Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Эта церковь по внутреннему устройству. Православный храм, его устройство и внутреннее убранство

Храм как сооружение культа занимает особое место в любой культуре. Обычно с ним связываются, так или иначе, все основные события жизни людей – рождение, похороны, свадьбы, крещение и т.д. Для русской культуры такими знаковыми сооружения являются храмы, их историю, значение и роль для страны мы и разберем в этой статье.

История храма как сооружения

Древние культуры и античное время определяли храм как жилище своего божества. Такие сооружения и возводились по принципу человеческого дома. В нём главное место занимала та или иная фигура бога, имелось отдельное место для принесённых этому божеству даров. Вход в такой храм для человека был под запретом, на него можно было смотреть снаружи и лишь изредка заглядывать внутрь, чтобы лицезреть его божественную статую.

Напротив, в христианстве храм изначально не позиционировался как Дом Бога, а лишь как место для молитвы верующих. Эта идея шла еще от ветхозаветной традиции «мобильной» скинии, т.е. переносной постройки, в которой иудеи хранили самое святое – ковчег Завета. К тому же христианский Бог мыслился как надмирный Образ, стоящий вне его границ.

— как можно было построить дом такому Богу? Если весь мир не может вместить в себя Его, то, как рукотворный дом — сможет?

Для первых христиан Бог жил в сердце человека.
Однако со временем христианство обретает и «государственные» черты, становясь . Тогда и поднимается вопрос об определении места для всеобщих молитв, т.е. вопрос возведения храма.
Для первых культовых сооружений христиане начинают использовать светские строения — позднеантичные базилики. Так в 4-5 вв. н.э. возникают первые христианские храмы. Надо запомнить, что для этих целей культовые сооружения не возводились, а лишь приспосабливались.

Описание первого храма христиан

Античные базилики были достаточно просторными помещениями, чего, собственно, от них и требовалось. Эти сооружения представляли собой прямоугольные строения, у которых был высокий центральный неф (определялся как два света) и два боковых — пониже. В базилике соответственно и размещается символика христианского общества, состоящая из:

Оглашенных
Верных
Пастырей

По такому же принципу разворачивается и весь ансамбль храма:

Двор (атриум)
Помещение у входа (нартекс)
Основное помещение (наос)
Святое место (алтарь, апсида)

Это расположение символизировало сакральное движение верующего к Богу, идущее от входа (запад) к алтарю (восток). Данное направление было сохранено и в других типах храмов, особенно православных.
Таким образом, первые христианские храмы открывали верующим не «статику почитания» языческого божества, а «динамику» движения к Богу, выраженную в пластике пространственных форм.

Можно подытожить:

Храм в религиозно-направленной культуре (теоцентричной) становится центральным сооружением и воплощением её основных идей миропонимания. Иными словами, храм воспроизводит определенную этой культуры.

Например, по виду жилого строения и его внутреннего антуража, интерьера мы можем представить себе живущего в нем человека.

Так и храм «олицетворял» свойственные христианской культуре:

  • теологические (религиозные доктрины),
  • космогонические (происхождение мира) представления.

Идея православного храма и её история

Однако именно «несостывка» таких идей миропонимания в христианской культуре с обликом первых базилик привела, в том числе, к дальнейшему развитию идеи православного храма. (). Надо сказать, что эта идея тщательно разрабатывается уже с 5-го века и появляется одной из первых в новых церковных доктринах христианства.
Эта «несостыковка» имела следующую проблему. По словам Господа, Его престол – это небо, т.е. стремясь к Богу, верующие обращают взоры наверх. Значит, основное направление движения должно быть не горизонтальное (как в базилике), а вертикальное! В храмах же той поры крыша была плоской и словно загораживала от взгляда верующего само небо.
Появляется вопрос купола, который бы символизировал идею небесного престола Бога. Идея купола не была абсолютно новой тогда, её уже воплотили в античном Пантеоне Рима.
Кроме этого, так мог визуально решиться дуализм христианского миропонимания, который делил время и пространство в сознании человека на две основные части мира:

Дольную (земную)
Горнюю (небесную)

Это деление было изначально иерархичным, т.е. выраженным именно по вертикали: главное – там, а не здесь — на земле. То время и пространство превосходит этот век человека. Эта аксиома и выражала главный хронотоп всей культуры христианства Средних веков.

Храм Софии Константинопольской

Он нашёл выражение в первом принципиальном культовом сооружении того периода – Константинопольской Софии. Это все ещё была базилика, но уже купольного типа. Храм имеет купол 36 — метрового диаметра, расположенного на 55-метровой высоте, который зримо выражает идею неба и небесного престола Бога.

К слову, этот храм остался уникальным по своему типовому решению купольной базилики, такого больше не строили.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

29 января 2007 года правительство Российской Федерации распоряжением № 89-р передало в собственность Калужской епархии Русской Православной Церкви девять объектов церковной недвижимости, являющихся памятниками истории и культуры федерального значения.

Ниже приводятся краткие исторические сведения и описание переданных сооружений.

1. Церковь Георгиевская «за верхом» (г. Калуга, ул. Баумана, 14)

Окончание постройки существующего каменного храма относится к 1701 г. По преданию, он был построен калужским земским старостой Иваном Кирилловичем Коробовым. Название храма связано с топографическими особенностями города — слово «верх» на местном крестьянском наречии означало овраг, следовательно, прибавление «за верхом» означает «за оврагом».

Двухэтажный каменный храм с шатровой колокольней издалека привлекает внимание стройностью пропорций и богатыми архитектурными деталями. Он выполнен в стиле построек времен Алексея Михайловича или в стиле «московского барокко». Корпус и наружная отделка сохранились почти полностью. Храм пятиглавый, имеет форму полукорабля, высотой около 43 м, длиной чуть более 32 м, по бокам верхнего этажа — галереи, покоящиеся на четырех романских арках, через которые проходит свет в окна нижнего этажа. Галереи сначала были открытыми, но в конце 1776 г. покрыты кровлей, которая держится на пяти четырехугольных колоннах с каждой стороны. После Великой Отечественной войны галерея была полностью застеклена. На галереи и в храм второго этажа ведут с обеих сторон лестницы, перила которых образуют балюстраду из балясин с кубиками. Главный вход в нижний храм был «из-под колокольни», о чем свидетельствует арка в первом ярусе колокольни, ныне заложенная.

Наружные стены верхнего храма украшены крестами. Храм обведен зубчатым поясом в пять кирпичей на угол. В стенах верхнего храма есть голосники. Кровля храма четырехскатная, увенчанная пятью главками. Кокошники в верхней части фасадов четверика укреплены раковинообразными вставками. Просторный алтарь сохраняет традиционную трехапсидную форму, но более сглаженную. Отделка дверей как в нижнем, так и в верхнем храме, выполнена в русском стиле из мячковского камня. Двери остаются в неприкосновенности, раскрашенными, как были.

Верхний этаж занимает всего один придел — во имя Воздвижения Креста Господня. В нижнем этаже 3 придела: главный — во имя великомученика Георгия Победоносца, южный — во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и северный — во имя Иоанна Предтечи. Южный и северный приделы в нижнем храме были устроены в 1824 г. Верхний храм расписан, как показывает надпись в алтаре и на стенах, в 1766-1767 гг. В 1880-1881 гг. она была промыта и подновлена, с сохранением древнего канона. Позднее ее также неоднократно подновляли, так что сейчас трудно судить о качестве росписи 20-х гг. XVIII в. Нижний храм был расписан в начале XX в. Трапезная часть нижнего храма вновь расписана в 1999 г. иконописцами Калужской епархии.

Пятиярусный иконостас верхнего храма относится к 1770-1780 гг. Большинство икон в иконостасе верхнего храма, были написаны специально для него. В нижний же храм, по окончании строительства каменного собора, иконы для трехъярусного иконостаса были перенесены, по преданию, из прежнего деревянного храма. И если судить по двум реставрированным иконам нижнего храма — великомученика Георгия Победоносца и великомученицы Параскевы Пятницы, датируемым специалистами концом XVI — началом XVII вв. — то это предание можно считать достоверным.

Колокольня Георгиевского собора — один из самых блестящих образцов распространенного в XVII в. архитектурного типа. Трехъярусный четверик легко несет восьмигранную звонницу, завершенную высоким шатровым верхом. На крыше колокольни симметрично расположены двойные четырехугольные и круглые пролеты слуховых окон. Нижний ярус колокольни укреплен контрфорсом, т.е. поперечной вертикальной скошенной стенкой, придающей архитектуре храма вид древней крепостной стены. Во втором и третьем ярусах есть оконца: 2 оконца во втором и одно в третьем. Наличники окон украшены небольшими колонками.

С 1926 по 1999 гг. собор являлся кафедральным. В феврале 1940 г. Георгиевский собор был ненадолго закрыт, вновь открыт в том же 1940 г.

В 1950 г. в соборе был тщательно заделан купол, подновлена роспись и промыта и восстановлена стенная живопись. К празднованию тысячелетия Крещения Руси в храме был произведен ремонт. Снаружи весь храм был подштукатурен и окрашен в красный цвет, была перекрыта крыша, включая и купола. Вместо обветшавшего центрального креста над куполом был поставлен новый, который был вскоре позолочен. Вся настенная живопись верхнего храма была промыта и подновлена, местами написана заново, на западной стене алтаря были выполнены новые росписи. Посередине — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, с правой стороны — великомученик Георгий Победоносец и преподобный Пафнутий Боровский, с левой — праведный Лаврентий Калужский и преподобный Тихон Калужский. В это же время иконостас, киоты и все храмовые иконы были отреставрированы.

В соборе находится главная святыня Калужской земли — чудотворная Калужская икона Божией Матери. Из икон нижнего храма особо почитаются: икона Божией Матери «Утоли моя печали» (была написана по заказу купца Сысоева, получившего чудесное исцеление за границей в Кенигсберге), икона святителя Николая Чудотворца, икона Спасителя, иконы великомученика Георгия, святых мучеников Гурия, Самона и Авива, великомученицы Параскевы Пятницы.

В верхнем храме одной из почитаемых является Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1740 г. иконописцем Семеном Фалеевым. В алтаре хранился напрестольный крест с частицами мощей девяти Печерских святых. С 1960 г. собор является памятником архитектуры и градостроительства республиканского значения (постановление СМ РСФСР № 1327 от 30.08.1960г.).

25 сентября 1991 г. Калужский областной совет народных депутатов принял решение № 380 о передаче храма (в числе нескольких других) Калужской епархии Русской Православной Церкви. В настоящее время при храме действует Местная православная религиозная организация-учреждение Свято-Георгиевский собор в г. Калуге, совершаются богослужения.

2. Церковь Никольская «на козинке» (г. Калуга, ул. Николо-Козинская (бывшая ул. К. Цеткин), 33)

Храм был построен на общественные деньги в 1775-1779 гг. Первоначально он был небольшим однопрестольным. В 1844 г. к нему была пристроена трапезная часть с двумя приделами — в честь Тихвинской иконы Божией Матери и Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, а также колокольня.

Храм сооружен в стиле провинциального классицизма. К двухсветному четверику, перекрытому крестовым сводом и увенчанному одной главой, примыкает широкая алтарная апсида с полуциркульным сводом и боковыми разгрузочными арками. От храма алтарь отделен глухой каменной стеной с тремя арочными проходами. Трапеза и колокольня выстроены в стиле эклектики. Храм кубической формы (без трапезы) покрыт на четыре ската полукруглым шатром. Колокольня трехъярусная, в виде массивного столба, увенчанного большой главой в форме луковицы.

Своим благоустройством храм был во многом обязан калужскому мещанину Ф.А.Извекову, церковному старосте, пожертвовавшему в пользу храма из личных средств 600 руб. В 1899-1900 гг. на его деньги была отремонтирована трапезная, заново расписаны стены храма (эти росписи сохранялись до 1983 г.), вызолочены иконостасы, в 1905-1906 гг. полы были покрыты метлахской плиткой. В 1848 г. при храме была открыта церковноприходская школа.

В храме сохранились все иконостасы. Главный — высокий, пятиярусный, выполнен в конце XVIII в. Большинство икон написаны в древнерусской традиции, но в живописи чувствуется западное влияние. Невысокие двухъярусные иконостасы приделов наряду с иконами XIX в. содержат и более ранние. В местном ряду главного иконостаса находится древняя, покрытая поздней живописью храмовая житийная икона святителя Николая, перенесенная еще из прежнего деревянного храма. Эта икона особо почитается прихожанами. Кроме того, в храме находятся иконы в киотах из закрытых калужских храмов. Перед правым клиросом, у солеи, помещена икона Благовещения Пресвятой Богородицы, первой половины XVIII в., из разрушенного Благовещенского храма.

К чтимым иконам храма также относятся: икона святителя Николая, помещенная в иконостасе Тихвинского придела, Калужская икона Божией Матери, Казанская икона Божией Матери; икона Божией Матери «Утоли моя печали»; икона мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива; Корсунская икона Божией Матери; икона святых Зосимы и Савватия Соловецких.

В годы советской власти в храме сменилось несколько настоятелей. С 17 июля 1935 г. настоятелем был священномученик Иоанникий (Дмитриев, †10/23 ноября). С 10 октября 1935 г. до 17 октября 1936 г. храм был закрыт и использовался под склад «Заготзерно». Затем в нем до 1939 г. находилась кафедра обновленческого «архиерея» А.И.Расторгуева. В ноябре 1941 г., когда храм был передан Православной Церкви, его настоятелем был назначен священник Георгиевского собора протоиерей Иоанн Сергеевич Соловьев. В середине января 1942 г. Никольский храм был снова закрыт и возвращен Церкви 1 июня 1945 г.

25 сентября 1991 г. Калужский областной совет народных депутатов принял решение № 380 о передаче храма (в числе нескольких других) Калужской епархии. В настоящее время при храме действует Местная православная религиозная организация приход в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских в г. Калуге, совершаются богослужения.

3. Церковь Иоанна Предтечи (г. Калуга, ул. Московская, 30)

Храм был построен в 1735 г. на месте деревянного. В 1754 г. сильно пострадал во время пожара, который уничтожил значительную часть городских строений. Тогда почти полностью выгорело и все внутреннее убранство и иконы храма. Уцелел только образ Иоанна Крестителя. Храм был восстановлен в 1763 г. на средства, собранные стараниями священника Никиты Егоровича Попова и прихожан. Тогда же к нему было пристроено 2 придела — один во имя Сергия Радонежского, другой — во имя мучеников Гурия, Самона и Авива. Для внутренней отделки храма использовался искусственный мрамор разных цветов.

В конце XIX в. в храме производился ремонт, в ходе которого были заново расписаны его стены, а пол покрыт паркетом. В основу росписи были положены копии с изображений в храме Христа Спасителя в Москве и во Владимирском соборе Киева. Семиярусный иконостас был переписан на новом полотне, но на старых досках по рисункам художников Васнецова, Нестерова, Маковского и Сорокина. Особо почитались прихожанами древняя икона Иоанна Предтечи и икона мучеников Гурия, Самона и Авива.

Извне храм величественный, обильно орнаментированный. В основании главной его части лежит четырехугольник с многочисленными окнами. В верхней части четырехугольника по углам расположены четыре маленькие главки, скрывающие переход к ротондообразному верху, увенчанному круглым куполом. Единственная глава усеяна звездами на голубом фоне. Трехъярусная колокольня в готическом стиле построена в 1784 г. На углах первого и второго ярусов установлено по 3 колонны, только во втором они соединены стрелкой. Верхний ярус был переделан во время ремонта в 90-х гг. XIX в.

В 1929 г. храм был закрыт (по другим источникам был закрыт в 1934 г.), т.к. община была не в состоянии провести капитальный ремонт. В середине 50-х гг. XX в. был разобран алтарь храма, выходящий на Московскую улицу, как «мешающий проезду автотранспорта». С 1960 г. храм Иоанна предтечи является памятником архитектуры и градостроительства республиканского значения (постановление СМ РСФСР № 1327 от 30.08.1960г.). До 1995 г. в храме находился колледж культуры. 7 августа 1995 г. храм был передан Калужской епархии по акту приема-передачи. 15 августа 1997 г. между Дирекцией по охране, реставрации и использованию памятников и земель историко-культурного назначения и Калужской епархией Русской Православной Церкви был заключен договор № 1-п о сохранности и использовании недвижимого памятника истории и культуры религиозного назначения. В настоящее время при храме действует местная православная религиозная организация-учреждение Архиерейское Подворье — храм в честь Святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в г. Калуге, совершаются богослужения.

4. Церковь Жен-Мироносиц (г. Калуга, ул. Кирова, 21)

Храм построен по плану Губернского архитектора Ясныгина, а колокольня по плану Губернского архитектора Соколова. Строительство храма на месте прежнего обветшавшего было начато в 1798 г. и окончено в 1804 г. В 1818 г. началось возведение новой колокольни, строительство которой было завершено в 1833 г. В 1851 г. была сооружена западная паперть, поставлена каменная ограда с железными решетками.

Храм построен ротондой, увенчанной круглым византийским куполом, над которым возвышается глава на сквозном трибуне. Боковые входы в храм украшены портиками с колоннами дорического ордера. Такой же портик имеется над главным окном алтарной апсиды. Трапезная часть храма с обеих сторон окружена колоннадами из четырех раздельных колонн с парапетами, в центре которых вделаны полукруглые ниши.

Трехъярусная колокольня присоединена к храму. Первый ярус четырехугольный, с портиками с каждой стороны; колонны смешанного ордера — ионического, в капителях переходящего в коринфский. Второй ярус круглый, по краям сквозных арок параллельно нижним поставлены ионические колонны. Третий ярус такой же, как второй. Высота колокольни вместе с крестом составляет 87 м. Главный престол храма освящен в честь святых Жен Мироносиц, приделы — во имя Казанской иконы Божией Матери (1800 г.) и во имя Сретения Господня (1809 г.).

25 сентября 1991 г. Калужский областной совет народных депутатов принял решение № 380 о передаче храма (в числе нескольких других) Калужской епархии. В настоящее время при храме действует местная православная религиозная организация приход в честь Святых Жен-Мироносиц в г. Калуге, совершаются богослужения.

5. Церковь Параскевы Пятницы (г. Калуга, ул. Труда, 1А, Пятницкое кладбище)

В 1780 г. в северной части г. Калуги было устроено общее кладбище. Сейчас здесь сохранилось много надгробных памятников XVIII-XIX вв., имеющих историческую и архитектурную ценность. К Пятницкому некрополю территориально примыкает Мемориальное воинское кладбище, где похоронено более 4000 человек, погибших в Великой Отечественной войне.

На центральной аллее Пятницкого кладбища стоит храм в честь святых апостолов Петра и Павла. Он был перенесен сюда в 1780 г. на общественные деньги и именовался тогда в честь великомученицы Параскевы Пятницы. Это название дало имя и всему некрополю.
Храм сооружен в «итальянском стиле»: одноглавый четверик, фасады которого украшены аркадами и пилястрами, с трапезной и колокольней по одной продольной оси. Во второй половине XIX в. с северной и южной сторон колокольни были сделаны небольшие одноэтажные пристройки с плоскими перекрытиями. Главный престол храма освящен в честь святых апостолов Петра и Павла, а придел — в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы, икона которой была перенесена из прежнего храма. В 1877 г. на деньги надворного советника Ивана Иосифовича Жураковского был построен и освящен придел во имя Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
При храме находилась Пятницкая богадельня, основанная в 1793 г. Здесь же рядом была открыта бесплатная столовая и организован бесплатный амбулаторный прием больных. В 1900 г. на воинском кладбище был построен храм в честь святителя Николая. Сейчас на месте этого храма находится памятник Воину-освободителю.

В 1929 г. храм был закрыт и приспособлен под складские помещения. С 1960 г. в нем расположилась мастерская Горупкоопхоза по производству гробов, венков и сушке древесины. 25 сентября 1991 г. Калужский областной совет народных депутатов принял решение № 380 о передаче храма (в числе нескольких других) Калужской епархии. Сейчас храм полностью восстановлен. С 1995 г. Пятницкий храм охраняется государством как памятник архитектуры и градостроительства (Указ Президента РФ № 176 от 20.02.1995г.). В настоящее время при храме действует местная православная религиозная организация приход в честь Святых апостолов Петра и Павла в г. Калуге, совершаются богослужения.

6. Церковь Бориса и Глеба (г. Боровск, ул. Коммунистическая, 102)

Борисо-Глебский храм с трапезной и приделом в честь преподобного Пафнутия Боровского построен прихожанами в 1704 г. Колокольня возведена в 1819 г.

Каменный пятиглавый храм имеет богатые кирпичные детали внешней отделки: четверик храма декорирован двумя поясами многорядных карнизов, углы акцентированы колоннами-дудочками, оконные проемы украшены нарядными наличниками, а входы — перспективными порталами. Надстройка основной части храма увенчана карнизом с четырьмя ложными кокошниками и фризом с глубоким рельефом и узором уложенных по-разному кирпичей, отчего кажется значительно выше. Изящная четырехъярусная колокольня с пилястрами в нижнем ярусе и парными колонками между арками звона во втором и третьем ярусах венчается маленькой главкой на тонком, кажущемся хрупким барабане. В ночь под 21 июня 1889 г. в результате пожара сгорели главы, купол и крыша храма. Поэтому очень широко расставленные главы на высоких барабанах датируются уже концом XVIII в.

Храм был закрыт в 1929 г. С 1960 г. он был принят на охрану государством как памятник архитектуры федерального значения. В ходе проводившихся государством реставрационных работ храм был перекрыт медью и побелен изнутри.

Постановлением администрации Калужской области № 144 от 5 июня 1992 г. храм был передан Калужской епархии. В настоящее время при храме действует местная православная религиозная организация-учреждение Архиерейское Подворье — храм в честь Святых благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба в г. Боровске Калужской епархии, совершаются богослужения.

7. Церковь Троицы (г. Кондрово, ул. Красный Октябрь)

Каменный храм с колокольней в с. Троицкое на Вздыне (ныне г. Кондрово) был построен в 1818 г. помещицей Верой Ивановной Хлюстиной на средства владельца с. Троицкого секунд-майора А.С.Xлюстина. Храм имел 3 престола: главный — в честь Живоначальной Троицы, южный — во имя святителя Николая Чудотворца, северный — в честь Казанской иконы Божией Матери. Приход состоял из с. Троицкого, деревни при Троицкой фабрике, д. Дробышево, д. Макарово, д. Косякино, д. Толкачево, д. Слободы, д. Калюковки и д. Дубинино. Неподалеку от храма, в его ограде, была построена церковноприходская школа. В приходе было также еще четыре школы: две при Троицкой фабрике (двухклассная Министерства Народного Просвещения и земская двухкомплектная), в д. Слободе земская двухкомплектная и в д. Макарово земская однокомплектная.

В 30-е гг. XX в. храм был закрыт. В 1945 г., во время проведения водопровода, была разрушена ограда вокруг храма и разобраны верхние ярусы колокольни, в которой был открыт продуктовый магазин. Тогда же пострадало церковное кладбище, — были сломаны надгробные плиты, снесены кресты, захоронения разорены. В годы советской власти в храме в разное время располагались: школа, инкубатор, склад, пивцех, магазины.

25 сентября 1991 г. Калужский областной совет народных депутатов принял решение № 380 о передаче храма (в числе нескольких других) Калужской епархии. В настоящее время при храме действует местная православная религиозная организация приход в честь Святой Живоначальной Троицы в г. Кондрово Калужской епархии, совершаются богослужения. При храме построено здание, в котором разместилась библиотека с читальным залом. В 1994 г. была открыта воскресная школа для детей, в работе которой принимают участие преподаватели Кондровского педагогического колледжа. Настоятель храма духовно окормляет воспитанников Кондровского детского дома.

8. Ансамбль Спасо-Воротынского монастыря: собор Спасо-Преображения, трапезная, церковь Введения (г. Калуга, с. Спас)

Монастырь основан вскоре после «Стояния на Угре» на средства князя Дмитрия Феодоровича Воротынского в 1498 г. (по другим данным в начале ХVI в.) в низовье р. Угры, на месте бегства хана Ахмата в 1480 г. Предположительно, первоначальником обители был ученик преподобного Тихона Калужского Никифор († 1506 г.). Монастырь поддерживался вкладами князей Воротынских, Хитетовских, Стрешневых, Тургеневых и др. С 1725 г. монастырь запустел и в 1764 г. был упразднен.

По описи 1763 г. в монастыре было 3 каменных строения: собор в честь Преображения Господня, храм в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы и одна келья. Остальные постройки, в т. ч. и колокольня были деревянными. Каменная колокольня была возведена в конце XVIII в. К началу ХIХ в. кельи и стены монастыря были утрачены.

К началу XX в. от обители осталось 2 храма древней постройки, которые были приходскими. Эти храмы — редкие образцы шатровой архитектуры. Собор в честь Преображения Господня каменный, однопрестольный, теплый. Основной несущий объем собора — кубовидный двусветный четверик, на котором через невысокий восьмерик поставлен восьмигранный шатер. С востока к четверику примыкает трехчастный алтарь. Декор фасадов прост. Храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с монастырской трапезной палатой и трехъярусной колокольней представляет собой единое, неправильной четырехугольной формы двухэтажное здание. Небольшая, прямоугольная в плане, вытянутая в ширину двусветная часть храма занимает восточную его половину, завершают эту часть 2 небольших глухих шатра. Трапезная часть храма, как и монастырская трапезная в первом этаже — одностолпные. В отделке фасадов использованы лопатки, карнизы, декоративные кокошники.

В 30-е гг. XX в. оба храмы были закрыты, а церковное имущество изъято. Тогда же было уничтожено существовавшее на территории монастыря древнее кладбище с уникальными надмогильными сооружениями, среди которых были плиты с надписями XVI в.

Летом 2000 г., когда развалины храмов Спасо-Преображенского Воротынского монастыря были переданы Церкви по актам приема-передачи во временное пользование, начались работы по возрождению древней обители. В настоящее время оба храма находятся в аварийном состоянии. В шатре Спасо-Преображенского собора имеется большая пробоина и трещины, также трещины в углах четверика и в сводах алтаря и алтарных стенах. Введенский храм не имеет кровли, в результате чего в трех углах трапезной своды совершенно разрушились и трещины пошли вниз. Сильно повреждена нижняя часть северной стены храма, в южной стене первого этажа в годы советской власти был пробит проезд для машин, который ослабил своды. Оба храма сильно вросли в землю, местами культурный слой выше метра.

Монастырь является подворьем местной православной религиозной организации-учреждения Казанского Девичьего монастыря в г. Калуге, самостоятельного юридического статуса не имеет.

С 2002 г. в обители восстановлено почитание её основателя, местночтимого святого, преподобного Никифора Медынского.
4 февраля 2005 г. был заключен четырехсторонний договор № 20 о безвозмездном пользовании Калужской епархией Русской Православной Церкви объектом культурного наследия религиозного назначения «ансамбль Спасо-Воротынского монастыря».

9. Ансамбль Свято-Никольского Черноостровского монастыря (г. Малоярославец, ул. Кутузова, 2)

Монастырь был создан в конце XVI в. на месте церкви, построенной князьями Оболенскими в XIV в. В начале XVII в. в Смутное время монастырь был разорен, и только к 1659 г. при старце Ипатии в нем возобновлена монашеская жизнь. В 1764 г. монастырь стал заштатным, а в следующем году по бедности обращен в приходскую церковь.

По ходатайству и на средства Московского купца Целибеева, уроженца г. Малоярославца, в 1799 г. монастырь стал возрождаться. В 1809 г., когда наместником был назначен насельник Оптиной пустыни иеромонах Макарий (Фомин), началось строительство нового храма. Вместе с отцом Макарием из Оптиной в монастырь перешли 7 человек: один иеромонах, 2 монаха и 4 послушника. Его преемником был преподобный Антоний (Путилов), впоследствии подвизавшийся в Оптиной. Трудами своих настоятелей — выходцев из Свято-Введенской Оптиной пустыни — на протяжении XIX и в начале XX вв. монастырь был благоустроен внешне и внутренне, и в нем сложились традиции строгой монашеской жизни.

В 1812 г. территория монастыря стала местом решающего сражения в войне с Наполеоном. В этой битве погибло по разным оценкам от 6000 до 8000 русских воинов. От военных действий монастырь, как и весь город, сильно пострадал. Все его здания были выжжены, и только сохранились главные врата, испещренные картечью, но написанный на них Нерукотворный Образ Спасителя Божиим чудом остался невредим. За последующие 10 лет Свято-Никольский монастырь был полностью восстановлен. В 1817 г. он стал штатным третьеклассным монастырем «в память и в вечное благоволение Всевышнего, Отечеству нашему над врагами преславную победу под стенами его даровавшего».

Комплекс зданий монастыря сформировался к середине XIX в. В него входили 3 храма: Никольский собор, построенный в память победы русских войск в войне с Наполеоном, с храмом в честь Всех Святых и храм в честь Корсунской иконы Божией Матери. Собор был заложен в 1812 г. настоятелем архимандритом Макарием (Фоминым), строительство завершено в 1843 г. в настоятельство преподобного Антония Оптинского, и 26 августа 1843 г. был освящен его главный придел. На хорах собор имеет придел в честь Преображения Господня. Предположительно, автором проекта собора является архитектор А.Витберг. Высота храма — 47 метров. Купол опирается на четыре колонны коринфского ордера, середина храма образует обширную ротонду. Рядом с входом на хоры располагалась монастырская библиотека.

К собору примыкает паперть, от которой ведет лестница к нижней площадке монастыря и входу в храм Всех Святых. Этот храм служил монастырской усыпальницей. Каменный храм в честь Корсунской иконы Божией Матери был построен двухэтажным, на хорах имел придел в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских.

Кроме храмов в монастырский комплекс входили: трехъярусная колокольня над Святыми вратами, больничные каменные кельи, 3 двухэтажных монашеских корпуса (в одном из них размещались трапезная и кухня), странноприимница и каменная ограда с башнями. На внешней территории монастырь имел 2 каменных дома, скотный и конный дворы, суконную фабрику, кирпичный завод, хлебопекарню и пруды. У монастыря было подворье в Москве рядом с храмом святителя Николая Чудотворца в Пыжах. На могилах защитников Отечества, павших в 1812 г., была выстроена часовня, при которой читалась Неусыпаемая псалтирь с поминовением. 12/25 октября к часовне совершался Крестный ход из всех храмов города.

В 1918 г. монастырь был закрыт. С 26 декабря по 8 января местная Чрезвычайная комиссия произвела здесь несколько обысков, в результате которых было конфисковано все имущество монастыря. Настоятель монастыря, архимандрит Илия, был помещен под домашний арест и в марте 1919 г. выселен из обители. До 1926 г. оставался действующим только Никольский собор.

С 1930 г. в монастыре размещался педагогический техникум. В 1939 г. в здании Никольского собора была открыта экспозиция музея 1812 г. После Великой Отечественной войны музей переместили в здание бывшей часовни, а монастырь заселили жильцами. В последующие годы в нем в разное время размещались педагогический и библиотечный техникумы, шахматный клуб, общеобразовательная и художественная школы, хлебозавод, строительные организации. Постепенно монастырь пришел в полное запустение: кроме храмов, из монастырских зданий уцелел только один корпус, в котором располагалась художественная школа.

29 июля 1991 г. решением исполнительного комитета Калужского областного совета народных депутатов № 288 монастырь был возвращен Церкви и открыт как мужской, но малочисленная братия разошлась по другим обителям, и в феврале 1993 г. Священный Синод Русской Православной Церкви постановил Никольскому Черноостровскому монастырю быть женским. В настоящее время в монастыре действует местная православная религиозная организация-учреждение Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь в г. Малоярославец, совершаются богослужения, дела милосердия и благотворительности, ведется воспитательская, миссионерская и просветительская деятельность.

Восстановлены все жилые здания монастыря, построен комплекс детского приюта на 80 человек. Во всех храмах совершаются богослужения. Полностью восстановлены храм в честь Всех Святых (освящен в 1996 г.) и храм в честь Корсунской иконы Божией Матери. В главном приделе Никольского собора установлен временный иконостас и ведутся восстановительные работы. Благоустроен источник в честь святителя Николая. В 1996 г. над источником была установлена и освящена купальня. Монастырь имеет скотный двор, огороды, теплицы, 44 га сенокосных и пахотных земель. Многие сестры монастыря проходили послушания в Русской Духовной Миссии на Святой Земле.

В монастыре установлен общежительный устав: общая трапеза, послушания, обязательное посещение богослужения, откровение помыслов. Каждый день сестры присутствуют на уставных службах в храме; читается Неусыпаемая псалтирь. Также ведется работа по духовному образованию сестер: проводятся занятия по изучению Священного Писания, творений Святых отцов, Богослужебного устава. Ежедневно в монастыре совершается Крестный ход с чтением Богородичного правила. В обители возобновлен ежегодный Крестный ход к братской могиле защитников Отечества 1812 г. Он совершается 25 октября, в праздник Калужской иконы Божией Матери, в память заступничества Богородицы в войне 1812 г. Монастырь имеет библиотеку. Образовано 2 монастырских скита — в с. Карижа и в с. Боболи Малоярославецкого района.

В Никольском монастыре имеются следующие святыни: резное распятие с частицей Животворящего Креста Господня, Хитона Господня и камнем от Гроба Господня; частица мощей святителя Николая в ковчеге, привезенная в 2001 г. в дар из г. Бари; стопа преподобного Антония (Путилова), старца Оптинского; частица мощей преподобномученика Космы Протатского; 2 креста-мощевика. Также имеются иконы с мощами Киево-Печерских святых, преподобных старцев Оптинских, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, преподобного Феодосия Тотемского, святителя Иоанна Тобольского, преподобномученицы Елисаветы.

Монастырь ведет благотворительную и просветительскую деятельность среди населения г. Малоярославца, принимает многочисленных паломников. С 1993 г. при монастыре действует приют-пансион «Отрада» для девочек из семей с наркотической и алкогольной зависимостью.

1 января 2000 г. был заключен двухсторонний договор № 2/2000 о сохранности и использовании памятника истории и культуры религиозного назначения.

Пресс-служба Московской Патриархии

Многие православные храмы поражают красотой и изяществом убранства, архитектурным великолепием. Но помимо эстетической нагрузки, вся постройка и оформление храма несет символический смысл . Нельзя взять любое здание и организовать в нем церковь. Рассмотрим, по каким принципам организовано устройство и внутреннее убранство православного храма и какой смысл несут элементы оформления.

Архитектурные особенности храмовых построек

Храм - это освященное здание, в котором служатся Божественные службы , а верующие люди имеют возможность принять участие в Таинствах. Традиционно основной вход в храм располагается на западе - там, где заходит солнце, а главная богослужебная часть - алтарь - всегда закладывается на восток, где солнце встает.

Князе-Владимирский храм в Иркутске

Отличить христианскую церковь от любых других зданий можно по характерному куполу (главе) с крестом . Это символ крестной смерти Спасителя , Который добровольно взошел на Крест ради нашего искупления. Не случайно и количество голов на каждой церкви, а именно:

  • один купол знаменует Заповедь о единстве Бога (Я есть Господь Бог твой, и не будут у тебя другие боги, кроме Меня);
  • три купола возводят в честь Святой Троицы;
  • пять куполов символизирует Иисуса Христа и Его четырех евангелистов;
  • семь глав напоминают верующим о семи главных Таинствах святой Церкви, а также о семи вселенских соборах;
  • иногда встречаются постройки с тринадцатью главами, которые символизируют Господа и 12 апостолов .
Важно! Любой храм посвящен, прежде всего, Господу нашему Иисусу Христу, но при этом может быть освящен в честь какого-либо святого или праздника (например, Рождественский храм, Свято-Николаевский, Покровский и т.д.).

О православных храмах:

При закладке постройки храма, в основание может быть заложена одна из таких фигур:

  • крест (знаменует орудие смерти Господа и символ нашего спасения);
  • прямоугольник (ассоциируется с Ноевым ковчегом, как кораблем спасения);
  • круг (означает отсутствие начала и конца Церкви, которая вечна);
  • звезда с 8-ю концами (в воспоминание о вифлеемской звезде, которая указала на рождение Христа).

Вид сверху на церковь Ильи Пророка в Ярославле

Символически само здание соотносится с ковчегом спасения всего человечества. И как Ной много веков назад на своем ковчеге спас свою семью и все живое во время Великого Потопа, так и сегодня люди идут в церкви для спасения своей души.

Главная богослужебная часть церкви, где находится алтарь, смотрит на восток, поскольку цель жизни человека идти от тьмы к свету, а значит, с запада на восток. Кроме того, в Библии мы видим тексты, в которых сам Христос именуется Востоком и Светом Правды, идущим с Востока. Поэтому и служить Литургию в алтаре принято в сторону восходящего солнца.

Внутреннее устройство храма

Зайдя в любую церковь, в ней можно увидеть разделение на три основных зоны:

  1. притвор;
  2. основная или средняя часть;
  3. алтарь.

Притвор - это самая первая часть здания за входными дверями. В древности было принято, что именно в притворе стояли и молились грешники перед покаянием и оглашенные - люди, которые только готовились принять Крещение и стать полноценными членами Церкви. В современных церквах таких правил нет, и в притворах чаще всего располагают свечные киоски, где можно купить свечи, церковную литературу и подать записочки на поминовение.

Притвор — небольшое пространство между дверью и храмом

В средней части находятся все молящиеся во время службы. Эта часть церкви еще иногда называется нефом (кораблем), что снова отсылает нас к образу Ноева ковчега спасения. Основные элементы средней части - это солея, амвон, иконостас и клиросы. Рассмотрим детальнее, что это такое.

Солея

Это небольшая ступенька, расположенная перед самым иконостасом. Ее предназначение - возвысить священника и всех участников богослужения, чтобы их было лучше видно и слышно. В древности, когда храмы были маленькие и темные, да еще и битком набивались людьми, разглядеть и услышать священника за толпой было практически невозможно. Поэтому и придумали такое возвышение.

Амвон

В современных храмах это часть солеи, чаще всего овальной формы, которая находится посередине иконостаса прямо перед Царскими вратами. На этом овальном выступе священником произносятся проповеди, оглашаются прошения дьяконом, читается Евангелие. Посередине и сбоку амвона есть ступени для восхождения к иконостасу.

С амвона читается Евангелие и произносятся проповеди

Клирос

Место, где располагается хор и чтецы. В больших церквах чаще всего есть несколько клиросов - верхний и нижний. Нижние клиросы находятся, как правило, в конце солеи. На большие праздники в одном храме может петь сразу несколько хоров, которые находятся на разных клиросах. В обычные богослужения один хор поет с одного клироса.

Иконостас

Самая заметная часть внутреннего убранства храма. Это своеобразная стена с иконами, которая отделяет алтарь от основной части. Изначально иконостасы были низкими, или их функцию выполняли занавеси или небольшие решетки. Со временем на них стали вешать иконы, а высота заграждений росла. В современных церквах иконостасы могут доходить до потолка, а иконы на нем располагаются в специальном порядке.

Главные и самые большие ворота, ведущие в алтарь, называются Царскими вратами. На них изображают Благовещенье Пресвятой Богородицы и иконы всех четырех евангелистов. С правой стороны от Царских врат вешают икону Христа , а за ней образ главного праздника, в честь которого освящен храм или данный предел. С левой стороны - икону Богородицы и одного из особо почитаемый святых.На дополнительных дверях в алтарь принято изображать Архангелов.

Над Царскими вратами изображают Тайную Вечерю , вровень с ней иконы больших двунадесятых праздников. В зависимости от высоты иконостаса, могут быть еще ряды икон, на которых изображается Богородица, святые, места из Евангелия.. Именно они предстояли на Голгофе во время крестной казни Господа. Такое же расположение можно увидеть и на большом распятии, которое находится сбоку от иконостаса.

Основная идея оформления иконостаса - представить Церковь во всей ее полноте, с Господом во главе, со святыми и Небесными силами . Человек, который молится у иконостаса, как бы предстоит перед всем, что составляет суть христианства со времен земной жизни Господа и до сего дня.

О молитве в храме:

Алтарь

Наконец, святая святых любой церкви, без которого невозможно служение Литургии. Церковь может быть освящена даже в простом здании без куполов, но невозможно представить ни одну церковь без алтаря.Входить в алтарь кто угодно не может, это разрешено только священнослужителям, дьяконам, пономарям и отдельным лицам мужского пола по благословению настоятеля храма. Женщинам входить в алтарь строго запрещено полностью.

Главная часть алтаря - святой Престол, который символизирует Престол самого Господа Бога. В физическом смысле это большой тяжелый стол, может быть из дерева или камня. Квадратная форма говорит о том, что пища с этого стола (а именно слово Божие) подается людям по всей Земле, на все четыре стороны света.Для освящения храма обязательной является закладка святых мощей под Престол.

Важно! Как в христианстве нет ничего случайного и неважного, так и убранство дома Божия имеет глубокий символичный смысл в каждой детали.

Новоначальным христианам может показаться излишней такая попечительность о деталях, однако, если глубже вникнуть в суть богослужения, то станет ясно - каждой вещи в храме есть применение. Такой порядок подает пример и каждому человеку: мы должны жить так, чтобы и внешнее, и внутреннее устроение вело нас к Богу.

Видео о внутреннем устройстве храма

Крестово-купольные храмы

Крестово-купольный тип храма (все центральное пространство храма в плане образует крест) заимствован в Византии. Как правило, в плане он - прямоугольный, а все его формы, постепенно понижаясь от центрального купола, составляют пирамидальную композицию. Световой барабан крестово-купольного храма обычно опирается на пилон - четыре несущих массивных столба в центре здания, - откуда расходятся четыре сводчатых «рукава». Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды, пересекаясь, образуют равноконечный крест. В своем первоначальном виде четкую крестово-купольную композицию представлял собой Софийский собор в Киеве. Классические примеры крестово-купольных храмов - Успенский собор Московского Кремля, церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде.

Успенский собор Московского Кремля

Церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде

По своему внешнему виду крестово-купольные храмы представляют собой прямоугольный объем. С восточной стороны, в алтарной части храма, к нему пристраивались апсиды. Наряду со скромно украшенными храмами этого типа были и такие, которые поражали богатством и пышностью внешнего оформления. Примером снова может служить София Киевская, которая имела открытые арки, наружные галереи, декоративные ниши, полуколонны, шиферные карнизы и т.п.

Традиции строительства крестово-купольных храмов нашли продолжение в церковной архитектуре Северо-Восточной Руси (Успенский и Дмитриевские соборы во Владимире и др.) Для их внешнего оформления характерны: закомары, аркатура, пилястры, прясло.


Успенский собор во Владимире

Дмитриевские соборы во Владимире

Шатровые храмы

Шатровые храмы - это классика русской архитектуры. Пример такого рода храмов - церковь Вознесения в Коломенском (Москва), воссоздающая принятую в деревянном зодчестве конструкцию «восьмерик на четверике».

Церковь Вознесения в Коломенском

Восьмерик - восьмиугольное в плане сооружение, или часть сооружения, ставился на четырехугольное основание - четверик. Восьмигранный шатер органично вырастает из четырехугольного здания храма.

Главный отличительный признак шатрового храма - сам шатер, т.е. шатровое покрытие, кровля в виде четырехгранной или многогранной пирамиды. Облицовка глав, шатров и других частей здания могла быть выполнена лемехом - продолговатыми, иногда изогнутыми деревянными дощечками с зубчиками по краям. Этот нарядный элемент заимствован из древнерусской деревянной архитектуры.

Храм со всех сторон окружен гульбищами - так в русской архитектуре назывались галереи или террасы, окружающие здание, как правило, на уровне перекрытия нижнего этажа - подклети. В качестве наружного украшения использовались ряды кокошников - декоративных закомар.

Шатер использовался не только для перекрытия церквей, но и для завершения колоколен, башен, крылец и других построек, причем как культового, так и мирского, светского характера.

Ярусные храмы

Храмы, состоящие из поставленных друг на друга и постепенно уменьшающихся кверху частей, секций, называются в архитектуре ярусными.

Представление о них можно получить, внимательно рассмотрев знаменитую церковь Покрова Богородицы в Филях. Всего здесь с подклетью шесть ярусов. Два верхних, не застекленных, предназначены для колоколов.

Церковь Покрова Богородицы в Филях

Храм изобилует богатым внешним декором: различного рода колонками, наличниками, карнизами, резными лопатками - вертикальными плоскими и узкими выступами в стене, кирпичными выкладками.

Церкви-ротонды

Храмы-ротонды - это круглые (ротонда в переводе с латинского - круглый) в плане постройки, подобные светским сооружениям: жилому зданию, павильону, залу и т.п.

Яркие образцы храмов этого типа - церковь митрополита Петра Высоко-Петровского монастыря в Москве, Смоленская церковь Троице-Сергиевой лавры. В храмах-ротондах нередко встречаются такие архитектурные элементы, как крыльцо с колоннами или колонны вдоль стен по кругу.


Церковь митрополита Петра Высоко-Петровского монастыря


Смоленская церковь Троице-Сергиевой лавры

Наиболее распространены в Древней Руси были символизировавшие вечную жизнь на небесах круглые в основании храмы-ротонды, главным составляющими внешнего оформления которых были: цоколь, апсиды, барабан, подзор, купол, паруса и крест.

Храмы - «корабли»

Кубический храм, соединенный с колокольней прямоугольным зданием, внешне напоминает корабль.

Вот почему такой тип церкви получил название «корабля». Это архитектурная метафора: храм - корабль, на котором можно пуститься в плавание по полному опасностей и соблазнов житейскому морю. Примером подобного храма может послужить церковь Дмитрия на Крови в Угличе.


Церковь Дмитрия на Крови в Угличе

СЛОВАРЬ АРХИТЕКТУРНЫХ ТЕРМИНОВ

Интерьер храма

Внутреннее пространство храма организовано так называемыми нефами (неф в переводе с французского - корабль) - продольными частями храмового помещения. В здании может быть несколько нефов: центральный, или главный (от входной двери до места певчих перед иконостасом), боковые (они, как и центральный, - продольные, но, в отличие от него, менее широкие и высокие) и поперечный. Друг от друга нефы отделены рядами колонн, столбов или арок.

Центр храма - подкупольное пространство, освещенное естественным дневным светом, проникающим через окна барабана.

По своему внутреннему устройству любая православная церковь состоит из трех основных частей: алтаря, средней части храма и притвора.

Алтарь (1) (в переводе с латинского - жертвенник) находится в восточной (главной) части храма и символизирует область бытия Божия. Алтарь отделен от остального интерьера высоким иконостасом (2). По древней традиции находиться в алтаре могут только мужчины. Со временем присутствие в этой части храма ограничилось только священнослужителями и избранным кругом лиц. В алтаре находится святой престол (стол, на котором лежат Евангелие и крест) - место невидимого присутствия Бога. Именно рядом со святым престолом совершаются важнейшие церковные богослужения. Наличие или отсутствие алтаря отличает церковь от часовни. В последней есть иконостас, но нет алтаря.

Средняя (центральная) часть храма составляет его основной объем. Здесь во время богослужения собираются на молитву прихожане. Эта часть храма символизирует область небесную, ангельский мир, прибежище праведников.

Притвор (предхрамие) - пристройка с западной, реже с северной или южной стороны храма. От остальных частей храма притвор отделен глухой стеной. Притвор символизирует область земного бытия. Иначе он называется трапезной, поскольку по церковным праздникам здесь устраиваются застолья. Во время богослужения в притвор допускаются лица, собирающиеся принять веру Христову, а также люди иной веры - «для слушания и поучения». Внешняя часть притвора - крыльцо храма (3) - называется папертью . С давних времен на паперти собираются нищие и убогие и просят милостыню. На крыльце над входомв храм помещена икона с ликом того святого или с изображением того священного события, которому храм посвящен.

Солея (4) - возвышенная часть пола перед иконостасом.

Амвон (5) - центральная часть солеи, выдающаяся полукружием в центр храма и находящаяся напротив Царских ворот. Амвонслужит для произнесения проповедей, чтения Евангелия.

Клирос (6) - место в храме, располагающееся на обоих концах солеи и предназначенное для клира (певчих).

Паруса (7) - элементы купольной конструкции в виде сферических треугольников. С помощью парусов обеспечивается переход от окружности купола или его основания - барабана к прямоугольному в плане подкупольному пространству. Они также принимают на себя распределение нагрузки купола на подкупольные столпы. Помимо сводов на парусах известны своды с несущей распалубкой - выемкой в своде (над дверным или оконным проемом) в виде сферического треугольника с вершиной ниже верхней точки свода и ступенчатые своды.


Престол (18)

Горнее место и трон для иерархов (19)

Жертвенник (20)

Царские врата (21)

Диаконские врата (22)


Внешнее убранство храма

Апсиды (8) (в переводе с греческого - свод, арка) - полукруглые выступающие части здания, имеющие собственное перекрытие.

Барабан (9) - цилиндрическая или многогранная верхняя часть здания, венчающаяся куполом.

Подзор (10) - украшение под карнизом кровли в виде декоративных деревянных досок с глухой или сквозной резьбой, а также металлических (из просечного железа) полос с прорезным узором.

Купол (11) - свод с полушаровидной, а затем (с XVI в.) в форме луковицы поверхностью. Один купол - символ единства Бога, три символизируют Святую Троицу, пять - Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь - семь церковных таинств.

Крест (12) - главный символ христианства, связанный с распятием (искупительной жертвой) Христа.

Закомары (13) - полукруглые или килевидные завершения верхней части стены, закрывающие собой пролеты свода.

Аркатура (14) - ряд небольших ложных арок на фасаде или пояс, который охватывает стены по периметру.

Пилястры - декоративные элементы, членящий фасад и представляющие собой плоские вертикальные выступы на поверхности стены.

Лопатки (15), или лизены, - разновидность пилястр, применялись в русском средневековом зодчестве как основное средство ритмического членения стены. Наличие лопаток характерно для храмов домонгольского периода.

Прясло (16) - часть стены между двумя лопатками, полукруглое завершение которой переходит в закомару.

Цоколь (17) - нижняя часть наружной стены здания, лежащая на фундаменте, обычно утолщенная и выступающая наружу по отношению к верхней части (церковные цоколи бывают как простые в виде откоса - у Успенского собора во Владимире, так и развитые профилированы - у собора Рождества Богородицы в Боголюбове).

По материалам книги Вл.Соловьева "Золотая книга русской культуры"

По религиозным канонам, православный храм, являет собой Дом Божий.

В нем, невидимый для всех присутствует Господь в окружении ангелов и святых.

В Ветхом Завете людям даны четкие указания от Бога, чему должно быть подобно место для богослужений. Православные храмы, построенные по Новому Завету, соответствуют требованиям Ветхого Завета.

По канонам Ветхого Завета, архитектура храма разделялась на три части: святая святых, святилище и двор. В православном храме, построенном по Новому Завету, все пространство соответственно тоже делится на три зоны: алтарь, среднюю часть (корабль) и притвор. Как в Ветхом Завете «святая святых», так и в Новом Завете – алтарь, обозначают Царствие Небесное. В это место позволено входить только священнослужителю, ведь по Учению Царствие Небесное после грехопадения было закрыто перед людьми. По законам Ветхого завета, на эту территорию один раз в год допускался священник с жертвенной очистительной кровью. Первосвященник считается прообразом Иисуса Христа на земле, и это действие давало людям понять, что наступит час, когда Христос, прошедший боль и неимоверные страдания на Кресте, откроет Царствие Небесное для человека.

Разорванная надвое завеса, скрывающая святая святых знаменует, что Иисус Христос, приняв мученическую смерть, открыл врата Царствия Небесного для всех, кто принял и верит в Бога.

Средняя часть православного храма, или корабль соответствует ветхозаветному понятию святилище. Существует одна лишь разница. Если по законам Ветхого Завета, на эту территория мог входить только священник, в православном храме в этом месте могут стоять все добропорядочные христиане. Это связано с тем, что теперь, Царство Божие ни для кого не закрыто. Не разрешается посещать корабль людям, совершившим тяжкий грех или вероотступничество.

Помещению двора в ветхозаветном храме соответствует место, именуемое как притвор или трапезная, в православном храме. В отличие от Алтаря, притвор располагается в пристроенном с западной стороны храма помещении. Это место было разрешено посещать оглашенным людям, которые готовились принять обряд крещения. Сюда же отсылались грешники для исправления. В современном мире, в этом отношении притвор потерял прежнее значение.

Постройка православного храма ведется с соблюдением строгих правил. Алтарь храма всегда обращен в сторону востока, туда, откуда восходит солнце. Это знаменует для всех верующих, что Иисус Христос есть «Восток», откуда встает и сияет Божественный Свет.

Упоминая в молитвах имя Иисуса Христа, говорят: «Солнце правды», «с высоты Востока», «Восток свыше», «Восток имя Ему».

Архитектура церкви

Алтарь - (латинское altaria - высокий жертвенник). Священное место в храме вознесения молитвы и принесения бескровной жертвы. Расположен в восточной части православной церкви, отделен от остального помещения алтарной преградой, иконостасом. Имеет трехчастное деление: в центре находится престол, слева, с севера - жертвенник, где готовится вино и хлеб для причастия, справа, с юга - дьяконник, где хранятся книги, одежды и священные сосуды.

Апсида - полукруглый или многоугольный выступ в храме, где расположен алтарь.

Аркатурный пояс - ряд декоративных настенных украшений в виде небольших арок.

Барабан - верхняя часть храма, имеющая цилиндрическую или многогранную форму, на которую воздвигают купол.

Барокко - стиль архитектурных сооружений, популярный на рубеже XVII-XVIII веков. Отличался сложными формами, живописностью и декоративной пышностью.

Бочка - одна из форм покрытия в виде двух округлых скатов, которые вершиной сводятся под конек крыши.

Восьмерик - сооружение, имеющее форму правильного восьмиугольника.

Глава - купол, увенчивающий здание храма.

Закомара - выполненные в виде свода полукруглые завершения верхних наружных стен церкви.

Иконостас - преграда, выполненная из расположенных в несколько ярусов икон, которая отделяет алтарь от основной части храма.

Интерьер
- внутреннее пространство здания.

Карниз
- выступ на стене, расположенный горизонтально основанию здания и предназначенный для поддержания крыши.

Кокошник - элемент декоративного украшения крыши, напоминающий традиционный женский головной убор.

Колонна - элемент архитектуры, выполненный в виде круглого столба. Характерно для строений, выполненных в стиле классицизма.

Композиция - объединение частей здания в единое логическое целое.

Конек - стык, на границе скатов кровли.

Контрфорс - вертикальный выступ в несущей стене, предназначенный для придания большей устойчивости строению.

Куб - понятие, определяющее внутренний объем храма.

Лемех - название разновидности черепицы, выполненной из дерева. Находила применение для покрытия глав, бочек и других верхов храма.

Лопатка - вертикальный уступ, плоской формы, расположенный в стене здания.

Луковица - церковная глава, формой напоминающая головку лука.

Наличник - элемент декорации, применявшийся для обрамление оконного проема.

Неф (корабль)
- внутренняя часть храма, расположенная между аркадами.

Паперть - место, выполненное в виде открытого или закрытого кольца перед входом в храм.

Паруса - элементы купольной конструкции в форме сферического треугольника, обеспечивающие переход от квадратного в плане подкупольного пространства к окружности барабана.

Пилястра - вертикальный выступ на поверхности стены, плоской формы, выполняющий конструктивные или декоративные функции. Подклет - часть здания, соответствующая нижним этажам.

Поребрик - элемент декоративного оформления здания в виде поставленных на ребро под углом к поверхности фасада здания кирпичей, напоминающий форму пилы.

Портал - вход в здание с элементами архитектурного наполнения.

Портик - галерея, выполненная с применением колонн или столбов. Обычно предваряет вход в здание.

Престол - элемент церковного алтаря, выполненный в виде высокого стола.

Придел - пристройка к основному зданию церкви, имеющий свой престол в алтаре и посвященная одному из святых или церковным праздникам.

Притвор - часть помещения с функциями прихожей перед порталом церкви.

Реконструкция - работы связанные с ремонтом, перестройкой или восстановлением здания.

Реставрация - работы, направленные на восстановление первоначального вида здания или предмета.

Ротонда - постройка круглой формы с крышей в виде купола.

Рустовка
- один из элементов декоративной обработки поверхности стены. Специальный способ нанесения штукатурки, для имитации кладки из крупного камня

Свод - архитектурная конструкция перекрытия здания в форме выпуклой криволинейной поверхности.

Трапезная - пристройка с западной стороны церкви. Была местом проповедей, общественных собраний. Сюда посылались в качестве наказания за грехи, для их искупления.

Фасад - термин, употребляемый в архитектуре, для обозначения одной из сторон здания.

Четверик - здание в виде прямоугольника с четырьмя углами.

Шатер - конструкция в виде многогранника пирамидальной формы, служившая покрытием церквей и колоколен.

Ширинка - элемент декоративного оформления, выполненный в виде прямоугольной впадины в стене.

Яблоко - элемент на куполе, выполненный в виде шара под основанием креста.

Ярус - деление объема здания в горизонтальной плоскости, с убыванием по высоте.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода