уважением, авторитетом. Например, мой родственник ещё до революции три раза совершил хадж - тогда не было такого транспорта, были нужны деньги, а те, кто совершал хадж, годами не возвращались домой. Это очень большая миссия и ответственность.

Я вернулась из хаджа, но, как у нас говорят, мешок, в котором скапливаются грехи, всё равно висит за моей спиной - теперь надо стараться вести себя так, чтобы он больше не наполнялся. Нужно ещё много работать над собой. Быть хаджией - очень ответственно, я должна быть примером во всем. Нужно быть благородным человеком, ты должна быть приветливой, знающей, искренней мусульманкой. Пришло успокоение: этот фард - очень важный, и не все его могут выполнить, а я смогла. Я благодарна Всевышнему - это самый большой подарок, который я получала.

Мусульмане, также как и представители других религий, путешествуют к своим святыням. Однако у них есть совершенно особый вид паломничества – Хадж. Это паломничество в Мекку – пятый столп Ислама, то, что обязательно должен совершить в своей жизни каждый мусульманин.

Хадж символизирует собой воссоединение и прощение Адама и Евы, принесение Авраамом в жертву своего сына Исмаила и саму жизнь Мухаммеда как образец покорности и смирения. Человек, совершивший хадж, именуется хаджой, получает право на ношение зеленой чалмы и начинает пользоваться большим уважением за счет более высокого положения в обществе.

Хадж – это добровольное и индивидуальное поклонение Единому Богу. В ходе паломничества верующие как бы становятся гостями Аллаха, покидая свой дом. Тяготы путешествия даруют как внешнее, так и внутренней очищение, соединяют с Всевышним.

Ритуалы хаджа установил Пророк Мухаммед в ходе своего паломничества в 623 году. Законы шариата гласят, что для совершения хаджа человек должен:

  • Быть совершеннолетним;
  • Пребывать в ясном сознании и твердой памяти;
  • Быть свободным;
  • Иметь необходимые средства для паломничества и содержания оставшейся дома семьи;
  • Обладать необходимым здоровьем;
  • Уметь обезопасить себя в ходе пути;
  • Выехать из дома заранее, чтобы выполнить все обряды в седьмой день месяца зу-ль-хиджжа.

Во время хаджа паломник должен быть одет в специальное одеяние – ихрам. Сначала он должен первый раз обойти Каабу, затем помолиться на горе Арафат, а после второй раз обойти Каабу.

Слово «ихрам» переводится как «посвящение» и означает состояние духовной чистоты. Для его достижения необходимо омовение тела, особое одеяние и некоторые правила. Женщины после омовения одеваются в просторную белую одежду, открывающую только лицо, ступни и кисти рук. Мужчины же надевают на себя покрывало, закрывающее ноги, и другое покрывало, перекидывающееся через плечо. Эти одежды являются символом чистоты и равенством всех паломников перед Богом.

Во время хаджа, то есть в состоянии ихрама, нельзя:

  • торговать и заниматься прочими мирскими делами;
  • вступать в какие-либо половые связи, вступать в брак и свататься;
  • злиться, обижать других;
  • причинять вред живому (то есть срывать листья и ветки, убивать насекомых и животных и т.п.);
  • Стричься, бриться, обстригать ногти;
  • Курить, надевать украшения и пользоваться благовониями.

Любое нарушение этих запретов делает хадж недействительным.

В седьмой день месяца зу-ль-хиджжа все паломники, прибывшие в Мекку, совершают «малое паломничество» - поклонение Каабе, белому яхонту из рая, от грехов ставшему черным. Кааба была дарована Адаму Аллахом, когда тот добрался, наконец, до Мекки после изгнания из рая.

После обхода Каабы паломники бегут между холмами Сафа и Мавра – это обряд называется сай. Мусульмане поднимаются на Сафу, разворачиваются лицом к Каабе и молят Аллаха о помощи и защите. Затем они спускаются с холма до столба, бегут к столбу у холма Мавра, поднимаются на этот холм и снова совершают молитву. Такой бег нужно повторить семь раз. После бега паломники сначала пьют из священного колодца, а затем обливают себя водой.

На восьмой день месяца паломники берут воду и путешествуют к горе Арафат, располагающейся на расстоянии 25 километров от Мекки через долины Мина. С восьмого на девятый день месяца паломники ночуют в долине, после чего и совершается главный обряд паломничества – вукуф, стояние у Арафата. Обряд начинается в полдень и заканчивается перед заходом солнца. Паломники слушают проповеди и многократно громко молятся Аллаху.

После того, как солнце зайдет, паломники отправляются в долину Муздалифа и все вместе молятся перед мечетью. Тут же паломники ночуют. Эту ночь принято считать ночью молитвы и поста не только для тех, кто совершает хадж, но и для всех мусульман.

Ранним утром десятого дня месяца паломники снова совершают молитву, а затем отправляются в долину Мина, где каждый бросает в последний столб, символизирующий Сатану, семь камней. Затем идет обряд жертвоприношения животного, во время которого часть мяса съедают сами паломники, а часть они отдают бедным. После жертвоприношения все паломники коротко стригут волосы, сбривают бороды, женщины отрезают прядь волос. Все это закапывается в землю, а сами паломники возвращаются в Мекку для того, чтобы выполнить последний обход Каабы.

С 11 по 13 дни месяца паломники совершают жертвоприношения и продолжают посещать долину Мина. 14 числа все обряды заканчиваются, паломники покидают состояние ихрам и получают титул хаджи.

Многие мусульмане уже после того, как совершили хадж, посещают различные места Мекки, напоминающие о пророке Мухаммеде. Наиболее почитаемое место – это Гора Света, в пещере которой Мухаммед получил первое откровение Корана. После этого паломники часто отправляются в Медину для поклонения гробнице пророка и могилам его сподвижников. Принято также оставаться в городе Таифе, в котором Мухаммед прятался от корейшитов – мекканских язычников.

По возвращении домой паломники, уже получившие статус хаджи, надевают длинные белые одежды и зеленую чалму, что является символом совершения хаджа. Родные и друзья паломника торжественно встречают его, сопровождая встречу угощением.

Мусульмане часто повторяют хадж, а некоторые совершают его каждый год или как минимум несколько раз в жизни.

Одним из основных обязанностей мусульманина перед Всевышним Аллахом является хадж. В установленные дни мусульманин, войдя в Ихрам (1), посещает Байтуллах (2), совершает стояние на Арафате (3) и исполняет другие обязанности, связанные с хаджем.

Для совершения этого вида поклонения необходимы следующие условия:
1) Нужно обладать определённым достатком.
2) Необходимо иметь соответствующее здоровье, чтобы человек физически смог его совершить.

Мусульманин, имеющий материальные возможности и достаточное здоровье , обязан хотя бы один раз в жизни совершить хадж . Таким образом, мы поклоняемся Всевышнему Аллаху и своим имуществом, и своим телом.

Связав эти два условия - здоровье и наличие материальных средств - Всевышний Аллах обязал нас совершать хадж только в том случае, если на этот момент мы имеем достаточно средств для обеспечения членов семьи на весь период хаджа, а также, можем полностью обеспечить собственные дорожные расходы.

Если же у человека была такая возможность для совершения паломничества в Мекку, и он ею не воспользовался, а затем впал в бедность, то Спроса в Судный День ему не избежать.

Весьма нежелательным считается хадж, совершённый посредством распродажи собственного имущества и впадению из-за этого в крайнюю бедность. К такому хаджу Всевышний Аллах нас не обязывает.

Не обязаны совершать хадж "гайр-и муслимы" (не мусульмане), душевнобольные, дети, пленники, бедные.

Если же человек имеет достаточно средств, но не имеет возможность совершить хадж по состоянию здоровья, а в обозримом будущем улучшений не предвидится, в этом случае он может снарядить на свои средства другого человека для совершения хаджа.

Всевышний Аллах говорит нам в аятах Благородного Корана: "Поистине, первый дом, который установлен для людей, - тот, который в Бекке, - благословенным и в руководство для миров! Там - ясные знамения для людей - место Ибрахима, и тот, кто вошёл в него, безопасен. А у Аллаха - на людях обязательство хаджа к дому, - для тех, кто в состоянии совершить путь к нему. А кто не верует … то ведь Аллах - богат, превыше миров!"

Как мы спешим порою воспользоваться приглашением уважаемого человека, почтенного мэтра, или какой-либо престижной организации. Как же! Нас уважили, не забыли, выделили из числа других. Нам приятно находиться рядом с ними; приятно упоминание нашего имени (да простит нас Аллах).

Так вот хадж - это приглашение от Создателя всего сущего, Покровителя всех миров Всевышнего Аллаха! И, находясь в здравом уме, имея материальную возможность и достаточное здоровье, верующий в Единого Создателя, должен спешить воспользоваться приглашением Аллаха и совершить хадж .

Ступить на землю, которой касалась нога Пророка всех народов Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Попить воды из святого источника Зам-Зам, чудесным образом напоивший и спасший сына пророка Авраама пророка Исмаила; совместно с верующими, прибывшими из разных концов света, совершить "таваф" - обход вокруг Каабы - насколько же прекрасен этот вид поклонения Всевышнему Аллаху!

А вот хадис Пророка о хадже: "Хадж смывает грехи также, как вода смывает грязь".
Ещё хадис: "Вознаграждением за хадж, (не смешанный грехом), принятый Аллахом - будет Рай" . Всевышний Аллах ежегодно избирает из числа людей определённое количество и внушает им своё приглашение к хаджу. Избранники, почувствовав в душе божественный призыв, начинают готовиться и материально и духовно. И при наступлении соответствующего времени, стекаются в Мекку кто на самолётах, кто на верблюдах, а кто и пешком. Все эти избранники, вставшие на путь хаджа, движимы любовью к Аллаху, к Исламу.

Сказано о них в Благородном Коране: "И возвести среди людей о хадже: они придут к тебе пешком и на всяких тощих, которые приходят из всякой глубокой расщелины, чтобы свидетельствовать о полезном им и поминать имя Аллаха в определённые дни над дарованными им животными из скота: ешьте их и накормите несчастного бедняка!" (22: 27-28)

Ещё хадис Пророка: "Совершающие хадж - избранники Аллаха. Аллах пригласил их, и вот они здесь. Теперь они могут просить у Аллаха, и Аллах им не откажет" .

Святая наша мать Айша как-то спросила у Пророка (меиб): "Считается, что джихад на войне - самое сильное поклонение Всевышнему. Но мы, женщины, не можем участвовать в военных действиях, как же нам быть". На что Посланник (меиб) ответил: "Самый лучший джихад (для женщин) это принятый Аллахом хадж" . Люди, не имеющие возможности совершать джихад на поле боя по причине возраста или состояния здоровья, а также женщины, совершённым хаджем получают одинаковую благость Аллаха, как и те, что сражались на поле боя.

Спуская Адама (мир ему) на Землю, Всевышний сказал ему, что вместе с ним опускает священный дом, вокруг которого нужно совершать обход так же, как и вокруг Арша (4) и совершать возле него намаз так же, как и возле Арша. При потопе, во время пророка Нуха (Ноя, мир ему), эта Кааба была вознесена на небо. Совершая хадж, пророки не знали, в каком месте находилась Кааба. Место это определил Пророк Ибрахим (Авраам, мир ему) и, собрав камни с гор Хира, Себир, Любнан, Тур и Хайр, построил со своим сыном Исмаилом здание Каабы.

За каждый шаг мусульманина, идущего на хадж даётся Аллахом одна благость, значение которых с каждым шагом увеличивается. При стоянии на Арафате Всевышний Аллах спрашивает у своих ангелов: "Что же привело их сюда" . Ангелы отвечают: "Одобрения Твоего и Рая хотят." На что Единый Создатель говорит: "Даю слово перед всем созданным Мною - Я их простил. Сколь бы их ни было - хоть по количеству дней всех эпох, хоть по количеству песчинок - грехи их я простил".

Дорогие мусульмане, для совершения паломничества в Мекку, духовный багаж ещё более важен, нежели материальный. А это - любовь и искренность. Спаси вас Аллах от всяких раздоров, не соответствующих этим святым местам. Чрезвычайно важно при хадже избегать всего, что не соответствует духу Ислама. Всё это необходимо мусульманину и на протяжении всей жизни, но при хадже нужно быть особенно внимательным. Постарайтесь вникнуть в эти слова: Любовь к Аллаху - это, прежде всего Любовь к Ближнему и Искренность. Аль-хамду лиль-Лаху Раббиль алемиийн!

Хадж является пятым столпом Ислама. Это значит, что мусульманину предписано (фард) хотя бы 1 раз в жизни посетить Мекку и сделать обход вокруг Каабы. Следующие посещения уже будут дополнительными - то есть сунной . Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, совершил хадж верхом на своём верблюде Кусва на 10-ом году Хиджры. (На том самом верблюде, на котором он въехал в Медину. В месте остановки Кусвы построена мечеть)

В книге "Дурр-уль-мухтар" Алауддина Хаскафи (ум. в 1088/1677) пишется: "Если у того, кто хочет посетить Мекку с целью торговли и хаджа, намерение хаджа будет выше чем намерение торговли, то в этом случае он заслужит благость Всевышнего Аллаха. Он получит тем большую благость, чем больше будет его намерение по совершению хаджа. Если же намерение этого человека больше склонится к торговле или они будут равны, то благости по совершению хаджа этот человек не сможет заслужить. Если даже он выполнит все условия хаджа, то только избавится в судный день от наказания по не совершению обязательного предписания - фарда . Также оцениваются и любые другие виды поклонения, добрые дела. Если эти поклонения совершались неискренне, то благости ждать не приходится".

Совершивших (или совершающих) хадж, называют "Хаджи" - паломник. Надо помнить о том, что в мире существует лишь одна единственная Кааба, которая находится в Высокочтимой Мекке. И Хаджи могут стать только те верующие, которые отправятся в Мекку и исполнят все предписания Всевышнего Аллаха.

Перед отправлением в хадж, мусульманин должен совершить 2 ракаата намаза и затем обратиться к Аллаху со словами: "Би-сми л-Лахи тавакальту алал-Лахи ла хауля ва ляа куввата илляа би-ль-Лахи".

(Произношение арабских слов необходимо сверять. В статье даны лишь приблизительные прочтения кириллицей.)

Существует 3 вида хаджа:

1. Хадж "Ифрад" . - Входят в "ихрам" с намерением совершить только хадж.

2. Хадж "Киран" . - Входят в ихрам, с намерением совершить и хадж и умру. Вначале, до наступления дней основного хаджа, совершается "таваф" и "сай", с намерением совершить умру. После этого, не выходя из ихрама и не постригаясь, уже в дни хаджа совершается повторный таваф и сай. Благости за хадж "Киран" выше, чем за 2 других.

3. Хадж "Таматту" . - Входят в ихрам в сезоне хаджа (месяцы Шавваль, Зулькаада и первые 10 дней м-ца Зульхиджа) с намерением совершить умра. После тавафа и сайа стригутся и выходят из ихрама. Не возвращаясь домой, вновь входят в ихрам не позже дня "тарвиййа" (8-ой день месяца Зульхиджа) и далее совершают хадж "Ифрад". После тавафа, вновь совершается сай. Исполняющим хадж "Киран" и хадж "Таматту" весьма желательно совершить жертвоприношение в благодарность Всевышнему Аллаху. Если они такой возможности не имеют, то должны поститься 10 дней (7-ой, 8-ой, 9-ый день месяца Зульхиджа и ещё 7 дней после праздника "Курбан"). "Умра" совершается в любой день и месяц сезона хаджа кроме 5 (пяти) дней, когда исполняется сам "Хадж". Как было сказано выше, для совершения умры необходимо выполнить условия: - ихрам, таваф, сай, бритьё или стрижка волос. Совершение умры 1 раз в жизни по мазхабу Ханафи и Малики - сунна . По мазхабу Шафии и Ханбали - фард .

Для совершения хаджа определены необходимые условия. Предписания подразделяются на обязательные - фард , очень близкие к обязательному - ваджиб и весьма желательные - сунна .

Условия разделены на 2 группы :
Условия предварительные.
Условия, необходимые при совершении хаджа.

По мазхабу Ханифа предварительных условий - 8 (восемь):

1 - Быть мусульманином.
2 - Живущий не в Исламском государстве должен знать, что хадж - обязательное предписание.
3 - Быть дееспособным.
4 - Быть совершеннолетним.
5 - Быть свободным человеком (не рабом).
6 - Иметь необходимые средства для совершения хаджа. Средств этих должно быть достаточно и на полное обеспечение иждивенцев на весь этот период, если таковые имеются, и на весь цикл собственно хаджа вплоть до возвращения назад. Средства эти, все до последней копейки, должны быть честно заработаны! Человек, собравший деньги нечестным трудом, должен думать не о хадже, а о том, как бы скорее вернуть эти запретные (харам) для него деньги истинным хозяевам! Совершивший хадж на "нечестные" деньги, не сможет заслужить благость Всевышнего Аллаха. Разве что избавится от наказания за не совершение фарда. Человек, который имеет достаточно средств для совершения хаджа, но находится в сомнении о том, что все деньги заработаны должным образом, может взять в долг и отправиться в хадж. Долг может отдать из своих денег, вызывающих опасения. (такую фетву даёт имам Али б. Яхья - учёный по мазхабу Шафии).
7 - Совершение хаджа в определённый срок. А это - день Арафа (день перед праздником "Курбан") и 4 праздничных дня - всего 5 дней.
8 - Необходимо иметь достаточное здоровье.

Для совершения хаджа необходимо наличие ещё четырёх условий:

1) - Не находится в местах лишения свободы или под следствием.
2) - Хадж обязателен, если обеспечена безопасность пути. В военное время, или при наличии какой-либо другой явной опасности в пути, хадж необязателен. В то же время отдельные несчастные случаи, происходящие в пути, не могут стать причиной отказа от хаджа.
3) - Женщина, живущая далее 3-х дневного пути от Мекки, обязана совершать хадж или с мужем, или с очень близким родственником (Махрем). Родственник должен быть: совершеннолетним мужчиной, в здравом уме, благочестивым мусульманином (Салих). При этом женщина должна оплатить дорогу сопроводителя. Муж не может запретить жене совершить обязательный хадж в сопровождении Махрем, так как не имеет права по шариату помешать жене исполнить фард - обязательное предписание Всевышнего Аллаха. Но, дополнительный хадж без разрешения мужа совершать нельзя.
4) - Разведенная женщина или вдова может совершать хадж только после периода "Идда. Срок "идда исчисляется следующим образом:
а) если женщина была беременна до развода или до смерти мужа, то срок заканчивается после родов;
б) если перед смертью мужа женщина не была беременна, то для неё срок заканчивается через 4 месяца и 10 дней;
в) для разведённой не беременной женщины срок "идда заканчивается после троекратного очищения (3-х менст. циклов); г) для разведённых женщин, свободных от менст. цикла, срок "идда заканчивается через 3 месяца. Кстати, муж должен материально обеспечить прожиточный минимум разведённой жены до окончания её срока "идда.

Как только в жизни мусульманина появятся условия, позволяющие совершить хадж, он в тот же год обязан это сделать. Если же он не совершит хадж в тот же год, это будет считаться грехом. Если же человек будет ежегодно откладывать хадж на более позднее время, то возникает опасность стать нечестивым - Фасык . Так как при продолжительном совершении малых грехов, они (малые грехи) становятся одним большим грехом.

Если человек умрёт по пути в Мекку, то обязанность хаджа для него будет считаться выполненной. Наследникам не надо будет снаряжать другого человека вместо умершего, за деньги, оставшиеся после него. Если же мусульманин, ранее не совершивший хадж, в последние годы своей жизни не сможет этого сделать из-за болезни, из-за старости, заболеет по пути в Мекку или будет заключён в тюрьму, то он может снарядить на свои средства другого человека. Этот человек должен принять намерение совершить хадж вместо него, и сделать это из страны постоянного проживания поручителя. Если, после поручения совершить вместо себя хадж и исполнения этого кем-либо, у поручителя появится возможность совершить хадж самому, то ему надо будет это исполнить. Можно также мусульманину, не совершившему хадж, указать в завещании, чтобы наследники снарядили бы кого-нибудь для совершения хаджа вместо него, используя оставленные им сбережения.

Известно, что поклонения Всевышнему Аллаху бывают 3-х видов:

1 - Поклонения, совершаемые телом. К ним относятся: пятикратная молитва (намаз), пост, чтение Священного Корана, зикр. Эти виды поклонения совершаются лично. Препоручить кому-либо их нельзя. И никто не может совершать эти виды поклонения вместо кого-нибудь.
2 - Поклонения, совершаемые имуществом - пожертвования в пользу бедных. Это, различные формы закяата, фитр садака (милостыня, даваемая по окончанию месяца Рамазан), помощь бедным едой, одеждой. Эти виды поклонения можно препоручить другому, и даже не мусульманину.
3 - Поклонения, совершаемые и телом, и имуществом.

К этому виду поклонения относится обязательный хадж . Если же человек не имеет возможности совершить обязательный хадж лично ввиду продолжительной болезни , то он может на свои деньги снарядить другого человека. Для того чтобы препоручить другому человеку совершить вместо себя дополнительный хадж , мусульманин не ограничен никакими условиями. Мусульманин, достигший определённого достатка, когда ему становится обязательным и Закяат и Хадж , а денег хватает только на что-то одно, обязан безотлагательно совершить хадж. Закяат будет уплачивать из оставшихся от хаджа денег. Если не сможет совершить хадж, то должен будет отдать закяат от всей имеющейся суммы. Мусульманин не может откладывать более хадж с того момента, когда это предписание станет для него обязательным - фард . И, если наступило время хаджа, он не может имеющиеся деньги тратить на другие цели, вроде покупки машины или дома и тому подобное. Он обязан будет совершить хадж. Эти покупки мусульманин может делать только в том случае, когда время хаджа ещё не наступило. Так как хадж становится обязательным только при наступлении времени хаджа.

[Закяат выплачивается по прошествии одного года по лунному календарю, с момента, когда мусульманин становится обладателем определённого достатка (Нисаб). Поэтому выплата закяата мусульманами происходит в разное время. Если время выплаты закяата наступило раньше времени хаджа, то вначале надо выплатить закяат со всей суммы, а на оставшиеся - совершить хадж. Если же время выплаты закяата совпало со временем хаджа или наступит после этого времени, то вначале нужно совершить хадж. А закяат надо будет выплатить по возвращении с хаджа с оставшейся суммы.]

1 - Ихрам . Ихрам, это не только облачение Мухрима (человека входящего в ихрам) в 2 куска белой бязи. Это - состояние души. Мусульманин задолго до этого готовится духовно. В ихрам входят с намерением отказаться от ряда вещей, запрещённых при хадже. Одним куском белой материи нужно обернуть себя от пояса и ниже (до щиколотки). Другой кусок бязи накидывается на плечи. Нельзя завязывать узлом, или использовать бечёвки. Перед совершением тавафа, один конец верхней части ихрама пропускаем под правым плечом и укладываем оба конца на левом плече - это является сунной. Перед вхождением в ихрам в пункте микат совершается 2 ракаата намаза и, принимая намерение вхождения в ихрам, читается молитва: "Аллахумма инни уридул-хасса фейессирху ли ва такаббелху минни". Затем произносится Тальбиййа: "Лаббайк Аллахумма лаббайк. Лаббайк, ляа шарика лака лаббайк. Инналь-хамда ван-нимата ляка валь-мульк. Ляа шарика лак". - Вот я перед Тобой, мой Аллах, вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой о Аллах и нет у тебя сотоварища, вот я перед Тобой! Поистине, хвала Тебе! И милость принадлежит Тебе и владычество! Нет у Тебя сотоварища!

Желающим посетить Пресвятую Мекку с целью хаджа, умры, торговли и т.п. необходимо в местах Микат войти в ихрам . Эти места расположены вокруг Мекки. Если же кто-либо проехал или прошёл это место, не войдя в ихрам, ему следует вернуться для совершения этого. В противном случае, придётся делать дополнительное жертвоприношение - курбан . Пространство между пунктами микат и городом Меккой называется Хил . Путникам, следующим через микат с намерением остаться в хиле, и тем, кто живёт в хиле в ихрам можно не входить. Из места хил можно без ихрама входить в город, если нет намерения совершить хадж или умру. Для совершения хаджа, живущие в хиле, входят в ихрам там же. Живущие в Мекке, входят в ихрам в Мекке. Проходя через микат, в ихрам надо входить соблюдая все условия, произнося необходимые молитвы. Входить в ихрам можно и раньше миката, и даже с места отправления в хадж, если мухрим сможет сохранить свой ихрам в чистоте. За это благости Всевышнего Аллаха увеличиваются.

После облачения в 2 куска белой бязи, паломнику необходимо соблюдать некоторые условия.

Запрещено в ихраме : охотиться на диких животных; надевать шитую одежду; брить какую-либо часть тела; совокупляться. Не разрешено так же спорить, ругаться, драться; использовать пахнущие средства; стричь ногти; одевать какую-либо другую, не разрешенную обувь (обувь должна быть с открытым верхом); надевать перчатки или чулки; ломать дикорастущие деревья, рвать растения и т.п. Нарушители установленных запретов (неважно, знали они об этом или нет), обязаны принести в жертву барана. Причём, мясо этого курбана нельзя будет нарушителям есть, так как данное жертвоприношение - это мера наказания. Тогда как в случае жертвоприношения при хадже карин и хадже мутаматти, владетелям курбана данное мясо можно есть. Здесь надо заметить, что исполняющий хадж "карин", при нарушении запрета обязан принести в жертву 2-х животных - один за умру и один за хадж.

Разрешено: надевать обувь с открытым верхом; удалять зуб; принимать душ (купаться); при отсутствии белой бязи, использовать для ихрама цветную. Можно уничтожать мух, блох, вшей (не на себе), мышей, крыс; когда дикие животные (ядовитые змеи, скорпионы, волки и т.п.) угрожают жизни или здоровью людей, убивать их. Разрешено укрываться от солнца под зонтом или т.п. (но, не касаясь головы); надевать пояс с кошельком, носить кольцо (по сунне); рвать зелень, выращенную людьми; носить оружие за поясом или на привязи, для сражения с разбойниками или другим врагом, мешающим свободному исполнению паломничества в Мекку. Женщины совершают паломничество с покрытой головой. Им разрешается закрывать лицо, но с условием, что ткань не должна касаться кожи лица. Они могут носить шитую одежду, мест (обувь, которую можно обтирать при омовении, не снимая с ног), чулки. Могут также носить и украшения, но скрытые одеждой.

Увидев Каабу, читаем Тальбиййа: "Лаббайк …" (см. выше), затем "Аллаху Акбару. Ля илаха илля-л-Лаху" , затем после салаватов читаем молитву: "Аллахумма зид бейтаке ташрифан ва тазиман ва такриман ва бирран ва мехабатан" . Помня о том, что в этих местах принимаются наши молитвы и просьбы, насколько возможно мы их постоянно читаем и просим: "Аллахумма инни эсалуке ридаке вал-джанната ва аузу бика мин гадабика ван-нар".

2. - Стояние на горе Арафат. Каждый паломник в день Арафа (за день до праздника "Курбан") должен стоя выслушать просьбу к Всевышнему Аллаху (дуа) стоящего перед ним имама. После дуа можно садиться, ложиться. Если не может выслушать стоя, то слушает сидя или лёжа. По пути на Арафат, кто может, читает дуа: "Аллахумма лакал-хамду келлези такуулю ва хайран мимма накуль. Аллахумма лака салати ва нусуки ва махйайа ва мемати ва илайка мэаби ва лака рабби тураси. … " и затем:

1) 100 раз "Ляа иляха илля-л-Лаху вахдаху ляа шарика лаху. Лаху"ль-мульку ва лаху"ль-хамду ва Хува ала кулли шай"ин кадир".
2) 100 раз суру "Ихлас".
3) 100 раз "Субхана-л-Лахи ва"лхамду лиль-Лахи ва ляа иляха илля-л-Лаху ва-л-Лаху акбару. Валя хавля валя куввата илляа биль-Лахи"ль-Алиййил-Азим".
4) 10 раз "Астагфиру-л-Лаха"л-лази ляа иляха илля Хува"л-Хаййуль-Каййум ва этубу иляйх ва ас"алуху"т-тавбaтa ва"л-магфирата иннаху Хува"т-тавабу"р-Рахим".
5) 100 раз "Аллахумма салли аляа Мухаммадин ва аляа али Мухаммад". 6) 100 раз последовательно № 1 + № 5 и далее "кама саллайта аляа Ибрахима ва аляа али Ибрахима иннака хамидун маджит"…

3. - Обход вокруг Каабы (Таваф-и зиярат) . Каждый паломник, называемый "хаджи", обязательно должен обойти вокруг Каабы 4 раза - это для него фард. Совершение ещё 3-х обходов очень близки к обязательному - ваджиб . Всего нужно совершить 7 обходов . По мазхабу Шафии последние 3 обхода тоже обязательны (фард). Обход можно совершать и за колодцем Зам-зам, и за камнем Ибрахима (мир ему). Не разрешается обход за пределами Запретной Мечети.

При совершении обхода, женщинам нежелательно приближаться к Каабе. При большой вероятности при обходе коснуться женской руки, последователям мазхаба Шафии лучше принять намерение совершить таваф по мазхабу ханафи или малики .

Также надо учесть, что обход совершается после принятия намерения, и после стояния на горе Арафат. Если при совершении обхода или сайа будет услышан призыв к молитве - Азан, всё оставляется и читается молитва. После намаза можно продолжить таваф или сай.

1 - После тавафа, совершённого по прибытии в Мекку, необходимо совершить Сай - хождение между холмами Сафа и Марва. Без тавафа, сай не является действительным (сахих).
2 - При возвращении с Арафата, сделать остановку в Муздалифа. Здесь, по преданию встретились впервые наши прародители Адам и Ева.
3 - В местечке Мина три дня в трёх разных местах бросать камушки в шайтана.
4 - Перед выходом из "ихрама" необходимо обрить 4-ую часть головы или срезать не менее 3-х сантиметров волос. У кого нет волос и нет возможности брить голову (по причине болезни), проводят бритвой над головой, не касаясь ран. Женщины голову не бреют, а лишь слегка стригут волосы.
5 - Хаджи, приехавшие издалека, в последний день пребывания в Мекке совершают обход (таваф-и садр). Без ремла и сайа.
6 - После захода солнца ещё некоторое время оставаться на Арафате (даже если нарушено омовение). Человеку, оставившему Арафат до захода солнца, необходимо сделать жертвоприношение.
7 - Совершить ещё 3 дополнительных обхода вокруг Каабы после 4-х обязательных. Оставаться на ночёвку в долине Мина после Таваф-и зиярат - обхода вокруг Каабы, по мазхабу Ханафи является Сунной.
8 - При тавафе - обходе, всё тело должно быть в состоянии ритуальной чмстоты.
9 - Одежда должна быть чистой.
10 - При обходе оставлять пространство "Хатим" с внутренней стороны. Хатим - пространство между северной стеной Каабы и ограждением в виде полукруга с той же стороны. По сообщению Алауддина Хаскафи, в этом месте находятся могилы пророка Исмаила, мир ему, и его матери Хаджар (Агарь).
11 - При обходе, Кааба должна быть слева.
12 - Совершить таваф до захода солнца третьего дня праздника.
13 - При обходе, закрывать части тела, запрещённые для показа. Этот пункт особенно важен для женщин.
14 -Сай надо начинать с холма Сафа (см. п. 1). С этого холма спускаемся к Каабе. Здесь произносим "такбир"- Аллаху Акбар; "тахлил"- Ля иляхи илля-л-Лаху и "салават". Затем, подняв обе руки до уровня плеч и открыв ладони к небу, обращаемся с просьбой к Аллаху - дуа. После этого поднимаемся на холм Марва. Всего совершить таких переходов от Сафы до Марвы надо 4 раза, а от Марвы до Сафы - 3 раза.

При хождении между холмами Сафа и Марва читаются Тальбиййа - "Лаббайк…". С того места, где нужно убыстрять ход читается дуа: "Раббигфир вархам ва теджаваз амма та"лем. Иннака анта"л-эаузу"ль-акрам". При каждом подходе к холму Марва читается айат 158 из суры "Бакара". Этот же айат читается (в сторону Киблы) и на холме Сафа. При подходе к долине Мина или по прибытии читается дуа: "Аллахумма инна хаза минан ва хаза ма далалтана алайхи миналь-манасики асалюка эн тамунна алайхима биджавамиил-хайри ва бима…".

15 - После каждого тавафа, совершать 2 ракаата намаза в пределах "Запретной Мечети".
16 - Бросание камней в шайтана должно происходить в праздничные дни.
17 - Совершать пострижение в первый день праздника и в пределах "Запретной Мечети".
18 - Сай исполнять в форме ходьбы. Между 2-мя столбами мужчины передвигаются быстро.
19 - Исполнители хаджа "Киран" и хаджа "Таматту" делают жертвоприношение.
20 - Совершать жертвоприношение в 1-ый день праздника.
21 - До стояния на Арафате не совершать строго запрещённых действий (к примеру, - совокупление). Иначе, хадж будет нарушен. Не совершение остальных запретных действий до выхода из ихрама - ваджиб.

Нарушители вышеперечисленных условий (вне зависимости от того, знали они об этих условиях или нет), обязаны сделать жертвоприношение или дать милостыню фитр-садака . Не считается нарушением, если причиной этих нарушений являются старость, болезнь или слишком большое стечение народа. Женщинам в дни известных "периодов" нельзя находиться на территории "Запретной Мечети" и совершать таваф. В это время им можно совершать другие действия хаджа. Таваф же можно совершать только после очищения. Хаджи, не успеваюший совершить очередные рукны хаджа днём, может их исполнить этой же ночью.

Разрешается совершать обязательные и дополнительные намазы самостоятельно или с джамаатом в Каабе. Здесь можно делать намаз и находясь в положении спиной к спине имама. Нежелательно в намазе стоять спиной к лицу имама, или совершать намаз на Каабе. В случае, когда совершается совместный намаз, стоя вокруг Каабы (наподобие кольца), то, можно стоять ближе к Каабе, чем имам. Кроме тех, кто стоит слева и справа от имама.

1 - Мусульмане, живущие дальше мест "Микат" (место вхождения в "Ихрам"), по приезде в Мекку сразу же должны совершить "таваф-и кудум" - предварительный обход. При виде Каабы сразу произносить: такбир - "Аллаху акбар", тэхлил - "Ля иляхи илля-л-Лаху" и дуа - просьба к Аллаху. Мужчины дотрагиваются до камня "Хаджар-уль-асвад" рукой и лицом. Но это по возможности. Если трудно подойти, то издали поднимают руки и со словами "Би-сми л-Лахи! Аллаху акбар!" проводят ладонями по лицу. После обхода "таваф-и кудум" и совершения 2-х ракаатов намаза, исполняется сай между холмами Сафа и Марва. После этого находятся в Мекке, не снимая ихрам и до дня "Тарвиййа" совершают дополнительные обходы вокруг Каабы. Те, кто принимал намерение совершить хадж "Ифрад" или хадж "Киран" должны бережно относиться к ихраму, так как они не будут снимать ихрам до бросания камней и бритья головы. Тем, кто не уверен, что сможет сберечь в чистоте свой ихрам, лучше совершать хадж "Таматту". Кстати, проходить перед молящимися в "Запретной Мечети", не является грехом.

2 - Обход вокруг Каабы - таваф начинать и заканчивать у камня "Хаджар-уль-асвад" . При подходе к камню "Хаджар-уль-асвад" , поднимаем руки кверху и произносим "Аллаху Акбару". Затем, опустив руки, читаем: "Ла иляха илля-л-Лаху вальхамду ли-ль-Лахи. Аллахумма салли ала Мухаммадин ва али аляа Мухаммад". После этого, если есть возможность, целуют камень, или, дотронувшись до камня ладонью правой руки, целуют ладонь. Если невозможно и это, то, подняв руки вверх, обращают ладони к камню и читают молитву: "Аллахумма иманен бика ва тасдикан бикитабика ва вефаэн биахдика ват-тибаан лисуннати набиййика Мухаммадин салляа-Ллаху таала алейхи ва саллям". У дверей Каабы читаем: "Аллахумма инна хазаль-байте байтука. Вал-харама харамука вал-амна амнука. Ва хаза макамул-ази бике минан-нари фа харрим люхумана ва башаратана ален-нар". После семикратного тавафа просим Аллаха: "Аллахумма иннака та"лему сирри ва аланиййати факбил ма"зирати ва та"ламу хаджати феа"тини су"ли. Ва та"ламу ма фи нафси фагфир ли зюнуби. Аллахумма инни ас"алюка иманан юбаширу калби ва йакинан садикан хатта а"лама аннеху ла йусибуни илла ма катабта ли ва ридан бима касамта ли".

3 - Чтение имамом хутбы в 3-х местах . Первый раз в 7-ой день месяца Зульхиджа в Мекке; Второй раз - в 9-ый день на Арафате перед полуденным и послеполуденным намазами; и третий раз - в 11-тый день в долине Мина. На Арафате сразу после хутбы читаются совместный полуденный и послеполуденные намазы. Не успевшие на совместный намаз, читают обе молитвы в послеполуденное время. После молитвы в мечети "Намра" все идут в место "Маувкиф", где совершают Вакфа - "стояние на Арафате" в сторону Киблы. Имаму надо быть верхом (на лошади, верблюде…). Люди стоят на земле, а кто не может стоя, тот совершает поклонение сидя. А наилучшее положение, когда все сидят верхом на каком либо животном. Для "стояния на Арафате" не обязательно забираться на скалы.

4 - Выходить из Мекки с целью посещения Арафата нужно в день "Тарвиййа"- 8-ой день месяца Зульхиджа, после утреннего намаза. Из Мекки нужно вначале идти в долину Мина.

5 - Оставаться ночевать в долине Мина в ночь на 9-ое, 10-ое, 11-ое и 12-ое число месяца Зульхиджа.

6 - Из долины Мина отправляться на Арафат после восхода солнца.

7 - Проводить ночёвку в ночь на 9-ое число месяца Зульхиджа в местечке Муздалифа. По прибытии из Арафата в Муздалифу до наступления темноты читаются друг за другом совместный вечерний и ночной намазы. Паломникам, уже совершившим вечерний намаз на Арафате или в пути, лучше повторно исполнить эту молитву в Муздалифе. Не успевшие на совместный намаз, читают вечерний и сразу за ним ночной -самостоятельно.

8 - После ночёвки в Муздалифа , нужно встать на рассвете и, сразу же исполнив утренний намаз, до полного рассвета совершить стояние - вакфе в месте, называемом "Меш"ар-уль-харам" . Сразу же, до восхода солнца, отправляемся в долину Мина. В путе нельзя останавливаться в местечке "Мухассар". Это место служило стоянкой Йеменских солдат, называемых Асхаб-и фил, которые шли разрушать Каабу по приказу своего короля Абраха. Прибыв в долину Мина и найдя место под названием "Джамара-и Акаба" (оно находится в самом дальнем месте от мечети "Масджид-и Хиф"), большим и указательным пальцем правой руки бросаем семь (7) камней величиной с горошину под стену, которая указывает место "Джамара…" . Стоять к этому месту нужно не ближе двух с половиной (2,5) метров. Засчитываются и те камушки, которые попали на нужное место, отскочив от стены или от кого-либо. Бросание камней разрешено до рассвета следующего дня. Но лучше всего закончить до полудня - это сунна.

После этого, не задерживаясь, уходим. Паломникам, прибывшим издалека и совершающим хадж "Ифрад", жертвоприношение не обязательно. Совершающие хадж "Киран" и хадж "Таматту" идут делать жертвоприношение. После обряда жертвоприношения совершается бритьё или стрижка головы и снятие ихрама. Те паломники, которые в праздничный день находились в долине Мина, не совершают праздничного намаза. Затем, в этот день или на следующий, или в третий день паломники идут в Мекку с намерением сделать Таваф-и зиярат. Этот таваф, совершаемый по возвращении с долины Мина, также называют Таваф-и ифада и совершение его обязательно.

До этого времени можно совершать таваф и вместо другого паломника, который потерял сознание, лишился чувств, памяти и т.п. Если паломник для этого тавафа ранее совершал сай, то теперь не надо делать ни Сай, ни Ремэл (особый способ ходьбы при тавафе). Если ранее сай не был совершён, то его надо будет исполнить. Для этого тавафа не надо делать Изтиба" - укладывать оба конца ихрама на левом плече, предварительно пропустив один конец ихрама под правым плечом.

Совершив таваф и намаз, паломник идёт в Мину. Полуденный намаз делает в Мекке или в Мине. На второй день праздника после полуденного намаза в Мине читается хутба, а затем в трёх разных местах бросают по семь (7) камней. Начинают с места, которое ближе к мечети "Масджид-и Хиф". На третий день также бросают по семь камней троекратно. Итого, с первыми 7 камешками, получится сорок девять (7+21+21=49) камней. Нельзя эти камушки бросать раньше полудня. Во всяком случае, весьма нежелательно. На третий день до захода солнце оставляем Мину.

Желающие заслужить ещё большую благость Всевышнего Аллаха остаются на четвёртый день в Мине, и от рассвета до захода солнца, в желаемое время, бросают дополнительно 21 камень. Внимание! Если же паломник останется в Мине до рассвета четвёртого дня и уйдет, не совершив бросания камней, то, в качестве наказания ему надо будет сделать дополнительное жертвоприношение. После бросания камней в первом и во втором месте, паломники поднимают руки до уровня плеч и, обратив ладони к небу, излагают просьбу к Всевышнему Аллаху - дуа. Эти 70 камней, величиной с горошину, которые паломник намеревался бросать в шайтана, он собирает в Муздалифе или по дороге в Мину. Можно совершать бросание камней сидя верхом на животном.

После возвращения в Мекку и совершения обхода вокруг Каабы (этот обход называется "Таваф-и садр" или "Таваф-и веда" ), паломники пьют воду из колодца Зам-Зам и читают дуа: "Аллахумма инни эс"алюка илмен нафиан ва ризкан васиан ва шифаэн мин кулли даин ва сакам"; если есть такая возможность, целуют порог Каабы, дотрагиваются грудью и правой щекой части стены Каабы, называемой "Мультазам" (между дверью и камнем "Хаджар-уль-асвад" ). Затем, взявшись руками за покрывало Каабы, читают на память из Корана и излагают свою просьбу к Всевышнему Аллаху. Наиболее богобоязненные паломники после этого выходят за ворота со слезами на глазах.

Мина находится восточнее Мекки. Муздалифа восточнее Мины и Арафат восточнее Муздалифы. Расстояние по современным асфальтовым дорогам между этими пунктами следующие: между Миной и Меккой - 4,5 км.; между Миной и Муздалифой - 3,3 ; Муздалифой и Арафатом - 5,4 ; между холмами Сафа и Марва - 330 метров (в наст. вр. - террит. мечети); между верхним ярусом холма Сафа и Каабой - 70 метров.

9 - Перед стоянием на Арафате необходимо совершить полное ритуальное омовение (Гусл).

10 - При последнем возвращении из Мины в Мекку, вначале необходимо посетить местечко Эбтах и немного там постоять. После этого возвращаемся в Мекку и остаёмся там насколько возможно.

11 - Перед совершением хаджа мусульманину нужно спросить разрешение у не нуждающихся родителей и находящихся под его опекой людей. Если родители или жена не обеспечены средствами к существованию, то без их разрешения, или их полного обеспечения отправляться в паломничество запрещено. Весьма желательно пройти в Мекку через ворота "Му"алла", а в Мечеть через "Баб-ус-Салам" и сделать это днём.

Не исполнение этих одиннадцати положений сунны не влечёт за собой наказания и не является грехом. Влечёт лишь уменьшение благости Всевышнего Аллаха в целом за всё паломничество. В случае, когда день Арафа (9-ый день месяца Зульхиджа, предпраздничный день) совпадёт с Пятницей, то ценность хаджа инша-ал-Лаху возрастает в 70 раз!

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода