Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Нож пчак для чего предназначен. Пчаки: национальная гордость и универсальный нож

Узбекские, Уйгурские ножи (Пчаки)

Пчак - это традиционный, национальный нож узбеков и уйгуров. Распространен по всей Средней Азии и не только. Его внешний вид своеобразен и легко узнаваем, а форма по прошествии многих лет так и осталась неизменной. У уйгурских мастеров шире ассортимент и больше разнообразия в форме клинков. В стандартном исполнении узбекские и уйгурские пчаки с приподнятым клинком (Кайик) и прямым обухом (Тугри) ни чем не отличаются друг от друга. Отличие только в рукояти и инкрустации.

Широкий клинок пчака выковывался из стали самого разного качества. Сталь невысокого качества использовалась при изготовлении ножей для небогатых слоев населения. Высококвалифицированные мастера предпочитали работать на заказ и изготавливали клинки только из высококачественной закаленной стали. Клинок пчака изготавливался в разных вариантах, согласно своему назначению.
1-й вариант - самый распространенный, когда кончик клинка приподнят вверх выше обуха клинка более чем на 5 мм - "Кайик".

2-й вариант - это нож, у которого клинок с ровным и прямым обухом - "Тугри пчак" или, как его еще называют, "Кассоб пчак". Такой вариант предназначался, в основном, для мясников.

Особенностью узбекского и уйгурского ножа является тонкая округлая рукоятка, которая прикрепляется на уровне обуха, расширяясь к концу. Иногда рукоятка заканчивается крюкообразным изгибом. В древности рукоятку пчака изготавливали из материалов доступных в те времена: дерева, кости, рога. В наши дни разнообразие материалов гораздо шире. Кроме традиционных материалов рукояти изготавливают из оргстекла, текстолита, латуни, меди и так далее.

Форма рукояти бывает двух видов:
1)Ёрма - это значит накладки с 2-х сторон на хвостовике. Она состоит из двух плашек, которые крепятся к хвостовику.
Прежде чем закрепить плашки, формирующие рукоятку, припаивают гарду и к хвостовику по периметру припаивают полоску из меди, латуни или серебра. Плашки скрепляются металлическими или медними заклепками. Также рукоять может быть наборной, выполненной из цветных, драгоценных или полудрагоценных камней (например из садафа (переламутра).

2)Сухма - т.е. целиково-всадная рукоять. Она состоит из целикового материала, который можно вставить в хвостовик и этим придать в рукояти классическую форму, которая подходит практически под любую руку. Вариант формы рукояти сухма изготавливается из рога разных животных, оргстекла, текстолита, латуни,меди и других материалов. В инкрустации также могут быть использованы материалы из цветных, драгоценных или полудрагоценных камней.

В былые времена и по сей день, каждый уважаемый мастер обязательно ставил на изготовленном качественном ноже свое клеймо, так называемое «тамга». Главными элементами клейма была исламская атрибутика - изображение звезд и полумесяца. Современные мастера, занимающиеся изготовлением ножей также отмечают свои уникальные изделия символами ислама или же ставят клеймо хлопка, название городка, где изготавливают эти ножи или номер дома, где живет сам мастер. Но есть мастера, которые не ставят клеймо,так как работу этих мастеров можно узнать по уникальным, четким рисункам на гарде или изумительной, качественной работе. Свои личные данные мастер, при желании, может выгравировать с другой стороны лезвия или на рукояти ножа.


Клинок дорогостоящего пчака украшают национальным орнаментом, а рукоятку - круглыми декоративными элементами, называемыми "кёз" или на персидском "чашмак"- это значит"глаз, глазки", которые изготавливаются либо из цветных или драгоценных металлов, либо из кости или перламутра, которые впрессовывают в плашки рукоятки.


Ножны для пчака шьют из натуральной кожи или плотной материи и украшают драгоценными или полудрагоценными материалами (например: латунь, медь, серебро). Внутри них предусмотрены специальные деревянные вставки, чтобы при вытаскивании ножа ножны оставались целыми. Ножны довольно глубокие, так как пчак туда вставляется без дополнительной фиксации. Как и рукоять, они украшаются декоративными цветными кружочками, часто просто нарисованными краской. На более дорогих изделиях используется аппликация. Также на них предусмотрена петля, которая продевается в пояс.
По своему назначению пчак - хозяйственно-бытовой аксессуар. Для домашней готовки- самый идеальный нож. Пчак с изогнутым кончиком "Кайик" больше используют охотники, так как для снятия шкуры он очень удобен, а мясники по большей части выбирают "Тугри пчак" для разделки туши. Пчак - не боевой нож, поскольку твердость клинка и заточка от обуха, сведенная в ноль, не позволяют такие серьёзные работы, как, например, строгать металл или открывать им консервные банки или рубить кости. Для историков и сейчас остается загадкой, с чем была связана необходимость появления ножа с формой клинка, удобной только для хозяйственной деятельности. Узбекские и Уйгурские пчаки обязательно станут незаменимыми помощниками на кухне. Или же подойдут в качестве подарка для человека, знающего историю: ведь каждый раз прикоснувшись к пчаку, мы приобщаемся к истории Древнего Востока.

Что представляет собой нож узбекский? Этот вопрос может заинтересовать многих людей. Конечно, нож дарить не принято, однако иногда можно и отказаться от суеверий или приобрести его для себя. Ведь это не просто обыкновенная вещь. Нож узбекский - шикарный предмет интерьера, который параллельно может выполнять множество стандартных кухонных работ. Самое главное - разобраться, какой именно нужен. Цены и материалы таких изделий заметно отличаются.

Нож узбекский: особенности рукоятки

На что стоит обратить своё внимание при выборе определённой модели? Нож узбекский отличается в первую очередь своей рукоятью и различными основаниями крепления лезвий. На изготовление таких вещей мастерами тратится много времени и сил. Потому рукоять из оргстекла или пластика вы, скорее всего, не увидите. Настоящий нож узбекский будет сделан так, как это видит именно мастер своего дела. То есть рукоять его будет выполнена из рогов сайгака, козла или джейрана.

Украшаются они затейливой резьбой, различными красками. Чем больше работы проведено над рукоятью, тем, естественно, дороже будет стоить нож.

Лезвия тоже отличаются

Есть отличия и ещё в некоторых деталях. Узбекские ножи имеют немного разные лезвия: небольшие, среднего размера и широкие. Всё опять же зависит от того, для чего они предназначены.

Универсальные рабочие ножи, например, подходят для нарезания хлеба, пирогов и т. д. Массивные большие модели с широким продолговатым лезвием идеальны для шинковки овощей. Например, капусту резать таким ножом очень удобно. Их мощный вес превращает эту процедуру в сплошное удовольствие.

Ножи с длинным узким лезвием подойдут для филирования рыбы или же для отделения мяса от косточек. Ну а небольшие модели хороши в тех работах, которые требуют особой тонкости. Таким ножом, к примеру, удобно вырезать звёздочки из морковки, корзиночки из помидоров и т. д. Впрочем, отлично подходит он и для нарезки сыра или колбасы.

Ещё несколько нюансов

В общем, узбекский кухонный нож (пчак) - довольно своеобразная модель. Узнать его очень легко. Клинок кайке выковывают, как правило, из углеродистой стали. Хотя встречаются очень часто также и пчаки из нержавейки. Впрочем, не важно, из какой стали выкован клинок, главное - не из единого куска. В этом случае он просто ломался бы в области шейки, к примеру, при падении. Во избежание таких проблем возле рукоятки привариваются специальные хвостовики из более прочной стали.

Длина клинка чаще всего составляет от 16 до 22 сантиметров. Толщина у рукояти - около 5 миллиметров. При этом она уменьшается к острию. Клинок в сечении также сужается к лезвию от обуха. Ширина его может составлять до 5 сантиметров. Таким образом, геометрия ножа - очень неплохая. Поэтому и продукты им резать довольно удобно.

Как правило, к пчаку прилагаются ещё и ножны. Обычно изготавливают их из кожзаменителя, добавляют картонные вставки, украшают аппликацией или бисером. Однако есть и более дорогие варианты. Иногда ножны изготавливают из кожи, украшают плетением из толстого шнурка или тиснением. Прилагаются они к дорогим пчакам. Реже встречаются металлические и комбинированные ножны. В общем, выбор довольно широк.

Достоинства и недостатки узбекских ножей

Давайте рассмотрим также плюсы и минусы представленных на современном

Во-первых, узбекские ножи отличаются невероятной энергетикой и красотой. Во-вторых, точить их постоянно не нужно, так как они долго сохраняют свою функциональность. Главное - использовать для этого круглую ножку фаянсовой пиалы.

Что касается недостатков: если вы не умеете точить ножи на данном оборудовании, вы можете их просто-напросто загубить. Даже на специализированных точках на разнообразных узбекских базарах нужно находить настоящих профессионалов. В противном случае ножи будут заточены «в ноль».

Кроме того, эти ножи не любят горячую воду. В лежачем положении в мокром виде их оставлять нельзя. Поверхность может заржаветь. Ножи нужно обязательно насухо вытирать - в таком случае никаких проблем не будет. Одним словом, необходимо просто знать, как с этими вещами обращаться.

Как купить

Итак, допустим, вы решили приобрести одну из вышеуказанных моделей. Как купить Узбекский пчак ни в коем случае нельзя приобретать, обращаясь за помощью к разнообразным службам доставки, выбирая товар в каком-либо каталоге. Его необходимо обязательно подержать в руках, чтобы понять, что это именно то, что нужно.

Перед вами может лежать множество, казалось бы, одинаковых ножей необходимой вам формы. Однако на самом деле они абсолютно разные. Похожи они только с виду. Так как их изготавливают вручную, при выборе нужно быть очень внимательным - подержать несколько моделей по очереди. Вы должны ощутить движение лезвия, почувствовать, как именно будет ложиться рукоять. Вам необходимо найти «свой» нож. С ним движения руки станут уверенными, то есть работать с ним будет очень легко. В целом приобрести нужную модель вовсе не сложно. На это просто необходимо потратить немного своего времени. И в итоге вы получите прекрасного помощника на своей кухне!

Здравствуйте! Тема нашего сегодняшнего разговора — узбекские национальные ножи , а именно — пчаки . Одна из главных особенностей данных ножей — это то, что все они не только имеют статус хозяйственно-бытового назначения, но и повсеместно используются в домашнем хозяйстве, а зачастую, как кухонные ножи. Но всегда ли пчаки имели только хозяйственно-бытовое предназначение? И какие есть их разновидности? Об этом и многом другом — Вы узнаете дочитав статью до конца.

До того, как мы начнем хотел бы порекомендовать отличный оружейный интернет-магазин РосИмпортОружие , зарекомендовавший себя на рынке с наилучшей стороны и являющийся крупнейшим импортером травматического оружия и боеприпасов. Ознакомится с продукцией можно перейдя в каталог травматических пистолетов.

Пчаки: национальная гордость и универсальный нож

Ножи пчаки имеют узбекское происхождение. Никто из исследователей холодного оружия в этом не сомневается. Этот традиционный и весьма самобытный узбекский нож , который имеет особый декор, на протяжении многих сотен лет усиленно культивируется в Узбекистане.

Современное законодательство перевело пчак из разряда холодного оружия в разряд ножей хозяйственно-бытового назначения . Признано, что нанесение колющего удара клинком такого типа малоэффективно. В некоторой степени загадкой остается создание в древности такого клинка, который мог бы стать отличным видом колюще-режущего холодного оружия , но был предназначен исключительно для хозяйственных целей.

Особенности конструкции пчака

Облик пчака легко узнаваем в силу своего своеобразия строения и украшающего орнамента. Состоит нож из лезвия, рукояти и ножен. Клинки пчаков обычно имеют темный цвет, как правило, серый, с голубым или желтым отливом. В прежние века для достижения этого эффекта их обрабатывали в жидком растворе особой по составу глины.

В наше время для многих пчак стал не более чем предметом быта. На протяжении многих веков он был предметом мужской и семейной гордости, защитником и помощником. Создавали пчаки ремесленники-ножовщики, которые высоко ценились и традиционно проживали в центральных районах городов Азии.


Клинок пчака мастера выковывали из стали, как правило, не слишком высокого качества. Это было связано с массовым спросом на ножи. Дорогие были не по карману большинству горожан. На качественные же клинки мастер всегда ставил печать — «тамга «.

Достаточно широкий клинок пчака имеет традиционное клинообразное поперечное сечение. Обух сужается к острию. Ширину клинка подчеркивает тонкая рукоять, смещенная вверх так, что ее верхняя сторона служит продолжением линии обуха.

Клинок узбекского пчака бывает трех видов . Это связано с его хозяйственным предназначением. Наиболее распространенная форма кайкэ универсальна и используется всеми. Острие кайкэ располагается на линии обуха или чуть приподнято над ней.

Форма толбарги напоминает ивовый лист. Именно так узбекское слово и переводится на русский язык. У данного типа клинка обух при подходе к острию чуть опускается вниз, т.е. острие распложено ниже линии обуха. Такой нож применяют мясники при разделке туш.

Третьей форме клинка, казахче , отдают предпочтение рыбаки. Линия обуха казахчи с середины длины образует плавную выемку, поднимаясь к острию. Перевернув нож, этой частью клинка с выемкой удобно снимать чешую.


Разновидность пчака

Рукоять для ножей изготавливают из дерева и не украшают. Иногда наносят цветной орнамент на «гюльбанд «. Этот элемент пчака отливают из олова прямо на ноже при изготовлении. Гюльбанд служит разделом между клинком и рукоятью.

Соп , хвостовик пчака , повторяет форму рукояти, расширяясь в сторону навершия — чакмока . На конце идет вниз крюкообразный изгиб. В хвостовике пробивается несколько тэшиков . Это отверстия, через которые проходят заклепки. Они с двух сторон прочно фиксируют плашки рукояти.

До крепления плашек по всему хвостовику припаивается специальная узкая полоска из меди или латуни — бринч . На рукояти пчака всегда оборудуется небольшая выемка под мизинец. На хвостовике, около клинка, сверху и снизу также намечаются небольшие выемки для того, чтобы гюльбанд удерживался на металле клинка.

Хин , ножны пчака , выполняли обычно из куска кожи или шили из плотной материи. Шов располагали с тыльной стороны по осевой линии. В ножны глубоко вставляли нож без применения дополнительной фиксации. Для предотвращения разрезания ножен мастера делали деревянные, внутренние предохранительные вставки.

История происхождения пчака

Узбекские ножи пчаки занимают особую нишу в современном мире холодного оружия. Имеется в виду, что они теоретически и исторически относятся к нему, но законодательно это не подтверждено. При этом история пчаков куда более древняя, чем некоторых их «родственников» других национальностей.



Первые образцы узбекских пчаков относятся к 4 столетию до нашей эры. Они выставлены в экспозициях музеев как артефакты. Бросается в глаза узкий клинок этих древних пчаков с длинным и плавным подъемом к острию. Ученые объясняют это тем, что ножи из некачественного металла активно применялись и сточились в процессе использования.

Объемный археологический материал был найден в песках, при раскопках разрушенных старых городов или захоронений кочевников. Эти находки датируются 14 веком и существенно отличаются от первых древнейших пчаков. Их клинки универсальны. Они идеально подходили и для применения в хозяйстве, и для использования в бою. С этого периода форма ножа не менялась.

Пчак — символ и ритуал

В отличие от наших российский суеверий, на Востоке принято дарить ножи на счастье. Острые предметы обретают в семьях силу оберегающих амулетов, которые отгонят несчастья и болезни. — не исключение. Ему всегда приписывали силу оберега. Является он и аксессуаром, используемым в национальных танцах, и элементом социального статуса. По типу клинка и богатству внешней отделки можно безошибочно определить положение владельца в общественной иерархии. Дебаты о происхождении термина и самого меча по сей день ведутся в среде исследователей.

ПЧАК и КОРД

узбекский, уйгурский, таджикский

При всем обилии информации, точного ответа на вопрос, что считать «правильным» пчаком или кордом, видимо, не существует. Не ясно даже, чем отличается пчак от корда и отличается ли вообще...(ведь и то и другое в переводе с национального языка означает просто «НОЖ») . А ведь есть еще иранский кард...

Начнем с простого. На этих фотографиях изображен нож, который любой человек, хоть как-то интересующийся ножами или бывавший в Средней Азии, назовет «ПЧАК», или, по-узбекски, «ПИЧОК». Облик пчака своеобразен и легко узнаваем.


Это - самый распространенный пчак с клинком «кайке». Такой клинок подразумевает поднятие острия над линией обуха на 3-8 мм. Более продвинутые и любознательные скажут, что это «Андижанский пчак». Кто-то еще добавит: «Шархон».

Сам клинок пчака традиционно выковывается из углеродистой стали (в отдаленные времена использовалось сломанное оружие или слитки железа из Индии, с 19-20 века в ход пошли автомобильные рессоры, обоймы подшипников и другие подручные материалы, в настоящее время чаще всего используются прутки заводской стали типа ШХ-15, У12 , 65Г или дешевая арматура из Ст3). В Узбекистане до сих пор говорят: «Пичок из углеродки - для работы, из нержавейки - для украшения!»

Если клинок изготовлен из высокоуглеродистых инструментальных (У12) или подшипниковых (ШХ15) сталей (что позволяет получить более качественное изделие), то к нему обычно приваривают хвостовики из Ст3, что заметно в виде треугольника возле рукояти пчака.

Кстати, так же поступают многие японские и российские мастера, например, Г.К. Прокопенков. Это связано с тем, что У12 и ШХ15 имеют невысокую ударную вязкость и прочность и, если клинок с хвостовиком выкованы из единого куска стали, велика вероятность слома клинка в районе шейки, например, при падении.

Длина клинка обычно составляет 16-22 см, толщина всегда клиновидно уменьшается от рукояти к острию, причем у рукояти она может быть 4-5 мм. В сечении клинок пчака тоже клиновидно сужается от обуха к лезвию. Спуски, как правило, прямые, редко встречаются выпукло- или вогнуто-линзовидные. Ширина клинка может быть до 50 мм. Все это вместе дает неплохую геометрию ножа и обеспечивает эффективный рез любых пищевых продуктов.

Как уже было сказано, сталь на пчаках используется углеродистая, из того, что есть под рукой, закалка (как правило, зонная - только у режущей кромки) обычно проводится до 50-52 ед по Роквеллу, реже до 54-56 и то только в последнее время. С одной стороны, твердость в 50-54 ед не дает долгого удержания остроты режущей кромки, но зато позволяет править такой нож на чем угодно (обычно используется дно керамической пиалы, но существуют и специальные камни традиционной формы для правки пчаков и ножниц), что, конечно, является большим плюсом. Но в этом случае нож быстро стачивается и превращается чуть ли не в шило, поэтому приходится покупать новый. Хотя стоимость пчаков (не сувенирных) всегда была небольшой.

В последнее время все чаще встречаются пчаки из стали ШХ-15, которая может быть закалена до 60 ед Роквелла, что мы и видим на некоторых клинках. Такие твёрдые клинки делают специально для российского и украинского рынка, чтобы конкурировать с японскими кухонными ножами. С моей точки зрения, такая твердость не очень оправдана, ибо пчаки имеют очень тонкое сведение и работа такими ножами требует определенных навыков и специальной техники, иначе клинок будет выкрашиваться и ломаться (аналогично японским кухонникам) С другой стороны, калить ШХ-15 до 50-52 единиц (норма для пчака) особого смысла нет - просто перевод добротного материала.

Поверхность клинков из углеродистых сталей обычно оксидируют (воронят), погружая в раствор наукатской глины (традиционно), железного купороса или хлорного железа, из-за чего клинок приобретает темно-серый с голубым или желтым отливом цвет, украшают долом («комалак», причем если дол один, то он обязательно будет со стороны тамги), выбитым клеймом («тамгой») или гравировкой. Выбитые углубления заливают латунью.На углеродистых клинках часто заметна зона закалки.

Названия частей пчака представлены ниже:



«ГЮЛЬБАНД», или больстер отливают из легкоплавкого олова или сплавов олова со свинцом, паяют из листовой латуни или мельхиора и заливают оловом или его сплавом. Замечу, что использование свинца при приготовлении пищи не есть хорошо, и желательно ножи со свинцом не использовать (или, по крайне мере, покрыть лаком). Отличить свинец можно, попробовав паяльником (свинец плавится хуже), он сильно окисляется, приобретая темно-серый оттенок, пачкается (как газетная бумага). Мне лично кажется, что использование свинца и сплавов - это издержки легкодоступности старых автомобильных аккумуляторов и баббитов из подшипников.

Украшают гюльбанд гравировкой (традиционно - узбекским растительным орнаментом «ислими»), часто с заливкой углублений эмалевой краской (черной, красной, зеленой), а также вставками из перламутра («садаф»), бирюзы или стразами.

«БРИНЧ» - полоска листовой латуни или мельхиора, толщиной до одного миллиметра, припаиваемая по периметру хвостовика при накладном монтаже рукояти(«ерма доста»). На бринч приклепывают накладки рукояти, украшают гравировкой и декоративным оксидированием. Замечу, что обычно бринч выступает за пределы хвостовика на 1-2 мм, и между накладками и хвостовиком остается воздушный зазор.

Смысл этого действия не очень понятен, разве что для экономии материала накладок, когда используется дорогой материал (например, слоновая кость). Возможно, такая конструкция позволяет демпфировать напряжения в рукояти, т.к. такой же монтаж традиционно применяют в рукоятях среднеазиатских сабель (заполняя воздушные полости мастикой).






«ЧАКМОК» или навершие.

Специально изготовленное и украшенное навершие применяют на дорогих пчаках при накладном монтаже («ёрма доста»), в виде металлических притинов, или всадном монтаже рукоятей («сукма доста») из полого рога, в этом случае его выполняют методом пайки из мельхиора, латуни.

Украшают гравировкой, садафом, стразами.

На недорогих пчаках чакмок обозначают путём изменения сечения рукояти (из округлого в прямоугольное) и/или наличия клювообразного выступа.

«ДОСТА» - черен, рукоять.

Для изготовления используют местное дерево (абрикос, чинара), текстолит, оргстекло, кости, рога, паяют из листового металла (мельхиор, латунь)

Дерево, текстолит и кость обычно не украшают, в оргстекло вставляются цветные «глазки» и проволока, рог украшают декоративными гвоздиками, вставками из садафа или стразами, на металлические рукояти наносится гравировка, обычно в виде растительного, цветочного («чилмих гули») орнамента с добавлением стразов.

Черен рукояти с накладным монтажом («ерма доста») обычно имеет одинаковую толщину и у гюльбанда и у чакмока, реже утолщается к чакмоку. Нередко толщина такой рукояти превышает ее ширину - это удобно при традиционной нарезке овощей при приготовлении узбекских блюд: плова, салатов «чучук», или «шакароб»

«ТАМГА» - клеймо

Как правило, каждый мастер («усто»), производящий какое-либо изделие (особенно ножи), применяет цеховое клеймо (тамгу).

Для узбекских мастеров в центре тамги обычен полумесяц (как символ веры), часто используются звезды (говорят, что их число раньше обозначало число детей-наследников или учеников, ставших мастерами) и символ хлопка.

На современных клеймах может встретиться все, что угодно - даже изображение автомобиля.

Надо отметить, что в настоящее время для идентификации мастера полностью полагаться на тамгу нельзя. Я видел тамгу, которую используют как минимум четыре разных мастера (хотя, может, делает и один, но продают от своего имени разные люди).

Как и к любому хозяйственно-бытовому ножу, к пчаку полагаются ножны. Как правило, они не отличаются добротными материалами и качеством изготовления. На сегодняшний день обычно это кожезаменитель с картонными вставками, иногда украшенный аппликацией и имитацией бисера.

Более дорогие пчаки могут иметь ножны из кожи, украшенные тиснением или плетением из кожаного шнурка.

Редко встречаются ножны металлические (мельхиор, латунь) с гравировкой или комбинированные (кожа, дерево, металл).


В завершение обзора андижанского пчака приведу цитату из статьи О. Зубова «Знак мастера» (журнал «Вокруг света» № 11 за 1979 год):

« …Широкий, звенящий с черно-фиолетовым отливом, инкрустированный красными, зелеными, голубыми и белыми камешками - крапинками, на лезвии сияют три звезды и луна - древнее клеймо Абдуллаевых.

Этот нож - незаменимый помощник за трапезой в кругу друзей, неотъемлемая часть узбекской кухни. «Можешь резать хлеб, можешь чистить картошку, а можешь повесить на ковер и смотреть - все можешь!» - сказал мастер. И, помолчав немного, улыбнулся: «Но лучше всего - резать дыню!»

Рассматривая узбекские пчаки, волей-неволей задаешься вопросом о том, что же привело к появлению именно такой формы лезвия. Дело в том, что такая форма подходит исключительно для приготовления пищи, в то время как у соседних народов типичным был нож, которым хоть как-то можно было защищаться и использовать для других (не поварских) нужд, то есть во всем мире были в употреблении более универсальные ножи. У узбеков такие ножи тоже были, но... только до 14 века. Точная причина возникновения такой формы не известна, но если вспомнить, что 14 век - это век империи Тимура (Тамерлана), империи с централизованной властью и жесткими законами, то можно предположить, что чиновники Тимура, или он сам, были несколько обеспокоены подчинением завоеванных народов, и, дабы не допустить появления у народа холодного оружия, свозили всех мастеров-оружейников в шахские кузницы, в столицу империи г. Самарканд, а для мирного населения заставили мастеров делать ножи с поднятым вверх острием. Таким ножом нанести колотые раны практически невозможно и, значит, опасность восстания и прочих «терактов» уменьшается. Вспомним, что во времена другой, уже близкой к нам по времени империи, пчаки тоже не относились к холодному оружию именно из-за формы лезвия и за их изготовление не отправляли в места не столь отдаленные. Хотя могут быть и другие версии. В любом случае получился очень удобный для приготовления пищи нож, который быстро завоевал себе популярность в Средней Азии. Был бы не удобный - не получил бы такого распространения!

Кроме пчаков с клинком «кайке» встречаются пчаки с клинком «тугри», то есть с прямым обухом.


Сравним два вида клинков: на фотографии ниже хорошо видна разница между клинком «тугри» (вверху) и «кайке» (внизу)


Клинок «тугри» имеет постоянную или уменьшающуюся к острию ширину. Удобен для нарезки мяса, обычно входит в набор мясника («кассоб-пичок»).

Кроме уже упомянутого «андижанского» пчака, можно встретить названия «старобухарский» и «старококандский».

В «старобухарском» клинок равномерно сужается к острию, подъем выражен меньше, но все лезвие часто бывает дугообразно выгнутым, клинок больше специализирован на работу по мясу - снятие шкуры, обвалку.



Интересно, что до сегодняшнего дня узкие Бухарские пчаки часто называют «афганкой», хотя различие между пчаками из Бухары и Афганистана имеется - на «бухарских» заклепки идут в один ряд, а на «афганских» - полуконвертом.

Также традиционно бухарские пчаки имеют ножны с шариком или листиком на конце.

«Старококандский» - клинок этого пчака отличается малой шириной, используется, скорее всего, как вспомогательный при обвалке или чистке овощей.


Можно также встретить названия «толбарги» (ивовый лист) и «казахча». Это функциональные узкоспециализированные ножи, предназначенные для выполнения определенной работы.

«Толбарги» - мясницкий нож для разделывания туш животных,

«казахча» - для разделки рыбы.


Пчаки «казахча» были распространены большей частью среди жителей (рыбаков) побережья Аральского моря, в основном, казахов.

Линия обуха «казахча» примерно на одну треть до острия образует плавную выемку, вновь поднимаясь к острию, находящемуся на линии обух-рукоять. Выемка затачивается с одной или с обеих сторон. Клинком такой формы, перевернув нож, легко чистить и потрошить рыбу.

Рукояти «толбарги» и «казахча» обычно изготавливаются из дерева и, как правило, не украшаются (допускается лишь наличие цветного орнамента на гюльбанде).

Приведем фото ножей мастера Мамуржона Махмудова из г. Коканда:


«Толбарги»


Ну и еще фото ножей из Ташкента


Фото из музея прикладного искусства Узбекистана, подборка называется «Ташкент 1985»

Отдельного упоминания заслуживают «Уйгурские пчаки». Это ножи из СУАР (Синдзянь -Уйгурского автономного района Китая). Иногда встречается название Янгисарские ножи - название закрепилось по центру производства - городу Янгисар. У них также есть и «старобухарский тип-афганка» и «старококандский», но если посмотреть на фотографии, то можно увидеть и отличия. Бросается в глаза более качественное (и красивое) изготовление рукоятей и отсутствие литого гюльбанда (больстера) из олова, хвостовики клинков практически всегда открыты, бринч не используется. А вот клинки часто бывают обработаны грубо, или вообще не заточены, т.к. производство уйгурских ножей с заточенными клинками длиной более 200 мм запрещено китайскими законами!



Старобухарский. Уйгурские мастера


Афганка. Уйгурские мастера.



Старококандский. Уйгурские мастера.







Если узбекские пчаки больше специализированы под приготовление пищи, то таджикские КОРДЫ являются ножами более универсальными.


Корды имеют три типичных размера. Самый распространенный (наиболее рабочий) имеет длину 14-17 см, большой нож «Гов куши» («короворез») используется для забоя скота и имеет длину 18-25 см и самые маленькие ножи (меньше 14 см) - для женщин.

Клинки у традиционных кордов мощные, толщиной у гарды до 4 мм (замечу, что если толщина клинка ножа более 2,4 мм, то он уже может рассматриваться как холодное оружие и запрещен к свободному обороту), спуски линзовидные от обушка или середины ширины клинка, реже прямые (у узбекских пчаков, как правило, наоборот). Режущая кромка выводится на каждом ноже в зависимости от предназначения. Обух у клинка корда, как правило, выточенного из готовой полосы металла, бывает прямой и параллельный, а не клиновидный, как у пчака. На клинке обычно протачивают долы по одному или по два на каждой стороне или два на правой и один на левой.

Монтаж зависит от местности изготовления. В юго-восточных горных районах предпочтение отдают всадному монтажу, а в западном и северном районах, которые ближе к Узбекистану, -накладному. Причем накладной монтаж корда несколько отличается от такового у пчака: не применяется паяный бринч, а весь хвостовик заливается по периметру оловянным сплавом, поэтому рукоять на пчаке легче, а на корде - прочнее! Вообще, прибор у кордов бывает только литой, из олова и его сплавов (или серебра), орнамент - только гравированный и более геометрический, радиально-симметричный в отличие от сложно-растительного узбекского «ислими». Орнамент индивидуален для каждого мастера и может заменять клеймо (корды традиционно не клеймятся, по крайне мере на клинке, на гарде - определенный орнамент или клеймо)

Накладные рукояти кордов всегда шире, чем у пчаков, расширяются к навершию и имеют характерную выемку под мизинец.

На рукоять корда идет рог, кость, дерево, пластмасса. При всадном или накладном монтаже хвостовик клинка корда всегда полный на всю длину рукояти (за исключением маленьких ножей для женщин на кухню).







Фото из музея прикладного искусства Узбекистана, подборка называется «Хорезм, Хива.1958»

Хотелось бы еще раз остановиться на терминологии- пчак, пичок, бычак, корд, кард.

Дело в том, что некоторое время назад мне в руки попал нож где-то 17-18 века




Длина 310мм, длина лезвия 185 мм, ширина у обуха 30мм, толщина обуха (3,5-2,5-1,5)мм. Назначение канавки на обухе мне непонятно, разве что для увеличения толщины обуха, которая незначительно увеличивается при прочеканивании канавки. Желтый металл в орнаменте - золото. Твердость около 52 ед. Поразил меня строй клинка (как выразился известный мастер - ножовщик Геннадий Прокопенков, «просто - высший пилотаж!»): - клин от обуха с вогнутой линзой, и переходящий в каплевидный вид в нескольких миллиметрах (от 3 до 5) от режущей кромки. Конечно, это все - десятые доли миллиметра, но все видно и прощупывается. После недолгих уговоров, Г.К. Прокопенков согласился сделать мне современную копию, максимально сохранив весь строй клинка.

Получился вот такой нож:




Оказалось, что при работе на кухне он превосходит практически все имеющиеся у меня ножи - и по качеству реза и по удобству работы. Ну и правится легко чем угодно (хоть мусат, хоть керамика) Хотя если долго шинковать овощи, то есть на потоке, хороший шеф, видимо, будет удобней. Но для дома...

Кроме того, его конструкция позволяет и палочку отрезать/построгать и от злыдня какого-либо защититься.

То есть получили отличный универсал.

Естественно, встал вопрос о типе ножа. Вариантов было два - кард или пчак. Корд не рассматривался по очевидым признакам. По материалам интернета и, в частности, конференции «RusKnife» ближе всего оказался бухарский нож.


Нож из Бухары. Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Выставка «Оружие Востока 16-19 веков»

Замечу, что «музейный» экспонат назван просто - «Нож из Бухары»

Дальнейшие поиски привели к следующим фотографиям:


Пчак старый. Бухара

Пчак. Бухара.


Бухарский кард


Бухарский кард


Пчак бухарский с бирюзой


Пчак Афганистан


Персидский кард

Заметим, что на последней фотографии нож (персидский кард) имеет бронебойное утолщение на острие.

Таким образом, определить точно вид моего ножа видимо не представляется возможным.

С точки зрения коллекционеров и знатоков холодного оружия кард - это нож, создаваемый в первую очередь для военных целей: он и по виду больше к стилету тяготеет и острие у него, как правило, упрочняется.

Так что я считаю, что у меня - пчак. Тугри-пчак, скорее всего, бухарского производства.

Однако мне больше всего импонирует позиция Марата Сулейманова, который утверждает, что кард, корд и пчак - это никак не бренды, а просто названия одного изделия - ножа - на разных языках («печак» - по-татарски, «пичок» - по- узбекски, «пшах» - по-азербайджански, «корд» - по таджикски, «кард»- по персидски. Кард и корд близки по звучанию, так как таджики и персы (иранцы) относятся к одной языковой группе, узбеки, татары, азербайджанцы - к другой, тюркской)

Есть еще «бычак» - карачаевский нож (см. статью «Бычак - нож каждого карачаевца» на этом сайте), но карачаевцы и их ближайшие родственники - балкарцы, как известно, тоже тюркоязычные народы.

Есть еще ножи туркмен-сарыков (фото из Rusknife)



Таким образом, не касаясь военной тематики, видимо, наиболее правильно говорить:

Национальный узбекский нож (пичок, или пчак)

Национальный таджикский нож (корд)

Национальный уйгурский нож (пчак)

Национальный карачаевский нож (бычак)

Приведем еще фото из “Туркестанского альбома” 1871-1872 год

Самарканд, Пичак-базар (Кстати, в оригинале написано “Писяк-базар”)

В прежние годы узбекские пчаки попадали в Европейскую часть СССР в виде единичных экземпляров, чаще всего их привозили из экспедиций по Средней Азии. Как правило, их качество было не на высоком уровне.

С конца 90-х годов прошлого века, компания «Союзспецоснащение» начала регулярные поставки узбекских пчаков в Россию, и их стало возможно приобрести в офисе компании или в розничной торговле. В настоящее время их можно приобрести во многих ножевых магазинах и магазинах восточной кулинарии, в том числе и в Интернет-магазинах (в частности, в «Дукан Востока», «Пчак-ножи ручной работы», и т.п.).

На первых порах поставщики закупали пчаки оптом на базарах в Узбекистане, поэтому ни имя мастера, ни место изготовления у продавцов узнать было невозможно. По мере насыщения рынка, торговля стала «цивилизовываться», и сейчас можно приобрести пчак, изготовленный конкретным мастером (особенно у тех продавцов, которые закупают изделия непосредственно у мастеров), и выбрать тип, стиль и материалы клинка и рукояти.

Во времена Советского Союза наиболее популярными были пчаки из города Чуст, где была единственная в Узбекистане ножевая фабрика.

Фото из музея прикладного искусства Узбекистана, подборка называется «Чуст 1987 г.»

В нынешнее время основную массу узбекских пчаков производят в г. Шахрихон Андижанской области Узбекистана, где существует целый городской район («махалля») мастеров-ножовщиков («пичокчи»), в котором трудятся целые семейные династии кузнецов и слесарей-сборщиков пчаков.


Фото из музея прикладного искусства Узбекистана, подборка называется «Шахрихон 1999»

Так, известный мастер Комилжон Юсупов, посвятивший своему ремеслу более 50 лет жизни, и избранный аксакалом махалли пичокчи Шахрихона, передал свое искусство своим сыновьям и сейчас братья могут делать, при желании, очень неплохие изделия.


Усто Бахром Юсупов

Усто Бахром Юсупов

В других регионах Узбекистана также живут и работают отдельные мастера («усто») и семьи пичакчи, но их изделия встречаются гораздо реже. Например, семья Абдуллаевых, живущая и работающая в Бухаре, изготавливает и пчаки, но их подлинным «коньком» являются ножницы ручной ковки и разнообразного назначения, славящиеся по всему Узбекистану.

Родственные узбекским пчакам таджикские ножи («корды»), в основном, производят в г. Истаравшан (бывший Ура-Тюбе).

Также стенды с пчаками и и кордами всегда присутствуют на различных ножевых выставках: “Клинок”, “Арсенал”, “Охота и рыболовство” и других…



Усто Абдувахоб и его ножи:






Директор магазина “Дукан Востока” Бахриддин Насыров с узбекскими мастерами-«усто»: усто Улугбеком, усто Абдурашидом, усто Абдувахобом.



Усто Улугбек


Усто Абдурашид


Усто Абдурашид

И пчаки, и корды производят вручную, и можно с уверенностью сказать, что каждый такой нож несёт в себе частицу души мастера.

Уже при внешнем осмотре можно судить об уровне качества ножа:

Хороший строй и обработка клинка, выраженная линия закалки и тонкая режущая кромка позволяет рассчитывать на хороший и продолжительный рез;

Хорошо пропаянный или отлитый из чистого олова (светлый и блестящий) гюльбанд позволяет использовать пчак или корд на кухне без риска отравления свинцом;

Чистый и продолжительный звон после щелчка по клинку, отсутствие шата у всадной рукояти свидетельствует о качественной сборке;

Отсутствие щелей между прибором и череном, или трещин в черене рукояти предотвращает размножение в них микроорганизмов;

По возможности, пчак и корд, как и любой другой инструмент для работы, нужно подбирать «на ощупь», чтобы он стал «естественным продолжением руки».

Единственными (на сегодняшний день) пчаками, к которым нельзя придраться, это пчаки Мамиржона Саидахунова


Клинок 140х4мм у обуха, равномерно сходит к носику. Сведен в ноль, двухсторонняя линза легонькая, заточен отлично. Порошковая сталь ДИ-90, термичка в печке, калка на 61 где-то. Ручка 110мм, моржовая кость. Гюльбанд-твердый сплав на основе олова. Снедь режет зверски, дерево строгает сухое, курицу бодро разделывает. Ножны: кожа 3мм, пропитка против воды

Правда, есть небольшой нюанс - мастер живет и работает на Украине и цена за этот нож достаточно высокая (по сравнению с остальными пчаками)

На сегодняшний день в России представлены ножи более 30 мастеров из Шахрихона, Самарканда, Ташкента и так далее...

Кроме того, такие ножи не могли не заинтересовать и российских производителей.

Так, по просьбе своих заказчиков, делают пчаки:

Геннадий Прокопенков



Этот нож мы можем видеть практически каждый выходной на канале НТВ в руках Сталика Ханкишиева. Волокнистый композит на основе 40Х13, закалка до 52-54

Дмитрий Погорелов


Сталь CPM 3V , HRC - около 60. Длина 280 мм, длина лезвия 150 мм, ширина 33 мм, толщина (3,5-2,5-1,5) мм, вес 135г. Рукоять -кокоболо Сведение в ноль, рез отличный

Мастерская Межова

Нож С.Кутергина и М. Нестерова



Сталь Х12МФ, серебро, палисандр, розовое дерево, кость. Длина ножа 280мм, лезвие 160мм, ширина 40мм,толщина 4мм, HRC 57-59

Но даже из фотографии видно, что сведение отнюдь не «пчаковское»

Златоустовские оружейники



Сталь 95Х18, HRC 58 , длина 292 мм, лезвие 160 мм, ширина 35 мм, толщина (2,2-2,0-1,8)мм, вес 120г.Сведение где-то 0,3мм. Рукоять - орех. Несмотря на небольшую толщину и неплохое сведение, рез этого ножа оставдяет желать лучшего

ОружейникЪ




Дамасск, позолота. Длина 260 мм, лезвие 160 мм, ширина 35 мм, толщина (4,0-3,5-2,0) мм, вес 140г. HRC примерно 56. Сведение примерно 0,2-0,3 мм.

Несмотря на различные украшения, рез значительно лучше предыдущего АиРа.

Небольшое тестирование показало предсказуемые результаты - сначала Прокопенков с Погореловым, затем ОружейникЪ и затем с большим отрывом АиР.

Интересно, что обычный пчак (см.фото) показал себя чуть хуже, чем пчаки наших именитых мастеров (по качеству реза) , но лучше Оружейника, но не намного.


В середине прошлого века похожие на пчак ножи делала немецкая фирма Herder, но его специализацию мне выяснить не удалось


Конечно, пчак, даже хороший, трудно сравнить по технологичности и гигиеничности с европейским шефом, и на современном пищевом производстве он будет менее удобен, но на домашней кухне и особенно где-нибудь на природе, этот нож может доставить вам массу удовольствия!

Для более полного представления о работе пчака рекомендую ознакомиться с обзором Романа Дмитриева «Пчаки в реальной жизни» на этом сайте.

Большую помощь в написании статьи оказали Марат Сулейманов, Роман Дмитриев и форум "RusKnife"

Отдельная благодарность за предоставление фотографий Бахриддину Насырову ("Дукан Востока") и Александру Мордвину ("Пчак- ножи ручной работы")

P.S. обзор Романа Дмитриева "Пчаки в реальной жизни" появится в ближайшее время

Статья для еженедельника Даракчи.

Новость о том, что знаменитый мастер из Шахрихана, Хайрулло Абдурахимов, выставляет в Ташкенте свои работы, быстро облетела всех поклонников искусства создания узбекских национальных ножей. Даже те, кто не собирался покупать новый нож, отправились просто полюбоваться на стальные клинки большого мастера. Мы тоже встретились с мастером для того, чтобы рассказать вам о выборе узбекского пичака.

Пичак - наше все

Пичаки, узбекские ножи ручной работы давно уже стали национальным брендом, известным по всему миру. Для жителей Узбекистана, пичак издревле был более чем просто рабочий инструмент или оружие. Пичак - это сакральный дар, великая ценность и мощный оберег. Самые крупные центры ручного производства до сих пор работают в Шахрихане, Чусте, Бухаре, Ташкенте и Самарканде.


Можно ли купить хороший пичак в Ташкенте?

Безусловно можно. К примеру на базарах Чорсу или Алайском. Однако стоит учесть, что за прилавком на базаре стоит не мастер, а в лучшем случае тот, кто просто разбирается в мастерстве создания узбекского ножа. Мастеру некогда заниматься продажами, он не покладая рук работает в мастерской, а, уже готовые изделия сдает для реализации перекупщикам. С учетом интереса последних, цены на национальные ножи на 20-30 процентов выше, чем непосредственно у мастера-пичокчи или в традиционных центрах ручного производства ножей.

Наилучший вариант покупки пичака - это приобрести его из рук самого мастера, на выставках-ярмарках, которые еженедельно проводятся в различных залах Ташкента.


Из рук в руки

Когда вы отправляетесь выбирать нож у хорошего мастера, то вам предстоит не просто покупка. Впереди у вас творческая встреча с вопросами и ответами, историями, легендами и уникальным мастер-классом по выбору ножа. Эта встреча доставляет большую радость и мастеру, и вам. Мастеру приятно видеть восхищение в ваших глазах, ему хочется рассказывать вам о своих работах. Вы же становитесь богаче на целый мир. Вы открываете для себя этот удивительный мир узбекских ножей, один из которых обязательно обретет почетное место в вашем доме.

При выборе пичака нужно помнить, что никто вам так не расскажет о свойствах ножа, как человек, который его создал. Поэтому при встрече с мастером, перебирая ножи на его прилавке, обязательно задавайте вопросы подробно о каждом пичаке. Мастер с удовольствием вам все расскажет.


Спрашивайте, спрашивайте!

Мы отправляемся с вами к мастеру Хайрулло, чтобы научиться правильно выбирать узбекский пичак. На прилавке десятки роскошных ножей. Разные размеры, разные формы, разный металл блестящих лезвий, разные рукояти. Как сориентироваться?

Для начала просто рассматривайте. Берите поочередно в руки каждый нож, на котором останавливается взгляд. Задавайте мастеру вопросы:

Как называется такой пичак?

Как называется форма лезвия?

Из какого металла лезвия? Чем лезвия из разных металлов отличаются друг от друга?

Из чего сделана рукоять?

Из чего сделан гульбанд? (место соединения клинка и рукояти)

Что означают узоры на рукоятке?

Как ухаживать за ножом? Как его точить?

Вы будете поражены рассказом мастера. Вы узнаете, что у ножей есть характеры и имена. И имен этих множество: ош пичак, кассоб пичак, чуст пичак, арабча пичак, шерхан пичак, бола-пичак, казах-пичак…


После того, как вы впервые погрузитесь в этот многоликий мир узбекских ножей, приступайте к выбору своего пичака. Для этого подробно расскажите мастеру, для чего вам нужен нож. Для работы на кухне: как основной рабочий нож, или нож для мяса, нож для фруктов, нож для шинковки. А может быть, нож вам нужен для того, чтобы брать его в походы, или сделать подарок другу? А может подарок предназначен иностранному гостю? Тогда уточните, ваш гость - знаток ножей, коллекционер, или просто любитель восточной экзотики.

Вот с этого момента нужно довериться мастеру. Он сам выложит перед вами несколько ножей в соответствии с вашими требованиями. Вновь берите каждый в руки, и вновь задавайте вопросы о каждом. Вы думаете, на этом ваш процесс выбора ножа закончится? Нет-нет! Самое главное следует далее…


Найди «свой» пичак из десяти одинаковых!

Перед прилавком мастера Хайрулло стоит юноша и выбирает рабочий нож для кухни - ош пичак. Мастер уже выложил перед ним 10 одинаковых на вид пичаков с белыми рукоятями из кости. С одобрения мастера, мы предлагаем юноше свою помощь в выборе. Молодой человек радостно соглашается.

Брать любой? Они одинаковые? - спрашивает он

Они разные

Но на вид-то одинаковые?

На вид одинаковые. Но вы поймите, это не заводская штамповка, эти ножи делали вручную. Они только кажутся одинаковыми, на самом деле они разные.

Как тогда выбирать? Куда смотреть? - растерянно перебирает ножи юноша

Смотреть не надо. Нужно чувствовать. Знатоки говорят, что узбекский пичак - вещь одушевленная, и он сам выбирает своего хозяина. Поэтому вам сейчас предстоит особая задача - «услышать» свой нож.

Юноша смотрит на нас с недоверием. Но мы продолжаем инструктаж.

Берите ножи в руки, каждый по очереди. Сожмите рукоять. Качните рукой, ощутите движение клинка, ощутите, как ложится в руку рукоять. "Свой" нож вы почувствуете сразу. Он вам отзовется. Не знаем, как он это сделает. Отзовется определенно и сильно. Может быть это будет как толчок или мгновенно нагреется в руке рукоять.

Юноша берет в руки нож за ножом. Мастер Хайрулла улыбается, наблюдая за нами. Он следит за выражением лица молодого человека. Он оценил наш способ выбора.

Вот юноша замер с очередным ножом в руке. Движения его руки стали увереннее, он словно прислушивается к чему-то.

"Ага! Он его нашел!" - радуемся мы

Но юноша откладывает нож и берется за следующий. Правильно, нужно убедиться! Тем более, что рукотворный нож он выбирает впервые в жизни.

Мы вслед за ним перебираем ножи, совершенно путая их. Но запоминаем, куда лег ТОТ САМЫЙ нож.

Юноша, перебрав все ножи, начинает поиск сначала.

Не он...Не он... - бормочет он, откладывая нож за ножом.

Вот этот! Точно вот этот! - восклицает парень, доходя до того самого, помеченного нами ножа. Значит отозвался, значит почувствовал и понял.

Вот видите, мы же говорили, что непременно отзовется! - радуемся за юношу мы. - Теперь обязательно спросите у мастера Хайрулло о том какой это металл, кость, как ухаживать за ножом и как его точить.


К вопросу о заточке узбекских ножей.

Понаблюдайте за любым узбекским ошпозом. Перед тем как приступить к работе он автоматически делает несколько движений ножа по донышку пиалы или касы, заправляя лезвие. Этот процесс сродни медитации или настройке музыкального инструмента. Словно вы настраиваетесь с вашим пичаком на одну частоту и резонируете. Дело в том, что недорогие ножи необходимо заправлять постоянно. Их сталь их такова, что единожды правильно заточенная, она требует периодической заправки.

Для хороших пичаков достаточно относить их точильщику раз в один-два года. Однако точильщик здесь нужен знающий, потому что заточка ножей ручной работы отличается от заточки фабричных кухонных ножей. И неумелые действия могут погубить отличный клинок.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода