Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Open Library - открытая библиотека учебной информации. Социальная психология учебное пособие для вузов

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный университет»

Кафедра психологии

Контрольная работа

по дисциплине «Психология социального взаимодействия»

Ответы на вопросы и задания по дисциплине «Психология соц и ального взаимодействия» .

1. Взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов (субъектов) друг на друга. Оно может быть рассмотрено как совокупность способов, применяемых человеком для достижения определенных целей - решения практических задач или реализации ценностей.

Виды социального взаимодействия:

а) Сотрудничество. Оно направленно на полное удовлетворение партнёрами по взаимодействию своих потребностей и стремлений. Здесь реализуется один из мотивов приведённых выше: кооперация, либо конкуренция.

б) Противодействие. Такой вид предполагает ориентацию на свои цели, без учета при этом каких- либо интересов другой участвующей стороны. Проявляется принцип индивидуализма.

в) Компромисс. Реализуется в частичном достижении целей и интересов обеих сторон.

г) Уступчивость. Предполагает принесение в жертву собственных интересов для достижения целей партнера или же отказ от мелких потребностей для достижения какой-либо более значимой цели.

д) Избегание. Такой вид представляет собой уход или избегание контакта. При этом возможна потеря собственных целей для исключения выигрыша.

Структура взаимодействия:

Первый этап (начальный уровень). Взаимодействие представляет собой простейшие первичные контакты людей. Между ними имеет места лишь определенное первичное и очень упрощенное взаимное или одностороннее влияние друг на друга с целью обмена информацией и общения. Оно в силу конкретных причин может не достигнуть своей цели и не получить дальнейшего развития.

Успех первичных контактов зависит от приятия или неприятия партнерами по взаимодействию друг друга. Различия между индивидами - одно из основных условий развития их взаимодействия (общения, отношений, совместимости, врабатываемости), а также их самих как личностей.

Второй этап.

Первый (нижний) уровень есть соотношение индивидных (природных) и личностных параметров (темперамента, интеллекта, характера, мотивации, интересов, ценностных ориентации) людей. Особое значение в межличностном взаимодействии имеют возрастные и половые различия партнеров.

Второй (верхний) уровень однородности - (степени подобия - контраста участников межличностного взаимодействия) есть соотношение (сходство - различие) мнений в группе, отношений (в том числе симпатий - антипатий) к себе, партнерам или другим людям и к предметному миру (в том числе к совместной деятельности). Второй уровень подразделяется на подуровни: первичный (или исходный) и вторичный (или результативный). Первичный подуровень есть исходное, данное до межличностного взаимодействия соотношение мнений (о мире предметов и себе подобных). Второй подуровень есть соотношение (сходство - различие) мнений и отношений как следствие межличностного взаимодействия, обмена мыслями и чувствами между участниками совместной деятельности.

2. Общение - одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития личности и общества.

Стороны общения.

Выделяют три взаимосвязанные стороны общения :

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания, обмен действиями, формирует образ партнера по общению, выносится суждение о личностных чертах партнера в опоре на внешние его признаки. Формируется под влиянием идентификации и рефлексии. Идентификация - это постановка себя на место другого (например: « я бы так никогда не поступил» или «я так не умею» и т.п.). Рефлексия - это осознание собственного образа «через» глаза окружающих.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися.

Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимися, т.е. в обмене не только знаниями, но и действиями.

3. Есть несколько разных определений речи. В одних из них речь понимается узко как знание и умение человека пользоваться естественным языком. В других определениях под речью понимаются все возможные средства выражения человеком своих внутренних, психологических состояний, образов, мыслей и чувств с целью сообщения о них другим людям.

В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю.

Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалогическая речь -- это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее). Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.

Монологическая речь -- длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом, также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, жестовое воздействие оказывает выступающий.

Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь, письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником.

Внутренняя речь -- это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи характерна фрагментарность, отрывочность, но исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.

Понятие "коммуникативная компетенция" по происхождению означает некоторую систему требований к человеку, связанных с процессом общения: грамотная речь, знание ораторских приемов, умение проявить индивидуальный подход к собеседнику и т.д. В общении под ней чаще всего понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми.

4. Невербальная коммуникация обмен информацией через изменение выражения лица, жесты и движения тела.

Общая характеристика основных структур невербальной коммуникации основывается на следующих понятиях.

Кинесика представляет собой совокупность жестов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения, предложена для изучения общения посредством движений тела.

Элементами кинесики являются жесты, мимика, позы и взгляды, которые имеют как физиологическое происхождение, так и социокультурное.

Жесты это различного рода движения тела, рук или кистей рук, сопровождающие в процессе коммуникации речь человека и выражающие отношение человека непосредственно к собеседнику, к какому-то событию, другому лицу, какому-либо предмету, свидетельствующие о желаниях и состоянии человека.

Телодвижения могут также использоваться для выражения желания закончить или начать разговор.

Мимика представляет собой все изменения выражения лица человека, которые можно наблюдать в процессе общения. Развитие мимики стало возможным потому, что человек может управлять каждым отдельным мускулом своего лица. В связи с этим осознанный контроль над выражением лица позволяет нам усиливать, сдерживать или скрывать переживаемые эмоции.

Паралингвистика (греч. parа «около») раздел языкознания, изучающий невербальные (неязыковые) средства, передающие совместно с вербальными смысловую информацию в составе речевого сообщения, а также совокупность таких средств.

Просодика - это интонационно выразительная окраска речи. Она представляет собой совокупность ритмико-интонационных свойств речи, которые реализуются через такие качества речи, как речевое дыхание, сила, модуляции голоса, темп речи, пауза.

Экстралингвистика акустическая система, к которой относят качество интонации, фразовые и логические ударения, предпочитаемые собеседниками, имеет важное значение для процесса коммуникации.

Пространственно-временная организация общения делится на две большие группы.

Временная организация общения - этот компонент невербального общения изучен несколько меньше, чем другие. Однако уже полученные результаты позволяют судить о том, что совпадение многих невербальных и речевых компонентов во времени у собеседников улучшает результат общения.

К временным характеристикам невербального поведения личности относятся частота, длина взгляда, паузы, темп речи, частота смены движений. Замечено, что:

Общение протекает более успешно, если у партнеров одинаковая частота невербальных элементов;

Одновременное появление (зеркальность) у собеседников одинаковых поз, взглядов глаза в глаза, мимики повышает взаимопонимание и углубляют диалогичность общения. При этом продуктивность диалога тем выше, чем больше длительность “зеркальной позы” (повторение позы партнера) при одновременном уменьшении частоты и длительности взаимных взглядов и “зеркальной мимики”;

Для общения полезно увеличение частоты и длительности взаимных взглядов и “зеркальной мимики” в условиях отсутствия “зеркальной позы”;

Существенным элементом ритма общения являются паузы, которые несут определенную информацию о личности говорящего (например, чувстве собственного достоинства).

Пространственная организация общения («проксемика» , буквальный перевод «близость») определяется местонахождением партнеров в пространстве в момент общения и дистанция между ними. Она определена ч е тырьмя расстояниями:

· интимное расстояние (от 0 до 45 см) -- общение самых близких людей. Интимная зона самая главная. Именно эту зону человек охраняет так, как будто это его собственность.

· личное (от 46 до 120 см) -- общение со знакомыми людьми. Личная зона -- это расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на официальных приемах и дружеских вечеринках.

· социальное (от 120 до 400 см) -- предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении. Социальная зона -- расстояние, на котором мы держимся от людей, не очень хорошо нам знакомых.

· публичное (более 400 см) -- при выступлении перед различными аудиториями. Публичная зона -- расстояние, которое соблюдается, когда мы адресуемся к большой группе людей.

5. Общение как интеракция подразумевает организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некую общую для них деятельность.

Общение как интеракция содержит несколько компонентов: позиция, роль, стиль. Выделяют три стиля: ритуальный, манипулятивный, гуманистический.

Трансактный анализ Э. Берна (транзактный анализ)

Концепция Э. Берна исходит из способности индивида осознать свое поведение и отделить неадекватные его структуры («паттерны») от себя.

В центре концепции -- понятие «эго-состояние». Таких эго-состояний Э. Берн выделяет три: родитель, ребенок и взрослый.

«Родитель» -- это эго-состояние с интериоризованными рационализированными нормами долженствований, требований и запретов.

«Ребенок» -- эго-состояние импульсивного, эмоционального реагирования со спонтанным (хотя оно может при этом варьировать -- от беспомощного до протестующего) поведением.

«Взрослый» -- эго-состояние, которое воплощает в себе как бы объективную, рассудительную и вместе с тем эмпатическую, доброжелательную часть личности.

Транзакция (от лат. transactio соглашение, договор) минимальная логически осмысленная операция, которая имеет смысл и может быть совершена только полностью.

Коммонс различал три основных вида трансакций:

1) Трансакция сделки - служит для осуществления фактического отчуждения и присвоения прав собственности и свобод и при ее осуществлении необходимо обоюдное согласие сторон, основанное на экономическом интересе каждой из них. Отличительным признаком трансакции сделки, по мнению Коммонса, является не производство, а передача товара из рук в руки.

2) Трансакция управления - в ней ключевым является отношение управления подчинения, которое предполагает такое взаимодействие между людьми, когда право принимать решения принадлежит только одной стороне.

3) Трансакция рационирования - при ней сохраняется асимметричность правового положения сторон, но место управляющей стороны занимает коллективный орган, выполняющий функцию спецификации прав.

Ритуал исторически сложившаяся форма неинстинктивного предсказуемого, социально санкционированногоупорядоченного символич. поведения, в которой способ и порядок исполнения действий строгоканонизированы и не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей.

Времяпрепровождение деятельность, направленная на использование свободного времени.

Игра -- вид деятельности в условных ситуациях, воссоздающих те или иные области действительности. Если в труде важнейшим является конечный продукт, результат, ради которых затрачивается физическая и нервно-психическая энергия человека, то в игре основное -- субъективная удовлетворенность от самого процесса.

Все игры также можно разделить на два типа:

1) индивидуальные игры - представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек;

2) групповые игры - включают несколько индивидов.

С развитием ребенка игра изменяется. В функциональной игре перед ребенком раскрываются не известные для него свойства предметов и способы действия с ними.

Более сложными являются конструктивные игры .. В конструктивных играх дети осмысливают назначение предметов и их взаимодействие.

Ролевые игры - допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Ролевая игра - преобладающая для детей дошкольного возраста, форма игры, в которой происходит игровое моделирование детьми действий и взаимоотношений взрослых людей. Отношения между людьми осмысливаются в сюжетных играх . Сюжетно-ролевые игры предполагают коллективные отношения. Конечно, включение ребенка в коллективные игры зависит от условий воспитания. Постепенно в игры вводятся правила, накладывающие ограничения на поведение партнеров. Эти игры воспитывают чувство коллективизма и ответственности, уважение к товарищам по игре, приучают соблюдать правила и вырабатывают умение подчиняться им.

Игры по правилам широко представлены в жизни школьников и взрослых. Они регулируются определенной системой правил поведения их участников.

6. Понятие и типы социальной перцепции. Специфика анализа перцептивных процессов в социальной психологии.

Социальной перцепцией называется восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях. Специфика анализа перцептивных процессов состоит в том, что на впечатление человека о другом человеке/группе влияет множество различных факторов: психико-физиологические показатели, различные психологические особенности субъекта восприятия а также нормы общественного мнения и морали. Конкретно в социальной психологии изучение перцептивных особый акцент делается на принадлежность субъекта и объекта восприятия к какой-либо социальной группе; таким образом социальная психология рассматривает восприятие с точки зрения принадлежности субъекта и объекта восприятия к различным соц. группам.

Эффекты, феномены и механизмы межличностного восприятия.

Механизмы:

* Рефлексия - восприятие самого себя

* Идентификация - приписывание качеств другого человека или соц. группы объекту восприятия.

* Каузальная атрибуция - феномен межличностного восприятия. Заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий.

Мера и степень атрибуции зависят от двух показателей:

1. соответствие поступка ролевым ожиданиям -- чем больше соответствие, тем меньше дефицит информации, следовательно степень приписывания будет меньше;

2. соответствие действия культурным нормам.

Виды казуальной атрибуции:

* личностная атрибуция (причина приписывается человеку, совершающему действие);

* объектная атрибуция (причина приписывается объекту, на который направлен поступок);

* обстоятельственная атрибуция (причина приписывается обстоятельствам).

Ошибки казуальной атрибуции:

* Фундаментальная ошибка атрибуции - при интерпретации поведении недооценивается роль ситуации и переоценивается роль личности.

Эмпатия -- понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Тот или иной уровень эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми

Стереотипизация восприятие, классификация и оценка объектов социальных (событий) путем распространения на него характеристик некоей группы социальной и прочего на основе определенных представлений - стереотипов социальных. Как механизм взаимопонимания - классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, категориям, стереотипам социальным.

7. Социально-психологический подход к изучению групп.

Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия "группа". С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются в виду условные группы: произвольные объединения (группировка) людей по какому-либо общему признаку, необходимому в данной системе анализа. Задача заключается в том, чтобы исследованные в общем виде закономерности человеческого общения и взаимодействия теперь более конкретно рассмотреть в тех реальных общественных ячейках, где они и проявляются. Но, для того чтобы выполнить эту задачу, кроме принятых определенных методологических принципов, надо еще и задать концептуальный аппарат, в рамках которого может быть исследована группа в социальной психологии, описаны ее основные характеристики. Эта понятийная схема необходима для того, чтобы можно было сравнивать группы между собой и получать в экспериментальных исследованиях сопоставимые результаты.

Классификация социальных групп

Для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредотачивает свое внимание на реальных группах. В реальных группах есть такие, которые фигурируют в общепсихологических исследованиях это лабораторные группы. В отличии от них существуют реальные естественные группы. В свою очередь, как отмечает автор классификации, естественные группы подразделяются на большие и малые группы. Большие группы подразделяются на стихийные, т.е.неорганизованные, возникшие стихийно и их условно можно назвать группами, а также на условные, т.е. организованные и длительно существующие (нации, классы).

Точно также малые группы подразделяются на становящиеся, т.е. уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью и развитые, т.е. уже сложившиеся, с более высоким уровнем развития.

Классификация Г.М.Андреевой не является единственной, т.к. в настоящее время известно около 50 различных оснований для классификаций, среди которых можно выделить следующие:

Количество человек в группе (большие, малые, микрогруппы)

По общественному статусу (формальные и неформальные)

По значимости (группы членства и референтные)

По уровню развития (ассоциации, диффузные группы, коллективы)

По отношению к социуму (просоциальные и асоциальные)

8. Малая социальная группа -- это объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, связанных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.

Структурные характеристики малой группы:

Состав группы - это размер (численный состав) и композиция (состав по характеристикам членов группы).

Композиция группы. Композиция - это состав группы по характеристикам ее членов, т.е. определенное сочетание физиологических, психологических, социально-психологических, социально-демографических характеристик членов группы.

С труктура группы

СТРУКТУРА ГРУППЫ

от лат. structura -- взаиморасположение, строение...) -- совокупность устойчивых связей между членами группы, обеспечивающих ее целостность и тождество самой себе. В зависимости от конкретных задач функциональная организация малой группы может быть представлена различными вариантами коммуникативных структур: цепочкой, звездой, кругом, сетью. Малая группа организуется по принципу цепочки тогда, когда трудовой процесс разбивается на ряд последовательно выполняемых отдельными специалистами операций. Если трудовые операции выполняются членами группы независимо друг от друга, но под руководством одного человека, то функциональная С. г. представляет собой звезду. В том случае, когда трудовой процесс организован циклически, т. е. так, что отдельные операции выполняются разными людьми, но при этом конец одной операции является началом другой, функциональная С. г. выступает как крут. Если по ходу трудового процесса все члены группы связаны друг с другом, то ее функциональная структура представляет собой сеть. В приведенных выше случаях взаимоотношения людей были рассмотрены по производственному признаку, т. е. с точки зрения организации решения производственных задач. Однако эти взаимоотношения можно рассматривать и в другом аспекте -- официальном, формальном (деловые взаимоотношения) и неофициальном, неформальном (межличностные взаимоотношения). Деловые взаимоотношения устанавливаются штатным расписанием, должностными инструкциями и другими официальными документами. Однако, вступая в общение и взаимодействие внутри малой группы, люди обнаруживают также свое субъективное отношение друг к другу (симпатия -- антипатия, доверие -- недоверие, притяжение -- отталкивание и т. п.). Эти отношения называются межличностными. В соответствии с этими двумя видами взаимоотношений различают формальную (официальную) и неформальную С. г. Формальная С. г. отражает взаимодействие людей по деловому признаку, неформальная сторона определяется системой эмоционально направленных связей. Признаком хорошей организации группы является руководящая роль официальной С. г. в регулировании межличностных взаимоотношений.

Г рупповые процессы

Групповые процессы -- это межличностные отношения в их становлении, видоизменении, совершенствовании и разрушении. К ним относятся процессы развития, сплочения и нормативного давления. Кроме того, ряд групповых явлений может существовать только в динамике. К ним относится процесс принятия группового решения.

Групповые нормы складываются спонтанно в процессе взаимодействия и представляют систему социальной регуляции поведения индивидов в группе. Они формируются на базе общности взглядов, интересов, целей, ценностей всех членов группы и той социальной среды, в которой происходит ее образование. Сам процесс формирования ценностно-нормативной системы является достаточно сложным и противоречивым. В ходе него происходит естественный отбор людей, разделяющих групповые нормы, и «отсев» тех, кто эти нормы не признает.

Групповые ценности

Психологи говорят о трех формах существования ценностей. Во-первых, ценности выступают как общественные идеалы, как выработанное общественным сознанием представление о должном и необходимом;

Во-вторых, ценности предстают в виде конкретных произведений материальной и духовной культуры, либо человеческих поступков, являющихся конкретным, предметным воплощением общественных ценностных идеалов;

В-третьих, ценности входят в психологическую структуру личности и группы в форме личностных и групповых ценностей, являющихся одним из главных источников мотивации поведения. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность. Они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивида.

Групповые санкции -- механизмы, посредством которых группа вынуждает или стимулирует своего члена к соблюдению групповых норм. Санкции могут быть двух типов: запретительные и поощрительные, негативные и позитивные. Свое поощрение группа выражает похвалой, поддержкой, подчеркнутым вниманием к словам конкретного индивида, символами уважения и статуса. Запретительные санкции, наоборот, направлены на то, чтобы связать нежелательное для группы поведение индивида с неприятными для него переживаниями и ограничениями. Эти санкции включают насмешки и презрение коллег, угрозы и даже остракизм, т. е. полное игнорирование «нарушителя». В исключительных случаях группа способна применять и прямую физическую агрессию к тем, кто откровенно нарушает ее нормы.

9. При анализе процесса взаимодействия в группе выделяются:

1) роли, связанные с решением задач:

а) инициатор - предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы;

б) разработчик - занимается проработкой идей и предложений;

в) координатор - координирует деятельность членов группы;

г) контролер - контролирует направление группы к поставленным целям;

д) оценщик - оценивает работу группы по существующим стандартам выполнения поставленной задачи;

е) погонщик - стимулирует группу;

2) роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы:

а) вдохновитель - поддерживает начинания других;

б) гармонизатор - служит посредником и миротворцем в конфликтных ситуациях;

в) диспетчер - способствует и регулирует процессы общения;

г) нормировщик - нормирует происходящие в группе процессы;

д) ведомый - пассивно следует за группой.

Стадии развития группы

Стадия 1: Формирование

Стадия формирования происходит, когда члены группы знакомятся и формируют первое впечатление друг о друге. Они знакомятся с проектом, над которым будут работать, обсуждают цели проекта и начинают думать о том, какую роль они будут играть в проектной группе. Члены группы присматриваются друг к другу.

Стадия 2: Штормовая

Когда группа начинает работать вместе, она переходит в штормовую стадию. На данной стадии члены группы соревнуются друг с другом за статус и за одобрение своих идей. Они имеют разные мнения насчет того, что должно быть сделано и как это должно быть сделано, что вызывает конфликты внутри группы.

Стадия 3: Урегулирование

Когда группа переходит в стадию урегулирования, она начинает работать более эффективно как группа. Члены группы больше не ориентированы на свои личные цели, а сосредоточены на разработке способа совместной работы (процессы и процедуры). Они уважают мнения друг друга и ценят свои различия. Они начинают видеть ценность данных различий для группы.

Стадия 4: Результативная деятельность

На стадии результативности группы работают на очень высоком уровне. Внимание направлено на достижение общей цели. Члены группы узнали друг друга, доверяют друг другу и полагаются друг на друга.

Стадия 5: Закрытие

На стадии закрытия проект завершается, и члены группы уходят в разных направлениях. На этой стадии группа рассматривается с точки зрения благополучия группы, а не с точки зрения управления группой на протяжении исходных четырех стадий её развития.

10. Лидер -- это человек, в силу тех или иных причин и обстоятельств наделенный определенным объемом полномочий для того, чтобы формулировать и выражать интересы и цели других людей, мобилизовать их на определенные действия.

Лидерство может осуществляться на различных социальных уровнях: на уровне малой социальной группы, на уровне социально-политического движения, на уровне всего общества и на уровне межгосударственных структурных образований. Феномен лидерства обусловлен необходимостью структурирования социальной общности и управления людьми.

Виды лидерства:

Объективный (реальный) лидер -- отражающий реальные качества лидера и его положение в политической системе и в обществе.

Субъективный лидер - представления о лидере и его восприятие различными социальными слоями общества.

Моделируемый лидер - образ лидера, который пытается создать его окружение (команда).

М. Вебер выделял три основных типа лидерства: традиционный, харизматический, рационально-правовой или демократический.

Традиционное лидерство основано на политических традициях, например, наследный принц становится королем, даже если у него и нет качеств, присущих лидеру. Основой его легитимности является элитарное происхождение. коммуникативный общение перцептивный конфликт

Харизматическое лидерство предполагает исключительные личностные качества самого лидера, которыми он обладает в действительности или которые приписываются ему его окружением и всячески раздуваются средствами массовой информации. Харизматическими лидерами были В.И.Ленин, И.В.Сталин, А. Гитлер, Мао Цзедун, А. Хомейни и другие. Основой легитимности харизматического лидера являются его превосходство над другими.

Рационально-правовое (демократическое) лидерство основано на существующей в обществе нормативно-правовой базе. Основой его легитимности является президентский статус (государственная должность).

Руководство

Лидерство

1. Осуществляется регуляция официальных отношений группы как некоторой социальной организации

1. Осуществляется регуляция межличностных отношений в группе

2. Связано со всей системой общественных отношений и является элементом макросреды

2. Является элементом макросреды (так же, как сама малая группа)

3. Целенаправленный процесс, осуществляемый под контролем различных элементов социальной структуры

3. Возникает стихийно

4. Явление более стабильное

4. Явление менее стабильное и зависит в большей степени от настроения группы

5. Более определенная система различных санкций

5. Менее определенная система различных санкций

6. Процесс принятия решений значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно связанных с данной группой

6. Решения принимают непосредственно по групповой деятельности

7. Сфера действий руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе

7. Сфера деятельности лидера -- в основном малая группа

11. Эффект (феномен) социальной фасилитации -- это эффект усиления активности деятельности в присутствии других. Другими словами, человек выполняет простые задания (легкие примеры на умножение, вычеркивание в тексте определенных букв, наматывание лески на катушку и другие простые задания на моторику), если знает, что за ним наблюдают. Одновременно с этим выполнение сложных заданий в присутствии других людей, наоборот, влечет снижение скорости и качества работы.

Эффект (феномен) социальной ингибиции -- это феномен, противоположный социальной фасилитации. То есть это ухудшение скорости и качества выполняемых действий под влиянием присутствия посторонних наблюдателей.

12. Групповое давление - это процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения членов группы на мнения и поведение индивида. Нормативное влияние характеризуется принятием индивидом мнения большинства в качестве групповой нормы, зависимостью индивида от группы и его стремлением к согласованию своего поведения и своих установок с поведением и установками группы. Информационное влияние характеризуется влиянием других членов группы как источника информации, важной для принятия решения и учитываемой индивидом.

Конформная поведение - это ситуативное поведение индивида в условиях конкретного группового давления (влияния). Удобство можно определить как особенность или свойство индивида, которая проявляется в его склонности подвергаться реальному или воображаемому давлению группы. Эта уступчивость находит свое выражение в изменении его взглядов и поведения согласно точке зрения большинства.

Есть два типа конформного поведения: внутреннее и внешнее подчинение индивида группе.

Ситуативные факторы конформности:

1) сложное задание или некомпетентность - чем меньше индивид уверен в своих силах, тем конформней его поведение;

2) количественный состав группы - конформизм выше при количестве членов группы от трех до семи. Увеличение численности группы более семи человек не ведет к увеличению степени конформизма;

3) качественный состав группы (их эрудиция и профессиональная принадлежность и пр.);

4) авторитетность человека, высказывающего противоположное мнение. При этом подчинение авторитету тем сильнее, чем ближе и легитимнее авторитет. Особенно высокую конформность вызывает институциализированный авторитет - авторитет формального статуса руководителя в данной организации;

5) сплоченность и единодушие группы. При этом, если в группе имеются люди поддерживающие испытуемого, то эффект давления группы снижается;

6) публичность ответов также увеличивает уровень конформизма;

7) работа на совместное вознаграждение повышает конформизм;

8) значимость принадлежности к группе увеличивает степень конформности.

Личностные факторы конформности:

1) возраст: наиболее подвержены конформизму люди в возрасте до 25 лет;

2) пол: у женщин конформизм несколько выше, чем у мужчин, что связано, как с выполняемыми ими социальными ролями в обществе и семье, так и со статусными различиями, стремлениями и потребностями;

3) культура: степень конформности населения в странах европейской и североамериканской культуры ниже, чем в странах азиатской культуры, утверждающей ценности коллективизма;

4) профессия: конформность зависит от необходимости в рамках профессиональной деятельности подчиняться начальству. Так высокий уровень конформности наблюдается у военных, участников оркестра и т. д.;

5) статус индивида: люди с высоким статусом обладают меньшей конформностью, чем люди с низким и средним статусом. Наиболее подвержены групповому влиянию индивиды со средним статусом.

Различают внешнюю (публичную) конформность и внутреннюю (личную) . При внешней конформности мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться. Она представляет собой демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать порицания, а возможно, и более жестких санкций со стороны входящих в группу лиц. Внутренняя конформность (иногда именно это и называется подлинным конформизмом) выражается в том, что индивид действительно усваивает мнение большинства. Это действительное преобразование индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окружающих, оцениваемой как более обоснованная и объективная, чем собственная точка зрения.

В исследованиях конформности обнаружилась еще одна возможная позиция, которую оказалось доступным зафиксировать на экспериментальном уровне. Это -- позиция негативизма (нонконформизма). В данном случае, когда группа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивляется этому давлению, стремясь, во что бы то ни стало, поступать вопреки позиции господствующего большинства, любой ценой и во всех случаях утверждать противоположную точку зрения. Лишь на первый взгляд негативизм выглядит как крайняя форма отрицания конформности. В действительности, как это было показано во многих исследованиях, негативизм не есть подлинная независимость.

13. Конфликт - это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборством при наличии противоположных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).

Виды конфликтов в психологии

Психология конфликта имеет четкую классификацию, которая зависит от критериев, которые учитываются в первую очередь. Итак, основные виды конфликтов в психологии следующие:

· внутриличностные - внутренние колебания между чувством симпатии или же антипатии и долга;

· межличностные - конфликт между людьми.

Так же по значению различают следующие виды конфликтов:

· конструктивные - когда разногласия касаются той области, которая важна либо для жизни, либо для работы;

· деструктивные - столкновение мнений по мелким поводам, которые, если присмотреться, не имеют большого значения. Чаще всего именно деструктивные конфликты становятся причинами негативных последствий.

· Структура конфликта в психологии

· Исследования в психологии выявили тот факт, что каждый конфликт имеет относительно четко выраженную структуру. Обязательно есть объект или виновник конфликтной ситуации. Далее важным составляющим структуры конфликта считают оппонента, или же нескольких лиц, которые являются участниками.

· И, конечно же, учитываются цели, мотивы каждого участника возникшего конфликта. Кроме того, изучая психологию решения конфликта, в структуру проблемы включили такой фактор, как повод столкновения, а так же реальную причину, ставшую источником раздора.

Среди позитивных функций конфликта по отношению к основным участникам можно выделить следующие:

· конфликт полностью или частично устраняет противоречие, возникающее в силу несовершенства многих факторов; он высвечивает узкие места, нерешенные вопросы. При завершении конфликтов более чем в 5% случаев удается полностью, в основном, или частично разрешить противоречия, лежащие в их основе;

· конфликт позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем. Конфликт тестирует ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, направленных на деятельность, на себя или на взаимоотношения, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной - ситуации. Он способствует более глубокому познанию друг друга, раскрытию не только непривлекательных черт характера, но и ценного в человеке;

· конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию. Конфликтное взаимодействие, особенно сопровождаемое бурными эмоциональными реакциями, помимо возможных негативных последствий, снимает у человека эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций;

· конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений. При условии конструктивного разрешения конфликт позволяет человеку подняться на новую высоту, расширить способы и сферу взаимодействия с окружающими. Личность приобретает социальный опыт решения трудных ситуаций;

· конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности;

· при отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает свой авторитет у окружающих;

· межличностные конфликты, будучи отражением процесса социализации, служат одним из средств самоутверждения личности, формирования ее активной позиции во взаимодействии с окружающими и могут быть определены как конфликты становления, самоутверждения, социализации.

Негативные функции межличностных конфликтов:

· большинство конфликтов оказывает выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников;

· неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, а, значит, травмированием оппонентов;

· конфликт как трудная ситуация всегда сопровождается стрессом. При частых и эмоционально напряженных конфликтах резко возрастает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта;

· конфликты -- это деструкция системы межличностных отношений, которые сложились между субъектами взаимодействия до его начала. Появляющаяся неприязнь к другой стороне, враждебность, ненависть нарушают сложившиеся до конфликта взаимные связи. иногда в результате конфликта взаимоотношения участников вообще прекращаются;

· конфликт формирует негативный образ другого -- «образ врага», который способствует формированию негативной установки по отношению к оппоненту. Это выражается в предвзятом отношении к нему и готовности действовать в ущерб ему;

· конфликты могут негативно отражаться на эффективности индивидуальной деятельности оппонентов. Участники конфликта обращают меньше внимания на качество работы, учебы. Но и после конфликта оппоненты не всегда могут работать с такой же продуктивностью, как и до конфликта;

· конфликт закрепляет в социальном опыте личности насильственные способы решения проблем. Победив однажды с помощью насилия, человек воспроизводит данный опыт в других аналогичных ситуациях социального взаимодействия;

14. Для определения формулы конфликта, следует умело оперировать основными для конфликтолога категориями:

«конфликтоген » (Кг) - это слова, действия (или бездействие), могущее привести к конфликту.

«инцидент » (И) - это стечение обстоятельств, повод для конфликта.

«конфликтная ситуация » (КС) - это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

«конфликт » (К) - это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Степень неизбежности конфликта отчетливо выступает из анализа следующей схемы конфликта:

Формулы конфликта.

Тип А . Конфликты этого типа случайны. Вопервых, потому что нередко случаен первый конфликтоген. Вовторых, не всякий конфликтоген приводит к конфликту. И, втретьих, может не последовать ответного конфликтогена.

Тип Б. Если не стремиться предотвратить конфликтную ситуацию, то конфликт рано или поздно произойдет. Ведь при накопившихся противоречиях для возникновения конфликта достаточно инцидента. Им может быть любой конфликтоген.

Тип В. При наличии нескольких конфликтных ситуаций конфликт неизбежен. Ведь каждая новая конфликтная ситуация добавляет противоречий и тем самым увеличивает вероятность конфликта.

Управление конфликтами предполагает умение поддерживать его ниже того уровня, на котором он становится угрожающим для организации, группы, межличностных отношений.

Управление конфликтами заключается в трансформировании потенциально деструктивного, разрушительного конфликта в конструктивный процесс изменений и развития, необязательно сопровождаемый техническим решением или улаживанием спорных вопросов.

Управление конфликтами можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии, тот аспект носит психологический характер и находит свое отражение в следующей теме нашего пособия. Внешний аспект управления конфликтами отражает организационно-технологические стороны этого сложного процесса, в котором субъектом управления может выступать как руководитель, так и сотрудник, выполняющий свои служебные обязанности. Именно в этом аспекте мы рассматриваем данную проблему.

15. Основное содержание управления конфликтом:

Прогноз - это указание с определенной вероятностью места и времени возникновения будущего конфликта, основанный на психологическом диагнозе всех компонентов и содержания конфликта.

Для повышения точности прогнозов возникновения конфликтов и их развития, необходимо:

· разработать описательные модели конфликтов, который предполагает определение их сущности, классификационных признаков;

· описание структуры, функций, эволюции, динамики;

· сформировать объяснительные модели для выявления причин и движущих сил конфликта.

Прогнозирование основывается на анализе структурных компонентов конфликта, к которым относятся.

Прогнозирования, как, впрочем, и профилактика и предупреждение - это те виды воздействий, которые являются целесообразными на ранних этапах возникновения социальных противоречий. Чем раньше обнаружена проблемная ситуация социального взаимодействия, тем меньше усилий необходимо приложить для ее эффективного решения. Функция своевременного обнаружения социальных противоречий, а также обоснованного предположения их возникновения и развития на почве конфликтных ситуаций, обеспечивается прогнозированием.

Предупреждение конфликтов - это система различных способов, приемов воздействия и знаний, способствующих предотвращению открытого конфликта на стадии назревания противоречия. Технологию предупреждения конфликта могут применять как сами участники возникающего конфликта, так и третье лицо - приглашенный эксперт, медиатор, либо независимый и объективный в нарастающем противоречии человек.

Приемы, помогающие построить поведение, предупреждающее конфликт:

Латентная стадия за которую можно заметить начало предконфликтного взаимодействия и изменить свое поведение;

На этапе разворачивания конфликта максимально точно выясните мотивы и интересы оппонента и выскажите свои, чтобы причиной конфликта не стало обычное непонимание друг друга;

Всегда помните о том, что предотвратить конфликт легче на начальной стадии и очень сложно на этапе открытого конфликта;

Проявление терпения к противоположному мнению вызовет к вам уважение у оппонента и настроит его на менее конфликтное взаимодействие;

Демонстрируйте свое понимание взглядов оппонента, когда он высказывается;

Прогнозируйте возможный ход развития противоречия, это поможет вам минимизировать негативные эмоции и действовать рационально;

Не продолжайте продуктивный разговор, если не владеете ситуацией.

Стратегия стимулирования конфликтов -- это стратегия мобилизации активности того или иного общественного субъекта при решении жизненно важных проблем, стратегия развития позитивной инициативы, достижения оптимального эффекта социального управления.

Регулирование конфликта представляет собой действие управляющего субъекта с целью смягчения, ослабления или перевода его в другое русло и на другой уровень отношений. Проблема регулирования конфликта -- это проблема ограничения его негативного влияния на общественные отношения и перевода в общественно приемлемые формы развития и разрешения. Регулируемый конфликт есть конфликт контролируемый и, стало быть, предсказуемый.

16. Диагностика и регулирование конфликта

Алгоритм управления конфликтом.

* Изучение причин возникновения конфликта.

* Ограничение числа участников.

* Дополнительный анализ конфликта с помощью экспертов.

* Принятие решения.

а) Информационная технологияпредусматривает ликвидацию дефицита информации в конфликте, исключение из информационного взаимодействия ложной, искаженной информации, устранение слухов;

б) Коммуникативная технологияделает упор на организации общения между субъектами конфликтного взаимодействия и их сторонниками, а также на обеспечение эффективного общения;

в) Социально-психологическая технология ориентирована на работу с неформальными лидерами и микрогруппами, на снижение социальной напряженности и укрепление социально-психологического климата в коллективе;

г) Организационная технология направлена на решение кадровых вопросов, использование воспитательных методов поощрения и наказания, на изменение условий взаимодействия сотрудников.

Стратегии поведения личности в кофликте

Основные типы конфликтных личностей

Если опираться на научные исследования отечественных психологов, то типы конфликтных личностей по Емельянову подразделяются на:

1. Демонстративный тип.

2. Ригидный.

3. Неуправляемый.

4. Сверхточный.

5. Бесконфликтный тип конфликтной личности.

Рассмотрим более подробно каждый из типов.

Под технологиями рационального поведения в конфликте мы будем понимать совокупность способов психологичес кой коррекции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтантов, на основе самоконтроля эмоций.

Особое место в обеспечении самоконтроля над эмоциями в конфликтном взаимодействии занимают аутотренинг и социально - психологические тренинги, а также формирование установок на конструктивное поведение в конфликте.

18. Переговоры - процесс неоднородный по задачам. И здесь необходимо исходить из разных подходов к ведению переговоров как таковых. Например, В.П. Шейнов (2004) указывает на три стратегических подхода к переговорам. Первый из них отвечает идее противостояния сторон, его характер можно выразить словами "кто кого" или "перетягивание каната".

Функции переговоров

1. Информационно-коммуникативная функция. В данном случае стороны заинтересованы в обмене взглядами, точками зрения, налаживанием новых связей и отношений. Как считает М.М. Лебедева, это еще не переговоры, а скорее переговоры.

2. Функция регуляции и координации действий. В отличие от информационно-коммуникативной эта функция реализуется, как правило, при наличии хорошо налаженных отношений партнеров, обычно в тех случаях, когда уже имеются договоренности.

3. Функция контроля. Переговоры ведутся по поводу выполнения достигнутых ранее совместных решений. Эти функции имеют место там, где есть стремление сторон договориться.

4. Функция отвлечения внимания - часто используется с целью выиграть время для наступления более благоприятной ситуации одной из сторон.

5. Функция проволочек. В данном случае речь идет о поведении одной из сторон, направленной на то, чтобы успокоить оппонента, создать у него иллюзию стремления к конструктивному решению проблемы.

Большинство экспертов согласны с тем, что в целом можно выделить три основных этапа в развитии переговоров :

1) обмен мнениями -- взаимное уточнение интересов и позиций, внесение предложений каждой из сторон и определение тем для дискуссии;

2) полемический этап, в ходе которого происходит обсуждение и согласование центральных вопросов, определяются общие границы предполагаемых соглашений;

Подобные документы

    Анализ понятия, структуры и видов общения – социального взаимодействия между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции общественного опыта и организации совместной деятельности. Психология коммуникативно-профессионального общения следователей.

    реферат , добавлен 20.04.2010

    Причины двойственного положения социальной психологии в системе научных знаний. Изучение психологических явлений, характеризующих индивида и общество как субъектов социального взаимодействия. Классификация методов социально-психологического исследования.

    контрольная работа , добавлен 24.10.2011

    Изучение разработанности проблемы взаимодействия людей в психологической литературе. Характеристика основных структурных компонентов общения и его основные функции. Проблема становления личности и самосознания в процессе социального взаимодействия.

    реферат , добавлен 01.10.2010

    Понятие общения в психологии. Человек как субъект общения. Место взаимодействия в структуре общения. Взаимодействие как организация совместной деятельности. Исследование общения как взаимодействия на примере группы студентов. Тест на общительность.

    курсовая работа , добавлен 01.10.2008

    Объективные отношения и связи неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Основной путь исследования межличностного взаимодействия, взаимоотношения внутри группы - это углубленное изучение различных социальных фактов, взаимодействия людей.

    реферат , добавлен 01.07.2008

    Необходимость общения для психологического развития человека, его виды и функции. Уровни общения по Б. Ломову. Мотивационный и когнитивный компоненты в структуре общения. Взаимосвязь коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения.

    контрольная работа , добавлен 23.11.2010

    Изучение теоретических аспектов психологии педагогического общения. Учебно-дисциплинарная и личностно-ориентированная модель общения. Стиль педагогического общения и стиль руководства как предпосылка продуктивного взаимодействия педагога и учащегося.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2014

    Место и значение взаимодействия в структуре общения. Подходы к исследованию структуры взаимодействия: теория Т. Парсонса, Я. Щепаньского, транзактный анализ. Классификация и характеристика основных типов взаимодействия: конкуренции и кооперации.

    презентация , добавлен 27.08.2013

    Структура, функции и основные понятия общения. Общение как психологическая проблема в исследованиях Л. Выготского. Сравнительная характеристика сторон и видов общения. Проблема психологического влияния, его виды. Проблема барьеров общения и её изучение.

    реферат , добавлен 19.10.2008

    Изучение общения как процесса взаимодействия людей. Теоретический анализ проблемы общения в зарубежной и отечественной психологии. Характеристика межличностных отношений как социально-психологического феномена. Особенности общения в студенческой группе.

Связи взаимодействия – связи между отдельными людьми, а также между человеческими коллективами или социальными системами; специфика этих связей состоит в том, что они опосредуются целями, которые преследует каждая из сторон взаимодействия.
И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Т. Юдин
Мы полагаем, что в системах межличностного общения имеют место и остальные виды связей, составляющие предложенную авторами схему, – связи порождения, преобразования, строения, функционирования, развития и управления.
В психологии категория «отношения» используется весьма широко и в нескольких смыслах. Прежде всего, через отношения к окружающему миру выявляется сама сущность психического, выявляется родовая сущность человека, что прекрасно показал С. Л. Рубинштейн:
Ни один предмет, взятый сам по себе, не может обнаружить свою родовую сущность. Общее проявляется в единичном через отношение единичного к единичному, когда одно единичное выступает в качестве эквивалента другого. Категория рода осуществляется через категорию отношения в ее связи с категорией вещи.
Это есть общелогическая категориальная основа того, как родовое свойство человека раскрывается через отношение одного человека к другому (337, 333).
В данном случае речь идет об объективном аспекте отношения человека к человеку. В этом же самом общем и широком плане автор раскрывает и проблему взаимоотношений, под которыми понимается не столько прямое отношение человека к другому, сколько общение через предметную деятельность, через всю совокупность «действования» в окружающем мире. «Почти всякое человеческое действие, – говорит С. Л. Рубинштейн, – есть не только техническая операция по отношению к вещи, но и поступок по отношению к другому человеку, выражающий отношение к нему. Поэтому другой человек со своими действиями входит в “онтологию” человеческого бытия. Через отношение к вещам, к человеческим предметам осуществляются взаимоотношения между людьми» (337, 336).
Объективное неперсонифицированное отношение к другим людям отражается и проявляется в субъективном личностном аспекте поведения по отношению к другому: «Анализ человеческого поведения предполагает раскрытие подтекста поведения, того, что человек «имел в виду» своим поступком. Всегда существуют те или иные отношения, которые этот поступок реализуют» (337, 336). Далее «удвоение» отношения к человеку формулируется более четко: «…другой человек, будучи дан как объект, вызывает к себе отношение как к субъекту, а я для него – объект, которого он, в свою очередь, принимает как субъекта» (337, 377).
Отношения в психологии – это и философская категория, в которой выявляется родовая сущность психики, отношение сознания к материи, и категория, в которой выявляется родовая сущность человека – отношение человека к человеку.
Таким образом, отношения в психологии – это и философская категория, в которой выявляется родовая сущность психики, отношение сознания к материи, и категория, в которой выявляется родовая сущность человека – отношение человека к человеку.
В отношении человека к человеку следует различать его объективные и субъективные аспекты , аспекты осознания и переживания личностью тех объективных отношений, в которых она находится с другими.
Объективные отношения, в которые люди вынуждены вступать в процессе своей жизнедеятельности, и субъективное отражение данных отношений составляют два основных слоя, два генетически связанных вида межчеловеческих отношений . В дальнейшем каждый из них может почти бесконечно дифференцироваться. Однако, это будет происходить внутри основного, фундаментального деления.
В научной литературе субъективные отношения чаше всего обозначаются термином «личные отношения». Именно в таком смысле употребляли данное понятие К. Маркс и Ф. Энгельс. Это хорошо показал Б. Д. Парыгин: «…развивая далее мысль о том, что социальные отношения людей являются продуктом их действительных отношений друг к другу, К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали, что речь идет в данном случае именно о межличностных, индивидуальных, а не абстрактных отношениях людей друг к другу» (298, 190-191).
Рассматривая «действительное общение» «действительных людей», К. Маркс и Ф. Энгельс указывали: «Но так как они вступали в общение между собой не как чистые Я, а как индивиды, находящиеся на определенной ступени развития своих производительных сил и потребностей, и так как это общение, в свою очередь, определяло производство и потребности, то именно личное, индивидуальное отношение индивидов друг к
другу, их взаимное отношение в качестве индивидов создало (курсив мой. – Я. К. ) – и повседневно воссоздает – существующие отношения» (252, 439-440). Для нас было важно выделить «личное, индивидуальное отношение друг к другу», «взаимное отношение в качестве индивидов» как особую социально-психологическую реальность, которая и является предметом наших теоретических и экспериментальных исследований.

Взаимоотношения

Из всей совокупности отношений человека к окружающему мы выделили отношения человека к другим людям , одним из видов которых являются личные отношения . Для обозначения отношений между людьми нередко используется понятие «взаимоотношения». В то же время, немногочисленные попытки как-то определить это понятие, сразу наталкиваются на трудности.
Предлагая определение понятия «взаимоотношения», следует подчеркнуть в соответствии с семантикой термина, что речь идет об обязательном взаимном отношение человека к человеку . При этом условии взаимоотношения приобретают свойства обратимости и симметричности. На самом деле не все отношения человека к другим людям могут рассматриваться как взаимоотношения . Так, человек может как-то относиться к историческим личностям, к Наполеону или Шекспиру. У него может быть и определенное отношение к современным политическим деятелям или писателям. При этом человек не может рассчитывать на какое-то отношение к нему упомянутых лиц, на их взаимное отношение.
Взаимоотношения обязательно являются прямыми межличностными отношениями . Они могут быть непосредственными – «лицом к лицу» или опосредованными средствами коммуникаций (телефон, телеграф, радио, телевидение). Они могут быть одновременными или отсроченными (как, например, при переписке). Но во взаимоотношениях всегда должна сохраняться действительная возможность взаимности . Отсюда, кстати сказать, невозможны взаимоотношения с неодушевленными предметами, даже такими совершенными, как компьютеры.
Следовательно, взаимоотношения – это специфический вид отношения человека к человеку, в котором имеется возможность непосредственного (или опосредованного техническими средствами) одновременного или отсроченного ответного личностного отношения.

Взаимоотношения – это специфический вид отношения человека к человеку, в котором имеется возможность непосредственного (или опосредованного техническими средствами) одновременного или отсроченного ответного личностного отношения.
Следует иметь в виду, что взаимоотношения не обязательно предполагают симметричную и актуальную взаимность.
Я могу испытывать к другому человеку и безответное отношение; мое отношение к нему может не совпадать с его отношением ко мне по «знаку». Однако при этом сохраняется реальная возможность какого-то личностного отношения о стороны другого.
По своей модальности взаимоотношения нередко совпадают с отношениями. Они могут быть объективными, субординационными (начальник – подчиненный), функциональными и т. д. и, вместе с тем, личными, индивидуальными и эмоциональными.
Проведенный анализ дает возможность более точно определить предмет наших исследований : они касаются изучения личных взаимоотношений в группе сверстников .

Взаимоотношения и общение

Необходимо рассмотреть также понятие «общение » и его соотношение с категориями «отношение» и «взаимоотношение».
Понятие «общение» используется в научной литературе в широком и узком значении. Наибольшие трудности встречаются при разграничении широкого понятия «общение» с отношениями. В этом случае нередко то «общение» включается в «отношение», то «отношение» входит в «общение». В словаре современного русского литературного языка «общение» определяется как «связь» и «взаимное отношение» (352, 523).
Наиболее обстоятельно понятие «общение» исследуется в трудах Б. Д. Парыгина, В. М. Соковнина и А. А. Леонтьева (298; 360; 229). Б. Д. Парыгин рассматривал общение «как сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга. И как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга» (298, 178).

Общение – сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга.
Б. Д. Парыгин
Соглашаясь с тем, что общение есть процесс, мы полагаем, что статус процесса неправомерно приписывать и отношениям людей друг к другу. Да, отношения могут проявляться в каких-то процессах. Да, всякий процесс взаимодействия предполагает наличие отношений между взаимодействующими объектами. Но само отношение никак не является процессом. Вообще говоря, едва ли возможно рядополагать отношение и другие составные компоненты общения. В каждой из них с необходимостью предполагается отношение. Без отношения невозможно ни взаимодействие, ни взаимовлияние, ни сопереживание, ни взаимное понимание. Можно согласиться с тем, что общение обязательно предполагает взаимоотношения между общающимися, но эти понятия отнюдь не совпадают друг с другом.
Широкое толкование понятия общения предлагает и В. М. Соковнин. При этом, с одной стороны, автор рассматривает общение как компонент отношений «отношения общения», а с другой – общение отождествляется с отношением. Так, при характеристике общения как взаимовлияния, отмечается, что «взаимодействие является одним из основных компонентов человеческих отношений, в том числе отношений общения» (360, 37). В другом месте автор говорит о том, что «общение можно рассматривать как личностное отношение. Независимо от того, протекает коммуникативный акт по поводу сугубо личного предмета общения или в качестве такового выступает интерсубъективный предмет (когда индивид представляет в общении какую-либо общность), он совершается как личностное отношение и проявляется в форме субъективных влияний, выражения симпатий (антипатий), чувств, претензий и т. п.» (360, 54-55).
Однако уже в процитированном нами положении В. М. Соковнин вынужден указать на то, что коммуникативный акт включает в себя отношение и проявляется в определенных формах. Думается, что правильнее было бы соотнести эти понятия несколько иначе: общение и есть процесс проявления личностного отношения. Именно такое более точное понимание соотношения этих понятий содержится в других работах того же автора: «Индивиды вступают в общение там, где они вступают в какое-либо отношение. Отношение и общение неразрывны. Общение выступает как реальное бытие того отношения, в которое вступили индивиды. Именно через общение их общественное отношение выступает как общественное и человеческое, то есть сознательное. Следовательно, общение внешняя сторона человеческих отношений, их являющаяся сторона » (курсив мой. – Я. К. ) (358, 10). И дальше: «Личные взаимоотношения индивидов… становятся реальными прежде всего в речевом общении. Именно поэтому под общением зачастую понимают личные (обычно дружеского характера) отношения. Поскольку именно общение делает реальностью отношения людей, можно заключить, что общение есть являющаяся сторона человеческих отношений» (359, 91).
Общение – внешняя сторона человеческих отношений, их являющаяся сторона.
В. М. Соковнин
Не имея возможности сколько-нибудь подробно анализировать концепцию А. А. Леонтьева, подчеркнем лишь некоторые ее положения, представляющие для нас особый интерес. Прежде всего в контексте нашей работы важно проведенное исследователем разграничение понятий общественного отношения и его «личностного» психологического коррелята, возникающего «в реальном процессе общения как производное от его психологической организации, а именно “взаимоотношение”» (229, 25). «Общение есть актуализация отношений» (229, 31).
В работах социологов нам представляется интересной концепция польского ученого Яна Щепаньского, который вводит понятие «социальной связи», реализующейся через контакты трех видов – «пространственный», «психический», «социальный», – и «взаимодействия».
Первым условием возникновения социальной связи является пространственный контакт: «Всякие отношения между людьми должны начинаться с каких-либо соприкосновений в пространстве, со взаимного наблюдения и с установления факта обладания одним из индивидов какими-то чертами и особенностями, которые могут заинтересовать другого» (405, 79-80). Если эта возможность переходит в действительность, возникает психический контакт, который может быть взаимным и невзаимным.
Психический контакт, с точки зрения автора, не создает еще никакой связи. Здесь следует отметить специфический характер трактовки собственно «связи». Вообще же подобное состояние может, на наш взгляд, истолковываться как взаимоотношения между заинтересованными друг другом личностями.
Следующий этап развития контактов – социальный контакт. «Это определенная система, в которую входят по меньшей мере два лица, какая-нибудь ценность, которая становится основой контакта, какие-то взаимодействия, касающиеся этой ценности» (405, 82). При этом контакты могут быть личностными и вещественными.
На основе социальных контактов развиваются взаимодействия, под которыми понимается «систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера, это воздействие и на самого партнера, причем вызванная реакция вызывает в свою очередь реакцию воздействующего» (405, 84).
Взаимодействия – систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера, это воздействие и на самого партнера, причем вызванная реакция вызывает в свою очередь реакцию воздействующего.
Я. Щепаньский
Создается впечатление, что взаимодействия представляют собой процесс общения между партнерами. Таким образом, контакты выступают здесь как внутренняя основа деятельности общения.
Различение взаимоотношений как внутренних состояний индивида и общения, как процесса их проявления и реализации – давняя традиция отечественной психологии, основы которой заложил В. Н. Мясищев. «Взаимоотношение, – указывал он, – является внутренней личностной основой взаимодействия, а последнее – реализацией или следствием и выражением первого» (271, 15). Здесь автор не пользуется понятием «общение», используя категорию «взаимодействие». Но в своих последних работах В. Н. Мясищев прямо ставил вопрос о взаимосвязях общения и отношений: «В общении выражаются отношения человека с их различной активностью, избирательностью, положительным или отрицательным характером. Общение обусловлено жизненной необходимостью, но характер его, активность, размеры определяются отношением» (272, 114).
Отметим параметры, которые выделяются для изучения указанных процессов: активность, избирательность, положительный или отрицательный характер, а также размеры.
Более или менее четкое различение отношений и общения прослеживается почти во всех предпринимавшихся в последние годы попытках дать определение общения. Например, весьма четким нам представляется определение, предлагаемое Л. П. Буевой: «…общение есть непосредственно наблюдаемая реальность и конкретизация всех общественных отношений, их персонификация, личностная форма» (49, 21).
Определяя сущность общения, его чаще всего квалифицируют как взаимодействия, которые представляют собой специфическую деятельность. Пожалуй, первыми заострили внимание на деятельностной стороне общения и раскрыли его существенные черты исследователи из группы Д. Б. Эльконина. Определяя общение как особую деятельность подростков, Т. В. Драгунова пишет: «Предметом этой деятельности является другой человек – товарищ – сверстник – как человек… Эта деятельность является совершенно особой практикой действования ребенка в личных отношениях – отношениях с близким товарищем – сверстником» (88, 317). Раскрывая содержание и цели деятельности общения, автор отмечает, что поступки, взаимно интересные занятия и разговоры «являются лишь основой и средством общения с товарищем. Главное – это складывающиеся в процессе общения личные взаимоотношения. Именно они являются главным содержанием общения» (88, 316-317).
Другие авторы, развивая тезис об общении как деятельности, подчеркивают ее информационное содержание. Отсюда совершенно справедливо в качестве важнейшего вида общения выделяется речевое общение. «Словесное общение, – пишет К. К. Платонов, – наиболее значимый фактор антропогенеза и формирования личности в ее онтогенезе» (313, 148).
В качестве сторон или аспектов информационной коммуникации, которая осуществляется в процессе общения, выделяются когнитивный и эмоциональный, деловой и личностный компоненты.
Таким образом, в современных исследованиях «общение» чаще всего рассматривается как внешний феномен взаимоотношений, как процесс их реализации и способ проявления. Вместе с тем нередко предпринимались попытки неправомерного расширения данного понятия, когда оно фактически подменяет понятие «отношения». В частности, термин «общение» использовался при анализе взаимодействия человека с машиной (18, 34). Некоторые исследователи рассматривают в качестве общения искусство (232, 226), чтение, спорт (81) и пр.
Общение – это информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные взаимоотношения.
Конечно, человек может испытывать какое-то отношение к неодушевленным предметам, но поскольку оно не может стать взаимным, об общении не может быть и речи. Как правильно подчеркивает К. К. Платонов, «взаимодействие между машиной и человеком не может рассматриваться как общение, поскольку оно требует взаимного психического отражения» (313, 334). В проведенном анализе нам важно было не столько представить полный обзор различных точек зрения на проблему, сколько подчеркнуть различие понятий «взаимоотношение» и «общение». Мы приняли следующее «рабочее» определение: общение – это информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные взаимоотношения.
Таким образом, взаимоотношения, с одной стороны, реализуются и проявляются в процессе общения, представляя собой его мотивационно-потребностную основу , с другой – они видоизменяются, развиваются, формируются в зависимости от особенностей общения . В живом акте межличностного общения слиты воедино операциональный , процессуальный , «являющийся » и внутренний , мотивационный , «отношенческий » компоненты. В наблюдаемом акте общения мы имеем дело и с актуализацией существующих отношений (которые в значительной степени сформировались в предыдущем опыте общения), и с предпосылкой для их развития в сторону укрепления или ослабления, и с причиной возможного изменения самой модальности отношений, их знака.
Проведенное понятийное разграничение общения и взаимоотношений имеет принципиальное методологическое значение . Оно позволяет различить, разграничить адрес конкретных исследований , которые могут касаться собственно взаимоотношений, не затрагивая процесс общения, или могут быть направлены на изучение самого процесса общения как наблюдаемых актов поведения. Ясно, что, в зависимости от предмета исследования, необходимо использовать особые методические подходы.
Сразу отметим, что наши исследования направлены прежде всего на изучение личных взаимоотношений, а не на процесс общения между сверстниками, что, как будет показано далее, и определило выбор основных исследовательских средств . Проведенное разграничение имеет и существенное психолого-педагогическое значение в плане поисков путей управления внутриколлективными отношениями и межличностным общением. По-видимому, можно говорить о двух принципиально осуществимых способах управления: изменении и регулировании отношений через изменение общения и регулировании общения через изменение отношений. Ясно, что каждый из этих путей требует для своего осуществления специфических педагогических воздействий.

Вопросы и задания

1. Какие понятия используются для описания «того, что происходит между людьми»?
2. Докажите собственными примерами тезис: все, что есть в личности, «возникает благодаря общению и предназначено для общения».

Приглашение к исследованию
3. Проведите мини-исследование с участием ваших знакомых – подростков, юношей, студентов, пожилых людей, которые прежде не изучали психологию. Попросите их окончить предложения:
Я думаю, что общение – это…
Я думаю, что общаться – это значит…
Обработайте результаты статистически. Сравните ответы людей разных возрастов.
Сделайте вывод об уровне психологической образованности испытуемых.
4. Приведите примеры ситуаций, в которых отношение человека к человеку проявляется в поступке. Может ли определенный поступок выражать различные отношения? Может ли одно и то же отношение выражаться в различных поступках?
5. Как соподчинены понятия «отношение», «взаимоотношение», «общение» и «взаимодействие» с точки зрения различных авторов?
6. Охарактеризуйте общение как деятельность.

Глава 2
Группа сверстников как объект психологического исследования

Социальная среда и социальная ситуация развития личности

Индивидуальное развитие человека происходит в процессе установления многообразных прямых и косвенных, непосредственных и опосредованных, осознаваемых и неосознаваемых отношений с окружающей социальной средой, в процессе социального общения, реализующего и формирующего эти отношения. Каковы соотношения между ними? Что такое «социальная ситуация развития»? Ответы на эти вопросы важны для нас прежде всего потому, что они позволяют определить роль и место взаимоотношений и общения личности со своими сверстниками, значение и место группы сверстников для психического развития в онтогенезе.
В социологической и социально-психологической литературе, в которой речь идет о роли социальной среды в формировании личности, подчеркивается многоплановость этого понятия. «Это, – указывает Л. П. Буева, – все социальные условия и ситуации, вещи и особенности социального окружения, сфера общения, условия места и времени, вся материальная и духовная культура общества. Среда представляет собой то конкретное поле социальной деятельности и отношений личности, где формируются и реализуются ее способности, где каждый человек непосредственно включается в жизнедеятельность общества.
Формирующая человека социальная среда – это общество в целом, во всех сферах его и проявлениях» (48, 9–10).
Однако развивающаяся личность «погружена» в эту широкую социальную среду отнюдь не непосредственно. Существует ряд звеньев, через которые общество «прикасается» к отдельной личности , или, если быть более точным, в которых происходит непосредственное их взаимодействие.
Наиболее близкой к личности клеточкой общества, клеточкой, в которую она сама входит, является микросреда. «Микросреда, – пишет Л. П. Буева, – есть элемент, звено общей социальной среды; специфика ее состоит в том, что она преломляет и опосредует воздействие общества на личность, и ее духовный мир» (47, 124).
Микросреда , о которой мы говорим, имеет сложную внутреннюю структуру. В нее входит и семейное окружение ребенка, и сверстники, и все те взрослые, которые непосредственно с ним общаются. Специфической особенностью микросреды является не столько ее уменьшенные по сравнению с целым обществом размеры, не столько ее «микроскопичность», сколько то решающее обстоятельство, что ребенок активно взаимодействует с ней, черпает из нее весь свой социальный опыт, эмоционально переживает свои отношения с окружающими его людьми.

Под редакцией А.Л. Журавлева

А. Л. Журавлев (1.1.,6.2., 6.3.)

В. П. Позняков (4.1.-4.6., 5.1.-5.3., 7.2., 7.4.)

Е. Н. Резников (3.5.-3.7., 7.3.)

С. К. Рощин (1.3., 2.1.,2.3:, 2.5., 3.3., 7.1.)

В. А. Соснин (1.4., 2.4., 3.1., 3.2., 3.4., 4.7.)

В. А. Хащенко(1.5.)

Е. В. Шорохова(1.2.,2.2.,2.6.,6.1.)

С 69 Социальная психология: учебное пособие / Отв. ред. А. Л. Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002. - 351 с. (Серия «Высшее пси­хологическое образование»)

ISBN 5-9292-0055-6

Содержание пособия представляет собой также интеграцию клас­сического и современного социально-психологического знания, сложившегося в 90-е годы XX века. Его авторы практикуют одновре­менно и исследовательскую, и преподавательскую деятельность в области социальной психологии, что позволило учесть результаты современных исследований основных классических объектов соци­альной психологии: личности в группе, малых и больших соци­альных групп, межличностного и межгруппового взаимодействия.

Данное учебное пособие есть краткое изложение курса «Соци­альная психология» для студентов факультетов психологии класси­ческих, социальных и гуманитарных университетов.

ISBN 5-9292-0055-6

©А.Л. Журавлев, 2002 © Институт психологии РАН, 2002 © 000 «ПЕР СЭ», оригинал-макет, оформление, 2002

Глава 1. Предмет, история и методы социальной психологии................... 5

1.1. Предмет и структура социальной психологии (А.Л. Журавлев) ..................... 5

1.2. История отечественной социальной психологии (Е.В. Шорохова) ............... 9

1.3. К истории зарождения зарубежной социальной психологии

(С.А. Рощин) …………..18

1.4. Становление современной социальной психологии за рубежом

(В.А. Соснин)…………… 26

1.5. Программа и методы социально-психологического исследования

(В.А. Хащенко) ........................ 30

Глава 2. Социальная психология личности................................................. 52

2.1. Социально-психологические представления о личности в зарубежной психологии (С.К. Рощин )................. 52

Объект. Предмет и задачи психологии социального взаимодействия

Психология социального взаимодействия - изучает закономерности возникновения функционирования и проявления соц.-псих. явлений на макро- микроуровне, в различных сферах, в нормальных, осложнённых и экстремальных условиях.

Объект : конкретные соц. общности(группы) или отдельные их представители(люди).

возникла на стыке двух наук- психологии и социологии. Каждая из этих дисциплин включает её в себя в качестве составной части.

По мнению учёных, психология социального взаимодействия изучает:

1. соц. психологию личности

2. соц. психологию общения

3. соц. отношения

4. формы духовной деятельности

Соц.-псих. явления возникают в результате взаимодействия субъектов в определённых условиях, выражающее отношение к ним, побуждающее и регулирующее поведение людей. К числу основных соц.-псих. явлений относятся: общение, образ жизни, конфликт, стереотип. По содержанию они делятся на нормальные и деформированные.

Критериями нормальных соц.-псих. явлений выступают их позитивные, стабилизирующие состояния на влияние экономики, политики, жизни общества.

Критериями деформированных соц.-псих. явлений выступают негативные слухи о состоянии политики, экономики. Эти обстоятельства создают предпосылки для создания экстремальной соц. психологии.

В зависимости от возникновения субъекта различаются следующие соц.-псих. явления:

· Межличностные

· Групповые

· Межгрупповые

· Массовые

В качестве основного механизма возникновения соц.-псих. явлений выступает общение. В результате этого формируется личность, образуются малые группы, происходит изменение различной степени сложности психики людей.

Универсальный механизм соц.-псих. явлений:

1. Подражание- следование примеру.

2. Внушение- процесс воздействия, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации передаваемого содержания.



3. Заражение- процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому.

4. Убеждение- метод воздействия на сознание личности.

Соц. психология выполняет теоретическую и практическую функции.

Приёмы и средства, при помощи которых учёные получают достоверные сведения, которые используются для построения научных теорий и разработки практических материалов, называется методами научных исследований. Методы психология социального взаимодействия являются междисциплинарными и применяются в других науках(социологии, психологии). Благодаря методам научных исследований соц. психология выделилась в самостоятельную науку, и это привело к её активному развитию.

Методы психология социального взаимодействия

1. Наблюдение- целенаправленное изучение действий и поступков путём непосредственного восприятия и регистрации фактов поведения и деятельности в естественных и лабораторных условиях через органы чувств. Метод наблюдения используется как наиболее достоверный и эффективный. Выделяют стандартизированные (опираются на перечень признаков, которые предстоит наблюдать; сбор данных предполагает их последующую обработку и анализ при помощи средств математической статистики) и нестандартизированные наблюдения (предполагают лишь общие направления, и результат фиксируется в момент восприятия или по памяти). Самонаблюдение(метод внутреннего наблюдения) позволяет проанализировать свои мысли и чувства. Психолог даёт клиентам задание наблюдать за собой, и, после, прорабатывает полученные данные. При проведении включенного наблюдения исследователь становится его частью, включаясь в соц. среду следит за событиями и взаимоотношениями людей в группе в качестве её члена. У включённого наблюдателя имеется свой недостаток при взаимодействии с исследуемым: наблюдатель рискует утратить нужную нейтральность при отборе и интерпретации данных. На полевое, проводящееся в естественных условиях. Метод наблюдения использовался историками и летописцами, которые не только фиксировали то, что слышали, но и давали свою оценку наблюдаемым фактам. Недостатки метода наблюдения: высокий уровень субъективизма при сборе данных.

2. Метод анализа документа. Данный метод исследования изучает не только письменные документы, но видео-, аудиозаписи, фотографии и различные компьютерные данные. Все методы «анализа документа» делятся на первичные, на базе непосредственной регистрации событий, и вторичные. Особый метод обработки документов контент-анализ (анализ содержания). Этот метод реализуется путём выделения в тексте определённых единиц содержания и последующего подсчёта частоты их употребления. Контент-анализ применяется в массовых коммуникациях. В соц. психологии его используют в работе с различными текстами.

3. Опрос- метод психологического исследования, при котором наличные качества исследуемого указывают его ответы на заданные психологом вопросы. Выделяют 2 вида опроса: устный и письменный. Устный- беседа, интервью. Письменный- анкетирование. Интервью- очный опрос, который заключается в непосредственном общении с объектом исследования по заданной программе, в результате которого собираются материалы об изучаемых психологических явлениях. Условием для проведения эффективного интервью являются: личностный контекст; понимание сущности обсуждаемой проблемы; конкретность отношения респондента к обсуждаемой проблеме. Анкетирование применяется для сбора массового материала в форме ответов на заранее подготовленные вопросы. Плюсы этого метода состоят в том, что при заполнении анкет респонденты меньше стесняются и отвечают более открыто. Для анкетирования необходимо, чтобы все вопросы были доступны и чётко сформулированы. Анкета состоит из вступительной, основной и заключительной частей. Вступительная включает простые вопросы, основная часть- сложные вопросы, заключительная- указывается информация о возрасте, образовании и семейном положении. Минусы анкетирования заключаются в недостаточном контроле над респондентами, которые могут уклоняться от ответов и степени их искренности. Данные методы желательно совмещать при проведении серьёзного психологического исследования.

4. Тестирование. Тест- краткое, стандартизированное испытание, в ходе которого испытуемый или выполняет специальное задание, или отвечает на вопросы. Любое испытание становится тестом после многочисленных проверок на большом числе людей. Личностные тесты используют в виде опросников. Опросники интересов выявляют склонности людей к различным профессиональным привязанностям. Положительная сторона тестов заключается в том, что они могут быть предложены людям разных профессий, возрастов, соц. положения. Недостаток - испытуемые могут сознательно повлиять на результаты тесты. В случаях изучения психических свойств и особенностей данной личности часто обращаются к проективным тестам. В их основе лежит механизм проекции, согласно которому человек приписывает другим людям негативные качества, свойственные ему самому. При помощи проективного теста психолог вводит испытуемого в воображаемую ситуацию и предлагает ему описать предложенную картину. Чаще такой метод применяется к детям.

5. Социометрия- совокупность одинаково построенных методик, применяемых для выявления системы личностных взаимоотношений. Данный метод исследования состоит в оценке межличностных и внутригрупповых отношений, симпатий, антипатий, предпочтений- являются объектом. Суть социометрии заключается в том, что каждый член группы выбирает тех, с кем он хотел бы сотрудничать. Наиболее существенными недостатками социометрии является скрытость мотивов выбора, что целесообразно лишь при исследовании малых групп.

6. Метод психокоррекции применяется с целью воздействия на клиента с целью изменения показателей его активности. Формы психокоррекционной работы: а) психологические игры позволяют человеку нормализовать своё состояние при осуществлении психологического состояния. б)психологический тренинг, помогающий в обучении обучению. Позволяет моделировать различные ситуации. Социально-психологический тренинг подразумевает 2 плана общения: коммуникативный и перцептивный. Перцептивная сторона общения в ходе тренинга предполагает взаимопонимание. Во время тренингов каждый его участник получает возможность составить своё мнение о других участниках. Применяется интенсифицирующие методы- стимуляция, активация.

7. Экспериментальные методы исследования. Эксперимент- организованное исследователем взаимодействие между испытуемым или группой испытуемых и различных ситуаций, в которых они находятся для выявления результатов этого взаимодействия. Ценность заключается в том, что условия, в которых изучается то или иное явление, создаётся экспериментатором. Суть эксперимента: выявление направления и устойчивости изменяемых характеристик в определённой экспериментальной группе, воздействие на неё. Проведение эксперимента включает 4 этапа: теоретический, методический, экспериментальный и аналитический. На теоретическом этапе определяется схема анализа изучаемого явления, формируется гипотеза исследования. Методический этап заключается в выборе общего плана эксперимента, объекта и методов. Экспериментальный этап- сам эксперимент, его проведение. На последнем этапе происходит количественная обработка и интерпретация полученных данных. Эксперименты делят на естественные и лабораторные. Наиболее точным является естественный. Естественный и искусственный эксперимент не может решить все проблемы исследования социальной психологии. Необходим комплексный подход для получения достоверных данных. Исследователь может занимать пассивную позицию при наблюдении за объектом наблюдения. В остальных случаях он занимает активную позицию.

1. Что является методом научного исследования

2. Назовите основные проблемы исследования

3. Основные методы соц.-псих. исследования

4. Каковы основные достоинства и недостатки метода наблюдения

5. Расскажите о методе сбора информации- опрос, анкетирование

6. Рассказать о социометрическом исследовании

7. Расскажите о схеме работы психолога, занимающегося психокоррекцией

8. Что такое эксперимент и какие разновидности его вы знаете

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода