Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Александра федоровна была принцессой. Крайний царь

Александра Федоровна – жена Николая II и последняя русская императрица – является одной из самых загадочных фигур этой эпохи. Историки до сих пор спорят о различных моментах ее биографии: о связи с Распутиным, о влиянии на мужа, об ее “вкладе” в революцию, об ее личности вообще. Сегодня мы попытаемся разгадать самые известные тайны, связанные с Александрой Федоровной.

Издержки воспитания

Когда Аликс приехала в Россию, она ужасно стеснялась нового общества, в котором у нее еще не было знакомых, и того, что ничего не знала об этой далекой стране и была вынуждена оперативно изучать язык и религию русских. Ее застенчивость и издержки английского воспитания всем казались надменностью и высокомерием. Из-за своей стеснительности она так и не смогла наладить отношения ни со свекровью, ни придворными дамами. Единственными подругами в ее жизни были черногорские принцессы Милица и Стана – жены великих князей, а еще фрейлина Анна Вырубова.

Вопрос власти

О властном характере Аликс ходили легенды. До сих пор бытует распространенное мнение, что она держала “под каблуком” императора Всероссийского. Однако это не совсем правда. То, что она унаследовала от своей бабки, королевы Виктории, твердый и властный характер, является неоспоримым фактом. Однако мягким характером Николая ей пользоваться не удавалось, потому что она попросту этого не хотела и любила своего мужа, стараясь поддерживать его во всем. В их переписке часто встречаются советы императрицы мужу, но, как известно, далеко не все из них царь выполнял. Вот эту-то поддержку зачастую и воспринимают как “власть” Александры над Николаем.

Однако то, что она участвовала в обсуждении законов и принятии решений, является правдой. Это началось в дни Первой русской революции, когда Николаю необходимы были советы и поддержка. Обсуждал ли император с женой указы и распоряжения? Конечно, это бесспорно. А в дни Первой мировой войны царь фактически отдал управление страной в руки своей жены. Почему? Потому что он любил Александру и безгранично ей доверял. А кому же, как ни самому доверенному человеку в жизни, отдать административные дела, которые император терпеть не мог и от которых сбежал в Ставку? Они старались вдвоем принимать ключевые решения в жизни страны потому, что самодержцу Николаю было сложно это делать ввиду нехватки характера, а Александра хотела максимально облегчить тяжелую ношу императора.

Связи с “провидцами”

Александре Федоровне в вину ставят и ее контакты с “Божьими людьми” и провидцами, прежде всего, с Григорием Распутиным. Интересно, что до сибирского старца у императрицы была уже целая коллекция разных целителей и предсказателей. Например, она привечала юродивого Митьку и некую Дарью Осиповну, а самым известным до Григория Распутина “целителем” является доктор Филипп из Франции. Причем все это продолжалось от начала века до 1917 года. Почему же эти инциденты случались?


Во-первых, потому, что это было особенностью ее характера. Александра Федоровна была верующим человеком и православие приняла очень глубоко, но ее вера имела экзальтированные черты, которые выражались в ее любви к мистике, что, кстати, было популярно в то время. Во-вторых, этот живой интерес в ней подогревали ее подруги Милица и Стана. Ведь это они приводили ко двору “чудотворцев”, в том числе и Григория. Но, пожалуй, самой главной причиной такого интереса была ее одержимость двумя проблемами: первая – рождение наследника, которое все никак не могло состояться. Именно поэтому она поверила шарлатану Филиппу, который пообещал императрице “наколдовать” скорое рождение наследника. Из-за его гаданий и предсказаний у нее случилась ложная беременность, которая сильно сказалась на отношении к Александре двора. А вторая – трагическая болезнь наследника Алексея: гемофилия. Она не могла не чувствовать себя виновной в том, что ее любимый сын заболел этой болезнью. И императрица, как любая любящая мать, пыталась всеми средствами облегчить участь своего ребенка. Правда, для этого использовала не помощь докторов, которые ничего не могли поделать с состоянием Алексея, а услуги Распутина, которому удавалось лечить наследника.

Все это впоследствии и повлияло на то, что она стала безмерно доверять “старцу” Григорию и приучила к этому своих детей и мужа. Она не могла не верить тому, кто лечил не только ее сына, но и ее саму от головных болей, которые ее мучили. А Распутин, бывший умным русским крестьянином, не мог этим не пользоваться. А им уже, в свою очередь, пользовались хитроумные чиновники, министры и генералы, просившие назначить их повыше или поближе ко двору.

Почему ее не любили?

Императрицу Александру Федоровну многие не любили, в том числе и мать Николая Мария Федоровна. У каждого на то были свои причины, но к концу царствования императора вся ненависть двора и общества возымела только одну причину: она ведет Ники и империю к гибели. Распространялись слухи о ее связях с Распутиным, которых никогда не было, о ее шпионаже в пользу Германии, что тоже было ложью, о ее влиянии на царя, которое не было таким, каким его “раздули”. Но все эти слухи и сплетни очень сильно ударяли по престижу власти. А еще императрица и император сами способствовали этому, изолировав себя от общества и романовской семьи.


Вот что говорили и писали об Александре Федоровне ее родственники и приближенные:

  • “Вся Россия знает, что покойный Распутин и императрица Александра Фёдоровна – одно и то же. Первый убит, теперь должна исчезнуть и другая” (вел. кн. Николай Михайлович).
  • “Отчуждению царицы от петербургского общества значительно содействовала внешняя холодность её обращения и отсутствие у неё внешней приветливости. Происходила эта холодность, по-видимому, преимущественно от присущей Александре Фёдоровне необыкновенной застенчивости и испытываемого ею смущения при общении с незнакомыми людьми. Смущение это препятствовало установлению ею простых, непринуждённых отношений с лицами, ей представлявшимися, в том числе с так называемыми городскими дамами, а те разносили по городу анекдоты про её холодность и неприступность” (сенатор В.И. Гурко).
  • …великая княгиня Елизавета Федоровна (сестра императрицы Александры), также почти не бывая в Царском, приехала переговорить с сестрой. После того ожидали мы ее у себя. Сидели как на иголках, гадали, чем кончится. Пришла она к нам дрожащая, в слезах. “Сестра выгнала меня, как собаку! – воскликнула она. – Бедный Ники, бедная Россия!”” (князь Ф.Ф. Юсупов).
  • Мнения могут расходиться насчёт роли, сыгранной Императрицей во время царствования, но я должна сказать, что в ней Наследник нашёл себе жену, целиком воспринявшую русскую веру, принципы и устои царской власти, женщину больших душевных качеств и долга” (балерина М.Ф. Кшесинская).

Александра Фёдоровна (жена Николая II)

Александра Фёдоровна, урождённая принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская (нем. Victoria Alix Helena Louise Beatrice von Hessen und bei Rhein). Родилась 6 июня 1872 года в Дармштадте - расстреляна 17 июля 1918 года в Екатеринбурге. Российская императрица, супруга Николая II. Четвёртая дочь великого герцога Гессенского и Рейнского Людвига IV и герцогини Алисы, дочери английской королевы Виктории.

Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса родилась в Дармштадте (Германская империя) 6 июня 1872 года.

Данное ей имя состояло из имени её матери (Алиса) и четырёх имён её тёток.

Крестными родителями были: Эдуард, принц Уэльский (будущий король Эдуард VII), цесаревич Александр Александрович (будущий император ) с супругой, великой княгиней Марией Фёдоровной, младшая дочь королевы Виктории принцесса Беатриса, Августа Гессен-Кассельская, герцогиня Кембриджская и Мария Анна, принцесса Прусская.

От королевы Виктории Алиса унаследовала ген гемофилии.

В 1878 году в Гессене распространилась эпидемия дифтерии. От неё умерли мать Алисы и её младшая сестра Мэй, после чего большую часть времени Алиса жила в Великобритании в замке Балморал и Осборн-хаусе на острове Уайт. Алиса считалась любимой внучкой королевы Виктории, которая называла её Sunny («Солнышко»).

В июне 1884 года, двенадцати лет, Алиса впервые посетила Россию, когда её старшая сестра Элла (в православии - Елизавета Фёдоровна) сочеталась браком с великим князем Сергеем Александровичем.

Второй раз она прибыла в Россию в январе 1889 года по приглашению великого князя Сергея Александровича. Пробыв в Сергиевском дворце (Петербург) шесть недель, принцесса познакомилась и обратила на себя особое внимание наследника цесаревича .

В начале 1890-х годов против брачного союза Алисы и цесаревича Николая были родители последнего, надеявшиеся на его брак с Еленой Луизой Генриеттой, дочерью Луи-Филиппа, графа Парижского. Ключевую роль в устройстве брака Алисы с Николаем Александровичем сыграли усилия её сестры, великой княгини Елизаветы Фёдоровны, и супруга последней, через которых осуществлялась переписка влюблённых.

Позиция императора Александра и его супруги изменилась ввиду настойчивости цесаревича и ухудшающегося здоровья императора. 6 апреля 1894 года манифестом было объявлено о помолвке цесаревича и Алисы Гессен-Дармштадтской.

Следующие месяцы Алиса изучала основы православия под руководством придворного протопресвитера Иоанна Янышева и русский язык - с учительницей Е. А. Шнейдер.

10 (22) октября 1894 год она приехала в Крым, в Ливадию, где пробыла вместе с императорской семьёй до дня смерти императора Александра III - 20 октября.

21 октября (2 ноября) 1894 год там же приняла через миропомазание православие с именем Александра и отчеством Фёдоровна (Феодоровна). Николай и Александра приходились друг другу дальними родственниками, будучи потомками немецких династий. Например, по линии своего отца Александра Фёдоровна была и четвероюродной тёткой (общий предок - прусский король Фридрих Вильгельм II), и троюродной сестрой Николая (общий предок - Вильгельмина Баденская).

Рост Александры Фёдоровны: 167 сантиметров.

Личная жизнь Александры Фёдоровны:

14 (26) ноября 1894 года, в день рождения императрицы Марии Фёдоровны, что позволяло отступление от траура, в Большой церкви Зимнего дворца состоялось венчание Александры и Николая II. После бракосочетания члены Святейшего синода во главе с митрополитом Санкт-Петербургским Палладием отслужили благодарственный молебен. При пении «Тебе, Бога, хвалим» был дан пушечный салют в 301 выстрел.

Великий князь Александр Михайлович в эмигрантских воспоминаниях писал о первых днях их супружества: «Бракосочетание молодого царя состоялось менее чем через неделю после похорон Александра III. Их медовый месяц протекал в атмосфере панихид и траурных визитов. Самая нарочитая драматизация не могла бы изобрести более подходящего пролога для исторической трагедии последнего русского царя» .

Семья большую часть времени жила в Александровском дворце в Царском селе.

В 1896 году, вскоре после коронации, Александра вместе с Николаем ездила в Нижний Новгород на Всероссийскую выставку. В августе 1896 года они совершили поездку в Вену, а в сентябре - октябре - в Германию, Данию, Англию и Францию.

В последующие годы императрица родила подряд четырёх дочерей:

Ольга (3 (15) ноября 1895;
Татьяна (29 мая (10 июня) 1897);
Мария (14 (26) июня 1899);
Анастасия (5 (18) июня 1901).

В императорской семье очень остро встал вопрос о сыне - наследнике престола. Наконец, 30 июля (12 августа) 1904 год в Петергофе появился пятый ребёнок и единственный сын - цесаревич Алексей Николаевич , родившийся с наследственным заболеванием - гемофилией.

В 1905 году императорская семья познакомилась с . Ему удавалось помогать Алексею бороться с приступами болезни, перед которой была бессильная медицина, вследствие чего приобрёл большое влияние на Александру Фёдоровну, а через неё и на Николая.

В 1897 и 1899 годах семья ездила на родину Александры Фёдоровны в Дармштадт. В эти годы по указанию Александры Фёдоровны и Николая II в Дармштадте был построена православная церковь Марии Магдалины, действующая и в настоящее время.

17-20 июля 1903 года императрица участвовала в торжествах прославления и открытия мощей преподобного Серафима Саровского в Саровской пустыни.

Для развлечения Александра Фёдоровна играла на фортепиано вместе с профессором Петербургской консерватории Рудольфом Кюндингером. Императрица брала также уроки пения у профессора консерватории Наталии Ирецкой. Иногда пела дуэтом с кем-то из придворных дам: Анной Вырубовой, Эммой Фредерикс (дочь Владимира Фредерикса) или Марией Штакельберг.

Из фрейлин к императрице были близки: в начале царствования - княжна М. В. Барятинская, затем - графиня Анастасия Гендрикова (Настенька) и баронесса София Буксгевден (Иза). Самым близким человеком долгое время для неё была Анна Вырубова. Вырубова имела огромное влияние на императрицу. Через Вырубову в основном шло общение императрицы с Григорием Распутиным.

В 1915 году в разгар Первой мировой войны Царскосельский госпиталь был переоборудован под приём раненых солдат. Александра Фёдоровна вместе с дочерьми Ольгой и Татьяной прошли обучение сестринскому делу у княжны Веры Гедройц, а затем ассистировали ей при операциях в качестве хирургических сестёр. Императрица лично финансировала несколько санитарных поездов.

Императрица Александра была шефом полков: лейб-гвардии Уланского Имени Её Величества, 5-го гусарского Александрийского, 21-го Восточно-Сибирского стрелкового и Крымского конного, а из числа иностранных - Прусского 2-го гвардейского драгунского полка.

Также императрица занималась благотворительной деятельностью. К началу 1909 года под её покровительством состояло 33 благотворительных общества, общин сестёр милосердия, убежищ, приютов и тому подобных учреждений, среди которых: Комитет по приисканию мест воинским чинам, пострадавшим на войне с Японией, Дом призрения для увечных воинов, Императорское женское патриотическое общество, Попечительство о трудовой помощи, школа нянь Её Величества в Царском Селе, Петергофское общество вспомоществования бедным, Общество помощи одеждой бедным Санкт-Петербурга, Братство во имя Царицы Небесной для призрения детей-идиотов и эпилептиков, Александрийский приют для женщин и другие.

8 (21) марта 1917 года, после Февральской революции, в соответствии с постановлением Временного правительства Александра Фёдоровна вместе с дочерьми генералом Лавром Корниловым была заключена под домашний арест в Александровском дворце. Вместе с ней осталась Юлия Ден, которая помогала ей ухаживать за великими княжнами и Анной Вырубовой. В начале августа 1917 года царская семья была по решению Временного правительства выслана в Тобольск, а в апреле 1918 года по решению большевиков перевезена в Екатеринбург.

Александра Фёдоровна была убита вместе со всей семьёй и приближёнными в ночь на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге. Захоронена вместе с другими расстрелянными 17 июля 1998 года в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Останки Александры Фёдоровны и её супруга были эксгумированы для следственных действий в рамках установления личностей останков их детей - Алексея и Марии.

В 1981 Александра Федоровна и все члены царской семьи были канонизированы Русской Православной Церковью за Рубежом, в августе 2000 года - Русской Православной Церковью.

При канонизации Александра Фёдоровна стала Царицей Александрой Новой, поскольку уже была среди святых Царица Александра.


Из архивных источников удалось составить достоверный портрет последней российской императрицы Александры Федоровны

В честь своего 25-летия Государственный архив РФ решил подарить нам «неизвестную» императрицу. В Выставочном зале госархивов открылась уникальная выставка, посвященная последней российской государыне Александре Федоровне, жене императора Николая II.

Она была вегетарианкой, любящей супругой, нежной матерью, которую, впрочем, не слушались дети, страдала из-за болезни сына и все больше замыкалась в себе.

«Последняя императрица. Документы и фотографии» - главным наполнением только что открывшейся выставки стали именно фото. Их размещено на витринах несколько сотен – объективы фотоаппаратов запечатлели саму «виновницу торжества» – начиная с младенческих лет и вплоть до революционной трагедии, а также ее мужа-монарха, их детей, родственников, приближенных. В дворцовой обстановке, на конной прогулке, на яхте и на охоте...

Многочисленные письменные документы представлены на выставке в электронном виде. В зале поставлено несколько панелей с сенсорными экранами, при помощи которых можно увидеть письма и записки царя и царицы, их телеграммы, дневниковые записи – очень многое из того, что входит в личный фонд Александры Федоровны, хранящийся в ГАРФ, и что еще недавно было доступно только немногочисленному кругу специалистов.

Рассматривать эти уникальные свидетельства прошлого удастся не только в выставочном зале. У всех желающих есть возможность ознакомиться с выставленными архивными реликвиями через Интернет, – зайдя в специальный раздел электронного читального зала ГАРФ – «Архив XXI века». Это новый формат демонстрации широкой пользовательской аудитории архивных документов, разработанный крупнейшей российской корпорацией по оцифровке и созданию информационных ресурсов.

Впрочем, посетить новую выставку «в реале» все-таки стоит. Ведь здесь выставлены и некоторые мемориальные вещи, имеющие отношение к семье императора Николая II. В витрине демонстрируются, например, дневники не только самого императора, но и его наследника, цесаревича Алексея, записные книжки императрицы, письма к ней от малолетнего сына (интересно, что в одном из них Алексей употребил не совсем благозвучное обращение «моя милая мамашка»), рисунки наследника престола, комплект для настольного крокета, в который играл мальчик.

«Была настойчивой и очень чувственной»

Вот, например, самые ранние «письменные портреты» принцессы Алисы Гессенской, будущей русской императрицы:

«Малышка похожа на Эллу (старшую сестру – «МК»), только мельче черты и еще темнее глаза с очень черными ресницами и рыжеватыми каштановыми волосами. Она прелестное маленькое существо, всегда смеется, и у нее ямочка на одной щечке...» (Из письма принцессы Алисы к королеве Виктории 14 августа 1872 г.)

«Она была щедрой и даже в раннем возрасте была неспособна на детскую ложь. У нее было мягкое и любящее сердце, и она была настойчивой и очень чувственной.» (Из воспоминаний баронессы С. К. Буксгевден.)

Представлены письменные свидетельства, относящиеся к «завязке» отношений между будущими царственными супругами

«Моя дорогая Аликс! Позволь мне поблагодарить тебя за откровенность и искренность, с которой ты мне написала. Нет ничего хуже в этом мире, чем недоразумения и недомолвки... Я полагаюсь на милосердие Бога. Может быть, после того, как Он проведет нас через все невзгоды и испытания, Он направит мою любимую на тот путь, о котором я молюсь каждый день!» (Из письма цесаревича Николая принцессе Алисе 17 декабря 1893 г.)

«Теперь я вполне счастлив и спокоен. Аликс прелестна и совсем развернулась после своего постоянного грустного состояния. Она так мила и трогательна со мной, что я более чем в восторге.» (Из письма цесаревича Николая матери 18 апреля 1894 г. – через несколько дней после помолвки.)

«Мой любимый и ненаглядный! Я по тебе тоскую так, что не описать словами. Мне так хочется провести два часа наедине с тобой, хотя бы для того, чтобы благословить и поцеловать... Мне очень одиноко без тебя. Благослови тебя Господь, мой единственный и любимый. ...Я не могу без тебя. Я не могу быть одна. У меня на это нет ни сил, ни рассудительности, ни мудрости, ни благоразумия.» (Из письма принцессы Алисы цесаревичу Николаю 2 мая 1894 г.)

«Решила не есть больше ничего животного»

О многом в отношениях, существовавших между последним русским царем и его супругой говорят его обращения к ней в письмах, относящихся даже к весьма позднему периоду их супружества.

«Моя возлюбленная душка Солнышко! ...Чем ближе становится момент нашей встречи, тем больше мир воцаряется в моей душе.» (25 августа 1915 г.)

А вот признание Александры Федоровны:

«Из глубины моего сердца я благодарю Господа за то, что он дал мне тебя. Он дал мне счастье и сделал мою жизнь легкой и счастливой. Теперь труд и преодоление бедствий ничто для меня, раз ты со мной рядом; возможно, я не могу этого выразить, но глубоко это чувствую.» (Из письма императрицы Александры Федоровны Николаю II 10 июля 1899 г.)

О неожиданных порой вещах говорят некоторые из писем и дневниковых записей последней русской императрицы и тех, кто был с ней знаком.

«Я не создана сиять перед собраниями, – у меня нет ни легкости, ни остроумия в разговоре, необходимых для этого. Мне нравится внутреннее существование, и именно оно притягивает меня с огромной силой... Мне хочется помогать другим в жизни, помогать им выигрывать борьбу и нести свой крест...» (Из письма императрицы Александры Федоровны княгине М. Барятинской 23 ноября 1905 г.)

«Государыня говорила со мной ласково и приветливо. Оказывается, мяса и рыбы она не ест по убеждению: «Лет 10-11 тому назад была в Сарове и решила не есть больше ничего животного, а потом и доктора нашли, что это необходимо по состоянию моего здоровья...» (Из дневника В. И. Чеботарёвой, 1915 г.)

«Наружность ее очень примечательна: будучи уже не первой молодости, она в зависимости от минуты и настроения бывает или очень хороша собою, или, напротив, антипатична и старообразна. Я видел ее и в том, и в другом случае. Может быть, это зависело от туалета.» (Из воспоминаний Н. Н. Покровского, 1916 г.)

«Детей баловала чрезмерно»

Отдельная тема – дети. Это и огромная радость для августейших супругов и предмет переживаний.

«30 июля 1904 г. Пятница. Незабвенный, великий для нас день, в который так явно посетила нас милость Божья. В 1.15 дня у Аликс родился сын, которого при молитве нарекли Алексеем. Все произошло замечательно скоро – для меня, по крайней мере. Утром... пошел к Аликс, чтобы завтракать. Она уже была наверху и полчаса спустя произошло это счастливое событие... Дорогая Аликс чувствовала себя очень хорошо. Мама (императрица Мария Федоровна – ред.) приехала в 2 час и долго просидела со мною, до первого свидания с новым внуком.» (Из дневника императора Николая.)

«Я уверена, что ты скучаешь без любимого Бэби. Он такой милый. Действительно можно понять, почему Бог послал нам его в этом году, и он явился, как настоящий солнечный лучик. Бог никогда нас не забывает, это правда. Теперь у тебя есть сын, и ты можешь воспитывать его, внушать ему свои идеи, чтобы он мог помогать тебе, когда вырастет. Поверишь ли, он растет с каждым днем.» (Из письма императрицы Александры Федоровны Николаю II 15 августа 1904 г.)

«У многих русских составилось понятие об императрице, как о женщине суровой, с твердым упорным характером, с огромной силой воли, неласковой, сухой, которая сильно влияла на своего августейшего супруга и руководила его решениями по своему усмотрению. Этот взгляд совершенно ошибочен. Ее Величество не только сердечно относилась ко всем окружающим, но скорее баловала всех, волновалась постоянно о других, заботилась о них, а детей своих баловала чрезмерно и ей постоянно приходилось обращаться за содействием к супругу, так как наследник цесаревич Алексей Николаевич признавал только отца своего и дядьку матроса Деревенько. Мать же свою совершенно не слушался. Малолетние великие княжны тоже мало слушались мать.» (Из воспоминаний флигель-адъютанта С. Фабрицкого.)

«Ты себе представить не можешь, как ужасно я по тебе скучаю! Полное одиночество – дети, при всей своей любви, совсем по-иному смотрят на вещи и редко понимают меня, даже в мелочах, – они всегда правы, и когда я им рассказываю, как меня воспитывали и как следует себя вести, они не могут меня понять. Им это кажется скучным. Только Татьяна понимает. Когда с ней спокойно поговоришь. Ольга всегда очень не сочувственно относится к каждому наставлению, хотя нередко кончается тем, что делает по моему желанию. А когда я строга, она дуется на меня. Я так устала и тоскую по тебе.» (Из письма императрицы Александры Федоровны Николаю II 11 марта 1916 г.)

«Все больше замыкалась в себе»

По мнению некоторых современников, именно проблемы с детьми, особенно с неизлечимо больным сыном Алексеем, серьезно отразились на самочувствии и поведении самой Александры Федоровны.

«Здоровье императрицы было уже поколеблено беспокойством в связи с угрозой, нависшей над жизнью цесаревича. Это все больше мешало ей следить за учением дочерей...» (Из воспоминаний Пьера Жильяра.)

«Усталость от празднеств и приемов сказывалась на императрице, которой часто нездоровилось, она проводила дни в постели, вставая только, чтобы надевать парадные платья с длинными шлейфами и тяжелые драгоценности, предстать перед толпой на несколько часов с лицом, отмеченным печалью.

Задолго до войны она отгородилась от внешнего мира, а после рождения наследника престола всю себя посвятила заботам о нем... глядя на тяжелобольного сына, несчастная мать все больше замыкалась в себе, и – думаю, можно так сказать, – ее психика вышла из равновесия. Теперь при дворе проходили только официальные церемонии, которых нельзя было избежать; и только церемонии связывали императорскую чету с внешним миром. Они жили в таком уединении, что общаться с ними приходилось через людей часто невежественных. А иногда – недостойных...» (Из воспоминаний великой княгини Марии Павловны-младшей.)

«В свою зрелую пору, уже на русском престоле, она знала только одно это увлечение – своим мужем, как знала она и безграничную любовь только к своим детям, которым она отдавала всю свою нежность и все свои заботы. Это была, в лучшем смысле слова, безупречная жена и мать, показавшая редкий в наше время пример высочайшей семейной добродетели.» (Из воспоминаний премьер-министра В. Н. Коковцева.)

«Пришлось перевязывать несчастных с ужасными ранами»

Непростой была жизнь этой женщины и после начала 1-й мировой войны.

«После начала военных действий государыня тотчас же принялась создавать собственные лазареты и вместе с дочерьми записалась на курсы сестер милосердия. (Из воспоминаний Лили Ден.)

«Сегодня утром мы присутствовали (я, по обыкновению, помогаю подавать инструменты, Ольга продевала нитки в иголки) при нашей первой большой ампутации (рука была отнята у самого плеча). Затем мы все занимались перевязками... Мне пришлось перевязывать несчастных с ужасными ранами... Я все промыла, почистила, помазала иодином, покрыла вазелином, подвязала, – все это вышло вполне удачно, – мне приятнее делать подобные вещи самой под руководством врача.» (Из письма императрицы Александры Федоровны Николаю II 22 ноября 1914 г.)

«Передо мной стояла высокого роста, стройная дама лет 50-ти, в простом сереньком костюме сестры милосердия и в белой косынке. Государыня ласково поздоровалась со мной и расспросила меня, где я ранен, в каком деле и на каком фронте. Чуть-чуть волнуясь, я ответил на все ее вопросы, не спуская глаз с ее лица. Почти классически правильное, лицо это в молодости, несомненно, было красиво, очень красиво. Но красота эта, очевидно, была холодной и бесстрастной. И теперь. Еще постаревшее от времени и с мелкими морщинками около глаз и уголков губ, лицо это было очень интересно, но слишком строго и слишком задумчиво. Я так и подумал: какое правильное, умное, строгое и энергичное лицо.» (Из воспоминаний С. П. Павлова.)

«Вряд ли можно придумать какое-то преступление, в котором ее бы не обвиняли... Подлинная царица, твердая в своих убеждениях, верная, преданная жена, мать и друг, никому не известна. Благотворительной ее работе приписаны эгоистические мотивы, глубокая ее религиозность стала предметом насмешек... Она знала и читала все, что говорили и писали о ней. Я видела, как она бледнеет, как глаза ее наполняются слезами, когда что-то особенно подлое привлекало ее внимание. Однако Ее Величество умела видеть сияние звезд над грязью улиц.» (Из воспоминаний Лили Ден.)

Выставка «Последняя императрица. Документы и фотографии» будет открыта в Выставочном зале федеральных архивов (ул. Большая Пироговская, д. 17) с 27 апреля по 28 мая. Экспозиция открыта с 12 до 18 час. ежедневно, кроме понедельника и вторника. Вход бесплатный.

В облике и натуре этой Женщины соединилось воедино многое: свет и тени, улыбка и слезы, любовь и ненависть, фарс и трагедия, Смерть и Жизнь. Она была сильной. И – самой слабой из женщин, каких только видел свет. Она была гордой. И застенчивой. Она умела улыбаться, как истинная Императрица. И плакать, как ребенок, когда никто не мог видеть ее слез. Она умела обожать и дарить привязанность, как никто. Но могла и ненавидеть столь же сильно. Она была очень красива, но более семидесяти лет, после тысяча девятьсот семнадцатого года, романисты и историки пытались разглядеть в ее безупречных, утонченных чертах и профиле римской камеи дьявольские, разрушительные отблески.

О ней написано очень много книг: романов, пьес, исследований, исторических монографий и даже - психологических трактатов! Выпущены в свет и ее уцелевшая переписка и страницы не сгоревших в огне дворцовых каминов дневников. Архивисты и иследователи ее жизни, как в России, так и за рубежом, казалось бы, давно уже изучили и дали объяснение не только каждому поступку ее, но и каждому повороту головы, и каждой букве ее письма. Но.. Но никто так и не постиг странной, почти мистической тайны этой женщины, сути ее натуры и ее характера. Никто так до конца и не уяснил себе истинной роли ее личности в трагической истории России. Никто так и не представил себе ясно и точно, а какою же она была на самом деле: Алиса - Виктория – Елена - Луиза – Беатрис, ее Великогерцогское Высочество, принцесса Гессен – Дармштадская и Рейнская, внучка королевы Великобритании Виктории и принца Альберта, дочь Великого герцога Гессенского Людвига, крестница русского императора Александра Третьего и жена его старшего сына, Николая Александровича, наследника русского престола? Последняя русская императрица.

Она выросла в крае, где королевы никогда не зависели от воли фаворитов, и, если того требовало благо державы, спокойно посылали их головы на плаху. «Личное не должно быть выше блага страны!» – она твердо усвоила этот негласный « эдикт монархов», ведь не зря же была внучкой великой Королевы, давшей своим именем название целой эпохе в истории –« викторианской»! Немкой Алиса Гессенская лишь по отцу, по духу, воспитанию и крови матери она была англичанкой. До кончиков пальцев. Только вот, выйдя замуж и приняв православие, она стала, по велению сердца, по безумию любви к мужу, а может быть, и по скрытой жажде быть понятой, не только «более русской, чем все окружавшие ее люди, более даже, чем сам ее муж, наследник престола и будущий император Николай Второй». (Грег Кинг.).Но также, попав в тяжкий плен собственного горя, одиночества, подавленных амбиций и иллюзий, дремавших на дне души, она стала и невольной заложницей, трагической игрушкой в руках фаворита – сектанта, величайшего гипнотизера и шарлатана, хитреца и простака в одном лице – Григория Распутина. Сознавала ли она это? Сказать сложно, тем более, что всему, при желании, можно найти оправдание. Или, напротив, - отрицание.

Забыв и отринув в омуте своего невыразимого материнского отчаяния первый этический закон любого монарха: «Сначала - страна, потом – семья!», внушенный ей с младых ногтей великой бабушкой – королевой, она толкнула на гибельный круг плахи саму себя, своего Венценосного мужа, детей, державу.. Но была ли это только ее вина? Или для огромного панно Истории не существует отдельных судеб, не существует маленьких «виноватостей», а все сразу сливается в нечто большое, масштабное, и из него уже вытекает следствие? Кто знает?...

Попробуем все - таки отделить от мозаичного пласта Истории и эпохи маленький кусочек смальты, именуемой Жизнью. Жизнью одного человека. Принцессы Аликс Гессенской. Проследим основные вехи и повороты ее Судьбы. Или - Судеб? Ведь она множилась, как в зеркале. Имела несколько обликов. Несколько судеб от рождения и до смерти. Счастливых или несчастливых, это уже - другой вопрос. Она менялась. Как и любой человек, в течении жизни. Но ей нельзя было меняться незаметно. Это непозволительно в семьях, где дети рождаются для короны. Большой ли, маленькой – все равно.

Судьба первая: «Солнечная девочка».

Алиса – Виктория - Елена – Луиза – Беатрис, маленькая Принцесса - герцогиня из рода Гессенов – Дармштадтских, появилась на свет 6 июня 1872 года (новый стиль), в Новом дворце Дармштадта, главного города герцогства, что раскинулось в зеленой и плодородной рейнской долине. Окнами Новый дворец смотрел на рыночную площадь и ратушу, а спустившись по лестнице во двор можно было сразу попасть в огромный тенистый парк с липовыми и вязовыми аллеями, прудами и бассейнами с золотыми рыбками и кувшинками; цветниками и розариями, наполненными огромными пахучими бутонами. Маленькая Алики (так ее называли в доме), едва научившись ходить, часами гуляла с нянею, миссис Мэри - Энн Орчард, в любимом саду, подолгу сидела у пруда и смотрела на рыбок, мелькавших в струях воды.

Она и сама была похожа на цветок или маленькую, юркую рыбку: веселая, ласковая, чрезвычайно подвижная, с золотистыми волосами, ямочками на пухлых, румяных щечках!

Алики слыла любимицей всей семьи, отца, вечно занятого и хмурого герцога Людвига, матери, герцогини Алисы, и своей грозной бабушки - королевы Виктории, которой никак не удавалось нарисовать портрет озорницы - внучки, когда, бывало, летом герцогская семья гостила у нее в Англии! Егоза Алики никогда не сидела спокойно на месте: то пряталась за высокое кресло с золотым ободом, то - за массивный шкаф – бюро.

Часто в строгих, холодно - роскошных комнатах бабушкиных дворцов в Осборне, Виндзоре и Бэлморале раздавался веселый, заразительный смех крохи - внучки, и топот ее быстрых детских ножек. Она любила играть со своим братом Фридериком и сестрой Марией, которую ласково звала «Мей», потому что не могла еще выговаривать букву «R», чтобы звать ее - Мэри. Алики прощались любые проказы, даже долгие прогулки верхом на пони - это в четыре то года!

Лучшие дня

Под руководством матери она легко научилась рисовать и унаследовала от нее тонкий художественный вкус и пристрастие к прозрачным акварельным пейзажам. Со строгой своей няней, миссис Мэри – Энн Орчард, Алики прилежно учила Закон Божий и занималась рукоделием.

Ранние годы ее детства текли вполне безоблачно и счастливо. В семье ее называли еще и “Sanny”, что значит: «солнышко», «солнечная девочка». Бабушка - королева звала ее «мой солнечный лучик» и в письмах то и дело ласково журила за смешные проделки. Она любила и выделяла Алики из внучат - гессенцев более всех.

Алики - любимица прекрасно знала, как заставить улыбнуться молчаливую бабушку или подверженную частым депрессиям мать, герцогиню Алису. Она танцевала и играла для них обеих на фортепьяно, рисовала акварели и забавные мордочки животных. Ее хвалили и улыбались. Сначала - через силу, а потом - сами по себе. Алики умела заразить безоблачностью детства всех вокруг. Но неожиданно грянул гром и она перестала улыбаться. Едва ей пошел пятый год, как умер от кровоизлияния в мозг, вызванного несчастным случаем, ее брат Фредерик. Впавшую в отчаяние и тоску мать пытались вылечить путешествиями по всем европейским странам: Франция, Италия, Испания. Долго гостили летом 1878 года и у бабушки, в Осборне. Алики там нравилось. Она вволю могла наиграться со своими прусскими кузенами и любимым двоюродным братом, принцем Луи Батенбергским. Но все когда – нибудь кончается. Кончилось и это грустное лето. Матери стало легче, она немного пришла в себя. Решили возвратиться в Дармштадт, на чем настаивал и отец: дела не могли ждать!

Но едва они вернулись домой, в холодную осень, как уютное герцогство сразила эпидемия дифтерита. И тут детство Алики кончилось. Внезапно, горько, страшно. Она вовсе не была к этому готова, несмотря на то, что мать ее часто говорила с нею о Небесах, о будущей жизни, о встрече с маленьким братом и дедушкой Альбертом. Алики испытывала смутную тревогу и горечь от этих разговоров, но она быстро забывалась. Осенью же 1878 года эта горечь заполнила и ум и сердце маленькой девочки. Солнечный луч в ее душе постепенно угас. 16 ноября 1878 года скончалась от дефтерита ее старшая сестра Мей. Опасно болели остальные: Элла, Эрнст, да и сама Алики тоже начала хворать. Убитая горем мать – герцогиня, ухаживая за больными детьми, скрывала, сколько могла, от них страшную весть. Во дворце, по случаю эпидемии был карантин. Мэй тихо похоронили, и дети узнали об этом лишь несколько дней спустя. Алики, ее сестра Элла, и брат Эрни были потрясены этим известием и, несмотря на все тихие уговоры матери, принялись плакать, лежа в кроватках. Чтобы утешить сына, герцогиня подошла к нему и поцеловала. Этого делать было нельзя, но….

Эрни шел на поправку, а ослабевший от бессонных ночей организм герцогини был сражен опасным вирусом. Проболев более двух недель, то теряя сознание от сильного жара, то приходя в себя, герцогиня Алиса Гессенская - старшая умерла в ночь с 13 на 14 декабря 1878 года. Ей было только тридцать пять лет.

Судьба вторая: «Задумчивая Принцесса или «Камея – Невеста».

Алики осиротела. Игрушки ее сожгли: из – за карантина. Солнечная девочка, что жила в ней, исчезла. На следующий день ей принесли другие книжки, мячики и других кукол, но детство вернуть уже было нельзя. В зеркалах старинных родовых рейнских замков Зеенхау, Кранихштейн, Вольфсгартен отражалась теперь другая принцесса: меланхоличная и задумчивая.

Чтобы как - то преодолеть боль от потери матери, неосознанную детскую тоску, Алики уходила во внутренний дворик с искусственным озером – бассейном и там подолгу кормила любимых рыбок. Слезы капали прямо в воду, но их никто не видел.

Душа ее повзрослела вмиг, но как то надломленно: она сделалась не по возрасту тихой и печальной, сдерживала озорство, страстно привязалась к Элле и Эрни, и плакала, расставаясь с ними даже на полчаса! Она боялась их потерять. Бабушка Виктория, с разрешения овдовевшего зятя - герцога, почти тотчас перевезла детей в Англию, в замок Осборн, и там специально нанятые, тщательно подобранные ею учителя занимались их образованием.

Дети изучали географию, языки, музыку, историю, брали уроки верховой езды и садоводства, математики и танцев, рисования и литературы. Алики получила блестящее образование по тем временам, серьезное и необычное для девушки: она прослушала в Оксфорде и Гейдельбергедаже курс лекций по философии. Училась она великолепно, предметы легко давались ей, при ее превосходной памяти, только с французским случались иногда легкие конфузы, но со временем и они - сгладились.

Изысканным придворным манерам, этикету, обычаям и стилю придворной жизни ее ненавязчиво, но строго обучала бабушка, игре на фортепиано, блестящей, сложной – могла играть Вагнера и Шумана! - директор Дармштадтской оперы. Ее растили быть Принцессой, ей предназначено было быть такой и это ничуть не пугало ее.Она осваивала «придворную науку» легко и грациозно, как бы шутя. Королеву – бабушку заботило лишь то, что «милая умница Алики» словно бы утратила в вихре потерь свое прежнее обаяние, непосредственность: она не могла улыбаться на людях, так открыто, как прежде, стала слишком застенчива и пуглива. Легко краснела. Много молчала. Разговаривала искренне, задушевно, лишь в узком кругу близких. Играла и пела – тоже.. В ней теперь, увы, был только отблеск, отголосок прежней Аликс – «солнечного лучика».

Сдержанность, несомненно, украшала ее, высокую, стройную шатенку с огромными, серо - голубыми глазами, в которых отражались все оттенки ее душевных переживаний – для тех, кто умел наблюдать, разумеется -, но она не умела и не искала способа нравиться, сразу, с первого слова, взгляда, улыбки, жеста.. А это так необходимо для монаршей особы!

Королева сокрушенно и неустанно наставляла внучку в искусстве нравиться, а та недоумевала: почему она должна любезно разговаривать и выслушивать высокопарные суждения придворных льстецов, когда у нее на то слишком мало времени: недочитана книга, недовышито панно для алтаря церкви, ее прихода ждут дети - сироты в приюте, чтобы завтракать вместе с нею? Почему?! Почему она должна стремиться нравиться всем, когда это попросту невозможно, да и не нужно в ее положении юной герцогини, повелительницы Дармштадта?

Алики своевольно сжимала в хрупких руках веер и он трещал и ломался. Бабушка с укором смотрела на нее, но внучка тихо продолжала гнуть свое. Она была упряма. Ей некогда раздаривать льстивые улыбки! У нее, в июне 1888 года справившей шестнадцатилетие и принявшей на себя обящанности покойной матери - герцогини слишком много других забот: благотворительность, библиотеки, приюты, музыка и …отец - герцог..

Отец внушал ей самые серьезные опасеия. После того как его навязчивая идея заключить брак с госпожой Александрой де Кольмин – бывшей женой русского посланника при его дворе, - потерпела сокрушительное фиаско, натолкнувшись на несгибаемую волю экс - тещи – королевы, с ходу, гневно отринувшей этот мезальянс, здоровье герцога Людвига стало сдавать. Он, правда, еще устроил грандиозный конфирмационный, розовый бал для Алики, на который съехались все родные: тетушки, дядюшки и кузены, приехала и любимая сестра ее, Элла, вышедшая в 1888 же году замуж за брата Александра Третьего, Императора России, Великого князя Сергея Александровича.

Герцог Людвиг на том балу вывел навоявленую принцессу - герцогиню под руку к гостям, преддставил изысканному обществу. Сказал, что отныне она официально - первая дама маленького герцогства, и что он гордится своею дочерью. Владетельный герцог, однако, быстро утомился, и остаток празднества провел в кресле, наблюдая за тем, как его дочь танцует и беседует с гостями. Она была очень хороша в тот вечер, вызвала всеобщий восторг, но стереть с лица легкий флер печали так и не смогла. И сама уже никак не могла решить – «придуманная» ли была та печаль, как говорила все время ее кузина Мэри Эдинбургская, или же – настоящая?

Легкая задумчивость, отчужденность Алики постепенно стала ее второю натурой, постоянной спутницей даже во время увлекательных путешествий:в 1889 году – в Россию, в 1890 году – на Мальту, зимой 1892 года - в Италию. На борту британского минного кресера «Скаут», у мальтийских берегов, она нашла среди офицеров очень тонких ценителей своей красоты. Они стремились во всем ей угодить, назывались со смехом ее «мальтийскими пажами», учили играть в теннис на палубе и кидать с борта спасательный круг. Алики чарующе улыбалась, глаза ее сияли, но манеры оставались все также сдержанны и чуть прохладны.

В 1892 году, во Флоренции, поразившей ее воображение навсегда, Алики – Аликс вроде бы чуть оттаяла в обществе любимой бабушки, и смех ее зазвучал, как и прежде, заразительно, но.. Но 1 марта 1892 года, от сердечного приступа на ее руках скончался отец, герцог Людвиг IV Гессен – Дармштадский. Смерть опять меняла Судьбу Аликс.

Судьба третья. «Царственная невеста или тень за гробом..»

Наследником короны и герцогских штандартов стал брат Эрни. А Аликс.. Она осиротела вторично. Окончательно замкнулась в себе, сторонилась общества, благо траур позволял. Вообще, сильно стала напоминать Виктории ее покойную меланхоличную дочь Алису – старшую. И тут бабушка заволновалась, заспешила. Она задумала выдать Алики замуж за принца Уэльского Эдуарда, ее кузена, и уже видела в мечтах любимую внучку королевой Англии, пришедшей ей на смену..

Но Алики вдруг бурно воспротивилась. Ей не нравился этот долговязый фатоватый Эдди, чью шею всегда туго сжимали накрахмаленные воротнички, а запястья – манжеты. Она так и звала его: «Эдди – манжеты!»

Он казался ей каким то фальшивым, прозаическим, от него часто пахло вином, и главное: он совершенно ничем не интересовался, кроме своей внешности. Она отказала Эдуарду, решительно и твердо, сославшись на то, что у нее уже есть жених, в России. Это наследник русского престола цесаревич Николай, сын крестного – Императора « племянник» Эллы! Они познакомились еще в июне 1884 года, когда маленькая Алики ездила в Россию, на свадьбу старшей сестры.

Скромный, серьезный Цесаревич, окруживший тогда двенадцатилетнюю Алики теплым вниманием и заботой, сразу понравился застенчивой принцессе. На прогулках она держала его под руку, за обедом, при встречах, старалась сесть рядом с ним. Он показывал ей дворец в Петергофе, сады и парки, они вместе катались на лодках и играли в мяч. Он подарил ей брошь. Правда, Алики вернула ее на следующий же день, но считала с того момента, что они обручены с Ники.

Потом она еще раз была в у Эллы в Ильинском (* подмосковное родовое имение Романовых, усадьба Великого князя Сергея Александровича, супруга Эллы – автор.), пять лет спустя. Встречалась с Ники на балах и прогулках, в театрах и на приемах. И поняла, что чувства их только укрепились. Она как - то знала сердцем, что Ники любит только ее и никого другого. Элла тоже была убеждена в этом. И всячески уговаривала Алики переменить веру. Бабушка - королева была изумлена. Она и без того находила Алики черезчур романтичной и углубленной в странные мечты, а теперь - и вовсе встревожилась!

Русские никогда не пользовались ее особой симпатией, хотя когда – то, в юности она была почти влюблена в государя - реформатора Александра Второго. Почти. Это не значит – всерьез!

Виктория несколько раз пробовала поговорить с внучкою наедине, но сломить упрямство той было невозможно. Она показала бабушке свою переписку с Ники и сестрой Эллой..

В письмах к Элле Алики с грустью говорила, что непреодолимо в ее любви к цесаревичу лишь одно препятствие – перемена вероисповедания, все остальное ее не страшит, столь сильно и глубоко она любит Цесаревича. Цесаревич же искренне признавался Алики, что одним из способов преодолеть отчаяние, охватившее его, при получении известия о сватовстве к ней принца Уэльского, было путешествие по Дальнему Востоку и Японии, которое он, Ники, предпринял, и которое едва не завершилось трагедией!* (* В Японии, в городе Оцу, на цесаревича Николая 29 апреля 1892 года было совершено неудавшееся покушение – автор.)

Мудрая королева сразу поняла, что чувства молодых людей достаточно серьезны. И - отступилась. Для нее главным было счастье внучки, и, кроме того, как весьма проницательный человек, она прекрасно понимала, что именно в заснеженной, далекой, огромной и непонятной России, ее умная, властная, способная на сильные чувства и страсти, обладавшая «чисто мужским умом» (А. Танеев.) любимая «красавица – солнечный луч» Аликс найдет применение своим большим честолюбивым амбициям, которые она неосознанно прячет под вуалью печали и задумчивости.

Кроме того, Аликс, как и любой девушке, пора было создать свою семью и иметь детей. В двадцать один год она являла собою образец пленительной молодой леди, могущей заставить дрогнуть какое угодно, самое искушенное сердце! Но чем Виктория могла утешить внучку? По доходившим до нее от послов сведениям, она знала, что и родители Ники были решительно против выбора сына. Не потому что Алики была бедной немецкой принцессой, вовсе нет. Так никто не считал. Просто династический брак наследника огромной империи предполагал обязательно здоровых детей в его роду, а Алики, по крови матери и бабушки, являлась носительницей коварного гена гемофилии – несвертываемости крови, передаваемой в наследство будущим сыновьям, продолжателям рода. И королева Виктория, и Император Александр Третий и Императрица Мария, его жена, мать Ники, да и он сам, и упрямая Алики, прекрасно понимали, что если брак этот будет заключен, то при рождении будущего наследника престола, его природный титул «принц крови» обретет зловещее звучание и создаст ряд проблем для России, где исторически уж так сложилось - со времен Павла Первого -, что трон и корона принадлежат лишь потомкам по мужской линии. Правда, закон о престолонаследии всегда можно изменить, но реформы весьма чреваты бурными последствиями. Особенно в такой непредсказуемо – стихийной стране, как Россия. Все понимали все. Но молодых людей неодолимо тянуло друг к другу. Ники упорно отказывался при разговорах с родителями о будущем от предложенных ему партий, в частности, от руки дочери графа Парижского, Елены Орлеанской или принцессы Маргариты Прусской. Он поставил «дорогих папа и мама» в известность, что женится только на Аликс Гессенской и ни на ком больше!

Что в конечном итоге повлияло на решение Александра Третьего дать благословение сыну и увидеть его обрученным с застенчивой и легко краснеющей немецкой принцессой с точеным профилем римской камеи? Резко и внезапно пошатнувшееся здоровье? Желание видеть сына - наследника в роли определившегося, семейного человека? Опыт личного счастья самого императора, прожившего с датской принцессой Даггмар - Марией Феодоровной, счастливых 26 лет? Или просто уважение непреклонности чужой воли и чужого решения? Думается, и то, и другое, и третье. Все сложилось так, что 20 апреля 1894 года, в Кобурге, куда представители почти всех европейских держав съехались на свадьбу брата Алики, герцога Гессенского, Эрни и принцессы Виктории - Мелиты Эдинбургской, была объявлена и ее собственная помолвка с русским цесаревичем Николаем.. На стеклах окон «зеленого кабинета» кобургского замка, на втором этаже, сохранились вырезанные алмазными гранями фамильного перстня Аликс две буквы, переплетенные в замысловатый вензель: «Н&А». А в переписке Николая и Александры этот день часто упоминается ими, как один из самых счастливых в жизни. Он вернул ей в тот день брошь, которую подарил при первой встрече, на свадьбе Эллы. Она считала ее теперь главным свадебным подарком. Брошь была найдена летом 1918 года в пепелище большого костра в глуши коптяковского леса. Или вернее, то, что осталось от нее. Два больших рубина.

В дни помолвки любимой внучки королева Англии писала старшей сестре Аликс, Виктории: «Чем больше я думаю о замужестве нашей милой Аликс, тем более несчастной себя чувствую. Я ничего не имею против жениха, поскольку он мне очень нравится. Все дело в стране и в ее политике, столь странной и отличной от нашей. Все дело в Аликс. После ее замужества ее частной личной жизни придет конец. Из почти никому неизвестной принцессы она превратится в почитаемую и узнаваемую всеми особу. Сотни приемов в день, сотни лиц, сотни поездок. У нее будет все, чего только желает самая избалованная душа человеческая, но при этом тысячи глаз будут придирчиво следить за нею, за каждым ее шагом, словом, поступком.. Непосильная ноша для милой Аликс.. Ведь она никогда особо не любила шумной жизни в свете.

Для того, чтобы привыкнуть к блестящему своему положению, некоторым русским императрицам, я знаю, понадобились годы. У Аликс едва ли будет несколько месяцев, увы!»

Старая, мудрая « королева Вики», как всегда, не ошиблась. Свадьба Аликс и Николая была назначена на лето 1895 года, но Судьба словно торопила Аликс. Уже в конце сентября 1894 - го она получила от Цесаревича тревожную телеграмму с просьбой срочно прибыть в Россию, в Крым, где в Ливадийском дворце угасал посреди красок пышной южной осени император Александр Третий. В последний месяц жизни, который отвели ему доктора, он хотел благословить сына и его невесту на брак официально, уже в России. Аликс поспешно выехала из Дармштадта в Берлин. Оттуда, экспрессом, на восток. В Варшаве ее встречала Элла. И уже 10 октября 1894 года она были в Крыму, в воротах Ливадийского дворца. Едва услышав о приезде будущей невестки, умирающий император, страдающий от почечных отеков и сердечной слабости, тем не менее пожелал принять ее стоя и в парадном мундире. Лейб- медик Н. Гриш воспротивился было, но император резко оборвал его: «Не Ваше дело! Я делаю так по Высочайшему повелению!» Встретившись глазами с Государем, Гриш умолк и стал молча помогать ему одеваться.

Молодая, застенчивая принцесса настолько была потрясена ласковым приемом и тем безграничным уважением, которое оказал ей умирающий отец любимого ею Ники, что и многие годы спустя вспоминала об этой встрече со слезами. Тепло приняла ее и вся семья жениха, хотя на особые любезности не было ни времени, ни сил. Но Аликс и не требовала их. Она понимала – все впереди.

Ровно десять дней спустя, 20 октября 1894 года, могущественного русского императора Александра Третьего не стало. Он умер тихо, сидя в кресле, будто уснул, перед этим причастившись Святых Тайн из рук знаменитого отца Иоанна Кронштадского. Пять часов спустя после кончины Государя, в дворцовой церкви Ливадии, Россия присягала на верность новому Императору - Николаю Второму, а на следующий день, принцесса Гесенская Аликс приняла православие и стала «Ее Императорским Высочеством, Великой Княгиней Александрой Феодоровной, ВысоконаречЕнной невестой Государя Императора».

Слова Символа Веры и других, полагающихся по православному обряду, молитв она произнесла четко, внятно и почти без ошибок. Вместе со всеми членами Императорской фамилии и Двором молодая невеста отбыла в Петербург, где вскоре должны были состояться похороны Александра Третьего. Это произошло

7 ноября 1894 года в Петропавловском соборе, после бесчисленного ряда панихид, литургий и прощаний.

А ровно через неделю, в день рождения Вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны, матери молодого Императора, (при полагающемся послаблении траура) в парадной церкви Зимнего дворца состоялась свадьба нового Государя и бывшей гессенской принцессы.

Для очень религиозной, обязательной, прямодушной Аликс это было весьма мучительно и непонятно. Она была полна каких то дурных предчувствий, сильно переживала и даже плакала. В смятении писала сестре Виктории, герцогине Баденской, о том, что не понимает, как можно смешать в одно траур и свадьбу, но возразить что то дядюшкам обожаемого Ники, обретшим после смерти брата большое влияние при Дворе, не могла. Да и кто бы стал ее слушать! Как говорила ей когда то любимая бабушка: «Владетельные особы не могут быть рабами своих желаний. Они рабы обстоятельств, престижа, придворных законов, чести, Судьбы, но – не себя!» Судьбе же Аликс было угодно распорядиться так, чтобы она пришла в Россию вслед за царственным гробом. Дурная примета. Трагическое предзнаменование. Но что поделать? Смерть так часто сопровождала ее, что Аликс постепенно привыкла к ее верной тени. Смерть снова меняла ее Судьбу. Уже в который раз. Аликс собралась с духом и, отбросив в сторону все свои сомнения, погрузившись в новые мечты и надежды,всячески старалась наполнить смыслом новую страницу своей жизни. Очертить дороги новой своей Судьбы. Судьбы Императрицы России и Матери наследников царственной фамилии. Она ведь еще не знала, сколь все это будет мучительно и трудно.

Судьба четвертая: Прежде мать, чем Императрица, или портрет идеальной семьи..

Это была самая прекрасная и самая желанная для нее роль в жизни! Мать детей обожаемого ею человека. В Александровском дворце Царского Села Императрица создала счастливый остров Уединения и Покоя для императора, обремененного тяжким грузом государственных забот, украшением которого были четыре прелестных цветка:- дочери, появившиеся друг за другом с интервалом в полтора – два года: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. Четыре Цесаревны, так разительно похожие друг на друга и такие разные!

Они любили белые платья и жемчужные бусы, нежные ленты в волосах, и игру на фортепиано. Не очень жаловали уроки письма и каллиграфии и с упоением разыгрывали на французском пьесы Мольера – для именитых гостей очередного званного ужина и дипломатического корпуса. Они самозабвенно играли в лаун - теннис и украдкой читали книги со стола матери: «Путешествие на корабле «Бигль» Дарвина и «Ламермурская невеста « Вальтера Скотта. Подписывали свои письма начальными буквами имен, слившихся в странный знак печать, загадочный романтичный, и одновременно – до детскости простодушный: ОТМА. Они обожали мать, она была для них непререкаемым божеством, и они словгно и не замечали ее ласковой властности. Рукою «в бархатной перчатке» был расписан каждый их шаг, каждая минута урока, платье за завтраком, за обедом и ужином, развлечения, катание на велосипедах, купание. В ущерб себе и своему величественному образу Императрицы, Александра Феодоровна уделяла дочерям так много тщательного внимания и времени, что блестящее светское общество Петербурга, в котором Государыня, кстати, так и не стала своей до конца, поскольку не собирала сплетен и не тяготела к шумным балам и маскарадам, потихоньку постоянно выражало недовольство тем, что материнские обязанности затмили для венценосной особы все остальное и с обидой косилось на нее. Чувствовать себя ниже императрицы еще и в этом отношении многим ох как не хотелось!

Как бы а отместку за холодное пренебрежение столь высокой Особык к своим правилам и законам, бомонд обеих столиц а за ним - и всей России, нервно, тайными шепотками, приписывал Александре Феодоровне все, что угодно:любовников – графа А. Н. Орлова, к примеру, – фанатичную религиозность, властное давление на венценосного мужа, нелады с вдовствующей императрицей - свекровью. Она, зная слухи, сжимала губы, каменно улыбалась на приемах декольтированным донельзя графиням и княгиням, протягивала им руку для поцелуя, но, никогда не жаловала их «в большие подруги», а это то и обижало титулованных стрекоз - сплетниц, таких, как княгиня Зинаида Юсупова, например, более всего!

Но гордая чересчур императрица Александра отнюдь не считала себя виновной в том, что ее страстно - властная натура, желающая деятельности, реальной самоотдачи, достижения больших, честолюбивых внутренних возможностей, не нашла никакого отклика, сочувствия, понимания у поверхностных и неглубоких созданий, именуемых «приближенными ко Двору Ее Величества», и вечно занятых только лишь блеском собственных нарядов и капризами легковесного сердца, но не ума! На всяческие дурные слухи о себе венценосная жена Самодержца не обращала внимания, ей было все равно, что и как о ней говорят, поскольку она знала, давно, с юных лет, еще от строгой бабушки, что трудно, очень трудно услышать правду и отделить ее от плевел в избранном придворном окружении и кулуарах, где каждый ищет только собственной выгоды, а все пути к ней вымощены лестью!

Она, несомненно, казалась многим холодной, неулыбчивой, но, быть может, оттого, что просто - напросто ограждала свою душу от поверхностного по ней «скольжения», непроникновения в страдания ее и искания? Всегда так многое ранило эту душу, а особенно..

Особенно много ран и шрамов стало на ней после рождения « порфирородного», долгожданного, вымоленного наследника, которого в народе называли, крестясь: «Алешенька – кровоточивый!»

Рассказывать о страданиях матери, имеющей на руках неизлечимо больного ребенка, для которого каждая царапина могла окончиться смертью – бессмысленно и бесполезно. Эти круги ада для души императрицы Александры тоже остались непостигнутыми абсолютно никем, да и были ли они - постижимы?! Способно ли вообще на это эгоистичное человеческое сердце, умеющее холодно отстранять от себя чужие страдания? Если и да, то такое встречаемо очень редко. Милосердие во все века не в чести, признаемся откровенно!

С самого момента рождения сына Алексея (12 августа 1905 года – нов. стиля.) призрачная, хрупкая надежда на спокойствие и счастье хотя бы в Семье, в нерушимой гавани, где можно полно реализовать себя, как Женщине, оставила мятущуюся душу Александры навсегда. Вместо надежды в ней теперь поселилась нескончаемая тревога, сжимавшая в тиски ее сердце, разрушившая основательно ее нервную систему, доводившая не то, что бы до истерии, а до странной болезни сердца - симптоматической,

(диагноз доктора Е. Боткина) которая вызывалась в императрице, к примеру, полчаса назад еще здоровой и бодрой, любым, пустячным нервным потрясением и переживанием. Может быть, к этому добавился еще и комплекс вины перед сыном, и терзания от осознания самой себя, как несостоявшейся матери, не сумевшей одарить желанное чадо счастьем детства, и оградить от невыносимой боли! Эти бесконечные «виноватости» столь тяготили ее, что она могла подавить сию тяжесть лишь своеобразно «выпустив пар»: дав строгий совет в том деле, в котором не очень разбиралась, (*политика, например, или военные действия Первой Мировой – автор.) покинув ложу в театре посреди спектакля - для отчаянной молитвы, или вовсе - возведя сомнительного сектанта – гипнотизера в ранг «Святого Старца». Так было. И никуда от этого не деться. Но даже и у этого есть свое оправдание в истории.

Александра, по сути дела, была чудовищно одинока и чтобы выжить «в громадном, немыслимом одиночестве средь толпы,» она постепенно выработала свою собственную «философию страдания»: муки нравствененые ли физические посылаются Богом только избранным, и чем они тяжелее, чем смиреннее ты несешь свой крест, считала она, тем ближе ты к Господу и ближе час избавления! Не встретив поддержки практически не у кого в обществе, в том числе и у родных, за исключением мужа, дочерей, свекрови и Анны Александровны Вырубовой, Александра Феодоровна добровольно, схимнически, эгоистично ушла в самоизоляцию. Погрузившись вбесконечные страдания, она сделала их своеобразным навязчивым культом, и они ее – поглотили! Это, вообще, довольно сложный этический вопрос – культ страдания, служение страданию, оправдание страдания именем Бога. Но поднимется ли у кого либо рука кинуть камень в женщину, потерявшую надежду на всех и вся, кроме Всевышнего? Вряд ли..Могла ли она поступить иначе? Тогда? Для всего этого требуется определенный рост души. Он, конечно, совершился, этот неизбежный рост, но - позже.. После марта 1917 года. Тогда она преодолела все свои страдания. Но ведь и Смерть тогда победила ее Судьбу.

Императрица казалась кому то до фанатичности религиозной. Может быть, так и было: стены ее приемной – гостиной и знаменитого сиреневого будуара почти сплошь увешаны иконами, одна стена – от пола до потолка, но, переменив веру, она просто старалась правильно и истово исполнять все религиозные каноны. Все дело еще и в том, что для сильных и ярких натур, каковою, несомненно, являлась последняя русская императрица, и Бог может стать - крайностью, и Бога может стать - слишком много. И тогда вновь будет подавленный бунт души и скрытое желание выразить самое себя, найти что то непохожее на остальное, привычное, непохожее на то, что уже давно не дает успокоения. Распутин. Человек из народа. Божий странник, посетивший святые места. Перед Венценосной Особой, в отчаянии стоявшей на коленях у постели истекающего кровью ребенка, он - один, в знаменитом цыганско м ресторане «Яр» – совершенно другой. Хитрый, неопрятный, неприятный, загадочный, обладающий магической силой заговаривать кровь, и в путанных фразах – бормотаниях предсказывать будущее. Юродивый, Святой и Дьявол в одном лице. То ли - сам по себе, то ли – слуга в чьих то очень уж опытных руках?..

Масонов ли, революционеров ли? Версий, догадок, фактов, гипотез, толкований, появившихся сейчас - превеликое множество. Как в них разобраться, как не запутаться? Сколько не гадай, не перебирай, не рисуй в воображении вариантов, ответов на вопросы истории будет много. Даже – слишком. Каждый видит то, что он хочет видеть, и слышит то, что хочет. Психологом от природы сибирский крестьянин Григорий Распутин – Новых был, конечно же, великолепным. И этот вот закон человеческого «видения и слышания» прекрасно знал. Он сразу, безошибочно, тонко уловил флюиды измученной страстями Власти и подавленного Самовыражения Души Александры Феодоровны. Он уловил то, чего она жадждала.

И решил подыграть ей. Пока он подыгрывал, убеждая ее, что она может «разделять и властвовать», помогать Супругу нести бремя и быть Хранительным Ангелом, болтливая «оппозиция Его Величеству», Партия левого блока, Дума, неспособные к решительным шагам министры, тоже – властвовали. Абы как. Таща «одеяло» в разные стороны. Усиливая в истерзанной душе Александры Феодоровны трагические ощущения того, что все разваливается, рушится, что всему тому, что титаническими усилиями создавали предки ее любимого до страсти мужа, приходит крах, конец! Последними усилиями воли она пыталась спасти свое разрушенное гнездо, наследство своего сына: трон. И кто бы мог осудить ее за это?

В дни февральской анархии и беспорядочной стрельбы на улицах Петрограда, рискуя быть убитой шальными пулями вместе с дочерьми ежесекундно, она вела себя так, что напоминала Истинных героев трагедий Эсхила, Шиллера, Шекспира. Героев духа в дни Величайшей Смуты Времен. Трагическая, скорбная, непонятая почти никем Императрица, она сумела возвыситься над своими страданиями. Там, позже, в ссылке в Тобольске и Екатеринбурге, в последние месяцы своей жизни в Ипатьевском доме. Но смерть уже стояла над нею стражем, обвеивала упругим, прохладным крылом. Смерть в очередной раз дирижировалаа ее Судьбою, сыграла свою последнюю, победную ноту, громкий, звучный аккорд в странной, блестящей, непонятной, изломанной линии ее Жизни. Линии, которая резко оборвалась, ушла в звезды в ночь с 17 – го на 18 июля 1918 года, в подвале Ипатьевского дома, на улице Свободы. Смерть тогда вздохнула облегченно. Она, наконец,одолела, накрыла черною, глухою вуалью облик, черты, той, что звалась сначала: Алики – Аликс, Принцессою Гессен - Дармштадскою и Рейнской, и Ее Императорским Величеством Государынею Императрицею Всероссийскою, Александрою Феодоровной. Кстати, замечу напоследок, что, наверное, меньше всего на свете, Последняя Государыня хотела бы быть, как ни странно, Святою Великомученницей, ибо ее душа познала и постигла под конец земного пути всю истинность горечи и непоправимость ошибок от страданий, возведенных в культ, положенных на алтарь божества, озаренных ореолом непогрешимости и избранничества!

Ведь, согласитесь, в таком ореоле, несомненно, будет очень трудно различить, отыскать, распознать, живые, человечески притягательные, ранимые, теплые, настоящие черты незауряднейшей женщины, какою была Аликс – Виктория - Елена – Лиуза - Беатрис, принцесса Гессенская, Императрица Русская. Все, причудливые, манящие, завораживающие,зеркально множащиеся облики Женщины, невольно, одним лишь своим присутствием, изменившей весь ход мировой истории в конце девятнадцатого и начале двадцатого века.

____________________________________________

*Автор намеренно не приводит обширных цитат из многочисленных исторических документов, известных почти всем, оставляя читателю возможность самому выбрать тон и краски, в которых ему увидится образ персонажа данного очерка. Книги, гипотезы, факты, появляются в наше время с быстротою скорости света, а муссировать многочисленные сплетни и анекдотичные истории, публиковавшиеся в 1990 – е годы в разных изданиях, автор просто не считает этически допустимым.

** В подготовке статьи использованы материалы личного книжного собрания и архива автора.

*** Статья была написана по заказу еженедельника «Аиф – Суперзвезды», но по неясным для автора причинам, осталась невостребованной.

Последняя русская императрица - один из самых «раскрученных» женских персонажей династии Романовых - неизменно сохраняла строгость взглядов на «внешние приличия».

Александра Федоровна. Фото: hu.wikipedia.org.

Виктория Алиса Елена Луиза Беатрис Гессен-Дармштадтская — императрица Александра Федоровна, жена Николая II

Это, конечно, один из самых «раскрученных» теперь женских персонажей династии Романовых. «Высокая и стройная, всегда серьезная, с постоянным оттенком глубокой грусти, с выступающими на лице красноватыми пятнами, которые свидетельствовали о ее нервно-повышенном состоянии, с ее красивыми и строгими чертами лица. Впервые видевшие ее восторгались ее величием; ежедневно наблюдавшие ее не могли отказать ей в редкой царственной красоте». (Из Воспоминаний Г. И. Шавельского)
Их свадьба с наследником русского престола Великим Князем Николаем Александровичем состоялась 7 (19) апреля 1894 г. «в Кобурге при большом семейном съезде: была Королева Виктория со своими двумя внучками, Принцессами Викторией и Мод, Император Германский Вильгельм II… По приезде в Кобург Наследник сделал снова предложение, но в течение трех дней Принцесса Алиса отказывалась дать свое согласие и дала его только на третий день под давлением всех членов семьи», — писала Матильда Кшесинская в своих «Воспоминаниях».


Еще до венчания по православному обычаю невеста подключила Августейшего жениха к проблеме своих туалетов: «Прилагаю [к письму ] три образца бархата, так как не могу никак решить, который из них выбрать… Теперь выбери ты, будет ли это бледно-серый мышиный цвет или желтый (или яблочный)… Длина спереди от шеи до талии — 37 см, от талии до пола — 111 см. Вот, г-н портной, Вам все ясно?»
Все мемуаристы сходились в том, что последняя русская императрица была любящей женой и идеальной матерью. Но лишь близкие подруги вспоминали о ней, как о женщине, которой были свойственны свой стиль, вкусы, привязанности, увлечения. Александра Федоровна твердо оставалась верной системе воспитания, заложенной еще бабушкой, английской королевой Викторией. Это была ее индивидуальная шкала этических и эстетических ценностей, которые часто не совпадали с взглядами и вкусами петербургского света. Известен случай, когда во время одного из первых балов, где присутствовала недавно приехавшая в Россию Александра Федоровна, она увидела молодую даму, танцующую в наряде с необычайно низким декольте. Посланная к ней фрейлина передала: «Ее Императорское величество просила сообщить, что в Гессен-Дармштадте не носят таких платьев». Ответ был довольно резким: «Передайте Ее Императорскому Величеству, что у нас в России мы любим и носим именно такие платья!»


Нет, она, конечно, не была «синим чулком», но строгость взглядов на «внешние приличия» сохраняла неизменно. Александра Федоровна носила одежду приглушенных пастельных тонов, предпочитая голубой, белый, сиреневый, серый, светло-розовый. Однако любимым цветом императрицы был лиловый. Он доминировал не только в ее гардеробе, но в интерьере личных комнат. Платья императрица предпочитала заказывать в мастерской своего любимого кутюрье Августа Бризака, владельца Петербургской мастерской дамских мод. В костюм лилового цвета от «Дома Бризак» была одета государыня ночью 17 июля 1918 г., когда ее со всеми близкими повели на расстрел в подвал особняка купца Ипатьева.
Среди предпочитаемых Ее Величеством поставщиков был также знаменитый петербургский ювелир Карл Фаберже. Ему, в частности, был заказан летом 1895 г. комплект вязальных крючков для Александры Федоровны, по поводу которого он интересовался у камер-фрау императрицы М. Герингер: «Милостивая государыня! Прошу Вас известить меня поскорее как желает Ея Величество иметь эти вязальные крючки: пара или одну, с каменьями ли только золотую украшению, какому строку и т. д. Ваш покорный слуга К. Фаберже.» (сохранены орфография и пунктуация автора записки — авт.)


«Насколько мне известно, Аликс была довольно равнодушна к драгоценным украшениям, за исключением жемчугов, которых у нее было множество, но придворные сплетницы утверждали, будто она возмущалась тем, что не имеет возможности носить все рубины, розовые бриллианты, изумруды и сапфиры, которые хранились в шкатулке моей матери (вдовствующей императрицы Марии Федоровны — авт.)». («Воспоминания» Великой Княгини Ольги Александровны)

Вся семья Александры Федоровны страстно увлекалась фотографией. Фотографировали своих близких и знакомых во время путешествий, отдыха в Ливадии и Финских шхерах, в любимом Александровском дворце в Царском Селе… Сохранилось даже любительское фото, на котором можно видеть императрицу в домашней обстановке, занимающейся вклеиванием фотографий в личный альбом. Еще одним «хобби» Ее Величества был большой теннис. «…Затем я отдыхала на балконе наверху, после этого с 3 до 5 играла в теннис. Жара была просто убийственная, мозг просто в идиотическом состоянии. Сегодня я по-настоящему хорошо играла». (Из письма Николаю II июнь 1900 г.)

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода