Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Древняя Персия. От племени до империи

1987. , chapter 2 «Armenia from the Median Conquest to the Rise of the Artaxiads». Harvard University Department of Near Eastern Languages and Civilizations and National Association for Armenian Studies and Research, 1987:

Оригинальный текст (англ.)

Стр. 39
By 585 B.C., the power of the Medes extended as far as the Halys River; they were thus in possession of the entire Arm. plateau and the former territories of Urartu.
...
The Armenians , as we have seen, appear to have settled in the area of Van and in the northeast, in the region of Ararat . Numerous other peoples also inhabited the plateau: Herodotus mentions the Suspyrians, Alarodians and Matieni; and Xenophon met on his march the Chaldaeans, Chalybians, Mardi, Hesperites, Phasians and Taochi.

Стр. 45
Armenia was divided into two satrapies, the 13th and 18th, by the Persians, and several sites mentioned in the inscriptions at Behistun have been identified in the south and west of the Armenian plateau, in the provinces of Aljnik and Korcayk.
...
The 18th satrapy included the regions around Ararat ; we shall discuss below the principal sites of the Achaemenian period from that region: Arin-berd (Urartean Erebuni) and Armawir (Urartean Argistihinili).

  • Daryaee, edited by Touraj. The Oxford handbook of Iranian history. - Oxford: Oxford University Press, 2012. - P. 131. - «Although the Persians and Medes shared domination and others were placed in important positions, the Achaemenids did not – could not – provide a name for their multinational state. Nevertheless, they referred to it as Khshassa , "the Empire".». - DOI :10.1093/oxfordhb/9780199732159.001.0001 .
  • Ричард Фрай. Наследие Ирана. - М. : Восточная литература РАН, 2002. - С. 20. - ISBN 5-02-018306-7 .
  • История Ирана / М.С.Иванов. - М. : МГУ, 1977. - С. 488.
  • М.М.Дьяконов. Очерк истории древнего Ирана. - М. , 1961.
  • Н. В. Пигулевская. История Ирана с древнейших времён до конца 18 в.. - Л. , 1958.
  • История (Геродот) , 3:90-94
  • John William Humphrey, John Peter Oleson i Andrew Neil Sherwood: «Grčka i rimska tehnologija» (Greek and Roman technology ), str. 487.
  • Robin Waterfield i Carolyn Dewald: «Herodot - Povijesti» (Herodotus - The histories ), 1998., str. 593.
  • «Krezov Život» (Life of Crassus ), Sveučilište u Chicagu
  • Darel Engen: «Gospodarstvo antičke Grčke» (The Economy of Ancient Greece ), EH.Net Encyclopedia, 2004.
  • Darije Veliki: popis satrapija s odgovarajućim porezima (Livius.org, Jona Lendering)
  • Talent (unitconversion.org)
  • И. Дьяконов «История Мидии», стр. 355, 1956

    Сатрапская династия Оронтов сидела при Ахеменидах в восточной Армении (в XVIII сатрапии, земле матиенов-хурритов, саспейров-иберов и алародиев-урартов; однако, как показывает само название, здесь жили уже и армении)…

  • И. Дьяконов «Закавказье и сопредельные страны в период эллинизма», глава XXIX из «История Востока: Т. 1. Восток в древности». Отв. ред. В. А. Якобсен. - М.: Вост. лит., 1997:

    Оригинальный текст (рус.)

    Колхи время от времени посылали Ахеменидам символическую дань рабами, возможно захваченными у соседних горских племен, и поставляли вспомогательные отряды, по-видимому, в распоряжение сатрапа Западной (или собственно) Армении (13-й сатрапии Ахеменидов, первоначально называвшейся Мелитеной; Северо-Восточная Армения, продолжавшая называться Урарту, составляла 18-ю сатрапию и в то время, по всей вероятности, еще не вполне арменизировалась по языку; в ее состав входили наряду с армянами, урартами-алародиями и хурритами-матиенами также и восточные протогрузинские племена - саспиры)

  • Дж. Бурнутян, «A Concise History of the Armenian People», Mazda Publishers, Inc. Costa Mesa California, 2006. Стр. 21

    Оригинальный текст (англ.)

    Armenia is listed as the 10th satrapy in the Persian inscriptions at Naqsh-e Rostam. In the fifth century Herodotus mentions Armenians occupying the 13th satrapy, while the remnants of the Urartians (Alarodians) lived in the 18th satrapy. Armenians soon became the dominant force in those satrapies and subjugated or assimilated the other groups.

  • Персидская империя или персидско-мидийское царство (Парас у-Мадай ) - древняя держава династии Ахеменидов в V-IV до н.э., подчинившая на пике своего могущества 127 стран от Нила до предгорий Тибета. Персидская империя известна в еврейской истории, в основном, по книгам , таким, как и . Началом Персидско-Мидийской империи считается завоевание царями Дарием и Киром , а его концом - падение от рук . В формате империи держава Ахеменидов просуществовала 52 года, с 3389 по 3442 год (371-318 гг. до н.э.).

    Евреи в то время находились в вавилонском изгнании, куда были угнаны императором , разрушившим Первый Иерусалимский (в 3338 / 422 г. до н.э.). В 3390 году (370 г. до н.э.) царь Кир разрешил отстроить Храм, но вскоре приостановил работы. Только при Дарии Втором, в 3408 году (352 г. до н.э.) строительство возобновилось. Храм был отстроен, большинство евреев вернулось в Землю Израиля - изгнание окончилось.

    Становление Персидско-Мидийской империи

    Парас и Мадай были сыновьями Яфета , сына (см. Берешит, 10:2 и коментарий Раши ). Потомки Параса - персы - расселились на большой территории, примыкающей к Персидскому заливу. К западу и северо-западу от них, вплоть до Каспийского моря, жили мидийцы. Здесь возникли государства со столицами соответственно Парса (Персеполь) и Ахмата (Хемдан).

    Мидийское царство вышло на историческую арену раньше, чем персидское (ср. Даниэль, 8:4,20 и ком. Раши ). Оно воевало с Ассирией, которая в VII-VI вв. до н.э. находилась в зените своего могущества. В VI веке до н.э. ассирийский царь Санхерив захватил северную часть Земли Израиля и пытался покорить Иерусалим, но не преуспел (см. Млахим 2, гл.19 ). Но всего через 75 лет после этого Вавилонский император Навуходоносор (Навухаднецар) завоевал Ассирию, разрушил Первый Иерусалимский Храм и угнал евреев в плен. Вавилон установил свою гегемонию в регионе. Однако, Мидия воевала и с Вавилоном; известно гигантское оборонительное укрепление, построенное во времена Навухаднецара - «мидийская стена». Эти войны завершились победой мидийцев: Мидия объединилась с Персией, и вместе они завоевали Вавилонскую империю. Вавилон пал, на троне воцарились цари из Параса и Мадая, а Персидско-Мидийское царство превратилось в империю, установив свою власть практически во всех областях, ранее подконтрольных Вавилону.

    Еще до разрушения Иерусалима еврейским пророкам и было открыто, что Вавилон будет завоеван мидийцами (Иешаяу, 13:17-18, Ирмияу, 51:11,28 ), и что «идет народ с севера и народ великий, и множество царей поднимаются от краев земли; лук и копье держат они; жестоки они и беспощадны, голос их, как море, грохочет, и на конях несутся они; каждый готов к битве с тобой, дочь Вавилона» (Ирмияу, 50:41 ). Комментаторы объясняют, что упомянутые здесь цари - мидийский Дарий и персидский Кир.

    В пророчествах Даниэля, относящихся уже ко времени вавилонского изгнания, содержалось предсказание о «четырех царствах», которые будут порабощать евреев на протяжении всей истории человечества, и каждое последующее свергнет предыдущее. Эти четыре царства - Вавилон, Персия-Мидия, и (Даниэль, главы 2,5,6,7,8 ). Намеки на них содержатся также в - в , в рассказе о войне четырех царей против пяти (Берешит, 14:1 и ком. Раши ), а также в , в описании , когда он видит ангелов, поднимающихся и спускающихся по лестнице, уходящей в небо. объясняет, что это ангелы-хранители четырех царств, восходящие и низвергаемые со ступеней, число которых соответствует годам существования этих царств (Берешит, 28:10 и ком.Рамбана ).

    Парас у-Мадай: два народа, одно царство?

    Как Мидия и Персия стали одним царством? Согласно , мудрец и провидец Даниэль предсказал одному из слуг царя Навухаднецара, персу Киру (Корешу), что он будет властвовать над всей огромной империей. Впоследствии Кир стал царем Персии и женился на дочери мидийского царя Дария. Вместе они завоевали Вавилон и низвергли внука (по другим источникам сына) Навухаднецара, царя Бельшацара (Валтасара). Вавилон был присоединен к объединившимся Мидии и Персии. Столицей нового царства стал город Вавилон; позднее столица была перенесена в Шушан (Сузы). Поскольку Киру было известно пророчество Даниэля о падении Вавилона, в котором сначала упоминалась Мидия, он уговорил Дария взойти на престол первым, а после его смерти стал править сам.

    Персидское царство в конце дней

    В Талмуде приводится символический рассказ о том, как в конце дней Творец мира показывает всем народам свиток Торы и говорит: «Тот, кто искал Истину в Торе, пусть придет и получит награду». Сначала перед Ним предстает ангел-покровитель (малах ) Рима и рассказывает о своих достижениях, но получает ответ: «Все, что вы создавали, старались вы для себя». Ангел уходит пристыженный.

    После этого появляется малах Персии и говорит: «Много мостов мы построили; много укрепленных городов захватили и вели множество оборонительных войн, защищая империю. И все для того, чтобы еврейский народ мог заниматься Торой». В ответ на это звучат слова Вс-вышнего: «Все, что вы делали, вы делали для себя. Строили мосты, чтобы взимать пошлины; захватывали города, чтобы наложить дань для вашего императора; а что касается оборонительных войн - победа в них зависит от Меня». Ушел пристыженный и малах персов (Авода зара, 2Б).

    Почему персы не получили награды, ведь - как справедливо полагал малах Персии - его царство, в отличии от Рима, не разрушало, а строило Храм? Ответ состоит в том, что, несмотря на это, они занимались , не признали над собой власти Вс-вышнего.

    И другой вопрос задается в Талмуде: почему в рассказе упомянуты только Рим и Персия? Ответ: потому что (духовные корни) этих империй просуществуют до прихода Машиаха (Авода зара, 2Б ).

    Идолопоклонство персов носило особый характер. Они, в отличии, например, от вавилонян, не преклонялись перед истуканами из золота и серебра. По их представлениям, в мире происходит постоянная борьба между добром и злом - богом света и добра и богом тьмы и зла. Люди должны стремиться к добру, помогать «доброму» богу своим поведением. В Талмуде встречаются указания на положительные качества персов - скромность в поведении и одежде, воспитанность (Брахот, 8Б; Шабат, 94Б; Эрувин, 29Б ).

    Привлекательность персов, унаследованная ими от их родоначальника Яфета, была опасной для евреев. В отличии от самого Яфета, персы не «сидели в шатрах Шема» (как это было заповедано им Свыше) - не учили Тору у еврейских мудрецов. Они не смогли постигнуть , их сознание осталось расщепленным, они не видели связи между ,

    материальным и духовным (отсюда, возможно, и происходит и название «Парас»: от слов «прусот» - «куски», «лифрос» - «разрезать» - ср. Мидраш Раба, Эстер, 1 ).

    Еще в пророчестве Иешаяу было высказано опасение, что религия персов привлечет к себе евреев, слабых духом, и они забудут духовные ценности своего народа. Иешаяу учил евреев свято верить в Единство Б-га, который создает свет и тень, добро и зло. И даже то, что кажется человеку злом, тоже происходит по воле Всевышнего и не осознается как добро лишь в силу человеческого несовершенства. Находясь в изгнании в Персидском царстве, евреи вспоминали слова пророка и не поддались влиянию персов (см. об этом в книге ).

    Однако «дух» персидского сознания - его расщепленность, непонимание Единства мира - сохранился до нашего времени. Не случайно Талмуд говорит о том, что Персидское царство (его духовный источник) будет существовать до времен Машиаха. Не так давно , основанная на трудах - о том, что продолжением древней Персии в каком-то смысле является арабский мир. Наряду с царством Рима-Эдома (западной цивилизацией), он находится в настоящее время «у власти».

    С приходом Машиаха человечество преодолеет расщепленность своего сознания и в полной мере осознает Единство Б-га.

    Персия (какая сейчас страна, можно узнать из статьи) существовала более двух тысяч лет назад. Она известна своими завоеваниями и культурой. На территории древнего государства правили многие народы. Но они не смогли искоренить культуру и традиции ариев.

    С середины шестого века до нашей эры на арене мировой истории появились персы. Жители Ближнего Востока до этого времени очень мало слышали об этом загадочном племени. Известно о них стало только после того, как они начали захватывать земли.

    Кир Второй, царь Персов из династии Ахеменидов, смог в короткие сроки захватить Мидию и прочие государства. Его хорошо вооруженная армия начала подготовку, чтобы выступить против Вавилона.

    В это время Вавилон и Египет враждовали друг с другом, но при появлении сильного врага они решили забыть о конфликте. Подготовка Вавилона к войне не спасла его от поражения. Персы захватили города Опис и Сиппар, а после без боя завладели Вавилоном. Кир Второй решил дальше продвигаться на Восток. В войне с кочевыми племенами он погиб в 530 году до нашей эры.

    Преемникам погибшего царя, Камбису Второму и Дарию Первому, удалось захватить Египет. Дарий смог не только укрепить восточные и западные границы державы, но и расширить их от Эгейского моря до Индии, а также от земель Средней Азии до берегов Нила. Персия вобрала в себя известные мировые цивилизации древнего мира и владела ими до четвертого века до нашей эры. Империю смог покорить Александр Македонский.

    Вторая персидская империя

    Солдаты Македонского отомстили персам за разорение Афин, испепелив Персеполь. На этом династия Ахеменидов перестала существовать. Древняя Персия попала под унизительную власть греков.

    Изгнать греков удалось только во втором веке до нашей эры. Сделали это парфяне. Но им не дано было править долго, их сверг Артаксеркс. С него началась история второй персидской державы. По-другому ее принято называть державой династии Сасанидов. При их правлении возрождается империя Ахеменидов, хотя и в другой форме. На смену греческой культуре приходит иранская.

    В седьмом веке Персия потеряла свое могущество и была включена в состав Арабского халифата.

    Жизнь в Древней Персии глазами других народов

    О жизни персов известно из произведений, которые сохранились до наших дней. В основном это сочинения греков. Известно, что Персия (какая сейчас страна, можно узнать ниже) очень быстро завоевала территории древних цивилизаций. Какими же были персы?

    Они отличались высоким ростом и были физически сильны. Жизнь в горах и степях сделала их закаленными и выносливыми. Они славились своей храбростью, сплоченностью. В быту персы ели умеренно, не употребляли вина, были равнодушны к драгоценным металлам. Носили они одежду, пошитую из шкур животных, голову покрывали войлочными колпаками (тиарами).

    Во время коронации правитель должен был облачиться в одежду, которую носил до того как стать царем. Также ему полагалось съесть сушеную фигу и выпить кислого молока.

    Персы имели право жить с несколькими женами, не считая наложниц. Были допустимы близкородственные связи, например, между дядей и племянницей. Женщины не должны были показываться посторонним. Это касалось и жен, и наложниц. Доказательством тому служат сохранившиеся рельефы Персеполя, на которых нет изображений представительниц прекрасного пола.

    Достижения персов:

    • хорошие дороги;
    • чеканка собственных монет;
    • создание садов (парадисов);
    • цилиндр Кира Великого - прообраз первой хартии прав человека.

    Раньше Персия, а сейчас?

    Не всегда можно сказать точно, какое государство находится на месте древней цивилизации. Карта мира менялась сотни раз. Изменения происходят даже в наши дни. Как понять, где была Персия? Какая сейчас страна на ее месте?

    Современные государства, на территории которых была империя:

    • Египет.
    • Ливан.
    • Ирак.
    • Пакистан.
    • Грузия.
    • Болгария.
    • Турция.
    • Части Греции и Румынии.

    Это еще не все страны, которые имеют отношение к Персии. Однако с древней империей чаще всего ассоциируется Иран. Что же представляет собой эта страна и ее народ?

    Загадочное прошлое Ирана

    Название страны является современной формой слова «ариана», которое переводится как «страна ариев». И действительно, с первого тысячелетия до нашей эры племена ариев заселили практически все земли современного Ирана. Часть этого племени переселилась в Северную Индию, а часть ушла в северные степи, назвавшись скифами, сарматами.

    Позднее в Западном Иране образовались сильные царства. Одним из таких иранских образований стала Мидия. Ее впоследствии и захватило войско Кира Второго. Именно он объединил в своей империи иранцев и повел их завоевывать мир.

    Как живет современная Персия (какая сейчас страна, стало понятно)?

    Жизнь в современном Иране глазами иностранцев

    Для многих обывателей Иран ассоциируется с революцией и ядерной программой. Однако история этой страны охватывает более двух тысяч лет. Она вобрала в себя разные культуры: персидскую, исламскую, западную.

    Иранцы возвели притворство в настоящее искусство общения. Они очень обходительны и искренни, но это только внешняя сторона. На самом деле за их угодливостью кроется намерение узнать все замыслы собеседника.

    Бывшая Персия (сейчас Иран) захватывалась греками, турками, монголами. При этом персияне смогли сохранить свои традиции. Они умеют ладить с чужаками, их культуре свойственна определенная гибкость - брать лучшее от традиций чужаков, не отказываясь от собственных.

    Иран (Персия) веками находилась под властью арабов. При этом ее жители смогли сохранить свой язык. В этом им помогла поэзия. Больше всего они чтут поэта Фирдоуси, а европейцы помнят Омара Хайяма. Сохранению культуры способствовало учение Заратустры, которое появилось задолго до вторжения арабов.

    Хотя в стране сейчас ведущая роль отведена исламу, у иранцев не угасло национальное самосознание. Они хорошо помнят о своей многовековой истории.

    Развитие цивилизаций, народы, войны, империи, легенды. Вожди, поэты, ученые, бунтари, жены и куртизанки.


    Т.Захарова
    Древняя Персия - бесстрашная, грозная, неумолимая империя, не знавшая себе равных в завоеваниях и богатстве, во главе которой стояли незаурядные, честолюбивые и могущественные правители. С момента возникновения в 6 в. до н.э. до завоевания Александром Македонским в 4 в. до н.э. в течение двух с половиной столетий Персия занимала главенствующее положение в Древнем мире. Затем, после 100-летнего господства греков, началась эра Парфянского и Новоперсидского царств, более 7 веков противостоявших Риму, Византии, исламскому миру.


    Т.Захарова
    Древний город, духовный прародитель большинства «цивилизованных» религий. Трилитон, чудо трех камней, каждый из которых весит более 800 тонн. Мегалитная платформа храма Юпитера - сложена специально для храма или предназначалась для иных, неизвестных ныне целей?


    Т.Захарова
    Самая загадочная женщина древнего мира - красавица или демон? Умная правительница или хитрая интриганка? Любимая жена или коварная соблазнительница? Великие книги древних по-разному рассказывают о волнующей легенде, ставшей символом женственности, тайны и величия.


    Т.Селянинова
    Три поколения правителей, дипломатов, философов, литераторов. Три поколения, влиявших на судьбы Молдавии, России, Турции. Честолюбивые планы, сбывшиеся надежды, жестокие разочарования. Любовь и политика, семья и государственные приоритеты.


    Т.Захарова
    До появления маяка история архитектуры не знала примеров, когда сооружение, имевшее, техническое назначение, становилось предметом всеобщего почитания и даже поклонения. В средние века руины древнего маяка были встроены в турецкую крепость Кайт Бей и в ней существуют поныне. Сейчас она превращена в египетский военный форт. Поэтому добраться до остатков маяка невозможно даже ученым-археологам.


    Т.Селянинова
    Известный всему миру семейный и любовный переплет с участием особ королевской крови, обманутых жен, верных любовниц и тому подобное. Почему распался волшебный брак? Да и был ли он на самом деле столь уж счастливым с самого начала? Золушкам и охотницам на принцев - на заметку.


    А.Вещагина
    Падкое на разные необычности и пытливое человечество находит корреляции между положением звезд на небе сейчас и динамикой роста цен на пшеницу в Древнем Риме времен Цезаря. И каждая мало-мальски отличающаяся, выделяющаяся, примечательная дата становится источником вдохновения для любителей создавать статистические выкладки и проводить сравнительные анализы. 29 февраля - один из регулярно случающихся дней, когда такие выкладки и исследования становятся особо актуальными.


    Т.Захарова
    Женский день задумывался прежде всего как день эмансипации, день проведения митингов и различных политических акций. Основной смысл был в организации одновременного выступления женщин в разных странах. И участвовали в этих выступлениях прежде всего женщины-революционерки, участницы рабочих интернационалов. Агитировали они не за весну, любовь и красоту, а за свои права на труд, отдых, достойную оплату и равные права с мужчинами.


    Т.Захарова
    "Историки считают, что в древности масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Не скупились русичи в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей». "


    К.Шувалов
    Гуманисты стремились насытить свой ум и стиль жизни опытом античности, постепенно переходя от простого заимствования этого опыта к выработке нового убеждения, которым отождествлялось человеческое знание с добродетелью. Духовность, универсальность человека превращалась в чистый культ знаний.


    К.Шувалов
    В настоящее время христианская церковь признает только четыре Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Эти тексты были названы каноническими и внесены в Новый Завет в 325 году в ходе первого Никейского собора, созванного при поддержке римского императора Константина Великого.


    К.Шувалов
    Цивилизации античности существенны для наc не только как предшественницы христианства, но сохранившимися от них собственными ценностями. Ценностная ориентация любого человека, народа осуществляется не на безликое добро и зло, любовь и ненависть, но на их персонификацию, деятельность предшественников, особенно, великих, в соответствии с этими ценностями.


    К.Шувалов
    Средневековье поставило перед людьми проблему: что важнее - земное или духовное, небесное? Конечно, как и во всех делах житейских, существует некоторый компромисс между крайностями, меняющийся от народа к народу и со временем. Абсолютизация духовного - аскеза - в целом есть тормоз земной жизни и может быть лишь уделом избравших себе этот путь. Абсолютизация земного ведет ведет либо к политическому раздраю и нравственной распущенности. Где же золотая середина?

    Персидская империя

    Древний Элам . Персидская империя, с которой воевали древние скифы и греки, образовалась на территории страны, которая сейчас называется Иран. Это разнообразная и в географическом и в климатическом отношении страна. Центр ее - большое плато высотой от 1000 до 2000 м над уровнем моря, расположенное между Каспийским морем на севере и Персидским заливом на юге. В центре и на востоке страны две большие пустыни, на западе - низины Месопотамии и высокие горы Загроса.

    В IX–VIII тысячелетиях до н. э. здесь одомашнили мелкий и крупный рогатый скот, возделывали ячмень и пшеницу. Как уже говорилось, на стоянках Гандж Даре в Керманшахе, Тепе Гуран в Луристане и Али Кош в Хузистане люди впервые перешли к земледелию и животноводству. В Гандж Даре еше в IX тысячелетии до н. э. была изобретена керамика.

    На стоянках Тепе Яхья и Сахри-Сохта найдены глиняные таблички с надписями, которые ученые относят к протоэламскому письму. Оно возникло здесь еще в IV тысячелетии до н. э. Такие таблички обнаружены на стоянках Тепе Сиалк, Годин Тепе и в знаменитой Сузе.

    На территории современного Ирана с давних времен существовали города-государства эламитов. Они воевали друг с другом, соперничали с шумерами и даже захватывали их города. Столицей Элама был город Сузы.

    Иран - страна ариев. Как уже говорилось, около 1500 года до н. э. арии стали переселяться из засушливых степей и пустынь Южного Урала и Средней Азии на юг. Они захватили территорию Элама и создали здесь государство.

    Из ариев выделилось племя мидян. Около 670 года до н. э. они образовали Мидийское государство со столицей Экбатаны. Мидия объединилась с Вавилоном и разгромила Ассирию. Примерно в 700 году до н. э. южнее Мидии племена персов создали свое государство - Персию. Правили ею цари из рода Ахеменидов.

    Сначала персы подчинялись мидянам. Однако в 550 году до н. э. персидский царь Кир II разгромил войско своего деда - царя мидян Астиага и стал царем Мидии и Персии. Собрав войско из двух стран, Кир II в 547–546 годах до н. э. захватил Лидию (Ионию) в Малой Азии, а в 539 году - Вавилонию. В 525 году до н. э. сын Кира Камбис II завоевал Египет.

    Царь Дарий. В 522 году, когда царем Персии стал Дарий I, страна приобрела особое могущество. Чтобы лучше управлять огромной империей, он разделил ее на сатрапии (провинции), поставив во главе каждой сатрапа (наместника). При нем были построены превосходные дороги, соединявшие все сатрапии.

    Царская дорога вела от древней столицы страны Суз почти до греческих колоний на берегах Малой Азии. Через определенные промежутки на дороге были устроены станции, где царским посланникам мгновенно меняли лошадей. Особые чиновники («уши царя») регулярно объезжали всю страну, а затем докладывали царю обо всем, что в ней делается.

    Специальные отряды воинов следили за тем, чтобы сатрапы не становились очень сильными. Провинции должны были платить дань персам и поставлять воинов и корабли. В Персеполе Дарий I возвел огромный дворец.

    Персы поклонялись многим богам. Их жрецы назывались магами (греч. magos - персидское племя, из которого вышло особенно много жрецов). Один из магов - Заратуштра (Зороастр) стал поклоняться не разным богам, а одному - Ахура Мазде. Врагом Ахура Мазды был Ангхро-Манью (Ариман). Заратуштра установил культ огня. Новая религия - зороастризм - широко распространилась по всему Персидскому государству. Была составлена священная книга зороастрийцев - «Авеста».

    Поход Дария на скифов . Дарий I покорил почти весь тогдашний мир. Под его властью были Персия, Мидия, Вавилония, Ассирия, Египет, Средняя и вся Малая Азия с греческими городами-колониями. Ему не подчинялись только племена, жившие севернее тогдашних цивилизаций - на территории юга современной России и Украины, и очень маленькие города-государства в Греции. Племен севера Дарий не боялся, потому что они были разрознены и их военная техника находилась на низком уровне. По мнению персидских царей, это были дикари.

    Царь Дарий решил с огромным войском пройти севернее Черного моря, где было много греческих колоний. Он хотел подчинить их, а потом напасть на Грецию с суши, поскольку сухопутному войску персов не было равных.

    Однако, как уже говорилось, скифы и другие племена, обитавшие тогда в южнорусских степях и в Приуралье, истощили войско персов своими молниеносными набегами. Они были превосходными конниками, и их отряды были неуловимы. Поход Дария I провалился, не выдержав партизанской войны скифов и других племен, живших на территории Южной России. Это было первое поражение огромной персидской армии.

    Победа народовластия над самовластием . Хотя поход Дария закончился поражением, Персидское царство было еще очень сильным. Персы стали готовить новый поход на Грецию. Со всех покоренных стран они собрали невиданное войско. Финикийцы и египтяне построили им первоклассные корабли, вавилоняне и ассирийцы предоставили огромную конницу и десятки тысяч колесниц. Все военные силы Ассирии, Вавилона, Лидии, Египта и Средней Азии были сосредоточены в одно огромное войско и брошены на один маленький город - Афины. Персия и другие царства ненавидели Афины потому, что там правил народ. Слухи о том, что народ может обойтись без царей, подрывали пропаганду персов, которые внушали всем, что порядок в стране может быть обеспечен, только когда государство управляется одним человеком. Однако оказалось, что, когда свободный народ сам управляет своей жизнью, он непобедим, а единовластные правители, даже если захватят весь мир, бессильны. Это был великий урок истории.

    Греко-персидские войны длились с 490 по 449 год до н. э. и окончились полным поражением персов.

    Упадок Персии . Персидская империя не могла оправиться после разгрома при Марафоне и Сала-мине. Миф о непобедимости персов был окончательно развеян. За своеволием и взяточничеством огромной армии чиновников царь и его сатрапы уже не могли уследить. Сами сатрапы и их помощники вели себя, как бандиты. Все это вызывало недовольство покоренных народов. Начались восстания. Так, в Египте восстания длились с 404 по 343 год до н. э. Персы были столь непопулярными правителями, что в 336 году до н. э. Александр Македонский почти без сопротивления занял Египет и все Персидское царство оказалось под его властью.

    Из книги Ермолов автора Гордин Яков Аркадьевич

    Персидская война 1Ермолов догадывался, что означает для него воцарение Николая. Он знал, что, помимо известной ему антипатии молодого императора, немалую роль сыграют наветы его многочисленных недоброжелателей.Опереться ему было не на кого. Закревский, уже третий год как

    Из книги История Древней Греции автора Хаммонд Николас

    1. Персидская держава Зимой 546 г. Крез Лидийский, союзник Спарты, Вавилона и Египта и повелитель многих греческих государств в Малой Азии, был разбит численно превосходящими силами персидского царя Кира (559–529). Греческие государства, отказавшиеся от предложения Кира

    Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

    ПЕРСИДСКАЯ УГРОЗА Во второй половине VI в. до н. э. Персия под властью династии Ахеменидов после ряда успешных завоеваний превратилась в колоссальное государство, простиравшееся от Северо-Западной Индии до Египта. Такой огромной империи еще не знала история человечества.

    Из книги История конницы [с иллюстрациями] автора Денисон Джордж Тэйлор

    2. Персидская конница Кир Великий, которому персы обязаны многими улучшениями в военном деле, первый ввел, по словам Ксенофонта, в персидское войско конницу. Его мысль при этом была иметь постоянно под рукой род оружия, способный преследовать разбитого и отступающего

    автора Олмстед Альберт

    Персидская пропаганда В глазах вавилонских подданных Кир никогда не был чужеземным царем Парсы. В своих декларациях, сделанных на их собственном языке, он нагромождал древние титулы: «Я Кир, царь вселенной, великий царь, могущественный царь, царь Вавилона, царь Шумера и

    Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

    Персидская армия При подавлении этих восстаний мощная военная машина, созданная Дарием, еще больше укрепилась. Из местного персидского источника, возможно через Зопира, который был внуком генерала с таким же именем, Геродот получил копию официального реестра. Он

    Из книги Средневековые хронологи «удлинили историю». Математика в истории автора Носовский Глеб Владимирович

    2. Царский Рим Тита Ливия (империя I) и античная империя Диоклетиана (империя III) В предыдущей главе мы рассказали о хронологических наложениях одних исторических событий на другие, по-разному датированных Скалигером, но которые на самом деле происходили, по-видимому, в

    Из книги Проклятия древних цивилизаций. Что сбывается, что должно произойти автора Бардина Елена

    Из книги Египет. История страны автора Адес Гарри

    Персидская оккупация Внезапный переворот вызвал разброд в империи, и Ираклию потребовалось немало времени, чтобы утвердиться. Воспользовавшись ситуацией, персы захватили в 614 году Иерусалим и похитили Истинный Крест Господень, на котором был распят Христос. В 616 году они

    Из книги История конницы [без иллюстраций] автора Денисон Джордж Тэйлор

    Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

    5.2. ПЕРСИДСКАЯ ДЕРЖАВА Наследниками скифов на Ближнем Востоке стали мидяне и персы. Эти народы принадлежали к древним ариям – тем племенам, которые в бронзовом веке населяли степи Средней Азии и Восточной Европы. Во II тысячелетии до н. э., во время волны нашествий,

    Из книги Легенды и были Кремля. Записки автора Маштакова Клара

    ПЕРСИДСКАЯ ГВОЗДИКА В XV в. были установлены дипломатические и торговые связи России с Персией. В Армянском подворье, расположенном в районе Маросейки, обосновалась и персидская диаспора.Впервые в Москве появились роскошные ворсистые персидские ковры и невиданной

    Из книги История кавалерии. автора Денисон Джордж Тэйлор

    Персидская конница По мнению Ксенофонта, персидскую кавалерию учредил Кир II Великий, проведший глубокое преобразование своей армии. Он хотел получить военную силу, способную не только быстро сокрушить врага, но и преследовать его при отступлении, для чего и организовал

    Из книги Танки на Москву [сборник] автора Лукин Евгений Валентинович

    Персидская царевна 1Город Грозный был очерчен красными ломаными линиями, иссечен синими рубцами обороны, исколот треугольными флажками наступающих батальонов. Условные значки на карте едва ли отражали действительность, которая то и дело вносила поправку: здесь войска

    Из книги Бунт Стеньки Разина автора Валишевский Казимир

    Персидская эпопея Опустошив персидское побережье от Дербента до Баку, Разин достиг Решта. Вступив с казаками в переговоры и согласившись обменяться заложниками, губернатор города Будар-хан открыл рейд казачьей флотилии; в то время, как этот успех разнесся по всему Дону,

    Из книги Хронология автора

    Персидская хронология Цари персов.? 1 Кир, 31 год? 2 Камбиз, 8 лет.? 3 Смердис-маг, 7 месяцев? 4 Дарий, сын Гистаспа, 36 лет. Во время его царствования храм в Иерусалиме был восстановлен после первого [храма], сожженного вавилонянами.? 5 Ксеркс, сын Дария, 20 лет.? 6 Артаксеркс, который

    Партнеры
    © 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода