Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Юрий Мизун - Ханы и князья. Золотая Орда и русские княжества

В конце XIII в. из империи Чингисхана выделилось государственное образование, получившее название Золотой Орды и просуществовавшее в непосредствен­ной близости от русских княжеств до конца XIV в. Особенностями феодальных отношений здесь были: кочевой и полукочевой характер общества; важная роль, которую играли племенные вожди; иерархия кочевого землевладения. Государст­венной религией в Орде был ислам.
Сохраняющиеся родоплеменные отношения базировались на кочевой иерархии: хан, царевичи, беки, найоны, тарханы, нукеры.

Соответственно складывалась и военная иерархия монголов, основанная на численной (десятичной) системе: темники (от тьма ― 10 тыс.), тысячники, сотники, десятники. Все войско состояло из тяжелой и легкой кавалерии.

Империя Чингисхана была разделена им на 4 улуса, во главе которых стояли его сыновья: Золотую Орду возглавлял хан, обладавший полномочиями диктатора. Он избирался съездом монгольской аристократии - курултаем. Органами центрального отраслевого управления были диваны, работу которых координиро­вал глава правительства - визирь.

Высшими должностными лицами в улусах были эмиры, в армии - бакоулы и темники. Местное управление возглавляли баскаки и даруги, опиравшиеся на штат чиновников.

После разгрома монголами русских княжеств в первой половине XIII в. последние попадали в положение данников Орде. Русские княжества сохранили свою государственность, церковь и админист­рацию, но вынуждены были уплачивать подати, сбор которых поручался одному из князей. Это поручение закреплялось выдачей ханского "ярлыка". Получение этого символа как бы давало право на титул великого князя и политическую, и военную поддержку со стороны Сарая (столицы Орды). Эту ситуацию умело использовали некоторые русские князья, чтобы усилить свою роль и влияние на другие княжества. Дани и поборы, подсчет населения, карательные и полицейские функции на территории русских княжеств осуществляли баскаки.

В Московском государстве были восприняты некоторые черты Административного управления, используемого монголами; это влияние сказалось на системе и порядке налогообложения, формирования ямской транспортной службы, организации войска и фи­нансово-казенного ведомства.

Основным источником права Золотой Орды была Великая Яса Чингисхана (1206 г.), содержавшая в основном нормы уголовного права, нормы обычного права и, позже, нормы шариата. Вещное и обязательственное право находилось в зачаточном состоянии: политическая власть и вассальные отношения отождествлялись с отношениями собственности. Семейные, брачные, наследственные отношения регулировались обычаем и традицией (многоженство, власть отца, минорат, т.е. приоритет младшего сына при наследо­вании). Смертная казнь назначалась за разные виды преступлений: неповиновение хану, ложь в суде, супружескую неверность, волшебство, мочеиспускание в костер и т.д. В судебном процессе, кроме свидетельских показаний и клятвы, применялась пытка: использовался принцип кровавой поруки, групповой ответственности. Судебная власть не была отделена от административной. С усилением исламизации Орды возникали суды кадиев и иргучи, действовавшие на основе Корана.

В силу внутренних (борьба за власть) и внешних причин (пора­жение в Куликовской битве 1380 г.) Золотая Орда распадается в XV в. На всей бывшей империи Чингисхана образуется ряд госу­дарственных образований: Сибирское, Казанское, Астраханское ханства, которые часто оказываются во враждебных отношениях друг с другом и в XVI в. поочередно покоряются Московским государством.

Русские княжества и Золотая Орда: тип отношений

Ужасающие цифры - 237 лет.

Но именно столько лет продолжались отношения Золотой Орды и Руси. Этот период был одним из самых трудных в истории Древней Руси, а почему, разберемся чуть позже.

Естественно, Золотая Орда не сразу стала Золотой Ордой…

Предками татар были тюрки, создавшие великое множество государств на территории Европы. Впоследствии, Ордой стало одно из них - государство гуннов, которые кочевали преимущественно в районе современного Китая (от Кореи до Кашгара). Это был III век до н.э.

Сформировавшийся в VI веке Тюркский каганат был началом объединения татар, тюрок и других народов. Отдельные группы перекочевывали в Европу, их количество постоянно возрастало. Самым многочисленным являлось как раз татарское племя, насчитывающее около 70 тысяч семей.

Татары считали себя великим народом, сильным и непобедимым, пока не пошли войной на Китай в 1198 году. Они потерпели поражение, ибо союзником Китая были монгольские племена, коими правил Темучин. Позже его военные силы разгромили Восточных татар (разделение на Восточных и Западных татар произошло после поражения в войне с Китаем), в 1202 году Темучин стал единственной главой всех местных племен и именовался теперь иначе - Чингисханом (ханом Вселенной). Так как завоеванные монголами племена обязаны были предоставить войску новых людей, то татары рассредоточились в рядах воинов Чингисхана. Но название племени сменили монголы: в летописях VIII века упоминаются черные и белые татары, монголы и оставшиеся татары соответственно. Этому есть объяснение. У монголов было поверье: если назваться именем самого отважного и бесстрашного своего врага и отобрать у него оружие, вся его сила перейдет к тебе.

Темучин Чингисхан был выдающимся полководцем, подчинившим себе Северную Китайскую Империю (1223 г.) и много городов Азии и Европы. Одной из пяти частей его армии правил Джучи - сын Темучина, который и отправился в сторону Руси. Это был 1207 год. В 1221 году закончилось завоевание Средней Азии, и Джучи приступил к следующему этапу.

Битва на реке Калке (1223 г.) стала решающей для будущей судьбы Руси. Вне сомнений, русcкие могли победить, но судьба распорядилась иначе. По ошибке, большая часть войска переправилась на восточное побережье Калки, когда как удар войсками нового хана Джебе был нанесен за западном.

Русь покорена и забыта.

И только с этого момента мы можем говорить о таком историческом факте, как Золотая Орда (Улус Джучи). Власть данного образования процветала на протяжении почти 4-ех веков, пока наконец не была свергнута.

Через несколько лет (в 1227 г.) в Русь вернулся внук Темучина Чингисхана - Бату (Батый), покорив себе Волжскую Булгарию, а потом Владимир, Москву, Рязань, Торжок и Козельск (всё это произошло в 1237 г.), и пошел дальше - завоевал Польшу, Венгрию, Хорватию. Зимой 1240 года они волной накрыли Киевское княжество.

Князь Александр Невский получил от татаро-монголов ярлык - бумагу, подтверждающую княжение на указанной земле и зависимость от завоевателей. Русь не сопротивлялась, тут показательным явлением оказалась религия - христианство, которая утверждала, что завоевателям нужно подчиняться, ибо на все воля Божья.

В 1257 году была проведена перепись населения Руси для дальнейшего сбора дани. Дань платили с семьи, земли, дома, промыслов, торговли, всего не перечесть… Для такого покровительства и власти Золотой Орды над Русью есть термин «татаро-монгольское иго». Впервые этот термин был употреблен польские историки, а затем оно перекочевало и в другие языки.

Итак, татаро-монгольское иго держало в ежовых рукавицах Русь на протяжении почти 3-ех веков. За это время произошло много метаморфоз: смен князей, переход княжеств в состав других земель и так далее. Это не очень интересно. Гораздо интересней разобраться с причинами такого долгого гнета со стороны татар. Должно сказать, что в этом были виноваты русские князья.

Во-первых, влияние оказала русская церковь, принявшая христианство, постепенно преобразовала и исковеркала истинное… Христа, и потеряла всякий духовный смысл. Осталась только видимость: «Вот, мы верующие, сам Господь велел…». На самом деле все не так. В те времена еще не различали католическую и православную церковь. Почему-то русичи приняли веру, как фанатики: они думали, что человек грешен изначально и, чтобы искупить свою вину, постоянно должен молиться. Отсюда и пошло такое огромное количество молитв, хотя в учении Христа упоминалась только одна, «Отче наш». Вследствие этого Русь фактически не сопротивлялась насилию и гнёту со стороны монголов, хотя могла.

Во-вторых, князья устраивали междоусобицы, не понимая, что это только мешает их освобождению. Они заботились лишь о своем благополучии и благополучии своих потомков в узком смысле этого слова: им интересна была судьба своих детей, внуков, правнуков.

Правда были «попытки к бегству».

Расцвет Золотой Орды пришелся на XIV век (1312-1357), когда к власти пришел хан Узбек, установивший жесткие рамки существования. Принудительно установил ислам государственной религией, а противившихся казнил. После правил его сын Джанибек, оказавшийся более лояльным и добродушным. После смерти сына Джанибека некому стало занять место хана. Начались розни, «Великая замятня». Ханы сменяли друг друга без остановки с катастрофической скоростью. Замятня закончилась с приходом Тохтамыша, прекратившего розни методом весьма жестоким способом: он разгромил оставшееся после Куликовской битвы войско Мамая и занял престол в Сарае.

Придя к власти, Тохтамыш не только наладил свое государственное устройство, но и впоследствии позволил Руси избавиться от ига, естественно не нарочно.

По сути дела, монголы наступили на те же грабли, что и русские. Так как Орда перестала быть единой, то победить ее стало гораздо легче. Это сыграло на руку Ивану III, которые вошел на престол как раз к тому времени.

Что мы можем сказать в итоге?

Что главная причина распада любой империи - это деление ее на составляющие, независимые части. Но есть еще одна причина, по которой Русь избавилась от Орды. Монголы были лояльны к религиям. По их племенам ходили все мировые религии, но единой общепризнанной не было. Существует теория, где изложена мысль о разгроме Улуса Джучи относительно теории религии. Если бы монголы приняли христианство, у Руси было бы гораздо меньше шансов на свободу. Они бы просто не посмели пойти против своего же Господа, существующее «церковное рабство», вездесущий контроль просто не оставляли другого выхода, кроме как подчиниться и терпеть истязания господни. И неизвестно, сколько бы продолжалось это подчинение, если бы не жестокие меры и случай.

Список использованной литературы

орда дань русь политический

1) Юрий Гаврилович Мизун, Юлия Владиславовна Мизун, «Ханы и князья. Золотая Орда и русские княжества»

) Википедия - свободная энциклопедия. Статьи: Батый, Монголо-татарское иго, Золотая Орда, Чингисхан.

) РУСЬ И ОРДА. Сводный хронологический перечень ордынских вторжений на Русь, военно-политических и административных мер и русская реакция на все эти формы давления. http://www.spsl.nsc.ru/history/descr/igo.htm

Юрий Гаврилович Мизун, Юлия Владиславовна Мизун

Ханы и князья. Золотая Орда и русские княжества

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня Россия напоминает льва, попавшего в западню, вокруг которого лают шакалы, лают от радости, а еще более – от страха. Эти западные шакалы всегда хотели одолеть русского льва. Соблазнительны были его богатства и страшно было жить с ним рядом. Страшно потому, что лев каждый раз умело защищался и всегда превосходил шакалов своей силой, добротой, душевностью, состраданием. Так появился сказ о загадочной русской душе.

Западным шакалам удалось с помощью доморощенных либералов и демократов (читай – западников) почти одолеть наш народ. И сейчас, когда мы пытаемся встать на ноги, они лают от страха. Хотя нам они не нужны. У нас есть всё своё, и наша загадочная душа не позволяет порабощать другие народы.

В нашем нынешнем положении мы должны ещё раз осознать свои исторические, моральные и религиозные истоки, свои исторические гены. Затем мы должны сделать правильные выводы из трехсотлетней жизни народа под западным игом. Мы должны определиться, кто наши враги и кто наши друзья сегодня.

Монгольский период в нашей истории исключительно важен – он завершился созданием Государства Российского. Без монголов это было бы невозможно. Запад поглотил бы восточные русские княжества, как он поглотил западные. Православие сменилось бы католичеством.

Нашу историю писали немцы, которые правили Россией триста лет. Они из нашего русского материала лепили то, что было угодно им. И лепили весьма успешно, уничтожая и разлагая всё наше национальное. Это разложение идёт и сейчас. Ему надо дать отпор. Надо наконец поставить всё на свои места.

Мы должны понять наконец, что являемся евразийским народом и наши прежние и теперешние враги никогда не станут нам друзьями и братьями. Они всегда будут лаять. На большее у них не хватит сил.

РУСЬ ДО КРЕЩЕНИЯ

За сотни лет до Крещения на Руси, как и у других славян, уровень земледельческой культуры был высокий. В лесостепной зоне Среднего Приднепровья еще в первой половине I тысячелетия н.э. наши предки выращивали хлеб не только для себя, но и на продажу в больших количествах в страны античного мира. И в лесной зоне расселения древних славян успешно занимались земледелием. Академик Б.А. Рыбаков об этом писал так: «Было бы крайне неосторожно резко разграничивать лесную и лесостепную зоны в отношении их хозяйственных возможностей в период вызревания славянской государственности. Различие было… но это различие скорее количественное, чем качественное. Одни и те же виды хозяйственной деятельности были возможны тогда и в лесостепи и в более северной зоне лиственных лесов… Разным был объем урожая, разным количество труда, затрачиваемого крестьянином на распашку открытой земли или на расчистку земли из-под векового леса».

В то время окультуренные земельные участки использовались многократно. Их обрабатывали сначала с помощью сохи, а затем деревянного плуга («рало»). На юге в соху и рало впрягали волов, а на севере – коней. Для обеспечения высоких урожаев применялась двупольная и трехпольная системы севооборота. Возделывали многие злаковые культуры – мягкую и твердую пшеницу, рожь, просо, ячмень. Сеяли бобовые, культивировали волокнистые коноплю, лен), а также выращивали репу, капусту и т. п.

Весьма успешно развивалось и животноводство. Оно было интенсивной отраслью хозяйства. Благодаря развитому животноводству землепашцы были обеспечены рабочим скотом, воины – боевыми конями, а ремесленники – шкурами для последующей обработки. Из них делали одежду, обувь, седла, воинские доспехи и т. п. Население было обеспечено мясной и молочной пищей. Разводили не только коней и крупный рогатый скот, но и свиней и овец. Кроме того, держали и коз. Значит, были мясо, молоко и шерсть.

В фундаментальном труде «История культуры Древней Руси» говорится: «В IX – X веках земледельческая техника и состав культурных растений, за малым исключением, приобрели… характер, свойственный и более позднему времени XI – XIII веков… Все виды домашнего скота были знакомы славянским племенам еще с глубокой древности, и в этом отношении Киевская Русь не принесла ничего нового».

Высокий уровень производства обеспечил разделение труда, расширение обмена как между племенами, так и внутри каждого племени.

На основании анализа большого фактического материала (и прежде всего предметов, обнаруженных при археологических раскопках) ученые доказали, что до Крещения на Руси был высокий уровень материальной культуры. Сельскохозяйственные орудия постепенно совершенствовались. Соху сменил плуг с железным лемехом и ножом для вспарывания дерна («чересло»). Использовались серп, коса и т. п. Ремесленники: кузнецы, гончары, оружейник и, плотники, ювелиры использовали разнообразный инструмент. В Древней Руси, по утверждению исследователей, насчитывалось более сорока ремесленных специальностей.

Говоря современным языком, в Древней Руси успешно развивалась горнодобывающая и обрабатывающая промышленность. Быстро совершенствовалась технология добычи металла. Одновременно развивалась и обработка металлов. В книге «Восточные славяне» В.В. Седов на основе анализа огромного археологического материала пишет: «Железообрабатывающее ремесло восточных славян накануне образования Древнерусского государства находилось на достаточно высокой ступени развития». В это время наши предки владели несколькими способами получения высококачественной стали. Из стали изготовляли как оружие, так и разный инструмент. Кузнечное дело было на весьма высоком уровне. В их распоряжении был большой выбор орудий труда. Назначение и форма многих из них сохранились без изменений до наших дней. Русские кузнецы славились по всей Европе. Хорошо известно, как высоко ценились изготовленные русскими кузнецами замки («русские замки»).

В Древнерусском государстве производили хорошее оружие: мечи, боевые топоры, стрелы, колчаны, кольчуги, щиты, шлемы, седла, сбрую для боевых коней. Оружие делали надежным, качественным, удобным и соответствующим образом оформленным. Многие виды оружия, которое изготавливалось для князей и знатных дружинников, покрывали художественным узором, украшали драгоценностями.

На Руси изготавливали разнообразную глиняную посуду не только для варки пищи, хранения продуктов (зерна, меда, вина и др.), но и для застолья. Широко использовался гончарный круг. Гончары изготавливали не только посуду, но и кирпич, черепицу, декоративную плитку, а также другие стройматериалы, которые делались из обожженной глины.

Главным поделочным и строительным материалом на Руси всегда было дерево. Плотники («древоделы») на Руси всегда были уважаемы. В.В. Седов писал: «Весьма многочисленные материалы свидетельствуют о том, что во сточные славя не во второй половине I тысячелетия н.э. были знакомы со многими видами обработки дерева».

Из дерева строили все – жилища, хозяйственные сооружения, общественные постройки, укрепления и т. д. Из дерева строили и храмы ведическим богам. Кстати, способы построения этих храмов и опыт были впоследствии перенесены на христианские церкви. Историки русской архитектуры в книге «История русской архитектуры» пишут так: «В основе построения славянского языческого храма лежала, как можно предположить, клеть, иногда башнеобразной формы. Можно также предположить, что наиболее крупные языческие храмы состояли из нескольких деревянных срубов, соединенных между собой, и что под их влиянием строились первые деревянные соборы, подобные Софии новгородской 989 года, тринадцатиглавой, как о том говорит летопись, то есть, вероятно, тринадцатисрубной».

Строительство зданий и храмов из камня в то время только начинало развиваться. В последующие века появились подлинные архитектурные шедевры из камня. Академик Б.А. Рыбаков в книге «Культура Древней Руси» пишет так: «Будучи подготовленными еще за языческий период к строительству крепостей, башен, дворцов, деревянных языческих храмов, русские архитекторы с поразительной быстротой освоили новую византийскую технику кирпичного строительства и украсили крупнейшие русские города великолепными монументальными сооружениями».

Русские ювелиры были одними из лучших в Европе. Ювелирные мастера уже в то время владели техникой золотого, серебряного и бронзового литья по восковым моделям, а также в каменных формах. Они применяли штамповку на матрицах, ковку и чеканку, а также пайку, золочение, чернь и т. п. Мастера-ювелиры того времени знали секрет изготовления разных эмалей. До середины Х века мастера применяли технологию «выемочной эмали». При этом эмалью заполнялись специально сделанные выемки на ювелирных изделиях. Впоследствии стала применяться более сложная технология нанесения эмали на ювелирное изделие. Эта технология называлась перегородочной. Суть ее состояла в том, что вначале на глад кую поверхность изделия напаивали тонкие перегородки. Между этими перегородками наносили многоцветную эмаль (финифть). Широко использовалась ювелирами технология изготовления изделий в технике черни. На пластинки напаивали золотые или серебряные шарики-зерна. Применялась также технология филиграни или скани. Суть ее состоит в применении скрученной золотой или серебряной проволоки.

В 1223 г. монголы нанесли первый удар по Руси. Их глобальной целью было создание мировой империи. Соединение разрозненных монгольских племен произошло в конце XII в. В 1206 г. на собрании представителей всей монгольской знати хан Темучин был избран великим ханом нации, получив титул Чингисхана. Была создана отборная императорская гвардия, введена железная дисциплина в войсках.

В 1237 г. войска хана Батыя переправились через Волгу и вторглись в земли Руси. Последовала череда разрушительных штурмов русских городов - Рязани, Москвы, Владимира. До Новгорода монголам дойти не удалось.

После разгрома монголами русских княжеств в первой половине XIII в. они попали в положение данников Орды. Княжества сохранили свою государственность, Церковь и администрацию, но вынуждены были уплачивать подати, сбор которых поручался одному из князей. Это поручение закреплялось выдачей ханского ярлыка. Некоторые русские князья умело использовали эту ситуацию, чтобы усилить свою роль и влияние на другие княжества.

Русские князья, попавшие в вассальную зависимость к монгольским ханам, получали ярлыки на правление вначале у самого великого хана в Монголии, позже - у хана Золотой Орды в Сарае. В Монголию и Орду русские князья были обязаны поставлять дань и рекрутов для ханского войска. Сбор налогов и мобилизация русских в монгольское войско осуществлялись по приказам великого хана, скрепленным подписью хана Золотой Орды.

Летом 1380 г. армия Мамая двинулась на Москву; в районе верхнего Дона к ней должна была присоединиться литовская армия. Владимирский князь Дмитрий, собрав под свои знамена войска русских княжеств, разбил армию Мамая ни Куликовом поле. Это было первое серьезное поражение Орды, полученное ею от объединенных русских сил. Внутренний политический кризис в Орде довершил дело.

Между русскими князьями в середине XV в. шла затяжная междоусобная война. Этим воспользовались правители Орды: во многих русских городах были размещены татарские, татарские войска поддержали зависимого от них и лояльного князя Василия против патриотической оппозиции. В результате гражданской войны произошло усиление власти великого князя московского (Василия II). Использовав поддержку татар, Москва сумела присоединить к себе уделы мятежных князей, была значительно сужена автономия Новгорода Великого.

Вместе с тем распад Золотой Орды продолжался. Политическим центром становится Казань, часть татар обосновалась на среднем Днепре. Значительная часть татарских воинов перешла на службу к Московскому князю.

Реальная власть Золотой Орды распространялась в середине XV в. лишь на регион Нижней Волги. На Средней Волге укреплялось Казанское ханство, в Крыму - Крымское ханство. Распад татарского государства усилил позиции Москвы - в 1480 г. Иван III сделал официальное заявление о прекращении платежа дани (которая и так в последнее время стала чисто символической) татарским ханам и о политической независимости Руси.

7. Государственная централизация XIV-XV вв. Преобразование политической системы и административных органов. Кормления. Боярская дума.

Органы власти и управления

Хотя общественное развитие страны, усиление государствен­ного единства обусловили заметную эволюцию всех органов го­сударства, все же принципиальная схема их до середины XVI в. мало отличалась от прежней. С конца XV в. главой Русского централизованного государст­ва был великий князь, обладавший широким кругом прав. Он издавал законы, руководил государственным управлением, имел полномочия высшей судебной инстанции.

Княжеская власть с течением времени все больше укрепляет­ся. Первоначально свои законодательные, административные и судебные правомочия великий князь мог осуществлять лишь в пределах собственного домена. Даже Москва обычно делилась в финансово-административном и судебном отношениях между князьями Московского дома. Как уже отмечалось, постепенно в руки старших сыновей великих князей стала переходить боль­шая часть доходов, поступающих с населения Москвы. С паде­нием власти удельных князей великий князь стал подлинным властелином всей территории государства.

Централизация государства во внутриполитическом отношении проявлялась в усилении великокняжеской власти. Во внешнеполитическом отношении ее усиление было связано с падением власти Золотой Орды. Если в начале рассматриваемого периода московские великие князья были вассалами ордынских ханов, из рук которых они получали право на великокняжеский «стол», то после Куликов­ской битвы эта зависимость стала существенно ослабевать, а с 1400 года московские великие князья стали не только фактиче­ски, но и юридически независимыми, суверенными государями.

Новому содержанию великокняжеской власти были приданы и новые формы. Начиная с Ивана III, московские великие кня­зья именовали себя «государями всея Руси». Иван III и его пре­емник Василий III пытались присвоить себе и царский титул. Правда, этот титул мало признавался за границей. Однако то, что не удалось Василию III, с успехом получилось у его сына, провозглашенного царем в 1547 году.

Дворянские историки, начиная с Н. М. Карамзина, считали, что с Ивана III в России устанавливается самодержавие. Это верно в том смысле, что Иван III, завершивший освобождение Руси от ордынского ига, «сам держал» свой княжеский стол не­зависимо от Орды . Однако говорить о самодержавии в полном смысле слова, т. е. как о неограниченной, абсолютной монархии в XV и даже XVI вв. не приходится. Власть монарха еще огра­ничена другими органами раннефеодального государства, преж­де всего - Боярской Думой.

Боярская Дума выросла из совета при князе, существовавшего еще в Древнерусском государстве. Оформление Думы как постоянного совета при великом князе (а затем царе) следует отнести к XV в. Боярская Дума отлича­лась от прежнего совета своей большей юридической, организа­ционной оформленностью. Она была органом, собиравшимся не эпизодически, а действующим постоянно. Дума имела сравни­тельно стабильный состав. В нее входили так называемые дум­ные чины - введенные бояре и окольничьи.

Компетенция Думы совпадала с полномочиями великого кня­зя, хотя формально это нигде не было зафиксировано. Великий князь юридически не был обязан считаться с мнением Думы, но фактически не мог поступать самовольно, ибо его решение могло быть не проведено в жизнь, если не было одобрено боярством. Через Думу осуществлялась политика, угодная и выгодная бо­ярству. Правда, с течением времени великие князья все больше подчиняют себе Боярскую Думу, что связано с общим процес­сом централизации власти. Это особенно относится к княжени­ям Ивана III и Василия III. Значительная роль Боярской Думы в системе государственных органов и господство в ней крупных феодалов является одной из характерных особенностей русской монархии XIV - XVI вв.Боярская Дума сохраняет свое значение и в условиях сословно-представительной монархии, хотя со временем ее состав и значение, реальная власть существенно изменяются. При Ива­не IV создается специфический орган сословно-представительной монархии - Земский собор.

Судебники XV-XVI вв..

Судебник 1497 г . распадается на четыре части: первую составили статьи, в которых регламентировалась деятельность центрального суда, нормы уголовного права. Вторую часть составили статьи, относящиеся к организации деятельности местных, областных судов, третью - статьи по гражданскому праву и процессу и последнюю - статьи дополнительные, по судебному процессу.

Важнейшими источниками Судебника 1497 г. были уставные, жалованные и судные грамоты, именно на их основе и было произведено обобщение юридической практики. Подобные грамоты продолжали издаваться верховной властью и после опубликования Судебника и через 50 с лишним лет вновь накопившийся правовой материал лег в основу нового «царского» Судебника 1550 г., развившего положения, содержавшиеся в Судебнике 1497 г.

Судебник 1497 г. и многочисленные грамоты легли в основу нового Судебника; в конечном счете последний содержал более трети новых статей, не входивших в первый Судебник.

Структура второго Судебника почти полностью повторяет структуру первого. В отличие от него Судебник 1550 г . делит свой материал на 151 статьи или главы и не использует заголовков (которые в первом Судебнике часто не соответствовали содержанию). Второй Судебник подвергает материал более строгой систематизации: статьи по гражданскому праву сосредоточены в одном отделе (ст. 76-97), кодификатор специально предусматривает порядок пополнения Судебника новыми законодательными материалами (ст. 98) и т.п.

Новых статей, по сравнению с первым Судебником, в Судебнике 1550 г. насчитывается более 30, третья часть всего Судебника. К наиболее важным нововведениям относились: запрет выдачи тарханных грамот и указание на отзыв уже выданных грамот; провозглашение принципа закон не имеет обратной силы, выраженного в предписании впредь все дела судить по новому Судебнику; процедура дополнения Судебника новыми материалами.

Новыми положениями, явно связанными с государственной политикой Ивана IV, были также: установление строгих уголовных наказаний судьям за злоупотребление властью и неправосудные приговоры; подробная регламентация деятельности выборных старост и целовальников в суде наместников, «судных мужей» в процессе.

Судебник 1550 г. конкретизирует виды наказаний (для Судебника 1497 г. в этом отношении была характерна неопределенность) вводя между прочим новое - тюремное наказание. Новый Судебник вводит также новые составы преступлений (например, подлог судебных актов, мошенничество и др.) и новые гражданско-правовые институты (подробно разработан вопрос о праве выкупа вотчины, уточнен порядок обращения в холопство).

Лекция 5.

Система верховной власти на Руси после нашествия .

Политика покорения мира, провозглашенная основателем Монгольского государства – Чингисханом , стала причиной прихода на Русь монгольских завоевателей. В ходе нашествия под руководством Батыя (внук Чингисхана) 1237-1241гг ., большинство русских земель были разорены и покорены. В 1243г., после похода в Европу, Батый основал в южнорусских степях государство Золотая Орда , в состав которого вошли русские земли.

Распад монгольской империи на ряд гос. образований, соперничающих друг с другом и ведущих междоусобную борьбу, вызвал образование самостоятельного государства Золотая Орда, в состав которой и вошла Русь. Взаимоотношения Золотой Орды с Русью строились на системе военно-политического протектората.

Вассалитет .

Поездки русских князей в Орду за ярлыком на княжение и их участие в военных походах золотоордынских ханов были частью системы политического подчинения русских княжеств Золотой Орде. Орда сохранила внутреннее устройство Руси, присвоив себе право взимания дани и утверждения князей. С формально юридической точки зрения Русь не имела самостоятельного государственного управления в монгольский период. Великий хан Монголии и Китая считался сюзереном всех русских земель.

В процессе освободительной борьбы с татаро-монгольским игом, совершался переход формы русской государственности от системы федерации, возглавляемой великим князем владимирским, к централизованной монархии. В домонгольской Руси было 9 крупнейших земель, управлявшихся разными ветвями Рюриковичей, которые вели между собой борьбу за три общерусских княжеских стола – Киев, Новгород и Галич. Эта борьба была центростремительным фактором, сохранявшим формальное единство русских земель.

Установление ордынской власти прекратило борьбу за эти столы и, более того – мелкие удельные княжества оказались закреплены за определенными династиями, что пресекло возможность легкого продвижения от старшего стола к младшему. Теперь старейшим на всей Руси был установлен великий князь владимирский (в домонгольской Руси он был одним из сильнейших, но не общерусского значения). Именно статус владимирского (с 14в. – фактически московского) князя способствовал стремлению распространить свою власть на все земли, входившие некогда в состав Киевской Руси. В конечном итоге, носитель старейшинства в Русской земле – Владимирский великий князь – становится «самодержцем всей Русской земли».

Великий князь четко вписывался в монгольскую номенклатуру аристократов-беков, управлявших подвассальными территориями различного статуса в составе Золотой Орды, будучи встроен во власть через определенные знаки подчинения: получение ярлыка, выплата дани и т.д. Точно так же в Монголии существовало формальное вручение великоханского ярлыка золотоордынскому правителю, по сути являвшемуся независимым правителем. Хан Золотой Орды считался правителем более высокого ранга, нежели русские князья: он именовался царем, т.е. императорским титулом. Потому-то Иван Грозный – первый венчанный на царство царь, так настаивал на своем титуле, чтобы превзойти европейских королей, встав вровень с императором Священной Римской империи германской нации.



Разрыв традиционных культурных связей с Византией и Европой, предопределило переориентацию на Восток и, соответственно, ориентацию на восточную деспотию как форму государственности. Южные и юго-западные земли начинают подпадать под власть Литвы – образование Малой Руси – Малороссии.

Расширяется поместное землевладение, т.к. масса боярской знати погибла, и их земли князья раздают за службу на правах поместья. Много земель отходило церкви, т.к. церковное имущество не облагалось данью со стороны Орды, и церковь поддерживала объединение Руси. Образуются монастырские вотчины. Появляется термин, относящийся к большинству населения страны: если в Новгороде и Пскове земледельцев продолжали именовать по Русской Правде – смердами, то во владимирской земле – христианами – крестьянами. В это время начинают распространяться барщина и оброк – формы феодальной ренты, т.к. часть налогов шла Орде в качестве дани.

Крестьянство еще имело право перехода от одного владельца к другому. Черносошные крестьяне – «черные земли» – земли государства, казны в лице великого князя Владимирского. Но именно их князья и раздавали боярам, дворянам и монастырям в вотчины. Т.о., число свободных крестьян стремительно сокращалось. Общины стали объединяться в волость – административную единицу. Холопы постепенно становятся безраздельной собственностью господина, которых можно продать, купить, убить.

Приток населения в междуречье Оки и Волги, в земли, окруженные лесами и закрытые другими княжествами от татар (Рязань на юге и Владимир на востоке), на пересечение речных торговых путей, выделил два молодых княжества – Тверское (потомки брата Невского – Ярослава Ярославича) и Московское (потомки младшего сына Невского – Даниила Московского – 1276). С начала 13в. Тверь и Москва вели борьбу за великое Владимирское княжение, ярлык на которое выдавался ханом Золотой Орды (давали тому, кто больше обещал дани). В 1304г. хан выдал Владимирский ярлык на княжение Твери, однако новый хан Узбек, сделавший ислам гос. религией Орды, передал ярлык Москве, т.к. Юрий Даниилович Московский (1303-1325) стал его зятем.

После подавления тверского восстания 1327г., первой силой стала Москва (1332г. – ярлык на Владимир). Узбек передал право сбора дани с русских земель Калите, что позволило Москве богатеть. Калита (1325-1340) получил в наследство восемь городов, но купил Углич, Галич и Белозерск. Калита скупал отдельные села и вотчины в чужих княжествах, присоединяя потом эти куски к Москве. Отсюда новый политический элемент периода раздробленности: система личных великих княжений, закрепленная в духовной Ивана Калиты 1339г., который заложил основы удельно-вотчинной системы управления Русью.

Вся Русская земля считалась коллективной собственностью Калитичей. Каждый из членов рода Ивана Калиты имел право на свою часть этого общего владения – удел. В то же время из любого удела могли выделяться временные земельные пожалования служилым людям – вотчины. Владельцем вотчины при этом продолжал считаться член княжеского рода.

Феодальная иерархия:

Великие князья,

Удельные князья,

Бояре (Боярская Дума),

Наместники (волостели),

Дворяне (дружинники).

Земли делились на княжеские, вотчинные и поместные, государственные (черные). Тем не менее, тогда же Русь была разделена ханом на 4 соперничавших за великое княжество Владимирское великих княжения, дабы не допустить объединения Руси. Лишь в 1392г. одно из них – Нижегородское, было присоединено к Москве, а Тверское и Рязанское – и еще позже.

Помимо всего, на формирование удельно-вотчинной системы несомненное влияние оказало монгольское право и монгольская система властвования. Род Чингисхана обладал властью над всей территорией Великой Монгольской империи, в рамках которой каждый из членов семьи получил свой удел. Законным ханом любой части развалившейся империи, тем не менее, мог стать только чингисид (именно поэтому, не только Мамай, но и Тамерлан держали на формальном троне чингисидов как верховных ханов).

С точки зрения монгольского законодательства власть московского великого князя и других князей основывалась, прежде всего, на ханском ярлыке. Соответственно, признание монголами права династии Рюриковичей на русские княжения, облегчило признание русскими монгольского сюзеренитета. Теперь Рюриковичи управляли своими землями не только на базе генеалогии, но и согласно ханскому пожалованию, что позволяло Золотой Орде в течение длительного времени сохранять контроль над русскими землями, пользуясь известным принципом: «разделяй и властвуй». Следовательно, постепенно на первый план выдвинулся принцип передачи власти от отца к сыну, и это стало психологической основой власти московских князей, которые вскоре перенесли этот принцип с Москвы на великое княжество Владимирское. И сделал это Дмитрий Донской.

3.Великое Московское княжество. В 1359г. московский престол занял Дмитрий Донской (9 лет: 1359-1389). К этому времени уже сложились крупные феодальные центры объединения, и выделился сильнейший – Москва, как политический и территориальный центр.

Личность Дмитрия Донского стала символом возрождавшейся Руси. Именование его в официальных документах говорило о преемственности Киевской Руси: «Князь великий Дмитрий Иванович, внук Иванов, правнук Данилов, праправнук Александров, прапраправнук Ярославль, пращур Всеволожь, прапращур Юрьев, прапрапращур Владимиров Всеволодовича Ярославича Володимиречи, великого нового Константина, крестившего Русскую землю, сродник новых чудотворцев Бориса и Глеба».

8 сентября 1380г. ордынская рать была разгромлена русскими на Куликовом поле , после переправы через Дон на р. Непрядва.

В 1382г. неожиданным ударом Тохтамыш вторгся в русские пределы, сумел обманом взять и сжечь Москву (Дмитрий собирал полки на севере). После этого, Москва согласилась платить дань, а Тохтамыш был вынужден признать, что ярлык на великое княжение Владимирское будет выдаваться только Москве. Умирая, Донской завещал Москву и Владимир своему сыну Василию. Тем самым была восстановлена законная система даннических отношений и ордынской власти. Однако, Дмитрий в духовном завещании указал: «А переменит Бог Орду, дети мои не будут давать выхода в Орду, и который сын мой возьмет дань на своем уделе, то тому и есть».

Постепенно Василий I стал подминать под себя Нижний Новгород, Муром, Суздаль. В 1395г. в ходе нашествия среднеазиатского властелина Тамерлана им был учинен погром Золотой Орды (вторжение на Русь не состоялось). Окончательное объединение Московского и Владимирского княжений означало, что теперь присоединение русских земель к Москве приняло объединительный характер.

Следующей ступенью на пути централизации Русского государства стала феодальная смута второй трети 15в. После смерти Василия I его сыну Василию II Темному было 10 лет. Против него выступил младший сын Дмитрия Донского Юрий Дмитриевич Галичский, претендовавший на московский престол. На стороне Василия выступила вся московская знать, горожане и церковь. На стороне Юрия – коалиция удельных князей и местные бояре. Эпидемия чумы 1425-1427гг. усугубила противостояние.

После смерти митрополита Фотия в 1431г. Юрий приступил к захвату власти. Вместе с ним – его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка, оскорбленные в Москве. В 1433г. московские войска были разбиты Юрием, захватившим престол. Василий получил в удел Коломну, и туда сразу же уехало все московское боярство и дворянство, что вынудило Юрия отказаться от великого княжения.

Однако, феодальная война охватила всю Московскую Русь, что усугублялось нехваткой сил у галичских князей и отсутствием полководческого таланта у Василия II. В 1434г. Юрий снова занимает Москву, но вскоре умирает. Престол занимает Василий Косой, но его братья объединяются с Василием II, сидевшим в Нижнем Новгороде. В 1436г. Косой потерпел поражение и был ослеплен.

На Флорентийском соборе среди прочих церковных патриархов Восточной церкви, русским митрополитом Исидором подписана Флорентийская уния 1439г. об объединении западной и восточной церквей, против чего выступало большинство населения как на Западе, так и на Востоке. Уния – это объединение православной и католической церквей под верховенством Папы Римского. После этого Исидор был в Москве арестован, а затем бежал в Литву.

В 1446г. Василий II был схвачен и ослеплен, получив прозвище Темный. Князь был сослан в Углич, а затем в Вологду. Однако, Москва не приняла сына Юрия – Дмитрия Шемяку в качестве великого князя. В начале 1447г. Василий возвращается на престол. Митрополит Иона призвал Шемяку прекратить противостояние. В 1450г. Шемяка был окончательно разбит и умер в 1453г.

Значение феодальной войны: невзирая на распри между наследниками Дмитрия Донского, процесс объединения Руси под властью Москвы стал необратимым.

Как реакция России на Флорентийскую унию, в 1448г. не константинопольским патриархом, как прежде, а собором русских епископов был поставлен митрополит Московский и Всея Руси – архиепископ рязанский Иона.

Таким образом, именно на период 13-15вв. приходится драматическая борьба отдельных русских княжеств за политическое лидерство в Северо-восточной и Северо-западной Руси. В конце концов, она свелась к соперничеству Великого княжества Московского, Великого княжества Тверского и Великого княжества Литовского. Каждое из них в отдельных эпизодах этой борьбы имело определенные преимущества.

Особенно ожесточенная борьба со стороны Москвы развернулась с Литовско-Русским государством, которое практически воссоздало в своих границах древнерусскую державу, подойдя к рубежам Новгорода и Москвы. Независимость от Орды и большая открытость Западу делали цивилизационную перспективу развития русских земель в составе Литовско-Русского государства достаточно заманчивой, но лишь до определенного предела. В условиях польско-литовской личной унии в конце XIV в. (не говоря уже о позднейшем образовании Речи Посполитой), дальнейшего поворота Литвы и литовской знати от русских духовных, культурных, религиозных ценностей в сторону Польши, католицизма, дискриминации русской верхушки и русского населения именно Москва, взявшая к этому времени верх над Тверью, становится центром притяжения всех национальных русских сил. И медленно, но упорно, борясь и против Орды, и против Литвы, перетягивает политическую чашу весов на свою сторону.

Однако перемещение политического и хозяйственного центра восточнославянских земель в Москву, ее превращение в символ русской государственности, национального суверенитета, Православия имели и далеко идущие негативные цивилизационные последствия. Русская государственность возрождалась в отдаленном периферийном углу Европы, в отрыве от магистральных европейских торговых путей, вдали от морских берегов, т. е. в географических условиях, значительно более неблагоприятных даже по сравнению со Средним Поднепровьем, не говоря уже о странах Центральной и Западной Европы.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода