Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Абстрактное мышление и его формы.

В мире нет ничего однозначного. Если руководствоваться точными знаниями, то можно многого не заметить. Мир не живет точно по инструкции, которая написана человеком. Многое еще не изведано.

Когда человек чего-то не знает, у него включается абстрактное мышление, которое помогает ему делать догадки, выносить суждения, рассуждать. Чтобы понимать, что это такое, необходимо ознакомиться с примерами, формами и методами его развития.

Что такое абстрактное мышление

Именно способность мыслить в общем помогает в нахождении решения тупиковой ситуации, появлении иного взгляда на мир. Есть точное и обобщенное мышление.

Точное мышление включается тогда, когда человек располагает знаниями, информацией и четким пониманием происходящего. Обобщенное мышление включается тогда, когда человек не знает точных данных, не располагает конкретной информацией. Он может догадываться, предполагать, делать общие выводы. Обобщенное мышление – абстрактное мышление простыми словами. Научным языком абстрактным мышлением является вид познавательной деятельности, когда человек отходит от конкретных деталей и начинает рассуждать в общем.

Картина рассматривается в целом, не затрагивая деталей, конкретики, точности. Это способствует отхождению от правил и догм и рассмотрению ситуации с разных сторон. Когда некое событие рассматривается в общем, тогда находятся различные способы ее решения. Обычно человек исходит из конкретных знаний. К примеру, мужчина лежит на диване и смотрит телевизор. Возникает мысль: «Он бездельник».

В данной ситуации смотрящий исходит из собственных представлений о том, что происходит. А что могло происходить на самом деле? Мужчина прилег на 5 минут, чтобы отдохнуть. Он уже все сделал по дому, поэтому позволил себе посмотреть телевизор. Он заболел, поэтому и лежит на диване. Здесь может быть много вариантов того, что происходит.

Если абстрагироваться от конкретики и посмотреть на ситуацию с разных сторон, тогда можно выяснить много нового и интересного. При абстрактном мышлении человек думает приблизительно. Здесь нет ни конкретики, ни деталей. Используются обобщенные слова: «жизнь», «мир», «в общем», «по большому счету». Абстрактное мышление полезно в тех ситуациях, когда человек не может найти выход (интеллектуальный тупик).

В силу отсутствия информации или знаний он вынужден рассуждать, догадываться. Если абстрагироваться от ситуации с ее конкретными деталями, тогда можно рассмотреть в ней то, что не замечалось до этого. перейти наверх Абстрактно-логическое мышление В абстрактно-логическом мышлении используются абстракции – единицы определенных закономерностей, которые были вычленены из «отвлеченных», «воображаемых» качеств предмета, явления.

Другими словами, человек оперирует явлениями, которые не может «потрогать руками», «увидеть глазами», «понюхать». Очень ярким примером такого мышления является математика, в которой объясняются явления, которых нет в физической природе. Например, не существует такого понятия, как цифра «2». Человек понимает, что речь идет о двух одинаковых единицах. Однако эта цифра придумана людьми с целью упрощения некоторых явлений.

Формы

Для того что бы понять суть мышления, стоит разобраться в том, какие формы оно имеет. Формы мыслительных процессов:

  1. Понятие.
  2. Суждение.
  3. Умозаключение.

Понятие – это способность одним или несколькими словами охарактеризовать предмет или явление по его наиболее важным признакам. Пример: серая кошка, ветвистое дерево, темноволосая девушка, маленький ребенок.

Суждение является особой формой мышления, которая описывает предметы и процессы в окружающем мире, их взаимосвязь и взаимодействие. Оно может утверждать или отрицать какую-либо информацию. Суждение в свою очередь подразделяют на простое и сложное.

Пример простого суждения: «трава растет». Сложное суждение: «За окном светит солнце, следовательно, погода хорошая», оно имеет повествовательный характер.

Умозаключение является формой мышления, благодаря которой на основании нескольких суждений человек делает вывод, который, по сути, будет обобщенным суждением. Умозаключение состоит из предпосылок и заключения. Пример: наступила весна, на улице потеплело, трава начала расти.

Абстрактное мышление позволяет не только свободно оперировать этими тремя понятиями, но и применять их в жизни. Часто в повседневной деятельности мы применяем все три формы абстрактного мышления сами того не замечая.

Виды

Поставленные перед человеком задачи могут быть стандартными и нестандартными, в зависимости от этого, а также от операциональных процедур, различают следующие виды мышления.

  1. Алгоритмическое. Основано на заранее установленных правилах, общепринятой последовательности действий, которые требуются для решения типовых задач.
  2. Эвристическое. Продуктивное, направленное на решение нестандартных задач.
  3. Дискурсивное. Основано на совокупности взаимосвязанных умозаключений.
  4. Творческое. Помогает человеку совершать открытия, достигать принципиально новых результатов.
  5. Продуктивное. Приводит к новым познавательным результатам.
  6. Репродуктивное. При помощи данного вида человек воспроизводит полученные ранее результаты. В этом случае мышление и память неразрывны.

Одинаково ли у людей развита абстракция?

Ответ однозначен – нет. Каждый из нас наделен способностями, и у всех они разные, именно поэтому человечество так разнообразно в своих взглядах, интересах, стремлениях. К примеру, кто-то пишет стихи, а другой сочиняет прозу, одни не мыслят себя без музыки, а иные предпочитают рисовать в тишине. Такое разнообразие и позволяет социуму развиваться, совершать открытия во всех сферах жизни. Жить в мире, где все мыслят одинаково, разве это было бы интересно? Однако абстрактное мышление можно и нужно развивать.

У пациентов с олигофренией, умственной отсталостью и еще некоторыми поведенческими девиациями психиатры отмечают слабо развитое абстрактное мышление или его полное отсутствие.

Развитие абстрактного мышления

У взрослых мышление, как правило, уже сформировано. С возрастом все труднее воспринимаются новые знания и новый материал – мышление теряет свою гибкость. Приведенные далее упражнения призваны помочь справиться с этим процессом. Развить в себе креативность и широту мышления.

  1. Представляйте мысленно эмоции: недоверие, радость, страх, умиление. Как в вашем воображении будет выглядеть, к примеру, интерес, не привязывая его к конкретным объектам? А как будет смотреться удовольствие?
  2. Представьте образ какого-либо философского понятия или идеи. Например, как вы представите гармонию? Возникнет ли при этом какой-то зрительный образ, чувственное ощущение, ассоциация, символ? Потренируйтесь с образами: порядок, религиозность, энергия, свобода, бесконечность, испытание.
  3. Переверните книгу наоборот, читайте снизу вверх. Тогда придется читать в обратной последовательности. Попробуйте установить логические связи сюжета.
  4. В интернете сейчас весьма популярны картинки с надписями типа «абракадабра». Например:Попробуйте сами составить такие же.
  5. Закройте глаза. Попробуйте ярко представить себе всех людей, с которыми общались в течение дня: одежду, выражение лица, особенности звучания голоса, жесты. Не упускаем ни одной детали. Что вы ощущали во время общения?
  6. Наконец, займитесь рисованием.

Видео тест

Нарушения абстрактного мышления

Патологий мыслительной деятельности довольно много, так как этот процесс многогранен. Существует классификация нарушений, которая объединяет все свойства и разновидности психического процесса, отражающего реальность. Виды нарушения мышления бывают следующими:

  1. Патология динамики мышления.
  2. Нарушения мотивационной части мыслительного процесса.
  3. Операциональные нарушения.

Основными формами абстрактного мышления являются поня­тия, суждения и умозаключения.

Понятие - форма мышления, в которой отражаются сущест­венные признаки одноэлементного класса или класса однород­ных предметов 1 . Понятия в языке выражаются отдельными сло­вами (“портфель”, “трапеция”) или группой слов, т. е. словосо­четаниями (“студент медицинского института”, “производитель материальных благ”, “река Нил”, “ураганный ветер” и др.).

Суждение - форма мышления, в которой что-либо утвержда­ется или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения могут быть простыми и сложными. Например:

“Саранча опустошает поля” - простое суждение, а суждение “Наступила весна, прилетели грачи” - сложное, состоящее из двух простых.

Умозаключение - форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение. Видов умо­заключений много; их изучает логика. Приведем два примера:


1) Все металлы - вещества

Литий-металл.

_______________________

Литий - вещество.


_________________________________

"Однородные - в смысле входящие в один класс по фиксированному классообразующему признаку.


Первые два суждения, написанные над чертой, называются посылками, третье суждение - заключением.

2) Растения делятся или на однолетние или на многолетние.

Данное растение является однолетним.

______________________________________

Данное растение не является многолетним.

В процессе познания мы стремимся достичь истинного зна­ния. Истина есть адекватное отражение в сознании человека яв­лений и процессов природы, общества и мышления". Истинность знания есть соответствие его действительности. Законы науки представляют собой истину. Истину могут дать нам и формы чувственного познания - ощущения и восприятия. Понимание истины как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности, в частности, к Аристотелю.

Как отличить истину от заблуждения? Критерием истины яв­ляется практика. Под практикой понимают всю общественную и производственную деятельность людей в определенных истори­ческих условиях, т.е. это материальная, производственная дея­тельность людей в области промышленности и сельского хозяй­ства, а также политическая деятельность, борьба за мир, соци­альные революции и реформы, научный эксперимент и т. д.

“...Практика человека и человечества есть проверка, крите­рий объективного познания” 2 . Так, прежде чем пустить машину в массовое производство, ее проверяют на практике, в дейст­вии, самолеты испытывают летчики-испытатели, действие ме­дицинских препаратов сначала проверяют на животных, потом, убедившись в их пригодности, используют для лечения людей. Преждечем послать в космос человека, советские ученые про­вели серию испытаний с животными.

Мышление абстрактное — это тип мышления, при котором возможно, абстрагировавшись от мелких деталей, взглянуть на ситуацию в целом. Такое свойство позволяет переступить в какой-то мере границу правил и норм и совершить новые открытия. В детском возрасте развитию данной способности должно отводиться достаточно времени, потому как такой подход в будущем поможет быстрее находить нестандартные решения и наиболее оптимальные выходы из сложившейся ситуации. Очень часто при приеме на работу работодатели проверяют у потенциальных сотрудников абстрактное мышление. Тест помогает оценить справляться с проблемами, находить решения и обрабатывать незнакомую информацию.

Формы

Особенности абстрактного мышления — это его различные формы: понятие, суждение, умозаключение. Для правильного восприятия рассматриваемого термина очень важно понимать специфику каждого из этих определений.

Понятие

Это такая при которой один или несколько предметов воспринимаются как один или несколько признаков, каждый из которых должен быть существенным. Определять понятие может как одно слово, так и словосочетание, например «стул», «трава», «учитель математики», «высокий мужчина».

Суждение

Это форма, при которой происходит отрицание или утверждение какой-либо фразы, описывающей предметы, окружающий мир, закономерности и взаимосвязи. Суждение, в свою очередь, бывает двух типов: простым и сложным. Простое суждение, например, звучать может так: «мальчик рисует дом». Сложное суждение выражается в иной форме, например «поезд тронулся, перрон опустел».

Умозаключение

Это такая форма мышления, при которой из одного суждения (или нескольких) делают вывод, который является новым суждением. Источники, которые помогают сформировать конечный вариант,— это предпосылки, а итог — это заключение. Например: «Все птицы умеют летать. Синица летает. Синица — птица».

Мышление абстрактное — это процесс, при котором человек способен свободно оперировать понятием, суждением, умозаключением, то есть категориями, смысл которых можно понять только в соотношении с повседневной жизнью.

Развитие абстрактного мышления

Естественно, данная способность у всех развита по-разному. Одни люди красиво рисуют, другие — пишут стихи, третьи — умеют абстрактно мыслить. Однако сформировать его вполне возможно, с этой целью уже в раннем детстве следует давать мозгу поводы для размышлений.

Сегодня существует огромное количество различных специализированных печатных изданий, которые тренируют ум: головоломки, сборники задач на логику и так далее. Для развития абстрактного мышления у своего ребенка или у себя необходимо уделять подобным занятиям всего 30-50 минут два раза в неделю. Эффект от таких упражнений не заставит себя долго ждать. Доказано, что в раннем возрасте мозгу гораздо проще справиться с подобного рода задачками. Чем больше будет тренировок, тем быстрее появится результат.

При полном отсутствии навыков мыслить в целом человеку сложно не только реализовать себя в творческих Также могут возникнуть проблемы с изучением дисциплин, в которых очень много абстрактных ключевых понятий. Правильно развитое мышление абстрактное — это возможность открыть неразгаданные тайны природы, познать то, что ранее не было никем познано, отличить ложь от истины. К тому же отличительной особенностью такого является то, что для него не требуется непосредственный контакт с изучаемым объектом, и важные выводы и умозаключения можно делать удаленно.

Психология: мышление, виды мышления

В мыслительном процессе соотношение слова, образа, действия может быть различным. В зависимости от этого выделяют некоторые виды.

Мышление в процессе исторического развития

Первоначально на формирование интеллекта человека непосредственное влияние оказывала практическая деятельность. Так, опытным путем люди научились измерять земельные участки. На этой основе происходило становление специальной теоретической науки — геометрии.

Самым ранним видом мыслительной деятельности, с генетической точки зрения, является практически-действенное мышление, первостепенную роль в нем играют действия с предметами (у животных такая способность наблюдается в зачаточном виде). Становится понятным, что именно данный тип познания себя и окружающего мира является основой наглядно-образного процесса. Его характерная черта — оперирование в уме наглядными образами.

Высшей ступенью является абстрактное мышление. Однако и здесь деятельность мозга неотделима от практики.

В зависимости от содержания мыслительная деятельность бывает практической, художественной и научной. Действие является структурной единицей практически-действенного способа познания, образ — художественного, понятие — научного.

Все три вида между собой тесно связаны. У многих людей одинаково развиты способности к действию, и абстрактное восприятие. Однако в зависимости от характера решаемых задач на первый план выступает какой-то один вид, затем его сменяет другой, после — третий. Например, для решения бытовых вопросов требуется практически-действенное мышление, для научного доклада — абстрактное.

Виды познания по характеру поставленных задач

Поставленные перед человеком задачи могут быть стандартными и нестандартными, в зависимости от этого, а также от операциональных процедур, различают следующие виды мышления.

    Алгоритмическое. Основано на заранее установленных правилах, общепринятой последовательности действий, которые требуются для решения типовых задач.

    Эвристическое. Продуктивное, направленное на решение нестандартных задач.

    Дискурсивное. Основано на совокупности взаимосвязанных умозаключений.

    Творческое. Помогает человеку совершать открытия, достигать принципиально новых результатов.

    Продуктивное. Приводит к новым познавательным результатам.

    Репродуктивное. При помощи данного вида человек воспроизводит полученные ранее результаты. В этом случае мышление и память неразрывны.

Абстрактное мышление — важнейший инструмент в человеческих руках, который дает возможность постичь глубочайшие слои истины, познать неизведанное, совершить великое открытие, сотворить произведение искусства.

– это один из видов мышления, благодаря которому получается абстрагировать ситуацию от незначительных деталей и взглянуть на нее в целом. Абстрактное мышление позволяет сделать шаг вперед каждому человеку, пересечь границу правил и норм, совершать новые открытия. Умение мыслить абстрактно, должно развиваться у человека с самого раннего возраста, и чем активнее оно развито, тем лучше. Ведь представив ситуацию в другом свете и взглянув на нее по-другому, вы сможете оказать себе неоценимую помощь в поиске новых решений и выхода из сложной ситуации.

Как донести нужную информацию и понять.

Формы абстрактного мышления

Абстрактное мышление разделяется на три формы, без понимания которых будет очень сложно понять, что же такое абстрактное мышление.

  1. Понятие . Подразумевает под собой особую , при которой предмет или совокупность предметов отображаются в качестве одного или нескольких признаков. Такой признак должен быть существенным. Основные понятия могут быть выражены как словосочетанием, так и одним словом, например «листья» , «собака» , «ученик школы» , «кареглазый парень» .
  2. Суждение . Во время суждения происходит утверждение или отрицание, какой либо фразы, которая описывает окружающие предметы или пространство. Устанавливается закономерность и взаимосвязь. Но суждение разделяется на сложное и простое. Например, простое, может озвучиваться как, «мальчик гуляет на улице» . Сложное суждение выражается немного иначе: «Пошел дождь, стало холодно» и имеет форму повествовательного предложения.
  3. Умозаключение . Одно из форм мышления, во время которого из одного или нескольких связанных между собой суждений связывается воедино и делается один вывод. Этот вывод является новым суждением. Это основа логически-абстрактного мышления. Суждения, которые в дальнейшем приводят к формированию конечного варианта, иногда называют предпосылками, а конечное суждение называется «заключением» . Абстрактное мышление подразумевает свободное мышление, оперирование суждениями, понятиями и умозаключениями, категориями без которых не было бы смысла, без соотношения с нашей повседневной жизнью.

Вадим Лёвкин - В чём цена логических ошибок

Абстрактное мышление очень значимо в жизни человека, поэтому имеет ряд характерных признаков:

  1. Способно отражать окружающий мир без воздействия на органы чувств человека . Другими словами человек не нуждается в непосредственном контакте с явлением или объектом для получения новой информации. Результат человек получает, опираясь на свои знания. (Например, ученик при решении новой задачи, опирается на ранее полученные знания).
  2. Обобщаются явления для выявления закономерности . Каждый человек стремится упростить процесс мышления, что увеличивает его эффективность и скорость. Именно к этому приводит обобщение. Информация о явлении или предмете сокращается, а доступ к ней ускоряется. Например, размышляя, человек ищет нечто общее между разными предметами, тем самым ставя их на одну линию. Теперь ему ненужно запоминать все данные о предмете из одного ряда, необходимы только его характерная особенность. Например, достаточно представить себе животное, в воображении возникает некий объект, который характеризируется общими признаками, голова, туловище, лапы и т.д. А затем конкретизировать вид животного.
  3. Существует неразделимая связь между мыслями и языковым выражением . Условно процесс мышления разделим на два этапа: мышление без помощи языка и «внутренний диалог» , протекающий в общении с самим собой. Не будем отрицать, что основная масса информации поступает из книг, интернета, СМИ. Все осуществляется при помощи письменного (разговорного) языка. Т.е. человек получает новую информацию из источника, перерабатывает ее, создавая нечто новое, и опять закрепляет. Поэтому язык является не только как способ выражения, но и как закрепления информации.

Сознание и подсознание

Что нужно делать для развития абстрактного мышления

Абстрактное мышление не может быть у всех одинаково. У одних есть способность к живописи, у других к поэзии, третьи могут абстрактно мыслить. Но формировать абстрактное мышление необходимо, при чем начинать нужно с самого раннего возраста, нужно давать возможность думать, размышлять и фантазировать.

На сегодня на полках магазинов, в интернет страницах есть множество головоломок, задачек на логику которые дают «пищу» для ума. Если у вас появилось желание развить абстрактное мышление не только у маленького ребенка, но и у себя, уделите всего от 40 до 60 минут два раза в неделю, чтоб погрузится в решение логических задач. Эффект появится очень быстро. В детском возрасте мозг ребенка способен очень быстро решить сложные задачи, но чем активнее тренировки и сложнее задачи, тем лучше и поразительнее результаты.

При отсутствии абстрактного мышления могут возникнуть многие проблемы не только с творческой деятельностью, но и при изучении некоторых дисциплин, где необходимы навыки абстрактного мышления. Именно поэтому стоит привлекать детей для решения головоломок и задач.

Абстрактного мышления помогает открыть тайны природы, познать истину, отличить лож. Данный метод познания существенно отличается от остальных, ведь он не требует непосредственного контакта с изучаемым объектом, дает возможность удаленно сделать выводы и умозаключения.

Контактер Софоос. Ченнелинг. Введение в свободное мышление. Практические подходы

Человек с абстрактным мышлением

Наверное, многие задумались, как же все таки выглядит человек с явно выраженным абстрактным мышлением . У такого человека постоянно в голове протекают рассуждения, мысли, факты, цепочки и т.д. они говорят языком сложных понятий, символов, им доставляет это огромное удовольствие. Чаще всего ярко развитым абстрактным мышлением обладают мужчины, женщин намного реже. Такие люди идут учиться на физико-технические, математико-механические факультеты, это их стихия. Они небрежно одеваются, не задумываются о стиле, могут не заметить расстегнутые пуговицы. Энергии в физическом плане не наблюдается, вся ее активность заключена в . Невнимательны к другим людям, в разговоре строят сложные цепочки, иногда забывают с чего начат разговор, или о чем он. Домашние проблемы для них несущественны, они не уделяют им особого внимания. Такие люди живут в своем мире, иногда далеком от реальности.

Основные качества:

  • Большая работоспособность, увлеченность профессией;
  • Могут представлять ситуацию с разных ракурсов, мыслят сложно;
  • Могут отказаться от физического плана.

Недостатки:

  • эгоисты, сосредоточены только на себе;
  • невнимательны к родственникам и друзьям, рассеяны;
  • чересчур активное абстрактное мышление приводит к непрактическим выводам;
  • усердствуют в теории, но пассивны в практике.

Абстрактное мышление неотъемлемая часть успешного и , помогающая ему не только в саморазвитии, но и в построении карьеры и семьи.

РАЗВИТИЕ УМА И ШАБЛОНЫ МЫШЛЕНИЯ

Абстрактное мышление относится к такому виду мышления, которое не берет во внимание отдельные детали, а концентрируется на размышлении в целом. Это дает возможность совершить абсолютно новые открытия. Такое мышление рекомендуется развивать еще с раннего возраста, тогда это в значительной мере поможет в решении важных задач в будущем.

Абстрактное мышление имеет три основные формы:

1. Понятие

Этой формой мышления один или несколько предметов объединяются по одним или несколькими признаками. Причем каждый признак должен быть существенным, а сами предметы однородными. Понятие может быть обозначено либо одним словом, либо словосочетанием. Именно с такими однородными понятиями мы начинаем знакомить наших маленьких детей, развивая их: "дом", "река", "дерево", "стул".

2. Суждение

Эта форма мышления позволяет утверждать или же отрицать что-либо какой-нибудь фразой, описывающей то или иное явление, а также взаимосвязь предметов. Суждение может быть простым и сложным. Простое суждение имеет вид четкой короткой фразы, а сложное может состоять из нескольких словосочетаний и похоже, скорее, на повествовательное предложение. К таком суждению мы подводим малышей, знакомя их с миром: "кошка мяукает", "машина едет", "Маша не плачет".

3. Умозаключение

При такой форме мышления из нескольких суждений делают вывод, который является уже новым суждением. Это основа логики. Начальные суждения называют предпосылками, а конечные - заключениями. Так, мы объясняем ребенку: "Маша уже покушала, на улице тепло и сухо, значит, Маша будет сейчас играть в песочнице".

Возможно ли развить абстрактное мышление?

Одни люди с детства наделены способностью рисовать, другие - писать стихи, третьи же могут абстрактно мыслить. Однако это не значит, что такому мышлению невозможно научиться. Достаточно с детства приучить ребенка размышлять.

На сегодняшний день существует масса полезной литературы, позволяющей развивать мыcлительные . Это всевозможные , кроссворды и ребусы. Необходимо заниматься хотя бы по 30–40 минут несколько раз в неделю, и результат не заставит себя ждать. Тем более в раннем возрасте это дается значительно легче.

Если абстрактное мышление полностью отсутствует, то это способно привести к возникновению проблем в будущем. Существует очень много видов деятельности, в которых ключевым моментом является возможность абстрактно мыслить. Это касается и многих творческих аспектов. Поэтому очень важно уделять развитию способности размышлять у ребенка достаточно внимания.

Правильно развитое мышление помогает найти решения, не использовавшиеся ранее никем, или даже совершить открытие, а также найти ответы на многие жизненные вопросы. Отличие абстрактного мышления в том, что для того, чтобы сделать соответствующие выводы и заключения, не требуется тесного контакта с изучаемым объектом.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода