Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Согласны ли Вы с утверждением Бальзака: «Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу».

/ / Согласны ли Вы с утверждением Бальзака: «Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу»?

Робость - это неплохое качество характера, его можно сравнить с застенчивостью или смущением. Смелость в сочетание с робостью перед страхом добавляет особого шарма человеку: идя на смелый поступок, робость придаёт небольшое, но приятное волнение, некий трепет.

Что касается нерешительного человека, страх добавляет в его характер и душу - отвагу. Отвагу можно сравнить со смелостью, мужеством и в некоторой степени гордостью.

Трус, который пытается впервые перебороть свои страхи, почувствует отвагу, медленно рассыпающуюся по его телу. Как будто открывается второе дыхание и хочется совершить все больше добрых дел и покончить с чувством страха навсегда.

О робких и смелых людях написано много рассказов и снято много кинофильмов. Таких персонажей легко сравнить, когда они оба фигурируют в одном произведении, когда их поступки контрастируют. Чувство отваги пришло к , когда он не побоялся и вышел на площадь, где избивали его сына, доводя мучениями до смерти. Его не испугало прийти к врагам, отозваться сыну. Также постоянное чувство отваги не уходило из души , из этой же повести. Он посвятил свою жизнь казачеству, был верен своему сердцу и доблестно воевал.

Таким образом, чувство отваги помогало им храбро сражаться и даже не задумываться о предательстве. Они оба не знали, что такое страх и были мужественными героями.

Доблесть пришла к нерешительному из повести Шолохова «Судьба человека». Это эпизод, когда он оказался в плену для смертников. В один из трудных вечеров в заключение, Андрея вызвал к себе комендант и предложил выпить за победу фашистов. Соколов отказался. Но когда Мюллер предлагает ему поднять стакан за его скорую смерть, он соглашается, выпивает до дна и не закусывает. Смелый и доблестный поступок оценили по достоинству. К Андрею пришла доблесть в последний момент, он смог решиться на смелую выходку, показав себя как сильный человек.

Таким образом, с утверждением О. Де Бальзака я согласен. Хочется, чтобы наше общество поступало по этому высказыванию и становилось все меньше трусов. Ведь такие качества как доблесть и отвага помогают людям бороться с их страхами. Переборов себя один раз и получив истинное удовольствие от доброго дела, захочется так поступать всегда. Хорошие поступки всегда вознаграждаются, но самая важная награда - быть человеком чести, не бояться преград и опасностей, преодолевать их, несмотря на робость.

Итоговое сочинение по литературе 2018. Тема итогового сочинения по литературе. "Смелость и трусость".





Комментарий ФИПИ: В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

1. Смелость и трусость как абстрактные понятия и свойства человека (в широком смысле). В рамках этого раздела можно поразмышлять на темы: Смелость и трусость как свойства личности, как две стороны одной медали. Смелость/трусость как черты личности, обусловленные рефлексами. Истинная и ложная смелость/трусость. Смелость как проявление чрезмерной самоуверенности. Смелость и рискованность. Смелость/трусость и самоуверенность. Связь между трусостью и эгоизмом. Разница между рациональным страхом и трусостью. Связь между смелостью и человеколюбием, филантропией и т.д.

2. Смелость/трусость в умах, душах, характерах. В рамках этого раздела можно поразмышлять над понятиями: сила воли, сила духа, умение сказать нет, смелость в отстаивании своих идеалов, смелость, необходимая для того, чтобы защищать то, во что веришь. А также можно поговорить о трусости, как неспособности отстаивать свои идеалы и принципы. Смелость или трусость при принятии решений. Смелость и трусость при принятии чего-то нового. Смелость и трусость при попытках выйти из зоны комфорта. Смелость признать правду или признать свои ошибки. Влияние смелости и трусости на формирование личности. Противопоставление двух типов людей.

3. Смелость/трусость в жизни. Мелочность, неспособность проявить смелость в конкретной жизненной ситуации.

4. Смелость/трусость на войне и в экстремальных условиях.
Война обнажает самые главные человеческие страхи. На войне человек способен проявить неведомые ранее черты характера. Порой человек удивляет самого себя, проявляя героизм и невиданную доселе силу духа. А иногда даже хорошие люди, вопреки своим ожиданиям, проявляет малодушие. Со смелостью/трусостью в рамках данного раздела связаны понятие героизма, подвига, а также дизертирства, предательства и т.д.

5. Смелость и трусость в любви.


СМЕЛОСТЬ – положительная нравственно-волевая черта личности, проявляющаяся как решительность, бесстрашие, храбрость при выполнении действий, связанных с риском и опасностью. Смелость позволяет человеку преодолевать волевыми усилиями страх перед чем-то неизведанным, сложным, новым и достигать успеха в достижении цели. Не зря в народе высоко чтится это качество: «Смелым Бог владеет», «Смелость города берет». Чтится оно и как умение говорить правду («Сметь свое суждение иметь»). Смелость позволяет смотреть «правде в глаза» и объективно оценивать свои возможности, не бояться темноты, одиночества, воды, высоты и др. трудностей и препятствий. Смелость обеспечивает человеку ощущение собственного достоинства, чувства ответственности, защищенности, надежности жизни.

Синонимы: отвага, решимость, мужество, героизм, предприимчивость, самонадеянность, самоуверенность, энергия; присутствие, подъём духа; дух, храбрость, желание (сказать истину), дерзость, дерзновение; бесстрашие, неустрашимость, безбоязненность, бестрепетность; бесстрашность, решительность, удальство, геройство, кураж, рискованность, отчаянность, дерзостность, новаторство, дерзание, дерзкость, дерзновенность, удаль, бедовость, доблесть, новизна, отважность, мужественность.

ТРУСОСТЬ - одно из выражений малодушия; отрицательное, моральное качество, характеризующее поведение человека, который оказывается не в состоянии совершить поступки, соответствующие моральным требованиям (или, наоборот, воздержаться от аморальных действий), из-за неспособности преодолеть страх перед природными или общественными силами. Т. может быть проявлением расчетливого себялюбия, когда в ее основе лежат опасения навлечь на себя неблагоприятные последствия, чей-либо гнев, страх потерять имеющиеся блага или общественное положение. Она может быть и подсознательной, проявлением стихийного страха перед неведомыми явлениями, непознанными и неконтролируемыми общественными и природными законами. В обоих случаях Т., не просто индивидуальное свойство психики того или иного человека, а социальное явление. Она связана либо с эгоизмом, укоренившимся в психологии людей на протяжении многовековой истории частной собственности, либо с бессилием и подавленным положением человека, порожденными состоянием отчуждения (даже страх перед природными явлениями перерастает в Т. лишь в определенных условиях общественного бытия и соответствующего воспитания человека). Коммунистическая нравственность осуждает Т., поскольку она ведет к аморальным поступкам: к бесчестности, приспособленчеству, беспринципности, лишает человека способности быть борцом за правое дело, влечет за собой попустительство злу и несправедливости. Коммунистическое воспитание личности и масс, привлечение людей к активному участию в строительстве общества будущего, осознание человеком своего места в мире, своего назначения и возможностей, подчинение ему природных и общественных законов способствуют постепенному искоренению Т. из жизнедеятельности отдельных людей и общества в целом.

Синонимы: боязливость, робость, малодушие, мнительность, нерешительность, колебание, боязнь; опасливость, испуг, застенчивость, трусливость, несмелость, пугливость, капитулянтство, трусоватость, малодушество.


Цитаты для итогового сочинения 2018 по направлению "Смелость и трусость".

Будь смел на правду

Кто смел, тот и съел (и на коня сел)

Смелость - начало победы. (Плутарх)

Смелость, граничащая с безрассудством, заключает в себе более безумия, нежели стойкости. (М. Сервантес)

Когда боишься - действуй смело, и ты избегнешь худших бед. (Г. Сакс)

Чтобы быть совершенно лишенными смелости, нужно быть совершенно лишенными желаний. (Гельвеций К.)

Легче находятся такие люди, которые добровольно идут на смерть, чем такие, которые терпеливо переносят боль. (Ю. Цезарь)

Кто мужествен, тот смел. (Цицерон)

Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет ничего более несходного и по своему источнику, и по результату. (Ж.Ж. Руссо)

Излишняя смелость такой же порок, как и излишняя робость. (Б. Джонсон)

Смелость, которая зиждется на осмотрительности, не именуется безрассудством, подвиги же безрассудного скорее должны быть приписаны простой удаче, нежели его храбрости. (М. Сервантес)

В сражении те больше всего подвергаются опасности, которые больше других одержимы страхом; смелость - все равно что стена. (Саллюстий)

Отвага заменяет крепостные стены. (Саллюстий)

Быть смелым - значит считать далёким всё страшное и близким всё, внушающее смелость. (Аристотель)

Геройство - понятие искусственное, ведь смелость относительна. (Ф. Бэкон)

Иные проявляют смелость, не имея её, но нет человека, который бы демонстрировал остроумие, не будь он остроумен от природы. (Дж. Галифакс)

Настоящая смелость редко обходится без глупости. (Ф. Бэкон)

Невежество делает людей смелыми, а размышление - нерешительными. (Фукидид)

Предварительное знание того, что хочешь сделать, дает смелость и лёгкость. (Д. Дидро)

Смелость не зря считается высшей добродетелью - ведь в смелости залог остальных положительных качеств. (У. Черчилль)

Смелость - это сопротивление страху, а не его отсутствие. (М. Твен)

Счастлив, кто смело берёт под свою защиту то, что любит. (Овидий)

Творчество требует смелости. (А. Матисс)

Требуется немалая смелость, чтобы приносить людям плохие новости. (Р. Брэнсон)

Успехи науки - дело времени и смелости ума. (Вольтер)

Чтобы пользоваться собственным рассудком, необходима недюжинная смелость. (Э. Бёрк)

Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу. (О. Бальзак)

Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх. (В. Г. Белинский)

Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего. (Л. Берне)

Нет ничего страшнее самого страха. (Ф. Бэкон)

Трусость никогда не может быть моральной. (М. Ганди)

Трус посылает угрозы только тогда, когда он уверен в безопасности. (И. Гёте)

Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха. (П. Гольбах)

Трусость очень вредна потому, что она удерживает волю от полезных действий. (Р. Декарт)

Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывались о его друге. (Д. Дидро)

Трусость в своем расцвете обращается в жестокость. (Г. Ибсен)

Кто боязливо заботится о том, как бы не потерять жизнь, никогда не будет радоваться ей. (И. Кант)

Различие между храбрым и трусом в том, что первый, сознавая опасность, не чувствует страха, а второй чувствует страх, не сознавая опасности. (В. О. Ключевский)

Трусость - в том, чтобы знать, что должно делать, и не делать этого. (Конфуций)

Страх делает умных глупыми и сильных слабыми. (Ф. Купер)

Боязливая собака больше лает, чем кусает. (Курций)

При бегстве всегда гибнет больше солдат, чем в сражении. (С. Лагерлёф)

Страх - плохой наставник. (Плиний Младший)

Страх возникает вследствие бессилия духа. (Б. Спиноза)

Испуган - наполовину побежден. (А.В. Суворов)

О храбрости больше всего говорят трусы, а про благородство - прохвосты. (А.Н. Толстой)

Трусость есть косность, мешающая нам утверждать нашу свободу и самостоятельность в отношениях с другими. (И. Фихте)

Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые умирают только один раз. (У. Шекспир)

Бояться любви - значит, бояться жизни, а бояться жизни, значит быть на две трети мёртвым. (Бертран Рассел)

Любовь плохо уживается со страхом. (Н. Макиавелли)

Нельзя любить ни того, кого ты боишься, ни того, кто боится тебя. (Цицерон)

Отвага - что любовь: ей нужно питаться надеждой. (Н. Бонапарт)

Совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершенен в любви. (Апостол Иоанн)

Робость нередко возникает у детей, особенно в присут­ствии взрослых или среди незнакомых ребят. Они начи­нают стесняться, смущаются и выглядят более затормо­женными, чем обычно.

В крайних случаях ребенок зара­нее показывает свой страх, слезами и криками протестуя против визита к врачу или не желая идти в гости. Он цепляется за юбку матери, прячется за ее спиной каждый раз, когда кто-то подходит, и отказывается отвечать на вопросы.

Нужно ли говорить, что такие крайние случаи встре­чаются редко. Гораздо чаще робость проявляется спокой­но. Однако в любой форме она всегда очень сердит роди­телей.

Именно тогда, когда они рассчитывали, что их ре­бенок будет выглядеть наилучшим образом, он показыва­ет, что совершенно не умеет вести себя в обществе. Огор­чение родителей быстро оборачивается нетерпением и гневом, проявление которых, к сожалению, лишь уси­ливает, а не уменьшает робость ребенка.

Отчего же один малыш делается робким, а другой нет? Проще всего сказать, что у них разные характеры, труднее объяснить это различие какими-то врожден­ными особенностями.

Истина в другом: дети становятся робкими после того, как их н а п у г а л и взрослые, и не один раз. Подобное может произойти и в младенчестве, и в детстве, когда, казалось бы, у них еще нет никаких контактов с большим миром.

Вообще не рекомендуется держать детей в изоляции от окружающих. Однако нередки случаи, когда взрос­лые, которые приближаются к детям даже с самыми благими намерениями, все же пугают их. Ребенку мо­жет показаться слишком громким голос незнакомца, могут напугать чересчур резкие его движения. Но как бы часто ни происходили подобные казусы, ничто нель­зя сравнить с тем отрицательным воздействием, какое способны оказать на него в некоторых случаях сами родители.

Каждый раз, когда мы требуем от детей чего-то, чего они не понимают или не в силах сделать, мы ос­тавляем в их сознании нечто негативное. Дети пугаются уже того, что не способны выполнить нашу просьбу, и боятся поэтому утратить нашу любовь, а это очень серьезная боязнь, поскольку дети знают, что целиком зависят от нас.

Нетерпение и раздражение, которые мы проявляем, когда кормим их, отучаем от рожка, при­учаем пользоваться горшком, укладываем спать, забо­тимся об их опрятности, приводят к тому, что мы не­вольно внушаем детям, что нас нужно не только лю­бить, но и бояться.

Поскольку мы служим для ребенка примером во всем, естественно, что он переносит полу­ченные от нас впечатления почти на всех людей, разве только с другими взрослыми он реже общается и по­тому у него меньше возможностей уравновесить нега­тивные впечатления нежностью, которую мы все же дарим ему. В результате он держится несколько насто­роженно с людьми, которых не знает.

Лучший способ устранить робость - постараться избегать проявлений нашего недовольства. Кричать на ребенка - все равно что наказывать его. Это лишь ус­ложняет дело. Если 5-летняя Ева, придя в гости, все время держится за мамину юбку, это означает: «Хочу оставаться ребенком, тогда мне не придется отвечать за свои поступки».

Пример типичный, и единственное, что можно сделать в таком случае, - приласкать девочку. Это, конечно, не снимет полностью ее робости, но она по крайней мере почувствует: ее понимают и настолько любят, что готовы удовлетворить ее желания. КАК ТОЛЬКО ОНА ПОЙМЕТ, ЧТО МОЖЕТ ПОЛО­ЖИТЬСЯ НА РОДИТЕЛЕЙ, ОНА ПОЧУВСТВУЕТ СЕБЯ СПОКОЙНЕЕ И С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ.

И все же, чтобы помочь ей обрести уверенность, им нужно мно­гое предпринять и ПОМИМО той особой ситуации, кото­рая вынуждала девочку к робости. Им надо обдумать, о чем они просили дочь. Их требования были разумны и не отличались от тех, какие предъявляют детям дру­гие родители, но как же постарались они удовлетворить их? Возможно, слишком настаивали. Кроме того, у ро­дителей этой девочки могут существовать и свои проб­лемы, к примеру сложности семейной жизни или за­труднения в общении с окружающими.

Ребенок бывает робким еще и потому, что в детском саду он младше всех и ребята относятся к нему как к самому слабому и неспособному по сравнению с дру­гими. Он может огорчаться, если родители уделяют больше внимания младшему брату или сестре, которые в чем-то превосходят его.

Так что бывает много различных обстоятельств, вызывающих у ребенка чувство преуве­личенной застенчивости или робости, гораздо больше, чем могут заметить родители, хотя и находятся рядом с ним. И все же, несмотря ни на что, никогда не сле­дует выбрасывать белый флаг.

Необходимо, напротив, занять совсем иную пози­цию - показать ребенку, что вы хорошо понимаете его, сочувствуете ему и любите таким, каков он есть, а не какого-то идеального паиньку. Постараемся поощрять его встречи с людьми, поможем найти друзей и пора­дуемся с ним его успехам.

В любом случае будем счи­тать его робость явлением временным. Тогда мы смо­жем спокойнее смотреть на вещи, и это удержит нас от выговоров ребенку, а значит, непременно благотворно скажется на его общении с окружающими, даже если мы не сделаем больше ничего.


Приятный солнечный денек. На детской площадке оживленно: беготня, смех. Только один малышок крепко держит маму за руку…

… Ребенок с интересом наблюдает за детьми, иногда улыбается, но сам не участвует в игре. А когда его побуждают присоединиться к коллективу, еще плотнее прижимается к маме. Не плачет, не капризничает, но от мамы не отходит.

Вот подходит девочка. Держит на руках щенка. Он скулит, гавкает, тормошит девочку за рукав. Малышок смотрит на собачку. Лицо его выражает одновременно интерес, нежность и страх. Мальчонка быстро забирается к маме на колени и с безопасного расстояния следит за щенком. Радуется, смеется, но погладить собачку не решается, только просит маму угостить щенка печеньем.

Некоторая пугливость и застенчивость, по крайней мере, с незнакомыми людьми свойственная всем детям. И в этом даже есть свои плюсы. Представьте, себе ребенка, который совершенно ничего и никого не боится, готов на любые авантюры и при этом не имеет ни жизненного опыта, ни сил для самозащиты. Проблемный ребенок, не правда ли?

Но одно дело пугливость и застенчивость, которые «охраняют» ребенка от слишком рискованных поступков, и другое дело боязливость и застенчивость, осложняющие жизнь. Первая, «охранная» застенчивость проходит с возрастом, а вот вторая с годами не ослабевает, а иногда даже усиливается и продолжает осложнять жизнь уже подростка, школьника.

Почему ребенок боязливый и застенчивый?

На то может быть целый ряд причин. Поговорим о наиболее распространенных.

1. Это черта характера ребенка. Например, ребенок флегматического темперамента. Ему нелегко адаптироваться к новой обстановке. Он не быстро осваивает новые умения. Ребенок-флегматик склонен опасаться всего нового.

2. Источник боязливости семейные проблемы, при которых ребенок в родном доме не чувствует себя в безопасности. Например, отец ушел в запой, мама нервничает, возможно, запой отца сопровождается скандалами. Или в семье постоянные ссоры и взаимные обвинения. Для ребенка, особенно чувствительного, принимающего все близко к сердцу, плохая обстановка в семье может оказаться слишком тяжелым испытанием. В результате малыш, не чувствующий себя в родном доме, как в крепости, испытывает страх перед «опасным» миром.

3. Боязливым может стать и болезненный ребенок, который часто себя плохо чувствует или нуждается в помощи и не ощущает в себе достаточно сил. Поэтому он острее чувствует незащищенность, а, следовательно, и испытывает страх. К тому же такой ребенок в силу частых болезней, вынужден мало общаться со сверстниками и, поэтому, может чувствовать себя неуверенно в детской компании. Отсюда и застенчивость.

4. Сензитивный тип личности.

5. Неправильное воспитание.


О последних двух причинах мы поговорим подробнее.

Сензитивный - значит, особо чувствительный

Есть такой психологический тип личности, который выделяется среди многообразия других типов особой чувствительностью и тем, что его представители склонны все воспринимать близко к сердцу. Черты психологического типа личности передаются по наследству и развиваются тем или иным образом в процессе воспитания. Каждый психологический тип имеет свои сильные черты и свои проблемы.

Детишки сензитивного типа в младшем возрасте боязливые, нелегко приспосабливаются к новой непривычной обстановке, нелегко сходятся с новыми людьми, тяготятся в шумной компании.

Однако сензитивные детки могут прекрасно общаться с хорошо знакомыми людьми, а к близким людям очень привязаны.
Дети сензитивного типа нелегко взрослеют. Им приходится преодолевать много трудностей, связанных с их робостью. В ситуации, когда требуется быстро проявить смелость и решительность они часто теряются. Однако у сензитивного типа есть замечательные черты: добросовестность, ответственность, терпение, ранее развитие морально-этических качеств, способность к пониманию других людей и сопереживанию.

Ребенка сензитивного типа важно «не сломать» излишне жестким воспитанием и непониманием в детстве и подростковом возрасте. Также важно с таким ребенком проявлять терпение и такт, постепенно (!) научить его отстаивать свою точку зрения, проявлять, когда нужно решительность и самому преодолевать свою робость. Великолепно, если удастся развить у ребенка умение разбираться в людях.

При правильном воспитании со временем у ребенка сензитивного типа есть хороший шанс стать успешным и уважаемым человеком. Тем человеком, который хорошо понимает отношения между людьми, может примирить конфликтующие стороны, придумать нестандартный выход из, казалось бы, безвыходной ситуации.

Не воспитай боязливость!

При каком воспитании большой риск сделать ребенка боязливым? В «группе риска» дети авторитарных родителей, которые не умеют или по каким-то причинам не считают нужным поддержать ребенка, утешить, ободрить. Основное место в воспитании занимают требования послушания, одергивание, критика, призывы делать, как надо и быть таким, каким нужно, наказания в случае непослушания или, если ребенок делает «не так, как нужно». В этом случае часто ребенок боится родителей. А это значит, что у него нет главной опоры в его жизни, и он чувствует себя беспомощным в жизни. Отсюда проблемная боязливость и застенчивость.
Рискуют вырастить слишком робкого и застенчивого ребенка и те родители, которые окружают ребенка такой сильной опекой, что на проявление самим ребенком самостоятельности и инициативы места не остается.

С гиперопекой может сочетаться требование беспрекословного послушания. Только достигается это послушание не жесткими мерами и наказаниями, а мягким, но постоянным давлением.

Если мама или другие члены семьи сами всего боятся, паникуют по пустякам, очень сильно, буквально не логично опасаются за безопасность ребенка, то они вполне могут заразить подрастающего человечка своими страхами. Приведу пример. Мама Анечки очень боялась, что на девочку могут напасть хулиганы. Школа, в которой училась девочка, располагалась в небольшом ухоженном саду. Этот сад, где за деревом может поджидать хулиган, казался маме опасным местом, несмотря на то, что в саду было многолюдно и рядом с садом проходила оживленная улица. Аню всегда кто-то из семьи провожал и встречал из школы. Если девочку не получалось сопроводить, то мама требовала, чтобы Аня обходила сад стороной, более длинной, но зато «безопасной» дорогой. Аня заразилась маминым страхом и долгое время боялась любого сквера, да и маломальского скопления деревьев как потенциально опасного места.

Знание и соблюдение мер безопасности, в том числе и таких, которые позволяют не стать жертвой хулиганов, ребенку необходимо. Но соблюдение безопасности должно вестись так, чтобы беречь ребенка, а не запугивать.

С другой стороны, если слишком активно и жестко стремиться перевоспитать робкого ребенка в смелого, то можно достичь ровно противоположного эффекта - закрепить боязливость. Смысл такого воспитания выражен в поговорке «Бросить в воду, чтобы научить плавать». Иногда, таким образом, ребенка можно напугать на всю оставшуюся жизнь. Спешка и резкие движения в преодолении робости и застенчивости недопустимы. Вреда от них может оказаться больше, чем толку.

Что необходимо помнить родителю?

Застенчивость и боязливость - не приговор. Если ребенок в детстве и подростковом возрасте был не умеющим за себя постоять «зайчишкой-трусишкой», с трудом находил свое место в коллективе сверстников - это вовсе не означает, что этот человечек всю жизнь будет боязливым, не умеющим общаться, слабым и не пробивным. При правильном воспитании бывший «трусишка» во взрослой жизни может оказаться человеком с хорошими адаптивными качествами и сильным характером, умением последовательно действовать. Ведь, чтобы справиться со своими проблемами ребенок проходит хорошую практику по выработке вышеназванных качеств еще в детстве и совершенствуется во взрослости.

Необходимо разглядеть сильные стороны характера своего ребенка и развивать их. Медлительный, возможно, несколько неуклюжий и опасающийся всего нового ребенок-флегматик обладает ценными чертами. Он уравновешенный, усидчивый, обязательный, с ним можно договориться. Эти ценные черты нужно учитывать, по достоинству оценивать и развивать. Например, флегматик новые знания и навыки усваивает не быстро, зато прочно. Занимаясь с флегматиком, его не нужно торопить, полезны повторения. Так, при правильном подходе результат занятий будет очень хороший.

Очень важно верить в своего ребенка. Это очень помогает в преодолении любых трудностей и родителю, и ребенку.

Много полезной информации для родителей: методики воспитания детей, правильные игрушки для детей встречается на сайте www.vdm.ru. Также там можно найти много практичного материала о детях с нарушенными функциями здоровья.

Как помочь ребенку преодолеть застенчивость и боязливость?

Повышайте уверенность ребенка в себе. Акцентируйте внимание на достижениях ребенка, а не на его недостатках. Хвалите даже за самый малый успех, поощряйте проявление инициативы, самостоятельности.

Робкие дети нередко бояться сделать ошибку и потерпеть неудачу. Этот страх сильно сдерживает развитие у них самостоятельности. Поэтому ребенка нельзя ругать за ошибки (именно за ошибки, а не за хулиганские шалости!). Нужно учитывать, что у ребенка из-за отсутствия жизненного опыта часто бывают ошибки, которые нам взрослым кажутся глупыми. Ругая за такие оплошности чувствительного и неуверенного ребенка, указывая на его «глупость», мы рискуем надолго затормозить его инициативу и делаем ребенка еще более неуверенным.

Гораздо мудрее вести себя так, чтобы ребенок не боялся совершить ошибку. Ребенку надо знать, что ошибка тоже опыт и многие ошибки можно (и нужно!) исправить. И после совершения ошибки есть возможность сделать то же самое, только лучше.
И, конечно, нельзя критиковать ребенка за его боязливость, сравнивать его с другими более шустрыми и, на данный момент, более успешными детьми. Критика и унижение - плохая стимуляция. Гораздо более эффективная стимуляция - оказание поддержки.
Не подталкивать ребенка насильно к каким-то занятиям или деятельности, которых он боится. Помогите малышу постепенно освоиться со «страшными» занятиями и разобраться, что в них нет ничего страшного.

То же и с общением. Не нужно заставлять застенчивого ребенка общаться с другими детьми. Пусть он сначала общается со сверстниками дозировано, постепенно увеличивая дозу. Пусть в процессе этого дозированного общения ребенок учиться взаимодействовать с другими детьми. Отрабатывайте, как попросить о чем-то другого ребенка, как договориться о чем-то с приятелем, что делать в случае конфликта, как воспринимать, если другой ребенок обзывается. Эти знания ребенку помогут чувствовать себя более уверенно в кругу сверстников, и он будет менее боязливым и застенчивым.

Доверяйте ребенку сделать что-то самостоятельно. Учите ребенка различным умениям между делом, как само собой разумеющееся, а не так, будто ребенок выполняет задание на оценку. Принимайте инициативу ребенка, при необходимости исправляя ее до приемлемой, но не подавляя.

Приведу пример. Юля помогает бабушке обрабатывать грядки. Бабушка поддерживает ее «почин» и даже выделяет ей маленькую грядку, на которой Юля посадит то, что хочет и будет сама ее поливать и полоть. Охваченная энтузиазмом девчушка предлагает бабушке посеять по всему огороду полевые васильки, которые Юле очень понравились во время прогулки. Бабушка соглашается, что васильки очень красивые. Но объясняет, что когда они растут по всему огороду или полю, то становятся сорняками. Однако выход есть! Юля может «свою» грядку превратить в клумбу с васильками. Так в бабушкином огороде появилась васильковая клумба, за которой Юля ухаживала самостоятельно.

Среди сверстников не маленький и любимый, а равный

Нельзя, чтобы ребенок переносил принципы, по которым с ним общаются взрослые, на общение с другими детьми. Это порой бывает у детей, которые по тем или иным причинам мало общаются со сверстниками и в основном проводят время среди близких взрослых людей. Например, часто болеющий ребенок мало посещает (или не посещает вообще) детский сад и вынужден много времени проводить дома с бабушкой. Малыш любит играть в шашки. Горячо любящая внука бабушка и от всей души сопереживающая ему, желая порадовать ребенка постоянно «проигрывает». Ребенок привыкает к «победам», ждет только выигрыша и уступок. Играя в шашки с другими детьми, он обижается, что те ему не уступают. Совместная игра со сверстниками не получается, общение буксует.
Научите ребенка понимать принципы равного общения раньше, чем он столкнется с проблемами. Ребенок должен понимать, что игра есть игра, со своими правилами, обязательными для всех. Иногда ты выигрываешь, а иногда твой партнер по игре и это нормально. Чтобы чаще выигрывать, нужно тренироваться, углублять знания. Бабушке лучше играть с внуком по правилам, без «поддавков». Если малыш расстраивается от проигрыша, то нужно ему объяснить, что так вы вообще не сможете играть в его любимую игру. Ведь чтобы играть, надо быть готовым и к выигрышу, и к проигрышу, потому что и то, и другое совершенно естественно.

Еще пример. Леше мама купила новые кроссовки в ближайшем к дому магазине. Мама с сыном зашли в гости к маминой подруге. Леша продемонстрировал тете обновку, а та восхитилась. Играя с детьми во дворе, Леша тоже первым делом похвалился им обновкой. Однако сверстники не восхитились, а сообщили, что такие же кроссовки у Вани. Леша обиделся. Объясните малышу, что для обиды нет никакой причины. Хорошие кроссовки и у него, и у Вани. Просто другие дети тоже хотят, чтобы похвалили их кроссовки, и поэтому не будут расхваливать его. Еще лучше, идя в детскую компанию, не хвалиться новым предметом, а идти просто играть. А о новом рассказать только, если ребята заметят и спросят.

Учите ребенка не расплакиваться сразу и не реагировать чересчур болезненно, если он столкнулся с провокацией в свой адрес. Если провокатор не видит ответной бурной реакции, гораздо меньше стимул провоцировать. И снова рассмотрим ситуацию на примере. К второклассникам пришла новая учительница. Стала знакомиться с детьми, читая незнакомые ей фамилии по классному журналу. Колину фамилию прочитала неправильно, скажем, вместо Рывиков учительница прочитала Рыбиков. Дети засмеялись, учительницу поправили. Обидчивый Коля разозлился. На перемене один из одноклассников назвал Колю Рыбиковым, и тут же появилась кличка Рыба. Коля обижался, злился, давал отпор. И чем больше агрессивно мальчик «выходил из себя», тем чаще слышал от одноклассников Рыбиков и «Рыба».

Анатолий Лень

Страх трусость робость боязнь испуг паника побороть бороться подавить

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

а - начало нового ничем непримечательного афоризма
в – важное
д – банальное, для детей
з - познавательное
и – интересное
к – крылатое
л - лучшее
н – не важное
п – поучительное
с - сложное для понимания
ю – юмор

СТРАХ, ТРУСОСТЬ, РОБОСТЬ, БОЯЗНЬ, ИСПУГ, ПАНИКА

а Страх – предчувствие беды.
з Трусливый человек глуп – осторожный умен.
з Глупый человек или всего боится или ничего, он не в состоянии оценить опасность обстановки.
з Организм, истощенный страхом отключает эту защитную реакцию.
з Разумный лишен чувства страха – он лишь осторожен в момент опасности.
пв Не стоит бояться того, что неминуемо произойдет.
з Трусость – от подчинения страху.
а Часто люди добро путают со страхом.
а У атеиста главный страх – перед смертью, у верующего – перед
Богом.
п Необходимо следить, чтобы осторожность не переходила в
страх.
к Умные – опасаются, глупые – боятся.
п Не умеющий прятать страх – принадлежит хамам.
пз Еще может быть оправдана трусость, – которая способна отвести беду, но нет ничего глупее – боятся того, что неизбежно.
ю Чем человек трусливее – тем сильнее его тянет на подвиги.

Страха влияние

а Храбрец и трус одинаково увлекают за собой.
к Трусливый человек – раб, его господин – страх.
п Страх лишает человека свободы.
а Страх отключает разум.
з Трусы – жестоки.
з Трус в полной безопасности навязчиво демонстрирует показную смелость.
п Страх ставит человека на колени.
п Страх перед опасностью отнимает у человека силы для борьбы.
з Страх может изменить поведение человека – но не его мировоззрение.
а Страх – отец большинства.
з Страх вынуждает высказываться в пользу большинства.

Страха искоренение, уменьшение, недопущение

пз Страх – от незнания.
пз Лучшим лекарством от страха является знание и воля.
з С приходом мудрости – страх человека покидает.
пз Разум превращает вредный страх в полезную осторожность.
а Волевой мудрец, что бы ни ослабить себя – трусость не допускает.
з Ничто так не уводит страх как истина.
з Мудрость не допускает страх – понимая его пагубность.
з Любовь способна заглушить страх.
пз Знания – страх побеждают.
пв Человек, избавляясь от чувства страха, должен увеличивать
осторожность.
к Чтобы чего-то не бояться – с ним надо пообщаться.
з Ум уменьшает страх и усиливает осторожность.
з Присутствие сильных уменьшает страх у слабых.
з Страх у слабых смешит, подбадривает и отвлекает от опасно-
сти сильных.
пз У трусливого человека, занимающегося познанием, вредный и
постыдный страх постепенно превращается в полезную и солид-
ную осторожность.

Страха причины

з Трусость признак глупости – осторожность ума.
з Страх – дитя незнания и глупости.
п Причины наших страхов – в нас самих.
к То, что понятно – не страшно.
з Человек склонен к панике.
з Неизведанное – страшит.
пз Возмездие за нарушение закона и плохие поступки держит человека в постоянном страхе, превращая его в труса.
п Страх чаще одиноких посещает.
кп Боится всего тот – кто ничего не знает.
а Мудрость и страх – не совместимы.
пз Страх – слабость духа.
к Страх глуп – осторожность мудра.
з Умный человек не испытывает страха, он способен лишь ви-
деть опасность.
з Умные, порядочные люди интуитивно вызывают страх. Это про-
исходит потому, что они за счет своего интеллекта сильнее, а то,
что они в силу своей порядочности и механизма законов ничего
плохого нам не сделают, интуиция не способна определить.
з Страх слеп, осторожность осмысленна.
з Умный человек остерегается реальных опасностей. Глупый бо-
ится всего, что не в состоянии осмыслить. У некоторых организм
от усталости эту реакцию ослабляет.

Страха проявление, результат

а Оружие труса стреляет по своим.
а Страх одним силы придает – у других отнимает.
з Сила, данная страхом, что не объезженная лошадь – может унести от опасности, а может и покалечить.
з Страх не способен принять советы разума.
п Страх подрывает здоровье.
п Наш страх придает уверенности нашим врагам.
з Страх способен как ускорить, так и затормозить мысли и действия человека.
а Страх перед сильными – заглушается унижением слабых.
з Победивший страх перед сильными человек начинает добрее относится к слабым.
д Трусость отнимает у человека способность принимать решения.
д Паника, отключая разум, часто подталкивает людей к еще большей опасности.
з Паника отключая разум – переводит действия человека в подчинение инстинктов.
а Влюбленный трус – превращается в храбреца.

Страха свойства

з Глупый страх всего боится – и не видит того, с чем надо быть осторожней.
а Трусость дружит с предательством.
а Трусость не знает что такое позор.
з Трусость чтобы ее не заметили, часто прикрывается агрессивностью.
а Трусость всегда ждет безопасного момента, что бы проявить показную смелость, которая, не редко сопровождается жестокостью.
з Страх – боится перемен, любопытство их – желает.
а Из осмелевших трусов рождаются самые гнусные подлецы.
а Страх – лишает человека свободы.
з Трусость – дочь опасности и страха.
п Страх друг опасности.
а Страх убедительнее доводов.
а Глупость чтобы выглядеть милой испуг из-за непонимания прячет за улыбку.
з Человек испытывает больший страх в начале и конце опасной ситуации. Ярким примером служат моменты открывания и закрытия двери при уходе и возвращении домой.

Страх потерять

з Чем меньше страх потерять любимого человека – тем больше желание извлечь от него выгоду.
пз Страх потерять близкого человека – усиливает и сохраняет любовь к нему.
кп Лучше бояться потерять – чем не бояться и потерять.
пз Ревнуя, мы усыпляем страх нас потерять.
п Один не дорожит ценным, другой боится потерять никому не
нужное.
з Больше других боятся потерять любимого человека те, которые
уже до этого кого-то теряли.
п Если иметь все с оценкой «три с плюсом» – это неплохо и не на-
прягает, если потеряешь – не очень жалко. На такое добро осо-
бо никто не зарится, а значит, его легче уберечь.
а Страх потерять равносилен сожалению о потерянном.
з Чтобы человек не остыл к тому, чего добивался, у него должен
присутствовать страх это потерять.
пз Гарантированное жизненно нужное становится неважным.
пз Вынуждая любимого клясться в верности и вечной любви, мы
его теряем.
пз Чтобы не потерять любовь, признаваться в ней надо. Но от этих
признаний должно веять сомнениями.

Более полную информацию на эту и другие 1200 тем
Вы можете найти в книге Анатолия Лень «Поводырь» (1536 страниц).
Книгу можно прочесть на сайте автора
http://lanik-3.narod.ru/index.html

История cоздания стихотворения:
Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода