Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Иофан проекты. Борис Иофан — от Рима к Вавилону

В нынешнем году исполняется 120 лет со дня рождения советского архитектора Бориса Иофана. Его почему-то называют «архитектором власти». Близость к власти в СССР подразумевала то, что творческие замыслы было очень легко реализовать. Однако большинство его ключевых проектов так и осталось на бумаге. Борис Иофан родился в 1891 году в Одессе. Полагают, что именно облик этого города, развивавшегося, как и Петербург, по регулярному плану, в котором работали представители ведущих архитектурных школ страны, во многом предопределил выбор будущей профессии молодого Бориса. Большое влияние на него оказывал и старший брат Дмитрий, учившийся в Академии художеств на архитектурном факультете. В 1903 году молодой человек поступает в Одесское художественное училище. Либеральная атмосфера и вольный учебный план позволяли учащимся попробовать себя и в других областях изобразительного искусства. Ко времени обучения в Одессе относятся первые архитектурные проекты Иофана. На втором курсе он переводится в архитектурный класс. В 1911 году, после окончания училища, новоиспеченный зодчий отбывает несколько месяцев воинскую повинность, после этого переезжает в Петербург, где работает помощником во многих известных архитектурных мастерских.Однако образования ему явно не хватает (одесское училище относилось к категории средних учебных заведений). В Петербургскую Академию художеств ему поступить не удалось (сказалось еврейское происхождение), но по совету и при материальной поддержке брата Дмитрия Иофан отправляется продолжать образование в Рим. После завершения учебы Иофан получает возможность работать в Италии, как самостоятельно, так и в мастерской архитектора Армандо Бразини.Это знаковое имя для итальянской архитектуры – Бразини известен как представитель так называемого нового барокко. Его можно назвать одним из главных зодчих фашистского режима Муссолини. Тем не менее, Иофан получает в Риме чрезвычайно ценный опыт. Кстати, в мастерской Бразини Иофан работает преимущественно над культовыми объектами, правда, не храмами, а часовнями-усыпальницами. Этот опыт ему впоследствии пригодится для участия в конкурсе проектов мавзолея Ленина. В Италии Иофан также делает много зарисовок местных шедевров скульптуры и архитектуры, а его любимым художником становится Микеланджело. Он также работает над гражданскими сооружениями: школы, больницы и т.п. Характерно, что все его проекты данного периода несут на себе отпечаток эстетики именно итальянского зодчества.

Надо сказать, что Иофан был очень политизированным человеком, который очень внимательно следил за революционными событиями в России. В 1924 году он вступает в Итальянскую коммунистическую партию, к этому же периоду относится и его проект нового здания посольства СССР в Риме, оставшийся нереализованным.

Тогда же, в 1924 году, в Италию прибыл долечиваться после перенесенного инсульта председатель Совета Народных Комиссаров СССР Алексей Рыков. Иофан показал Рыкову и его супруге Рим, и вообще сопровождал их во время поездки по Италии. Советский премьер и молодой архитектор понравились друг другу, и Рыков уговорил Иофана вернуться в СССР, обещая свое покровительство.

Иофан приезжает в Москву – город, в котором он до этого никогда не бывал, во время, когда еще не до конца были залечены раны только что отгремевшей гражданской войны. Здесь, благодаря обещанному покровительству Рыкова, он сразу получает ключевые заказы, такие как номенклатурный санаторий в Барвихе, ставший его первым творением советского периода.

В иофановских сооружениях 20-30 годов мы не найдем никакого итальянского «украшательства». В эти годы он шел в русле конструктивизма, бывшего тогда господствующим стилем в советской архитектуре. Главным критерием этого стиля был функционализм сооружений и помещений, то есть максимальная комфортность для обитателей и их деятельности без какой-то вычурной эстетичности.

Едва ли не главным из реализованных проектов Иофана можно считать дом Совнаркома или «Дом на набережной», в Замоскворечье, напротив Кремля. После переезда в Москву из Петрограда все более множащейся советской бюрократии, номенклатуре нужно было жилье, причем не просто место жительства, а соответствующее ее социальному статусу. Москва, уже давно не выполнявшая реальных функций столицы, оказалась для этого плохо оборудованной.

Именно в этих целях и было задумано строительство дома, точнее, целого комплекса домов ЦИК и СНК с соответствующей инфраструктурой, включавшей кинотеатр «Ударник» и клуб имени Алексея Рыкова (покровителя архитектора, сегодня это театр эстрады). При проектировании этого комплекса Иофан столкнулся с серьезной проблемой. С одной стороны, было необходимо, чтобы новый комплекс не затмил своей высотностью находящийся рядом Кремль, символизирующий не только российскую государственную власть (в том числе и новую, коммунистическую), с другой стороны, новостройку нужно было органично вписать в архитектурную среду центра Москвы, преимущественно 2-3-х этажную тогда. И, если мы посмотрим на этот ансамбль сегодня, то обнаружим, что архитектор очень интересно отвел роль моста между невысоким окружением и высотным домом зданию кинотеатра «Ударник», именно оно смягчает ощущение от резкого перепада высотности. Жилую часть, кстати, планировалось облицевать либо мрамором, либо гранитом, однако денег не хватило (строительство этого дома запомнилось и одним из первых в советской практике делом о хищениях). Квартиры были просторными, светлыми и удобными, оборудованными по последнему слову техники. В них были мусоропроводы, кладовые и даже холодильники. Все жилые блоки оборудованы лифтами. У дома была и собственная инфраструктура, помимо уже упоминавшегося кинотеатра «Ударник» и клуба имени Рыкова в жилом комплексе был собственный магазин, комбинат бытовых услуг, поликлиника и детский сад. Сам Иофан на правах автора также получил в этом доме квартиру, в которой до сих пор живут его потомки. Кстати, если вам случится посетить Москву, квартира посуточно ВДНХ стоит примерно 3000 рублей, что по сегодняшним меркам вполне приемлемо для супер квартир бизнес класса.

«Дом на набережной» стал единственным и наиболее значимым и полностью реализованным проектом Иофана. Правда «архитектором власти» его можно назвать также за получение в 1941 году Сталинской премии, которую ему дали за проектирование павильона на Всемирной выставке в Париже (1937 год). Он спроектировал два выставочных павильона: один для упомянутой парижской выставки, а другой для подобного мероприятия в Нью-Йорке (1939 год). Проект Иофана для Парижа был признан лучшим в результате довольно жесткого конкурса. Он предложил построить здание павильона с нарастающими объемами, связанными друг с другом каскадами. Это создавало очень сильное ощущение динамизма, его дополняла скульптура, изображающая застывших в мощном рывке вперед скульптуры юноши и девушки, в духе тех времен, конечно же, рабочего и колхозницы. Архитектор, бывший также неплохим скульптором, активно использовал скульптурный элемент в своих работах, и, по сути, именно Иофан является автором знаменитого монумента, украшающего ныне вход на ВДНХ (ВВЦ) в Москве. Вера Мухина всего лишь «материализовала» замысел Иофана.

В качестве еще одного проекта Иофана, реализованного частично, можно назвать станцию «Бауманская» Арбатско-Покровской линии московского метрополитена. Первоначально станцию планировалось назвать «Спартаковской», что должно было символизировать освобожденный труд (по ассоциации с предводителем восставших рабов Спартаком). Она должна была быть просторной и украшенной скульптурами, однако позднее смету на строительство урезали, и станция получилась меньших размеров и без скульптур.

Имя Иофана связано также с наиболее неоднозначным (и не реализованным) проектом в истории московской архитектуры – Дворцом Советов. Уже в конце 20-х годов наметился проект создания высотного здания Дворца Советов, как центра новой советской Москвы. Уже в процессе проведения конкурса выявилось два подхода. Первый – утилитарно конструктивистский, сторонниками которого были братья Веснины, Константин Мельников и ряд других архитекторов, в том числе и наш герой. Второй – монументальный, представителями которого были не менее влиятельные в советском архитектурном сообществе фигуры, такие как Иван Жолтовский и Алексей Щусев. Восторжествовала идея последнего, и хотя победителем был признан Ионофан, он в данном случае наступил на горло собственной «конструктивистской» песне, и предложил сооружение вертикальной направленности с элементами традиционных стилей архитектуры. Этот стиль, начавшийся формироваться уже в самом конце 30-х и начале 40-х годов, позднее назовут сталинским ампиром.

По окончании строительства оно должно было бы стать самым высоким зданием в мире – 420 метров, с 70-метровой статуей Ленина на вершине. Кстати, глядя на проект Иофана, отмечаешь, что если бы он был реализован, то мы навсегда бы лишились исторического старомосковского облика Пречистенки-Остоженки и Приарбатья. Однако строительство, начавшееся в 30-е (был возведен фундамент и входная стена со стороны ул. Волхонка), было остановлено войной. Фундамент был разобран, а металлические конструкции пошли на изготовление противотанковых ежей и строительство мостов на железной дороге, по которой осуществлялось снабжение углем с северных территорий, вместо оккупированного немцами Донбасса. Кстати, есть обоснованное мнение, что Дворец Советов таким, каким он был задуман, представлял собой изначально нереализуемый проект, у страны просто не было необходимых финансовых и технических средств

Надо сказать, что, помимо архитектурных побед, в жизни Иофана имели место и не менее значительные архитектурные поражения. Так, Борис Иофан еще в 20-х проиграл Алексею Щусеву ключевой конкурс на строительство мавзолея Ленина. В его проекте, представляющем собой сооружение классического типа с колоннадой и куполом, и напоминающем аналогичные сооружения античного Рима, подчеркивалось погребальное назначение сооружения, в то время как щусевский победивший вариант предусматривал его использование и как общественного сооружения – трибуны. Другой значительный удар ожидал Иофана после войны. Именно ему и его мастерской первоначально была поручена задача по строительству высотных зданий в Москве. Иофан с группой архитекторов и инженеров был послан в США для изучения опыта строительства небоскребов. Именно ему было поручено строительство 32-этажной высотки на Воробьевых (тогда Ленинских) горах. Причем, первоначально здесь планировался отель, или что-то типа того. Но 1948 год в истории СССР ознаменовался не только началом строительства МГУ, но также и компанией против «космополитизма», причем космополитами были объявлены лица еврейской национальности, в том числе и выдающиеся. На фоне этой компании Иофану припомнили, что его отчество вовсе не Михайлович, а Моисеевич, и отстранили от архитектурного руководства строительством МГУ. Главным архитектором был назначен Лев Руднев, с более подходящим, с точки зрения «пятого пункта», именем и фамилией. Однако реализованный проект в значительной степени повторяет замысел Иофана, только перенесенный чуть вглубь территории со склона, спускающегося к Москве-реке.

По воспоминаниям, Иофан очень болезненно воспринимал подобные поражения, впадая в долговременные депрессии. Он вообще слыл человеком с очень сложным характером. Умея возглавлять и оптимально руководить коллективом (а архитектура – это, пожалуй, самый «коллективный» из всех видов визуальных искусств), он отличался сложным характером, и практически не имел друзей. В 50-70 годы из реализованных им проектов можно отметить здания Горного института и института физкультуры в Москве, а также «хрущобные» микрорайоны в Марьино и Измайлово (Москва). Но если говорить в целом о личностях, наиболее полно представляющих советскую архитектуру, то Иофан (наряду с Алексеем Щусевым) будет одним из таких. С одной стороны, он не придерживался раз и навсегда выбранного архитектурно-эстетического принципа, а, что называется, «колебался вместе с линией партии». От «арт нуво» итальянского периода к конструктивизму, плавно перетекающему в сталинский ампир, а от него – в массовое типовое блочное строительство хрущевско-брежневской эпохи. Но во всех своих проектах, даже оставшихся на бумаге, Иофан показывает себя настоящим мастером.

Скончался «архитектор власти» в марте 1976 года, в возрасте 85 лет, в собственных апартаментах санатория «Барвиха» – своего первого детища советской эпохи.

Борис Михайлович Иофан родился 16 (28) апреля 1891 года в Одессе.
В 1911 году закончил Одесское художественное училище. Приехал в Петербург, где два года проработал в качестве помощника у архитектора А.О.Таманяна и у своего брата Дмитрия Иофана.
В 1913 году Борис Иофан едет в Италию, где поступает в Королевский институт изящных искусств в Риме (Regio Istituto Superiore di belle arti), который заканчивает в 1916 году.

Отдавая предпочтение классическому наследию, Иофан начал работать в мастерской известного итальянского архитектора Армандо Бразини. Такой выбор невольно приближал Бориса Иофана (на уровне профессиональных задач) к неоклассическому направлению.
После окончания римского института архитектор Иофан проектирует и строит жилые здания и мемориальные сооружения, оценив это впоследствии лишь как подготовку к работе в СССР.
Оттачивая свое профессиональное мастерство в русле неоклассики, он, с одной стороны, оказался подготовленным к новой ситуации в художественной жизни СССР, а с другой - невольно оказался включенным в ту общую систему архитектурно-художественных образов, которые в это время были положены за основу и в других ведущих мировых державах.

В 1924 году Иофан вернулся в СССР. С первых дней пребывания на Родине архитектор включился в восстановление народного хозяйства. Он уезжает на Донбасс, проектирует и строит там рабочий посёлок Штеровской электростанции.
В 1925 году - жилые дома на Русаковской улице в Москве, в планировке которых, как и в посёлке на Донбассе, стремится ответить на новые социальные условия, созданные трудящимся в Советской стране.

С 1928 по 1931 год архитектор Б.М.Иофан совместно со своим старшим братом Дмитрием проектирует огромный жилой массив по улице Серафимовича в котором предстояло разместить своего рода городок (более 500 квартир, клуб, кинотеатр, спортзал, библиотеку, универмаг, столовую,детский сад, ясли и механическую прачечную). Новаторское решение кинотеатра «Ударник» рассчитанного на 1500 зрителей, позволяло при желании раскрыть крышу и демонстрировать фильмы прямо под открытым небом.

С 1931 года начинается почти двадцатипятилетний период интенсивной творческой работы мастера по проектированию Дворца Советов. Иофан принимает активное участие во всех конкурсах по созданию этого "Главного сооружения страны", неизменно лидируя на всех этапах.
На заключительном конкурсе 1933 года, мастер получает Высшую премию и его проектную композицию принимают за основу для дальнейшей работы. С этого момента к работе подключаются архитекторы В.А.Щуко и В.Г.Гельфрейх, а также скульптор Д.С.Меркуров.
На протяжении всей работы по проектированию Дворца Советов, Иофан последовательно ищет выражения идейно-художественного образа сооружения для массовых народных собраний и как памятника основателю Советского государства Владимиру Ильичу Ленину.

Благодаря композиционной схеме, характерной для русской архитектуры сооружение не подавляло грандиозностью своих размеров, а становилось мощной вертикалью, объединяющей весь город. Зона архитектурного влияния Дворца Советов поддерживалась высотными зданиями, которые создавали новый силуэт Москвы, и в дальнейшем сказались на масштабе всей столичной застройки.
Война помешала осуществить Дворец Советов, но его роль в истории советского искусства трудно переоценить. Об эмоциональном воздействии даже проектных материалов, эскизов и макетов сооружения, можно судить по влиянию этого материала на других мастеров искусства, работающих в русле Советского монументального классицизма.

Проекты мемориальных сооружений и памятников широко представлены в творческом наследии Б.М.Иофана. В ряду этих произведений видное место занимает монумент «Героям Перекопа» (1940). Памятник задуман как пространственная композиция, призванная увековечить драматические события борьбы за Советскую власть и борьбы против военной интервенции.
В 1946 году Б.М.Иофан завершил проект памятника Победы для Москвы. По композиционному замыслу монумент (как и другие произведения автора) имеет открытый, торжественный и радостный характер.
Тема Победы находит выражение и в проекте монумента «Город-герой» (1966-1967), предназначавшегося для сооружения в Одессе.

Для всех сооружений, над которыми работал Иофан, он, начиная с самых первых эскизов, сам разрабатывал скульптурные и монументально-декоративные композиции, передавая в них свой замысел. Как режиссёр, он предельно точно доносил своими рисунками эмоциональный настрой скульпторам и художникам, которые впоследствии развивали, заданную мастером тему.
С Борисом Михайловичем Иофаном сотрудничали художники, которые впоследствии сформировали неповторимый образ всего Советского монументального классицизма, который западные искусствоведы называют «Сталинским ампиром». Это архитекторы: Л.В.Руднев, В.А.Щуко, В.Г.Гельфрейх, Я.Б.Белопольский, Е.Н.Стамо; художники: А.А.Дейнека, Е.Е.Лансере, В.П.Ефанов, Ф.Ф.Федоровский; скульпторы: В.И.Мухина, Е.В.Вучетич, В.Андреев, И.Шадр, Д.Меркуров.

Не считая работу над 400-метровым Дворцом Советов Б.М.Иофан стоял у истоков всего высотного строительства не только в Москве, но и в стране.
Всё началось с Постановления СМ СССР № 53 от 13 января 1947 года «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий», в котором, говорилось: «Построить 32-этажное здание на Ленинских горах в центре излучины Москвы-реки, разместив в нем гостиницу и жилье…».
Так в январе 1947 года Борис Михайлович Иофан приступил к эскизной проработке "32-этажного высотного здания" на Ленинских горах.

12 сентября 1947 года газета «Советское искусство» в заметке «Закладка многоэтажных зданий» сообщала: «В день восьмисотлетия юбилея Столицы состоялась закладка восьми многоэтажных зданий, которые, по предложению товарища Сталина, будут сооружены в Москве.
На митинг, посвященный закладке самого высокого, 32-этажного здания собрались трудящиеся Ленинского района. Этот дом, в котором будет 750 жилых квартир и 520 рабочих комнат, сооружается на Ленинских горах, на берегу Москвы-реки...
На митинге выступил действительный член Академии архитектуры СССР Б. М. Иофан...».

В Постановлении СМ СССР № 803 от 15 марта 1948 года «О строительстве новых здании на Ленинских горах» уточнялось: «Построить в течение 1948–1952 гг. для Московского государственного университета новое здание на Ленинских горах...» и «утвердить задание на проектирование нового здания Московского государственного университета, предоставленное Министерством высшего образования (С.В. Кафтановым), Московским государственным университетом (А.Н.Несмеяновым), и Управлением Дворца Советов (А.Н.Прокофьевым и архитектором Б.М.Иофаном)».
В послевоенные годы на панорамах Москвы рисовали величественный Дом Советов архитектора Иофана, а естественным "плавным переходом" к исторической застройке служили высотные здания расположенные в восьми узловых точках советской Столицы.

Архитектурный образ высотных сооружений, особенно МГУ, должен был стать связующим звеном между Кремлёвскими башнями и грандиозным Дворцом, между прошлым и настоящим.
Выразительные предпроектные эскизы и чёткое задание на проектирование, разработанные зодчим, явились основой для дальнейшей работы. Именно поэтому академика-архитектора Бориса Михайловича Иофана по праву называют соавтором Главного здания Университета.
Творческий коллектив под руководством академика архитектора Л.В.Руднева, блестяще продолжил работу мастера, и Московский Государственный Университет на Ленинских горах заслуженно является визитной карточкой Москвы, символом науки и культуры России.

Цифра 1 — поистине судьбоносная для Иофана . В 1911-м он окончил Одесское художест-венное училище. В 1931-м было закончено строительство его «Дома правительства», в 1941-м он получил Сталинскую премию. В 1941-м же прекращено и строительство главного его проекта — Дворца Советов. Цифра 1, устремлённая ввысь, как символ его жизни и творчества.

Посмотрите на фото его павильонов СССР на Всемирных выставках в Париже (1937 г.) и Нью-Йорке (1939 г.) — точно взлетающих в небо. А здание Дворца Советов, самое высокое на то время в мире — 420 м, должна была венчать 80-метровая статуя Ленина .

Странно, что об Иофане до сих пор не сняли фильм. Успешный и удачливый красавец, талант, любимец Сталина (встречались 14 раз!). Супруга Ольга — герцогиня Руффо , одновременно из рода князей Мещерских и графов Строгановых (Иофан снимал комнату у неё на вилле, когда его старший брат, архитектор Дмитрий, отправил Бориса учиться в Италию.

Кстати, там ровно 100 лет назад он окончил Высший институт изящных искусств и Высшую инженерную школу). Ему прощалось всё: и «царст-венный» брак — правда, супруги были членами Итальянской компартии, затем ВКП(б), — и знакомство с А. И. Рыковым , «врагом народа», благодаря которому Борис Михайлович вернулся из Италии в Совет-скую Россию. За ним не приезжал «чёрный воронок» в Дом ЦИК и СНК СССР (Дом на набережной), где у него была роскошная квартира. Кстати, в ней по сей день живут его потомки — редчайший случай! У него была ещё одна мастерская — напротив дома, за Большим Каменным мостом (Кремлёвская наб., д. 1) (1) . Орден Ленина, Гран-при на Всемирной выставке в Париже, звание почётного гражданина Нью-Йорка... Да что там - у Иофана было всё.


В своей мастерской (здание с колоннами на Кремлевской набережной, д.1) Борис Иофан работал над проектом Дворца Советов. Фото: АиФ / Эдуард Кудрявицкий

Подвинуть МГУ

Иофан прокололся только однажды, но этот случай стал для него роковым. Будучи автором проекта высотного здания МГУ на Ленинских горах (Воробьёвы горы, д. 1а) (2) , он дерзнул спорить со Сталиным. Вождь в итоге вспылил... и отстранил до того любимого зодчего от проекта.

Восемь (в итоге — семь) высоток не зря называют «сталинскими» — идея их возведения как спутников Дворца Советов принадлежит вождю народов, родилась она в 1947 г. Самая высокая — главный корпус МГУ на Ленинских горах.

Руководить проектом поручено Иофану, он предлагает общий архитектурный вид здания. Снова устремлённость ввысь — башня, которую по замыслу Иофана должна была венчать скульптура Ломоносова авторства Мухиной . А по указке Сталина все высотки должны завершать шпили со звёздами (у МГУ — 50-метровый со звездой весом 12 т). Но не это стало главным расхождением зодчего с вождём. Иофан планировал установить МГУ на бровке гор, прямо над обрывом, но специалисты по фундаментам опасались за устойчивость строения, боялись, что здание сползёт вниз. Иофан упорствовал и в итоге 3 июля 1948 г. был отстранён от руководства стройкой.

По задумке зодчего, МГУ должна была венчать фигура Ломоносова. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

МГУ был построен уже без него в рекордный срок — за 5 лет, с 1949 по 1953 г. Возможно, если бы Иофан остался руководить стройкой, было бы принято его предложение установить перед зданием скульптуру «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной, верной соратницы архитектора. А теперь подключим воображение: здание-гигант вблизи обрыва, наверху — Михайло Васильевич, перед ним — мухинский шедевр! А носить МГУ должен был имя Сталина, но вождь умер и...

Госдом на болоте

Большим зодчим в принципе не нужны надгробные памятники. Гигантский массив Дома на набережной напротив Кремля (ул. Серафимовича, д. 2) (3) — чем не памятник -Борису -Иофану? Его и называют порой «дом -Иофана». Всю жизнь Иофан много работал. Вернувшись в Россию, поехал в Донбасс строить рабочий посёлок электростанции, затем обустраивал «образцовые жилые дома» для рабочих в Москве — на Щербаковской ул. (д. 7, 9, 11, 35) (4) , -Русаковской ул. (д. 7, к. 1-3) (5) , в Северном Измайлове. А мечтал... о 32-этажной высотке (проект 1947 г.), когда Иофан участвовал ещё и в планах восстановления Сталинграда и Новороссийска. Среди его конкурсных проектов — и проект Мавзолея в стиле древнеегипетской гробницы.

В Доме на набережной до сих пор живут потомки архитектора. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

«Гробницей» в итоге стали называть его Дом правительства на 500 квартир: перед войной каждый третий его житель был репрессирован, расстрелян, а хозяева освобождавшихся квартир менялись с непостижимой скоростью. В грандиозном проекте, на то время самого крупного жилого строения в Европе, соединились тяготения Иофана к мемориалам и жилым комплексам.

Так и стоит он по сей день, увешанный мемориальными досками, как уникальный памятник эпохе. Характерно, что первоначально здание должно было быть красно-розовым, с оттенком крови... Будто бы под цвет Кремля. Иофан стал ещё и автором внутреннего дизайна: в квартирах был дубовый паркет, художественная роспись на стенах и потолках. Фрески делали специально приглашённые из Эрмитажа живописцы-реставраторы. Он же придумал и мебель из морёного дуба — стандартную для всех жильцов, тяжеловесную, массивную.

Биография

Б. М. Иофан родился а в Одессе. Окончил в 1911 году Одесское художественное училище, работал в Петербурге помощником архитектора А. И. Таманяна и своего брата Д. Иофана. Затем учился в Риме в институте изящных искусств, закончив его в 1916 году. Вернулся в Россию в 1924 году уже опытным мастером, с прекрасной архитектурной и технической подготовкой. К этому времени у него уже было несколько реализованных проектов в Италии.

Первой большой работой Иофана был правительственный санаторий в Барвихе (1929). В период с 1927 по 1931 годы Иофан проектирует и руководит строительством жилого комплекса на улице Серафимовича (дом ВЦИК и СНК СССР) в Москве - так называемого «Дома на набережной».

Один из самых известных проектов Иофана (в соавторстве с В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейхом) - неосуществлённый Дворец Советов в Москве, гигантское здание высотой 420 метров, венчать которое должна была статуя В. И. Ленина высотой 70 метров. Под строительство Дворца было отведено место, на котором прежде стоял Храм Христа Спасителя. Строительство Дворца было прервано с началом Великой Отечественной войны и более не возобновлено.

Иофану принадлежат проекты павильонов СССР на Всемирных выставках в Париже (1937) и Нью-Йорке (1939). Иофан - автор проекта станции метро «Бауманская» (1944) в Москве.

В послевоенные годы Иофан создал в Москве комплексы Нефтяного и Горного институтов (1947-50), проект Центрального института физической культуры в Измайлово, руководил застройкой крупных жилых массивов в Измайлово и Марьиной Роще.

Награды и премии

  • Сталинская премия второй степени (1941) - за архитектурный проект павильона СССР на Всемирной выставке в Париже (1937);
  • народный архитектор СССР (1970)
  • орден Ленина
  • четыре других ордена

См. также

  • Сталинский Ампир

Литература

  • Эйгель И. Ю. Борис Иофан . Серия «Народные архитекторы СССР». М.: Стройиздат, 1978.
  • Хмельницкий Д. С. Архитектура Сталина: Психология и стиль. М.: Прогресс-Традиция, 2007.

Личное дело

Борис Михайлович Иофан (1891—1976) родился в Одессе в еврейской семье. Его отец служил швейцаром, что позволяло семье жить пусть и не богато, но и не голодно. Заветной мечтой Иофана-старшего было дать своим двум сыновьям хорошее образование, которое позволит им «выбиться в люди». Оба обнаружили неплохие художественные способности. В итоге старший — Дмитрий — уехал учиться в Академию художеств в Санкт-Петербург, а младший - Борис — в двенадцать лет поступил в Одесское художественное училище. В первые годы обучения брал уроки мастерства у живописцев Г.А. Ладыженского и К.К. Костанди, затем его любимым наставником стал скульптор гарибальдиец Луиджи Иорини — выпускник Миланской Академии художеств и один из основателей училища.

После окончания в 1911 году училища и отбытия воинской повинности Иофан отправился в столицу, под крыло к старшему брату, став его помощником. Дмитрий к этому времени уже был дипломированным архитектором и имел самостоятельную практику.

В начале 1914 года Дмитрий Иофан нашел возможность отправить младшего брата учиться в Европу. Борис уезжает в Италию и в 1916 году успешно заканчивает архитектурный факультет Высшего института изящных искусств (Regio Instituto Superiore di belle arti in Roma), где учился у известного римского архитектора Армандо Бразини. В качестве дипломного проекта Иофан представил архитектурный монумент-мемориал жертв первой мировой войны, в котором впервые ярко проявилось его тяготение к монументальным объемно-пространственным решениям.

После окончания учебы Иофан остался в Италии. Работал вначале помощником у Бразини, выступал на конкурсах, а затем самостоятельно построил жилые дома в предместьях Рима: Монте Верде (1916) и Колина Вольпи (1922). а также в Парни (1918). В это же время ему представляется возможность соорудить (частично) колумбарий в Парни и капеллу Амброджи на римском кладбище Сан Лореицо (San Lorenzo fuori le Mura, 1919—1920). Параллельно с практическим строительством Иофан учился в Высшей инженерной школе в Риме, что позволило ему получить прекрасную техническую подготовку и в дальнейшем со знанием дела разбираться в вопросах строительной механики и организации строительного производства.

В 1921 году Иофан вступил в Коммунистическую партию Италии. В его доме часто бывали лидеры итальянских коммунистов Антонио Грамши и более известный в СССР Пальмиро Тольятти.

В 1923 году Иофан проектирует в Италии первое за рубежом посольство СССР. Скульптурная композиция, завершавшая это здание, выражала основополагающую идею советского государства — союз рабочих и крестьян.

В 1924 году Иофан вернулся в СССР - уже опытным мастером, имеющим несколько реализованных проектов. Архитектор активно включился в восстановление разрушенного народного хозяйства страны. Он едет в Донбасс, где проектирует и строит рабочий поселок Штеровской электростанции. В этом поселке (1924), а затем в жилых домах по Русаковской улице в Москве (1925) видно его стремление ответить на новые социальные условия жизни. В частности, он компонует жилые дома не изолировано друг от друга, а в едином комплексе, с открытыми озелененными дворами.

В 1926 году Борис Иофан вступил в члены ВКП(б).

В июне 1927 года было принято решение о начале строительства на улице Серафимовича жилого дома для высокопоставленных госслужащих, ныне известного как «Дом на набережной». Необходимость в нем возникла в конце 20-х годов, когда выяснилось, что стремительно растущей партийной и советской элите в столице негде жить. После переезда правительства из Петрограда в Москву, большинство иногородних совслужащих высшего ранга жили прямо в Кремле или в лучших гостиницах города - «Национале», «Метрополе», «Петергофе», которые временно стали именоваться Домами Советов. С учетом важности задачи, была создана специальная «комиссия по строительству Дома ЦИК и Совета народных комиссаров СССР».

Иофан проектирует и руководит строительством этого огромного жилого комплекса. Концептуально идея соответствовала эпохе - требовалось создать идеологически новый дом, дом-город, в котором должно было быть все необходимое для жизни - ясли и сад для детей, медпункт, почта и телеграф, магазины, сберкасса, парикмахерская и прачечная, столовая и фабрика-кухня, спортзал, тир и библиотека, кинотеатр и клуб.

Жильцами дома, помимо членов правительства, должны были стать лучшие люди страны: видные военачальники и ученые, партийные деятели, герои Гражданской войны, выдающиеся писатели и деятели культуры, руководители Коминтерна.

Строительство было закончено в 1931 году. 12-этажный дом с 505 квартирами (24 подъезда) стал на тот момент одним из самых крупных жилых комплексов в Европе.

Одних только наркомов и министров здесь обитало 63, а еще 19 маршалов и адмиралов. В их числе: маршалы Ворошилов, Тухачевский, Корк и Жуков, государственные деятели Рыков, Куйбышев, Хрущев, Коганович, Косыгин, Цурюпа, личный секретарь вождя Поскребышев, прокуроры Руденко и Вышинский, ученые Тарле, Кеменов, Лепешинская, режиссер Александров, писатели Серафимович, Демьян Бедный, Кольцов, Трифонов, Шатров, семьи Сталина, Дзержинского, Свердлова и Микояна, герои-летчики Каманин, Мазурук и Водопьянов, деятели Коминтерна Куусинен и Радек. И многие, многие другие.

Еще одной большой работой Иофана стал подмосковный правительственный санаторий «Барвиха», строительство которого началось в 1929 году.

С 1931 года начинается почти двадцатипятилетний период интенсивной творческой деятельности архитектора по проектированию и строительству монументальных сооружений. Иофан принимает активное участие в конкурсе на проект Дворца Советов в Москве, неизменно лидируя на всех его этапах (высшая премия на Всесоюзном открытом и решение о принятии в основу окончательной разработки сооружения его проекта — на заключительном конкурсе в мае 1933 года).

Проект Дворца Советов стал одним из самых известных проектов Иофана (в соавторстве с В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейхом). Гигантское здание в 100 этажей высотой 420 метров должна была венчать 70-метровая статуя В. И. Ленина. Оно должно было стать самым высоким в мире на тот момент.

Под строительство было отведено место, на котором прежде стоял Храм Христа Спасителя. В 1931 году Храм был взорван, а в 1939 году началась стройка. Однако проект так и остался неосуществленным. Строительство дворца прервалось с началом Великой Отечественной войны и потом больше не было возобновлено. В уже вырытом котловане был устроен открытый бассейн «Москва», а станция московского метро «Дворец Советов» была переименована в «Кропоткинскую».

По проектам Иофана были сооружены павильоны СССР на Международной выставке в Париже в 1937 году (диплом «Гран при», золотая медаль, Государственная премия СССР) и на Международной выставке в Нью-Йорке в 1939 году (архитектору присвоено звание почетного гражданина города). В обоих павильонах на крайне неудобных участках: в первом случае — чрезмерно узком и вытянутом, во втором — неправильной, ломаной формы, он нашел композиционные решения, превратившие недостатки в преимущества.

Анфилада выставочных залов павильона в Париже нарастала уступами к главному фасаду, который служил постаментом для скульптуры «Рабочий и колхозница». Утверждается, что именно Иофан придумал для выставки в Париже эту знаменитую скульптуру, которую воплотила в железе Вера Мухина .

В нью-йоркском павильоне кольцевая галерея выставочных залов создавала внутреннее пространство под открытым небом: через пропилеи можно было попасть как бы на территорию Советского Союза — в амфитеатр, организованный вокруг обелиска, который вместе с фигурой «Рабочий» (скульптор В. А. Андреев) составил вертикальную ось архитектурной композиции.

В этих работах Иофан смело использовал возможности современной инженерии: металлический каркас, листовую нержавеющую сталь, электросварку. Советская архитектура сказала новое слово в мировом пластическом искусстве.

В 1944 году по проекту Иофана в Москве была построена станция метрополитена «Бауманская». В послевоенные годы архитектор создал в столице комплексы Нефтяного и Горного институтов (1947—50), проект Центрального института физической культуры в Измайлово, руководил застройкой крупных жилых массивов в Измайлово и Марьиной Роще.

Им также разрабатывались проект восстановления и реконструкции Театра им. Евгения Вахтангова (1943), проекты центров Сталинграда (1943) и Новороссийска (1945), проект высотного 32-этажного дома в Москве (1947) и ряд памятников героям Гражданской и Великой Отечественной войн.

В 1948 году Борис Иофан разработал эскизный проект нового здания Московского государственного университета им. Ломоносова. Согласно его проекту, высотку предполагалось построить у самого края Ленинских (Воробьевых) гор, так, чтобы здание виднелось отовсюду и связывалось с Москвой-рекой системой террасно спускающихся лестниц. Проект был сначала утвержден, но потом в него решено было внести коррективы, в частности, отодвинуть здание от края холма. Архитектор не согласился, пытался спорить. В итоге Иофан был отстранен, а проект передали Льву Рудневу, который, взяв за основу именно иофановский архитектурный образ, подкорректировал его «в национальном духе» и передвинул здание в глубину Воробьевых гор.

Одним из последних реализованных проектов Иофана стал комплекс 16-этажных жилых домов на Щербаковской улице в Москве (в соавторстве с архитекторами Д. Алексеевым, Н. Челышевым, А. Смеховым). Дома, обращенные торцами к Щербаковской улице, объединены находящимися на уровне первого этажа помещениями магазинов. Строительство было начато в рамках программы Н. С. Хрущева по переселению советских граждан в отдельные квартиры. Были спроектированы квартиры для одиночек, семей из двух-трех человек и больших семей. Особенностью проекта были большие для новых жилых домов 1960-х годов кухни (например, в трехкомнатных квартирах площадь кухни составила 14,1 м2) — это обусловлено тем, что они рассматривались как «кухни-столовые», при наличии которых, как предполагали создатели проекта, «спальные комнаты будут использованы только по своему прямому назначению». Строительство домов растянулось на 13 лет, однако их удалось заселить еще при жизни Иофана, в 1975 году.

Борис Иофан умер 11 марта 1976 года. Он скончался за чертежной доской с карандашом в руках. Похоронен в колумбарии Новодевичьего кладбища в Москве.

Чем знаменит

Борис Иофан - один из ведущих представителей сталинской архитектуры, так называемого стиля «сталинский ампир», автор неосуществленного проекта Дворца Советов. «Всем известно, у него что ни проект, то знаменитый памятник сталинского ампира»¸ - писал «Коммерсантъ» в статье к 120-летию архитектора.

Самым известным из реализованных строений Иофана стал знаменитый «Дом на набережной», в котором жили представители советской номенклатуры.

Во время сталинских репрессий второй половины 1930-х годов многие обитатели дома арестовывались целыми семьями. Всего было репрессировано около 700 живших в нем человек.

Название «Дом на набережной» вошло в обиход после публикации в 1976 году одноименной повести Ю. В. Трифонова, где это здание является основным местом действия.

О чем надо знать

Знаменитые сталинские высотки, построенные в Москве, изначально были задуманы как сателлиты самого высокого здания в мире — Дворца Советов. Главный проект жизни архитектора Иофана должен был стать основным пунктом сталинского переустройства столицы. Увенчанный статуей Ленина Дворец Советов в окружении величественных высоток был призван сформировать новый облик Москвы.

Изначально предполагалось, что высоток будет восемь. Однако строительство на месте снесенного китайгородского района Зарядье последнего, самого центрального и высокого из восьми зданий, было прекращено после смерти Сталина. На его стилобате к 1967 году была возведена гостиница «Россия». Сейчас на этом месте разбит парк Зарядье.

Прямая речь

«Комменсантъ» о строительстве Дворца Советов: «В то время как здание было возведено лишь на уровень фундамента (выше ему так и не суждено было подняться), в управлении уже знали, какого цвета ткани будут украшать этажи Дворца Советов, какие ручки будут вставлены в его двери, какой фарфор и какие сорта дерева будут на каждом его этаже. На выставке в МУАРе есть образцы тканей, которые были разработаны в мастерской Дворца Советов, в том числе и после войны, когда уже было вполне очевидно, что на задуманном месте такой невероятный проект строить не будут. Но эти любовно подобранные ткани доказывают, что для всех участников проекта идея построить самое высокое в мире здание была абсолютно реальной. Трудно себе представить, каким разочарованием обернулась она для них, когда проект Дома Советов было решено уменьшить в несколько раз и перенести — уже в качестве очередной правительственной резиденции — на Воробьевы горы. Борис Иофан тем не менее продолжил рисовать проекты нового дворца, но это было уже совсем не то».

Арт-критик и историк искусства Сергей Хачатуров о Борисе Иофане: «Смиренно путь свой архитектор начал (архитектором-функционалистом), к смирению впоследствии пришел (апологетом пуританской стилистики архитектуры хрущевской «оттепели»). По сути, это общие контуры судьбы мэтров зодчества, пытающихся отстаивать свободу творчества в несвободной стране».

4 факта о Борисе Иофане

  • Был женат на Ольге Фабрициевне Огаревой, урожденной донне Ольге Сасса-Руффо. Иофан познакомился с ней в Италии, когда искал жилье и по совету друзей попал на виллу герцогини Ольги, сдававшую комнаты с пансионом. Оказалось, что хозяйка наполовину русская - дочь княжны Мещерской и итальянского герцога Фабрицио Сассо-Руффо, в свое время служившего в дипломатической миссии в Санкт-Петербурге. Борис влюбился и вскоре предложил Ольге руку и сердце. Супруга была старше Иофана на 8 лет. Детей в этом браке у них не было, Иофан усыновил двух детей жены от первого брака.
Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода