Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Гарун аль-Рашид, халиф из сказок «Тысячи и одной ночи. Правление харуна ар-рашида

Абу Джафар Харун ибн Мухаммад , более известный как Харун ар-Рашид (араб. ; февраль 766, Рей (или 17 марта, 763) - 24 марта 809, Тус) - арабский халиф, правитель Аббасидского халифата в 786 (с 14 сентября) - 809 годах.

Прозвище ар-Рашид («Праведный») получил не от потомков, а от своего отца, халифа Мухаммада ибн Мансура аль-Махди, когда был назначен наследником престола.

Первый период правления Харуна ар-Рашида ознаменовался экономическим и культурным расцветом. Стало развиваться сельское хозяйство, ремёсла, торговля и культура. Он основал в Багдаде университет и библиотеку. Во время правления Харуна ар-Рашида произошли антиправительственные восстания в Дейлеме, Сирии и других областях халифата.

Краткое жизнеописание

Стал халифом и правил с помощью визирей из семьи Бармакидов, представлявших иранскую феодальную аристократию, а после их отстранения в 803 году стал править единолично. Этот процесс сопровождался репрессиями, в ходе которых попали в заключение или были казнены многие представители Бармакидов (в том числе знаменитый визирь Джафар, которого цикл «Тысячи и одной ночи» изображает другом и постоянным спутником халифа в его ночных путешествиях по Багдаду).

Первый период правления Харуна ар-Рашида ознаменовался экономическим и культурным расцветом. Халиф основал в Багдаде большой университет и библиотеку, поощрял занятия науками, поэзией и музыкой. К Харуну ар-Рашиду был приближен поэт Аббас ибн аль-Ахнаф, представитель поколения, отказавшегося от канонизированных форм доисламской поэзии. При нём в Халифате достигли значительного развития сельское хозяйство, ремёсла, торговля и культура (преимущественно литература). Вместе с тем наметились признаки его распада: антиправительственные восстания в Дейлеме, Сирии и других областях.

Халиф продолжал борьбу с Византией, начавшуюся до него.

Умер в 809 году во время военного похода, для подавления восстания Рафи ибн Лейса в Средней Азии. По легенде его последними словами были «О, Бессмертный! Прости смертного».

Образ в культуре

В стихотворении Николая Глазкова,

Идеализирован в сборнике сказок Тысяча и одна ночь, также встречается в фольклоре племени суахили в сказках об Абу Нувасе.

«Анналы королевства франков» сообщают об отправке Харун ар-Рашидом слона Абуль-Аббаса в качестве подарка императору Карлу Великому.

Правление Харуна ар-Рашида

Харун ар-Рашид родился в Рейс в 763 г. Он был третьим сыном халифа аль-Махди (775-785) и его вторым сыном от йеменской рабыни аль-Хайзуран, которой халиф даровал свободу и на которой женился в 775 г. Аль-Хайзуран сыграла в судьбе сына немалую роль. Полигамия и безразличие к происхождению халифских жен, обычно рабынь иноземного происхождения, порождали бесконечные интриги - каждая из жен стремилась пристроить на престоле своего сына, и умелая интриганка аль-Хайзуран также существенно поспособствовала карьере Харуна.

Детство Харуна прошло в халифском дворце в окружении евнухов и вольноотпущенников - мавали (так именовались жители покоренных арабами провинций, принявшие ислам), в обстановке придворной роскоши. Первоначальное воспитание Харуна было поручено наставнику из иранской династии Бармакидов - Йахье ибн Халиду. Барма-киды - знаменитый персидский род, из которого вышли многие советники и визиры аббасидских халифов, - играли в политической и культурной жизни мусульманской империи заметную роль. Само слово "бармак" означало сан наследственного жреца в буддийском монастыре около Балха. Члены рода Бармак приняли ислам и благодаря своим способностям возвысились в государстве до высших постов, причем Халид и его сыновья аль-Фадл и Иахья практически управляли государством. Халид из династии Бармакидов был советником халифа аль-Махди, а его сын Иахья был поставлен воспитателем молодого наследника.

Еще юношей Харун формально возглавил две военные экспедиции против Византии, во время которых его сопровождали чиновники и военачальники высокого ранга. Разумеется, Харун по молодости едва ли играл сколько-нибудь существенную роль во время этих походов, однако участие в них юноши было задумано матерью и Иахьей, чтобы поднять его престиж и расчистить ему путь к трону. Во время первого похода в 779-780 гг. арабами был захвачен город и крепость Самалу, а во время второго в 781-782 гг. арабы в первый раз достигли Босфора. После возвращения из похода Харун был назначен правите лем Ифрикии (современный Тунис), Сирии, Армении и Азербайджана и таким образом вместе с Иахьей, ставшим начальником его канцелярии - "дивана посланий" (диван ар-расаиль), оказался в должности высшего администратора в империи и вторым претендентом (после другого сына аль-Махди - Мусы) на пост наследника престола.

В результате интриг аль-Хайзуран и Йахьи аль-Махди принял решение назначить Харуна своим первым преемником, для чего отправился в Гурган с намерением побудить правителя этой провинции Myсу отказаться от прав на престол в пользу Харуна. Но сторонники Myсы не дремали. В дороге аль-Махди умер при таинственных обстоятельствах. Этим воспользовался управляющий двором халифа, сумевший добиться, чтобы в столице была принесена присяга верности Мусе, взошедшему на престол под именем аль-Хади. Попытка противников нового правителя в Багдаде оказать ему сопротивление была подавлена, и, чтобы полностью избавиться от соперника, Муса приказал заточить Харуна в тюрьму, где его вынудили отказаться от каких-либо претензий на трон. Жизнь Йахьи, побуждавшего Харуна к дальнейшей борьбе за власть, также была в опасности. Сторонники аль-Хади обвинили его в неверии (куфр), и ему грозила смерть.

В 786 г. аль-Хади также умер при таинственных обстоятельствах, причем в смерти его молва обвиняла заговорщиков: аль-Хайзуран и Иахью. Теперь путь на престол Харуну был расчищен. Сам он не слишком много сделал для своего возвышения, и в первые годы правления полностью возложил руководство государственными делами на Иахью, которого назначил своим визиром. Вместе с сыновьями аль-Фадлом и Джа"фаром Иахья оставался у власти около семнадцати лет и о своих действиях давал отчет только аль-Хайзуран, которая в политической жизни Халифата играла главенствующую роль. Может быть, таинственная смерть аль-Хади дала впоследствии основание арабскому теологу аль-Газали (1058-1111) причислить Харуна к числу узурпаторов власти.

Вопреки сложившейся легенде о золотом веке в истории Халифата годы правления Харуна ознаменовались многочисленными волнениями и мятежами, вспыхивавшими в разных провинциях империи. В меньшей мере ими в этот период был охвачен Багдад. Процесс дезинтеграции начался в западных областях империи еще с установления власти Омейядов в Испании (Андалусии) в 756 г. Дважды, в 788-м и в 794 году, вспыхивали антиаббасидские восстания в Египте - следствие высоких налогов и многочисленных повинностей, которыми была обременена эта богатейшая провинция, обязанная снабжать всем необходимым аббасидскую армию, направляемую в Ифрикию. Военачальник и наместник Аббасидов Харсама ибн А"йан жестоко подавил восстания и принудил египтян к повиновению. Сложнее оказалось справиться с сепаратистскими устремлениями берберского населения Северной Африки. В 789 г. в Марокко установилась власть местной династии Идрисидов, а через год - в Ифрикии и Алжире - Аглабидов. Харсама сумел подавить мятеж Абдаллаха ибн Джаруда в Кайраване (Тунис) в 794-795 гг., но в 797 г. в Северной Африке вновь вспыхнуло восстание, и Харун вынужден был примириться с частичной утратой власти и возложить правление Ифрикией на местного эмира Ибрахима ибн аль-Аглаба в обмен на ежегодную подать в размере 40 тысяч динаров.

В отдаленном от центров империи Йемене также было неспокойно. Жестокая политика наместника Хаммада аль-Барбари привела к восстанию в 795 г. под руководством Хайсама аль-Хамдани, которое продолжалось девять лет и закончилось высылкой его лидеров в Багдад и их казнью.

Сирия, населенная непокорными, враждующими между собой про-омейядски настроенными арабскими племенами, пребывала в состоянии почти непрерывных мятежей. В 796 г. положение в Сирии оказалось столь серьезным, что халифу пришлось направить в нее войско во главе со своим любимцем Бармакидом Джа"фаром, которому удалось подавить мятеж. По свидетельству ат-Табари, волнения в Сирии были одной из причин переезда Харуна из Багдада в Ракку на Евфрате, где он проводил большую часть времени и откуда направлялся в походы против Византии и в паломничество в Мекку.

Впрочем, возможно, что причина переезда халифа в Ракку была иная: Харун столицу империи не любил, жителей города боялся и предпочитал появляться в Багдаде не слишком часто. С еще большими трудностями Харун сталкивался в восточных областях империи, постоянные волнения в которых были связаны не столько с экономическими притеснениями, сколько с особенностями культурных и религиозных традиций местного, в основном иранского населения. Жители восточных провинций были в большей мере привязаны к собственным старинным верованиям и обычаям, чем к исламу, а иногда, как это было в провинциях Дайлам и Табаристан, вовсе чужды ему. Ат-Табари сообщает, что обращение жителей этих провинций в ислам к VIII в. еще не завершилось полностью и что Харун лично занимался в Табаристане насаждением нового вероучения.

Недовольство жителей восточных провинций иногда принимало форму алидской оппозиции, а иногда хариджитских восстаний. Алиды - потомки Али ибн Аби Талиба - двоюродного брата и зятя пророка Мухаммада, мужа дочери пророка Фатимы - считали себя единственными законными преемниками пророка и претендовали на политическую власть в империи.

Согласно религиозно-политической доктрине шиитов (партия сторонников Али) верховная власть (имамат), подобно пророчеству, рассматривается как "божественная благодать". В силу "божественного предписания" право на имамат принадлежит только Али и его потомкам и должно переходить по наследству. С точки зрения шиитов, Аббасиды были узурпаторами, и Алиды вели с ними постоянную борьбу за власть.

В 792 г. один из алидов, Йахья ибн Абдаллах, поднял восстание в Дайламе и получил поддержку со стороны местных князьков. Харун отправил в Дайлам аль-Фадла, который при помощи дипломатии и обещаний амнистии участникам восстания добился сдачи Иахьи. Однако Харун коварно нарушил слово и нашел предлог, чтобы отменить амнистию и заключить Йахью в тюрьму.

Серьезной угрозой для власти Аббасидов были также хариджиты, число которых в Ираке, Иране, Аравии и в странах Северной Африки было весьма велико. Члены хариджитской секты были поборниками "чистоты" ислама и отличались строгим исполнением религиозных предписаний.

В вопросах верховной власти хариджиты противопоставляли себя как суннитам с их условной выборностью халифа, так и шиитам, с их идеей божественной природы и наследственности имамата, и признавали лишь выборность главы религиозной общины без какого-либо учета его происхождения. Согласно их учению, суверенная власть в государстве должна была принадлежать всей общине "правоверных", а имам-халиф должен был быть лишь его уполномоченным.

Наиболее опасными для единства империи во времена Харуна ар-Рашида были выступления хариджитов в провинциях Северной Африки, Северной Месопотамии и в Сиджистане. Руководитель восстания в Месопотамии аль-Валид аш-Шари в 794 г. захватил власть в Нисибине, привлек на свою сторону племена аль-Джазиры, и Харуну ар-Рашиду пришлось отправить против повстанцев войско во главе с Иазидом аш-Шайбани, который сумел привести их к повиновению. Другое восстание вспыхнуло в Сиджистане, причем его руководитель Хамза аш-Шари в 795 г. захватил Харат и распространил свою власть на иранские провинции Кирман и Фарс. Харуну ар-Рашиду так и не удалось справиться с хариджитами до самого конца его царствования. В последние годы VIII и в начале IX в. Харасан и отдельные области Средней Азии также были охвачены волнениями.

Нестабильность в провинциях халифата не могла отвлечь Харуна ар-Рашида от бесконечных войн с Византией, в чем он усматривал свой главный религиозный долг. Набеги византийских и арабских отрядов друг на друга происходили почти ежегодно, и во многих военных экспедициях Харун лично принимал участие. При нем была выделена в административном отношении особая пограничная область с укрепленными городами-крепостями, сыгравшими в войнах последующих столетий важную роль. В 797 г., воспользовавшись внутриполитическими распрями в Византии и ее войной с болгарами, Харун ар-Рашид овладел крепостью ас-Сафсаф и проник с войском далеко в глубь византийских владений. Императрица Ирина, сперва регентша малолетнего сына, а позднее правительница (797-802), вынуждена была заключить с Харуном мирный договор. Однако сменивший ее в 802 г император Никифор возобновил военные действия. Харун отправил против Византии сына Касима с войском, а позднее и лично возглавил поход. В 803-806 гг. арабская армия захватила множество городов и селении на территории Византии, в том числе Геракл и Тиану и достигла Анкиры. Атакуемый болгарами с Запада и потерпевший ряд поражении от арабов, Никифор вынужден был заключить унизительный мир и обязался выплачивать арабам дань.

Избрав Ирак своей резиденцией, аббасидские правители - предшественники Харуна ар-Рашида - утратили интерес к борьбе за господство на Средиземном море. Харун ар-Рашид был первым среди халифов династии, обратившим внимание на морское могущество. В 805 г. арабы предприняли успешный морской поход против Кипра, а в 807 г. по приказу Харуна арабский полководец Хумайд совершил набег на остров Родос.

Харун ар-Рашид постоянно подчеркивал религиозный характер своей власти. Он неоднократно совершал паломничество и жестоко наказывал за всякое проявление ереси. В последний раз Харун ездил в Мекку в 804 г. При восшествии на престол он провозгласил всеобщую амнистию, но она не коснулась потенциально опасных халифу Алидов и "зиндиков" (еретиков), как именовались в то время все те, кто отступал от традиционного правоверия. Его подозрительность и неприязнь к Алидам были направлены даже против политически пассивного и благочестивого главы Алидов Мусы аль-Казима, провозглашенного позднее шиитами седьмым имамом. По приказу Харуна Муса был сначала сослан в Басру, а затем привезен в Багдад, где и умер, как некоторые предполагали, насильственной смертью.

Стремясь сделать свою столицу не только центром могущественного государства, но и средоточием культурной жизни, Харун ар-Рашид не только не противился, но даже поощрял склонность бармакидских министров покровительствовать деятельности переводчиков, знакомивших образованную часть арабо-мусульманского общества с сочинениями индийских, иранских, а позднее и греческих авторов. Парадокс заключался в том, что, придерживаясь традиционалистской точки зрения на складывавшиеся принципы исламской догматики, Харун ар-Рашид, видимо, не отдавал себе отчета в существовании связи между интенсивной переводческой деятельностью и проникновением в ислам иноземных представлений философского и религиозного характера.

По отношению к иноверцам политика Харуна ар-Рашида отличалась крайней нетерпимостью. В 806 г. он распорядился разрушить все церкви вдоль византийской границы. В 807 г. Харун приказал возобновить старинные ограничения для иноверцев в отношении одежды и поведения. Иноверцы должны были подпоясываться веревками, голову покрывать стегаными шапками, туфли носить не такие, какие носили правоверные, ездить не на лошадях, а на ослах, вместо кисточек на седельных луках использовать деревянные шишечки, женщины же иноверки обязаны были ездить не на конских, а на ослиных седлах.

Трудно сказать, были ли введены все эти ограничения в порыве религиозного чувства или в политических целях - из желания произвести на подданных-мусульман благоприятное впечатление набожностью и твердостью в исполнении старинных предписаний. Вместе с тем при всем своем благочестии Харун был первым халифом, приказывавшим своим секретарям писать для него проповеди, которые он в качестве главы мусульманской общины обязан был произносить по пятницам в престольной мечети.

Время правления Харуна ар-Рашида отмечалось повышенной торговой активностью. Мусульманские купцы вели торговые операции на огромном пространстве от Китая до Восточной Африки, что сделало аббасидского халифа фигурой, известной во всем мире. Сложившаяся легенда об обмене подарками Харуна и Карла Великого и предоставлении Карлу особых прав в Иерусалиме, никак не подтвержденная арабскими источниками, возможно, отражает широкие торговые связи Халифата. Двор Харуна ар-Рашида был центром традиционных арабских искусств, а о роскоши придворной жизни ходили легенды. Согласно одной из них, только свадьба Харуна стоила казне 50 миллионов дирхемов. Расточительный, когда дело шло о придворных развлечениях, халиф был весьма прижимист и беспощаден при сборе налогов, и у его современников - жителей Багдада и других городов Ирака - не пользовался симпатией. В 800 г. халиф специально приехал из своей резиденции в Багдад, чтобы взыскать недоимки при уплате податей, причем недоимщиков беспощадно били и сажали в темницу. Неприязнь к Харуну ар-Рашиду была столь велика, что в 796 г., когда Харун находился в Хире, жители соседней Куфы сделали попытку совершить на него нападение.

На протяжении первых семнадцати лет царствования Харун ар-Рашид почти полностью передоверил управление Халифатом Бармакидам. Вступив на трон, он назначил визиром Иахью, который вместе со своими сыновьями аль-Фадлом и Джа"фаром получил неограниченные полномочия в делах внутренней и внешней политики империи. Аль-Фадл стал наместником в Иране, Армении и Азербайджане, где успешно подавлял восстания местных жителей. Несколько иная, не столь почетная миссия выпала на долю второго сына Иахьи - Джа"фара. Из источников не видно, чтобы Джа"фар управлял делами в качестве какого-либо министра, но его влияние на халифа, при котором он неотлучно находился, было весьма велико. Он был красноречив, хорошо воспитан, образован - словом, обладал теми достоинствами, которые были необходимы для сотрапезника (надима), способного развлечь капризного властелина приятной беседой или интересным рассказом. Ат-Табари сообщает, что его близость к халифу, которая не нравилась старому Иахье, объяснялась, кроме всего прочего, распространенным в то время пороком - гомосексуализмом.

Всемогущество Иахьи было связано главным образом с его преданностью матери Харуна, перед которой он отчитывался во всех своих действиях и указаниям которой неукоснительно следовал. После смерти аль-Хайзуран в 789-790 гг. род Бармакидов стал понемногу утрачивать былое могущество. Усиливалось влияние их противника, коварного и тщеславного аль-Фадла ибн Раби"и, назначенного хаджибом (высокопоставленным придворным, камергером) вместо Бармакида. Сразу же после смерти матери Харун приказал отобрать у молодого Джа"фара государственную печать. В 796 г. против воли Иахьи наместником Хорасана был назначен некий Али ибн Иса ибн Махан. Постепенно Бармакиды стали все более отстраняться от управления государством, и за ними сохранилась лишь функция глав администрации, исполнителей воли халифа.

Падение Бармакидов подготовлялось в течение длительного времени и не было результатом внезапного решения халифа, как казалось многим современникам. Освободившись от влияния матери, честолюбивый и амбициозный халиф стремился сосредоточить в своих руках всю полноту государственной власти. При этом в своих политических действиях он старался опираться на таких вольноотпущенников (мавали), которые не проявляли бы самостоятельности, полностью зависели бы от его воли и, естественно, были ему преданы и из которых он был намерен впредь формировать всю администрацию. Свою лояльность вновь назначенные чиновники доказывали тем, что в решающие моменты жизни Халифата твердо держали под контролем всех потенциальных противников правящей династии.

29 января 803 г. по приказу халифа был убит Джа"фар, а Иахья и многие члены его семьи брошены в темницу. Как это неоднократно бывало в истории, свои несправедливые действия Харун мотивировал благочестивыми соображениями и стремлением возвратиться к традициям "истинного" ислама. Напротив, в трудах средневековых историков, особенно с выраженной национальной иранской симпатией, Бармакиды всегда изображались благочестивыми, набожными и щедрыми мусульманами, их восхваляли за сооружение общественных зданий, улучшение оросительной системы, ремонт колодцев и справедливость при решении различных споров. В истории царствования Харуна ар-Рашида время их правления считалось лучшим, а историк аль-Мас"уди даже писал, что "процветание империи уменьшилось после падения Бармакидов, и все убедились, насколько несовершенными были действия и решения Харуна ар-Рашида и дурным его правление".

Последний период царствования Харуна ар-Рашида не свидетельствует о его политической зрелости и дальновидности. Некоторые из его решений лишь способствовали усилению гражданской войны и последующему распаду империи. Харун ар-Рашид не желал прислушиваться к донесениям о плохом правлении наместника Али ибн Исы, его жестокости и лихоимстве и довольствовался ценными подношениями, которые тот ему делал. Политика наместника привела к восстанию в Хорасане, которое в 806 г. приняло особенно опасный для целостности империи характер, и Харун наконец вынужден был сместить Али ибн Ису. Но было уже поздно, и в 807-808 гг. Хорасан фактически перестал подчиняться власти Багдада. Тогда Харун ар-Рашид в сопровождении двух сыновей аль-Ма"муна и Салиха двинулся с большой армией против мятежников, но из-за болезни вынужден был задержаться в Тусе. В это время в Исфахани, в тылу у армии халифа, вспыхнуло восстание хуррамитов - секты, возникшей в Азербайджане и Северном Иране. В учении хуррамитов причудливо сочетались шиитские воззрения с древнеиранским учением зороастрийского жреца-мобеда Маздака. Так и не сумев справиться с повстанцами, Харун ар-Рашид в 809 г. умер.

Своей деятельностью, особенно на последнем этапе правления, Харун ар-Рашид сильно поспособствовал начавшемуся распаду империи. Хотя Харун всячески старался упрочить власть аббасидской династии, он в конце своей жизни совершил опрометчивый шаг, разделив ее между наследниками, сыновьями от разных жен - аль Ма"му-ном и аль-Амином, что привело после смерти Харуна к гражданской войне, во время которой сильно пострадали центральные провинции Халифата и особенно Багдад. Халифат перестал быть единым государством, в разных областях стали возникать династии местных наследственных правителей, только номинально признававших власть "повелителя правоверных". Тяжелые последствия гражданских войн и политического распада империи были настолько очевидны, что, естественно, должно было возникнуть преувеличенное представление о благоденствии мусульман под властью последнего правителя единого аббасидского государства Харуна ар-Рашида и его министров Бармакидов. Из поколения в поколение передавалась легенда о царившем в ту эпоху всеобщем благоденствии. Однако средневековые арабские историки высказывают о времени правления Харуна ар-Рашида противоречивые мнения. В разных исторических хрониках он предстает то как благочестивый человек, то как беспутный и некомпетентный правитель.

Гарун Аль-Рашид (Харун ар-Рашид), багдадский халиф

(около 763–809)

Пятый халиф арабской династии Аббасидов Гарун, прозванный Аль-Рашидом (Справедливым), широкой публике известен прежде всего по сказкам «Тысячи и одной ночи». Он отличался жестокостью и беспощадностью по отношению к тем, кого считал своими противниками или соперниками. Гарун был вторым сыном халифа аль-Махди. Его мать когда-то была рабыней. Уже в 780 году, когда ему еще не было и 20 лет, Гарун был послан командовать армией в войне с Византией. Он достиг больших военных успехов, за что отец пожаловал ему титул Аль-Рашид, что в буквальном переводе означает «тот, кто следует правильным путем». Гаруна назначили наместником Туниса, Египта, Сирии, Армении и Азербайджана. Своим визирем и главным советником он сделал бывшего своего воспитателя перса Яхию Бармакида. Мать Харуна пыталась уговорить аль-Махди сделать Харуна своим наследником. Однако халиф внезапно скончался в августе 786 года, не успев назвать имя того, кто унаследует трон. Месяц спустя умер и старший брат Гаруна Гади (Хади), и вопрос о наследнике решился сам собой. 14 сентября 786 года Гарун был провозглашен халифом. Его поддержала как арабская, так и иранская знать. Яхия сохранил должность визиря, а его сыновья Фадл и Джафар стали советниками при дворе халифа. Мать Гаруна вплоть до своей смерти в 789 году сохраняла большое влияние на сына и на дела правления.

Для личной охраны Гарун набрал особую гвардию из уроженцев Хорасана. Многие гвардейцы получили впоследствии назначения на высокие военные и гражданские должности.

Вскоре после воцарения Гаруна вспыхнули мятежи в Египте, Сирии и Йемене. Эти выступления ему удалось сравнительно легко подавить. В дальнейшем во время его правления внутри халифата царил мир, не было никаких крупных восстаний. Страдая бессонницей, переодетый Гарун ходил по ночному Багдаду в сопровождении Джафара, который был его любовником, и палача, который тут же приводил приговор над преступником в исполнение, если им случалось раскрыть преступление. Гарун выведывал таким образом, что говорят о нем и его приближенных в народе. В 803 году Джафар впал в немилость, поскольку изменил Гаруну с другим любовником. Халиф приказал обезглавить неверного возлюбленного. Были казнены еще несколько человек, в том числе родная сестра Гаруна, ставшая женой Джафара, и двое ее сыновей. Яхия и Фадл были брошены в тюрьму, а все их имущество конфисковано.

В области внутренней политики Гарун упорядочил взимание налога «мукасама», введенного его предшественником Мансуром в виде половины урожая с каждой мусульманской общины. При Гаруне доля урожая, уплачиваемая в качестве налога, была поставлена в зависимость от площади и плодородия земли. Большая доля взималась с больших по площади и лучше орошаемых и плодородных участков.

Золотой динар Гарун Аль&Рашида. VIII в.

В целом же в правление Гаруна окончательно оформилась военно-деспотическая система управления халифатом. Халиф являлся верховным командующим войсками и повелителем всех правоверных. Для дел гражданского правления он назначал визиря, первого министра, ответственного только перед ним. Визирь надзирал за администрацией, финансами, ему могло поручаться командование войсками. В то же время сам Гарун тщательно надзирал за визирем и, как видим, легко мог сместить неугодного сановника.

Гарун искал союза с императором Карлом Великим и в ответ на посольство Карла в Багдад отправил в его столицу Аахен многочисленное посольство с поистине громадным подарком – белым слоном. Однако договориться о совместных действиях против Византии и отколовшегося от халифата Кордобского эмирата, с которым воевал Карл, так и не удалось.

Но Гарун продолжал успешно воевать с Византией и в одиночку, а осенью 808 года возглавил поход в Иран, восставший против власти халифа. В походе он тяжело заболел, и стало ясно, что дни халифа сочтены. Незадолго до кончины Гаруну привели захваченного в плен брата вождя восставших. По преданию, последними словами Гаруна были: «Если бы у меня хватало дыхания лишь на два слова, я бы и тогда сказал: “Казните его!”» Пленник был умерщвлен прежде, чем веки халифа закрылись навеки.

При Гарун аль-Рашиде Багдад пережил расцвет в качестве столицы халифата. Его население достигло 2 млн человек. Багдад называли «столицей ислама, оком Ирака и троном халифа, центром красоты». Здесь развивались торговля, ремесла, наука, далеко обогнавшая современную ей европейскую, и искусство.

Из книги Я из Одессы! Здрасьте! автора Сичкин Борис Михайлович

МИШКА ХАЛИФ Я хорошо помню кровельщика Мишку Халифа, жившего в нашем доме. Его жизнь заслуживает быть описанной в юридических учебниках. У Мишки была сезонная работа, три-четыре месяца. Управдомы каждое лето нанимали его на работу, но платить им было нечем и получить

Из книги Новеллы моей жизни. Том 2 автора Сац Наталья Ильинична

Около Паустовского В начале этой книги, дорогой читатель, ступеньки на лестнице моей жизни были очень крутыми, и взяться за перила хронологии мне было необходимо. Но теперь, когда я совершенно откровенно ввела тебя в курс крутогорья своей жизни, ты можешь самые большие

Из книги Круг царя Соломона автора Кузьмин Николай Васильевич

На катке и около Каток – это стол на козлах, на котором сидят и шьют, поджав под себя ноги, портные. При их сидячем ремесле портные большие охотники до всяких говорунов и рассказчиков. Посидеть с разговорами у катка приходили к нам разные люди, а чаще всех Пров Палоныч,

Из книги Виктор Цой. Стихи. Документы. Воспоминания [без иллюстраций] автора Житинский Александр Николаевич

Рашид Нугманов «Подлинное чувство магнетизирует…» - … Я, честно говоря, совершенно не мистически настроенный человек, поэтому я сначала не придал никакого значения сну, который приснился мне под утро 15 августа 1990 года. Проснулся я тогда около девяти часов и помнил его

Из книги Ложится мгла на старые ступени автора Чудаков Александр Павлович

9. В бане и около Венцом сегодняшнего маршрута была баня. Утром, уходя, Антон сказал деду, желая его развеселить:- Таз брать?В Антоново время в баню ходили не только со своими вениками. Отец Антона, человек в городе уважаемый, учитель, известный лектор общества «Знание»,

Из книги След в океане автора Городницкий Александр Моисеевич

Из книги 100 великих политиков автора Соколов Борис Вадимович

Кир II Великий (Куруш) (около 590 – около 529 г. до н. э.) Будущий основатель персидской империи Ахеменидов родился примерно в 590 году до н. э. (предполагаемые даты варьируются от 600 до 585 года) в Мидии или Персии. Начальный период его биографии покрыт мраком неизвестности.

Из книги Хюррем. Знаменитая возлюбленная султана Сулеймана автора Бенуа Софья

Глава 6 Султан Сулейман хан Хазретлери – халиф мусульман и властелин планеты Но прежде чем мы перейдем к описанию пышных свадебных церемоний, еще раз вернемся к личности султана Сулеймана, с которым нашей героине довелось коротать всю жизнь, и которому она посвятила

Из книги Как по лезвию автора Башлачев Александр Николаевич

Рашид + Оля Ветер нам поет и зовет нас в горы, Вечер сладким вином смешит. Если небо стало для нас забором, Напишу на нем: «Оля + Рашид». А в книге регистрации мог бы расписаться Таракан с чернилами на усах. Стопроцентный брак допускают в ЗАГСах, Но любовь вершится на

Из книги О.Генри: Две жизни Уильяма Сидни Портера автора Танасейчук Андрей Борисович

Из книги Кроты ГРУ в НАТО автора Болтунов Михаил Ефимович

Из книги БП. Между прошлым и будущим. Книга 2 автора Половец Александр Борисович

Сохраненная молодость Лев Халиф Выступала гостья из Швейцарии. Романсы - старинные и современные, песни известных бардов, на слова Ахматовой, Есенина, на свои…Небольшой зал вместил десятка четыре любителей бардовской песни. Кто-то с энтузиазмом аплодировал, кто-то ушел

Из книги Евтушенко: Love story автора Фаликов Илья Зиновьевич

КОЛЫМА И ОКОЛО Восьмого января 1977 года в Московском метрополитене на перегоне станций «Первомайская» - «Измайловская» в 17 часов 33 минуты произошел непонятный взрыв с засекреченным количеством жертв. Младенчество отечественного терроризма, первый крик самодельного

Из книги Баронесса. В поисках Ники, мятежницы из рода Ротшильдов автора Ротшильд Ханна

24 Около полуночи Нике исполнилось 69 лет, ей вскоре предстояло стать прабабушкой, и теперь, когда ее жизнь не наполнялась заботами о Монке, Баронесса вновь оказалась на распутье: вернуться в Эштон, к сестрам, где в ее распоряжение предоставили бы коттедж, или уехать в

Из книги О нас – наискосок автора Фрумкина Ревекка Марковна

Психиатрия и около Как-то раз, будучи в Москве, Людмила Андреевна Чистович решила познакомить меня с одним своим давним приятелем. По ее словам, странно было заниматься столь похожими проблемами, жить в одном городе и при этом не знать друг друга. Речь шла об Иосифе

Из книги Виктор Цой и его КИНО автора Калгин Виталий

Во второй половине VIII века мусульманский мир находился на пороге великих преобразований и грандиозных открытий.

Ослабление центральной власти в отдаленных областях Халифата и восстания, то и дело вспыхивавшие в разных городах, охладили завоевательный пыл мусульман. Вместе с тем это позволило халифам уделить больше внимания решению экономических и социальных проблем. Багдад, превратившийся в политический и культурный центр Халифата, рос стремительными темпами. В 776 году на левобережной части города была построена соборная мечеть, вокруг которой вырос новый район Эр-Расафа. Столица Аббасидов манила к себе градостроителей и торговцев, ремесленников и солдат, ученых и поэтов. Здесь легко можно было найти работу, а проявив редкие дарования - сделать успешную карьеру и даже приблизиться ко двору халифа.

После прихода к власти в 786 году Харуна ар-Рашида, воспетого позднее в сказках «Тысячи и одной ночи», Халифат пережил невиданный доселе экономический и культурный подъем. Военное превосходство мусульман над соседями было неоспоримым, а хариджитам уже не удавалось собрать под свои знамена много мятежников. Повелитель правоверных мог расходовать государственные деньги на мирное строительство. Несмотря на свою славу грозного эмира, ар-Рашид прислушивался к советам и ценил ученых. По свидетельствам историков, в период своего правления он до самой смерти ежедневно совершал сто ракатов молитвы и раздавал тысячу дирхемов в качестве милостыни. Слушая назидания богословов, он едва сдерживал слезы и много каялся. Щедро вознаграждая поэтов, он позволял им читать панегирики и любил слушать восхваления в свой адрес. На его собраниях часто присутствовали блестящие арабские поэты Абу ал-‘Атахийа и Абу Са‘ид ал-Асма‘и [Сийар аз-Захаби].

Как-то раз к халифу ар-Рашиду пришёл известный учёный Ибн ас-Саммак, которого называли «господином увещателей». Хаджиб ал-Фадл ибн ар-Раби‘ доложил об этом халифу, и тот велел впустить шейха. Халиф попросил его: «Дай мне наставление». Ибн ас-Саммак сказал: «О повелитель правоверных, бойся только Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и знай, что ты обязательно предстанешь перед Аллахом, твоим Господом, а потом отправишься либо в рай, либо в ад, и третьего не дано». Харун ар-Рашид заплакал, и его борода промокла от слёз. Хаджиб повернулся к Ибн ас-Саммаку и сказал: «Пречист Аллах! Неужели кто-то может усомниться в том, что повелитель правоверных с позволения Аллаха попадёт в рай, ведь он выполняет свой долг перед Аллахом, справедлив с Его рабами и великодушен». Шейх не придал значения его словам и даже не посмотрел в его сторону. Он обратился к халифу и сказал: «О повелитель правоверных, клянусь Аллахом, этого человека не будет ни с тобой, ни рядом с тобой в тот день. Побойся Аллаха и позаботься о себе». Харун плакал так, что присутствовавшие на том собрании стали жалеть его, а хаджиб не проронил больше ни слова [Тарих ат-Табари].

Ар-Рашид приглашал в Багдад ученых из других городов и государств, тесно общался с ними и использовал их достижения для усиления армии и в строительном деле. В тот период мусульмане добились больших успехов в медицине, математике, астрономии, механике. По приказу халифа возводили мосты, строили плотины и каналы. На дорогах между крупными городами появлялись постоялые дворы и почтовые станции. Караванные пути охранялись от разбойников, а улицы крупных городов по ночам освещались фонарями. Огромный вклад в благоустройство городов и дорог внесла его жена Зубайда бинт Джа‘фар, внучка халифа Абу Джа‘фара ал-Мансура и мать будущего халифа Абу ‘Абдаллаха аль-Амина.

Аз-Захаби пишет, что Харун ар-Рашид даже рассматривал предложение соединить Ромейское (Средиземное) море с Красным морем, но по совету великого визиря Йахйи ибн Халида ал-Бармаки отказался от этой идеи, опасаясь того, что корабли византийцев смогут подойти к берегам Хиджаза. А это значит, что идея строительства гигантского сооружения, ныне известного как Суэцкий канал, обсуждалась мусульманами за 1000 лет до ее реализации!

Библиотека Байт ал-хикма (Дом мудрости), основанная еще при Абу Джа‘фаре ал-Мансуре, пополнялась редкими книгами из разных стран. В царствование ар-Рашида она превратилась в академический центр, где работали лучшие переводчики, переписчики, переплетчики. Там же проходили занятия известных ученых и организовывались дискуссии. Именно в те годы на арабский язык впервые были переведены «Начала» Евклида. В 795 году в Багдаде был построен цех по производству бумаги, а знаменитый «бумажный рынок» стал гордостью мусульманской столицы. Некоторые византийские авторы называли бумагу bagdatixon, непосредственно связывая происхождение продукта с городом на Тигре .

Багдад в короткий срок завоевал симпатии многих богословов в соперничестве с уже сложившимися религиозными школами в Куфе, Басре, Шаме и Египте. При жизни ар-Рашида в столице Халифата жили и творили кади Абу Йусуф (ум. 182/798), имамы Муса ал-Казим (ум. 183/799) и Мухаммад ибн Хасан (ум. 189/805). Несколько лет там жил, сначала обучаясь богословию, а потом делясь своими знаниями, Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи‘и (ум. 204/820). Багдад был вотчиной Ахмада ибн Ханбала (ум. 241/855). Эти учёные пользовались большим авторитетом, чем сам халиф. К ним прислушивались, им доверяли, на них равнялись. Их проповеди вселяли уверенность в сердца тех, чей энтузиазм и самопожертвование обеспечивали процветание Халифата. Пожалуй, только присутствие имама Малика (ум. 179/796) в Медине делало город Пророка, мир ему и благословение Аллаха, более привлекательным для студентов, изучавших богословие.

Когда халиф ар-Рашид посетил Медину, он отправил своего хаджиба к имаму Малику, чтобы тот предстал перед халифом и прочёл ему свою знаменитую «Муватту». Имам Малик ответил хаджибу: «Передай ему мое приветствие и скажи, что за знаниями нужно идти, а не они должны приходить». Когда хаджиб передал ответ учёного халифу, люди из его окружения потребовали от ар-Рашида проявить настойчивость. В это время имам Малик сам пришёл к халифу и сел недалеко от него. Ар-Рашид сказал: «О Ибн Абу ‘Амир, я посылаю за тобой, а ты ослушиваешься меня?» Он ответил: «О повелитель правоверных, аз-Зухри рассказал мне со слов Хариджи ибн Зайда ибн Сабита, а тот - со слов своего отца, что он записывал откровения перед посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, когда было ниспослано: «Верующие, которые отсиживаются, не сравнятся с теми, которые сражаются на пути Аллаха своим имуществом и своими душами» (сура 4 «Женщины», аят 95). В это время Ибн Умм Мактум находился рядом и сказал: «О Посланник Аллаха, а как быть мне, слепому человеку, если Аллах ниспослал о превосходстве джихада то, что тебе известно». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я не знаю» . Зайд сказал: «Моё перо не успело высохнуть, как бедро Пророка, мир ему и благословение Аллаха, упало на моё бедро, и он потерял сознание. Потом Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Зайд, пиши: «…кроме тех, кто испытывает тяготы» . Потом имам Малик сказал: «Из-за одного слова Джибрил и ангелы были отправлены на расстояние пятидесяти тысяч лет. Разве не следует и мне возвеличивать и почитать его? Аллах возвысил тебя и поместил на это место благодаря твоему знанию. Не будь же первым среди тех, кто унизит знания и кого унизит Аллах». Ар-Рашид встал и проводил Малика домой, слушая хадисы из «Муватты». Когда они вошли к нему в дом, он усадил имама рядом с собой на диване и попросил его прочесть ему хадисы. Малик сказал: «Я давно уже не читаю их никому». Халиф сказал: «Тогда вели людям выйти, и я прочту их тебе». Малик сказал: «Когда людей лишают чего-либо ради избранных, это не приносит пользы избранным». Потом он велел одному из своих учеников прочесть хадисы халифу, и когда тот начал читать их, имам Малик сказал: «О повелитель правоверных, я застал в нашем городе ученых людей, которые любили проявлять кротость перед знаниями». Тогда ар-Рашид встал с дивана и сел перед своим учителем [Шазарат аз-захаб].

Харун ар-Рашид был незаурядной личностью и относился к числу тех правителей, чьи справедливые решения приносят больше пользы, чем увещевания мудрецов. Он любил своих подданных, заботился о них и старался заслужить их любовь. Однажды, когда он отправился на охоту из своей летней резиденции в Ракке, ему навстречу вышел отшельник. Увидев халифа в царственном наряде и в окружении свиты, тот сказал: «Эй Харун, побойся Аллаха». Халиф велел одному из своих приближённых придержать того человека до его возвращения, а когда вернулся, приказал накормить его лучшей едой. Потом он подозвал его к себе и сказал: «Послушай, я хочу, чтобы ты был справедлив ко мне». Мужчина ответил: «Это меньшее, на что ты имеешь право». Халиф спросил: «Скажи, я хуже и противнее, чем Фараон?» Тот ответил: «Фараон хуже, он возомнил себя всевышним господом и сказал: «Я не знаю для вас другого бога, кроме меня»». Халиф сказал: «Правильно. Тогда скажи мне, ты лучше или Муса ибн ‘Имран». Тот ответил: «Муса лучше. Аллах говорил с ним, очистил его, избрал для Себя и доверил ему Свое откровение». Он сказал: «Правильно. А разве ты не знаешь, что когда Аллах послал его [и его брата] к Фараону, Он велел им обоим говорить с ним мягко, чтобы тот одумался и убоялся? Комментаторы говорили, что им было велено не называть его по имени, хотя он и был таким заносчивым и жестоким, каким мы знаем его. А ты пришёл ко мне, и ты знаешь, что я выполняю большую часть того, что Аллах возложил на меня, и не поклоняюсь никому, кроме Него, не преступаю Его святейшие границы, уважаю Его приказы и запреты. Несмотря на это, ты увещевал меня в самой грубой, невежливой и неучтивой форме. Ты нарушил нормы приличия, установленные Аллахом, и не украсил себя нравом праведных людей. Отчего ты решил, что я не накажу тебя, и кличешь на себя то, что мне не нужно?». Отшельник сказал: «О повелитель правоверных, я был неправ, прости меня». Халиф сказал: «Клянусь Аллахом, ты уже прощён». Потом он приказал выдать ему двадцать тысяч дирхемов, но тот мужчина отказался брать их! Он сказал: «Я странствую по свету и не нуждаюсь в деньгах». Люди сказали ему: «О невежа, ты отвергаешь добро, которое делает тебе повелитель правоверных?». Халиф повелел: «Не трогайте его». Потом он повернулся к нему и сказал: «Мы предложили тебе эти деньги не из-за того, что ты нуждаешься в них, но таков наш обычай: если к халифу обращается кто-либо не из его окружения или его врагов, то он делает ему подарок. Возьми столько, сколько захочешь, и потрать, на что пожелаешь». Тогда он взял из тех денег две тысячи и раздал их слугам и тем, кто находился у дверей [Тарих ат-Табари].

Ар-Рашид не был аскетом, любил охоту и развлечения, часто устраивал турниры для конников и лучников, но не скупился на щедрые пожертвования и не задерживал заслуженное вознаграждение. Визири и чиновники равнялись на своего халифа, который знал наизусть Коран, много общался с учёными и лично возглавлял армию в военных походах. Однако он так и не сумел положить конец соперничеству между его сыновьями Мухаммадом (сыном Зубайды и будущим халифом аль-Амином) и ‘Абдаллахом (сыном персиянки и будущим халифом аль-Ма’муном). Внутри Халифата росли противоречия между арабской и персидской знатью, и всё это сильно печалило ар-Рашида, особенно когда его болезнь обострилась. Он скончался весной 809 года, когда направлялся в Хорасан для подавления восстания.

Харун ар-Рашид был похоронен в Тусе, и точное место его захоронения остаётся предметом больших споров. Своей славой он затмил многих других правителей, и период его царствования часто называют «золотым веком» Багдадского халифата. И хотя из памятников его эпохи уцелели лишь немногие, история сохранила для нас молитву, которую он произнёс внутри Каабы: «О Владеющий тем, в чём нуждаются просящие, и Знающий помыслы тех, кто молчит. Любая просьба, обращённая к Тебе, может быть сразу отвергнута или сразу удовлетворена, и любое молчание Ты объемлешь Своим знанием, правдивым обещанием и необъятной милостью. Благослови Мухаммада и род Мухаммада, прости нам грехи наши и покрой наши прегрешения. Грехи не вредят Тебе, пороки не скрыты от Тебя, и прощение не уменьшает Твою [славу]. Ты окружил землю водой и воздух небом и выбрал для Себя [наилучшие] имена. Благослови Мухаммада и род Мухаммада и сделай за меня выбор во всех делах моих. О Тот, перед Кем смиряются голоса молящихся на любых языках! Я нуждаюсь в Твоём прощении после смерти, когда окажусь в могильной нише и оставлю свою семью и своих детей. Аллахумма, слава Твоя превыше любой другой славы настолько, насколько Ты превыше всех творений. Благослови Мухаммада так, чтобы он остался доволен, и благослови его так, чтобы благословение стало для него защитой, и отблагодари его за нас наилучшим образом. Аллахумма, позволь нам прожить счастливую жизнь и упокой нас мучениками, награди счастьем и щедрым уделом, не губи и не лишай Твоей [милости и опеки]» [Тарих ат-Табари].

Да помилует его Всевышний Аллах!

Таково было великолепие, богатство и благоденствие его правления, что эту эпоху называют золотым веком.
Аль-Масуди

Во всем мире хорошо знают одну из самых популярных фигур в арабо-мусульманском мире - пятого халифа династии Аббасидов знаменитого Харуна ар-Рашида. Он является прославленным героем многочисленных народных преданий и обрел свое бессмертие и мировую известность в сказках «Тысячи и одной ночи».

Двадцать три года его правления были мирным временем народного благополучия, экономического подъема, интеллектуального взлета и победоносных походов против христианской Византии. Однако при нем начался политический распад и общий упадок могущественной Аббасидской империи. Последовавшие после смерти ар-Рашида произвол властей и тяготы гражданских междоусобиц, побуждали народ с умилением вспоминать о времени его царствования и всячески идеализировать его эпоху.

Будущий халиф родился в Рейе в 763 г. Он был третьим сыном халифа аль-Махди и его вторым ребенком от йеменской рабыни аль-Хайзуран, которой халиф даровал свободу и на которой женился. В то время каждая из халифских жен стремилась пристроить на престоле своего сына, умелая же интриганка аль-Хайзуран не только преуспела в этом, но и смогла оказывать влияние на государственные дела во время правления ар-Рашида.

Детство Харуна прошло в халифском дворце в обстановке придворной роскоши, в окружении богословов, поэтов и музыкантов. Воспитание Харуна было поручено наставнику из иранской династии Бармакидов - Йахье ибн Халиду. Представители рода Бармакидов – наследственные советники и визири аббасидских халифов – играли значительную роль в управлении государством.

Будущий халиф в 15 лет был назначен правителем Ифрикии (современный Тунис), Сирии, Армении и Азербайджана. Молодой принц называл наставника Йахью «отцом», который помог ему наладить управление в провинции, сместив с должностей вороватых чиновников. В это время Харун получает прозвище «справедливый» - ар-Рашид.

Оказавшись на престоле, в первые годы правления Харун ар-Рашид полностью возложил руководство государственными делами на Йахью, которого назначил своим визиром. Поэт Аль-Маусили оставил такие строки в память о начале правления ар-Рашида:

Разве ты не видел, что солнце было больным.
А когда стал править Харун, засияло оно снова.
Везением Доверенного Аллаха Харуна, обладателя щедрости.
Харун - правитель [солнца], а Йахъа вазир его.

Став халифом, Харун ар-Рашид постарался сделать первое время своего правления радостным для подданных: во время праздников и поездок по стране он миловал осужденных, щедро раздавал людям подарки, основывал мечети и караван-сараи. Однако богатство халифской казны обеспечивалось установлением чрезмерно высоких налогов.

Аббасиды постоянно стремились подчеркнуть религиозный характер своей власти. «Повелитель правоверных» девять раз ездил в паломничество в Мекку, ежедневно совершал сто земных поклонов, ревностно боролся с ересями.

Аббасидских правителей издавна привлекал Константинополь: Харун ар-Рашид стал инициатором нескольких победоносных походов против христианской Византии, во многих из которых лично принимал участие.

Вопреки сложившемуся мнению о «золотом веке» в истории халифата годы правления Харуна ознаменовались многочисленными волнениями и мятежами. Антиаббасидские восстания вспыхивали в Египте, Сирии, Йемене, восточных провинциях и в столице халифата - Багдаде. В Марокко, Алжире и Ифрикии (современный Тунис) установилась власть местных династий, плативших ежегодную дань Багдаду.

Вся аббасидская цивилизация отличалась высоким интеллектуальным уровнем развития, Харун ар-Рашид также покровительствовал деятельности ученых, поэтов и переводчиков, знакомивших арабов с сочинениями индийских, иранских, а позднее и греческих авторов.

Время правления Харуна ар-Рашида характеризуется активными торговыми и дипломатическими связями с внешним миром - от Китая до Восточной Африки. Историки говорят, халиф поддерживал дружеские отношения с королем франков Карлом Великим (742-814). Известна легенда, не подтвержденная арабскими источниками, согласно которой два государства обменивались посольствами – Карлу Великому были отправлены драгоценные подарки - ковры, пряности, золотые часы и, главное, белый индийский слон по имени Абуль-Аббас. В благодарность Карл тоже отправил халифу дары, но куда более скромные. Приняв франкских послов, Харун ар-Рашид благосклонно принял подарки и, как утверждают историки, даже отдал Карлу ключи от церкви Гроба Господня в святом городе Иерусалиме. Послы принесли в Европу истории о невиданном богатстве халифского дворца, где их водили по бесконечным залам, убранным коврами и золотой парчой, показывали львов, тигров и слонов в дворцовом зверинце.

Действительно, двор Харуна ар-Рашида был центром традиционных арабских искусств, а о роскоши придворной жизни ходили легенды. Согласно одной из них, только свадьба Харуна стоила казне 50 миллионов дирхемов. Двор пил из золотых кубков, а любимая жена Харуна Зубайда ела только из посуды из драгоценных металлов. Ложки были золотыми или хрустальными, и даже столы накрывали скатертями из золота или серебра. Если говорить о гареме легендарного халифа, то в нем оказались 200 женщин, включая жен его отца и брата. Всего у Харуна ар-Рашида было около 20 детей.

На протяжении первых семнадцати лет царствования Харун ар-Рашид почти полностью передоверил управление халифатом Бармакидам, Йахъе и его сыну Фадлу. Второй сын Йахъи – Джафар – близкий друг и неотлучный спутник халифа, обладал большим влиянием на него. Джафар был красноречив, хорошо воспитан, образован - словом, обладал теми достоинствами, которые были необходимы для сотрапезника, или надима, способного развлечь капризного властелина приятной беседой или интересным рассказом.

Всемогущество Йахьи было связано главным образом с его преданностью влиятельной матери Харуна, перед которой он отчитывался во всех своих действиях и указаниям которой неукоснительно следовал. Бармакиды за длительное время государственной службы успели заработать не только безграничное могущество, но и сумели нажить огромное богатство – дворец Джафара не уступал по роскоши дворцу самого халифа.

После смерти аль-Хайзуран в 789-790 гг. Харун решил избавиться от рода Бармакидов – освободившись от влияния матери, халиф стремился сосредоточить в своих руках всю полноту государственной власти. Харун ар-Рашид жестоко расправился с Бармакидами – Йахъя, которого халиф называл «отцом», и Фадл были заточены в тюрьму, а близкий друг Джафар был убит. Жестокой казни подверглись жены и дети Бармакидов, их родственники, назначенные ими чиновники - больше тысячи человек. Халиф сам присутствовал при казнях и пытках.

Так, «золотой век» Харуна ар-Рашида захлебнулся в крови. О расправе над Бармакидами в «Тысячи и одной ночи» написано так: «Эта печальная история запятнала правление Харуна ар-Рашида кровью, которую не смыть и водами четырех рек». Историк аль-Масуди писал, что «процветание империи уменьшилось после падения Бармакидов, и все убедились, насколько несовершенными были действия и решения Харуна ар-Рашида и дурным его правление».

Второй период правления после расправы над Бармакидами Харун ар-Рашид провел вдали от столицы Багдада – в Ракке. Последние его решения и действия способствовали началу политического распада империи. Перед смертью в 809 г. Харун ар-Рашид разделил халифат между двумя наследниками: аль-Мамуном – первенцем от наложницы Мараджиль, и аль-Амином – вторым сыном от любимой первой жены Зубейды. Противостояние двух братьев после смерти ар-Рашида привело к гражданской войне и последующему упадку империи.

Харун ар-Рашид на страницах сказок «Тысячи и одной ночи» и народных преданий.

Отражение благополучной эпохи правления ар-Рашида можно найти на страницах «Тысячи и одной ночи», оно часто приукрашено, возможно, искажено, но в целом верно, если искать в нем не историческую правду, а картину общества и атмосферы. Время правления Харуна ар-Рашида – «золотой век», по которому тосковали последующие поколения, который идеализировали в легендах и рассказах. Бесчисленные авторы дополняли основные черты сложившегося в народной памяти образа Харуна ар-Рашида всевозможными фольклорными деталями и историями, дальше расширяли и обогащали повествование.
В сказках «Тысячи и одной ночи» капризный халиф в поисках развлечений и забав бродит переодетым по ночному Багдаду со своим верным спутником Джафаром. Наблюдая за жизнью города, великодушный Харун часто вторгается в происходящие события – чтобы уладить все конфликты, помочь нуждающимся, помирить влюбленных, наказать порок, вознаградить добродетель. Авторы сказок, рассказов, в соответствии с представлениями людей средневекового общества, с полным пониманием относились к самодурству капризного, вздорного, а порой и жестокого властелина, рассматривая это как дело естественное и нормальное.

Так, в народной литературе – иногда вопреки фактам истории – реализуется народная память о некогда бывшей идеальной эпохе, когда всем управляли строгие, но справедливые властелины, оберегавшие людей от чиновников-лихоимцев и других несчастий. Масуди, писавший более чем через сто лет после смерти Харуна, отразил память, которую оставил о себе праведный халиф: «Таково было великолепие, богатство и благоденствие его правления, что эту эпоху называют золотым веком».

Лейсан Тимергалиева

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода