Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Развитие науки, техники и технологий в условиях. Развитие науки и техники

Проблемы научно-технического прогресса в послевоенный период решались в стране с жестким учетом международной обстановки и обострением отношений между двумя военно-политическими блоками в рамках разворачивавшейся «холодной войны». Включившись в соревнование с США за стратегическое превосходство, СССР был вынужден тратить огромные средства на реализацию атомного проекта, а несколько позже – на освоение космоса. На гонку вооружений шли колоссальные средства. В 1952 г. прямые военные расходы СССР составил почти четверть всего годового бюджета страны. В этой связи военно-промышленный комплекс был поставлен в исключительное положение. Отрасли ВПК постоянно модифицировались в зависимости от новых политических и научно- технических задач. В первые послевоенные годы наша страна в предельно короткий срок сумела ликвидировать монополию США на ядерное оружие . Летом 1949 г. на семипалатинском полигоне была испытана атомная бомба. В 1953 г. на Новой земле была испытана новая мощная термоядерная бомба, одним из создателей которой был академик А.Д.Сахаров. Научным руководителем всего атомного проекта был академик И.В.Курчатов. В эти же годы советские ученые работали над проблемами использования атомной энергии в мирных целях. Еще в годы четвертой пятилетки был разработан проект первой в мире атомной электростанции, которая вошла в строй в 1954 г. в городе Обнинске Калужской области. Разработка атомных проектов как мирного, так и военного, стимулировали развитие целого ряда научных направлений, а также новых отраслей производства. Ядерные установки стали использовать в качестве энергетических установок на кораблях (атомный ледокол «Ленин») и на подводных лодках. Приоритетными направлениями научно-технической политики были проблемы ядерной физики, ракетной и авиационной техники. Начиная с 1946 г. в советской авиации стал осуществляться переход от поршневой, винтомоторной авиации – к реактивной и турбореактивной. Интенсивно шел процесс разработки и создания ракетной техники. Выдающимся конструктором в этой области был создатель первых советских ракет С.П.Королев, под руководством которого, в апреле 1961 г., был осуществлен полет человека в космосе. Первым в мире космонавтом стал наш соотечественник Ю.А.Гагарин. В 50-60е годы бурно развивалась радиотехника и электроника. Именно тогда в дома многих советских людей пришло телевидение. В этот же период советские ученые Прохоров и Басов создали первый в мире лазер. Для рассматриваемого периодабыло характерно пристальное внимание государства к проблемам развития отечественной науки и прежде всего к естественным и техническим наукам. Для этого из бюджета государства выделялись значительные суммы на сооружение и новых и реконструкцию существующих учреждений и их оборудования. Создавались новый академические и отраслевые научные центры. Академия наук СССР взяла на себя функцию координатора работ научных учреждений. Большой научный потенциал был сосредоточен в академических институтах. Среди них стоит особо выделить физический институт им. П.Н.Лебедева, Институт физических проблем имени С.И.Вавилова, Институт физической химии и др. Уже в конце четвертой пятилетки начались работы по созданию электронно- вычислительных машин. В эти годы советские ученые создали лазер. Это открытие и сделанное на его базе изобретение сыграло огромную роль в дальнейшем развитии научно-технического прогресса во всем мире. Значительные результаты были достигнуты в области сварки и создании электросварочного оборудования. Вал достижений в области науки техники был таков, что, начиная с середины 50-х годов, СССР, вместе с другими передовыми государствами, вступил в эпоху научно- технической революции. Между тем положение в области гуманитарных наук дела обстояли совсем иначе. Гуманитарное знание все больше превращалось в служанку политики и идеологии. Развитие гуманитарных наук проходило под неусыпным партийным контролем. Дискуссии по философии, языкознанию, политической экономии, проходившие в конце 40-х – начале 50-х годов, внешне были призваны поднять роль обществознания, а в действительности преследовали цель – установить над ним жесткий идеологический контроль и развернуть борьбу против «безродного космополитизма, «буржуазного низкопоклонства» и «преклонения перед буржуазными авторитетами». Велась жесткая борьба с теми, кто выступал за развитие научного знания в области генетики и кибернетики. Последние годы жизни Сталина и период хрущевского правления можно оценитькак время деградации и профанации гуманитарного знания.



СЛОВАРЬ:

Волюнтаризм – характеристика деятельности человека, не считающегося с объективными законами, с реальными возможностями и руководствующегося субъективными желаниями и произвольными решениями.

Космополитизм – идеология т.н. мирового гражданства. Космополит – человек мира.

В средневековой Руси создание технических средств основывалось на поиске, накоплении и развитии практических навыков многих поколений людей, которые передавали их по наследству, а отдельные элементы научных знаний формировались из наблюдений природных явлений. Тем не менее к концу XV в., когда на Руси завершилось образование централизованного государства, были развиты многие ремесла, солеварение, поташное дело (производство золы из растений и использование ее для стекловарения, крашения тканей), металлургия. При строительстве крупных сооружений широко применялись подъемные механизмы (блоки, вороты), в качестве двигателей действовали водяные колеса. К этому времени появились первые отечественные пушки (1382), башенные часы в Москве (1404), Новгороде (1436), Пскове (1477).

В XVI-XVII вв. были открыты и разрабатывались богатые месторождения железных, серебряных, медных и других руд, под Москвой действовали яселезоделательные, стекольные, пороховые заводы. Появились первые мануфактурные производства, основанные на узкой специализации рабочих и их орудий труда. Исследования огромных территорий Сибири, Дальнего Востока, побережья Северного Ледовитого океана и заграничные путешествия привели к крупным географическим открытиям (см. Арктики и Антарктики освоение, Сибири и Дальнего Востока освоение).

С начала XVI в. освоением новых земель, строительством больших сооружений, производством военной техники и т. д. руководили государственные органы - приказы: Разрядный (картография), Аптекарский (медицина), Каменных дел, Рудных дел, Пушкарский (военная техника) и др.

Но, несмотря на известные достижения в накоплении и распространении научно-технических знаний, в России до XVIII в. почти отсутствовало естественнонаучное и техническое образование. Перелом наступил в конце XVII - начале XVIII в., когда по инициативе Петра I были открыты многие специальные учебные заведения в Москве (Школа математических и навигационных наук, Инженерная школа и др.), Санкт-Петербурге (Морская академия, Медико-хирургическая школа и др.), на Урале (горнозаводские школы). В 1724 г. была основана Академия наук, которая сыграла большую роль в развитии отечественной науки, распространении научных знаний (см. Петр I и реформы первой четверти XVIII в.).

Крупнейшие научные исследования и открытия сделал М. В. Ломоносов - первый русский естествоиспытатель мирового значения, первый русский академик, труды которого почти во всех отраслях знаний далеко опередили свое время и оказали большое влияние на прогресс науки, техники и образования в России, способствовали совершенствованию технологии многих производств.

Заметный вклад в развитие ряда отраслей науки в XVIII в. внесли иностранные ученые - академики Петербургской академии наук, работавшие в России: Л. Эйлер (математика, физика, астрономия), Д. Бернулли и Х. Гольдбах (математика), Ф. У. Т. Эпинус (физика), Т. Ловиц (химия, фармакология), Э. Лаксман (техническая химия), К. Ф. Вольф (эмбриология), П. С. Паллас (зоология, ботаника) и многие другие. Весьма серьезные исследования проводили и русские ученые-естествоиспытатели. А. Т. Болотов заложил основы русской агрономической науки, Д. С. Самойловича считают родоначальником отечественной эпидемиологии, В. М. Севергин был одним из основателей русской минералогической школы, А. А. Мусин-Пушкин успешно решал важные задачи технической химии, В. Ф. Зуев создал первый русский учебник по естествознанию. Всех видных ученых того времени здесь перечислить невозможно.

Русские изобретатели XVIII в. создали немало технических новинок. А. К. Мартов сконструировал несколько оригинальных станков, в том числе токарно-копировальный с суппортом, и скорострельную батарею из 44 мортирок, предложил новые способы отливки пушек. И. П. Кулибин усовершенствовал обработку оптических стекол, создал прототип прожектора, семафорный телеграф, построил модель одноарочного моста через Неву пролетом около 300 м. И. И. Ползунов в 1763 г. разработал проект первого в мире универсального парового двигателя, а в 1765 г. построил в Барнауле первую в России теплосиловую установку. К. Д. Фролов в 1783-1789 гг. создал на Змеиногорском руднике (Алтай) комплекс гидросиловых установок для механизации ряда производств.

Рост капиталистических отношений в России требовал развития научно-технических знаний, освоения природных ресурсов, но отсталая экономика препятствовала этому. И все же в XIX в. наука уже неотделима от практических потребностей общества, хотя ряд уникальных научных исследований не был своевременно использован. Так, открытая В. В. Петровым в 1802 г. электрическая дуга нашла практическое применение лишь 70-80 лет спустя. А неевклидова геометрия, созданная Н. И. Лобачевским в 20-е гг. и оказавшая позже огромное влияние на развитие математики и смежных с нею наук, очень долго не признавалась современниками. Наряду с этим в первой половине XIX в. многие русские исследователи и изобретатели внесли существенный вклад в мировую науку и технику. В этот период было совершено около 40 кругосветных экспедиций, в которых приняли участие астрономы, физики, биологи и другие русские ученые, открыты сотни островов и Антарктида.

Среди отечественных научно-технических достижений нужно отметить такие серьезные, как создание П. Л. Шиллингом первого в мире практически пригодного электромагнитного телеграфа (1832), изобретение Б. С. Якоби оригинальных электродвигателей и гальванопластики (30-е гг.), установление Э. Х. Ленцем закона теплового действия тока (1842), открытие и усовершенствование П. П. Аносовым методов получения высококачественной стали (30-40-е гг.). Важнейшее значение имели прокладка П. К. Фроловым конно-чугунной дороги (1806-1809) и постройка Е. А. и М. Е. Черепановыми первого в России паровоза (1833-1834) и железной дороги длиной 3,5 км.

Промышленный переворот - переход от мануфактуры к машинному производству, вызвавший резкий рост производительных сил, произошел в России позже, чем в других европейских странах. Начало его относится к рубежу 30-40-х гг., а конец - к 80-м гг. XIX в. В это время наука и техника стали сближаться, стимулировать друг друга. Быстрый рост капитализма после отмены крепостного права в 1861 г. создал условия для существенного ускорения научно-технического прогресса. Этот процесс не заставил себя ждать. Русские ученые в конце XIX - начале XX в. внесли выдающийся вклад в решение коренных проблем естествознания. А. М. Бутлеров обосновал теорию химического строения, по которой свойства веществ определяются взаимным влиянием атомов в молекулах (1861). Д. И. Менделеев открыл один из основных законов естествознания - периодический закон химических элементов (1869). П. Л. Чебышев, основатель петербургской математической школы, в своих классических работах сумел увязать проблемы математики с принципиальными вопросами естествознания и техники. В. В. Докучаев в работе «Русский чернозем» (1883) заложил основы генетического почвоведения. И. М. Сеченов был создателем физиологической школы, И. И. Мечников - школы сравнительной патологии, эмбриологии и иммунологии, К. А. Тимирязев - школы физиологии растений. Исследования И. П. Павлова - основателя учения о высшей нервной деятельности - оказали громадное влияние на развитие физиологии, медицины, психологии и педагогики. В 90-х гг. в Московском университете под руководством В. И. Вернадского начал действовать крупный центр минералогии. Перечень исследований мирового значения, выполненных русскими учеными-естествоиспытателями, этим далеко не исчерпывается.

Взлет технических достижений в эпоху промышленного переворота связан, в частности, с тем, что электрическая энергия стала использоваться для практических целей, а русские ученые и изобретатели в этом деле занимали одно из ведущих мест. В 1872 г. А. Н. Лодыгин изобрел угольную лампу накаливания, а П. Н. Яблочков благодаря своему изобретению в 1876 г. дуговой лампы, которую назвали «свечой Яблочкова», стал основателем первой системы электрического освещения. В 1880 г. Д. А. Лачинов доказал возможность передачи электроэнергии по проводам на большие расстояния. Никак нельзя преуменьшить значение замечательных работ Н. Н. Бенардоса и Н. Г. Славянова, первыми создавших в 1880-х гг. способы дуговой сварки, в которых воплотилось на практике открытие В. В. Петровым электрической дуги. Наконец, одним из величайших открытий стало изобретение А. С. Поповым радио (1895).

Русские ученые и изобретатели успешно работали и во многих других областях техники и технологии. Например, Д. К. Чернов - основоположник металловедения - установил влияние термической обработки стали на ее состав и свойства, усовершенствовал многие металлургические процессы.

Во второй половине XIX в. в России начала зарождаться авиация. Одним из авторов первых проектов самолетов был русский офицер Н. А. Телешов, который в 60-х гг. спроектировал пассажирский самолет вместимостью 120 человек с паровой машиной и толкающим воздушным винтом и самолет «Дельта» с треугольным крылом и реактивным двигателем. В 1881 г. А. Ф. Можайский получил первый в России патент («привилегию») на летательный аппарат (самолет), а в 1883 г. завершил сборку первого натурного самолета. Первые полеты самолетов отечественных конструкторов А. С. Кудашева, И. И. Сикорского, Я. М. Гаккеля состоялись в 1910 г.

После Октябрьской революции 1917 г. ученые, изобретатели и конструкторы внесли значительный вклад в развитие многих отраслей науки и техники страны. Работать приходилось в трудных условиях: хозяйство было разрушено, ряд крупных специалистов эмигрировали за рубеж. И все же фундаментальные и прикладные исследования продолжались. Взять хотя бы, к примеру, метод производства синтетического каучука, разработанный С. В. Лебедевым с группой сотрудников в 1926-1928 гг. Наряду с научными исследованиями в стране росла техническая оснащенность важных отраслей промышленности и сельского хозяйства, осваивались природные ресурсы. Все это помогло создать базу для последующей нелегкой победы в Великой Отечественной войне и заложить основы стремительного научно-технического прогресса в послевоенное время. Приходится только удивляться преданности своему делу, мужеству и трудолюбию, которые проявляли творцы отечественной науки и техники, работавшие в сложнейшее военное время и во время массовых политических репрессий 30-50-х гг., когда многие крупные специалисты либо были расстреляны или сосланы в лагеря, либо, находясь в заключении, работали по своей специальности в тюремном режиме. Опале иногда подвергались целые направления и даже отрасли науки, как это произошло, к примеру, с генетикой - теоретической основой растениеводства и животноводства, в которой в 30-х - начале 60-х гг. господствовали антинаучные взгляды, были разрушены крупные генетические школы - Н. И. Вавилова и других русских ученых, занимавшие в 20-30-е гг. ведущее место в мировой науке о наследственности и изменчивости.

Н. И. Вавилов, первый президент Академии сельскохозяйственных наук, которого многие зарубежные академии избрали своим почетным членом, был выдающимся ученым в области биологии и генетики. Он организовал экспедиции на разные континенты и собрал крупнейшую в мире коллекцию культурных растений из 60 стран, представлявшую собой уникальный селекционный материал. В 1940 г. Н. И. Вавилов был незаконно арестован и в 1943 г. умер в саратовской тюрьме.

В результате репрессий урон был нанесен агрономии, медицине и другим наукам, в том числе и техническим, в частности кибернетике. И все-таки развитие науки и техники нельзя было остановить. В предвоенные годы заметные успехи были достигнуты в авиастроении и ракетостроении. Возможность конструировать самолеты на научной основе появилась в результате капитальных трудов Н. Е. Жуковского и С. А. Чаплыгина по аэродинамике и прочности самолета. Н. Е. Жуковский вывел формулу для определения подъемной силы, создал теорию винта и др. С. А. Чаплыгин разработал теорию крыла и основы аэродинамики больших скоростей. Исследования продолжили их ученики - А. Н. Туполев, Б. Н. Юрьев, В. П. Ветчинкин и другие. Авиаконструктор А. Н. Туполев, под руководством которого спроектировано свыше 100 типов самолетов, в 1924 г. создал первый цельнометаллический самолет, а в 1933 г. - самолет АНТ-25, на котором был совершен выдающийся перелет экипажа В. П. Чкалова через Северный полюс в США. Но поскольку приближалась вторая мировая война, наращивался выпуск в основном боевых самолетов - бомбардировщиков А. Н. Туполева, В. М. Петлякова, штурмовиков С. В. Ильюшина, истребителей Н. Н. Поликарпова, А. С. Яковлева, самолетов других конструкторов. В ходе Великой Отечественной войны в СССР было построено 125 655 самолетов, из них более 108 тыс, боевых.

Экспериментальные работы в области ракетной техники стали проводиться в России в начале 20-х гг. Опытные многозарядные самоходные пусковые установки «катюши» были созданы в 1937-1939 гг. (Г. Э. Лангемак, В. А. Артемьев и др.), их серийные образцы с большой эффективностью применялись на войне.

Крупнейшими организаторами науки были президент Академии наук СССР С. И. Вавилов (брат Н. И. Вавилова) и ленинградский ученый А. Ф. Иоффе. Они в довоенное время, в годы войны и после нее основали научно-исследовательские институты, создали школы и направления физико-технических исследований, где вели серьезнейшую научную работу и руководили деятельностью специалистов, ставших в дальнейшем видными учеными, известными во всем мире.

Так, И. В. Курчатову и возглавляемому им огромному коллективу ученых и инженеров принадлежит заслуга решения задач создания ядерной энергетики и ядерного оружия. В этих работах приняли участие также академики А. П. Александров, Я. Б. Зельдович, А. Д. Сахаров, И. Е. Тамм, Г. Н. Флеров, Ю. Б. Харитон и многие другие. Первая в мире атомная электростанция была запущена в г. Обнинске Калужской области в 1954 г. Первое в мире морское судно с ядерной силовой установкой построено у нас в 1959 г. Однако следует отметить, что крупные научно-технические успехи, в том числе военно-промышленного комплекса, достигались за счет снижения уровня потребления населения. И в целом, несмотря на ряд достижений, внесших серьезнейший вклад в мировой научно-технический прогресс, наша страна отставала в экономике от развитых зарубежных стран.

В развитии ракетостроения и космонавтики в СССР после войны главную роль сыграли российские ученые, инженеры и военные специалисты. Опередившие всю мировую науку идеи К. Э. Циолковского, высказанные им впервые еще в 1903 г., доказывали реальность освоения космического пространства, указывали пути развития ракетостроения и космонавтики. В 1929 г. в Новосибирске вышла книга талантливейшего исследователя Ю. В. Кондратюка, в которой он независимо от К. Э. Циолковского теоретически определил последовательность освоения космического пространства, рассмотрел основные проблемы ракетного движения. Практические работы по ракетостроению возглавил С. П. Королев. В 1946 г. он был назначен главным конструктором баллистических ракет. С его именем связана плеяда замечательных достижений в освоении космоса. Уже в 1948 г. стартовала первая советская управляемая баллистическая ракета (дальность полета около 300 км), а в 1957 г. прошла испытания первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета, и с ее помощью 4 октября того же года был запущен первый в мире искусственный спутник Земли. День космонавтики отмечается 12 апреля, в честь того дня 1961 г., когда Ю. А. Гагарин стал первым человеком, совершившим на космическом корабле «Восток» полет в космос. В освоении космического пространства велики заслуги В. П. Глушко, В. Н. Челомея, М. К. Янгеля, Н. А. Пилюгина и многих других советских ученых.

Создание средств космической техники и подготовка космонавтов к полетам основывались на обширных комплексных исследованиях и работах, в которых принимали участие практически почти все отрасли науки и производства, даже, к примеру, такие отрасли, как медицина, генетика, пищевая промышленность, были задействованы все средства связи и т. д. Прогресс в освоении космоса способствовал научно-техническому прогрессу в смежных отраслях. Именно благодаря такой связи в астрофизической обсерватории Академии наук СССР на Северном Кавказе был смонтирован крупнейший в мире телескоп-рефлектор с диаметром зеркала 6 м.

Таким образом, освоение космоса не только требует больших затрат, но и дает огромную отдачу. При помощи спутников связи осуществляются телевизионные передачи и многоканальная радиосвязь, международная телефонная связь. Неоценимо значение космических исследований для изучения земной поверхности и Мирового океана, получения информации о новых месторождениях полезных ископаемых, эрозии почв, загрязнении атмосферы, сведений по метеорологии и т. д. В июле 1975 г. состоялся первый экспериментальный совместный полет пилотируемых космических кораблей «Союз» (СССР) и «Аполлон» (США). Плодотворное сотрудничество России и США в области освоения космоса продолжается.

Стоит упомянуть замечательное открытие русских ученых А. М. Прохорова и Н. К. Басова, которые одновременно с американцем Ч. Таунсом создали первый квантовый генератор - мазер. Тем самым они явились родоначальниками квантовой электроники и лазерной техники, внедрившихся сейчас в самые разные сферы нашей жизни. Лазеры стали незаменимым средством во многих технологических процессах, вычислительной технике и информатике, системах оптической техники и локации, медицине, геодезии, химии.

И наконец, отметим еще одно техническое новшество, практически разработанное русским конструктором Р. Е. Алексеевым. В России - одной из самых больших стран на свете - особую роль играет транспорт, особенно скоростной. Тем более значимой стала разработка Р. Е. Алексеевым серии судов на подводных крыльях, которые благодаря незначительному сопротивлению воды развивали очень большую скорость и экономили топливо. Первое в СССР многоместное серийное судно на подводных крыльях «Ракета», созданное Р. Е. Алексеевым в 1957 г., проходило расстояние в 800 км (Горький - Казань) всего за 12 часов, тогда как этот путь по железной дороге занимал 20 часов.

Российские специалисты внесли большой вклад в развитие естественных и технических наук, техники и технологии, что содействовало существенному ускорению темпов научно-технического прогресса в конце XX в. Несмотря на переживаемые в России в последнее время серьезнейшие трудности в финансировании науки и технического образования, а также новых промышленных технологий, в стране плодотворно действуют Российская академия наук (РАН), ряд отраслевых академий, естественнонаучными проблемами занимаются множество научно-исследовательских институтов, университеты и институтские кафедры и лаборатории. Появились новые источники финансирования научно-исследовательских работ с помощью различных российских и международных фондов.

В тесной связи с экономическими потребностями развиваются в XIV-XVI вв. наука и техника. Рождается наука в современном понимании - наука как новый способ познания мира. Характерной чертой эпохи становится отход от средневековой схоластики. Всячески обосновывается необходимость изучать природу не путем схоластических рассуждений, а с помощью опыта.

С развитием торговли совершенствуется кораблестроение и морское дело. Использование компаса делает возможными длительные плавания. Совершенствуются карты. Все это подготовило эпоху Больших географических открытий: в 1492 г. - открытие Америки Колумбом, в 1498 г. - открытие морского пути в Индию Васко да Гама, 1519-1522 гг. - кругосветное путешествие Магеллана. Эти и другие открытия познакомили Европу с новыми цивилизациями, дали толчок развитию многих наук и в то же время изменили всю систему мировой торговли, послужили предпосылкой возникновения колониализма.

Появление артиллерии вызывало изменения в военном деле, требовала сложных математических расчетов, изменила систему градостроения.

Огромное значение имело изобретение Йоганом Гутенбергом книгопечатания (около 1445 г.).

Постепенно не расчленение, характерное для древних времен, начинает изменяться выделением отдельных областей знаний.

Большие изменения происходят в медицине. Еще в XIII веке в ходе конфронтации с Папой римским император Священной Римской империи Фридрих II издал указ, который позволял препарировать человеческие труппы, что раньше сурово запрещалось церковью. В 1316 г. в первый раз в средневековой Европе в Болонье был прочитан курс лекций по анатомии человека. Теофраст Парацельс поддал критическому пересмотру идеи древней медицины и способствовал началу использования при лечении химических препаратов. Андреас Везалий в своем трактате «О телосложении человеческом» дал научное описание всех органов и систем, исправил много ошибочных представлений. Знаменитый хирург Амбруаз Паре разработал методы лечения огнестрельных ран; предложил мазевые повязки. Знаменитым является его афоризм: «Лучше быть правым в одиночку, чем ошибаться со всеми». Многие известные деятели эпохи Возрождения имели высшее медицинское образование (Франсуа Рабле, Николай Коперник, Галилео Галилей). Имели ее также и выдающиеся украинские деятели науки того времени, например, Юрий Котермак (Дрогобыч), который в 1481-1482 гг. был ректором Болонского университета, который называли матерью наук в Европе.

Переворот происходит в научных представлениях о строении Вселенной. Раньше господствовала система Птолемея, согласно которой центром Вселенной является неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце и другие небесные тела. Такой взгляд поддерживала церковь. А.Эйнштейн писал: «Сегодня нелегко понять, какая независимость мысли, редкая интуиция и искусное владение астрономическими фактами, были нужны для доказательства преимущества гелиоцентрических убеждений». Эти качества воплотились в научной работе Николая Коперника. Он родился в Польше, учился в Италии, потом вернулся на родину. Имел обширные математические знания. В результате длительных астрономических наблюдений и сложных расчетов он составил очень точные таблицы движения небесных тел. Они оказались необъяснимые с геоцентрических позиций. Таким образом, он доказал, что Земля вращается вокруг своей оси и одновременно, вокруг Солнца. Земля оказалась, согласно гелиоцентрической системе, не центром Вселенной, а рядовой планетой. Коперник изложил новые взгляды в книге, которую, побаиваясь преследования, позволил опубликовать, только лишь когда ему исполнилось 70 лет. Первые экземпляры его книги, вышли в свет, лишь перед его смертью.

Активным сторонником и пропагандистом нового взгляда на Вселенную стал Джордано Бруно. Он приходит к выводу, что жизнь возможна не только на Земле, что Вселенная бесконечна и состоит из множества миров. Бруно жил во многих странах Европы, выступал с лекциями в наибольших университетах. Был по доносам арестован инквизицией, восемь лет провел в тюрьме, осужденный на смертное наказание и сожженный в Риме на площади Цветов. О себе он писал: «Было во мне все-таки то, в чем не откажут мне будущие века, а именно: «страх смерти был чужим ему, - скажут потомки, - силу характера он имел больше, чем кто-либо, и ставил выше всех наслаждений в жизни, борьбу за истину».

Теоретические выводы Коперника подтвердил практическими наблюдениями Галилео Галилей. В 1609 г. он сконструировал телескоп, который давал увеличение в 32 раза. Его открытия ошеломили современников: месячный ландшафт, пятна на Солнце, изменения освещенности Венеры, спутники Юпитера. Учение Коперника находилось под официальным церковным запрещением, было признано ересью. Невзирая на это, Галилей пишет «Диалог о двух самых главных системах мира - Птолемеевой и системой Коперника». За это он был отдан под суд инквизиции, и хоть ему удалось избежать казней, до самой смерти находился под домашним арестом и не должен был возможности заниматься астрономией.

Культура Возрождения складывалась в условиях острой и сложной политической борьбы: возникновение свободных городских коммун в Италии, изменение республиканских форм правления тираниями, интервенция Франции, Испании и Германии, многочисленные крестьянские восстания, религиозные войны, первая буржуазная революция, в Нидерландах. Все это давало практический материал для теоретических обобщений, для развития политической мысли. Перу дипломата, историка, философа и поэта Никколо, Макиавелли принадлежит трактат «Государь». Макиавелли справедливо считается основателем политической науки Нового времени. Он призывал рассматривать явления политики вне их связи с религией и этикой. Именно он ввел в научное обращение понятие «государство» как такое (к нему разговор велся только о конкретных государствах). Макиавелли был убежденным республиканцем, за что испытал арест, пытки, но сохранил свою преданность флорентийской коммуне. Он был горячим патриотом Италии, сторонником национального единства. В то же время, опираясь на практику современной ему политики, Макиавелли, считал, что ради достижения могущества и благополучия государства пригодны любые средства - подкуп, лицемерие (формула «цель оправдывает средства»). Отсюда возникло понятие «макиавеллизм» как обозначение вседозволенности в политике.

В противовес жестокости реальной общественной жизни, целый ряд мыслителей начинает поиски идеального общественного строя. Возникает утопический социализм. Название новому учению дала книга Томаса Мора «Утопия» («утопия» в переводе с греческого - место, которого нет). Главной причиной бед народа автор считал частную собственность. Размышления об идеальном государстве продлил Томазо Компанелла. Свою книгу «Город Солнца» он написал в тюрьме, куда был брошен за организацию заговора против испанского владычества в Италии.

Уже с середины, а особенно с конца XVI века наступает кризис ренессансного гуманизма как мировоззрению определенной эпохи. Но общечеловеческой ценностью на все времена остается гуманизм как система убеждений, которая пропитана любовью к человеку, уважением к его достоинству.

Введение
1. Развитие науки
2. Влияние науки на материальную сторону жизни общества
3. Техника в исторической ретроспективе
4. Наука и технология
Заключение
Список использованной литературы

Введение

В последнее столетие наука развивалась и развивается очень быстрыми темпами. В настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками. За последние 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало огромный рывок в своем развитии. Около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время. Весь окружающий нас мир показывает, какого прогресса достигло человечество.

Именно наука явилась главной причиной столь бурного развития человеческого общества, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления «новой экономики», начала переноса знаний человечества в электронную форму, удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки и др. Все это убедительно доказывает, что наука в наши дни становиться все более и более значимой и существенной частью реальности.

Хотя техника является настолько же древней, как и само человечество, и хотя она так или иначе попадала в поле зрения философов, как самостоятельная философская дисциплина философия техники возникла лишь в XX столетии.

И только в XX веке техника, ее развитие, ее место в обществе и значение для будущего человеческой цивилизации становится предметом систематического изучения. Не только философы, но и сами инженеры, начинают уделять осмыслению техники все большее внимание.

Сегодня тема науки и техники, и их взаимоотношений весьма актуальна. Это свя­за­но, пре­ж­де все­го, с той си­туа­ци­ей, в ко­то­рой ока­за­лась со­вре­мен­ная ци­ви­ли­за­ция. С од­ной сто­ро­ны, вы­яви­лись не­ви­дан­ные пер­спек­ти­вы нау­ки и ос­но­ван­ной на ней тех­ни­ки. Со­вре­мен­ное об­ще­ст­во всту­пило в информационную ста­дию раз­ви­тия, ра­цио­на­ли­за­ция всей со­ци­аль­ной жиз­ни ста­но­вит­ся не толь­ко воз­мож­ной, но и жиз­нен­но не­об­хо­ди­мой. С дру­гой сторо­ны, об­на­ру­жи­лись пре­де­лы раз­ви­тия ци­ви­ли­за­ции од­но­сто­рон­не техноло­ги­че­ско­го ти­па: и в свя­зи с гло­баль­ным эко­ло­ги­че­ским кри­зи­сом, и как след­ст­вие вы­явив­шей­ся не­воз­мож­но­сти то­таль­но­го управ­ле­ния социальны­ми про­цес­са­ми.

1. Развитие науки

Большой вклад в изучение истории науки внес академик В.И. Вернадский. Для Вернадского не составляет сомнений, что наука была порождена жизнью, практической деятельностью людей, развивалась как ее теоретическое обобщение и отражение. Наука вырастала из потребностей практической жизни. Формирование науки Вернадским рассматривается как глобальный процесс, обще планетарное явление. Главным стимулом и причиной зарождения науки, новых идей, Вернадский считал требование жизни. Целью открытий было стремление к знанию, а его двигала вперед жизнь, и ради нее, а не собственно науки, трудились и искали новые пути (знания) ремесленники, мастера, техники и т.п. Человечество в процессе своего развития осознало необходимость искания научного понимания окружающего, как особого дела жизни мыслящей личности. Уже при самом начале своего зарождения наука поставила одной из своих задач овладеть силами природы для пользы человечества.

О науке, научной мысли, их появлении в человечестве можно говорить — только тогда, когда отдельный человек сам стал раздумывать над точностью знания и стал искать научную истину для истины, как дело своей жизни, когда научное искание явилось самоцелью. Основным явилось точное установление факта и его проверка, выросшие, вероятно, из технической работы и вызванные потребностями быта. Истинность знаний, открываемых наукой проверяется практикой научного эксперимента. Главный критерий правильности научных знаний и теорий является эксперимент и практика.

В своем развитии наука прошла следующие этапы:

1. Преднаука — она не вышла за рамки наличной практики, и моделирует изменения объектов, включенных в практическую деятельность (практическая наука). На этом этапе происходило накопление эмпирических знаний, и закладывался фундамент науки — совокупность точно установленных научных фактов.

2. Наука в собственном смысле слова — в ней наряду с эмпирическими правилами и зависимостями (которые знала и преднаука) формируется особый тип знания — теория, позволяющая получить эмпирические зависимости как следствие из теоретических постулатов. Знания уже не формулируются как предписания для наличной практики, они выступают как знания об объектах реальности «самой по себе», и на их основе вырабатывается рецептура будущего практического изменения объектов. На этой стадии наука обрела предсказательную силу.

3. Формирование технических наук как своеобразного опосредующего слоя знания между естествознанием и производством, а затем становление социальных и гуманитарных наук. Эта стадия связана с эпохой индустриализма, с увеличивающимся внедрением научных знаний в производство и возникновением потребностей научного управления социальными процессами.

В современном понимании наука — это особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Социальный институт, обеспечивающий функционирование научной познавательной деятельности. Главное качество науки — постоянно генерировать рост нового знания, выходя за рамки привычных и уже известных представлений о мире.

Производство знаний в обществе несамодостаточно, оно необходимо для поддержания и развития жизнедеятельности человека. Наука возникает из потребностей практики и особым способом регулирует ее. Она взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира. Наука ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться. Наука изучает их как объекты, функционирующие и развивающиеся по своим естественным законам. Предметный и объективный способ рассмотрения мира, характерный для науки, отличает ее от иных способов познания. Признак предметности и объективности знания выступает важнейшей характеристикой науки. Наука есть динамическое явление, находится в постоянном изменении и углублении. Постоянное стремление науки к расширению поля изучаемых объектов безотносительно к сегодняшним возможностям их массового практического освоения выступает системообразующим признаком, который обосновывает другие признаки науки. Науке присущи следующие характеристики: системная организация, обоснованность и доказанность знания. Наука использует свои специальные научные методы познания, которые она постоянно совершенствует.

Каждый этап развития науки сопровождался особым типом ее институализации, связанной с организацией исследований и способом воспроизводства субъекта научной деятельности — научных кадров. Как социальный институт наука начала формироваться в 17-18 в.в., когда в Европе возникли первые научные общества, академии и научные журналы. К середине 19 в. формируется дисциплинарная организация науки, возникает система дисциплин со сложными связями между ними. В 20 в. наука превратилась в особый тип производства научных знаний, включающий многообразные типы объединения ученых, целенаправленное финансирование и особую экспертизу исследовательских программ, их социальную поддержку, специальную промышленно-техническую базу, обслуживающую научный поиск, сложное разделение труда и целенаправленную подготовку кадров.

В процессе развития науки менялись ее функции в социальной жизни. В эпоху становления естествознания наука отстаивала в борьбе с религией свое право участвовать в формировании мировоззрения. В 19 ст. к мировоззренческой функции науки добавилась функция быть производительной силой. В первой половине 20 в. наука стала приобретать еще одну функцию — она стала превращаться в социальную силу, внедряясь в различные сферы социальной жизни и регулируя различные виды человеческой деятельности.

На каждом из этапов развития науки научное познание усложняло свою организацию. Совершались новые открытия, создавались новые научные направления и новые научные дисциплины. Формируется дисциплинарная организация науки, возникает система научных дисциплин со сложными связями между ними. Развитие научного познания сопровождается и интеграцией наук. Взаимодействие наук формирует междисциплинарные исследования, удельный вес которых возрастает по мере развития науки.

2. Влияние науки на материальную сторону жизни общества

Ста­нов­ле­ние и раз­ви­тие нау­ки в XVII сто­ле­тии при­ве­ло к ко­рен­ным пре­об­ра­зо­ва­ни­ям об­раза жиз­ни че­ло­ве­ка. Как от­ме­чал Б. Рас­сел: «Поч­ти все, чем от­ли­ча­ет­ся но­вый мир от бо­лее ран­них ве­ков, обу­слов­ле­но нау­кой, которая дос­тиг­ла по­ра­зи­тель­ных ус­пе­хов в XVII ве­ке».

Государственная жизнь во всем ее проявлении охватывается научным мышлением в небывалой раньше степени. Наука ее захватывает все больше и больше. Значение науки в жизни, связанное тесно с изменением биосферы и ее структуры, с переходом в ноосферу увеличивается с тем же, если не с большим темпом как рост новых областей научного знания. И вместе с этим ростом приложения научного знания к жизни, к технике, к медицине, к государственной работе создаются в еще большем числе, чем новых областях науки, новые прикладные науки, появляется новая методика и до чрезвычайности быстро создаются новые приложения и выдвигаются новые проблемы и задания техники в широком ее понимании, тратятся государственные средства в небывалых раньше размерах, на прикладную хотя, но научную по существу работу. Значение науки и ее проблем растет в жизни в этом аспекте, еще с большей скоростью, чем растут новые области знания. К тому же, как раз эти новые области научного знания чрезвычайно расширяют и углубляют прикладное значение науки, ее значение в ноосфере».

Со­вре­мен­ное раз­ви­тие нау­ки ве­дет к даль­ней­шим пре­об­ра­зо­ва­ни­ям всей сис­те­мы жиз­не­дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка. Осо­бо впе­чат­ляю­ще ее воз­дей­ст­вие на раз­ви­тие тех­ни­ки и но­вей­ших тех­но­ло­гий, воз­дей­ст­вие на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са на жизнь лю­дей. Нау­ка соз­да­ет но­вую сре­ду для бы­тия че­ло­ве­ка. «Как и ис­кус­ст­во, — пи­шет М. Хай­дег­гер, — нау­ка не есть про­сто куль­тур­ное заня­тие че­ло­ве­ка. Нау­ка — спо­соб, при­том ре­шаю­щий, ка­ким для нас предстает то, что есть. Мы долж­ны, по­это­му ска­зать: дей­ст­ви­тель­ность, внутри ко­то­рой дви­жет­ся и пы­та­ет­ся ос­та­вать­ся се­го­дняш­ний че­ло­век, все боль­ше оп­ре­де­ля­ет­ся тем, что на­зы­ва­ют за­пад­но­ев­ро­пей­ской нау­кой».

Человек постоянно создает для себя мир новых идей, предметов и объектов и непрерывно потребляет их. Он живет результатами своей деятельности, продуктами своего труда. Это касается всех основных аспектов жизнедеятельности человека, начиная от самых исходных, обеспечивающих само его биологическое существование и заканчивая разнообразными видами его духовной жизни. Человечество постоянно расширяет свою силу и влияние в биосфере — создает для последующих поколений сознательной государственной научной работой неизмеримо лучшие условия жизни.

Государственное значение науки, как творческой силы, как основного элемента, ничем не заменимого в создании народного богатства, как реальной возможности быстрого и массового его создания уже проникло в общее сознание, с этого пути человечество не сможет уже сойти, так как реально наука есть максимальная сила создания материальных благ для человечества.

3. Техника в исторической ретроспективе

Независимо от того, с какого момента отсчитывать начало науки, о технике можно сказать определенно, что она возникла вместе с возникновением Homo sapiens и долгое время развивалась независимо от всякой науки. Это, конечно, не означает, что ранее в технике не применялись научные знания. Но, во-первых, сама наука не имела долгое время особой дисциплинарной организации, и, во-вторых, она не была ориентирована на сознательное применение создаваемых ею знаний в технической сфере. Рецептурно-техническое знание достаточно долго противопоставлялось научному знанию, об особом научно-техническом знании вообще вопрос не ставился. «Научное» и «техническое» принадлежали фактически к различным культурным ареалам. В более ранний период развития человеческой цивилизации и научное, и техническое знание были органично вплетены в религиозно-мифологическое мировосприятие и ещё не отделялись от практической деятельности.

В древнем мире техника, техническое знание и техническое действие были тесно связаны с магическим действием и мифологическим миропониманием. Один из первых философов техники Альфред Эспинас в своей книге «Возникновение технологии», опубликованной в конце XIX века, писал: «Живописец, литейщик и скульптор являются работниками, искусство которых оценивается, прежде всего, как необходимая принадлежность культа. …Египтяне, например, не намного отстали в механике от греков эпохи Гомера, но они не вышли из религиозного миросозерцания. Более того, первые машины, по-видимому, приносились в дар богам и посвящались культу, прежде чем стали употребляться для полезных целей. Бурав с ремнем был, по-видимому, изобретен индусами для возжигания священного огня - операция, производившаяся чрезвычайно быстро, потому что она и теперь совершается в известные праздники до 360 раз в день. Колесо было великим изобретением; весьма вероятно, что оно было прежде посвящено богам. Гейгер полагает, что надо считать самыми древними молитвенные колеса, употребляемые и теперь в буддийских храмах Японии и Тибета, которые отчасти являются ветряными, а отчасти гидравлическими колесами… Итак, вся техника этой эпохи, - заключает автор, - имела один и тот же характер. Она была религиозной, традиционной и местной». Наука древнего мира была еще не только неспециализированной и недисциплинарной, но и неотделимой от практики и техники. Важнейшим шагом на пути развития западной цивилизации была античная революция в науке, которая выделила теоретическую форму познания и освоения мира в самостоятельную сферу человеческой деятельности.

Античная наука была комплексной по самому своему стремлению максимально полного охвата осмысляемого теоретически и обсуждаемого философски предмета научного исследования. Специализация еще только намечалась и во всяком случае не принимала организованных форм дисциплинарности. Понятие техники также было существенно отлично от современного. В античности понятие «тэхнэ» обнимает и технику, и техническое знание, и искусство. Но оно не включает теорию. Поэтому у древнегреческих философов, например, Аристотеля, нет специальных трудов о «тэхнэ». Более того, в античной культуре наука и техника рассматривались как принципиально различные виды деятельности. «В античном мышлении существовало четкое различение эпистеме, на постижении которого основывается наука, и тэхнэ, практического знания, которое необходимо для дела и связано с ним, - писал один известный исследователь. - Тэхнэ не имело никакого теоретического фундамента, античная техника всегда была склонна к рутине, сноровке, навыку; технический опыт передавался от отца к сыну, от матери к дочери, от мастера к ученику. Древние греки проводили четкое различение теоретического знания и практического ремесла».

В средние века архитекторы и ремесленники полагались в основном на традиционное знание, которое держалось в секрете и которое со временем изменялось лишь незначительно. Вопрос соотношения между теорией и практикой решался в моральном аспекте - например, какой стиль в архитектуре является более предпочтительным с божественной точки зрения. Именно инженеры, художники и практические математики эпохи Возрождения сыграли решающую роль в принятии нового типа практически ориентированной теории. Изменился и сам социальный статус ремесленников, которые в своей деятельности достигли высших уровней ренессансной культуры. В эпоху Возрождения наметившаяся уже в раннем Средневековье тенденция к всеохватывающему рассмотрению и изучению предмета выразилась, в частности, в формировании идеала энциклопедически развитой личности ученого и инженера, равным образом хорошо знающего и умеющего - в самых различных областях науки и техники.

В науке Нового времени можно наблюдать иную тенденцию - стремление к специализации и вычленению отдельных аспектов и сторон предмета как подлежащих систематическому исследованию экспериментальными и математическими средствами. Одновременно выдвигается идеал новой науки, способной решать теоретическими средствами инженерные задачи, и новой, основанной на науке, техники. Именно этот идеал привел в конечном итоге к дисциплинарной организации науки и техники. В социальном плане это было связано со становлением профессий ученого и инженера, повышением их статуса в обществе. Сначала наука многое взяла у мастеров-инженеров эпохи Возрождения, затем в XIX-XX веках профессиональная организация инженерной деятельности стала строиться по образцам действия научного сообщества. Специализация и профессионализация науки и техники с одновременной технизацией науки и сциентификацией техники имели результатом появление множества научных и технических дисциплин, сложившихся в XIX-XX веках в более или менее стройное здание дисциплинарно организованных науки и техники. Этот процесс был также тесно связан со становлением и развитием специально-научного и основанного на науке инженерного образования.

Итак, можно видеть, что в ходе исторического развития техническое действие и техническое знание постепенно отделяются от мифа и магического действия, но первоначально опираются еще не на научное, а лишь на обыденное сознание и практику. Это хорошо видно из описания технической рецептуры в многочисленных пособиях по ремесленной технике, направленных на закрепление и передачу технических знаний новому поколению мастеров. В рецептах уже нет ничего мистически-мифологического, хотя перед нами еще не научное описание, да и техническая терминология еще не устоялась.

В Новое время возникает настоятельная необходимость подготовки инженеров в специальных школах. Это уже не просто передача накопленных предыдущими поколениями навыков от мастера к ученику, от отца к сыну, но налаженная и социально закрепленная система передачи технических знаний и опыта через систему профессионального образования.

4. Нау­ка и тех­но­ло­гия

Ос­нов­ное назна­че­ние при­клад­ных на­ук есть ис­сле­до­ва­ние действительно­сти с целью применения ре­зуль­та­тов этих исследований в разно­об­раз­ных сфе­рах прак­ти­че­ской дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка посредством техно­ло­гий. Технология суть при­ме­не­ние научных зна­ний на прак­ти­ке с целью про­из­вод­ст­ва пред­ме­тов по­треб­ле­ния, с це­лью из­ме­не­ния, совершенство­ва­ния и кон­тро­ли­ро­ва­ния ус­ло­вий жиз­ни.

Ко­гда ны­не рас­смат­ри­ва­ют­ся про­бле­мы тех­но­ло­гии, то не­из­беж­но вста­ет во­прос о на­прав­лен­но­сти ее раз­ви­тия, ее воз­дей­ст­вия на жизнь общества. Как ино­гда го­во­рят ка­ж­дое тех­но­ло­ги­че­ское дос­ти­же­ние по необходи­мо­сти ам­би­ва­лент­но, т. е. оно мо­жет слу­жить в за­ви­си­мо­сти от подхода к не­му или сло­жив­шей­ся си­туа­ции на поль­зу или же во вред человеку. Бо­лее то­го, тех­но­ло­гии, за­дей­ст­во­ван­ные во бла­го че­ло­ве­ка, мо­гут иметь в хо­де сво­его раз­ви­тия и от­ри­ца­тель­ные по­боч­ные по­след­ст­вия, так что тех­но­ло­ги­че­ское раз­ви­тие ну­ж­да­ет­ся в по­сто­ян­ном по­ни­ма­нии и кон­тро­ле. По­след­нее ста­ло бо­лее чем оче­вид­ным в на­ше вре­мя, в пе­ри­од стремительного тех­но­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия об­ще­ст­ва. Ны­не об­ще­ст­во овладело та­ки­ми мощ­ны­ми си­ла­ми, дей­ст­вие ко­то­рых срав­ни­мо с геологически­ми и гро­зит че­ло­ве­че­ст­ву са­мо­унич­то­же­ни­ем. На­уч­ные исследова­ния про­ни­ка­ют в тон­чай­шие ме­ха­низ­мы ге­не­ти­че­ско­го управ­ле­ния жи­вы­ми сис­те­ма­ми, что мо­жет при­вес­ти к ко­рен­ным, не­об­ра­ти­мым изменениям в хо­де эво­лю­ци­он­ных про­цес­сов.

Че­ло­век все боль­ше осоз­на­ет не толь­ко то, что он «вла­сте­лин ми­ра», но так­же и то, сколь зыб­ко са­мо его су­ще­ст­во­ва­ние. Об этом вла­ст­но за­яв­ля­ют воз­ник­шие в на­ше вре­мя мно­гие гло­баль­ные про­бле­мы, и в ча­ст­но­сти экологи­че­ский кри­зис.

От­сю­да и вста­ют во­про­сы о на­прав­лен­но­сти тех­но­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия об­ще­ст­ва и об от­вет­ст­вен­но­сти за по­след­ст­вия это­го раз­ви­тия.

При от­ве­те на эти во­про­сы раз­да­ют­ся го­ло­са, что от­вет­ст­вен­на за отрица­тель­ные по­след­ст­вия тех­но­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия са­ма нау­ка. По­доб­ная «гу­ма­ни­сти­че­ская» кри­ти­ка нау­ки по­лу­чи­ла дос­та­точ­ное рас­про­стра­не­ние. По­лу­ча­ет­ся, что са­мо про­из­вод­ст­во зна­ний вред­но для че­ло­ве­ка. Ли­ния рассуж­де­ний здесь дос­та­точ­но про­стая: по­сколь­ку нау­ка яв­ля­ет­ся теоретическим ба­зи­сом ны­неш­них на­уч­но-тех­ни­че­ских раз­ра­бо­ток и определя­ет са­му воз­мож­ность по­след­них, то она, на пра­вах со­ро­ди­те­ля, и несет от­вет­ст­вен­ность за по­яв­ле­ние на свет тех­но­ло­ги­че­ских нов­шеств как поло­жи­тель­ных, так и от­ри­ца­тель­ных. Но это да­ле­ко не так.

Вы­бор ос­нов­ных на­прав­ле­ний в об­ще­ст­вен­ном раз­ви­тии непосредственно за­тра­ги­ва­ет са­ми ба­зис­ные фор­мы ор­га­ни­за­ции жиз­ни людей. Со­от­вет­ст­вен­но это­му ко­рен­ные во­про­сы раз­ви­тия об­ще­ст­ва определя­ют­ся ин­те­ре­са­ми оп­ре­де­лен­ных групп, сло­ев, клас­сов, по­ли­ти­че­ских сил. Бо­лее то­го, все наи­бо­лее зна­чи­мые на­уч­но-тех­ни­че­ские про­грам­мы (разви­тие ядер­ной энер­ге­ти­ки, элек­тро­ни­ки, биотехнологий и др.) принимаются на уров­не прави­тельств, пар­ла­мен­тов. Ход научного творчества является той силой, которой человек меняет биосферу, в которой он живет. Это проявление изменения биосферы есть неизбежное, сопутствующее явление росту научной мысли. Это изменение биосферы происходит независимо от человеческой воли, стихийно, как природный естественный процесс. А так как среда жизни есть организованная оболочка планеты — биосфера, то вхождение в нее, в ходе ее геологически длительного существования, нового фактора ее изменения — научной работы человечества — есть природный процесс перехода биосферы в новую фазу, в новое состояние — ноосферу. Наконец, те крупные и великие изменения условий жизни человечества, блага культуры и техники, имеющие целью общую пользу, смягчение и уничтожение всех физических бедствий человечества, отдельных классов и отдельных личностей сознательно достигаются только наукой, только ростом и развитием научного знания.

Заключение

Причиной зарождения науки, движущей силой развития науки есть жизнь, жажда жизни, стремление человека к улучшению условий жизни. В своем развитии наука прошла путь от эмпирического накопления фактов к теоретическому их обобщению и к предсказанию будущих изменений объектов.

На начальном этапе теоретических обобщений возникает прикладное в науке, прикладные исследования, прикладные науки. Прикладные науки являются связующим звеном между фундаментальными знаниями и их воплощением в практику жизни, в технологии на благо жизни.

Сила науки заключена в истинности научных знаний. В основе науки, научного исследования лежит научная мысль. Развитие науки и развитие научной мысли это два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса.

ХХ век может быть охарактеризован как всё расширяющееся использование техники в самых различных областях социальной жизни. Техника начинает всё активнее применяться в различных сферах управления. Она реально начинает воздействовать на выбор тех или иных путей социального развития. Эту новую функцию техники иногда характеризуют как превращение её в социальную силу. При этом усиливаются мировоззренческие функции техники и её роль как непосредственной производительной силы.

Современная философия техники рассматривает развитие техническое познание как социокультурный феномен. И одной из важных её задач является исследование того, как исторически меняются способы формирования нового технического познания и каковы механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс.

Философия техники не ставит своей обязательной задачей чему-то учить. Она не формулирует никаких конкретных рецептов или предписаний, она объясняет, описывает, но не предписывает. Философия техники в наше время преодолела ранее свойственные ей иллюзии в создании универсального метода или системы методов, которые могли бы обеспечить успех для всех приложений во все времена. Она выявила историческую изменчивость не только конкретных методов, но и глубинных методологических установок, характеризующих техническую рациональность. Современная философия техники показала, что сама техническая рациональность исторически развивается и что доминирующие установки технического сознания могут изменяться в зависимости от типа исследуемых объектов и под влиянием изменений в культуре, в которые техника вносит свой специфический вклад.

Список использованной литературы

  1. Большаков А.В., Грехнев В.С., Добрынина В.И. Основы философских знаний. — М., Знание, 1997.
  2. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений, 2 том. / Под ред. Фролова И.Т.- М., 1989.
  3. Новая философская энциклопедия. 1-4 т. — М.: Мысль. 2001.
  4. Стёпин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. — М., 1995.
  5. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – М., 2001.
  6. Философия: теория и методология. Учебное пособие под ред. М. Галкина. – М., 1991.
  7. Философия: Учебник для высших учебных заведений. — Ростов н/Д.: Феникс, 1995.

По мере развития в России промышленности и торговли увеличивалась потребность в научных знаниях, технических усовершенствованиях, в изучении природных богатств.

Состояние торговли, промышленности, путей сообщения и природных ресурсов становится в 60-80-х годах XVIII в. предметом изучения академических экспедиций.

Эти экспедиции, в которых принимали участие И. И. Лепехин, П. С. Паллас, Н. Я. Озорецковский, В. Ф. Зуев и другие ученые, многосторонне исследовали отдельные районы России и собрали огромный материал по географии, ботанике, этнографии, геологии и т. д.

Наблюдения, накопленные в результате многолетних путешествий ученых, были опубликованы в специальных трудах.

В 1743 г. с Камчатки отправилось к берегам Америки первое промысловое судно, а к 1780 г. русские промышленники достигли Юкона.

Российский» Г. И.Шелехов в 1784 г. положил начало постоянным поселениям русских но Аляске.

В 60-х годах возобновил свою работу в Петербургской Академии наук возвратившийся в Россию виднейший математик , а 1768 г. в ней начал работать К. Ф. Вольф - один из основоположников учения о развитии организмов.

По словам Ф. Энгельса, «К. Ф. Вольф произвел в 1759 г. первое нападение па теорию постоянства видов, провозгласив учение об эволюции».

Повысился интерес к отечественной истории.

Историческая наука этого времени обогатилась публикацией источников- «Русской Правды» (1767 г.), «Журнала, или поденной записки» Петра I (1770 г.) и др.

Курский купец И. И. Голиков, страстный поклонник Петра I, издал 30 томов «Деяний Петра Великого» и «Дополнений» к ним, Н. И. Новиков опубликовал в 1773-1775 гг. многотомную «Древнюю Российскую Вивлиофику», в которую вошло много исторических документов.

В эти же годы началось издание пятитомной «Истории Российской» В. Н. Татищева, и вышло семь томов «Истории Российской с древнейших времен» другого дворянского историка и публициста - М. М. Щербатова.

В области развития научно-технической мысли, в создании различных машин и механизмов в это время особенно выделяются И. И. Ползунов, И. П. Кулибив и К. Д. Фролов.

Сын солдата Иван Иванович Ползунов (1728-1766) является изобретателен паровой машины. Она была пущена в 1766 г. на Алтае.

Иван Петрович Кулибин (1735-1818) разработал проект одноарочного моста через Неву. Проверив математические расчеты Кулибина, дал о них восторженный отзыв.

Кулибину принадлежит изобретение семафорного телеграфа и кода к нему, «водоходного» судна, «самокатки», являвшейся прототипом велосипеда, прожектора («кулибинского фонаря») и ряда других сложных механизмов.

Выдающимся изобретателем был также Козьма Дмитриевич Фролов (1726-1800), сын заводского мастерового. Фролов сконструировал водяной двигатель, приводивший в движение механизмы Колывано-Воскресенского завода.

Но применение технических новшеств на практике встречало непреодолимое препятствие в крепостнической системе. Труд крепостного крестьянина делал ненужным для господствующего класса прогресс техники.

Замечательные идеи редко претворялись в жизнь, изумительные проекты оставались только на бумаге, забывались важнейшие открытия, изобретатели прозябали в неизвестности, терпели нужду, лишения, подвергались преследованиям и издевательствам.

Некоторые, хотя и весьма скромные, успехи были достигнуты в области образования. Основное внимание уделялось закрытым дворянским учебным заведениям, готовившим офицеров и чиновников. Первые гимназии были созданы только в 50-е годы - Московская при университете и Казанская.

Долгое время они являлись единственными общеобразовательными школами. Лишь в 80-х годах начинается организация общеобразовательных, начальных и средних школ для всех сословий, дети крестьян в школы, однако, не допускались. До конца XVIII в. таких школ было открыто всего лишь 316 с 18 тыс. учащихся.

Большинство богатых дворян предпочитало давать своим детям так называемое домашнее образование, нанимая иностранцев-гувернеров, среди которых было немало невежд и проходимцев. Чаще всего дети таких дворян приобретали только внешний лоск и знание французского языка.

Служилые и мелкопоместные дворяне обучали своих детей у невежественных «дядек». Что же касается крестьян, то лишь немногие из них могли обучиться грамоте и письму у дьячков и других деревенских грамотеев.

Дворянство державие боялись, что распространение просвещения среди «простого народа» вызовет «брожение умов».

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода