Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Когда было последнее военное столкновение руси и византии. Борьба Руси и Византии (X в.)

100 великих войн Соколов Борис Вадимович

РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЕ ВОЙНЫ (IX–X века)

РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЕ ВОЙНЫ

(IX–X века)

Целью русских князей был захват и разграбление Константинополя. Князь Святослав, кроме того, рассчитывал укрепиться на Дунае. Со стороны Византии войны с Русью носили оборонительный характер.

В 941 году русский князь Игорь (Ингвар) предпринял морской поход на Византию во главе 10-тысячного войска. Византийская армия и флот в этот момент воевали с арабами. Император приказал срочно отремонтировать имевшиеся в гавани Золотой Рог корабли и вооружить их «греческим огнем». С помощью этой горючей жидкости флот руси был сожжен. Лишь нескольким ладьям во главе с Игорем удалось прорваться и уйти к Керченскому проливу.

В 944 году Игорь повторил поход. На этот раз до боя дело не дошло. Был заключен мирный договор, по которому Игорь получил от Византии дань, а взамен обязался не пускать хазар в Крым.

В 967 году киевский князь Святослав (Свендислейф) заключил союз с Византией против Болгарского царства. Войско Святослава должно было вернуть болгар в лоно Константинополя, получив за это всю захваченную в походе добычу и щедрые византийские субсидии. Однако русы лелеяли честолюбивые планы закрепиться в Болгарии, откуда можно было угрожать византийской столице, а по Дунаю был открыт путь для торговли и походов в Центральную Европу.

Войско руси в 968 году двинулось на Балканы. Со Святославом были воеводы Свенельд, Сфенкел, Икмор и др. Костяк войска составляла русская (норманнская) конная дружина (не случайно все воеводы носили скандинавские имена), усиленная вспомогательными отрядами славян и финнов. По утверждению византийского историка Льва Диакона, войско Святослава насчитывало 60 тысяч человек, но эта цифра наверняка преувеличена в несколько раз. Более правдоподобно сообщение русской летописи, что во втором походе в Болгарию Святослав располагал 10 тысячами воинов. Вероятно, примерно такой же была численность его армии и во время первого похода.

Легко преодолев сопротивление слабой болгарской армии, русы захватили столицу страны Преслав и пленили болгарского царя Бориса. Тем временем печенеги напали на Киев. Святослав с войском вынужден был вернуться из Болгарии и заставил печенегов отступить от Киева.

В 969 году Святослав предпринял второй поход в Болгарию. Усилив свое войско отрядами болгар, киевский князь повернул оружие против вчерашних союзников - византийцев и пошел походом на Константинополь. Вместе с ним шли отряды болгар, печенегов и венгров. Византийцам пришлось расплачиваться за свою недальновидную политику. Ведь опыт Западной Европы давно уже показал, что норманны, даже приглашенные как союзники, имели обыкновение не только грабить те земли, куда доплывали их ладьи, но и оставлять их в своем владении.

Византийский император Иоанн Цимисхий встретил войско Святослава под Адрианополем. В крепости укрылся 10-тысячный византийский отряд под командованием полководца Варды Склира. У Святослава вместе с союзниками было до 30 тысяч войска, но не было осадных машин, способных разрушить стены Адрианополя. Осада затягивалась, и в армии киевского князя появились признаки разложения. Рассчитывавшие на легкую и богатую добычу воины начали роптать.

Варда Склир сделал вылазку, рассчитывая разбить неприятеля, несмотря на его численное превосходство. Византийская конница атаковала печенегов, а затем обратилась в притворное бегство. Печенеги стали ее преследовать, но попали под удар из засады и обратились в бегство. Но в это время византийцев атаковала венгерская конница, а вслед за этим - пехота и конная дружина Святослава. Бой шел с переменным успехом, пока в тыл войску Святослава не ударил большой засадный отряд византийцев. По утверждению Льва Диакона, русы были разбиты, потеряв более 20 тысяч убитыми. Византийцы же потеряли 55 убитых и много раненых. Русский летописец, напротив, полагает, что в битве под Адрианополем победил Святослав. Скорее всего, на самом деле это сражение имело ничейный исход. Если византийцы действительно потеряли 55 человек, то потери войска Святослава вряд ли были намного больше.

Святослав понял, что взять Константинополь не удастся. Византийцы откупились от Святослава данью, и был заключен мир. После этого от Святослава отделились союзники - венгры, печенеги и болгары, в результате чего войско киевского князя уменьшилось до первоначальных 10 тысяч.

Обе стороны рассматривали заключенный под Адрианополем мир как перемирие и готовились к новым боям. К Святославу из Киева прибыли подкрепления. Он разделил свое войско на две части. Князь с основными силами остался в крепости Доростол, а в Преслав направил отряд Сфенкела. В 971 году Цимисхий во главе флота в 300 судов пришел к устью Дуная. Сухопутная армия византийцев, насчитывавшая 15 тысяч конницы и 20 тысяч пехоты, сосредоточилась у Адрианополя. В ее распоряжении имелись осадные машины и огнеметные орудия, стреляющие греческим огнем. К тому времени болгары, первоначально видевшие в Святославе защиту от византийцев, уже отвернулись от него, вследствие чинимых русами насилий и грабежей.

Армия Цимисхия вторглась в Болгарию. 13 апреля 971 года византийцы овладели Преславом. Сфенкел со своим отрядом отступил к Доростолу. 23 апреля у стен этого города появился и Цимисхий. В этот же день произошло первое крупное сражение между основными силами византийцев и русов. В центре боевого порядка Цимисхий поставил тяжелую пехоту, на флангах - тяжелую конницу, а перед фронтом - лучников и пращников. Аналогичный боевой порядок был у русов. Произошло фронтальное столкновение. К концу дня войско Святослава отступило и укрылось за стенами крепости. Византийские историки говорят, что армия русов насчитывала 60 тысяч человек, что кажется неправдоподобным. Если бы Святослав действительно имел двукратное превосходство над противником, он не стал бы обороняться в Доростоле, а атаковал бы противника. Скорее можно предположить, что силы сторон были примерно равны и что войско Святослава, благодаря полученным подкреплениям, возросло до 30 тысяч человек.

Цимисхий построил лагерь и начал осаду. 25 апреля в Дунай вошел византийский флот и блокировал Доростол. Святослав приказал вытащить на берег ладьи, чтобы неприятель не сжег их «греческим огнем». 26–27 апреля произошло новое столкновение под стенами крепости. Исход боя решило появление в тылу у русов византийской конницы Святослав, опасаясь окружения, поспешно отступил в Доростол. В этом сражении погиб воевода Сфенкел.

В ночь на 29 апреля русы вырыли глубокий ров перед крепостными стенами. Чтобы прикрыть земляные работы и запастись продовольствием, отряд воинов Святослава на ладьях спустился по Дунаю и разорил окрестные селения, а также совершил нападение на византийский обоз, захватив богатую добычу. После этого Цимисхий расположил флот непосредственно перед Доростолом, а на суше распорядился перекопать все дороги, ведущие из крепости, и поставить на них дозоры. Однако через несколько дней Святослав предпринял еще одну успешную вылазку, уничтожив несколько осадных машин.

Но третья вылазка, последовавшая 20 июля, не удалась. Русы наступали фалангой. Византийцы тоже успели построиться в боевой порядок и отразили атаку. Понеся большие потери, Святослав возвратился в крепость. После этой неудачи он собрал военный совет, где прозвучали предложения либо начать мирные переговоры с византийцами, либо попытаться ночью прорваться из окружения. Однако князь предпочел дать генеральное сражение в открытом поле и постараться одолеть Цимисхия. Святослав объявил своим соратникам: «Деды и отцы завещали нам храбрые дела! Станем крепко. Нет у нас обычая спасать себя постыдным бегством. Или останемся живы и победим, или умрем со славой! Мертвые сраму не имут, а, убежав от битвы, как покажемся людям на глаза?»

Последнее сражение Святослава с византийцами произошло 22 июля. Русы атаковали первыми и потеснили противника, но были остановлены кавалерией, предводительствуемой самим императором. Чтобы выманить русов подальше от стен, Цимисхий пошел на хитрость. Часть византийского войска во главе с патрикием Романом и столоначальником Петром стала отступать. Когда русы стали преследовать отступающих, отряд византийцев под командованием Варды Склира отрезал их от стен Доростола. Лишь с большими потерями Святослав смог пробиться обратно в крепость.

После поражения у киевского князя не осталось другого выхода как вступить в мирные переговоры. По данным Льва Диакона, войско Святослава потеряло 15 тысяч убитых, византийцев же погибло только 350 человек, хотя многие были ранены.

Византийцы понимали, что штурм Доростола будет стоить больших жертв, равно как и продолжение осады, во время которой осаждающие, как и осажденные, жестоко страдали от болезней. Цимисхий заключил со Святославом мир, беспрепятственно пропустив войско и ладьи русов на родину и даже снабдив их продовольствием на дорогу: по две меры хлеба на человека. Русы были объявлены «союзниками и друзьями» Византии и получили право беспрепятственно торговать в Константинополе. Лев Диакон сообщает, что хлеб был выдан 22 тысячам воинов. Можно предположить, что во время осады Доростола в боях с византийцами и от болезней погибло около 8 тысяч русов.

Воевода Свенельд советовал Святославу идти сушей, но Святослав предпочел возвращаться морем, а затем идти вверх по Днепру к Киеву. У одного из днепровских порогов его ослабленное войско было почти полностью уничтожено печенегами. В Киев вернулся лишь небольшой отряд под командованием Свенельда. В русских летописях содержится утверждение, будто болгары («переяславцы») коварно предупредили печенегов, что русский князь будет возвращаться через днепровские пороги с небольшой дружиной. Византийский историк Иоанн Скилица пишет, что дело обстояло несколько иначе: «По просьбе Свендослава император отправил посольство к пацинакам (печенегам. - Авт.), предлагая им стать его друзьями и союзниками, не переходить через Истр и не опустошать Болгарию, а также беспрепятственно пропустить росов через их землю и возвратиться домой. Пацинаки приняли посольство и заключили договор на предложенных условиях, отказавшись только пропустить росов».

Цимисхий хотел сохранить отношения со Святославом, печенеги же, по свидетельству Скилицы, были очень недовольны, что киевский князь заключил договор с византийцами, и отомстили ему. О движении Святослава к Киеву печенеги вполне могли узнать и без византийской помощи. Они напали на киевского князя и перебили его со всей дружиной. Из черепа Святослава печенежский князь Куря сделал чашу и пил из нее на пирах. Считалось, что благодаря этому к нему перейдет вся сила и умение киевского князя - храброго и искусного воина.

Хотя Святослав потерпел поражение, война 968–971 годов показала, что русы стали для византийцев весьма грозным противником. Если в 945 году для того, чтобы справиться с экспедицией князя Игоря, хватило константинопольского гарнизона, то для отражения войска Святослава потребовалось ввести в бой основные военные силы империи. Несмотря на количественное превосходство византийцев, дружинники Святослава обладали качественным превосходством. Они были профессиональными воинами, с детства учившиеся владеть мечом, тогда как значительную часть их противников составляли ополченцы, призывавшиеся под знамена лишь во время большой войны.

Последний поход русов на Константинополь состоялся в 1043 году и закончился полной катастрофой Флот, на котором перебрасывалась армия сына князя Ярослава Мудрого Владимира и воеводы Вышаты, был сожжен «греческим огнем». 800 русов было захвачено в плен и по приказу императора Константина IX Мономаха ослеплено.

Из книги Символы, святыни и награды Российской державы. часть 2 автора Кузнецов Александр

В память Русско-турецкой войны 1877–1878 гг Довольно обычны в музейных коллекциях медали «В память Русско-турецкой войны 1877–1878 гг.», которые напоминают нам о сражениях на Шипке и под Плевной, об осаде Баязета и ночном штурме Карса – серебряная, светло-бронзовая и

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РУ) автора БСЭ

Из книги 100 великих войн автора Соколов Борис Вадимович

Из книги Наградная медаль. В 2-х томах. Том 1 (1701-1917) автора Кузнецов Александр

Из книги Петербургские окрестности. Быт и нравы начала ХХ века автора Глезеров Сергей Евгеньевич

ВИЗАНТИЙСКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ (VI–VII века) Войны между Византийской империей и Персией за гегемонию на Ближнем и Среднем Востоке.Воспользовавшись отвлечением основных сил Византии при Юстиниане Великом в Италию, персидский царь Хосров вторгся в Сирию, занял и разграбил

Из книги автора

ВИЗАНТИЙСКО-АРАБСКИЕ ВОЙНЫ (VII–IX века) Войны Византийской империи и Арабского халифата за господство в Восточном Средиземноморье.Единое арабское государство, созданное на Аравийском полуострове пророком Мухаммедом, легко сокрушило Персидскую империю, потрясенную

Из книги автора

ВИЗАНТИЙСКО-БОЛГАРСКИЕ ВОЙНЫ (X - начало XI века) Войны Византийской империи с Болгарским царством.Целью византийцев был захват Болгарии. Болгарские же цари стремились овладеть Константинополем и прибрать к рукам византийское наследство на Балканах. В 912 году после

Из книги автора

РУССКО-ЛИТОВСКИЕ ВОЙНЫ (конец XV - начало XVI века) Войны Московского и Литовского великих княжеств за восточнославянские земли, находившиеся в составе Литвы.С середины XV века усилилось влияние католической церкви в Литве, связанное с укреплением союза этой страны с

Из книги автора

РУССКО-ПОЛЬСКИЕ ВОЙНЫ (XVII век) Войны между Русью и Речью Посполитой за пограничные земли - Смоленскую и Северскую, вошедшие в состав Русского государства в XVI веке, за земли Великого княжества Литовского и за Украину, находившуюся в составе Польши.После окончания

Из книги автора

РУССКО-ТУРЕЦКИЕ ВОЙНЫ (XYIII–XIX века) Войны Российской и Османской империи за гегемонию в бассейне Черного моря и на Балканах.Первое крупномасштабное столкновение русских и турецких войск произошло в 1677–1678 годах на Украине. В августе 1677 года турецкое войско под

Из книги автора

РУССКО-ИРАНСКИЕ ВОЙНЫ (1804–1813, 1826–1828 годы) Войны между Ираном и Российской империей за контроль над Закавказьем.Со времен Петра Россия проявляла интерес к иранским владениям на Кавказе и южном побережье Каспия. В 1722 году Петр организовал Персидский поход и захватил

Из книги автора

РУССКО-ЧЕЧЕНСКИЕ ВОЙНЫ (1994–2000 годы) Войны Российской Федерации с одним из своих субъектов - Чеченской Республикой, заявившей в конце 1991 года о своей государственной независимости.Собственно российско-чеченская война началась 11 декабря 1994 года вторжением федеральных

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт заочного и дополнительного профессионального образования

Контрольная работа

по дисциплине: История

на тему: «Походы на Византию князей Олега вещего и Игоря Рюриковича и русско-византийские договоры.»

Выполнил: студент 1 курса

заочной формы обучения

(сокращенное), группы №2

Игнатьев С.В.

Шифр: 2012-080100 (№ зачетной книжки)

Специальность: Экономика

Проверил: к.и.н., ст. преподаватель Илларионова Л.А.

Оренбург – 2013

Введение 3

1.Походы на Византию русскими князьями 4

1.1.Олег Вещий и его поход на Константинополь 4

1.2.Поход князя Игоря Рюриковича 9

2.Мирные договоры Киевской Руси с Византией 11

2.1.Договоры заключённые во время походов князей Олега Вещего и Игоря Рюриковича 11

2.2.Мирные договоры Киевской Руси с Византией после военных походов Олега Вещего и Игоря Рюриковича 12

Заключение 13

Список используемой литературы 15

Приложение №1: Основные направления внутренней и внешней политики 16

Введение

Киевская Русь – средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения восточнославянских племён под властью князей из рода Рюриковичей.

С конца IX века сохранилось множество данных о расширении Руси, её внешнеполитических связей с окружающими странами и народами. Это объясняется потребностями экономического и политического развития Руси, необходимостью торговых связей с соседями и походами ради интересов начальной феодальной знати и купечества, так и подобными встречными действиями со стороны других стран и народов. Это в свою очередь приводило к военным конфликтам, мирным соглашениям, поискам союзников и т.п. и помогало совершенствованию дипломатии, как средства достижения внешнеполитических целей государства. К концу IX века Русь заключает договор «мира и любви» с варягами, который основывался на тех же принципах, что и подобные многочисленные соглашения Византии с варварскими народами и государствами.

Надо иметь в виду, что договоры Киевской Руси с Византией отражали самую раннюю стадию международных отношений. Тогда подданные различных государств смотрели друг на друга как на скрытых врагов и каждый, кто попадал в чужую страну, чувствовал себя в ней, как в стане врага.

Цель работы – постараться подробно изложить события Русско-Византийских войн в виде походов Олега Вещего и Игоря Рюриковича, а также рассмотреть развитие зарождающейся политики Руси. Определить выгоду для Руси от заключенных после походов договоров.

  1. Походы на Византию русскими князьями

В 862 году - варяги, дружинники Рюрика Аскольд и Дир, направлявшиеся в Константинополь, стремясь установить полный контроль над важнейшим торговым путем «из варяг в греки», подчинили себе Киев.

Первые набеги на Византию варяжских князей из Киева летописи датируют 862 годом. Эти набеги порядком тревожили Константинополь, так как грозная слава викингов уже шумела по Европе.

В 879 году - в Новгороде умер Рюрик. Княжение было передано Олегу, регенту при малолетнем сыне Рюрика Игоре.

В 907 году - в византийских летописях снова появляются варяжские князья русских земель. Победоносный поход Олега на Константинополь, породил массу легенд и сказаний в русской земле.

В 911 году - договор, крайне выгодный для Руси был подтверждён тем же Олегом и его новым походом через Чёрное море.

Игорь совершил два военных похода на Византию. Первый, в 941 году, завершился неудачно. Второй поход на Византию произошёл в 944 году. Он завершился договором, подтвердившим многие положения предыдущих договоров 907 и 911 годов, но отменявшим беспошлинную торговлю.

Контрольная работа

Цели, задачи и результаты походов на Византию древних князей (Олега Вещего и Игоря Рюриковича)

Введение

В своей контрольной работе я хочу рассмотреть легендарные победоносные походы древнерусских князей Олега Вещего и Игоря Рюриковича, их цели, результаты, задачи.

Изучение походов Олега вещего и в дальнейшем Игоря Рюриковича имеет не только познавательный, академический, но и историко-правовой характер.

Поход Олега Вещего и Игоря Рюриковича подробно описан в «Повести временных лет» (нач. XII века). Целью этих походов был богатый откуп империи, платившийся язычникам, чтобы избежать разорения. Однако отношения с Византией не ограничивались только грабежом. Русские князья и купцы охотно торговали с Византией. С наступлением весны туда вывозилась собранная зимой дань, в основном меха, а также мед, воск и рабы. Из-за этого еще одной целью походов Олега Вещего и Игоря Рюриковича были, заключение договоров на очень выгодных условиях.

Результаты первого похода Олега Вещего на Византию были не только установление разовых выплат, наложение постоянной дани но и заключением мирного договора в 907 году. Согласно договору заключенному на очень выгодных условиях для древнерусских князей. Приходящие в город русские фактически находились на содержании византийских властей и не платили пошлин. Однако данный набег не упомянут ни в одном византийском или ином источнике, кроме древнерусских летописей.

В 911 году был заключён новый русско-византийский договор, достоверность которого под сомнение не ставится.

Игорь Рюрикович - князь киевский. Начал княжить в 912 г. после смерти Олега, который правил за его малолетством.

Первый поход князя Игоря на Византию в 1941 году протекал не совсем тек, как написано в «Повести временных лет» и оказался провальным. В морском сражениифлот русский был действительно разбит и из 10000 тысяч судов осталось только десять. О сем несчастном Игоревом походе говорят не только Византийские, но Арабский Эльмакин и Кремонский Епископ Лиутпранд и остальные историки. Во втором походе Игорь принял предложение греков о мире и подписал с ними в 944 году договор, менее выгодный для Руси по сравнению с договором 911 году.

Надо иметь в виду, что договоры Киевской Руси с Византией отражали самую раннюю стадию международных отношений. Тогда подданные различных государств смотрели друг на друга как на скрытых врагов и каждый, кто попадал в чужую страну, чувствовал себя в ней, как во вражеском стане.

1. Поход Олега Вещего

рюрикович договор византия русь

Первый поход на Византию Олег Вещий отправился в 907 году. Целью этого похода был не только богатый откуп империи, платившийся язычникам, чтобы избежать разорения, но и заключение договоров на выгодных условия для великого князя.

В поход взял он с собою варягов, славян, чуди, кривичей, мерю, древлян, радимичей, полян, северян, вятичей, хорватов, дулебов, тиверцев, известных как толмачи. В походе, согласно «Повести временных лет», принимало участие 2000 ладей по 40 воинов в каждой. Византийский император Лев Философ отдал приказ закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом возможность варягам грабить и разорять пригороды Царьграда. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.

И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и предложили Олегу мир и дань.

Олег же, немного отойдя от столицы, начал переговоры о мире с греческими царями Леоном и Александром и послал к ним в столицу Карла, Фарлафа, Вермуда, Рулава и Стемида со словами: «Платите мне дань». И сказали греки: «Что хочешь, дадим тебе». И приказал Олег дать воинам своим на 2000 кораблей по 12 гривен на человека, а затем дать дань для русских городов: прежде всего для Киева, затем для Чернигова, Переяславля, Полоцка, Ростова, Любеча и для других городов: ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу. «Когда приходят русские, пусть берут содержание для послов, сколько хотят; а если придут купцы, пусть берут месячное на 6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды. И пусть устраивают им баню - сколько захотят. Когда же русские отправятся домой, пусть берут у царя на дорогу еду, якоря, канаты, паруса и что им нужно». И обязались греки, и сказали цари и все бояре: «Если русские явятся не для торговли, то пусть не берут месячное; пусть запретит русский князь указом своим приходящим сюда русским творить бесчинства в селах и в стране нашей. Приходящие сюда русские пусть живут у церкви святого Мамонта, и пришлют к ним от нашего царства, и перепишут имена их, тогда возьмут полагающееся им месячное, - сперва те, кто пришли из Киева, Чернигова, Переяславля, и из других городов. И пусть входят в город только через одни ворота в сопровождении царского мужа, без оружия, по 50 человек, и торгуют, сколько им нужно, не уплачивая никаких сборов».

Цари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и присягали друг другу. И повесил щит свой на вратах в знак победы, и пошел от Царьграда. И вернулся Олег в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными.

Согласно договору заключенному на очень выгодных условиях для древнерусских князей. Приходящие в город русские фактически находились на содержании византийских властей и не платили пошлин.

В 911 году Олег подтвердил свой мирный договор с Византией. В

ходе длительных посольских договоров был заключен первый в истории восточной Европы развернутый письменный договор между Византией и Русью. Этот договор открывался многозначной фразой: «Мы от рода русского … посланные от Олега великого князя русского и от всех кто под рукой его - светлых и великих князей и его великих бояр…»

В договоре подтверждены «мир и любовь» между двумя государствами. В 13-ти статьях стороны договорились по всем интересующим их экономическим, политическим, юридическим вопросам, определили ответственность своих подданных в случае совершения ими каких-либо преступлений. В одной из статей шла речь о заключении между ними военного союза. Отныне русские отряды регулярно появлялись в составе византийского войска во время его походов на врагов. Надо отметить, что между именами 14 вельмож, употребленных великим князем для заключения мирных условий с греками, нет ни одного славянского. Ознакомившись с этим текстом, можно подумать, что только варяги, окружали наших первых государей и пользовались их доверенностью, участвуя в делах правления.

По версии «Повести временных лет», в том же, 912 году, князь Олег погибает от укуса змеи.

. Поход Игоря Рюриковича

В первый свой поход князь Игорь отправился в 941 году. С флотом в несколько сот людей Игоря пристал к берегам Вифинии, распространил свои опустошения до Боспора Фракийского и подступил к Константинополю; но его суда не выдержали «греческого огня», и сам Игорь спасся только с 10 судами.

Игорь не уныл, но хотел отмстить Грекам и в 944 году собрал другое многочисленное войско, призвал Варягов из-за моря, нанял Печенегов - которые дали ему аманатов в доказательство верности своей - и через два года снова пошел в Грецию со флотом и с конницею. Херсонцы и Болгары вторично дали знать Императору, что море покрылось кораблями Российскими. Лакапин, не уверенный в победе и желая спасти Империю от новых бедствий войны со врагом отчаянным, немедленно отправил послов к Игорю. Встретив его близ Дунайского устья, они предложили ему дань, какую некогда взял храбрый Олег с Греции; обещали и более, ежели Князь благоразумно согласится на мир; старались также богатыми дарами обезоружить корыстолюбивых Печенегов. Игорь остановился и, созвав дружину свою, объявил ей желание Греков. «Когда Царь, - ответствовали верные товарищи Князя Российского, - без войны дает нам серебро и золото, то чего более можем требовать? Известно ли, кто одолеет? мы ли? они ли? и с морем кто советен? Под нами не земля, а глубина морская: в ней общая смерть людям». Игорь принял их совет, взял дары у Греков на всех воинов своих, велел наемным Печенегам разорять соседственную Болгарию и возвратился в Киев.

Лакапин отправил Пслов к Игорю, а Князь Российский в Царьград, где заключен был ими торжественный мир (договор 944 года).

Договор 944 года упоминает всех русских людей для того, чтобы крепче подчеркнуть непосредственно следующую за этой фразой мысль об обязательности договоров для всех русских людей. Не от имени вече заключались договоры, а от имени князя и боярства. Сейчас мы можем не сомневаться, что все эти знатные и обличенные властью мужи были крупными землевладельцами, не со вчерашнего дня, а имеющими свою длительную историю, успевшими окрепнуть в своих вотчинах. Об этом говорит тот факт, что со смертью главы семьи во главе такого знатного дома становилась его жена. Русская Правда подтверждает это положение: «Что на ню муж возложил, тому же есть госпожа» (Троицкий список, ст. 93). Значительная часть норм обычного устного права в обработанном виде вошла в Русскую Правду. Например, статья 4 договора 944 года в целом отсутствует в договоре 911 года, где установлено вознаграждение за возвращение беглого челядина, но аналогичное установление включено в Пространную Правду (ст 113). Анализируя русско-византийские договоры, нетрудно прийти к выводу, что ни о каком господстве византийского права не может быть и речи. В них или дается так называемое договорное, на основе компромисса между русским и византийским правом (типичным примером является норма об убийстве) или проводятся принципы русского права - закона русского, как это мы наблюдаем в норме об ударах мечом «Аще ли ударить мечем или бьет кацем или сосудом, за то ударение или бьенье да вдасть литр 5 сребра по закону Русскому» или в норме о краже имущества. Они свидетельствуют о достаточно высоком развитии наследственного права на Руси.

Заключение

В заключение по данной теме можно сказать что походы князя Олега Вещего и князя Игоря Рюриковича имели большое значение для древнерусского государства. Результатом походов этих двух князей были не только установление разовых выплат, наложение постоянной дани но и заключением мирного договора в 907 году, согласно которому приходящие в город русские фактически находились на содержании византийских властей и не платили пошлин.

Киевская Русь IX-XII веков - это, во-первых, колыбель государственности трех братских народов - русских, украинцев и белорусов, а во-вторых, это одна из крупнейших держав средневековой Европы, игравшая важную историческую роль в судьбах народов и государств Запада, Востока и отдаленного Севера.

Молодое государство Русь, обозначившееся в начале IX века, очень скоро стало известным во всех концах Старого Света: английские, норвежские и французские короли стремились завязать брачные связи с великими князьями Киева; Византийская империя была постоянным торговым контрагентом Руси, а на востоке русские купцы плавали по всему «Хорезмийскому» (Каспийскому) морю и с верблюжьими караванами доходили до Багдада и Балха (современный Афганистан).

Список используемой литературы

1.«Древняя Русь» Тихомиров М.Н., 1972 г.

2.«От Руси к России», Гумилев Л.Н., 1992 г.

.«История России», Зуев М.Н., 1998 г.

.«История России», Мунчаев Ш.М., В.М. Устинов, 1997 г.

.«История России», Орлов А.С., 1999 г.

.«Родная Старина», Сиповский В.Д., 1993 г.

- военные походы русских князей в 9-11 вв. на владения Византийской империи .

Первым из византийских городов подверглась нападению крымская Сутдея (Сурож). Сведения об этом походе русов во многом легендарны. В Житии Стефана Сурожского рассказывается, что в кон. 8 или в самом нач. 9 в. на Сугдею напало войско новгородского князя Бравлина. Русы 10 дней осаждали город, а затем штурмом взяли его, "изломав железные врата".

В 860 г. 200 русских кораблей подошли к Константинополю (Царьграду). После переговоров русские князья согласились взять богатые дары и отступили от стен города.

В 866 г. поход на Византию, согласно летописям, возглавили киевские князья Аскольд и Дир. Впрочем, ученые установили, что имена Аскольда и Дира в летописный рассказ были вставлены позднее. Близ Константинополя русские ладьи попали в бурю, получили сильные повреждения и повернули обратно.

В 907 г. в поход против греков выступил князь Олег. Он собрал огромное войско, состоявшее из воинов всех подвластных ему племен и народов. К далекому Константинополю войско двигалось конными полками по суше и на больших ладьях по морю. Общее число ладей, если верить летописцу, достигало 2000. Под стенами Царьграда Олег повелел поставить ладьи на колеса и приблизился к городу. Напуганные видом "переплывающих сушу" кораблей, греки поспешили заключить мир с Олегом. Согласно легенде, Олег повесил на вратах Царьграда свой щит.

В 941 г. в поход на Византию отправился князь Игорь. Собранный им ладейный флот достиг Босфора. Но византийцы с помощью "греческого огня" уничтожили многие ладьи Игоря, вынудив его отступить. В 944 г. князь Игорь собрал еще более многочисленное войско, призвал варяжские дружины, нанял печенежское конное войско. Византийский император Роман I Лакапин поспешил направить навстречу Игорю посольство для переговоров о мире. Послы встретили русское войско уже на Дунае. После совета со своей дружиной князь, взяв с греков богатые дары, согласился прекратить поход и возвратился в Киев.

В 968 г. князь Святослав Игоревич, разгромив болгарское войско, стал готовить поход против Византии. Весной 970 г. он перешел через Балканские горы, штурмом взял Филиппополь (Пловдив) и дошел до Аркадиополя. Дружинам его оставалось всего 4 дня пути до Царьграда. В битве с наспех собранной армией византийцев Святослав одержал победу, но, потеряв много воинов, не пошел дальше, а, взяв с греков "дары многие", вернулся назад в Болгарию.

Византийский император Иоанн Цимисхий собрал огромное войско и новый флот. С помощью флота весной 971 г. он занял устье Дуная и отрезал Святослава от далекой Руси. Сухопутная армия византийцев двинулась в Болгарию. С тяжелыми боями дружины Святослава отошли к крепости Доростол. 23 апреля 971 г. под стенами крепости они дали бой грекам, отбив за день 12 атак. 22 июля 971 г. начался последний бой. Собрав воинов, Святослав произнес знаменитые слова: "Мертвые сраму не имут". Когда воины Святослава начали одолевать в упорной и долгой сече, поднявшийся сильный ветер ударил им в лицо, запорошив глаза песком и пылью. Князь вынужден был отступить и начать переговоры о мире. Заключив мир, Святослав пошел к Киеву и был убит на обратном пути печенегами.

В 988 г. в поход на византийскую колонию в Крыму Херсонес (на Руси называвшийся Корсунем) выступил киевский князь Владимир Святославич. Подойдя к городу на ладьях, его войско встало лагерем на расстоянии полета стрелы от крепостных стен. Город был хорошо укреплен и взять его удалось лишь после предательства Анастаса Корсунянина.

Последний крупный поход против Византии совершил внук Владимира Святославича - Владимир Ярославич. В 1043 г. он был послан против греков Ярославом Мудрым в ответ на вероломное убийство в Царьграде знатного русича. Однако на этот раз поход закончился поражением. У маяка Искресть при входе в Босфор русские ладьи были атакованы византийскими кораблями, метавшими в них "греческий огонь". Многие поврежденные ладьи были выброшены на берег. Находившиеся на них воины, во главе с воеводой Вышатой, начали отступление по берегу. Владимиру удалось спасти часть судов, уничтожив высланные вдогонку за ним 24 корабля византийцев. Но отступавший по берегу Черного моря отряд Вышаты (ок 6 тыс. воинов) у г. Варны был окружен византийской армией и сложил оружие. По обычаю греки ослепили всех попавших к ним в плен русичей. Лишь через несколько лет после примирения киевского князя с византийским императором пленные были отпущены на родину.

Почти столетие спустя после Льва Диакона войны Святослава описал другой авторитетный византийский историк - Иоанн Скилица, родившийся после 1040 г. и умерший, вероятно, в первом десятилетии XII в. Выходец из малоазиатской семьи, Скилица был магистром, проедром, эпархом, имел довольно высокие придворные титулы, словом, был видной фигурой в византийской общественной иерархии. Его основное историографическое произведение - «Обозрение историй» («Σύνοψις ίστριων») примыкает хронологически к «Хронографии» Феофана, охватывая события с 811 по 1057 г. В книгах, посвященных правлению императоров Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия, рассказывается и о ходе русско-византийской войны Святослава.

Скилица сообщает о византийском посольстве во главе с вельможей Калокиром к «правителю Росии Сфендославу» с целью вынудить его на военные действия против болгар: так в изображении историка начались балканские походы Святослава. Однако вскоре Святослав стал действовать вместе с болгарами против Византии: в поход «росы и их архиг Сфендослав» собрали триста восемь тысяч воинов. Войско Святослава было многонациональным: у Аркадиополя «варвары,- по словам Скилицы,- разделились на три части: в первой были болгары и росы, турки же и патцинаки (т.е. печенеги. - Авт.) выступали отдельно» (Scyl. 288.14-19). Свидетельствует историк и о наличии в армии Святослава сильной конницы, вопреки мнению Льва Диакона.

Среди полководцев росов особо выделяется Сфангел, известный из сочинения Льва Диакона как Сфенкел: «Сфангел, который возглавлял все войско, находившееся в Преславе (он считался среди скифов вторым после Сфендослава), опасаясь, видимо, уже за судьбу города, запер ворота, обезопасив их засовами, взошел на стену и поражал нападающих ромеев различными стрелами и камнями» (Scyl. 296.51-56). И в следующей битве, под Доростолом (Дристрой) он показывает чудеса доблести, однако гибнет, и росы терпят после этого сокрушительное поражение, несмотря на еще большую, по сравнению с началом кампании, их численность: войско Святослава насчитывало уже к этому времени триста тридцать тысяч.

В решающей же битве войско росов возглавлял уже другой воевода, также известный из «Истории» Льва Диакона, - Икмор:

«Наступил июль месяц, и в двадцатый его день росы в большом числе вышли из города, напали на ромеев и стали сражаться. Ободрял их и побуждал к битве некий знаменитый среди скифов муж, по имени Икмор, который после гибели Сфангела пользовался у них наивеличайшим почетом и был уважаем всеми за одну свою доблесть, а не за знатность единокровных сородичей или в силу благорасположения» (Scyl. 304.85-91).


Скилица развивает тему подобия мира «варваров» - росов, или скифов миру зверей:

«Собравшись внутри стен, разбитые варвары провели наступившую ночь без сна и оплакивали павших в сражении дикими и повергающими в ужас воплями, так что слышавшим их казалось, что это звериный рев или вой, но не плач и рыдания людей» (Scyl. 301.88-92).

Иоанн Скилица излагает свою версию заключения русско-византийского мира 971 г., приписывая инициативу проведения переговоров, в отличие от Льва Диакона, императору Иоанну Цимисхию, первому обратившемуся к Святославу:

«Видя, что скифы сражаются с большим жаром, нежели ранее, император был удручен потерей времени и сожалел о ромеях, переносящих страдания мучительной войны; поэтому он задумал решить дело поединком. И вот он отправил к Сфендославу посольство, предлагая ему единоборство и говоря, что надлежит решить дело смертью одного мужа, не убивая и не истощая силы народов; кто из них победит, тот и будет властителем всего. Но тот не принял вызова и добавил издевательские слова, что он, мол, лучше врага понимает свою пользу, а если император не желает больше жить, то есть десятки тысяч других путей к смерти; пусть он и изберет, какой захочет. Ответив столь надменно, он с усиленным рвением готовился к бою...» (Scyl. 307.76-308.87).

Но ситуация изменилась не в пользу Святослава:

«Сфендослав, использовав все средства и во всем потерпев неудачу, не имея уже никакой надежды, склонился к заключению договора. Он отправил к императору послов, прося залогов верности и принятия в число союзников и друзей ромеев, чтобы ему со всеми своими дозволено было удалиться невредимыми домой, а скифам, если пожелают, - безопасно приходить по торговым делам. Император принял послов и согласился на все, о чем просили, произнеся известное изречение, что обыкновение ромеев состоит в том, чтобы побеждать неприятелей более благодеяниями, нежели оружием. После заключения договора Сфендослав попросил о беседе с императором; тот согласился, и оба, встретившись и поговорив, о чем им было нужно, расстались» (Scyl. 309.34-45).

Гибель Святослава на обратном пути из Византии на Русь представляется закономерным завершением конфликта.

Установившиеся мирные отношения между Византией и Русью сохранялись вплоть до начала 40-х годов XI в. На 1043 г. приходится последний поход Руси на Константинополь, описанный, помимо Скилицы, прежде всего очевидцем многих из изображенных им событий - византийским писателем, философом и политиком, эрудитом Михаилом Пселлом (1018 - после 1096/97 гг.). Его «Хронография», охватывая столетний период византийской истории (976-1075 гг.), как бы продолжает «Историю» Льва Диакона и завершается описанием правления Михаила VII. В изложении событий в начальных разделах «Хронографии» Пселл, вероятнее всего, пользовался источниками, которые были у него общими с Иоанном Скилицей, далее же идет повествование о событиях, непосредственным участником и свидетелем которых был сам Пселл.

Родившись в Константинополе в семье чиновника, Пселл получил прекрасное образование. При Михаиле V (1041-1042 гг.) он уже при дворе (императорский секретарь), а при Константине IX Мономахе (1042-1055 гг.) кривая его карьеры резко взметнулась вверх: он становится приближенным ученым-советником василевса, - эту роль Пселл отводит себе в «Хронографии» при описании правления почти всех последующих императоров. Вскоре он уже глава философской школы столичного «университета».

Сообразно с учеными устремлениями Пселла формировались и особенности его историзма. Так и в рассказе о последней русско-византийской войне он подчеркивает свое присутствие, причем рядом с императором, во время битвы.

«Неисчислимое, если так можно выразиться, количество росских кораблей прорвалось силой или ускользнуло от отражавших их на дальних подступах к столице судов и вошло в Пропонтиду (Мраморное море. - Авт.). Туча, неожиданно поднявшаяся с моря, затянула мглой царственный город...

Это варварское племя все время кипит злобой и ненавистью к Ромейской державе и, непрерывно придумывая то одно, то другое, ищет предлога для войны с нами. ...[Когда] власть перешла к безвестному Михаилу (Михаилу V, правившему пять месяцев в 1041-1042 гг. - Авт.), варвары снарядили против него войско; избрав морской путь, они нарубили где-то в глубине своей страны лес, вытесали челны, маленькие и покрупнее, проделав все втайне, собрали большой флот и готовы быстро двинуться на Михаила... Пока все это происходило и война только грозила нам, не дождавшись появления росов, распрощался с жизнью и этот царь, за ним умер, не успев как следует утвердиться во дворце, следующий, власть же досталась Константину (IX. - Авт.), и варвары, хотя и не могли ни в чем упрекнуть нового царя, пошли на него войной без всякого повода, чтобы только приготовления их не оказались напрасными. Такова была беспричинная причина их похода на самодержца.

Скрытно проникнув в Пропонтиду, они прежде всего предложили нам мир, если мы согласимся заплатить за него большой выкуп, назвали при этом и цену: по тысяче статеров на судно с условием, чтобы отсчитывались эти деньги не иначе, как на одном из кораблей... Когда послов не удостоили никакого ответа, варвары сплотились и снарядились к битве; они настолько уповали на свои силы, что рассчитывали захватить город со всеми его жителями...

Самодержец стянул в одно место остатки прежнего флота..., он торжественно возвестил варварам о морском сражении и с рассветом установил корабли в боевой порядок...

И не было среди нас человека, смотревшего на происходящее без сильного душевного беспокойства. Сам я, стоя около самодержца (он сидел на холме, покато спускавшемся к морю), издали наблюдал за событиями.

О причинах войны 1043 г. иначе рассказывает Иоанн Скилица, писавший чуть позже ученого историографа и ритора. Он повествует о какой-то ссоре между купцами на константинопольском рынке, в результате которой был убит знатный русский. В ответ на это князь Владимир Ярославич собрал союзное стотысячное войско и, отвергнув извинения прибывших послов от василевса Константина Мономаха, двинулся на Царьград (Scyl. 430.41-48). Другой византийский историк XI в. - Михаил Атталиат (1030/35-1085/1100 гг.) - указывает, что русское войско насчитывало четыреста военных судов (Mich. Attal. 20.11-13). Инициативу в начале переговоров уже у Константинополя Скилица также отдает византийцам: послы василевса, отправленные первыми к русским, узнали о требовании росов выплатить по три литры золота на каждого своего воина (Scyl. 431.68-70).

Поход Владимира Ярославича на Царьград в 1043 г. нашел отражение и в русских летописях, где предводителем войска назван Вышата: Владимир, согласно летописцу, также участвовал в походе, однако русский флот был разбит морским штормом (ПВЛ. 67). Выбравшиеся на берег воины во главе с Вышатой, по «Повести временных лет», были пленены византийцами, ослеплены и три года томились в неволе. Причина рассматриваемого военного конфликта определяется на основе совокупного рассмотрения всех, часто противоречащих друг другу источников (Литаврин. 1967. С. 71-86). Она кроется в изменении политического курса Константина IX Мономаха по отношению к варяго-русскому корпусу, в попытке его расформировать. Не случайно именно в этот момент уходит из Византии со своими норманнскими воинами Харальд Суровый Правитель (1015-1066 гг.) (позднее король Норвегии), находившийся на службе у византийских императоров с 1034 г. Константин, однако, его не отпускает, и Харальду приходится тайно бежать. В византийской литературе об этом, известном также по исландским сагам, эпизоде (см. часть V, гл. 5.2), а также о дальнейшей судьбе Харальда сообщает византийский автор наставительного трактата, не совсем точно называвшегося в науке «Стратегиконом», Кекавмен, живший во второй половине XI в.:

«Аральт при Мономахе захотел, отпросясь, уйти в свою страну. Но не получил позволения - выход перед ним оказался запертым. Все же он тайно ушел и воцарился в своей стране вместо брата Юлава» (Кекавмен. С. 284-285).

Обострение отношений между варяго-русскими наемниками и императором отразилось и на отношении византийцев к Руси в целом: убийство в Константинополе «знатного скифа» - русского купца и стало, по словам как Скилицы, так и хрониста XII в. Иоанна Зонары (Zon. 631), предлогом войны. Вряд ли случайным совпадением может быть произошедшее в это же время, судя по актам Русского монастыря на Афоне, разорение пристани и складов Русика, как называлась эта обитель (Акты. № 3).

Однако вскоре после конфликта отношения Византии и Руси были восстановлены, а заключенный в 1046 г. мир был утвержден браком Всеволода Ярославича с дочерью императора, скорее всего, Марией.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода