Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Азовская флотилия.

В ДНР создана Азовская флотилия, состоящая из нескольких катеров, которые находятся в распоряжении спецподразделения «Тайфун». Корреспонденты побывали в Донецкой республике и убедились, что морской спецназ – это не миф, а вполне реальное подразделение.


В составе флотилии, в основном, гражданские катера – типовые рыбацкие лодки и «байды». Оно и понятно: крупных морских сражений на Азовском море пока не было, поэтому «отжать» что-либо у украинцев возможности ещё представилось.

На катерах ДНР стоят крупнокалиберные «Утёсы» и автоматические гранатомёты. А «ПТУР поставить дело даже не пяти минут, а двух, и катер автоматически превращается в ракетный», – говорит один представителей «Тайфуна».

«Кстати, именно управляемым реактивным снарядом летом прошлого года силы ополчения потопили катер береговой охраны ВМФ Украины. После этого "конфуза" украинские мариманы стали более осмотрительны и стараются близко не подходить к зонам, контролируемым ополчением», – пишет «Комсомолка».

При необходимости катера могут совершать стремительный бросок к береговой линии и высаживать в тылу противника десант, прикрывая его с моря.

«Конечно, ни о каком паритете на Азовском море между донецкой флотилией и ВМФ Украины речь не идёт. Но и слишком грозным украинский флот вряд ли можно назвать. Дело в том, что после перехода Крыма в состав России Азовское море для Украины фактически стало озером. Проход через Керченский пролив теперь возможен только с разрешения Российской Федерации, – поясняет издание. – По сути, украинский флот на Азове может контролировать только прибрежную зону от Широкино до Стрелкового. Дальше – уже территориальные воды Крыма, то есть – России».

Личный состав подразделения «Тайфун» в своё время сражался в Славянске. Бойцы прошли осаду города и приграничные бои. Свои лица фотографировать разрешают далеко не все – на «той» стороне у многих остались родственники.

«Военное руководство Украины всерьез рассматривало возможность десанта армии ДНР. В Мариуполе на пляже ранней весной были выкопаны траншеи и окопы. Их быстро затопили талые воды и затею бросили. Теперь, надо полагать, воду из окопов откачать все-таки придётся», – заключает газета.

Османской империи к концу 17 века тяжело было претендовать на передовые позиции в мире. Противником османов стала так называемая Священная лига - объединение ряда европейских государств. Священная Римская империя, Речь Посполита, Россия, Мальта и Венеция решили окончательно разрушить планы турок на продвижение вглубь Европы.

Война велась на широчайшем театре военных действий - от Вены до Азова. Для царя Петра эта война стала возможностью выбить для Российского государства прямой выход к Черному морю. Несмотря на то что судьба большинства кампаний решалась на суше, новосозданный Азовский флот сыграл в сражении за Азов едва ли не ключевую роль.

Именно в честь этой победы получил своё имя знаменитый корабль Азов , командовал которым известный русский мореплаватель Михаил Лазарев . В Наваринском сражении Азов, будучи в составе англо-франко-русского соединения, собственными силами потопил 6 тяжелых кораблей неприятеля (среди которых 64-х и 80 пушечный линкоры).

Первый Азовский поход

Первый Азовский поход Петра I состоялся в 1695 году. Вместо походов через Украину и степи Причерноморья на Крым, которые предпренимала царевна Софья, он решил атаковать турецкий Азов. На суше молодой царь смог вполне успешно организовать осаду приморской крепости.

Была даже предпринята попытка штурма, русские с боем ворвались внутрь крепости. Но увы, из-за несогласованности действий своих отрядов были вынуждены отступить. В течение всей осады Петр был вынужден наблюдать за тем, как морем к туркам прибывают подкрепления и снабжение. Помешать этому русские войска никак не могли. Очевидно, что измором Азов взять было невозможно.

В итоге самым значительным успехом было взятие двух укрепленных башен на разных берегах Дона, между которыми была протянута цепь, чтобы препятствовать прохождению речных судов. Оставив там трехтысячный стрелецкий гарнизон, русские отступили. Царь понял, что для взятия крупных приморских крепостей необходимо активное взаимодействие флота и сухопутных частей. На тот момент Российское царство не располагало таким флотом. Но Петр всегда искал пути решения проблемы, а не предавался упадническим настроениям.

Постройка флота

Проблема была, однако, серьезнее чем изначально казалась. Флота не просто не было - страна не располагала даже нормальной верфью. Но царь с детства грезил кораблями, поэтому можно утверждать, что флот Петра Первого взял начало ещё за 7 лет до описываемых событий, а именно со времен подчинки подарочного английского бота в 1688 году и создания Потешной эскадры (в состав которой входило несколько яхт). В связи с этим, Петр принялся энергично исправлять положение - верфь в спешном порядке построили в Воронеже. Выбор был неслучайным, ведь город стоял на одноименной реке, которая впадала в Дон. Это позволяло кораблям добраться до места боевых действий своим ходом.

Широкомасштабность работ, начавшихся в Воронеже, подтверждает тот факт, что там было задействовано более 26 тыс. корабельных мастеров! Центральным руководящим органом строительства сначала был Владимирский приказ, а потом и Морской приказ, созданный в 1696 г. (позже ставший Адмиралтейством). Руководителем приказа царь назначил Ф.М, Апраксина. Были серьезные проблемы административного характера. Швейцарец Лефорт, хоть и был храбрым командиром, едва ли обладал навыками кораблестроителя и моряка. А некий Титов, заведовавший подвозом строительных материалов, до этого не имел абсолютно никакого отношения к кораблям. Но кадров не хватало - приходилось ставить на местах того, кто был. С другой стороны, несколько исправляли положение корабельные мастера, приглашенные Петром из Голландии и Англии.

Понимая, что за полгода придется создавать полноценную боевую эскадру, Петр искал любую возможность для ускорения работ. Например, его идеей было строить части кораблей в отдаленных мастерских, откуда их доставляли в Воронеж и уже там собирали. Мелкие суда строили в городках и деревнях - Козлове, Добром, Сокольске. Сам молодой царь не стеснялся лично участвовать в процессе постройки - и как проектировщик, и как обычный плотник.

Долгожданный триумф

Результатом титанических усилий стало появление достаточно мощной эскадры, способной организовать морскую блокаду турецкой крепости. К маю 1696 года Азовский флот состоял из почти однотипных двух больших кораблей (по другим данным, они к тому времени были не достроены - «Апостол Петр» и «Апостол Павел»), 23 галер, 4 брандеров и более 1000 мелких судов для перевозки войск и припасов. 20 мая русские корабли были уже в устье Дона, но неблагоприятная погода не позволяла им выйти в море.

Тогда было решено действовать, используя легкие казачьи лодки. Такая тактика принесла успех - у турок было захвачено 10 небольших судов снабжения, которые следовали в Азов. Эта акция произвела большое впечатление на противника. А ведь флот ещё даже не вошел в Азовское море! Зато уже 27 мая русский флот в полном составе вышел в море и заблокировал Азов. Город оказался в окружении - к тому времени доукомплектованые зимой войска Петра крепко заперли турок на суше. 28 июня османы попытались высадить десант, так как Азов срочно нуждался в поддержке.

Но их попытка была обречена на провал - все 24 корабля десантом стремительно ушли, вместе с главной эскадрой (6 крупных кораблей и 17 галер), как только увидели, что русские разворачиваются для атаки. Новосозданный Азовский флот сыграл свою роль блестяще - заблокированный Азов пал. Умелые действия инженеров в осаде, храбрость солдат при штурме и стойкость моряков открыли России выход к Азовскому морю.

Первая ошибка Петра

Даже после такой победы Петр I понимал, что рано почивать на лаврах. Активно велось строительство флота, чтобы ещё больше усилить свои позиции. Кроме того, первые корабли для Азова были построены неправильно, технология не была отработана. Корабельный лес рубился в авральном режиме - зимой, в морозы. Из-за этого корабли, построенные из него, начали давать течь.

Осознавая, что на плечах государства и так лежит непомерное бремя войны, царь частично перекинул её на народ - он предложил институт кумпанства. Суть идеи была в том, что крупные помещики, монастыри, купцы должны били взять на себя обязательства по постройке флота. Кумпанство (компания) состояло из крупных землевладельцев (имевших больше 100 крестьянских дворов), владевших в общей сложности 10 000 крестьянских дворов.

Каждая такая компания обязывалось построить один корабль. Для церквей и монастырей суммарное количество дворов, достаточное для объединения в кумпанство, равнялось 8 000. Купцы, как особенное сословие, должны были построить 20 кораблей. Лес и мастеров предоставляло государство, а всем остальным должны были заниматься состоятельные жители Московского царства. Всего подобные объединения должны были поставить для царского флота 77 кораблей.

Флот строился, но было очевидно, что это лишь временная мера. Кроме того, количество явно не соответствовало качеству. Кумпанское строительство не оправдало возложенных на него надежд. Сам Петр писал:

«Все же сии кумпанские корабли есть зело странною пропорциею.. которой пропорции ни в Англии, ниже в Голландии мы не видели, мню же, что и в протчих государствах таких нет же; но уже тому поправления учинить невозможно, того ради надлежит только о крепости их радеть в книсах и боутах, которых мы видели во многих кораблях немалое число худых… ».

Сильным ударом для царя стало подписание европескими союзниками мира с турками в 1698 году. Петр все четче осознавал, что опереться можно только на флот государственной постройки. О чем можно говорить, если к 1711 году только 1/5 кумпанских кораблей смогла выйти в Азовское море.


«Гладко было на бумаге,
да забыли про овраги»

Энергичный Петр, отказавшись от кумпанства, активно начал строить настоящие линейные корабли. Типичным представителем стала «Гото Предестинация» (о ней ниже) - первый российский боевой корабль, соответствовавший передовым стандартам Европы.

Но и здесь было слишком много недочетов:

  1. Неудобная верфь. Одно дело спускать из Воронежа по реке небольшие галеры, другое - большие линейные корабли. И хотя активно создавались новые верфи, время было упущено.
  2. Азовское море было абсолютно не приспособлено для кораблей такого масштаба. Мастера при постройке жертвовали мореходностью, чтобы уменьшить осадку, но ничего хорошего из этого не получилось. Кораблям типа «Гота Предистинация» явно было тесно в мелководном Азовском море.

Не пробив вовремя дорогу в Черное море, не взяв Керчь, Петр запер свои корабли в абсолютно невыносимых для них условиях. Что говорить, если линкор «Ласточка» за время зимней стоянки на метр(!) погрузился в ил.

Неудивительно, что когда турки в 1710 году объявили войну, русские смогли выставить флот, состоявший всего из 4 линейных кораблей, 3 шняв, 2 бригантин и 2 галер. Не этого хотел царь. Но конец флоту был положен в 1711 году. Прутский поход Петра против турок завершился поражением. И хотя русские потери составили всего 8 тысяч человек против 20 тысяч убитых врагов, кампанию проиграли. По итогам мира, Россия потеряла Азов и выход к морю. Корабли большей частью сожгли, некоторые были проданы Турции. Но этот мир был необходим - Россию ждала напряженная борьба со Швецией на Балтике.

Корабли Азовского флота

Для российского кораблестроения Азовская кампания Петра и последующее укрепление позиций на Азовском море было важным этапом развития. Было отработано множество технологических, производственных нюансов и спущено на воду несколько интересных кораблей. Естественно, они были несоизмеримы с кораблями будущего флота на Балтике, но истории Балтийского флота ещё только предстояло состоятся, поэтому о фрегате Штандарт , Гото Предестинации и других, не менее известных парусных кораблях, речи сейчас идти не может.

«Апостол Петр» - водоизмещение около 700 тонн, длина 32-36 метров (по разным данным), ширина порядка 8 метров. Специалисты относят этот корабль к галеасам, что, в принципе, оправдано - парусно-гребное судно с мощным пушечным вооружением. С другой стороны, «Апостол Петр» вполне может претендовать на место корабля 5 ранга - характеристики позволяют. Из-за этого его иногда именуют «парусно-гребной фрегат». Во многих источниках говорится о том, что это был «крупный корабль», но габариты для галеаса не самые большие, ведь венецианцы в 16 веке спускали на воду 80-метровые корабли этого типа.

Парусное вооружение испанского (английского) типа - фок- и грот-мачта несли прямые паруса, а бизань один косой парус. Средиземноморские галеасы обычно несли только косые паруса. Кроме того, корабль имел по 15 весел с каждого борта и 36 орудий. Команда составляла 125 человек. Когда флот в 1696 году выходил к Азову, «Апостол Петр» был не готов, поэтому достраивали его прямо в пути. Хотя на гравюрах галеас изображали рядом с осажденной крепостью, скорее всего он не принимал участия в боевых действиях. Зато в последующих походах этот корабль использовался достаточно активно. К сожалению, судьба корабля после подписания Прутского договора неизвестна.

«Принципиум» - галера, построенная в 1696 году по доработанным зарубежным чертежам. Примечательна прежде всего тем, что именно на ней к Азову отправился царь Петр. Конструктивно корабль ничем особенным не отличался - длина 38 метров, ширина 6 метров (сравните с «крупным» «Апостолом Петром»!). Галера приводилась в движение 34 парами весел и двумя косыми парусами. Вооружение состояло из шести пушек, экипаж составлял около 170 человек. Галеру активно использовали при взятии Азова, но служба ее была недолгой - вскоре после осады она была оставлена на Дону, возле крепости, а еще позже разобрана по причине ветхости.

zkzakhar

АЗОВСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ , формирование сов . ВМФ, созданное в аир. 1918 на Азовском м. с базой в г. Ейск. Флотилия (команд. И. И. Гернштейн) вела бои против нем. оккупантов и белогвардейцев; ликвидирована в июне того же года в связи с захватом врагом побережья.

Вновь сформирована в марте 1920, после разгрома армии Деникина и выхода сов. войск к азовскому побережью. В состав А. в. ф. вошли суда техн. и трансп. флота, находившиеся в портах Азовского м. Часть лич. состава и вооружения поступила из Балт. флота.

В мае 1920 вошла в состав мор . сил Чёрного и Азовского морей. К осени 1920 флотилия имела 9 канонер. лодок, 4 плав-батареи, 22 катера-истребителя, 3 минных заградителя, 6 сторожевых катеров, 25 вспомо-гат. судов, возд. дивизион (18 самолётов). Для десантных действий ей придавалась морская экспедиционная дивизия (ок. 4600 чел.). Базировалась А. в. ф. на Таганрог, Мариуполь.

Оказывала огневую поддержку сухо-пут. войскам, вела боевые действия против кораблей пр-ка (одержала победы у Кривой Косы 9 июля, Приморско-Ахтарской 24 авг. и у Обиточной Косы 15 сент.), ставила мин. заграждения на путях сообщения пр-ка, обеспечивала высадку такт. мор. десантов (в районе станиц Камышеватской и Приморско-Ахтарской 19-24 авг.), перевозила войска и вооружение (команд. С. Е. Маркелов, Е. С. Герайонет). В апр. 1921 расформирована, лич. состав и корабли переданы Черномор, флоту.

Вновь создана в июле 1941. В её состав вошли дивизионы сторожевых кораблей, катеров, тральщиков, авиагруппа, батареи береговой обороны и части мор. пехоты. Гл. база - Мариуполь.

Флотилия включала также отд . Донской отряд, состоявший из речных кораблей и базировавшийся на Ростов. Командовали флотилией кап. 1 ранга А. П. Александров, с 13 окт. 1941-контр-адм.

С . Г. Горшков. Корабли А. в. ф. в 1941 вели боевые действия против нем. -фат. захватчиков, поддерживали действия 9-й и 51-й армий, участвовали в К"ерченско-Феодосийской десантной операции 1941-42, эвакуировали войска Крым, фронта, содействовали переправе войск 56-й армии через Дон; мор. пехота длит, время отражала атаки врага на Таманском п-ове. 5 сент. 1942 все силы флотилии были включены в состав Новороссийского оборонит, района. В февр. 1943 А. в. ф. снова сформирована под командованием контр-адм.

С. Г. Горшкова. Её корабли участвовали в мор. боях, действовали на враж. коммуникациях, высаживали такт, десанты в Таганрог, Мариуполь, Осипенко. При проведении Керченско-Элътигенской десантной операции 1943 А. в. ф. высадила части 56-й армии сев. Керчи, а в янв. 1944 - 3 такт, десанта на побережье Крыма.

В апр . того же года на основе А. в. ф. создана Дунайская военная флотилия.

Литература:
Боевой путь Советского Военно-Морского Флота. Изд. 3-е.

М., 1974; Свердлов А. В. На море Азовском. М., 1966; Черноморский флот. Ист. очерк.

М., 1967; Кадурин Н. Т. Азовская военная флотилия в Великой Отечественной войне. 1943-1944 гг. Учеб. пособие. Л., 1970 (Высш. воен. -мор. училище им. М. В. Фрунзе).

  • АВИАНОСНАЯ УДАРНАЯ ГРУППА - АВИАНОСНАЯ УДАРНАЯ ГРУППА (АУГ) (иностр.), такт, группа надвод. кораблей, ядром которой является ударный авианосец. Как правило, АУГ входит в состав авианосного ударного соединения и может действовать...
  • АЗОВСКИЙ ФЛОТ - АЗОВСКИЙ ФЛОТ, первое регулярное формирование русского ВМФ, созданное Петром I для борьбы с Турцией за выход в Чёрное м. Строительство А. ф. началось в 1695 (см. Азовские походы 1695-96). Центром стро...
  • АЗОВСКОЕ МОРЕ - АЗОВСКОЕ МОРЕ (лат. Palus Maeotis, др.-греч.-M еотийское озеро, др.-рус.- Сурожское), море на Ю. европ. части СССР. Керченским прол. соединяется с Чёрным м. Пл. 38 тыс. км2, ср. глубина 8 м, макс.- 14...
  • АМУДАРЬИНСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ - АМУДАРЬИНСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ, 1) военно-транспортное формирование ВМФ России, созданное на р. Амударья в 1887 для обеспечения перевозок в связи со.строительством Закаспийской воен. жел. дороги. Баз...
  • АМУРСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ - АМУРСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ, 1) формирование рус. ВМФ на р. Амур. В 1900 была создана как врем, флотилия из вооруж. коммерч. судов. В рус.-япон. войне 1904- 1905 она перебрасывала войска и грузы в Маньч...
  • АНДРЕЕВ Владимир Александрович - АНДРЕЕВ Владимир Александрович [р. 13(26). 12.1904], адмирал (1951). Чл. КПСС с 1925. В ВМФ с 1923. Окончил Военно-мор. училище им. М. В. Фрунзе (1927). Проходил службу на кораблях Балтийского, а с 19...
  • АРАЛЬСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ - АРАЛЬСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ, 1) формирование рус. ВМФ, созданное в 1853 для действий на Аральском м. и реках Сыр-дарья и Амударья. Организатором её был исследователь-гидрограф контр-адм. А. И.Бу-таков....
  • АРКТИЧЕСКИЕ КОНВОИ 1941-44 - АРКТИЧЕСКИЕ КОНВОИ 1941-44, система защиты сов. судоходства в Великую Отечеств, войну в Белом, Баренцевом и Карском морях (зап. участка Сев. морского пути от Архангельска до прол. Вилькицкого) от напа...
  • АРМЕЙСКИЙ РУБЕЖ ОБОРОНЫ - АРМЕЙСКИЙ РУБЕЖ ОБОРОНЫ (ист), полоса обороны, предназначавшаяся для воспрещения дальнейшего продвижения пр-ка, прорвавшего такт, зону обороны, и обеспечения благоприятных условий для развёртывания во...
  • ACTPAXАHO-КАСПЙЙСКАЯ ФЛОТИЛИЯ - ACTPAXАHO-КАСПЙЙСКАЯ ФЛОТИЛИЯ, формирование сов. ВМФ, созданное вокт. 1918 местным Советом Астраханского края для обороны Астрахани, Ниж. Волги и Каспия от англ. флота и для борьбы с контрреволюцией. ...
  • БАЙКАЛЬСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ - БАЙКАЛЬСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ, местное воен. формирование, созданное Иркутским ревкомом в июне 1918 для охраны судоходства и борьбы с белочехами и контр-революц. бандами. В её состав входили 2 ледокола...

АЗОВСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ название формирований российского и советского военно-морского флота, предназначавшихся для действий на Азовском море.

1) В русско-турецкую войну 1768-74 годов Азовская военная флотилия, созданная в 1768-69 годах, действовала на Азовском и Чёрном морях под командованием вице-адмирала А. Н. Сенявина, отразила попытки высадки турецких десантов в Крыму. В 1783 году расформирована, корабли переданы Черноморскому флоту.

2) В апреле - июне 1918 года в составе РККФ Азовская военная флотилия (база в г. Ейск) вела боевые действия против германских войск на побережье Азовского моря. Флотилия вновь сформирована 28.4.1920 (базы - в городах Мариуполь, Таганрог), в мае как отдельное формирование вошла в состав Морских сил Чёрного и Азовского морей. К сентябрю того же года включала: 7 канонерских лодок, 5 плавучих батарей, 4 сторожевых корабля, 7 катеров-истребителей, 3 тральщика, 6 сторожевых катеров, 18 самолётов. Оказывала поддержку войскам Южного и Кавказского фронтов, вела боевые действия против кораблей Белого флота. В 1921 году расформирована.

3) Сформированная 22.7.1941 в составе Черноморского флота Азовская военная флотилия (главные базы - в городах Мариуполь, Ейск) включала дивизионы канонерских лодок и сторожевых кораблей-тральщиков, отряды сторожевых катеров и катеров-тральщиков, батареи береговой обороны, части морской пехоты, с сентября 1941 года также Донской отряд речных кораблей, базировавшийся в Азове и Ростове, с июня 1942 года - отдельный Кубанский отряд сторожевых катеров. К июлю 1942 года имела: 1 монитор, 8 канонерских лодок, 3 сторожевых корабля-тральщика, 7 бронекатеров, 7 торпедных и 35 сторожевых катеров, 9 катеров-тральщиков, 9 артиллерийских батарей, 4 батальона морской пехоты, 2 бронепоезда, 44 самолёта. Поддерживала боевые действия 9-й, 47-й и 51-й армий, участвовала в Керченско-Феодосийской десантной операции 1941-1942 года, эвакуировала войска Крымского фронта в мае 1942 года. Расформирована 8.9.1942. Командующие: капитан 1-го ранга А. П. Александров (июль - октябрь 1941), контр-адмирал С. Г. Горшков (октябрь 1941 - сентябрь 1942). Азовская военная флотилия вновь сформирована 3.2.1943. Включала дивизионы бронекатеров, полуглиссеров, сторожевых катеров, катеров-тральщиков, отряд торпедных катеров, 2 батальона морской пехоты и другие части. Действовала на коммуникациях германской группы армий «А.», высаживала морские десанты в Таганрог, Мариуполь и др. При проведении Керченско-Эльтигенской десантной операции 1943 года Азовская военная флотилия высадила части 56-й армии севернее Керчи; в январе 1944 года - 3 десанта на побережье Крыма. При проведении Крымской операции 1944 года поддерживала войска Отдельной Приморской армии. Командующий Азовской военной флотилией — контр-адмирал Горшков (1943-44). 20.4.1944 на основе Азовской военной флотилии создана Дунайская военная флотилия.

Лит.: Красная Азовская флотилия. Донецк, 1962; Боевая летопись Военно-Морского Флота. 1917-1941. М., 1992. С. 185, 190-191, 213-227, 685-686; Боевая летопись Военно-Морского Флота. 1941-1942. М., 1992. С. 301-306, 370-386.

Азовская флотилия (Азовский флот). - Начало ей положено было Петром Великим. Намереваясь утвердить русскую власть на берегах Азовского моря, он решился овладеть турецкой крепостью Азов, запиравшей выход из Дона. Покорение этого пункта и дальнейшее распространение завоеваний по морскому прибрежью требовали постоянного пребывания в тех местах флота; а потому царь велел строить суда на реке Воронеж, близ впадения ее в Дон. Неудача 1-й азовской осады (1695 г.), начатой без флота, еще более показала необходимость его, и поэтому работы не прекращались даже в начале зимы, отличавшейся в тот год необычайною суровостью. Благодаря энергической деятельности, возбуждаемой присутствием самого царя, к весне 1696 г. построено 2 корабля, или прама, 2 галеаса, 23 галеры и 4 брандера. Главным начальником этого флота, в звании адмирала, назначен Лефорт (см. это имя), а после него генуэзский уроженец де Лима и француз де Лозьер. На них преимущественно был возложен надзор за кораблестроением. Галеры, сколько известно, построены по модели, выписанной из Голландии, а корабли, или прамы, были не что иное, как плоскодонные ящики о 2-х мачтах, вооруженные каждый 44 орудиями. Эти неповоротливые массы назначались, собственно, не для плавания в открытом море, а для действия по береговым укреплениям, и так как провод их по мелководному и извилистому верховью Дона был сопряжен с большими затруднениями, то их разобрали и сухим путем везли до Черкасска, где вторично собрали и спустили на воду. Флотилия эта, находясь при вторичной осаде Азова, немало содействовала покорению крепости. Убежденный опытом в пользе флота, Петр I назначил в течение 1697, 1698 и 1699 гг. построить еще 55 кораблей и фрегатов и 11 бомбардирных судов и брандеров; но так как средств государственной казны на это не хватало, то издержки по сооружению большей части этих судов он разложил на духовенство (начиная с патриарха), бояр и городских обывателей. Вместе с тем приступлено к устройству Таганрогской гавани. В 1708 г. учреждены были на берегах Дона еще новые верфи в Таврове, Ново-Павловске и при реке Икорц. Во всех этих местах с 1695 по 1710 г. построено 67 кораблей, фрегатов и прамов, почти столько же галер, бомбардных судов и брандеров и до 1 т. бригантин, шняв и др. мелких судов. Но поспешность постройки, сырой лес, для нее употреблявшийся, и, наконец, повреждения, которым суда подвергались при проводе через мелководное устье Дона, - все это приводило их в преждевременную негодность, так что весною 1710 г. при объявлении войны Турции в Таганроге годных к службе оказалось только 5 кораблей, 1 фрегат, 2 шнявы и 1 тялка. Прутский мир нанес решительный удар Азовскому флоту: Азов возвращен туркам, Таганрог срыт, и находившиеся там суда частью проданы, частью уничтожены, а мастера и рабочие переведены в Петербург и Олонец. В 1722 г. Петр I приказал возобновить судостроение в Воронеже и Таврове; но в 1727 г., с кончиною императрицы Екатерины I, все работы там прекратились и не возобновлялись в течение почти 10 лет. В 1736 г., при начале новой войны с Турциею, вице-адмирал Бредаль, посланный на Дон для принятия начальства над остававшимся там флотом, употребил его с большою пользою при осаде Азова, а в исходе того же 1736 и в начале 1737 г. построил на городских верфях 500 больших лодок, из коих на каждой помещалось 50 человек с продовольствием. Лодки эти, имевшие по две 3-фунт. пушки, составили так названную Азовскую флотилию и в 1737 г. оказали большую пользу сухопутной армии графа Ласси, действовавшей против крымских татар; но в том же году почти половина этой флотилии была уничтожена бурями, а остальную часть пришлось сжечь, чтобы не отдать окружившему ее турецкому флоту. Флот на Азовском море возобновлен был при Екатерине II под названием Донской флотилии и принимал деятельное участие в войне с Турциею. В 1783 г. по присоединении к России Крыма часть судов переведена была в Севастополь и положила начало флоту Черноморскому (см. это сл.).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода