Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Храм в ельдигино расписание богослужений. Ельдигино

Знаменитая Троицкая дорога, ведущая в Лавру, исхожена и изъезжена тысячами богомольцев. Но рядом с ней есть немало интересных мест, где редко бывают паломники.

Чем знаменита Правда

Наш маршрут начинается от поселка Правдинский Пушкинского района. На рубеже 1920–1930-х годов эту местность облюбовало для дачного отдыха руководство главного печатного органа ЦК КПСС. С тех пор и поселок, и ближайшая платформа носят имя самой известной газеты страны Советов.

Выдающийся журналист Михаил Кольцов, покоренный красотами здешних мест, выступил тогда с грандиозной идеей создать в природном заповеднике так называемый «Зеленый город» – обширную сеть санаториев, домов отдыха, пансионатов, пионерских лагерей. Стройка затевалась колоссальная, но средства в конечном итоге перенаправили на создание московского метрополитена.

Сейчас поселок Правдинский известен главным образом своими промышленными и научными учреждениями. Но нас интересует Никольский храм, который был построен по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в 2006 году на месте одноименной деревянной часовни, уничтоженной при советской власти.

К первой Литургии один из прихожан пожертвовал храму несколько старинных икон в киотах. Одна из них – образ Святителя Николая, молитвы перед которым уже явили случаи чудотворения. Зайдя в церковь, обязательно поклонитесь и иконе святого Георгия Победоносца. Ее случайно нашли в доме, предназначенном под снос, и принесли в храм. Вскоре икона замироточила.

Еще одна почитаемая святыня – образ Божией Матери «Троеручица», которую год назад привезли со Святой Горы Афон. Эта икона была написана специально для Никольского храма афонскими иконописцами.

В «татарском» селе

Примерно в семи километрах от поселка Правдинский расположено старинное село Ельдигино, в названии которого угадываются татарские корни. Возможно, когда-то здесь было становище одного из отрядов золотоордынского хана Едигея, осаждавшего Москву зимой 1409 года.

В середине XVII века сельцо переходит к княжескому роду Куракиных. При Борисе Ивановиче Куракине – крупном военном деятеле и дипломате – в Ельдигине, на высоком берегу речки Вязь, начинается возведение каменного храма во имя Живоначальной Троицы с приделами Илии Пророка и святой великомученицы Анастасии.

Но в 1727 году князь умирает в Париже. Перед смертью он завещает 20 тысяч рублей на храм и поручает своему сыну Александру завершить начатое строительство. Волю отца Куракин-младший выполнил в точности, и в небольшом селе Ельдигино появляется красавица-церковь, построенная в стиле петровского барокко.

В дальнейшем хозяином Ельдигина становится потомственный почетный гражданин Москвы, фабрикант и меценат Евгений Арманд. Купив усадьбу, он обновил храм не только снаружи, но и внутри – стены церкви были расписаны заново в духе академизма.

Богослужения в Троицком храме продолжались вплоть до 1937 года, затем он был закрыт и превращен в склад. Когда в начале 90-х здание вновь возвратили верующим, оно, по словам священника Александра Грузинова, представляло собой печальное зрелище: без крыши и пола, без окон и дверей, без паперти и колоколов.

Первую Троицу встречали под зонтиками, и поскольку кровли не было, дождь щедро поливал всех и вся. Но людей – полный храм! Прихожане со свечами в руках стояли на остатках подвальных сводов, как на островках. Постепенно усилиями настоятеля, прихожан и благотворителей ельдигинская церковь поднялась из руин. В ней снова зазвучала молитва и затеплились свечи перед святыми образами.

Переступив порог храма, поклонитесь чтимым иконам Святой Троицы, Богоматери Иерусалимской и великомученицы Анастасии.

Над водной гладью

Но вот Ельдигино остается позади, дорога петляет вдоль густого ельника. Четыре километра пути – и мы в живописнейшем селе Тишково, которое почти со всех сторон омывается водами Пестовского водохранилища.

Впервые село упоминается в документах середины XVI века как вотчина Степана Квашнина-Тишкова. Затем оно было пожаловано боярам Собакиным – родственникам третьей жены Иоанна Грозного.

При Петре Собакине село подверглось перестройке в модном тогда готическом стиле. Тогда же была построена и церковь Всемилостивейшего Спаса. Казавшаяся небольшой, она тем не менее вмещала полторы сотни человек. Сюда шли помолиться не только жители Тишкова, но и ближайших деревень – Кстинина, Ракова, Утешкина.

Дождь поливал всех и вся. Прихожане со свечами в руках стояли на уцелевших фрагментах подвальных сводов, как на островах

Известно, что в этом храме в конце августа 1854-го обвенчались молодой ученый-ботаник Андрей Бекетов и Елизавета Карелина – будущие дедушка и бабушка поэта Александра Блока.

Увы, в 1930-е годы практически все тишковские сооружения были разобраны на кирпичи. Много лет местные жители мечтали о возрождении духовной жизни в селе. И эта мечта обрела уже зримые формы. В декабре 1996 года над широкой гладью Тишковского залива поднялся величавый белоснежный храм в честь Святителя Николая Чудотворца, освященный архиепископом Можайским Григорием.

Однако внутренние работы по благоукрашению церкви еще не завершены. Над росписью стен на протяжении шестнадцати лет неустанно трудится художница Валентина Елисеева. Большая часть фресок уже готова. И манера иконописца, и особый колорит росписи, надо сказать, производят сильное впечатление.

Сейчас мы видим в храме резной трехъярусный иконостас, на который заменили первоначальный – небольшой по размеру. Благодаря спонсорской помощи появились красивые киоты для Богородичных икон (Боголюбской и Успенской), почти полностью обновился набор колоколов.

– Наша община хоть и небольшая, но очень сплоченная, – рассказывает настоятель храма протоиерей Сергий Купцов. – И далеко не все прихожане – местные жители. Многие приезжают из Пушкина, Правдинского, даже из Москвы. Говорят, в нашем храме ощущается особая благодать.

В приходе уже стало традицией совершать однодневные паломнические поездки, причем прихожане, как правило, сами предлагают маршруты и берут на себя организационные хлопоты. Они уже побывали в Троице-Сергиевой Лавре, Оптиной Пустыни, Ярославле, Владимире.

…Колокольный звон Никольского храма в любую погоду напоминает округе о любви Божией к людям, о покаянии. А дорогу к уничтоженной когда-то тишковской Спасской церкви указывает липовая аллея старинного усадебного парка.

Памятный знак в Михалеве

Прихожанами храма в Тишкове издавна числились крестьяне деревни Михалево. Когда-то там была своя небольшая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, но она сгорела в 1839 году и ее земли перешли к тишковскому причту. Через несколько лет в Михалеве поставили деревянную часовню, куда поместили иконы сгоревшего храма. Это сооружение простояло до 1930-х годов.

Некоторое время назад по инициативе здешних жителей и с благословения протоиерея Сергия Купцова на берегу Михалевского залива был сооружен памятный знак. Теперь каждый год 21 сентября батюшка совершает здесь молебны в честь Рождества Пресвятой Богородицы и молится о тех, кто сгинул в сталинских лагерях на строительстве Пестовского водохранилища.

С 1877 г. – Ельдигино во владении фабрикантов Армандов.

Е.И. Арманд - крупный российский капиталист, получивший от царя звание "Почетный гражданин Российской империи". Этот обрусевший француз стал владельцем огромной территории от современного поселка Правдинский до г. Дмитрова.

Главой торгового дома «Е. Арманд с сыновьями» был Евгений Евгеньевич Арманд. За одного из его детей, Александра Евгеньевича, и вышла замуж Инесса Стеффен, когда ей исполнилось19 лет. Венчание состоялось в Никольской церкви села Пушкино в 1893 году. Этот микрорайон и носит отныне имя Арманд.

Отцом Инессы был известный в свое время французский оперный певец Теодор Стеффен - он выступал под псевдонимом Пеше Эрбанвиль. У него и актрисы Натали Вильд, полуфранцуженки-полуангличанки, было три дочери. Инесса-Елизавета, старшая, родилась 8 мая 1874 года (есть данные, что Натали к этому времени еще не была замужем за Стеффе-ном). Через несколько лет Стеффен умер, оставив вдову без средств. Натали ушла со сцены и кормила семью, давая уроки пения. Но денег не хватало, и старших дочек - Инессу и Рене - отправили к тетке. В Москву. Тетка была гувернанткой в богатейшей семье обрусевших французов Армандов - преподавала музыку и французский язык. Семье Армандов, известных московских промышленников-мануфактуристов, принадлежала крупная ткацкая фабрика в Пушкине, поместья и доходные дома. Глава семьи, Евгений Евгеньевич Арманд, потомственный почетный гражданин, относился к высшей промышленной аристократии России. У него было три сына - Александр, Владимир и Борис. Девочек Стеффен радушно приняли в семье Армандов. Рене и Инесса свободно говорили на трех языках - французском, английском и русском, немного знали немецкий, прекрасно музицировали. У них было прекрасное образование - недаром их воспитывала тетка-учительница. Инесса в 17 лет выдержала экзамен на звание домашней учительницы. Кроме того, обе сестры были на редкость хорошенькими и обладали французским шармом и обаянием, редким у русских девушек.

Братья Арманд не устояли. Александр увлекся Инессой, а младший Борис - Рене. Конечно, сестры Стеффен были совершенно неподходящей партией для юношей из семьи Армандов: неясного происхождения, иностранки, бесприданницы, иного вероисповедания... Но родители юношей не возражали: Арманды были известны своими либеральными взглядами и полюбили Рене и Инессу, как родных дочерей. Венчание Александра Евгеньевича Арманда и Инессы-Елизаветы Стефан (так писали ее фамилию в российских документах) состоялось в Пушкине 3 октября 1893 года. Инессе было 19 лет, ее супруг был на два года старше. Прелестная, полная жизни юная француженка и мягкий, обаятельный, благородный Александр составили прекрасную пару.

Фото с panoramio.com

Троицкий храм построил в традициях раннего петровского барокко в 1735 г. князь Александр Борисович Куракин по обещанию своему отцу. В то время в Ельдигино стояла деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, с приделами во имя святого пророка Илии и преподобного Макария Желтоводского, «да при дворе вотчиниковом церковь св. вмч. Анастасии Узорешительницы». Церковь обветшала, и князь Борис Иванович построил новую деревянную с прежним названием. В 1727 г. князь Куракин умер в Париже и в духовном завещании передал храму деньги в сумме 20 тыс. руб.

Выполнив завещание отца, наследник вотчины сын Александр возвел великолепный каменный храм во имя Живоначальной Троицы с приделами во имя святого пророка Илии и великомученицы Анастасии. В том же 1735 г. храм освятили.

В 1842 г. владелец усадьбы Любимов к храму пристроил колокольню.

Службы в храме совершались постоянно до 1937 г., затем храм закрыли и использовали как склад.

С момента закрытия храм не реставрировался, поэтому дошел до наших дней в полуразрушенном виде.

В 1992 г. церковь передали верующим. Произведен ремонт большей части храма. Богослужения в храме совершаются постоянно. Имеется воскресная школа, библиотека.

Настоятель - протоиерей Александр Грузинов.

Источник - http: //www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=630

Троицкий храм, сохранившийся до наших дней, был построен в традициях раннего петровского барокко в 1735 г. князем Александром Борисовичем Куракиным по обещанию отцу своему Борису Ивановичу Куракину. Усадьбой Ельдигино княжеский род Куракиных владел более ста пятидесяти лет, начиная с 1662 г. Многие представители этого аристократического рода, восходящего по преданию к литовскому князю Гедемину и киевскому князю Владимиру Святому, были европейски образованы и вошли в историю, благодаря ярким дипломатическим дарованиям.
Достоин упоминания тот факт, что уже в XVI в. Куракины имели свое семейное древлехранилище, помещавшееся сначала в их кремлевских хоромах, стоявших на месте Большого Кремлевского дворца, затем в новом доме на Большой Лубянке, а впоследствии - при родовой усадьбе на Новой Басманной улице.


Князь Борис Иванович был выдающимся дипломатом и писателем своего времени. С 1684 г. он владел усадьбой Ельдигино, доставшейся ему от деда – князя Григория Семеновича Куракина, который был близок к царю Алексею Михайловичу, состоял воеводой г. Севска, а в 1662-1663 гг. отражал нападение крымских татар и принимал участие в последующих службах на южной окраине России. В то время в Ельдигино при нем стояла деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, старая и ветхая, с пределами св. пророка Илии и прп. Макария Желтоводского, да при дворе вотчиниковом – церковь св. мученицы Анастасии Узорешительницы, а при церквах – поп Федор да дьячок Григорий Андреев.

После смерти деда князь Борис Иванович приводит имение в надлежащий порядок, а на месте ветхой церкви строит новую, деревянную, с сохранением прежнего названия. В этом же году, по прошению князя, в синодальном казенном приказе значится разрешение Куракину на постройку новой церкви. Для этого Борис Иванович из своей вотчины отвел тридцать десятин земли и сенные покосы. В 1727 г., находясь за границей, князь умирает в Париже и в духовном завещании передает деньги в сумме двадцати тыс. рублей.

Итак, выполнив завещание отца, наследник вотчины сын Александр строит великолепный каменный храм во имя Живоначальной Троицы с пределами св. пророка Илии и св. великомученицы Анастасии. В том же 1735 г. храм был освящен.

В 1842 г. владельцем усадьбы, советником Любимовым, к храму пристраивается колокольня, а в 1877 г. усадьба продается почетному гражданину фабриканту Евгению Евгеньевичу Арманд.
Купив усадьбу, новый владелец сразу занялся приведением ее в порядок. Была заново окрашена кровля храма, а в 1883 г. стены его были расписаны в духе академического направления русской религиозной живописи, богослужения совершались постоянно до 1937 г., затем храм был закрыт и использовался как склад.

С 1992 г. двери храма вновь открылись для прихожан. Весь разрушенный, без кровли и пола, без дверей и окон, без паперти и колоколов, осунувшийся и темный – таким он предстал перед отцом Александром Грузиновым, «потомственным прихожанином» этого храма. Сюда ходила его бабушка, здесь крестили его отца, из этих мест ушел на фронт его дед, в числе погибших его имя выбито на местном обелиске. Некогда сияющий и величественный, теперь же совершенно опустошенный, смотрел храм черными глазницами окон на батюшку.

Миром Господу помолимся!..

Начало всех начал – молитва вновь зазвучала под обвалившимися сводами.

Первую Троицу встречали под зонтиками и, поскольку крыши не было, дождик щедро поливал всех прихожан. Зато Пасху пели около жаркой печки «буржуйки». Людей – полный храм. Батюшка очень переживал: пола-то нет! Стоит народ на остатках подвальных сводов, как на островках, в руках свечи – необычайно торжественно при свете свечей все вокруг преобразилось, словно нет никакой разрухи и мы в XVIII веке…

В 1994 г. вышла в свет первая приходская газета под названием «Приходские вести», открылась Воскресная школа.

Постепенно стараниями настоятеля, прихожан, спонсоров и строителей храм поднялся из руин. Выросла Воскресная школа, наряду с взрослым клиросом появился детский хор.

С 2002 г. начала действовать библиотека и видеокласс, стало возможным для детей устраивать летний лагерь дневного пребывания. На базе Воскресной школы сформировался детский экологический отряд, который объявил войну мусору во всем поселении. За свои труды от администрации села Ельдигино ребята были награждены экскурсионными поездками. Идею экоотряда подхватила и Ельдигинская средняя школа, которая находится в тесном сотрудничестве с Воскресной школой. Так что с 2006 г. стали возможными интегрированные уроки по истории и литературе с углубленным изучением православной культуры.

При храме также действует отдел помощи малоимущим. На праздник Рождества Христова - и это уже традиция - силами Воскресной школы и клироса устраивается елка с подарками для детей, а во время колядования, которое устраивает молодежь клироса обязательно один из дней посвящается посещениям болящих и стариков, которым также вручаются подарки.

С 1995 г., по просьбе командования военного городка Софрино-1 и проживающих в нем людей, батюшка принял окормление и этого населенного пункта. В хлебном магазине начала действовать церковная лавка, прямо в магазине батюшка беседовал с жителями, отвечал на вопросы, советовал, утешал. Все требы совершались в солдатском клубе и на дому. С 1996 г. назревал вопрос о строительстве храма, но финансовый кризис подорвал возможности потенциальных спонсоров, и сил хватило только на сторожку, куда впоследствии перенесли церковную лавку. Здесь же организовалась Воскресная школа сначала для взрослых, а позднее и детская. А недавно был ископан колодец, где служатся молебны. Анализ же воды показал, что вода чистейшая, как в природном источнике.

По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в настоящее время начато строительство приписного храма во имя благоверного князя Димирия Донского.

Адрес и телефон храма: Московская обл., Пушкинский р-н, с. Ельдигино. Тел.8-496-531-43-30

Как доехать общественным транспортом: От. ст.Правда Ярослав.ж.д. авт.№ 25,32 до ост. Ельдигино. От ст. Зеленоградская Ярослав.ж.д. авт.№ 37 до ост. Ельдигино.

Как доехать на машине: По Ярославскому шоссе до указателя "Правда" через ж/д переезд до Ельдигино. Либо по Ярославскому шоссе до указателя "Зеленоградская" через ж/д переезд до Ельдигино.

Расписание богослужений: Воскресные и праздничные дни:

Вечернее богослужение в 16:00

Утреннее богослужение в 8:00

В 1638 г. село было во владении боярина (с 1638 г.), князя Юрия Андреевича Сицкого (ум. 1644).

В 1618-1622 гг. он на царских обедах "смотрел в большой стол и вина наряжал", в 1619-1620 гг. был рындой при приёмах посла бухарского хана, шведского посланника и посла китайского богдыхана, в 1620, 1633 и 1635 гг. - возницей у царя в поездках на охоту и на богомолье.

В 1635 г. он - чашник, в 1638 г. боярин, в 1639 г. воевода в Астрахани.

В 1640 г., как наместник Нижегородский, принимал датского посла, в 1642 г. - воевода в Веневе, в 1642-1643 гг. присутствовал в Разбойном приказе.

В 1643 г. князь Сицкий встречал датского королевича Вальдемара. Князь был женат на Фетинии Владимировне, урождённой княжне Бахтеяровой-Ростовской. После смерти мужа она владела селом и построила новую церковь.

В 1651 г. была мамкой царевны Евдокии Алексеевны, а затем приняла монашество и схиму в Вознесенском монастыре в Московском Кремле с именем Феодосии, скончалась в 1672 г.

В 1904 г. Арманд вступила в РСДРП. Владимир, по отзыву его знавших, редкой души человек, хорошо образованный, сопровождап Инессу в ссылки, заботился о ней. Потерял здоровье и в 1909 г. умер. В том же году Инесса Арманд познакомилась с В.И. Лениным и стала близким ему человеком.

Арманды любили Инессу и сохраняли добрые чувства к ней до конца дней, но она принесла им много горя.

Развод Инессы с Александром не был оформлен, детей воспитывали вместе, постоянно переписывались, Александр вносил залог и выручал Инессу из тюрьмы, куда она попадала за революционную деятельность, помогал налаживать подпольную работу в Пушкино.

В 1907 г. Евгений Евгеньевич Арманд с супругой посещали содержавшуюся под стражей в Пречистенском полицейском доме невестку. В годы первой революции Александр оставил работу в земстве и городской Думе. В японскую войну он был на Дальнем Востоке уполномоченным по заведованию санитарным отрядом г. Москвы. Во время декабрьского восстания доставил восставшим партию оружия.

В 1907 г. стал директором Пушкинской фабрики, в 1908 г. арестован и сидел около трёх месяцев в Таганской тюрьме по обвинению в организации на своей фабрике забастовки. По выходе из тюрьмы уехал со старшими сыновьями во Францию, где учился красильному делу (1909-1910). По возвращении в Россию работал на фабрике в красильном отделении. Вернувшаяся нелегально в Россию Инесса была арестована в 1911 г. А.Е. Арманд внёс за неё залог и помог скрыться за границу.

В 1915 г. он работал в Земском союзе заведующим авторемонтным заводом, после Февральской революции ушёл с завода.

В 1918 г. по приглашению рабочих трудился на том же заводе выборным заведующим.

В 1918 г. из-за невозможных квартирных условий и болезней членов семьи переехал на жительство в Алёшине

С 1918 г. Инесса Арманд возглавила отдел работниц при ЦК РКП(б). Осенью 1920 г. её послали на лечение на Северный Кавказ, где она заболела холерой и умерла, похоронена на Красной площади в Кремлевской стене.

Анжелика Балабанова, секретарь Коминтерна, так описывала свои впечатления от похорон Инессы Арманд: "Я искоса поглядывала на Ленина. Он казался впавшим в отчаяние, его кепка была надвинута на глаза. Небольшого роста, он, казалось, сморщился и стал ещё меньше. Он выглядел жалким и павшим духом. Я никогда ранее не видела его таким. Это было больше, чем потеря "хорошего большевика" или хорошего друга. Было впечатление, что он потерял что-то очень дорогое и очень близкое ему и не делал попыток маскировать это... Его глаза, казалось, исчезли в болезненно сдерживаемых слезах. Всякий раз, как движение толпы напирало на нашу группу, он не оказывал никакого сопротивления толчкам, как будто был благодарен за то, что мог вплотную приблизиться к гробу".

В 1937 г. храм был закрыт, использовался как склад.

В 1992 г. возвращён верующим и восстановлен.

В нескольких километрах от Ельдигина находится с. Семёновское, в котором до 1970-х гг. стояла деревянная церковь Богоявления, построенная в 1673 г. на пустоши Подберезники рядом с с. Архангельское-Тюриково (с. Новоархангельское Мытищинского района). Церковь относится к типу "клетских".

В начале XVIII в. в Архангельском построили новую, а старую отдали на "погорелое место" в с. Семёновское.

В XIX в. сруб обшили тесом, к трапезной пристроили колокольню, храм покрыли железом.

В 1970-х гг. и сама церковь вывезена в Воскресенский НовоИерусалимский монастырь , в Музей деревянного зодчества, и перестроена до неузнаваемости (сломана колокольня, пристроены галерея и новая глава.

На дороге из Ельдигина в Тишково, при слиянии рек Олыианки и Вязь, в д. Раково в 1896 г. архитектором Борисом Николаевичем Шнаубертом (1852-?) на средства семьи Арманд была построена каменная часовня (разрушена в советское время).

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода