Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Урок внеклассного чтения по рассказу Е. Носова "Лоскутное одеяло"

Цель творческой мастерской – сформировать у обучающихся ценностное отношение к национальным традициям, ремёслам, родной природе, литературе, истории своей «малой родины» и России в целом.

Именно поэтому выбор типа мероприятия "творческая мастерская" был не случаен.

Творческая мастерская стимулирует работу учеников, дарит им радость открытия мира и своих возможностей, создаёт условия для ощущения свободы в сознании и творчестве.

Непременным условием для любой творческой мастерской является проблемность материала, учащиеся получают возможность пережить творческий прорыв и открытие. Уже полученные литературные знания по произведениям курских писателей и поэтов мы дополнили новым информационным материалом на основе прочитанного текста рассказа Евгения Носова «Лоскутное одеяло».

Творческая литературная мастерская

6 класс

«Краски родной земли…»

(по рассказу Е.И. Носова «Лоскутное одеяло»)

У каждого человека – своя малая родина,

и её приметы тоже разные…»

Е.И. Носов

Познакомить с разными видами национальных курских ремёсел;
- создать в финале мероприятия собственные творческие работы и изделия рукоделия;
- научить применять полученные знания краеведческого материала на практике;
- развить интерес к литературе Курского края, национальным традициям, ремёслам;
- развить умения групповой и индивидуальной (самостоятельной поисковой) работы;
- сформировать у обучающихся ценностное отношение к родной истории, литературе, культуре.

Основные понятия: «малая родина», «краеведение», «кластер», «пэчворк».

Оборудование:

ПК; презентация, аудио- и видео-материалы;
- портрет Е.Носова;
- текст рассказа Е.Носова «Лоскутное одеяло»;
- конверты с заданиями и материалами для групповой работы;
- ватманы (для выполнения групповых заданий), ватман для итоговой рефлексии;
- ремесленные изделия (сундук, лоскутное одеяло);
- раздаточный материал для каждой группы;
- лоскутки тканей разного цвета;
- подставки с названиями групп: ХУДОЖНИКИ, УМЕЛЬЦЫ, ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ, КРАЕВЕДЫ.

Структура урока:

1) Организационный этап. Распределение по группам.
2) Мотивация к познавательной деятельности, объяснение выбора формы занятия.
3) Совместное формулирование темы мероприятия.
4) Планирование деятельности.
5) Актуализация уже имеющихся знаний, толчок к творческой деятельности.
6) Чтение, анализ и обсуждение текста произведения путём смысловых, звуковых и цветовых ассоциаций.
7) Побуждение к новым формам творческой самореализации.
8) Подведение итогов.
9) Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия): самоанализ действий, чувств, открытый.

Ход мероприятия

1. Организационный этап.

Цель: организовать начало совместной работы.

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня наша встреча не совсем обычна. В начале недели вы получили предметы, которые хранились в сундучке неизвестного курского ремесленника. Они, казалось бы, никак не связаны друг с другом. Но это только на первый взгляд. Посмотрите на них внимательно.

Распределение по группам.

Те, кто держит в руках предметы, связанные с живописью, изобразительным искусством, занял места за столом с надписью «ХУДОЖНИКИ». Те, у кого в руках предметы, связанные с литературой, книгой, сочинительством, занимают места за столом «ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ». Группа предметов, связанных с историей, краеведением, определила ваше место за столом «КРАЕВЕДЫ». И, наконец, те, у кого в руках предметы, связанные с рукоделием, ремеслами, заняли места за столом «УМЕЛЬЦЫ». Итак, начинаем.

2. Мотивация к познавательной деятельности, выбор формы занятия. Включение в работу.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на познание, создание ситуации успеха.

Наш класс сегодня превратится в ГОРОД, а вы станете его славными жителями. Вы узнаете, кто был опорой любого края России, кто создавал города, о том, что Курск славился своими мастерами-ремесленниками. И поэтому название нашего города... Какое?

Город мастеров!

Давайте вспомним основные положения «Кодекса работы в группах» (у каждого на столах памятка).

Кодекс работы в группе:

1. Внимательно читать задание.
2. Быть тактичным и доброжелательным.
3. Выбрать лидера группы, согласовывать действия с командой и лидером группы, помогать друг другу в случае затруднений.
4. Подавать сигнал учителю об окончании совместной работы.
5. Помнить о правиле «мушкетёров».

Отлично, теперь мы можем начать нашу работу, с которой, я уверена, мы справимся, и получим огромное удовольствие от совместного общения.

3. Совместное формулирование темы мероприятия.

ЦЕЛЬ: спланировать дальнейшую деятельность.

Формулировка темы, планирование дальнейшей деятельности, работа в группах.
После ответа детей открывается слайд с названием темы мероприятия.

Звучит песня «Курский вальс», музыка стихает.

Однажды известный курский писатель сказал, что «свою малую родину важно увидеть с высоты птичьего полета, но подниматься в небо для этого на аэроплане необязательно». Доказывал это утверждение он постоянно, ведь его рассказы были слышны во всех пределах не только нашего Курского края, но и там, где только обитала славянская душа.

О каком курском писателе идёт речь?

Версии обучающихся.

Действительно, речь идёт о замечательном курском писателе Евгении Носове.

Обратимся к эпиграфу. О чём говорит писатель?

О «малой родине».

Предлагаю работу нашего славного Города мастеров провести под девизом: «У каждого человека – своя малая родина, и её приметы тоже разные». Попробуем разобраться в значении понятия «малая родина». Какое место, по вашему мнению, может считаться «малой родиной»?

В толковом словаре С.И. Ожегова понятие «малая родина» трактуется так: МАЛАЯ РОДИНА - это место рождения, происхождения.

4. Планирование деятельности.

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Дети формулируют цель урока после ответов на поставленные вопросы, планируют свою деятельность.

Наша «малая родина» - город Курск. Многие из нас здесь родились и выросли. А знаете ли вы, сколько лет исполнилось Курской области совсем недавно?

Как изменился наш город за 80 лет?

Отличается наш край от сотни других? Чем он славен?

Какие люди прославили наш город?

Почему важно знать нам, современным людям, историю нашей «малой родины»?

Постараемся дать ответы на эти вопросы после того, как поработаем в мастерской нашего Города мастеров.

5. Актуализация уже имеющихся знаний, толчок к творческой деятельности.

ЦЕЛЬ: актуализировать знания детей (творчество Е. Носова, история города Курска).

Выступление групп. Самоанализ, анализ выступлений обучающимися групп.

Что мы знаем о писателе нашей «малой родины» Е. Носове?

Предоставим слово группе "литературоведов", которые подготовили рассказ о жизни и творчестве Е.И. Носова.

Сообщение группы "ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ":

Евгений Носов родился 15 января 1925 года в семье потомственного мастерового, кузнеца в селе Толмачёво, недалеко от Курска. Именно ремесло отца с рождения определило отношение Е. Носова к курским традициям и мастерству курян.

Евгений иванович ушёл на фронт. В боях был тяжело ранен и 9 мая 1945 встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал в рассказе «Красное вино победы». После войны уехал в Среднюю Азию, работал художником, оформителем, литературным сотрудником. Начал писать прозу. Был принят в Союз писателей.

Первая его книга - "На рыбачьей тропе" (в 1959 году) посвящалась природе родного Курского края. Курщина будет присутствовать в большинстве его произведений. Люди, не мыслящие для себя жизни без своей «малой родины», были любимыми героями писателя.

Умер Евгений Иванович в Курске 13 июня 2002 года. В 2005 году вышло собрание сочинений Е.И. Носова в 5-ти томах. Одним из самых ярких произведений пятитомника является рассказ «Лоскутное одеяло».

Какие факты из жизни Е.И. Носова вы запомнили?

Это лишь малая часть того, что можно рассказать о нашем замечательном земляке. Предлагаю позже познакомиться с книгами о жизни и творчестве писателя, представленными на нашей книжной выставке.

Обращение к выставке книг о жизни и творчестве Е.И. Носова.

Евгений Иванович очень любил свою «малую родину», в течение всей жизни изучал её историю.

А всё ли мы знаем о нашей «малой родине», Курском крае? Ответить на этот вопрос нам поможет группа «краеведов».

ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУППЫ «КРАЕВЕДОВ»:

У каждого народа - своя история. Древний Курский край с его соловьиными трелями - часть славной истории русского народа. Курск знаменит своей древней историей, традициями и знаменитыми историческими событиями, ведь основан он был в 1097 году. Мы предлагаем участникам остальных групп ответить на вопросы небольшой викторины о Курском крае, которые мы подготовили.

Вопросы выводятся на экран.

Почему Курскую область называют соловьиным краем?

Как выглядит герб нашего города?

Почему Курск получил такое название?

6. Чтение, анализ и обсуждение текста произведения путём смысловых, звуковых и цветовых ассоциаций.

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.

Работа с текстом произведения. Создание вопросов группой обучающихся к классу. Аналитическое чтение рассказа. Построение ассоциативного ряда.

Докажите, используя текст рассказа Е. Носова «Лоскутное одеяло», который мы недавно читали, что Курск был пограничным торговым городом.

- "Тут под самую Троицу вот тебе китайцы-коробейники с товарами..."

Какие исторические события описаны курским писателем в рассказе «Лоскутное одеяло»?

- "А привёз он её аж с войны германской. А тут вскорости царя спихнули, революция началась. Мне не нравится, что дедушку выпроводили из Питера и что он, оказывается, не участвовал в штурме Зимнего дворца".

Что же, по-вашему, символизирует лоскутное одеяло в рассказе Е. Носова?

Версии обучающихся.

На доске открывается первый элемент кластера: ЛОСКУТНОЕ ОДЕЯЛО - СИМВОЛ ИСТОРИИ.

7. Побуждение к новым формам творческой самореализации.

ЦЕЛЬ: применять новые знания в новых условиях.

Дети учатся выстраивать ассоциативный ряд, сравнивают уже имеющиеся знания по теме с новой информацией.

ФИЗМИНУТКА.

Включается аудиозапись «Полёт птицы».

А теперь закройте глаза, займите удобную для вас позу, представьте, что у вас за спиной выросли крылья, вы парите над землей, поднимаясь всё выше и выше. Под вами огромные просторы курских полей, лугов, лесов. Вы видели это не раз, но с высоты птичьего полёта впервые.

Музыка стихает. Дети открывают глаза.

Скажите, что вы чувствовали, когда слушали музыку? Почему вы сидели расслабленно, откинувшись на спинку стула, а не так, как обычно на уроке?

Действительно, музыка располагает к спокойствию, преодолению внутреннего напряжения.

Почему именно с высоты, по мнению Е. Носова, надо смотреть на родную землю?
(Ответы обучающихся).

Верно, широта восприятия с высоты окружающего мира увеличивается, как при съёмке фильма.

Что вы видели, когда закрыли глаза, какой представляли себе нашу землю, землю Курского края?

Какие цвета возникли в вашем воображении? Что они символизируют?

Вот и пришло время для следующей группы нашего города Мастеров – группы "художников".

Группа "ХУДОЖНИКОВ".

На доске висит ватман, дети наклеивают разноцветные квадраты цветной бумаги, принимая предложения от обучающихся остальных групп: коричневый - земля, жёлтый - поле одуванчиков, темно-зелёный - лес и луг, бледно-зелёный - поле неубранной пшеницы, синий - небо, вода.

Посмотрите, на что же похожа наша земля с высоты птичьего полёта?

(На лоскутное одеяло.)

А какие цветные лоскутки встречаются в рассказе Е. Носова «Лоскутное одеяло»?

"Этот вот косяк-то, который с колокольцами в паре, видишь, по синему белой крупкой посыпано, вроде как звезды по ночному небу, это от дедушкиной рубахи".

Учитель добавляет лоскуток к остальным.

Символом чего является лоскутное одеяло?

Ответы учеников (Лоскутное одеяло - символ природы родной земли.)

На доске начинает образовываться кластер: ЛОСКУТНОЕ ОДЕЯЛО - СИМВОЛ ПРИРОДЫ.

Е.И. Носов не раз говорил: «Русское национальное ремесло абсолютно правдиво».

Какие же ремёсла процветали в Курском крае? Перед вами на столе лежат конверты с фотографиями. В течение нескольких минут рассмотрите фото и определите названия ремёсел, традиционных для Курского края.

Не забудьте подать сигнал о готовности группы. Обращайте внимание на часы (висят в классе). Время пошло.

Выполнение задания.

Обучающиеся называют ткацкое ремесло, кузнечное дело, гончарное искусство, изделия из лоскутков.

А какое ремесло было в Курском крае самым распространённым и почему? Разобраться в этом нам поможет группа «умельцев».

Выступление группы "УМЕЛЬЦЕВ":

Самым распространённым видом женского рукоделия Курском крае было создание одеял из лоскутков. Кусочки ненужной ткани, разные по фактуре, цвету, размеру бережно хранились в деревянных сундуках. Зимними долгими вечерами курские мастерицы сшивали их крепкими шерстяными нитями. Это ремесло не исчезло до сих пор, оно очень популярно и сейчас.

Пэчворк, от англ. patchwork - «одеяло, из разноцветных лоскутов» - вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков).

У вас на столах лежат лоскутные одеяла. Попробуйте растянуть своё одеяло. Передавайте его друг другу. Растягивайте. Можете ли вы его порвать? Почему?

(Ответы обучающихся.)

Что же ещё символизирует лоскутное одеяло в рассказе Е. Носова?

(Ответы обучающихся.)

На доске образуется 3-й элемент кластера - ЛОСКУТНОЕ ОДЕЯЛО - СИМВОЛ СВЯЗИ ПОКОЛЕНИЙ.

8. Подведение итогов.

ЦЕЛЬ: обобщить, сделать выводы.

Ученики обобщают полученные знания, делают выводы.

Почему же нам, современным, мобильным, живущим в век компьютерных технологий людям, важно знать историю родного города?

(Варианты ответов.)

Сейчас вы сделали маленькое, но открытие. А открытия не делаются на пустом месте, для них нужен определённый багаж знаний.

Какие знания вас приблизили сегодня к открытию?

Какую цель мы поставили в начале нашей встречи?

9. Рефлексия деятельности: самоанализ действий, чувств, открытый.

ЦЕЛЬ: самооценка, оценка.

Анализируют работу групп, индивидуальную работу, проводят самоанализ, выводят оценки.

Что было самым интересным? Самым трудным?

Чью работу можно выделить (почему?) и оценить (как?)?

Как бы вы оценили работу группы и свою собственную?

Создадим своё собственное лоскутное одеяло Города мастеров!

(Ватман на столе у каждого, потом соединяем.)

Кто доволен своей работой, кому многое, из того, что мы обсудили, показалось интересным и важным? (Приклеивают зелёный квадратик.)

Кто ещё сомневается в себе и своих знаниях? (Приклеивают жёлтый.)

У кого остались вопросы по теме, кто хотел бы их обсудить после? (Приклеивают красный.)

Мне очень хотелось бы отметить отличную работу…

Хорошо работали и…

- "Вот пишут: малая родина... Что же это такое? Где её границы? Откуда и докуда она простирается"? Малая родина - это уголок родной природы, истории, семьи. Так давайте любить этот малый «уголок земли», беречь его, защищать, делать всё, что в наших силах, чтобы он процветал и становился год от года лучше и краше.

Литература

1. Носов Е. Лоскутное одеяло // Литература в школе, - 1999. - № 3.

2. Солженицын А.И. Евгений Носов: Из литературной коллекции // Новый мир.- 2000. - №7.

3. Современная иллюстрированная энциклопедия. Литература и язык. Москва.: Росмэн, 2007.

4. Вероника Тушнова. Стихотворения. М.: Эксмо, 2003.

5. Даль В.И. Толковый словарь. М.: Росмэн, 2000.

6. Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе. М.: Первое сентября, 2009.

7. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2005.

Цели урока:

Создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений Евгения Ивановича Носова;

Развивать диалогическую речь учащихся; формировать умение быть информативным в диалоге, устанавливать и поддерживать коммуникативный контакт;

Пробудить “дар воображения” школьников, побудить задуматься об отношении к своим родным, о доброте и понимании в семье.

Оборудование: портрет Евгения Ивановича Носова, иллюстрации к рассказам писателя, тексты новеллы (для каждого ученика).

Предварительная работа: домашнее чтение рассказа, записи первых впечатлений в читательский дневник, подготовка индивидуальных сообщений, иллюстраций к рассказу.

Формы работы: сочетание письменной работы (читательский дневник) с устной; диалог (информационный и интерпретационный), выразительное чтение эпизодов рассказа; работа со словарём; чтение наизусть.

(Эпиграф на доске)

Великая, волшебная, таинственная страна,
из которой приходят все люди…
Чем дальше от неё уводят меня годы,
тем глубже моя тоска по ней.
Лидия Латьева.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Великая, волшебная, таинственная страна, из которой приходят все люди… Чем дальше от неё уводят меня годы, тем глубже моя тоска по ней.

Страна эта – Детство. Все мы вышли из детства. Это не просто определённая пора жизни, это скорее особый, хрупкий склад души человека. Это мир, в котором и краски ярче, и чувства острее, мир, в котором начинается Человек – его Любовь, Нелюбовь, Страх, Сострадание, его душевное зрение.

Трагическое, прекрасное и наивное здесь идёт рядом. Вот почему так важно всё, что происходит с человеком в детстве: что он слышит, с кем общается, кого любит, кому доверяет свою душу. След этого остаётся навсегда. И великое счастье, если это воспоминания о добром, умном и любящем человеке, таком, какой мы видим бабушку главного героя рассказа Е. Носова “Лоскутное одеяло”.

Чтение наизусть учеником стихотворения А.А. Цатова “Бабушкины руки”. (Индивидуальное задание).

Бабушкины руки

Я гляжу на эти руки,
Руки бабушки моей.
Сразу вижу, сколько муки
И труда досталось ей.
Тёмно-синие прожилки,
Несходящая мозоль,
Складки кожи и морщинки,
Да шершавая ладонь.
К животу прижмёшься плотно:
На душе легко, светло.
Спину сладко и добротно
Греет рук её тепло…
И сейчас, как из тумана,
Из былого далека
Греет внука-мальчугана
Эта милая рука.

А.А. Цатов
(Роговский сельский округ Подольского района Московской области)

Какие чувства вызвало у вас стихотворение? Кого вспомнили вы, слушая эти строки?

Биографическая страничка

(Индивидуальное задание: сообщение, подготовленное учеником дома)

Носов Евгений Иванович
(1925, с. Толмачёво под Курском – 2002, Курск)

Русский прозаик. Родился в семье деревенских мастеров, отец воспитывал сына в ремесленных и хлебопашеских традициях. В 18 лет Носов ушёл на фронт; после войны работал литературным сотрудником газеты в Средней Азии. В 1951 году вместе с семьёй поселился в Курске. Литературный дебют Носова – публикация на страницах Курского областного альманаха для детей рассказа “Радуга” (1957). Первая книга “На рыбачьей тропе” (1958), за ней последовали другие, которые принесли ему славу подлинного мастера слова, певца нравственной силы человека.

Правдивое изображение ужасов войны и судеб её рядовых участников в рассказах “Красное вино победы” и “Шопен, соната номер два” (1973) ввели Носова в круг писателей “лейтенантской прозы”. О судьбах солдат Великой Отечественной войны, преодолевших неимоверные тяжести и сохранивших человечность, доброту, живые души, повествуют рассказ “Яблочный Спас”, повесть “Моя Джомолунгма”, рассказ “Памятная медаль”.

Отличительной особенностью произведений “деревенской” тематики являются ориентация на народное слово, интонационное богатство, юмор, конкретность бытовых деталей, глубина гуманистического пафоса.

“Современная иллюстрированная энциклопедия. Литература и язык”
Москва: “Росмэн”, 2007

II. Аналитическое чтение.

III. Беседа по вопросам.

Какие мысли пришли к вам после прочтения рассказа? Что записали вы в своих читательских дневниках?

К чьим записям можно взять эпиграфом слова К. Паустовского: “Я дружил с бабушкой. Я любил её больше, чем всех своих родных. Она мне платила тем же…”?

Как, по-вашему, о чём новелла?

О взаимоотношениях старшего и младшего поколений мы немало узнаём из устного народного творчества и русской классической литературы.

Вспомните, как складываются отношения “старших” и “ младших” в русских народных сказках?

Расскажите о няне Савишне из повести Л.Н. Толстого “Детство”.

Вернёмся к рассказу Е. Носова:

Чем занята бабушка целый день? Как вы думаете, много ли времени у неё, для того, чтобы заниматься воспитанием внука?

Как складывается вечер этой маленькой семьи? Какое слово, по-вашему, наиболее точно определяет значение этих бабушкиных рассказов – “лоскутков”? (В беседах с бабушкой закладывается основа грядущей человеческой жизни).

IV. Словарная работа.

Мы с вами уже говорили о том, что человеку бывает интересно всё то, что понятно… Нам необходимо обратиться к словарям, чтобы лучше понимать жизнь наших героев, продолжить разговор о них.

Вязенки – вязаные носки.

Шубные рукавицы – варежки из овечьей шкуры.

Каганец – светильник.

Застя – заслонив.

Припечек – выступ у печки.

Долгая – длинная.

Торопко – быстро, торопливо.

Истово – очень усердно, старательно.

Оказия – удачный случай, совпадение.

Штука ситца – рулон ситца.

(Кроме того, необходимо объяснить ученикам, что значит “списали по чистой”, “строгий лицом Никола”, “сырая картофельная кружалка и ватный фитиль”).

О чём говорит имя и отчество бабушки?

Что больше всего волнует мальчика в судьбе деда?

Как вы думаете, что пришлось пережить этой семье? Что открывается читателю за скупыми строчками?

Какой художественный образ объединяет всё повествование?

Александр Солженицын отмечает особенности рассказов Е. Носова: “…никаких авторских изъяснений, толкований происходящего. Перед нами живут те простейшие эпизоды живой жизни, которых так не достаёт нам в учебниках истории, чтобы её ощутить, как бы поживши в ней. Когда бабушка начинает молиться – словно объединяются времена и поколения: и Бог один, и небо, и земля общие…”.

Как вам кажется, с каким чувством внук говорит о бабушке?

О чём можно доверительно поговорить со старшими, особенно перед сном? Есть ли у вас человек для доверительных бесед?

…Кончается день, кончается задушевный разговор, ночь… “завтра ещё чего вспомним…”

Подумайте, почему всё-таки рассказ не закончен?

В рассказе Е. Носова есть и описание, и повествование. Давайте добавим рассуждение-вывод.

Чем живут герои рассказа, что важно для них?

Итак, в восприятии мальчика самое главное – жизнь души, семейные отношения. Бабушке её воспоминания даются нелегко, в её памяти история семьи, народа, - трагическая история. Но она, переживая заново свои печали, “читает” книгу семьи, родословную своему внуку: “Завтра ещё чего вспомним…”.

“Всё повторяется в жизни… Только одно не придёт никогда, одна дорога запорошена, загромождена временем, не пройти, не пролезть, не пролететь над нею – дорога в страну Детство. Из Детства выходят. В него не возвращаются. Нет ключей, нет волшебных слов, нет мага, способного нас вернуть в неё, только поступает из этой страны наше приданное, и сколько лет ни проживёшь на земле, оно идёт, идёт, идёт…”

Лидия Латьева.

Одним из вариантов окончания урока может быть чтение учителем стихотворения Вероники Тушновой “Вот говорят: Россия…”. При этом можно говорить о связи судьбы русской женщины с судьбой России, об их непростом пути, о любви к близким и дорогим…

Вот говорят: Россия…

Реченьки да берёзки…
А я твои руки вижу,
узловатые руки,
жесткие.
Руки, от стирки сморщенные,
слезами горькими смоченные,
качавшие, пеленавшие,
на победу благословлявшие.
Вижу пальцы твои сведённые,-
все заботы твои счастливые,
все труды твои обыденные,
все потери неисчислимые…
Отдохнуть бы,
да нет привычки
на коленях лежать им праздно…
Я куплю тебе рукавички,
Хочешь – синие, хочешь – красные?
Не говори “не надо”,-
Мол, на что красота старухе?
Я на сердце согреть бы рада
натруженные твои руки.
Как спасенье своё держу их,
Волнения не осиля.
Добрые твои руки,
Прекрасные твои руки,
Матерь моя, Россия!

VII. Домашнее задание.

Закончить работу в читательском дневнике: что вы ещё захотели написать в нём после урока. (Какие размышления возникли? О чём подумали несколько иначе, чем прежде?).

Литература

  1. Носов Е. Лоскутное одеяло // Литература в школе, - 1999. -№3.
  2. Солженицын А.И. Евгений Носов: Из “Литературной коллекции // Новый мир.- 2000. - №7.
  3. Современная иллюстрированная энциклопедия. Литература и язык. Москва.: “Росмэн”, 2007.
  4. Вероника Тушнова. Стихотворения. Москва.: “Эксмо”, 2003.
  5. Даль В.И. Толковый словарь. Москва.: “Росмэн”, 2000.
  6. Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе. М.: ПУ “Первое сентября”, 2009.
  7. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2005.

Урок. Рассказ Евгения Носова «Лоскутное одеяло»
(Автор: Байрамова Н.Н.)
Данный урок я провожу в 7 классе как обобщающий, потому что идея курса литературы на данном этапе - литература и история. В программу включены произведения, созданные на историческом материале, центром внимания является человек и его мироощущение в сложные моменты истории.
Вспоминаем об этом произведении мы и в 9, и в 11 классе, подбирая аргументы к сочинению-рассуждению по следующим проблемам: проблема воспитания патриотизма, любви к родине; проблема дома, семьи, взаимоотношения поколений; проблема человеческой судьбы; человека и истории и т.п.
Домашним заданием к уроку было чтение рассказа Е.Носова, составление словарика малоизвестных слов, творческое задание - раскрасить треугольник в цвет своего настроения
Цель деятельности учителя Способствовать формированию навыков смыслового чтения; умения извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную в результате чтения.
Планируемые образовательные результаты Предметные: развитие диалогической и монологической речи; овладение навыками лингвистического анализа текста
Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснять; выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач
Личностные: развитие критического мышления, осознание ценности семьи, необходимости взаимопонимания поколений; воспитание любви к родным и родине, осознание эстетической и духовной ценности русского языка.
Методы и формы обучения Чтение с остановками, с карандашом; аналитическая беседа; лингвистический анализ текста; кластер
Оборудование Мультимедийная установка; текст рассказа "Лоскутное одеяло", листы с заданиями для работы в группах: словари: толковый, этимологический, словарь В.Даля.
Наглядно-демонстрационный материал Презентация; коллаж из бумажных лоскутков-настроений
Стадия вызова.
1. Актуализация знаний учащихся.
Счастлива вас видеть. На одном из уроков мы выясняли с вами, что такое счастье. Вспомним этимологию этого слова. Как и когда произошло, его синонимы. (Слово "Счастье" произошло тогда, когда что-то делили. "Уйти с частью", т.е. уйти с каким-то наделом, куском, долей. Отсюда и синонимы: участь, доля, удел, т.е. судьба.)
2. Реализация домашнего задания. Мотивация.
Так значит счастье - это кусочек, частичка, лоскутик. А наша жизнь и состоит из таких лоскутиков. Вы сегодня принесли с собой свои лоскутки-настроения. Какие они?
(Учащиеся выходят к доске, прикрепляют магнитом свой своеобразно раскрашенный лоскут, поясняют, почему он того или иного цвета, как это связано с их настроением в этот момент жизни. Учитель помогает технически "соткать" полотно из фрагментов, корректирует речь, устанавливает последовательность выхода учащихся к доске, благодарит за искренность и т.д. На доске постепенно "сшивается" из лоскутков-настроений полотно)
Ваши лоскутки -отдельные кусочки - слились в единое целое, в лоскутное одеяло. Так из лоскутков и состоит класс, страна и человечество! Центром внимания на уроке станет рассказ Е.Носова "Лоскутное одеяло"
Стадия осмысления
I. Актуализация знаний учащихся. Беседа. Первичное восприятие
1. Какие ассоциации вызывает название рассказа? (Тепло, уют, умелые руки мастерицы, старинное искусство, бабушка, красота, старина)
2. Что напоминает само начало рассказа? (Чтение 1 и 2 абзацев - начало рассказа). -сказка, легенда
3. Но будет ли сказка?
(Бабушка рассказывает о своей нелегкой, совсем не сказочной жизни, но как сказку перед сном)
4. Есть в тексте и конкретная деталь, указывающая на реальное географическое место, где происходит действие, где живет семья? (Сеймская вода - из реки Сейм - притока Десны. Города Курск, Льгов, Рыльск, Путивль - срединная Россия, родина писателя Евгения Носова.)
5. Как зовут бабушку? Предположите, кем же был ее отец? Почему автор так называет героиню?
(Варвара Ионовна. Ион - церковное имя, отец бабушки скорее всего был священником, история таких людей в XX веке трагична. Называя героиню так, автор подразумевает глубокие, серьезные духовные корни.)
II. Целеполагание.
В основе сюжета- жизнь бабушки Варвары Ионовны. Что она за человек? Чтобы разобраться, надо вникнуть во все детали. Работаем в группах. Сначала вникаем в задание, затем читаем с карандашом, выделяем нужное в тексте. Обсуждаем, решаем, кто будет представлять работу группы.
Работа в трех группах (учащиеся распределяют задание внутри группы, делясь на пары. Задание разное, но одинаково структурировано (см. Приложение 1,2,3):
1. Работа со словарем В.Даля, объяснение диалектизмов, просторечий.
2. Морфологический анализ отрывка "Портрет бабушки", мини-исследование.
3. Разноуровневый анализ слова из текста "истово".
4. Анализ речи бабушки.
III. Погружение в текст. Чтение фрагмента 1
Фрагмент 1. "Портрет бабушки" (третий абзац).
(Читает учитель. Уч-ся следят по тексту, подчеркивают.)
IV. Поэтапное представление работы групп.
1. Словарная работа. Объяснение лексического значения слов по словарю В. Даля
1 группа: авось, вязенки, доси, застя
2 группа: каганец, кружалка, оказия, окромя3 группа: печурка, припечек, пешки
2. Морфологический анализ отрывка, результаты
Задание 1 группы: Проанализировать, слова какой части речи встречаются чаще других. Почему? Какие особенности подчеркивает внук? (В отрывке 26 глаголов и глагольных форм, причем, глаголы активного действия (учащиеся приводят примеры). Динамичный портрет)
Задание 2 группы: Проанализировать, как бабушка выполняет свои дела. Выбрать наречия и прилагательные, которые характеризуют действия бабушки. (Наречия и прилагательные: ловкий, быстро, сноровко, т.е. умело, привычно, живо.)
Задание 3 группы: Какие детали внешности бабушки подчеркивает внук и как они характеризуют бабушку. (Косица, впалая грудь, тонкая рука "темная, словно из корья". Бабушка старенькая, много пережившая, но трудолюбивая, расторопная, неугомонная.)
Какой предстала перед нами бабушка, увиденная глазами внука?
(Бабушка трудится всю жизнь. Внук отмечает ее ловкость, расторопность. Она не сдается старости, хлопочет, поддерживает порядок в доме. Она хранительница очага, на ней хозяйство. Для всех у не хватает сил: и коровушку напоить, и гусыню под лавку усадить, и рукоделием заняться, и молитву Николаю Угоднику воздать, и с внуком на ночь поговорить.)
3. Словарная работа. Разноуровневый анализ слова "Истово". Представление результатов
В каких деталях видно, что взаимоотношения бабушки и внука хорошие?
(Все детали портрета проникнуты любовью. Бабушка крестит внука на ночь, ложась, "истово льнет" к нему). Что значит это емкое слово?
1 группа. Синонимы: усердно, ревностно, безудержно, сильно
2 группа: Определение по словарю С.Ожегова
3 группа: Этимология слова по словарям В.Даля и Н.Шанского. Истово - от истовый, истина; истина - от*истъ - "настоящий".
Таким образом находится еще один синоним к слову "истово" -по-настоящему. Бабушка всей душой, всей сутью, по-настоящему своей любит внука, полностью отдает себя семье.
Чтение фрагмента "Начало разговора"
1. Каким стал ритм повествования? Почему?
(Чувствуется, что сменился ритм, стал спокойнее, медленнее. Сменилось действие: от активного к умеренному, умиротворяющему - чтению "книги")
2. О какой книге идет речь?
(Лоскутное одеяло -книга о былом, книга воспоминаний, книга времен, история. Речь бабушки образна. Каждый отрезок жизни окрашен в свой цвет)
3. Какие исторические события пришлось пережить семье?
(З скупыми строчками открывается трагедия XXI века: империалистическая война, революция, гражданская война - все эти исторические события оставили неизгладимый след в судьбе этой семьи. Ребенок познает свою родословную и историю страны.)
4. На сколько лоскутков можно поделить этот вечерний разговор?
V. Погружение в текст. Чтение фрагмента 2.
Фрагмент 2. " Первые лоскутки". Напоминаем перед чтением, что после чтения группы представляют результаты работы по заданию IV "Речь бабушки".
VI. Поэтапное представление работы групп.
1 группа. Как говорит бабушка? (Тихим голосом, добрым, спокойным, родным.)
Почему автор употребил глагол "вопрошать", принадлежащий высокому стилю? (Hечь пойдет о святая святых семьи, о дорогих воспоминаниях; а также в этом слове чувствуется улыбка любящего внука).
2 группа. Какие слова преобладают в речи бабушки? Почему? Объясните просторечия и устаревшие слова. (В речи бабушки много просторечных и устаревших слов (переиначенное, оказия, штука ситца, хвороба, двуколка, хомут, башлык). Они помогают достоверно передать ее речь, создают ощущение простоты, мирного деревенского быта. Они дороги писателю, напоминают о детстве).
3 группа. В каких слова чувствуется отношение бабушки и внука к деду? Отношение бабушки к внуку? (Бабушка иронично рассказывает про деда, но по-доброму. Называет его "сердешный", т. е. дорогой сердцу; "А так много повидал разного" - жалеет, сочувствует, любит деда; радуется - "отпустили, слава Богу, с миром")
Учащиеся подводят итог, формулируют общий вывод из наблюдений:
Речь бабушки проста. Она не образованна. Но в речи ее слышна певучесть, выразительность. В интонации мы можем услышать и теплоту, и иронию, и нежность по отношению к деду, внуку, детям и горестные нотки от горестных воспоминаний. Внук впитывает не только эти истории, но и самобытные обороты речи.
Да, трагичен был XX век для нашей страны. И все эти трагические события прошли через жизнь простых людей («чуть белые не зарубили» , в империалистическую войну дед остался инвалидом). В этом рассказе простейшие эпизоды жизни, о которой не прочитать в учебнике истории.
VII. Погружение в текст. Чтение фрагмента 3.
Пред чтением. Какой эпизод, на ваш взгляд, самый пронзительный? (первое платье, война, смерть близких)
Фрагмент 3. "Была у меня девочка..."
В чем сказывается взаимопонимание между бабушкой и внуком? (Бабушка загрустила - внук примолкает. Тишина устанавливается. Тишина взаимопонимания)
VIII. Подведение итогов. Обобщение.
Как вы считаете, история завершена? Как называются такие финалы? Почему именно такой финал в рассказе?
(Открытый финал: истории бабушки не закончены, еще будут вечера: "Завтра еще чего вспомним". История этой семьи не закончена: растет внук. История страны не закончена: судьба ее -наша участь, доля, судьба, наше счастье. Так мы вернулись к тому слову, с которого и начался урок)
Почему, как вы думаете, у нашего урока такой эпиграф?
Всю неоглядную Россию
Наследуем как отчий дом
Мы, люди русские, простые,
Своим вскормленные трудом (Б.Ручьев)
Бабушка Варвара Ионовна -собирательный образ всех простых русских женщин, участь которых - переносить на своих плечах все невзгоды, хранить в тяжелые времена семейный очаг.
Это сама Россия нашу - многострадальная труженица и мученица. И любить мы должны свою родину, как любит внук бабушку, впитывает в плоть и в кровь традиции семьи, историю, речь.
Стадия рефлексии.
Что больше всего понравилось в рассказе?
О чем вы думали, когда разговор шел о героине рассказа - бабушке?
О чем бы вы спросили свою бабушку?
Мониторинг. Определение уровня осмысления текста. Составление кластера. "Смысл названия рассказа."
Лоскутное одеяло – конкретный предмет быта
- символ мастерства, домашнего уюта, народного таланта, красоты
- символ объединения поколений
- символ человеческой жизни
- символ истории

Домашнее задание:
1. Сочинение - рассуждение «Смысл названия рассказа Е.Носова «Лоскутное одеяло» на основе кластера.
2. Поговорить с бабушками о детстве ваших родителей, о ее детстве, молодости; ведь по рассказам наших бабушек можно изучать историю страны. Может быть, и вам захочется написать рассказ "История, рассказанная бабушкой"
Заключительное слово учителя.
Я тоже вспоминала свою бабушку, мою сказительницу, мою Арину Родионовну, и ее истории - ведь она родилась в 1913 году, еще до революции, рано осиротела. И все исторические катаклизмы века XX отразились на ее жизни. Самое главное - надо успевать слушать своих бабушек, пока они рядом.
Человеческая жизнь

История
Лоскутное одеяло

Уют, талант,
мастерство, красота

Связь поколений

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ЗАДАНИЯ (для первой группы):

АВОСЬ -
ВЯЗЁНКИ -
ДОСИ -
ЗАСТЯ –
ПОРТРЕТ БАБУШКИ
Слов каких частей речи много в портрете бабушки?Посчитайте количество глаголов и глагольных форм. Почему их так много в портрете бабушки?
Какие особенности бабушки подчеркивает внук?
Слово «ИСТОВО»
Задание: подберите синонимы к этому слову.
РЕЧЬ БАБУШКИ
Как бабушка ведет этот вечерний разговор? Найдите в тексте определение бабушкиного голоса.
Бабушка «вопрошает»: «Так докудова мы дочитали книгу-то нашу»? Глагол ВОПРОШАТЬ принадлежит высокому стилю. Почему автор употребляет его?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Евгений Носов «Лоскутное одеяло»
ЗАДАНИЯ (для второй группы):
Объясните с помощью словаря В.И.Даля слова:
ПЕЧУРКА –
ПРИПЕЧЕК –
ПЕШКИ –
ПОРТРЕТ БАБУШКИ
Какие детали внешности бабушки подчеркивает внук?
Что рассказывают эти детали о бабушке?
Слово «ИСТОВО»
Задание: укажите этимологию слова (С помощью слова В.И.Даля и «Этимологического словаря русского языка Н.Шанского).
РЕЧЬ БАБУШКИ
Каково отношение бабушки к деду?
А)Найдите слова, в которых это отношение выражено.
Б) Сравните:
Бабушка: «…отпустили, слава Богу, с миром».
Внук: «Мне нравится, что дедушку выпроводили из Питера».
Сделайте вывод об отношении к деду.
В каких словах бабушки чувствуется отношение к внуку?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Евгений Носов «Лоскутное одеяло»
ЗАДАНИЯ (для третьей группы)
Объясните с помощью словаря В.И.Даля слова:
КАГАНЕЦ –
КРУЖАЛКА –
ОКРОМЯ –
ПОРТРЕТ БАБУШКИ
Как бабушка выполняет все свои действия? Найдите в тексте наречия и прилагательные, которые характеризуют действия бабушки.
Слово «ИСТОВО»
Задание: найдите определение этого слова в словаре С.Ожегова.
РЕЧЬ БАБУШКИ
Слова какого стиля часто встречаются в речи бабушки? Почему?
Объясните слова: ПЕРЕИНАЧЕННОЕ, ОКАЗИЯ, ШТУКА (ситца), ХВОРОБА, ДВУКОЛКА, ХОМУТ, БАШЛЫК.
В каких словах (найдите в тексте) проявляется образность, поэтичность речи бабушки?

  1. Данный урок призван способствовать формированию у учащихся трепетного, ценностного отношения к родной природе и близким людям, к истории страны и национальным святыням (традициям, ремеслам, родной речи).

На примере рассказа «Лоскутное одеяло» можно получить представление об основных мотивах творчества Е. Носова.

  1. В процессе обсуждения рассказа совершенствуется умение учащихся анализировать художественные особенности текста, определять его идейное своеобразие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы

Тема: «Чтоб душа не оскудела»

(по рассказу Носова «Лоскутное одеяло»)

Цели:

  1. Способствовать формированию у учащихся ценностного отношения к родной природе и близким людям, к истории страны и национальным святыням (традиции, ремесла, родная речь).
  1. Совершенствовать умение учащихся лингвистически анализировать художественный текст, определять его идейное своеобразие.
  1. На примере рассказа «Лоскутное одеяло» показывать основные мотивы творчества Е. Носова.

Оборудование:

  1. Эпиграф: «Рассказы Носова – это просветления народного духа, это вершины, с которых видна истинная Россия» (В. Чалмаев).
  1. На листах напечатать высказывания:

- «После чтения… наполняет грудь читателя очень теплая, любовная к людям и к природе расположенность… струение души». (А.И. Солженицын)

- «Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя» (Д.С. Лихачев)

- «Малая родина – это окоем нашего детства. Увиденная, услышанная и восчувствонная первореальность. Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа…» (Е. Носов)

  1. На доске драпировка – лоскутное одеяло.
  1. Выставка изделий, выполненных в лоскутной технике.
  1. Коллаж «Бабушка».
  1. Музыкальное сопровождение.
  1. Портрет Е. Носова
  1. Словарик просторечий:

Печурка – углубление в печке для просушки обуви, вещей;

Вязёнка – пуховой платок;

Застя – заслонив;

Наперво – сначала;

Рушник – полотенце.

  1. Творчески оформленная родословная ученика.

Ход урока:

  1. Интегрирующее начало урока.

Звучит музыкальное сопровождение: «С чего начинается Родина?»

Для каждого человека родина начинается по-своему. Ребята, а с чего начиналась ваша родина? Какие понятия, предметы, по-вашему, включает «малая родина»?

А современный писатель Евгений Носов считает, что «малая родина – это окоем нашего детства. Увиденная, услышанная и восчувствованная первореальность. Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа…»

  1. Мотивация, целеполагание.

Евгений Носов в своих коротких рассказах рисует простейшие фрагменты живой жизни, где один – единственный эпизод помещается в центре художественной вселенной, приобретает значение обобщения и поднимает общечеловеческие нравственные проблемы.

Предлагаю на примере рассказа «Лоскутное одеяло», которое вы почитали к уроку, через коллективную аналитическую деятельность доказать достоверность слов В. Чалмаева, взятых в качестве эпиграфа к уроку: «Рассказы Носова – это просветления народного духа, это вершины, с которых видна истинная Россия».

  1. Решение проблемы. Исследование.

Итак, рассказ «Лоскутное одеяло». Какие ассоциации вызывает название? (домашний уют, тепло, мастерство…).

Как вы себе представляете лоскутное одеяло? (разноцветные клинья – треугольнички, сшитые между собой).

Какие качества женщины проявляются в изготовлении подобных вещей? (бережливость, сноровка, терпение, художественный вкус).

Предлагаю вам помечтать. (звучит музыкальное сопровождение). Закройте глаза. Представьте, что у вас есть крылья. Вот вы их расправили и парите в свободном полете… Поглядите вниз, на поверхность земли. Что вы видите? Какими цветами раскрашена наша родина?

Что напоминают нам краски земли с высоты птичьего полета? (Лоскутное одеяло).

Действительно, жизнь человека в единении с природой подсказала форму и краски рукотворных вещей.

Красно-коричневый лоскут напоминает весеннюю влажную пашню, по которой важно разгуливают грачи; ярко-желтый – солнечную поляну мягких одуванчиков или медвяной сурепки; цветастый лоскут символизирует пестрое разнотравье на душистом летнем лугу; бледно-зеленый – поспевающие озимые хлеба, обрызганные свежей утренней росой.

Какие краски природы вы увидели в рассказе Евгения Носова? («по синему белой крупкой посыпано, вроде как звезды по ночному небу…»).

Какой человек может увидеть краски земли? (любящий природу).

Чтение учеником стихотворения собственного сочинения. (дифференцированное домашнее задание).

Итак, сделаем первый вывод.

Что символизирует лоскутное одеяло? (образ земли)

(На доске появляется запись: Лоскутное одеяло – это…)

Кто главные герои рассказа? (бабушка и внук)

На каком 1 эпизоде строится рассказ? (разговор внука с бабушкой перед сном)

Каковы временные рамки эпизода? (около часа)

Повествование ведется от 1 лица (внука)

С каким чувством внук говорит о бабушке? Прочитайте. (третий абзац).

Вы заметили, что традиционного противостояния между старшими и младшими в рассказе Носова нет! Наоборот! Невидимые нити родства и взаимной любви соединяют этих героев, словно лоскутик к лоскутику.

Так с чем можно сравнивать лоскутное одеяло? (с многочисленной дружной семьей, лоскутики – члены этой семьи).

Ученик демонстрирует оформленную родословную своей семьи. (дифференцированное домашнее задание).

Итак, второй вывод. Что символизирует лоскутное одеяло? (дружную семью, родословную, связь поколений).

Каким словом бабушка с внуком называют лоскутное одеяло? (книга).

Если заменить слово «книга» на «учебник», то о какой учебной дисциплине пойдет речь? (история).

Получается, что по лоскутному одеялу можно историю изучать? Давайте проследим историю этой семьи.

Чтение фрагмента по ролям (со слов «Смирив дыхание…»)

О каких исторических событиях повествует «книга»? (Были у богатых в услужении; за то, что в амбаре нашли господский хомут, белые чуть не изрубили деда; на империалистической войне дед стал инвалидом. Революция… потеря родных…)

Как зовут бабушку? (Ионовна)

По отчеству можно предположить, что она из семьи священника – история таких людей скорей всего трагична.

Какие чувства навевает у бабушки «светленький, ничем не приметный треугольник»? (грустные воспоминания, у «бабушки в темной глазнице тусклым овалом мерцает скопившаяся влага»)

- «Была у меня девочка…», - говорит сквозь слезы бабушка. Что с ней случилось? Почему бабушка уходит от разговора, делая вид, что уснула? (наверное, не хочет мальчику на ночь рассказывать страшные вещи).

Что значат для мальчика такие вечерние беседы с бабушкой? (познание жизни, истории семьи, страны)

Итак, делаем третий вывод. Чем является лоскутное одеяло? (Летописью истории, книгой времен)

Прочитайте начало рассказа. Что он напоминает? (Зачин сказки)

Какой выразительный прием использует автор? (Инверсии)

Как из заветного волшебного сундучка достает автор самоцветы русского народного сказа! Давайте найдем эти драгоценности и проанализируем их роль и место в современном рассказе.

Почему так много глаголов использует автор, создавая портрет героини? («Под его уютной толщиной», «разноцветное полотнище», «Витейнозолоченая рама»).

Как готовит себя ко сну бабушка? (Шепчет молитву «перед Николой»)

Как вы думаете, бабушка для своих благ просит у Святого Угодника? (Нет, наверное, бабушка благодарна Господу за то, что с ней внук рядом, в доме сытно, тепло. А что еще нужно!)

Зачем «трижды склоненно осенив себя широким крестом», бабушка тычет «шепотью» в сторону внука? (забота привычная и постоянная).

А как интересна речь бабушки! Как она обращается к внуку? К дедушке? («Внучек ты мой», «сердешный»).

Какие просторечные слова использует автор? («докудова», «авось»).

Зачем? (достоверный речевой портрет).

Действительно, речь бабушки выразительна, певуча. («майский луг, да и только!»)

Какие слова оценочного характера употребляет автор? («сноровно», «истово»)

«Истово» - короткое, но точно найденное слово говорит об отношениях, о состоянии души, о том, как важно в старости не остаться одному, о том, что сил – то все меньше: всю себя бабушка отдает семье.

В течение дня найдет ласковое слово и для коровушки, и для гусыни под лавкой, и день закончит молитвой (пусть торопливой, главное – живет по христианским заветом!), и с внуком о сокровенном – давнем – поговорит.

Итак, четвертый вывод: лоскутное одеяло призывает почитать старших, сохранять родную речь, национальные традиции.

Физкультминутка . (Имитация кройки и шитья лоскутного одеяла).

Рассказ как бы не закончен. Финал открытый. Почему? («косячков» в одеяле так много! Наверное, невозможно вспомнить всю жизнь человеческую)

И все же в лоскутном одеяле – история семьи, целого народа…

Обращение к эпиграфу .

Общий вывод : действительно рассказ Е. Носова рисует картины живой, настоящей жизни. Их нет в учебниках истории. Их нужно пережить…

Солженицын И.А. пишет: «После чтения… наполняет грудь читателя очень теплая, любовная к людям и природе расположенность… струение души».

Я надеюсь, что ваши души, тоже посветлели, обогатились, заструились.

Когда я впервые прочитала этот рассказ, то почувствовала что-то знакомое, родное. Словно картины из моего детства. Моей бабушки уже нет в живых, но в душе она никогда не покидает меня.

Звучит стихотворение «Разговор с бабушкой».

(музыкальное сопровождение).

Я тебя часто вижу во сне

Такой дорогой, безмолвной, смиренной.

Ты слегка улыбаешься мне,

Освобождая от горестей бренных.

Я с тоскою гляжу на тебя,

Вижу темные впалые веки,

Тереблю твои руки любя,

Хочу образ запомнить на веки.

Медный крест у тебя на груди…

И белесых волос уже мало.

Лучшей бабушки мне не найти!

Жаль, при жизни тебе не сказала…

  1. Социализация

Ребята, вы богаты: у вас есть заботливые бабушки. Но придет время старости, немощи. Кто им поможет? Конечно, вы.

Именно старое лоскутное одеяло и душевные беседы с бабушкой могут направить ребенка на правильный, нравственный путь.

Д.С. Лихачев говорил: «Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя».

Чтобы душа не оскудела, давайте для себя и для других составим нравственные заповеди, «Поучения» от Евгения Носова, и постараемся их соблюдать. Используйте глаголы в повелительном наклонении.

Нравственные заповеди:

«ПОУЧЕНИЯ» от Евгения Носова.

  1. Люби и охраняй родную природу.
  2. Люби родных своих. Составь родословную.
  3. Почитай старших.
  4. Знай историю села, страны.
  5. Береги родную речь.
  6. Храни национальные традиции.
  7. Читай русскую литературу.
  1. Рефлексия.

Дома вы должны были ответить на вопрос: «Чему учит рассказ Е. Носова «Лоскутное одеяло»?

Совпадает ли ваш ответ с «Поучениями».

Трудно ли соблюдать нравственные заповеди? (Очень трудно, но под силу каждому).

Я желаю вам, чтобы ваша душа не оскудела.

  1. Домашнее задание.
  1. Оформить родословную в виде лоскутного одеяла.
  1. Написать стихотворение или сочинение «Моя бабушка» или «Моя малая родина».

Вторую неделю думаю о куколках тряпичных, вспоминаю одесскую ярмарку рукоделия и девушек рукодельниц, как ловко и красиво сворачивали и сшивали ярких куколок и лошадок из разноцветья лоскутков и ниток.
У меня под подушкой живет Птица Счастья пузатенькая с трепетными крылышками, давным-давно принесла ее Наденька с фестиваля М@СТЕР@, своими руками сделала из светлой тряпочки и ниток - маленькое Чудо!
Сегодня в отделе литературы по искусству сама в руки попросилась книга "Русская народная кукла" (авторы Галина и Мария Дайн).
Читаю:
"Еще в середине ХХ века почти в каждой семье в деревне и городе дети играли тряпичными куклами. И только с 1960-х годов, когда промышленные предприятия начали выпускать миллионные партии игрушек из пластмассы, традиция изготовления домашней куклы почти угасла. Однако не исчезла совсем, глубоко отложившись в народной памяти ".
Удивительно, я никогда не задумывалась о том, какие куклы были у моей мамы? Надо тетушек пораспросить во что они играли.
Бабушка Оля рассказывала, что в детстве заворачивала в тряпочку деревянную ложку и ее нянчила)
У писателя Евгения Носова есть рассказ "Лоскутное одеяло", где веселое разноцветное полотнище, умело собранное из лоскутков, обрезков от шитья нехитрой крестьянской обновы роднит и душевно сближает внука и бабушку.

Лоскутное одеяло

Из дальних далей

Было у моей бабушки Варвары Ионовны одеяло, собранное из разных лоскутов материи.
Бабушка иногда шивала нехитрые крестьянские обновы: штаны и рубахи, кофты и сарафаны, да и нам, ребятне, всякую всячину. От этого и оставались обрезки, из которых бабушка кроила одинаковые косяки, сшивала их попарно в квадраты, а уж из квадратов получалось веселое разноцветное полотнище, служившее верхом ватному простеганному одеялу.
Я лежу под его уютной толщей и жду к себе бабушку. А она на ногах чуть ли не с первыми петухами, все еще хлопочет по дому: что-то споласкивает, ставит в печь коровье пойло, накрывает рушником хлеб на столе, разбирает на пары и рассовывает по печуркам вязёнки и шубные рукавицы. И уж после всего гасит лампу, запалив каганец, слаженный ею из пузырька, сырой картофельной кружалки и ватного фитиля. Застя ладонью робкий язычок огня, похожий на тыквенное семечко, она ставит каганец на высокий припечек, чтобы сразу освещал и кухню, где под лавкой с ведрами сеймской воды тихо шуршит лукошечным сеном посаженная на яйца гусыня, и соседнюю проходную комнатку с бабушкиной деревянной кроватью, над которой в углу в широкой витейно-золоченой раме висел строгий лицом Никола. Наконец бабушка заходит в нашу комнату и, встав перед Николой, ловким перекрестом рук снимает кофту, затем сбрасывает на пол долгую, до пят, юбку и босоного вышагивает за ее круг. Вся в белом, с нагими плечами и руками, она принимается быстро и непонятно шептать что-то святому угоднику, мерцавшему от шевелящегося на печи светильного огня, одновременно не забывая расплетать косицу, полуседой остаток некогда спелой пшеничной красы, перебросив ее себе на впалую грудь и сноровко, на ощупь, перебирая пальцами пряди и шелковые тесемки. И, трижды склоненно осенив себя широким крестом, а заодно потыкав издали в мою сторону щепотью, она торопко забирается под одеяло и, нахолодавшая перед иконой, истово льнет ко мне, теплому, обжившемуся под ватным пологом.
Смирив дыхание и обвыкнув, бабушка поднимает коленями одеяло, делает из него покатый погребок, над которым хорошо видны косяки, и тихим и умиротворенным голосом человека, завершившего день и добравшегося до постели, вопрошает:
— Так докудова мы дочитали книгу-то нашу?
— Про синий косячок.
.— Уж и до него дошли? А вот про этот сказывала ли? Про голубые колокольца? Про мамкино первое платьице? Девочка-то она была большая, а все не в своем, все в перешитом да переиначенном. Тут под самую Троицу вот тебе китайцы-коробейники с товарами. А на деревне это вон какая оказия. Бабы все бросают, выбегают на улицу. Ну, а китайцы знают, что делать. Прямо по траве раскатывают одну штуку ситца — майский луг, да и только! Распускают другую — и того краше. Мамка твоя вцепилась в руку, теребит, этак больно дергает: купи да купи... Или про то не сказывала?
— Про колокольцы уже было,— вспоминаю я.
— А-а, ну тогда пойдем дальше. Этот вот косяк-то, который с колокольцами в паре, видишь, по синему белой крупкой посыпано, вроде как звезды по ночному небу, это от дедушкиной рубахи. А привез он ее аж с войны германской. Они тогда под Ригой стояли. Да немец попер их оттуда, из Курляндской земли, голодных да беспатронных. Да так-то и отходили пешки. Дедушка твой ногу в кровь истер, от мокрых да грязных портянок приключилась хвороба, ногу ему раздуло под самый пах. Уложили в двуколку с другими ранеными, довезли до какой-то станции, а оттуда — в самый Питер. А тут вскорости царя спихнули, революция началась. Деда как есть прямо на костылях в какой-то комитет и выбрали. Ну, раз выбрали, он и давай прыгать да скакать. Ну и допрыгался, чуть ногу не отняли. Списали его по чистой да и отпустили, слава богу, с миром.
Мне не нравится, что дедушку выпроводили из Питера и что он, оказывается, не участвовал в штурме Зимнего дворца.
— Кой тебе Зимний! — взмаливается бабушка. — Я и доси с курицей по соседям хожу: мужик дома, а зарубить некому. Нет, не герой он у меня, не герой, врать не стану.— И уже спокойным, добрым голосом продолжает: — А так много повидал разного. Не приведи господь, чего довелось ему, сердешному. Домой пришел — белые чуть шашками не изрубили, в амбаре господский хомут нашли... Ну да ладно на ночь про такое, царица небесная. От тех времен, окромя этого лоскута, костыль остался, где-то на чердаке. А еще солдатский башлык.
— Это штык такой?— ликующе млею я.
- Не-е! Это такой суконный куль с окрылками. Поверх шапки в метель надевают. Вот придет дедушка с ночного, из конюшни-то, ты и попроси хорошенько. Авось покажет тебе башлык. А то и даст поносить.
Я молча мечтательно киваю.
— Нуте... Так поехали дальше. А вот этот, внучек ты мой, этот лоскутик...— Бабушка вздыхает и, выпростав тонкую, как плеть, голубоватую руку с темной, словно из корья, кистью, долго оглаживает светленький, ничем не примечательный треугольник.
— И что?— тереблю я бабушку, вдруг замолчавшую.— А бабушк?
Бабушка не отвечает. Я скашиваюсь недоуменно, представив, что ее сморил внезапный сон. Но она не спит, и я вижу, как в темной глазнице тусклым оловом мерцает скопившаяся там влага.
Я примолкаю, а она, глубоко вздохнув, опускает колени и разрушает одеяльный погребок.
— Была у меня девочка,— еще раз крестясь, вздыхает она и, повернувшись и потянув на меня лоскутное одеяло, произносит теплым, родным шепотом:— Спи, угоманивайся. Завтра еще чего вспомним... ________________________________________ ___

Так и тряпичная кукла.
Кукольный народец, подобно пестрой лоскутной мозаике, хранит в себе мастерство и искусство своих создателей.
И кто бы ни делал тряпичные куклы, у каждого получится своя "лоскутная история".

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода