Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Основные понятия, используемые в законодательстве о таможенном деле. О

  • Курсовая работа - Таможенное дело и таможенное регулирование в Российской Федерации (Курсовая)
  • Малько А.В. (ред) Большой юридический словарь (Документ)
  • Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право (Документ)
  • Драганов В.Г., Рассолов М.М. (ред.) Таможенное право (Документ)
  • Молчанова О.В., Коган М.В. Таможенное дело. Учебное пособие. 2-е издание (Документ)
  • Презентация - Сборы за таможенное сопровождение (Реферат)
  • Богомолова А. Таможенное право: конспект лекций (Документ)
  • n1.doc

    Глава 3. Товары как объекты таможенного регулирования

    Товар - любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств -участников таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (п.35 ч. 1 ст.4 ТК ТС).

    Таможенное законодательство таможенного союза содержит детализацию содержания понятия товаров, обозначая некоторые их категории:

    транспортные средства - категория товаров, включающая любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодо­рожный подвижной состав) или контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами (п.39 ч.1 ст.4 ТК ТС).

    Такая детализация обоснована тем, что, во-первых, - воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты отно­сятся к недвижимому имуществу, во-вторых, - она позволяет отграничить товары данной категории от транспортных средств международной перевозки.

    Транспортные средства международной перевозки - транспорт­ные средства, ввозимые на таможенную территорию таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки пассажиров, грузов и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслужи­вания или эксплуатации транспортного средства в пути следования (п.40 чЛ ст.4 ТКТС).

    Основное различие транспортного средства - товара, от транспорт­ного средства международной перевозки в целях его перемещения. В последнем случае - целью является международная перевозка товаров или

    пассажиров через таможенную границу таможенного союза, для которых это транспортное средство, как правило, используется многократно.

    Выделение в отдельную категорию товаров для личного пользо­вания - предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаемых через таможенную границу в сопровож­даемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом, связано с особенностями их переме­щения через таможенную границу (гл.49 ТК ТС).

    3.1. Единая товарная номенклатура внешнеэкономической дея­тельности

    Для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности в соответствии с ТК ТС (гл.6) применяется Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (далее - Товарная но­менклатура)

    Товарная номенклатура основывается на Гармонизированной системе (ГС) описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.

    Она является основой таможенного тарифа - свода ставок таможенных пошлин и содержит наименования и классификацию товаров.

    Товарная номенклатура включает в себя товарные позиции, субпозии, подсубпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам, субпозициям и подсубпозициям, а также основные

    правила интерпритации.

    ТН ВЭД применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэко­номической деятельности, а также ведения таможенной статистики.

    Каждый товар, перемещаемый через таможенную границу должен

    найти свое место в ТН ВЭД.

    Классификация товаров в таможенных целях позволяет идентифици­ровать товары, выступающие предметом таможенного регулирования.

    От места товара в ТН ВЭД зависит выбор ставки таможенного тарифа. ТН ВЭД строиться следующим образом:

    Первые шесть знаков соответствуют коду товара согласно ГС;

    Те же шесть знаков плюс седьмой и восьмой знаки - коду товара по Комбинированной номенклатуре ЕС;

    Девятый знак ТН ВЭД России соответствует коду товара по ТН ВЭД

    Решения об утверждении Товарной номенклатуры и внесении в нее изменений принимаются и публикуются Комиссией таможенного союза

    на основании предложений таможенных служб государств - участников таможенного союза.

    Техническое ведение Товарной номенклатуры осуществляет Федеральная таможенная служба РФ, в ее компетенцию входит:

    1) мониторинг изменений международной основы Товарной номенкла­туры, а также пояснений и решений по толкованию этой основы;

    2) внесение предложений в Комиссию таможенного союза о приведении Товарной номенклатуры в соответствие с ее международной основой;

    3) составление и направление в Комиссию таможенного союза таблиц соответствия кодов Товарной номенклатуры на уровне товарных позиций, субпозиций и подсубпозиции при переходе на очередную версию ее международной основы;

    5) осуществление иных функций, необходимых для технического ведения Товарной номенклатуры.

    Товары при их таможенном декларировании подлежат классифи­кации по Товарной номенклатуре.

    Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы.

    В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров.

    Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со статьей 9 ТК ТС, ст. ст. 105-107 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»

    Таможенные органы принимают предварительные решения по классификации отдельных видов товаров.

    Предварительное решение принимается таможенным органом того государства - участника таможенного союза, в котором будет осуществляться выпуск товаров. Предварительное решение является обязательным при декларировании товаров на территории государства -участника таможенного союза, таможенный орган которого принял предварительное решение.

    В РФ вопросы принятия предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ТС находятся в компетенции Управления товарной номенклатуры ФТС РФ, которое оказывает данную государственную услугу.

    Предварительное решение является обязательным при деклариро­вании товаров на территории государства - участника таможенного союза, таможенный орган которого принял предварительное решение. Предварительное решение действует 3 года с момента принятия.

    Таможенные органы, принимают решения и дают разъяснения по классификации отдельных видов товаров, обеспечивая их публикацию.

    Такие решения или разъяснения являются обязательными при декларировании товаров на территории государства - участника таможенного союза, таможенным органом которого они приняты.

    Для обеспечения единообразия толкования Товарной номенклатуры Комиссия таможенного союза принимает и публикует решения и разъяснения по классификации отдельных видов товаров.

    Порядок внесения предложений о классификации отдельных видов товаров, их рассмотрения и согласования проектов решений и разъяснений по классификации отдельных видов товаров с таможенными органами государств - участников таможенного союза определяется решением Ко­миссии таможенного союза.

    После принятия Комиссией таможенного союза решений и разъяснений по классификации отдельных видов товаров решения и разъяснения, принятые ранее таможенными органами в отношении тех же видов товаров, подлежат отмене или изменению.

    Классификация товаров для целей таможенного регулирования производится по различным основаниям.

    3.2. Страна происхождения товара

    Под страной происхождения может пониматься группа государств, входящих, в частности, в таможенный союз). По стране происхождения товары делятся на:

    товары таможенного союза это - находящиеся на таможенной территории таможенного союза товары, которые либо полностью произведены на территориях государств - участников таможенного союза, либо ввезены на таможенную территорию таможенного союза и приобрели статус товаров таможенного союза, либо были изготовлены на территориях государств - участников таможенного союза из иностранных товаров и приобрели статус товаров таможенного союза;

    иностранные товары - товары, не являющиеся товарами таможен­ного союза, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с нормами таможенного законодательства.

    Товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются:

    1) полезные ископаемые, добытые из недр данной страны, в ее территориальном море или на его морском дне;

    2) продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране;

    3) животные, родившиеся и выращенные в данной стране;

    4) продукция, полученная в данной стране из выращенных в ней

    животных;

    5) продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;

    6) продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны;

    7) продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в подпункте 6 настоящей статьи;

    8) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;

    9) отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке в данной стране, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;

    10) продукция высоких технологий, полученная на космических объектах, находящихся в космическом пространстве, если данная страна является государством регистрации соответствующего космического объекта;

    11) товары, изготовленные в данной стране исключительно из продукции, указанной выше.

    Если в производстве товаров участвуют две страны и более, страной происхождения товаров считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отвечающие критериям достаточной переработки в соответствии с положениями настоящей статьи.

    Если в отношении отдельных видов товаров или какой-либо страны особенности определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ТС применяется общее правило: товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров произошло изменение классификационного кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков.

    Не отвечают критериям достаточной переработки:

    1) операции по обеспечению сохранности товаров во время их хранения или транспортировки;

    2) операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (деление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);

    3) простые сборочные операции и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара

    4) смешивание товаров, происходящих из различных стран, если характеристики конечной продукции существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров.

    Для определения страны происхождения товаров также используются в порядке, определяемом Комиссией таможенного союза критерии

    достаточной переработки:

    1) выполнение определенных производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место;

    2) изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).

    Определение страны происхождения товаров регламентировано гл. 7 ТК ТС, и должно производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны

    происхождения товара.

    В подтверждение страны происхождения товаров должны быть представлены декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара (ст.59-61 ТК ТС).

    Исключения из этого правила, например, при перемещении товаров физическим лицом для личного пользования, предусмотрены ст. 62 ТК ТС.

    По направлению перемещения через таможенную границу товары делятся на ввозимые, вывозимые и транзитные.

    Глава 4. Понятие и содержание методов государственного регулирования внешней торговли товарами

    Государственное регулирование внешней торговли товарами предпола­гает участие публичной власти в процессе установления правил их перемещения через таможенную границу.

    К товарам, перемещаемым через таможенную границу таможенного союза, применяются два основных метода: таможенно-тарифное регули­рование и нетарифное регулирование.

    Таможенно-тарифное регулирование представляет собой финан­совый инструмент, призванный способствовать развитию внешнеторговых связей, регулировать отношения такого рода, стимулировать прогрессив­ные структурные изменения в экономике.

    Оно выражается в установлении ввозных и вывозных таможенных пошлин. Эти меры используются при перемещении товаров через тамо­женную границу таможенного союза.

    4.1.Нетарифное регулирование заключается в установлении в законе и использовании государствами средств воздействия на внешнеторговую деятельность.

    Применение данных мер обусловлено защитой государственной безопасности, а также необходимостью соблюдения субъектами внешне­экономической деятельности санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного и других видов государственного контроля.

    Меры нетарифного регулирования внешней торговли - это механизм государственного регулирования внешнеторговой политики, включающей экономические (кроме таможенного тарифа), неэкономи­ческие, административные и технические условия, ограничивающие или затрудняющие свободную торговлю между государствами.

    В настоящее время насчитывается более 800 конкретных видов нетарифных мер. Все нетарифные ограничения объединены в пять основных категорий:

    1) ограничения, вызванные участием государства во внешнеторговых операциях:

    субсидии и дотации экспортерам или импортозамещающим отраслям, предпочтительная система размещения государственных заказов, использование местных полуфабрикатов и узлов на определенных условиях; меры, дискриминирующие перевозку иностранных товаров и иностранных перевозчиков;

    2) таможенные и иные административные импортные и экспортные формальности:

    усложнение таможенных процедур и операций, а также методов оценки таможенной стоимости и страны происхождения товара; завышенные требования к оформлению документации;

    3) технические барьеры в торговле:

    стандарты и требования, связанные с экологическими, санитарными, ветеринарными нормами, упаковкой и маркировкой товара, правила и порядок сертификации продукции;

    4) количественные и административные меры:

    импортная квота, экспортные ограничения, лицензирование, добровольные ограничения при экспорте, запреты, а также валютные ограничения;

    5) ограничения, основанные на принципах обеспечения платежей: налоги, сборы, импортные депозиты, скользящие налоги, антидемпин­говые и компенсационные пошлины, пограничное налогообложение.

    В соответствии со статьей 4 ТК ТС запреты и ограничения - это комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий:

    меры нетарифного регулирования - комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количест­

    венных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - участ­ников таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - участников таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - участников таможенного союза;

    меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов;

    особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами;

    меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения;

    меры технического регулирования;

    санитарно-эпидемиологические требования;

    ветеринарные требования;

    карантинные требования;

    фитосанитарные требования;

    радиационные требования.

    Запреты и ограничения устанавливаются:

    международными договорами государств - членов Таможенного союза;

    решениями Комиссии Таможенного союза; нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответ­ствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.

    Объектами применения запретов и ограничений являются: товары, перемещаемые через таможенную границу и подлежащие декларированию в соответствии с ТК ТС:

    документы и сведения о товарах, представление которых предусмот­рено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза;

    деятельность лиц, связанная с перемещением товаров через таможен­ную границу, а также осуществляемая в рамках отдельных таможенных процедур.

    Система обеспечения соблюдения запретов и ограничений включает:

    1) законодательство:

    таможенное законодательство Таможенного союза; законодательство государств - членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

    2) силы и средства государств - членов Таможенного союза: таможенные органы, в том числе наделенные полномочиями в

    пределах своей компетенции осуществлять иные виды контроля, помимо таможенного;

    другие контролирующие государственные органы, с которыми таможенные органы взаимодействуют в целях повышения таможенного контроля;

    3) силы и средства негосударственной системы обеспечения соблюдения запретов и ограничений:

    участники внешнеэкономической деятельности; уполномоченные экономические операторы; таможенные представители; таможенные перевозчики;

    иные лица, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли и их профессиональные объединения (ассоциации).

    Применение сил и средств системы обеспечения соблюдения запретов и ограничений осуществляется при перемещении товаров через таможенную границу.

    Места применения сил и средств данной системы являются зонами таможенного контроля.

    В соответствии со ст. 159 ТК ТС, независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования.

    Глава 5. Таможенные платежи

    Таможенные платежи являются важной статьей доходной части бюджета. Важная функция таможенных органов - взимание таможенных платежей. Уплата таможенных платежей - одно из условий перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС.

    Таможенные платежи являются фискальными доходами федераль­ного бюджета и не могут быть израсходованы на иные цели, что обусловливает публичное предназначение таможенных платежей, посколь­ку они, наряду с другими обязательными платежами, являются необхо­димой экономической основой существования и деятельности государства.

    Правовой основой таможенных платежей выступает ТК ТС. К таможенным платежам относятся ввозная таможенная пошлина, вывозная таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза, акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза, таможенные сборы (ст. 70 ТК ТС). Перечень таможенных платежей является исчерпывающим.

    Таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможен-ными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

    Таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров.

    Для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности в соответствии с ТК ТС применяется Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.

    Она является основой Единого таможенного тарифа таможенного союза - свода ставок таможенных пошлин и содержит наименования и классификацию товаров.

    5.1. Таможенный тариф

    Термин «таможенный тариф» употребляется в нескольких значениях:

    во-первых"- таможенный тариф - инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

    во-вторых - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятель-ности;

    в- третьих - конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию (в этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины).

    Основные цели таможенного тарифа:

    Рационализация товарной структуры ввоза товаров на таможенную территорию ТС;

    Поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров;

    Создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в государствах, входящих в состав

    таможенного союза;

    Защита экономики государств, входящих в состав таможенного союза, от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

    Обеспечение условия для эффективной интеграции таможенного союза в мировую экономику.

    Функции таможенного тарифа:

    Фискальная - относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, формирующим доходную часть государственного бюджета государств ТС;

    Протекционистская (защитная) - относится к импортным пошлинам, с их помощью государство ограждает национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

    Балансировочная - относится к экспортным пошлинам, установлен­ным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутрен­ние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

    5.1.1. Виды ставок таможенных пошлин:

    1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федера­ции о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, взимаются по правилам, предусмотренным для взимания ввозной таможенной пошлины.

    Виды ставок таможенных пошлин по способу взимания, классифи­цированы в ст.71 ТК ТС:

    1) адвалорные - начисляются в процентах от таможенной стоимости облагаемых товаров (30% от таможенной стоимости);

    2) специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (15 евро за 1 кг);

    3) комбинированные - сочетают адвалорный вид обложения и специфический по методу поглощения (15% от таможенной стоимости, но не менее 10 евро за 1 кг);

    4) смешанные - сочетают адвалорный вид обложения и специфический по методу сложения (15% от таможенной стоимости плюс 3 евро за 1 кг).

    5.2. Таможенная стоимость товаров

    При исчислении таможенной пошлины общей налоговой базой является таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, которая определяется в соответствии с ТК ТС.

    Вопросы определения таможенной стоимости регулируются Соглаше­нием об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25 января 2008 г. (далее - Соглашение).

    Согласно Соглашению в таможенную стоимость подлежат включению расходы по транспортировке, разгрузке, перегрузке до места прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза.

    Таможенная стоимость товаров ввозимых на территорию таможенного союза определяется следующими методами:

    1) по цене сделки с ввозимыми товарами;

    2) по цене сделки с идентичными товарами;

    3) по цене сделки с однородными товарами;

    4) вычитания;

    5) сложения;

    6) резервным.

    Таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную террито­рию ТС, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в ТС и дополненная на ряд расходов по их доставке до ввоза на таможенную территорию ТС.

    Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осущест­влению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем продавцу или третьему лицу в пользу продавца.

    Таможенная стоимость вывозимых товаров определяется на основе цены сделки, то есть цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате при продаже товаров на экспорт.

    Вопросы декларирования и контроля таможенной стоимости товаров

    регулируются главой 8 ТК ТС.

    Данной главой устанавливаются:

    1) возможность в случаях, устанавливаемых Комиссией Таможенного союза отложить определение точной величины таможенной стоимости товаров;

    2) решения в отношении таможенной стоимости товаров: решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров и решение о корректировке таможенной стоимости товаров;

    3) основания для корректировки таможенной стоимости товаров: заявление недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильный выбор метода определения таможенной стоимости товаров и (или) определение таможенной стоимости;

    4) основание для проведения дополнительной проверки - выявление признаков недостоверного декларирования таможенной стоимости.

    ТК ТС наделяет Комиссию Таможенного союза полномочиями по установлению:

    порядка декларирования таможенной стоимости, в том числе формы декларации таможенной стоимости;

    порядка контроля таможенной стоимости товаров, в том числе проведения дополнительной проверки;

    порядка осуществления корректировки таможенной стоимости, в том числе формы корректировки таможенной стоимости.

    ТК ТС определяет порядок исчисления, уплаты, взыскания и возврата таможенных пошлин (гл. 10,11,12,13,14).

    Объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Определение объекта налогообложения в ТК ТС обусловлено особенностями взимания таможен­ных пошлин, налогов в связи с перемещением товаров через таможенную границу (ст. 38 НК РФ, касающиеся объекта налогообложения, не применяются).

    Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин являются таможенная стоимость товаров, а при применении специфических ставок (в установленном размере за единицу облагаемых товаров), или

    комбинированных ставок (в процентах к таможенной стоимости товаров и в установленном размере за единицу товаров) при определении налоговой базы учитывается количество товаров.

    Плательщиками таможенных платежей являются декларанты и иные лица, на которых ТК ТС возложена обязанность по уплате таможенных платежей

    (таможенный представитель, таможенный перевозчик, владельцы складов временного хранения, таможенных складов).

    в любой форме в соответствии с законодательством таможенного союза.

    Таможенные пошлины могут быть уплачены в кассу наличной форме) или переведены на счет таможенного органа, открытый для этих целей, (в безналичной форме). В безналичном порядке таможенные платежи могут быть уплачены в форме расчетов платежными поручениями через банковскую систему, электронным способом, с использованием кредитных карт или в виде авансовых платежей в соответствии с законодательством РФ.

    Таможенные пошлины уплачиваются в валюте государства- участника таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги (ст.83 ТК ТС).

    Структура Единого таможенного тарифа ТС основана на Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Единый тариф ТС (как и тарифы большинства стран) построен по принципу тарифной эскалации, то есть повышения ставок пошлин в зависимости от степени обработки товаров, представляющих звенья одной технологи­ческой цепочки.

    По экономическому значению увеличение ставок пошлин в зависимости от степени обработки товаров можно сравнить с налогом на стоимость, добавленную в процессе промышленной переработки сырья. Принята трехуровневая структура тарифной эскалации.

    Кроме того, наиболее часто высокими пошлинами принято облагать продукцию традиционных трудоемких отраслей промышленности: текстильной, кожевенно-обувной, а также отдельные категории машин и оборудования.

    Ставки таможенных пошлин зависят от страны происхождения товаров.

    Номинальные ставки таможенного тарифа - ставки, установленные в таможенном тарифе, применяемые в ходе таможенного обложения товаров, страна происхождения которых пользуется режимом наибольшего благоприятствования.

    Если такой режим в отношении иностранного государства не действует, ставка удваивается и становится максимальной.

    Отдельные страны, перечень которых устанавливает Комиссия таможенного союза, пользуются системой преференций, льгот в тамо­женном обложении.

    Традиционно «скидки с таможенного тарифа» предоставляются развивающимся странам: 75% от номинального уровня таможенного обложения.

    5.3. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины

    являются разновидностью мер нетарифного регулирования и взимаются сверх таможенного тарифа.

    Специальная пошлина - пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

    Специальная защитная мера может быть применена к товару в случае, если по результатам расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что импорт данного товара на таможенную территорию ТС осуществляется в таких возросших количествах

    (в абсолютных или относительных показателях к общему объему производства или потребления в ТС непосредственно конкурирующего товара) и на таких условиях, что это причиняет серьезный ущерб отрасли государства - участника таможенного союза или создает угрозу причинения серьезного ущерба соответствующей отрасли экономики государства.

    Антидемпинговая пошлина - пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

    Антидемпинговая мера может быть применена к товару, являющемуся предметом демпингового импорта. Под демпинговым импортом понимается импорт товара на таможенную территорию таможенного союза по цене ниже нормальной стоимости такого товара.

    Компенсационная пошлина - пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины в качестве для нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль экономики государств ТС.

    Обычно срок действия ставок таможенных пошлин не устанавливается, они действуют постоянно и называются ординарными.

    В некоторых случаях ставки таможенных пошлин устанавливаются на определенный период времени (партикулярные).

    НДС и акцизы относятся к категории косвенных налогов и в области таможенного дела взимаются при ввозе товаров на таможенную

    территорию Российской Федерации.

    При обложении налогом на добавленную стоимость товаров, переме­щаемых через таможенную границу ТС, действует три вида ставок: нулевая, 10% и 18%.

    Обычно базой для исчисления НДС в таможенных правоотношениях является таможенная стоимость и ставка таможенной пошлины.

    В налоговую базу для обложения акцизами включаются: объем подакцизных товаров в натуральном выражении (для товаров, в отношении которых установлены твердые ставки); таможенная стоимость и таможен­ная пошлина (для товаров, в отношении которых установлены адвалорные, т.е. в процентах, ставки); объем ввозимых товаров в натуральном выражении и их расчетная стоимость (при исчислении комбинированной ставки).

    Таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами таможенных операций.

    Ставки таможенных сборов за таможенные операции в соответ­ствии со ст. 130 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ») устанавли­ваются Правительством Российской Федерации.

    Размер таможенных сборов за таможенные операции ограничивается примерной стоимостью услуг таможенных органов и не может превышать 100 ООО рублей.

    Таможенные сборы за таможенное сопровождение уплачиваются в следующих размерах:

    1) за осуществление таможенного сопровождения каждого автотранс­портного средства и каждой единицы железнодорожного подвижного состава на расстояние:

    а) до 50 км включительно - 2 000 рублей;

    б) от 51 до 100 км включительно - 3 000 рублей;

    в) от 101 до 200 км включительно -4 000 рублей;

    г) свыше 200 км - 1 000 рублей за каждые 100 километров пути, но не менее

    6 000 рублей;

    2) за осуществление таможенного сопровождения каждого водного или воздушного судна - 20 000 рублей независимо от расстояния перемещения.

    Таможенные сборы за хранение на складе временного хранения таможенного органа уплачиваются в размере 1 рубля с каждых 100 килограммов веса товаров в день, а в специально приспособленных (обустроенных и оборудованных) для хранения отдельных видов товаров помещениях - 2 рублей с каждых 100 килограммов веса товаров в день.

    Сроки уплаты таможенных пошлин и налогов устанавливаются соответствующими статьями е рамках регулирования каждой таможенной процедуры.

    В общем случае, при помещении товаров под таможенные проце-дуры, предусматривающие уплату таможенных пошлин, налогов, срок их уплаты установлен - до выпуска товаров.

    Статьей 79 ТК ТС в качестве плательщиков таможенных пошлин, налогов определены декларанты или иные лица, на которых ТК ТС, международными договорами или законодательством государств - членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

    Таким образом, ТК ТС не предусматривает возможности уплаты таможенных пошлин, налогов третьими лицами.

    Таможенные пошлины, налоги уплачиваются на счет Федерального

    казначейства.

    При этом ввозные таможенные пошлины уплачиваются с учетом норм Соглашения об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), подписанного 20 мая 2010 г.

    В соответствии с указанным Соглашением ввозные таможенные пошлины должны уплачиваться плательщиками на балансовый счет "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" отдельными платежными документами.

    При уплате ввозной таможенной пошлины платежный документ заполняется в соответствии с требованиями приказа Министерства финансов Российской Федерации от 1 октября 2009 г. N 102н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 24 ноября 2004 г. N 106н "Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации".

    Денежные средства по коду «Ввозные таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие)», уплачен­ные в соответствии с Соглашением об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей.

    Отнесённые к недвижимым вещам транспортные средства.

    Транспортные средства, понимаемые как транспортное средство в таможенном деле , к товарам не относятся.

    Российские товары

    Российские товары - товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, то есть не вывезенные с таможенной территории Российской Федерации, товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации, и товары, изготовленные в Российской Федерации из товаров, полностью произведённых или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации.

    Иностранные товары

    Иностранные товары - товары, не являющиеся российскими товарами (см. выше)


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Товар в таможенном деле" в других словарях:

      Товар [в таможенном деле] - Товар любое движимое имущество (в том числе тепловая, электрическая и иные виды энергии), перемещаемое через таможенную границу Российской Федерации. Закон Российской Федерации от 21.05.93 N 5003 I, ст.5 … Словарь юридических понятий

      Товар - 3. Товаром для целей настоящего Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое в… … Официальная терминология

      - (теория). Под Т. разумеют промысловую деятельность, имеющую целью преодолевать препятствия, разделяющие производителей и потребителей во времени и пространстве. Это определение (Ван дер Боргт) шире общепринятого, по которому Т. заключается в… …

      Брокер - (Broker) Брокер посредническое лицо, содействующее совершению сделок между заинтерисоваными сторонами Профессия брокер: виды брокерской деятельности, биржевой брокер, страховой брокер, кредитный брокер, брокерская деятельность Содержание… … Энциклопедия инвестора

      Цена - (Price) Определение понятия цены (стоимости) и стоимости товара Информация о понятих цены, стоимости товаров, рыночной и закупочных цен, цене производства Содержание (Price) — фундаментальная экономическая категория, обозначающая количество … Энциклопедия инвестора

      Система мероприятий, направленных к охране национальной промышленности от чужеземного соперничества. Наиболее достигающими цели считаются: 1) обложение таможенными пошлинами иностранных изделий, с целью сократить их привоз, поднять цену, и тем… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

      Александр Лукашенко - (Alexander Lukashenko) Александр Лукашенко это известный политический деятель, первый и единственный президент Республики Беларусь Президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко, биография Лукашенко, политическая карьера Александра Лукашенко … Энциклопедия инвестора

      Европа - (Europe) Европа – это плотнонаселенная высокоурбанизированная часть света названная в честь мифологической богини, образующая вместе с Азией континент Евразия и имеющая площадь около 10,5 миллионов км² (примерно 2 % от общей площади Земли) и … Энциклопедия инвестора

      ВТО - это международная финансовая организация ВТО: вступление в ВТО, Россия в ВТО, состав ВТО Содержание >>>>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

      I Содержание: А. Географический очерк: Положение и границы Устройство поверхности Орошение Климат и естественные произведения Пространство и население Эмиграция Сельское хозяйство Скотоводство Рыбная ловля Горный промысел Промышленность Торговля… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    18. Каковы основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу?

    19. В чем различие между запретами и ограничениями экономического и неэкономического характера?

    20. Как применяются запреты и ограничения экономического и неэкономического характера в зависимости от избранного таможенного режима?

    Практические задания

    1. Внешнеторговая фирма ЗАО «Лотос» приобрела за границей автомобиль для служебного пользования. В каком качестве (товара или транспортного средства) рассматривается приобретаемый фирмой автомобиль, подлежащий таможенному оформлению и контролю, с точки зрения таможенного законодательства?

    2. Приведите примеры регулятивных целей таможенного дела в РФ.

    3. Российская морская судоходная компания решила реализовать записанный в ее учредительных документах такой вид деятельности, как занятие морским промыслом. В этой связи у руководства компании возник вопрос: к какому товару (российскому или иностранному) будет отнесена продукция морского промысла, добытая в Мировом океане? Дайте развернутый ответ, опираясь на положения таможенного законодательства.

    4. Взаимоотношения в системе таможенных органов основываются на принципе сочетания централизации и децентрализации. В чем выражается централизация и проявляется децентрализация?

    Тестовые задания по теме 1

    1. В состав таможенной территории РФ входят:

    а) сухопутная территория РФ;

    б) установки и сооружения, находящиеся в исключительной экономической зоне РФ;

    в) территории особых экономических зон;

    г) территории посольств и дипломатических миссий РФ за рубежом;

    д) территориальные и внутренние воды РФ.

    2. Таможенное дело не включает в себя:

    а) таможенные режимы;

    б) таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;

    в) таможенный контроль;

    г) банковский контроль;

    д) таможенное оформление;

    е) валютное регулирование.

    3. Экономические цели таможенного дела достигаются посредством:

    а) установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров;

    б) лицензирования;

    в) пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей;

    г) установления ставок экспортных и импортных пошлин.

    4. Общее руководство таможенным делом в РФ осуществляют:

    а) Президент РФ и Правительство РФ;

    б) Федеральное Собрание РФ;

    в) Государственная Дума;

    г) Федеральная таможенная служба.

    Г). Приобретенный вами на вторичном рынке ранее растаможенный и на вполне законных основаниях более четырех лет ездивший по дорогам России автомобиль марки «Форд» рассматривается с точки зрения таможенного законодательства России как:

    а) иностранный товар;

    б) российский товар;

    в) российский товар иностранного происхождения.

    6. Единая система таможенных органов России включает:

    а) Правительство РФ;

    б) Федеральную таможенную службу;

    в) региональные таможенные управления РФ;

    г) таможни РФ;

    д) таможенные посты РФ.

    7. К обеспечивающим функциям таможенных органов относятся:

    а) осуществление и совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления;

    б) кадровая функция;

    в) ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;

    г) финансово-плановая функция;

    д) материально-техническая функция;

    е) другие функции организационного характера.

    8. Что понимается под товаром в таможенном деле?

    а) любой предмет купли-продажи;

    б) любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства;

    в) любое движимое имущество, валюта и валютные ценности, транспортные средства, энергия.

    9. Какой закон РФ устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ:

    а) Таможенный кодекс РФ;

    б) «О таможенном тарифе»;

    в) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;

    г) «Об экспортном контроле».

    10. При незаконном перемещении товаров через таможенную границу в таможенном деле применяются акты таможенного законодательства РФ:

    а) действовавшие на момент фактического перемещения товаров через таможенную границу;

    б) действующие на момент обнаружения таможенного правонарушения.

    11. Что такое перемещение через таможенную границу РФ товаров и (или) транспортных средств?

    а) фактическое пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы РФ;

    б) подача документов на ввоз либо вывоз товаров;

    в) фактическое пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы РФ или подача документов для целей вывоза товаров (транспортных средств) за пределы таможенной территории РФ.

    12. Какие отношения регулирует таможенное законодательство РФ?

    а) отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;

    б) отношения в области таможенного дела РФ;

    в) отношения в области внешнеторговой деятельности.

    13. Что в таможенном деле понимается под российскими товарами?

    а) товары, произведенные (добытые) на территории РФ;

    б) товары, выпущенные на территории РФ в свободное обращение;

    в) товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ.

    И. Как применяются запреты и ограничения неэкономического характера?

    а) в зависимости от избранного таможенного режима;

    б) независимо от заявленного таможенного режима;

    В таможенном законодательстве используется ряд спе­цифических таможенно-правовых терминов, таких как, например, "таможенная территория", "таможенная гра­ница", "таможенный режим", "декларант", "таможенная пошлина" и др. Даже такие известные из гражданского права понятия, как "товары" и "транспортные средства", в таможенном законодательстве имеют свое специфичес­кое толкование.

    Под таможенной территорией понимают территорию, на которой в полном объеме действует таможенное законодательство данной страны. Такая формули­ровка содержится в документах Совета таможенного сотрудничества. Подобный подход к определению таможенной территории непосредственно указывает на пространственные пределы действия норм таможенного законодательства.

    TK (ст. 3) при определении таможенной территории опирается на понятие государственной территории: "Таможенную территорию Российской Федерации составляют сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними".

    Таможенную территорию Российской Федерации состав­ляют ее сухопутная территория, территориальные и внут­ренние воды, а также воздушное пространство над ними.

    В нее включаются также находящиеся в морской исклю­чительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над ко­торыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Это положение нашло свое развитие в принятом в 1995 году Федераль­ном законе № 187-ФЗ "О континентальном шельфе". Статья 5 этого закона пре­дусматривает, что Российская Федерация на континентальном шельфе осуществ­ляет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать созда­ние, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и со­оружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искус­ственными островами, установками и сооружениями в отношениитаможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил.

    Сухопутной территорией Российской Федерации явля­ется вся суша, находящаяся в пределах ее границ. Терри­ториальные воды — это прибрежные морские воды шири­ной 12 морских миль, отсчитываемые от линии наиболь­шего отлива как на материке, так и на островах, принад­лежащих Российской Федерации, или от линий, соединя­ющих точки, географические координаты которых утвер­ждаются Правительством РФ и объявляются в "Известиях мореплавателей". В отдельных случаях иная ширина тер­риториальных вод может устанавливаться международны­ми договорами, а при их отсутствии — в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права. К внутренним водам относятся прибрежные морс­кие воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод, а также воды портов, заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принадлежат России, если ши­рина проходов не превышает 24 морских миль.

    На территории Российской Федерации могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады. Терри­тории свободных таможенных зон и свободных складов согласно действующему Таможенному кодексу РФ (ст. 3) рассматриваются как находящиеся вне таможенной тер­ритории Российской Федерации.

    В то же время следует отметить неточность: так, в час­ти первой статьи 3 ТК РФ ясно сказано, что таможенную территорию Российской Федерации составляют ее сухо­путная территория, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними, а в части третьей — что территории свободных таможенных зон и свободных складов, которые по сути являются частью сухопутной территории Российской Федерации, рассматриваются как не входящие в ее таможенную территорию. Такая неточ­ность устранена в Проекте нового Таможенного кодекса РФ, который рассматривает указанные территории сво­бодных таможенных зон и свободных складов как часть таможенной территории Российской Федерации, а вот товары, находящиеся на этих территориях, —таможенной территории Российской Федерации. В этой же статье закона устанавливается, что в отношении взимания таможенных по­шлин и иных платежей (в том числе налогов), уплачиваемых при таможенном оформлении ввозимых и вывозимых товаров, особая экономическая зона рас­сматривается как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны с особенностями, установленными в данном законе. Именно из-за этих осо­бенностей (они обозначены в ст. 7) территория, которую занимает Калининград­ская особая экономическая зона, несмотря на действие в ее пределах режима свободной таможенной зоны, не была выведена из состава таможенной террито­рии Российской Федерации. как находя­щиеся вне ее таможенной территории. Определение понятий свободных таможенных зон и свободных складов дано в ст. 75 TK, которые "рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, определяемых настоящим Ко­дексом и иными законодательными актами Российской Федерации по таможен­ному делу" (ст. 3 TK). К числу предусмотренных ст. 3 TK исключений относится Федеральный закон от 22 января 1996 года № 13-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области". Статья 1 этого закона предусматривает, что созданная в Калининградской области особая экономическая зона является ча­стью государственной и

    Существенное влияние на определение таможенной территории оказывает практика создания Как уже отмечалось, TK в ст. 4 закреп­ляет право на образование таможенных союзов в интересах развития и укрепле­ния международной экономической интеграции. Ориентиром в этой деятельно­сти TK определяет общепризнанные нормы международного права. Так, в ст. XXIV Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) таможенных союзов.

    Таможенный союз определяется как замена одной таможенной территорией двух или нескольких таможенных территорий. Таможенный союз предполагает фор­мирование общей таможенной территории, на которой осуществляется свобод­ное обращение товаров (внутренний аспект), устанавливается общая внешняя граница для принятия мер по тарифному и нетарифному регулированию тор­говли со странами - нечленами таможенного союза (внешний аспект).

    Таможенный союз представляет собой более высокий уровень сближения по сравнению с зоной свободной торговли, в которой устраняются таможенные тарифы и количественные ограничения во взаимной торговле при сохранении самостоятельности стран-участниц в таможенно-тарифном регулировании на границах с третьими странами. Иными словами, таможенный союз - это такая зона свободной торговли, участники которой согласовали свою таможенную по­литику по отношению к государствам-нечленам. В таможенном союзе появля­ется общий внешний тариф, завершающий унификацию таможенно-тарифного законодательства стран - участниц. Создание таможенного союза означает, что на место национальной таможенной политики приходит согласованная межгосу­дарственная политика, которая в свою очередь приводит к появлению единого таможенного законодательства, действующего на территориях стран-членов союза. Таможенные территории государств, составивших таможенный союз, те­ряют самостоятельное значение. Их объединение дает новое качество - союзную общую таможенную территорию.

    Примером реализации планов создания таможенных союзов в рамках СНГ является Соглашение о таможенном союзе между Российской Федерацией и Рес­публикой Белоруссия от 6 января 1995 года. На основании этого Соглашения были приняты указ Президента РФ от 25 мая 1995 года № 525 "Об отмене тамо­женного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь", приказ ГТК от 21 марта 1995 года № 167 "О первоочередных мерах по реализа­ции Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Респуб­ликой Беларусь" и ряд других нормативных актов. Образование российско-бе­лорусского таможенного союза привело к переносу таможенного контроля с границы Российской Федерации с Республикой Белоруссия на внешние границы Республики Белоруссия, отмене взимания таможенных платежей в отношении двустороннего товарооборота и т.д. Таким образом, завершение формирования таможенного союза России и Республики Белоруссия позволит говорить о появ­лении общей таможенной территории.

    Под таможенной границей понимается линия, ограничивающая таможен­ную территорию: "Таможенная граница - граница таможенной территории Рос­сийской Федерации" (п. 2 ст. 5 Закона РФ "О таможенном тарифе"). Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного законо­дательства данного государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран. Иными словами, таможенная граница устанавливает область дейст­вия таможенного суверенитета. Понятие "таможенная граница Российской Федерации" означает пределы ее таможенной территории, куда вхо­дят и периметры свободных таможенных зон и свободных складов. Таможенная граница является юридической фикцией (воображаемой ли­нией) в отличие от государственной границы, представляющей собой реальную линию на местности. Практика таможенного регулирования (чаще всего в связи с разбирательством уголовных дел о контрабанде) не раз обращала внимание на возможность несовпадения таможенной и государственной границы и юридиче­ские последствия, вызванные этим несовпадением.

    Причем принято различать внешнюю и внутрен­нюю таможенные границы.

    Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории сопредельных государств и, как правило, со­впадает с государственной границей. На ней действует административно-правовой режим, устанавливаемый за­конодательством о государственной границе. А внутрен­нюю таможенную границу образуют периметры свобод­ных таможенных зон и свободных складов, находящихся, как правило, в глубине таможенной территории страды. И хотя по своему административно-правовому статусу внут­ренняя таможенная граница приравнена к внешней, поря­док ее пересечения регламентируется только нормами та­моженного законодательства. В то же время, необходимо отметить, что согласно ч. 1 Конституции РФ на тер­ритории Российской Федерации не допускается установле­ние таможенных границ. Отсюда следует, что включение периметров свободных таможенных зон и свободных скла­дов в таможенную границу неправомерно, хотя и соответ­ствует общемировому подходу к этому вопросу. ст. 74

    Под термином "товары" в таможенном законодатель­стве следует понимать любое движимое имущество, в том числе валюту, валютные ценности, электрическую, теп­ловую и иные виды энергии, а также транспортные сред­ства, за исключением средств, используемых для меж­дународных перевозок пассажиров и товаров. Практика выявила необходимость включить в это определение так­же объекты интеллектуальной собственности (и это от­ражено в Проекте нового Таможенного кодекса РФ), а также отнесенные к недвижимому имуществу воздуш­ные, морские суда, суда внутреннего плавания и косми­ческие объекты.

    Товары подразделяются на российские и иностранные. Российские товары — это товары, происходящие из Рос­сийской Федерации, либо товары, выпущенные в свобод­ное обращение на ее территории, т. е. те товары, распоряжаться которыми можно без разрешения таможенных ор­ганов. Все остальные товары являются иностранными.

    Транспортными средствами в таможенном деле призна­ются любые средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование.

    Под "перемещением через таможенную границу Рос­сийской Федерации" понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию страны или по вывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почто­вых отправлениях, использование трубопроводного транс­порта и линий электропередач.

    К указанным действиям относятся:

    • При ввозе товаров или транспортных средств на та­моженную территорию Российской Федерации и при вво­зе с территории свободных таможенных зон и свободных складов на остальную часть таможенной территории стра­ны — фактическое пересечение таможенной границы Рос­сийской Федерации.
    • При вывозе товаров или транспортных средств с та­моженной территории Российской Федерации и при вво­зе товаров и транспортных средств с остальной части ее таможенной территории на территорию свободных тамо­женных зон и на свободные склады — подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направ­ленное на реализацию намерения соответственно вывезти либо ввезти товары или транспортные средства.

    Перемещение через таможенную границу можно под­разделить на правомерное и неправомерное. Правомерное перемещение через таможенную границу осуществляется в порядке, предусмотренном действующим таможенным законодательством. А перемещение через таможенную границу с нарушением установленных нормами таможен­ного законодательства требований (например, вне опреде­ленных таможенными органами мест, с сокрытием от та­моженного контроля, с использованием поддельных до­кументов и т. п.) признается неправомерным и в зависи­мости от характера противоправного деяния квалифици­руется либо как административное правонарушение (на­рушение таможенных правил), либо как уголовное пре­ступление в сфере таможенного дела.

    Термин "лица" включает в себя как предприятия, уч­реждения и организации, т. е. юридические лица, так и физические лица. В таможенном законодательстве встре­чаются понятия "российские лица", "иностранные лица" и "лица, перемещающие товары".

    1. Созданные в соответствии с российским законода­тельством предприятия, учреждения и организации (т. е. юридические лица) с местонахождением на территории России.
    2. Зарегистрированные на территории России лица, за­нимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
    3. Граждане России, постоянно проживающие на ее тер­ритории. Все иные лица относятся российским таможен­ным законодательством к категории иностранных.

    В качестве лиц, перемещающих товары, следует пони­мать лица, являющиеся собственниками товаров, их по­купателями, владельцами, либо выступающие в ином ка­честве, достаточном в соответствии с российским законо­дательством для совершения с товарами действий, пре­дусмотренных Таможенным кодексом РФ, от собственно­го имени.

    Декларант — это лицо, перемещающее товары через та­моженную границу, или таможенный брокер (посредник), т. е. лицо, представляющее и предъявляющее товары и транспортные средства на таможне от собственного имени.

    Перевозчик — это лицо, фактически перемещающее то­вары либо являющееся ответственным за использование транспортного средства.

    Таможенный режим — это совокупность положений, оп­ределяющих статус товаров и транспортных средств, пе­ремещаемых через таможенную границу РФ, для тамо­женных целей.

    Таможенное оформление — это установленная нормами таможенного законодательства процедура помещения то­варов и транспортных средств под определенный таможен­ный режим.

    Таможенный контроль — это совокупность мер, осуще­ствляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ о таможенном деле и иного законодательства РФ, контроль за исполнением которого отнесен к компетенции таможенных органов.

    Зона таможенного контроля — это специально выде­ленная и обозначенная часть таможенной территории Рос­сийской Федерации, создаваемая в целях осуществления таможенного контроля и обеспечения таможенного зако­нодательства Российской Федерации.

    Таможенные платежи — это таможенная пошлина, на­логи и иные платежи, взимаемые в установленном поряд­ке таможенными органами.

    Таможенная пошлина — это платеж, взимаемый тамо­женными органами при перемещении товаров через тамо­женную границу РФ и являющийся неотъемлемым ус­ловием такого перемещения.

    Резиденты - это:

    • Физические лица, имеющие постоянное местожитель­ство в Российской Федерации, включая граждан России, временно находящихся за ее пределами.
    • Юридические лица (в том числе хозяйствующие субъекты без образования юридического лица), располо­женные на территории России и образованные в соответ­ствии с российским законодательством, а также их фили­алы и представительства, находящиеся за пределами Рос­сийской Федерации.
    • Российские дипломатические и другие официальные представительства, находящиеся за пределами Российс­кой Федерации.

    Нерезиденты - это:

    • Физические лица, имеющие постоянное местожитель­ство за пределами Российской Федерации, включая вре­менно в ней находящихся.
    • Юридические лица (в том числе хозяйствующие субъек­ты без образования юридического лица), созданные в соот­ветствии с законодательством иностранных государств, с ме­стонахождением за пределами Российской Федерации, а также их филиалы и представительства в России.
    • Иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся в Россий­ской Федерации.

    Для таможенного права нормы гражданского права могут иметь косвенное значение.

    Таможенно-правовое отношение возникает по поводу им-ва, перемещаемого через таможенную границу.

    Под товаром не важно в каком состоянии… понимается любое движимое им-во, включая валюту и валютные ценности, дорожные чеки, электрическую и иные виды энергии и т.д., перемещаемые через таможенную границу таможенного союза, а так же движимое им-во, отнесённое к недвижимым вещам.

    Транспортные средства международной перевозки – для таможенных целей транспортные средства рассматриваются как не товар. Они имеют особый статус (остановка в определённом месте, времени, маршрут следования и время следования в пути).

    Основания классификации товаров в таможенно-правовых отношениях: деление всех товаров на 2 большие группы: товары таможенного союза и иностранные товары. Тем самым законодатель чётко разделяет институт «гражданства товара», то есть, принадлежность товара к определённой таможенной тер-рии в зависимости от страны происхождения.

    Им-во становится товаром в таможенно-правовом смысле только тогда, когда оно перемещается через таможенную границу. Термин «движимое» им-во означает, что им-во движется по отношению к таможенной границе в связи с её пересечением. Это движение – свойство не товара, а субъекта, реализующего свою волю на перемещение товара. Товар имеет непосредственное отношение к волеизъявлению соответствующего суб-та.

    Товары не просто перемещаются, они перемещаются либо на, либо с таможенной тер-рии, только тогда им-во становится товаром в таможенно-правовом смысле.

    Таможенный транзит – это таможенная процедура, которая определяет статус. А способом является транспортировка, перемещение (откуда, куда и зачем).

    В соотв с ТК ТС, под товарами ТС признаются товары, находящиеся на тер-рии ТС, которые:

    1. Полностью произведены на тер-рии гос-в-членов ТС

    2. Везены на таможенную тер-рию ТС

    3. Приобрели статус товаров СТ

    4. Это все товары, которые изготовлены из вышеперечисленных и так же приобрели статус

    Например, телефон со знаком РСт приобрёл статус товара.

    Страна происхождения - это атрибут публично-правового образования, который определяет гражданство товара. Под страной происхождения понимается страна, где товар был полностью произведён или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза. Под страной происхождения может пониматься конкретное гос-во, группа стран, таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если для этого имеется цель.

    При определении страны происхождения имеют значение 2 аспекта:



    1. Либо кода они полностью произведены (на основании соглашения между Россией, Белоруссией и Казахстаном). Такими товарами признаются: полезные ископаемые, добытые из недр данной страны, в том числе, из морского дна; продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране, животные, родившиеся и выращенные в данной стране, продукция, полученная посредством охотничьего или рыболовного промысла в данной стране или судном данной страны, продукция, полученная с морского дна и из морских недр за пределами территориального моря при условии, если данная страна имеет исключительные права на разработку данных ресурсов. Так же это отходы и лом, полученные при переработке в данной стране. Продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах данной страны (микробы, новые вещества). Все товары, которые получены из вышеперечисленных видов продукции.

    Если принимает участие более, чем 1 страна и если нет оснований для признания страной происхождения группы стран, то страной происхождения признаётся страна, в которой были осуществлены соответствующие операции, отвечающие критериям достаточной переработки и являющиеся основанием для признания соответствующей страны страной происхождения.

    Критерий достаточной переработки. Их 3:

    1. Формальный – изменение товарной позиции товара по товарной номенклатуре на уровне первых 4 знаков. Если меняется хотя бы одна цифра, то товар меняется и если эти операции произведены, то признаётся страна, где поменялась товарная позиция.

    2. Стремосной – правило адвалорной доли. Это изменение стоимости товара когда процентная доля стоимости использованных материалов и добавленной стоимости достигает определённой доли цены товара (используется, как правило при производстве иностранных автомобилей)



    3. Технологический – совершаются соответствующие операции, которые и признаются операциями, отвечающими критериям достаточной переработки.

    Документом, подтверждающим страну происхождения является либо декларация о происхождении товара, либо сертификат. Определение страны происхождения товара когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товара. Ставка таможенной пошлины или её снижение. Декларация - это заявление о стране происхождения товара, сделанное изготовителем, продавцом или декларантом, а сертификат – это документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товара, который выдаётся уполномоченным органом страны вывоза. В том числе и торгово-промышленными палатами.

    Различают товары в зависимости от направления перемещения:

    1. Ввозимые

    2. Вывозимые

    3. Транзитные

    С точки зрения статуса товаров в процессе перемещения:

    1. Выпущенные(в отношении которых осуществлены все необходимые таможенные операции)

    2. Невыпущенные (находящиеся в процессе совершения таможенных операций и как правило, под таможенным контролем)

    3. Условно выпущенные (переданные субъекту, но с особыми ограничениями)

    В зависимости от зависимости эффективности достижения целей таможенного дела:

    1. Товары, во ввозе которых ТС или гос-ва-члены ТС абсолютно не нуждаются (нефть для нашего ТС, газ, алкогольная продукция). Может меняться в разные периоды времени.

    2. Товары- потенциальные конкуренты с продукцией национальных производителей (автомобили, парфюмерия)

    3. Товары, которые не выпускаются и не могут быть произведены на тер-рии гос-в – членов ТС (экзотические фрукты, технологии)

    Товары для личного пользования (перемещаемые в сопровождаемом багаже – пересекают одновременно и вместе с лицом его перемещающим; товары в несопровождаемом багаже – перетекают таможенную границу в иное время, нежели лицо, их перемещающее, но они связаны с перемещением самого лица, товары, имеющие интерес для таможенного контроля – переданные международному перевозчику без перемещения субъекта), и товары коммерческие.

    ТЕМА.

    1. Возникновение и формирование таможенно-правовых институтов в дореволюционной России.

    2. Таможенно-правовое регулирование в период СССР

    3. Формирование и совершенствование современного таможенного дела в РФ

    Партнеры
    © 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода