Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Подписание вечного мира. Вечный мир с речью посполитой

1686 Вечный мир с Польшей

После Андрусовского перемирия 1667 г. отношения России с Польшей оставались напряженными. Главным яблоком раздора был Киев. Россия, получившая Киев по договору в Андрусово на два года, расставаться с ним не хотела. Разрешение нескончаемых споров русских и поляков пришло с неожиданной стороны. К началу 1680-х гг. и для Речи Посполитой, и для России первостепенной проблемой стала оборона рубежей от крымских татар, усиливших натиск на южные границы славянских государств, а также от турок, угрожавших всей Центральной Европе. В 1684 г. была основана Священная лига, хотевшая, чтобы против турок выступила и Россия. После долгих переговоров (послы съезжались 39 раз!) на старом месте, в Андрусово, русские и поляки решили «дружить против» турок и татар, причем России отводилась роль покорительницы Крыма. Взамен Польша соглашалась на «вечный мир» и с большой неохотой уступила России Киев за 146 тыс. рублей. Соглашение подписали в Москве весной 1686 г. После этого волей-неволей пришлось идти в Крымский поход. «Вечный мир» стал несомненным успехом правительства Софьи и ее собственной удачей – недаром она тогда впервые стала упоминаться как «самодержица». Но успех этот ей не помог – неудачные Крымские походы навсегда погубили репутацию князя Василия Голицына и самой правительницы внутри страны.

Из книги 100 великих пиратов автора Губарев Виктор Кимович

Из книги 100 великих пиратов автора Губарев Виктор Кимович

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

Русско-турецкая война 1686-1700 При царевне Софье, дочери русского царя Алексея Михайловича, которая была регентом при младших братьях Петре и Иване, Россия присоединилась к так называемому «Священному союзу» против Османской империи.До этого у России был заключен с

Из книги Египетские, русские и итальянские зодиаки. Открытия 2005–2008 годов автора Носовский Глеб Владимирович

3.4.15. На зодиаке «FT» записана дата 15 октября ст. ст. 1686 года Ввиду того, что историки датируют роспись Скифской палаты XV веком, мы проводили астрономические расчеты для зодиака «FT» начиная с 1000 года н. э. и кончая 2000 годом н. э. То есть - на тысячелетнем отрезке времени,

Из книги Неизвращенная история Украины-Руси Том I автора Дикий Андрей

“Вечный мир” После длительных переговоров, во Львове, в 1686 г., был заключен между Россией и Польшей т. наз. “вечный мир”. Условия, в основном, были те же, что и условия Андрусовского перемирия, с той только разницей, что по “вечному миру” Киев навсегда отходил России (за

Из книги Серые кардиналы автора Згурская Мария Павловна

(1686–1747) Наша система должна состоять в том, чтобы убежать от всего, что могло бы нас в какие-то проблемы ввести. А. И. Остерман Граф Остерман, бесспорно, был одним из величайших министров своего времени. <…> Он умел проникать в суть вещей и обладал недюжинным умом. Он был

Из книги Французская волчица - королева Англии. Изабелла автора Уир Элисон

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1686 Образование Аугсбургской лиги Это был довольно необычайный союз, в котором объединились государства, ранее разделенные по религиозному принципу. Лига возникла по инициативе императора Священной Римской империи Леопольда I, и в нее вошли король Испании Карл II,

Из книги Инженеры Сталина: Жизнь между техникой и террором в 1930-е годы автора Шаттенберг Сюзанна

1686 Вестник инженеров и техников. 1937. № 10. С. 572.

Из книги Масонство, культура и русская история. Историко-критические очерки автора Острецов Виктор Митрофанович

Из книги Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. автора Аксютин Юрий Васильевич

1686 Цит. по: Яковлев А.Н. Крестосев. Главы из книги. С. 18.

автора Дикий Андрей

«Вечный мир» После длительных переговоров во Львове, в 1686 г., был заключен между Россией и Польшей т. н. «вечный мир». Условия, в основном, были те же, что и условия Андрусовского перемирия, с той только разницей, что по «вечному миру» Киев навсегда отходил России (за что

Из книги Пропавшая грамота. Неизвращенная история Украины-Руси автора Дикий Андрей

Хронологическая таблица важнейших событий столетнего периода освободительной борьбы Украины-Руси (1592–1686 годы) 1592 г. – Восстание Косинского. Поражение при Петке.1595 г. – Восстание Наливайко и Лободы. Разгром в урочище Слоница.1597 г. – Казнь Наливайко. Объявление

Из книги Пропавшая грамота. Неизвращенная история Украины-Руси автора Дикий Андрей

Правобережье под Польшей (1686–1793 гг.) Судьба Правобережья (Киевщина без Киева, Волынь, Подолия) были предопределены «вечным миром» (1686 г.), по которому Россия отказалась от притязаний на эти территории, уступив все Правобережье Речи

Из книги Скрытый Тибет. История независимости и оккупации автора Кузьмин Сергей Львович

1686 Цит. по: Москалев, 2004, с. 278.

Из книги ЛІТОПИС САМОВИДЦЯ автора Самовидець

РОКУ 1686* По Богоявленії стала згода їх царских величеств з королем польским вічистая и задля того розорвали згоду з турчином и татарми, хотячи с ними войну міти, допомогаючи королеві и Річи посполитой, при какой згоді и отъданно волость тую, що коло Сожа ріки, козаки были

Этот день в истории:

Вечный мир (в польской историографии известен как Мир Гжимултовского, польск. pokój Grzymułtowskiego) - мирный договор о разделе Гетманщины, заключён между Русским царством и Речью Посполитой в Москве 26 апреля (6 мая) 1686 года. Текст договора состоял из преамбулы и 33 статей.

Перемирие завершило русско-польскую войну, длившуюся с 1654 года на территории современных Украины и Белоруссии.

Договор подтверждал постановления Андрусовского перемирия 1667 года, кроме следующего: Киев уже навсегда признавался принадлежащим Русскому царству с выплатой 146 тысяч рублей компенсации Речи Посполитой, которая также отказывалась от совместного протектората над Запорожской Сечью.

Со стороны Речи Посполитой договор подписал воевода Познанский, дипломат Кшиштоф Гжимултовский, с российской - канцлер и начальник Посольского приказа князь Василий Голицын.

Русский экземпляр договора России и Речи Посполитой о Вечном мире, 1686.

Условия договора

1. Речь Посполитая признавала за Русским царством Левобережную Украину, Киев, Запорожье, Смоленск и Чернигово-Северскую землю с Черниговом и Стародубом.

2. Русское царство присоединялось к странам, ведущим войну против Турции.

3. Речь Посполитая получала 146 тысяч рублей компенсации за отказ от Киева.

4. Речи Посполитой передавались некоторые приграничные территории, районы Невеля, Себежа, Велижа и Посожья.

3. Северная Киевщина, Волынь и Галичина оставались в составе Речи Посполитой.

4. Южная Киевщина и Брацлавщина от городка Стайок до реки Тясмин с городами Ржищев, Трахтемиров, Канев, Черкассы, Чигирин и другие, то есть земли, сильно опустошённые за годы войны, должна была стать нейтральной территорией между Русским царством и Речью Посполитой.

5. Речь Посполитая обязалась предоставить православным свободу вероисповедания, а российское правительство обещало их защищать.

Русское царство аннулировало предварительные договоры с Османской империей и Крымским ханством и вступило в антитурецкую Священную лигу, а также обязывалось организовать военный поход против Крымского ханства (крымские походы в 1687 и 1689 годах).

Хотя условия Вечного мира вступали в силу сразу после подписания договора, Сейм Речи Посполитой ратифицировал его только в 1764 году.

Последствия

Договор закрепил за Русским царством Смоленщину, Левобережную Украину с Киевом, Запорожье и Северскую землю с Черниговом и Стародубом. Заключение «вечного мира» открывало возможность для объединения государств против татаро-турецкой агрессии и стало основой русско-польского союза в Северной войне 1700−1721 годов. Россия примкнула к антитурецкой «Священной лиге» - союзу Австрии, Речи Посполитой и Венеции.

Предыстория. На пути к «Вечному миру»

После смерти бездетного царя Фёдора Алексеевича, бояре Милославские во главе с Софьей организовали Стрелецкий бунт. В результате 15 сентября 1682 года царевна Софья, дочь царя Алексея Михайловича, стала регентшей при малолетних братьях Иване и Петре. Власть братьев практически сразу стала номинальной. Иван Алексеевич был с детства болезненным и неспособным к управлению государством. Пётр был мал, и Наталья с сыном перебралась в Преображенское, чтобы уберечь себя от возможного удара.

Царевна Софья в исторической научно-популярной и художественной литературе часто представлена в образе мужикоподобной бабищи. Внешность, по словам французского иезуита де ла Невиля, была безобразной (хотя сам он её не видел). К власти она пришла в 25 лет, и портреты доносят до нас образ несколько полноватой, но миловидной женщины. Да и будущий царь Пётр описывал Софью как человека, которого «можно было бы считать как в телесном, так и умственном отношении совершенством, если бы не её безграничное честолюбие и ненасытная жажда власти».

Софья имела нескольких фаворитов. Это был князь Василий Васильевич Голицын – он получил под начало Посольский, Разрядный, Рейтарский и Иноземный приказы, сосредоточив в своих руках огромную власть, контроль над внешней политикой и вооружёнными силами. Получил титул «Царственныя большия печати и государственных великих посольских дел сберегатель, ближний боярин и наместник новгородский» (фактически главы правительства). Руководство Казанским приказом (этот государственный орган осуществлял административно-судебное и финансовое управление территориями, главным образом, на юго-востоке Российского государства) получил двоюродный брат В.В. Голицына – Б.А. Голицын. Стрелецкий приказ возглавил Фёдор Шакловитый. Выходец из брянских детей боярских, обязанный своему возвышению только Софье, был безгранично ей предан (судя по всему, как и Василий Голицын, был её любовником). Был возвышен Сильвестр Медведев, став советником царицы по религиозным вопросам (с патриархом Софья была в холодных отношениях). Шакловитый был «верным псом» царицы, а вот практически всё государственное управление было возложено на Василия Голицына.

Голицын – это одна из спорных фигур в истории России. Одни считают его «предтечей» Петра, чуть ли истинным реформатором, который замыслил весь комплекс реформ, проведённых в петровскую эпоху. Другие исследователи оспаривают это мнение. Факты говорят о том, что это был «западник» того времени, политик «горбачёвского типа», который похвалу с Запада воспринимает, как высшую ценность. Голицын преклонялся перед Францией, был франкофилом, даже своего сына заставил носить на груди миниатюру Людовика XIV. Его образ жизни и дворец соответствовал лучшим западным образцам. Московская знать того времени всячески подражала западному дворянству: сохранялась мода на польские наряды, вошёл в моду парфюм, началось повальное увлечение гербами, высшим шиком считалось приобрести иностранную карету и пр. Знатные люди и богатые горожане, беря пример с Голицына, стали возводить дома и дворцы западного типа. В Россию были допущены иезуиты, канцлер Голицын часто проводил с ними закрытые совещания. В России разрешили католическое богослужение – в Немецкой слободе была открыта первая католическая церковь. Есть мнение, что Сильвестр Медведев и Голицын были сторонниками унии православия с католицизмом.

Голицын стал отправлять юношей на учёбу в Польшу, в основном, в Краковский Ягеллонский университет. Там учили не техническим или военным дисциплинам, необходимым для развития Русского государства, а латыни, богословию и юриспруденции. Такие кадры могли пригодиться в преобразовании России по западным стандартам.

Но наиболее значительные достижения у Голицына были в области дипломатии, во внутренней политике консервативное крыло было слишком сильным, да и царица сдерживала реформаторский пыл князя. Голицын вёл переговоры с датчанами, голландцами, шведами, немцами, хотел установить прямые отношения с Францией. В тот период чуть ли не главные события европейской политики вертелись вокруг войны с Османской империей. В 1684 году император Священной Римской империи, король Чехии и Венгрии Леопольд I прислал в Москву дипломатов, которые стали взывать к «братству христианских государей и пригласили Русское государство вступить в «Священную лигу». Этот союз состоял из Священной Римской империи, Венецианской республики и Речи Посполитой и противостоял Оттоманской империи в Великой Турецкой войне. Аналогичное предложение Москве поступило и от Варшавы.


Встреча Яна III Собеского и императора Священной Римской империи Леопольда I
после битвы под Веной. Худ. А. Гротгер. 1859 г
.

Война с могучей Османской империей в тот период не была в интересах России. Польша и Австрия не были нашими союзниками. Со Стамбулом только в 1681 году был заключён Бахчисарайский мирный договор, который устанавливал мир на 20-летний срок. Турки признали за Россией Левобережную Украину, Запорожье и Киев. Россия значительно усилила свои позиции на юге. Турецкий султан и крымский хан обязались не помогать врагам России. Крымская орда обязалась прекратить набеги на русские земли. К тому же, Турция не воспользовалась чередой смут на Руси, борьбой за власть в Москве. России в тот период было выгоднее не ввязываться в прямой бой с Турцией, а ждать её ослабления. Земель для освоения было с избытком.

Но соблазн вступить в союз с западными державами оказался для Голицына слишком велик. Великие западные державы обратились к нему, звали в друзья. Московское правительство выставило только одно условие за вступление в «Священный союз», чтобы Польша подписала «вечный мир». Но поляки с негодованием отвергли это условие – они не хотели отказываться от Смоленска, Киева, Новгорода-Северского, Чернигова, Левобережной Украины. Таким образом, польская сторона сама отталкивала Россию от «Священной лиги». Переговоры продолжались весь 1685 год. В России было много противников вступления в этот союз. Против участия в войне с Турцией выступали многие бояре.

Против союза с Польшей был гетман Войска Запорожского Иван Самойлович. Украина только несколько лет прожила без ежегодных набегов крымских татар за полоном. Гетман указывал на вероломство поляков и на то, что в случае успеха войны с Турцией православные христиане, свободно исповедующие свою веру под господством турков, будут отданы под власть римского папы. По его мнению, Россия должна была заступиться за православных, которые подвергались гонениям и поруганию в польских областях, отнять у Польши русские исконные земли – Подолье, Волынь, Подляшье, Подгорье и всю Червоную Русь. Был против войны с Турцией и патриарх Московский Иоаким (он был в лагере противников царевны Софьи). В то время решался важный для Украины религиозный и политический вопрос – киевским митрополитом был избран Гидеон, он был утверждён Иоакимом, теперь требовалось согласие Константинопольского патриарха. Это мероприятие могло быть сорвано в случае ссоры с Османской империей. Все доводы Самойловича, Иоакима и других противников союза с поляками, папой римским и австрийцами были отметены. Правда, вопрос оставался за польской стороной, которая упорно отказывалась от «вечного мира» с Россией.

В это время для «Священной лиги» осложнилась ситуация на фронтах и внешнеполитическая обстановка. Порта быстро оправлялась от поражений, проводила мобилизации, привлекала войска из азиатских и африканских регионов. Турки взяли Цетинье, резиденцию черногорского епископа, правды вскоре были вынуждены отступить. Турецкие войска нанесли удар по самому уязвимому звену «Священной лиги» - Польше. Польские войска потерпели поражение, турки угрожали Львову. Это заставило поляков по другому взглянуть на необходимость союза с Россией. Осложнилось внешнеполитическое положение Священной Римской империи: французский король Людовик XIV решил воспользоваться тем, что Леопольд I увяз в войне с Турцией и развил бурную деятельность. Леопольд заключает союз с Вильгельмом Оранским и начинает переговоры с другими государями, чтобы создать антифранцузскую коалицию. Для Священной Римской империи возникает угроза войны на два фронта. Австрия, чтобы компенсировать ослабление сил на Балканах, активизировала дипломатические усилия в отношении России и посредничество между Москвой и Варшавой. Австрия также усиливает давление на короля польского и великого князя литовского Яна III Собеского. В этом же направлении работали папа римский, иезуиты и венецианцы. В результате общими усилиями Варшаву дожали.

«Вечный мир»

В начале 1686 года в столицу России для заключения прибыло огромное польское посольство, почти в тысячу человек, во главе с познанским воеводой Кшиштофом Гжимултовским и литовским канцлером Марцианом Огиньским. Россию в переговорах представлял князь В.В. Голицын. Поляки опять стали настаивать на своих правах на Киев и Запорожье. Правда, тот факт, что переговоры затянулись, сыграл на руку патриарху Иоакиму и Самойловичу. В самый последний момент они смогли добиться согласия Константинопольского патриарха на подчинение Киевской митрополии Москве.

Договорённости с Польшей удалось достичь только в мае. 16 мая 1686 года был подписан Вечный мир. По его условиям Речь Посполитая отказывалась от притязаний на Левобережную Украину, Смоленск и Чернигово-Северскую землю с Черниговом и Стародубом, Киев, Запорожье. Поляки получали за Киев компенсацию в 146 тыс. рублей. В составе Речи Посполитой оставались Северная Киевщина, Волынь и Галичина. Южная Киевщина и Брацлавщина с рядом городов (Канев, Ржищев, Трахтемиров, Черкассы, Чигирин и др.), т. е. земли, сильно опустошённые за годы войны, должна была стать нейтральной территорией между Речью Посполитой и Царством Русским. Россия разрывала договоры с Османской империей и Крымским ханством, вступала в союз с Польшей и Австрией. Москва обязывалась через своих дипломатов содействовать вступлению в «Священную лигу» - Англии, Франции, Испании, Голландии, Дании и Бранденбурга. Россия обязалась организовать походы против Крымского ханства.

«Вечный мир» пропагандировался в Москве (и считается таковым в больше части исторической литературы), как величайшая дипломатическая победа России. Князь Голицын, заключивший этот договор, был осыпан милостями, получил 3 тыс. крестьянских дворов. Но если рассуждать здраво, становится ясно, что этот договор был большой геополитической ошибкой. Русское государство втянули в чужую игру. Война с Турцией и Крымским ханством в тот период была не нужна России. Россия вступала в войну с серьёзным врагом и выплачивала большую сумму за то, что польская сторона признала за Россией те земли, которые и так были уже отбиты у Польши. Поляки не могли вернуть земли военной силой. Постоянные войны с Русским государством, Османской империей и внутренние дрязги подорвали мощь Речи Посполитой. Польша уже не была серьёзной угрозой для России – всего через столетие (небольшой срок в историческом понимании) её будут делить соседние великие державы.

Договор был выгоден лично Софье. Он помогал утвердить её статус, как полновластной царицы. Во время шумихи, поднятой по поводу «вечного мира», Софья присвоила себе титул «Всея великия и иных Россий Самодержца». На лицевой стороне монет по-прежнему изображали Ивана и Петра, но уже без скипетров. Софью чеканили на обратной стороне – в царском венце и со скипетром. Польский художник пишет её портрет без братьев, но в шапке Мономаха, со скипетром, державой и на фоне державного орла (все прерогативы царя). Кроме того, успешная военная операция должна была сплотить знать вокруг Софьи.

«Вечный мир» 1686, договор между Россией и Речью Посполитой, заключённый 6(16) мая в Москве. Подтвердив условия Андрусовского договора 1667, «В. м.» навсегда закрепил за Россией г. Смоленск с окрестностями, Левобережную Украину с Киевом, Запорожье и Северскую землю с Черниговом и Стародубом. Православное население Речи Посполитой получило право свободного вероисповедания. Россия обязалась войти в антитурецкую коалицию, состоявшую из Речи Посполитой, Австрии, Венеции и Рима, и выступить против Турции и её союзника - крымского хана. В силу принятых обязательств Россия предприняла 2 похода в Крым - в 1687 и 1689. «В. м.» урегулировал отношения между Россией и Польшей и послужил основой для будущего русско-польск. союза в Северной войне 1700-21, облегчил борьбу России со Швецией за выход к Балтийскому м. «В. м.» отразил новую расстановку сил на междунар. арене, сыграл значит, роль в борьбе народов Вост. Европы против тур.-тат. агрессии.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 2.

Литература:

История СССР с древнейших времен до наших дней. Т. 3. М., 1967, о. 145 - 146;

Очерки истории СССР. Период феодализма, XVII в. М., 1955;

История Польши. Т. 1. М., 1954;

Белов М. И. К истории дипломатических отношений России во время Крымских походов (1686-1689 гг.).- «Учен, зап. ЛГУ», 1949, № 112. Сер. ист. наук, вып. 14.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода