Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Инциденты с ядерным оружием. Инциденты с ядерным оружием и его носителями в ссср и россии

Ровно 46 лет назад, 21 января 1968 года, произошло одно из самых крупных ядерных происшествий в истории - авиакатастрофа над базой Туле в Гренландии. Американский бомбардировщик B-52G, перевозивший на борту четыре термоядерные бомбы, загорелся в воздухе и рухнул на лёд залива Северной Звезды. Ядерного взрыва не произошло, но радиоактивные компоненты оказались разбросаны по большой площади, а затем и вовсе ушли под воду. В 2008 году британская корпорация BBC опубликовала серию статей, основанных на рассекреченных документах, согласно которой обнаружены были только три бомбы, четвертая же не найдена до сих пор.

Как оказалось, подобных инцидентов в истории известно немало. По данным CNN, за годы холодной войны США потеряли 11 атомных бомб из-за различных аварий. Но были случаи, когда ядерное оружие терялось не из-за технической неисправности или несчастного случая, а в результате человеческой невнимательности или откровенной халатности. Мы собрали шесть историй о том, как американские военные и высокопоставленные лица по невнимательности теряли ядерное оружие или его компоненты.

Перепутанные ракеты

30 августа 2007 года на авиабазе Майнот в Северной Дакоте обнаружилась пропажа шести термоядерных боеголовок. Как выяснилось позже, за день до этого группа военнослужащих ВВС США, готовивших бомбардировщик B-52H к оправке на авиабазу Барксдейл в Луизиане, не провела ряд положенных проверок, в результате чего осталась незамеченной смена места хранения ракет с учебными боевыми частями. В итоге военные по ошибке установили на левое крыло самолёта шесть боевых частей W80-1 с термоядерным зарядом, на правое крыло были установлены учебные боеголовки. Принимая работу, оператор радиолокационной станции произвёл осмотр ракет, установленных на правое крыло, левое крыло он осматривать не стал. Капитан экипажа также пренебрёг визуальным осмотром самолёта.

УтромB-52 прилетел в Барксдейл, после чего девять часов простоял на перроне авиабазы без охраны. Только к вечеру на Майноте обнаружили пропажу. В это время один из офицеров, демонтировавших ракеты, заметил внешние отличия между боеголовками на пилонах правого и левого крыльев. Только после дополнительного осмотра ошибка, из-за которой ядерное оружие потерялось на 36 часов, была обнаружена. Различные дисциплинарные взыскания тогда получили 70 человек, причастных к инциденту.

Ошибка капитана

11 марта 1958 года, пролетая над Южной Каролиной, капитан бомбардировщика B-47E Брюс Кулка зафиксировал проблемы в бомбовом отсеке и пошёл проверить его. Не найдя неполадки, он решил осмотреть бомбу сверху. Для этого он попытался залезть повыше и ухватился за рычаг экстренного сброса бомбы. Атомная бомба Mark 6 проломила люк самолета и полетела вниз, а капитану воздушного судна чудом удалось уцепиться и не последовать вслед за бомбой.

Снаряд упал на жилой дом в малонаселенном районе в шести милях к востоку от города Флоренс. Раздался взрыв, но далеко не ядерный: так как бомбу везли в разобранном виде и ядерная боеголовка осталась в самолёте. Тем не менее в результате происшествия пострадали шесть человек.

Устаревший самолет

Похожий случай произошел 22 мая 1957 года, когда бомбардировщик B-36 Peacemaker («Миротворец») перевозил термоядерную бомбу на базу Киртлэнд в Нью-Мексико.

Эксперты утверждают, что самолёт был технически устаревшим, оружие такого класса перевозить на нём было нельзя. Как пишет Майкл Дейсик в книге про B-36, двигательная система самолёта (шесть винтовых и четыре реактивных двигателя) имела прозвище «шесть крутятся, четыре горят», но из-за частых пожаров и общей ненадежности эта формула была переделана в «два крутятся, два горят, два дымят, два прикалываются, а ещё два куда-то делись».

Экипаж самолёта не уследил за безопасностью бомбового отсека и случайно выронил снаряд в семи километрах от пункта назначения. Термоядерная бомба упала всего в 500 метрах от склада ядерного оружия «Сандия». Один термоядерный взрыв должен был повлечь за собой ещё серию взрывов, что привело бы к катастрофическим последствиям. Но по неизвестным причинам, несмотря на детонацию обычного взрывчатого вещества, плутониевое ядро бомбы не сдетонировало.

Тайваньские взрыватели

В конце 2006 года США вместе с партией вертолётных аккумуляторов по ошибке отправили в Тайвань четыре взрывателя для ядерных боеголовок, устанавливаемых на баллистические ракеты «Минитмен». Несмотря на то, что технология производства этих взрывателей разработана ещё в шестидесятые годы прошлого столетия, она до сих пор находится под грифом секретности. В связи с ошибкой Тайвань получил возможность изучить устройство американского ядерного оружия, тем более что США даже не заметили пропажи - об инциденте стало известно лишь полтора года спустя, когда тайваньские заказчики пожаловались на недопоставку аккумуляторов. При этом Тайвань заявил, что своевременно проинформировал США об ошибке, но из-за нарушений в системе обмена информацией между тайваньскими и американскими властями в Вашингтоне не узнали о произошедшем вовремя. Вскоре взрыватели ядерных боеголовок были возвращены в США.

Химчистка для ядерного ключа

Если само ядерное оружие потерять тяжело, то такой важный атрибут, необходимый для атаки и обороны, как ключ от ядерного чемоданчика, потерять проще простого. Ключ этот, как выяснилось, представляет собой пластиковую карточку-идентификатор с секретным кодом. Самый известный случай потери ключа произошёл с 39-м президентом США Джимми Картером, который всегда носил идентификатор в кармане пиджака. Однажды он сдал пиджак в химчистку, забыв вытащить из него ключ. Пропажа обнаружилась в течение нескольких часов, за это время постирать пиджак с пусковым устройством «ядерной кнопки» ещё не успели.

Рассеянный президент

Ещё одним рассеянным президентом, потерявшим код доступа к ядерному оружию, был Билл Клинтон. Эту историю описывает в своих мемуарах бывший член Объединенного комитета начальников штабов США генерал Хью Шелтон. В 2000 году представители минобороны страны решили поменять коды от ядерного чемоданчика, однако помощник президента заявил, что кодов у главы государства нет, так как они утеряны. Как выяснилось, без ключа от ядерного оружия США остались ещё несколько месяцев назад, но при обязательной ежемесячной проверке сохранности президентского ключа помощник главы государства заявлял, что карточка находится у Клинтона, а сам президент находился на совещании, поэтому удостовериться в правдивости заявлений помощника не представлялось возможным. Сам же Клинтон даже не предполагал, когда и где он мог потерять ключ от ядерного чемоданчика.

Как было объявлено, водородной бомбы, вызвали крайне негативную реакцию мирового сообщества. Над официальным Пхеньяном нависла угроза введения новых санкций. Подобным способом ведущие страны мира, в первую очередь имеющие на вооружении ядерное оружие, стремятся не допустить его дальнейшего распространения.

Одной из самых больших угроз текущего момента считается обретение ядерного оружия так называемыми «странами-изгоями» или террористическими группировками.

При этом как бы само собой разумеющимся считается, что боеприпасы, находящиеся на вооружении держав, давно входящих в «ядерный клуб», находятся под строгим контролем и никакой угрозы не представляют.

На самом деле это далеко не так. Информация о вопиющих случаях халатного обращения с ядерными бомбами нет-нет, да и появляется. Например, в конце лета 2007 года американский стратегический бомбардировщик В-52, по ошибке укомплектованный ядерными боеприпасами, пролетел 1500 миль над Америкой с этим оружием на борту, прежде чем пропажа была замечена.

Бомбардировщик вылетел с авиабазы Минот в Северной Дакоте и более чем через три часа приземлился на базе Барксдэйл в Луизиане. Лишь тогда экипаж обнаружил, что под крыльями самолета размещены 6 крылатых ракет, вооруженных боеголовками W80-1 мощностью от 5 до 150 килотонн.

Американские военные поспешили заявить, что боеприпасы все это время не представляли угрозы и находились под контролем. Тем не менее, командира эскадрильи отстранили от должности, а экипажу запретили работать с боевым ядерным арсеналом.

Но инцидент 2007 года — мелочь по сравнению со случаями, когда ВВС США попросту теряли самые настоящие боевые ядерные бомбы.

Уран в подарок канадцам

В 1968 году Министерство обороны США впервые опубликовало список случаев аварий с ядерным оружием, в котором было упомянуто 13 серьезных катастроф, произошедших между 1950 и 1968 годами. Дополненный список был выпущен в 1980 году, в нем было уже 32 случая. Между тем, ВМС США, в соответствии с законом о свободе информации обнародовавшие закрытые данные, признали 381 инцидент с ядерным оружием только в период между 1965 и 1977 годами.

Начало истории подобных ЧП было положено в феврале 1950 года, когда во время учений бомбардировщик B-36, отыгрывавший роль самолета ВВС СССР, решившего скинуть ядерную бомбу на Сан-Франциско, разбился на территории Британской Колумбии. Бомба, находившаяся на борту самолета, не имела капсулы, запускающей процесс, ведущий к атомному взрыву.

После исчезновения В-36 руководство учений посчитало, что самолет упал в океан, и прекратило поиски. Но три года спустя американские военные случайно наткнулись на обломки самолета и на утраченную атомную бомбу. Скандальный случай постарались не предавать широкой огласке.

В 1949 году Советский Союз испытал собственную атомную бомбу. В США на это отреагировали довольно нервно, увеличив количество вылетов с настоящими атомными зарядами в несколько раз.

Но чем чаще поднимаются в небо самолеты, тем выше риск аварий. Только в 1950 году в ВВС США произошло 4 случая аварий самолетов, несущих атомное оружие. Один из самых опасных инцидентов произошел над Канадой, где экипаж бомбардировщика В-50, у которого начались неполадки, принял решение сбросить атомную бомбу Mark 4 в реку Святого Лаврентия, предварительно включив систему самоуничтожения. В итоге самоуничтожение произошло на высоте 750 метров, а в реку попали 45 килограммов урана. Местным жителям было объявлено, что инцидент был плановым испытанием в ходе военных учений.

Курорт с ядерной начинкой

В 1956 году воды Средиземного моря стали богаче на два контейнера оружейного плутония — это произошло после катастрофы бомбардировщика В-47, летевшего в Марокко. Эти емкости так и не нашли.

В 1957 году американский транспортный самолет С-124, перевозивший три ядерных заряда, из-за аварийной ситуации на борту принял решение сбросить две бомбы в Атлантический океан. Найти их не удалось и по сей день.

В феврале 1958 года водородная бомба Mark 15 упала на дно залива Уоссо неподалеку от курортного городка Тайби-Айленд на острове Тайби, что в штате Джорджия. Произошло это после столкновения бомбардировщика B-47 и истребителя F-86. Найти бомбу так и не удалось, и беспечные американские курортники и сегодня отдыхают рядом с «соседом» огромной разрушительной мощности. Впрочем, военное ведомство США настаивает на версии, что в 1958 году пропала не настоящая ядерная бомба, а только ее муляж.

У американских военных существует специальный код «Сломанная стрела», который означает, что произошла утрата ядерного боеприпаса, то есть ЧП высшей категории.

Любопытство как порок

После событий у острова Тайби не прошло и месяца, как код «Сломанная стрела» вновь был введен в действие — на сей раз бомба Маrk 6 была утрачена над Южной Каролиной. На сей раз она, достигнув земли, взорвалась, оставив кратер глубиной 9 метров и диаметром 21 метр. К счастью, сдетонировал обычный заряд, а ядерной капсулы внутри не было.

Когда стали выяснять, каким образом бомбардировщик В-47 потерял бомбу, которую везли в Англию, высшие чины американской армии схватились за сердце. Выяснилось, что один из членов экипажа самолета, решивший познакомиться с бомбой поближе, нечаянно нажал рычаг аварийного сброса, выпустив боеприпас «на волю».

В 1961 году бомбардировщик B-52, на борту которого находились две водородные бомбы Mark 39, разрушился в воздухе. Одну из бомб, упавшую в болото, нашли после длительных раскопок. Вторая же благополучно спустилась на парашюте и спокойно дождалась поисковой группы. Но когда специалисты стали ее изучать, они едва не поседели от ужаса — из четырех предохранителей, предотвращающих ядерный взрыв, отключились три. От мощнейшего термоядерного взрыва Америку спас низковольтный переключатель, являвшийся четвертным предохранителем.

В 1965 году еще одна американская водородная бомба нашла приют на океанском дне на глубине 5 километров. Произошло это после того, как с авианосца «Тикондерога» по неосторожности свалился в океан штурмовик A-4E Skyhawk, оснащенный ядерным зарядом.

Испанский «Чернобыль»

Инциденты, происходившие над собственной территорией, американские военные старались не придавать огласке. Но 17 января 1966 года произошло ЧП международного масштаба. На высоте 9500 метров у берегов Испании во время дозаправки бомбардировщик ВВС США B-52G с ядерным оружием на борту протаранил самолет-заправщик KC-135 «Стратотанкер». B-52G развалился в воздухе, трое из семи членов экипажа погибли, остальные катапультировались. А четыре водородные бомбы типа Mаrk28, оснащенные тормозными парашютами, неуправляемо рухнули вниз. Взорвался и самолет-заправщик, обломки которого разбросало на территории в 40 квадратных километров.

Но американских военных больше интересовала судьба бомб. Как оказалось, одна из них упала в океан, едва не утопив лодку 40-летнего местного рыбака из деревушки Паломарес Франсиско Симо Ортса.

Интересно, что когда рыбак обратился в полицию, там лишь развели руками — местных стражей порядка не известили о ЧП.

Между тем, буквально на следующий день жители деревни Паломарес почувствовали себя так, будто оказались на войне — их населенный пункт и десятикилометровую зону вокруг него оцепили солдаты и офицеры НАТО, проводившие поисковую операцию.

Было ясно, что происходит нечто экстраординарное, но лишь через три дня военное командование США признало утрату при авиакатастрофе ядерной бомбы, но только одной. Как утверждалось, она упала в океан и опасности для местных жителей не представляет.

Про три других ничего не сообщалось. Поисковой группе удалось обнаружить одну из них опустившейся на своем парашюте в полувысохшее русло реки Альмансора.

С двумя другими дело обстояло значительно хуже. Их парашютные системы не сработали, и они врезались в землю в полутора километрах к западу от деревни, а также на ее восточной окраине. Запалы, приводящие в действие основной заряд, не сработали, иначе испанское побережье превратилось бы в радиоактивную пустыню. Но сдетонировавший тротил вызвал выброс в атмосферу плотного облака высокорадиоактивного плутония.

Радиоактивному заражению, по официальной версии, подверглись 230 гектаров почвы, включая сельхозугодья. Несмотря на проведенные работы по дезактивации, 2 гектара территории вокруг мест падения бомб и сегодня считаются нежелательными для посещения.

Четвертую бомбу нашли и подняли с морского дна 80 дней спустя, после того, как все-таки узнали о том, что видел Франсиско Симо Ортс. Работы по поиску и подъему бомбы обошлись Соединенным Штатам в 84 миллиона долларов, что стало рекордной стоимостью спасательной операции на море в XX веке.

Правительство США выплатило местным жителям более 700 тысяч долларов компенсации. ВВС США объявили о прекращении полетов над Испанией бомбардировщиков с ядерным оружием на борту.

Для того, чтобы убедить граждан, что море в районе происшествия безопасно, посол США в Испании Ангьер Бидл Дюк и испанский министр туризма Мануэль Фрага Илибарн в присутствии журналистов лично искупались в воде, которую многие считали зараженной.

Сорок лет спустя, в 2006 году Испания и США подписали соглашение об очистке территории близ поселка Паломарес от остатков плутония-239, попавшего в этот район в результате катастрофы 17 января 1966 года.

Гренландский «сувенир»

21 января 1968 года стратегический бомбардировщик ВВС США В-52 потерпел катастрофу вблизи американской базы Норс Стар-бей в Гренландии. Самолеты, вылетавшие с этой базы на патрулирование, были готовы к нанесению удара по СССР и имели на борту ядерное оружие.

В-52, упавший 21 января, был оснащен четырьмя ядерными бомбами. Самолет пробил лед и ушел на дно океана. По обнародованным в 1968 году сведениям, все бомбы были обнаружены и обезврежены. Спустя годы стало известно, что поднять на поверхность удалось лишь три боеприпаса. Четвертый после нескольких месяцев поисковых работ так и оставили на дне.

Сотни американских военных и датских гражданских специалистов авиабазы были привлечены к работам по экологической очистке местности. 10 500 тонн загрязненного снега, льда и других радиоактивных отходов были собраны в бочки и отправлены для захоронения в США на завод «Саванна Ривер». Операция обошлась американской казне в 10 миллионов долларов.

Катастрофа в Гренландии заставила министра обороны США Роберта Макнамару отдать распоряжение о прекращении боевого патрулирования с ядерными бомбами на борту.

На сегодняшний день оборонное ведомство США признает безвозвратную утерю в годы холодной войны 11 ядерных бомб.

Что касается Советского Союза, то, по официальным заявлениям Министерства обороны России, таких случаев в ВВС СССР зафиксировано не было. Информация о падении советского стратегического бомбардировщика с двумя ядерными бомбами на борту, якобы имевшем место в 1976 году в Охотском море, официальными лицами никогда не подтверждалась.

Вполне возможно, что в СССР действительно не было ЧП, сопоставимых с американскими. Это объясняется и меньшей численностью советской стратегической авиации, и запретом на осуществление боевого патрулирования с ядерными бомбами на борту, который в ВВС СССР существовал всегда.

Советский Союз уверенно лидирует в другом показателе — по числу ядерных боеприпасов, оказавшихся на дне океана после катастроф атомных подводных лодок. По имеющимся на сегодняшний день сведениям, в результате катастроф подводных атомоходов СССР и США в глубинах океана оказалось около 50 ядерных боеголовок, более 40 из которых — советские.





Во время холодной войны мы постоянно боялись, что США и СССР начнут ядерную войну. Но с гораздо большей вероятностью мы могли погибнуть от собственного ядерного оружия.

Инциденты с ядерным оружием в среде военных имеют множество зловещих названий — Сломанная Стрела, Увядший Гигант, ЯДВСПЫШКА. На самом деле происходили десятки таких случаев, но мы расскажем о пяти серьёзных происшествиях в США.

Авиабаза Тревис, 1950, Сломанная стрела

Во время Корейской войны военные и политики США серьёзно рассматривали применение ядерного оружия. В августе 1950-го, 10 бомбардировщиков Б-29 взлетели с, как её тогда называли, авиабазы Fairfield-Suisun в Калифорнии, и направились в Гуам. каждый из бомбардировщиков нёс атомную бомбу Mark IV, которая была в два раза мощнее сброшенных на Японию в конце Второй мировой.

Вскоре после взлёта один из Б-29 сообщил о неисправности двигателя. На борту находился генерал Роберт Тревис. Он приказал самолёту возвращаться на базу, но при посадке у самолёта отказали шасси. Понимая, что самолёт падает, пилот попытался избежать столкновения с населёнными районами вокруг базы, и самолёт упал в северо-западном углу базы. При ударе погибли 12 из 20 бывших на борту, включая и генерала Тревиса. В результате пожара сдетонировали 5000 фунтов взрывчатки, которые являлись компонентом атомной бомбы Mark IV. Этот взрыв убил ещё 7 человек, находящихся на земле. Если бы бомба была оборудована расщепляющейся капсулой, число жертв, возможно, исчислялось бы шестизначной цифрой.

ВВС США скрыли инцидент, сказав, что для тренировочного полёта были загружены обычные бомбы. Через несколько месяцев после этого, база была переименована в честь генерала Тревиса. Термин Сломанная стрела применяется для обозначения различных ЧП с ядерным оружием, не связанным с началом ядерной войны.

Обогатительный реактор Ферми 1, 1966, Увядший Гигант

Этот инцидент был увековечен под названием «Когда мы чуть не потеряли Детройт», в одноимённой книге Джона Фуллера.

Случившееся на Ферми 1 стало результатом инженерных ошибок, несоблюдения правил техники безопасности, да и просто отсутствия опыта. Инженеры внесли изменения в систему охлаждения, но не вписали это в документацию, поэтому инженеры, которые работали над реактором, не знали что в резервуаре с жидким натрием были дополнительные дисперсионные пластины. Когда в одном из резервуаров заблокировались охлаждающие трубы, ядро реактора перегрелось до 700 градусов по Фаренгейту (ок. 370С; прим. ) и частично расплавилось.

При расплавлении топливо реактора перегрелось сверх того, с чем могли справиться охлаждающие системы. В итоге это привело к расплавлению окружающей инфраструктуры, такой как защитный корпус, системы охлаждения, и в экстремальных случаях основание установки. При полном расплавлении топливо воспламеняется, и поддерживает температуру около 2000 градусов по Фаренгейту (ок. 1000С). Хотя термин не используется с 1966 года, гипотетический (и технически невозможный) шанс того, что расплавленный реактор прожгёт землю насквозь, и доберётся до Китая, дал определение «Китайский синдром».

Ферми 1 вообще-то находится между Детройтом и Толедо, но надо полагать «Когда мы чуть не потеряли Толедо» звучит не так захватывающе.

Тайби Айленд, 1958, — Сломанная Стрела

В Водах недалеко от острова Тайби, Джорждия, на границе штатов Джорджия и Южная Каролина, на глубине около 10 футов (3м) покоится водородная бомба. Находится она там почти 50 лет.

В 1958 году бомбардировщик B-47 «Stratojet» во время учений потерпел крушение. На борту он нёс водородную бомбу Mark 15 — лёгкую бомбу длиной 12 футов, вооружённую 400 фунтами взрывчатки и высокообогащённым ураном. Экипаж терпящего крушение самолёта решил, что при вынужденной посадке им совсем не хотелось бы нести на борту такой опасный груз, и запросил разрешение сбросить бомбу в океан. При ударе об воду она не взорвалась, и никто с тех пор её больше не видел.

Существует некоторое расхождение относительно того, была ли бомба полностью снаряжена. Некоторые отчёты полагают что была, но ВВС в официальном порядке объявили, что внутри была учебная капсула. Были предприняты попытки её найти, но естественная радиация земли чрезвычайно затруднила розыскные мероприятия. Если она была снаряжена, и если бы сдетонировала, то находящийся неподалку город Саванна практически исчез бы с лица земли.

Айдахо-Фолс, 1961 — Увядший Гигант

Это была потенциально серьёзная катастрофа, и населённые районы подверглись воздействию радиоактивного газа. Но инцидент в Айдахо-Фолс стоит особняком в ряду ядерных инцидентов, как самая ужасная катастрофа, однако об этом сравнительно мало известно.

Реактор SL-1 был экспериментальным, и находился в ведении армии недалеко от Айдахо-Фолс. Третьего января 1961 года всех разбудила сирена тревоги. Срочно прибыл находящийся поблизости персонал на случай чрезвычайных ситуаций. Из-за высокой радиации они не могли пробиться к рубке контроля более полутора часов. Когда им наконец это удалось, они обнаружили двух пострадавших, один из которых ещё подавал признаки жизни (он умер вскоре после этого). Даже после того, как потерпевших вынесли из здания, где находился реактор, тела людей были настолько радиоактивны, что их пришлось похоронить в свинцовых могильниках.

Худшее было ещё впереди. Через несколько дней аварийно-спасательные службы обнаружили третьего оператора. Когда произошёл инцидент он стоял на вершине реактора. Сила взрыва разорвала управляющие стержни, и те, пройдя через его грудную клетку, пригвоздили тело к потолку.

Причиной инцидента стала возможность операторами контролировать скорость реакции. Устойчивая реакция требует, чтобы каждый цикл деления генерировал достаточно нейтронов, чтобы разбивать добавочные атомы, производя следующий цикл деления. Управление осуществлялось при помощи управляющих стержней из материала, безопасно поглощающего нейтроны. Ввод нескольких элементов управляющих стержней в реактор замедляет реакцию. SL-1 проходил техническое обслуживание, при котором требовалось вытащить управляющие стержни на несколько дюймов. Так как конструкция реактора предполагала использование одного большого стержня контроля, то единственная ошибка (вытаскивание стержня почти целиком) привела к мгновенной сверхкритической реакции — циклам деления, которые возрастали по экспоненте.

Массивный скачок выходной энергии испарил охлаждающую воду, и часть самого реактора, в результате вызвав мощный взрыв, приведший к прекращению реакции. Так что можно писать книгу «День, когда мы чуть не потеряли Айдахо-Фолс».

NORAD, 1979 — ЯДВСПЫШКА (почти)

Вот как NORAD научил, что не стоит работать с компьютерным моделированием ядерного нападения Советского Союза, используя системы, которые реагируют на реальную ядерную атаку. Агентство противоракетной обороны получило тревожные показания того, что целая армада советских ядерных боеголовок направляется к США. В воздух подняли боевые самолёты, снаряжённые ядерным оружием. Защищённый самолёт президента также был поднят в воздух (хотя на тот момент он там не находился).

Палец замер над кнопкой. Командиры лётных экипажей ждали приказа атаковать. За шесть напряжённых минут, никто не был уверен, что это не Третья мировая война… и как ни странно, никто не использовал «красный телефон» горячей линии с Советами. Наконец от спутников и Радара раннего оповещения пришёл сигнал, что никакой ядерной атаки не зафиксировано. Виновником переполоха оказалась тренировочная запись, генерирующая фальшивые положительные сигналы, которую случайно включили. На жаргоне военных ЯДВСПЫШКА означает реальный ядерный взрыв, который может привести к ядерной войне.

Если всё вышеозвученное не выглядит достаточно пугающим, то есть ещё несколько десятков подобных инцидентов только в США. Здесь можно вспомнить знаменитый Карибский кризис. Печальная мораль такова, что было бы разумнее менее опасаться явной агрессии, нежели собственной некомпетентности и плохой техники.

Источники

Farmer, James H. «Korea and the A-Bomb.» Flight Journal, Dec. 2010.

Создав ядерное оружие и ядерную технику, сверхдержавы неоднократно переживали связанные с ними инциденты. За годы холодной войны в Мировой океан попадали (и оставались там) реакторы, авиабомбы и торпеды с ядерными боезарядами. «Лента.ру» попробовала составить перечень потерянного.

Американцы оставили в Мировом океане две атомные подводные лодки. 10 апреля 1963 года во время глубоководных испытаний в Атлантике, в 200 милях восточнее Кейп-Кода затонула субмарина «Трешер» (один ядерный реактор). Лодка лежит на глубине 2560 метров.

22 мая 1968 года на патрулировании в Северной Атлантике исчезла субмарина «Скорпион» (на борту реактор и две ядерные торпеды). Лодку потом нашли на глубине более 3000 метров, на грунте, в 740 километрах к юго-западу от Азорских островов. Причины гибели лодки, кстати, не выяснены до сих пор.

Но основные «ядерные подвиги» американских военных в морях, конечно, связаны с авиацией.

14 февраля 1950 года бомбардировщик B-36, взлетевший с аляскинской базы Эйлсон, участвовал в полномасштабной имитации ядерного удара по территории СССР. В роли «цели» использовался Сан-Франциско. На борту бомбардировщика была штатная ядерная бомба Mk.IV. Из нее был извлечен плутониевый боезаряд, однако в бомбе оставалась оболочка из металлического урана и 5000 фунтов взрывчатого вещества.

Самолет попал в зону плохой погоды над морем у побережья Британской Колумбии, обледенел, у него отказали три из шести двигателей. Экипаж, видя такое дело, сбросил бомбу («обычная» часть сдетонировала, о чем есть свидетельства: вспышку взрыва видели с берега), а потом покинул машину, падавшую в воду.

10 марта 1956 года над Средиземным морем исчез бомбардировщик B-47, вылетевший из Флориды. На борту самолета находились две ядерные бомбы. Никаких следов самолета и ядерного оружия не найдено до сих пор, официальная версия выглядит как «потерян в море у побережья Алжира».

28 июля 1957 года транспортный самолет C-124 вез из штата Делавэр в Европу три снаряженные ядерные бомбы и плутониевый заряд для еще одной. Над Атлантикой у побережья Нью-Джерси самолет начал терять мощность, два двигателя из четырех заглохли. Экипаж сбросил в океан две из трех бомб примерно в сотне миль от Атлантик-Сити.

5 февраля 1958 года возле Саванны (побережье штата Джорджия) истребитель F-86 столкнулся со стратегическим бомбардировщиком B-47. Истребитель рухнул, а поврежденный B-47 удержался в воздухе и вернулся на базу. Правда, для этого пришлось сбросить в Атлантику термоядерную бомбу Mk.15 (выход мощности при подрыве около 1,7 мегатонны). Там она и лежит до сих пор, занесенная илом, - поиски ни к чему не привели.

5 декабря 1965 года неподалеку от Окинавы с авианосца «Тикондерога» из-за сильной качки скатился в воду незакрепленный штурмовик A-4 Skyhawk с тактической ядерной бомбой и затонул на глубине около 4900 метров. Пентагон не признавал этого эпизода до 1989 года.

В 1960 году США в условиях «дальнейшего обострения международной обстановки» начали операцию «Хромированный купол» (Chrome Dome), предполагавшую создание системы непрерывного дежурства в воздухе стратегических бомбардировщиков с ядерным оружием на борту. Самолеты находились в постоянной готовности нанести удары по намеченным целям в глубине территории СССР (служба такого бомбардировщика показана, например, в фильме Стенли Кубрика «Доктор Стрейнджлав»). Не все такие полеты кончались добром.

17 января 1966 года у испанского Паломареса дежуривший в воздухе бомбардировщик B-52G столкнулся с самолетом-заправщиком KC-135. В результате «в окружающую среду» попали четыре термоядерные бомбы типа Mk.28 (B28RI) мощностью до 1,45 мегатонны каждая. Три из них упали на сушу (причем две разрушились и загрязнили плутонием 2,6 квадратного километра территории), а одна утонула в море. Ее нашли и подняли через 81 день после катастрофы.

Несмотря на жесткую критику практики регулярного дежурства бомбардировщиков с ядерным оружием на борту, начавшуюся по итогам инцидента в Паломаресе, операцию «Хромированный купол» свернули только после происшествия 21 января 1968 года в районе гренландской авиабазы Туле, вызвавшего международный скандал. Там рухнул дежурный B-52 с четырьмя ядерными бомбами на борту. Самолет пробил лед и ушел на дно Баффинова залива. Американские военные устроили целую операцию по подъему деталей потерянного оружия, после чего бодро рапортовали о том, что все четыре бомбы извлечены. Годы спустя, однако, публикация результатов экспертизы показала, что найдены были компоненты только трех боеприпасов, четвертая так и лежит где-то в гренландских водах.

Информация о возможных потерях советских и российских ядерных боеприпасов до сих пор строго засекречена. Тем не менее регулярно появляются сообщения (впрочем, непроверенные) об инцидентах с ядерным оружием, находившимся на борту самолетов.

Одно время благодаря бывшему заместителю начальника разведки Тихоокеанского флота контр-адмиралу Анатолию Штырову широко разошлись сообщения о гибели весной 1976 года бомбардировщика Ту-95 советской Дальней авиации, упавшего в залив Терпения (у южной оконечности Сахалина). На борту самолета якобы находились два ядерных боеприпаса, впоследствии поднятые с грунта американской субмариной спецназначения «Грейбек» (по другой версии, «Грейбек» забрал только оборудование связи, а бомбы так и лежат на дне).

Однако Минобороны не подтверждает проведение полетов стратегической авиации в этом районе в 1976 году, «Росатом» (наследник советского Минсредмаша) инциденты с ядерными объектами в этом районе опровергает, а сообщение о катастрофе «не бьется» с известными реестрами аварий и катастроф самолетов Дальней авиации. Информация о дежурстве отечественной авиации с ядерным оружием по-прежнему закрыта, поэтому дальнейшее расследование этой истории затруднено.

Объемы патрулирования советской авиации были скромнее американских, соответственно, чисто статистически число инцидентов, как бы они ни засекречивались, все равно было меньшим, чем у США. Зато известны наперечет (шила в мешке не утаишь) результаты катастроф атомных лодок и захоронения реакторов.

В 1965 году у побережья Новой Земли был затоплен реакторный отсек субмарины К-19 (проект 658), потерпевшей в 1961 году в районе острова Ян-Майен тяжелую радиационную аварию. В 1966-м по соседству затопили реакторный отсек с субмарины К-11 (проект 627А «Кит»), на которой в феврале 1965 года в ремонте произошла авария с выбросом радиоактивности из-за нарушений при перезарядке реактора. Осенью 1967 года в заливе Цивольки (северо-восточное побережье Новой Земли) затопили экранную сборку реактора первого в мире атомного ледокола «Ленин», пострадавшего от повреждения активной зоны.

В марте 1968 года к северу от атолла Мидуэй в Тихом океане затонула на глубине около 5000 метров дизель-электрическая субмарина Тихоокеанского флота К-129 (проект 629А). Причины гибели достоверно не известны до сих пор. На борту лодки находились три баллистические ракеты Р-21 с моноблочными ядерными боеголовками мощностью около 1 мегатонны, а также две ядерные торпеды. Одна или две торпеды были подняты американцами в 1974 году, однако поднять ракеты не удалось.

8 апреля 1970 года во время учений «Океан-70» возник пожар на атомной торпедной лодке К-8 (проект 627А), находившейся в Бискайском заливе. 12 апреля, после долгой борьбы за живучесть, субмарина затонула на глубине около 4700 метров. На дне оказались два реактора и, по разным данным, четыре или шесть торпед с ядерными боезарядами.

В 1972 году (по другим данным - в 1974-м) в Новоземельской впадине Карского моря затоплен реактор, извлеченный после ядерной аварии 1968 года с атомохода К-140 (проект 667А «Навага»).

10 сентября 1981 года в Карском море затопили атомную лодку К-27 проекта 645. Экспериментальный корабль с двумя реакторами РМ-1 с жидкометаллическим (сплав свинца и висмута) теплоносителем в мае 1968 года потерпел на боевом выходе тяжелую радиационную аварию, после которой эксплуатация стала невозможной. После длительного периода отстоя лодку с реакторным отсеком, залитым 270 тоннами битума, затопили на глубине 75 метров. В данный момент есть планы по ее подъему и утилизации.

3 октября 1986 года на стратегическом ракетоносце К-219 проекта 667АУ «Налим», находившемся в Атлантике к востоку от Бермудских островов из-за разгерметизации шахты произошел взрыв топлива одной из ракет. Лодка всплыла, но после длительной борьбы за живучесть затонула в ночь на 6 октября на глубине более 5600 метров. На дне океана оказались два реактора, две ядерные торпеды и (по разным сведениям) 15 или 16 баллистических ракет Р-27У, каждая из которых несла по три боеголовки мощностью 200 килотонн.

7 апреля 1989 года в Норвежском море после сильного пожара на глубине 1858 метров затонула лодка К-278 «Комсомолец» (проект 685 «Плавник», многоцелевая атомная субмарина с глубиной погружения до 1000 метров). На дне оказались два ядерных реактора и две ракето-торпеды «Шквал» с ядерными боевыми частями.

Затонувшая в августе 2000 года в Баренцевом море атомная субмарина К-141 «Курск» была поднята, как и К-429, тонувшая в бухте Саранная (на Тихом океане) еще в июле 1983-го. Зато 30 августа 2003 года возле острова Кильдин (в районе Мурманска) затонула на глубине 170 метров атомная лодка К-159 проекта 627А, которую буксировали на утилизацию в Северодвинск. На дне оказались еще два ядерных реактора.

Есть еще один «замечательный» источник - радиоизотопные термоэлектрические генераторы (РИТЭГ). Это нечто подобное «атомной батарейке»: использует энергию естественного распада радиоактивных материалов для выработки электроэнергии. Широко применялись в качестве автономного источника питания. Несколько таких объектов были утоплены в море по разным причинам, при этом как минимум один (потерянный в 1987 году у сахалинского мыса Низкий) не найден до сих пор.

13.10.60 г.

Авария ядерного реактора на борту советской атомной подводной лодки К-8. Облучились 13 членов экипажа.

04.07.61 г.

Авария реактора на АПЛ К-19 во время выполнения боевой задачи в Северной Атлантике.

12.02.65 г.

При перегрузке активной зоны реактора АПЛ К-11 (командир - капитан II ранга Ю.Калашников) у причала МП «Звездочка» в Северодвинске из-за халатности персонала произошел несанкционированный пуск реактора (выход на мощность), сопровождавшийся парогазовым выбросом и пожаром. Радиоактивному загрязнению подверглись территория завода, причалы и акватория порта.

10.09.65 г.

Пожар на борту советской атомной подводной лодки К-27.

08.09.67 г.

Пожар в 1-м и 2-м отсеках на советской атомной подводной лодке К-3 «Ленинский комсомол» (капитан II ранга Ю.Степанов), несущей боевую службу в Норвежском море. Погибли 39 человек. Вырезанный реакторный отсек затоплен у Новой Земли.

1968 г.

Столкновение советской атомной подводной лодки К-131 (Эхо-1, по натовской классификации) Северного флота с неустановленной подводной лодкой США.

08.03 68 г.

Советская подводная лодка К-129 с ядерным оружием на борту затонула в Тихом океане. Погибли 97 человек

24.05.68 г.

Авария реактора на атомной подводной лодке К-27 Северного флота. Резко обострилась радиационная ситуация в энергетическом и смежных отсеках. Пока своим ходом возвращались в базу, многие члены экипажа серьезно облучились. От полученных доз пятеро подводников скончались в госпитале.

В 1981 году отбуксировали к Новой Земле и затопили в заливе Степового. Целиком. Вместе с невыгруженным ядерным топливом.

23.08.68 г.

На АПЛ К-140 Северного флота (капитан II А.Матвеев) произошел неконтролируемый пуск реактора.

14.10.69 г.

Радиационный выброс при подземном испытании на Новой Земле (штольня А-9, мощность до 1,5 мегатонн). Примерно через час после взрыва произошел прорыв парогазовой смеси по тектонической трещине. На технологической площадке мощность дозы достигала нескольких сотен рентген в час. На третьи сутки начался медленный перенос радиоактивных продуктов с территории полигона на север и северо-запад - в сторону Баренцева моря. Присутствие в атмосфере газообразных продуктов взрыва фиксировалось приборами на расстоянии 500 километров от эпицентра. Население прилегающих территорий о «нештатной» радиационной ситуации на полигоне и вокруг него информированы не были.

15.11.69 г.

В Баренцевом море на глубине около 60 метров АПЛ К-19 (Гольф, по натовской классификации, командир - капитан II ранга В.Шабанов) Северного флота столкнулась с подводной лодкой Гато ВМС США. К-19 своим ходом вернулась в базу.

1970 г.

Судостроительный завод «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Несанкционированный пуск реактора на строящейся подводной лодке сопровождался радиоактивным выбросом и пожаром.

1970 г.

Атомная подводная лодка Северного флота К-69 (Виктор-1, по натовской классификации) столкнулась с неустановленной АПЛ ВМС США.

12.04.70 г.

Советская атомная подводная лодка К-8 затонула в Бискайском заливе, погибли 52 члена экипажа.

06.70 г.

У берегов Камчатки, в полигоне боевой подготовки Тихоокеанского флота, столкнулись советская атомная подводная лодка

К-108 (Эхо-1 по натовской классификации) и АПЛ Тотог ВМС США.

14.10.70 г.

Подземный ядерный взрыв мегатонного класса на Новой Земле (штольня А-6) с ранним (через 10-15 минут) просачиванием радиоактивных газов. Продукты взрыва были вынесены за пределы полигона. В течение первых суток распространялись главным образом в южном направлении, затем - в юго-западном, над островом Междушарским, восточнее Колгуева и севернее Нарьян-Мара. В этот момент на высоте от 700 до 1800 метров мощность дозы в центре радиоактивной струи достигала 0,3 микрорентгена в час.

24.02.72 г.

Пожар на атомной подводной лодке К-19 (капитан II ранга В. Кулибаба) - в восьмом и девятом отсеках. Погибли 28 человек.

14.06.73 г.

Столкновение советской атомной подводной лодки К-56, следовавшей в надводном положении, с исследовательским судном «Академик Берг» (Тихий океан). Погибли 27 членов экипажа

26.07.73 г.

На Плесецком полигоне при подготовке к сливу компонентов топлива ракеты-носителя «Космос-3М» (после отмены несостоявшегося старта) произошел взрыв и пожар. Девять человек погибли, еще десять были госпитализированы с отравлением парами ракетного топлива.

1974 г.

В полигоне боевой подготовки Тихоокеанского флота у берегов Камчатки столкнулись советская атомная подводная лодка К-408 (Янки, по натовской классификации) и АПЛ Пинтадо ВМС США.

28.06.75 г.

Авария на борту атомной подводной лодки К-477.

21.10.75 г.

В результате подземного ядерного взрыва на Новой Земле (штольня А-12, мощность до 1,5 мегатонн) отмечен выход в атмосферу радиоактивных газов. Преимущественное распространение - в южном направлении: на вторые сутки после взрыва - остров Вайгач, далее - юго-западнее Амдермы. На четвертые сутки радиоактивная струя была обнаружена на высоте от 700 до 1500 метров в предгорьях Уральского хребта, южнее Печоры. О результатах взрыва и движении радиоактивных масс население не оповещалось.

28.08.76 г.

Столкновение советской атомной подводной лодки (Эхо-II по натовской классификации) и американского фрегата в Средиземном море.

08.09.77 г.

При проведении регламентных работ на ракетном комплексе атомной подводной лодки К-417 Тихоокеанского флота из-за ошибки оператора создалось критическое давление в одной из пусковых установок. Из разрушенного корпуса межконтинентальной баллистической ракеты Р-29 началась утечка компонентов топлива, а ядерная боеголовка (мегатонного класса) поднявшимся давлением была оторвана и выброшена в море у берегов Камчатки.

09.10.77 г.

Подземный ядерный взрыв мощностью до 20 килотонн на Новой Земле в штольне А-7П. Взрыв производился в так называемой «штольне повторного использования» (первый заряд мощностью до 1,5 мегатонн был взорван в штольне А-7 за восемь лет до этого - 14 октября 1969 года). При повторном испытании радиоактивные продукты вырвались по горной выработке и распространились над проливом Маточкин Шар, акваторией Карского моря и далее, двигаясь в юго-восточной направлении, достигли широты Салехарда.

28.07.78 г.

Авария реактора советской атомной подводной лодки К-171 (Тихий океан), погибли 3 члена экипажа.

02.09.78 г.

Пожар на борту советской атомной подводной лодки К-451 (Тихий океан).

28.12.78 г.

Авария реактора на советской атомной подводной лодке К-171 (Тихий океан). Погибли 3 человека.

18.03.80 г.

На четвертой пусковой установке полигона Плесецк при подготовке к пуску ракеты-носителя «Метеор» в результате взрыва и пожара погибли 48 человек и несколько человек получили ранения. По заключению комиссии, причинами этой и предшествующей (26.07.73 г.) катастроф стали неграмотные действия боевых расчетов.

21.08.80 г.

Авария на атомной подводной лодке Тихоокеанского флота (Эхо-I по натовской классификации). По неуточненным данным, как минимум 9 человек погибли.

30.11.80 г.

Неконтролируемый пуск реактора на подводной лодке Северного флота К-162 (капитан I ранга Лещинский), находившейся у причала в Северодвинске (Северный флот).

1981 г.

Атомная подводная лодка Северного флота К-211 (Дельта-3, по натовской классификаци) столкнулась с неустановленной АПЛ ВМС США.

1981 г.

В заливе Петра Великого, на подходе к Владивостоку, столкнулись атомная подводная лодка К-324 (Виктор-3, по натовской классификации) Тихоокеанского флота и американская АПЛ класса «Лос-Анджелес».

1983 г.

Атомная подводная лодка Северного флота К-449 (Дельта-3, по натовской классификации) столкнулась с неустановленной АПЛ ВМС США.

26.01.83 г.

Ракета-носитель, стартовавшая с полигона Плесецк, упала на середину реки Северная Двина в районе поселка Брин-Наволок Холмогорского района. При соприкосновении со льдом произошел взрыв. Ракета с остатками несгоревшего топлива затонула. Большая площадь была загрязнена компонентами ракетного топлива.

25.06.83 г.

Советская атомная подводная лодка К-429 затонула около побережья Камчатки. Погибли 16 членов экипажа.

31.10.83 г.

Столкновение советской атомной подводной лодки (Виктор-III, по натовской классификации) и американского военного судна (Атлантика).

21.03.84 г.

Советская атомная подводная лодка столкнулась с американским авианосцем Kitty Hawk.

13.05.84 г.

Взрыв и пожар на базе атомных подводных лодок в Североморске (СССР).

18.06.84 г.

Пожар на подводной лодке К-131 (капитан II ранга Е.Н.Селиванов), находившейся в Баренцевом море. Погибли 14 человек. Своим ходом вернулась в базу.

19.09.84 г.

Столкновение советской атомной подводной лодки и советского танкера в Гибралтарском проливе.

25.10.84 г.

Подземный ядерный взрыв (от 20 до 150 килотонн) в штольне А-26 на Новой Земле. В первые же минуты после взрыва отмечен выход радиоактивных газов - одновременно в эпицентральной зоне и на устье штольни. Мощность дозы на технологической площадке достигала 500 рентген в час. Через несколько часов продукты взрыва распространились за пределы полигона на акваторию Карского моря и вскоре достигли Сургута.

10.08.85 г.

Тепловой взрыв реактора и выброс радиоактивных продуктов при перегрузке топлива на атомной подводной лодке К-431, находившейся у причала технической базы ВМФ в бухте Чажма (военный городок Шкотово-22 вблизи Владивостока). Судьба аварийной подводной лодки до сих пор не решена. Ядерное топливо из нее не выгружено.

1986 г.

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) Северного флота ТК-12 (тип «Тайфун») столкнулся с АПЛ Сплендид ВМС Великобритании.

06.08.86 г.

Советская атомная субмарина К-219 с двумя реакторами и 15 баллистическими ракетами на борту затонула около Бермудских островов вследствие взрыва в ракетной шахте. 4 члена экипажа погибли.

02.08.87 г.

Во время очередного подземного испытания на Северном полигоне «аварийно сработала» штольня А-37А. Примерно через 1,5 минуты случился непредвиденный специалистами прорыв парогазовой смеси по трещине естественного разлома подтаявшего ледника на склоне горы по оси штольни. В атмосферу, помимо радиоактивных инертных газов, вышли радионуклиды бария, йода, цезия, стронция, сурьмы, теллура и др. В течение шести суток радиоактивные продукты находились в зоне технологической площадки, обусловив в контрольных точках мощность дозы свыше 500 рентген в час.

28.10.87 г.

Советская подводная лодка (Танго, по натовской классификации) ударилась о грунт в Балтийском море.

07.04.89 г.

Советская атомная подводная лодка «Комсомолец» с двумя торпедами в ядерном снаряжении затонула в Норвежском море. Погибли 42 члена экипажа.

26.06.89 г.

Пожар и повреждение реактора на советской атомной подводной лодке (Эхо-II, по натовской классификации)

19.03.90 г.

Авария на борту советской атомной подводной лодки класса «Тайфун» (Арктика).

Осень 1990 г.

Неудачный пуск баллистической ракеты с атомной подводной лодки в полигоне боевой подготовки в Белом море.

29.05.92 г.

Взрыв на борту советской атомной подводной лодки Северного флота.

11.02.92 г.

В 20 часов 16 минут в Баренцевом море на глубине около 20 метров многоцелевая атомная подводная лодка К-276 (Сиерра-2, по натовской классификации, командир - капитан II ранга И.Локоть) Северного флота столкнулась при всплытии с атомной подводной лодкой ВМС США «Батон Руж» класса «Лос-Анджелес». Обе субмарины имели на вооружении ракеты, торпеды и мины в ядерном снаряжении. У «Батон Руж» - один, у советской АПЛ «Сьерра» (по натовской классификации) - два ядерных реактора.

29.01.93 г.

В одном из цехов ПО «Север» (г. Северодвинск) на атомной подводной лодке (заказ № 662), находившейся в ремонте, вспыхнул пожар.

20.03.93 г.

Около 9 часов утра в нейтральных водах Баренцева моря атомная подводная лодка «Борисоглебск» (Дельта-4, по натовской классификации) Северного флота столкнулась с атомной субмариной США Greyling. Обе находились в подводном положении.

19.11.97 г.

Взрыв и падение на начальном отрезке полета новой баллистической ракеты морского базирования при испытательном запуске с полигона Ненокса в Архангельской области.

12.08.2000 г.

Катастрофа российской атомной подводной лодки «Курск» в Баренцевом море. Погибли 118 членов экипажа.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода