Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

В каких странах исповедуют буддизм? Буддийские святые места - север индии.

В системе жизненных приоритетов современного человека материальные ценности занимают главенствующие позиции, из-за чего в жизни духовной постепенно образуется пробел.

Кто-то не придает этому совершенно никакого значения, а кто-то всеми силами пытается этот пробел восполнить, а потому, планируя свой отдых, начинает интересоваться не звездностью отеля и не наличием системы all inclusive, а турами, которые относятся к категории так называемого «религиозного туризма ».

Виды религиозного туризма

Религиозный туризм подразумевает под собой посещение мест, сыгравших важную роль в становлении или развитии какой-либо из мировых религий, при этом цели таких посещений могут быть совершенно разными, в зависимости от чего в этом виде отдыха и выделяется две разновидности туров - паломнические поездки и религиозные туры экскурсионно-познавательной направленности.

Последние идеально подойдут тем, кого к святыням ведет жажда новых знаний, кто воспринимает религиозные объекты скорее как памятники культуры и истории, чем как место поклонения. А вот паломником может стать только тот, для кого первостепенными являются религиозные чувства.

При выборе наиболее подходящего вам вида религиозного туризма стоит также учесть тот факт, что в паломнических поездках вы можете столкнуться с довольно суровыми условиями проживания - местом, где вас разместят, может стать и аскетичная монашеская келья, и палаточный лагерь. Та же самая история и с едой - меню, как правило, не блещет разнообразием блюд, особенно если ваша поездка совпадет с днями какого-либо поста.

Поэтому если вы хотите не только новых впечатлений, но и привычного комфорта, то вам стоит крепко задуматься, сможете ли все-таки примерить на себя звание паломника.

Кстати, «паломником» путешественника, идущего поклонится религиозным святыням, справедливо называть только по отношению к православным христианам. В католической Европе таких путешественников называют «пилигрим». В исламе подобное явление называется «хадж», в буддизме посещение мест, связанных с жизнью Будды, а также других святых и величайших мастеров этой религии, обозначается словом «кора».

Основные направления

Для каждой из основных мировых религий можно выделить свои направления религиозного туризма. Однако, есть на нашей планете уникальное место, город, где в самом ближайшем соседстве сосредоточены святыни христианства, ислама и иудаизма - израильский город Иерусалим.

Евреи, прибывшие сюда первым делом идут к Стене Плача, единственному уцелевшему фрагменту древнего комплекса Храмовой горы, где находился Иерусалимского храм, главная святыня иудаизма. Давнюю утрату этого символа былого величия Израиля евреи оплакивают здесь до сих пор, но в то же время здесь они молятся о возрождении и процветании единой страны для еврейского народа.

Для христиан Иерусалим является местом, где случились основополагающие для этой религии события - Распятие Хритово и Воскресение Господне. В целом же в этом городе и на прилегающих к нему территориях находится великое множество христианских святынь, а потому для приверженцев этой самой многочисленной мировой религии Иерусалим является самым священным местом на всей земле.

Мусульмане посещают в Иерусалиме восьмиугольную мечеть Купол Скалы, где остался след ног пророка Мохаммеда и где в одной из опор, согласно преданию, хранятся волосы из его бороды.

Таким образом, город трех религий для двух из них является главенствующим, и только для мусульман первостепенными все же являются священные города ислама Мекка и Медина.

Хадж сюда обязателен для каждого правоверного, причем посещение Мекки и Медины будет считаться хаджем только за десять дней до праздника Курбан-Байрам при условии, что за это время мусульманин выполнит все предписанные в Коране ритуалы.

В Мекке находится главная мечеть мусульманского мира Аль-Хараам и святилище Кааба, а в Медине - могила пророка. Также важные святые места ислама находятся в Стамбуле, Дамаске, Багдаде, Каире и Дели.

Однако, как быто ни было, Западная Европа все-таки является оплотом католицизма, форпост которого находится в Риме, в Ватикане, но по большому счету католические святыни можно встретить практически в любом городе современно Евросоюза.

Что касается буддизма, то в этой религии считается, что тело Будды после смерти было кремировано, а пепел разделен на 8 частей и помещен в ступы, которые сегодня находятся в 8 разных местах. Из них-то и выделяют четыре наиболее почитаемых - в Непале, в городе Лумбини, и Индии , в Бодхгае, Кушинагаре и Сарнатхе. Крупные буддийские центры также есть на Тибете, в Лхасе, самая большая статуя Будды находится в японской Наре. Кроме того буддисты часто посещают Шри-Ланку , Таиланд , столицу которого, Бангкок, даже зовут городом ангелов, Индонезию и Камбоджу , а в России, в Калмыкии, находится крупнейший буддийски храм Европы.















Ты подчинил силы зла, что другие не могли одолеть;
Твое величественное тело подобно горе золота.
Перед тобой я простираюсь, о царь Шакьев!
Вначале ты развил Бодхичитту, устремление к Просветлению.
Затем ты довел до совершенства два накопления – заслуг и мудрости,
Став единственным спасителем несметного числа существ этой кальпы.
Тебе я возношу сердечные молитвы.

Существует три типа паломничества: обычное, высшее и наивысшее. В наши дни многие совершают паломничество, однако большинство делают это торопливо и неорганизованно. Печально осознавать, что польза от таких посещений для этих людей крайне мала и совершенно несоизмерима с теми трудностями, которые им приходится преодолевать, чтобы добраться до этих мест. Некоторые совершают паломничество лишь для того, чтобы отдать дань традиции, совершенно не понимая их значения. Паломничество такого рода ― это лишь пустая трата средств без какой-либо пользы.
Дорогие моему сердцу друзья сочли, что будет полезно написать путеводитель по всем основным святым местам буддизма. Следуя их совету, я привожу их список:

Намдрак-дронг ― место, где Будда оставил жизнь домохозяина и стал монахом.

Варанаси ― место первого поворота Колеса Дхармы.
Гридхакути ― место второго поворота Колеса Дхармы.
Вайшали ― место третьего поворота Колеса Дхармы.

Шравасти ― место, где Будда на протяжении 25 лет проводил летнее затворничество, дабы победить последователей небуддийских учений.
Санкансья ― место, куда Будда вернулся, проведя одно лето в Раю тридцати трех божеств и разъяснив своей матери три категории Учения.
Каушамби ― место, куда Будда был приглашен министром, известным на тибетском как Дангчен, и где он провел один год.
Кушинагар ― место, где Будда скончался и вошел в Махапаринирвану.

В тексте «Агама-кшудрака» (тиб. lung phran tshegs) Будда говорил: «После того как я умру, праведные мужи и женщины должны посещать и помнить эти четыре великих места и соответствующе проводить свою жизнь. Эти четыре места: место, где родился Будда; место, где он достиг Просветления; место, где Будда повернул Колесо Учения, открыв двенадцать звеньев взаимозависимого происхождения; и место, где Будда ушел в Махапаринирвану.
О бхикшу! После того как я умру, найдутся те, кто станет обходить ступы по кругу, совершать простирания, петь молитвы, и у кого будет вера в меня, они и обретут рождение в высших мирах».
Подобные изречения Будды можно найти и в других сутрах.
Четыре других места, равных по значимости: Наланда, благословенное место, дарующее долголетие; Шравасти, место, где были побеждены последователи небуддийских учений; Санканшья, место, куда Будда сошел из Рая тридцати трех божеств, и, наконец, Раджгир, место примирения. Таковы восемь великих святых мест буддизма, непосредственно связанных с жизнью Будды Шакьямуни.

БОДХГАЯ

Я простираюсь пред тем,
Кто, желая обрести плоды непостижимых усилий,
Сел под деревом Бодхи в Магадхе.
Приняв позу лотоса, ты достиг Просветления,
Дабы стать высшим Буддой.

В Индии это место известно под именем «Бодхгая», а в Тибете ― под названием «Дордже ден». Оно находится в штате Бихар в предместьях города Гая.

После шести лет аскезы на берегах реки Ниранджаны, Будда отправился в Бодхгаю и сел под деревом Бодхи, где и достиг Просветления.
1. Считается, что Ступа Гандола, находящаяся в Бодхгае, была воздвигнута младшим сыном брахманки по имени Заса. Также говорят, что ее построил царь Ашока. Вершина ступы была построена Нагарджуной. В эту ступу были заложены некоторые из реликвий Будды. Кроме того, считается, что стена вокруг этой ступы была воздвигнута Нагарджуной. Говорят, что в верхнем ярусе есть трон, предназначенный для знаменитой статуи Будды Шакьямуни из Лхасы.
2. К югу от этой ступы находится широкий четырехугольный двор, где некогда была разбросана трава, которая служила Будде подстилкой.
3. К востоку от этой ступы расположена другая белая ступа, похожая на Ступу Гандола. На этом месте Будда лучами, исходящими изо рта, сжег дотла все деревья баньян, которые были ненастоящими. По этой причине это место называют «Гандолой, испускающей лучи света».
4. Направо от ступы располагается храм богини Тары. Небольшую статую Тары в нише считают той самой статуей, с которой разговаривал учитель Атиша в Бодхгае.
5. Озеро к югу от главной ступы считается местом обитания царя нагов, по-тибетски называемого Тангзунгом. Говорят, что Будда пребывал здесь семь дней. Это место считается наиболее священным, так как небо над ним непривычно долго оставалось затянутым облаками. Напротив спуска к озеру, чьи берега закованы в камень, стоит колонна Ашоки.

6. Также напротив главной ступы можно увидеть мандалу, выполненную на круглом камне. Полагают, что она была сделана тибетским мастером Санге Еше. Здесь располагалось место сожжения трупов; по-тибетски его обычно называют «ха ха гопа». Мало кто из паломников паломники посещает это место.
7. К северу от главной ступы находятся ступы меньшего размера, в которых хранятся такие святыни, как ногти и волосы архатов. Существует поверье, что, если оставить там свой волос и ноготь, то в следующей жизни можно переродиться в одном из высших миров.
8. Именно в Бодхгае Гуру Падмасамбхава проявился в образе Гуру Сенге Дадока и победил последователей небуддийских учений.
9. К северу от главной ступы находится большая статуя Будды, воздвигнутая японскими буддистами, а также храмы Бирмы, Бутана, Китая, Таиланда, Непала и Японии. От Бодхгаи до Гаи 9 км.

НАЛАНДА
Наланда является одним из основных центров буддизма. Во времена, когда китайский паломник, известный в Тибете под именем Цунпа Тангсен, посетил это место, здесь проживали тысячи монахов. Из некоторых источников известно, что Будда неоднократно бывал в этом месте.
1. Нагарджуна, Арьядева, Шантаракшита, Чандракирти и многие другие великие буддийские учителя учились и преподавали в монастырском университете Наланда.
2. Также считается, что именно отсюда буддизм распространился по Тибету и Китаю. На этом месте находятся многочисленные развалины университета Наланда и прилегающих храмов. У юго-западной границы развалин стоит квадратная ступа. На стенах ступы можно увидеть искусно высеченные изображения Будды, различных ступ и богов. В этом монастыре Арья Нагарджуна был посвящен в монахи, а также именно здесь родился Шарипутра.
3. Тибетский переводчик Тхуми Самбхота провел здесь шесть лет.
4. Неподалеку от этого места по направлению к большой дороге находится музей, в котором хранятся древние, сделанные из бронзы статуи Будды. Здесь представлены письмена периода династии Гупта, и просмотр их, несомненно, будет полезен для тех, кто желает узнать побольше. Ближе всего к Наланде город Патна. От Бодхгаи до Наланды 164 км, а от Раджгира ― 11км.
Раджгир, известный в Тибете под именем Гьялпо Кхаб, был могущественной столицей Магадхи. Он расположен в 11 км от Наланды.

РАДЖГИР
1. В центре этого города бьет горячий источник, рядом с которым и в наши дни можно увидеть развалины древней стены. Холм, на котором находится этот горячий источник, ― это один их пяти великих холмов и называется он по-тибетски Нгоянг. Холм, располагающийся к северу от горячего источника, по-тибетски называют Кьясанг. На вершине этого холма стоит ступа, построенная японцами.
2. Неподалеку от горячего источника есть пещера, в которой под покровительством короля Аджаташатру из Мадагхивеликие шраваки Ананда, Упали и Махакашьяпа составляли сутраянский канон, винаю и абхидхарму вместе с собранием из 500 архатов.
3. Когда король Бимбисара вместе со своей свитой направлялся оказать почтение Будде, то колесо колесницы, в которой он ехал, увязло в грязи. След от этого колеса можно по сей день видеть на пути из Гридхакуты в Бодхгаю.

НИРАНДЖАНА
Я простираюсь пред тобой, кто в стремлении достичь Просветления
Шесть долгих лет жил в аскезе на берегах реки Ниранджаны,
Овладев парамитой усердия,
Ты достиг высшей ступени сосредоточенья.

За Бодхгаей, через Тенги, за песчаным пляжем реки Ниранджаны находится место, где Будда шесть лет упражнялся в аскезе.
1. В этом месте можно посетить дерево Бодхи и недавно воздвигнутую статую Будды, упражняющегося в аскезе.
2. К северо-западу есть место, где девушка-брахманка по имени Суджата поднесла Будде молоко от тысячи коров, с которого семь раз снимали сливки.
3. По другую сторону большого моста напротив Бодгаи расположено место, где человек, известный в Тибете как Цацанг Таши Зедан, поднес Будде траву куша.
4. Говорят, что Будда прожил в этом месте семь лет.

ЛОРИЯНАНДАНГИРЕ
Я простираюсь пред тобой,
Кто, видя бессмысленность мирских занятий,
Отрекся от жизни домохозяина.
Отправившись к ступам Намдак-дронга,
Ты хотел получить посвящение, дабы стать монахом.

Намдак-дронг (чистый город) в настоящее время располагается в Лориянандангире, в местечке Лория, в штате Бихар. Путь к нему лежит из Бодхагаи в Патну через деревни Модехари и Бедея. Отттуда до Лории 25 километров. К западу от этой деревни располагается ступа Намдак-дронг.
1. Именно в этом месте Будда остриг свои волосы и стал монахом. Говорят, что здесь охотник поднес ему отрез ткани шафранового цвета. Здесь находится очень большая ступа. В периметре она составляет семьсот тридцать шагов. Вершина ступы была разрушена. К югу от ступы есть небольшое озеро. Говорят, что в прошлом мало кто посещал это место.
2. К востоку от ступы, за пределами главной дороги, располагается колонна Ашоки со статуей льва на вершине и надписью на языке пали. Это место широко известно как «Колонна Ашоки». Ближе всего до него из Кушинагара и Лумбини. Деревня с названием Намдак-дронг, в самом сердце Гаи, также считается Намдак-дронгом. В настоящее время в этом месте находится большой индуистский храм, и там не осталось никаких намеков на буддийские святыни. Чтобы добраться туда, можно проехать 205 километров на поезде от Бедии до Патны, а также можно преодолеть 412 километров от Бодхагаи по дороге на Лорию.

ДУРГАШРИ
Ситавана (тиб. Силва Цал) находится в 7 км к востоку от Бодхгаи.
1. Рядом с вершиной холма расположена пещера, где медитировал достославный Шавари. У дверей стоит древо жизни шестирукого Махакалы, а на камне можно увидеть слоги «ОМ» и «А», которые, как считается, появились самопроизвольно.
2. Вода с юга течет с обеих сторон внутреннего каньона холма Дургашри. Немного дальше от этого места находится другой холм, который называется по-тибетски Нагпо Цегпай Ри. Лес напротив этого холма именуется в сутрах Ситаваной. О нем говорится, что, когда Будда направлялся из Раджгира в Гаягори, то провел ночь в этом лесу. Считается, что император Бимбисара в этом лесу впервые встретился с Буддой. Чагло написал в своей биографии, что «к северо-западу от Наланды есть пустынное место посреди густого леса, известного как Ситавана. Это и есть настоящая [Ситавана], но многие из нас считают [Ситаваной] то место, что находится в Бодхгае». Это утверждение еще необходимо доказать. В разделе краткого текста «Padma bKa thang» написано следующее: «Здесь, на кладбищенских землях Ситаваны, Гуру Пармасамбхава медитировал о bDudrtsi; видел всех богов bDud rtsi». Далее в тексте говорится: «…к югу от кладбищенских земель предавался аскезе после отречения от царской жизни». Кроме того, в сутре говорится, что Гуру Ринпоче обучал йогини, живущих на этих восьми кладбищенских землях. Также, возможно, на этом месте Гуру Ринпоче после подчинения богов и демонов связал их клятвой охранять учения Будды. Вероятно, после этого Гуру Ринпоче стали называть «Гуру Свет Солнца».

ВАЙШАЛИ
Вайшали находится недалеко от места под названием Муджабпур. Считается, что Будда приходил сюда трижды.
1. Это место считается одним из восьми великих святых мест, так как именно здесь стайка обезьян поднесла Будде мёд. Будда предсказал, что это место станет известно как Санге Дрангци Янг, если перевести его название на тибетский. После смерти Будды, одна из его реликвий, взятых Ликчавой, была захоронена в ступе, построенной на этом месте. Эта ступа является одной из восьми великих погребальных ступ.
2. Здесь была изложена сутра Будды Медицины, и здесь же произошел третий поворот Колеса Учения. Спустя сто десять лет после смерти Будды на этом самом месте семьсот архатов под покровительством царя Ашоки провели второй буддийский собор, дабы записать Учение Будды. Здесь находится колонна, на вершине которой расположена статуя льва. Вероятно, она построена царем Ашокой. (Возможно, что именно эта колонна упоминалась китайским путешественником Хуэном Цангом).
3. К югу от ступы и колонны есть символическое изображение железных спиц, которое, по преданию, Будда сотворил чудесным способом.
4. Недалеко от этого места, к югу, находится пруд, называемый обезьяньим. Считается, что этот пруд обезьяны вырыли для Будды.
5. К западу от Гаи, на вершине холма есть место, которое тоже считается городом Вайшали. Верующие люди считают эти два места единым целым.
6. Отсюда 102 км до Патны (Патлипутра, тиб. Кьанар Буй Дронгкхер), места рождения и столицы царя Ашоки, который знаменит тем, что построил много известных ступ. Патна расположена в 125 км от Бодхгаи.

ШРАВАСТИ
Шравасти (тиб. Ньеньо). В наши дни это место известно под названием Сахетамахад. Оно располагается в небольшом городке Бареца в штате Уттар-Прадеш. Из Варанаси до Шравасти можно добраться за одну ночь.
1. Шравасти является одним из важнейших мест в житии Будды. На протяжении 20 лет Будда проводил летние затворничества во внутреннем дворе Сангхи Джетаваны и в садах дворца. Он провел пять лет в восточных садах оленьего парка. Таким образом, он прожил в этих местах 25 лет. Говорят, что Шарипутра, Маугальяяна, пять учеников, шестнадцать архатов, Кашьяпа, Удаин, Ашвапа и восемьдесят архатов, которые были учениками Будды, жили здесь долгое время. Также это место известно тем, что Будда показывал там великие чудеса и одержал верх в споре с шестью небуддийскими учителями.
2. К северу от дворцовых садов расположена кирпичная стена, которая считается местом, где Будда усмирил Мару. После того как Ангулимала и Девадатта уверовали в Будду, они на этом месте приняли учения. Но до настоящего времени этому нет письменных подтверждений.

КУШИНАГАР
Я простираюсь пред тобой,
Кто, желая привести к Дхарме ленивых,
Позволил распасться нерушимому, ваджроподобному телу
И ушел по ту сторону печали на чистейшей земле Кушинагара.
Кушинагар (тибетское название – Цачок Дронг) находится в индийском штате Уттар-Прадеш.

1. Именно здесь в возрасте восьмидесяти лет Будда вошел в Махапаринирвану между двух деревьев сала. На этом месте можно до сих пор увидеть развалины ступы Махапаринирваны, построенной царем Ашокой. Говорят, что это место реставрировали в период династии Гупта. Здесь можно посетить великолепную статую Будды в позе Махипаринирваны. Неподалеку от этой статуи есть храм Пхунцог Чопхелинг, один из филиалов монастыря Намгьял. Для удобства посетителей здесь построен гостевой дом, где они могут остановиться на ночлег совершенно бесплатно.
2. То место, где Будда произнес свою последнюю проповедь, располагается в 2 км к востоку от храма-усыпальницы. Там находится ступа Мулакута Бандана, сооруженная из насыпанной в холм земли. Считается, что именно эта ступа, украшенная орнаментом, упоминается в сутрах. Это место известно под названием Рамбар, или просто как «место прощальных ритуалов, исполненных для Будды». Кушинагар располагается в 359 км от Сарнатха.
3. По дороге из Дореи в Кушинагар протяженностью в 22 км, находится место под названием Сатхия, где Будда в последний раз принимал пищу. Очень немногие люди посещают это место.

САРНАТХ
Я простираюсь пред тобой,
Кто движимый [состраданием]
Поворачивал Колесо Дхармы
В Варанаси и других святых местах,
Дабы указать всем последователям пути Трех Колесниц.

Небольшая деревушка рядом с Варанаси в штате Уттар-Прадеш, известная под названием Сарнатх, является одним из святых мест буддизма.
1. В этом месте Будда совершил первый поворот Колеса Учения, преподав Четыре Благородные Истины в Оленьем парке близ деревни Сарнатх. Здесь можно увидеть развалины большого храма, построенного много лет назад. На том месте, где Будда учил, сейчас стоит небольшая ступа. Рядом с этой ступой сохранилась колонна Ашоки с нанесенной надписью, которой две тысячи лет.
2. К востоку от колонны Ашоки располагается ступа Дхамек, которая была возведена в период династии Гупта. Это одна из самых больших ступ в этой местности.
3. К востоку от ступы Дхамек располагается вихара Мулагандхкути, построенная великим Дхармапалой, пришедшим из Шри-Ланки. Внешне она имеет форму ступы, а внутри нее расположен просторный зал с небольшой библиотекой и алтарем. Говорят, что там хранятся две реликвии Будды, останки его костей. Одну из реликвий перевезли из ступы, стоящей в деревне Таксила (тиб. До-джог), а вторую ― из Нагарджунаконды. Они находятся в амулетнице, сделанной из драгоценных камней, которая обрамлена каменной рамой. На ней написано: «Здесь хранятся кости Будды». Этой надписи свыше 2000 лет. Именно на этом месте Дхармапала принял полное монашеское посвящение.
4. Каждый год в полнолуние одиннадцатого месяца эти реликвии выставляются для созерцания. Многие посетители приезжают с разных концов света, чтобы увидеть их.
5. К юго-западу от основной ступы на расстоянии примерно в полкилометра находятся развалины той ступы, которая была построена на том месте, где по преданию первые пять учеников впервые встретились с Буддой. На пути к этому месту справа расположен музей древностей.
6. А к югу от этой ступы, на расстоянии примерно в два километра, находится Центральный университет высшей тибетологии. В нем есть большая библиотека, где хранится множество буддийских священных писаний. Дорога от Бодхгаи до Варанаси составляет 221 км, и добраться туда можно как на поезде, так и на автобусе.

Фото Романа Анощенко

Posted on: 15.04.2015 /

Categories: Без рубрики

Путешествие, наполненное глубоким смыслом. Иначе духовные туры и не назовешь. Особо в этом плане «отличился» буддизм. Культура буддизма буквально захлестнула массы, в том числе и российские. Постичь суть буддизма стало сродни заданию на каникулы. А если серьезно, то уж больно заманчивым кажется рецептик счастья по-буддистски. Где его выписывают, любопытствовал .

История буддизма уходит своими корнями в 6 век до нашей эры в Древнюю Индию. Началось все с конкретного человека Сиддхартха Гаутама, который и получил имя Будда Шакьямуни. Для достижения благих результатов в жизни и для очищения ума, Будда советовал своим ученикам запастись терпением, усердием и доверием. Согласно буддизму, если придерживаться правильного образа жизни, можно обрести счастье в этой и последующих жизнях, то есть Нирвану. На первый взгляд идеи буддизма кажутся простыми, нет даже намеков на любое поклонение идолам. Основа философии - знание. Это ведущая тропа к избавлению от страданий. Человек в буддизме - это разновидность сознания с особым положением в мироустройстве. Если эту мысль развить до конца, открывается непривычная для европейского сознания перспектива. Вот! Именно этой перспективой буддизм и привлекает своих последователей. Народы, исповедующие буддизм , живут в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае (а также китайское население Сингапура и Малайзии), Монголии, Корее, Вьетнаме, Камбодже, Мьянме (Бирма), Таиланде, Лаосе.
В нашей стране буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы, а в последние годы буддийские общины возникли в , Санкт-Петербурге и в других крупных городах . Растет число последователей буддизма и в странах Европы, . Общую численность буддистов в мире определить трудно: такого рода переписи не проводились нигде, да они и противоречат этическим и правовым нормам многих стран. Однако весьма приблизительно можно сказать, что в мире сегодня насчитывается около 400 млн мирян, исповедующих буддизм, и около 1 млн монахов и монахинь.

Да простят нас религиоведы за такую лаконичность и упрощенную трактовку истины буддизма . Наша сверхзадача - найти священные места буддизма , где можно всецело в него погрузиться.
Такие святые места есть в разных странах: прежде всего в Индии и Тибете, а также и в Китае, в Бурятии.

Центры буддизма в Индии
В первую очередь постигать основы буддизма едут в Индию. В штате Бодхгайа растет знаменитое дерево Бодхи, под которым медитировал Будда, задаваясь вопросом о том, почему на долю человечества во все времена выпадает так много страданий. Именно в Бихаре он достиг Нирваны. Второе по посещаемости буддийское место в Индии - город Капилаваст, где Будда провел свое детство. Здесь он впервые столкнулся с неприглядными сторонами человеческого существования – болезнями, горем, страданиями, смертью. Встретив в Горакхпуре садху, который выглядел счастливым и светлым, принц Гаутама принял решение об отречении от мира с целью постичь истину и найти путь спасения.
Большое значение для буддистов имеет Королевский дворец (Шанти Ступа Раджхир), расположенный южнее Патны. На холме Гридхакута Будда проповедовал свое учение, здесь его ученики стали впервые записывать его проповеди. До ступы, построенной японцами, туристы и паломники могут добраться по канатной дороге. Раджхир буквально окружен разного рода достопримечательностями.
И, конечно же, важнейшее из святых мест для буддистов - это Сарнатх, расположенный недалеко от Варанаси, где Будда прочитал свою первую проповедь.

Центры буддизма в Тибете
В Тибете буддизм появился примерно около 5 века нашей эры, ассимилировав местные религиозные культы и традиции. Здесь он принял свою уникальную форму. Тибетский буддизм представляет собой синтез двух основных течений в рамках буддизма: Махаяны и Тантризма. Оба учения направлены на достижение Нирваны. Именно тибетский буддизм превратился в мощное религиозное течение. Возникло множество монастырей, которые одновременно являлись университетами, хранилищами знаний и мудрости. Буддийские места в Тибете, посещаемые паломниками в первую очередь, это Лхаса - тибетская столица, где они любуются дворцовым комплексом Потала, здесь же находятся известные монастыри и святые места буддистов. Лхаса в переводе с тибетского значит «Обитель богов». Две священные статуи Будды, с давних времен хранящиеся во дворце Потала, привлекают сюда множество паломников со всего мира. К святым местам буддистов в Тибете относится также храм Джокханг, здесь также хранится древняя священная статуя Будды.

Центры буддизма в Таиланде
В находятся более 18 тыс. буддийских храмов и монастырей. Из них более 400 - в Городе ангелов - . Самый известный - храм Изумрудного Будды, который располагается на территории королевского дворца. По пути от Бангкока до города Канчанабури находится самый высокий буддийский памятник в мире - Пхре Пахтом Чеди.

Центры буддизма в России
Постигать истины буддизма можно и не выезжая за пределы страны.
Много святых буддийских мест находится в Бурятии. В Бурятии буддийские храмы называются дацаны. Главный из них - Иволгинский дацан, расположен недалеко от Улан-Удэ. Это храм радости, буддисты считают, что он дарует счастье всем, кто его посещает. На расстоянии четырех километров от курорта «Нилова пустыня», на горе Холма-Урла, находится Ниловский дацан. По легенде, в древние времена сюда спустился бог Хан Шаргай, здесь была сооружена первая деревянная постройка, где располагался первый дацан.
Самый северный буддийский храм в мире находится в . Дацан Гунзэчойнэй располагается вдали от центра города, на Приморском проспекте. Строительство храма было закончено за несколько лет до Октябрьской революции, с перерывами работал в качестве храма до 30-х годов, витражи в нем изготавливались по эскизам Николая Рериха. Здание возвращено религиозной общине в перестройку, и сегодня там проходит множество богослужений.
На тоже буддистская святыня имеется. На небольшом острове Огой посреди байкальского Малого моря стоит буддийская ступа Просветления. Катера с экскурсиями с острова Ольхон в сезон отправляются ежедневно.
Без преувеличения важным центром распространения буддизма является . Местное население издавна использовало элементы буддизма в своих культах. К тому же энергетика местных гор сегодня привлекает ищущих духовного просветления. В Горном Алтае недавно открылся центр «Шен Линг», где на путь просвещения ставит настоящий тибетский лама. По предварительной договоренности здесь можно провести некоторое время в обучении медитации и духовных практиках. Но, к слову, это времяпровождение все-таки относится именно к религии, а не к туризму и путешествиям.

Текст Ольга Иванникова
Фото: flickr.com

Святыни буддийской цивилизации

Буддизм представляет собой одно из интереснейших и загадочных культурных явлений. Как и всякая религия, он имеет свой культ, почитаемые святыни - все то, что обычно относится к области сакрального. Но, оценивая степень влияния религиозно-философской системы Сиддхартхи Гаутамы на культурную историю Азии, не следует упускать из виду и «мирскую составляющую» - огромное воздействие буддизма на формирование политических образований Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии. Будучи мощным социокультурным механизмом, данное учение создало то, что сейчас называют «буддийской цивилизацией»...

О буддизме слышали все, но немногие знакомы с историей этого учения в такой же степени, в какой мы осведомлены о христианстве или исламе. Это вполне понятно, но хотелось бы обратить внимание на тот факт, что часть населения России давно уже исповедует буддизм, и благодаря этому наша страна с полным основанием может считаться буддийской страной со всеми вытекающими из этого последствиями в области международных отношений. Жить в стране с разнообразием природного ландшафта куда интересней и приятней, чем в краю, где все всегда одинаково. Это справедливо и по отношению к ландшафту культурному. Традиции межкультурного и межконфессионального диалога живы и в наши дни. Недавно, выступая на встрече с дискуссионным клубом «Валдай» в Москве, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отметил, что в России действует Межрелигиозный совет, куда входят православные, мусульмане, иудеи, буддисты, «которые сотрудничают уже много лет». «И когда возникают какие-то вопросы, а вопросы часто возникают общие, Межрелигиозный совет выступает от имени всех традиционных религий. Мы вместе живем, мы должны сотрудничать - другого не дано. Мы не можем воевать друг с другом, мы должны делиться культурой цивилизаций», - подчеркнул предстоятель Русской Православной Церкви.

В феврале 2006 г. состоялась международная российско-индийская комплексная экспедиция «Исторические памятники и культурное наследие Северной Индии», организованная ИМБТ СО РАН и Центральным институтом высших тибетологических исследований (ЦИВТИ, Сарнатх, Индия). Она проходила по маршруту: Дели - Варанаси - Сарнатх - Капилавасту - Санаули - Лумбини - Шравасти - Кушинагара - Вайшали - Наланда - Раджгир - Бодхгайа - Гайа - Патанкхот - Дхарамсала - Дели. Одной из основных задач, которые ставили перед собой исследователи, был сбор религиоведческого материала о современном бытовании традиций тибетского буддизма в Индии. Предметом изучения были также буддийские религиозные традиции гималайских народов и собст­венно индийская буддийская традиция в предгорьях Гималаев (Химачал-Прадеш) и в Северной Индии.

Кем же был Будда?

А был ли Будда вообще? Именно так радикально поставил в свое время вопрос известный француз­ский индолог Э. Сенар, считавший, что все истории о жизни Будды не более чем «солнечный миф». Смелые и революционные теории обычно привлекают последователей, но в данном случае этого не произошло. Большинство современных буддологов почти не сомневается в том, что основатель общины странствующих монахов, учение и практическая деятельность которого имели решающее значение для последующего развития буддизма, действительно жил на территории Северной Индии. Убеждают в этом прочность существующих традиций и правдоподобность деталей биографии Будды несмотря на обилие всевозможных фантастических добавлений и преувеличений. Так, нет никаких расхождений в том, где родился будущий Будда. Все источники единодушно называют местечко под названием Лумбини (Румминдеи), находящееся на территории современного Непала в шести километрах от границы с Индией. В те далекие времена здесь располагалось небольшое княжество, правителем которого был царь Шуддходана из рода Шакьев. Часто говорится, что Лумбини находится в предгорьях Гималаев, и воображение рисует заснеженные вершины гор на горизонте. На самом деле никаких гор оттуда не видно - пространство равнинное и, пожалуй, даже болотистое.

Известно, что на месте рождения Будды император Ашока повелел воздвигнуть колонну, которая стоит там и поныне. Рядом с колонной сооружена ступа, цоколь которой защищает находящиеся под ней руины древних сооружений. Именно здесь и расположено точно обозначенное место, где впервые на свет появился принц Сиддхартха Гаутама: это имя, согласно преданиям, дали ему при рождении.

Итак, известно, что в месяце вессака (8 апреля) у Шуддходаны и его супруги Майи в Лумбини родился сын Сиддхартха. По предсказанию астролога, в будущем он должен был стать великим царем, который завоюет весь мир, или великим отшельником, который мир спасет. Естественно, царь был заинтересован, прежде всего, в продолжении рода и укреплении династии, о спасении же мира он думал в последнюю очередь. Поэтому, во исполнение первой части предсказания, Шуддходана приказал построить три дворца для царевича и повелел следить за тем, чтобы он не знал никаких забот. В возрасте 19 лет Сиддхартха женился на своей двоюродной сестре Яшодхаре. Когда ему исполнилось 29 лет, у него родился сын Рахула. Четыре знаменательных встречи (с дряхлым стариком, прокаженным, похоронной процессией и стран­ствующим аскетом) коренным образом изменили жизнь царевича. Они заставили Сиддхартху задуматься над смыслом его жизни; понять, что его молодость, окруженная роскошью и наполненная удоволь­ствиями, не вечна, что на смену ей неизбежно придут болезни, старость и смерть - общий удел всех людей. Но одновременно он узнал и то, что существуют люди, знающие путь спасения из бесконечного круговорота сменяющих друг друга удовольствий и страданий. И путь этот представлялся ему тогда как полный отказ от всяких удовольствий. Как гласит предание, ночью Сиддхартха прощается со спящей Яшодхарой и сыном, покидает свой дворец в Капилавасту и становится странствующим аскетом-отшельником. История последних часов мирской жизни царевича описана достаточно красочно.

По странному стечению обстоятельств в Капилавасту мы попали тоже ночью и осматривали раскопанный фундамент дворца при свете лампад, установленных паломниками на расположенной неподалеку ступе, воздвигнутой тем же Ашокой. Можно подумать, что Капилавасту находится рядом с Лумбини, - в действительности же между ними не меньше десятка километров и сейчас они относятся к разным государствам.

Знаменитый род Шакьев, давший миру основателя одной из древнейших мировых религий, продолжает благополучно здравствовать и в наши дни

Проведя ночь на границе с Непалом в индийском местечке Санаули, мы впервые увидели там индийскую свадьбу. Прежде всего, нас поразила процессия, шествовавшая по главной улице и иллюминированная светящимися электрическими гирляндами, укрепленными на высоких шестах. Для питания этого праздничного освещения в конце процессии на специальных носилках несли дизельный генератор. И здесь же оркестр, исполнявший ни с чем не сравнимую зажигательную музыку, и пускавшиеся в пляс молодые друзья жениха и невесты. Стоит ли говорить, что все индийцы прирожденные танцоры. Подобное веселье, с пальбой в воздух, как на наших свадьбах где-нибудь на Кавказе, продолжается три дня (а может, и больше), но при этом, заметьте, не выпивается ни капли спиртного. Конечно, во времена Будды свадьбы проходили по-другому, но очень многое в культуре и традициях сохранилось с тех времен практически без изменения.

В некоторых деревнях, которые нам приходилось видеть, люди жили в таких же соломенных хижинах и пользовались почти той же утварью, что и тысячи лет назад. В центральной части древнего города Варанаси жилища те же самые, что и многие столетия назад, а образ жизни их обитателей в основе своей изменился мало. В древности Варанаси (Каши) не уступал таким городам, как Вавилон и Ниневия, и являлся одним из старейших живых городов мира. После нескольких лет странствий по Северной Индии в Варанаси пришел и Будда. Шесть лет, как утверждает предание, царевич Сиддхартха бродил по долине Ганга, беседовал с мудрецами и проповедниками, изнурял свое тело строгим постом. Аскетические подвиги отшельника Гаутамы привлекли внимание других аскетов, надеявшихся стать свидетелями его окончательного духовного освобождения. Однако, осознав, в конце концов, что умерщвление плоти само по себе не приближает к истине, царевич без колебания прекратил свой строгий пост и, совершив омовение в реке, принял молочную кашу из рук молодой девушки Суджаты.

Пятеро отшельников, совершавших аскезу вместе с Гаутамой, решили, что он не выдержал тягот и, покинув его, ушли в другое место. Царевич остался один. Он продолжал свои странствия, находил разных учителей, но разочаровался во всех методах, которые они практиковали.

На месте, где Будда достиг Просветления, под деревом бодхи, царь Аджаташатру повелел установить алмазный трон (ваджрасана). Ваджра в буддизме - это особый ритуальный предмет, символизирующий нерушимость, вечность, неизменность. В древнеиндийской мифологии - это оружие верховного Бога Индры. «Алмазный трон» в Бодхгайе под деревом бодхи существует в действительности (хотя вряд ли это тот самый, что повелел установить Аджаташатру). Храм Махабодхи, построенный рядом с деревом, «Самовозникший» в нем образ Будды Шакьямуни, разумеется, дерево бодхи и вся прилегающая к нему территория считаются самыми почитаемыми святынями буддийского мира. Передвигаются здесь, только сняв обувь

Гаутаме было 35 лет, когда в одну из ночей, находясь в Бодхгайе в глубокой медитации, он осознал, что все в мире причинно-обусловлено, а следовательно, подвержено страданию. Причина этого страдания заключается в неведении людей. Поскольку, воздействуя на причину, мы можем ее устранить, значит, существует и прекращение страдания. Размышляя дальше, Гаутама нашел и путь, ведущий к прекращению страдания. Открыв «четыре благородные истины», он достиг наивысшего полного и окончательного Просветления (аннутара самьяк самбодхи). Находясь в этом состоянии, Гаутама узнал все тайны мироздания и бытия, обрел сверхъестественные способности, окончательно освободился от страданий и новых рождений, достиг состояния абсолютного умиротворения и покоя - нирваны. Так он стал Буддой (Пробужденным).

Обретя Просветление, Будда отправился к пяти отшельникам, которые вместе с ним предавались аскезе в течение шести лет в Сарнатхе. Там, в Оленьем парке, состоялась первая проповедь учения Будды. В память об этом событии на фронтоне буддийских храмов устанавливают изображение двух ланей по обе стороны колеса (дхармачакра), символизирующего учение Будды - Дхарму. В течение 45 лет Шакьямуни проповедовал свое учение в Индии, с общиной учеников переходя с места на место. Последнюю проповедь он произнес в Кушинагаре, где окончательно ушел из этого мира. Тело Шакьямуни было кремировано, а останки разделены на части и отданы представителям всех основных народов, населявших Индию в то время. Часть из них хранится в настоящее время в Национальном музее Индии.

Когда жил Будда?

В буддийской хронологии традиционно важнейшим считается вопрос установления возможно более точного времени жизни Будды Шакьямуни. В традициях различных буддийских школ приняты различные даты нирваны Будды Шакьямуни: от 2422 до 486 г. до н. э. Так, японские буддисты праздновали 2 500-летие Будды в 1932 г., опираясь на расчеты индийского монаха Сангхабхадры, пришедшего в Китай в 489 г., который датировал жизнь Будды 566-486 гг. до н.э., ориентируясь на точки в конце рукописи «Винаи» (буддийского канонического текста). В настоящее время буддологи полагают, что паринирвана Будды наступила никак не позднее 400 г. до н. э.

«Проповедь Будды» и Дхарма

Проблема паринирваны Будды имеет значение прежде всего потому, что к этой дате привязано время начала буддийской проповеди.

Так что же такое «buddha-vacana» (букв. «сказанное Буддой») или «buddha-dharma» (букв. «учение, проповеданное Буддой»)?

Согласно ранним буддийским текстам, сам Будда не считал Дхарму (т. е. высшее учение, содержащее истинное представление о мире) собственным произведением, но полагал, что это некий верховный принцип, которому должны служить и поклоняться все, в том числе и он сам. Соответственно, не совсем справедливо во всех случаях отождествлять Дхарму, о которой упоминается в буддийских текстах, с буддийским учением или даже с проповедью Будды. Точнее было бы сказать, что проповедь Будды следует Дхарме. Что же такое Дхарма?

Несмотря на то что идеологема «дхарма» выполняла практически одну и ту же функцию в процессе формирования как индийской, так и буддийской цивилизаций, - причем все это происходило одновременно и параллельно, - реконструкция истории общества на основе ведически ориентированных источников и текстов буддийского канона приводит исследователей к противоречивым результатам. «Эти два круга текстов, - считает Л. Б. Алаев, - примерно одновременные и территориально близкие, рисуют совершенно различные общества».

Генезис буддийской цивилизации

Один из выводов, который совершенно очевидно следует из этого обстоятельства, заключается в том, что мы действительно имеем дело с разными цивилизациями, хотя генетически и близкородственными. Причем процесс дивергенции возник, по-видимому, еще на сравнительно раннем этапе развития.

Некоторые исследователи предполагают, что буддизм с самого начала формировался на основе неарийского этнокультурного субстрата, т. е. находился за пределами ведийско-брахманской культуры.

Анализ текстов показывает, что социальной основой первых буддийских общин являлись состоятельные люди. Среди монахов было немало представителей высших варн: брахманов и кшатриев, - иначе буддизм не смог бы так быстро распространиться и укрепить свое влияние среди высших слоев общества.

Многие положения буддийского учения вполне соответствовали наметившимся тенденциям в развитии социальной структуры, существенным сдвигам в политической организации зарождающегося общественного строя. Буддизм оказался мощной интегрирующей и стабилизирующей силой, культурным и политическим ядром для зарождения принципиально новой цивилизации.

Буддисты в период империи Ашоки (268-231 гг. до н. э.) создали основной идеологический стержень всей внешней и внутренней политики самого большого государственного образования на Индостанском субконтиненте со времен хараппской цивилизации. Причем следует подчеркнуть, что эта политика не имела прецедентов в прошлом.

Предельный универсализм буддийской философии, освобожденное от всяких этнических, и в особенности варновых, ограничений, ее социальное учение позволило Ашоке использовать эту философию в качестве эффективной идеологии и политического обоснования для создания многонациональной империи. Именно с этого момента буддийская «дхарма» приобрела значение не только этической нормы, но и гражданского права, а также стала восприниматься как «цивилизационное начало».

Цивилизация Ашоки и распространение буддизма махаяны

Во время правления Ашоки (268-231 гг. до н. э.) империя Маурьев расширилась до небывалых в истории Древней Индии размеров. Принципы, которые были положены Ашокой в основу его государственной идеологии, социальной политики и всей системы управления во многом опирались на буддийскую дхарму. Маурийской империи как государственному образованию не суждена была долгая жизнь. После Ашоки она быстро распалась. Буддизм же за это время перерос рамки религиозно-философского учения локального уровня и приобрел черты универсалистской цивилизации, распространившейся на всю центральную, южную, восточную и юго-восточную части евразийского континента, Шри-Ланку, Индонезийский и Японский архипелаги.

Изначально буддисты вкладывали в понятие «дхарма» смысл, существенно превышавший любые узкоконфессиональные рамки. В сочетании с принципиальным отказом буддистов от претензий на собственную исключительность подобное понимание открывало путь для мирного сосуществования и сотрудничества многих идейных течений - и из индийских правителей это впервые понял и блестяще применил на практике именно Ашока. В XII Большом наскальном указе (одном из многих выбитых по его повелению) говорится о том, «что в любом случае следует почитать чужую веру. Поступая так, [человек] способствует успеху своей веры и оказывает поддержку чужой. Поступая иначе, он подрывает корни своей веры и вредит чужой. <...> Хорошо [людям] сходиться вместе, чтобы они могли друг от друга слушать дхарму и следовать ей. Ибо таково желание Угодного богам (т. е. Ашоки. - С. Л.), чтобы последователи всех вер были хорошо осведомлены о дхарме и склонны к [совершению] благих дел».

В силу своего происхождения буддийская цивилизация всегда была цивилизацией как бы «второго порядка» (или даже «третьего»), носила «надстроечный характер» по отношению к цивилизациям, возникшим на основе этногенеза. Именно поэтому ее институты были особенно востребованы всякий раз, когда речь шла о преодолении религиозных, этнических рамок, национальных границ, и недоверчиво, враждебно встречались носителями идей узкого этноцентризма и жесткой унитарности

И буддисты, и Ашока исходили из того, что полным знанием истинной Дхармы не обладает никто, но приблизиться к ее пониманию и исполнению, хотя бы даже и частичному, быстрее и эффективнее всего возможно, если следовать буддийскому учению и соблюдать правила благодетельного поведения. Новаторство буддийского понимания дхармы, использованного Ашокой, заключалось в том, что она мыслилась единой для представителей различных варн и религиозных течений. Соответственно, едиными для всех должны были быть и нормы, и правила поведения. Буддисты первыми указали путь, на котором Дхарма из идеала ритуального поведения для избранных превращалась в этическое основание цивилизационного образа жизни. На обязательность исполнения дхармы для всех без исключения указывается в VI Большом колонном эдикте: «Я обращаю внимание на все группы людей», - заявляет Ашока. Преимущественно светский, а не религиозный характер его дхармы проявлялся также в том, что контролировать надлежащее ее исполнение должны были не жрецы или монахи, а специально выделенные для этого чиновники - дхармамахаматры.

В наиболее концентрированном виде вся цивилизационная программа Ашоки выражена в следующих словах из I Большого колонного эдикта: «Вот правило - управление с помощью дхармы, принесение счастья с помощью дхармы и защита с помощью дхармы».

Прежде всего, была реформирована вся административная структура государства. Помимо высших должностных лиц, «ведающих защитой государства» (сенаянака) и «ведающих правопорядком» (вохарика), указом Ашоки были введены уже упоминавшиеся чиновники, «ведающие дхармой», а также чиновники «особых поручений» (раджавачаника), в функции которых входил контроль над должностными лицами более низких рангов. В обязанности пративедаков (чиновников, занимающихся сбором информации для царя) вменялось оперативное снабжение императора важной информацией, касающейся его подданных, в полном объеме: «Обо всем этом следует немедленно оповещать меня, где бы я ни был, и в любое время» (VI Большой наскальный указ из Гирнара).

Ашоке впервые в истории Индии удалось создать единую для всей страны систему судопроизводства (IV Большой колонный эдикт). Деятельность судебных властей строго контролировалась самим императором. Функции двух высших совещательных органов - паришада и более представительного и древнего раджа-сабхи - были разделены. Несмотря на усилившуюся тенденцию к централизации власти система провинциального и городского управления отличалась большой гибкостью. Многие присоединенные Маурьями государственные образования продолжали сохранять республиканскую форму правления и пользовались правами широкой автономии.

Ашока осуществлял широкую программу благоустрой­ства, в особенности во вновь присоединенных территориях, включающую обмер и последующее распределение земель, рытье колодцев и водоемов, строительство дорог (IV и VII Колонные эдикты, II Малый наскальный эдикт, II Арамейская надпись из Лагмана).

Именно в это время повсеместно вводится важнейший для сельского хозяйства Древней Индии запрет на убийство животных, который получил распространение именно благодаря буддизму, поскольку эта мера позволила сохранить крупный рогатый скот, без которого развитие земледелия было бы невозможным.

Наиболее характерным пунктом цивилизационной программы Ашоки является «защита страны с помощью дхармы». Она понимается как тотальный отказ от убийства и причинения вреда всему живому. В VII Колонном эдикте упоминается два способа введения правил дхармы: «ограничивающими предписаниями» и «внутренним убеждением». «Ограничивающие предписания, - разъясняет Ашока, - это когда я (например) указываю: «Таких-то и таких животных убивать не следует!» - и другие подобные ограничения, установленные мною. Однако благодаря внутреннему убеждению люди гораздо больше продвигаются на пути дхармы в том, что касается ненанесения вреда живым существам и неубиения животных».

Можно сказать, что «оборотной стороной» этого принципа была знаменитая «дхармавиджая» («завоевание с помощью дхармы»). В XIII Большом наскальном эдикте из Шахбазгархи говорится, что «Угодный богам (т. е. Ашока. - С. Л.) желает всем живым существам безопасности, самообладания, душевного спокойствия и мягкости. И Угодный богам считает главной ту победу, которая [одержана с помощью] дхармы. И эта победа одержана им здесь и на всех границах, даже отстоящих отсюда на шестьсот йоджан».

Именно в целях реализации политики дхармавиджаи в различные страны после III Всебуддийского Собора в Паталипутре были направлены буддийские миссии.

Образ Ашоки как идеального царя, покровителя дхармы, и созданной им цивилизации как модели идеального социума служили предметом подражания для правителей во многих странах Азии.

Идея неразрывной связи царской власти и буддийской дхармы, впервые провозглашенная Ашокой, в сочетании с идеей непрерывности дхармы в буддийской историографии трансформировалась в идею династийной связи всех царей буддийского мира, происходивших от одного мифического родоначальника - Махасамматы.

Объединение принципа светской власти (концепция чакравартина) с безусловным духовным авторитетом Дхармы, которое действительно активно и осознанно впервые стало осуществляться в Индии именно Ашокой, позволило буддизму махаяны быстро занять ведущие позиции в ряде стран Юго-Восточной Азии.

Итоги экспедиции

Экспедиционный отряд ИМБТ СО РАН побывал в крупнейших буддийских исторических центрах Северной Индии, которые в буддийской традиции связаны с жизнью и деятельностью Будды Шакьямуни. Практически во всех этих исторических местах действуют международные буддийские организации. В Бодхгайе находятся буддийские монастыри всех буддийских стран, за исключением, к сожалению, России.

В исторических буддийских центрах Северной Индии заметно усилилось присутствие японского буддизма. Отмечается и оживление диалога между представителями двух основных ветвей в буддизме - махаяны и тхеравады. Монахи расположенных рядом монастырей, принадлежащих разным направлениям, проводят различные совместные благотворительные акции, организуют общие конференции, примером которых может служить конференция «Буддизм в Азии: вызовы и перспективы», состоявшаяся 10-12 февраля 2006 г. в Сарнатхе, в которой принимали участие буддийские деятели из Индии, Таиланда, Шри-Ланки, Непала, Кампучии, Кореи, Вьетнама, Лаоса, а также монахи из разных буддийских тибетских школ Индии, Ладака.

Участники экспедиции встречались с Далай-ламой XIV, Богдо-гэгэном, Нейчжуном-ринпоче (государственным оракулом Тибета), Геше Самтеном (директором Центрального института высших тибетологических исследований), Добум-тульку (директором Тибет-хауза) и другими деятелями высшего тибетского духовенства.

Литература

1. Алаев Л. Б. Темп и ритм индийской цивилизации // Цивилизации. - М., 1992. - Вып. 1.

2. Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Индия в древности. - М.,1985.

3. Бэшэм А. Чудо, которым была Индия. - М., 1977.

4. Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке (очерки общей теории). - М., 1990.

5. Шарма. Р. Ш. Древнеиндийское общество. - М, 1987.

6. Bagby Ph. Culture and history. Prolegomena to the Comparative Study of Civilizations. - Westport, 1976.

7. Corpus inscriptionum indicarum. - L., 1925. - Vol. I.

8. Cousins L. S. The Dating of the Historial Buddha: A Review Article //Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. - London, 1996. - Ser. 3,6,1. - P. 57-63.

9. Jayatilleke K. N. The Buddha: Buddhist Civilization in India and Ceylon. - London, 1973.

Буддизм зародился в Индии, но очень быстро распространился за ее пределами. Поэтому буддийские святыни сохранились не только на родине йоги, но и в соседних государствах. Какие реликвии древнего буддизма стоит увидеть путешественнику в Южной Азии?

Святыни древнего буддизма в Непале, Лумбини

Поселение Лумбини находится на границе с Индией и знаменито тем, что именно здесь родился основатель древнего буддизма - Будда Шакьямуни.

Пожалуй, главная его достопримечательность - колонна Ашоки, воздвигнутая на месте рождения Будды. Обнаружил ее в конце 19 века немецкий археолог.


К тому моменту Лумбини (в прошлом - большое поселение с храмами древнего буддизма) пришло в упадок и затерялось среди джунглей. А с момента обнаружения легендарной колонны начались активные раскопки, в результате которых были также найдены руины храма Майя-Деви, воздвигнутого в честь матери Будды, и водоем Пушкарини, в котором она совершала омовение перед рождением сына. Эти реликвии буддизма - самые древние, а потому о паломничестве сюда мечтают почти все, кому близка буддийская философия.

Святыни древнего буддизма: Камбоджа, Пном Кулен.


Национальный парк Пном Кулен - не только прекрасный заповедник дикой природы, но еще и паломнический центр. И это неудивительно. Пном Кулен считается местом основания Кхмерской империи, на священной горе находится храм лежащего Будды с восьмиметровой статуей Гаутамы внутри. Он символизирует господство древнего буддизма над индуизмом.


В этом же парке находятся святыни индуистской религии - река Тысячи лингамов и водопады. По легенде, купание здесь дарит удачу, здоровье и долголетие, а представителям сильного пола еще и помогает обрести невиданную мужскую силу. У путешественников есть возможность совершить омовение в священной реке и помедитировать на горе рядом со статуей Будды.

Святыни древнего буддизма: Мьянма, штат Мон



В Мьянме находится еще одна реликвия древнего буддизма - Золотой камень над пропастью. Святыня сделана из гранита, покрытого сусальным золотом, и увенчана шестиметровой пагодой.


Главную тайну реликвии древнего буддизма - откуда камень взялся на краю скалы и почему ничто не может его обрушить - за сотни лет так и не удалось разгадать. Камень никак не закреплен на скале, его можно даже раскачать (в чем у мужчины есть шанс убедиться самому), однако столкнуть его в пропасть невозможно.

По легенде, святыню удерживает прядь волос Будды, которую странствующий отшельник захотел сберечь под камнем, имевшим форму головы Гаутамы.

Другое любопытное предание гласит, что сдвинуть этот камень не сможет никто, кроме женщины: вот почему дам ближе чем на 10 метров к камню не подпускают.

Святыни древнего буддизма: Шри-Ланка, Канди



В городе Канди, древней столице Шри-Ланки, находится реликвия буддизма под названием Зуб Будды. По преданию, после кремации Будды было найдено четыре его зуба. Один из них долгое время хранился в Индии. Но в неспокойные времена один из правителей династии Калингов завещал дочери отдать его на сохранение королю острова Цейлон. Что принцесса и сделала, спрятав артефакт древнего буддизма в пышной прическе.

Сначала Зуб Будды хранился в тогдашней столице страны, Анурадхапуре, а после был перевезен в город Канди, где для его защиты выстроили храм. Со временем вокруг него построили второй, внешний. Оба здания сохранились, поэтому сегодня посетители могут увидеть храм в храме.

Зуб Будды тщательно охраняют и демонстрируют публике только раз в несколько лет. Но, несмотря на все ограничения, поток туристов в это древнее место силы никогда не ослабевает.

Возможность прикоснуться к энергетике этого места действительно уникальна для всех, кто интересуется древним буддизмом и йогой.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода