Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Казанский источник в Мураново и «Взыскание погибших. Икона «Умиление Пресвятой Богородицы» в Мураново Мураново храм спаса нерукотворного икона чудотворная

atlanta_s и Ульяшей посетили, есть домовая церковь во имя Спаса Нерукотворного семей Путят-Тютчевых. Она была построена сыном поэта - Иваном Фёдоровичем в 1878 году. 21 августа 1878 году Софья Львовна Путята написала прошение митрополиту Московскому о разрешении в селе Мураново Дмитровского уезда построить, "на собственное иждивение особым зданием каменную домовую церковь во имя Нерукотворного Спаса, принадлежности которой и вообще все содержание я принимаю на свой счет".

01.


Причины устроения домового храма С.Л. Путята объясняла тем, что "имение… находится от приходской церкви в селе Рахманове в дольном расстоянии, а именно шести верстах. Дальность расстояния от села Рахманова, преклонность моих лет и слабость здоровья, а также малолетство моих внуков Тютчевых, делают для нас всех, и в особенности для меня, сообщение с приходской церковью крайне затруднительным, а осенью, зимой и весной и совершенно невозможным. Тяготясь таким положением, и желая доставить себе и близким моим родным великое утешение посещать церковное богослужение, вознамерилась я, с разрешения и благословения Вашего Святейшества построить в сельце Мураново каменную домовую церковь".

02.

Предполагалось соорудить в усадьбе каменную церковь и близ неё деревянную колокольню. Епархиальное распоряжение о дозволении устроить церковь Спаса Нерукотворного датируется 18 октября 1878 г. Церковь строилась по проекту А.А. Зборжевского, а была была освящена 17 декабря 1878 года.

03.

Особенно торжественно ежегодно отмечался престольный праздник Спаса Нерукотворного 16 августа - перенесение из Одессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа, царские дни и дни именин обитателей Мураново - равноапостольной княгини Ольги, Иоанна Рыльского. В эти дни служили несколько священников, приезжали гости; для деревенских ребятишек устраивались чаепития, раздавались гостинцы; вечером - иллюминация и фейерверк, часто ставились домашние спектакли.

04.

Также ежегодно 15 июля совершалась заупокойная служба и панихида по Ф.И. Тютчеву. 1 августа, в День Всемилостивого Спаса после Литургии совершался крестный ход на колодец и молебен.

05.

Знаменательно, что, как минимум, дважды Мурановскую церковь посетила великая княгиня Елизавета Фёдоровна, сестра последней императрицы, ныне преподобномученица. Она приезжала сюда в 1909 году почтить память скончавшегося в этом же году строителя церкви И.Ф. Тютчева, а также на крестины его племянника Николая в 1916 году.

06.

После революции последнее богослужение в храме совершалось на Пасху в конце 1920-х годов. В 1930-е годы храм был разорен и передан колхозу, который использовал его под свои нужды.

07. А это печь в церкви

Со всех сторон дом открывается, как новая «личность». Маленький «стеклянный домик» на крыше слева — это световой фонарь, его придумали, чтобы не использовать свечи и керосиновые лампы в части дома, где жила прислуга.

С этой же южной стороны дома был организован зимний сад, но его быстро упразднили, слишком дорогое было удовольствие.

Сохранилась акварель Дмитрия Путяты «Часть дома с южной верандой» (1878 год), и можно пофантазировать на тему, как это было.

С этого же крылечка выходила к свои крепостным Салтычиха в сериале «Кровавая барыня», который снимался в том числе и в Мураново. Было это не так давно — в 2017 году. Очень злой и беспощадный получился сериал. В роли Салтычихи — Юлия Снигирь, наша с вами землячка.

Источник фото телеканал «Россия».

С той стороны даже стены плачут… Или мироточат? :)

Парадный вход внезапно оказался с другой стороны — совсем не тот, что смотрит на кассу музея, и не тот, с которого вершила судьбы киношная Салтычиха.

С северного фасада обнаружился кружевной балкон с ледяными бусами:)

В дом мы вошли, как и положено лицам недворянского сословия — с чёрного хода, отряхнувшись от снега, обув бахилы и смиря гордыню:)

На барскую сторону нас провели через полутёмный узкий коридор. Помните, световой фонарь? Вот так он выглядит изнутри:)

Первое, что узнали и чему удивились, что нынешний дом построен вовсе не при Тютчеве и не его роднёй, а Евгением Абрамовичем Баратынским , который тоже был известным поэтом, дружил с Денисом Давыдовым, соперничал с Пушкиным и, если бы не кудрявый гений и его реформа языка, мог бы быть поэтом России номер один.

В самой первой комнате нам показали «портретное древо хозяев усадьбы», в центре композиции, конечно же, Тютчев, а маленький портретик Баратынского справа и внизу от него.

Вернувшись домой, я заинтересовалась творчеством Баратынского. Что там у него про зиму, какие мысли про чародейку? Читаю:

Где сладкий шёпот моих лесов?
Потоков ропот, цветы лугов?
Деревья голы; ковёр зимы
Покрыл холмы, луга и долы.
Под ледяной своей корой
Ручей немеет; всё цепенеет,
Лишь ветер злой, бушуя, воет
И небо кроет седою мглой.

Или вот…

Зима идет, и тощая земля
В широких лысинах бессилья,
И радостно блиставшие поля
Златыми классами обилья:
Со смертью жизнь, богатство с нищетой,
Все образы годины бывшей,
Сравняются под снежной пеленой,
Однообразно их покрывшей.
Перед тобой таков отныне свет;
Познай, тебе грядущей жатвы нет.

Колкий и непримиримый Баратынский:) Не только поэт, но и сам себе архитектор. Свой дом-шедевр он построил в 1842 году на месте старого барского дома, который принадлежал его тёще Екатерине Петровне Энгельгардт . Она владела Мураново с 1816 года (её портрет на той же «стене славы» слева от Тютчева). Баратынский же удачно женился на старшей дочери Энгельгардтов Анастасии Львовне и таким образом получил право хозяйничать в поместье.

Дом у Баратынского получился такой же непримиримый и нестройный, как сам поэт. Он проектировал его без помощи архитектора, по собственному рисунку, руководствуясь вдохновением. Одной из фишек была «башня уединения и вдохновения», как у Вальтера Скотта. Она получилась невысокой, всего в два этажа, но, в отличие от многих русских усадеб, не была бутафорской. Баратынский часто в ней уединялся и писал стихи. В остальном дом был типичным для XIX века: несколько гостиных, столовая, библиотека, кабинет на первом этаже и спальни на втором.

Было ещё одно заморское ноу-хау, которое Баратынский внедрил при постройке дома. Между внешним кирпичным слоем и внутренним — из вертикально поставленных бревен находился воздушный зазор, который сохранял тепло в лютый мороз и прохладу в жару. Этакий «Дом-термос»:) Вертикальные брёвна можно увидеть сразу при входе.

Вот как писал Баратынский о Мураново:

Я помню ясный, чистый пруд;
Под сению берез ветвистых,
Средь мирных вод его три острова цветут;
Светлея нивами меж рощ своих волнистых,
За ним встаёт гора, пред ним в кустах шумит
И брызжет мельница. Деревня, луг широкий,
А там счастливый дом… Туда душа летит,
Там не хладел бы я и в старости глубокой!

Имение было «страной поэта Баратынского» до 1844 года. Он умер от разрыва сердца, путешествуя по Италии. В 1850 году Мураново перешло к его ближайшему другу — литератору Николаю Васильевичу Путяте, который был женат на младшей дочери Энгельгардтов Софье Львовне.

И, наконец, в этой комнате нам раскрывают тайну, почему усадьба носит имя Тютчева, а не Баратынского, Энгельгардта или Путяты. И почему в дверном проёме виден силуэт кровати, привезённой из Царского Села, на которой умер великий поэт Фёдор Иванович Тютчев…

К слову, Фёдор Иванович Тютчев в Мураново никогда и не жил, и нет ни одного стиха его авторства, посвящённого здешним местам. Неожиданно? :)

Единственный архивный документ, который связывает его с Мураново — это письмо сыну, в котором он поздравляет его с приобретеньицем поместья и обещает как-нибудь навестить-погостить. Но нет ни одного документального подтверждения, что это намерение он выполняет.

О вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги, —
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..

Приобретеньице произошло в 1869 году, когда Иван Фёдорович Тютчев, младший сын поэта, женился на единственной дочери Путят Ольге Николаевне и сталхозяином Мураново.

Сын понимал, что отец — гений, а потому решил увековечить его имя и создать домашний музей в его честь. Так Мураново стало музеем-усадьбой имени Ф. И. Тютчева, а комнаты наполнились его вещами, портретами и книгами…

Сам Тютчев поэтом себя не считал и почти не публиковался. Он был дипломатом, тайным советником, членом-корреспондентом Петербургской Академии Наук, знал 10 языков и больше 20 лет жил за границей. Широкое признание его поэзия получила только после его смерти.

Эти строки теперь знает каждый российский школьник:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.

А вот про любимое кресло великого Тютчева мало кто знает. А оно стоит в Мураново и ждёт заслуженных восторгов! :)))

Перо, которым поэт написал последнее письмо, тоже там…

Иван Фёдорович Тютчев свозил в Мураново личные вещи отца и членов семьи из Петербурга, Москвы и Овстуга, родового имения Тютчевых в Орловской губернии, обветшавшего к концу XIX века, начиная с 1874 года. А в 1918 году Тютчевы добровольно и благоразумно передали Мураново государству (спасли, можно сказать!). Как итог — охранная грамота от Наркомпроса и разрешение Ленина на открытие музея великого русского поэта Тютчева, стихи которого вождь постоянно перечитывал и цитировал. Кстати, любовь Ленина к поэзии Тютчева даже в современном кино эксплуатируют:)

В 1920 году Мураново становится одним из первых литературно-мемориальных музеев революционной России. И это на год раньше Ясной Поляны.

Представляю, что думал пролетариат и крестьяне, посещающие залы усадебного дома, полные антиквариата, смотря на французский фарфор, изящные лампы с изображением Наполеона и мраморный столик с римской мозаикой, который стоит столько же, сколько всё поместье целиком! :)

Дом-музей Тютчева волей судеб является домом-музеем всех четырех уважаемых семей. Здесь полно вещей, которые принадлежали лично Баратынскому, Путятам и даже Энгельгардтам. Каждая комната как сокровищница, и у всех предметов есть история.

Вот массивный французский диван «крапо» (1840-е гг.), домочадцы называли его «жабой» :)

Вот обеденный стол «сороконожка» — за ним помещалось ровно 20 человек, когда его раскладывали, отсюда и название. Шкаф в углу переделан из кровати — очередная забава Баратынского:) Хрустальная люстра — никакая не подделка (экскурсовод подчеркнула нам этот факт, намекая, что частенько в усадьбах представлена бутафория).

Фарфоровые чайные и кофейные пары с изображением гербов Тютчевых и Пфеффелей были подарены братом невесты к свадьбе Федора Тютчева и Эрнестины Пфеффель в 1839 году. Это был второй брак поэта.

Чугунная икона Спаса Нерукотворного. Честно говоря, я и не знала, что такие были. Если не ошибаюсь, каслинское литьё конца XIX века.

В этой «сумеречной» комнате с окнами на север работал Баратынский. В 1874 году к его самодельному бюро присоседили обстановку петербургского кабинета Фёдора Ивановича Тютчева. С тех пор комнату называют «кабинетом двух поэтов».

Книжная закладка «рука в фетровом манжете», принадлежавшая Баратынскому и царственно возлегающая на его «Сумерках».

Подставка для чернильниц, стаканчики для ружейной дроби, которой чистили гусиные перья, спичечница-совочек, колокольчик — на письменном столе Тютчева.

Но больше всего в барском доме часов! Кажется, что они тикают изо всех углов:) Точности, правда, никакой.

И любо мне, и сладко мне,
И мир в моей груди,
Дремотою обвеян я —
О, время, погоди!

Соврала. Портретов ещё больше, их сотни! Со стен смотрят незнакомые красавицы и красавцы, старики и дети. Экскурсовод без устали и монотонно перечисляла их имена, отчества, фамилии, истории и родственные связи, делая экскурсию невыносимо занудной и похожей на стук дятла. Так хотелось её остановить. И вспоминалась её фраза при входе в дом, обращённая к бабушкам-смотрительницам: «Какие полтора часа, я и за час управлюсь!»

Слушайте русское молчание... ================================= Мир переполнен призывами к России. Мир призывает русских и их президента повлиять на «пророссийских сепаратистов» на Юго-Востоке Украины. Международное сообщество, российская интеллигенция, украинский медиакласс задыхаются от крика, которым напоминают нам о нашем миролюбии, о непротивлении злу, о Льве Толстом и Махатме Ганди. - Мир! Мир! Мир! Милосердие! Вот что слышим мы круглыми сутками. И одновременно с этими призывами, из тех же самых ртов в нас летят угрозы: - Санкции! С голода сдохнете! В пещеры вас загоним! В бараки! Всё отнимем, всё отберём, всех купим, заставим! Засудим! Что же раздаётся в ответ? Что слышат наши визави от русского президента? Что они слышат от нашего народа? Молчание. На мир опустилось тяжёлое, невыносимое, как предгрозовая тишина, русское молчание. Отлились и высохли женские слёзы. Разгладились только что искажённые от омерзения и гнева лица мужчин. Тишина. На мир опустилась священная русская тишина, на фоне которой все выкрики, все призывы, все махания транспарантами, зигхайли, «смерть ворогам» и «слава Украине», требования выглядят особенно жалко и неуместно - словно пьяные требования «Мурку!» в консерватории перед началом исполнения второго концерта для фортепьяно с оркестром Рахманинова. Время этой музыки прошло. Не будет ни рэпа, ни блюза, ни рок-н-ролла. Они уже неуместны. Сейчас в мире загремит русская симфония. Но пока... пока ещё первые ноты не пронзили огромное сердце человечества - в мире наступает тишина. Так решила русская душа, и никакая сила на свете не в состоянии запретить наступить этой тишине. И хрипнут лужёные глотки, давятся заготовленными и выученными словами опытные ораторы. Тишина идёт. Тишина, огромная и могучая, как медведь, наступает, наваливается на земной шар, душит в железных объятиях. Они ещё пытаются кричать, чтобы не дать себе поверить в то, что неизбежное уже происходит, не дать ужасу опуститься из осознавшего всё разума в сердце и заморозить его. Но крики всё более похожи на писк. Так решила русская душа, и в который уже раз за человеческую историю Бог с ней согласен. А если Бог с нами, то кто против? Почему русские молчат?! Почему их президент молчит? Почему они не отвечают? Всё больше и больше страха в этих вопросах. Всё больше и больше понимания правильного ответа на них. России больше не с кем разговаривать на этой планете. У России нет достойных собеседников. У России нет предмета, который стоит с кем-либо обсуждать. Россия молчит. Россия ужасна в своём молчании. Страшен этот молчаливый, всё понимающий, пронзающий насквозь, не оставляющий места ни для какого лицемерия, не позволяющий закрыть от себя ни одну, хоть самую хорошо обдуманную подлость, ни одно предательство, как бы ни было оно завёрнуто в пелены оправданий, ни одно преступление, взгляд. Где? Где же они раньше могли видеть этот жуткий взгляд? Ах, да... Русские иконы. Так смотрит русский Бог. Русский Бог. Бог - русский? Да. Сегодня Бог - русский! И всё Небесное Воинство сейчас - русское. И Святой Георгий сменил копьё на РПГ-7. Это взгляд России. Это взгляд Бога. ...Страшно русское молчание. Потому что это приговор. В этой опускающейся на мир тишине больше нет возможности за отвлекающим шумом прятать от себя правду о себе. Россия молчит. И в этом молчании они лихорадочно пытаются вспомнить, что там говорили их великие о России? «Россия - это загадка, упакованная в тайну, спрятанную в непостижимость». Так, кажется? И понимают ответ: просто Россия - это Бог. А если Россия это Бог, то «Мне отмщение и Аз воздам» - это про неё. Она воздаст. Вот-вот прозвучат во вселенной первые ноты новой русской симфонии. Она сорвёт все маски, она проветрит и обновит весь мир - душа за душой. Она не оставит ничего затхлым и старым. Она сотворит всё новое. Она прогремит как гроза, она пронесётся по миру как буря, она потрясёт незыблемое и развеет в пыль то, что казалось вечным. А пока - на мир пришла русская тишина. Слушайте тишину. Опубликовано: 06/06/2014 Живой журнал Роман Носиков Россия

Сегодня мы с Татой и Яной ездили в чудесное место - усадьбу Мураново. Она находится в Пушкинском районе Подмосковья. В этой усадьбе располагается музей Ф.И.Тютчева и поэта Е.А. Баратынского. Здесь долго жил сын поэта И.Ф.Тютчев. Сюда приезжали поэты А.Н. Майков и Я. П. Полонский. Здесь бывали Н.В.Гоголь, С.Т. и К.С. Аксаковы, кн. В.Ф.Одоевский, кн. Е.П.Ростопчина.

Максимилиан Волошин в 1926 году писал: "Погибни Мураново, погибнет отечественная культура".
Видно с нашей культурой и правда что-то было не в порядке т.к.в 2006 году в музей попала шаровая молния и жителям Муранова, пожарникам и военным с трудом удалось спасти экспонаты музей. Мебель, книги, картины, иконы люди выносили из огня, рискуя жизнью. Сейчас на территории усадьбы ведется реставрация. Так что внутрь мы не попали.
Ходили вокруг забора.

Рядом находятся старинные дома. Этот дом такой длинный с большими дверями-воротами, видимо каретный гараж:)

Доски были каких то нереальных цветов (голубые, серебряно-бронзовые) :))

Рядом усадьбой стоит колокольня, и мы слышали очень красивые перезвоны.

На территории усадьбы находится домовая церковь Спаса Нерукотворного (1878). Церковь была вторично освящена и открыта только 10 лет назад, до этого после революции в ней находился склад и магазин сельхоз артели «Соревнование».


В церкви, несмотря на новодел в убранстве, очень благостно и хорошо.


Здесь хранится чудодейственная икона Божией Матери «Умиление». Эта икона хранилась до революции в Девеевском монастыре, и была копией иконы на которую 1000 дней и ночей молился Серафим Соровский. Ее спасли от разграбления монахини. По завещанию она могла быть передана только в монашеские руки. Поэтому настоятель храма в возрасте 24 лет принял постриг. Сейчас ему 35 лет.
Икона излечивает от всех недугов. Говорят, что когда ее привезли, она помогла излечится в тот же день трех летнему мальчику, за которого молилась мать. В благодарность за исцеление люди оставляют украшения. Нам разрешили фотографировать в церкви и вот эта икона с украшениями.

В храме помогает очень приятная женщина, которая также работает в музее. Она очень любезно провела для нас экскурсию, рассказав о истории усадьбы и храма.
Помимо этой чудотворной иконы в храме собрано много разных святынь и есть крест-мощевик с частичками мощей 107 русских святых.

Потом мы спустились вниз по улице к святому источнику на бывшем барском колодце. Источник прекрасно благоустроен. Там стоит красивая часовенка.

Рядом с источником в этой избушке находится купальня. Помимо нас там было много людей, которые приехали за водой и в купальню.

Мураново очень красивое место. Оно расположено на холмах, и открываются красивые виды на леса и поля

К сожалению, когда мы приехали набежали тучи и пошел снег, но зато получилась такая новогодняя сказка.


Еще хотелось сказать про людей. Мы остановились спросить дорогу у бабушки, она нам все рассказала и про дорогу, и про усадьбу и про семью Тургеньевых, у которых служили родители бабушки. Бабушка Людмила рассказала, что Тургеньевы были очень добрыми, лично учили крестьянских детей грамоте и заботились о жителях села. Бабушка Людмила рассказала нам в каком доме она живет и пригласила приезжать летом т.к. говорит, что очень у них красиво. Люди, с которыми мы разговаривали в Мураново, были на редкость доброжелательными и какими-то солнечными.
Так что нам там очень понравилось.
Рекомендую и вам съездить при возможности, хотя бы на крещение т.к. купель очень прекрасная и место благостное и святое.
Нам удобней было ехать по Дмитровке. После Икши мы повернули на право на Подосинки. Потом ехали прямо, после Бортнево повернули через километра три на лево, там синий указатель «Музей усадьба Мураново». По этой дороге еще ехать километров 20 до синего указателя «Церковь усадьбы Мураново» и повернуть на право.
С собой мы брали термос с горячим чаем и бутербродами. Там есть магазинчик. Но кафе мы не видели, так что лучше перекус брать с собой.
Про Мураново можно прочитать здесь:

Http://www.museum.ru/muranovo/

Http://www.podmoskove.ru/usadba/22_usadba.html

В общем и второй день года прожит очень приятно и позитивно.

Икона «Умиление Пресвятой Богородицы» в Мураново – это возможно первая копия с той иконы, пред которой молился угодник Божий преподобный Серафим Саровский. Этот святой большую часть своей жизни посвящал молитве – Богообщению. Находясь в лесной пустыньке более полтора десятка лет, он молился там. Перед ним была икона Божией Матери именуемая «Умиление», которая в дальнейшем дала великие чудеса и исцеления. С этого чудесного Образа была сделана копия, которая была выставлена для поклонения богомольцев в Соборе Дивеевского монастыря. В Дивеевский монастырь приходили люди, молились перед этой иконой и получали благодатную помощь. Когда наступили времена гонений, одна монахиня Евдокия, видя, что в скором времени все иконы, все святыни обители будут поруганы, тайно вынесла этот образ из Дивеевского монастыря. И совсем через малое время Дивеевская обитель была закрыта и все монахини были разогнаны.

Монахиня Евдокия с другими сестрами жила под Арзамасом в частном домике и хранила различные дивеевские святыни и эту икону «Умиление» у себя. Также у нее находилась часть того камня, на котором тысячу дней и ночей молился преподобный Серафим Саровский, а также досочка от его кельи. Эти святыни монахиня хотела передать в надежные руки. Перед своей смертью она подала весть своей племяннице в наш Пушкинский район, и по приезде последней, передала ей все свои сокровища.

Когда пришли времена открытия и восстановления Православных храмов и монастырей, эта женщина узнала о мурановском храме. У нее возникло желание, чтобы икона «Умиление Божией Матери» пришла именно сюда. С появлением этого чтимого Образа на приходе, Матерь Божия стала подавать помощь и исцеления. В первый же Крестных ход богомольцев сопровождал луч света, походивший на какой-то белый поток. Милостью Божией к этой иконе приходят люди из самых разных уголков России, и они получают утешение от Божией Матери, исцеление в болезнях, помощь в семейной жизни, ибо Матерь Божия недаром именуется Заступница Усердная рода христианского. В нашем храме всегда можно взять масло от этой иконы, и многие люди, помазуясь этим освященным елеем, получали благодатную помощь и исцеление. Прихожане, прикладываясь к этой иконе, молятся о различных жизненных ситуациях, и Матерь Божия разрешает все сложности и невзгоды. Видимо, Самому Богу угодно, чтобы этот Образ пребывал в Мурановском храме, потому что, когда хотели вернуть икону обратно в Дивеевскую обитель, то решили обратиться к церковному священноначалию. И было дано такое указание: икону «Умиление Пресвятой Богородицы» оставить в храме усадьбы Мураново. Это не случайно. По рассказам жителей Мураново всех крестьян, которые крестились в усадебном храме, барыня благословляла этим Образом и каждому давала небольшую икону «Умиление Пресвятой Богородицы». Делалось это потому, что семья Тютчевых очень почитала преподобного и богоносного отца нашего Серафима. И если мы прочтем записи Анны Тютчевой – дочери поэта, то увидим, как она рассказывает об исцелении женщины, страдавшей от тяжелой неизлечимой болезни после того, как на нее возложили мантию преподобного Серафима Саровского.

И по сей день в усадебном доме находится уникальный портрет, который, как говорят исследователи, возможно, даже является прижизненным портретом старца Серафима и даже, день рождения музея-усадьбы попадает именно на день памяти преподобного Серафима Саровского (1 августа). В этот день, по традиции, мы выносим из усадебного дома портрет старца Серафима, и служим молебен о благосостоянии этого места, музея, о благосостоянии храма, о благосостоянии живущих здесь и о благе и защите всей нашей Родины.

Умиление Пресвятой Богородицы

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода