Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Крещение в православии. Иконография Крещения Господня

18 и 19 января православные христиане традиционно отмечают Крещение. Этот день имеет свою историю, уходящую корнями в древние времена, а церковные каноны за долгое время тесно переплелись с народными поверьями.

Праздник Крещения Руси принято отмечать 28 июля. Это событие, по данным исторических исследований, датируют 988 годом. Однако принятие на Руси христианской веры было не кратковременным действием, а длительным процессом, требующим переосмысления жителями языческого государства новых форм жизни и взаимодействия.

История праздника. Крещение

В переводе с греческого слово «крещение» означает погружение. Именно так проводят очистительное омовение человека, решившего принять христианскую веру. Истинный смысл ритуала с водой состоит в духовном очищении. Согласно христианской традиции, 19 января принял крещение Иисус Христос, а также в этот день отмечают Богоявление, когда миру явился Всевышний в трех ипостасях.

В Крещение Господне (история праздника так повествует) Бог-сын проходил Таинство в реке Иордан в возрасте 30-ти лет, где ему в образе голубя явился Святой Дух, а Бог-Отец дал знать с небес о том, что Иисус Христос - его сын. Отсюда и второе название праздника - Богоявление.

18 января по православной традиции принято поститься до выноса свечи, который следует за Литургией, сопровождающейся причащением водой. Праздник Крещения Господня, точнее, его канун, также называют сочельником, что связано с обычаем варить пшеничное сочиво с добавлением изюма и мёда.

Традиции празднования

Крещение - праздник, традиции которого связаны с необыкновенной способностью воды исцелять, причем ее можно взять из самого обычного водоема. Даже та, которая подается в квартиры наших домов, наделена этим свойством. Для исцеления необходимо принимать освященную крещенскую воду на голодный желудок в очень маленьком объеме (чайной ложки вполне достаточно). После приема нужно выждать время перед тем, как принимать пищу.

Целебные свойства крещенской воды

Крещение - православный праздник и, согласно христианской вере, святая вода - это самое эффективное лекарство от всех болезней. Для избавления от телесных и духовных недугов ее нужно пить ежечасно, глубоко веруя в целительную силу. Женщинам в критические дни прикасаться к святой воде нельзя, можно только в исключительном случае, например, при тяжелой болезни.

В православных традициях хорошо известна история праздника. Крещение Господне наделяет воду чудодейственной силой. Ее капелька может освятить огромный источник, и она не портится при любых условиях хранения. Современные исследования подтвердили, что крещенская вода не меняет свою структуру без холодильника.

Где хранить крещенскую воду

Вода, собранная в день праздника Крещения, должна храниться в Красном углу возле икон, это самое лучшее для нее место в доме. Брать ее из Красного угла надлежит без ругани, в этот момент нельзя ссориться и позволять себе неблагочестивые помыслы, от этого теряется святость волшебного напитка. Окропление дома водой очищает не только жилище, но и членов семьи, делает их более здоровыми, нравственными и счастливыми.

Крещенские купания

Традиционно 19 января, в праздник Крещения Господня, вода из любого источника обладает чудодейственными свойствами и способностью исцелять, поэтому в этот день все православные христиане набирают ее в различные емкости и бережно хранят, добавляя по необходимости небольшими капельками, например, в стакан с водой. Как вы помните, даже небольшая порция способна освятить огромные объемы. Однако наиболее широко известен праздник Крещения массовыми купаниями. Конечно, решиться на это может далеко не каждый. Однако в последнее время крещенские купания становятся все более популярны.

Погружения проводятся в вырезанной в форме креста проруби, которая называется Иорданью. Окунувшись в холодную воду 19 января в Крещение, православный праздник, верующий человек, как гласит поверье, избавляется от грехов и всех хворей на целый год.

Когда принято набирать воду

В церковь за святой водой люди идут утром 19 января. Есть примета, что нужно взять ее первому. Это делает поведение некоторых прихожан неприемлемым для храма, ибо в священном месте нельзя толкаться, ругаться и суетиться.

Освященную воду можно набирать также накануне, 18 января, в Крещенский Сочельник. Служба в церкви идет и в этот день. Как говорят священники, вода освящается одинаково и 18, и 19 января, поэтому на ее целебных свойствах время сбора не отражается. При невозможности пойти в церковь можно воспользоваться обыкновенным квартирным водопроводом. Набирать воду из-под крана лучше в ночь с 18 на 19 января между 00.10 до 01.30. Это время считается наиболее благоприятным. Когда и где купаться в праздник Крещения? Относительно купания церковь отмечает, что оно не является каноном христианства, а просто стало традицией. Окунаться на Крещение можно как в ночь с 18 на 19 января, так и утром 19-го. В каждом городе к этому празднику организуются специальные места, узнать о них можно в любой церкви.

О принятии крещения в православной традиции

В Крещение Господне (история праздника повествует об этом) миру впервые явился Бог в трех ипостасях (Богоявление). Мало кто задумывается, что приобщение к Господу - важное событие в жизни каждого православного христианина. В день принятия крещения человек усыновляется Богом и становится частью Христа.


Крещение, как уже говорилось выше, следует переводить как погружение или обливание. Оба значения так или иначе связаны с водой, которая является символом православной христианской религии. Она обладает огромной разрушительной и созидательной силой. Вода - символ обновления, преображения и духовного очищения. Первые христиане проходили обряд принятия крещения в реках, озерах. В последующем, как и в настоящее время, это действо стали совершать в купелях. Православное крещение обязательно для освобождения от негативных сил.

После прохождения обряда крещения человек принимается Православной Церковью и перестает быть рабом сатаны, который теперь может искушать его только хитростью. После обретения веры можно посещать храм и молиться, а также пользоваться другими Таинствами православной веры.

Принятие Крещения взрослым человеком совершается осознанно, поэтому наличие крестных родителей не обязательно. Будущий христианин должен обязательно ознакомиться с основами православной веры и, по желанию, выучить молитвы.

Когда речь идет о младенцах, то им необходимы крестные родители, которые в последующем должны позаботиться о религиозном развитии ребенка и, конечно, молиться за него. Они должны быть примером нравственности для своих крестников.

Перед совершением Таинства всем, кто будет присутствовать в церкви, рекомендовано соблюдать пост и воздерживаться от мирских развлечений. Сами младенцы не нуждаются в подготовке.

Сейчас в каждой церкви существует запись на крещение, там же можно узнать, что необходимо взять с собой. Обязательно нужно приготовить освященный крестик и, по желанию, крестильный набор, в который входят рубашка, чепчик, пеленка. Для мальчиков чепчик не обязателен.

После проведения обряда вы получите «Свидетельство о крещении». Храните его, если ваш ребенок решит поступать в духовное училище, оно обязательно потребуется.

Надо сказать, что крещение ребенка - праздник, которому в России с каждым годом придается все большее значение.

Народные обычаи и традиции, связанные с Крещением

Праздник Крещения, конечно, менее популярен, чем Рождество Христово, однако он очень богат различными ритуалами. Вот некоторые из них.

В этот день принято выпускать в небо голубей во время богослужения, что является символом Духа Божьего, явившегося на землю в обличие этой птицы. Также этот ритуал «отпускает» рождественские праздники.

Обязательно происходит освящение воды в церквях. Накануне Крещения в водоемах вырезается крестообразная прорубь, крест же устанавливают вблизи от нее и иногда украшают. Воду крестят огнем, для чего священник опускает в нее горящий трехсвечник.

Чтобы смыть грехи во время крещенского купания, нужно окунуться с головой три раза.

В прежние времена молодежь в этот день развлекалась, катаясь на каруселях и коньках. Также парни и девушки колядовали - обходили с песнями и поздравлениями дома, а хозяева давали им угощение.

После этого праздника заканчивался пост. Молодые люди снова начинали собираться вместе на гулянья, где можно было выбрать себе вторую половинку. Период от окончания Крещенского и до Великого поста - время, когда можно было сыграть свадьбу.

В Крещение не принято работать и много есть.

Приметы и поверья

Договориться о свадьбе в этот день - к счастливой жизни для будущей семьи. Вообще, любое доброе дело, начатое в этот день, благословенно.

Снег в Крещение - к богатому урожаю.

Солнце в этот день - быть плохому урожаю.

Умыться льдом и снегом в этот день - быть целый год красивой, милой да пригожей.

В Крещенскую ночь сны - вещие.

Девушки в этот вечер собирались вместе и гадали.

Крещенские гадания

Наиболее популярны, конечно, гадания на суженого. Способов узнать имя и увидеть будущего мужа - великое множество, некоторые из них достаточно жутковаты: с зеркалами, свечами, «спиритическими кругами» и алфавитом.

Практически каждая современная девушка знает о гадании на жениха по методу Татьяны Лариной: чтобы узнать имя суженого, нужно в полночь выйти на улицу и спросить у первого попавшегося мужчины, как его зовут.

А вот очень забавное гадание на исполнение желания. Задаете вопрос, хорошо представляя то, о чем спрашиваете (вопрос действительно должен быть важен для вас, ну а если делаете это ради шутки, то и ответ будет неправдивым), а потом зачерпываете из мешка зерна (крупу). Далее высыпаете все на тарелку и пересчитываете. Если количество зерен четное - сбудется, нечетное - не сбудется.

Цикл рождественских праздников заканчивается Крещением Господним. Это праздник, когда 30-летний Иисус крестился от Иоанна Предтечи в водах Иордана. Он обосновал одно из главных церковных таинств, через которое человек рождается заново во Христе. С тех пор крестившиеся получают прощение грехов и возрождаются для новой, духовной жизни.

В колядках упоминается о трех праздниках: Рождество Христово, Святого Василия и Крещение Господне. Приметы говорят, что в этот день нельзя ничего делать по дому, особенно запрещено брать в руки ножницы. Наши предки строго придерживались запретов и свято верили в приметы.

История праздника

19 января отмечают Крещение Господне. История праздника начинается со времен крещения Иисуса Христа в реке Иордан Во время таинства крещения с небес сошел Дух Святой.В честь явления Господа в полноте праздник принято называть Святым Богоявлением. провозглашал слова с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Моё благоволение», Сын крестился на земле, Дух Святой явился в виде голубя. В этот день Иисус Христос начал служить людям и проповедовать.

С той поры вода считается символом очищения. На праздник совершается крестный ход, в христианских церквях, на реках, озерах совершают обряд водосвятия. Считается, кто трижды окунется в иорданскую воду в проруби, тот весь год болеть не будет.

Волшебные свойства крещенской воды

18 и 19 января христиане идут в церковь, чтобы помолиться и набрать иорданской воды. Необходимо, чтобы в доме постоянно была священная вода, желательно каждую молитву с нее начинать. Приметы на Крещение Господне говорят, что если умывать иорданской водой детей, они будут расти здоровыми и счастливыми. Ею окропляют жилище, дают домашним животным, чтоб приплод был хорошим. Она улучшает настроение, избавляет от беспокойства, лечит раны телесные и душевные. Девушки умываются, чтобы быть красивыми.

Священник обходит дома прихожан, чтобы с помощью молитвы и воды очистить от всякой нечистой силы и благословить. Не к добру запереть дверь перед ним. Как встретить Крещение Господне, не получив от него благословения для семьи и дома? Считалось, что такую семью целый год будут сопровождать неприятности.

Купание в проруби

Утром 19 января существует традиция купания в проруби, которую вырезали в форме креста в канун праздника. Сам же крест устанавливали рядом. Иногда его украшали еловыми или сосновыми ветками. А также поливали свекольным соком, окрашивая в красный цвет, что символизировало огонь. На Крещение приметы и поверья гласят, что в эти дни происходит двойное очищение - огнем и водой.

Врачи - сторонники того, чтобы купались в проруби только здоровые люди. Делать это нужно правильно. Следует взять с собой большое полотенце, сменную одежду и обувь, шапку.

Не рекомендуется принимать участие в крещенском купании людям, склонным к следующим болезням: ожирению, аритмии, гипертонии, болезням дыхательных путей, репродуктивной системы. Запрещено купаться во время женских дней.

Приметы, связанные с купелью

Строгих ограничений и регламентов относительно купания в Иорданской воде нет. Правильно опускаться в воду, смотря на восток, и ни в коем случае не поворачивать голову на запад. Согласно поверьям, восток - место Бога и добра, запад - сторона дьявола и зла. Опускание в воду лицом в эту сторону приравнивается к сделке с нечистой силой.

Нырять в прорубь женщинам нужно в рубашке. Приметы на Крещение Господне объясняют это тем, чтобы уберечь себя от чужих грехов, которые могут смыться с одних и пристать к другим телам. Женщины должны быть с покрытой головой, мужчины, наоборот, без головных уборов.

Перекрестившись, зайти в воду по грудь. Символичным считается тройное окунание в воду с верой и молитвой. Это делается во имя Отца, Сына и Святого Духа. После проделанного нужно сразу выйти на берег, насухо растереться полотенцем, одеться, выпить горячего чая с медом, заранее принесенного в термосе. Категорически противопоказаны спиртные напитки.

Крещенское меню

Празднование начинается 18 января. Надвечерье называется Крещенским сочельником. В народе его называют Голодной или Бедной кутьей.

Дождавшись первой звезды, вся семья собирается за столом на ужин, придерживаясь строгого поста весь день. На стол накрывают 12 блюд, основное - кутья (сочиво). Отсюда название вечера - Крещенский Сочельник. Это каша, приготовленная из цельной пшеницы, которая символизирует богатство, щедрость будущего урожая, единство и благополучие в семье. Именно с кутьей связаны приметы на Крещение - 19 января. Если она получится вкусной, жизнь будет легкой и сладкой. Пригоревшая каша свидетельствует о неприятностях в этом году.

Варили ее с особой любовью и молитвой. В кутью добавляли символичные ингредиенты: мед для сладкой жизни, мак, который с давних времен отгонял нечистую силу, орешки, чтобы жизненные трудности преодолевались легко, изюм для изобилия в доме. Ни в коем случае нельзя выбрасывать кутью, лучше отдать птицам или домашним животным.

На стол подавались также вареники с картошкой и капустой, голубцы с пшеном, рыба, грибная юшка, блины, узвар - компот из сушки.

А 19 января накрывается богатый стол с различными блюдами, мясными запеканками, колбасами, холодцом, выпечкой. Начинать праздничную трапезу рекомендуется с молитвы и священной воды.

Приметы и поверья, связанные с Крещением

В народе считалось: как встретить Крещение Господне, так и год пройдет. Если в посту, молитве и послушании провести 18 января, принять участие в крестном ходе 19 января, искупаться в проруби, очистившись иорданской водой, то Господнее благословение не покинет весь год.

На Крещение приметы и поверья наполнены мистическим смыслом, связаны с потусторонними силами. Согласно преданиям, это время разгула бесовской силы, которая старается проникнуть в дом в любом образе и подобии.

Люди всяческими способами старались защитить себя от нечистой силы. Для этого на дверях и окнах рисовали кресты мелом, ставили в доме букет из прошлогодней цельной пшеницы, под скатерть на четыре угла клали зубки чеснока, добавляли мак в кутью.

Крещенский "гидрометцентр"

На Крещение Господне приметы связаны с явлениями природы и погодными условиями:

  1. Если погода ясная и холодная - быть засушливому лету, а свежая и пасмурная пророчит богатый урожай.
  2. Южный ветер принесет грозовое лето.
  3. Какая погода 19 января, таким будет начало следующей зимы.
  4. Полнолуние в крещенскую ночь означало возможные паводки весной.
  5. Звездное небо предрекало сухое лето и обильный урожай ягод.
  6. Снег во время окунания в прорубь пророчил высокий урожай хлеба.

Мудрость народная

Люди наблюдали за тем, что их больше всего волновало. На Крещение Господне приметы связаны с бытом:

  1. Если напоить священной водой всех домашних животных - они принесут хороший приплод.
  2. В этот день не принято кормить кур - к плохому урожаю.
  3. Три дня после Крещения нельзя полоскать белье. Вода считается в эти дни священной, и ее нельзя осквернять грязным бельем.
  4. Если стирать в эти дни - будут болеть руки.
  5. Если в саду имелось фруктовое дерево, которое не родило, к нему приходили со священной водой, поливали, чтобы исцелить его. Считалось, что начнет плодоносить.
  6. 19 января обещает ему счастливую жизнь и Господнее благословение.

Крещенские гадания

Правду ли говорят приметы на Крещение - 19 января? Каждый может проверить на себе. Но с давних времен ночь с 18 на 19 января (Крещенский вечерок) считалась самой подходящей для гаданий.

Чтобы проверить, насколько богатым будет год, нужно взять три тарелки и монетку. В этом гадании нужен помощник, который поставит монетку под одну из тарелок. Угадывание с первого раза того, где спрятаны деньги, пророчит богатую беззаботную жизнь. Если со второго раза - больших денежных проблем тоже не будет. А если трижды не угадать, то придется попотеть, чтобы заработать на проживание.

Нагадать судьбу могут 6 рюмочек. В каждую из них надо положить вещь, которая что-то символизирует: сахар - это сладкая жизнь, соль - печаль, монетка - богатство, кусок хлеба - достаток, горошина - рождение ребенка, кольцо - замужество. Выбор определяет события в году.

Самое мистическое и трепетное гадание с зеркалом и свечами. На стол поставить посуду с водой, с трех сторон - зажечь свечи. За графином - зеркало, всматриваясь в которое можно увидеть будущее.

На Крещение Господне приметы говорят, что девушки могут увидеть будущего мужа. Для этого нужно налить в стакан ¾ воды, на дно опустить кольцо, положив его точно по центру, и внимательно всмотреться.

Чтобы увидеть во сне суженого, нужно вечером съесть что-либо соленое. Укладываясь спать, обратиться к будущему жениху: «Суженый-ряженый, принеси мне воды попить». Кто приснится, с тем жить суждено.

Дорога в счастливую семейную жизнь

Все гадания связаны с желанием девушек удачно выйти замуж. Каждой хотелось хорошего жениха, красивой свадьбы и счастливой жизни. Чтобы повезло с мужем, девушки старались придерживаться строгого поста.

Парни, искупавшись в проруби, напившись священной воды, собирались свататься. Если парой запланирована свадьба на Крещение, приметы пророчат молодым счастливую жизнь, полную радости.

Сам Господь благословляет молодую семью священной водой, смывая грехи предков, за которые не придется молодым расплачиваться. На Крещение приметы, обычаи гласят, что это самое подходящие время для начала семейной жизни.

Не зная пришлого и традиций, народ недостоин будущего. Одним из самых почитаемых христианских праздников, с которым связаны обычаи, поверья и традиции, является Крещение Господне. История праздника начинается более 2 тысяч лет назад. В нем собрана дань уважения и поклонения Святой Троице, вера в целительную силу священной иорданской воды, тайная мистическая связь с потусторонним миром и остатки языческих верований. И от каждого из нас зависит, в какой мере это бесценное народное богатство дойдет до грядущих поколений.

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа - один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие - крещение Иисуса Христа в реке Иордан.

Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель.

Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Мф. 3:14-17). Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос - Бог Отец, голубь - Бог Дух Святой, Иисус Христос - Бог Сын. И было засвидетельствованно, что Иисус - не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог.

двунадесятый праздник . Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Богоявление - Господский праздник.

Когда празднуется Крещение Господне

Крещение Господне Русская Православная Церковь празднует 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю).
Праздник Богоявления имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство - такие же дни после праздника.

Отдание праздника совершается 27 января по новому стилю. Отдание праздника - последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства.

События Крещения Господня

После поста и странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.

Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в Иордане. И вот, однажды к берегам реки пришел сам Иисус Христос. В ту пору Ему было тридцать лет. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был удивлен до глубины души и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Христос уверил его, что «надлежит нам исполнить всякую правду». Во время крещения отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк 3:21-22).

Крещение Господне было первым явлением Христа народу Израиля. Именно после Богоявления за Учителем последовали первые ученики - апостолы Андрей, Симон (Петр), Филипп, Нафанаил.

В двух Евангелиях - от Матфея и Луки - мы читаем, что после Крещения Спаситель удалился в пустыню, где постился сорок дней, чтобы подготовиться к миссии среди людей. Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал (Лк. 4:2). Диавол три раза подступал ко Христу и искушал Его, но Спаситель остался крепок и отринул лукавого (так называют диавола).

Что можно есть на Крещение Господне

Поста в праздник Крещения нет. А вот в Крещенский Сочельник, то есть накануне праздника, православные соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня - сочиво, которое готовят из крупы (например, пшеницы или риса), меда и изюма.

Крещение Господне - история праздника

Крещение Господне начали праздновать, еще когда были живы апостолы - упоминание об этом дне мы находим в Постановлениях и Правилах апостольских. Но поначалу Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление.

Начиная с конца IV века (в разных местностях по-разному) Крещение Господне стало отдельным праздником. Но и сейчас мы можем наблюдать отголоски единства Рождества и Крещения - в богослужении. Например, у обоих праздников есть Навечерие - Сочельник, со строгим постом и особыми традициями.

В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных (их называли оглашенными), поэтому этот день часто называли «днем Просвещения», «праздником Светов», или «святыми Светами» - в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым. Уже тогда была традиция освящать в этот день воды в водоемах.

Иконография Крещения Господня

На раннехристианских изображениях событий Крещения Господня Спаситель предстает перед нами юным и без бороды; позднее Его стали изображать взрослым мужчиной.

С VI-VII веков на иконах Крещения появляются изображения ангелов - чаще всего их три и они стоят на противоположном от пророка Иоанна Предтечи берегу Иордана. В память о чуде Богоявления над стоящим в воде Христом изображают островок неба, из которого к Крещаемому нисходит голубь в лучах света - символ Святого Духа.

Центральные фигуры на всех иконах праздника - Христос и Иоанн Креститель, который возлагает десницу (правую руку) на голову Спасителя. Десница же Христа поднята в благословляющем жесте.

Особенности богослужения Крещения Господня

Духовенство в праздник Крещения Господня облачено в белые ризы. Главная особенность богоявленского богослужения - это освящение воды. Воду освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник - Чином Великого освящения воды, который еще называют Великой агиасмой. И второй раз - в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии .

Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая - связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

Молитвы Крещения Господня

Тропарь Крещения Господня

глас 1-й

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, явилось поклонение Пресвятой Троице, ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, явившийся в виде голубя, подтвердил истинность этого слова. Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!


Кондак Крещения Господня

глас 4-й

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси Свет неприступный.

Явился Ты ныне всему миру; и Твой свет, Господи, запечатлелся на нас, сознательно воспевающих Тебя: «Ты пришел и явился, Свет неприступный!»

Величание Крещения Господня

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

Прославляем Тебя, Христе, Податель жизни, за то, что Ты ныне для нас крестился плотию от Иоанна в водах Иордана.

Богоявленский Кафедральный Собор в Елохово

Богоявленский Кафедральный Собор находится в Москве, на Спартаковской улице, 15, недалеко от метро «Бауманская». В XIV-XVII веках здесь располагалось село Елох.

Во второй половине XV века в приходе местной церкви Владимирской иконы Божией Матери родился знаменитый московский святой - Василий Блаженный.

В то время Богоявленский собор был обычной сельской церковью. В 1712-1731 годах его перестроили в камне, кирпич на него пожаловал лично император Петр I. Освятили новое здание в 1731 году.

В конце XVIII века прихожанами Богоявленского храма стала семья Пушкиных. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году. Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Волынского.

Старый петровский собор простоял до середины XIX века столетия. В 1830-х годах заказ на его перестройку получил прославленный московский архитектор Евграф Тюрин. Обновленный собор освятили в 1853-ем.

В годы советской власти храм не закрывался. В праздник Сретения в 1925 году торжественную Литургию в нем служил Святейший Патриарх Тихон. В 1935-ом Бауманский райсовет постановил открыть в Богоявленском соборе большой кинотеатр, но решение вскоре отменили.

И еще несколько фактов из истории храма. В Богоявленском соборе покоятся мощи святителя Алексия, митрополита Московского, и погребены Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 1992 году Богоявленский собор стал кафедральным.

Святыни собора: Чудотворная Казанская икона Божией Матери, мощи святителя Алексия, митрополита Московского, икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», частицы мощей святителя Иоанна Златоуста, апостола Андрея Первозванного и святителя Московского Петра.

Народные традиции Крещения Господня

Каждый церковный праздник находит свое отражение в народных традициях. И чем богаче и древнее история народа, тем более сложные и интересные переплетения народного и церковного получаются. Многие обычаи далеки от истинного христианства и близки к язычеству, но они тем не менее интересны с исторической точки зрения - чтобы узнать народ лучше, чтобы суметь отделить суть того или иного Христова праздника от красочного потока народной фантазии.

На Руси Крещение было концом святок, девушки прекращали гадания - сугубо языческое занятие. Простой люд готовился к празднику, который, как считалось, очистит их от грехов, в том числе грехов святочных гаданий.

На Крещение совершали великое водосвятие. Причем два раза. Первый - в Крещенский сочельник. Воду освящали в купели, которая стояла в центре храма. Второй раз воду освящали уже в сам праздник Крещения - в любом местном водоеме: реке, озере, колодце. Во льду прорубали «иордань» - прорубь в виде креста или круга. Рядом ставили аналой и деревянный крест с ледяным голубком - символом Святого Духа.

В день Крещения после литургии люди шли к проруби крестным ходом. Священник служил молебен, три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все сельчане набирали из проруби святую воду и весело обливали ею друг друга. Некоторые удальцы даже купались в ледяной воде, чтобы, согласно народному поверью, очиститься от грехов. Следует отметить, что это поверье к учению Церкви не имеет никакого отношения. Купание в проруби (иордани) не является церковным таинством или обрядом, это именно народная традиция празднования Крещения Господня

Освящали не только сельские водоемы, но и реки в больших городах. Например, вот рассказ, как освящали воду в Москве на реке Неглинной 6 января 1699 года. В обряде принял участие сам император Петр I. А описал событие шведский посланник в Москве Густав Корб:

«Праздник Трех царей (волхвов), или, вернее, Богоявление Господне, ознаменован был благословением реки Неглинной. Процессия двигалась к реке в следующем порядке. Открывал шествие полк генерала де Гордона… Гордонов полк сменил другой, называемый Преображенским и обращавший на себя внимание новой зеленой одеждой. Место капитана занимал царь, внушавший высоким ростом почтение к своему Величеству. …На твердом льду реки была построена ограда (theatrum, иордань). Пятьсот духовных особ, иподьяконы, дьяконы, священники, архимандриты (abbates), епископы и архиепископы, облаченные в одеяния, подобающие их сану и должности и богато украшенные золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями, придавали религиозной церемонии более величественный вид. Перед замечательным золотым крестом двенадцать клириков несли фонарь, в котором горели три свечи. Невероятное количество людей толпилось со всех сторон, улицы были полны, крыши были заняты людьми; зрители стояли и на городских стенах, тесно прижавшись друг к другу. Как только духовенство наполнило обширное пространство ограды, началась священная церемония, зажжено было множество свеч, и прежде всего воспоследовало призывание благодати Божией. После достодолжного призыва милости Божией, митрополит стал ходить с каждением кругом всей ограды, посередине которой лед проломан был пешнем в виде колодца, так что обнаружилась вода. После троекратного каждения ее митрополит освящал ее троекратным погружением горящей свечи и обычным благословением. …Затем патриарх, или в отсутствие его митрополит, выходя из ограды, кропит обычно его Царское Величество и всех солдат. Для конечного завершения праздничного торжества производили залп из орудий всех полков. …Перед началом этой церемонии на шести белых царских лошадях привозили покрытый красным сукном сосуд. В этом сосуде надлежало затем отвезти благословенную воду во дворец его Царского Величества. Точно также клирики отнесли некий сосуд для патриарха и очень много других для бояр и московских вельмож».


Святая Крещенская вода

Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник - Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз - в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая - связана с обычаем христиан Иерусалимской церкви шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

По традиции, Крещенскую воду хранят год - до следующего праздника Крещения. Пьют ее натощак, благоговейно и с молитвой.

Когда набирать крещенскую воду?

Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник - Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз - в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Когда освящать воду, совершенно не важно.

Вся ли вода на Крещение святая?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО:

Помню, в детстве мы выходили из храма на Крещение и выносили с собой трехлитровый бидон крещенской воды, а потом, уже дома, разбавляли ее водой из-под крана. И весь год принимали воду как великую святыню - с благоговением.

В ночь на Крещение Господне, действительно, как говорит Предание, все водное естество освящается. И становится подобным водам Иордана, в которых был крещен Господь. Магия как раз была бы, если бы вода святой становилась только там, где ее батюшка освятил. Дух же Святой дышит, где хочет. И есть такое мнение, что в любой момент Крещения вода святая везде. А освящение воды - это видимый, торжественный церковный чин, который говорит нам о присутствии Бога здесь, на земле.

Крещенские морозы

Время праздника Богоявления на Руси обычно совпадало с крепкими морозами, поэтому их стали называть «крещенскими». Люди приговаривали: «Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи».

Купание в проруби (иордани) на Крещение

На Руси простые люди называли Богоявление «Водокрещи» или «Иордань». Иордань - прорубь в форме креста или круга, прорубленная в любом водоеме и освященная в день Крещения Господня. После освящения удалые парни и мужики окунались и даже плавали в ледяной воде; считалось, что так можно смыть с себя грехи. Но это лишь народное суеверие. Церковь учит нас, что грехи смываются только покаянием через таинство Исповеди . А купание - это просто традиция. И тут, во-первых, важно понимать, что эта традиция совершенно необязательна для исполнения. Во-вторых, следует помнить о благоговейном отношении к святыне - крещенской воде. То есть, если мы все же решились на купание, то должны делать это разумно (учитывая состояние здоровья) и благоговейно - с молитвой. И, конечно, не заменяя купанием присутствие на праздничном богослужении в храме.

Крещенский сочельник

Празднику Богоявления предшествует Крещенский Сочельник, или Навечение Богоявления. Накануне праздника православные христиане соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня - сочиво, которое готовят из крупы (например, пшеницы или риса), меда и изюма.

Сочиво

Для приготовления сочива вам понадобится:

Пшеница (зерно) – 200 г
- очищенные орехи – 30 г
- мак – 150 г
- изюм – 50 г
- фрукты или ягоды (яблоко, ежевика, малина и т.п.) или варенье – по вкусу
- ванильный сахар – по вкусу
- мед и сахар – по вкусу
- сливки – 1/2 стакана.

Пшеницу хорошо промыть, залить горячей водой, покрыв зерно, и варить в кастрюле на медленном огне до мягкости (или в глиняном горшочке, в духовке), периодически доливая горячую воду. Мак промыть, запарить горячей водой на 2-3 часа, слить воду, мак растереть, добавить по вкусу сахар, мед, ванильный сахар или любого варенья, покрошенных орехов, изюма, фрукты или ягоды по вкусу, добавить 1/2 стакана сливок или молока или кипячёной воды, и всё это соединить с вареной пшеницей, выложить в керамическую миску и подать на стол в охлажденном состоянии.

Стихотворение о Крещении

Какие бывают животворящие и какие бывают страшные воды… В начале Книги Бытия мы читаем о том, как над водами носилось дыхание Божие и как из этих вод возникали все живые существа. В течение жизни всего человечества – но так ярко в Ветхом Завете – мы видим воды как образ жизни: они сохраняют жизнь жаждущего в пустыне, они оживотворяют поле и лес, они являются знаком жизни и милости Божией, и в священных книгах Ветхого и Нового Завета воды представляют собой образ очищения, омовения, обновления.

Но какие бывают страшные воды: воды Потопа, в которых погибли все, кто уже не мог устоять перед судом Божиим; и воды, которые мы видим в течение всей нашей жизни, страшные, губительные, темные воды наводнений…

И вот Христос пришел на Иорданские воды; в эти воды уже не безгрешной земли, а нашей земли, до самых недр своих оскверненной человеческим грехом и предательством. В эти воды приходили омываться люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи; как тяжелы были эти воды грехом людей, которые ими омывались! Если бы мы только могли видеть, как омывающие эти воды постепенно тяжелели и становились страшными этим грехом! И в эти воды пришел Христос окунуться в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха – Он, безгрешный.

Этот момент Крещения Господня – один из самых страшных и трагических моментов Его жизни. Рождество – это мгновение, когда Бог, по Своей любви к человеку желающий спасти нас от вечной погибели, облекается в человеческую плоть, когда плоть человеческая пронизывается Божеством, когда обновляется она, делается вечной, чистой, светозарной, той плотью, которая путем Креста, Воскресения, Вознесения сядет одесную Бога и Отца. Но в день Крещения Господня завершается этот подготовительный путь: теперь, созревший уже в Своем человечестве Господь, достигший полной меры Своей зрелости Человек Иисус Христос, соединившийся совершенной любовью и совершенным послушанием с волей Отца, идет вольной волей, свободно исполнить то, что Предвечный Совет предначертал. Теперь Человек Иисус Христос эту плоть приносит в жертву и в дар не только Богу, но всему человечеству, берет на Свои плечи весь ужас человеческого греха, человеческого падения, и окунается в эти воды, которые являются теперь водами смерти, образом погибели, несут в себе все зло, весь яд и всю смерть греховную.

Крещение Господне, в дальнейшем развитии событий, ближе всего походит на ужас Гефсиманского сада, на отлученность крестной смерти и на сошествие во ад. Тут тоже Христос так соединяется с судьбой человеческой, что весь ее ужас ложится на Него, и сошествие во ад является последней мерой Его единства с нами, потерей всего – и победой над злом.

Вот почему так трагичен этот величественный праздник, и вот почему воды иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин и вновь делаются первичными, первобытными водами жизни, способными очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать ему нетление, приобщать его Кресту, делать его чадом уже не плоти, а вечной жизни, Царства Божия.

Как трепетен этот праздник! Вот почему, когда мы освящаем воды в этот день, мы с таким изумлением и благоговением на них глядим: эти воды сошествием Святого Духа делаются водами Иорданскими, не только первобытными водами жизни, но водами, способными дать жизнь не временную только, но и вечную; вот почему мы приобщаемся этим водам благоговейно, трепетно; вот почему Церковь называет их великой святыней и призывает нас иметь их в домах на случай болезни, на случай душевной скорби, на случай греха, для очищения и обновления, для приобщения к новизне очищенной жизни. Будем вкушать эти воды, будем прикасаться к ним благоговейно. Началось через эти воды обновление природы, освящение твари, преображение мира. Так же как в Святых Дарах, и тут мы видим начало будущего века, победу Божию и начало вечной жизни, вечной славы – не только человека, но всей природы, когда Бог станет всем во всем.

Слава Богу за Его бесконечную милость, за Его Божественное снисхождение, за подвиг Сына Божия, ставшего Сыном человеческим! Слава Богу, что Он обновляет и человека и судьбы наши, и мир, в котором мы живем, и что жить-то мы все-таки можем надеждой уже одержанной победы и ликованием о том, что мы ждем дня Господня, великого, дивного, страшного, когда воссияет весь мир благодатью принятого, а не только данного Духа Святого! Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Крещение Господне

С каким чувством благоговения ко Христу и благодарности к родным, которые нас приводят к вере, мы вспоминаем о своем Крещении: как дивно думать, что поскольку наши родители или близкие нам люди открыли веру во Христа, поручились за нас перед Церковью и перед Богом, мы, Таинством Крещения, стали Христовы, мы названы Его именем. Мы это имя носим с таким же благоговением и изумлением, как юная невеста несет имя человека, которого она полюбила на жизнь и на смерть и который дал ей свое имя; как это человеческое имя мы бережем! Как оно нам дорого, как оно нам свято, как нам страшно было бы поступком, образом своим его отдать на хулу недоброжелателям… И именно так соединяемся мы со Христом, Спаситель Христос, Бог наш, ставший Человеком, нам дает носить Свое имя. И как на земле по нашим поступкам судят о всем роде, который носит то же имя, так и тут по нашим поступкам, по нашей жизни судят о Христе.

Какая же это ответственность! Апостол Павел почти две тысячи лет тому назад предупреждал молодую христианскую Церковь, что ради тех из них, которые живут недостойно своего призвания, хулится имя Христово. Разве не так теперь? Разве во всем мире сейчас миллионы людей, которые хотели бы найти смысл жизни, радость, глубину в Боге, не отстраняются от Него, глядя на нас, видя, что мы не являемся, увы, живым образом евангельской жизни – ни лично, ни как общество?

И вот в день Крещения Господня хочется перед Богом сказать от себя и призвать всех сказать, кому было дано креститься во имя Христа: вспомните, что вы стали теперь носителями этого святого и божественного имени, что по вас будут судить Бога, Спасителя вашего, Спасителя всех, что если ваша жизнь – моя жизнь! – будет достойна этого дара Божия, то тысячи вокруг спасутся, а если будет недостойна – пропадут: без веры, без надежды, без радости и без смысла. Христос пришел на Иордан безгрешным, погрузился в эти страшные иорданские воды, которые как бы отяжелели, омывая грех человеческий, образно стали как бы мертвыми водами – Он в них погрузился и приобщился нашей смертности и всем последствиям человеческого падения, греха, унижения для того, чтобы нас сделать способными жить достойно человеческого нашего призвания, достойно Самого Бога, Который нас призвал быть родными Ему, детьми, быть Ему родными и своими…

Отзовемся же на это дело Божие, на этот Божий призыв! Поймем, как высоко, как величественно наше достоинство, как велика наша ответственность, и вступим в теперь уже начавшийся год так, чтобы быть славой Божией и спасением каждого человека, который прикоснется нашей жизни! Аминь.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года - Крещение Господне

Богоявление (Тит 2 , 11-14; З, 4-7; Мф З , 13-17). Крещение Господа названо Богоявлением потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый: Бог Отец - гласом с неба, Бог Сын - воплотившийся - крещением. Бог Дух Святый - нисшествием на Крещаемого. Тут явлено и таинство отношения лиц Пресвятой Троицы. Бог Дух Святый от Отца исходит и в Сыне почивает а не исходит от Него. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу. Явлено и то, что и спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатью Св. Духа, по благоволению Отца. Все таинства христианские сияют здесь божественным светом своим и просвещают умы и сердца с верою совершающих это великое празднество. Приидите, востечем умно горе, и погрузимся в созерцание этих таин спасения нашего, поя: во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение, - спасение тройчески нам устрояющее и нас тройчески спасающее.

; в Римско-католической церкви - воскресенье после 6 января; в древневосточных церквях - 6 января

Празднование богослужение Традиции освящение воды Крещение Господне на Викискладе

Таким образом, при участии Иоанна, всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса Христа. Крещение Христово, свершившееся тогда, рассматривается как первое событие его общественного служения . После крещения Иисуса «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили [туда] и крестились» (Ин. ). Евангелист Иоанн связывает появление первых из двенадцати апостолов именно с проповедью Иоанна Крестителя: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом» (Ин. ).

Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. Иисус сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» (Лк. ). Тогда приступил к нему дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить его на грех , как всякого человека.

Место Крещения [ | ]

Точное расположение места крещения Иисуса Христа неизвестно. Большинство ранних греческих рукописей Нового Завета называют место Крещения Иисуса Вифанией Заиорданской (Βηθανία πέραν τοῦ ᾿Ιορδάνου). Считается, что наименование Вифавара впервые предложил Ориген , но он расположил её на западном берегу Иордана . В Славянской Библии место крещения названо Вифаварой по ту сторону Иордана (Виѳавáрѣ бы́ша объ о́нъ пóлъ Иордáна), в Русском Синодальном переводе - Вифаварой при Иордане (Ин. ), в Новой Библии Короля Якова (NKJV) - Вифаварой за Иорданом (Bethabara beyond the Jordan), в Греческой Библии и Новой Вульгате - Вифанией за Иорданом .

В конце XV века считалось, что место Крещения находилось в Бейт-Аваре (Beth-Abara, она же Бефвара (Суд. )) в районе современного моста Алленби , но с XVI века считается, что около монастыря святого Иоанна, примерно в 10 км восточнее Иерихона . При этом остается точно не выясненным с какого берега Иисус входил в реку. На западном берегу это место называется Каср аль-Яхуд (контролируется Израилем) , на восточном, напротив него - Аль-Махтас (Вади аль-Харар) в Иордании . В ходе раскопок в Вади аль-Хараре была обнаружена большая мраморная плита, по-видимому, являющаяся основанием колонны, упомянутой паломником Феодосием .

Праздник Крещения в древней церкви [ | ]

Раннее упоминание об особом почитании воды, набранной в день Крещения Господня, и о её чудесных свойствах (в первую очередь, способности не портиться в течение долгого времени) содержится в одной из антиохийских проповедей святителя Иоанна Златоуста (387 год): «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят её домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своём не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповреждённой и свежей» .

Параллель с этим почитанием исследователи усматривают в сообщении святителя Епифания Кипрского о почитании реки Нил и других рек в день 6 января, когда вода, по мнению верующих, меняла свои свойства. Епифаний сопоставлял этот феномен с чудесным превращением воды в вино в Кане Галилейской .

Праздник Крещения в исторических церквях [ | ]

Древний христианский праздник Богоявления, первоначально посвящённый Рождению Христа , посещению волхвов и Крещению Христа, постепенно (в общецерковном масштабе - после Халкидонского собора 451 года) стал праздноваться исключительно в воспоминание Крещения Христа, в связи с чем «Богоявление » и «Крещение Господне» в православии суть два названия одного праздника.

Основные песнопения праздника
На церковнославянском (транслитерация) На русском На греческом
Тропарь праздника Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе. Господи, когда Ты крестился во Иордане, явилось поклонение Св. Троице; ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, подтверждал истинность слов (Отца); Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе. Ἐν Ἰορδάνῃ βαπτιζομένου σου Κύριε, ἡ τῆς Τριάδος ἐφανερώθη προσκύνησις· τοῦ γὰρ Γεννήτορος ἡ φωνὴ προσεμαρτύρει σοι, ἀγαπητὸν σε Υἱὸν ὀνομάζουσα· καὶ τὸ Πνεῦμα ἐν εἴδει περιστερᾶς, ἐβεβαίου τοῦ λόγου τὸ ἀσφαλές. Ὁ ἐπιφανεὶς Χριστὲ ὁ Θεός, καὶ τὸν κόσμον φωτίσας δόξα σοι.
Кондак праздника Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет неприступный. Сегодня Ты, Господи, явился вселенной, и свет открылся нам, разумно воспевающим Тебе: «Свет неприступный, Ты пришел и явился нам». Ἐπεφάνης σήμερον τῇ οἰκουμένῃ, καὶ τὸ φῶς σου Κύριε, ἐσημειώθη ἐφ᾽ ἡμᾶς, ἐν ἐπιγνώσει ὑμνοῦντας σε· Ἦλθες ἐφάνης τὸ Φῶς τὸ ἀπρόσιτον.
Задостойник Припев: Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу.

Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице; обаче Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу: Ты бо христиан еси Представительница, Тя величаем.

Припев: Величай, душа моя, Пречистую Богородицу, которая почетнее небесных (ангельских) воинств.

Никакой язык не в силах восхвалить по достоинству, и даже ангельский ум недоумевает(, как) воспеть Тебя, Богородица; но, как Благая, прими веру, ведь любовь нашу живую Ты знаешь; Ты - Предстательница христиан; Тебя мы величаем.

Припев: <...>

Ирмос 9-й песни канона: Ἀλλότριον τῶν μητέρων ἡ παρθενία, καὶ ξένον ταῖς παρθένοις ἡ παιδοποιΐα· ἐπὶ σοὶ Θεοτόκε ἀμφότερα ᾠκονομήθη. Διὸ σε πᾶσαι αἱ φυλαὶ τῆς γῆς, ἀπαύστως μακαρίζομε

Величание Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию Крестившагося от Иоанна в водах Иорданских. Славим Тебя, Податель жизни, Христос, ради нас сегодня крестившегося по плоти от Иоанна в водах Иорданских. <…>

Традиции [ | ]

Водосвятие на Неве в день Крещения Господня. Гравюра из книги «Нынешняя Россия. Рисунки и изображения из всех частей европейского царства» (Лейпциг, 1876)

Традиция поиска креста на Богоявление в Греции (Миконос)

Йордановден в Болгарии

19 (6 по старому стилю) января, в праздник Крещения, проходил молебен водосвятия. Над вырубленной (часто - в виде креста) полыньёй , или «Иорданью», устраивалась выносная часовня. Она получила название «Иорданской сени», хорошо известной на Руси в XVI-XVII веках: «В Суздале в день Богоявления на реку Каменку совершался крестный ход для освящения воды в Иорданской сени. Впереди процессии в сопровождении псаломщика шёл священник и окроплял путь. За ним следовали хоругвеносцы, несшие хоругви и большой пятиглавый фонарь перед выносным крестом с частицей мощей . Следом несли большие выносные иконы, перед каждой из которых четыре массивных одноглавых фонаря. Далее следовали женщины с малыми иконами из собора и монастырей. За ними шли попарно священники со всего города, соблюдая порядок чинопочитания. Процессию завершали богомольцы города и ближайших селений. Напрестольный крест для освящения воды на Иордань нёс священник (протоиерей или архиерей) на голове от самого собора до проруби, которая вырубалась во льду в виде креста. Иордань на реке устанавливалась недалеко от моста. Ниже по течению, где была бельевая прорубь, происходило купание людей, но только в тот момент, когда священнослужитель погружал напрестольный крест в иорданскую прорубь» .

После обедни во дворце высшее духовенство выходило на Иордань служить молебен с водосвятием по традиции с петровских времён. На лёд выходила и царская семья.

Митрополит опускал крест в воду, и в это время давался 101 выстрел из пушек Петропавловской крепости . «По представлению верующих, вода в Неве мгновенно делалась святою, и все по очереди подходили испить её. Несмотря на то, что санитарная инспекция уже тогда запрещала пить сырую невскую воду ввиду её загрязнения сточными водами» . После водосвятия царь принимал Крещенский парад - мимо него проходили церемониальным маршем войска, присутствовавшие на Иордани.

По словами протоиерея Георгия Рощина , «купание в полынье - „Иордани“ на Богоявление - это не исконная, как принято думать, а сравнительно недавняя российская традиция, ей всего несколько лет. Прежде, до революции, совершались крестные ходы на „Иордани“ с освящением воды, но массовое купание этому не сопутствовало»

Православные христиане отмечают в ночь с 18 на 19 января один из самых важных и самых древних праздников - Крещение. Отмечать Крещение начали даже раньше, чем Рождество Христово, письменные упоминания о нем находят в рукописях второго века. История Крещения интересна не только для православных христиан, но и для людей, желающих расшить свой кругозор.

Какой смысл несет в себе праздник Крещение

День Крещения Иисуса считается днем познания людьми великой тайны Богопочитания. Именно в момент Крещения Христа простые смертные стали свидетелями явления Святой Троицы: Отца (Бога), Сына (Иисуса) и Духа, явившегося в виде голубя. Получается, что Крещение символизирует начало появления христианской религии, момент, с которого началось преклонение Богу, переставшему быть неведомым. В старые времена Крещение называли Святые Светы - это означало, что Господь спустился на землю и открыл миру Неприступный свет.

«Крещение» в буквальном смысле означает «погружение в воду». Чудесные свойства воды были прописаны еще в Ветхом завете - вода смывает все плохое и дает начало хорошему. Вода может погубить или возродить. В дохристианские времена омовения использовали для нравственного очищения, а в Новом завете крещение водой стало символизировать избавление от грехов и зарождение духовной жизни.

Как крестился Иисус Христос

Согласно библейским преданиям 6 января по старому стилю на реку Иордан пришел тридцатилетний Иисус Христос. В это же время там находился Иоанн Предтеча - пророк, которого послал для совершения столь важного обряда сам Господь Бог. Иоанн знал о том, что ему предстоит крещение сына Божьего, но долго не смел приступить к таинству, считая себя недостойным исполнителем столь важного дела. Иисус настоял на исполнении воли Бога Отца и зашел в воды Иордана.

Когда Иоанн начал крестить Бога Сына, над землей раздался громкий глас Отца, а на Иисуса спустился Дух Божий в виде голубя. Так Бог Отец явился людям и указал им на своего сына, которому суждено было стать Спасителем. После Крещения Иисус начал исполнять волю Божью и нести в мир новый свет.

Как отмечают Крещение православные христиане

Великому празднику Богоявления предшествует Крещенский сочельник - строгий однодневный пост, который приходится на 18 января. В этот короткий пост разрешается есть только постные лепешки на конопляном масле, именуемые в народе сочень, и кутью. В доме накануне праздника обязательно делают генеральную уборку, выбрасывают лишний мусор и очищают углы.

Главное событие Крещение - освящение воды во всех храмах. В этот день вода приобретает чудодейственную силу, она излечивает от заболеваний тело и очищает душу. Христиане используют крещенскую воду для лечения от болезней, очищения жилища, защиты от неприятностей и злых сил. Принесенной из храма водой обязательно окропляют каждый уголок дома, ее дают пить больным и детям. Удивительно, но крещенская вода сохраняет свои свойства ровно год. Все это время она не портится и не протухает.

Крещенские купания в открытых водоемах - еще одна традиция праздника, возродившаяся в России после ухода в небытие коммунистических устоев. Считается, что во время погружения в воду смываются все земные грехи и болезни. Омовение в праздник Богоявления дает возможность грешному человеку заново родиться и предстать перед Богом в обновленном виде. Традиционно верующие совершают трехкратное погружение в воду, символизирующее смерть Христа и приобщение к его воскрешению. В водоемах, покрытых январским льдом, вырубают проруби в форме крестов, такие купальни принято называть «иорданью».

К празднику готовят много вкусных угощений из мяса, меда и круп. Главными блюдами на крещенском столе были кресты из сладкого теста, оладьи и запеченный поросенок. Перед трапезой обязательно ели печенье-крестики и запивали их освященной водой. После этого лакомились оладьями с медом, а потом дегустировали все имеющиеся блюда. Считается, что в Крещение открываются небеса, поэтому все искренние молитвы обязательно сбываются.

Дохристианские традиции

Праздник Крещения совпадает с окончанием Святок - народных гуляний, берущих свое начало с языческих времен. Вечер 18 января - последний день, когда разрешается гадать на будущее. Особым интересом гадания всегда пользовались у молодых девушек, интересующихся замужеством. В ночь на Крещение и сейчас принято заглядывать в грядущие события, но нужно знать, что церковь этого не одобряет и прямого отношения крещенские гадания к церковному празднику Богоявления не имеют.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода