Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Когда появилось зеркало в мире. Зеркало (история изобретения)

ГОУ СОШ № 000

Подготовила: Буркова Екатерина, 9 «А» кл.

Зеркало, став неотъемлемой частью быта, открывает человеку новый мир – зазеркалье. Заглядывая в зеркало, мы видим то, о чем мечтаем, - увеличенное пространство, загадочный облик, другой мир. Считается, что чем больше зеркало, тем ближе к нам таинство параллельного мира».

С давних пор зеркало считается магическим предметом, полным тайн и волшебства. Людям всегда хотелось видеть свое изображение. Понятно, что самым первым зеркалом была обыкновенная... лужа. Но вот беда - с собой ее не унесешь и дома на стенку не повесишь. Задолго до появления зеркал наши предки пытались шлифовать и полировать самые различные материалы. В дело шли камень (пирит, горный хрусталь) и металл (золото, серебро, олово), но такие зеркала были очень дороги и, представляя большую ценность, являлись достоянием богатых людей. После "изобретения" первого сплава - бронзы - в обиход вошли зеркала из бронзы. Бронзовые и медные зеркала были широко распространены у римлян и греков. Много таких зеркал было найдено при раскопках Помпеи. Металлические зеркала из бронзы, меди и серебра существовали на протяжении весьма долгого времени.

Возраст самых древних зеркал - около 5 тысяч лет. Это, как правило, золотые или серебряные диски, тщательно отполированные с одной стороны и с узорами на другой. Для того, чтобы было удобно смотреться, к дискам приделывалась ручка.

Но история зеркала началась уже с третьего тысячелетия до нашей эры. Древнейшие металлические зеркала почти всегда были круглой формы, а их оборотная сторона покрывалась узорами. Для их изготовления применялись бронза и серебро. Первые стеклянные зеркала были созданы римлянами в 1 веке нашей эры: стеклянная пластинка соединялась со свинцовой или оловянной подкладкой, поэтому изображение получалось живее, чем на металле. А греческий философ Сократ предписывал юношам чаще смотреться в зеркало - чтобы те, кто обладает достойной внешностью, не обезображивали ее пороками, а те, кто уродлив, заботились о том, чтобы украсить себя добрыми делами.


С началом средневековья стеклянные зеркала полностью исчезли: почти одновременно все религиозные конфессии посчитали, что через зеркальное стекло смотрит на мир сам дьявол. Средневековым модницам приходилось, как встарь, пользоваться отполированным металлом и… специальными тазиками с водой. Тщательно отполированные зеркала широко использовались для исцеления больных. Ими лечили туберкулез, водянку, оспу и любые психические болезни. Поразительно - многие страждущие действительно выздоравливали. Считается, что металлы теплых оттенков (бронза, латунь, золото, медь) поглощают "холодные", угнетающие энергии и отражают "теплые", "солнечные". Металлы холодных оттенков действуют с точностью до наоборот. Манипулируя зеркалами из разных материалов, предки проводили биостимуляцию организма. Больной начинал активнее сопротивляться хвори.

Японцы считают, что именно зеркалу все нации мира обязаны тем, что на земле ежедневно восходит солнце. Согласно старинному мифу, богиня солнца Аматерасу глубоко обиделась на родного брата Сусаноо и заперлась в глубоком каменном гроте. Без света и тепла все живое на земле стало гибнуть. Тогда озабоченные судьбой мира, боги решили выманить светлую Аматерасу из пещеры. Зная любопытство богини, на ветках стоящего рядом с гротом дерева повесили нарядное ожерелье, рядом положили зеркало и велели громко петь священному петуху. На крик птицы Аматерасу выглянула из грота, увидев ожерелье, не удержалась от искушения его примерить. А в зеркало не могла не посмотреться, чтобы оценить украшение на себе. Как только Аматерасу заглянула в зеркало, мир озарился и остается таким по сей день. Зеркало по сей день входит в обязательный набор подарков для японской девочки, достигшей девяти лет. Оно символизирует честность, прямоту, непорочность, а также то, что все женщины до сих пор так же любопытны, как и Аматерасу.

Стеклянные зеркала, несмотря на то, что стекло было изобретено очень давно, появились сравнительно поздно. Это объясняется тем, что для изготовления зеркала нужны были уже достаточные знания, которыми в древности еще не располагали. Стеклянное зеркало по сути дела тоже является металлическим. Ведь отражающим в нем является металл, только в виде тонкого слоя, нанесенного на гладкую стеклянную поверхность. Стекло, таким образом, лишь прозрачная основа, держащая на себе тончайшее металлическое зеркало. Для изготовления зеркала необходимо было иметь совершенно бесцветное, чистое, прозрачное, гладкое стекло с одной стороны, тончайший слой металла, собственно зеркало - с другой. Идеальное и прочное покрытие стеклянной поверхности металлом было третьим необходимым условием для изготовления такого обычного в нашем обиходе, стеклянного зеркала. Впервые более или менее удовлетворительно эти условия были осуществлены около 600 лет назад, когда и стали появляться первые стеклянные зеркала

И так стеклянные зеркала вновь появились только в 13 веке. Но они были… вогнутыми. Тогдашняя технология изготовления не знала способа «приклеивать» оловянную подкладку к плоскому куску стекла. Поэтому расплавленное олово попросту заливали в стеклянную колбу, а затем разбивали ее на куски. Только три века спустя мастера Венеции додумались, как покрывать оловом плоскую поверхность. В отражающие составы добавляли золото и бронзу, поэтому все предметы в зеркале выглядели красивее, чем в действительности. Стоимость одного венецианского зеркала равнялась стоимости небольшого морского судна.



Таким образом, искусством изготовления стеклянных зеркал славилась средневековая Венеция. Стеклоделие, как организованный промысел, зародилось в Венеции в VIII веке. Этому способствовало 2 фактора –изобретение древними римлянами еще в 50 г. до н. э. метода выдувания стекла и удобное географическое положение города, служившего перекрестком торговых путей между Европой и Восточными странами, прежде всего Восточным Средиземноморьем и Северной Африкой.

Мастер выдувал большой шар, затем вливал в трубку расплавленное олово (иного способа соединения металла со стеклом еще не изобрели), а когда олово растекалось ровным слоем по внутренней поверхности и остывало, шар разбивали на куски. И, пожалуйста: можно смотреться, сколько угодно, только отражение было, мягко говоря, немного искаженным.

Венецианцы не только собирали знания, которые сами текли в руки, но и проявляли чудеса ловкости в добывании чужих секретов. Хитроумный властитель , сумевший переориентировать 4-й Крестовый поход в нужном ему направлении, с покорением Константинополя в 1204 г. получил доступ к секретам стеклоделия великой империи, что послужило громадным толчком к развитию этого промысла в Венеции.
Уже к концу XIII века количество стекольных фабрик, на которых часто возникали пожары, выросло в Венеции настолько, что стало угрожать существованию самого города. В 1291 году всех стеклоделов этой республики переселили на остров Мурано, расположенный в 1.5 км от Венеции. Власти объяснили, что это необходимо в целях пожарной безопасности , а на самом деле так было сделано, чтобы строже приглядывать за стеклоделами. Остров был уже заселён в период Римской Империи и получил название Ammurianum. На нём местные жители спасались от варварских набегов. До X века Мурано являлся важным коммерческим поселением и городом-портом. На протяжение всей истории Венецианской Республики остров имел независимое административное правительство, а также собственную монету (серебром и золотом). В XVII веке Мурано славится своеобразием своей ночной жизни, в особенности азартными играми.

Специально созданный "Совет Десяти" ревниво оберегал секреты стеклоделия, всячески поощряя мастеров, заодно изолируя их от внешнего мира: слишком велики были прибыли от монополии, чтобы потерять ее. Острова были идеальным местом с точки зрения контроля за ремесленниками и сохранения профессиональной тайны. Мастерам под страхом смерти запрещалось разглашать секреты своего ремесла. Кроме того, островное положение производства облегчало задачу сбора налогов для казны.

Отражательная поверхность первых зеркал готовилась из свинцово-сурьмяного сплава, однако он быстро тускнел на воздухе и терял необходимые для зеркала свойства.

200 лет спустя был найден ртутно-оловянный сплав. Он обладал хорошей отражательной способностью, и несмотря на большую вредность производства (наводчики зеркал отравлялись при изготовлении этого сплава парами ртути) почти до середины XIX в. являлся незаменимым в зеркальном деле. Так, примерно в 1500 году, во Франции придумали "смачивать" плоское стекло ртутью и приклеивать таким образом на его поверхность тонкую оловянную фольгу. Однако плоские стекла в те времена были невероятно дороги, и хорошо их умели делать лишь в Венеции. Венецианские купцы, недолго думая, выторговали у фламандцев патент и целых полтора века держали монополию на производство отличных "венецианских" зеркал (которые следовало бы именовать фламандскими).

В начале ХVI века братья Андреа Доменико из Мурано разрезали вдоль еще горячий цилиндр из стекла и половинки его раскатали на медной столешнице. Получилось листовое зеркальное полотно, отличавшееся блеском, хрустальной прозрачностью и чистотой. Так произошло главное событие в истории производства зеркал.

Власти города Мурано зорко следили за тем, чтобы секреты мастерства не уплывали к чужакам. Используя политику “кнута и пряника”, а также всевозможные ограничения они пытались сохранить в тайне уникальные технологии. Запрещалось, например, вывозить за границу даже материалы для приготовления стеклянной массы. А за попытку покинуть Венецию мастеру могла грозить смерть.

И так, начиная с 16 века, зеркала вновь вернули себе славу самых таинственных и самых магических предметов, из всех, когда-либо созданных человеком. С помощью игр с отражением познавали и изменяли будущее, вызывали темные силы, умножали урожай и творили бесчисленное множество ритуалов. Трезвомыслящие люди находили зеркалам более полезное применение. Разведки Испании и Франции двести лет подряд успешно пользовались системой шифров, изобретенной еще в 15 веке Леонардо да Винчи. Главной особенностью криптограмм была их «вывернутость наизнанку». Депеши писались и зашифровывались в «зеркальном отражении» и без зеркала были попросту нечитаемы. Таким же древним изобретением был перископ. Возможность наблюдать за врагами незамеченным с помощью системы взаимно отражающих зеркал спасла немало жизней воинам ислама. Детская игра в «солнечные зайчики» почти повсеместно использовалась всеми сражающимися сторонами во время знаменитой Тридцатилетней войны. Сложно прицелиться, когда вам слепят глаза тысячи зеркалец.

Однако в ХVП веке Франции удалось овладеть тайной изготовления венецианского стекла. Побудила ее на это дороговизна модных изделий. По свидетельству французского министра финансов Кольбера, венецианское зеркало размером 115 на 65 сантиметров в серебряной оправе стоило 68 тысяч ливров, в то время как картина Рафаэля такого же формата - всего 3 тысячи! Министр считал, что зеркала грозят стране разорением. Это не было преувеличением. Французские аристократы, похваляясь друг перед другом своим богатством, платили за них целые состояния.

Вдобавок ко всему, на один из придворных балов королева явилась в платье, усыпанном кусочками зеркал. От нее исходило ослепительное сияние, но это "великолепие " слишком дорого обошлось стране. В конце XVI века, поддавшись моде, французская королева Мария Медичи решила обзавестись зеркальным кабинетом, для чего в Венеции было приобретено 119 зеркал.

Видимо, в благодарность за большой заказ венецианские мастера подарили королеве уникальное зеркало, отделанное агатами, ониксами, смарагдами и инкрустированное драгоценными камнями . Сегодня оно хранится в Лувре.

Зеркала были чрезвычайно дороги. Покупать и коллекционировать их могли лишь очень богатые аристократы и королевские особы. Во Франции некая графиня де Фиеск рассталась с имением, чтобы купить понравившееся ей зеркало, а герцогиня де Люд продала серебряную мебель на переплавку, чтобы приобрести зеркальную.

Поэтому Кольбер, чтобы не разорить Францию, решился на крайние меры. Он послал своих доверенных лиц на остров Мурано. Они подкупили двух мастеров и тайком ночью вывезли их на маленькой лодочке во Францию. Вскоре во французском городке Тур ля Виль появилась первая в Европе зеркальная мануфактура. Тем не менее, секрет производства самого цветного муранского стекла так и остался неприступным.

Французы оказались способными учениками и вскоре даже превзошли своих учителей. Зеркальное стекло стали получать не выдуванием, как это делали в Мурано, а литьем. Технология заключается в следующем: расплавленное стекло прямо из плавильного горшка выливают на ровную поверхность и раскатывают вальцом. Автором этого способа называют Луку Де-Негу.

Изобретение пришлось как нельзя кстати: в Версале строили Галерею зеркал. Она была длинной 73 метра и нуждалась в зеркалах большого размера. В Сен-Габене изготовили 306 таких зеркал, чтобы их сиянием ошеломить тех, кому посчастливится побывать в гостях у короля в Версале. Как после этого было не признать за Людовиком XIV права именоваться "король-солнце"?

В 1846 г. был найден способ покрытия стекла тонким слоем серебра. В течение десяти лет совершенствовался этот способ. И только после 1855 г., когда французский химик Птижан и выдающийся немецкий химик Либих нашли простые рецепты для нанесения серебра на стекло, серебряное зеркало на стеклянной основе получило повсеместное распространение.

Зеркала на Руси.

На Руси почти до конца XVII века зеркало считалось заморским грехом. Люди благочестивые его избегали. Церковный собор 1666 года взял да и запретил духовным лицам держать в своих домах зеркала. Возможно, поэтому количество суеверий, связанных с зеркалами в России уступает только количеству китайских примет по тому же поводу. В разных областях России традиции использования зеркал в гадании приобрели прямо противоположные знаки. На юге на черном зеркале привораживают любовь, в северных губерниях - болезнь недруга. Сходятся только в одном: разбить зеркало - к смерти или, как минимум, семи годам несчастий. Мало кто знает простой и действенный способ «откреститься» от грядущих неприятностей. Разбитое зеркало надо с почетом… похоронить, искренне извинясь перед ним за свою неуклюжесть.

"Только зеркала в малом формате привозились из-за границы в большом количестве и составляли принадлежность женского туалета", - писал. А историк Забелин поясняет, что в России "значение комнатной мебели зеркала получили едва ли не со второй половины XVII века, но и в это время они составляли убранство одних только внутренних постельных хором и не имели еще места в парадных приемных комнатах…" Добавим, что и там они были скрыты завесами из тафты и шелка или хранились в киотах. Пришло время и России делать свои зеркала. В эпоху Петра I зародилось много новых ремесел, в том числе и стекольное. Спрос на оконное стекло, зеркала и посуду был очень велик. В 1705 году начали строить мануфактуру на Воробьевых горах в Москве - "амбар каменный длиной восемьдесят три фута, в вышину десять аршин, в нем плавильная печь сделана из кирпичу белой глины". Появились и другие заводы, причем в России зеркальные стекла делали такой громадной величины, что это вызывало удивление во многих странах.

Зеркало в киоте, украшенное тонким оловянным кружевом, в свое время царевна Софья (правительница при царях-мальчиках Иване и Петре) подарила своему сердечному другу князю Голицыну. В 1689 году по случаю опалы у князя и его сына Алексея было отписано в казну 76 зеркал (зеркальные страсти уже бушевали и среди русской знати), но зеркало царевны князь утаил и увез с собой в ссылку в Архангельский край. После его смерти зеркало среди других вещей по завещанию князя попало в монастырь под Пинегой, уцелело и дожило до наших дней. Сейчас оно хранится в фондах Архангельского краеведческого музея.


Став важным элементом меблировки и декора, зеркало потребовало соответствующего обрамления. В зеркальных рамах нашли выражение художественный вкус, особенность дарования ювелиров и художников, национальный колорит, мастерство и, конечно, время, которому подвластны и ремесла, и искусство.

Менялись различные архитектурные стили и моды, но зеркалу всегда находилось место. В XIIV веке строгая готика сменилась пышным барокко . Ну, как тут обойтись без зеркал! Они использовались и как отделка стен и каминов во дворцах, и как украшение скромного жилища простых граждан. К началу XVIII века на смену барокко пришло рококо, самый изнеженный и утонченный стиль. Тут уж строятся целые зеркальные комнаты и галереи. Так в Версальской зеркальной галерее, например, 306 зеркал как бы раздвигали стены помещения и усиливали силу света, исходящего от свечей и люстр. Потом рококо сменилось строгим классицизмом - зеркала стали украшать парадные лестницы, бальные залы, жилые помещения.

С началом ХХ века зеркала потеряли свою экзотику и стали привычным предметом домашнего обихода. Сегодня их широко применяют и в технике. В наши дни с помощью отраженных солнечных лучей варят металл, обогревают дома, готовят пищу, повышают урожайность семян, проводят сеансы "светового массажа", строят телескопы, прожекторы, маяки, микроскопы, телеобъективы, оптические резонаторы, фотоаппараты, лампы накаливания и… Невозможно перечислить все области применения этого, казалось бы, "легкомысленного" изобретения человека! Большую роль в нашей повседневной жизни играет зеркало. Зеркало - не предмет роскоши, а насущная необходимость. Невозможность видеть самого себя для современного человека почти немыслима. Бритье, исправление небрежностей в одежде, уход за состоянием лица и многое другое невозможно осуществить без зеркала. И неудивительно, что зеркало является одним из древних предметов человеческого обихода.

Зеркало релаксации - одна из новинок, с успехом используемая в кабинетах психологической разгрузки. Однако суть новинки буквально освящена веками. Для снятия усталости предлагается использовать закон бинокулярного зрения. Каждый, кто от переутомления начинает плохо видеть, может поставить перед собой горящую свечу. За ней, на расстоянии 5-10 см, расположить зеркальце и попеременно смотреть то на пляшущий огонек, то на его отражение. Живой огонек, особенно его кончик, будет попеременно возбуждать рецептивные поля сетчатки человека и косвенно клетки лобных долей мозга, которые, получив информацию от правого глаза и левого, построят образ живого огня. Именно этот образ разгрузит мышцы, нормализует давление внутри глаза и избавит от начинающегося расстройства.

Геопатогенные зоны многие считают выдумкой. Но это - научно установленный факт. Энергопотоки, возникающие на месте аномалий земной коры, приносят ощутимый вред здоровью. Геопатогенную зону в вашей квартире поможет обнаружить обычная домашняя кошка. Она будет активно избегать места, где проходит поток. А справиться с вредным излучением поможет… обычное зеркало. Положив его под линолеум или ковровое покрытие, отражающей поверхностью вниз, можно существенно снизить, а иногда и вовсе избавиться от болезнетворного излучения. Однако специалисты по биолокации настаивают на том, что зеркало так же успешно отражает и полезную энергию, приходящую из космоса. Поэтому класть «волшебное стекло» блестящей поверхностью вверх категорически запрещено.
Известно, что оптическая поверхность даже самого хорошего зеркала не только отражает, но и частично поглощает, а значит – «запоминает» падающую на него энергию. Эзотерики убеждены, что информация, "запомненная" зеркалом, может излучаться и действовать на наше подсознание. Есть также версия, что человек - единственное из живых существ, способное узнавать себя в зеркале. Зеркало - главный критерий нашей самооценки. Если вам изо дня в день не нравится ваш внешний вид, трудно рассчитывать на хорошее настроение и самочувствие. Поэтому перед зеркалом необходимо чаще улыбаться. И напротив - как можно реже подходить к нему в дурном расположении духа.

Популярное китайское учение фэн-шуй придает зеркалам особое значение. Они являются своеобразными «перераспределителями» жизненной энергии в правильном направлении. Чтобы домашний очаг был гармоничным, зеркала категорически запрещается размещать в спальне напротив кровати и в коридоре напротив входной двери. Напротив: зеркала, размещенные рядом со столом в гостиной или на кухне, привлекут в дом всяческое благополучие. Отрицательно скажется на мироощущении хозяев и интерьер, выполненный с использованием зеркальной плитки, в которой «дробится» отражение. Такая плитка должна быть расположена таким образом, чтобы в ней исключалось прямое отражение жильцов. Зеркала по возможности должны быть большими. Уходя на работу, полезно оставить перед домашним зеркалом любую денежную купюру – пусть финансы отражаются и множатся.

Выбор зеркал для дома - ответственное мероприятие. Нынешнее изобилие моделей может удовлетворить самый придирчивый вкус. Однако, отправляясь в магазин приобретать «волшебное стекло», стоит помнить: важен не только дизайн или качество обработки. Тысячелетиями за зеркалами сохраняется слава самых магических и таинственных предметов. Поэтому очень важно соблюдать простое правило: покупать нужно только то зеркало, в котором вы понравились сами себе.

На Руси почти до конца XVII века зеркало считалось заморским грехом. Люди благочестивые его избегали. Церковный собор 1666 года взял да и запретил духовным лицам держать в своих домах зеркала.

Понятно, что самым первым зеркалом была обыкновенная... лужа. Но вот беда - с собой ее не унесешь и дома на стенку не повесишь.

Появились отполированные куски обсидиана, которые в древние времена были в ходу в Китае и Центральной Америке, и отполированные бронзовые диски, нашедшие распространение в Средиземноморье.

Совершенно новый тип зеркал - вогнутых - появился лишь в 1240 году, когда научились выдувать сосуды из стекла. Мастер выдувал большой шар, затем вливал в трубку расплавленное олово (иного способа соединения металла со стеклом еще не изобрели), а когда олово растекалось ровным слоем по внутренней поверхности и остывало, шар разбивали на куски. И, пожалуйста: можно смотреться, сколько угодно, только отражение было, мягко говоря, немного искаженным.

Наконец, примерно в 1500 году, во Франции придумали "смачивать" плоское стекло ртутью и приклеивать таким образом на его поверхность тонкую оловянную фольгу. Однако плоские стекла в те времена были невероятно дороги, и хорошо их умели делать лишь в Венеции. Венецианские купцы, недолго думая, выторговали у фламандцев патент и целых полтора века держали монополию на производство отличных "венецианских" зеркал (которые следовало бы именовать фламандскими). Цену их можно представить на таком примере: зеркало размером 1,2 метра на 80 сантиметров стоило... в два с половиной раза дороже, чем полотно Рафаэля!

С давних пор зеркало считается магическим предметом, полным тайн и волшебства (а то и нечистой силы). Оно верно служило и служит по сию пору языческим культам многих народов, которые видят в нем космическую силу Солнца.

Еще древние египтяне толковали крест, переходящий в окружность, как эротический жизненный ключ. А много веков спустя, в эпоху европейского Возрождения, в этом символе увидели изображение дамского туалетного зеркала с ручкой, в котором так любила разглядывать себя богиня любви Венера.

Современную историю зеркал отсчитывают с XIII века, когда в Голландии освоили их кустарную технологию. За ней последовали Фландрия и немецкий город мастеров Нюрнберг, где в 1373 году возник первый зеркальный цех, зеркала ванны и раковины.

В XV веке центром стеклоделия становится остров Мурано, расположившийся под Венецией, в морской лагуне. Специально созданный "Совет Десяти" ревниво оберегал секреты стеклоделия, всячески поощряя мастеров, заодно изолируя их от внешнего мира: слишком велики были прибыли от монополии, чтобы потерять ее. На остров Мурано стеклоделов переселили под предлогом обезопасить Венецию от пожаров. В начале ХVI века братья Андреа Доменико из Мурано разрезали вдоль еще горячий цилиндр из стекла и половинки его раскатали на медной столешнице. Получилось листовое зеркальное полотно, отличавшееся блеском, хрустальной прозрачностью и чистотой. Так произошло главное событие в истории производства зеркал.

Европейские монархи любыми средствами пытались выведать зеркальные тайны Венеции. Это удалось в XVII веке министру Людовика XIV - Кольберу. Золотом и посулами он соблазнил троих мастеров из Мурано и вывез их во Францию.

Французы оказались способными учениками и вскоре даже превзошли своих учителей. Зеркальное стекло стали получать не выдуванием, как это делали в Мурано, а литьем. Технология заключается в следующем: расплавленное стекло прямо из плавильного горшка выливают на ровную поверхность и раскатывают вальцом. Автором этого способа называют Луку Де-Негу.

Изобретение пришлось как нельзя кстати: в Версале строили Галерею зеркал. Она была длинной 73 метра и нуждалась в зеркалах большого размера. В Сен-Габене изготовили 306 таких зеркал, чтобы их сиянием ошеломить тех, кому посчастливится побывать в гостях у короля в Версале. Как после этого было не признать за Людовиком XIV права именоваться "король-солнце"?

На Руси почти до конца XVII века зеркало считалось заморским грехом. Люди благочестивые его избегали. Церковный собор 1666 года взял да и запретил духовным лицам держать в своих домах зеркала.

"Только зеркала в малом формате привозились из-за границы в большом количестве и составляли принадлежность женского туалета, зеркальная комната - унитазы отечественные: ", - писал Н.И. Костомаров. А историк Забелин поясняет, что в России "значение комнатной мебели зеркала получили едва ли не со второй половины XVII века, но и в это время они составляли убранство одних только внутренних постельных хором и не имели еще места в парадных приемных комнатах-" Добавим, что и там они были скрыты завесами из тафты и шелка или хранились в киотах. При Петре Великом в Москве, на Воробьевых горах, возвели "амбар каменный и длинный в восемьдесят три фута, в вышину девять аршин, в нем плавильная печь сделана из кирпичу белой глины". Пришло время и России делать свои зеркала.

Став важным элементом меблировки и декора, зеркало потребовало соответствующего обрамления. В зеркальных рамах нашли выражение художественный вкус, особенность дарования ювелиров и художников, национальный колорит, мастерство и, конечно, время, которому подвластны и ремесла, и искусство, монолит - строительство коттеджей.

В конце XVI века, поддавшись моде, французская королева Мария Медичи решила обзавестись зеркальным кабинетом, для чего в Венеции было приобретено 119 зеркал. Видимо, в благодарность за большой заказ венецианские мастера подарили королеве уникальное зеркало, отделанное агатами, ониксами, смарагдами и инкрустированное драгоценными камнями. Сегодня оно хранится в Лувре.

Зеркала были чрезвычайно дороги. Покупать и коллекционировать их могли лишь очень богатые аристократы и королевские особы.

Не такое уж большое зеркало размером 100х65 см стоило больше 8000 ливров, а картина Рафаэля того же размера - около 3000 ливров.

Во Франции некая графиня де Фиеск рассталась с имением, чтобы купить понравившееся ей зеркало, а герцогиня де Люд продала серебряную мебель на переплавку, аренда квартир - сдам квартиру, чтобы приобрести зеркальную.

Зеркало в киоте, украшенное тонким оловянным кружевом, в свое время царевна Софья (правительница при царях-мальчиках Иване и Петре) подарила своему сердечному другу князю Голицыну.

В 1689 году по случаю опалы у князя и его сына Алексея было отписано в казну 76 зеркал (зеркальные страсти уже бушевали и среди русской знати), но зеркало царевны князь утаил и увез с собой в ссылку в Архангельский край. После его смерти зеркало среди других вещей по завещанию князя попало в монастырь под Пинегой, уцелело и дожило до наших дней. Сейчас оно хранится в фондах Архангельского краеведческого музея.

Возраст самых древних зеркал на земле — насчитывает около семи тысяч лет. До изобретения зеркального стекла в дело шли камень и металл: золото, серебро, бронза, олово, медь, горный хрусталь.

Медуза Горгона превратилась в камень, увидев свое изображение в наполированном до блеска щите Персея. Археологи считают, что самые ранние зеркала — это найденные в Турции полированные куски обсидиана,

насчитывающие 7500 лет. Однако ни в одно из античных зеркал нельзя было, например, рассматривать себя сзади или различать оттенки цвета.

В одном из греческих мифов повествуется о Нарциссе, который часами лежал на берегу озера, любуясь своим отражением в воде. Будь Нарцисс человеком состоятельным, он, надо думать, приобрел бы себе зеркало из полированного металла. В те времена довести до зеркального блеска кусок стали или бронзы величиной с ладонь было не так-то просто. К тому же поверхность такого зеркала окислялась и ее приходилось ежедневно чистить. Латинское spektrum в немецком языке превратилось в Spiegel («Шпигель» — зеркало). Из чего можно заключить, что в Германию зеркала принесли римляне.

Изобретение настоящего зеркала следует отнести к 1279 году, когда францисканец Джон Пекам описал способ покрывать стекло тонким слоем свинца.

Первыми производителями зеркал стали венецианцы. Технология была по тем временам довольно сложная: тонкий слой оловянной фольги накладывался на бумагу, которая с другой стороны покрывалась ртутью, по ртути опять прокладывалась бумага, и лишь затем поверху накладывалось стекло, которое придавливало этот слоеный пирог, а из него тем временем вытаскивалась бумага. Разумеется, подобное зеркало было весьма мутным — и все же оно отражало больше света, чем его поглощало. Таким процесс оставался с несущественными изменениями вплоть до 1835 года, когда немецкий профессор Юстус фон Либих открыл, что, используя серебро, можно получать гораздо более ясные и сверкающие зеркала.

Республика дожей ревниво охраняла свою монополию. В 1454 году она издала приказ, запрещавший зеркальщикам покидать страну, а тем, кто это уже сделал, повелевавший вернуться домой. «Невозвращенцам» грозили карами в отношении их родных. По следам особенно упорствовавших беглецов посылали убийц. В результате зеркало три века оставалось невероятно редким и фантастически дорогим товаром.

Людовик XIV был буквально помешан на зеркалах. Именно в его время фирма «Сан-Гобен» разгадала секрет венецианского производства, после чего цены резко упали. Зеркала стали появляться на стенах частных домов, в картинных рамах. В XVIII веке уже две трети парижан обзавелись ими. Кроме того, дамы стали носить на поясе маленькие зеркальца, прикрепленные цепочками.

При том, как поздно появилось стеклянное зеркало в истории человечества, не может не вызвать изумления, сколь огромную роль оно играет в суевериях и в народной культуре вообще. Уже в Средние века в приговоре одной французской ведьме среди перечня ее магических приспособлений фигурирует и осколок зеркальца. С помощью зеркала гадали на жениха русские девушки. Зеркало как бы приоткрывало пространство потустороннего, оно и манило, и пугало, поэтому обращались с ним опасливо: иногда занавешивали, иногда подносили кошку, иногда отворачивали к стене, а иногда разбивали.


Южноамериканские индейцы считали зеркало порталом в иной мир – тот, в который не проникнуть человеку. Китайцы научились делать «волшебные» зеркала, а венецианцы – баснословно дорогие. И, пожалуй, нигде в мире это таинственное изобретение не оставили без шлейфа легенд, поверий, проклятий и загадок, многие из которых существуют и по сей день.

Зеркала бронзового века


М. де Караваджо. "Нарцисс"

Когда-то увидеть свое отражение можно было разве что заглянув в водоем со стоячей водой, как это сделал Нарцисс из древнегреческой мифологии. Но вот появилось зеркало – точная история, как и время его возникновения теряется в очень давнем прошлом. По всей видимости, все началось с отполированных пластин из обсидиана – природного вулканического стекла.


Такие находки были сделаны на территории современной Турции и датированы седьмым тысячелетием до нашей эры. Это был уже бронзовый век, и помимо обсидиана в качестве материала для изготовления отражающего предмета, постепенно стали использовать именно этот сплав меди и олова. Бронзовые зеркала изготавливали круглыми – по форме Солнца – и в знак почитания главного божества, и в знак того, что именно солнечные лучи отражает зеркало.


Вероятно, к идее создания гладких отполированных поверхностей разные культуры мира пришли самостоятельно, во всяком случае, зеркала, изготовленные в эпоху бронзы и в начале железного века, находят в разных уголках земного шара. У многих народов зеркало использовали в магических обрядах и наделяли волшебными свойствами. А в Древнем Китае в качестве подтверждения своей магической природы некоторые бронзовые зеркала демонстрировали, казалось, настоящее волшебство. Плоские с одной стороны и украшенные узором и рельефом с другой, они, как и положено, показывали отражение того, что было перед ними. Но если с помощью такого зеркала отражали солнечный свет, направив его на стену, вместо обычного солнечного зайчика на стене становился виден узор с тыльной стороны.


Для древнего человека эта демонстрация не представляла собой, возможно, серьезной головоломки, ведь зеркалам и без нее приписывали связь с иным миром, но интересно то, что точного объяснения такого свойства некоторых китайских волшебных зеркал не получено до сих пор. Выдвинутые версии – в том числе о небольших искривлениях поверхности зеркала, о воздействии кислоты, создающей на полированной стороне невидимый глазу узор – могли бы объяснить получаемый эффект, и такие эксперименты были успешно проведены специалистами, но все же секрет китайских мастеров, который пролил бы свет на древнюю профессию зеркальных дел мастера, остается неустановленным. Далеко не все изготовленные в Китае зеркала обладали «волшебными» свойствами, вообще же производство этих бронзовых предметов, украшенных разного рода орнаментами, уже к концу первого тысячелетия до нашей эры приобрело массовый характер.


Большое количество древних зеркал было найдено в Сибири, в Минусинской котловине – несколько сотен изделий из бронзы, относящихся к разным периодам и разным культурам. На тыльной стороне встречаются не просто орнаменты, а целые сценки, особо подчеркивающие ритуальное значение зеркала для его обладателя. Очевидно, часто эти предметы выполняли роль амулета.
Из Китая зеркала попали на Корейский полуостров, откуда способ их изготовления переняли японцы. В периоды Яёй и Кофун бронзовое зеркало оставляли в могиле правителей и аристократов – как способ помочь умершему попасть в загробный мир. В буддизме, который пришел на острова в шестом веке, зеркала тоже выполняли ритуальные функции.


Зеркала в античности

Из Месопотамии и Древнего Египта, где для получения отражающей поверхности использовали отполированную медную пластину, технология изготовления зеркала попала в античный мир. Зеркала изготавливали, в частности, на Кипре, где находилось крупное месторождение меди. А потому богиня Афродита – прозванная Кипридой по месту своего рождения – часто изображалась с зеркалом, которое одновременно было символом женской красоты. По некоторым версиям, именно зеркало держала в руках знаменитая статуя Венеры Милосской. К зеркалу относились с уважением и философы: Сократ призывал смотреть на свое отражение, чтобы познать, а затем и улучшить самого себя.


Чудодейственную силу зеркального отражения греки воспели в мифологии – в схватке с Медузой Горгоной именно оно помогло Персею победить: чтобы не встречаться взглядом с чудовищем, превращающим все живое в камень, герой вел битву, глядя в свой щит, как в зеркало, и смог отсечь Медузе голову. А вот «зеркало Архимеда» имеет уже не столь мифологическую природу, хотя достоверность самого факта сожжения вражеского флота с помощью «луча смерти» ставится под сомнение. Традиционно считается, что в битве под Сиракузами греческие воины использовали придуманный Архимедом способ поджечь корабли противника, направив на них отраженные от щитов солнечные лучи.


Знак женского пола, "зеркало Венеры", восходит к традиционной форме античных зеркал

Металлические и каменные зеркала, хоть и выполняли свою функцию, все же имели существенные недостатки – они нуждались в постоянной полировке, а отражение получалось темным и нечетким. В этом у металлических зеркал существенно выигрывали стеклянные, первые из которых начали создавать в первом веке нашей эры на территории современного Ливана.

Стеклянные зеркала в Европе

В Европе же производство стеклянных зеркал ведет отсчет с XIII века. Для их изготовления использовали сосуд из стекла, в который в процессе выдувания наливали расплавленное олово, затем застывшее изделие разбивали, и из осколков делали зеркало.


Процесс был трудоемкий и дорогой, в состав отражающего свет вещества стали добавлять золото. Стоимость изделий была чрезвычайно высока – позволить себе иметь в доме зеркало могли только очень состоятельные люди. В уплату за одно такое изделие отдавали и поместье, и морское судно. Интересно, что куда дешевле было заказать собственный портрет у гениального мастера – так, собственно говоря, и поступали желающие всегда иметь под рукой свое «отражение».


В XVI веке мастера с острова Мурано впервые создали плоское зеркало – путем разрезания еще горячего стеклянного цилиндра и раскатывания половинок на медных пластинах. Зеркала получались чистыми и блестящими. Изобретение оценили во Франции – там оно в прямом смысле слова пришлось ко двору, королевская семья стала главным заказчиком зеркал, а в 1665 году в стране открылась первая собственная мануфактура.


Благодаря развитию зеркального производства стало возможным написание автопортретов, давших потомкам представление о внешнем облике живописцев прошлого. Да и в своей работе мастера использовали возможности зеркал – Леонардо да Винчи советовал художникам смотреть на отражение своей работы, чтобы оценить ее достоверность и гармоничность.


На картине Рубенса демонстрируется популярный в искусстве прием "эффект Венеры", когда человек перед зеркалом смотрит не на свое отражения, а на зрителя

Позже жидкое стекло стали выливать прямо на отражающую поверхность и раскатывать, а в 1835 году немецкий химик Юстус фон Либих изобрел способ серебряного напыления, технологию, применяемую и в настоящее время. Сложно переоценить практическое значение зеркала в современном мире – оно используется едва ли не во всех областях человеческой деятельности. Однако магический, потусторонний характер предмета, позволяющего заглянуть в другой мир, в зазеркалье, по-прежнему остается одной из главных особенностей зеркал.


А. Стеенвинкель. "Двойной автопортрет"

Современный человек, пусть не верит мифам прошлого, все же читает про Зеркало Еиналеж в саге о Гарри Поттере, верит в многочисленные приметы, связанные с зеркалами, выполняет старинные ритуалы – например, заглянуть в домашнее зеркало, вернувшись с дороги за забытой вещью.
Несмотря на все накопленные знания, многовековая культура человечества подсказывает, что лучше относиться к зазеркалью осторожно и с уважением – как это делали цивилизации прошлого.


Э. Мане. "Бар в Фоли-Бержер"

Картина "Бар в "Фоли-Бержер" - одна из тех, что заставляют зрителя - всему виной загадочное отражение в зеркале.

Для человека главный способ восприятия информации об окружающем мире – визуальный. Древние люди смотрели на свое отражение в воде. В Каменном веке люди тщательно отполировывали кусочки обсидиана. Подобные куски были найдены при раскопках в Турции.

С развитием цивилизации человечество стало использовать в качестве зеркал металлы – серебро, медь или золото. Из этих металлов изготавливались диски, отшлифованные до блеска с одной стороны. С обратной стороны диски отделывались различными украшениями. Но металлические обладали большим недостатком – изображение в них было мутное и расплывчатое.

Изобретение настоящего зеркала

Первое стеклянное зеркало было во Франции. Францисканец Джон Пекам в 1279 году описал метод покрытия стекла слоем олова. Производство зеркал делалось по следующей технологии – в стеклянный сосуд вливали тонким слоем расплавленное олово. Когда сосуд остывал, его разбивали на куски. Конечно, вогнутые куски давали искаженное изображение, но оно было четким и . Кустарное производство зеркал впервые началось в Голландии в XIII веке. Затем зеркала стали изготавливать во Фландрии и в городе Нюрнберге.

Развитие зеркального производства

В 1407 году Венеция выкупила патент на производство зеркал у фламандцев. Полтора столетия Венеция была монополистом в области производства зеркал. Венецианские зеркала отличались высоким качеством и ценой. В отражающие составы венецианские мастера добавляли золото и бронзу. Отражение в таких зеркалах было красивее, чем действительность. Стоили такие зеркала очень дорого, на эту же сумму можно было приобрести небольшой корабль.

Прорыв в производстве зеркал произошел в начале XVI века. Мастера из Мурано смогли разрезать горячий сосуд из стекла и раскатать на медной столешнице. Таким образом, было получено зеркальное полотно – блестящее и чистое. Зеркальные листы не искажали изображение.
Так как зеркала стоили очень дорого, французы решили организовать свое производство.

В 17 веке французы смогли подкупить мастеров из Мурано. Мастеров и их семьи тайно доставили во Францию. Переняв секреты изготовления зеркал, в 1665 году французы открыли первую зеркальную мануфактуру. После открытия мануфактуры цена на зеркальное полотно снизилась и стала доступной для большинства населения.

Где сегодня используются зеркала

Сейчас зеркала используются не только ухода за внешностью. Получила широкое распространение отделка интерьера зеркальными полотнами. Также зеркала используются в осветительных, научных и оптических приборах.
Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода