Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Можно ли не водить детей в школу. Монологи родителей, решивших не водить своих детей в школу

Нередко родители сокрушаются о том, какая непомерная нагрузка обрушилась на их ребенка сначала с поступлением в школу, затем с переходом в старшее звено. Мамы с папами жалеют своих уставших, вялых и уже ничем не интересующихся детей, и искренне полагают, что с этим ничего нельзя поделать. Мир развивается, технологии становятся сложнее, поэтому кажется логичным, что к советским пяти-шести урокам в день прибавилось еще пара, а домашнее задание ребенок заканчивает делать иногда за полночь.

Кто из родителей против школы

Ольга Юрковская - юрист, бизнес-тренер, консультант по бизнесу и управлению, преподаватель психологии, а также мать двух дочерей и сына, никто из которых не ходит в школу. Она против системы школьного обучения в том виде, в котором она существует на данный момент, и открыто делится своим опытом и соображениями на просторах интернета. Это неизменно вызывает интерес родителей, которые сами сомневаются в эффективности системы школьного , и хотели бы соотнести возможные риски и бонусы при выборе иного подхода к просвещению ребенка.

Ольга Юрковская о себе, своих взглядах на жизнь и образование детей (видео)


Почему дети ходят в школу

Рассуждая на тему причин, по которым родители водят своих , Ольга Юрковская обращает внимание, прежде всего, на обеспеченные семьи, где, например, мама имеет возможность не работать и находиться дома с ребенком. По мнению преподавателя психологии и бизнес-тренера, многие родители предпочитают отдать ребенка на обучение в государственное учреждение, чтобы полностью с себя и переложить на государство ответственность за качество образования и воспитания своего отпрыска. Иных разумных доводов Юрковская не видит.

Ксения Подорова - блогер и мама детей, которые также ни разу не присутствовали на школьном уроке, - пишет, что, оказывается, еще в 1992 году президентом Ельциным был подписан документ, согласно которому любой ребенок, независимо от состояния своего здоровья, может получать образование дома. Более того, школа обязана доплачивать семье, в которой дети не посещают занятия, так как они не тратят средства, выделенные государством на их обучение.

Таким образом, вопрос о том, что дети обязаны ходить в школу, отпадает сам собой. Выходит, что большинство родителей просто не знают или не хотят знать о том, что они вправе организовывать обучение ребенка самостоятельно, а не только лишь сокрушаться о том, насколько бесчеловечна система.

О качестве школьного образования

Юрковская, утверждая свою позицию о том, что школа не нужна в принципе, говорит о том, что качество образования в школе (то, ради чего ребенок в первую очередь посещает занятия) оставляет желать лучшего.

  • Знания, которые даются в обычной школе согласно программе, - это бессистемный набор правил, формул и дат, которые после выпускного никогда больше не потребуются.

Подавляющее большинство современных детей задолго до того, как пошли в школу. Другие знания фактически им не понадобятся в последующей жизни, тем более в эру повсеместно доступного интернета, когда на любой вопрос за секунду ответит поисковая система.

  • В школе ставятся во главу угла зачастую абсолютно ненужные навыки, например, идеальный почерк, в то время как в век компьютерных технологий куда важнее и полезнее овладеть методом слепого десятипальцевого письма на клавиатуре.

Зачем нужен репетитор

  • Информацию, которую в школе дают несколько лет и тысячи часов, можно изучить за пару месяцев интенсивных занятий с репетитором. Также система вузовского образования, когда отдельные предметы даются блоками за полгода, а не растягиваются на несколько курсов, показывает, что система школьного обучения малоэффективна и не востребована, когда действительно нужны знания.
  • Определившись с будущей профессией, ребенок заново и практически полностью с нуля изучает предметы, которые необходимы для поступления в университет по выбранной специализации, а для этого нанимается педагог, который проводит с ним частные уроки за отдельную плату.

Таким образом, дети зря на протяжении одиннадцати лет сидят неподвижно за школьной партой и заучивают информацию, ведь опыт абитуриентов и их родителей показывает, что для поступления в престижный университет школьных знаний недостаточно, и в любом случае приходится приглашать учителя для индивидуальных занятий.

Поэтому Ольга Юрковская и считает, что намного целесообразнее, полезнее для детей, и, в конечном итоге, дешевле, нанять репетитора как можно раньше, уже в 5 или 6 классе. В таком случае информация будет сразу даваться грамотно, интересно и навсегда. А время, которое остается свободным в силу того, что ребенок не тратит его на уроке, может быть потрачено на занятия, которые ему самому действительно интересны и нужны, а также на общение с близкими и друзьями.

Последние годы популярность домашнего обучения в развитых странах выросла, например, в США в начале восьмидесятых на homeschooling находилось чуть более девяносто тысяч детей, в то время, как в последние годы эта цифра достигла практически двух миллионов, что составляет около трех процентов от общего числа учащихся школьного возраста в Соединенных штатах. В России более или менее точная статистика есть только за 2007 год, и тогда количество детей, обучающихся дома не по состоянию здоровья, а по собственному желанию, составляло около двадцати пяти тысяч человек.

Социализация ребенка в школе

Для того, чтобы понять, почему школа не способствует успешной интеграции ребенка в общество, нужно разобраться .

Суммируя определение, данное в нескольких словарях различной направленности, получаем, что социализация - это процесс, во время которого личность, усваивая ценности, нормы и порядки общества, во-первых, формируется, а во-вторых, получает навыки для успешной жизни в социуме.

По мнению Юрковской, школа не в состоянии обеспечить нормальную интеграцию ребенка в общество, потому что подавляющую часть времени, проведенного в здании учебного заведения, ребенок молча сидит , а на переменах вынужден общаться с одногодками, с которыми у него нет ничего общего, кроме того, что их волею случая определили в один класс.

Таким образом, утверждает преподаватель психологии, школу нельзя назвать моделью общества, следовательно, она и не способствует правильному формированию личности для успешной жизни в социуме.

Качества успешного человека

Также Ольга Юрковская предлагает рассмотреть, какой человек считается действительно успешным, и сравнить этот портрет, во-первых, с обычным учителем, который призван быть образцом для детей, во-вторых, с тем, кого школа в итоге воспитывает, согласно методам, которыми оперирует система.

Успешными в глазах не только детей, но и взрослых, выглядят настоящие профессионалы, которые добились вполне определенных успехов в плане заработанных денег и признания среди коллег и в обществе. Это могут быть бизнесмены или актеры, рестораторы или танцоры, политики или блогеры - важно, что каждый из них богат, уважаем и счастлив.

Среди менее удачливых и известных коллег, как правило, их отличают:

  • талант и активность;
  • трудолюбие и упорство при достижении поставленной цели;
  • скорость и ;
  • сосредоточенность и способность не отвлекаться на мелочи;
  • навыки общения и налаживания контактов и социальных связей;
  • устойчивость к стрессу и лидерские качества;
  • умение моментально принимать решения и нести за них ответственность;
  • способность выбирать проверенные источники информации и качественно обрабатывать полученные знания;
  • проницательность и интуиция;
  • способность гореть идеей и быть открытым новому;
  • желание учиться и умение находить учителей.

Формирование личности в школе

Современная средняя школа, по мнению Ольги Юрковской, воспитывает скорее антипод успешного человека.

  • В школе невозможно действительно увлечься. Сосредотачиваясь на самом интересном для себя, ученик забрасывает остальные предметы, чего система государственного образования не терпит. В итоге пытаясь везде успеть, ребенок теряет возможность уделять достаточно времени действительно занимательным и полезным для себя вещам.
  • Даже увлекаясь, нельзя получить исчерпывающие знания в рамках школьной программы, так как предметы растянуты на годы и рассчитаны на тех, кому нужно дать основы, не вдаваясь в тонкости.
  • Получение реального результата исключено, потому что по звонку нужно бросить начатое и отправиться в другой класс, чтобы заниматься другим предметом.
  • Скорость мышления не развивается, напротив, все должны думать одинаково, средне, не выделяясь, чтобы не саботировать идущий по плану урок.
  • Послушный и дисциплинированный ученик редко обладает достаточной силой воли и активностью в достижении целей, так как фактически эти качества исключают друг друга.
  • Самому добывать проверенную информацию детей не учат, взамен давая сухие факты, описанные косноязычными авторами учебников.
  • за свой выбор также не представляется возможным, потому что выбора нет.
  • Коммуникабельность, публичные выступления, элементарное умение аргументировать собственную позицию не развиваются, ведь уложиться в часы, выделенные на изучение той или иной темы важнее, нежели воспитать настоящие лидерские качества успешного человека.

Также Юрковская говорит о так называемом «двойном отрицательном отборе», который, как правило, проходит подавляющее большинство . На этапе поступления в педагогические вузы выбирают те из них, кто не прошел в другие более престижные университеты, а затем работать в школу идут самые не амбициозные и безынициативные выпускники, которые боятся или не в состоянии получить другую более оплачиваемую и престижную работу.

Таким образом, школа не может воспитать успешного человека в силу того, что система устарела и оперирует неработающими методами как в отношении сотрудников, так и в плане организации обучения.

Домашнее обучение

Обучение на дому существует с тех времен, когда появилось само образование. Испокон веков дети из состоятельных интеллигентных семей обучались дома с гувернерами под присмотром родителей, в то время как школа возникла с целью дать детям из бедных семей азы чтения, письма и счета. Поэтому, как утверждают историки, домашнее образование выглядит куда более логичным и оправданным, и подтверждает свою эффективность и целесообразность опытом поколений на протяжении сотен лет.

В современном динамичном мире образование и интеграция ребенка в общество, по мнению Ольги Юрковской, полностью лежит в зоне влияния и ответственности родителей. Именно отец с матерью должны озаботиться вопросом, каким они хотят видеть своего ребенка - со средними и ниже среднего знаниями и способностями, считающего, что «инициатива наказуема», или успешным лидером, умеющим общаться, принимать решения и упорно двигаться к достижению результата, отсекая все лишнее.

Таким образом, позиция Ольги Юрковской категорична и провокационна, как и любая крайняя точка зрения, но также и не лишена здравого смысла и последовательной аргументации.

По мнению психолога, стоит выбрать домашнее обучение, и вовсе необязательно водить ребенка в общеобразовательную школу, потому что:

  • качество образования в школе оставляет желать лучшего;
  • репетитор способен дать тот же объем информации, что и в школе, но в несколько раз быстрее и интереснее;
  • строгая дисциплина, контроль учителя и искусственно сформированные коллективы классов не способствуют успешной социализации ребенка, а напротив затрудняют ее;
  • система школьного образования не дает возможности воспитать личность, обладающую всеми качествами успешного человека.

Скоро закончатся каникулы, и для кого-то из родителей начало учебного года принесет новую тревогу, потому что их подросший ребенок начнет ходить в школу самостоятельно. Однозначного ответа на вопрос, с какого возраста можно отпускать ребенка без сопровождения, нет. Некоторые родители провожают детей в школу до пятнадцати лет, а кто-то спокойно отпускает в одиночестве и первоклашку.

10 советов Лии Шаровой, руководителя школы безопасности «Стоп Угроза», подойдут для любого возраста и помогут мамам и папам лучше подготовиться к безопасному учебному году.

1. Не давайте детям с собой дорогие планшеты и смартфоны. Во-первых, увлекшийся разговором в сети ребенок теряет бдительность и не обращает внимания на опасность. Во-вторых, одинокий школьник с девайсом – легкая добыча для грабителей или наркоманов, выслеживающих по утрам подобных жертв в общественном транспорте. Схема простая: выйти вслед за ребенком и преследовать на небольшом расстоянии, дожидаясь относительно безлюдного участка дороги. В лучшем случае грабитель просто выхватит планшет или телефон и убежит, в худшем – может ударить или оглушить ребенка.

2. Пройдите вместе весь маршрут от дома до школы. Обратите внимание ребенка на опасные и безопасные участки дороги, покажите, в какой магазин, торговый центр, аптеку или парикмахерскую он может побежать в случае опасности, чтобы попросить о помощи.

3. На первое время вам может помочь система родительского контроля, установленная в мобильном телефоне ребенка. Вы сможете видеть, где находится ваш ребенок, и даже установить безопасную зону и систему смс-оповещения в том случае, если ребенок ее покидает.

4. Расскажите ребенку, как нужно вести себя, если любой посторонний человек пытается начать разговор. Чаще всего достаточно твердого ответа: «Я вас не знаю и не буду с вами разговаривать», чтобы злоумышленник отошел, если вокруг есть другие прохожие.

5. Преступник не рискнет тащить кричащего и упирающегося ребенка, поэтому потренируйтесь кричать прямо на улице. Важно, чтобы ребенок не стеснялся кричать, бежать, просить о помощи. Отведите ребенка на тренинг по безопасности, чтобы он приобрел уверенный навык морального отпора в любой ситуации.

6. Дети должны знать наизусть минимум два номера телефона своих близких и понимать, к кому из посторонних они могут обратиться за помощью.

7. Многие родители придумывают пароли, но это не самое эффективное решение, потому что в ситуации, если с вами действительно что-то случится, вы не успеете сказать этот пароль другим людям. Гораздо лучше сразу четко определить «круг доверия», состоящий из двух-трех близких и друзей, с которыми ваш ребенок хорошо знаком лично. Предупредите его, что именно эти люди могут в случае непредвиденных обстоятельств встретить вашего ребенка или позвонить ему.

8. Приучите ребенка писать смс или делать контрольные звонки каждый раз, когда он приходит в школу или домой. Многим детям становится скучно писать одни и те же смс: «дошел», «приехала» и т. п., но они с радостью включаются в игру, когда можно написать любое сочетание букв или новые несуществующие слова.

9. Больше спрашивайте и больше слушайте. Вместо формальных «как дела в школе?» или «что интересного произошло за день?» лучше поспрашивать о настроении, друзьях, проблемах и желаниях. Вы же не хотите слышать ответ «все нормально» или «ничего интересного» каждый день.

10. Не реагируйте агрессивно на какую-то неожиданную или неприятную информацию. Дети врут очень часто, скрывая от родителей и опасные ситуации на улице, и какие-то проблемы в интернете или в школе с ровесниками, потому что уверены в том, что кроме запретов и скандалов в ответ на их откровенность ничего не последует. Поэтому иногда лучше набраться терпения и понимания, чтобы быть в курсе личной жизни своего ребенка.

Как живут «дети без школы» и их мама:)

Решила собрать в одну заметку мои ответы на многочисленные вопросы, которые мне задают после статей о недостатках школы и альтернативном варианте обучения дома

1. У меня нет ответа на вопрос, подойдёт ли индивидуальное обучение вам и вашим детям. Я НЕ ЗНАЮ. Я не знакома с вами. Ответ можно выяснить на индивидуальной консультации, но не "постановкой диагноза по аватарке".

Хоумскулинг подходит не для всех. Взять на себя ответственность за развитие своих детей способен небольшой процент населения любой страны. Большинству родителей легче отдать ребенка куда-то, чем заниматься самим. В том числе потому, что даже родителю-управленцу или преподавателю намного сложнее мотивировать собственного ребенка, чем подчиненных ему взрослых.

И далеко не у всех родителей хватит ресурсов, чтобы обустроить своим детям хорошую образовательную среду.

2. Опыт стран, где хоумскулинг является нормой, статистически подтверждает преимущества домашнего обучения. По итогу обучавшиеся дома дети американцев поступают в лучшие ВУЗы. И получают в дальнейшем в разы большие зарплаты. Не в последнюю очередь это происходит потому, что родители вкладывают дома в детей намного больше сил. Поэтому выросшие дети строят более успешную карьеру.

3. Легко будет не сразу. Вначале вам придётся пройти через многое:

  • Переступить через свои страхи: «как я буду не как все», «а вдруг я чего-то лишаю своего ребенка», «я не справлюсь», «меня будут осуждать», «это очень дорого и надо много времени» и так далее.
  • «Выдержать бой» с родственниками и школьной администрацией, чтобы оформить ребенка на индивидуальный план.
  • Постоянно выслушивать нравоучения родственников и окружающих вас людей, как неправильно вы живёте. И их мрачные прогнозы относительно ваших детей.
  • Организовать самим образовательный процесс.
  • Оплачивать репетиторов и проводить с ребенком намного больше времени.
4. Рекомендую отбросить идею, что учить ребёнка школьным предметам вы обязаны только сами. Ваша роль скорее «директор школы», который часто overqualified для работы учителем или репетитором.

Мой опыт и опыт моих знакомых (великолепных репетиторов, преподавателей «от бога») показывает, что собственную маму ребёнок не воспринимает и «не слушается». Можно чему угодно научить посторонних людей. Но собственные дети обучаются только в процессе совместной деятельности (игры, разговоры-обсуждения, дела и т.п.). Формат «уроков» с собственными детьми, как правило, не работает. Учить своих детей (не совместной деятельностью, а методом уроков) намного сложнее, чем быть преподавателем у посторонних людей. С мамой ребенок привык к другим отношениям.

Можно, конечно, и самим учить ребенка. Но лично мне дешевле обходится репетитор (зарабатываю больше в это время, чем если бы занималась с детьми сама). И по времени эффективнее – она быстрее объясняет и получает результат, чем могу я. За день моей работы я оплачиваю год работы репетитора с моими детьми. И освобождена от необходимости заниматься неинтересной и ненужной школьной рутиной. Есть миллион более полезных и интересных совместных дел, чем учить с ребенком школьные уроки. Предпочитаю быть для ребенка авторитетом в области своих профессиональных знаний, а не стоять у него над душой с диктантами или требовать рассказать мне правила из учебника. Так что лучше поберечь нервы – зарабатывайте больше в это время. Наймите репетитора – «чужая тётя» научит быстрее школьным предметам.

И вовлекайте ребёнка в ваши взрослые дела. Дайте ему посильную работу в рамках вашей профессии, например. Отправьте на разные кружки. Скачайте обучающие игры.

К моим дочкам раз в неделю на 1,5 часа приходит репетитор – этого достаточно. Дети много читают сами, учиться им легко.

5. Способность к саморазвитию убивается именно в школе. В детском саду дети бесконечно интересуются всем подряд и развиваются очень быстро. Оставив ребёнка обучаться дома, вы сохраняете его познавательную активность.

6. Ещё ребёнка очень удобно мотивировать к выполнению самостоятельных заданий «самой страшной угрозой»: «Не сделаешь контрольную вовремя – снимут с индивидуального плана. И ты будешь обязана каждый день ходить в школу». Очень хорошо действует… Особенно если остальной мотивацией «заведует» репетитор. Например, мои дочки очень не хотят её огорчать, поэтому быстро делают все задания до её прихода.

7. На индивидуальном плане (в Беларуси) в начальной школе дети обязаны сдать контрольные или зачеты по основным предметам: русский и белорусский (язык и литература), математика, окружающий мир, английский. Потом добавятся другие предметы. Можно это делать хоть раз в четверть. Мне удобнее и детям проще это делать раз в неделю по мере прохождения классом программы – учительница дает задания домой, проверяет готовые, вызывает к доске на тех уроках, что мои дети согласились посетить (и уговаривает их ходить почаще – не хотят вообще, несмотря на сплошные похвалы и 10-ки). Что-то из контрольных они пишут в классе, чтобы учительница убедилась, что сами знают, а не кто-то дома им решил. В основном делают за 1,5 часа с репетитором программу недели. Меня это в любом случае не касается, моя любимая фраза: "4 (из 10) – прекрасная оценка, чтобы не сняли с индивидуального плана. Достаточно!!!"

Для оформления на индивидуальный план из документов нужно только заявление. Но чтобы директор школы и педсовет разрешил (нынче в Беларуси это на их усмотрение), надо с ними нормально пообщаться, рассказать, почему ваш ребёнок никак не может посещать каждый день школу. Проще всего оформляться в ту школу, где уже учатся дети на индивидуальном плане (позвоните и узнайте в вашем РОНО). Им нужны понятные аргументы: про занятия ребёнка профессионально спортом во время уроков, про бесконечные командировки родителей или вообще проживание вне страны часть времени... Какое-то простое объяснение, что не школа плоха, а просто нет возможности каждый день ходить (но мы будем стараться ходить по максимуму) ;)

Учителям удобно с такими детьми – в классе числится, а учить его не надо:) легче вести уроки, когда детей меньше:)

Для совсем хороших отношений можно пригласить свою же учительницу раз в неделю побыть платно репетитором:) (наша отказалась, сказала, что не может брать деньги и заниматься, когда ребенок и так не отстает:))

8. При нынешней ориентации на отстающих и середнячков даже самая распрекрасная учительница не имеет возможности нормально работать с "сильными" детьми. Моим дочкам на уроках очень-очень скучно: решила себе и всем соседкам и заняться нечем. А полкласса не справляются. Я вообще не понимаю, чем в начальной школе дети заняты, если вместо 25 часов мои занимаются 1,5 часа в неделю с репетитором – и у них 9 и 10.

Дочки числятся в классе. Каждое утро имеют выбор посетить все уроки. Не хотят. Вообще. Предпочитают заехать ненадолго сдать контрольные и взять новые.

9. Для меня оценки вообще не важны. Никак. И больше всего я хочу оградить детей от этого школьного оценивания – как я писала Ссылка, оно вредит реальным достижениям во взрослой жизни.

Как отличникам, так и двоечникам вредит. Не те критерии ни от тех результатов и не теми людьми...

Когда ребенок выигрывает (или проигрывает) в спорте - это правильная оценка - по результату. Но не школьная оценка.

В школьном обучении никак нельзя сделать реальную оценку. Оно все не имеет практического применения и измеримых результатов.

Если моя дочь успевает прочитать полкниги, пока соседка по парте читает одну страницу, то это не повод ставить ей 10 – в этом нет для нее результата. Это показатель того, что читает она уже 6 лет, прошла курсы скорочтения и прочитала несколько сотен книг. А соседка и десяти книг не прочитала, научилась читать в школе, читает два года по плохой методике.

Поэтому оценивание в такой ситуации вредит обеим девочкам (особенно самооценке) – это не их результаты (а результаты разного подхода к обучению их мам).

Моя оценка - ребенок с интересом и увлечением чем-то занят – 10. ;)

А все попытки оценивания – фтопку! ;)

Для примера кружок бисероплетения – каждая девочка делает свои изделия (сама выбирает из образцов, что хочет) – результат нагляден, процесс в удовольствие. И не нужны никакие оценки... вот такое занятие для детей мне нравится – каждая в своем темпе, кто-то сделает одно изделие, кто-то 10, кто-то простое, кто-то сверхсложное... И зачем ещё оценки?

Или кружок мультипликации (за компьютером).

Это все бесплатно у нас – и намного полезней и в удовольствие, чем школьные уроки...

10. Школьные предметы меня вообще никак не волнуют – я искренне не понимаю, почему надо обучать именно такому объему именно таких дисциплин (я бы формировала программу совсем по-другому, нынче у нас не аграрный и не промышленный, а очень даже информационный век).

Репетиторов родители все равно нанимают перед поступлением в ВУЗ – я предпочитаю сделать это сразу (6-7 класс или когда там), не мучая детей предварительно тысячей часов неправильного изучения предмета. За каких-то 100-200 часов интересных индивидуальных занятий ребенок будет знать предмет лучше школьной учительницы;) сэкономив 1000 часов на более увлекательные занятия, чем отсиживание на уроках;)

Учебу у репетиторов можно заменить бесплатными кружками соответствующего направления. Или подготовительными курсами при БГУ – это недорого.

На почти все кружки мои и моих подруг дети ходят либо БЕСПЛАТНО, либо за символическую оплату.

11. С математикой благодаря шахматам, обращению с белорусскими деньгами и игре Ссылка никаких проблем у моих детей и быть не может.

С гуманитарными предметами после курсов скорочтения (попозже пройдем продвинутые ступени) вопрос закрыт по институт включительно:)

Читают мои дети много – поэтому пишут грамотно – прямая взаимосвязь.

То есть в школе дочкам делать просто нечего – внешкольные методики обучения в несколько десятков (или сотен) раз быстрее позволяют усвоить больший объем информации.

Школа – не более, чем камера хранения для детей. Мои дети и дома неплохо могут побыть:)

12. Умение ребенка быть в социуме лучше всего нарабатывается в "дворовых компаниях". Когда происходит взаимодействие без рамок и без контроля взрослых. Это может быть компания детей у бабушки в деревне или на даче, в санатории или пионерлагере, после кружка или школы, на соревнованиях и так далее. Смысл в том, что за 10 минут перемены под надзором педагогов умение ребенка взаимодействовать с другими людьми развивается не так хорошо, как в более свободной среде. А убито на это от 5 часов ежедневно... Чего ради?! Альтернатива всегда найдется: я в детстве больше дружила в компании с шахмат и во дворе. К тому же в спортивных секциях почти отсутствует риск оказаться в ситуации «травли», как часто бывает в школе.

13. По поводу учителей.

Я так и не увидела ни одного аргумента, доказывающего, что в современной белорусской школе работают высокооплачиваемые успешные люди. То, что 30-40 лет назад у кого-то из вас был «звёздный» состав педагогов в отдельных школах – не имеет отношения к современной ситуации. Мы выросли в другое время, когда зарплаты у всех были примерно равными. С другими учителями – уважаемыми в обществе людьми. Сейчас всё по-другому.

С современными учителями происходит так называемый "двойной отрицательный отбор": сначала в педвузы поступают те, кто не смог набрать баллы в более престижный ВУЗ, а потом только самые малоинициативные из выпускников остаются работать в школе, остальные находят более высокооплачиваемую и престижную работу.

Для меня единичные примеры прекрасных людей среди педагогов прошлых веков ни разу не являются аргументом для того, чтобы я отдала своих детей на "слом" в современную систему белорусского школьного образования. Совершенно не вижу взаимосвязи между Янушем Корчаком и студентами педвуза, которые не набрали проходной балл в более престижный институт... А потом по распределению учат бедных детей тому, что сами толком не знают... Стелятся перед администрацией, наступают ежедневно на собственные убеждения, руководствуются своими страхами, жалуются в кулуарах и все равно послушно исполняют все, что с них требуют вне рамок контракта...

Я не могу перестать видеть, что большинство из учителей перестали расти профессионально. У многих этих женщин не лучшим образом сложилась личная жизнь – и это транслируется детям... И остаются учителя в школах на своих рабочих местах не потому, что это их призвание и каждый час работы им в радость, а скорее от безысходности: все эти "доработаю до пенсии" или "а что я еще могу"...

Я могу уважать людей за их действия и поступки. За силу характера, за волю. Не вижу смысла относиться иначе, чем с равнодушием, к ничего не делающим для улучшения своей жизни нытикам, которые пафосно разглагольствуют, обвиняя более успешных людей, но даже их зависть не помогает им начать что-то делать с собой и своей жизнью.

И я не хочу, чтобы детство моих детей прошло в прослушивании идеологии и прочих прелестных занятиях...

14. Безусловно, бывают исключения. Единичные случаи. Но из десятков педагогов сколько «исключений» будут учить именно вашего ребенка, особенно в 5-11 классах? И что делать ученикам остальных учителей? И что отвечать родителям на вопрос ребенка: "Мама, а почему учительница все время на нас кричит?" Есть у вас какой-то другой вариант ответа, кроме: "Потому что профнепригодна!"???

15. Я исхожу из концепции о том, что общество оплачивает труд каждого человека в соответствии с принесенной человеком ПОЛЬЗОЙ: если от причиненного насильно школьникам «добра» отнять тот вред, который учителя наносят насаживанием дисциплины, идеологией, уравниловкой и прочими прелестями школы, то труд большинства учителей оценивается вполне адекватно. А то и отрицательная величина может получиться у половины учителей, то есть им переплачивают...

16. Каждый человек выбирает сам: где и кем он работает, сколько и как зарабатывает, чем заполнена его жизнь. Учителя сами ВЫБРАЛИ впихивать невостребованные ненужные знания немотивированным людям за стыдную зарплату. Это же касается продавщиц и работниц конвейера: эти люди ВЫБИРАЮТ не учиться и не расти.

Я и мои знакомые зарабатываем достойные деньги: но мы все постоянно учимся, в любом возрасте.

Я трачу на свое обучение ежегодно больше, чем средняя годовая зарплата в стране. И свое время. Несмотря на троих детей и работу. Я читаю ежегодно сотни профессиональных книг, слушаю аудиокурсы за рулем и смотрю сотни часов видеокурсов - это все есть в интернете бесплатно. Они предпочитают смотреть телевизор. Поэтому я не должна сочувствовать их маленькой зарплате и низкому статусу!!! Что они САМИ сделали, чтобы улучшить свою жизнь???

Мы с учителями коллеги: ПРЕПОДАВАТЕЛИ. Но мне не надо нести все их тяготы и быть не "уважаемым в обществе человеком". Потому что я не держусь за "ставку", а оформилась Индивидуальным предпринимателем и сама несу ответственность за уровень своих доходов.

У меня нет такой гордыни, чтобы пытаться стать УЧИТЕЛЕМ для детей, которых насильно заставляют находиться в одном помещении со мной. Я предпочитаю обучать людей, которым важно и нужно то, что я показываю. Которым полученное от меня УЛУЧШИТ жизнь. Будет полезным и будет использоваться.

Я уважаю репетиторов: эти люди не сидят и не ноют, как им мало платят и плохо к ним относятся... Они ЗАРАБАТЫВАЮТ!!!

17. Меня учили и учат сейчас люди, которые в день получают больше, чем годовая зарплата школьных учителей. Все, что я умею и знаю (чем пользуюсь в жизни), я получила вне школьных стен. Я не могу вспомнить НИ ОДНОГО учителя из всех моих школ, от которого я получила бы хоть что-нибудь, чем пользуюсь в жизни сейчас.

18. В обучении своих детей я предпочитаю использовать находки и методические материалы бизнес-тренеров и консультантов по управлению – мне это ближе профессионально, чем методические разработки белорусских педагогов... ;)

19. Лично я не имею никакого отношения к системе школьного образования. Всего лишь мама, которая выбрала обучать детей дома. До государственной политики мне дела нет. За «мир во всем мире» я не борюсь. Меня всё устраивает. Лишь бы не мешали. Я уверена, что если каждый человек с максимальной самоотдачей будет заниматься своей семьёй и своим бизнесом/работой, то жизнь всего общества будет намного лучше, чем от бесконечной «говорильни» и демагогии. У меня нет ни времени, ни желания участвовать в политических дискуссиях.

20. Я не считаю себя примером для подражания, боже упаси – вот в этот нарциссизм меня совсем не тянет;) У меня нет и не будет цели ВСЕМ нравиться. Живу своей жизнью, воспитываю своих детей. Чего и всем желаю. Я пишу свои рассуждения и свой опыт с моими детьми. У других родителей опыт будет другим.

21. Я охотно отвечаю на вопросы типа "как это сделать?" или "как ты делаешь?". Но я не толерантна к оценивающим высказываниям на тему моего несоответствия чужим идеалам. Как правило, агрессивные оценивающие суждения в мой адрес я удаляю. И сразу нажимаю «заблокировать» тех неадекватных людей, которые позволяют себе столь нелепое поведение.

Детей должны пойти в школы. В том числе 1,6 миллиона - в первый класс. Однако активисты движения за домашнее обучение говорят, что значительная часть ребят только числятся в образовательных учреждениях, а на самом деле обучаются дома. Еще три-четыре года назад «хоумскулеров» было немного, а сегодня в связи с массовым укрупнением учебных заведений появилась четкая тенденция отказа от услуг государственных школ. По подсчетам проекта «Альтернативное образование», в одной лишь Москве за последние годы образовалось от 20 до 35 родительских объединений, которые учат детей самостоятельно. «Лента.ру» записала монологи мам и пап, выпавших из Системы.

«У тебя - два высших, а у дочери - неполное среднее»

Меня часто спрашивают: почему забрал дочь из школы? С дочерью решение как-то само собой назрело. Вероника пахала целыми днями. В восемь уходила из дома, в 16 часов - возвращалась. А с 17 часов у нее шли репетиторы, домашние задания. К вечеру это был просто невменяемый человек, который падал на кровать и тупо спал. Даже в выходные ни на что другое, кроме восстановления, ее просто не хватало. А отдачи от всего этого, на мой взгляд, было ноль. Зато после ухода из школы у дочери сразу появилось множество интересов: артстудия, зоология в зоопарке, гитара. Она ходит в какие-то походы и просто реально расслабилась.

Когда знакомые узнают, что дочь не пошла учиться дальше, охают: «Катастрофа! У тебя два высших, а у дочери - неполное среднее!» Но я вижу, что ей этого не надо. У нее другой круг интересов. Сейчас изучает английский и японский языки, осваивает гитару, рисует, и что-то еще осенью будет. То есть человек без дела не сидит. Зачем ей тратить еще два года жизни на неинтересные для нее математику и физику? Если захочет - ЕГЭ потом можно и так сдать. Я считаю, что главная задача родителей - погрузить ребенка в интересную атмосферу, создать ему поле вокруг. Если оно правильно засеяно, всходы будут. Корочка, несомненно, имеет значение. Но это смотря куда ты собираешься идти работать и чем заниматься. Если на госслужбу - наверное, пригодится. Если хочешь организовать свой бизнес - никакой диплом тебе в этом не поможет. Если ты идешь рисовать куда-то - с тебя спросят не аттестат, а картины.

Когда мы три года назад с дочерью выбрали домашнее обучение, очень мало было вокруг таких же семей. В основном уходили из-за плохих оценок, по болезни или если дети плохо адаптировались в социуме. Сейчас же среди нас много вполне успешных детей. «Новенькие» перенимают опыт у «старичков». Первый вопрос, который всех волнует: родители сами в роли учителей выступают или нанимают репетиторов? По-разному. Зависит и от возраста детей, и от уровня образования самих мам и пап. Я, допустим, гуманитарий. Поэтому всякие школьные общечеловеческие дисциплины для меня особого труда не представляют. Если что-то забыл - могу повторить или найду в интернете. А вот по химии-физике, математике и английскому у нас и в школе, и на домашнем обучении были репетиторы.

Другой популярный вопрос - как строится рабочий день «хоумскулеров». Вдруг ребенок, почувствовав свободу, вовсе не захочет учиться? Первое время мы с дочерью писали ежедневные планы, ориентированные на школьную программу: завтра изучаем вот эти параграфы, смотрим такие-то обучающие ролики, читаем следующие книги, идем туда-то. И строго выполняли намеченное. Усвоил или не усвоил человек материал - проверяется через тесты, контрольные работы. Все пособия продаются в магазинах или скачиваются в интернете.

Официально дочь была приписана к госшколе, сын сейчас - тоже. Форма обучения - семейная. Закон об образовании это позволяет. В Москве и Петербурге администрация школ обычно палки в колеса родителям не вставляет, если те желают учить детей дома. А вот в регионах, как я знаю, у многих проблемы. Обычно дети проходят аттестацию два раза в год, то есть сдают экзамены по всем предметам. Для ребенка это, конечно, стресс. Не нужно думать, что это халява. Но этот стресс несравним с тем, что мы получали ежедневно в школе.

Есть страшная тайна, которую я стараюсь не открывать детям. На самом деле дома приходится учиться больше, чем в школе. Рабочий день у дочери начинался в 11 часов, а заканчивался в 18 часов вечера. То есть в среднем она трудилась по семь часов в день с перерывом между занятиями в 10-15 минут. Объем прочитанных книг, просмотренного учебного материала - больше. Но она не чувствовала усталости, потому что не было прессинга, никто не мотал нервы.

«Уроков не было - играли»

Я далеко не фанат семейного образования. Точно так же, как большинство родителей, я вообще не представляла, что жизнь без школы возможна. У дочери была лучшая в районе школа, молодая креативная учительница, программа с модной у мамочек математикой по Петерсон. Однако проходили дни и месяцы, а никаких результатов обучения заметно не было. Дочь приносила из школы не знания, а бесконечные вирусы и бактерии. Учиться ей было очень скучно. Чтобы сохранить мотивацию к обучению, я перестала водить ее на некоторые (чаще всего первые) уроки, на английский, на физкультуру и попыталась игнорировать часть бессмысленной домашней работы. Это вызвало сопротивление учительницы, перед которой я почему-то должна была оправдываться в своих действиях, хотя именно благодаря им мой ребенок стал более мотивированным и дисциплинированным.

До школы она легко считала в пределах сотни, а в первом классе они почти весь год толклись на первом десятке. В списках по скорости чтения ее фамилия всегда была первой. Многократное же повторение, рассчитанное на отстающих, ее расхолаживало и заставляло скучать. А еще домашняя работа, которая лишала прогулок и кружков! Особенно тяжело ей было весь урок сидеть неподвижно.

Но самым большим разочарованием стала для меня частная школа, куда дочь перешла в середине первого класса. Там мы получили все то же самое: ненужные правила; утомительное сидение за партами; неуемное желание педагогов воспитывать, причем не только детей (хотя и это для меня неприемлемо), но и родителей; неэффективные и безнадежно устаревшие методики обучения. И все это за немаленькие деньги! Так что к середине второго класса назрел второй переход.

В один прекрасный день наши дети в школу не пошли. Мамы-единомышленники, педагоги из близлежащих госшкол и садика объединились и создали свою маленькую школу из шести второклашек. Организатор школы Елена Свитова взяла идеи и принципы таких педагогов как Шалва Амонашвили, Селестен Френе, Мария Монтессори. С тех пор у наших детей больше не было уроков, формы, портфелей, оценок, домашних заданий, «дисциплины» в школьном понимании этого слова. Помню, в первый день мы спросили у детей по привычке: «Какие уроки были?». Они ответили: «Уроков не было». - «А чем занимались?» - «Играли». Они играли - и изучали площадь и периметр, узнавали про имя существительное - и играли. Оказалось, что познавать, допустим, окружающий мир - это интересно, а заучивать приметы зимы - скучно. И что, например, вид и форму снежинки гораздо веселее рассматривать на ладошке, чем на странице учебника. И вообще, любой увлекательный процесс - это игра.

Фото: Robin Rayne Nelson / Global Look

Сейчас мы в пятом классе. С формой занятий все время экспериментируем. В качестве примера расскажу, как мы однажды устроили вечеринку и пригласили родителей. Чем будем угощать? Давайте сделаем вареники. Но сначала же надо рассчитать, сколько у нас будет народу и сколько что стоит. Не сколько в магазине они готовые стоят, а ингредиенты: мука, соль, яйца, начинка. Надо рецепт написать, красиво это все оформить. Пошли в магазин за мукой - выяснили, какие бывают сорта, откуда приехала мука, сделали несколько вариантов бюджета. Написали на доске и в тетрадках сам процесс приготовления. Взвесили картошку, сначала грязную, потом мытую, потом без кожуры, потом взвесили картошку вареную - посмотрели, сколько ушло. Заодно выяснилось, что есть крахмал в картошке, проверили, что он есть, капнули на нее йодом. Раскатали тесто, выяснили периметр этого теста, потому что мы все-таки люди ученые, не можем как простые домохозяйки раскатать, выяснили, сколько там миллиметров, потому что это тоже надо. Выяснили, откуда вареники родом, что это блюдо китайское, а не русское национальное, возмутились по этому поводу. Это простая тема, а бывают и более сложные темы.

Мы сдаем аттестации в госшколе. Раньше очень этого боялись. Теперь - нет. Специально не готовимся. Достаточно тех занятий, что есть у нас в семейной школе. У дочери по русскому четверка, но, на мой взгляд, она знает русский прекрасно для пятого класса. И по математике четверка - при весьма глубоких, на мой взгляд, знаниях. Остальные пятерки. Хотя для нас это не столь важно, скорее это важно для окружающих.

Экскурсии, походы, концерты

Елена Липгарт, организатор клуба поддержки семейного образования

У меня четверо детей: двое дошкольников, старшие учатся в началке - закончили второй и четвертый классы. В обычную государственную школу они никогда не ходили. Просто я вовремя узнала, что можно этого не делать. Выбрали дистанционное обучение. Сдаем аттестацию виртуально, не выходя из дома. Очные экзамены - только в 9-м и 11-м классах. А промежуточные можно так. Мы сейчас прикреплены к дистанционной школе в Новосибирске. Из всех имевшихся вариантов нам показалось, что там самые приемлемые условия. У каждого ученика есть свой личный кабинет на сайте, там - тренировочные материалы. Когда сдаешь экзамен, нажимаешь на специальную кнопочку. Включается веб-камера, которая записывает, как ребенок делает контрольную. Это чтобы исключить моменты подсказок или списывания.

Мы в семье сами справляемся со школьной программой и с требованиями аттестации. Репетиторов нет. При этом у детей много занятий вне дома: балет, рисование, лошади, экскурсии, походы, разные интересные мероприятия, встречи с людьми, концерты. Мы не придерживаемся жесткой школьной модели расписания уроков. Мне кажется, в домашних условиях это не вполне комфортно. У нас есть некая структура дня, заданная программой извне. Это не значит, что мы что хотим, то и делаем. Обычно в первой половине дня - уроки. Я могу в чем-то помочь детям, активно пользуемся дистанционными интернет-ресурсами: обучающими программами, видеороликами и т.д.

Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

У родственников поначалу были какие-то сомнения. Но важно то, что я сама была уверена в своих действиях. Это и передалось. К сожалению, в обществе по поводу семейного образования очень много стереотипов. Люди предполагают, что если ребенок не ходит в школу, то он заперт в четырех стенах. Это не так. Что касается социализации - у нас сложилось некое сообщество семей, практикующих домашнее обучение. Это такие семейные клубы в Москве и Подмосковье. Есть два уровня: общие большие встречи, которые рассчитаны на участие родителей, и встречи отдельных групп, объединенных по территориальному признаку. Они собираются в основном в библиотеках, туда приходят с детьми. Вместе мы занимаемся разными интересными вещами: ставим опыты, играем в настольные обучающие игры. С одной стороны, это возможность общения, с другой - некий образовательный потенциал. К тому же часто среди родителей встречаются интересные люди, которые могут рассказать о своей профессии или организовать какой-нибудь мастер-класс. Семьям это тоже полезно: они видят, что не одиноки в своих идеях, а значит - у них все нормально.

Здравствуйте Ольга!

Статья 63 Семейного кодекса.

Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности:

1) административной (статья 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»);

1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
2. Нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов, -

3. Повторное совершение административного правонарушения,

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пяти суток.
(часть 3 введена Федеральным законом от 04.05.2011 N 98-ФЗ)

2) семейно – правовой (статьи 69 («Лишение родительских прав»),73 («Ограничение родительских прав») Семейного кодекса Российской Федерации);

СТ 69 СК РФ Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они: уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов; отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций; злоупотребляют своими родительскими правами; жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность; являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией; совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

СТ 73 СК РФ 1. Суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничении родительских прав). 2. Ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие). Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав. Если родители (один из них) не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав. В интересах ребенка орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о лишении родителей (одного из них) родительских прав до истечения этого срока. 3. Иск об ограничении родительских прав может быть предъявлен близкими родственниками ребенка, органами и организациями, на которые законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (пункт 1 статьи 70 настоящего Кодекса), дошкольными образовательными организациями, общеобразовательными организациями и другими организациями, а также прокурором.

3) уголовной (статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации («Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»))

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, -

наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода