Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Мощи артемия веркольского покоятся в. Святой праведный отрок артемий и веркольский монастырь

(1532, с. Веркола (совр. Пинежский р-н Архангельской обл.) - 23 июня 1545), прав. (пам. 23 июня, 20 окт., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых). «Житие святаго праведнаго богомудрого отрока новоявленнаго Артемиа, Верколскаго чюдотворца» известно в большом числе списков XVII-XIX вв., отражающих 3 основные редакции. 1-я редакция жития, составленная ок. 1619 г. по повелению Новгородского митр. Макария , содержит описание 53 чудес, совершившихся по молитвам к А. В., последнее чудо относится к 1618 г. В основе этой редакции, по предположению В. О. Ключевского , лежит первоначальный рассказ об А. В., возникший сразу после перенесения мощей святого в 1577 г. и содержавший описание 19 чудес. 2-я и 3-я редакции дополняют 1-ю более поздними чудесами. По мнению исследователей, 2-я редакция жития, описывающая 72 чуда, была составлена в 1649 г., 3-я редакция была создана в Артемиевом Веркольском мон-ре при настоятеле Антонии (Попове; 1693-1729), в ней отражены 85 чудес, последнее датируется 1700 г.

А. В. родился в крестьянской семье. Родители - Косма по прозвищу Малый и Аполлинария - воспитали сына в страхе Божием и благочестии. По преданию, у А. В. была сестра - прав. отроковица Параскева Пириминская, прославившаяся посмертными чудотворениями. Однажды отрок вместе с отцом боронил поле. Разразилась сильная гроза, ударила молния, и А. В. упал замертво. Односельчане посчитали внезапную кончину отрока наказанием за его тайные грехи и оставили тело непогребенным в лесу, называвшемся Сосония. В 1577 г. диакон местной ц. во имя свт. Николая Чудотворца Агафоник увидел в лесу необычный свет над местом, где покоились останки А. В., и обрел нетленное тело праведного отрока. Крестьяне перенесли св. мощи на паперть Никольской ц. в Верколе.

В 1583 г., во время распространившейся в окрестностях Верколы эпидемии, у некоего человека по имени Каллиник тяжело заболел сын. Каллиник молился о его исцелении, потом приложил мальчика ко гробу А. В. и, взяв бересту, в к-рую было завернуто тело святого, положил ее на плечи и на «гайтан» (нательный крест) ребенка, к-рый тотчас выздоровел. О свершившемся чуде Каллиник рассказал жителям Верколы, собравшимся в церкви; был отслужен молебен, и мор прекратился. Житие сообщает, что с этого времени стала праздноваться память А. В. (РГБ. Унд. № 378. Л. 100-101). В 1584 г. у гроба А. В. исцелился др. житель Верколы - Павел, голова к-рого была обращена назад. После этого чуда к Никольской ц. был пристроен придел во имя вмч. Артемия, мощи св. отрока переложили в новый гроб и торжественно перенесли в придел. На досках от прежнего гроба священники Иоанн и Фома повелели написать образы А. В., к-рые почитались чудотворными. В 1601 г. некий Панкратий привез один из образов в Вел. Устюг, и неск. жителей Устюга получили от него исцеления. Почитались чудотворными также стружки от гроба А. В., к-рые благочестивые паломники прикрепляли к своим нательным крестам. У мощей А. В. продолжали совершаться исцеления: прп. Трифон Вятский († 1612), шедший в родное с. Малнемнюжское (близ Верколы), исцелился от «расслабления руки»; вновь обрел зрение веркольский житель Иоанн по прозвищу Растегай, страдавший слепотой более 2 лет.

В марте 1635 г. кеврольским и мезенским воеводой был назначен А. Ф. Пашков (позднее сопровождавший в ссылку Аввакума Петрова). Будучи проездом в Верколе, Пашков не захотел почтить мощи А. В. и уехал в Кевролу, где тяжело заболел его сын Иеремия. Поняв, что болезнь сына является наказанием за неверие, Пашков отправился в Верколу, чтобы поклониться мощам А. В. В Никольской ц. в Верколе был отслужен молебен, потом Иеремию приложили к образу и мощам А. В., а грудь обернули берестой, в к-рую было завернуто тело святого. Мальчик выздоровел, и Пашков дал обет создать ц. во имя вмч. Артемия. В 1645 г. на месте, где было обнаружено тело праведного отрока, на средства Пашкова построили ц. во имя вмч. Артемия Антиохийского с приделом во имя А. В. (освящена по благословению Патриарха Иосифа и Новгородского митр. свт. Аффония). При храме возник мон-рь, первоначально существовавший без царского указа, «по слову» воеводы, из-за чего насельники подвергались притеснениям со стороны местных жителей. Однажды ночью А. В. явился настоятелю обители иером. Рафаилу и ободрил его, предсказав скорые изменения к лучшему. В 1648 г. царь Алексей Михайлович разрешил строить мон-рь, 17 нояб. мощи А. В. были переложены в новую раку, перенесены в обитель и поставлены в приделе во имя святого. В 1650 г. в мон-рь было прислано царское жалованье: иконы, книги, колокола, богослужебные сосуды, церковная утварь. Веркольскому мон-рю оказывал покровительство Патриарх Никон , имевший в своей б-ке житие А. В.

21 апр. 1695 г. во время пожара ц. во имя вмч. Артемия, где стояла рака с мощами А. В., сгорела; по благословению Холмогорского архиеп. Афанасия (Любимова) мощи св. отрока были обретены под завалами сгоревшего храма. В 1700 г. построили новую деревянную холодную ц. во имя вмч. Артемия Антиохийского и 4 июля 1701 г. положили в ней мощи праведного отрока. В 1712 г. была сооружена теплая ц. с трапезой во имя А. В., впосл. сгоревшая. На ее месте в 1785-1806 гг. была воздвигнута каменная ц. во имя А. В. с приделами во имя свт. Николая Чудотворца и вмч. Артемия, в приделе во имя вмч. Артемия на юж. стороне находилась рака с мощами праведного отрока. В 1867 г. близ Веркольского мон-ря там, где погиб А. В., на месте древней часовни была построена новая, в 1876 г. освященная как храм во имя А. В. (ныне - часовня). С 1888 г. ежегодно 23 июня совершался крестный ход с мощами святого вокруг Веркольского мон-ря. Св. прав. Иоанн Кронштадтский , почитавший А. В., неоднократно посещал мон-рь, в 1892 г. на свои средства он устроил новую раку для мощей святого и резной золоченый балдахин над ней. 14-15 июля 1897 г. св. Иоанн присутствовал при освящении построенного на его средства монастырского храма в честь Успения Пресв. Богородицы. Св. Иоанн является автором акафиста А. В.

В 1919 г. Веркольский мон-рь был закрыт, в 1920 г. мощи А. В. были спрятаны братией; по нек-рым свидетельствам, ныне они находятся под спудом на территории мон-ря. Богослужения в ц. во имя А. В. возобновились в 1990 г., в этом же году в церковь была перенесена рака, где ранее почивали мощи святого (в 20-80-х гг. XX в. рака находилась в часовне, построенной на месте гибели А. В.), в 1991 г. в стенах обители была возобновлена монашеская жизнь.

История канонизации А. В. излагается в источниках противоречиво. В одном из поздних списков жития сказано, что веркольцы, видя множество чудес, совершавшихся по молитвам к праведному отроку, собрались на совет и написали письмо Новгородскому митр. Макарию, к-рый повелел боярскому сыну Дружине Малгину, игум. Красногорского мон-ря Макарию и кеврольским священникам освидетельствовать мощи А. В.; после чего митр. Макарий повелел написать житие и службу святого, создать в честь него храм и там положить его мощи. 6 дек. 1610 г. мощи А. В. по указу митрополита были перенесены из придела в Никольскую ц. (РНБ. Q. I. 990, кон. XVIII - нач. XIX в.). Однако в 1610 г. Новгородскую кафедру занимал митр. Исидор , красногорский же игум. Макарий действительно подвизался при митр. Макарии. Источник, известный Н. П. Барсукову , сообщает, что в 1639 г. Новгородский митр. Киприан († 17 дек. 1634) послал в Верколу повеление освидетельствовать мощи «тутошними и окольными игумены, и попы, и диаконы». Получив роспись исцелений, митрополит в 1640 г. установил местное празднование памяти А. В., тогда же составили службу - «полный праздник: стихиры, и славники, и литею, и стиховны, и богородичны, и канон, и икос, и светилен, и хвалитны, и розпев под знаменем». Поскольку и это сообщение содержит хронологическое противоречие, можно предположить, что канонизация святого совершилась тогда же, когда было составлено житие,- ок. 1619 г. Память «святаго и преподобного Артемия Веркополского, иж в Кевроле» (без указания дня) внесена в месяцеслов Симона (Азарьина) (РГБ. МДА. № 201. Л. 335об., сер. 50-х гг. XVII в.). В 1685 г. краткое житие святого опубликовано под 20 окт. в Прологе, что говорит об общерус. почитании А. В., память А. В. отмечена также в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). В 1701 г. в Москве в храме во имя вмч. Параскевы на Пятницкой у. был освящен придел во имя А. В., здесь хранился его чудотворный образ с частицей мощей, написанный на доске от гроба святого.

В печатных Минеях, используемых ныне в РПЦ, под 23 июня (Минея (МП). Июнь. Ч. 2. С. 270-282) помещена полиелейная служба А. В. (см. Знаки праздников месяцеслова), под 20 окт.- тропарь и кондак из указанной службы (Минея (МП). Октябрь. С. 524). В Веркольском мон-ре ежедневно читается акафист святому.

Ист.: Описание о российских святых. С. 157; Пролог. Сентябрь-февраль. М., 1685.

Лит.: Яхонтов И . Жития святых севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник. Каз., 1881. С. 183-187; Ключевский . Древнерусские жития. С. 323-324; Барсуков . Источники агиографии. Стб. 62-64; Голубинский . Канонизация святых. С. 128; Сергий (Спасский) . Месяцеслов. Т. 3. С. 231; Дмитриев Л . А . Житийные повести Русского Севера как памятники литературы XIII-XVII вв. Л., 1973. С. 249-261, 290-292; Макарий . История РЦ. Кн. 4. Ч. 2; Кн. 6; Савельева Н . В . «Житие Артемия Веркольского» в рукописной традиции Веркольского монастыря // ТОДРЛ. 1999. Т. 51. С. 365-376; Свято-Артемиев Веркольский монастырь. М., 2000.

А. К. Сальников, Е. В. Романенко

Иконография

По описанию в иконописном подлиннике посл. четв. XVII в., А. В. «12 лет млад, в одной рубашке, в левой руце посох, в правой крест» (ИРЛИ. Бобк. № 4. Л. 142об.), в подлиннике XVIII в.: «Праведный отрок... иже со отцом своим Козьмою земледельцем и шед на поле, умре от грома велика, млад отрок 12 лет, в рубашке, в руке лоза, колени голы. А инде пишет в рубашке и в портах» (Филимонов . С. 175). Одно из наиболее ранних изображений святого - в коротком белом хитоне и гиматии - сохранилось на иконе св. Василия Блаженного и А. В. в молении Спасу Еммануилу 20-х гг. XVII в. строгановского мастера (собрание П. М. Третьякова. ГТГ). На прорисях с икон XVII в. праведный отрок представлен прямолично, в рост, с благословляющей десницей и свитком в левой руке, нередко в ряду избранных святых (Маркелов . Т. 1. С. 125, 127, 135). Вместе со свт. Николаем он изображен на иконе сер. XVII в. (ГИМ), в центр к-рой врезан деревянный крест XVI в.; с мч. Уаром - на иконе ок. 70-х гг. XVII в. (ГТГ); со св. Иоанном Предтечей - на образе кон. XVII в. (ВГИАХМЗ). На поле иконы, среди избранных святых,- на образе «Распятие Христово» Леонтия Стефанова, 1679 г. (ГИМ); на нижнем поле иконы Божией Матери «Троеручица», XVII в. (ГИМ),- по пояс, с обращенными к зрителю ладонями.

В ранних списках жития святого (ГИМ. Щук. № 424. Л. 1об., 50-е гг. XVII в.; БАН. Арх. Д. 255. Л. 3об., 1655 г.), переписанных в Веркольском мон-ре иноком Антонием (Ловцовым), имеются миниатюры с ростовым графическим изображением А. В. в орнаментальной рамке старопечатного стиля: отрок, с крестом в правой руке и посохом в левой, обращен к благословляющей деснице Господней в сегменте неба. В Сборнике житий святых XVII в. помещена иллюстрация с сюжетом преставления праведного отрока (РНБ. ОЛДП. F 137. Л. 95об., 96об.).

Большое распространение получили иконы А. В. в молении Спасителю (в облачном сегменте), на фоне деревянного Веркольского мон-ря на берегу Пинеги. Святой традиционно изображался отроком с округлым ликом и короткими, слегка волнистыми волосами, в короткой белой (иногда красной) рубахе, с крестом и веткой (или стрелой-молнией) в руках, с босыми ногами. Панорама мон-ря, как правило, воспроизводит его исторический облик: храм вмч. Артемия Антиохийского, шатровую ц. во имя свт. Николая, трапезную, колокольню, ограду со Св. вратами и др. деревянные постройки; рядом или вдали - пашня с изгородью, конь, запряженный в борону, и лежащая фигура убиенного отрока; в облаках благословляющий Спаситель, к-рому Ангел-хранитель подносит душу праведника. К данному иконографическому изводу относится икона кон. XVII - нач. XVIII в. (ГЭ), прорись с иконы XVIII в. северных писем (Маркелов . Т. 1. С. 133), прорись с иконы XVIII в. (ГРМ) - без вида мон-ря. На иконе 1-й пол. XIX в. (АМИИ) представлен каменный храм во имя А. В., на образе нач. XIX в. (АМИИ) в композицию включено изображение службы монахов в храме у мощей святого. Иногда рядом с фигурой молящегося А. В. представлен только рассказ о его смерти (из неск. сюжетов), без вида мон-ря, напр. на иконах XVIII в. (ГЭ; АМИИ), прориси с иконы XVIII в. (ГРМ); иногда встречается надпись: «Артеми[й] громом убиен бысть». На прориси с иконы XVII в. дважды изображен лежащий отрок, над ним клеймо с образом Успения прав. Анны (Маркелов . Т. 1. С. 131).

Сохранился ряд житийных икон А. В.: кон. XVII в. (ГРМ); кон. XVII - нач. XVIII в. (СГИАПМЗ) - в среднике праведный отрок изображен вместе со свт. Николаем Чудотворцем, вокруг 2 ряда клейм жития А. В.; XVIII в. (АМИИ); сер. XIX в. (ЦМиАР). В составе клейм последней иконы: рождество и убиение громом святого, 10 посмертных чудес, в т. ч. исцеление сухорукого младенца, Андрея от «болезни очес», Авраама от зубной болезни, чудо о Ермолае, «одержимом духом нечистым», об Иоанне, «иже посмеялся чюдесем с[вя]таго и ослепе и бысть здрав по молитве», а также перенесение мощей А. В. в церковь, ему посвященную. Деяния А. В. представлены также на гравюре М. Нехорошевского 1-й пол. XVIII в. (РНБ), на ксилографии 1882 г. (РГБ). Образ А. В. входил в состав композиции Собора Новгородских святых и помещался вверху, как на прориси с иконы XVIII в.; также в состав Собора Карельских святых, как на иконе 1876 г. (Музей правосл. искусства г. Куопио, Финляндия); в число 189 рус. святых - на прориси с иконы 1814 г. (Маркелов . Т. 1. С. 399, 461). Изображение праведного отрока нач. XX в. помещено на юго-зап. столпе в храме апостолов Петра и Павла в Петергофе (1895-1905), вероятно, потому, что имп. Александр III Александрович скончался в день памяти А. В.

Лит.: Ровинский . Народные картинки. Т. 3. С. 552-553; Антонова, Мнева . Т. 2. С. 356-357, 443. № 845, 954. Ил. 157; Мильчик М . И . Веркольский монастырь в иконографии XVII-XVIII вв. // ПКНО, 1986. Л., 1987. С. 487-496; Косцова А . С ., Побединская А . Г . Русские иконы XVI - начала XX в. с изображением монастырей и их основателей: Кат. выст. / ГЭ. СПб., 1996. С. 29-30. Кат. 15, 16; Сорок сороков. Т. 2. С. 612; Маркелов . Святые Древней Руси. Т. 1. С. 124-135, 398-399, 460-461. Т. 2. С. 62; Северные письма: Кат. / Сост. О. Н. Вешнякова, Т. М. Кольцова. Архангельск, 1999. Кат. 225, 226.

О. А. Полякова, Я. Э. З.

Родители его - Косьма и Аполлинария - были крестьянами. «Оба они были благочестивы и добродетельны». Таким же рос и их маленький сын Артемий. Он «удивлял всех соседей своим благоразумием и смирением и казался не по годам умным; почитал своих родителей, был послушен им во всем, оказывал прилежание к земледельческому труду, был прилежным к Церкви Божией». Артемий отличался тихим нравом и лет с пяти стал избегать ребячьих игр и шалостей. С того же самого возраста он стал помогать родителям в их повседневном труде. О его внутреннем мире можно лишь догадываться. Был он, вероятно, одним из тех «малых сих», чьи ангелы, по слову Спасителя, «на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного».

23 июня 1544 года, когда праведный Артемий помогал отцу боронить поле, началась сильная гроза. Один из ударов молнии пришелся на то место, где стоял мальчик, после чего он «от ужаса скончался». Стало быть, он умер при странных, необычных обстоятельствах и, что самое главное, внезапно. Умер так, как всегда страшатся умереть верующие люди - без покаяния, и как, по представлениям некоторых, умирают только грешники.

Именно поэтому праведному Артемию было отказано даже в христианском погребении. «Односельчане Артемия сочли неожиданную кончину отрока праведным судом Божиим, наказавшим Артемия за какие-либо тайные грехи его. Тело Артемия как умершего от внезапной смерти осталось не отпетым и не погребенным, его положили на пустом месте в сосновом лесу, поверх земли, прикрыли хворостом и берестой и огородили деревянной изгородью. Так пролежало оно 32 года, всеми забытое».

В 1577 году дьячок веркольской Никольской церкви Агафоник, собирая в лесу грибы, увидел среди деревьев свет. Подойдя ближе, он с удивлением заметил, что свет исходит от тела праведного Артемия, лежавшего в деревянном срубе. Обнаружив, что оно «совершенно цело и невредимо», Агафоник поспешил рассказать об удивительной находке односельчанам. Они принесли мощи праведного Артемия в село и положили их на паперти Никольской церкви.

Сразу же после этого от мощей святого Артемия, а также от бересты, покрывавшей его гроб, стали совершаться исцеления. Первым чудом от святых мощей стало выздоровление сына местного крестьянина от лихорадки, свирепствовавшей в то время среди местного населения. После того как отец умиравшего мальчика привесил к его нательному крестику кусочек бересты от гроба праведного Артемия, ребенок выздоровел. Узнав о случившемся, местные жители стали служить молебны святому Артемию, после чего эпидемия лихорадки прекратилась.

В 1584 году после молитв к праведному Артемию исцелился человек по имени Павел, у которого «было болезненно обращено лицо назад и закрыты глаза так, что он ничего не видел». После этого чуда жители Верколы перенесли мощи святого отрока в специально построенный для этого придел и поместили их в новом гробу. На досках старого гроба были написаны несколько икон святого Артемия Веркольского. «Один человек с Пинеги, по имени Панкратий, бывший проездом в Верколе, в 1601 г. привез в Великий Устюг одну из икон Артемия, и от того образа многие получили тогда исцеление». Так постепенно имя праведного отрока Артемия Веркольского становилось известным и за пределами Пинежья.

«В 1619 г. Новгородский митрополит Макарий освидетельствовал мощи праведника и благословил перенести их в самый храм святителя Николая. По его же благословению и распоряжению составлено было житие Артемия…»

В XVII веке в Верколе в честь праведного Артемия был основан мужской монастырь. К возникновению его оказался причастен человек, который вошел в историю как «предприимчивый, смелый и энергичный, опытный администратор, вместе с тем отличавшийся жестокостью в обращении с подчиненными». Это был воевода Афанасий Пашков, имя которого северянам более знакомо по знаменитому «Житию» протопопа Аввакума, который во время своей ссылки в Сибирь оказался в его отряде. У Пашкова был единственный сын Еремей, которого он беззаветно любил. В 1636 году, когда Пашков прибыл на воеводство в Мезень и Кевролу , Еремей «тяжко заболел лихорадкою и готовился уже к смерти». Обезумевший от горя отец счел болезнь сына наказанием за то, что, будучи в Верколе, он не поклонился гробнице праведного Артемия и не отслужил перед нею молебен. После того как воевода дал обет, что непременно совершит богомолье в Верколу, его сын выздоровел. Причем, только-только встав на ноги, он стал спрашивать, как добраться до Верколы… «Обрадованный отец в благодарность за чудесное благодеяние выстроил на свои средства церковь во имя соименного новоявленному чудотворцу святого великомученика Артемия на том самом месте, где были обретены мощи святого. Вокруг выстроенного храма воевода устроил ограду и кельи для монашествующих. Так возник близ Веркольского прихода монастырь». Эта обитель существует в Верколе и сейчас. В монастырском храме, освященном в честь Артемия Веркольского (храм этот был построен в 1793 году) и находились мощи святого праведника, на поклонение которому шли паломники со всех концов России.

В настоящее время мощи праведного Артемия Веркольского утрачены. По рассказам местных жителей, в двадцатые годы, когда монастырь был закрыт, иноки, желая спасти их от поругания, увезли и скрыли в неизвестном ныне месте. В нынешнем Веркольском монастыре (он был возвращен Православной Церкви в 1991 году) сохранилась только рака, где они почивали. Кто знает, может быть, по милости Господней, когда-нибудь они будут найдены и снова, как в далекие времена Святой Руси, к мощам праведного Артемия Веркольского будут приходить люди в непостыдной надежде на его заступление и помощь.

6 июля 1545 года в северном селе Веркола, что укрылось средь живописных холмов на правом берегу реки Пинега, произошла нежданная трагедия. Гроза, пройдя над полем, где трудились крестьяне, разрядом молнии убила тринадцатилетнего мальчика Артемия, сына уважаемых сельчанами Космы и Апполинарии.

Горе-то какое! Словами не высказать, как жаль мальчонку! Славный был какой - тихий, послушный, разумный! Мать на него нарадоваться не могла, отец всякую работу поручал ему без опаски - всё исполнит справно, без изъяна. Да и к нам, соседям, Артёмка всегда был с уважением, да с почтением. Спросит, бывало, не нужна ли помощь, да мигом и сделает, чего ни попросишь.

Ну, пошла причитать! Уж больно все почитали сего Артемия, не по годам ему уважение было - зазнался, как видно. А может, иной какой тяжкий грех на душе он имел. Моего Каллиника, небось, никто никогда не хвалил, а он Артёмки ничуть не хуже! Но Господь-то все видит, Его не обманешь. Не может молния вот так невинного человека поразить. А коли Бог Артемия наказал, то и нам его оправдывать не пристало!

Горько слушать тебя, Фёдор, но, может, ты и прав.

Жители Верколы решили на сельском сходе, что Артемий не достоин христианского погребения, раз такова воля Бога о нем. Тело мальчика оставили в лесу, прикрыв хворостом и лапником сосны. Один Бог ведает, как пережили родители Артемия своё горе. Но даже они не осмеливались ходить туда, где их сын лежал,по решению сельчан, не погребённым.

Прошло тридцать два года. Дьячок Веркольского храма Агафоник, отправившись как-то по грибы, заплутал в лесу. Уже смеркалось, и церковнослужитель молился, чтоб засветло отыскать дорогу к дому. И вдруг в сумерках лесной чащи он увидел яркий свет. Решив, что это добрые люди разложили костёр, он поспешил к огню. Но это было не пламя! Свечение исходило от тела отрока Артемия - оно лежало на той же поляне, где его оставили много лет назад. Останков мальчика не коснулось тление, и дубравные звери не потревожили его покой. Агафоник побежал в деревню, чтобы рассказать о своей находке людям. От потрясения он даже не удивился, что потерянная тропинка сама легла ему под ноги.

Однако, веркольцы вновь не спешили с погребением. Внеся нетленное тело мальчика в церковную ограду, его оставили лежать без почестей прямо на земле. Между тем, вскоре в селе разбушевалась эпидемия лихорадки, люди стали умирать один за другим. Среди тех, кто находился между жизнью и смертью, был сын Калинника - товарища Артемия по детским играм. Шатаясь от горя, Калинник вошел во двор храма и опустился на колени над святыми останками друга детства.

Калинник:

Артемий, родной мой человек. Если б ты знал, как мне тяжело сейчас - сын мой умирает, и я ничего не могу поделать. Так, наверное, мамка твоя, Аполлинария, скорбела, когда тебя потеряла. А уж как мы поглумились всем селом над её горем! Как отец мой кричал, что по грехам ты достойное получил! И я хорош - совсем малец был, а как будто радовался, что твою праведность уничижили - всё зависть проклятая. Горько сейчас вспоминать об этом. А ты ведь и правда святым человеком был - случая не было, чтоб обидел кого-нибудь. Правду говорят - иной суд человеческий, иной суд Божий. Ты прости меня, грешного, Артем! Прости, и помолись за нас Господу, чтоб сынок мой живым остался...

Калинник зарыдал и уткнулся лбом в колючие ветки, прикрывающие мощи праведника. Он плакал долго, и от этих слёз на душе становилось светлей, словно живой Артемий был рядом, и утешал, и обнадёживал. Когда же он вернулся домой, то навстречу ему вышел сын - живой и здоровый.

Слава о святом стремительно разнеслась по Пинежским землям. Всякий, кто обращался к отроку Артемию, убеждался в его отзывчивости. Мальчик, вошедший в радость Господа, выполнял молитвенные просьбы так же охотно и скоро, как некогда крестьянские поручения родителей и соседей. Да и сейчас он, как встарь, откликается на людские прошения. Помолитесь ему - и убедитесь в этом сами.

Под именем Артемий христианская церковь прославляет двух святых: великомученика Артемия Антиохийского и святого праведного отрока Артемия Веркольского. Оба они истово верили в Господа, хотя их разделяет много веков.

Великомученик Артемий Антиохийский

Артемий Антиохийский был знатным римлянином и относился к сословию сенаторов. Отважный воин, он участвовал в 312 году в одном из сражений императора Константина. Во время боя в небе внезапно возник крест с надписью: «Сим побеждай!». Под впечатлением от этого божественного знамения Артемий обратился в христианскую веру.

Завоевав славу в боях и став военачальником, Артемий был назначен в Египет наместником с особыми полномочиями. Именно ему император Констанций, сын Константина, поручил доставить мощи святых апостолов Андрея Первозванного и Луки из Патры, где они находились, в Константинополь.

Когда стал править император Юлиан, прозванный Отступником, он пытался восстановить язычество, жестоко преследуя приверженцев истинной веры. В Антиохии по приказанию Юлиана два христианских епископа были подвергнуты пыткам за отказ отречься от Господа. Узнав об этом, Артемий встал на их защиту. Он был немедленно арестован и после мучительных истязаний брошен в темницу. Там он непрерывно молился, и ему был явлен сам Иисус, который поддержал его силы и пообещал, что ему уже приготовлен венец славы.

На следующий день его опять истязали перед Юлианом, требуя отречения, но Артемий не только не отрекся, но и предрек Юлиану Отступнику скорую божественную кару за его гонения на христиан. Пророчество это сбылось спустя год, в 363 году, когда Юлиан был смертельно ранен и, как гласит предание, умер со словами: «Ты победил, Галилеянин!».

Артемия же казнили в 362 году страшной казнью: вначале его тело придавили тяжелым камнем, после чего отсекли голову. Ариста, диакониса из Антиохии, доставила его тело в Константинополь, где великомученика погребли в храме Иоанна Предтечи. Позже этот храм получил второе название по имени святого великомученика Артемия.

О чем молятся иконе «Артемий Антиохийский»

Великомученик Артемий Антиохийский явил беспримерную твердость духа в отстаивании своей веры в Бога Истинного, поэтому часто перед иконой Артемия Антиохийского молятся о воинах, солдатах и офицерах, о том, чтобы укрепить веру, исцелиться от телесных и духовных недугов, устроить по справедливости свои земные дела.

Святой праведный отрок Артемий Веркольский

Дни памяти:

  • 17 июня (переходящая) – Собор Новгородских святых
  • 3 июня – Собор Карельских святых
  • 6 июля
  • 2 ноября

Артемий Веркольский родился в селе Верколе на территории нынешней Архангельской области. Его родители были простыми, но благочестивыми крестьянами, и сына своего воспитали в благочестии, послушании и трудолюбии.

Как-то 12-летний Артемий помогал отцу в поле. Вдруг раздался удар грома, сверкнула молния, и отрок бездыханным упал на землю. Односельчане посчитали такую смерть знаком гнева Божьего и не стали его хоронить по православному обычаю, а оставили в лесу, просто слегка присыпав землей и закидав ветками.

Прошло 32 года. В 1577 году Агафоник, местный дьякон, обратил внимание на необычное свечение, исходившее из леса. Когда он подошел, то увидел, что свечение указывает на останки погибшего от молнии отрока, которые оставались в первозданном виде, нетронутые тлением. Пораженный этим чудом дьякон рассказал о нем в селе и велел перенести тело Артемия в приходскую церковь. Нетленные останки поместили в гроб, поставили его у внешнего притвора и прикрыли берестой.

Через непродолжительное время окрестные земли охватила эпидемия лихорадки, но многие из местных жителей, которые поклонились мощам отрока Артемия, обрели исцеление, а в скором времени и сама эпидемия пошла на убыль. Затем было еще немало чудесных исцелений, после которых слава о чудотворце Артемии разошлась далеко за пределы края. Первое такое чудо было описано в 1584 году, а в 1610 году останки праведного отрока поместили в специальную раку уже в самом храме.

В 1619 году на почитание праведного отрока Артемия было дано благословение от Макария II, митрополита Новгородского, а в 1648 году царь по повелению царя Алексея Михайловича был учрежден Свято-Артемьев Веркольский монастырь, где с почетом поместили мощи святого. Вскоре появились первые иконы «Святой Артемий», на некоторых из них изображались эпизоды из жизни святого отрока и последующие чудесные исцеления.

О чем молятся праведному отроку Артемию Веркольскому

В иконе «Артемий Веркольский» таится огромная сила, обращение к ней творит подлинные чудеса исцеления. Известно немало случаев, когда молитва перед иконой «Артемий» избавляла искренне верующих от тяжелых, подчас смертельных болезней. Особенно много исцелений связано с глазными заболеваниями, когда даже к полностью лишившимся зрения людям оно возвращалось.

Если у вас есть родственники или знакомые по имени Артем, подарите им икону одного из этих святых, а лучше обоих сразу – такая икона для Артема станет мощной защитой на жизненном пути, поможет сохранять стойкость, мужество и здоровье.

Молитва великомученику Артемию Антиохийскому:

Святый угодниче Божий, Артемие праведный! Призри милостивно на усердную молитву нас, грешных (имена), и твоим благомощным предстательством прощение согрешений наших у Господа испроси, преспеяние же в вере и благочестии и от козней диавольских ограждение исходатайствуй нам. Наипаче же моли Господа, да сподобит всех нас по христианской кончине Небесное Царствие получити, идеже вси праведнии купно с тобою славят Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Молитва чудотворцу Артемию Веркольскому об исцелении от недугов:

Святый угодниче Божий, Артемие праведный, присный хранителю святыя веры Православныя и всего севернаго края Российския страны близкий защитниче! Призри милостивно на усердную молитву нас, грешных, и твоим благомощным предстательством испроси нам у Господа прощение согрешений наших, преспеяние в вере и благочестии и ограждение от козней диавольских. Моли Господа, да хранит во здравии православных христиан, да подаст и всем людем, стране нашей мир, тишину и нелицемерное послушание, да сподобит всех нас получити, по христианстей кончине. Небесное Царствие, идеже вси праведнии, купно с тобою, присно славят Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.


Иконы Святого Артемия, Веркольского чудотворца

* Житие святого праведного отрока Артемия, Веркольского чудотворца * Вариант 1:

` Святый праведный Артемий, Веркольский чудотворец, родился в 1532 году в селе Верколе, в Двинском краю, по реке Пинеге, версты на две вверх по течению от Кевролы.
` Родители его: отец Косма, по прозвищу Малый, и мать Аполлинария, были крестьяне того села. Они воспитали сына своего в страхе Божием и благочестии христианском.
` С пяти лет уже он начал чуждаться свойственных детям привычек, не любил детских игр, был тих, кроток, богобоязлив, послушен к родителям, прилежно помогал своему отцу в его крестьянских работах, сколько мог по своему возрасту.
` Однажды, будучи 12 лет, он работал с отцом своим в поле, боронил землю. Неожиданно надвинулась грозная туча, стало темно как ночью, поднялась буря с ливнем, над головой испуганного Артемия разразился страшный удар грома, и блаженный отрок пал мертвый. Так милосердый и премудрый Господь Бог благоволил восприять в Свои небесные обители душу праведного раба Своего.
` Односельчане Артемия не поняли, по своему неразумию, сего посещения Божия и сочли, по суеверию, неожиданную кончину блаженного отрока праведным судом Божиим, наказующим Артемия за какие-либо тайные грехи его.
` Тело блаженного Артемия, как умершего от внезапной смерти, осталось неотпетым и непогребенным; его положили на пустом месте в сосновом лесу, поверх земли, прикрыли хворостом и берестою и огородили деревянной изгородью. Так пролежало оно 32 года, всеми забытое.
` Однажды летом Агафоник, дьячок церкви св. Николая Чудотворца в селе Верколе, ходил по тому лесу, собирая грибы, увидел свет над местом, где покоился блаженный отрок, подошел и обрел его нетленное тело. Он тотчас поведал о том Веркольским крестьянам. Но те, по неразумию своему, взяли просто тело Артемия, безо всяких почестей привезли его к своей приходской церкви и положили на паперти, прикрыв гроб его берестою, покрывавшей в лесу праведного отрока.
` Но Господь благоволил прославить угодника Своего в стране Кеврольской: от мощей его начали источаться неоскудные исцеления болящим.
` В том году, попущением Божиим, в Двинском краю распространилась злокачественная лихорадка. Многие умирали от этой тяжкой болезни, особенно женщины и дети. Заболел недугом этим и сын Веркольского селянина Каллиника. В сильной скорби Каллиник молился об исцелении сына, потом пошел в церковь, приложился ко гробу праведного Артемия и, взяв бересты, покрывавтей нетленные мощи его, с верою привесил ее к кресту на груди умиравшого сына. Больной выздоровел. Обрадованный Каллиник рассказал о том всем своим односельчанам, которые с радостию собрались в церкви святителя Николая и начали петь молебны и творить память по праведном отроке Артемие.
` И умилосердился Господь над рабами Своими: лихорадка в той стране скоро прекратилась.
` С того времени чудеса святого Артемия стали умножаться. У некоего человека, по имени Павла, от тяжкого недуга, так скривило шею, что голова повернулась лицом назад и глаза закрылись. В такой беде Павел обратился с горячею молитвою к Богу и праведному Артемию, и голова больного выпрямилась, глаза открылись. Исцеленный поспешил рассказать всем в своем селе о случившемся. После того при церкви св. Николая Веркольцы устроили особый придел, куда перенесли из паперти мощи Артемия, положив их в новый гроб. Это было в 1584 году.
` Когда принесли в придел мощи блаженного отрока, пришла туда женщина с расслабленным младенцем, попросила отслужить молебен, приложила своего отрока ко гробу Артемия, и больная рука отрока исцелела.
` Около того же времени один крестьянин Андрей и крестьянка Ирина, страдавшие глазами, получили здравие и ясное зрение от прикосновения к священной раке новоявленного чудотворца.
` Одна женщина, по имени Мария, страдавшая сорок лет болезнию желудка, столь тяжкою, что она от чрезмерных страданий часто обмирала часа на два, или на три, услыхав о чудесах, истекавших от мощей Артемия, обратилась к нему с молитвой и получила окорое исцеление.
` Видя умножающиеся от мощей исцеления, два священника, Иоанн и Фома, велели написать на досках старой гробницы несколько икон праведного Артемия. От досок тех остались стружки. Иерей Иоанн тщательно собрал эти стружки и положил на хранение при церкви. Благочестивые чтители праведного Артемия, с верою бравшие те стружки, получали исцеление от своих недугов.
` Один человек с Пинеги, по имени Панкратий, бывший проездом в Верколе, в 1601г. привез в Великий Устюг одну из таковых икон Артемия, и от того образа многие получали тогда исцеление.
` В 1619-м году Новгородский митрополит Макарий свидетельствовал мощи праведника и благословил перенести их в самый храм в день памяти святителя и чудотворца Николая, 6-го декабря. Несколько времени спустя, пришел в Верколу Иларион Артемиев, житель города Холмогор, и поведал, что он долго был болен глазами, ничего не видел и жестоко страдал, так что пытался в отчаянии удавиться, и только подоспевшие соседи помешали этому. Прослышав о чудесах, истекающих от мощей праведного Артемия, он обратился к нему с усердною молитвою о своем исцелении.
` "В тот же час, - рассказывал исцеленный. - я прозрел, и увидел в видении святого Артемия в белых ризах с небольшим посошком в левой руке и со крестом - в правой. Он осенил меня крестом и сказалъ:
` - Человече что ты страдаешь? Восстань: Христос, чрез меня, раба Своего, исцеляет тебя. Иди в Верколу, приложись ко гробу моему и поведай о сем священнику и всем крестьянам. При сих словах, праведный отрок, взяв меня за руку, как бы понуждал к этому и потом стал невидим. Я же, пробудившись, почувствовал себя совершенно здоровым, как будто никогда и не болел. И вот я пришел сюда поклониться святым мощам его."
` Особенно замечательно было чудо с одним крестьянином из седа Кивокурья, Устюжского уезда, Патрикием Игнатьевым. Он с детства тяжко страдал от грыжи. Услыхав о чудесах праведного Артемия, он с верою помолился ему, положил обет приложиться к его гробу и выздоровел, но потом забыл о данном им обете.
` Спустя несколько лет, он снова почувствовал приступы грыжи, которая стала его мучить еще сильнее прежнего. Патрикий обратился опять с молитвою к праведному Артемию и вспомнил о своем неисполненном обете. Молитва болящего была услышана, но Патрикий опять забыл о данном им обете. Тогда напала на него тоска и непроницаемая тьма покрыла его глаза. Несчастный опять вспомнил о своем неисполненном обете, горько раскаялся и обещал неотложно исполнить долг свой. Праведный Артемий снова избавил Патрикия от недуга, и исцеленный с радостию поспешил в Верколу ко гробу Артемия, заказал отслужить молебен ему, со слезами облобызал многоцелебный гроб его и исповедал пред всеми о происшедшем чуде и своем греховном забвении.
` В 1636 году в марте месяце ехал в Кевролу и на Мезень назначенный туда воеводою Афанасий Пашков. По дороге он останавливался в Верколе, но у раки мощей праведного Артемия не был и благодарственного молебна ему не служил. В Кевроле сын его, отрок Иеремия, тяжко заболел лихорадкою и готовился уже к смерти. Тогда отец вспомнил, что не отслужил молебен праведному Артемию, и дал обет отправиться на богомолье в Верколу. И вот внезапно лежавший в тяжелом забытьи сын Пашкова сам поднялся с постели и, держась за оконце, стал спрашивать своего отца, каким путем ехать им к праведному Артемию. Дивясь тому, отец привез сына в Верколу. Здесь отслужили по обету молебен, взяли бересты с гроба чудотворца, чтобы больной носил ее на груди вместе с крестом, и отрок выздоровел.
` Благодарный отец создал в Верколе, на месте обретения мощей Артемия, храм в честь соименного праведному отроку мученика Артемия. Спустя некоторое время, храм в Верколе сгорел, - обгорели и мощи праведного Артемия. Местный священник Лаврентий и прихожане Веркольского села для ограждения мощей Артемия от таких несчастных случаев, устроили над ними особую часовню, положили их в новую раку и покрыли новым покровом. После того от гроба чудотворца стали истекать новые чудотворения.
` Так, некоего Симеона Казаринова праведный Артемий спас от потопления. После Ильина дня он плыл на судне вместе с своими товарищами по Северному Ледовитому океану из Мангазеи в Архангельск. Вдруг наступила жестокая буря, и судну стало угрожать скорое крушение. Плывшие пришли в ужас и отчаяние. Не видя себе ниоткуда никакой надежды на спасение, они стали готовиться к смерти и, в ожидании ее, прощаться друг с другом. Потом они опомнились и стали со слезами молиться Господу Богу и праведному Артемию о своем спасении, обещаясь отслужить благодарственный молебен угоднику Божию. И, по молитве их, море утихло, и утопавшие избегли неминуемой гибели.
` Слава исцелений От мощей праведного Артемия распространилась далеко.
` Новгородский митрополит Киприан послал снова освидетельствовать его нетленные мощи, своей подписью подтвердил доставленную ему роспись исцелений и прислал в церковь села Верколы вновь составленную службу чудотворцу.
` В 1648 году в Кевролу была прислана грамота царя Алексия Михайловича, на имя тамошнего воеводы Аничкова: повелено было положить мощи праведного Артемия в новую раку и дозволено построить монастырь на том месте, где были обретены его мощи, которые, согласно царской грамоте, и были на следующий год перенесены туда и положены в построенной еще воеводой Пашковым церкви святого мученика Артемия.
` При сем от святых мощей истекали многоразличные исцеления всем, с серою притекавшим к ним. Собравшийся во множестве народ вознес теплые моления Христу Богу и Его святому угоднику праведному Артемию, Веркольскому чудотворцу, прославляя благодать Божию, в нем явленную на утешеше всем православным христианам.
` Впоследствии мощи праведного Артемия, до случаю пожаров, трижды выносили из храма обители, пока, наконец, не был построен в 1793-м году в монастыре каменный храм, освященный в честь праведного Артемия, в котором мощи его и были положены.
Дни памяти: 20 октября / 2 ноября и 23 июня / 6 июля.

Вариант 2:

` Праведный Артемий родился в 1532 году на Пинеге, в селе Верколе. Родители его, Косьма и Аполлинария, были простыми крестьянами и кормились земледелием. Оба они были благочестивы и добродетельны. Таким же благочестивым и добродетельным был и их маленький сын Артемий. Он "удивлял всех соседей своим благоразумием и смирением, так что казался не по годам умным. Почитал своих родителей, был послушен им во всем, оказывал прилежание к земледельческому труду, был прилежным к Церкви Божией". Отличался тихим нравом, и лет с пяти стал избегать ребячьих игр и шалостей. С того же самого возраста он стал помогать родителям в их повседневном труде.
` О его внутреннем мире, переживаниях можно лишь догадываться. Как и о том, что он был одним из тех детей, чьи Ангелы, по слову Спасителя, "на небесах всегда видят лице Отца Моего небесного" (Мф. 18, 10).
` 23 июня 1544 года (по другим источникам - 1545 г.), когда праведный Артемий помогал отцу боронить поле, началась сильная гроза.
` Один из ударов молнии пришелся на то место, где стоял мальчик, после чего тот "от ужаса скончался".
` Стало быть, он умер при странных, необычных обстоятельствах. А самое главное - внезапно. Умер так, как всегда страшатся умереть верующие люди - без покаяния. И как, по традиционным представлениям, умирают только грешники.
` Именно поэтому праведному Артемию было отказано даже в христианском погребении.
` "Односельчане Артемия сочли неожиданную кончину отрока праведным судом Божиим, наказавшим Артемия за какие-либо тайные грехи его.
` Тело Артемия, как умершего от внезапной смерти, осталось не отпетым и не погребенным, его положили на пустом месте в сосновом лесу, поверх земли, прикрыли хворостом и берестой и огородили деревянной изгородью. Так пролежало оно 32 года, всеми забытое".
` Спустя 32 года праведный отрок Артемий, безвинно оклеветанный, даже лишенный христианского погребения своими односельчанами, стал почитаться ими же уже как святой.
` В 1577 г. дьячок веркольской Никольской церкви Агафоник, собирая в лесу грибы, увидел среди деревьев какой-то свет.
` Подойдя к месту, откуда он исходил, Агафоник с удивлением заметил, что свет исходит от тела праведного Артемия, лежащего в деревянном срубе среди леса. Приблизившись, он увидел, что оно "совершенно цело и невредимо". Агафоник поспешил рассказать об удивительной находке односельчанам. Они принесли мощи праведного Артемия в село и положили их на паперти Никольской церкви.
` Сразу же после этого от мощей святого Артемия, а также от бересты, покрывавшей его гроб, стали выздоравливать больные.
` Первым чудом стало выздоровление сына местного крестьянина от лихорадки, косившей в это время окрестное население.
` После того, как в 1584 году после молитвенного обращения к праведному Артемию исцелился человек по имени Павел, у которого "было болезненно обращено лицо назад и закрыты глаза так, что он ничего не видел" , жители Верколы перенесли мощи праведного Артемия в сделанный для этого при Никольской церкви особый придел, поместив их в новом гробу.
` На досках старого гроба было написано несколько икон святого Артемия Веркольского. При этом "один человек с Пинеги, по имени Панкратий, бывший проездом в Верколе, в 1601 г. привез в Великий Устюг одну из икон Артемия, и от того образа многие получили тогда исцеление".
` Так постепенно имя праведного отрока Артемия Веркольского становилось известным и за пределами Пинежья.
` "В 1619 г. Новгородский митрополит Макарий свидетельствовал мощи праведника и благословил перенести их в самый храм святителя Николая.
` По его же благословению и распоряжению составлено было житие Артемия".
` В XVII веке в Верколе в честь праведного Артемия был основан мужской монастырь. Причем к возникновению его оказался причастен человек, который вошел в историю как "человек предприимчивый, смелый и энергичный, опытный администратор, вместе с тем отличавшийся жестокостью в обращении с подчиненными". Это воевода Афанасий Пашков.
` У этого человека был единственный сын - Еремей, которого он беззаветно любил. В 1636 году, когда Афанасий Пашков прибыл на воеводство в Мезень и Кевролу, Еремей "тяжко заболел лихорадкою и готовился уже к смерти".
` Обезумевший от горя отец счел болезнь сына наказанием за то, что будучи в Верколе, он не удосужился поклониться гробнице праведного Артемия и не отслужил перед нею молебен.
` После того, как Афанасий Пашков пообещал, что непременно совершит богомолье в Верколу, его сын выздоровел. Причем только-только встав на ноги, он стал спрашивать отца, как добраться до Верколы.
` "Обрадованный отец, в благодарность за чудесное благодеяние, выстроил на свои средства церковь во имя соименного новоявленному чудотворцу святого великомученика Артемия на том самом месте, где были обретены мощи святого. Вокруг выстроенного храма воевода устроил ограду и кельи для монашествующих.
` Так возник; близ Веркольского прихода монастырь". Этот монастырь существует в Верколе и поныне. В нем в минувшие времена в каменном храме в честь святого Артемия Веркольского (храм этот был построен в 1793 г.) и находились мощи праведного Артемия, поклониться которым шли паломники со всех концов России.
` В настоящее время мощи праведного Артемия Веркольского утрачены. По рассказам местных жителей, в двадцатые годы, когда монастырь был закрыт, иноки, желая спасти их от поругания, увезли мощи и скрыли в неизвестном ныне месте.
` Поэтому в нынешнем Веркольском монастыре (он был возвращен Церкви в 1991 г.) сохранилась только рака, где они находились.
` Кто знает, может быть, по милости Господней, когда-нибудь они будут найдены? И снова, как в далекие времена Святой Руси, к мощам праведного Артемия Веркольского будут приходить люди в непостыдной надежде на его заступление и помощь.
Дни памяти: 23 июня (по новому стилю - 6 июля) и 20 октября (2 ноября).
* Молитва праведному Артемию Веркольскому *

молитва первая

О, великославный угодниче Божий, о, великий чудотворче, святый и праведный Артемие, херувиме земный, человече небесный, ангелов собеседниче, небесный жителю!
Призри с высоты небесныя светлым оком твоим, и низпосли нам лучи Божия благодати.
Светильниче Боговозжженный, твоими святыми молитвами разжени мрак грехов наших, испроси у Отца светов свет благодати душам нашим, всех правоверных скорый быв помощник и заступник.
Всяк бо, с верою под кров защищения твоего молитвенно притекаяй и заступления твоего у Господа просяй, абие пособствуем бывает, Божию же милость обретает и желания сердца своего не лишается, но просит благодати и приемлет Дар на пользу прошения.
Ты еси, праведный Артемие, вертоград Богом насажденный, в немже цвет здравотворный процвете, еже исцелятися многим от зельнаго трясавичнаго недуга.
О, коль мнози твоею чудесною помощию слепии прозреша, глусии слух прияша, хромии возскочиша и ходяша, немощнии действо рук прияша, безумнии воумишася, разслабленнии в жилах укрепишася, сляченнии исправишася и имущии вреды исцелеша!
Еще же и сквернии демони молитвою твоею отогнашася, и инии неисцельнии недузи разрешишася.
Тако, святый и праведный Артемие, всем всегда милостив являешися. Убо и о нас неисповедимую Божию благость умоли, да оставит нам Господь долги наша, и да хранит государство Российское в мире и благоденствии, в крепости и обилии, и веру православную да укрепит, церковныя же расколы да утолит, и вся православныя христианы да спасет.
Мы же твою память святую от рода в род честно праздновати будем, славяще прославльшаго тя Христа Господа, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и в безконечныя веки веков. Аминь.

молитва вторая

Святый угодниче Божий, Артемие праведный, присный хранителю святыя веры Православныя и всего севернаго края Российския страны близкий защитниче!
Призри милостивно на усердную молитву нас, грешных, и твоим благ помощным предстательством испроси нам у Господа прощение согрешений наших, преспеяние в вере и благочестии и ограждение от козней диавольских.
Моли Господа, да хранит во здравии православных христиан, да подаст и всем людем, стране нашей мир, тишину и нелицемерное послушание, да сподобит всех нас получити, по христианстей кончине.
Небесное Царствие, идеже вси праведнии, купно с тобою, присно славят Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

молитва третья

О, великий угодниче Божий, святый праведный Артемие, покровителю святыя обители, твоим именем красующияся и всех православных христиан сильный ходатаю о нас ко Господу, великий благодетелю живущих зде иноков твоея обители и всех с верою и любовию притекающих к раце чудотворных мощей твоих! Призри милостивно на убогую молитву нас, грешных и непотребных рабов, и твоим всемощным предстательством испроси нам у Господа прощение грехов, преспеяние в вере и благочестии и ограждение от козней супостата, ищущаго нас погубити.
Даруй братству твоей обители, от старших до последних, смирение и кротость, любовь и послушание вседушное, служение и житие благоговейное, святое и во всем верное и благодушное исполнение иноческаго общежития, да, работающе Господеви непостыдно и духом горяще в непрестанней молитве за благотворителей наших живых и усопших, явимся верными рабами Господа, добре делающими вверяемыя нам таланты!
Моли Господа, да Церковь Православная всея России, яко вертоград благонасажденный, цветет и плодотворит богато плодами веры и благочестия!
Моли Господа, да ходатайством и заступлением Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы все мы зде мирное и богоугодное житие поживем и по мирней христианстей кончине сподобимся в Преславнем Царствии милости Царя неба и земли, Отца и Сына и Святаго Духа славяще Его ныне и присно и во веки веков. Аминь.

* Тропарь праведному Артемию Веркольскому *

Тропарь, глас 1:

Пустынный житель и в телеси Ангел и чудотворец показался еси, отче Артемие: постом, бдением, молитвою небесныя дарования приим, исцеляеши недужныя и души верою притекающих к тебе.
Слава Давшему тебе крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

Ир тропарь, глас 2:

Вышняго повелением, тученосным облаком, небо помрачившим и молниям блистающим, грому же возшумевшему с прещением, испустил еси душу твою в руце Господеви, премудре Артемие, и ныне предстоиши Престолу Владыки всех, иже верою и любовию приходящим к тебе, подая исцеление всем неотложно и моляся Христу Богу спастися душам нашим.

Кондак, глас 8:

Возсия днесь пресветлая память премудраго Артемия; Богоданная благодать, яко реки, изливает от целебных мощей его дивная исцеления, имиже от многоразличных недуг избавляемся, с верою приемлюще я и взывающе: радуйся, Артемие Богомудре.

Величание

Величаем тя, страстотерпче Христов, Артемие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода