Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Отмена карточной системы снабжения населения. Продовольственные талоны последних лет ссср

ФАС предложила ввести "продуктовые карточки" для малоимущих слоев населения в связи с санкциями ЕС и США. Но возможен ли возврат к карточной системе и действительно ли проблема с санкциями принимает столь серьезный оборот? С другой стороны, может быть, продуктовые карточки в принципе стоит ввести в России, без учета разных ситуаций в стране?

Кстати, в ФАС уверены, что эта мера допустима в рамках так называемой "зеленой" корзины ВТО (разрешенных направлений господдержки агроотрасли), то есть юридически эта мера будет вполне законной. В то же время в минпромторге уверяют: никакой необходимости срочно вводить продуктовые карточки или устанавливать предельные цены на санкционные группы товаров нет. Во всяком случае, пока. Да и в будущем вряд ли появится такая необходимость… Минпромторг проводит ежесуточный мониторинг цен по санкционной группе продуктов питания, и никаких подозрительных явлений не наблюдает даже под лупой.

"На сегодняшний день оснований, на мой взгляд, этого (введения карточек) делать не нужно, — рассказала в интервью сайт заместитель председателя комитета Государственной думы ФС РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Елена Афанасьева . — Но, вообще, эта проблема — она ж не сегодняшнего дня. И, наверное, таким образом, в том числе, некоторые государственные структуры ее пытаются решить, потому что эта проблема — она действительно существует для некоторых слоев населения. Но мне кажется, что здесь нужно пойти по несколько другому пути, и сейчас у нас эта возможность есть, — развивать производство, развивать рабочие места и, наконец, просто элементарно давать возможность трудоустроиться. И трудоустраивать тех, кто хочет работать, потому что есть часть населения, которая просто живет за счет того, что получает пособия по безработице, что тоже не совсем правильно".

Безусловно, нужно как-то помогать категории малоимущих граждан, считает эксперт. Но вот, допустим, ведем мы карточки. Нужен какой-то специальный магазин либо в магазинах должны быть отделы соответствующие. Но у нас нет уже практически государственных магазинов! То есть, как эта карточка будет работать? Ввести-то можно все что угодно, а как карточка будет на практике реализовываться?

"Лет пять назад были такие народные магазины, мы их так называли. Может быть, такие магазины снова открыть — тогда эта карточка начнет работать. Но тогда нужен особый контроль, потому что я помню историю, когда открывали магазины для ветеранов, а поставляли туда товар либо просроченный, либо у которого срок годности заканчивался завтра. Ты его мог купить и съесть только сегодня, потому что завтра он уже был негоден", - вспоминает Елена Афанасьева.

"Я уверен, что такого (введения продуктовых карточек) не будет, — сказал в телефонной беседе с корреспондентом сайт доктор экономических наук, профессор (специализация "Мировая экономика", "Мировые интеграционные процессы") Владимир Мантусов . — А насчет "зеленой корзины ВТО" — здесь надо уточнить, что имелось в виду. Во-первых, в сельском хозяйстве есть три корзины — так называемая красная, желтая и зеленая. По зеленой корзине можно, скажем так, со стороны государства предпринять определенные меры для улучшения. Это меры не прямого, косвенного характера, это меры для улучшения сельскохозяйственной сферы, к примеру, подводка линий электропередач, скажем, или улучшение технического обеспечения и т.д, то есть это не прямого воздействия меры.

Хотя, по сути, карточки никакого страха не должны вызывать, потому что это мера обеспечения малоимущих слоев населения. Вот и все. Это своеобразная мера неденежного стимулирования".

В принципе, можно и по-другому сделать, считает эксперт. Например, выделить какие-то определенные средства для того, чтобы индексировать, например, пенсии или уровень заработной платы населения с низкими доходами. Но можно это сделать и через карточную систему. Две формы, денежная и, допустим, карточная. Ничего здесь страшного нет и ничего такого нового нет. Но, конечно, лучше всего сделать так, чтобы национальная экономика была более эффективной — и тогда количество людей, живущих, скажем так, по уровню, который мы называем "с низкими доходами", перешли в категорию населения со средним достатком. Вообще, именно к этому надо стремиться, и каждая национальная экономика должна перед собой ставить такого рода задачи, добавил Владимир Мантусов.

"Вообще-то, ничего такого противозаконного в предложении ФАС нет. Но там, кажется, действуют по принципу "лучше перебдеть, чем недобдеть", — поделился своим мнением по этому вопросу член Международной ассоциации адвокатов, кандидат юридических наук Игорь Шмидт . — Ведь известный Федеральный закон "О торговле" действительно дает право на госрегулирование цен, установление их предельного уровня на ряд социально значимых товаров, если цена на них вырастет на 30 процентов в течение месяца. Такая норма была внесена в закон в 2010 году после аномальной засухи и резкого роста цен на гречневую крупу, но ни разу не применялась на практике.

Но и ранее госрегулирование цен применялось лишь однажды, в 2007 году, когда вследствие значительного подорожания продовольствия в мире в целом ритейлеры и компании-переработчики подписали меморандум "О заморозке цен" на социально значимые продукты питания. Но действовало оно лишь несколько месяцев. Мне кажется, что, озвучив предложение о карточках и специализированном регулировании цен на какие-то "санкционные" товары, ФАС лишь как бы прикрывает себя от возможных неприятностей. А ну как что-то случится действительно (хотя вероятность этого крайне мала)? А у них готов ответ: а мы, мол, предупреждали… И взятки гладки. С точки зрения чиновников, вполне нормальный "страховочный" ход".

Ну, и в заключение. сайт уже сообщала, что Россия 7 августа 2014 года ввела сроком на год продовольственное эмбарго на ввоз мясной, молочной, плодоовощной продукции из стран, ранее поддержавших санкции против экономики и ряда граждан России на фоне кризиса на Украине: ЕС, США, Австралии, Канады, Норвегии. И минпромторг утверждает, что за период с 8 по 25 августа резких изменений розничных цен на продовольствие не отмечено. Хотя какие-то колебания, конечно, есть, но они небольшие.

Напомним, что такое карточная система вообще. Может быть, люди постарше ее еще помнят, но то, что наши молодые читатели с ней не сталкивались вообще, — это точно.

Карточная система — это система снабжения населения товарами в условиях дефицита. Современная карточная система появилась в Европе, в странах, пострадавших в результате Первой мировой войны. В XX веке эта система широко применялась в странах социалистического лагеря для борьбы с товарным дефицитом, а в странах с рыночной экономикой — для поддержки социально не защищенных слоев населения. Карточки (талоны) устанавливали определенные нормы потребления товаров на человека в месяц, поэтому такая система называлась также нормированным распределением.

Впервые карточки на получение продовольствия ("тессеры") были отмечены еще в Древнем Риме. Во Франции в период якобинской диктатуры вводились карточки на хлеб (1793-1797). Во время Первой мировой войны нормированное карточное распределение существовало в ряде воюющих держав, в частности в США и Германии. В Российской империи в августе 1915 года, спустя год после начала войны, правительство империи было вынуждено пойти на ряд нерыночных мер: учреждается "Особое совещание по продовольствию" с полномочиями на установление сначала предельных, а потом и твердых закупочных цен, на реквизацию продуктов. С весны 1916 года в ряде губерний введена карточная система на продукты питания.

Временное правительство уже 25 марта 1917 года ввело "хлебную монополию" (теперь весь хлеб, все зерно становилось собственностью государства) и хлебные карточки. Далее было расширение карточной системы распределения: с июня 1917 года карточки распространяются на крупы, в июле — на мясо, в августе — на коровье масло, в сентябре — на яйца, в октябре — на растительные масла, в ноябре и декабре — на кондитерские изделия и на чай. В 1916 году карточная система вводилась даже в богатой нейтральной Швеции.

Карточная система широко использовались и в Советской России. Карточная система на хлеб была введена в СССР в 1929 году, с 1 января 1935 года она была отменена. Одновременно с началом свободной продажи продуктов вводилось ограничение по отпуску товаров в одни руки. Причем с течением времени оно уменьшалось.

В период Второй мировой войны нормированное карточное распределение основных продовольственных товаров было введено в ряде держав, участвующих в войне: СССР, Германии, Великобритании, США, Канаде, Японии и других. После войны нормы отменялись по мере того, как рынок обеспечивал страну товарами. В СССР карточное распределение было введено с июля 1941 года, отменено в декабре 1947 года. В Германии карточное распределение (имперская карточная система) было введено 20 сентября 1939 года и насчитывало, в общей сложности, 62 вида карточек.

В Великобритании, например, карточки на бензин были отменены в 1950 году, на сахар и сладости - в 1953 году, на мясо - в июле 1954 года. В Японии карточная система отменена в 1949 году, государственный контроль над ценами отменен в 1952 году. В Израиле карточная система вводилась в 1949-1952 годах ("режим аскетизма").

В "застойном" СССР, как могли, избегали официального введения продуктовых карточек, скрывая их под другими "масками": так называемыми "заказами", "наборами" и т.д. Талоны на продукты в издыхающем СССР появились в 1989 году, то есть в период, предшествующий эпохе частного капитала. Наибольшее распространение талонная система получила в 1991-1992 годах, когда инфляция стала ощутимой населением в виде появляющихся пустых полок с продуктами, причем продукты стали исчезать как мясные, так и рядовые, которые раньше не были в дефиците: сахар, крупы, растительное масло и другое.

Суть талонной системы заключается в том, что для покупки дефицитного товара необходимо не только заплатить деньги, но и передать особый талон, разрешающий покупку данного товара. Талоны на продукты питания и некоторые товары народного потребления получались по месту прописки в ЖЭК (или общежитии — для студентов вузов). По месту работы (обычно, в профкоме) было организовано распространение некоторых продуктов и промтоваров, полученных при натуральном обмене между предприятиями. Причиной возникновения талонной системы был дефицит некоторых товаров широкого потребления.

Без талона купить данный товар было трудно, так как в магазинах он появлялся редко (продажа по талону проводилась, как правило, со специализированного склада). Талонная система сошла на нет с начала 1992 года, в связи с "отпуском" цен, сократившим платежеспособный спрос, и распространением свободной торговли. На ряд товаров в некоторых регионах талоны сохранялись дольше.

Кстати, талонная система для наименее защищенных групп населения давно уже действует в США. Продуктовые карточки — это привычный для Америки инструмент социальной поддержки. Продуктовый талон представляет собой электронную карточку, ежемесячно пополняемую государством из бюджетных средств. В среднем каждый человек получает продуктовых талонов на 115 долларов в месяц, а семья — на 255.

В 2013 году количество американцев, получающих продуктовые талоны, выросло до рекордных 46 миллионов человек. Можно сказать, что в США число "карточников-талонщиков" почти равно населению Украины…


Как и во многих других странах, нормированное распределение продовольствия в России было введено в годы Первой мировой войны. С приходом большевиков к власти эта система расширялась, охватив почти все городское население и часть сельских потребителей. Хотя большевики и рассматривали нормирование как явный признак движения к социалистической безденежной экономике, в которой продуктообмен заменит торговлю, на самом деле советское правительство просто не могло обеспечить централизованное снабжение в заявленных размерах. В годы первой пятилетки усиленное наращивание капиталовложений в тяжелую промышленность и падение сельскохозяйственного производства вызвали значительную инфляцию. Государство контролировало как оптовые, так и розничные цены и удерживало их на уровне, при котором растущий спрос превосходил предложение. Так же, как в период Первой мировой и Гражданской войн, было введено нормированное снабжение для обеспечения минимальных потребностей городского населения.

В результате к началу 1930 года значительная часть продуктов питания и промышленных товаров распределялась по карточкам. С 1931 года государственное обеспечение основными продуктами питания производилось по четырем спискам, которые устанавливали иерархию норм по категориям. Ряд продовольственных и большинство промышленных товаров распределялись среди рабочих и служащих государственных предприятий по ордерам в зависимости от поступления товаров. Крестьяне же, за исключением занятых выращиванием технических культур, должны были заботиться о себе сами... В мае 1931 года было отменено нормирование многих промышленных товаров, а также увеличилось количество товаров, реализуемых через сеть государственных коммерческих магазинов. В феврале 1932 года на XVII конференции ВКП(б) была поставлена задача подготовить отмену нормирования в течение второй пятилетки. Затем были упразднены карточки на яйца, молоко, сыр и многие сорта рыбы. Нормирование осталось на основные продукты питания — муку, хлеб, крупу, мясо, сельдь, сахар, растительное и животное масло. В 1932 году цены в государственной торговле в целом выросли по сравнению с 1928 годом по разным данным от 74 до 155%. В мае 1932 года были легализованы колхозные рынки. Цены на городских рынках на продукты питания, поставляемые крестьянами, в 1932 году в среднем в 10 раз превышали уровень 1928 года.

В 1932 году один и тот же товар можно было приобрести по четырем ценам: 1. "нормальным" городским розничным; 2. сельским розничным; 3. коммерческим ценам; 4. ценам колхозного рынка. В 1932 году розничные цены примерно утроились по сравнению с 1928 годом... В 1933 году, в условиях голода и кризиса, руководство СССР делало энергичные попытки сократить инфляцию и стабилизировать денежное обращение. Повышенный спрос на продовольствие в условиях голода позволил в марте 1933 года ввести коммерческую торговлю хлебом по ценам, в 20 раз превышающим нормированные. Только после нового урожая, в августе и ноябре, эти цены были снижены. Вслед за относительно хорошим урожаем 1933 года и улучшением положения в промышленности во второй половине года появились заявления о возможном повышении уровня жизни населения.

1934 год был одним из самых успешных для советской промышленности, однако сельское хозяйство все еще переживало значительные трудности. Несмотря на благоприятный урожай 1933 года, весной 1934 года возникли проблемы со снабжением городского населения, а к 1 июля 1934 года хлебные фонды были не больше, чем годом ранее... И без того тяжело реализуемые задачи финансовой стабилизации и недопущения дополнительной эмиссии в таких условиях стали вообще не достижимыми. Финансовые трудности сыграли существенную роль в принятии решения о начале отмены карточек уже в 1935 году. 20 мая 1934 года, политбюро, рассмотрев наличие хлебных фондов на оставшийся до конца сельскохозяйственного года период (до 30 июня), пришло к выводу о необходимости экономии ввиду засухи в основных зерновых регионах. Серьезность ситуации отражало абсолютно секретное решение об импорте небольшого количества хлеба для Дальнего Востока. С учетом финансовых и хлебных трудностей политбюро решило с 1 июня 1934 года удвоить цены на нормированный хлеб, а в качестве компенсации низкооплачиваемым рабочим обещали повысить заработную плату на 10-15%.

В опубликованном 28 мая по этому поводу постановлении говорилось, что повышение цен на нормированный хлеб было вызвано как засухой, так и "чрезвычайно низким уровнем" существующих цен. Это свидетельствовало о начале пересмотра официальной точки зрения на реальность "нормальных" цен и исключительность коммерческих... Повышение цен позволило увеличить доходы бюджета, однако финансовая ситуация в стране продолжала ухудшаться. 27 июля 1934 года политбюро приняло решение о снижении на 20% коммерческой цены на сахар на Украине, в Курской, Воронежской, Московской, Ленинградской областях и Азово-Черноморском крае, где реализация сахара по высоким коммерческим ценам проходила с трудом. В течение августа и сентября руководители финансовых органов продолжали настаивать на расширении коммерческой торговли. Опыт летних месяцев 1934 года ясно свидетельствовал, что для решения финансовых проблем необходимо было повысить цены на нормированные товары и расширить коммерческую торговлю.

Поскольку слишком высокие коммерческие цены грозили затовариванием, экономическая реальность заставляла думать о сближении "нормальных" и коммерческих цен. Поэтому проект плана по торговле на 1935 год, который был подготовлен в Госплане в июле 1934 года, предусматривал расширение в СССР коммерческой торговли (в натуральных показателях) на 69, 3%, сельской — на 22, 5, а городской по низким ценам только на 9, 2%. Таким образом, к октябрю 1934 года были созданы важные предпосылки для отмены карточек в ближайшей перспективе. Значительно расширилась коммерческая торговля, сближались "нормальные", коммерческие и рыночные цены. Сформировалось понимание, что на пути отмены нормирования возможно решение существенных проблем сбалансирования рынка и финансовой системы, преодоления спекуляций при перемещении товаров из закрытой в коммерческую торговлю.


22 октября 1934 года Сталин в своем письме Кагановичу предложил "уничтожить в конце этого года карточную систему по хлебу, недавно еще нужную и полезную, а теперь ставшую оковами для народного хозяйства". Для отмены карточек на хлеб, писал Сталин, "нам нужно иметь в руках государства 1млрд 400-500 мил пудов хлеба". Затем Сталин выразил свое представление о будущей реформе следующим образом: "Путем снижения коммерческой цены и повышения пайковой цены наметим среднюю цену на печеный хлеб и муку, стабилизируемся на ней и будем ее варьировать по поясам. Это вызовет необходимость повышения зарплаты, повышения цены на хлопок, лен, шерсть, кожу, табак и т. п. ". 28 октября 1934 года эти предложения Сталина были утверждены и Политбюро поручило всем руководителям ведомств, которые были связаны с предстоящей отменой карточек, разработать необходимые вопросы: о единой цене на хлеб, о торговой сети и процедуре отмены карточной системы, о резервах и дислокации хлеба, о повышении зарплаты и тому подобное. В этом постановлении было подчеркнуто, что вести эту работу необходимо "в строго секретном порядке"...

На Пленуме ЦК ВКП(б), состоявшемся 25 ноября 1934 года, основной темой обсуждения была отмена карточек. Постановление СНК, которое было опубликовано 8 декабря 1934 года, через несколько дней после провозглашения политического решения пленума ЦК об отмене карточек, устанавливало новые розничные цены на ржаной и пшеничный хлеб и существенно более высокие цены на муку, которые варьировались в зависимости от территориальных зон. Наиболее распространенной была цена на пшеничный хлеб 1 руб. за кг — вдвое больше старой "нормальной" цены и на треть меньше старой коммерческой. Увеличивались закупочные цены на хлопок, табак и другие технические культуры, производители которых также лишались карточек и должны были покупать хлеб по новым более высоким ценам. В постановлении указывалось, что компенсация к зарплате рабочих и служащих составит 4, 2 млрд рублей. Власти особенно беспокоились о том, чтобы это повышение не вызвало неконтролируемый рост заработной платы. 30 ноября 1934 года в газетах было опубликовано постановление ЦК и СНК СССР "О самочинном повышении заработной платы", которым категорически запрещалось прямое или косвенное (передвижение из разряда в разряд, переименование должностей) повышение заработной платы без разрешения ЦК или СНК. В отличие от хлебной прибавки в июне 1934 года, которую получили только низкооплачиваемые рабочие и служащие, новые компенсации направлялись тем, кто ранее снабжался по самым высоким нормам, и колебались в зависимости от зон и списков снабжения. Размер компенсации с избытком покрывал стоимость нормированного хлеба, который ранее получал сам работник, но при карточной системе пайки получали также иждивенцы. Иждивенцы же новую компенсацию не получили, поэтому у низкооплачиваемых и многосемейных рабочих отмена карточек вызвала недовольство...

Какие же главные итоги отмены продуктовых карточек? За пределами крупных центров дефицит хлеба и муки наблюдался несколько месяцев. Распределение муки и хлеба на протяжении всего 1935 года жестко контролировалось Политбюро ЦК ВКП(б). Летом дефицит хлебных продуктов все еще наблюдался в некоторых регионах, хотя в целом ситуация в деревне улучшалась. Подтверждением этому было постановление СНК СССР от 17 июня 1935 года, отменявшее ежедневные лимиты на продажу хлеба в сельской местности. Государственная торговля хлебопродуктами дополнялась колхозными рынками, оборот которых в 1935 году существенно вырос (продажа зерновых продуктов на рынках в 1935 г. составляла 1 002 тыс. т по сравнению с 710 тыс. т в 1934 г.).

Рыночные цены на хлебопродукты в 1935 году составляли в среднем 57, 6% от уровня 1934 года. Цены на хлеб продолжали падать даже в период хлебозаготовок, когда зерно на рынках продавалось нелегально. Во многих районах рыночные цены были ниже государственных... В связи с отменой карточек существенно изменилась структура хлебного потребительского рынка. Как и предполагалось на ноябрьском пленуме 1934 года, количество печеного хлеба, проданного населению, существенно возросло, а муки — уменьшилось. Одним из долгосрочных последствий отмены карточек на хлеб было резкое падение значения системы общественного питания.

23 апреля 1935 года по представлению Молотова политбюро утвердило постановление СНК об установлении единых цен на махорку, консервы и шерстяные ткани. Махорку в закрытой торговле продавали ранее по 25 коп. за пачку, а в коммерческой — по 1 руб., новая цена устанавливалась в 50 коп. 25 сентября 1935 года было опубликовано постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О снижении цен на хлеб и отмене карточной системы на мясо, рыбу, сахар, жиры и картофель", означавшее ликвидацию с 1 октября 1935 года карточек на продовольственные товары. Отмена карточек привела в 1935 году к существенному росту как розничных, так и оптовых цен. Повышение зарплат и стоимости сырья вызвало значительное увеличение стоимости индустриальной продукции. Реформа промышленных оптовых цен становилась неотложной задачей и была проведена с 1 апреля 1936 года...

Источники информации: 1. Дэвис, Хлевнюк «Отмена карточной системы в СССР в 1934 - 1935 годы»


Делимся статьей:

Форсированная индустриализация, начатая в конце 20-х, привела к резкому падению сельхозпроизводства и вызвала кризис продовольственного снабжения. Сказалась ликвидация частной торговли. Вывозили зерно, завозили - машины. Дефицит и инфляция были вызваны эмиссией для поддержания высоких заплат в промышленности.

Из-за продовольственного кризиса с зимы 1928-29 годов в городах СССР по карточкам стали распределять хлеб, а затем и иные продовольственные и промышленные товары.

Нормы снабжения Москвы и Ленинграда в 1929-30 годах.

Рабочие Прочие трудящиеся Дети
Хлеб 800 г. в день 400 г. Не обеспечивались
Крупа 3 кг в месяц 750 г. в месяц Не обеспечивались
Мясо 200 г. в день 100 г. в день Не обеспечивались
Сельдь 800 г. в месяц 250 г. в месяц Не обеспечивались
Масло животное 600 г. в месяц 300 г. в месяц 400 г. в месяц
Растительное масло 750 г. в месяц 250 г. в месяц Не обеспечивались
Сахар 1,5 кг в месяц 1 кг в месяц 500 г. в месяц

Снабжение рабочих и служащих было дифференцированно в зависимости от индустриальной важности предприятий, на которых они работали и политической значимости городов, в которых они проживали. Так, например, в Москве продовольственных товаров 12 позиций первоочередной важности за год распределялось больше, чем на всей Украине. Существовало 4 списка городов отличавшихся разным продовольственным и промтоварным снабжением. Также на группы снабжения были разделены трудящиеся и члены их семей. Лучше всего обеспечивались индустриальные рабочие, хуже всех - дети. В 1933 году самые привилегированные слои рабочих (шахтеры Донбасса и бурильщики Азербайджана) получали: 3 кг мяса, 2 кг рыбы, 1,2 кг сахара, 2,4 кг крупы и 400 граммов масла в месяц.

Нормы же обеспечения ответственных работников (в Доме правительства на Болотной площади) в 1932 году составляли в месяц: 8 кг рыбы, 4 кг мяса, 4 кг колбасы, 3 кг сахара, 1 кг кетовой икры. Без ограничения продавались птица, фрукты, кондитерские изделия и так далее.

Карточная система не распространялась на так называемых «лишенцев» (граждан, лишенных избирательных прав): бывших буржуа, дворян, предпринимателей, священников. Они должны были приобретать продукты в государственных коммерческих магазинах, на рынке или в Торгсине за золото. Также карточная система не охватывала крестьян. Промтовары в деревню поставлялись в зависимости от выполнения плана заготовок, но, большей частью, не отпускались вовсе. В обмен на сданную государству продукцию крестьяне вместо товаров получали различные расписки, квитанции, словом, бумажки, призванные подтвердить право отоваривания в неопределенном будущем.

В результате политики заготовок, когда у крестьян выгребали хлеб подчистую, наступил голод, унесший миллионы жизней. В итоге в 1928-35 годах резко снизился уровень жизни подавляющего большинства советских людей (за исключением советской, партийной, военной и научной элиты). Реальные выдачи продуктов по карточкам определялись не нормами Наркомата снабжения СССР (достаточно скудными), а товарными ресурсами, имевшимися на деле в распоряжении местных органов власти. Так, Ивановский обком ВКП (б) в 1932 году установил для рабочих следующие нормы по карточкам: 1 кг крупы, полкило мяса, 1,5 кг рыбы, 800 граммов сахара в месяц. Остальное население получало только рыбу (0,5-1 кг в месяц) и 200-400 граммов сахара. Фактически, в 1932 году в основных индустриальных центрах СССР полностью рабочие получали только хлеб.

Индустриальные рабочие Москвы в 28-32 годах питались хуже, чем средний рабочий начала ХХ века. К моменту отмены карточек в 1935 году власти не смогли восстановить уровень питания рабочих, существовавший до введения карточек. Наблюдалось физическое истощение подавляющей массы рабочих и служащих.

В 1935 году карточная система была отменена, население стало покупать товары в открытой торговле. Чем объяснить ее отмену? В 1935-36 годах Сталин и его окружение неоднократно заявляли, что «социализм в СССР, в основном, построен» и советские люди наслаждаются благополучием и избытком материальных благ. Совместить «процветание» и карточки, в пропагандистском плане было невозможным.

Однако, поскольку количество товаров не увеличилось, то, при фиксированных ценах, эта система продолжала существовать в скрытой форме.

Прежде всего, это проявлялось в установке норм продажи «в одни руки» (на одного человека). Так, в 1940 году, спустя 5 лет после отмены карточек, всесоюзные нормы в открытой торговле были таковы: по 1 кг хлеба, крупы, рыбы, молока, овощей. По 500 граммов продавали колбасы и мяса. По 200 граммов масла. Но не всегда и не везде эти продукты наличествовали в продаже. Потому и карточная система возрождалась в иных обличьях.

Так, например, в Костроме населению раздавались талоны на «предварительный заказ», по которому населению выдавалось по 600 грамм хлеба (при тогдашней всесоюзной норме в 2 кг) один раз в день и в строго определенном магазине. В 1940 году из проверенных 50 республик и областей закрытое пайковое распределение (те же карточки) существовало в 40 регионах.

Местные власти, не имея ресурсов для открытой продажи продуктов питания, изощрялись в поиске форм нормированного распределения. Так, в Одессе в 1939 году хлеб не продавался, а развозился по домам и «продавался» по спискам жильцов, из расчета 400 граммов на человека в день. В магазинах, например, заводились карточки на каждого местного жителя. Люди, приходя в магазин, называли свой номер, брали продукты - карточка перекладывалась в другой ящик, чтобы не допустить повторной покупки. Устанавливалось точное время приобретения товаров - опоздавшие уходили ни с чем. В других случаях хлеб разносили по домам. Семья сдавала в прикрепленный магазин сумку с обозначением фамилии и адреса. А вечером ей доставляли сумку с хлебом. Учетчиков и тех, кто доставлял продукты, выбирали сами жители. То же было и в Новосибирске, Вологде, Череповце, в Чкаловской, Сталинградской, Омской, Тамбовской, Костромской областях. Фактически - повсеместно.

В условиях краха торговли люди самовольно стали брать под контроль магазины. Составляли списки покупателей, чужаки - жители соседних улиц, кварталов и районов в них не допускались.

Другим некарточным способом распределения продуктов было создание закрытых столовых и буфетов в советских, партийных органах власти. Где продукты отпускались с превышением норм.

Чем же был вызвана нехватка продовольствия? В начале 30-х - разгромом сельского хозяйства, осуществленного под видом «сталинской коллективизации». В конце десятилетия коммунисты продолжили ту же безумную с экономической точки зрения практику.

Значительная часть колхозных земель после коллективизации пустовала. И крестьяне прирезали эти земли к приусадебным участкам, используя их для выращивания картофеля и сенокосов. Приусадебные участки были главным источником выживания крестьян, поскольку зарплату в колхозах не платили, начисленные «трудодни» не отоваривались, а зерно выгребалось подчистую. В мае 1939 года ЦК ВКП (б) принял постановление «О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания».

В соответствии с постановлением приусадебные участки колхозников были сокращены с 8 миллионов гектаров до 2 миллионов га. В итоге крестьяне вынуждены были резать поголовье скота на личных подворьях и уменьшить производство овощей. И без того небольшие рыночные фонды продовольствия в расчете на душу населения в 1940 году уменьшились по сравнению с 1937-м на 12 процентов. Уменьшалось производство и промышленных товаров, между тем, как общее количество денег в обращении в 1940 году по сравнению с 1938-м выросло вдвое. Дефицит бюджета покрывался эмиссией и инфляция усилилась.

Зимой 1939-40 годов положение стало катастрофическим. С декабря 1939 из продажи исчезли хлеб и мука. Правительство нашло «выход», запретив продажу в сельских местностях муки и печеного хлеба. Был повышен денежный налог на колхозы и ставки за право торговли на колхозных рынках. Как следствие, массы крестьян стали уходить в города, тем самым ухудшая и без того слабое снабжение промышленных центров. Повсюду можно было видеть тысячные очереди, с повседневными в них драками и убийствами.

Пытаясь выправить ситуацию, Совнарком в 1940 году уменьшил нормы отпуска продовольствия в одни руки в 2-4 раза. Но положение в стране оставалось на грани краха. Производство лихорадило: росла текучесть кадров на предприятиях, люди отказывались работать. Повсюду массовые прогулы, повальное отходничество из колхозов. Людям было не до работы. Их основной заботой стал поиск хлеба.

Большевистская верхушка искала выход в усилении репрессий в отношении населения. В 1940 году рабочим было запрещено увольняться с работы по своей воле. Устанавливалась уголовная ответственность за опоздания и уход с работы в течение дня.

НКВД было предписано не пускать в города крестьян, приезжающих в промышленные центры в поисках еды и промтоваров. Началось патрулирование вокзалов и поездов.

Теми же постановлениями 1940 года запрещались очереди на улицах. За неподчинение карали вплоть до уголовной ответственности.

Многотысячные очереди разгоняла пешая и конная милиция. Людей штрафовали, загоняли в грузовики и вывозили за город. Однако очереди не исчезали. Запрещалось стоять у магазинов - очередь с вечера, по свидетельству очевидцев, «уползала в глухие переулки или парки, где тряслась до рассвета, а под утро каждый последующий брал предыдущего сзади за локти и серая змея ползла через город к магазину».

Власти не нашли иного ответа, как запретить организовывать очереди во дворах и переулках. Иезуиты из НКВД изобрели метод «переворачивания очередей»: утром милиция перестраивала очередь так, чтобы те, кто был в ее начале, оказывались в конце. Население ответило созданием «блуждающей очереди»: люди прогуливались по улице взад-вперед и каждый знал, за кем он «прогуливается».

Очереди и не могли исчезнуть, поскольку объем товаров, предоставляемый для реализации государственной открытой торговле, был мизерным. Так, в открытую торговую сеть Молотовской области выделялось лишь 2-3 процента товаров, поставляемых в регион. Остальное шло в закрытые магазины, обслуживающие партийных и советских чиновников, сотрудников НКВД, военторги и так далее. Аналогичная закрытая торговая сеть Сызрани распродавала 90 процентов товаров, поставляемых в город. С Сталинабаде (Душанбе) в закрытых распределителях Совнаркома Таджикской ССР на одного человека в год полагалось шерстяных тканей на 342 рубля в год, в то время как на одного обычного горожанина - на 1 рубль. Такое положение было и с остальными товарами.

Рабочие, отстояв день за станком, вынуждены были целыми семьями стоять в очередях ночами. В большинстве они были физически истощены, появились болезни от недоедания и даже смертельные случаи на почве голода.

В качестве выхода местные власти официально ввели прикрепление населения к конкретным магазинам, возникшее по инициативе населения и скрыто существовавшее ранее, и узаконили пайковую норму выдачи продуктов.

К Великой Отечественной войне СССР подошел с фактически возрожденной карточной системой. Наличие которой сталинское руководство, тем не менее, отказывалось признавать, поскольку это противоречило пропагандистским лозунгам о том, что СССР - страна процветающей экономики и высокого благосостояния людей. В той или иной форме карточная система просуществовала на протяжении всей истории СССР, вплоть до реформ Гайдара.

(с) текст Е.Осокина.

При этом доля желающих получить продуктовую карту менее чем за год выросла на четверть, свидетельствует распространенный в четверг опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Карточная система - система снабжения населения товарами народного потребления в условиях дефицита. При этой системе для покупки товара следует не только заплатить за него деньги, но и предъявить одноразовый талон, дающий право на его приобретение. Карточки (талоны) устанавливают определенные нормы потребления товаров на человека в месяц.

Во время Первой мировой войны нормированное карточное распределение существовало в ряде воюющих держав, в том числе в Российской Империи. Впервые в России карточки были введены в 1916 году в связи с продовольственным кризисом, вызванным войной. Затем этой практикой воспользовалось Временное правительство, установив 29 апреля 1917 года карточную систему во всех городах. Исключительно по карточкам распределялось зерно: рожь, пшеница, полба, просо, гречиха и др.

После Октябрьской революции карточки появились вновь в августе-сентябре 1918 года и просуществовали до 1921 года . При организации распределения продовольствия практиковался «классовый подход».

Отмена карточной системы произошла в 1921 году в связи с переходом к политике НЭПа и расцветом предпринимательства.

В 1929 году на исходе НЭПа в городах страны вновь была введена централизованная карточная система . В апреле 1929 года были введены карточки на хлеб, к концу года карточная система охватила все виды продовольственных товаров, а потом затронула и промышленные. Карточки первой категории предназначались для рабочих, которые могли съесть в день по 800 г хлеба (членам семьи полагалось по 400 г). Служащие относились ко второй категории снабжения и получали по 300 г хлеба в день (и по 300 г на иждивенцев). Третьей категории - безработным, инвалидам, пенсионерам - полагалось по 200 г. А вот «нетрудовые элементы»: торговцы, служители религиозных культов - карточек вообще не получали. Карточек лишали и всех домохозяек моложе 56 лет: чтобы получать продукты, они должны были устроиться на работу.

Система просуществовала весь период коллективизации и индустриализации, вплоть до 1935 года, и охватила более 40 миллионов человек.

С началом Великой Отечественной войны в 1941 году централизованное карточное распределение вводится вновь. Карточки на продовольственные и некоторые виды промышленных товаров появились в Москве и Ленинграде уже в июле 1941 года. Карточки вводились на хлеб, крупу, сахар, кондитерские изделия, масло, обувь, ткани, швейные изделия. К ноябрю 1942 года они циркулировали уже в 58 крупных городах страны.

Карточное распределение продовольственных и промышленных товаров в СССР просуществовало до декабря 1947 года .

Последняя в СССР волна нормированного распределения началась в 1983 году с введения талонов (талонная система). Суть талонной системы заключалась в том, что для покупки дефицитного товара необходимо было не только заплатить деньги, но и передать особый талон, разрешающий покупку данного товара.

Первоначально талоны выдавались на некоторые дефицитные товары народного потребления, однако впоследствии талоны были внедрены на многие продукты питания, и некоторые иные товары (табак, водка, колбаса, мыло, чай, крупы, соль, сахар, в некоторых случаях хлеб, майонез, стиральный порошок, женское белье и т. д.). На практике зачастую не удавалось использовать талоны, так как соответствующих товаров в магазинах не было.

Талонная система стала сходить на нет в начале 1990‑х в связи с ростом цен, инфляцией (что сократило платежеспособный спрос) и распространением свободной торговли (что сократило дефицит). Однако на ряд товаров талоны сохранялись до 1993 года .

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

5 мая 1942 года Вторая мировая война, уже несколько лет сотрясавшая планету, пришла наконец и к «самым благополучным обывателям мира»: гражданам США. В этот день их известили о том, что одна из их базовых свобод — свобода торговли — дала трещину. Теперь кое-что им можно было купить только в ограниченном количестве, да и то по карточкам. Прежде всего — сахар и бензин.

По каким-то загадочным причинам карточная система распределения продуктов чётко ассоциируется только и исключительно с социализмом. Дескать, «свободный мир» никогда не может скатиться до такого убожества. В качестве аргумента часто приводят слова Уинстона Черчилля : «Врождённый порок капитализма — неравное распределение богатства. Врождённое достоинство социализма — равное распределение нищеты».

Слова красивые, спору нет. Но потрясают они только воздух, а никак не мало-мальски осведомлённого собеседника. В кризисной ситуации капитализм устраивает такую дикую уравниловку, что меркнут все достижения «тоталитарного советского режима».

Поровну или по справедливости?

Достаточно даже самого беглого взгляда на историю торговли и распределения продуктов во время Второй мировой войны, чтобы убедиться: так или иначе карточки ввели все воюющие державы, от Англии до Японии, если смотреть по алфавиту. Даже в относительно благополучных США с 1943 г. появились карточки на консервы, мясо, сыр, масло и (почему-то) горох.

Другое дело, как вся эта радость была организована. Сравнивая карточную систему той же Англии и СССР, невозможно уйти от скоморошеского принципа делёжки спиртного, принятого у Митьков, группы питерских художников-примитивистов.

«Разделить поровну — водку наливают одинаково. Разделить по справедливости — Митёк большую долю выпивает сам».

Продовольственные карточки 1942 года, по которым жители СССР получали продовольствие. Фото: РИА Новости

В СССР, этом «царстве уравниловки», продукты нормировали и распределяли именно что по справедливости. Кто больше, тяжелее или опаснее работает, тот имеет преимущества. Паёк иждивенца меньше, чем паёк рабочего, а паёк рабочего, в свою очередь, меньше, чем продовольственный аттестат военного. Система жёсткая, но понятная: воспоминания советских детей военных лет полны жалоб на постоянное чувство голода, но упрёков в адрес шахтёров или (тем более) солдат с их хлебной нормой, вдвое-втрое превышающей детскую, нет.

В Англии, где бал правил капитализм с его «неравным распределением богатства», продукты по карточкам распределяли как раз поровну. Нет, кое-какие категории, например, беременные и кормящие женщины, пользовались определёнными поблажками. Но в остальном дело доходило до абсурда. Так, рабочие карточки были унифицированы. Правительство нимало не заботилось о том, что какие-то производства более тяжёлые, какие-то — стратегически важные, а какие-то — попросту вредны или даже губительны. Всем всё поровну, и никаких вариантов.

С самого января 1940 г., как только карточки были введены, традиционно сильные в Англии профсоюзы пытались давить на Департамент продовольствия, чтобы как-то поощрять рабочих тяжёлых производств. Тщетно. Понадобилось более полутора лет и ряд сильнейших военных оплеух от Германии, чтобы до чиновников дошло: кто хорошо ест, тот хорошо работает, тот куёт фронтовую победу в тылу. И осенью 1941 г. были введены… Нет, не разные нормы отпуска продуктов. А всего лишь разные столовые. В столовых категории А питались шахтёры, литейщики и докеры. Остальные — в столовых категории В. Карточки по-прежнему оставались одинаковыми для всех.

1 яйцо и 2 кармана

Что же на них можно было получить?

Вот стандарт недельного отпуска продуктов по карточкам в Англии:

Мясо - 230 г;

Масло - 57 г;

Сахар - 227 г;

Яйца куриные или утиные - 1 штука;

Кулинарный жир - 113 г;

Молоко - 1,4 л.

Можно видеть, что сюда не входят ни овощи, ни хлеб. И то, и другое было на протяжении войны в свободной, хотя и нормированной продаже, по знакомой нам схеме: «Не больше кило в одни руки». Может быть, хотя бы в этом есть какое-то преимущество капитализма?

Может, и есть. Но вот какой забавный нюанс. В СССР карточную систему отменили в 1947 г. А в Англии примерно в то же самое время эту самую систему, наоборот, ужесточали. Так, хлебные карточки там появились уже после войны: в 1946 г. Спустя два года появились ещё и карточки на картошку, что не лезет уже ни в какие ворота. Кстати, карточки на ряд продуктов продержались в Англии до 1954 г.

Более того. Стремление к уравниловке породило там такой феерический идиотизм, как нормирование одежды. Британскими законами военного времени запрещались брюки с манжетами: лишнее расходование материала. Регулировали количество карманов и пуговиц на мужских пиджаках: карманов — не более 2, пуговиц — не более 3. Барышням тоже досталось: высота каблука не должна была превышать 2 дюймов (чуть более 5 см).

В нашей периодике можно встретить зубоскальство на тему того, как советские женщины, получив по ленд-лизу из США синтетические или шёлковые комбинации, сдуру приняли их за вечерние платья. И принялись щеголять в исподнем по театрам и ресторанам. Наверное, это действительно может показаться смешным. Но никак не унизительным. Реальное унижение вот где. На волне уравниловки и дефицита в послевоенной Англии женщины шили себе лифчики из мужских носовых платков. А бельё из ворованного парашютного шёлка считалось высшим шиком.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода