Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Эскадренный миноносец. Современные эскадренные миноносцы

В меморандуме британского Адмиралтейства 8 августа 1892 года впервые появилось определение «охотник за торпедами».

Тогда на рубеже веков великие морские державы исходили, прежде всего, из решающего значения линейного флота. Главные сражения на море происходили при участии линкоров, которые составляли ядро флота. В начале 20 века появились торпеды - оружие, которое представляло непосредственную опасность для больших кораблей. Подвижные торпедные катера совершали внезапные атаки, таким образом, торпедные атаки представляли особую опасность для всех линкоров. Небольшие торпедные катера, недорогие в производстве давали возможность флотам небольших морских государств, продемонстрировать свою силу в море. Перспектива использования небольших кораблей против линейного флота стала вполне реальной. Однако при появлении нового вида оружия, почти сразу же возникали средства противодействия. То же самое произошло и с появлением эсминцев.

Появился новый класс кораблей, который превосходил торпедный катер по скорости и вооружению, который мог применяться для защиты тяжелых кораблей. Первоначально предназначавшийся для действий против торпедных катеров новый класс кораблей стал универсальным и многоцелевым, построенный в больших количествах и активно применявшийся входе боевых действий.

Эсминцы использовались на всех театрах военных действий. Новый класс кораблей выполнял намного больше задач, чем любой военный корабль за всю историю войн на море. Он действовал против подводных лодок, охранял конвой, защищал линейные корабли, ставил мины и вел патрулирование в прибрежных водах.

эскадренный миноносец Z1 «Leberecht Maass»

Чтобы получить полное представление о развитии немецких эсминцах в период Первой мировой и до конца Второй мировой войны нужно рассмотреть политическую ситуацию обеспеченную Версальским договором и технические возможности того времени существовавшие в военно-морской стратегии. Условия Версальского договора, установленные победившими державами, требовали, чтобы водоизмещение эсминца не превышало 800 тонн. Таким образом, Германия была лишена возможности создавать эсминцы. После Первой мировой войны немцы почти полностью лишились военно-морского флота. Поначалу ее флот составлял несколько торпедных катеров после военной постройки. Затем были построены торпедные катера нового типа. По вооружению они не могли считаться эсминцами, а также не могли сравниваться с аналогичными образцами других стран.

Германия уже не могла обеспечить защиту своих рубежей, что практически означало отсутствие обороноспособности военно-морского флота. В октябре 1933 года командование флотом приняло решение защитить свои интересы, и издала приказ о постройке эсминцев образца 1932 года. Было решено воспользоваться уже существующими возможностями. Новые эсминцы должны были отличаться остойчивостью и мощной артиллерией, чтобы добиться успешных боевых действий против больших французских и польских эсминцев. На некоторых из них устанавливались орудия калибром 139 мм. Уже в 1934 году инженерам судостроителям была предложена паровая установка высокого давления, которая вполне могла стать основой для нового двигателя. Она обеспечивала значительную экономию веса и пространства по сравнению предыдущими моделями. Это в свою очередь обеспечивало большее бронирование и скорость корабля. Поэтому силовая установка была принята на вооружение почти без полного комплексного испытания, что привело к частым поломкам. Возможности таких эсминцев были сильно ограничены, особенно когда начались военные действия.

эсминец Z3 «Max Schultz»

эсминец Z4 «Richard Beitzen»

7 апреля 1934 года судостроительная верфь в Киле получила заказ на постройку четырех эсминцев проекта 1934 водоизмещением по 2230 тонн, вооружение которых состояло из 127 мм орудия и четырех 37 мм зенитных орудий (Z1 «Leberecht Maass, Z2 «Georg Thiele», Z3 «Max Schultz», Z4 «Richard Beitzen»). Также на корабле устанавливались четыре торпедных аппарата калибром 537 мм. Скорость этих замечательных кораблей достигала 37 узлов. Запас хода 4400 миль при крейсерской скорости в 19 узлов. Все четыре эсминца были спроектированы с прямыми форштевнями.

Вследствие недостаточной остойчивости все четыре эсминца имели этот недостаток, и следующие корабли были доработаны, где был увеличен угол наклона форштевня, а высота борта увеличена. При неизменном водоизмещении улучшились мореходные качества, однако остойчивость по-прежнему оставалась проблемой. По традиции первые образцы военных кораблей получили имена офицеров отличившихся в ходе военных действий. Они погибли в боях с вражескими кораблями.

эсминец Z6 «Theodor Riedel»

С 1937 года были предложены новые проекты эсминцев проекта Mrva, с увеличенным водоизмещением до 3800 тонн. Их планировали вооружить 125 мм орудиями сдвоенных или одиночных установок. В 1938 году появился проект атлантического эсминца водоизмещением 4000 тонн Entwurf вооруженные пятью 125 мм орудиями расположенные в трех башнях. Однако проект так и не был реализован.

эсминец Z43 проекта 1936B

К концу 1939 года была заказана шестая серия эсминцев проекта 1936B (Z35, Z36, Z43-Z45). На них были установлены 127 мм орудия. Увеличение веса, носовой крен и медленный темп стрельбы 155 мм орудий стали причиной этого решения. Эсминцы были вооружены пятью 127 мм орудиями в одиночных установках. Стандартное водоизмещение составило 3519 тонн. Остойчивость и мореходные качества значительно улучшились. Пространство корабля было заполнено более рационально и эскадренные миноносцы могли нести дополнительный запас топлива. Они обладали самой большой дальностью плавания в германском флоте 6200 миль при крейсерской скорости 19 узлов. Они стали наиболее сбалансированными эсминцами, построенными для немецкого флота.

В 1942 году был сделан заказ на седьмую серию эсминцев проекта 1936C (Z46 - Z50). Строительство первых двух кораблей началось в 1943 году, но из-за нехватки рабочей сил работы были приостановлены. Корпусы были разобраны, а следующие даже не были заложены. В 1943 году на верфи DeSchiMAG в Бремене была начата постройка эсминца проекта 1942 с дизельным двигателем, водоизмещением 2041 тонн, и вооруженный четырьмя 127 мм орудиями. Корабль Z51 был спущен на воду в 1944 году, однако он не был закончен. 21 марта 1945 года во время воздушного налета на Бремен эсминец Z51 был сильно поврежден взрывами бомб, поэтому работы пришлось прекратить. Позже была запланирована постройка других эсминцев Z52 - Z56. В 1943 году на верфи DeSchiMAG начали закладку этих новых кораблей проекта 1942A, однако нехватка материала и бомбежки привели к прекращению работ.

В конце войны готовые узлы были пущены на слом. Стандартное водоизмещение этих дизельных эсминцев составило бы 2818 тонн. Запас хода представлялся просто невероятный 16000 миль. Максимальная скорость составила бы 37,5 узлов. Планировалась установка шести 128 мм полуавтоматических многоцелевых орудий расположенных в двух орудийных башнях. Эти Атлантические эсминцы предназначались для действий в составе ударных соединений и стали бы представителями нового поколения кораблей.

Последний проект корабля, разработанный в 1945 году, во многом повторял предшествующие разработки. Корпус был короче, машинное отделение весило меньше, поэтому оставалось около 12 процентов на увеличение мощности орудий. Стандартное водоизмещение составило бы 2700 тонн. В качестве вооружения были приняты абсолютно новые автоматические многоцелевые 128 мм орудия, обеспечивающие более высокий темп стрельбы. На этом полный цикл проектирования и постройки эсминцев для немецкого флота с 1932 по 1945 годы был завершен.

Все построенные эсминцы находились в составе германского флота и выполняли поставленные перед ними задачи по патрулированию районов, обеспечение охранения конвоев и охранение линкоров практически по всей территории Германии и находились в сформированных семи флотилиях эсминцев. В среднем это было шесть кораблей. Часто на морском жаргоне их называли катерами, но это было не верно, так как на военном судне уже находился в составе командного состава старший помощник, а это приравнивалось к кораблю.

В конце Второй мировой войны немецкий флот столкнулся с материально-техническими проблемами. После быстрых испытаний проекты молниеносно меняли друг друга и предназначались для решения самых разных задач. Шестая серия эсминцев Z35, Z36 и Z43 после семи лет разработок привела к созданию самого современного эсминца, который превосходил аналогичные корабли, состоявшие на вооружении флотов других стран. Однако их было слишком мало, а техническое превосходство не обеспечило довоенного господства. Во Второй мировой войне германскому флоту не хватало простого стандартного корабля, который мог бы строиться быстро и не в большом количестве, чтобы выполнять различные задачи эсминца. Американцы и англичане строили простые эсминцы, сделав ставку на количество. В Германии же из-за нехватки материалов технически совершенные корабли выпускались малыми сериями. Попытка свести на «нет» нехватку материалов выпуском эсминцев класса Narvin с вооружением крейсера привела к тому, что перед этими кораблями ставились не адекватные задачи. Действуя против крейсеров немецкие эсминцы, не уступая противнику в артиллерии, не могли сражаться с ними на равных из-за худшей остойчивости.

Немногие немецкие эсминцы, находившиеся в боеспособном состоянии, противостояли противнику превосходившие их в сто раз. Иногда на протяженном театре военных действий находилось лишь три полностью боеспособных эсминца, таким образом невозможно недооценивать роль немецких кораблей этого класса во Второй мировой войне. Недостаток средств приводило к тому, что импровизация оставалась, чуть ли не единственным способом ведения морского боя. Их роль в величайшей спасательной операции в истории человечества никогда не будет забыта.

Спустя два года для британского флота было построено еще одиннадцать более мощных миноносцев, для Франции - двенадцать, для Австро-Венгрии и Дании - по одному.

Успешные действия русских минных катеров в ходе Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. и развитие торпедного оружия привели к созданию концепции миноносного флота, согласно которой для обороны прибрежных вод не нужны большие дорогостоящие броненосцы, эту задачу может решить множество малых быстроходных миноносных лодок с малым водоизмещением. В восьмидесятых годах XIX века начался настоящий «миноносный» бум. Только ведущие морские державы - Великобритания, Россия и Франция - имели в своих флотах 325 миноносцев. Пополнялись такими судами и флоты США, Австро-Венгрии, Германии, Италии и других стран Европы.

Те же морские державы примерно тогда же приступили к созданию кораблей для уничтожения миноносцев и минных катеров. Эти «истребители миноносцев» должны были быть такими же быстроходными, помимо торпед, иметь в составе вооружения артиллерию и иметь такой же запас хода, как и другие крупные корабли основного флота.

Водоизмещение «истребителей» уже было значительно большим, чем у миноносцев.

Прототипами эсминцев считают британские торпедные таран «Полифемус» постройки 1892 года, недостатком которого являлось слабое артиллерийское вооружение, крейсеры «Арчер» и «Скаут», канонерские лодки типов «Дриад» («Халцион») и «Шарпшутер», «Ясон» («Аларм»), большой миноносец «Свифт» постройки 1894 года со сменным вооружением, достаточным для уничтожения миноносцев противника.

Англичане же построили для японцев бронированный миноносец первого класса «Котака» большого водоизмещения с мощной силовой установкой и хорошим вооружением, но с неудовлетворительной мореходностью, а вслед за ним корабль для борьбы с миноносцами «Деструктор» по заказу Испании, где его классифицировали как торпедную

Первые эсминцы

В извечном противостоянии британского и французского военного флота англичане первыми построили для себя шесть кораблей, которые несколько различались внешне, но имели сходные ходовые характеристики и сменное вооружение, чтобы поочередно решать задачи торпедоносцев или истребителей миноносцев. Их водоизмещение составляло около 270 т, скорость - 26 узлов. Вооружили эти корабли одним 76-мм, тремя 57-мм орудиями и тремя торпедными аппаратами. Испытания показали, что даже одновременная установка всего вооружения на маневренности и скорости не сказывается. Носовая часть судна покрывалась караласом («черепаший панцирь»), который защищал боевую рубку и установленную над ней платформу главного калибра. Ограждения-волноломы по бокам рубки защищали остальные орудия.

Первый французский эсминец был построен в последнем году XIX, а американский - в самом начале следующего века. В США за четыре года было построено 16 эсминцев.

В России на рубеже веков строились не имевшие имен, так называемые номерные миноносцы. При водоизмещении 90-150 тн они развивали скорость до 25 узлов, вооружены были одним неподвижным, двумя подвижными торпедными аппаратами и легкой пушкой.

Самостоятельным классом эскадренные миноносцы стали после войны 1904—1905 г.г. с Японией.

Эсминцы начала XX века

На рубеже веков в конструкцию силовой установки эсминцев приходят паровые турбины. Такое изменение позволяет резко увеличить скорость кораблей. Первый эсминец с новой силовой установкой на испытаниях смог развить скорость 36 узлов.

Затем Англия стала строить эскадренные миноносцы, работающие на нефти, а не на угле. Вслед за ней на жидкое топливо стали переходить флоты других стран. В России это был проект «Новик», построенный в 1910 году.

Русско-японская война с обороной Порт-Артура и Цусимским сражением, в котором сошлись девять российских и двадцать один японский эсминец, показала недостатки этого вида кораблей и слабость их вооружения.

К 1914 году водоизмещение эсминцев выросло до 1000 т. Их корпуса делались из тонкой стали, неподвижные и однотрубные подвижные торпедные аппараты сменились многотрубными на вращающейся платформе, с закрепленными на ней оптическими прицелами. Торпеды стали большими, значительно увеличилась их скорость и дальность действия.

Изменились условия отдыха матросов и офицеров экипажа эсминцев. Офицеры получили отдельные каюты впервые на британском эсминце «Ривер» в 1902 году.

В период войны эскадренные миноносцы с водоизмещением до полутора тысяч тонн, скоростью 37 узлов, паровыми котлами с нефтяными форсунками, четырьмя трехтрубными торпедными аппаратами и пятью орудиями калибра 88 или 102 мм активно участвовали в патрулировании, набеговых операциях, постановке минных заграждений, перевозили войска. В самом большом морском сражении этой войны - Ютландском бое - принимали участие больше 80 британских и 60 немецких эсминцев.

В этой войне эсминцы стали выполнять еще одну задачу - защищать флот от атак подводных лодок, атакуя их артиллерийским огнем либо тараном. Это привело к усилению корпусов эсминцев, оборудованию их гидрофонами для обнаружения подлодок и глубинными бомбами. Первый раз подводная лодка была потоплена эсминцем «Ллевеллин» в декабре 1916 года.

Великобритания создала в годы войны новый подкласс - «лидер эсминцев», с большими характеристиками и вооружением, чем у обычного эскадренного миноносца. Он предназначался для вывода в атаку своих эсминцев, борьбы с вражескими, управления группами эсминцев и разведки при эскадре.

Эсминцы в период между войнами

Опыт Первой мировой войны показал, что торпедное вооружение эсминцев недостаточное для боевых действий. Для увеличения количества залпов в строенных аппаратах стали устанавливать шесть труб.

Новым этапом в строительстве этого можно считать японские эсминцы типа «Фубуки». В их вооружение входило шесть мощных пятидюймовых орудий с большим углом возвышения, которые можно было использовать в качестве зенитных, и три трехтрубных торпедных аппарата с кислородными торпедами типа 93 «Лонг Лэнс». В следующих японских эсминцах запасные торпеды для ускорения перезарядки аппаратов стали размещать в палубной надстройке.

Эскадренные миноносцы США проектов «Портер», «Мэхен» и «Гридли» были оснащены спаренными пятидюймовыми орудиями, а затем увеличили количество торпедных труб до 12 и 16 соответственно.

Французские эсминцы типа «Ягуар» уже имели водоизмещение 2 тыс. т и 130-мм орудия.

Лидер эсминцев «Ле Фантаск» 1935 года постройки имел рекордную для того времени скорость 45 узлов и был вооружен пятью 138-мм орудиями и девятью торпедными трубами. Почти такими же быстрыми были и итальянские эсминцы.

В соответствии с гитлеровской программой перевооружения строила большие эсминцы и Германия, корабли типа 1934 имели водоизмещение 3 тыс. т, но слабое вооружение. Эсминцы типа 1936 уже были вооружены тяжелыми 150-мм орудиями.

Немцы в эсминцах использовали паротурбинную установку с паром высокого давления. Решение новаторское, но оно приводило к серьезным проблемам в механике.

В противовес японской и немецкой программам строительства больших эсминцев англичане и американцы стали создавать легкие, но более многочисленные корабли. Английские эсминцы типов A, B, C, D, E, F, G и H водоизмещением 1,4 тыс. т имели восемь торпедных труб и четыре орудия калибра 120 мм. Правда, одновременно были построены эсминцы типа «Трайбл» водоизмещением больше 1,8 тыс. т с четырьмя орудийными башнями, в которых установлены восемь спаренных орудий калибра 4,7 дюйма.

Потом были спущены на воду эсминцы типов J с десятью торпедными трубами и в трех башнях с шестью спаренными орудиями, и L, на которых устанавливались шесть спаренных новых универсальных орудий и восемь торпедных труб.

Эскадренные миноносцы США типа «Бэнсон», водоизмещением 1,6 тыс. т, были вооружены десятью торпедными трубами и пятью 127-мм (5 дюймов) орудиями.

Советский Союз перед Великой Отечественной войной строил эсминцы по проекту 7 и доработанному 7у, в котором эшелонированное расположение силовой установки позволило улучшить живучесть кораблей. Они развивали скорость 38 узлов при водоизмещении около 1,9 тыс. т.

По проекту 1/38 было построено шесть лидеров эсминцев (головной - «Ленинград») водоизмещением почти 3 тыс. т, со скоростью 43 узла и запасом хода 2,1 тыс. миль.

В Италии для черноморского флота был построен лидер эсминцев «Ташкент» водоизмещением 4,2 тыс.тн, с максимальной скоростью 44 узла и дальностью плавания больше 5 тыс. миль при 25 узлах скорости.

Опыт Второй мировой войны

Во Второй мировой войне активное участие принимала авиация, в том числе и в боевых действиях на море. На эсминцы стали ускоренно устанавливать зенитные орудия и радары. В борьбе против уже более совершенных подводных лодок стали использовать бомбометы.

Эскадренные миноносцы были «расходным материалом» флотов всех воюющих стран. Они являлись наиболее массовыми кораблями, участвовали во всех сражениях на всех театрах военных действий на море. Германские эсминцы того периода имели только бортовые номера.

К середине XX века некоторые эсминцы времен войны, чтобы не строить дорогие новые корабли, были модернизированы специально для борьбы с подводными лодками.

Также был построен целый ряд больших по размеру, вооруженных автоматическими орудиями главного калибра, бомбометами, радаром, сонаром кораблей: советские эсминцы проекта 30-бис и 56, английские - «Дэринг» и американские «Форрест Шерман».

Ракетная эра эскадренных миноносцев

С шестидесятых годов прошлого столетия с появлением ракет «земля-земля» и «земля-воздух» крупные морские державы начали строить эсминцы с управляемым ракетным оружием (российская аббревиатура - УРО, английская - DDG). Это были советские корабли проекта 61, английские - типа «Каунти», американские - типа «Чарльз Ф. Адамс».

К концу XX века размываются границы между собственно эсминцами, тяжеловооруженными фрегатами и крейсерами.

В Советском Союзе с 1981 г. начали строить эсминцы проекта 956 (тип «Сарыч» или «Современный»). Это единственные советские корабли, которые изначально классифицировались как эскадренные миноносцы. Они предназначались для борьбы с надводными силами и поддержки десанта, а затем уже для противолодочной и противовоздушной обороны.

По 956 проекту строился и эскадренный миноносец «Настойчивый», нынешний флагман Балтийского флота. Он был спущен на воду в январе 1991 года.

Его полное водоизмещение - 8 тыс. т, длина - 156,5 м, максимальная скорость - 33,4 узла, дальность плавания - 1,35 тыс. миль при скорости 33 узла и 3,9 тыс. миль при 19 узлах. Два котлотурбинных агрегата дают мощность 100 тыс. л. с.

Эсминец вооружен пусковыми установками противокорабельных крылатых ракет «Москит» (две счетверенные), зенитно-ракетным комплексом «Штиль» (2 установки), шестиствольными бомбометами РБУ-1000 (2 установки), двумя спаренными артустановками калибра 130 мм, шестиствольными АК-630 (4 установки), два сдвоенных торпедных аппарата калибром 533 мм. На борту корабля располагается вертолет Ка-27.

Из уже построенных новейшими до недавнего времени были эсминцы индийского флота. Корабли типа «Дели» имеют на вооружении противокорабельные ракеты с дальностью поражения 130 км, ЗРК «Штиль» (Россия) и Barak (Израиль) для противовоздушной обороны, российские противолодочные реактивные бомбометные установки РБУ-6000 для противолодочной обороны и пять торпедных направляющих для торпед калибром 533 мм. Вертолетная площадка рассчитана на два вертолета Sea King. Предполагается в скором времени заменить эти корабли эсминцами проекта «Колката».

Сегодня эскадренный миноносец DDG-1000 Zumwalt ВМС США перехватил пальму первенства.

Эсминцы в XXI веке

Во всех основных флотах наметились общие тенденции строительства новых эскадренных миноносцев. Основной считается применение систем боевого управления аналогичных американской «Иджис» (AEGIS), которая предназначена для уничтожения не только самолетов, но и ракет классов «корабль-корабль» и «воздух-корабль».

При создании новых кораблей должна применяться технология Stealth: использоваться радиопоглощающие материалы и покрытия, разрабатываться специальные геометрические формы, какими, например, отличается эскадренный миноносец типа USS Zumwalt.

В новых эсминцах должна увеличиваться и скорость хода, за счет чего возрастут обитаемость и мореходность.

В современных кораблях высокий уровень автоматизации, но и он должен увеличиваться, а, значит, должен расти удельный вес вспомогательных энергетических установок.

Понятно, что все эти процессы ведут к удорожанию строительства кораблей, поэтому качественное повышение их возможностей должно происходить за счет сокращения численности.

Эсминцы нового века должны превзойти по размерам и водоизмещению все имевшиеся до сегодняшнего дня корабли этого вида. Новый эскадренный миноносец DDG-1000 Zumwalt считается рекордсменом по водоизмещению, оно составляет 14 тыс. т. Корабли этого типа планировалось ввести в состав ВМС США уже в 2016 году, первый из них уже вышел на ходовые испытания.

К слову сказать, отечественные эскадренные миноносцы проекта 23560, которые, как обещается, начнут строить к 2020 году, будут уже водоизмещением 18 тыс. т.

Российский проект нового эсминца

По проекту 23560, который, по данным СМИ, находится в стадии эскизного проектирования, запланировано построить 12 кораблей. Эскадренный миноносец "Лидер" длиной 200 и шириной 23 м должен иметь неограниченную дальность плавания, в автономном плавании находиться 90 суток, развивать максимальную скорость хода 32 узла. Предполагается классическая компоновка корабля с использованием технологий Stealth.

Перспективный эсминец проекта «Лидер» (надводный корабль океанской зоны) будет строиться, скорее всего, с атомной энергетической установкой и должен нести 60 или 70 крылатых ракет скрытого базирования. Предполагается прятать в шахтах и зенитные управляемые ракеты, которых должно быть всего 128, в том числе ЗРК «Полимент-редут». Противолодочное вооружение должно состоять из 16-24 управляемых ракет (ПЛУР). Эсминцы получат универсальную артустановку калибра 130 мм А-192 «Армат» и посадочную площадку для двух многоцелевых вертолетов.

Все данные еще носят предположительный характер и в дальнейшем могут уточняться.

Представители ВМФ считают, что эсминцы типа «Лидер» будут универсальными кораблями, выполняя функции собственно эсминцев, противолодочных кораблей и, быть может, ракетных крейсеров типа «Орлан».

Эскадренный миноносец «Замволт»

Эсминцы типа Zumwalt - это ключевой элемент программы ВМС США по надводным боевым кораблям XXI века (Surface Combatant SC-21).

Российский эсминец типа «Лидер» - это вопрос, может быть, и недалекого, но будущего.

А вот первый эскадренный миноносец нового типа DDG-1000 Zumwalt уже спущен на воду, и в начале декабря 2015 года начаты его заводские испытания. Своеобразный облик этого эсминца называют футуристическим, его корпус и надстройка покрыты радиопоглощающими материалами толщиной почти три сантиметра (1 дюйм), количество выступающих антенн уменьшено до минимума.

Серия эскадренных миноносцев типа Zumwalt ограничена всего 3 кораблями, два из которых еще находятся на разных стадиях строительства.

Эсминцы типа "Замволт" длиной 183 м, водоизмещением до 15 тыс. т и комбинированной мощностью главной энергетической установки 106 тыс. л. с. смогут развивать скорость до 30 узлов. Они имеют мощный радиолокационный потенциал и способны обнаружить на больших расстояниях не только низколетящие ракеты, но и лодки террористов.

Вооружение эсминцев состоит из 20 вертикальных пусковых установок MK 57 VLS, рассчитанных на 80 ракет«Томагавк», ASROC или ESSM, двух скорострельных зенитных орудий Mk 110 калибра 57 мм закрытого типа, двух 155-миллиметровых пушек AGS с дальностью стрельбы 370 км, двух трубчатых 324-мм торпедных аппаратов.

На кораблях могут базироваться 2 вертолета SH-60 Sea Hawk или 3 беспилотных летательных аппарата MQ-8 Fire Scout.

«Замволт» - тип эскадренных миноносцев, основная задача которого состоит в уничтожении береговых объектов противника. Также корабли этого типа могут эффективно бороться с надводными, подводными и воздушными целями противника и поддерживать артиллерийским огнем свои силы.

«Замволт» является воплощением новейших технологий, это самый последний на сегодня спущенный на воду эскадренный миноносец. Проекты Индии и России пока не осуществлены, и этот вид кораблей, похоже, еще не изжил себя.

Эскадренный миноносец – класс многоцелевых быстроходных кораблей, предназначенных для борьбы с воздушными, надводными и подводными силами противника. В задачи эсминцев входит эскортирование морских конвоев и соединений боевых кораблей, несение дозорной службы, прикрытие и огневая поддержка морских десантов, наблюдение и разведка, постановка минных заграждений, поисково-спасательные и специальные операции. В XXI веке к «традиционным» миссиям эскадренных миноносцев добавились специфические задания: нанесение ударов по целям в глубине континента с применением высокоточного , ПРО в стратегическом масштабе (Theater Air Defence) и уничтожение объектов на низкой околоземной орбите.


Иногда их презрительно называют «жестянками». Казалось бы, обидное сравнение, но британские моряки, наоборот, гордятся уничижительным прозвищем своих кораблей: ведь «can» (жестянка) звучит для британского уха как «может»! А может эсминец немало…

Маленькие отважные кораблики сражались наравне с линкорами и авианосцами, стойко перенося повреждения от вражеского огня. Пылали отсеки, и разрушался набор корпуса, в бушующем пламени корчилась палуба – но сверкали выстрелы уцелевших орудий, без устали трещали зенитки и с глухим грохотом вонзались в воду торпеды. Эсминец шел в свою последнюю атаку. А когда получал смертельную рану – скрывался в морской пене, так и не спустив флага перед лицом врага.

Памятник миноносцу "Стерегущий" в Санкт-Петербурге. Второй памятник экипажу "Стерегущего" был установлен в Японии - противник проникся уважением к русским морякам

Подвиг миноносца «Стерегущий», который в одиночку принял бой с японской эскадрой у стен Порт-Артура. Когда в живых осталось четверо моряков из 50 человек экипажа, герои последним усилием затопили свой корабль.

Эсминец «Джонстон», который спас американские авианосцы в заливе Лейте. Антенна радара болталась среди снастей, все палубы были засыпаны обломками и разорванными телами моряков. Нарастал крен. Но «Джонстон» упрямо полз вперед, закрывая спасительной пеленой дыма авианосные корабли. До тех пор, пока очередной японский снаряд не выпотрошил машинное отделение эсминца.

Легендарный советский эсминец «Гремящий», героические корабли «Джонстон», «Хоул» и «Самуэл Б. Робертс» … тонущий израильский эсминец «Эйлат» … британский эсминец «Ковентри», отбивающийся от наседающих самолетов ВВС Аргентины … запускающий десятки «Томагавков» эсминец ВМС США типа «Орли Берк»…

Удивительно, но в каждом случае речь идет о совершенно непохожих кораблях – различных по размерам, характеристикам и назначению. И дело совсем не в пресловутой разнице в возрасте – даже эсминцы-ровесники зачастую имеют настолько крупные отличия, что, де-факто относятся к разным классам.

Представление об эсминце, как о «маленьком универсальном корабле» не соответствует действительности. Реальная жизнь далека от каких-либо стереотипов – каждый боевой корабль строится под конкретную задачу; для действий в заранее оговоренных условиях (в прибрежной зоне, в открытых морских районах, в условиях возможного применения ядерного оружия и т.д.); против заранее известного противника (США и Япония подозревали о предстоящей войне на Тихом океане еще с начала ХХ века). Немаловажным фактором являются финансовый потенциал отдельно взятого государства, уровень развития его науки и возможности его промышленности. Все это однозначно задает облик будущего корабля и влияет на определение круга его приоритетных задач.

Предлагаю читателям проверить, какие корабли скрываются за банальной фразой «эсминец» и какие неожиданные решения порой предлагают кораблестроители.

В первую очередь, обязательно отметим, что эскадренные миноносцы бывают «настоящими» и «фальшивыми» . О настоящих эсминцах речь пойдет ниже. Что же касается «фальшивых», то это, чаще всего, скромные корабли, которые по своим размерам и боевым возможностям не соответствуют ни одному из требований, предъявляемых к эсминцам их поколения. В лучшем случае, это фрегаты. В худшем – что угодно, вплоть до ракетного катера.
Тем не менее, легким росчерком пера, и всем врагам назло, они зачислены в почетную касту эсминцев. Типичная пропаганда и стремление казаться лучше, чем есть на самом деле.

«Дешевые понты» обычно заканчивается плачевно – встретив сколь-нибудь серьезного противника, «лже-эсминец» выпускает пар из пробитых бортов и гордо погружается на морское дно.

Знаменитые примеры:

Печально известный эсминец «Эйлат», потопленный египетскими ракетными катерами в октябре 1967 года. Он же - бывший британский эсминец HMS Zealous, спущенный на воду в 1944 году. Справедливо признать, что к моменту вступления в строй, HMS Zealous смотрелся уныло на фоне своих ровесников – американских, японских или немецких эсминцев. Невзрачный, морально устаревший корабль, всего 2000 тонн водоизмещения – маловато для эсминца даже по меркам Второй мировой.


INS Eilat


А вот другие «аутсайдеры» - британские эсминцы типа 42 (более известные, как «Шеффилд»). К концу 1970-х годов деградация флота Её Величества достигла таких размахов, что в эсминцы пришлось зачислить эти несчастные лоханки водоизмещением 4500 тонн – для сравнения, американские и советские эсминцы тех лет были в два раза крупнее, а по боевым возможностям вообще превосходили «Шеффилды» на порядок.
Последствия не заставили себя долго ждать – в ходе Фолклендской войны 1982 года британские реплики боевых кораблей были избиты обычными бомбами с дозвуковых реактивных штурмовиков. Звонкая пощечина флоту Её Величества.
(впрочем, британцы сделали из этой определенные выводы – 2-я и 3-я модификации «Шеффилдов» получились гораздо лучше)


HMS Sheffield после пожара на борту, вызванного попаданием неразорвавшейся ракеты


Теперь, исключив из рассмотрения «фальшивки», перейдем к настоящим эсминцам – замечательным боевым системам, ставшим «грозой морей».

Первый подвид эскадренных миноносцев – эсминцы ПВО.

Название говорит само за себя, корабли ориентированы на борьбу с воздушными целями и, нужно признать, усилия конструкторов не пропали даром. Современные морские ЗРК позволяют контролировать пространство в сотнях километров от борта корабля – при наличии в ордере эсминца ПВО воздушное нападение на эскадру становится крайне рискованной и малоэффективной затеей: даже сверхзвуковая противокорабельная ракета, идущая на предельно малой высоте, не гарантирует прорыв сквозь «несокрушимый щит» эсминца противовоздушной обороны.

Знаменитые примеры:

Идея эсминца ПВО не нова – подобные корабли известны со времен Второй мировой войны. Например, японский эсминец «Акидзуки». Несмотря на серьезное отставание Японии в радиотехнике и системах управления огнем, японцам удалось создать довольно удачный эсминец полным водоизмещением 3700 тонн, ставший одним из лучших эскадренных миноносцев Второй мировой войны. Исключительно мощное зенитное вооружение (не качеством, так количеством – до 60 стволов зенитных орудий всех калибров!) + невероятная автономность по топливу (полного запаса мазута хватало на 8000 миль пути)!


В наше время безусловным фаворитом является британский «Дэринг» (эсминец тип 45). В плане борьбы с воздушными целями «Дэрингу» равных нет. Чего стоит его один супер-радар с активной ФАР или набор зенитных ракет с активной головкой самонаведения, способных достать вражеский самолет ниже радиогоризонта. Красивый, мощный и современный корабль, гордость флота Её Величества.


HMS Dragon (D35) - четвертый посчету эсминец типа 45

Второй подвид – «ударные» эсминцы.

Сюда относятся эсминцы, «заточенные» под уничтожение вражеских кораблей, а также имеющие какие-либо особые способности для огневой поддержки морских десантов или нанесения ракетных и артиллерийских ударов по береговым целям. В наше время их количество стремительно уменьшается – корабли становятся все более универсальными, тем не менее, идея «ударного эсминца» изредка реализуется в виде совершенно фантастических конструкций.

Знаменитые примеры:

Эсминец проекта 956 (шифр «Сарыч»). Ракетно-артиллерийский корабль с автоматическими орудиями калибра 130 мм и сверхзвуковыми ПКР «Москит». Классический ударный эсминец, с ослабленной ПВО и ПЛО.

Второй яркий представитель – китайский эсминец тип 052 «Ланчжоу» (к настоящему времени – морально устаревший). Весьма посредственные возможности в плане противовоздушной и противолодочной обороны, зато на борту «Ланчжоу» целых 16 противокорабельных ракет!


Китайский эсминец Qingdao (DDG-113). Звездно-полосатый флаг - всего лишь жест вежливости во время визита в Перл-Харбор


И конечно же, нельзя обойти вниманием невероятный эсминец «Замволт»! Фантастический стелс-корабль, «серебряная пуля Пентагона» - эйфория вокруг перспективного американского эсминца не стихает уже почти 10 лет. Помимо необычных, футуристических форм, проект привлек к себе внимание общественности необычным составом вооружения – впервые за прошедшие полвека на боевом корабле планируется установить два автоматизированных орудия AGS калибра 155 мм. Скорострельность 10 выстр./мин. Дальность стрельбы высокоточными снарядами – более 100 километров!


Двигаясь вдоль вражеского побережья, невидимый стелс-эсминец будет засыпать порты, прибрежные города и военные базы противника своими шестидюймовыми снарядами. А для «трудных мишеней» на борту «Замволта» предусмотрено 80 УВП для запуска зенитных ракет и крылатых роботов-камикадзе «Томагавк».

Третий подвид – Большие противолодочные корабли или эсминцы ПЛО

В годы Холодной войны угроза от атомных подлодок с баллистическими ракетами была столь велика, что обе сверхдержавы изо всех сил пытались насытить флот противолодочными средствами. Как результат – в составе ВМФ СССР появились БПК – крупные эсминцы с гипертрофированным противолодочным оружием. Чудовищные 700-тонные гидроакустические станции, противолодочные ракетоторпеды, противолодочный вертолет, реактивные бомбометы и противолодочные торпеды – все средства, чтобы обнаружить и уничтожить вражескую ПЛАРБ!


Янки двигались в аналогичном направлении – «иметь противолодочный фрегат или эсминец на каждую советскую ПЛА». Одним из результатов данного подхода стала крупная серия эсминцев типа «Спрюэнс». В рядах ВМС США эти корабли выполняли функцию наших БПК с некоторой поправкой на универсальность вооружения. Примечательной особенностью «Спрюэнсов» было отсутствие ЗРК коллективной обороны – противовоздушная оборона эсминцев была довольно слаба и малоэффективна.
Хороший во всех отношениях корабль стал еще лучше с появлением установок вертикального запуска ракет – шесть десятков «Томагавков» превращали «Спрюэнс» в настоящего разрушителя.

Четвертый подвид - эсминцы-вертолетоносцы

Специфическое изобретение японского гения. Ностальгия по славным временам Перл-Харбора. Конституционный запрет на авианосцы и ударное вооружение. Нешуточная угроза со стороны советского подводного флота.
Все это определило облик японских эсминцев: основное вооружение – вертолеты. От 3 до 11 винтокрылых машин на борту, в зависимости от типа корабля. Впрочем, на борту каждого из японских эсминцев-вертолетоносцев имеется некоторое количество встроенного оружия: от артиллерийских орудий до ЗРК и противолодочных ракетоторпед.


Эсминец-вертолетоносец "Харуна"


Эсминец-вертолетоносец "Хьюга". Размеры аналогичны УДК "Мистраль"

Пятый подвид – универсальные эсминцы

Редкий, но очень классный вид эскадренных миноносцев. Раньше их было много, сейчас остался практически единственный «Орли Берк» и его производные. В этом направлении работает Китай, но пока все его попытки близко не дотягивают до уровня американского Иджис-эсминца.
Создание подобного корабля в наше время требует колоссальных усилий ВПК, высочайший уровень развития науки и гигантских финансовых затрат. Единственные, кому удалось в полной мере реализовать данную идею, стали американцы. В начале 90-х годов ВМС США получили суперкорабль с 96 установками вертикального пуска Mk41 (загружается вся номенклатура ракет, принятых на вооружение ВМС США – ЗУР, ПЛУР, крылатые ракеты «Томагавк», противоспутниковые ЗУР «Стандарт 3» - все, кроме баллистических ракет).


Универсальные УВП Mk41 не имели бы того мистического эффекта без боевой информационно-управляющей системы «Иджис» - радар AN/SPY-1 с четырьмя фазированными антенными решетками. Одновременное сопровождение тысяч воздушных, надводных и подводных целей в радиусе двух сотен миль от корабля. Эффективность и быстрота принятия решений. Специальные режимы работы радара. Обмен данными в режиме реального времени с другими кораблями и самолетами. Вся радиоэлектроника корабля – средства обнаружения, радиосвязь, спутниковая связь, оружие – все системы корабля связаны в единый информационный контур.


Даа… Эсминец «Берк» хорош, хотя и он не лишен недостатков: тонкие жестяные борта и отвратительно низкая живучесть – бич всех современных кораблей. Кроме того, «Берки» первой модификации были совсем не универсальными – приоритетом Иджис-эсминца всегда была ПВО. Все остальные проблемы его не интересовали.
Изначально, на «Берках» даже не предусматривалось постоянное базирование вертолета. Противолодочная оборона отдавалась на откуп более простым кораблям – тем же эсминцам типа «Спрюэнс».

В заключении хочется отметить, что названные пять подвидов эсминцев (от эсминца ПВО до ударного эсминца и эсминца-вертолетоносца) – это далеко не полный список специализаций эскадренных миноносцев.
Например, в годы Второй мировой войны возникла потребность в эскортных эсминцах – специфических кораблях для решения конвойных задач – отсюда необычные требования к их конструкции и составу вооружения.

Кроме того, существовали эсминцы-минные заградители (тип «Роберт Смит»); эсминцы радиолокационного дозора; эсминцы, переоборудованные в противолодочные корабли по программе FRAM… Круг задач эскадренных миноносцев чрезвычайно широк и нет ничего удивительного в том, что для решения какой-либо важной проблемы создаются специализированные конструкции.


Эсминец проекта 956 и американский эсминец типа "Спрюэнс"

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода