Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Сообщение о храме абу симбел. Абу-симбел и его храмы

(араб. أبو سمبل; англ. Abu Simbel temples)

Объект ЮНЕСКО

Часы работы: ежедневно с 6.00 до 17.00.

Как добраться: до Абу-Симбел, проще всего, добраться из Асуана, надо сесть на автобус (ехать около 3-ёх часов). Чтобы попасть на этот автобус (он ежедневно совершает по этому рейсу около 5 поездок), нужно доехать до автовокзала в Асуане, на севере города.

До Абу-Симбел можно добраться и на круизном кораблике по Нилу, самостоятельно или в составе экскурсий. Также, экскурсионные туры по Нилу проводятся из Луксора и Каира (занимают несколько дней).

Из Луксора можно добраться по железной дороге до Асуана (ежедневно ходят поезда со спальными вагонами), а далее из Асуана до Абу-Симбел на автобусе. Можно до Абу-Симбел добраться и из Хургады на автобусе. Но, дорога длинная и утомительная, придётся провести в пути не менее 13-ти часов в одну сторону.

Вариант с арендой автомобиля до Абу-Симбел – невозможен. С появлением правил о конвоях в Египте, иностранцы могут передвигаться по этой дороге, исключительно, в составе конвоя. Кроме того, иностранца на автомобиле не пропустят через блок-посты.

Абу-Симбел – это скала на западном берегу Нила, примерно, в 300 км от Асуана, в сердце нубийской территории, почти, на границе с Суданом. Именно здесь находится самая красивая и грандиозная постройка величайшего египетского фараона – два удивительных храмовых комплекса, вырезанных прямо в скале.

Храмы Абу-Симбел были посвящены трём египетским богам – Амону-Ра, Хармакису и Птаху. Но, на самом деле версий постройки этих храмов великое множество. Одни предполагают, что эти храмы были воздвигнуты, исключительно, для прославления в веках его строителя – фараона Рамсеса II Великого. Другие утверждают, что храмы были построены в честь победы фараона над хеттами и его необыкновенной любви к своей единственной жене – красавице Нефертари.


Версий много, но суть одна – Храмы Абу-Симбел претворяют в жизнь самые смелые фантазии архитекторов. Они уступают Египетским пирамидам по древности, но по красоте и интересу со стороны туристов, скорее превосходят. Это самые знаменитые и масштабные нубийские храмы.


Храмы вырублены в скале из мелкозернистого песчаника. Один из храмов, большой, воздвигнутый в честь самого царя Рамсеса II, другой, малый, был воздвигнут в честь его жены, царицы Нефертари. Оба храма гармонично вписываются в окружающий ландшафт и смотрятся, как единый архитектурный ансамбль.


Большой Храм Абу-Симбел производит самое сильно впечатление. Колоннами фасаду служат четыре исполинских статуи фараона, изображённого сидящим на троне. Высота этих статуй около 20 метров (!!!), а голова каждой из этих скульптур достигает 4 метров! Громадные статуи Рамсеса II издалека видны всем плывущим по Нилу. Над фасадом высечен орнамент в виде обезьян, которых насчитывается 22 штуки, каждая ростом под 2,5 метра (!).


Вход в Большой Храм Абу-Симбел ориентирован на восток. Войдя в храм, посетители оказываются погружёнными во тьму зала, который предшествует святилищу. В первом помещении храма посетителя встречают восемь фигур фараона Рамсеса в облике бога Осириса. Они стоят по четыре с каждой стороны. Примечательно, что лица статуй богов копируют изображения лиц царственной семьи.


В Большом Храме Абу-Симбел хорошо сохранились исторические изображения и надписи, на которых изображён фараон, поклоняющийся самому себе, как божественный образ, которому поклоняется фараон-человек. Интересен сюжет рельефа, в котором фараон Рамсес II повергает толпы пленников – белокожих ливийцев и темнокожих нубийцев, и безжалостно убивает их перед богами. Композиция подчинена сложной ритуальной символике.


Весь год помещения храма погружены в полумрак, но два раза в год (22 февраля – в день рождения фараона и 22 октября – в день его коронации), на рассвете, лучи солнца разрезают тьму храмов и освещают статую самого Рамсеса II. Солнечный луч на несколько минут задерживается на его лице, и в эти минуты каменное лицо фараона словно озаряет улыбка…


В эти дни в Большом Храме Абу-Симбел собирается до несколько тысяч (!) человек, чтобы собственными глазами увидеть удивительный оптический эффект, полученный в результате точнейших расчётов древнеегипетских звездочётов и жрецов, спроектировавших храм 33 века тому назад (!!!) так, что луч солнца светит точно на лицо фараона Рамсеса II.


Интересен и тот факт, что статуя Птаха никогда не освещается солнечными лучами. И, действительно, Птах, это – Бог Тьмы, поэтому, он всегда в тени.


Рамсес II, яро заботившийся о собственном прославлении, приказал построить рядом со своим храмом, другой храм, гораздо меньших размеров (длиной не более 10 метров), посвящённый своей супруге Нефертари. Надо сказать, что ранее в Египте, ни одна супруга фараона никогда не была изображена на фасаде храма, и только жена Рамсеса II удостоилась этой чести.


Малый Храм Абу-Симбел находится, всего, в 100 метрах к северу от Большого Храма и посвящён он богине Неба – Хатор, в образе которой представлена жена Рамсеса II – Нефертари. Он значительно проще и скромнее Большого храма, и состоит из колонного зала и святилища с тремя нишами.


Фасад Малого храма украшают шесть статуй, высеченных горельефом. С каждой стороны расположены по два изображения царя и по одному – царицы. Скульптуры стоят в глубоких затенённых нишах, из-за чего, в лучах солнца создаётся игра света и тени, усиливающая впечатление от этих монументальных фигур.


На одной из колонн Малого Храма высечена надпись: «Рамсес, сильный правдой, любимец Амона, создал этой божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари». Внутри Малого храма, в центральной нише, стояла статуя богини Хатор, в образе священной коровы.


Храмы Абу-Симбел пережили много за свои долгие века. В 1960 году власти Египта начали строительство плотины на реке Нил, близ Асуана. Находившимся на берегу Нила храмам угрожало затопление.

Разрабатывались различные проекты спасения всемирно известного памятника. В результате решили разобрать храмы по частям и перенести их на более высокое место. Процесс переноса храмов занял 4 года – с 1964 по 1968 год.


Храмы были распилены на 1 036 блоков, каждый весом от 5 до 20 тонн, пронумерованы, перевезены и собраны на новом месте, в 200 метрах дальше от реки. Также, сюда привезли 1 112 блоков, вырезанных из скал, которые окружали храмы. В просверленные, в блоках, отверстия, закачали смолистый состав для укрепления структуры камня. Храмы были воспроизведены с точностью до малейших деталей на новом месте.


Исследователи, тщательно изучавшие Храмы Абу-Симбел, в процессе распиливания и их переноса, заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте, а самые твёрдые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй.


Спасённые усилиями всего человечества от затопления, Храмы Абу-Симбел одновременно являются и памятником тем гигантским усилиям, которые предприняли люди из пятидесяти стран. Президент Египта Анвар Садат сказал по этому поводу: «Народы способны творить чудеса, когда они объединяются с добрыми намерениями». Спасение Абу-Симбел – это самый дорогой проект ЮНЕСКО за всё время существования организации.

Храмы Абу-Симбел – чудо древнеегипетского искусства, один из самых красивых архитектурных шедевров своего времени. Мастерство и грация, хрупкость форм и мощь объёмов – это поистине шедевр пустыни и место паломничества туристов со всего мира. Увидеть Абу-Симбел должен каждый, хотя бы раз в жизни….

Туры в Египет спецпредложения дня

Разговаривая про достопримечательности Египта обычно вспоминают Пирамиды Гизы, Сфинкса ну возможно еще долину Царей, музей в Каире.. А вот про этот знаменитый памятник ушедшей цивилизации лично я слышу первый раз. Буду исправлять свой пробел в знаниях, а кому интересно — присоединяйтесь.Пещерный храм в Абу-Симбеле относится к числу самых известных памятников древнеегипетской культуры. Громадные, 20-метровой высоты изваяния фараона Рамсеса II Великого, обрамляющие вход в храм, стали сегодня такими же символами Египта, как пирамиды и сфинкс. Строительство пещерных храмов получило во время правления Рамсеса II широкое развитие, но Абу-Симбел превосходит собой все другие подобные сооружения.

Ансамбль Абу Симбела образуют два сооружения: Большой храм, посвященный фараону Рамсесу II и трем богам: Амону, Ра-Хорахте и Птаху, и Малый храм, воздвигнутый в честь богини Хатор, в образе которой представлена жена Рамсеса II Нефертари-Меренмут.

Сегодня Абу-Симбел, вероятно, наиболее исследованный памятник Древнего Египта. Дело в том, что в конце 1950-х годов, во время строительства Асуанской гидроэлектростанции, Абу-Симбел оказался на территории будущего водохранилища. Разрабатывались различные проекты спасения всемирно известного памятника, включая создания подводного стеклянного купола над храмом. Но в результате решили разобрать все сооружения комплекса и перенести их на более высокое место. Эта беспримерная акция, проводившаяся под эгидой ЮНЕСКО, была осуществлена за четыре года, и в ней приняли участие специалисты из пятидесяти стран мира.

Вплоть до начала XIX века храмы Абу-Симбел были затеряны в песках пустыни. Только 22 марта 1813 года швейцарский историк Иоганн Людвиг Буркхардт, высадившись на берегу Нила, натолкнулся на храмовый комплекс.

Свои впечатления от увиденного историк выразил в своих записях так: “Моему взору открылись статуи вытесанные в скале. Все они были наполовину занесены песком… Однако Рамзес увековечил не только себя, но и свою любимую жену Нефертари. Черты лица его супруги запечатлены на статуях у входа в её храм”.

Исследователи, во время этих работ тщательно изучившие памятник, были поражены тем огромным комплексом знаний, которыми обладали древнеегипетские зодчие. Эксперты ЮНЕСКО заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте и тем самым твердые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй. При сооружении пещерного храма зодчие учли природные свойства грунта – слои песчаника в нем скреплялись окисью железа, вследствие чего пласты почти не были подвержены разрушению. Вдобавок, окись железа обогащала палитру камня, придавая песчанику самые разнообразные оттенки: от красного до розового и лилового.

Абу-Симбел построен во вторую половину эпохи Нового царства и в нем уже чувствуется начало упадка древнеегипетского искусства. Затевая в 1260-х годах до н. э. строительство храма, зодчие исходили из принятых традиций оформления гробниц, но гигантские размеры храма порождали свои трудности.

Вход в Большой храм Абу-Симбела ориентирован на восток. Первые лучи солнца, освещая фасад, проникают во внутреннее пространство – сначала в первый зал, с четырехгранными колоннами-столбами и статуями фараона в образе бога Осириса, затем во второй зал, и далее – в святилище. В его самом дальнем конце располагались статуи богов и фигура фараона Рамсеса II. Два раза в год лучи восходящего солнца падали на статуи Рамсеса, Амона и Ра-Хорахте; четвертая фигура, бога Птаха, не освещалась никогда: Птах – владыка подземного мира, и солнце ему ни к чему, он должен вечно пребывать во тьме.

Несмотря на то что Большой храм, помимо обожествленного фараона, был посвящен еще трем богам, вся идея сооружения состояла в возвеличивании Рамсеса II всеми возможными средствами. Это особенно подчеркивает фасад храма, вырубленный в скальном массиве в виде традиционного пилона, только невообразимых размеров, где вход в святилище обрамляют четыре исполинские, двадцатиметровой высоты фигуры Рамсеса II. Эти изображения сидящего фараона портретны! Как мастерам удалось при таких масштабах статуй, высеченных из твердого песчаника, умудриться сохранить портретное сходство? Это же поразительно! И дело не столько в том, насколько похож или не похож изображенный ими фараон на себя – восхищает сама техника изготовления фигур таких масштабов. Ведь изготовить их можно было, только в совершенстве владея системой пропорций, устанавливающей точные соотношения между размерами фигуры и каждой из ее частей.

Громадные статуи Рамсеса были издалека видны всем плывущим по Нилу. А когда над горизонтом появлялись первые лучи солнца, колоссы окрашивались в темно-красный цвет, резко выделяясь на фоне иссиня-черных отбрасываемых ими теней.

Образ великого фараона господствует в храме Абу-Симбел. Сразу же за дверями, в первом помещении храма, посетителя встречают восемь фигур фараона Рамсеса в облике бога Осириса. Они стоят по четыре с каждой стороны. Стены и потолки внутренних помещений храма покрывают росписи и раскрашенные рельефы, относящиеся к лучшим образцам искусства Древнего Египта позднего периода.

Рельефы храма Абу-Симбел выделяются своей динамикой, экспрессией движений и поз. Их авторами были фиванские скульпторы Пиаи, Панефер и Хеви. Сюжеты рельефов посвящены жизни и подвигам Рамсеса II: вот фараон повергает к стопам богов толпы пленников – белокожих ливийцев и темнокожих нубийцев, вот он безжалостно убивает их перед лицом богов… Грандиозные картины повествуют о войне Рамсеса II с хеттами. Замечателен рельеф, изображающий сцены битвы при Кадеше: мчащийся на колеснице фараон резким движением натягивает лук, целясь в перепуганных врагов; на стенах вражеской крепости кипит бой, со стен валятся поверженные воины; пастух поспешно угоняет скот, боясь, что он станет добычей египтян. Беспомощно поднятой рукой пастух как бы пытается загородиться от грозящей опасности…

Ярусом выше находится композиция «Фараон Рамсес предстоит перед богами». Она резко отличается от «Битвы при Кадеше» – здесь все подчинено вечности. Вся композиция картины подчинена сложной ритуальной символике, фигуры подчеркнуто торжественны и неподвижны.


Малый храм Абу-Симбела посвящен богине Хатор. Он намного проще и скромнее, чем Большой, и состоит из высеченных в скалах колонного зала и святилища с тремя нишами. Фасад Малого храма украшают шесть фигур, выполненных в полный рост. Между статуями фараона Рамсеса II здесь помещены статуи его супруги Нефертари-Меренмут. Скульптуры стоят в глубоких затененных нишах, благодаря чему в лучах солнца создается игра света и тени, усиливающая впечатление от этих монументальных фигур. На одной из колонн Малого храма высечена надпись: «Рамсес, сильный правдой, любимец Амона, создал это божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари».

В святилище Малого храма, в центральной нише, стояла статуя священной коровы, в образе которой почиталась богиня Хатор. Перед ней был изображен фараон Рамсес II, находившийся как бы под защитой богини.

Сегодня спасенный усилиями всего человечества от затопления храм Абу-Симбел стал местом паломничества туристов со всего мира. Это чудо древнеегипетского искусства сегодня одновременно является и памятником тем гигантским усилиям, которые предприняли люди из пятидесяти стран, чтобы спасти Абу-Симбел. Что ж, как сказал по этому поводу президент Египта Анвар Садат, «народы способны творить чудеса, когда они объединяются с добрыми намерениями».

Фасад храмов высечен в скале, высотой 31 метр и шириной в 38 метров. Колоннами фасаду служат четыре статуи фараона, изображённого сидячим на троне. Высота этих статуй около 20 метров, а голова каждой из этих скульптур достигает 4 метров! Над фасадом высечен орнамент в виде бабуинов.

Всего обезьян насчитывается 22 штуки, каждая ростом под 2,5 метра.

Войдя в храм, мы окажемся в погруженном во тьму зале, который предшествует святилищу. Зал имеет размеры сторон в 18 и 16,7 метров. В центре помещения расположено 10 колонн изображающих бога Осириса, но с чертами лица фараона Рамзеса II.

Почти весь год помещения храма погружены в полумрак, но дважды в год (22 февраля и 22 октября – день рождения фараона и день его коронации), на рассвете, лучи солнца всё таки разрезают тьму храмов и освещают статую самого Рамзеса II. Солнечный луч всего на несколько минут задерживается на лице фараона, но по словам многочисленных туристов, наплыв которых Абу-Симбела переживает в эти дни, каменное лицо фараона озаряет улыбка…

Подобный оптический эффект возможен благодаря невероятно точным расчетам древнеегипетских звездочётов и жрецов, которые занимались проектированием и строительством храмов 33 века тому назад. Всего два дня в году, всего на несколько минут!

Несмотря на то что храмовый комплекс Абу-Симбел не такой древний, как египетские пирамиды, интерес со стороны туристов к нему нисколько не меньше. Например, в вышеупомянутые два дня в году, перед входом в храм может наблюдаться очереди до пяти тысяч человек!

Хотя храмы Абу-Симбел и простояли в песках больше 3000 лет, в 60-е годы прошлого века над ними нависла реальная угроза в виде затопления. После революции 1952 года начались работы по проектированию второй плотины на реке Нил, близ Асуана. Находившимся на берегу Нила храмам угрожало затопление. Это привело бы к разрушению постройки, сделанной из песчаника. В 1959 году началась кампания по спасению исторического наследия. Благодаря международной поддержке руины храмов удалось спасти путём перемещения на новое место.

Во избежание затопления культурного наследия было решено разобрать Абу-Симбел по частям и собрать заново в новом месте. Для этого храмы были распилены на 1036 блоков, вес которых достигал от 5 до 20 тонн. Все они были пронумерованы и перевезены на новое место.

Далее блоки были заново просверлены, а в отверстия был закачан смолистый состав, который призван был укрепить каменистую структуру блоков. Часть за частью, как мозаику, храмы снова были собраны и накрыты полым железобетонным колпаком, на который был насыпан холм. Получилось настолько гармонично, что казалось что Абу-Симбел на этом месте и находился всё это время. Вся операция по переносу храмов заняла три года в период с 1965 по 68 годы.

Исследователи, изучая памятник во время этих работ, были поражены огромным объемом знаний, которые использовали древнеегипетские мастера для создания столь грандиозного сооружения. Эксперты ЮНЕСКО заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте и тем самым твердые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй. При сооружении пещерного храма зодчие учли природные свойства грунта - слои песчаника в нем скреплялись окисью железа, вследствие чего пласты почти не были подвержены разрушению. Вдобавок, окись железа обогащала палитру камня, придавая песчанику самые разнообразные оттенки.

Новое местоположение храмов - в 65 метрах выше и в 200 метрах дальше от реки. Перенос памятников Абу-Симбела и Филе считается одной из крупнейших инженерно-археологических операций.

Храм Рамзеса II (Египет) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Храм Рамзеса II находится в Нубии, примерно в 280 км от Асуана . И хотя путь в Абу-Симбел (это название скалы, где расположен храм), прямо скажем, неблизкий (из Хургады до Нубии восемь часов на автобусе), решиться на поездку все же стоит. Потому что, возможно, даже Великие пирамиды несколько померкнут от увиденного здесь.

У храма Рамзеса II есть ну просто невероятная загадка! Два раза в год (22 февраля и 22 октября) солнечные лучи падают во внутренний зал так, что освещают именно лицо фараона.

Храм Рамзеса II не создан из идеально сложенных плит - он целиком и полностью высечен в скале! Несмотря на необычное и в то же время непростое местоположение, храм поражает своей красотой и могуществом. Своеобразным фасадом служат четыре гигантские фигуры сидящего на троне фараона. Высота каждой статуи около 20 м (почти что 7-й этаж). Внутри храма - несколько залов с не менее величественными фигурами богов, правителя, а также рельефами на стенах.

Храм Рамзеса II

В середине 20 веке храм Рамзеса II едва не затопило. Дело в том, что в это время в Асуане начали строить водохранилище и все в округе должно было уйти под воду, в том числе храм. Только после многочисленных международных переговоров с участием ЮНЕСКО удалось прийти к единому дипломатическому решению.

Храм Рамзеса II целиком распилили на отдельные блоки и в таком виде перевезли подальше от зоны затопления.

В операции по спасению древнего святилища участвовали инженеры и архитекторы из 50 стран, а на все про все у них ушло четыре года. Строители собрали храм в точности таким, каким его сотворили в свое время египтяне.

У храма Рамзеса II есть ну просто невероятная загадка! Два раза в год (22 февраля и 22 октября) солнечные лучи падают во внутренний зал так, что освещают именно лицо фараона, и всем путешественникам кажется, что скульптура «улыбается»!

Примерно в 150 м от храма Рамзеса II есть еще одна достопримечательность. Это так называемый малый храм, посвященный богине Хатор. Его фасад состоит из шести больших фигур фараона и стоящих между ними статуй супруги правителя - красавицы Нефертари. Внутри второе сооружение, несколько скромнее, но по исторической ценности ничуть не уступающее храму Рамзеса II.

Цена вопроса

Экскурсия в Асуан и Абу-Симбел с посещением храма и ряда других достопримечательностей стоит недешево.

Из Хургады двухдневное путешествие на автобусе обойдется в 1500 EGP с человека. Детский билет будет стоить в среднем 900 EGP.

При желании можно заказать индивидуальный тур, скажем, поехать семьей. Такая экскурсия проводится на комфортабельном автомобиле, а ее стоимость начинается от 7750 EGP (за трех человек). Да, сумма «кругленькая», - но в нее входит полный трансфер, входные билеты на достопримечательности и питание (завтрак, обед, ужин). Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Одним их самых узнаваемых во всём мире символов Египта, наряду с пирамидами Гизы и Большим Сфинксом, являются четыре гигантские каменные статуи, восседающие на тронах, прислонившись спиной к скале. Это – колоссы Абу-Симбела.

Что такое Абу-Симбел

Это арабское название носит храмовый комплекс, расположенный в Верхнем Египте в 285 км. к югу от Асуана, у границы с Суданом, в древней Нубии. Первоначально так называлась скала, на которой было помещено барельефное изображение египтянина в традиционном фартуке, напоминавшем арабам совок для измерения объёмов зерна. Абу-Симбел с арабского – «Отец колосьев». Со временем название перешло на всю группу скал с вырубленными в них храмами.


Комплекс Абу-Симбела включает Большой и Малый храмы, возведённые по приказу Рамзеса II после победы над хеттами у Кадеша в 1296 году до н. э. Эту битву фараон считал главным деянием своей жизни и повелел увековечить память о ней во многих своих постройках по всему Египту.












Большой храм был высечен в монолитном утёсе. При входе, выполненном в форме классического пилона, вырублены четыре статуи ростом свыше 20 метров. Это запечатлённые сидящими боги Амон, Ра-Горахти, Птах и сам фараон. Рамзес II считал этих богов своими покровителями. Их именами даже были названы армейские корпуса, действовавшие при Кадеше.


Боги и фараон изображены в царских одеяниях, с двойными коронами Египта. Всем четырём статуям придано портретное сходство с Рамзесом II. При этом сходство поразительное, о чём позволяют судить многочисленные скульптурные изображения фараона, которые отделаны гораздо тщательней и куда меньшего размера. Вообще выверенность всех пропорций монументов удивляет, учитывая их масштаб.


У ног Рамзеса II помещены статуи членов его семьи – матери, супруги Нефертари и нескольких детей, которых всего было не менее двухсот. Высота фасада храма превышает 30 метров.












Храм состоит из 4-х последовательно уменьшающихся в размерах залов и ряда боковых помещений. Первый зал обрамлён четырёхгранными колоннами, в нём установлены изваяния Рамзеса II, изображённого с атрибутами Осириса. Войти сюда мог каждый. Второй зал предназначался лишь для благородного сословия, войти в третий могли только священнослужители, а четвёртый был открыт лишь для самого фараона с семьёй и приближёнными.


Стены залов покрыты фресками и рельефами, изображавшими деяния фараона, а также священными текстами. На потолках находятся изображения солнца, олицетворявшего царскую власть, и кобры, символа справедливости и неотвратимости наказания за проступки.

Малый храм Абу-Симбела

Святилище построено в 100 метрах от Большого храма. Оно предназначалось для почитания богини любви и красоты Хатор (Хатхор). Нет сомнения, что «богоравный» Рамзес II возвёл храм в честь своей старшей и любимой супруги Нефертари. Об этом говорит надпись на одной из колонн, но и без этого свидетельства портретное сходство женских изваяний храма с сохранившимися статуями и изображениями царицы несомненно.



Храм Хатор гораздо скромней Большого. Он включает передний зал-вестибюль и само святилище. В центральной нише размещалась статуя коровы, в виде которой изображалась Хатор. Перед ней Рамзес II приказал поместить своё изображение, подчёркивая свою связь с богиней.


Вдоль фасада размещены шесть огромных статуй. В каждой тройке между двумя изваяниями Рамзеса находится скульптура Нефертари. Ни одна жена фараона за всю историю Египта, кроме неё, не удостаивалась чести быть изображённой на фасаде храма. Остаётся лишь воображать, сколь романтические чувства связывали супружескую пару божественных повелителей Египта.

Волшебный свет Абу-Симбела

Благодаря удивительным по точности расчётам жрецов и строителей Древнего Египта, дважды в год в Большом храме можно наблюдать уникальное явление, увидеть которое съезжаются тысячи туристов.


В дни весеннего и осеннего равноденствия (21 марта и 21 сентября), на которые пришлись соответственно день рождения и день коронации Рамзеса II, в 5 часов 58 минут утра луч солнца пронизывает все четыре зала храма и падает на статую Амона, стоящую в последнем, Малом зале, в 65 метрах от входа. По шесть минут солнце освещает статуи Амона и Ра-Горахти, 12 минут – самого Рамзеса II, после чего опять покидает зал на полгода. Изваяние Птаха луч не задевает – богу подземного мира солнечный свет ни к чему.



Не столь давно говорили и о другой тайне храма. На рассвете в святилище начинали раздаваться стоны, тихий шёпот и плач. После ремонта храма звуки прекратились. Очевидно, причина звуков была та же, что заставляла петь знаменитые колоссы Мемнона – восходящее солнце нагревало воздух и камни, и утренний ветерок в трещинах каменных глыб создавал эффект «эоловой арфы».

Перенос храмов

В 60-е годы XX века шедевры архитекторов и строителей Древнего Египта оказались под угрозой разрушения их далёкими потомками. На Ниле начиналось строительство Асуанской ГЭС, и храмы попадали в зону затопления. Было выдвинуто множество предложений по сохранению памятников древнего зодчества, вплоть до сооружения подводного купола над храмами.


Из всех проектов был выбран, пожалуй, самый невероятный, но он и оказался верным. Было решено разобрать здания на части и перенести их на новый берег Нила. Проект реализовывался силами специалистов 50-ти стран мира. Четыре года храмы распиливали на 1036 блоков весом до 30 тонн, которые перевозились к месту будущего монтажа в 65 метрах выше по течению и в 200 метрах дальше от берега. Там глыбы пробуривали и заполняли отверстия вязкой смесью для увеличения прочности камня.


После завершения подготовительных операций каменные фрагменты были вновь собраны в полном соответствии со своим оригинальным местоположением. Храмы были воссозданы до малейших деталей. Даже отломившаяся голова одного из колоссов лежит по отношению к своему «хозяину» так же, как до перемещения. Здания накрыты железобетонным куполом, засыпанным обломками скал, и создаётся впечатление, что храмы стояли здесь всегда.


Операция по переносу храмов дала возможность изучить строительные технологии египтян. Как выяснилось, фасады храмов были расположены точно вдоль трещин в скальном основании, что придавало строениям устойчивость. Это свидетельствует о глубоких познаниях древнеегипетских зодчих.


Перенос храмов Абу-Симбела, завершившийся в 1968 году, стал одной из величайших инженерных операций века. Работы обошлись в 42 млн. долларов (сейчас это составляет ок. 1,5 млрд. долларов США).


Однако, глядя на невозмутимо восседающих у входа в храм колоссов Абу-Симбела, начинаешь понимать – сохранение памяти человечества стоит любых затраченных сил и средств.

Храмы Абу-Симбела расположены на берегу озера Насер, что в глубине нубийской пустыни. Сами храмы вырублены в скале и являются свидетельством триумфа фараона Рамзеса II над хеттами, а также посвящены его жене – Нефертари.

Абу-Симбел состоит из двух храмов: Большой храм и Малый храм. Большой храм посвящен самому фараону Рамзесу II а также древнеегипетским богам Птаху, Ра-Хорахте и Амону. Малый храм, в свою очередь, посвящён жене фараона Рамзеса II – Нефертари.

Вплоть до начала XIX века храмы Абу-Симбел были затеряны в песках пустыни. Только 22 марта 1813 года швейцарский историк Иоганн Людвиг Буркхардт, высадившись на берегу Нила, натолкнулся на храмовый комплекс.

Свои впечатления от увиденного историк выразил в своих записях так: “Моему взору открылись статуи вытесанные в скале. Все они были наполовину занесены песком… Однако Рамзес увековечил не только себя, но и свою любимую жену Нефертари. Черты лица его супруги запечатлены на статуях у входа в её храм”.

Фасад храмов высечен в скале, высотой 31 метр и шириной в 38 метров. Колоннами фасаду служат четыре статуи фараона, изображённого сидячим на троне. Высота этих статуй около 20 метров, а голова каждой из этих скульптур достигает 4 метров! Над фасадом высечен орнамент в виде бабуинов. Всего обезьян насчитывается 22 штуки, каждая ростом под 2,5 метра.

Войдя в храм, мы окажемся в погруженном во тьму зале, который предшествует святилищу. Зал имеет размеры сторон в 18 и 16,7 метров. В центре помещения расположено 10 колонн изображающих бога Осириса, но с чертами лица фараона Рамзеса II.

Почти весь год помещения храма погружены в полумрак, но дважды в год (22 февраля и 22 октября – день рождения фараона и день его коронации), на рассвете, лучи солнца всё таки разрезают тьму храмов и освещают статую самого Рамзеса II. Солнечный луч всего на несколько минут задерживается на лице фараона, но по словам многочисленных туристов, наплыв которых Абу-Симбела переживает в эти дни, каменное лицо фараона озаряет улыбка…

Подобный оптический эффект возможен благодаря невероятно точным расчетам древнеегипетских звездочётов и жрецов, которые занимались проектированием и строительством храмов 33 века тому назад. Всего два дня в году, всего на несколько минут!

Несмотря на то что храмовый комплекс Абу-Симбел не такой древний, как египетские пирамиды, интерес со стороны туристов к нему нисколько не меньше. Например, в вышеупомянутые два дня в году, перед входом в храм может наблюдаться очереди до пяти тысяч человек!

Хотя храмы Абу-Симбел и простояли в песках больше 3000 лет, в 60-е годы прошлого века над ними нависла реальная угроза в виде затопления. Инженерами, которые занимались строительством Асуанской плотины, было рассчитано, что озеро Насер станет более полноводным, а храмы окажутся под водой.

Во избежание затопления культурного наследия было решено разобрать Абу-Симбел по частям и собрать заново в новом месте. Для этого храмы были распилены на 1036 блоков, вес которых достигал от 5 до 20 тонн. Все они были пронумерованы и перевезены на новое место.

Далее блоки были заново просверлены, а в отверстия был закачан смолистый состав, который призван был укрепить каменистую структуру блоков. Часть за частью, как мозаику, храмы снова были собраны и накрыты полым железобетонным колпаком, на который был насыпан холм. Получилось настолько гармонично, что казалось что Абу-Симбел на этом месте и находился всё это время. Вся операция по переносу храмов заняла три года в период с 1965 по 68 годы.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода