Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Церковь николая чудотворца, что в старом ваганькове. Храм святителя николая чудотворца на старых ваганьках Храм святителя николая чудотворца на старых вагонах

В центре Москвы недалеко от Кремля в Староваганьковском переулке стоит небольшой храм со скромным декором, храм святителя и чудотворца Николая с приделом в честь преподобного Сергия Радонежского.
Храм замечателен своею пятивековою историей и хранящимися в нём святынями.

Много раз за свою долгую жизнь храм подвергался ограблениям и разрушениям, и каждый раз усердием благочестивых людей он восстанавливался не только в прежнем, но даже и в лучшем благолепии.

Первоначальное основание храма теряется в глубине первых веков истории Москвы и входит в историю собственного двора Великих князей и царей Московских. Возвышенное, красивое положение Ваганькова около Кремля обратило на себя внимание Великих князей и скоро стало их загородным имением.

Исторически это место оказалось связанным с именем благоверного князя Димитрия Донского, при котором началось возвышение Москвы. Князь Димитрий известен своей победой в Куликовской битве, на которую его благословил преподобный Сергий Радонежский. Перед битвой в знак ободрения благоверному князю Димитрию Донскому явилась икона святителя Николая Чудотворца.

В XV веке Софья Витовтовна, жена Василия I, сына князя Димитрия Донского, оценив по достоинству местонахождение Ваганькова, купила себе участок и построила загородный дворец. Впоследствии внук князя Димитрия Донского подарил небольшой участок этой земли монастырю святителя Николая, который находился на месте нынешнего храма. Царское пребывание служило основанием для украшения Ваганькова. В Ваганькове был сооружён Государев двор, на месте которого впоследствии был поставлен новый Государев Двор. В 1531 году князь Василий III построил в Ваганькове каменный храм святителя Николая Чудотворца с приделом преподобного Сергия Радонежского. Для чего пригласил в Москву итальянского мастера Алевиза Фрязина. Сначала этот храм именовался храмом святителя Николая у Государева двора, потом святителя Николая у нового Государева двора, а в более позднее время храмом святителя Николая на Старом Ваганькове.

В конце XVII века храм святителя Николая Чудотворца на Старом Ваганькове был трёхпрестольный и имел два придела. C правой стороны во имя преподобного Сергия, с левой - во имя Сорока Севастийских мучеников, воинов-христиан, которые посрадали за христианскую веру в 320 году.

В XVIII веке Николаевский храм на Старом Ваганькове, простояв более двух столетий, обветшал. В 1745 году прихожане просили разрешения разобрать обветшалое церковное здание и соорудить его вновь во имя тех же святых: святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. Разрешение последовало, и в 1755 году был выстроен и освящён придел преподобного Сергия, а в 1759 году закончен и главный храм. Здание храма сооружено было каменное, стоящее на белокаменном подклете XVI века, с деревянной крышей, чешуйчатой на куполе. Белокаменный подклет сохранился, и храм стоит на нём в настоящее время. В 1782 году была сооружена каменная колокольня близ западных дверей главного храма.

В 1792 году епархиальные власти разрешили разобрать церковь - придел Сорока Севастийских мучеников из-за ветхости. На месте её поставили камень со знаком Креста, а из камня придела установлена ограда вокруг Николаевского храма, которая до сих пор окружает храм. В настоящее время на месте придела стоит деревянный Крест. В 1812 году, во время нашествия наполеоновских войск храм разделил участь Москвы: он был разграблен неприятелем. С этого времени он потерял самостоятельность и стал домовым храмом.

Главный храм был возобновлён и освящён в 1814 году, а придел оставался невосстановлённым до 1842 года. В 1842 году разобрана была его колокольня и возобновлён придел преподобного Сергия.

В XVIII веке на месте дворца Софьи Витовтовны появился дом Меньшикова. Этот дом купил П. Пашков и пригласил архитектора В. Баженова, перестроившего его. В 1842 году его занимал Дворянский институт, в 1849 – мужская гимназия, а с 1862 года – Румянцевский музей. Ныне здание принадлежит Российской Государственной библиотеке. С 1842 года Николо-Ваганьковский храм стал домовым храмом при Дворянском институте и гимназии, а затем Румянцевском музее.

Из исторических воспоминаний недавнего прошлого любопытно отметить одно, связанное с именем великого писателя Н. В. Гоголя. Питомцы Московского Дворянского института сороковых годов XIX века сохранили воспоминание о том, что их церковь любил посещать великий писатель. Пасхальную заутреню он слушал вместе с ними, стоя у левого клироса, рядом с русским историком, писателем М. П. Погодиным.

Новый период в истории храма Румянцевского музея начался с 1896 года, когда настоятелем храма был поставлен священник Леонид Михайлович Чичагов, благословлённый на принятие священного сана самим праведным отцом Иоанном Кронштадтским. Благодаря усердию и пастырским заботам священника, забытый и заброшенный храм становится одним из привлекательных московских храмов. До наших дней в храме сохранились настенные изображения четырёх евангелистов, сделанные отцом Леонидом Чичаговым в пору настоятельства. В храме хранятся копии с написанных им икон «Спаситель в белом хитоне» и «преп. Серафим Саровский, молящийся на камне». Отец Леонид находил время и силы не только для того, чтобы успешно нести своё настоятельское послушание, но и подготовить канонизацию великого подвижника Русской земли преподобного Серафима Саровского. Чудесным проявлением Промысла Божия было составление им «Летописи Серафимо–Дивеевского монастыря». Оно имело определяющее значение для всей дальнейшей жизни будущего архипастыря. В 1898 году отец Леонид оставляет храм вниманию и попечению своих духовных детей. Он принимает монашество с именем Серафим и зачисляется в число братии Свято –Троицкой Сергиевой Лавры. Долгая, исполненная трудов, скорбей и лишений, богоугодная жизнь митрополита Серафима (Чичагова) увенчалась мученичеством Христа ради. 11 декабря 1937 года он на 82-м году своей благочестивой жизни был расстрелян на так называемом «Бутовском полигоне». Канонизация священномученика митрополита Серафима состоялась 23 февраля 1997 года.

В начале 1902 века в храме святителя Николая расширили старый притвор и возвели над ним открытую звонницу псковского типа, которая сохранилась до наших дней. С 1905 года по предложению директора Румянцевского музея И. Цветаева из постоянных богомольцев храма образовался Попечительный совет, задачею которого было поставлено изыскание средств для покрытия церковных расходов.

В 1924 году храм был закрыт. В 1926 году из храма вывезли иконы, кресты сбили, колокола сбросили и разбили. Храм был отдан Ленинской библиотеке под склад.

В 1992 году храм возвращён Русской Православной Церкви. Усилиями небольшой группы людей, продолжающих духовное дело священномученика митрополита Серафима, под руководством священника Виктора Шишкина храм Святителя Николая был восстановлен и в 1993 году освящён.

В настоящее время в храме святителя Николая находится много святынь.

Это иконы Божией Матери:
«Достойно есть»
«Державная»
«Скоропослушница»
деревянный скульптурный образ свт. Николая Можайского
скульптурный образ прп. Нила Столобенского
чтимый образ святителя Николая
крест с могилы протоиерея Валентина Амфитеатрова с частицами мощей многих святых:
прп. Нила Столобенского
сщмч. исповедника Сергия (Серебрянского)
свт. Луки Крымского (Войно – Ясенецкого)
сщмч. Петра (Зверева) архиепископа Воронежского
прп. Саввы Вишерского
прпп. Оптинских старцев
прп. Антония Радонежского (Медведева)
часть древа дуба Мамврийского
часть гроба прп. Варнавы Гефсиманского
иконы:
св. вмч. Пантелеимона с частицей его мощей;
свт. Иннокентия Московского с частицей его мощей;
прп. Сергия Радонежского с частицей его мощей;
прп. Иосифа Волоцкого с частицей его мощей,
прп. Амвросия Оптинского с частицей его мощей;
св. праведного воина Феодора (Ушакова) с частицей его мощей;
святителя Тихона, патриарха Всероссийского с частицами его мантии и гроба;
блаж. Матроны Московской с частицей её гроба.

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 101-105

Церковь Николая Чудотворца в Старом Ваганькове, на дворе Румянцевского музея (ныне - Российская гос. библиотека)

Ваганьковский пер., ныне улица Маркса-Энгельса, 14

"Переулок известен с 1446 г., назывался по жившим здесь в XV-XVI вв. скоморохам и псарям, которые "ваганили" (потешали) царя и бояр. В начале XVII в. переулок назывался Шуйским по дому боярина Шуйского, стоявшему на месте современной библиотеки Ленина. В XVII-XVIII вв. назывался Благовещенским по стоявшей в середине его церкви Благовещения".

Долгое время так и считалось, что слово "ваганить" одного корня с западноевропейскими "вагантами". Позже шуты были переселены в Новое Ваганьково, где также построен храм св. Николая, но уже в "Новом Ваганькове" (здание его сохранилось, см. часть "Город в границах 1917 г.") близ Ваганьковского кладбища. Но недавно С. Романюк предложил более убедительное толкование. "Предполагают, что это название - "Ваганьково" - произошло от слова "ваганить", которое Даль в своем словаре снабжает пометой "вологодское" и объясняет: "баловать, шалить, играть, шутить", так как здесь якобы находился "государев потешный двор".

Однако было бы логичнее объяснить это название наименованием денежного налога за взвешивание товара, который назывался "ваганным". В жалованной грамоте конца XV в. на право беспошлинной торговли было написано: "А коли с чем пошлют, с каким товаром или что купят себе, ино им с того товару не надобе мыт... ни померное, ни побережное, ни ваганное". Место же, где взимался такой налог, звалось ваганец; отсюда и наименование "Ваганьково". Предположение о связи этого названия с торговлей может подтверждаться и тем, что поблизости от села Ваганьково находился брод через Москву-реку, по которому проходила важная дорога из Новгорода в приокские города. Естественно было ожидать появления заставы у самого брода под стенами крепости на Боровицком холме, где и собиралась "ваганная" пошлина".

"В XV в. на месте старого здания библиотеки им. Ленина стоял загородный дворец вел. кн. Софьи Витовтовны - жены Василия I, а за ним к востоку - село Ваганьково... В XVIII в. здесь был дом князя А. А. Меншикова. В 1782 г. его купил крупный чиновник-миллионер П. Е. Пашков, потомок денщика Петра I. К 1786 г. для него знаменитый архитектор В. И. Баженов построил великолепное здание "Пашкова дома". В 1843 г. его занимал Дворянский институт, в 1849 г. - 4-я мужская гимназия, а с 1862 г. - Румянцевский музей. Ныне здание занято библиотекой им. В. И. Ленина".

"Нынешняя Никольская церковь построена в 1759 г. Придел преп. Сергия" "устроен с юга". "Он известен с 1703 г.; значится в списке церквей 1722 г. После перестройки придел освящен вновь в конце 1755 г., а главный престол в 1759 г. С 1813 г. церковь приписана к Антипьевской, а с 1819-го к Крестовоздвиженской. После Наполеона Сергиевский придел стоял неосвященным до 1842 г. В этом году храм стал домовым при Дворянском институте, переведенном с Тверской в бывший дом Пашкова. В 1849 г. в доме открыта 4-я гимназия, с 1861 г. переехавшая на Покровку, а взамен ее поместился Румянцевский музей. В Сергиевском приделе сохранялся старый елизаветинский иконостас и несколько древних икон".

"В 1902 г. устроена звонница, архитектор Г. П. Евланов".

"Церковь обновлялась в 1902 г.".

"Она называлась "музейской"; в ней в свое время любил молиться Гоголь".

Наиболее точную историю Никольского храма дают исследования последних лет. "Первоначальная деревянная Никольская церковь, возможно, была поставлена на подворье Николо-Песношского монастыря. Не позднее первых десятилетий XVI в. (в 1531 г.?) ее сменил каменный храм. На Петровом чертеже (рубеж XVI-XVII вв.) храм показан кубическим, одноглавым: он гораздо крупнее других, стоявших неподалеку церквей. Храм XVI в. был сложен из маломерного, "алевизовского" (5x22x22) кирпича и стоял на высоком белокаменном подклете; белый камень присутствовал и в декоре здания. В первой половине XVII в. (не позднее 1657 г.), когда храм был уже приходским, прежнее здание разобрали, сохранив часть его белокаменного подклета, которую затем включили в объем построенной тогда церкви. В конце XVII в. (в 1690-х гг.) к северу от Никольского храма поставили маленькую каменную (очевидно, зимнюю) церковь Сорока мучеников. В 1745-1759 гг. Никольский храм перестраивался; в 1782 г. с запада к нему была пристроена колокольня. В 1792 г., при строительстве Пашкова дома, церковь Сорока мучеников разобрали, а кирпич использовали для возведения церковной ограды, продолжавшей по улице ограду дома.

Разграбленная в войну 1812 г., Никольская церковь обветшала. В 1842 г. была снесена колокольня (остался только нижний ярус, где размещался притвор). К середине XIX в., с устройством в Пашковой доме гимназии, а затем - Румянцевского музея, церковь стала "домовой" для этих учреждений. Между 1895 и 1903 гг. с запада увеличили придел и, расширив старый притвор, возвели над ним звонницу в русском стиле.

Главный объем существующей церкви типа восьмерик на четверике сложился в результате нескольких строительных периодов. Немного вытянутый с севера на юг четверик с остатками примыкающих к нему стен прежней (возможно, тройной) абсиды возведен в первой половине XVII в. Завершение храма было другим, чем теперь (если верить плану Мейерберга 1660-х гг., то церковь была трехшатровой). Нынешний восьмерик, асимметричная абсида, Сергиевский придел и трапезная относятся, вероятно, целиком к перестройке храма в середине XVIII в. От этого же периода сохранился тонкий белокаменный карниз на алтарной части и трапезной".

"Закрыта около 1930 г. и отдана Ленинской библиотеке под ее нужды". Кресты были сбиты, в звоннице, стилизованной под старинную псковскую, заложены проемы. Внутри находился склад библиотеки, частично сохранились росписи, но состояние здания было крайне скверное, - хотя храм и состоит на государственной охране под № 280.

В 1980-х гг. началась наконец реставрация (архитекторы А. А. Клименко, затем Б. Могинов). В 1990 г. достраиваются главы на храме и звоннице. Здание все еще принадлежит ГБЛ, но есть надежда, что его вернут верующим.

Недалеко от Никольского храма издревле стояла "каменная церковь Благовещения, построенная в начале XVI в. на средства казны повелением великого князя Василия III". "Выстроил ее архитектор Алевиз". Рисунки можно видеть в кн. . "На месте этой церкви, разрушенной еще в XVIII в., в 1820-х гг. был построен небольшой двухэтажный дом № 21". Благовещенский храм по близости расположения часто путают с Никольским.

В 1992 г. богослужения возобновлены.

Рукопись Александровского, № 74.

Александровский, № 255.

Москва. Снимки с видов местностей, несохранившихся храмов и других сооружений. М., 1886. (Вид церкви Благовещения).

Храм Румянцевского музея. М., 1906. 30 с.: 4 ил.

Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы. М., 1959. С. 187.

Синодальный справочник.

Сытин. С. 175-177.

Материалы. С. 430.

Путеводитель Машкова, рис. 63 (церковь Благовещения) и С. CXXIV.

Москва. Виды некоторых городских местностей, храмов, зданий и других примечательных сооружений. М., 1884. (Вид храма.)

В поисках Св. Руси: Из писем А. Н. Руднева к В. И. Леоновой // Надежда. Франкфурт-на-Майне. 1981. Вып. 6. С. 347.

Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 36.

Московский храм во имя святителя Николая в Старом Ваганькове (Московская епархия)

В конце XIX века храм окормлял артиллерийские части, заведения и учреждения Московского военного округа.

Новый период в истории храма Румянцевского музея начался с года, когда настоятелем храма был поставлен священник Леонид Чичагов , будущий священномученик Серафим. Благодаря усердию и пастырским заботам священника, забытый и заброшенный храм становится одним из привлекательных московских храмов. До наших дней в храме сохранились настенные изображения четырёх евангелистов, сделанные отцом Леонидом Чичаговым в пору настоятельства. В храме хранятся копии с написанных им икон «Спаситель в белом хитоне» и «преп. Серафим Саровский, молящийся на камне». В году отец Леонид оставляет храм вниманию и попечению своих духовных детей. Он принимает монашество с именем Серафим и зачисляется в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

В начале века в храме святителя Николая расширили старый притвор и возвели над ним открытую звонницу псковского типа, которая сохранилась до наших дней. С года по предложению директора Румянцевского музея И. Цветаева из постоянных богомольцев храма образовался Попечительный совет, задачею которого было поставлено изыскание средств для покрытия церковных расходов.

Церковь Николая Чудотворца поставлена на ровном участке за озером, неподалеку от Чернятинского стекольного завода. Сооружена в 1903 г. на средства заводовладельцев Мальцевского товарищества, вместо прежнего деревянного храма 1900 г., переделанного из часовни 1866 г. Кирпичные стены выполнены в лицевой кладке. В стилистическом отношении памятник характерен для своего времени эклектическим соединением элементов русского стиля и форм позднего классицизма.

Здание представляет собой крупный прямоугольный шестистолпный храм без трапезной, прежде завершенный одной главой. Его вытянутый по продольной оси единый объем имеет полукруглую апсиду и квадратный в плане западный притвор (первый ярус колокольни). Центральная часть выделена на боковых фасадах ризалитами с двускатным завершением.

На фасадах углы всех объемов и средний простенок трапезной акцентированы широкими рустованными лопатками. Нижняя часть стен с выступающим цоколем отделена строгим пояском, а завершает их антаблемент с подзором из городков, широким гладким фризом и профилированным кар низом. Арочные проемы на ризалитах сгруппированы традиционно, по трем осям, с круглым окном над средним, дверным проемом. Более крупные окна трапезной размещены попарно. Проемы (частично ложные) помещены в плоские широкие ниши с архивольтами, соединенными пояском на уровне импостов. Городчатый подзор и пояс небольших кокошников над первым ярусом колокольни представляют наиболее характерные мотивы русского стиля.

В интерьере столбы делят помещение на три нефа с более широким средним, в который полностью раскрыта алтарная апсида. Подкупольное пространство выделено крупными столбами-пилонами с подпружными арками и парусами, на которые опирался восьмигранный барабан храма. Остальные ячейки перекрыты крестовыми сводами на подпружных арках, перекинутых от столбов к пилястрам стен.

В храме находилась чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих радость»». Образ был написан на цельном жестяном листе. Пресвятая Дева Мария была изображена на золотом фоне во весь рост с распростертыми руками к окружающим ее больным. Ныне икона утеряна.

После 1917 г. храм был закрыт и полуразрушен. В 1991 году начались работы по его восстановлению. В 1995 году храм освящен благочинным Брянского округа протоиереем Александром Козловым в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость».

  • Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии. - Орел, 1905. - Т. 1. - С. 157-158.
  • К. В-кий. Одна из святынь Брянского края: (Выпись из церковно-приходской летописи с. Старь)//Орлов. Епархиал. Ведомости. - 1904. - №3 (Ч. неофиц.). - С. 771-791.
  • Россия: Полное географическое описание нашего Отечества: Настол. и дорож. кн. для рус. людей/Под ред. В.П. Семенова. - СПб., 1899-1914. - Т. 2: Среднерусская Черноземная область. - 1902. - С. 546..
  • Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1996. - С. 223-224.
Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода