Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Что значит опек: понятие и расшифровка аббревиатуры opec. Страны, входящие в состав опек Страны участники опек

Структура, называемая ОПЕК, расшифровка аббревиатуры которой, в принципе, знакома очень многим, играет значимую роль на мировой бизнес-арене. Когда была создана эта организация? Каковы основные факторы, предопределившие учреждение данной международной структуры? Сегодняшний тренд, отражающий снижение цен на нефть, можно ли сказать, что предсказуем и потому подконтролен для сегодняшних стран-экспортеров "черного золота"? Или же страны ОПЕК с высокой вероятностью - исполнители роли второго плана на глобальной политической арене, вынужденные считаться с приоритетами других держав?

OPEC: общая информация

Что такое ОПЕК? Расшифровка данной аббревиатуры довольно проста. Правда, прежде чем ее производить, следует корректно транслитерировать ее на английский - OPEC. Получится - Organization of Petroleum Exporting Countries. Или, Организация стран-экспортеров нефти. Данная международная структура создана крупными нефтедобывающими державами с целью, как считают аналитики, влияния на рынок "черного золота" в аспекте, прежде всего, цен.

Члены ОПЕК - 12 государств. В их числе есть ближневосточные страны - Иран, Катар, Саудовская Аравия, Ирак, Кувейт, ОАЭ, три государства из Африки - Алжир, Нигерия, Ангола, Ливия, а также Венесуэла и Эквадор, что расположены в Южной Америке. Штаб-квартира организации при этом расположена в австрийской столице - Вене. Организация стран-экспортеров нефти была основана в 1960 году. К текущему моменту страны ОПЕК контролируют порядка 40% от мирового экспорта "черного золота".

История ОПЕК

ОПЕК была основана в столице Ирака, городе Багдаде, в сентябре 1960 года. Инициаторами ее создания стали крупные мировые экспортеры нефти - Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Кувейт, а также Венесуэла. Как считают современные историки, период, когда данные государства выступили с соответствующей инициативой, совпал со временем, когда шел активный процесс деколонизации. Бывшие зависимые территории отделялись от своих метрополий как в политическом, так и в экономическом выражении.

Мировой рынок нефти контролировали в основном западные компании, такие как Exxon, Chevron, Mobil. Есть исторический факт - картель из крупнейших корпораций, включая названные, выступила с решением снизить цены на "черное золото". Это было обусловлено необходимостью снижения издержек, связанных с нефтяной рентой. В результате страны, учредившие ОПЕК, поставили цель - получить возможность контроля над своими природными ресурсами вне поля влияния крупнейших мировых корпораций. К тому же в 60-е годы, как считают некоторые аналитики, экономика планеты не испытывала столь большой потребности в нефти - предложение превышало спрос. И потому деятельность ОПЕК была призвана предотвратить снижение глобальных цен на "черное золото".

Первым делом был учрежден Секретариат ОПЕК. Он "прописался" в швейцарской Женеве, однако в 1965 году "переехал" в Вену. В 1968-м прошло заседание ОПЕК, на котором организация приняла Декларацию о нефтяной политике. В ней отражалось право государств на осуществление контроля над национальными природными ресурсами. К тому моменту в состав организации вступили другие крупнейшие экспортеры нефти в мире - Катар, Ливия, Индонезия, а также ОАЭ. В 1969 году в ОПЕК вошел Алжир.

Как считают многие эксперты, влияние ОПЕК на глобальный рынок нефти особенно возросло в 70-е годы. Это было во многом обусловлено тем, что контроль над добычей нефти взяли на себя правительства стран, входящих в организацию. Как полагают аналитики, в те годы ОПЕК действительно могла прямо воздействовать на мировые цены на "черное золото". В 1976 году был создан Фонд ОПЕК, в ведении которого появились вопросы международного развития. В 70-е к организации присоединилось еще несколько стран - две африканские (Нигерия, Габон), одна из Южной Америки - Эквадор.

К началу 80-х мировые цены на нефть достигли очень высоких отметок, однако в 1986-м они начали снижаться. Члены ОПЕК на некоторое время снизили свою долю на глобальном рынке "черного золота". Это привело, как отмечают некоторые аналитики, к существенным экономическим проблемам в странах, входящих в организацию. Вместе с тем уже к началу 90-х цены на нефть вновь выросли - примерно до половины того уровня, что был достигнут в начале 80-х. Доля стран ОПЕК в глобальном сегменте также стала расти. Эксперты полагают, что подобного рода эффект был во многом обусловлен введением такого компонента экономической политики, как квоты. Также была внедрена методология ценообразования, основанная на так называемой "корзине ОПЕК".

В 90-е годы мировые цены на нефть в целом не были, как считают многие аналитики, несколько ниже ожиданий стран, входящих в Организацию. Существенным барьером к росту стоимости "черного золота" стал экономический кризис в Юго-Восточной Азии в 1998-1999 годах. Вместе с тем к концу 90-х специфика многих производств стала требовать больше нефтяного ресурса. Появились особо энергоемкие бизнесы, процессы глобализации стали особенно интенсивными. Это, как считают эксперты, создало некоторые условия для скорого роста цен на нефть. Отметим, что в 1998 году статус наблюдателя в ОПЕК получила Россия - экспортер нефти, один из крупнейших уже на тот момент игроков глобального рынка "черного золота". При этом в 90-х из состава организации вышел Габон, а временно приостановил свою деятельность в структуре ОПЕК Эквадор.

В начале 2000-х годов мировые цены на нефть стали понемногу расти и долгое время были в достаточной мере стабильны. Однако вскоре начался их стремительный рост, достигнувший максимума в 2008 году. К тому моменту в состав ОПЕК вошла Ангола. Однако в 2008 году резко активизировались кризисные факторы. Осенью 2008-го цены на "черное золото" упали до уровня начала 2000-х. Вместе с тем в течение 2009-2010 годов цены вновь выросли и продолжали быть на уровне, который основные экспортеры нефти, как полагают экономисты, были вправе считать самым комфортным. В 2014 году, в силу целого комплекса причин, цены на нефть планомерно снизились до уровня середины 2000-х. ОПЕК вместе с тем продолжает играть значимую роль на глобальном рынке "черного золота".

Цели деятельности ОПЕК

Как мы уже отметили выше, изначально целью создания ОПЕК было установление контроля над национальными природными ресурсами, а также влияние на мировые ценообразующие тренды в нефтяном сегменте. Как полагают современные аналитики, принципиально данная цель с тех пор не поменялась. В числе наиболее актуальных задач, не считая главной, для ОПЕК - развитие инфраструктуры поставок нефти, грамотное инвестирование доходов от экспорта "черного золота".

ОПЕК как игрок мировой политической арены

Члены ОПЕК объединены в структуру, которая носит статус Именно так она зарегистрирована в ООН. Уже в первые годы работы ОПЕК установила отношения с Советом ООН по вопросам экономики и общества, стала участвовать в Конференции по торговле и развитию. Несколько раз в год проводятся совещания с участием высших правительственных должностей стран, входящих в ОПЕК. Данного рода мероприятия предназначены для выработки совместной стратегии дальнейшего выстраивания деятельности на глобальном рынке.

Запасы нефти в ОПЕК

Члены ОПЕК обладают суммарными запасами нефти, которые оцениваются более чем в 1199 миллиардов баррелей. Это примерно 60-70% от мировых резервов. При этом, как полагают некоторые эксперты, только Венесуэла достигла пиковых объемов добычи нефти. Остальные страны, что входят в ОПЕК, еще могут увеличить свои показатели. Вместе с тем мнения современных экспертов касательно перспектив роста добычи "черного золота" странами Организации расходятся. Некоторые говорят, что государства, что входят в ОПЕК, будут стремиться к увеличению соответствующих показателей - с целью сохранения текущих позиций на глобальном рынке.

Дело в том, что сейчас США - экспортер нефти (в значительной мере относящейся к типу сланцевой), который в потенциале может существенно потеснить страны ОПЕК на мировой арене. Другие аналитики полагают, что увеличение добычи невыгодно государствам, входящим в Организацию - рост предложения на рынке снижает цены на "черное золото".

Структура управления

Интересный аспект в изучении ОПЕК - характеристика системы менеджмента организации. Ведущий орган управления ОПЕК - это Конференция государств-участниц. Созывается она обычно 2 раза в год. Заседание ОПЕК в формате Конференции предполагает обсуждение вопросов, связанных с приемом в организацию новых государств, принятием бюджета, кадровыми назначениями. Актуальные темы для Конференции формулирует, как правило, Совет Управляющих. Эта же структура осуществляет контроль над реализацией утвержденных решений. В структуре Совета Управляющих - несколько отделов, отвечающих за специальный круг вопросов.

Что такое "корзина" цен на нефть?

Выше мы сказали о том, что одним из ценовых ориентиров для стран Организации выступает так называемая "корзина". среднее арифметическое между некоторыми добываемыми в разных странах ОПЕК. Расшифровка их названий часто связана с сортом - "легким" или "тяжелым", а также государством происхождения. Например, есть марка Arab Light - легкая нефть, добываемая в Саудовской Аравии. Есть Iran Heavy - тяжелая происхождения. Есть такие марки, как Kuwait Export, Qatar Marine. Максимального значения "корзина" достигала в июле 2008 года - 140,73 долларов.

Квоты

Нами было отмечено, что в практике деятельности стран Организации присутствуют такое? Это ограничения на ежедневный объем добычи нефти для каждой из стран. Их величина может меняться по итогам соответствующих заседаний структур менеджмента Организации. В общем случае при снижении квот есть основания ожидать дефицита предложения на мировом рынке и, как результат, рост цен. В свою очередь, если соответствующее ограничение остается без изменений или увеличивается, расценки на "черное золото" могут иметь тенденцию к снижению.

ОПЕК и Россия

Как известно, главные экспортеры нефти в мире - это не только страны ОПЕК. В число крупнейших глобальных поставщиков "черного золота" на глобальном рынке входит Россия. Есть мнение, что в какие-то годы между нашей страной и Организацией имели место конфронтационные отношения. Например, в 2002 году от ОПЕК в адрес Москвы было выдвинуто требование - сократить добычу нефти, а также ее реализацию на глобальном рынке. Однако, как свидетельствуют публичные статистические данные, экспорт "черного золота" из РФ с того момента практически не снижался, а наоборот, рос.

Противостояние России и данной международной структуры, как полагают аналитики, прекратилось в годы стремительного роста цен на нефть в середине 2000-х. С тех пор между РФ и Организацией в целом наблюдается тенденция к конструктивному взаимодействию - как на уровне межправительственных консультаций, так и в аспекте сотрудничества нефтяных бизнесов. ОПЕК и Россия - экспортеры "черного золота". В целом логично, что их стратегические интересы на глобальной арене совпадают.

Перспективы

Каковы перспективы дальнейшего партнерства государств, входящих в ОПЕК? Расшифровка этой аббревиатуры, что дана нами в самом начале статьи, говорит о том, что в основе общности интересов стран, что учредили и продолжают поддерживать функционирование данной организации, - конкретно экспорт "черного золота". Вместе с тем, как полагают некоторые современные аналитики, с целью дальнейшей оптимизации бизнес-стратегий в сочетании с реализацией национальных политических интересов странам, входящим в Организацию, в ближайшие годы придется считаться также и со мнением государств-импортеров нефти. С чем это может быть связано?

Прежде всего с тем, что комфортный импорт нефти для стран, в ней нуждающихся - условие развития их экономики. Будут развиваться национально-хозяйственные системы, расти производство - цены на нефть не упадут ниже критической для экспертеров "черного золота" отметки. В свою очередь, удорожание себестоимости производств, которое во многом возникает из-за чрезмерных топливных расходов, с высокой вероятностью будет приводить к закрытию энергоемких мощностей, их модернизации в пользу задействования альтернативных источников энергии. Как следствие - глобальные цены на нефть могут снижаться. Поэтому основной лейтмотив дальнейшего развития стран ОПЕК, как считают многие эксперты, - это разумный компромисс между реализацией собственных национальных интересов и позицией государств, импортирующих "черное золото".

Есть и другая точка зрения. Согласно ей, нефти в ближайшие несколько десятилетий не будет альтернативы. И потому страны Организации имеют все шансы на то, чтобы укрепить свои позиции на мировой бизнес-арене, а попутно также получить преимущества в аспекте реализации политических интересов. В целом, при возможных кратковременных спадах, цены на нефть будут оставаться высокими, исходя из объективных потребностей производящих экономик, инфляционных процессов, а также в ряде случаев относительно медленного освоения новых месторождений. Предложение в отдельные годы может и вовсе не поспевать за спросом.

Существует также и третья точка зрения. Согласно ей, в более выигрышной позиции могут оказаться как раз таки страны-импортеры нефти. Дело в том, что текущие показатели цены на "черное золото", как считают аналитики, придерживающиеся концепции, о которой идет речь, практически полностью спекулятивны. А во многих случаях - управляемы. Рентабельная мировая цена нефтяного бизнеса для некоторых компаний - 25 долларов. Это намного ниже, чем даже текущая цена на "черное золото", весьма вероятно, некомфортная для бюджетов многих стран-экспортеров. И потому странам Организации в рамках концепции некоторыми экспертами отводится роль игрока, который не может диктовать свои условия. И более того, в определенной степени зависимого от политических приоритетов многих стран-импортеров нефти.

Отметим, что каждая из трех точек зрения отражает лишь предположения, теории, озвучиваемые разными экспертами. Нефтяной рынок - один из самых непредсказуемых. Прогнозы, касающиеся цен на "черное золото" и выдвигаемые разными экспертами, могут быть абсолютно несхожими.

ОПЕК (от англ. OPEC, The Organization of the Petroleum Exporting Countries) — это организация стран-экспортёров нефти.

Чем занимается организация?

ОПЕК координирует политику нефтедобычи и мировое ценообразование на сырьё.

Члены организации контролируют примерно две трети разведанных запасов нефти на планете, осуществляют 40 % мировой добычи.

Основные цели ОПЕК:

  • защита интересов стран-членов организации;
  • обеспечение стабильности цен на нефть и нефтепродукты;
  • гарантия регулярных поставок нефти другим странам;
  • обеспечение странам-членам организации стабильного дохода от продажи нефти;
  • определение стратегии добычи и продажи нефти.

Кто входит в ОПЕК?

В ОПЕК входят 12 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола. Россия, Мексика, Египет и Оман являются странами-наблюдателями при организации.

История создания

ОПЕК была создана на конференции в Багдаде 10-14 сентября 1960 года. Инициатором создания выступила Венесуэла. Первоначально в ОПЕК входили Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Венесуэла и Кувейт.

Позднее, в разные годы, в эту организацию вошли ещё девять стран.

Катар (1961 год),

Индонезия (1962 год),

Ливия (1962 год),

Объединённые Арабские Эмираты (1967 год),

Алжир (1969 год),

Нигерия (1971 год),

Эквадор (1973 год),

Габон (1975 год),

Ангола (2007 год).

В 1994 году из организации вышел Габон, а в 2008 году из картеля вышла Индонезия.

Штаб-квартира картеля находится в Вене, столице Австрии.

Добыча нефти странами-членами ОПЕК в 2013 году, тыс. баррелей в день (по данным ОПЕК ):

Саудовская Аравия — 9,637;

Иран — 3,576;

Ирак — 2,980;

Кувейт — 2,922;

Объединённые Арабские Эмираты — 2,797;

Венесуэла — 2,786;

Нигерия — 1,754;

Ангола — 1,701;

Алжир — 1,203;

Ливия — 993;

Катар — 724;

Предпосылкой для создания Организации Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК, исходная аббревиатура на английском языке — OPEC) стало отсутствие возможности у государств Ближневосточного региона и Среднего востока самостоятельно противостоять неоколонистской политике, проводимой вопреки их интересам, а также перенасыщение мирового рынка нефтью. Результат — резкое снижение цен и устойчивая тенденция для дальнейшего падения. Колебания стоимости нефти стали ощутимы для устоявшихся экспортеров, были неконтролируемы, а последствия непредсказуемы.

Чтобы избежать кризиса и спасти экономику представители правительств заинтересованных сторон Ирака, Ирана, Кувейта, Саудовской Аравии и Венесуэлы встретились в Багдаде (10 — 14 сентября 1960), где приняли решение учредить Организацию Стран Экспортеров Нефти. Спустя полвека для мировой экономики это объединение остается одним из самых влиятельных, но уже не ключевым. Количество стран ОПЕК периодически изменялось. Теперь это 14 государств-нефтедобытчиков .

Историческая справка

До Багдадской конференции цены на «черное золото»; диктовал нефтяной картель из семи нефтяных компаний западных держав, называемый «семь сестер». Став членами объединения ОПЕК, страны-участники организации совместными усилиями могли влиять на ценообразование и объем реализации нефти. История развития организации поэтапно выглядит следующим образом:

  • Август 1960 г. Цена падает до критической отметки после выхода на нефтяную арену новых игроков (СССР и США).
  • Сентябрь 1960 г. В Багдаде проводится встреча представителей Ирака, Ирана, Кувейта, Саудовской Аравии, Венесуэлы. Последняя выступила инициатором создания организации ОПЕК.
  • 1961-1962 г. вхождение Катара (1961), Индонезии (1962), Ливии (1962).
  • 1965 г. Начало сотрудничества с Экономическим и Социальным советом ООН.
  • 1965-1971 г. Численность объединения пополнилась за счет вступления Арабских Эмиратов (1965), Алжира (1969), Нигерии (1971).
  • 16 октября 1973 г. Введение первой квоты.
  • 1973-1975 вступление в организацию Эквадора (1973) и Габона (1975).
  • 90-е годы. Выход из ОПЕК Габона (1995 г.) и добровольное приостановление участия Эквадора (1992 г.).
  • 2007-2008 г. Возобновление деятельности Эквадора (2007), приостановка членства Индонезии (январь 2009 стала импортером). Вхождение в союз Анголы (2007). Наблюдателем становится Российская Федерация (2008 г.) без обязательства получить членство.
  • 2016г. Индонезия возобновила членство в январе 2016 года, но решила вновь приостановить свое членство 30 ноября того же года.
  • июль 2016 г. Габон вновь присоединился к организации.
  • 2017 г. присоединение Экваториальной Гвинеи.

В течение 10 лет с момента основания члены ОПЕК ощущали стремительный экономический подъем, пик которого приходится на 1974-1976 гг. Однако следующее десятилетие ознаменовано очередным падением цен на нефть, причем вдвое. Несложно отследить взаимосвязь описанных периодов с переломными моментами истории мирового развития.

ОПЕК и мировой рынок нефти

Объект деятельности ОПЕК нефть, а если быть точным, ее стоимость. Возможности, которые предоставляет совместное управление сегментом рынка нефтепродуктов, позволяют:

  • защищать интересы государств, входящих в состав организации;
  • обеспечивать контроль стабильности стоимости нефти;
  • гарантировать бесперебойные поставки потребителям;
  • обеспечить экономике стран-участников стабильный доход от нефтедобычи;
  • прогнозировать экономические явления;
  • вырабатывать единую стратегию развития отрасли.

Имея возможность контролировать объемы реализуемой нефти, организация ставит перед собой именно эти цели. Сейчас уровень добычи странами-участниками составляет 35% или 2/3 от общего количества. Все это возможно благодаря четко выстроенному, отлаженному механизму.

Структура ОРЕС

Организовано сообщество таким образом, чтобы принятые решения не противодействовали интересам ни одной из стран участников ОПЕК. Структурированная схема с учетом значимости подразделений выглядит так:

  • Конференция ОПЕК.
  • Секретариат с генеральным секретарем во главе.
  • Совет управляющих.
  • Комитеты.
  • Экономическая комиссия.

Конференция — это собрание, проводимое два раза каждый год, на котором министры стран членов ОПЕК обсуждают ключевые стратегические аспекты и принимают решения. Здесь же назначаются представители, по одному от каждого входящего государства, которые формируют совет управляющих.

Секретариат назначается в результате совещания комиссии, а задачей генерального секретаря является представление позиции организации при взаимодействиях с другими объединениями. Какая бы страна не входила в ОПЕК, ее интересы представит один человек (генсекретарь). Все его действия — продукт принятых руководством организации решений после коллегиального обсуждения на конференции.

Состав ОПЕК

В ОПЕК входят страны, финансовое благополучие которых напрямую зависит от колебаний мирового нефтерынка. Подать заявку может любое государство. На сегодняшний день геополитический состав организации выглядит следующим образом.

Страны Азии и Аравийского полуострова в ОПЕК

Эта часть карты мира представлена в ОПЕК Ираном, Саудовской Аравией, Кувейтом, Ираком, Катаром, Объединенными Арабскими Эмиратами и Индонезией (до выхода в январе 2009). Хотя последняя имеет иное географическое расположение, ее интересы непрерывно пересекаются с другими азиатскими партнерами с момента возникновения Азиатско-Тихоокеанского форума Экономического Сотрудничества (АРЭС).

Для стран на Аравийском полуострове характерно монархическое правление. Противостояния не прекращаются веками, а с середины ХХ века люди гибнут за нефть по всему миру. Череда конфликтов лихорадит Ирак, Кувейт, Саудовскую Аравию. Войны разжигаются, чтобы дестабилизировать нефтяной рынок, и как следствие увеличить количество зарабатываемых нефтедолларов, увеличив спрос на нефть.

Страны Южной Америки, входящие в ОПЕК

Латинская Америка представлена Венесуэлой и Эквадором. Первая — инициатор создания ОПЕК. Государственные долги Венесуэлы за последние годы выросли. Причина — политическая нестабильность и падение цен на мировом нефтяном рынке. Это государство процветало, только если стоимость барреля нефти была выше среднего показателя.

Эквадор также нестабилен ввиду наличия госдолга в 50% от ВВП. А в 2016 г. правительству страны пришлось по результатам суда заплатить 112 млн. дол. американских корпораций Chevron за невыполнение обязательств принятых 4 десятка лет назад, в рамках разработки южноамериканских нефтяных месторождений. Для небольшого государства это значительная часть бюджета.

Страны Африки и ОПЕК

Действия ОПЕК защищают благосостояние 6 стран Африки из 54. А именно, интересы:

  • Габона;
  • Экваториальной Гвинеи;
  • Анголы;
  • Ливии;
  • Нигерии;
  • Алжира.

Этому региону присущи высокие показатели численности населения, а также безработица и количество людей, находящихся за чертой бедности. Опять же виной тому низкая цена барреля нефти, высокий уровень конкуренции и перенасыщение нефтяного рынка сырьем.

Квоты ОПЕК- рычаги влияния на мировую экономику

Квота добычи сырья — это установленная для членов сообщества норма экспорта нефти. Октябрь 1973 года стал моментом подписания соглашения о снижении выпуска на 5%. Принятое решение об изменении объема добычи предполагало поднятие цены на 70%. Эти шаги стали последствием развязывания «войны Судного дня», в которой участвовали Сирия, Египет, Израиль.

Очередным соглашением о снижении уровня добычи нефти, принятым на следующий день после введения первой квоты. В адрес США, Японии и некоторых Западноевропейских стран было наложено эмбарго. В течение месяца вводились и отменялись квоты, определяющие кому, сколько баррелей нефти в день выставлять на продажу, по какой цене продавать добытое сырье.

За десятилетия практика неоднократно подтверждала эффективность этих рычагов воздействия, доказывая мощь сообщества экспортеров. Решения ОПЕК о добыче нефти принимаются после обсуждения вопроса представителями стран-участников организации.

Россия и ОПЕК

Влияние сообщества экспортеров за последние годы снизилось, что привело к невозможности вести монопольную политику, навязывая другим невыгодные условия. Это стало возможным после выхода на арену нефтедобытчиков из Китая, Соединенных Штатов, Российской Федерации. Для того чтобы действия сообщества стран-экспортеров нефти были подконтрольными (не выходили за рамки, когда могли бы нанести вред государствам, не имеющим членства), Российская Федерация в лице правительства взяла на себя роль наблюдателя. Россия является официальным наблюдателем в ОПЕК, одновременно представляя собой противовес. Она имеет возможность снизить цену барреля методом увеличения уровня добычи, тем самым повлиять на мировой рынок.

Проблемы ОПЕК

Основные сложности, с которыми приходится бороться, заключены в следующих тезисах:

  • 7 из 14 членов находятся в состоянии войны.
  • Технологическое несовершенство, отставание от прогресса, феодальный атавизм государственного строя некоторых стран-участников.
  • Необразованность, отсутствие квалифицированных кадров на всех уровнях производства большинства стран-участников.
  • Финансовая безграмотность правительств большинства стран — членов OPEC, неспособных достойным образом распорядиться крупной прибылью.
  • Рост влияния (сопротивление) государств, не входящих в число членов коалиции.

Под действием этих факторов ОРЕС перестал быть лидирующим регулятором стабильности сырьевого рынка и ликвидности нефтедоллара.

ОПЕК - это международная межправительственная , созданная нефтедобывающими державами в целях стабилизации цен на . Членами данной компании являются страны , чья экономика во многом зависит от доходов от экспортирования черного золота . ОПЕК как постоянно действующая фирма была создана на конференции в Багдаде 10—14 сентября 1960. Первоначально в состав фирмы вошли Иран, Ирак, Кувейт, и республика Венесуэла (инициатор создания). К этим пяти странам , основавшим компанию, позднее присоединились ещё девять: Катар (1961), Индонезия (1962—2008, 1 ноября 2008 г. вышла из состава ОПЕК ), Ливия (1962), Объединённые Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), (1973—1992, 2007), Габон (1975—1994), Ангола (2007).

В настоящее время в ОПЕК входит 12 членов, с учетом изменений состава, произошедших в 2007 г.: появления нового члена компании — Анголы и репатриации в лоно фирмы Эквадора. В 2008 году Россия заявила о готовности стать постоянным наблюдателем в картеле.

Штаб-квартира ОПЕК.

Штаб квартира первоначально находилась в Женеве (), затем 1 сентября 1965 переместилась в Вену (Австрия). Целью ОПЕК является координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран участников компании, поддержания стабильных цен на нефть , обеспечения стабильных поставок черного золота потребителям, получения отдачи от инвестиций в нефтяную . Министры энергетики и черного золота государств членов ОПЕК дважды в год проводят встречи для оценки международного рынка черного золота и прогноза его развития на будущее. На этих встречах принимаются решения о действиях, которые необходимо предпринять для стабилизации рынка . Решения об изменениях объёма добычи нефти в соответствии с изменением спроса на рынке принимаются на конференциях ОПЕК. Страны члены ОПЕК контролируют около 2/3 мировых запасов нефтепродуктов. На их долю приходится 40 % от всемирной добычи или половина мирового экспортирования черного золота. Пик черного золота ещё не пройден только странами ОПЕК и Канадой (из крупных экспортёров). В Российской Федерации пик черного золота был пройден в 1988 году.

Подробно ОПЕК

Межправительственные фирмы стран-производителей и экспортеров сырья создавались интенсивно в 60-ые годы по инициативе развивающихся стран-поставщиков сырьевых товаров в целях укрепления национального контроля над природными ресурсами и стабилизации цен на рынках сырьевых товаров. Товарные ассоциации призваны стать противовесом существующей системе компании потребителей на сырьевых рынках, чтобы устранить положение, при котором западные страны получают односторонние преимущества, обусловленные картелизацией рынков покупателей. К некоторым ассоциациям впоследствии присоединились отдельные развитые страны-экспортеры соответствующих видов сырья. В настоящее время существуют межгосударственные ассоциации экспортеров черного золота, купрума, бокситов, железной руды, ртути, вольфрама, олова, серебра, фосфатов, натурального каучука, древесины тропических пород, кожи, кокосовых продуктов, джута, хлопка, черного перца, какао-бобов, чая, сахара, бананов, арахиса, цитрусовых, мяса и маслосемян. На долю товарных ассоциаций приходится примерно 20% объема мирового экспортирования и около 55% поставок только промышленного сырья и продовольствия. Удельный вес товарных ассоциаций в производстве и внешней торговле по отдельным сырьевым товарам составляет 80—90. Экономическими предпосылками создания товарных ассоциаций явились: появление на мировом рынке значительного числа независимых поставщиков и усиление их поставщиковнцентрация экспортного потенциала по многим видам сырья в небольшом числе государств; высокий удельный вес развивающихся стран в мировом экспорте соответствующих товаров и сопоставимые уровни затрат добычи и качества поставленного сырья; низкая краткосрочная ценовая эластичность спроса на многие сырьевые товары в сочетании с низкой ценовой эластичностью предложения пределами ассоциаций, при которой повышение цен не приводит к незамедлительному росту производства данного или альтернативного сырья в странах, не входящих в соответствующее объединение.

Целями деятельности товарных ассоциаций являются: координация политики стран-членов в области сырьевых товаров; разработка путей и методов защиты их торговых интересов; содействие расширению потребления определенного вида сырья в странах-импортерах; осуществление коллективных усилий в деле создания национальной перерабатывающей промышленности, совместных предприятий и фирм по переработке, перевозке и сбыту экспортируемого сырья; установление контроля над операциями ТНК; расширение участия национальных фирм развивающихся государств в переработке и сбыте сырья: налаживание прямых связей между продуцентами и потребителями сырья; предотвращение резких падений цен на сырье ; упрощение и стандартизация торговых сделок и необходимой для этого документации; проведение мероприятий, способствующих расширению спроса на сырьевые товары . Существуют большие различия в результативности деятельности товарных ассоциаций. Это обусловлено: неодинаковым значением отдельных сырьевых товаров для всемирного хозяйства и хозяйства отдельных стран; специфическими особенностями естественного, технического и экономического характера, свойственными конкретным сырьевым товарам; степенью контроля ассоциации над ресурсами, производством и внешней торговлей соответствующим видом сырья; общим экономическим потенциалом организаций поставщиков сырья.

поставщиков ь ряда межгосударственных объединений предприятий затрудняется из-за широкой географической рассредоточения производства отдельных сырьевых товаров (железной руды , купрума , серебра, бокситов, фосфатов, мяса , сахара, цитрусовых). Важное значение имеет и то, что регулирование рынков кофе, сахара, натурального каучука, олова осуществляется преимущественно в рамках международных товарных соглашений с участием стран-импортеров сосоглашенийщих товаров. Реальное воздействие на регулирование товарного рынка оказывает небольшое число ассоциаций. Наибольших успехов достигли практически только члены ОПЕК ( стран—экспортеров черного золота), чему способствовали такие благоприятные факторы, как особенность черного золота как базисного сырьевого продукта; концентрация ее добычи в небольшом числе развивают высокую степень зависимости развитых стран от импорта черного золота; заинтересованность ТНК в росте цен на . В результате усилий стран ОПЕК уровень цен на нефть был существенно повышен, введена новая система арендных платежей, пересмотрены в пользу развивающихся стран условия соглашений об эксплуатации их природных ресурсов западными компаниями. ОПЕК в современных условиях оказывает существенное воздействие на регулирование мирового рынка черного золота путем установления цен на нее. Арабские страны—члены ОАПЕК ( арабских стран—экспортеров черного золота) добились определенных успехов в деле создания на коллективной основе сети компаний в области разведки, добычи, переработки, транспортировки черного золота и нефтепродуктов, финансирования различных проектов в сырьевом секторе хозяйства стран-участниц. Масштабы влияния товарных ассоциаций, функционирующих на рынках металлов, на международную торговлю этими товарами до настоящего времени были довольно ограниченными. Если задача установления контроля над национальными природными ресурсами , уменьшения зависимости от Транс Национальных Корпораций, налаживания более глубокой переработки сырья и сбыта продукции собственными силами решается ими в целом более или менее успешно, то попытки установления справедливых цен и координации рыночной политики в большинстве случаев оказались малоэффективными. Основные причины этого следующие: неоднородный состав участников (во многие ассоциации наряду с развивающимися входят развитые страны), что обусловливает серьезные противоречия между государствами, имеющими различные интересы; рекомендательный, а не обязательный характер решений, главным образом вследствие оппозиционной политики развитых или находящихся в сфере влияния ТНК развивающихся стран; неполное вовлечение в ассоциации основных продуцентов и экспортеров сырья и соответственно недостаточно высокая доля стран-участниц в мировом производстве и экспорте; ограниченный характер используемого механизма стабилизации (в частности, только МАБС делает попытки установления минимальных цен на алюминиевое ).

Подавляющая часть мероприятий, осуществленных ассоциациями по арахису, перцу, кокосовым орехам и продуктам их переработки, лесоматериалам из тропических пород деревьев, купрума и фосфатам, касается решения внутриэкономических проблем производства и переработки данных видов сырья. Такая ориентация в деятельности указанных организаций объясняется конкретными экономическими условиями. Речь идет о сравнительно благоприятном для экспортеров развитии ситуации на соответствующих мировых рынках; об опасениях вызвать усиление конкуренции заменителей; о нежелании некоторых участников вмешиваться в международную торговлю данными товарами; о сильном противодействии со стороны западных компаний. В качестве примера можно привести деятельность Кокосового сообщества стран Азии и бассейна Тихого океана. Члены этой фирмы приняли долгосрочную программу развития национальных кокосовых хозяйств, диверсификации экспортирования продуктов кокосовой пальмы. В условиях благоприятной конъюнктуры мирового рынка это позволило участникам ассоциации превратить соответствующую отрасль сельского хозяйства в весомый источник экспортных поступлений и укрепить свои внешнеэкономические позиции. Остальные товарные ассоциации существуют в основном формально, что объясняется главным образом трудностями организационного характера, несовпадением интересов основных экспортеров и крайне неблагоприятной для них конъюнктурой мирового рынка. Определение ОПЕК. ОПЕК-(компания стран-экспортеров черного золота) (Organization of the petrolium exporting countries) - добровольная межправительственная экономическая фирма, задачей и главной целью которой является координация и унификация нефтяной политики своих государств-членов. ОПЕК ищет пути обеспечения стабилизации цен на нефтепродукты на мировом и международных рынках черного золота с целью избежания колебаний цен на нефть, имеющих вредные последствия для государств-членов ОПЕК. Основной целью является также возвращение государствам-членам их инвестиционных капиталовложений в нефтедобывающие отрасли промышленности с получением прибыли .

ОПЕК в 1960-1970-е:

Путь к успеху

Компания была создана в 1960 Ираном, Ираком, Кувейтом, Саудовской Аравией и республикой Венесуэлой для координации их отношений с западными нефтеперерабатывающими компаниями. Как международная экономическая компания ОПЕК зарегистрирован в ООН 6 сентября 1962. К ОПЕК позже присоединились Катар (1961), Индонезия (1962), Ливия (1962), Объединенные Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973, вышел из ОПЕК в 1992) и Габон (1975, вышел в 1996). В результате фирма ОПЕК объединила 13 стран (Табл. 1) и стала одним из главных участников мирового рынка черного золота.

Создание ОПЕК было вызвано стремлением стран - экспортеров черного золота скоординировать усилия по предотвращению снижения мировых цен на нефть. Поводом для образования ОПЕК послужили действия «Семи сестер» - мирового картеля, объединявшего организации «Бритиш петролеум», «Шеврон», «Эксон», «Галф», «Мобил», «Ройал датч шелл» и «Тексако». Эти фирмы, контролировавшие переработку сырой черного золота и продажу нефтепродуктов во всем мире, в одностороннем порядке снижали закупочные цены на нефть, исходя из которых они выплачивали подоходные налоги и (арендную плату) за право разработки природных ресурсов нефтедобывающим странам. В 1960-х на мировых рынках существовало избыточное предложение черного золота, и первоначально целью создания ОПЕК являлось согласованное ограничение добычи земляного масла для всего лишь стабилизации цен. В 1970-х под влиянием бурного развития транспорта и строительства ТЭЦ мировой на нефть резко вырос. Теперь нефтедобывающие страны могли согласованно повышать рентные платежи нефтедобытчиков, значительно увеличивая свои доходы от экспортирования черного золота. При этом искусственное сдерживание объемов добычи нефти вело к росту мировых цен

В 1973-1974 ОПЕК удалось добиться резкого роста мировых цен на нефть в 4 раза, в 1979 - еще в 2 раза. Формальным поводом для взвинчивания цен послужила Арабо-израильская война 1973: демонстрируя солидарность в борьбе с Израилем и его союзниками, страны ОПЕК на некоторое время вообще прекратили им отгрузку черного золота. Из-за «нефтяного шока» 1973-1975 оказался самым тяжелым мировым экономическим коллапсом за весь после Второй мировой войны. Сформировавшись и укрепившись в борьбе с нефтяным картелем «Семь сестер», ОПЕК сам стал сильнейшим картелем на мировом рынке черного золота. К началу 1970-х на долю его членов приходилось примерно 80% достоверных запасов, 60% добычи и 90% экспортирования черного золота в несоциалистических странах.

Вторая половина 1970-х стала пиком экономического процветания ОПЕК: спрос на нефть оставался высоким, взлетевшие цены приносили колоссальные прибыли странам-экспортерам черного золота. Создавалось впечатление, будто это процветание будет длиться много десятилетий.

Экономический успех стран ОПЕК имел сильное идеологическое значение: казалось, что развивающимся странам «бедного Юга» удалось добиться перелома в борьбе с развитыми странами «богатого Севера». Успех ОПЕК наложился на подъем исламского фундаментализма во многих арабских странах, что еще более повышало статус этих стран как новой силы мировой геоэкономики и геополитики. Осознавая себя представителем «третьего мира», в 1976 ОПЕК организовал Фонд международного развития ОПЕК - финансовый институт, оказывающий помощь не входящим в ОПЕК развивающимся странам.

Успех этого объединения предприятий побудил другие страны «третьего мира», экспортирующие сырьевые товары ( , бокситы и т.д.), попытаться использовать их опыт, тоже скоординировав свои действия для повышения доходов. Однако эти попытки оказывались, как правило, малоудачными, поскольку на другие сырьевые товары не было такого высокого спроса, как на нефть.

ОПЕК в 1980-1990-х

Тенденция к ослаблению

Экономический успех ОПЕК оказался, однако, не очень устойчивым. В середине 1980-х мировые цены на нефть упали почти вдвое (Рис. 1), резко сократив доходы стран ОПЕК от «нефтедолларов» (Рис. 2) и похоронив надежды на долгое процветание.

4. Охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.

5. сотрудничество со странами-нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка черного золота.

Перспективы развития ОПЕК в 21 в

Несмотря на трудности контроля, цены на нефть на протяжении 1990-х оставались относительно стабильными по сравнению с теми колебаниями, которые они испытывали в 1980-х. Более того, с 1999 цены на нефть вновь пошли вверх. Основной причиной изменения тенденции явились инициативы ОПЕК по ограничению добычи нефти, поддержанные другими крупными нефтедобывающими странами, имеющими в ОПЕК статус наблюдателей (Россия, Мексика, Норвегия, Оман). Текущие мировые цены на нефть в 2005 достигли исторического максимума, превысив 60 долл. за баррель . Однако с поправкой на инфляцию они остаются все же ниже уровня 1979-1980, когда в современном выражении превышала 80 долл., хотя и превосходят уровень 1974, когда цена составляла в современном выражении 53 долл.

Перспектива развития ОПЕК остается неопределенной. Одни полагают, что фирмы удалось преодолеть кризис второй половины 1980-х - начала 1990-х. Конечно, прежней экономической силы, как в 1970-е, ей не вернуть, однако в целом у ОПЕК остаются благоприятные возможности для развития. Другие аналитики считают, что государствам ОПЕК вряд ли удастся в течение долгого времени соблюдать установленные квоты нефтяной добычи и четкую единую политику. Важный фактор неопределенности перспектив ОПЕК связан с неясностью путей развития мировой энергетики как таковой. Если будут достигнуты серьезные успехи в использовании новых источников энергии (гелиоэнергии, атомной энергии и т.д.), то роль черного золота в всемирной экономике уменьшится, что приведет к ослаблению ОПЕК. Официальные прогнозы , однако, чаще всего предсказывают сохранение черного золота как главного энергоресурса планеты на ближайшие десятилетия. Согласно докладу Международный энергетический прогноз - 2004, подготовленному информационным управлением при Министерстве энергетики США , спрос на нефть будет расти, так что при существующих запасах нефтепродуктов нефтяные месторождения истощатся примерно к 2050. Еще один фактор неопределенности - это геополитическая ситуация на планете. ОПЕК сложился в ситуации относительного баланса сил капиталистических держав и стран социалистического лагеря. Однако в наши дни мир стал более монополярным, но менее стабильным. С одной стороны, многие аналитики опасаются, что США как «мировой полицейский» может начать применять силу в отношении тех, кто проводит экономическую политику, не совпадающую с интересами Америки. События 2000-х в Ираке показывают, что эти прогнозы имеют основания. С другой стороны, рост исламского фундаментализма может усилить политическую нестабильность на Ближнем Востоке, что тоже ослабит ОПЕК. Поскольку Россия является крупнейшей нефтеэкспортирующей страной, не входящей в ОПЕК, периодически обсуждается вопрос о вхождении нашей страны в эту компанию. Однако эксперты указывают на расхождение стратегических интересов ОПЕК и Российской Федерации, которой выгоднее оставаться самостоятельно действующей силой на рынке черного золота.

Последствия деятельности ОПЕК

Высокие доходы, полученный странами ОПЕК от нефтеэкспорта, оказывают на них двойственное влияние. С одной стороны, многим из них удается повысить уровень жизни своих граждан. С другой стороны, «нефтедоллары» могут становиться фактором, замедляющим экономическое развитие.

Среди стран ОПЕК, даже самых богатых черным золотом (табл. 4), нет ни одной, которой бы удалось стать достаточно развитой и современной. Три арабские страны - Саудовскую Аравию, ОАЭ и Кувейт - можно назвать богатыми, но нельзя назвать развитыми. Показателем их относительной отсталости служит хотя бы тот факт, что во всех трех до сих пор сохраняются монархические режимы феодального типа. Ливия, республика Венесуэла и Иран находятся примерно на том же невысоком уровне зажиточности, что и Россия. Еще две страны, Ирак и Нигерию, следует считать по мировым стандартам не просто бедными, а очень бедными.

Членство в ОПЕК

Полноправными членами ОПЕК могут быть только государства-основатели и те страны, чьи заявки на прием были одобрены высшим органом ОПЕК - Конференцией. Любая другая страна, в значительных размерах эксплуатирующая сырую нефть и имеющая интересы, в своей основе схожие с интересами стран-членов ОПЕК, может стать полноправным членом при условии, что ее принятие будет одобрено большинством три четверти голосов, включая голоса всех членов-учредителей. Статус ассоциированного члена не может быть предоставлен ни одной стране, которая не имеет интересов и целей, схожих в своей основе с интересами государств-членов ОПЕК». Таким образом, в соответствии с Уставом ОПЕК, существует три категории государств-членов: государства-основатели (Founder-members) компании, принявшие участие в Багдадской встрече 1960 года и которые подписали оригинал договоренности о создании ОПЕК; Полные-члены (Основатели плюс те страны, заявление о вступление в членство которых было подтверждено конференцией); Ассоциированные члены, которые не имеют полного членства, но при определенных обстоятельствах могут принять участие в конференции ОПЕК.

Функционирование ОПЕК

Представители государств-членов встречаются на конференции ОПЕК с целью координации и унификации политики своих стран и выработки общей позиции на международных рынках. Им оказывается поддержка со стороны Секретариата ОПЕК, управляемым Советом Директоров и возглавляемым Генеральным Секретарем, Экономической Комиссии, Межминистерским комитетом по мониторингу.

Представители государств-членов обсуждают конкретную ситуацию бюллетени прогнозов развития рынка топлива (например, рост экономических котировок или инноваторские изменения в топливной промышленности). После этого они обсуждают свои дальнейшие шаги в сфере нефтяной политики. Как правило, все это сводится к понижению или повышению квот добычи нефти или установлению одинаковых цен на нефть.

Квота производства черного золота. Влияние ОПЕК на мировой рынок. Нефтяные резервы ОПЕК

Устав ОПЕК требует, чтобы компания добивалась стабильности и благосостояния своих членов на мировом нефтяном рынке. ОПЕК координирует добывающую политику своих членов. Одним из способов такой политики является установление квот продажи черного золота. В случае если требования потребителей черного золота растут, а рынок насытить нельзя, то необходимо поднять уровень добычи нефти, для чего устанавливается более высокая квота. Юридически поднятие квоты возможно только в случае быстрого роста цен на нефть во избежание кризиса, подобного кризису 1978 года, когда цены на нефть выросли в 4 раза. Аналогичная мера предусмотрена уставом в отношения случая быстрого падения цен. ОПЕК очень сильно вовлечен в мировую торговлю и его руководство осознает необходимость коренного реформирования системы международной торговли . Еще в 1975 году ОПЕК призвал к созданию нового экономического порядка, основанного на взаимопонимании, справедливости, направленного на достижение благосостояния всех народов мира. ОПЕК также подготовлен к нефтяному кризису - имеется резервный нефтяной фонд ОПЕК, который насчитывал на конец 1999 года 801,998 миллионов баррелей, что составляет 76% от мировых запасов нефти и нефтепродуктов.

Система органов ОПЕК. Структура ОПЕК состоит из Конференции, комитетов, совета управляющих, секретариата, генсека и экономической комиссии ОПЕК.

Конференция . Высшим органом ОПЕК является конференция , состоящая из делегаций (до двух делегатов, советники, наблюдатели), представляющих государства-члены. Обычно делегации возглавляются министрами черного золота, добывающей промышленности или энергетики. Заседания проводятся дважды в год (но предусмотрены и внеочередные заседания и встречи, если это необходимо), обычно в штаб-квартире в Вене. определяет основные направления политики ОПЕК, а также принимает решения по бюджету и докладам и рекомендациям, представляемым Советом управляющих . Конференция также избирает президента, пост которого занимается до следующего заседания, утверждает назначение членов Совета управляющих , назначает председателя и заместителя председателя совета, генсека , заместителя генсека и аудитора. Для принятия решений (за исключением процедурных вопросов) необходимо их единогласное одобрение всеми действительными членами (действует право вето и отсутствует право конструктивного воздержания). Конференция также решает вопрос о вступлении новых членов. Совет управляющих. Совет управляющих может быть сравнен с советом директоров в коммерческом предприятии или корпорации.

В соответствии со статьей 20 Устава ОПЕК Совет управляющих осуществляет следующие функции:

управление делами фирмы и исполнение решений конференции;

рассмотрение и решение вопросов, поставленных Генеральным Секретарем;

составление бюджета компании, предоставление его на одобрение Конференции и его исполнение;

Назначение Аудитора фирмы на срок до одного года;

Рассмотрение докладов Аудитора и его отчетов;

Подготовка проектов решений для Конференции;

Созыв внеочередных встреч Конференции;

Экономическая комиссия. Экономическая комиссия - специализированное структурное подразделение ОПЕК, действующее внутри Секретариата, задачей которого является оказание содействия компании в стабилизации нефтяного рынка. Комиссия состоит из Совета комиссии, национальных представителей, Штаба Комиссии, Координатора Комиссии, который ex-officio является директором департамента исследований.

Межминистерский комитет по мониторингу. Межминистерский комитет по мониторингу был основан в Марте 1982 на 63 (внеочередной) встречи конференции. Межминистерский комитет по мониторингу возглавляется президентом конференции и включает в себя всех глав делегаций на Конференции. Комитет занимается мониторингом (ежегодной статистикой) ситуации и предлагает конференции действия по решению соответствующих проблем. Встречи комитета ежегодны, и, как правило, предшествуют встречи участников Конференции. Внутри Комитета функционирует также подкомитет по статистике, учрежденный на девятой встрече комитета в 1993 году.

Секретариат ОПЕК. Секретариат ОПЕК функционирует как штаб-квартира. Он отвечает за выполнение исполнительных функций фирмы в соответствии с положениями Устава ОПЕК и распоряжениями Совета управляющих.

Секретариат состоит из генсека и его администрации, Департамента исследований, информационного отдела, академического института Энергетического менеджмента, Департамента по анализу нефтяного рынка, Департамента людских ресурсов, паблик-рилэйшинз отдела, Юридический департамент.

Многосторонние и двусторонние институты помощи ОПЕК и трастовые USD - CAD ОПЕК, многосторонние институты помощи ОПЕК:

1.Арабское главное управление сельскохозяйственных инвестиций и развития (Судан)

2.Программа арабских государств Персидского залива для организаций развития системы ООН (Саудовская Аравия)

3.Арабский валютный фонд (Объединенные Арабские Эмираты)

4.Арабский фонд экономического и социального развития (Кувейт)

5.Арабская программа финансирования торговли (Объединенные Арабские Эмираты)

Малая доля вывоза нефтяных денег в развивающиеся страны объясняется тем, что, несмотря на более высокую, чем на Западе, прибыльность иностранных капиталовложений, эти страны не располагают развитой экономической, и в частности финансовой, инфраструктурой, достаточно емкими для абсорбции такого количества средств национальными и международными финансовыми рынками. Отсутствие политической стабильности и достаточных гарантий для иностранного капитала не в меньшей мере препятствует переливу нефтедолларов внутри развивающегося мира.

Экономическую помощь некоторые участники ОПЕК предоставляли и до нефтяного кризиса. Однако ее относительные масштабы были незначительны, и более половины средств поступало в арабские страны. В 1970—1973 года страны, противостоящие израильской агрессии, получали от Саудовской Аравии, Кувейта и Ливии ежегодно 400 млн. долл. в виде экономической помощи.

Резкое, разнонаправленное изменение экономического положения нефтеэкспортеров и остальных развивающихся стран привело к появлению нового крупного источника помощи. Из 42 млрд. долл., предоставленных развивающемуся миру в 1975 году, 15 % приходилось на страны—члены ОПЕК. После повышения цен на нефть в 1973—1974 годах 10 из 13 стран—членов ОПЕК стали предоставлять помощь.

Помощь государств-членов ОПЕК, предоставленная развивающимся странам на льготных условиях

(в млн. долл.)

На официальную льготную помощь, или помощь для развития, приходится 70—80% обязательств ОПЕК другим развивающимся странам. Как правило, более 70% этих средств предоставляется безвозмездно, а остальное — на беспроцентной основе или под низкий .

Как видно из таблицы, основная часть помощи на льготных условиях предоставляется малонаселенными странами Персидского залива. У этих стран также велика доля помощи в ВНП, причем это касается как чистого оттока средств, так и помощи на льготных условиях. Правда, в политике Кувейта, в отличие от остальных арабских монархий, появилась тенденция к предпочтению предоставления займов под среднемировые или более высокие проценты (9—11 %), что соответствующим образом влияет на структуру помощи этой страны.

Среди остальных стран — членов ОПЕК наиболее крупными заемщиками являются Иран, Ливия и республика Венесуэла. Такие кредиторы, как республика Венесуэла и Иран, предоставляли займы в основном на коммерческих условиях. Представляется, что в перспективе республика Венесуэла и Катар в связи с расширением программ финансирования развития (и из-за нехватки средств для внутренних нужд) могут сократить или вовсе прекратить предоставление помощи. Удельный вес помощи в ВНП участников ОПЕК снизился с 2,71 % в 1975 году до 1,28% в 1979 году. Для стран Персидского залива этот показатель в среднем составляет 3—5%. Следует отметить, что развитые капиталистические страны в виде официальной помощи предоставляют значительно меньшую часть своего национального продукта. В целом же перевод финансовых средств (кредиты, субсидии, капиталовложения и пр.) превышал объем помощи и был на уровне 7—9 млрд. долл. ежегодно в 70-х годах. Следует также добавить, что определенным каналом поступления средств ОПЕК в развивающиеся страны является рынок евровалют.

Страны—члены ОПЕК предоставляют помощь главным образом в рамках двусторонних или региональных отношений. Некоторая часть средств поступает в развивающиеся страны при посредничестве МВФ и МБРР.

Жадность ОПЕК


Если производители будут сохранять высокие цены, несмотря на падение спроса, то мир на удивление быстро сумеет покончить с зависимостью от органического топлива.

Заявления о возобновлении экономического роста, которые были сделаны на прошлой неделе в Японии , Франции и Германии, и вскоре ожидают Англию и Америку, могут также стать сигналом об окончании Великой рецессии 2007-09 гг., хотя это и далось с большим трудом. Однако в этом месяце мы можем получить сигнал о начале конца кое-чего более исторического и значимого: нефтяного века.

С учетом того, как уныло выглядел мир в начале этого года, столь скорое возобновление роста выглядит весьма примечательным. Но еще более примечательно то, что мир выходит из столь мощных финансовых потрясений с основным топливом - черным золотом - цена, которого составляет почти 70 долларов за баррель, что в семь раз выше, чем десять лет назад и в два раза выше мартовского уровня.

То есть, восстановление идет еще быстрее, чем мы думаем, а на нефть вновь растет? Вовсе нет. Считается, что это довольно непрозрачный рынок, а величина запасов нефтепродуктов является во многих странах государственной тайной. Однако аналитики Banc of America Securities-Merrill Lynch подсчитали, что во втором квартале этого года спрос на нефть в мире на три миллиона баррелей в день ниже, чем в начале 2008 г. Они не рассчитывают на то, что он вернется к этому уровню раньше, чем в 2011 г.

Нет, объяснение этого роста цен на нефть (и, следовательно, на ), который может повредить оздоровлению экономики, лежит на стороне предложения. Равно как и объяснение перспективы дальнейшего повышения цен вплоть до заоблачных 147 долларов за баррель, как в июле 2008 г., и далее.

На этом этапе анализа пессимисты обращаются к концепции "пика черного золота" (или, как сказали бы настоящие зануды от нефтяной аналитики, "пика Хабберта"). Речь идет о том, что нефтяные запасы планеты приближаются к той точке, когда объем добычи на месторождениях начнет сокращаться (а, как считают некоторые, они этой точки уже достигли). Не обращайте на них внимания. Черного золота в мире предостаточно. Не хватает инвестиций в месторождения и добычу. А причиной тому слово из четырех букв: ОПЕК.

Чтобы сохранить цены на высоком уровне, картель нефтедобывающих стран целенаправленно сократил добычу почти на пять миллионов баррелей в день, что превышает уровень снижения глобального спроса. На долю стран ОПЕК приходится всего около 35 процентов мирового предложения, но Россия, не состоящая в ОПЕК, дает еще 11,5 процентов и содействует им. Более того, страны Персидского залива, доминирующие в ОПЕК, обладают самыми крупными резервами при самых низких затратах производства, поэтому им проще всего закручивать и откручивать вентили.

В первые годы нынешнего десятилетия Саудовская Аравия, верховодящая в ОПЕК, часто говорила, что для нее идеальной ценой было бы 20-25 долларов за баррель. Теперь они говорят о 70-75 долларах. Ключевое значение имеет то, что националисты из ОПЕК и российские вымогатели заблокировали крупным западным нефтяным компаниям возможность разрабатывать их нефтяные месторождения в соответствии со своими желаниями, толкая их на другие месторождения, требующие гораздо больших инвестиций. Там даже до финансового кризиса был медленным, так как неожиданный бум освоения и расширения подстегнул рост затрат на специалистов и оборудование. После начала финансового кризиса он резко сократился.

Если цены останутся высокими, то в ближайшие лет десять это должно измениться. Крупное шельфовое обнаружила , а Ангола продемонстрировала, насколько быстрым может быть освоение. За семь лет она утроила добычу нефти, вступила в ОПЕК и теперь соперничает с Нигерией за звание крупнейшей нефтедобывающей страны в Африке южнее Сахары - и, тем самым, ведущей богатой черным золотом, но недееспособной экономики. Именно поэтому государственный секретарь США Хиллари Клинтон отбросила сантименты по поводу прав человека и посетила Анголу в ходе своего африканского турне, дабы они окончательно не сдружились с Китаем.

Однако, если ОПЕК продолжит злоупотреблять своим влиянием и поддерживать цены на аномально высоком уровне, к тому времени, как вырастет объем добычи странами, не состоящими в ОПЕК, произойдет нечто еще более важное. В 1970-е годы министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии Заки Ямани, известный своими афоризмами, сказал замечательные слова: "Каменный век закончился не потому, что в мире кончились камни. Также и нефтяной век закончится не потому, что у нас кончится нефть". Он закончится тогда, когда потребители больше не смогут терпеть жадность нефтедобывающих стран и начнут разрабатывать замену черного золота. Арабы должны увидеть предупреждающий сигнал в том, что первый продукт, представленный Фрицем Хендерсоном (Fritz Henderson), боссом свежеобанкроченного (и квазинационализированного) концерна General Motors, - это гибридный Chevrolet Volt, который, как утверждается, может проехать 230 миль на одном галлоне бензина. Они могут счесть это не более, чем политическим шагом, поскольку правительства всего мира усиленно придают своим пакетам по стимулированию зеленый оттенок, выдавая субсидии каждому, кто заявляет о разработке более чистых технологий. Однако вот о чем они должны помнить. Когда нефтяные потрясения 1970-х нанесли Японии второй удар после резкой ревальвации иены, ее правительство и промышленность переключились с производства дешевой авторухляди на создание полупроводников, бытовой электроники и малолитражных автомобилей - и всего за десять лет стали лидерами в этих областях.

На этот раз ученые и инженеры всего мира вновь бьются над осуществлением подобной трансформации - но нигде эти усилия так не очевидны, как в Китае, втором по величине приобретателе черного золота в мире. Там политики полностью осознают необходимость ревальвации валюты, которая ударит по производителям дешевой продукции, не пользующимся энергосберегающими технологиями, а потребность в защите окружающей среды является крайне насущной.

Помимо того, десятки правительств жаждут предъявить свои зеленые верительные грамоты на копенгагенском саммите по изменению климата в декабре этого года, обещая ограничить выбросы углекислого газа, основным источником которых являются уголь и нефть, и стремясь заткнуть фискальные дыры налоговыми поступлениями. А налог на топливо представляется им крайне удачным решением.

Обычные прогнозы, основанные на экстраполяции тенденций прошлых лет, не предусматривают в ближайшее 20-30 лет значительной роли за электромобилями или электростанциями на неорганическом топливе. Однако представьте себе, какой эффект произведет нефть по 100-200 долларов за баррель на сотни тысяч китайских (японских, европейских и американских) ученых, стремящихся сделать в области солнечной энергетики и гибридных автомобилей то, что было сделано за прошедшее десятилетие в сфере мобильных телефонных аппаратов и компьютеров.

Тогда обычные прогнозы, как всегда, окажутся неверными. Нефтяной век, начавшийся сто лет назад в Америке, подойдет к концу.

Корзина ОПЕК

Термин «корзи́на» ОПЕ́К (organisation of the countries-exporters of oil oil basket или, точнее, organisation of the countries-exporters of oil (OPEC) Reference Basket) - был официально введен 1 января 1987 г.Его ценовое значение является средним арифметическим показателем физических цен для 13 следующих сортов нефти (новый состав корзины определён 16 июня 2005 года).

Среднегодовые цены корзины ОПЕК (в американских долларах)

Цена нефтяной "корзины" ОПЕК достигла максимального значения более чем за две с половиной недели

Цена нефтяной "корзины" ОПЕК достигла максимального значения более чем за две с половиной недели. По состоянию на окончание торгового дня 24 августа "корзина" ОПЕК подорожала на 62 цента, а ее цена официально составила 72,89 долл./барр. - самый высокий показатель с 6 августа.

Напомним, что выше отметки 72 долл./барр. Цена "корзины" сохраняется уже три торговых дня подряд - с 20 августа.

Нефтяная "корзина" ОПЕК (organisation of the countries-exporters of oil Reference Basket of crudes) является совокупным среднеарифметическим показателем цены черного золота, которую поставляют на мировой рынок страны ОПЕК. С января 2009г. "корзина" представлена следующими 12 нефтяными марками: Saharan Blend (Алжир), Girassol (Ангола), Oriente (Эквадор), Iran Heavy (Иран), Basra Light (Ирак), Kuwait export (Кувейт), Es Sider (Ливия), Bonny Light (Нигерия), Qatar Marine (Катар), Arab Light (Саудовская Аравия), Murban (ОАЭ) и Merey (республика Венесуэла), - передает РБК.

Dizionario italiano

OPEC - [ o:pɛk ], die; = Organization of the Petroleum Exporting Countries (Organisation der Erdöl exportierenden Länder) … Die deutsche Rechtschreibung

OPEC - ABBREVIATION ▪ Organization of the Petroleum Exporting Countries … English terms dictionary


ОПЕК - это аббревиатура заимствованная из английского языка и расшифровывается,как "The Organization of the Petroleum Exporting Countries " и переводится на русский язык,как "Организация стран-экспортеров нефти". Декларируемой целью этого учреждения является поддержка выгодной цены на продажу и добычу нефти,которая по сути является единственным продуктом,который экспортируют государства входящие в ОПЕК .
Возникновение ОПЕК совпало с ростом нестабильности и распадом колониальной системы в мире.Эта организация появилась в 1960 году,совпадение или нет,но в то время,словно грибы после дождя стали возникать новые государства,как правило азиатские или африканские.
До этого времени западный мир вовсю эксплуатировал свои нищие колонии забирая по бросовым ценам драгоценные ресурсы в том числе и нефть .
На этом рынке словно голодные шакалы пировали семь огромных корпораций или "семь сестер",как иногда их называли.Это были Бритиш Петролеум, Гулф Ойл, Мобайл, Шеврон, Тексако, Роял Дач Шелл и Эксон, именно они и получали баснословные барыши от эксплуатации недр.
Первоначально в состав ОПЕК входили такие государства,как: Венесуэла, Кувейт, Саудовская Аравия, Ирак, Иран.Как и ожидалось,такая политика принесла этим странам огромные прибыли.Впоследствии к пятерки государств в 1961 году присоединился Катар,в 1962 году Ливия и Индонезия,в 1967 году Арабские Эмираты,в 1967 году Алжир,далее в течении 1971-1975 года к ним присоединились Габон,Эквадор,Нигерия.

Сегодня членами ОПЕК являются 12 стран:Алжир, Ангола, Венесуэла, Иран, Ирак, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Эквадор


Государства входящие в ОПЕК по оценкам исследователей могут контролировать добычу от 30-40 процентов мировой нефти.

Однако Россия, Оман, США, Мексика, Норвегия, Великобритания, Бруней, Оман далеко не последние государства в плане добычи полезных ископаемых,но в ОПЕК не входят.

  • Штаб квартира ОПЕК расположена в столице Австрии.
  • Высший орган ОПЕК - это саммит государств участниц собирающихся раз в два года.
  • ОПЕК определяет среднее значение цены на нефть исходя из стоимости 12 сортов,которые добывают в государствах-участницах.По другому ее еще называют "корзиной ОПЕК ".
  • Квоты ОПЕК - это ограничение и регулирование экспорта и добычи нефти для различных государств организаций.

Последние заметные события

Последняя квота ОПЕК была принята осенью 2014 года.Страны участники заключили соглашение не сокращать добычу нефти.По этой причине сохранился высокий уровень добычи в 30 миллионов баррелей в сутки.Таким образом цена на нефть моментально обрушилась.Если ранее она была по цене 90-100 долларов за баррель,то упала почти в два раза до 50-60 долларов.
Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода