Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Правило золотого сечения в фотографии. Правила композиции

Золотое сечение при создании композиции

Художники при создании картин, фотографы, ловя удачный кадр и дизайнеры для гармонизации пространства в первую очередь думают о композиции - расположении объектов

Если создаётся симметричная композиция - то здесь все просто. Элементы в такой композиции зеркальны по отношению к оси симметрии

. .

А вот как быть с асимметричной композицией:

.

А создавать гармонию руководствуясь принципом ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ!


.

Сам по себе принцип достаточно известен, но знание и применение Золотого Сечения поможет Вам в любой сфере , чем бы Вы не занимались, от создания композиций до написания книг или выступления с лекциями. Вот как пишет о «золотом сечении» Анхель де Куатье:

« Вот Вы подходите к пустой скамейке и садитесь на нее. Где Вы сядете - посередине? Или, может быть, с самого края? Нет, скорее всего, не то и не другое. Вы сядете так, что отношение одной части скамейки к другой, относительно Вашего тела, будет равно 1,62 . Простая вещь, абсолютно инстинктивная… Садясь на скамейку, Вы произвели «золотое сечение»

. О «золотом сечении» знали еще в древнем Египте и Вавилоне, в Индии и Китае. Великий Пифагор создал тайную школу, где изучалась мистическая суть «золотого сечения». Евклид применил его, создавая свою геометрию, а Фидий - свои бессмертные скульптуры. Платон рассказывал, что Вселенная устроена согласно «золотому сечению», А Аристотель нашел соответствие «золотого сечения» этическому закону.

Странная, загадочная, необъяснимая вещь: эта божественная пропорция мистическим образом сопутствует всему живому. Неживая природа не знает, что такое «золотое сечение». Но Вы непременно увидите эту пропорцию и в изгибах морских раковин, и в форме цветов, и в облике жуков, и в красивом человеческом теле. Все живое и все красивое - все подчиняется божественному закону, имя которому - «золотое сечение».

Посмотрите на рисунки. Какой из представленных прямоугольников Вам кажется наиболее гармоничным?

По результатам различных опросов, большинство людей признает самым гармоничным прямоугольник под номером 3. Именно он построен в соответствии с правилом «золотого сечения». Его стороны относятся друг к другу как 0,618:0,382 или, если обратиться к ряду Фибоначчи, то 3:5, или 5:8 или 8:13…

Итак, Золотое сечение является разновидностью геометрической пропорции: отношение целого к большей части должно равняться отношению большей части к меньшей. Если разделить отрезок прямой на две неравные части, чтобы его длина (а+в) относилась к большей части (а) так, как эта большая часть к меньшей (в), получим результат, который и называют «Золотое Сечение». Это число равняется 1.618 или 0.618. Части же целого отрезка (а+в), взятого за 1, выражают в относительных величинах: а=0.62..., в=0.38 или в процентах 62% и 38%. Отношение золотого сечения выражается числом 0,618. Пропорция золотого сечения 1:0,618= 0,618:0,382

На основании пропорции золотого сечения был построен ряд чисел, замечательный тем, что каждое последующее число оказывалось равным сумме двух предыдущих: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 1З, 21 и т. д. Этот ряд был открыт итальянским математиком Фибоначчи и называется поэтому рядом Фибоначчи . Он обладает тем свойством, что отношения между соседними членами по мере возрастания чисел ряда, все более приближаются к 0,618, то есть к отношению золотого сечения.

Числа ряда Фибоначчи часто используются в дизайне для вычисления пропорций, т.к. работать с ними легче, чем с числом 0,618. Суть ряда состоит в том, что частное от любых двух соседних чисел приближается к 0,618, т.е. к тому гармоничному отношению, которое и необходимо нам для создания композиций

Примером использования этого ряда может стать составление букета.


Если букет состоит из двух элементов: цветка и вазы - то общая высота вазы в композиции должна составлять 3 части, высота цветка легко вычисляется относительно данной конкретной вазы и составляет 5 частей, а общая высота композиции, таким образом, составляет 8 частей.


Обратите внимание, цветок привязывается к размерам конкретной вазы . Забудьте про ситуацию, когда жалко обрезать подаренную длинную розу и она ставится в любую подвернувшуюся под руку вазу. Роза ровно во столько раз длиннее вазы, как 5 больше 3.


Если мы в ту же вазу захотим добавить еще два цветка, гармоничные пропорции будем рассчитывать так:


Основные пропорции остаются прежними. А дополнительные цветы добавляются таким образом, чтобы расстояние между ними было 3-5-8 единиц. Т.е не равномерно через одинаковые расстояния, а скачкообразно, чтобы усложнить ритм и придать ощущение движения. Размеры головок цветов тоже подчиняются золотому сечению: они уменьшаются в 0, 618 раз или как 3:5:8.


Если Вы оформляете картины, подбираете мебель для комнаты, хотите скомбинировать разные виды обоев на стене в гостиной или плитку в ванной - во всех этих случаях знание принципа Золотого Сечения сильно облегчает жизнь дизайнеру.

.Любая картина или фотография имеет определенные точки, невольно приковывающие наше внимание, так называемые зрительные центры. При этом абсолютно неважно, какой формат имеет картина - горизонтальный или вертикальный. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. В точках пересечения линий нужно помещать самые значимые объекты, для лучшего восприятия зрителя.

Перед началом рисования надо сначала подобрать холст, соответствующий по размерам золотому сечению: 1 к 2; 2 /3; 3/5; 5/8....(это числа ряда Фибоначчи: 10х20; 20х30; 30х50; 50х80 см..
- Подобрав холст сделать на нем соответствующую сетку.
- Скомпоновать объекты в соответствии с этой сеткой.

Вот пример на совмещенной сетке (спираль и прямоугольники)

.

.


Но это правило имеет более широкое применение, чем просто создание интерьерных или архитектурных композиций. Согласно этому правилу строиться любое художественное произведение, будь то книга, лекция, кино или музыкальное произведение. Если Вы хотите, чтобы сюжет произведения был интересный и захватывающий, необходимо строить его таким образом, чтобы развитие темы происходило постепенно и поступательно, с постоянным нарастанием остроты. Кульминация, высшая точка сюжета, должны происходить на второй трети от начала сюжета (0,618 от всего сюжета). Затем выстраивается плавное постепенное ослабление остроты, объяснение всего происходящего. Если окончание оборвать резко, близко к точке кульминации, может возникнуть ощущение скомканности сюжета, недосказанности. Если конец затянуть - возникнет ощущение растянутости и скуки

.

Правило «золотого сечения» используется и как этический принцип. Его смысл в том, что все должно быть в меру. Не зря рабочий день в большинстве стран длиться 8 часов, что составляет 1/3 суток, т.е. число, близкое к 0,382:-)

Удачи в применении Принципа гармонии!

«Не разумно нарушать правила до того, как вы научитесь их соблюдать»
Т.С. Элиот, интервью с Париж Ревю (Номер 21, 1959)

Существует ряд «правил композиции», которые мы можем использовать для усовершенствования наших изображений. Наиболее широко известные из них формулировались веками художниками, работающими в различных визуальных средах, от архитектуры до живописи и фотографии. И хотя всем нам известна поговорка «правила созданы для того, чтобы их нарушать», преимущества предварительного понимания того, что же именно вы собираетесь нарушать, очевидны.

В данной статье мы рассмотрим три таких композиционных правила, с иллюстрирующими их примерами, и обсудим, почему их можно считать полезными творческими инструментами.

Правило третей

«Правило третей», вероятно, является наиболее популярной техникой из известной художникам визуальных искусств. Проще говоря, идея состоит в том, что значимые композиционные элементы должны быть размещены вдоль воображаемых линий, которые разделяют изображение на трети, по горизонтали и по вертикали. Элементы, представляющие особый интерес, могут быть размещены на пересечении этих линий для создания более выразительной и динамичной композиции, как продемонстрировано на паре изображений ниже.

Композиция идеально центрирована по песчаной дюне.

Здесь гребень дюны и горизонт расположены вдоль воображаемых линий, разбивающих изображение на сетку 3 x 3.

Правило третей впервые формализовано в литературе художником Джоном Томасом Смитом в 1797. Однако примеры предметов искусства, в которых данное правило было применено, могут быть найдены в художественных традициях с самых древних времен. Искусство восточной Азии особенно известно использованием ассиметричных композиций.

Итак, почему же использование правила третей помогает создать интересные изображения?

Асимметрия

С любой из рассмотренных в данной статье техник мы стремимся выделить определенные элементы изображения и установить баланс между элементами.

Формирование композиции по «третям» зачастую вводит в кадр асимметрию, помогающую придать изображению ощущение драматичности, которое может отсутствовать в идеально симметричной картинке.

На изображении ниже вы можете видеть, что глаза модели и лошади расположены вдоль воображаемой сетки. Правый глаз лошади находится на пересечении двух линий. Глаза, очевидно, являются сильными композиционными элементами. Наш взгляд естественным образом притягивается к глазам других. Расположение важных элементов наподобие этих - будь то часть тела или продукт на продажу - вдоль данных линий помогает привлечь к ним внимание.

Обратите внимание на расположение глаз модели и лошади вдоль линий сетки, разделяющей кадр на три части по обеим сторонам. При съемке людей или животных глаза обычно являются хорошим композиционным элементом для выделения.

Перед тем, как мы продолжим, я должен отметить, что несмотря на очевидные преимущества использования правила третей при изначальном построении кадра, вы все еще можете воспользоваться им при постобработке, произведя выкадровку. Фактически, самый быстрый способ натренировать себя на то, чтобы «видеть» трети, - это потратить некоторое время на эксперимент с кадрированием ваших уже существующих снимков и сравнить обе версии.

Динамический баланс

В дополнение к тому, что правило третей полезно для определения расположения мелких деталей, таких как глаза модели, оно также может быть использовано с крупными элементами, влияющими на общий баланс в композиции. Пейзажное изображение в начале статьи является хорошим примером того, как правило третей может быть использовано для настройки позиции линии горизонта и основных геологических элементов.

Вот еще один пример применения данного правила для создания баланса в динамической композиции. В данном изображении модель занимает только центр и правые трети изображения. Крайние левые части представляют собой негативное пространство, обеспечивая создание ощущения движения через контраст и прогрессию тональных значений изображения.

Взгляните на композиционный баланс между телом модели и негативным пространством. Они полностью охватывают по одному из крайних столбцов сетки соответственно и делят средний. Также отметьте положение стопы и колена модели, которые расположены вдоль одной из линий. Обратите внимание на точку на ее ребрах, в которой виден перепад освещения.

Золотое сечение

Попытайтесь представить, каким образом то же изображение выглядело в случае, если бы модель была расположена прямо по центру кадра. Композиция многое потеряла бы не только в ее драматичности, но также в ощущении динамики.

Еще одна визуальная концепция родом из древности, и все еще используемая в наши дни, пришла к нам из искусства Древней Греции. Она известна под названием золотое сечение (а также золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении ). Мы обсудим лежащие в ее основе математические расчеты чуть позже, но ее суть, - как и в случае с правилом третей, - состоит в разделении изображения на прямоугольные сегменты.

Эти «золотые прямоугольники» имеют пропорции, которые, по мнению древних греков, были особенно гармоничны и приятны глазу. Расположение композиционных элементов особой важности либо внутри, либо на пересечении данных прямоугольников, может помочь выделить их и создать хорошо сбалансированное изображение, вроде того, что вы видите ниже.

В данном кадре присутствует приятный баланс между основным объектом и окружением. Композиция была составлена в соответствии с правилом золотого сечения, которое я поясню ниже.

Расчеты в основе правила золотого сечения менее очевидны, чем те, что используются для правила третей, так что оно немного менее широко известно среди художников, чем, скажем, среди математиков или инженеров. Но ознакомиться по крайней мере с основами концепции стоит.

Золотое сечение приблизительно равно 1:1,6, или точнее, 3/8:5/8. На изображении ниже вы видите два отрезка, a и b . Отрезок a в 1,6 раз длиннее отрезка b . И комбинированный сегмент, a + b , также в 1,6 раз длиннее отрезка a . Так что пропорции отрезков a и b представляют собой золотой сечение.

Визуальное представление элементов золотого сечения (спасибо Wikimedia).

Золотой прямоугольник (изображен ниже) - этот тот, короткая (a) и длинная (a+b) стороны которого находятся в соотношении 1:1,6 друг к другу. Любой золотой прямоугольник можно далее поделить линией, которая разобьет длинную сторону в том же соотношении. Именно это сделано на иллюстрации ниже для создания отрезка b . Вы можете продолжить это деление для получения все меньших и меньших прямоугольников, один внутри другого.

Золотой прямоугольник (спасибо Wikimedia).

Вертикальная линия, расположенная примерно на 3/8 расстояния от левого края отмечает края нашего первого золотого прямоугольника.

Горизонтальная линия, размещенная примерно на 3/8 расстояния от верхнего края, создает второй золотой прямоугольник.

Так как же именно это работает, говоря о композиции? Давайте внимательнее рассмотрим фотографию, с которой начинается данный раздел. Поскольку соотношение 1:1,6 визуализировать не так просто, мы можем вместо этого рассматривать его как 3/8:5/8, что означает, что мы стремимся поделить кадр на 3/8 вдоль одной из сторон (чуть меньше, чем наполовину). Именно это исполнено на первом изображении ниже, от левого края проведена вертикальная линия примерно на 3/8 длины большей стороны.

Создав первый золотой прямоугольник, мы можем повторить процесс и очертить также второй, поменьше, внутри первого, как вы можете видеть на втором кадре выше. Наиболее драматично освещенная часть тела модели расположена внутри нашего первого прямоугольника. Большая часть ее лица находится во втором. Это показывает, что посредством заключения композиционно важных элементов внутри этих прямоугольников, мы можем привлечь к ним внимание. Так же, как и в случае с правилом третей, данный подход создает ассиметричную композицию, которая служит для направления взгляда зрителя.

Вы можете продолжить разделять кадры на более и более мелкие прямоугольники, добавляя вертикальные и горизонтальные линии в последовательности, при которой соблюдается золотое сечение 3/8:5/8. На данном изображении наименьший прямоугольник (синий) расположен точно вокруг самой близкой к камере части лица модели.

Диагонали

Художники уже давно интуитивно поняли, что использование диагональных элементов - еще один способ создать драму в одномерной композиции. Диагональные линии направляют взгляд через изображение и помогают создать ощущение движения. В пейзажной фотографии диагонали часто образуются из дорог, рек, стен или других «линейных» предметов.

На данном изображении присутствуют ярко выраженные диагонали, сформированные линиями рук модели и струящимся материалом, использованном в съемке. Эти элементы ведут взгляд зрителя через изображение.

При съемке людей могут быть использованы силуэты руки, ноги или спины модели. Важно понимать, что композиционные диагонали не ограничиваются лишь явными формами или краями предмета. Концепция диагоналей может быть использована в способе расположения предметов в кадре, во многом таким же образом, как и в правилах, которые мы обсуждали выше.

Как это работает? Нарисуйте воображаемые линии, выходящие из углов кадра под 45 градусов, как показано ниже, и расположите значимые предметы вдоль этих линий. На первом изображении внизу обратите внимание, как глаз модели, ее левая нога и объектив камеры у ее ног расположены точно на диагоналях, построенных из углов изображения. Ручка зонта лежит на якорной точке, где две диагонали пересекаются.

Изображение для иллюстрации метода диагоналей

Та же сцена, но с иным, не «диагональным», способом кадрирования.

Второе изображение взято из той же съемки, но без соблюдения метода диагоналей. Кадр выглядит «тесным», фотосумка расположена слишком близко к краю снимка. В изображении не хватает переднего плана, по сравнению с количеством вертикального пространства над моделью.

Голландский фотограф Эдвин Вестхофф сформулировал «метод диагоналей» как композиционное правило, инкапсулирующее данную идею. У него есть очень , в которой его подход объяснен более подробно.

Применение данных правил

Когда вы знаете, как направить внимание зрителя на отдельные элементы изображения, напрашивается вопрос о том, что же именно нужно попытаться выделить. Как понять, к каким элементам сцены данные правила должны быть применены?

Подумайте о точках фокуса в изображении. Пытаетесь ли вы привлечь внимание зрителя к определенной черте пейзажа? Глазу модели? Продукту? Композиционные элементы не должны ограничиваться такими явными вещами, как тычинки цветка, или ювелирное изделие, говоря о рекламе продукта. Подумайте об использовании изменений цвета и текстуры или негативном и позитивном пространстве применительно к данным правилам.

Как и в случае с любой техникой, чтобы ею овладеть, необходимо постоянно практиковаться. Начните с правила третей (его проще всего визуализировать) и попробуйте произвести кадрирование изображения через видоискатель или ЖК дисплей, памятуя о нем. Это прекрасный способ научиться «видеть» композиции и начать усваивать технику.

Правила золотого сечения и диагоналей, наиболее вероятно, будет проще практиковать через кадрирование при пост-обработке. Немногие из нас (если вообще кто-то) смогут представить вложенные друг в друга прямоугольники во время съемки, например. Многие популярные графические редакторы даже дают возможность накладывать на кадр специальные сетки для кадрирования по этим композиционным техникам, что сильно облегчает их использование.

Разумеется, эти правила являются лишь выборкой из множества техник, имеющихся в вашем распоряжении для получения приятной композиции. Другие сформулированы на основе идеи цветового баланса, выборочного фокуса, отношения переднего плана к заднему, кадрирования, геометрии…список можно продолжить. Представленные мной правила являются хорошей отправной точкой для критического осмысления композиции.

Я настоятельно рекомендую эти правила как полезные инструменты для создания динамичных и интересных изображений. Но, как и в случае с любой творческой деятельностью, их следует воспринимать как предложения, а не как строгую догму.

Да, их стоит осознанно применять какое-то время, но не позволяйте им быть единственными голосами, к которым вы прислушиваетесь во время вашего творческого процесса. Более того, именно понимая теорию, лежащую в основе данных правил, вы можете порой создать удивительные изображения, умышленно нарушая их. Эту тему я освещу в своей следующей статье. Оставайтесь с нами.

Автор статьи: Томас Парк - фэшн-фотограф, фотохудожник и педагог из Сиэтла, штат Вашингтон. Чтобы ознакомиться с его работами, пожалуйста, посетите сайт .

Модели : Николь Купер, Лисса Шартран, Бет К., Амелия Т., Каррен С. Стиль и макияж : Тэрин Харт, Дэниел @ Pure Alchemy, Доун Таннелл, Майкл Холл, Эми Гиллеспи, Эшли Грей, Юлия Островски. Бет выражает благодарность Гильдии моделей Сиэтла . Одежда: на Николь - Kyra K и винтажная Ann Taylor , на Бет - Neodandi , на Амелии - Wai - Ching , на Каррен - Cloak , Dagger NYC и Eugenia Kim .

Правила композиции в фотографии

  • Правило третей
  • Правило золотого сечения
  • Правило диагоналей
  • Советы для начинающих

Правила композиции

Как сделать фотографию интересной, выразительной, притягивающей взгляды зрителей?
Для создания фотографии недостаточно только снять изображение. Необходимо гармонично разместить объекты на снимке, наполнив его смыслом. Существуют разные способы и правила для создания гармоничной композиции. Иногда достаточно разместить объекты съемки в определенных местах. В других случаях для этого достаточно правильно выбрать точку съемки. Небольшое смещение положения фотоаппарата может внести существенные изменения в композицию.

Для придания выразительности вашим фотографиям, применяйте правила построения композиции.

Правило третей

Делим кадр на три равные части по горизонтали и по вертикали. Получилась сетка, которую вы видите на изображении. Правило основано на том, что объекты, расположенные в местах пересечения линий, соответствуют наилучшему зрительному восприятию. Таким образом, значимо важный объект съемки следует располагать или вдоль линий или в точках пересечений этих линий:

При съемке природных пейзажей наиболее интересными получаются те фотографии, на которых горизонт расположен по правилу третей. На какой из линий расположить горизонт? Это зависит от того, на чем вы хотите сконцентрировать внимание зрителя. В первом случае это красивый пейзаж на земле. Во втором случае делаем акцент на интересном, выразительном небе:

Правило золотого сечения

Правило диагоналей

Согласно правилу диагонали, важные элементы изображения должны быть установлены вдоль диагональных линий, показанных на примерах. Диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее, чем построенная на противоположной, более динамичной диагонали.

Линейные элементы, например, дороги, водные пути, и ограждения, установленные по диагонали, обычно делают пейзаж более динамичным, чем те, которые расположены горизонтально:

Правило диагонального золотого сечения

Еще одно применение правила "золотого сечения". Наложим диагональную сетку на изображение таким образом, как показано на фотографии ниже. Главные объекты изображения должны быть расположены в полученных секциях.

Держите камеру на уровне объекта съемки. Не фотографируйте прямо снизу вверх или с высоты вашего роста вниз, кроме случаев, когда вы хотите добиться особого эффекта. Например, если Вы снимаете детей, опуститесь до уровня их глаз, иначе у вас получатся искаженные пропорции.

Следите, чтобы главный объект снимка не сливался с фоном. Если вы снимаете какой-то один объект, то старайтесь выбирать простой фон, детали которого не будут отвлекать зрителя. В некоторых случаях имеет смысл сделать так, чтобы объект занимал подавляющее большинство площади самого кадра.

Используйте ветки, деревья и т.п. для создания эффекта рамки. Таким образом вы подчеркнете главный объект. Рамка также может помочь в создании более объемного кадра (не надо делать рамку главным смысловым элементом).

Если вы снимаете движущийся объект, то оставляйте на фотографии пространство перед объектом, то есть по ходу его движения. Другими словами, располагайте объект, как будто он только зашёл на фотографию, а не покидает её.

Старайтесь добиться того, чтобы источник света был сзади вас. А также избегайте ярких огней или пестрых цветных пятен в стороне от главного сюжета. Это отвлекает зрителя.

Попробуйте сделать сбалансированную композицию, так чтобы верхняя часть фотографии не выглядела "тяжелее", чем нижняя. Данное правило относится и к сторонам изображения.

Включайте в кадр нечетное число одинаковых предметов. Один или три цветка выглядят лучше, чем два или четыре.

Если вы снимаете здание, то выберите ракурс, при котором видны и его фасад и боковая сторона. Это будет смотреться намного объемнее, чем просто фасад.

Композиция не должна играть самостоятельной роли. Подобно тому, как речь имеет значение передатчика мысли, композиция служит лишь средством для выражения авторской мысли.

источник информации: http://www.colorpilot.ru/comp_rules.html

дополнительная статья для тех, кто не смог разобраться: http://cifrovik.ru/publish/open_article/15363/

Обсуждение статьи «Золотое сечение и правило третей в фотографии.»

ZaimFut (07.04.19 01:57) : Займы в Краснодаре с плохой кредитной историей

Tusisosy (01.04.19 22:33) : Dollar Bank Online Banking

Hitalary (31.03.19 02:49) : Dollar Bank Online Banking

Attica (03.03.19 00:24) : Детские велосипеды

Incend (02.03.19 18:29) : Намечается свадьба, и нужен хороший тамада?

DennisGom (09.02.19 03:20) :
2ктпн-6-10кв Блочные ктп 2Бктп Модульные ктп Ктп, Ктп комплектные трансформаторные подстанции москва, Производство ктп москва и т.п. на нашем специализированном сайте:https://sviloguzov.ru/ - Мы рады Вам!

Композиция - это распределение предметов и фигур в пространстве, установление соотношения объёмов, света и тени, цвета и т. п. Существуют разные способы и правила для создания гармоничной композиции. Когда мы смотрим вокруг невооруженным глазом, наш мозг быстро выхватывает интересные сюжеты, объекты. Камера же фиксирует все подряд. Поэтому это ваша задача выбрать основной объект, сделать центром внимания в кадре, а окружающие его другие объекты превратить в фон или сделать частью истории, которую Вы хотите «рассказать» своим снимком.

Фотографии с правильно выбранной композицией заставляют задержать на них взгляд и рассмотреть детали. Они рассказывают историю, создают настроение и заставляют задуматься.

Золотое сечение в фотографии - основной и мощный инструмент для получения динамичных, интересных снимков. Правило золотого сечения встречается и в природе, причем повсеместно. О нем знали еще в древнем Египте. Пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого сечения при их создании. В фасаде древнегреческого храма Парфенона также присутствуют золотые пропорции. Этот феномен изучил и стал применять на практике известный ученый, художник и скульптор Леонардо Да Винчи .

Для желающих узнать больше - видео:

Мы затронем только практическую часть применения золотого сечения в фотографии. Кадр условно делиться на три части по горизонтали и вертикали:

При пересечении горизонтальной и вертикальной линии образуется особая точка - «точка силы» или «узел внимания» . Их четыре - именно в этих точках лучше располагать главные объекты кадра, именно на них останавливается взгляд в независимости от формата кадра или картины.

Практические советы:

  • Если расположитьлинию горизонта по одной из горизонтальных линий, то кадр будет смотреться гармоничней. Но на какой из линий, на верхней или нижней ?
  • Если вы хотите сконцентрировать внимание зрителя на земле или воде - то лучше на верхней .
  • Если же вы делаете акцент на интересном, выразительном небе - то на нижней .
  • Если вы снимаете портрет, то лучше размещать глаза на верхней горизонтальной линии.
  • Если вы снимаете человека в полный рост, то лучше размещать его на правой или левой вертикальной линии.
  • Очень важно следить за тем, в какую сторону направляется человек, или куда направлен его взгляд. Например, если человек смотрит влево , то его соответственно необходимо разместить на правой горизонтальной линии, что бы перед ним оставалось пространство.

В современных фотоаппаратах уже есть функция-подсказка, которая отображает линии правила третей на мониторе или в видоискателе.

Размещайте важные части композиции вдоль линий, а самое главное — на их пересечении .

Золотое сечение может прослеживаться не только в прямоугольной сетке, но и в диагоналях или спирали. Принцип расположения предметов - тот же, по основным линиям и в точках их пересечений.



ДИАГОНАЛЬНОЕ ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ

Применяя правило золотого сечения проводим диагонали и получаем прямоугольник состоящий из трех секторов. Этот прямоугольник можно поворачивать как угодно Если скомпонуете свой кадр так, чтобы три разных объекта примерно располагались в этих секторах, а главные объекты в более крупных секциях - то композиция будет выглядеть очень гармонично.

Это правило используется, если у вас в кадре есть несколько областей, различающихся по смыслу.

СПИРАЛЬНОЕ ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ

Спирали очень распространены в природе. Форма спирально завитой раковины привлекла внимание Архимеда. Он изучал ее и вывел уравнение спирали. Спираль, вычерченная по этому уравнению, называется его именем. Увеличение ее шага всегда равномерно. В настоящее время спираль Архимеда широко применяется в технике. Гёте называл спираль - «кривой жизни».

Используя эту спираль при построении композиции в кадре (ее можно перевернуть вверх ногами или в другую сторону), мы получим кадр с четко выраженным предметом в центре спирали.

Фото: Джона Лемьё (John Lemieux)

Больше фотографируйте и экспериментируйте. Удачи!

  • Композиция. Эксперимент 1. Правило третей. Золотое сечение.

В этом уроке вы узнаете первые тонкости построения кадра. Я расскажу, что такое
золотое сечение или правило третей в фотографии и как правильно строить
композицию фотографии с помощью этого самого правила золотого сечения.

Этим уроком фотографии мы начинаем цикл статей по базовой композиции. Условно
назову его «В качестве эксперимента». Почему такое название? Потому что эти, да и все
остальные уроки фотографии, которые вы читали, я настоятельно рекомендую вам
проверять на практике... Так, «в качестве эксперимента».

Как вы помните, перед нами стоит задача получить красивую профессиональную
фотографию. Первый шаг вы сделали, освоив свой фотоаппарат, как музыкальный
инструмент, в нашем прошлом курсе фотоуроков «Фотография с нуля. Ликбез».

В инструкциях к фотоаппаратам дано самое хорошее (всё гениальное просто)
руководство по получению шедевров. Позволю себе почти прямую цитату: «Поместите
объект съёмки в центр кадра и нажмите кнопку спуска затвора». И будет вам счастье и
красота в распечатанном виде. В принципе, многие и снимают, пользуясь только этим
безотказным приёмом весь свой жизненный путь, и ничего, довольны.


Но червь сомнения наверняка грыз ваше сердце не пробудившегося художника,
подсказывая, что всё не так-то просто в этом мире. И он, этот червь, был прав. Дело в том,
что «объект съёмки», будь то лицо человека, дом, птица, куст герани, умирающий жук и
тому подобные никому не нужные вещи, как правило, как раз НЕ СЛЕДУЕТ помещать в
центр кадра.

«А куда же ещё?!», - возмущённо спросите вы.

А и действительно! Куда же? В узлы пересечения линий! Условно назовём их «Узлы
золотого сечения». (Вот тут взять бы и закончить урок, и мучайтесь потом, где они - эти
узлы).

Но я приоткрою для вас эту тайну прямо сейчас.


Как получить эти узлы? Очень просто! Делите снимок на 9 РАВНЫХ частей, и
получившиеся пересечения и будут «узлами правила третей».

Объекты съёмки советую пробовать располагать на точках пересечения линий.

«Правило золотого сечения» - такая терминология часто используется среди людей,
увлекающихся фотографией. В первом приближении она применима к "правилу третей".
Хотя это не совсем верно. Для интересующихся: разница между золотым сечением и
правилом третей описана в послесловии к этому уроку.

В качестве эксперимента попробуйте. Не ленитесь! Сходите, снимите какой-нибудь дом,
постановочный портрет, посуду. Попробуйте. Правило золотого сечения может сделать
ваш снимок живым и интересным!

Еще один совет. Объект съёмки не обязательно ставить именно в «узлы решётки». Снимок
может смотреться интереснее, если объект будет находиться на линии.


В этом случае автор поместил модель на «ЛИНИЮ золотого сечения».

Тонкости эксперимента. Есть несколько деталей, за которыми следует следить во время
съемки при использовании правила третей.

Первую условно обозначим как «движение» - когда на снимке хотите передать движение
объекта. Оставляйте в кадре перед движущимся объектом больше места, чем у него «за
спиной».

То же самое касается взгляда. Оставляйте перед взглядом больше места.

Движение
Плохой горизонт.

Хороший горизонт.

Третья тонкость - «правило ринга». Я вас сейчас удивлю, но часто бывает так, что
объектов съёмки два. В большинстве случаев их лучше всего развести по
противоположным «узлам золотого сечения», как боксёров по рингу. Пример - лодка,
плывущая по морю в солнечный день. Кадр будет гармоничнее смотреться, если лодку
поместить в нижний левый узел, а солнце - в правый верхний. При этом не забывайте о
золотых словах старика Энштейна: «Всё относительно!». Поэтому не стесняйтесь, если
чувствуете, что объект съёмки лучше немного сместить, - сместите.


Четвёртая тонкость - «встречные курсы». На фотографии объекты двигаются навстречу
друг другу. Наше сознание помогает им. Поэтому в кадре, где объекты сближаются лучше
расположить их немного дальше друг от друга. Сознание смотрящего на снимок сблизит
их само. В случае, если объекты «расходятся», ситуация обратная.

Ну и, пожалуй, достаточно для первого урока композиции. Ещё раз напоминаю,
попробуйте «в качестве эксперимента», воплотить полученные знания в жизнь. И
желательно не один, а несколько раз. Когда вы станете профессионалом, вы будете
учитывать все эти (и ещё не рассказанные вам) правила на автомате. (Но учтите,
Профессиональный фотограф - это тот, кто на работе фотографирует ноги и попы, а
на отдыхе жучков и радугу).

P. S. Мелким шрифтом от себя по просьбам высокообразованных трудящихся,
чтобы внести ясность в политику партии.



Как это относится к фотографии? Например, золотое сечение в фотографии и кино
используют так: располагают основные компоненты кадра на расстояние 3/8 и 5/8 от
соответствующих краёв плоскости.

Правило третей (о котором мы и говорили уроке) - это "упрощённое золотое сечение». О
том, как его получать, рассказывалось выше.

  • Композиция. Эксперимент 2. Ритм в фотографии.
Этот урок посвящён одному из важнейших аспектов композиции - ритму в
фотографии. Вы узнаете, что такое ритм в фотографии, как его использовать и
какой бывает ритм.

О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг.

Это не моё стихотворение. Правда! Это Пушкин написал. Захотите - дам ссылку на моё
бумагомарательство. Мне не жалко.) Вот вы спросите: «А чего этот грамотей, в фото
школе вдруг стихи начал публиковать? Уроки литературы что ли?». Нет. Просто хочу
провести некоторые аналогии.

Почему «цепляют» (я позволю себе такой жаргон) стихи? Потому что в них (помимо
всяких глупостей, вроде притянутого за уши смысла) есть РИТМ.

Вам ведь нравится музыка? А в ней, даже в кажущейся многим сложной на слух
классической, тоже есть РИТМ.

Я эти примеры привёл для того, чтобы ответить на один простой вопрос: «Почему нас так
притягивает ритм?».

Отвечаю: «А черт его знает!».

Я не буду здесь приводить философские выкладки о связи между ритмами человека и
циклами планет и их отображении в искусстве. И научный трактат «Циклы природы и их
чарующее восприятие в творчестве» я напишу как-нибудь попозже.

Просто прошу вас воспринять как факт. Ритм - «цепляет».


Ритм ступеней и намёк на ритм теней от них.

И не только в музыке и стихах, ритм завораживает зрителя и в фотографии. Он заставляет
зрителя смотреть на фотографию снова и снова, перескакивая взглядом с одной колонны
на другую, с одной белой рубашки на следующую. Он заставляет считать глазами столбы,
уходящие вдаль.

Сейчас я расскажу вам о трёх видах ритма.

1. Равенство.

В этом случае объекты равны. Абсолютно равные объекты на фотографии выглядят
эффектно.
Ритм из одинаковых прутьев решётки.

2. Сходство формы.

Несколько объектов (начиная от двух) похожи друг на друга формой.
Ритм из силуэтов (к ним приводит ритм из полосок деревянного настила).

3. Контраст.

Объекты похожи друг на друга, но при этом очень сильно отличаются. Могут быть
разного цвета. Например, один белый, другой чёрный. Или иметь разный размер. Один
большой, другой очень маленький.


Контраст священника и креста.

4. Ритм цвета.

Разные объекты схожих цветов на фотографии создают цветовой ритм.

Ритм вина в бутылке и в бокале подчёркивается более светлой фигуркой ослика.

В качестве эксперимента, обязательно поснимайте какие-нибудь ритмические рисунки.
Например, составьте бутылки так, чтобы они создавали ритм на фотографии. Можно даже
полные бутылки. Или, чтобы было веселее, составьте бутылок пять. Совместите в кадре
приятное с полезным: Первая полная, в другой поменьше вина, в третьей ещё меньше, а в
последней его уже нет. Только так, чтобы это было видно на фотографии.

Ну и как это у нас заведено, небольшой совет напоследок.

Ритм не всегда является главной частью фотографии. Очень часто ритмический рисунок
подчёркивает или выделяет главный объект.
На этой фотографии столько ритмов, что и не сосчитать.

Когда вы в совершенстве овладеете этим приёмом в комплексе с золотым сечением , вы
уже будете на полпути к профессиональной фотографии.

  • Композиция. Эксперимент 3. Ракурс. Точка съёмки.
Эта часть нашего курса фотографии расскажет вам о ракурсе и точке съемки. В этом
фотоуроке я объясню, когда лучше использовать верхнюю или нижнюю точку
съёмки.

Эпиграф .

Двое фотографов гуляют с фотоаппаратами, смотрят вокруг через видоискатели,
фотографируют. Один вдруг спотыкается и падает. Второй тут же ложится рядом:
- Отличный ракурс! Что снимаем?

В предыдущих уроках мы, в основном, перемещали предметы, которые снимаем, а сами
(чисто теоретически, конечно) предавались неге перед видоискателем, лишь изредка
нажимая на кнопку затвора.

Но оказывается, что, если изменить положение фотоаппарата, то получающийся
фотоснимок тоже изменится! Надеюсь это не стало для вас откровением.)


Вспомните, как в первой главе Базового курса фотографии (Фотография с нуля. Ликбез)
мы с вами нашли много общего между глазом и фотоаппаратом.

Об этом стоит помнить всегда. Ведь, даже когда мы снимаем, мы «смотрим» через
видоискатель фотоаппарата и «видим» будущую фотографию.

Так вот. При выборе ракурса мы как раз выбираем то, что получится на фотографии, а в
видоискателе фотоаппарата мы видим то, что получится на снимке.

Самый простой пример ракурса - это использование двух горизонтальных точек съёмки
(или просто взгляда). Попробуйте даже не снять, а просто посмотреть на один и тот же
предмет спереди и сбоку. Первый пример, который приходит в голову - это человеческое
лицо. Фас и профиль - две очень разные картинки. Ведь многие люди красиво получаются
в фас, и при этом имеют полное основание стесняться своего профиля.

Это достаточно очевидное утверждение применимо не только к людям и их
разнообразным лицам, но и ко всем предметам и, наверняка, вы уже учитываете его при
съёмке.

Не обязательно менять ракурс съёмки столь радикально. Разумеется, существуют не
только «Фас» и «Профиль», а множество промежуточных состояний. Можно снять не
прямо в лоб, а сделать кадр «чуть-чуть сбоку» и получившиеся фотография превзойдёт
если не все, то хотя бы часть ваших ожиданий.

Сейчас открою ещё один большой секрет: фотоаппарат (точку съёмки) можно
перемещать не только по горизонтали, но и по вертикали!

И давайте на этой вертикали условно расставим возможные позиции точки съёмки. Всего
их три.

«Нормальная» точка съёмки.

Это то, как обычно снимают люди. При этом изображение почти не претерпевает
искажений. Фотография показывает «как бы вы видели с высоты человеческого роста»


Случаи применения.

При съёмке на паспорт, при портретной съёмке. Для получения классической фотографии.
Наверное, большинство фотографий в мире делается с «нормальной» точки съемки.

Нижняя точка съёмки.

Я думаю, вы догадались, что в этом случае мы стараемся снимать как бы «снизу»,
опуская фотоаппарат (а зачастую и себя вместе с ним для того, чтобы компоновать кадр,
используя видоискатель (визировать «по-умному»)) ниже привычного «уровня глаз».

ATENCION!
Очень осторожно используйте нижнюю и верхнюю точки при съёмке
портретов! В 80 случаях из 100 это самый короткий путь к рецепту «Как сделать уродца
из симпатичного человека».

Случаи применения.

Нижняя точка съёмки позволяет объектам выглядеть более «монументальными»,
величественными.
Если вы снимаете «трафаретные снимки» (по-умному: снятые «в контровом свете»), то
нижняя точка для вас не заменима. Трафаретными, я условно называю снимки против
света (как правило, против солнца), когда получающийся объект съёмки, как бы вырезан
из чёрной бумаги.
Часто бывает полезно прибегнуть к нижней точке съёмки для того, чтобы «сформировать
фон». Например, когда снимаете какой-либо объект - человека там или дерево, то бывает,
что линия горизонта будто рубит его пополам. Для того чтобы «опустить» горизонт,
необходимо снимать с более низкой точки.
ATENCION! И высокая, и низкая точки при близкой дистанции до объекта съёмки дают
сильные искажения, показывают объект с непривычных нам точек. При этом, когда
объект (или объекты) съёмки находятся далеко, получаемое на снимке изображение
вполне привычно воспринимается нашим взглядом.

Случаи применения.

Часто бывает нужна при съёмке городского пейзажа. Или когда необходимо показать
(раскрыть) объекты, находящиеся в одной плоскости.


Снимки, сделанные с верхней точки более спокойные. Даже движущиеся люди и
предметы кажутся почти статичными, если сняты с высоты.
Или положить фотоаппарат на пол (при этом самому на пол ложиться не обязательно!
Хотя... смотря с кем.))
Терминология.

Немного позанудствую напоследок, чтобы в разговорах с «умными» людьми у вас не
возникало путаницы и недопонимания (на самом деле недопонимания возникнуть не
может, но ещё большие зануды, чем я, очень трепетно относятся к вопросам «что как
называть»).

Надеюсь, вы поняли, что «точка съемки» - это то место в пространстве, откуда сделан
снимок.

Ракурс же - это те «искажения», которые получились на снимке, благодаря выбранной
вами точке съёмки.

То есть.

Возьмём квадрат.
Это и есть данный ракурс прямоугольника. А точка съёмки - это то место (внизу), откуда
квадрат виден как трапеция.

  • Композиция. Эксперимент 4. Перспектива в фотографии.
В этой главе нашей фото школы вы узнаете, что такое перспектива, как придать
плоской фотографии «объём», и чем отличаются линейная и тональная
перспективы.

Вы никогда не задумывались, почему при взгляде на окружающий мир вы его видите
объёмным? Если такая мысль вам приходила в голову, но ответа на нее вы не нашли,
рассказываю. Дело в том, что каждым глазом вы видите немного разные картинки.

Небольшой эксперимент. Вот, например, обычный вполне прямоугольник. Предположим,
что он достаточно большой и вы смотрите на него с близкого расстояния. «Вполне себе
прямоугольник», - скажете вы. Но!
А так мы видим его правым глазом.

Некий процессор в мозгу получает два этих изображения, складывает их в одно и
получается


Так вы видите его двумя глазами. И, например объёмные фигуры.

Если мы будем смотреть на пачку сигарет вблизи

Так мы видим ее левым глазом. А так мы видим ее правым глазом.

В мозгу же оба этих изображения снова складываются, и мы видим пачку как бы «с двух
сторон» и понимаем, что это ОБЪЁМНОЕ изображение.

Возьмите небольшой предмет в руки и посмотрите на него с близкого расстояния, по
очереди закрывая, то один глаз, то другой. Вы заметите что «по отдельности», если
можно так сказать, наши глаза видят меньше чем вместе. Это достаточно очевидно -
поэтому, возможно, вы об этом не задумывались.

Описанные чудеса иллюстрируют то, что умные люди называют «бинокулярное зрение
человека». Как раз за счёт него мы видим мир объёмным и, соответственно, можем
определить, какие предметы в окружающем мире находятся близко, а какие далеко от нас.

В качестве не относящейся к делу справки. Для создания отчётливого
стереоизображения нужно заставить нас увидеть немного отличающиеся друг от друга
картинки. Этим и пользуются 3D-кинотеатры. Там раздают специальные очки (это для
тех, кто в таких кинотеатрах ещё не был). На экран фактически проецируется
одновременно два изображения: для левого глаза и для правого глаза. А очки, благодаря
специальным линзам разделяют эти два изображения: то есть, НЕ ПУСКАЮТ картинку
для правого глаза в левый, а для левого - в правый. Если же вы снимите очки, то увидите
на экране два слившихся изображения (как правило, это выглядит как одно, но несколько
мутноватое и двоится).


Вот так выглядит кадр из 3D-фильма без стереоочков.

Линейная перспектива.

Впрочем, я отвлёкся. «Да и вообще, - спросите вы, - к чему всё это рассказывать?». А к
тому, чтобы вы могли задать себе вопрос - как так получается, что при просмотре вполне
плоской фотографии возникает ощущение объёмного пространства? То есть вы смотрите
на снимок и в тот же миг понимаете, что та гора находится далеко, и что дерево стоит
метрах в двадцати от вас, а вот лицо вашего племянника, наоборот, - совсем рядом. За
счёт чего? Ведь фотография не пачка сигарет, и сколько тут ни закрывай по очереди глаза
- они будут видеть ровным счётом одно и тоже.

Так вот! Мы ощущаем объём пространства не только за счёт бинокулярного зрения, но и
за счёт жизненного опыта и абстрактного мышления. Например. Если мы видим на
снимке уходящую вдаль дорогу со столбами по обочинам, которые по степени удаления
становятся всё меньше и меньше, мы сразу понимаем, что на самом деле столбы на
фотографии одинаковые. Они не уменьшаются в размерах, а просто удаляются от нас.
ATTENCION! Параллельные прямые (те же рельсы или края шоссе) по мере
удаления кажутся всё более и более сходящимися в одной точке.

Таким образом, если на снимке будут видны две сходящиеся линии, которые, заведомо
параллельны, зрителю будет очевидно, что на самом деле они не сходятся, а удаляются.


ATTENCION! Если предметы не знакомы зрителю, то вероятно, что с ними
вышеуказанные принципы не сработают.

Умные люди факт того, что предметы по мере удаления кажутся меньше (и,
собственно, то, что параллельные прямые сходятся) называют «Линейной
перспективой».

Хорошо это или плохо, сложно сказать. Это данность. Такая же данность, как и мир
вокруг нас. Ощущение объемности пространства (умные люди скажут: «Присутствие
линейной перспективы») есть буквально в каждой фотографии. Другое дело - как это
использовать? Я предлагаю исходить из того, что ЧЕМ ЛУЧШЕ ФОТОГРАФИЯ
ПЕРЕДАЕТ ОБЪЕМ - ТЕМ ЛУЧШЕ!

Влиять на передачу перспективы можно выбором точки съёмки.

Чем ближе при съёмке будут объекты «переднего плана» (не обязательно главные), тем
сильнее будет чувствоваться объём. Правда, для этого необходимо, чтобы в кадре были
видны и «предметы заднего плана», так как объём будет передаваться за счёт ощущения
расстояния между основным и второстепенными объектами.



Несложный вывод. Если вы хотите, чтобы ощущение объёма было минимальным (ну,
мало ли, вдруг будет нужно), располагайтесь при съёмке так, чтобы ближайшие предметы
были максимально удалены от вас.
2. Удаленные предметы кажутся менее резкими. О том, как этого достичь, можно
прочитать в фотоуроке «Работа с диафрагмой. Глубина резкости». (Фотография с нуля.
Ликбез)
Но надо признать, что такой эффект вполне можно получить и без игр с диафрагмой.
Когда сама природа создает такие условия. Например, лёгкий туман или смог в городе.

Или в горах, где расстояния такие, что слои воздуха уже перестают быть прозрачными.



P. S. Легче всего передавать и линейную, и тональную перспективу широкоугольными
объективами с небольшими фокусными расстояниями. (О фокусных расстояниях мы
говорили в книге «Фотография с нуля. Ликбез.» в уроке «Зум объектива. Фокусное
расстояние»). Потому что у них «большой угол зрения» (в кадр влезает много всего), а это
позволяет поймать в кадр предметы и переднего, и заднего планов.
  • Композиция. Эксперимент 5. Выделение главного объекта.
В этом уроке нашей фотошколы вы научитесь выделять главный объект на
фотографии, используя различные приёмы, от «рамки» до «съёмки с проводкой».

Сегодня я научу вас колдовать. Нет, в Хогвартс я вас не отправлю - не просите (самого
туда не приняли). Зато вы попробуете научиться управлять людьми.

Вот идёте вы с приятелем на улице и видите, как на противоположной стороне Клаудиа
Шиффер целуется с Киркоровым... (первые слова, которые возникнут у вас в голове, я
приводить не буду). А приятель идёт себе рядом, уткнулся в асфальт и не видит ТАКОГО.
Что вы делаете? Правильно! Добродушно бьёте его локтём (старясь попасть в печень) в
бок и говорите:

Смотри!

Что? Куда? - спросит приятель (разумеется, если вы не попали всё-таки в печень). И тут
вы покажете ему пальцем на сиё чудо Господне:

Да вот же! Вот!

Всё. Результат достигнут. Вы показали другу, куда нужно смотреть, чтобы УВИДЕТЬ.

Но когда человек смотрит вашу фотографию, вы не всегда находитесь рядом, чтобы
ткнуть пальцем в снимок и гордо сказать: «А за этим деревом я!».

Поэтому нужно что-то придумать для того, чтобы выделить центральный элемент
композиции (в данном контексте - дерево).

Итак, что же можно сделать?

1. Самое простое - обвести объект на фотографии красным маркером (или в Photoshop
-кистью) и для пущей верности подписать. Это будет эффективно, но, с большой долей
вероятности, фотография немного потеряет в художественности - скажем так. Правда,
если её и не было, то...


2. Другое элегантное решение, самое красивое и самое, пожалуй, сложное в исполнении.
Вы должны «взять зрителя за руку и привести» к главному объекту кадра. Как это
сделать? С помощью линий! Так или иначе, линии присутствуют почти на всех наших
снимках (более подробно об их влиянии на восприятие кадра мы поговорим в следующий
раз). Линии могут быть разными: линии проводов, дороги, рельсы. И это не обязательно
прямые линии.

Взгляд зрителя будет встречаться с линиями в кадре и, послушный вашей воле, идти по
ним до объекта композиции, который вы хотите показать.
По зелёной крыше до башни.


Линии дороги и бордюра к поезду.
Линии тротуара к мальчику и парикмахеру.

Такие линии не только приводят, но и усиливают роль главного объекта композиции.
Можно также направить зрителя в нужном направлении (в хорошем смысле этого слова)
линией взгляда. Если объект съёмки глядит куда-то вбок, то зритель проследит за тем,
куда же это смотрит человек (или не человек, а, например, другое существо, как на
снимке).


Взгляд начинает свой ход с правого верхнего угла, проходит по «ритму из верблюдов»
(хорошее название для музыкальной группы) и, следуя направлению взглядов
вышеупомянутых животных, попадает на цепочку уходящих людей и по ней уже
приходит в горы.

3. Рамка. Попробуйте взять ваш объект съёмки в рамку. Нет-нет! Я не переиначиваю
первый способ и не призываю вас носить с собой красивую рамку от старой картины и
всегда помещать её перед камерой при съёмке (хотя видит бог - это отличная идея!).


Работа команды «Сниму комнату» из города Пермь. Конкурс Формула ФОТО.

В качестве рамки можно использовать многие вещи из тех, то окружают как нас, так и сам
этот пресловутый и набивший уже оскомину «главный объект съёмки».

Например:

Дверной проём, сплетение деревьев, арка в доме и многое другое...

Окно .
«Вход» в конуру собаки.
Тень от окна.
Окно .

4.Размытие фона. О том, как это сделать мы, говорили в одном из первых уроков. Рецепт
прост, как яичница (а то и проще!). Главный объект в фокусе, а фон не в фокусе. Если
разжевать: главный объект резкий, фон мутный. Какие подводные грабли тут есть?
Связанные с техникой.

А) Объект должен быть достаточно близко (это «близко» зависит от объектива) к
камере. Потому что в противном случае, как бы вы не изменяли диафрагму, и фон, и
объект будут одинаково резкими.

Б) Объект и фон должны быть достаточно удалены друг от друга.



5. Контрастом. Ведь вам очень бросится в глаза белое пятно на чёрном фоне? Или красное
на чёрном? Это правило работает и в фотографии. Если объект съёмки достаточно
контрастирует с фоном, то человек сразу обратит на него внимание.

6. Движением. Вот это уже близкая к профессиональной хитрость! Как этого достичь?

А) Объект съёмки должен быть неподвижен на фоне двигающегося фона. И выдержка
должна быть достаточно большой (долгой), чтобы двигающиеся объекты получились
«смазанными».


Это не обязательно поезда. Можно сделать неплохой портрет «Человек в толпе».
Поставьте модель неподвижно, так чтобы сзади шёл поток людей. И сделайте снимок на
достаточно большой выдержке, чтобы модель получилась чётко (за счёт того, что
неподвижна), а люди за моделью - смазано.

Б) Объект съёмки двигается. Фон неподвижен. Для того, чтобы снять это, и объект
получился у вас чётко, а фон размыто, вам нужно «следить» за объектом, «вести» его. То
есть машина двигается, а вы следите за ней через видоискатель. Потом, не прекращая
движения, нажимаете кнопку спуска затвора и пуля... (тьфу!) и делаете снимок. Выдержка
должна быть тоже достаточно длинной, чтобы фон успел «размазаться».


Умные люди называют этот приём съёмка с проводкой.
  • Композиция. Эксперимент 6. Симметрия в фотографии.
Помните, в одном из первых уроков по композиции я говорил вам, что не стоит помещать
объект съёмки в центр кадра? Так вот. ЗАБУДЬТЕ!

Вот только не надо сразу «дядя сказал неправду!». Можно подумать! Дядя только
немного слукавил. Просто нужно было отучить вас от вредной привычки ставить объект
съёмки в центр кадра и когда нужно, и когда не нужно. Следующий шаг это задача, чтобы
вы могли отличить «когда нужно», от когда не нужно.

Тема сегодняшнего урока - как раз одно из таких «когда нужно». А точнее - симметрия в
фотографии. Почему это красиво смотрится, почему это завораживает и когда это
использовать. И, наконец - почему симметрия - это плохо.

Итак, отвлеченно от фотографии: симметрия окружает нас везде. «Где?» -спросите вы.
Посмотрите в зеркало.
Однако перейдём к съёмке.

Первые вопросы, которые приходят на ум: «Когда имеет смысл сделать снимок
симметричным? В какой момент понять, что именно сейчас нужно сделать кадр с
«симметричной композицией»?». Лучший подсказчик, конечно - это вдохновение. Но в
фотографии, оно, как правило, советчик немногословный. «Вот это классно!» - скажет
вдохновение и тут же умолкнет. А уж вам, бедолаге, придется отдуваться за него, пытаясь
передать «Вот это классно!» через фотографию, и самому решать, каким будет снимок, с
какой композицией.

Симметрия будет уместна при съёмке фотографий не динамичных, передающих
состояние покоя. Редко фотография с симметричной композицией передаёт ощущение
движение или опять-таки динамики.



Как правило, это статичная, можно даже сказать, «тяжёлая» фотография.

В большинстве случаев используется вертикальная симметрия (то есть когда правая часть
- это отражённая левая).

Реже - горизонтальная.
Как правило, используя этот приём хорошо снимать архитектуру. Только при этом учтите,
что, скорее всего, будет потеряно «пространство кадра» и с большой вероятностью кадр
получится «плоским».


Интересно получаются пейзажи с использованием отражения в воде. В этом случае
применяется как раз горизонтальная симметрия.

Фотография с фотоконкурса Формула ФОТО команды Внутри Енота Жуть и Мрак
  • Теория зрительного восприятия, или почему работает золотое сечение.
Начнем с того, как работает наше зрение, и за счет чего мы все так видим.

Наши глаза обладают тремя углами зрения. Это 180 - периферическое зрение, порядка 50 -
общее и порядка 8 градусов - детализирующее (желтое пятно). Разное зрение обладает
разной детализацией, чтобы что-то рассмотреть человек использует детализирующее
зрение.

Но как это все соотносится вместе? Дело в том, что видят не наши глаза, а наш мозг. Он
берет информацию от наших глаз, обрабатывает ее в соответствии с моделью
окружающего мира.

То есть, в картину периферического зрения вписывается зрение общее, в которое входит
детализирующее. Соответственно, если мы снимаем на фотоаппарат пятиэтажное здание,
немного приподняв его вверх, чтобы оно вошло в кадр, и строение у нас слегка
заваливается, то когда мы на него глядим снизу вверх, оно у нас не заваливается, а все
линии параллельны и перпендикулярны. Это работа нашего мозга. Он берет
детализированное зрение и вставляет в сетку соответствия, выправляя искажения.
Поэтому дом у нас при взгляде выглядит четко вертикальным.


Осознав это, вы поймете, почему для съемки пейзажей обычно используются
широкоугольные объективы - так как мы воспринимаем все окружающее. Для портретной
съемки - телеобъективы с углом зрения порядка 8 градусов, чтобы картинка была ближе к
той, что мы привыкли видеть. А общие сюжеты, как правило, снимать лучше всего на
объектив с углом зрения порядка 50 градусов.

Строение глаза, слепое пятно.

Помимо прочего, у нашего глаза есть еще особенность - это слепое пятно. Место, где
собираются все нервные окончания от светочувствительных рецепторов, и передаются в
наш мозг. В этом месте отсутствуют сами светочувствительные рецепторы, и мы в этом
месте не видим.
Где в центре - участок детализирующего зрения (желтое пятно), черный кружок - слепое
пятно. Естественно, правый и левый глаз, дают зеркальное расположение слепого пятна.

Чтобы наблюдать у себя действие слепого пятна посмотрите на рисунок ниже (кликните
на него, чтобы открыть в полный размер), закройте правый глаз и левым глазом
посмотрите на правый крестик, который обведён кружочком. Держите лицо и монитор
горизонтально. Не сводя взгляда с правого крестика, медленно приближайте (или
отдаляйте) лицо от монитора и одновременно следите за левым крестиком (не переводя на
него взгляд). В определённый момент он исчезнет.


Наш мозг маскирует такие провалы, запоминая информацию о том, что должно
находиться в месте слепого пятна, и мы не видим дыр в окружающем нас мире.
Соответственно, наш мозг на уровне механики зрения акцентирует свое внимание на этих
точках.

На изображении тоже есть такие точки, которые помимо нашего желания акцентируются
мозгом. Мы можем только воспользоваться этим для достижения выразительности
изображения.

И мы подходим напрямую к правилу золотого сечения.

Золотое сечение (золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении) - деление
непрерывной величины на две части в таком отношении, при котором меньшая часть так
относится к большей, как большая ко всей величине.

~ 1,6180339...

Для простоты - 61 и 39 %.

Принято считать, что объекты, содержащие в себе «золотое сечение», воспринимаются
людьми как наиболее гармоничные. Пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов,
предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона якобы свидетельствуют, что
египетские мастера пользовались соотношениями золотого сечения при их создании.

Согласно Ле Корбюзье, в рельефе из храма фараона Сети I в Абидосе и в рельефе,
изображающем фараона Рамзеса, пропорции фигур соответствуют золотому сечению.
Древнеегипетский зодчий Хесира, вырезанный на деревянной доске, держит в руках
измерительные инструменты, в которых зафиксированы пропорции золотого сечения. В
фасаде древнегреческого храма Парфенона также присутствуют золотые пропорции. В
циркуле из древнеримского города Помпеи (музей в Неаполе) также заложены пропорции
золотого деления, и т. д. и т. п.

Существует также критика золотого сечения.

Ко всем этим утверждениям следует относиться с осторожностью, поскольку во многих
случаях это может оказаться результатом подгонки или совпадения. Есть основание
считать, что значимость золотого сечения в искусстве, архитектуре и в природе
преувеличена и основывается на ошибочных расчётах.

При обсуждении оптимальных соотношений сторон прямоугольников (размеры листов
бумаги A0 и кратные, размеры фотопластинок (6:9, 9:12) или кадров фотоплёнки (часто
2:3), размеры кино- и телевизионных экранов - например, 3:4 или 16:9) были испытаны
самые разные варианты. Оказалось, что большинство людей не воспринимает золотое
сечение как оптимальное и считает его пропорции «слишком вытянутыми».

(Если вы знаете, технологию зрения, то прекрасно поймете, критику золотого сечения.)

В фотографии обычно используют правило третей - для более простого построения кадра.
Когда кадр разбивается на три части по горизонтали и вертикали.

Точки пересечения линий, разбивающих кадр на части? образуют четыре точки
пересечения, это точки зрительного внимания или акцентирования.


При помещении объекта или его части в одну из этих точек вы будете акцентировать
внимание зрителя именно на этом объекте или месте.

Теперь, когда вам понятен принцип работы золотого сечения (правила третей), то вы
должны знать, что помимо этого правила построения кадра (компоновки) существуют и
другие. Часто в кадре может быть использовано несколько правил, они будут работать
совместно друг с другом. Но также бывают ситуации, когда одно правило построения
кадра исключает другое. В каждом конкретном случае вы решаете, что нужно
использовать для создания того или иного образа и создания того или иного ощущения у
зрителя от снятого кадра.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода