Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Храм в мариенбурге. Церковь Покрова Божией Матери в Мариенбурге (в Егерской слободе Гатчины)

Этот некрополь расположен в ограде Покровской церкви, построенной по проекту архитектора Д.И. Гримма и освященной в 1888 году в присутствии царской семьи. В дореволюционный период храм входил в единый комплекс Егерской слободы Императорской Охоты, переведенной в Гатчину из Петергофа в 1858 году. Свою историю некрополь ведет с момента появления первого захоронения - могилы трагически погибшего сына главного Ловчего Императора Александра III B.P. Дица - Сергея Дица, скончавшегося в 1892 году. Мальчик был разорван напавшей на него сворой охотничьих собак. Об этой жуткой истории впоследствии, уже в XX веке, долго рассказывали местные старожилы. Его могила до наших дней не сохранилась.

Среди особо почитаемых захоронений следует отметить могилы бывших настоятелей храма о. Василия Левитского и о. Петра Белавского. О смерти В.А. Левитского, последовавшей в 1914 году, сообщала местная газета «Жизнь Царскосельского уезда»:

«18 мая утром внезапно скончался священник Егерской церкви о. Василий Левитский. В последнее время покойный постоянно недомогал, жалуясь на сердечную слабость. Покойный о. Василий известен всей Гатчине как глубоко религиозный человек. Между прочим, он был другом о. Иоанна Кронштадского. Приезжая в Гатчину, о. Иоанн останавливался у о. Василия. После покойного осталась большая семья. В день выноса тела о. Василия 21 числа, в Егерскую церковь, на проводы усопшего, собралась огромная толпа народа. Похоронили о. Василия в ограде Егерской церкви, как первого самостоятельного ея настоятеля» .

В послевоенный период на могиле о. Василия Левитского был установлен новый крест. По свидетельству бывшей алтарницы Покровской церкви Александры Ивановны Славиной, 1913 года рождения, часть старинных захоронений была утрачена в период закрытия храма с 1932 по 1942 год. Особенно пострадали тогда могилы местного духовенства. Ряд сохранившихся до настоящего времени безымянных захоронений относится к довоенному и послевоенному периоду. Часть захоронений находится в неудовлетворительном состоянии. Нынешнему причту Покровской церкви необходимо принять срочные меры для благоустройства территории исторического некрополя, и выявления забытых имен людей, нашедших свои последний приют в ограде храма.

Достопамятные захоронения в ограде церкви Покрова Пресвятой Богородицы

  1. Афанасьев Алексей Михайлович (?-?гг.). Учитель начальной школы для мальчиков егерей и служителей Императорской охоты в Гатчине с 1888 года, псаломщик церкви Покрова Пресвятой Богородицы Егерьской слободы с 1896 года.
  2. Белавский Петр Иоаннович (1892-1983гг.). Уроженец села Александровское Царскосельского уезда Санкт-Петербургской губернии. Сын священника церкви Святого и Благоверного князя Александра Невского в селе Александровское Иоанна Белавского. Выпускник Санкт-Петербургского Духовного училища. Священник, иерей, настоятель церкви Святого и Благоверного князя Александра Невского в селе Александровское, настоятель церкви Святого Алексия митрополита Московского в поселке Тайцы с 1920 по 1929 год. Аре-стован в 1929 году по политическим и религиозным мотивам, получил пять лет исправительно-трудовых лагерей, отбывал срок в Соловецком лагере и на строительстве Беломорского канала. С 1932 года проживал в Новгороде, арестован в 1938 году, заключен в тюрьму сроком на девять месяцев. После освобождения работал бухгалтером. Священник собора Святого Павла в Гатчине, протоиерей с 1945года, настоятель Павловского собора с 1949 по 1955 год, настоятель церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Мариенбурге с 1955 по 1976 год. С 1976 года находился за штатом. Рядом похоронена его жена Ксения Васильевна Белавская (1900-1979гг.).
  3. Диц Сергей (ск. в 1890г.). Сын барона фон Дица Владимира Романовича, ловчего Его Величества императора Александра III, впоследствии императора Николая II. Проживал в собственном доме в Егерьской слободе. Трагически погиб. Надгробный памятник находился у алтарной части церкви.
  4. Кондрашов Иоанн Иоаннович (1945-2007гг.). Уроженец поселка Левдер Истрского района, Латвийской ССР, сын священника, впоследствии настоятеля Павловского собора города Гатчины, митрофорного протоиерея Иоанна Кон-драшова. Выпускник Ленинградской Духовной семинарии. Штатный дьякон собора Святого Павла в Гатчине (с 1973г), Николо-Богоявленского собора города Ленинграда (с 1974г.), Димитриевской Коломяжской церкви (с 1979г.). С 1990 по 2007 год - дьякон, протодьякон Гатчинского Павловского собора. Кандидат богословия. Награжден Патриаршей грамотой. Рядом похоронена его мать.
  5. Левитский Василий Андреевич (1851 -1914гг.). Сын псаломщика, уроженец города Боровичи Новгородской губернии. Выпускник Новгородской Духовной семинарии, с 1875 года - дьякон. Священник, настоятель церкви Покрова Пресвятой Богородицы Егерьской слободы с 1896 по 1914 год. Законоучитель начальной школы для мальчиков егерей и служителей Императорской Охоты в Гатчине. Рядом была похоронена его вдова Мария Александровна (?-?гг.).
  6. Преображенский Иоанн Георгиевич (1915-1991гг.). Уроженец города Ораниенбаума Петербургской губернии, сын священника. Выпускник Ленинградского медицинского института. С 1945 года - дьякон Рижской Свято-Иоанновской церкви, священник, настоятель Псковской Варлаамовской церкви, настоятель Псковской Казанской церкви с 1946 по 1948 год исполнял обязанности настоятеля Псковского Свято-Троицкого собора и благочинного Псковского округа. Настоятель Петропавловской церкви в городе Валдай Новгородской области с 1953 по 1959 год, благочинный Боровичского и Старорусского округов Новгородской иепархии. Настоятель Никольской Большеохтинской церкви в Ленинграде, настоятель собора Святого Павла в Гатчине с 1974 по 1976 год, штатный священник Николо-Богоявленского кафедрального собора и Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры в Ленинграде, член епархиального Совета Ленинградской Митрополии. Награжден церковными наградами Русской Православной Церкви. Проживал в поселке Мариенбург.
  7. Шестов Нил Ермилович (1878-1949гг.). Священник, протоиерей церкви Покрова Пресвятой Богородицы.

В. Антонов

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Мариенбурге

В тесной густоте деревянных домов Мариенбурга, входящего в состав Гатчины, местную церковь можно увидеть, только свернув в ведущий к ней переулок. За заснеженными деревьями она появляется как-то вдруг, розово-белая, с синими луковками, преображая своим силуэтом заурядный подгородный поселок и разливая вокруг себя благодать и светлый покой. Невдалеке, у реки, надсадно-гулко ухает машиностроительный завод, а здесь - мягкая тишина, нарушаемая лишь неторопливым благовестом, созывающим на утреннюю или вечернюю молитву. Из Тайц, Пудости, Красного Села и даже неблизкого Петербурга спешат православные в Покровскую церковь, чтобы вознести хвалу и славу Господу, причаститься Святых Тайн, помолиться о близких.

Ее история связана с бывшей Егерской слободой, которая появилась на южном берегу речки Колпанки в 1858 году, переехав из Петергофа, где она до того находилась ровно тридцать лет. Для придворной охоты Петергоф давно стал неудобен - охотничьих угодий не хватало, дома для егерей были выстроены небрежно и требовали постоянного ремонта. Уже в конце 1840-х годов обер-егермейстер князь Васильчиков предлагал перевести охоту под Гатчину, но Крымская война, а затем кончина Императора Николая I помешали в то время осуществить этот замысел.

Так как новый Император Александр II был страстным охотником, то при нем ведомству Придворной охоты потекли крупные средства, позволившие в 1857 году приступить к постройке под Гатчиной охотничьей слободы на заранее выбранном месте площадью 214 десятин, где при Императоре Павле I стоял недолго действовавший фарфоровый завод, а после были разбиты обширные огороды Кирасирского полка и гвардейской инвалидной роты. По проекту ведомственного архитектора Г. Гросса (1824-1877), ученика много работавшего в Гатчине академика Р. И. Кузьмина, подрядчик взялся выстроить на этом поле за 264 тысячи рублей целый комплекс деревянных зданий: управление охоты, канцелярию, школу, большую казарму для холостых егерей, кузницу, водокачку, баню с кухней и лазаретом для больных собак. Для семейных егерей Гросс спроектировал 17 бревенчатых домов. Эти добротные, сохранившиеся до наших дней дома, украшенные сквозной резьбой и ныне стоят на главной улице б. Егерской слободы.

Рядом со слободой, к востоку от будущей железной дороги, лежал зверинец, занимавший площадь около 400 гектаров, где одновременно были выстроены особые помещения для зайцев, лис, волков и проложены удобные тропинки для охотников. Примыкая фактически к огромному Гатчинскому парку, зверинец был как бы его естественным продолжением и вплотную подступал к Мариенбургу - одной из трех частей, из которых состояла первоначально Гатчина.

Мариенбург, названный по имени Великой Княгини Марии Федоровны, супруги Цесаревича Павла Петровича, располагался в некотором отдалении, к северу от города, на берегу реки Колпанки, вдоль которой в павловское время тянулись всего две улицы: Набережная и Задняя. В 1879 году железная дорога открыла в Мариенбурге платформу, на которой останавливались пригородные поезда, что сразу вызвало сильный приток дачников, и Мариенбург, к тому времени практически слившийся с Егерской слободой, постепенно превратился в типичный дачный поселок для жителей столицы среднего достатка.

Со вступлением на престол Императора Александра III Гатчина стала его любимой резиденцией, в которой он проводил большую часть года, что, безусловно, положительно сказалось на благоустройстве всех ее частей (на это было затрачено 3,5 миллиона рублей), но меньше всего-на Мариенбурге, хотя коренными его обитателями были в основном бывшие дворцовые слуги. Он лежал слишком в стороне и казался отдаленным гатчинским предместьем.

Несмотря на слияние, Мариенбург и Егерская слобода имели разное административное подчинение: первый подчинялся городу, вторая - непосредственно придворному ведомству. По этой причине и жители ходили в разные храмы: мариенбуржцы - в возведенный при Императоре Николае I городской собор, егери - в церковь Гатчинского дворца, основателем которой был Император Павел I. Так как егерей было не очень много (около 60 семей), то, несмотря на удаленность слободы от Гатчины, у них почти треть века не было ни своей церкви, ни даже часовни. Правда, в казарме холостых егерей была устроена молитвенная комната с небольшим иконостасом, где перед праздниками и воскресеньями гатчинский причт служил всенощные и молебны. После того, как Император стал почти круглосуточно жить в своей резиденции, дворцовую церковь для посторонних закрыли, и уже в 1882 году придворное ведомство принялось хлопотать о постройке для егерей отдельного храма, где молиться могли бы и другие придворные служители.

Его проект поручили составить уже в том же году видному зодчему академику Д. И. Гримму (1823- 1898), представителю «византийского» стиля в русской архитектуре прошлого века. В этом стиле по проектам Гримма было выстроено несколько православных храмов: дворцовая церковь св. Ольги в имении Великого Князя Михаила Николаевича «Михайловка» между Стрельной и Петергофом, а также за границей,- в Ницце, Копенгагене и монастырский храм в Гефсиманском скиту в Иерусалиме.

В 1882 году Гримм нарисовал в русском стиле XVII в. только эскиз мариенбургской церкви, тогда как детальные рабочие чертежи сделал академик И. А. Стефаниц (1850-1902), опытный практик, который вместе со своим помощником В. Прейсом и Д. А. Тесьминым, молодым выпускником Академии художеств, руководил самим строительством. Его началу предшествовало одно трагическое событие: на псовом дворе собаки разорвали дразнившего их Сережу Дица, малолетнего сына ловчего В. Р. Дица, помощника заведующего охотой. Происшествие довольно сильно потрясло мариенбуржцев, надолго и крепко запомнилось. Молва связывала с ним то обстоятельство, что Император Александр III лично присутствовал при закладке и освящении егерского храма и оплатил его постройку.

Место для храма поначалу егеря выбрали у железной дороги, но Государь, утверждая проект, указал другое - на плацу, против центра слободы. Заготавливать строительные материалы и рыть котлован для фундамента начали в декабре 1885 года. Земляные работы вел подрядчик И. Д. Гордеев, который уже весной следующего года подготовил все для забутовки. Бутовый камень частью везли с близлежащих, недавно восстановленных после долгого забвения, каменоломен у деревни Чернецы, частью брали в Гатчине от обелиска Коннетабля, полностью разрушенного в мае 1881 года ударом молнии.

25 мая 1886 года «в воскресенье, в третьем часу пополудни, в Гатчине, в Егерской слободе в присутствии Их Императорских Величеств, Государя Императора и Государыни Императрицы, Государя Наследника Цесаревича и других Высочайших особ происходила закладка церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Молебствия с водосвятием совершал протопресвитер Янышев, соборне с придворным духовенством.

После молебствия Их Императорским Величеством и Их Императорским Высочеством были положены в гнездо каменного столба золотые и серебряные монеты, вычеканенные в текущем году. Затем углубление было накрыто металлическою вызолоченною доскою со следующей надписью: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Основася сия церковь в честь и память Покрова Пресвятыя Богородицы, при Державе Благочестивейшего, Самодержавнейшего, Великого Государя Императора Александра III Александровича, при святительстве Преосвященнейшего митрополита Исидора, в лето от Рождества по плоти Бога Слова 1886-е месяца мая в 25-й день». Первый кирпич в основание фундамента был положен Государем Императором. Возле места закладки находились егеря Императорской охоты в парадных мундирах, рабочие и множество народа.

Каменные работы по возведению храма производил тот же подрядчик Гордеев, за плотничьи взялся И. Дмитриев. Гвиди сделал из светлого чернецкого камня резные колонки с дыньками и килевидные наличники на окнах.

За один год храм был возведен вчерне и подведен под крышу.

Настал 1887 год. Летом штукатуры приступили к работе в интерьере, а каменщики - над шатром. Железные каркасы для главок, которые покрывались луженой медью, делал известный столичный завод Сан-Галли, которому поручили также изготовить из чугуна для интерьера две колонны с капителями и базами, а для главок - семь покрытых червонным золотом железных крестов с медными яблоками. В конце августа эти кресты, поддерживаемые золочеными бронзовыми цепями, были торжественно, по особому чину, подняты вместе с колоколами. Колокола - их было семь - отлил для звонницы мариенбургский медно-литейный завод А. С. Лаврова, который пользовался в колокололитейном деле хорошей репутацией.

В конце 1887 года все строительные работы были завершены, и Стефаниц мог приступить к художественному оформлению. Мебельной и столярной фабрикой Е. Шрадера, находившейся на Песках, и бывшей одной из ведущих в столице по изготовлению иконостасов в «русском» стиле, был изготовлен трехъярусный иконостас «из дубового дерева, под старый дуб, с резьбою, местами золоченый», такие же киоты и клиросная баллюстрада. Иконостас заполнял весь арочный проем и вместе с крестом достигал в высоту восьми метров.

Образа в иконостас были первоначально заказаны академику А. И. Корзухину (1835-1884), но из-за высокой их стоимости, заказ передали в Москву талантливому иконописцу Николаю Михайловичу Сафонову. Начав работы в середине июня 1888 года, он обязался написать образа за три месяца, и свое слово сдержал. В середине октября иконописец сам приехал из Москвы, чтобы поставить в иконостас готовые 24 образа, написанные в «старомосковском пошибе» на цинке масляными красками на золотом фоне. Святые на образах: св. Георгий Победоносец, свт. Николай Чудотворец, св. Ксения, св. благ. кн. Ольга, св. равноап. кн. Владимир и благ. кн. Михаил были выбраны не случайно - они тезоимениты членам Императорской фамилии: Николай, Георгий, Михаил, Ксения и Ольга - дети Государя, вел. кн. Владимир - его брат. Подобный благочестивый обычай был издавна распространен в России; в данном же случае, храм был не только выстроен на средства Императора Александра III, но и принадлежал Императорской охоте. Кроме указанных образов Сафонов написал еще два для киотов: св. благ. кн. Александра Невского и прп. Марии Магдалины.

Запрестольный образ «Моление о чаше» был исполнен в виде картины, на золотом фоне.

Написание символа Святого Духа и роспись стен храма взял на себя малоизвестный живописец П. Фишер,- над иконостасом он изобразил Покров Пресвятой Богородицы, остальные своды и стены заполнил «византийским» орнаментом.

Снаружи храма задумано было поместить также четыре образа: Спасителя над дверьми, один образ - за алтарем, и два - на боковых фасадах. Икона над входом была написана по поручению академика А. П. Боголюбова художником И. Пассом в «старомосковском пошибе» по образцу иконы Спасителя в архиерейском чине из парижской русской посольской церкви св. Александра Невского на ул. Дарю, работы проф. Е. С. Сорокина. Образ прибыл в Мариенбург в самом начале 1891 года. Заалтарный и боковые образа снаружи так и не были написаны.

Все необходимое для ризницы храма было заказано в магазине при фабрике В. Е. Сытова в Петербурге: облачения, утварь и церковные принадлежности (бронзовый семисвешник, фонарь, мебель и др.). Напрестольный и водосвятный кресты, Евангелия были куплены в мастерской В. А. Мясоедова (быв. Дрожжина). Потир, дискос, лжица, звездица и ковчег были изготовлены из золоченого серебра. Из Гатчинского дворца в храм доставили бронзовое паникадило о 36 свечах, подаренное, вероятно, самим Императором. Четыре хоругви были сделаны из бархата и расшиты золотым глазетом.

Через три года после начала строительства все, казалось, было готово к торжеству освящения, которое первоначально, по всей вероятности, было приурочено к Покрову. Вдруг случилось нечто неожиданное. Согласно рассказу старого прихожанина, Император Александр III, посетив церковь осенью 1888 года, остался недоволен ее теснотой, и потребовал немедленного расширения храма. В результате были расширены боковые части церкви, в алтарной стене перемещены боковые проходы, увеличен средний и утоплена алтарная стенка со стороны алтаря. Для столь крупных изменений понадобились срочно дополнительные ассигнования и 111 дней напряженнейшего труда. Хотя в ноябре основные переделки были закончены, последние работы производились уже весной 1889 года.

Через месяц после чудесного спасения Императорской семьи при крушении царского поезда у ст. Борки близ Харькова, которое всколыхнуло всю Россию, в Высочайшем присутствии состоялось освящение церкви Покрова Пресвятой Богородицы при Императорской охоте в Егерской слободе.

В субботу, 19 ноября 1888 года, накануне освящения, в новом храме было совершено всенощное бдение. «Самое освящение последовало в 10 часов утра, после водосвятия, когда прибыли Их Величества и Их Императорские Высочества Наследник Цесаревич и вел. кн. Георгий Александрович, Михаил Александрович и Вел. Княжна Ксения Александровна. Высочайшие особы были в форме стрелкового батальона. Императорской фамилии и андреевских лентах.

По входе Их Величеств в церковь было совершено по установленному чину освящение храма духовником Их Величеств протопресвитером И. Л. Янышевым, соборне с придворным гатчинским духовенством. Во время богослужения пел хор певчих из егерей. По освящении кругом храма обошел крестный ход, причем протопресвитер Янышев нес на голове ковчежец со святыми мощами, полагаемыми под престолом храма. Процессию сопровождали Государь Император, Наследник Цесаревич Николай и вел. кн. Георгий Александрович. По освящении храма в нем была свершена первая Божественная литургия, закончившаяся многолетием. Их Величества приложились ко кресту и, удостоив разговора строителей храма, а также певших егерей, отбыли во дворец»...

Первым священником храма был прот. Николай Григорьевич Кедринский, служивший в Гатчине с 1879 года и ставший в 1914 году помощником придворного протопресвитера; диаконом - протодиакон Василий Андреевич Левитский,- оба из названной дворцовой церкви; ктитором - гвардейский полковник Н. И. Кутепов, автор великолепного исследования «Императорская охота на Руси» в четырех томах, вышедшего на рубеже нашего века.

В 1889 году в храм из моленной егерей были перенесены иконы: Покрова Пресвятой Богородицы, Архистратига Михаила, Боголюбской Божией Матери, Спасителя, Всех святых, св. Александра Невского, Казанской и Феодоровской Божией Матери в серебряных ризах и резных киотах красного и орехового дерева. Одновременно в храм из моленной попали деревянный иконостас с семью малыми образами и охотничий мундир Императора Александра III, который положили в стеклянной витрине.

Хор храма состоял из 5-6 взрослых и 13- 15 мальчиков, которые однако пели только по воскресеньям и праздникам. Хором перед революцией руководил регент П. А. Афанасьев, сын местного псаломщика.

Две трети дохода давали храму не егеря, а жители Мариенбурга, которые большей частью, правда, работали в Императорской охоте или дворцовом ведомстве. Летом молящихся становилось больше, ибо из столицы наезжало много дачников.

К началу века Мариенбург превратился в благоустроенный поселок с широкими мощеными улицами, с рядом курчавых тополей Зверинского бульвара, красивыми двухэтажными домами, роскошным зданием депо, полицейским участком, вокзалом... Центром поселка была площадь у пожарного депо, где некогда высилась красивая, стройная, старая ель, видимая за несколько верст, и за свою высоту прозванная «Иван-елка». Здесь по вечерам и праздникам собиралась молодежь, одно время играл 2-3 раза в неделю духовой оркестр Гатчинского пожарного общества.

На этой площади 8 июля, в Казанскую, причтом Егерской церкви служился молебен, а затем отсюда к железной дороге шел крестный ход, который, встретившись у переезда с ходом из гатчинского собора, обходил весь поселок и Новое Соколово,- дачное место, возникшее под Мариенбургом в 1911 году. Этот местный праздник заканчивался обычно в шесть вечера благодарственным молебном на той же площади.

Перед Первой мировой войной из-за расширения медно-прокатного завода Лаврова постоянное население Мариенбурга росло, и 25 августа 1913 года его жители постановили выстроить каменный храм во имя Казанской Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых. 5 февраля следующего года консистория одобрила этот замысел, был разработан проект и определено место-площадь у депо. По проекту храм строился в стиле московских церквей XVII века и самой Егерской церкви. Мариенбуржцы начали сбор средств, но начавшаяся война помешала заложить здание.

В это время последние месяцы доживал в Мариенбурге прот. Василий Андреевич Левитский, ставший священником Покровской церкви 2 февраля 1896 года, когда в храме был уже собственный причт, и прослуживший здесь до своей кончины после тяжелой болезни 18 мая 1914 года. При о. Василии служащие охоты заказали по случаю рождения Великой Княжны Татьяны Николаевны в Афонском Иверском монастыре копию с чудотворной Иверской иконы, которая после освящения была привезена в Гатчину, 28 февраля 1898 года с крестным ходом торжественно перенесена в церковь и поставлена у левого клироса, в простенке меж окон, в киоте из мореного дуба. В 1906 году, собрав пожертвования, о. Василий украсил престол мраморной одеждой по образцу столичных храмов.

«Вся Гатчина от первого до последнего человека почитала его великим молитвенником и высокой жизни пастырем. Отмечал в нем эту религиозную настроенность и почивший светильник Церкви Русской о. Иоанн Кронштадтский, который любил его, и любил беззаветно». По некоторым сведениям, св. прав. Иоанн Кронштадтский в престольный праздник приезжал иногда в слободу и служил в местном храме с его настоятелем.

После кончины о. Василия, его место на короткое время заступил прот. Иоанн Орлов, «примерный и трудолюбивый священник, несмотря на преклонный возраст», который замещал и раньше настоятеля во время болезни. При нем, в конце ноября 1914 года, в церковь поступила икона мч. Трифона Сокольника, написанная на кипарисовой доске с золоченым чеканным фоном и освященная в Трифоновском храме в Москве. Ее прислал Н. Н. Кузьминский, управляющий удельным имением в Симбирской губернии, который, побывав однажды в Егерской церкви, весьма удивился, что в ней нет образа покровителя охотников, чья память чтится 1 февраля, и решил восполнить досадный пробел. Высылая икону, жертвователь пояснил: «При Иоанне Грозном, во время его охоты, сокольничий Трифон потерял царского сокола. Его ждала казнь или строгое наказание. Поиски были напрасны. Сокольничий пал на колени и стал со слезами молиться св. Трифону, имя которого носил. В изнеможении он заснул. Во время сна явился ему св. Трифон на белом коне, на руке у него сидел сокол. Проснулся сокольничий и видит: перед ним сидит государев сокол, которого он взял, и дал обет построить в Москве храм в честь святого».

Вероятно, к лету 1915 года о. Иоанна сменил, но тоже на краткий срок, о. Василий Дмитриевич Бренев, бывший священник 50-го Белостокского полка, служивший в храме до начала 1916 года, когда на его место был назначен б. полковой священник прот. Алексий Никитич Ливанский, отличившийся в боях (особенно в Восточной Пруссии), за что был награжден наперсным крестом на георгиевской ленте. При нем Егерская церковь вступила в смутное время...

После февральской революции Императорская охота была преобразована в Гатчинское учебно-показательное охотничье хозяйство, которое отказалось содержать церковь. Единственным спасением была организация самостоятельного прихода. Первое собрание, посвященное обсуждению этого вопроса, состоялось 16 апреля 1917 года. Оно вынесло решение о создании прихода, которое митрополит Питирим утвердил 15 июня. Однако из-за отъезда Синода на собор в Москву дело затянулось, и лишь 14 января 1918 года церковное имущество от комитета бывших служащих Императорской охоты было передано приходскому совету. В состав нового прихода вошел и Мариенбург, жители которого ввиду обстоятельств отказались от постройки своего нового храма.

Как протекала жизнь Покровского храма в последующие 15 лет, приходится лишь гадать; архивные документы молчат об этом. Закрытие храма произошло в т. н. «пятилетку безбожия», судя по всему, или в самом конце 1932 или в начале 1933 года, когда священником в нем был о. Иоанн Иоаннович Гриднев, служивший перед революцией в церкви Гатчинского дворцового госпиталя. С закрытием храма все его богатейшее убранство было разграблено и уничтожено. Казалось, навсегда замолк колокольный звон, почти полвека звучавший над слободой. Но вот грянула война, и осенью 1941 года немецкие войска уже стояли под Ленинградом. Как известно, сами немцы церквей не открывали, но и не возражали, если к ним обращались с подобной просьбой.

Такая просьба к оккупационным властям г. Гатчины поступила в 1942 году (вероятно, весной), и Покровский храм был вновь открыт. Можно представить, что иконостас в нем был временным, а иконы и утварь из разных мест собраны верующими. Священником вновь открытого храма стал о. Василий Николаевич Апраксин, до своей ссылки в 1925 году служивший на сельских приходах Симбирской губернии, уроженцем которой он и являлся. Перед войной он поступил на светскую службу в г. Пушкине под Ленинградом. После освобождения Мариенбурга от немцев о. Василий еще год спокойно прослужил в Покровском храме, пока накануне праздника Благовещения в 1945 году, сразу же после всенощной, не был арестован и снова отправлен в ссылку на 10 лет в Красноярский край, на сей раз по обвинению в колаборационизме.

После ареста о. Василия Апраксина прихожанами был найден новый священник, о. Николай Телятников, рукоположенный тоже до революции и в 1913- 16 годах служивший в Петро-афонской церкви села Морье Шлиссельбургского уезда. Нашли его в Красном Селе, где он работал сторожем.

До 1955 года в храме сменилось еще несколько священников: с 1947 года настоятелем храма служил прот. Вячеслав Флавианович Веригин, с 1948 - о. Иоанн Иоаннович Андреев, его сменил прот. Анатолий Владимирович Каменев, при котором временный иконостас храма был заменен постоянным, переданным из Петербургской Духовной академии.

В 1955 году в Покровскую церковь был переведен прот. Петр Белавский, служивший до этого настоятелем Павловского собора Гатчины. О. Петр происходил из потомственной священнической семьи и был уроженцем с. Александровка близ Тайц, где на приходе служил его отец. После обучения в Петербургском Духовном училище, в 1920 году митрополит Вениамин (Казанский) рукополагает его во иерея, определив местом службы о. Петра храм свт. Алексия, митрополита Московского в Тайцах, где он и священствует до ноября 1929 года, когда был как «иосифлянин» арестован и сослан на Соловки, а затем на Беломорканал. После освобождения в 1933 году о. Петр Белавский жил с семьей в Новгороде, где через пять лет вновь был арестован и провел в тюрьме 9 месяцев. После смещения руководившего репрессиями Ежова, когда его жертвы были выпущены из тюрем, был освобожден и о. Петр, переехавший в пос. Пестово на Мологе, и трудившийся там бухгалтером до конца войны. После ее окончания он вернулся в Гатчину и возвратился после вынужденного 16-летнего перерыва к церковному служению. В Мариенбурге он прослужил до выхода за штат в 1976 году.

В мае 1976 года место о. Петра заступил архимандрит Кирилл (Начис), нынешний духовник Петербургских Духовных академии и семинарии, служивший настоятелем Покровского Мариенбургского храма до 1989 года. В его бытность был проведен большой реставрационный ремонт в преддверии 100-летнего юбилея храма. При ремонте была вычищена и поновлена роспись, окрашены стены, написаны алтарный и наддверный образа, настлан поверх каменного деревянный пол.

С 1989 по 1991 год настоятелем храма служил игумен Алексий (Макринов), ныне возглавляющий петербургское подворье Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. С лета 1991 года настоятелем Покровского храма в Мариенбурге стал иеромонах Никита (Марков). С октября 1991 года в местной школе, расположенной в приходе церкви Покрова, им начато преподавание детям 1-5-х классов Закона Божия и церковного пения.

Среди современных святынь Покровского Мариенбургского храма нужно отметить особо почитаемые прихожанами образа: Божией Матери «Взыскание погибших», сооруженная усердием настоятельницы Свято-Троицкого Раковского монастыря Симбирской губернии и уезда, игуменьи Анатолии с сестрами в память чудесного избавления царской семьи во время крушения поезда в Борках, 17 октября 1888 г., св. благ. кн. Анны Кашинской и вмц. Екатерины, с частицами их святых мощей, а также иконы свт. Николая Чудотворца и Казанской Божией Матери.

За алтарем храма расположено небольшое кладбище, на котором погребены настоятели: прот. Василий Левитский (ум. 18.05.1914), прот. Петр Белавский (ум. 3.03.1983), и гатчинский прот. Иоанн Преображенский (ум. 29.01.1991).

Храм в Мариенбурге и его судьба и история воочию свидетельствуют, сколь велика сила и заступничество Царицы Небесной во всех испытаниях и обстояниях, особенно за тех, кто сохранил веру в Ее Сына и верность Ему.

Таковых было большинство среди духовенства и прихожан этой церкви в окрестностях Петербурга. И сие сохраняется и в наши дни.

Мариенбург. Покровская церковь


Гатчина. Покровский собор


Гатчина. Павловский собор

Гатчина - Мариенбург - Курковицы

Стоимость - 1500 руб.

В стоимость поездки входит:

Транспортное обслуживание
. сопровождение православного гида

С неза-па-мят-ных вре-мен рус-ский на-род, свя-то ве-ря во все-силь-ную по-мощь Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, усво-ил Ей име-но-ва-ние «Взыс-ка-ние по-гиб-ших», как по-след-не-му при-бе-жи-щу, по-след-ней на-деж-де по-ги-ба-ю-щих лю-дей. В Мариенбурге, в церкви Покрова Божьей Матери хранится список с самарского образа «Взыскание погибших». Эта икона была создана в 1888 году монахинями Раковской женской обители. Накануне празднования дня памяти образа в феврале 1994 года эта икона начала мироточить.

Программа поездки:

Отправление от Московского пр. 189

Мариенбург. Покровская церковь. Церковь была построена в конце XIX века в Егерской слободе. В 1888 году церковь была торжественно освящена духовником императгорской фамилии протопресвитером Иоанном (Янышевым)в присудствии императора Александра III. В храме хранится почитаемый образ Богородицы "Избавительница".

Праздничная Божественная Литургия

Чин прощения

Чаепитие

Гатчина. Покровский собор. Самый большой храм Ленинградской области, освящённый в честь Богородицы.Собор был построен в начале XX на подворье Пятогорского Богордицкого женского монастыря. Здесь приняла монашеский постриг Лидия Лелянова, сейчас известная во всём православном мире как святая Мария Гатчинская. После советского закрытия и запустения собор был освящён в 2012 году.

Курковицы. Пятогорский Богородицкий монастырь . Обитель была основана в конце XIX века. На её подворье приняла постриг святая преподобномученица Мария Гатчинская. В 2015 году в монастырь вернулась главная святыня - чудотворная икона Богородицы "Всех Скорбящих Радость".

Возвращение в Санкт-Петербург

Мариенбург назван по имени великой княгини Марии Федоровны, супруги цесаревича Павла Петровича. При Марии Федоровне здесь был "сельский воспитательный дом". В 1838 году в Гатчину была перенесена Егерская слобода. С прокладкой в 1870-е годы в Гатчину железной дороги через Красное Село, население Мариенбурга стало быстро расти. Несмотря на слияние Мариенбурга и Егерской слободы, они имели разное административное подчинение: первый подчинялся городу, вторая - придворному ведомству. По этой причине и жители ходили в разные храмы: мариенбургцы - в возведенный при Николае I городской собор, егери - в церковь Гатчинского дворца, основателем которой был Павел I. После того, как Александр III стал почти постоянно жить в Гатчине, дворцовую церковь для посторонних закрыли, уже в 1882 году и поэтому придворное ведомство принялось хлопотать о постройке для егерей отдельной церкви.

Эскизный проект Покровской церкви в Егерской слободе выполнен Давидом Ивановичем Гриммом (1823-1898), известным петербургским зодчим, художником, исследователем византийской и древнерусской архитектуры, профессором и академиком, автором проекта великокняжеской усыпальницы при соборе Петропавловской крепости. Проект был утвержден императором Александром III в 1885 году. Император сам указал место будущей церкви, оплатил ее строительство и украшение. По велению императора Покровский храм был включен в число придворных церквей.

Строительство Покровской церкви вел академик архитектуры И.А. Стефаниц, он же создал рабочие чертежи будущего храма. В декабре 1885 года начались земляные работы. Через полгода фундамент был готов.


Закладка церкви состоялась 25 мая 1886 года духовником Их Императорских Величеств протопресвитером Иоанном Янышевым в присутствии императоре Александра III. Работы по постройке храма начались в декабре 1885 года. За один год храм был возведен вчерне и подведен под крышу. Летом 1887 года штукатуры начали работу в интерьере, каменщики - над возведением шатра. Столичный завод Сан-Галли поставил каркасы для куполов, чугунные колонны для интерьера и 7 вызолоченных железных крестов. Колокола для звонницы отлил Мариенбургский меднолитейный завод А.С. Лаврова, пол застилали "терацовыми" плитами, привезенными с цементно-бетонного производства В.В. Гюртлера. Для сохранности все наружные каменные детали оштукатурили, а стены покрасили под цвет кирпича. Образа на иконостас (24 иконы, написанные на золотом фоне масляными красками) были выполнены Н.М. Сафоновым. Стены расписал П. Шилер.

Освящение храма состоялось 20 Ноября 1888 года, через месяц после спасения императорской семьи при крушении поезда близ Харькова. Церковь была торжественно освящена в присутствии Императора Александра III тем же протопресвитером Иоанном Янышевым.

В храме находился роскошный трёхярусный резной иконостас, изготовленный из темного дуба на петербургской фабрике Е. Шрадера. Пять золоченых (теперь голубых) куполов луковичной формы с крестами венчают среднюю четырехгранную часть. Еще две изначально золоченые главки завершают звонницу, поставленную над главным входом в храм, и объем алтарной апсиды. В декоре фасадов - кокошники, пилястры с квадратными впадинами, арочки, конфигурация колонн - элементы, характерные для древнерусского зодчества (в московского стиля XVII века). На стены было израсходовано 46 тыс. красного; 20,5 тыс. облицовочного и 6,6 тыс. лекального кирпича. Из местного чернецкого камня Петербургская мастерская К.О. Гвиди исполнила резные декоративные элементы - колонки с дыньками и килевидные наличники на окнах.

До революции настоятелями Покровского собора были протоиереи Николай Кедринский, Василий Левитский, Иоанн Орлов, Василий Бренев и Алексей Ливанский.

После февральской революции императорская охота была упразднена, а храм стал приходским. В 1933 году церковь была закрыта по постановлению ВЦИК от 2 марта 1933 года Внутреннее убранство храма было разграблено или уничтожено.

После оккупации Гатчины немецкими войсками, с октября 1941 года в ней возобновились Богослужения, которые с этого времени и до февраля 1942 года совершал свящ. Иоанн Пиркин († 1944), а с марта 1942 года и вплоть до своего ареста в апреле 1944 года свящ. Василий Апраксин (1891-1962). В храме был установлен временный фанерный иконостас, в августе 1952 года замененный на новый (более художественный) переданный из церкви СПб Духовной семинарии и находящийся в Покровской церкви доныне.

После проведённого в храме ремонта, Покровская церковь была вновь торжественно освящена 14 января 1952 году благочинным Пригородного округа прот. Александром Мошинским. В 1957 году вокруг храма была сделана новая ограда, а в 1959 году рядом был выстроен новый деревянный церковный дом. В 80-х годах в храме был проведен ремонт: вычищена и обновлена роспись, покрашены стены, написаны алтарный и наддверный образа, настлан деревянный пол.

Среди современных святынь храма особо следует отметить особо почитаемые прихожанами образа:


Божьей Матери "Взыскание погибших", святой благоверной Анны Кашинской и великомученницы Екатерины с частицами их мощей.

В настоящее время за алтарем храма находятся могилы священнослужителей: прот. Василия Левитского (1851-1914), являвшегося его настоятелем с 1896 года и вплоть до своей кончины, прот. Петра Белавского (1892-1983), являвшегося настоятелем храма с 1955 по 1976 годы, и гатчинского прот. Иоанна Преображенского (1915-1991), никогда не являвшегося клириком Покровской церкви, но тем не менее погребенного рядом с ней, поскольку он проживал поблизости от храма.

11.СТАНЦИЯ Ж/Д "МАРИЕНБУРГ"


13.ПОЛ В ЦЕРКВИ

14.ДВЕРЬ ХРАМА

15.Изначально золоченая главка завершает звонницу,


поставленную над главным входом в храм.


20.ПРУД

22. На улицах Мариенбурга

24. Старая фотография храма

25. На улицах

33. СТАНЦИЯ

34. ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЕ ДОМА

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода