Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Воскресенская церковь в ашитково. Воскресенская церковь село ашитково Ашитково церковь расписание

Дата публикации или обновления 04.11.2017

Храмы Московской области

Храмы Воскресенского района

Воскресенская церковь. Село Ашитково

История. Воскресенская церковь сооружена на средства купца П. И. Балашова в 1878 г. по проекту В. О. Грудзина.

Церковь кирпичная, с отделкой из белого камня, имеет два придела: во имя свт. Николая и в честь Иверской иконы Божией Матери.

Пятикупольное здание сочетает каноны классицизма с формами псевдорусского стиля.

Обширный притвор соединяет храм с трехъярусной столпообразной колокольней, в архитектуре которой широко использованы национальные мотивы.

В советское время храм закрыли и использовали под зернохранилище. Церковь передана верующим в 1989 г. В настоящее время полностью восстановлена.

От прежнего убранства сохранились три иконостаса с иконами - главный в пять, боковые в три яруса - современны церкви.

Деревянные с крупными формами, они покрыты резьбой и позолочены.

В той же манере исполнена напрестольная сень.

На стенах и сводах сохранилась сюжетная и орнаментальная масляная живопись с обилием позолоты.


Адрес : 140200, Московская обл., Воскресенский р-он, с. Ашитково.

Проезд : от Москвы с Казанского вокзала до ст. Виноградово (71 км), далее автобусом (5 км).

Историческая справка

Строительство церкви Воскресения Христова с. Ашитково было начато в 1875 г. по проекту архитектора В.О. Грудзины на средства и «иждивением купца Платона Ивановича Балашова». 10 декабря (ст. ст.) 1878 г. состоялось освящение построенной церкви Преосвященным Амвросием епископом Дмитровским, викарием Московским.

Потомственный почётный гражданин, купец 1-ой гильдии Платон Иванович Балашов, устроитель храма, долгое время был бессменным старостой храма. «Умер от простуды (80 лет) 13 октября (по ст. стилю) 1915 г. и похоронен при церкви».

Величественный пятиглавый храм с внутренней площадью более 600м 2 , один из самых больших в Воскресенском районе. Храм имеет три престола, стоящих на одной линии: главный - во имя Воскресения Христова, правый - во имя Иверской иконы Божией Матери, левый - во имя Святителя и Чудотворца Николая. По метрическому описанию 1887 года церковь Воскресения Христова с. Ашитково: «Кирпичная с белокаменным цоколем и деталями, она оштукатурена и побелена. Архитектура здания сочетает каноны классицизма с формами псевдорусского стиля». Обширный притвор соединяет храм с трёхъярусной столпообразной, более 40 метровой каменной колокольней, «массивная глава которой перекликается с верхами. «В архитектуре колокольни широко использованы национальные мотивы - двойная арка с гирьками в проёмах звона, венчающие кокошники, аркатура на барабане. Полы в храме дощатые из лиственницы». «На стенах и сводах сюжетная и орнаментная масляная живопись с обилием позолоты». «Сдержанная» архитектура деревянных иконостасов и киотов с иконами – современны церкви. Настенная живопись в храме выполнена восковой темперой по гипсоизвестковой штукатурке.

В 1938 г. храм был закрыт. В 40-х годах в нем было устроено зернохранилище с сушилкой зерна, с ежегодной закладкой более 300 тонн семенного зерна, что продолжалось вплоть до открытия храма в 1989 г.

В начале восстановления храма обнаружилось, что церковная утварь полностью утрачена. Со значительными утратами, требующими реставрации, сохранились: основания престолов, частично: деревянный пол, боковые и входные двери, купола с крестами, иконостас, большие киоты, часть икон. Стеновая живопись из-за плохой кровли сильно пострадала.

19 июля 2015 г. Чин Великого освящения церкви и Божественную литургию совершил епископ Серпуховской Роман.

При храме с 1991 г. организована детская Воскресная школа, а с 1996 г. начались занятия для взрослых.

В храме особо почитаются следующие святыни: 1. Иерусалимская икона Божией Матери, у правого столпа в четверике. До 1917 года её носили Крестным Ходом по селениям Прихода. Традиция Крестного Хода по селениям Прихода восстановлена в 2002 году. Начиная с Недели Всех Русских святых в течении 4-х дней, при большом стечении молящихся совершается Крестный Ход с храмовой обновлённой иконой Божией Матери «Иерусалимская» по селениям Прихода (с. Ашитково, д. Губино, д. Щельпино) с несколькими водосвятными молебнами в каждом селении. 2. Смоленская икона Божией Матери в иконостасе между Главным и Никольским Пределами. На день её памяти (28 июля / 10 августа) ежегодно до 1930 года между с. Ашитково и д. Щельпино устраивали сельскую ярмарку с каруселями. 3. Икона св. мучч. Кирика и Иулитты с северной стороны левого столпа в четверике. Особенно почиталась жителями д. Губино, где летом в период пожаров с иконой выходили на крестный ход.

(Россия, Московская область, Воскресенский район, Ашитково)

Как добраться? На автомобиле в Ашитково можно добраться разными способами. Дорога от г. Воскресенска через Маришкино и Виноградово показалась мне наиболее подходящей. В районе пос. Виноградово нужно пересечь ж/д переезд и проехать по асфальтированному шоссе ещё пару километров.

Для посещения доступна только церковь

Ашитково поражает изобилием старой архитектуры. По сторонам главной улицы села в купах сирени прячутся двухэтажные кирпичные и деревянные дома, щедро украшенные каменным узорочьем и деревянной резьбой, они будто соперничают друг с другом в декоративном убранстве. Многие из них заколочены или брошены. Эти постройки, вероятно, относятся ко времени процветания местной фабрики, её обветшавшее здание можно видеть рядом с шоссе.
Протяжённая улица упирается в некое подобие площади, на которой безраздельно царствует пятиглавая Воскресенская церковь. Храм построен в 1878 г. П.И. Балашовым по проекту архитектора В.О. Грудзины.

Сохранились: Воскресенская церковь, главный дом в парке

Кирпичное сооружение с продольно-осевой композицией сочетает классицистические традиции и национальные мотивы в декоре, особенно ярко выраженные на трёхъярусной столпообразной колокольне. В церкви сохранилось внутреннее убранство — позолоченные резные иконостасы в пять ярусов (центральный), и в три яруса (боковые). Храм действующий. Ещё одной достопримечательностью Ашитково является бывшая усадьба Беков и Ламсдорфов. После долгих расспросов местных жителей удалось выяснить, что имение, раньше занимаемое домом отдыха, теперь пустует. Аккуратно выкрашенные в голубой цвет и надёжно запираемые ворота подсказывали мне что-то иное… Как бы то ни было, за ними, в тиши старинного парка, стоит двухэтажный с боковыми пониженными крыльями господский дом стиля неоклассицизма, возведённый в начале XX столетия. Первым владельцем усадьбы Ашитково и села Михалёво Бронницкого уезда был лейб-медик Императора Павла I — Иван Филиппович Бек. Затем поместье перешло к статскому советнику И.А. Беку.

Гофмейстер, граф А.Н. Ламсдорф, получил его в качестве приданного своей супруги Марии Ивановны, урождённой Бек. Брак этот, в начале такой желанный и трепетный, позднее превратился в настоящие оковы. Мария Ивановна, будучи женщиной поэтичной и возвышенной, тяготилась своим чопорным мужем и его мещанскими взглядами.
Граф С.Д. Шереметев в своих мемуарах писал: «В гр. Ламсдорфе было какое-то ходульное величие и рядом с этим много смешных сторон. Так, на берегу Женевского озера учился он декламации, находя это нужным для своей дальнейшей карьеры. В ранней молодости, ещё в полку, он попал в кружок почитателей А.Н. Муравьёва, но за границей он завел дружбу с мыслителем Навилем и, сохраняя внешнюю связь с православием, духом и стремлениями был вполне протестант. Русский лоск ему был нужен для успеха, он прикидывался ультраправославным и москвичом, а в душе своей ненавидел всё истинно русское. В то время легко было морочить людей и нужно отдать справедливость Ламздорфу: он морочил долго, и морочил многих. В этом человеке под личиною религии и высоких стремлений кроется беспощадная посредственность карьериста школы Бирона. Такие люди процветали при имп. Анне…»




«Унаследовав имение жены Марии Ивановны Ламздорф (урождённой Бек) Александр Николаевич по началу обустроил усадьбу в Ашитково на краю (тогда ещё) деревни, приспособив для этого выкупленные у Ашитковских крестьян Балашовых и Абрамовых участки земли с постройками.
Вскоре, оценив и поняв невозможность полностью приспособить имеющие крестьянские строения для современного дома, граф начинает строительство новой усадьбы на месте сгоревшего к тому времени Хутора на бору доставшего Ламздорфам по наследству от Беков. Взяв за основу известную в то время в высоких кругах усадьбу Е.А. Арсеньевой, (бабушке М.Ю. Лермомтова) построенной в 1818 году, на северо-западе Пензенской волости в деревне Тарханы (в настоящее время Лермонтово), где Беки были завсегдатаями гостями, граф с небольшими конструктивными изменениями практически копируя усадебный дом в Тарханах, строит на месте сгоревшего хутора 2-х этажный усадебный дом, в жёлто-белых тонах. В процессе строительства к основному зданию пристраивают одноэтажные флигеля для зимнего сада и огромный зал для приёма (в годы советской власти зал для приёма использовали как кинотеатр). Большое количество просторных, с высокими потолками и огромными по тем временам окнами комнат, в плане отопления, было учтено ещё до начало строительства, поэтому усадебный дом на редкость получился тёплым и комфортабельным.

Одноэтажный флигель с восточной стороны усадебного дома, где при Ламздорфах располагалась зимняя оранжерея, не дожил до сегодняшнего дня, его за ветхостью разобрали в конце 20 века. В годы советской власти в нём располагалась столовая и игровой зал с бильярдом. С внешней стороны, несмотря на отсутствие некоторых стекол, здание всё ещё напоминает усадебный дом. Кое-где сохранившиеся ещё от старого режима огромные вазоны для цветов придают особое величие выкрашенному в жёлто-белые тона зданию. Издалека создаётся впечатление, что усадьба ещё в полном порядке, что вот-вот приоткроются парадные двери и всё закрутится как век назад: помчатся по лесной графской дороге экипажи, запряжённые резвой тройкой добрых коней; пойдут в крестном ходе служащие Вознесенской церкви с многочисленной публикой, населявшей старинную усадьбу, неся на руках образа святых и необходимый церковный инвентарь. Но подойдя немного ближе начинаешь понимать, что несмотря на статус Федерального владения, всё уже давно кончено, усадьба когда-то принадлежащая семье жившей с девизом „БОГУ ПРЕДАЮ МОЮ НАДЕЖДУ“ доживает свой век» — — писал Н.А. Пеньков.

Наталья Бондарева, фото усадебного дома — Ирина Кирьячкова.

Фото: Воскресенская церковь в Ашитково

Фото и описание

Трехпрестольная Воскресенская церковь в селе Ашиткове – одна из самых больших в Воскресенском районе. Село расположено в нескольких километрах от города Воскресенска и соседствует с деревнями Исаково, Губино, Щельпино, Виноградово. О существовании деревни было известно уже в начале XVII века, а вот первое упоминание о церкви в ней датируется второй половиной XIX века. Этот сохранившийся документ – выданное в 1874 году разрешение на строительство нового каменного храма взамен ветхого. Владельцем Ашитково в то время был граф Александр Ламздорф, отстроивший в деревне усадьбу.

Строительство церкви велось по проекту архитектора Владислава Грудзина при финансовом участии купца Платона Балашова, последний в течение долгих лет оставался церковным старостой и после смерти был похоронен при храме.

Работы по возведению церкви Воскресения Христова были завершены в 1878 году. До того, как у жителей Ашиткова появилась своя церковь, они были приписаны к храму Николая Чудотворца, которая стояла на другом берегу реки Нерская, на местном погосте. В самом имении Ламздорфа была домовая церковь Вознесения, которая после освящения Воскресенского храма была к нему приписана.

Воскресенская церковь была построена на цоколе из белого камня, из кирпича, покрытого слоем штукатурки и побеленного. Сам храм был невысоким, но рядом с ним стояла 40-метровая трехъярусная колокольня. Преобладающим стилем сооружения был псевдорусский с элементами классицизма и ложной готики. Внутри стены были расписаны масляными красками с применением позолоты. При отливке колоколов в бронзу добавляли золото и серебро, чтобы звон был наиболее мелодичным. Иконы для этого храма привозили в том числе и паломники с горы Афон. Два придела церкви были освящены в честь святителя Николая и Иверской иконы Божией Матери.

С конца 30-х годов прошлого века и до конца 80-х здание церкви использовалось как склад зерна. Сейчас это действующий храм с восстановленными резьбой, росписью, колоколами, иконостасами.

Материал подготовлен сотрудниками библиотеки села Виноградово. Все материалы являются собственностью их владельцев.

Нажмите для увеличения

Нажмите для увеличения

Самое раннее упоминание об Ашиткове относится к периоду царствования Алексея Михайловича «Тишайшего». Переписная книга Поместного приказа, хранящаяся в Российском государственном архиве древних актов, сообщает нам, что в 1646 г. в дворцовой волости Гвоздне значится деревня Ощиткова и в ней 5 крестьянских дворов.
Соседние деревни того времени тоже невелики по размерам: Щепенино -5 дворов, Исакове - 2 двора, Дворниково - 4 двора, Хайстово - 2 двора, Залутва -3 двора. После бурных событий Смутного времени Московское государство было крайне разорено.
Названная в Переписной книге Гвоздна в древности всегда была княжеской, а позже - царской вотчиной. Впервые она упоминается в духовной грамоте (завещании) Ивана Даниловича (Калиты) (около 1339 г.). Позднее Гвоздна становится вотчиной великих князей: Семена Ивановича (Гордого), Ивана Ивановича (Ивана II), Дмитрия Ивановича (Донского). Дмитрий Донской перед своей внезапной смертью в 1389 году завещал Гвоздну своему старшему сыну Василию.
В 1389 г. Гвоздна зовется сельцом (небольшим населенным пунктом без церкви), относящимся к волости Брашева (современное село Борщева). Сельцо Гвоздна (и сельцо Ивани) «потягло» (платит прямые подати) к Брашеве -очень древнему и значимому поселению, около которого веками существовал перевоз через реку Москву.
Удел великого князя Василия Дмитриевича (Василия I) по его духовной грамоте был разделен между его женой княгиней Софьей Витовтовной и сыном Василием.
Гекст духовных грамот составлен так, что, если волость наследуется целиком, ее состав в завещании не раскрывается. Отдельные деревни и села из состава волостей указываются только тогда, когда волость дробится среди наследников, или имеются особенности наследования. Гвоздна опять указана как сельцо, поэтому велика вероятность, что во времена Дмитрия Донского местность в районе современных Фаустова, Золотова, Алешина, Исакова, Щельпина, Ашиткова, Губина, Марьинки, Дворникова не заселена.
Великий князь Василий II (Темный), княжил до 1462 г., по его завещанию Гвоздна передана сыну, Ивану III, будущему государю.
В 1462 г. Гвоздна по-прежнему сельцо при волости Брашева, а сельцо не претендует на центр волости. Поселения в нижнем течении реки Мерской пока в княжеских документах не упоминаются, за исключением погоста Устъ-Мерска.
Свое имя река Мерекая (в 12 веке именуемая Мерьска), судя по следам в письменных источниках, «начала менять» в конце 18 века.
Коломенские земли наследовали старшие сыновья князей, претендовавшие на великое княжение, не случайно. Земли в нижнем течении реки Москвы всегда были более плодородны, раньше и лучше освоены, плотнее заселены, а значит - приносили больший доход. Рязанская дорога и река Москва веками считались одними из главных транспортных артерий Московии. Через Коломну и Рязань шел водно-конный путь в Орду, в центр верховного правления русскими княжествами. А до возвышения Москвы вдоль русла Нерской шло торговое и военное сообщение между Рязанью и Владимиром. Этими обстоятельствами объясняется древность и значение двух волостей по левому (Усть-Мерска) и правому (Гвоздна) берегам Нерской.
Иван III нарушил вековую традицию наследования земель и конфисковал в пользу своего двора владения братьев, в том числе и Гвоздну. Царь укрепил власть Москвы, создал большое русское централизованное государство. На печати Ивана III с одной стороны был изображен двуглавый орел, на другой -всадник, дерущийся с драконом, и надпись: «Иоанн, Божьей милостью господарь всея Руси».

Позже, в 17-18 вв. (до 1783 г.) деревня Ашитково находилась в Гвоздинской волости Гуслицкого стана Московского уезда. В 70-х годах 17 века царь Федор Алексеевич основал в селе Бронничи «государеву кобылячью конюшню», преобразовавшуюся в конный завод. Села и деревни Гуслицкой и Гвоздинской волостей Гуслицкого стана, в том числе и деревня Ашитково, передаются в ведение Дворцовой конюшенной канцелярии.
В начале 18 века село Бронницы с тянущими к нему дворцовыми волостями были пожалованы Петром 1 Александру Даниловичу Меншикову, с этого момента впервые ашитковские крестьяне стали помещичьими. В 1727 г., после ареста Меншикова и конфискации его имений, Гвоздинская волость и д. Ашитково возвращаются в ведение Дворцовой конюшенной канцелярии.
По данным 2-й ревизии податного населения в 1745-1747 годах в деревне Ашитковой 11 дворов, в которых проживало 42 души мужского пола (женщины в ранних переписях не учитывались).

Нажмите для увеличения

Нажмите для увеличения

Хотя фамилий у местных крестьян в 18 веке, за редким исключением, еще не было, по материалам более поздних переписей и церковных метрических книг удалось установить, чьи дальние родственники жили в Ашиткове при царице Елизавете Петровне. Это предки Мочалиных (со второй половины 19 века фамилия трансформировалась в Мочаловых), Волковых, Абрамовых, Балашовых, Котеревых, Касаткиных.
Павловых в середине 18 века в Ашиткове, похоже, еще не было. Родоначальник всех ашитковских Павловых впервые упоминается в ревизской сказке 1796 года и, вероятно, переведен сюда из другой деревни. Звали его Павел Михайлов (1749-1810), было у него в том году два сына: Никита большой (23 года) и Никита меньшой (17 лет). От имени этого крестьянина и произведена фамилия ашитковских Павловых.

В 1562 г. царем Иваном IV был издан указ о наследовании княжеских вотчин по прямой нисходящей линии. В случае отсутствия наследников вотчины отписывались в дворцовое ведомство. В результате возникли государевы дворцовые волости, куда вошла и Гвоздна.
Рядом с поселком Белоозерским на южной оконечности д. Юрасово сохранилось старое православное кладбише. До 1960 года на краю кладбища стояла деревянная Космо-Дамиановская церковь(в 1960 г. церковь сгорела). Здесь когда-то и находилось сельцо Гвоздна, а позже - - одноименный погост - центр Гвоздинской волости. Об этом свидетельствует множество архивных документов.
Названия волости, сельца и погоста Гвоздна (в писцовой книге 1577 г. встречается название «Гваздна») происходят или от древнеславянского слова гвозд - «лес», или от слова гвазда - «грязь, топь» (у С.И. Ожегова: гваздаться -пачкаться, грязниться). И то, и другое толкования имеют право на существование. В древности по левому берегу, Москвы-реки простирались глухие леса. Как известно, заселение Русской равнины шло по рекам, поэтому наиболее древними считаются гидронимы - названия рек, озер и всего, что с ними связано. Наиболее вероятно, что название местности определилось или близостью к реке строевого леса, или наличием болотины на месте старой излучины Москвы-реки.
Не исключено также, что название место получило от кузницы, мастерской, где изготавливали гвозди. Такие кузницы в старину называли гвоздильнями, гвоздарнями. Смущает только, была ли потребность в гвоздях в этой местности, ведь значительных населенных пунктов рядом с Гвоздной в древности не отмечается.
По четвертой ревизии 1781-1782 годов в деревне Ашитково было 13 дворов, 35 душ мужского и 58 душ женского пола.
В 1783 г. по указу императрицы Екатерины II село Бронницы становится городом и одновременно - уездным центром. В Бронницкий уезд вошла и Гвоздинская волость с деревней Ашитково.
В 1796 г. император Павел 1 именным указом пожаловал штаб-медику своего двора большое поместье (1500 душ крестьян) в Бронницком уезде Московской губернии. Поместье получил известный в те времена и всеми уважаемый тайный советник и «доктор медицины и хирургии» Иван Филиппович Бек.
В состав пожалованного имения вошли: сельцо Михалево, деревни Фомино, Никулино, Забусово, Юрасово, Золотово, Алешине, Исакове, Щельпино, Ашитково и Губино. При Беках были образованы еще три деревни: Ивановка, Александровка и Надеждино. Обратим внимание, что села Фаустова в составе владений Бека нет.
Место для господского дома Иван Филиппович Бек решил выбрать недалеко от Бронниц, на красивом левом берегу реки Москвы, в Михалеве, получившем при Беках второе название - сельцо Беково. В Михалево со временем переместился и центр одноименной волости.

Нажмите для увеличения

В деревне Ашитково в 1796 г. было 14 крестьянских дворов, в которых проживало 56 душ мужского и 65 женского пола. Ашитковские крестьяне в начале 19 века жили небогато, работали на себя и на помещика, занимались земледелием, заготовкой сена, извозом, рыбалкой, охотой, держали домашнюю скотину. Здешние земли бедные, поэтому все более значимым становится надомное ткачество, наиболее крепкие и предприимчивые семьи заводят у себя раздаточные конторы, где выдают надомникам нитки, а принимают готовую ткань нанку и тик, робко пока еще строят домашние красильни и пропиточные цехи - каландрии.

Ашитковские жители до 1878 г. в церковь ходили за реку. Там, на высоком берегу Нерской, находился погост Николы Нерского, стояла старинная деревянная церковь Святителя Чудотворца Николая. По преданию это место было отмечено царем Федором Алексеевичем, охотившимся в этих местах и повелевшим поставить на склоне крутого холма (коренного берега Нерской) часовню. В ведомости о церкви сообщается, что церковь построена в 1767 году тщанием прихожан. В 1886-1889 годах к деревянному зданию на деньги прихожан (в основном, ашитковских) пристроены два теплых каменных придела и величественная колокольня.
Старицу Нерской под холмом вдоль дороги на Пуково старожилы Ашиткова называли «Иордань». Это отголосок того далекого прошлого, когда здесь, на еще не заросшем русле реки, священниками церкви Николы Нерского совершался обряд крещения.

Нажмите для увеличения

Нажмите для увеличения

После смерти Александра Ивановича Бека поместье, куда входило и Ашитково, было поделено между двумя его внучками Верой и Марией. Мария Ивановна фон Бек, дочь рано умершего поэта И.А. Бек и княгини М.А. Вяземской, в очень молодом возрасте по любви становится женой графа Александра Николаевича Ламсдорфа (1835--1902). Ламсдорфы (Ламбсдорфы) Старинный род, происходящий из Вестфалии, в начале 15 века переселившийся в Прибалтику. Дед Александра Николаевича Матвей Иванович (1745 - 1828) с 1764 г. на российской службе, дослужился до генерал-поручика, в 1800 г. ему доверили воспитание великих князей Николая, будущего царя Николая I, и Михаила

Павловичей. Матвей Иванович пользовался особым благорасположением императрицы Марии Федоровны, в 1817 г. он возведен «нисходящим потомством в графское Российской империи достоинство», с 1822 г. - член Государственного совета.
Отец Александра Николаевича - Николай Матвеевич (1804 - 1877), генерал- лейтенант, участник русско-турецкой войны 1828-29 г.г. и подавления Польского восстания 1830-31 г.г., с 1837 г. директор Лесного и Межевого института, в 1843-51 г.г. управляющий, а затем директор Лесного департамента.

Дядя Александра Николаевича - Константин Матвеевич, поручик лейб-гвардии Семеновского полка, в 26 лет погиб под Бородиным в августе 1812г.

Младший брат - Владимир Николаевич (1844 - 1907) в 1862 г. окончил Пажеский корпус, служил на разных должностях в Министерстве иностранных дел, пройдя путь от переводчика и делопроизводителя (1866-1875) до министра иностранных дел (1900- 1906). Обладал огромной работоспособностью, пользовался поддержкой и покровительством министра финансов С.Ю. Витте, оказал большое влияние на формирование российской внешней политики.

Во 2-й половине 19 века в России наблюдался промышленный подъем. После отмены крепостного права в 1861 г., крестьяне платили помещику выкуп и становились от него относительно независимыми. Дворянские и графские поместья давали все меньшие доходы, а промышленная деятельность, наоборот, становилась все более привлекательной.

Наверное поэтому гордый граф, в роду которого были в основном государственные служащие, решил попробовать себя на хозяйственном поприще. Первым делом Ламсдорф решил позаботиться о постройке усадьбы в полученном в наследство имении. Выбор пал на Ашитково, приятно сознавать, что чем-то приглянулась графу наша деревня в середине 19 века.
Ламсдорфом в 1871 г., еще до завершения наследственных дел (а в права наследства граф с детьми вступили только в 1876 г.), на имя своих детей Николая, Павла, Дмитрия и Марии у ашитковских крестьян Балашовых был куплен участок земли в 1 десятину (1,1 га) с находящимся на нем 2-х этажным каменным домом. В советское время в этом доме клуб, библиотека, фабричные квартиры. Через 3 года граф прикупил еще 2 участка земли по 1200 кв. сажень (по полгектара) у братьев Абрамовых.
Два маленьких деревянных дома крестьян Андриана и Агапа Абрамовых стояли рядом с 2-х этажным каменным домом Балашовых, справа от него.

От ближайшей железнодорожной станции Фаустово к ашитковской усадьбе графа через лес мимо «хутора на бору» была проложена грунтовая, обрытая кюветами дорога. Старожилы до сих пор называют ее «графской», она постепенно зарастает, поскольку с конца 19 века к дороге не прикасалась рука хозяина. «Хутор на бору», доставшийся графу в наследство от Беков, в то время состоял из двух небольших одноэтажных деревянных флигелей и двух домиков для дворового люда.

Нажмите для увеличения

С постройкой усадьбы графа Ламсдорфа небольшая деревня Ашитково стала волостным центром. Отмена крепостного права пробудила у местных крестьян хозяйственную инициативу: люди начали интенсивно заниматься сначала ручным надомным, а потом машинным промышленным ткачеством, отделкой и продажей тканей.
Начиная с 70-х годов 19 века здесь на средства зажиточных местных крестьян ведется большое строительство: строятся жилые двухэтажные дома с «духовым» отоплением, красивая церковь Воскресения Христова с богато украшенным резным иконостасом, дорогими заказными иконами, колоколами общим весом 1500 пудов (главный колокол весил 707 пудов).

Нажмите для увеличения

Возникают раздаточные конторы для ткачей-надомников, лавки, строятся каландрии, красильни, а на окраинах села - - поля фильтрации для красилен.

С 1861 по 1910 г. в Ашиткове построено 75 жилых, в том числе 26 двухэтажных, и 35 промышленно-производственныз зданий. В селе работает ежегодно от двухсот до трехсот строительных рабочих: плотников, каменщиков, штукатуров, маляров, печников, землекопов. Большое количество возчиков возят строительные материалы: лес, камень, кирпич, известь, кровельное железо, песок, глину, дрова.
В Ашиткове с образованием волости было построено здание волостной управы с холодным карцером, или как в народе метко называли - «расправы». Позже, сразу после смерти графа, управа-расправа со всеми хранящимися там документами сгорела, но была отстроена вновь. В советское время здесь размещалась детская врачебная консультация.
Строительство в Ашиткове поддерживалось местными «полевыми» кирпичными заводиками. Один из них располагался у леса на краю Климовки.

В 1875 г. в Ашиткове построена первая школа - 3-х классная начальная на 50 мест, в 1877 г. в связи с постройкой храма Воскресения деревянную школу передвинули ближе к дому Абрамовых, а в 1910 - за ветхостью разобрали, поставив на этом месте кирпичное здание церковно-приходской школы, сохранившееся до настоящего времени.

В с. Ашитково усадьба графа просуществовала 10 лет, в 1881 г. участок земли вместе с домом были проданы за 100 тыс. руб. ашитковскому крестьянину Андрияну Трифоновичу Павлову, который позже построит здесь на окраине села ткацкую фабрику. На месте

Нажмите для увеличения

Нажмите для увеличения

сгоревшего «хутора на бору» Ламсдорф отстроил новую усадьбу с парком и зимним садом, хозяйственными постройками и домами для прислуги. Позже (1899-1900) в имении графа строится и освящается домовая Вознесенская церковь, приписанная к ашитковской церкви Воскресения. Территория вокруг усадьбы обносится кованым металлическим забором, благоустраивается, сосновый лес тщательно очищается от валежника, лиственного подлеска и очень строго охраняется от порубок, в лесу устраиваются круговые дорожки для катания на лошадях, которые можно проследить и сейчас.

По ходатайству Александра Николаевича на железной дороге в 1882-83 г.г. построен полустанок, получивший название Ашитково, переименованный в 1923 г. в ст. Виноградове, в память о начальнике станции Сергее Ивановиче Виноградове. От полустанка граф через лес

Нажмите для увеличения

Нажмите для увеличения

проложил железнодорожную ветку до своего имения. Песок на подсыпку ж.д. полотна возили на подводах крестьяне соседних деревень с песчаного пригорка в лесу. Так образовался любимый детворой губинский овраг. По трассе некогда существовавшей ж.д. ветки сейчас проходит прямая как стрела дорога от Виноградова в сторону Губина.
Железнодорожная ветка была подведена к построенному близ имения пивоваренному заводу. Завод заработал, рядом в лесу были разбиты делянки для выращивания хмеля.
В 1893 г. Строительное отделение Московского губернского правления разрешило графу построить «на 67 версте гл. линии Московско-Казанской ж.д. близ остановочного пункта Ашитково... мукомольную мельницу на 3 постава и сенопрессовальню на 2 пресса с паровыми двигателями». В лугах были проведены обширные мелиоративные работы, закуплены и посеяны многолетние продуктивные кормовые травы.
Однако развернуться по-настоящему Ламсдорфу в Ашиткове помешали какие-то обстоятельства: может быть, нездоровье графа (он умер в Ашиткове в феврале 1902 г.) или неумение вести хозяйственные дела в условиях тогдашней России. Пивоваренный завод оказался убыточным во многом по причине воровства пива. Мукомольней, построенной у станции, в начале 20 века уже владеет военное ведомство.
Семья его сиятельства графа Александра Николаевича Ламсдорфа за счет предпринимательства в Ашиткове не разбогатела, в 1906 г. умирает сын графа, а его дочь, графиня Мария, доживает в имении до революции, лишается всего и, по преданию, сходит с ума.

После Октябрьской революции, Ашитково, будучи волостным селом с действующим Воскресенским храмом вплоть до 1929года оставалось центром волости. Национализированные фабрики и дома, принадлежащие до революции семьям, сыгравшим важную роль в развитии волости, фамилии которых (Павловы, Балошовы, Котеревы, Гусевы, Абрамовы) благодаря внукам и правнукам сохранились до наших дней, новая власть использует для собственных нужд. Огромное материальное наследство, доставшее советам от прежнего режима в первые годы советской власти (вероятно по причине неумения вести дела) не давало положительных результатов. Зато приобретённый после октябрьской революции опыт как отобрать и поделить подталкивал рабоче-крестьянские инспекции искать новые жертвы для пополнения казны молодого государства. Богатое хорошо отлаженное хозяйство, принадлежащее церковной общине Воскресенского храма воспитавшей немало верующих получивших известность далеко за пределами Ашитковской волости, в первые годы советской власти оказалась не по зубам рабоче-крестьянским инспекциям молодого государства. Уже при советской власти, в 1917-1920 годах, Воскресенская церковь села Ашитково продолжает рекомендовать своих воспитанниц в монастырские обители для служения вере в Христа.

Нажмите для увеличения

Послушница Александра (урожденная Абрамова Александра Николаевна), родилась в 1892 году в крестьянской семье, села Ашитково Московской губернии. В 1919 году получив необходимые рекомендации, поступила в обитель "Ново-Алексеевского женского монастыря ", основанного в Красном Селе рядом с Крестовоздвиженской церковью в 1837году. По традиции в обители располагались золотошвейная и иконописная мастерские. У стен монастыря находились усыпальницы с постоянно горящими лампадами, многих известных фамилий. В период с 1887 по 1891 года на территории монастыря был построен храм Всех Святых. Анализируя старые фотографии Ново-Алексеевского монастыря, можно суверенностью сказать, что при строительстве Всехсвятского храма использовались мотивы русского зодчества, выполненные из красного кирпича. В годы советской власти Ново-Алексеевская обитель разделила судьбу многих тысяч монастырей разбросанных по всей России. В 1924 году обитель закрыли для верующих, а спустя два года разрушили. Фамильные усыпальницы снивелировали для строительства автомагистрали. Здания Храмов с многовековой историей использовали для различных хозяйственных нужд. Послушница Александра, в месте с последней игумнией обители в Красном Селе Марией Преженцовой, не найдя в себе сил отказаться от веры в Христа, одна из немногих осталась жить в монастырском здании после его закрытия новой властью. В конце 1930 года по обвинению в "антисоветской агитации"Александра Николаевна была арестована и осуждена на три года ссылок. Дальнейшая судьба неизвестна.

Нажмите для увеличения

Нажмите для увеличения

Село Ашитково, находясь в лесном массиве, на коренном берегу реки Нерской не имея свободных земель, полностью было ориентировано на ткачество. Октябрьская революция, разделившая крестьян на белых и красных, в первые годы советской власти не дала ожидаемых результатов. Борьба с богатством привела к полному обнищанию крестьян. Вследствие чего положение правящей в России коммунистической партии стало стремительно ухудшаться. Ткацкая мануфактура Павловых, доставшая советам, (переименованная в Красный октябрь, вероятно в силу разрыва сложившихся десятилетиями отношений) не приносила доходов. Аналогичная картина наблюдалась и в соседних волостях Московского уезда. Анализируя сложившуюся ситуацию, советы отказываются от политики военного коммунизма, заменив её на десятом съезде РКП в 1921 году, новой экономической политикой НЭП. Получив таким образом экономическую свободу, трудолюбивые крестьянские семьи за короткий период существенно смогли улучшить благосостояние своих семей. Наряду с ткачеством в тридцатых годах в селе процветает торговля, многие семьи, имеющие выездных лошадей, занимаются частным извозом. Таким образом, уже к концу 1924 года наметилось новое расслоение, поделившее в конце двадцатых годов крестьянские семьи на бедных, середников и кулаков.

Нажмите для увеличения

Нажмите для увеличения

Почувствовав от частного предпринимателя внутреннюю угрозу, советы уже в 1929 году вступают во временной период сплошной коллективизации. Земли, завоёванные отцами и дедами, отходят вновь образованному в селе колхозу имени Культурной революции. Всех, кто не желал разделить судьбу бедных ограничив в избирательных правах, облагали непосильными налогами. В первые годы коллективизации отказаться от нажитого непосильным трудом имущества смогли лишь чуть более десяти процентов крестьянских семей. Аналогичная картина наблюдалась и в соседних волостях Бронницкого уезда. Веками сложившийся образ жизни, вера в бога, действующий Воскресенский храм, всё это, по мнению партийного, руководства и являлось тормозом колхозному движению. Приобретённый во времена Октябрьской революции опыт внутренней борьбы очередной раз пригодился советам и в борьбе с церковью. Основной удар как следовало, и ожидать был нанесён уездному городу Бронницы, его святыни - старинному собору Михаила Архангела. В конце тридцатых годов на площади возле храма установили памятник Владимиру Ильичу Ленину. После чего, усилив антирелигиозную пропаганду в учебных заведениях и обьеденив в начале сороковых годов в своих рядах комсомольские ячейки советы вступают в период гонений на церковь. Так в 1931 году советы устраивают показательное закрытие православного Михаилоархангельского собора основанного в Бронницах ещё в первой половине 15 века. (После закрытия в здании разместился архив. Вновь передано верующим в 1990 году. Сейчас является главным храмом Бронницкого благочинного округа). На процедуру закрытия главной святыни в городе Бронницы были направлены и группы активистов из деревень Ашитковского района, которые в последствии регулярно принимали участия в митингах на главной площади города. Сороковые года двадцатого столетия были особо трагичны для верующих прославлявших веру в Христа. Многие тысячи храмов разбросанные по всей России были унижены и поруганы. По стране прокатилась машина, под колёсами которой оказались миллионы ни в чём неповинных сынов и дочерей.

Выровняв репрессиями и сплошной коллективизацией благосостояния крестьянских семей и имея бесчисленное множество дешёвой рабочей силы сконцентрированной в лагерях, разбросанных по всей России, молодое государство приступает к формированию общества с новыми ценностями.

Нажмите для увеличения

Нажмите для увеличения

В национализированных домах открываются дошкольные учреждения. Во вновь образованных советами районах сменивших волости и уезды организовываются механизированные бригады, которые начинают обслуживать колхозы окрестных деревень. В селе Ашитково правление МТС расположилось в двухэтажном здании, напротив правления колхоза имени Культурной революции, находившееся к тому времени на первом этаже здания, в котором до октябрьской революции находилась волостная управа. Под руководством Павловой Александры Васильевной правление колхоза имени Культурной революции в середине тридцатых годов принимает решение о расширении пахотных земель. На отвоёванных у лесов землях начинают выращивать овощные культуры длительного хранения. Село Ашитково и деревня Губино, находясь в шаговой доступности, друг от друга, развивались как одно поселение. Наличие рабочих мест на ткацких мануфактурах Красный октябрь и Пионер, общественный труд в колхозах, совместные дошкольные детские заведения, школы, спортивные праздники, всё это к концу тридцатых годов сплотило крестьянские семьи. Воспользовавшись сложившейся ситуацией, в 1938 году партийное руководство Виноградовского района принимает решение о закрытии Воскресенского храма в селе Ашитково.

Нажмите для увеличения

(После закрытия в храме устроили зернохранилище). По рекомендации партии Александра Васильевна Павлова назначается председателем Губинского сельского совета, находившего в то время в здании семьи Ивановых. Не спокойная мировая обстановка вызванная фашизмом уже во всю шагающего по европейским странам заставляла всё чаще и чаще задумываться власти на всех уровнях о грядущей войне. В конце тридцатых годов в селе Ашитково и деревне Губино, силами военных комиссариатов регулярно проводятся обучения мужчин призывного возраста обращению с оружием. Надеясь на мощь современного по тем временам оружия, мужчины с удовольствием принимают участия в спонтанных ликбезах проводимых зачастую на деревенских подворьях.

Нажмите для увеличения

В учебных заведениях вводится обязательный предмет, обучающий учащихся обращению с оружием. Всем было понятно о неизбежности войны с фашисткой Германией, но никто не мог предположить, что грядущая война затянется на долгие четыре года, принеся в каждую Ашитковскую семью боль и горечь. Имена и фамилия уроженцев села Ашитково отдавших свои жизни в годы ВОВ за светлое и мирное будущее навсегда застыли на мраморных плитах памятника установленного в семидесятых годах возле Воскресенского храма села Ашитково.
Победив, в самой кровавой в истории человечества войне, истосковавшийся по мирной жизни народ начал восстанавливать разрушенное войной народное хозяйство. Уничтоженный за военные годы лес, увеличил площадь пахотных земель колхоза имени Культурной революции.

Нажмите для увеличения

На отвоёванных таким образом у лесов землях начинают возделывать картофель и овощные культуры длительного хранения. Возросший ещё в годы ВОВ спрос на ткацкую продукцию вернул селу Ашитково статус промышленного села. В пятидесятых годах часть пахотных земель отходит под строительство вновь образованных улиц, а всё что осталось, отходит

Нажмите для увеличения

Нажмите для увеличения

Щельпинскому колхозу имени Тимирязева. В доставшихся от старого режима фамильных домах открываются больница, промкомбинат по пошиву одежды, почта, приют для осиротевших детей. Для проживания иногородних в селе строятся жилые бараки, для строительства которых разобрали деревянный храм Пресвятой богородицы с Пятницким пределом, что на урочище Захаровка (1 км. Севернее деревни Губино). Всё что не смогли увести сневилировали бульдозером, навсегда похоронив под грунтом многовековую историю селения на берегу и сейчас протекающей возле урочища реки Захаровки.

Развивающая после войны огромными темпами промышленность, требовала с каждым годом всё больше и больше рабочих рук. Недостаток рабочих, частично восполняли деревенские женщины и молодые мамы находящиеся в отпусках по уходу за детьми. В семьях без стариков, (выполняющих роль нянек), детей с трёхмесячного возраста приходилось отдавать в Ашитковские ясли-интернат, которые воспитали не одно поколение после военной детворы. Приобретённый за годы ВОВ опыт политического воздействия на общество сыграл огромную положительную роль в воспитании послевоенных поколений.

Нажмите для увеличения

Нажмите для увеличения

Стремление создавать и строить, помогло народу в короткие сроки восстановить разрушенное войной народное хозяйство. Строительство нового общества, вместе со спортивным образом жизни, подкреплённый постоянно проводимыми соревнованиями по всевозможным видам спорта, наполняло жизнь молодёжи небывалым энтузиазмом и стремлением к победе. Во всех подразделениях силами партийных и комсомольских организаций проводились всевозможные виды социалистических соревнований. Творческие коллективы, имея на своём вооружение национальные музыкальные инструменты постоянно удивляли завоевавший победу народ своими новыми проектами.

Нажмите для увеличения

В каждом подразделении независимо от формы собственности имелись спортивная команда, хор, добровольная пожарная дружина. Ткацкие мануфактуры Красный октябрь и Пионер, будучи одними из крупных предприятий Виноградовского района имели в своём штате театральную труппу и народный хор которые постоянно давали различные представления и концерты в усадьбе Ламздорфа ставшей к тому времени культурным центром. В начале пятидесятых годах на реке Нерской, была построена вышка для прыжков в воду, после чего регулярно стали проводиться соревнования по водным видам спорта. Не смотря на то, что кресттьянекие семьи обложенные после ВОВ огромными натуральными налогами с трудом справлялись с налоговым бременем, жизнь с каждым прожитым после войны годом становилась всё более интереснее. В деревнях и сёлах Виноградовского района всё чаще начинают задумываться о повышении уровня образования крестьянских семей.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода