Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

План: Роль религии в жизни общества Общая характеристика понятия «религия», существенные признаки.

Основные признаки (элементы религии) с точки зрения религиоведения и богословия. Классификация религии в современном религиоведении.

Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении значительной части его истории и религиозные убеждения характерны до настоящего времени для подавляющей части населения земного шара.

В религии можно рассматривать две стороны: внешнюю - как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.

С внешней стороны, религия представляет собой, прежде всего, мировоззрение, включающее в себя ряд положений (истин), без которых (хотя бы без одного из них) она теряет саму себя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы, являющиеся лишь продуктами её распада, извращения, или в религиозно-философскую систему мысли, мало затрагивающую практическую жизнь человека. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации (церкви) с определённой структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т. д.

Сущность религии составляет вера в сверхчеловеческие существа, к коим относятся боги, ду­хи и герои (святые). Они превосходят обычного человека по силе, уму и другим способностям. Русское слово «Бог» восходит к древнеиранскому «Вада», а то, в свою очередь, к древнеиндийскому «Bhaga», что означает «господин», «тот, кто обладает властью». Бог как Господь - только часть содержание понятия о более совершенном сущест­ве, хотя и самая значительная. В некоторых религиях воз­никли идеи сверхчеловеческих существ, которые не явля­ются богами в этом смысле, т.е. не стремятся властвовать над людьми и воздействуют на человека только фактом своего наличия.

Вера содержит мощный нравственный заряд. Убежденность в том, что имеется кто-то более совершенный, чем я, по­буждает меня двигаться в направлении этого совершенст­ва. Такое движение бывает в основном двояким: во-пер­вых, человек подчиняет свое поведение воле более со­вершенных существ, т.е. приучает себя к повиновению; во-вторых, собственными действиями, внешним обликом и внутренними способностями он стремиться уподобить­ся этим существам и в какой-то степени преображается.

По одной из версий, латинское слово «religio» происходит от глагола «religare», означающего «связывать», «при­креплять». Если эта версия верна, то в религии речь идет о связи людей ер сверхчеловеческими существами и друг с другом. Поскольку «сверхчеловеческое» - это то, что выше и совершеннее человека, главной функцией рели­гии выступает ценностная ориентация. Религия устанавливает или открывает святыни - высшие ценности. Метафорически выражаясь, она указывает человеку до­рогу туда, где он становится более совершенным.



Роль религии в нравственной жизни людей столь значитель­на, что с нею можно сопоставить только роль языка, без ко­торого мораль вообще была бы не возможна. Переживание священного не совпадает с представлением о нравствен­ном добре. Иначе религия и нравственность слились бы в неразличимое целое. Но в процессе исторического раз­вития культуры религия и мораль сближаются настоль­ко, что священный трепет превращается в благоговение, а божественные силы наделяются абсолютным нравст­венным совершенством. Однако такое сближение проис­ходит не во всех, а только в наиболее развитых религиоз­ных системах, и к нему ведет долгий исторический путь.

Понятие священного неотделимо от понятия тайны. Неис­коренимая таинственность священного обусловлена тем, что человеческий ум приспособлен к пониманию равно­го себя и более простого по организации, но неизбеж­но сталкивается с серьезнейшими трудностями, встреча­ясь с более высоким и совершенным. Сверхчеловеческое, опыт общения с которым представляет собой всякая рели­гия, никогда не может быть вполне прозрачным для чело­века. Оно содержит в себе еще неизвестные стороны и по­этому загадочно. Совершенно рациональная религия не­возможна. В качестве таковой она была бы не религией, а системой прикладного знания, совокупностью точных правил поведения. Зов, исходящий от Бога, никогда не бы­вает понятен человеку до конца. Поэтому он взращива­ет не только послушание, но и свободу.

Существенным свойством тайны является интимность (от лат. «mtimus» - «самый внутренний», «тайный»). Сверхчеловеческое открывает свою глубину избиратель­но: не каждому человеку и не всем в одинаковой степени. Для человеческого духа нет предмета более привлекатель­ного, чем тайна. Общение с высшей силой поднимает ин­дивида, делает его более совершенным не только в срав­нении с его прежним состоянием, но и с другими людьми, для которых подобное общение недоступно. Централь­ной в религии является противоположность сакрального (священного) и профанного (мирского, светского). Про-фанное (от греч. «προφανής» - «явный», «открытый») может обладать обыкновенной ценностью, быть вредным или просто безразличным для людей. Сакральное наде­лено особой ценностью, которая открывается только из­бранным и тем полнее, чем ближе они связаны со сверхъ­естественным. Исключительная сила притяжения, кото­рая исходит от тайны, способствует не только единению людей, но и обособлению: избранию отшельнического об­раза жизни или созданию сект (лат. «secta» - «образ мыс­лей, действия, жизни») - замкнутых групп единоверцев. Та чрезвычайно важная сторона религии, которая связа­на с феноменом тайны, называется мистической (от греч. «μθω» - «закрываться»). Если тайна начинает культиви­роваться целенаправленно, если важнейшие религиозные обряды намеренно скрываются от всех «непосвященных» людей, то нравы становятся эзотерическими (направлен­ными внутрь, закрытыми) в отличие от экзотерических (направленных вовне, открытых, общедоступных).

Поскольку религия не мыслима без мистического содер­жания, во всех религиозных системах мы находим экзо­терические и эзотерические слои. Их наличие придает религиозной нравственности ступенчатый характер. Об­ретение нравственного совершенства выражается в пе­реходе с более низкой ступени на более высокую. Самым общим в этом отношении является разделение нравст­венной жизни на три ступени: 1) мирян, обычных веру­ющих; 2) священнослужителей, живущих в миру; 3) мо­нахов - аскетов и отшельников.

Наиболее развитые формы религии оказывают многопла­новое позитивное воздействие на моральную жизнь че­ловека:

Они создают целостную картину мира, в которой на ос­нове взаимодействия между естественными и сверхъес­тественными силами определенному деянию соответ­ствует определенное воздаяние; таким образом обос­новывается преимущество нравственного образа жизни над безнравственным: утверждается вера в то, что мо­ральное добро в конечном счете вознаграждается, а зло и грех подвергаются каре;

В образе Бога формируют понятие идеала как высшего нравственного образца, приближение к которому долж­но определять жизнь верующего;

Формулируют и кодифицируют важнейшие нравствен­ные требования к человеку;

Через понятие высшего блага и счастья объединяют ценности в иерархическую систему;

Определяют перечень основных положительных и от­рицательных качеств личности - добродетелей и поро­ков, - разрабатывают аскетическую практику обрете­ния первых и искоренения последних;

Устанавливают особо интимные отношения между людь­ми и соответствующие им нравы в церковной общине, мо­нашеском ордене или иных религиозных организациях, интерпретируя нравственную жизнь как ступенчатое вос­хождение к идеалу.

Эти разнообразные линии влияния религии на нравствен­ность можно свести к одной важнейшей: религия фор­мирует духовность как стремление к совершенству, пределом которого является Бог.

Продуктом взаимодействия религии и морали являются ре­лигиозные нравственные системы, исторически возни­кающие в каждом культурном организме. Число таких систем соответствует числу религий, когда-либо сущест­вовавших в истории человечества и существующих в на­стоящее время. Каждая религия с общечеловеческой точ­ки зрения является самоценной, как всякий народ, язык и даже биологический вид. В рассмотрении мы ограни­чимся только теми, которые приобрели наибольшее чис­ло приверженцев и оказали наибольшее влияние на мо­ральное развитие человечества.

24.Теоцентризм библейской этики. Религиозно-этический смысл Декалога

Теолого-онтологическая доктрина Библии всецело проявляется в учении о человеке, антропологии. В сравнении с дуалистическими представлениями Востока и античности, согласно большинству из которых человек наделен той же природой, что и космос и является его слепком, библейское учение определенно говорит о том, что человек есть образ Божий. Вот как повествует об этом первая книга Ветхого Завета - Бытие: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их".

Библейское Откровение дает принципиально иное понимание мира и человека. Основой как Ветхого, так и Нового Завета является теологический, онтологический и антропологический монизм. Теологический монизм известен под именем монотеизма (с греч. monos - один, единственный и teos - Бог).

Исторически первой монотеистической религией стала религия Ветхого Завета. Отличительная его особенность - понимание Бога как Единицы.

Самым существенным моментом монотеизма является единоначалие, которое можно осознать, по крайней мере, в двух аспектах:

Во-первых, под единоначалием можно понимать то, что Бог есть единое и единственное начало мира в том смысле, что Он, и только Он один, без чьей-либо помощи, не прибегая ни к каким средствам и материалам, создает мир. Вот как повествует об этом святой апостол и евангелист Иоанн Богослов:"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его".1

Во-вторых, в термине "единоначалие" звучит и мотив единоличного правления миром. И хотя однажды Христос и назвал сатану "князем мира сего"; всё же в метафизическом смысле именно Бог, и только Он является Верховным Господином мироздания, стратегически промышляющем о его метаисторической судьбе. Первая из десяти "моисеевых" заповедей посвящена именно этому:"Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, да не будет у тебя других богов пред лицем Моим".

Декалог, или Десятисловие, как еще называют Десять заповедей – один из центральных документов библейского откровения. Декалог был центральным в Законе в ветхозаветную эпоху; не потерял он своего значения и после заключения Нового завета. Кроме того, в течение трех с лишним тысячелетий, прошедших с момента откровения Декалога, он оказал и продолжает оказывать исключительное, ни с чем не сравнимое воздействие на культуру и цивилизацию. То, что современный человек называет «общечеловеческими ценностями», в сущности, является нравственной составляющей Декалога. Данные иудеям, заповеди Декалога без изменения входят в христианскую и исламскую традицию.

Декалог, в отличие от остального Закона, возник в результате непосредственного Откровения Божьего, данного Моисею на горе Синай. Приблизительно это событие можно датировать 1250 годом до Р.Х. Согласно преданию, Бог Сам таинственным образом начертал Десять заповедей на каменных досках (скрижалях), приготовленных Моисеем.

И изрек Бог [к Моисею] все слова сии, говоря:

1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2. Не делай себе кумира … ибо Я Господь, Бог твой…

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему…

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего … ничего, что у ближнего твоего.

Первая, включающая 1 – 4 заповеди, говорит об отношении человека к Богу и устроении духовной жизни людей;

Вторая, включающая последние 6 заповедей, говорит о нравственном устроении жизни и отношений людей друг с другом.

Важнейшей особенностью Декалога является соединение этих двух разделов в единое целое. Декалог придает обоим своим частям равное значение; тем самым нравственность становится формой поклонения Богу, а не только принципами наилучшего устроения земной жизни. Одновременно только в единстве религиозной и нравственной жизни человека последняя обретает твердые основания. Таким образом, Декалог на все времена стал главным манифестом библейского этического монотеизма.

26.Аскетичные наставления средневековой этики и учения о страстях и
Средневековая этика развивалась исключительно в рамках христианской веры. Поэтому вовсе не удивительно, что в ней нашли отражение идеи греховности и искупления вины страданием и покаянием, верой и любовью к Богу, готовностью исполнить его волю.

Средневековая этика является отрицанием античной, так как принципы свободы, достоинства, могущества человека не могли найти поддержки у христианской церкви. Мораль в Средние века понимается как система внешних, надличностных и неизменных норм поведения, которые совпадают с заповедями Бога. Бог, а не человек становится целью. Главной особенностью, отличающей средневековую этику от античной, стал ее религиозный характер. Текст Священного Писания стал единственным источником для рассмотрения и решения всей основной проблематики христианского нравственного учения: об источнике и природе морали, критериях нравственности, назначении и смысле жизни человека и его нравственном идеале, добре и зле. Поэтому вовсе не удивительно, что центральными фигурами в средневековой этической мысли были не философы, как в античности, а теологи: Аврелий Августин, Фома Аквинский, Эразм Роттердамский и др.

Центральные проблемы средневековой этической мысли:

1) источник и природа зла – результат отступления человека от божественных заповедей в результате выбора свободной воли;

2) образ Христа как свидетельство единения человека с Богом и победы над силами зла;

3) антагонизм души и тела. Телесность – источник греховности человека, душа бессмертна и божественна, тело смертно и греховно;

4) источник нравственных ценностей – Бог, который создал мир, человека, следовательно, и все нормы поведения.

Среди достижений этической мысли Средневековья следует отметить следующие:

1) придание морали всеобщего, т. е. общечеловеческого, характера;

2) утверждение ценности каждого человека независимо от его происхождения, социального положения и даже достоинств;

3) углубление сущностного смысла понятия «нравственность» через категории вины, греха, страдания, искупления.

Однако, несмотря на все свои достоинства, этическая мысль Средневековья носила ограниченный характер, так как утверждала абсолютное бессилие человека. Человек не может спастись самостоятельно, спасти его может только Бог.

С внешней стороны религия - мировоззрение, определяемое несколькими конкретными признаками, без которых (хотя бы без одного из них) она исчезает, вырождаясь в шаманство, оккультизм, сатанизм и т. п. Все эти псевдорелигиозные течения, содержащие некоторые отдельные элементы религии, представляют собой следствие религиозной деградации.

1. Первым и главным признаком религии является исповедание личного духовного начала - Бога - источника бытия всего существующего, в том числе и человека. В монотеистических религиях Бог есть реально существующий Идеал, конечная цель духовных устремлений человека.

2. Признание Бога в религии всегда соединяется с верой в духов, добрых и злых, с которыми человек также при определенных условиях может вступать в общение. Иногда в языческих религиях вера в духов доминирует по сравнению с верой в Бога.

3. Важнейший элемент религии - убеждение, что человек способен к духовному единению с Богом, которое осуществляется через веру. Под верой подразумевается не просто убеждение в существовании Бога, но особый характер всей жизни верующего, соответствующий догматам и заповедям данной религии.

4. Учение о том, что человек принципиально отличается от всех других творений, что он - существо не просто биологическое, но в прежде всего духовное, личностное. Поэтому во всех религиях содержится более или менее развитое учение о загробном существовании человека. В христианском Откровении провозглашается даже большее - учение о всеобщем телесном воскресении и вечной жизни. Благодаря этому земная жизнь и деятельность человека приобретают полноценный смысл. Христианство утверждает: «Верь, человек, тебя ожидает вечная жизнь!» - резко контрастируя с атеистическим: «Верь, человек, тебя ожидает вечная смерть!» Примечательно, что и в том, и в другом случае призыв обращен к вере - человеку не дано знания, принуждающего к выбору. «Человек - это его вера»,- писал И. В. Киреевский, Выбором веры человек свидетельствует о себе, к чему он свободно стремится и, следовательно, кто он есть и кем хочет стать.

5. Утверждение приоритета духовных и нравственных ценностей по сравнению с материальными. Чем слабее развит этот принцип в религии, тем она ниже и безнравственнее.

6. Культ как совокупность всех богослужебно-обрядовых правил и предписаний, таинств и действий, присущих каждой религии.

Каждая из этих характеристик обязательна для религии, но вместе с тем они далеко не равномерно присутствуют в каждой из них. Поэтому каждая религия имеет свой «религиозный уровень».

Эти основные признаки представляют собой необходимую форму религии, в которой находится действительное содержание. Религия привлекает внимание ищущих ее людей не просто теоретическими ответами на вопрос о смысле жизни, но явлением этого смысла с поразительной силой в душах истинно верующих. Религия открывает верующему Бога и духовный мир. Разнообразие религиозных переживаний верующего недоступно атеисту, хотя бы последний и прекрасно знал внешнюю сторону религии. Об этом хорошо сказал о. Сергий Булгаков: «Итак, в самой общей форме можно дать такое определение религии: религия есть познание Бога и переживание связи с Богом… Религиозный опыт в своей непосредственности не есть ни научный, ни философский, ни эстетический, ни этический, и подобно тому, как умом нельзя познать красоту, так лишь бледное представление о попаляющем огне религиозного переживания дается мыслью. Жизнь святых, подвижников, пророков, основателей религий и живые памятники религии, письменность, культ, обычаи… вот что, наряду с личным опытом каждого, вернее вводит в познание в области религии, нежели отвлеченное о ней философствование».

Современный греческий богослов Х. Яннарас пишет: «Мы приходим к Богу не через определенный образ мыслей, но через определенный образ жизни. …Любви, связывающей родителей и ребенка, не нужны ни логические доводы, ни какие-либо иные гарантии. Лишь когда эта связь подорвана, возникает нужда в доказательствах, и тогда аргументы рассудка силятся подменить собой жизненную реальность».

Подводя итоги, можно сказать словами о. С. Булгакова: религия есть «непосредственное познание Божества и живой связи с Ним».

1.Мировые религии:

Христианство

Православие
Католицизм
Протестантизм

2.Региональные религии

3."Новые религии" и синкретические культы*

Чем отличаются по форме научные теор ии от религиозных?

На резонные замечания о том, что сколько мист ических теор ий - столько и различных представлений о реальности, во многом непримиримо противоречивых, - мист ики, не задумываясь отвечают: Все религии говорят об одном и том же по-сути, а различия - видимые, - в меру понимания и готовности к пониманию. Что вроде того, что все религии проповедуют одни и те же ценности. Упор - именно на моральные ценности.
Можно бы сделать такую отмазку (попытку выкрутиться от неприятного вопроса) более общей и основательной: ну, буквально все, если только не сошли с ума, хотят "как лучше" :) даже сатанисты и т.п. хотят как лучше в их понимании, что такое "лучше". И тогда нет вообще никаких различий в любых взглядах:) И это - очень обоснованно механизмами организации психи ки : у всех высших животных есть внутренние рецептор ы того, что для них (именно для них лично) хорошо и что - плохо. Центры рая и ада. Поэтому все животные и люди в том числе стремятся к тому, что для них хорошо, стремятся "как лучше" и избегают того, что для них плохо. Вот в чем основа морали и ее личного понимания.
Но это приводит к разнопониманию реальности. И все теор ии, основывающиеся на личном отношении, все религии, оказываются не описывающими реальность, а проповедующими некую мораль основателей и последователей. В том числе, и это - превалирует , - личные представления о значим ости власти.
Христианство разделилось на несколько течений не потому, что стали непримиримо большими различия в оценке "как лучше", а потому, что произошел дележ власти. И теперь православные благодатно не зависят от Рима, а правят своей паствой сами.
Наука, в отличие от мист ики, занимается описанием реальности, а не отношения к ней личности и поэтому вообще ее сравнивать с мист икой некорректно. И все же, здесь будут рассмотрены те различия, которые следуют из главного.. :)

Внизу приведены таблицы конкретных различий религий и мист ических теор ий по самым основным вопросам. А вот откуда проистекают эти различия.
Во-первых , научные теор ии специализированы по научным дисциплинам (нет ни одной, берущейся описывать весь мир во всем многообразии и во всем объеме) и это отражает то, что человек не может охватить описанием сразу все, создать единую формулу мира, а, в силу свойств восприятия, вынужден выделять некие отдельные свойства, создавая абстракции. Поэтому каждая научная дисциплина описывает только свою часть картины мира (в определенных границах абстракции, составляющую частный случай более общих представлений), из которых состоит общая структура взаимнонепротиворечивых составляющих теор ий. Для религии характерно, с одной стороны, смешение абстракций, когда присущее более частному кругу явлений переносится на включающие их более общие. Например, разум, волю - на вселенную. Отсюда - то самое утверждение мист иков, что по сути нет различий между религиями, а они говорят об одном и том же разными словами.
С другой стороны, характерно выделение абстракций, не существующих в реальности как самостоятельные сущности: энерги я, истина, добро, зло, пространство, время, числа, меридианы и параллели и т.п.
Если какая-либо концепция не "разменивается по мелочам" и силится описывать мир глобально, то это - верный признак мист ической теор ии.

Во-вторых , все научные концепции, в конечном итоге, направлены на некое практическое использование. Это происходит потому, что ими рассматриваются реальные явления и объекты, каждое из известных свойств которых может так или иначе оказывать свое воздействие. Религиозные и мист ические теор ии невозможно использовать практически (если бы маги я существовала как объективное, но пока непознанное явление, ею с успехом могла бы заняться наука). Выделенные мист ические абстракции невозможно использовать именно потому, что они не существуют. Хотя самими этими абстракциями легко можно оперировать в философствованиях.
Поэтому, если невозможно сказать, в чем же польза (или значим ость) той или иной концепции, то это - верный признак того, что она оперирует несуществующими сущностями. Так, можно утверждать, что вся вселенная образована из материализованных чисел, но от этого ничего не вытекает в практическом плане.
Часто в мист ические теор ии включаются эмпирическ ие данные, найденные опытным путем методики, к примеру, изменения состояния организма. От этого эти методики не становятся, конечно же, мист ическими.
Религиозные, мист ические и философские концепции, не имеющие понятий, характеризующих объективно существующее явление, использующие не конкретно определенные понятия, а некие "виртуальные шаблоны" понятий (астрал, чистая энерги я, бог), которые не описывают определенные свойства явления, качественно отличаются от понятий, характерных для научного метода. Виртуальные понятия позволяют наделять описываемые явления свойствами, понимаемыми в зависимости от конкретной личности, а не в зависимости от действительно существующих свойств. Вот почему все эти понятия у разных людей даже одной религии существенно отличаются.

В-третьих , каждая из научных дисциплин опирается на открытые и многократно во всех случаях подтверждаемые законы природы (аксиом ы). Предположительная часть картины мира описывается гипотез ами, которые, в отличие от теор ий, могут описывать несколько вариантов предположений об одном и том же явлении.
Гипотеза - это предположительное обобщение фактических данных, требующее, однако, еще экспериментального подтверждения своей правомерности до того как стать теор ией - вполне достоверно доказанным обобщением, которое входит в соответствующий раздел науки.
Теории, строго основанные на аксиом ах, не могут быть вдруг отменены, объявлены заблуждениями потому, что они всего лишь описывают, формализ уют то, что реально наблюдается. Они могут лишь расширяться в область более общих условий. Так, механика Ньютона вовсе не отменяется теор ией относительности.

В отличие от науки, в религиях нет такого понятия как гипотез а. Там всё - непререкаемые теор ии, неоспоримые истины. Эти истины не доказываются и не опровергаются, а принимаются на безусловную веру. Любая противоречащая истина - ересь, с которой нет возможности мириться без ущерба для веры.
Советская наука была во многом фанатична, со многими признаками религиозности. Ее многие гипотез ы назывались априори теор иями, что всячески поощрялось академическими авторитетами.
Главное и качественное различие науки от религии в том, что религии основываются на безусловной вере, а науки - на достоверно и многократно проверенных фактах - аксиом ах, которые образуют фундамент концепции (абстракции) для ограниченных условий применения.
При этом вера - важнее даже самого объекта религии, такого как Бог. Во многих системах фанатичной веры нет понятия Бог или он, по типу деистических, не является главным в этой системе. Например, коммунистическая идеология обладает всеми атрибутами системы, основанной на фанатичной вере, но вместо веры в Бога в нем - вера в несуществование Бога.
Система фанатических взглядов начинает развиваться как в отдельной личности (в форме навязчивой идеи, которая может быть внешне неотличима от научных идей), и расходится в обществе, завладевая другими личностями. Вот тогда это и называется религией.
Религия способна подчинять себе множество личностей, безусловно поверивших в нее. И тогда, чаще всего, такую религию организуют ее лидеры, превращая в политическую силу воздействия на людей.

Как правило, каждая из мист ических теор ий описывает мир полностью "от и до", обособленно, не ссылаясь на другие мист ические теор ии. Ни одна из них по охвату различных сторон мира (дисциплин) не может и близко сравниться с научной картиной, даваемой всей совокупностью научных дисциплин, которая описывает ВСЕ известные человеку явления природы, человека и общества, в то время как мист ические вообще не упоминают некоторых из этих сторон и направлены, акцентированы, в основном на поведенческие аспекты человеческого бытия. Характерно для религии наличие в них таких понятий, которые отсутствуют в других (карма, космический разум, многие эзотерические представления, личности божеств и их представителей,)
Если научные термины - строгие понятия (не включают в себя неопределенные элементы), то мист ические (чистая энерги я, чистые знания, чистая информация, чистое сознание и т.п.) - это вообще неформализ уемые понятия.
Все мист ические учения и религии характеризуются своими, специфическими представлениями буквально по всем вопросам, включая этические. Часто их представления взаимоисключающи.
Каждая религия утверждает, что именно она - источник истины, только она правильно описывает Мир и Бога, т.е. непримиримо отрицает положения других религий. Те, кто пытается доказать, что, по сути, все религии говорят об одном и том же, противоречат утверждениям самих религий об этом. Да и одно дело разными словами описывать некую одну и ту же суть и совсем другое - придавать этой сути совершенно различные, взаимоисключающие свойства и качества.
Вот как различные учения, теор ии и религии отвечают на определенные вопросы.

Полная таблица
Про мист ические теор ии часто говорят, что
1) они наравне с наукой исследуют реальность: наука физическую часть мира, мист ика - божественную (а не просто духовную, т.к. таковую исследуют огромное количество научных дисциплин в контекст е изучения этносов, истории, культур ы, социумов, психи ки, этики, искусства и т.п.).
2) в религиях и мист ических теор иях есть много общего, что доказывает не выдуманность, а некую объективность мист ических представлений.

Если мист ика действительно эффективно исследует непознанное наукой, то должна давать некоторые общие представления об этом непознанном, общие для любого, кто пожелал бы ими воспользоваться. Действительно, начав изучать любую религию или мист ическую теор ию по ее текстам, находишь вполне определенные понятия, которые невозможно трактовать в своей основе произвольно, личностно. Хотя такие понятия как Бог, душа, энерги я и не раскрывают в действительности своей природы, сути (так и оставляя не только непознанным, но и предоставляя широкие возможности индивидуальных толкований), но их отдельные черты и свойства часто описываются вполне однозначно. Именно по ним, казалось бы, и можно почерпнуть то, в чем все эти теор ии дополняют науку.
Я постарался выделить это, не отдавая предпочтения ни одной из религий, т.к. нет никакого критерия считать, что одна из них более "правильно", чем другая описывает непознанное. В том числе рассмотрел и несколько характерных, известных и не очень, мист ических теор ий, авторы которых утверждают свою несомненную причастность к Знаниям.

Некоторые религии и теор ии демонстрируют некоторую преемственность по отдельным вопросам, но резко расходятся в других вопросах.
Как на религии неизгладимый отпечаток наносит время их создания и специфика культур ы, так и на теор ии отдельных авторов - особенности их личности и занятий.
У Кастанеды - контекст ом всему - понятие о Воине, явно проистекающее из шаманских индейских традиций.
Иринушка - выраженный интроверт и, соответственно, ее представления как бы обосабливаются вокруг ее собственной личности и внутри своей личности.
Блаватская - переколбасившись всеми буддистскими теор иями, обобщила их в меру собственного понимания и в силу развития науки и культур ы того времени (то, о чем мечтают многие современные мист ики, она, в принципе, уже сделала попытку осуществить, но эта попытка слишком быстро морально устарела).
Гроф и Монро - к мист ике пришли через психоделические личностные переживания и все их представления носят отпечаток субъективных переживаний личности во всем фантасмагорическом разнообразии.
Сан-Саныч поразившись открывшейся ему идеей, что всему причиной Истина, упоенно сгенерировал целое учение на основе этой мысли.
Христианство стоически и, несмотря ни на что, пытается натянуть расползающиеся формы и мораль староватой религии к новым реалиям.
В этом направлении Ислам решительно осовременил религию.
Книга Урантии вообще радикально подошла к осовремениванию, но психологично дает возможность перейти от христианства к более современной религии.
Вот как по отдельным вопросам конфликтуют различные религии и мист ические теор ии.

Бог
В Беседах с Богом Бог - это чистая энерги я. У Сан-Саныча - сначала была истина, а потом - Бог. По Блаватской, Книге Урантии и Грофу - Бог - все сущее в природе, сама природа. По Кастанеде Бог для Видящего выглядит как неизмеримый иссиня-черный Орел - Намерение, которое соединено со всем существующим во Вселенной. Христианство и ислам подразумевают некий Дух, который творит все сущее.
Все эти определения резко различаются в самой своей сути.
Личность Бога
Блаватская подчеркивает отсутствие личности у всех, кроме человека, в Беседах с Богом, - несомненная личность, которая общается вполне по-человечески, а в книге Урантии это утверждается прямо. По Кастанеде, Орел - сила, правящая судьбой живых существ, т.е. фактически царь, личность, хотя все сущее - его часть. Т.е. он правит своими частями.
Дьявол или нечто, противопоставляемое Богу
В Беседах с Богом существовование дьявола отрицается - это всего лишь изобретение мужчин. Кастанеда и Блаватская упоминают его часто, подразумевая его существование.
В христианстве - падший ангел и враг человека, в некоторых религиях и теор иях (Книга Урантии, Сан-Саныч, Иринушка) не упоминается.
Всемогущество Бога обычно признается неограниченным (несмотря на известные противоречия к которым это приводит), но вот Сан-Саныч ставит Истину и ее законы выше и Бог не может их изменить. Блаватская же заявляет, что " Чудес нет. Все, что происходит есть результат закона - вечного, нерушимого, всегда действующего.", т.е. раз нет личности, нет смысл а говорить о могуществе.
Существует ли Бог как объект - обычно трактуется очень туманно. В христианстве и Книге Урантии - это несомненно. А вот У Сан-Саныча, как у субъективистов, материя - мысль Бога.
Иисус Христос
Есть религии, где он - ключевая фигура, а есть, где он не упоминается или даже упоминается пренебрежительно (у Кастанеды, например).
Понятие ангелов довольно сильно различаются: у Блаватской - это бывшие люди. В Христианстве - порождения Бога.
О законах природы разнобой не меньший: христианство утверждает, что ничто не делается без воли божьей (а, значит, и все горести и пакости), Кастанеда - что все - итог мысленных усилий всех живых существ, Иринушка, что универсальный механизм вселенной - Глобальная Сила Познания, Гроф и Монро - что эти законы иллюзорны, в Беседах с Богом - что Бог установил эти законы, Блаватская - вполне согласна с представлениями о них науки вплоть до эволюционной теор ии.
По поводу материи Кастанеда и Иринушка говорит, что мы - пузыри энерги и, Сан-Саныч, что материя - этап трансформации Истины, у Грофа - наиболее примитивные представления, вплоть до отождествления с "твердым" веществом, но схож с Блаватской в том, что все - есть жизнь, даже отдельные атомы, которые притягиваются только благодаря своему желанию (оно у них удивительно монотонно и постоянно:)).
Понятие причины и следствия у всех разительно непохожи. Психологи, начиная с Юнга, кончая Грофом, Монро, Уилсоном вообще отрицают такую связь, допуская возможность влияния будущего на прошлое и разных ничем не связанных событий настоящего друг на друга. У Блаватской такая связь строга и доводится до абсурда в теор ии кармы. Кастанеда будто и не слыхал о таком.
Сны для Монро- это полеты души вне тела. Для Блаватской - связь мозга с высшим Эго. У Кастанеды - обычная физиология с возможностью владеть своим обычным сном, переводя его в контролируемое состояние сознания.
Даже тема бессмертия души , как ни странно, трактуется совершенно по-разному. Так Иринушка ее вообще отрицает. Блаватская различает бессмертную индивидуальность человека и его смертную личность. Для Кастанеды это - всего лишь сохранение осознания. Для Христианства - сохранение личности. У Сан-Саныча: Если ты не достиг состояния, когда душа обрела определённость в существовании, при материальной смерти, умирает всё, и ничего не остаётся, то есть абсолютно ничего.".
Реальность у Кастанеды - существует лишь постольку, поскольку такой его делает наше осознание. У Блаватской - единая реальность - первопричина всего, что было, есть и будет. В книге Урантии реальность "в понимании конечных существ - частична, относительна и призрачна".
Знаменитая библейская фраза, что Бог- есть Любовь, у самого христианства - лишь на словах, поддерживается в Книге Урантии. В Беседах с Богом это расширяется до равноценного признания "не любви". Интроверт-Иринушка даже не упоминает любовь. А у Кастанеды, который тоже не упоминает любовь, главной силой утверждается Страх и стремление к смерти.
Понятие Кармы - только в религиях и учениях, производных от буддизма.
Представление о задачах Земного воплощения - различается кардинально. Для христианства жизнь тела - испытания души. В буддизме, для Иринушки - школа самосовершенствования. В Беседах с Богом живут только затем, чтобы "вспомнить и создать заново то, Кем Вы Являетесь".
Мораль и заповеди - разительные расхождения. У Кастанеды Воин не испытывает угрызений совести за что-либо содеянное. В христианстве и исламе есть четкие правила, заповеди, причем в христианстве они остаются на словах. В Беседах с Богом тот заявляет, что никогда не устанавливал, что является правильным, а что не правильным. У Блаватской мораль и этика - основа кармической причинно-следственной связи.
По поводу свободы воли , как ни странно, почти все теор ии и религии предполагают свободы воли, даже христианство где утверждается, что все происходит по воле божьей. Но обычно по этому поводу везде встречается много противоречий.
По поводу творчества - самые разные взгляды. У Кастанеды - все, что делают люди - бесконечная глупость. У Иринушки - заслуга Космического разума. Блаватская говорит, что "Нигде человек не является так ясно и непреложно создателем своей судьбы, как в области умственной."
О желаниях и их осуществлении многие современные мист ики говорят, что они "материализуются", выполняются. Однако, Кастанеда считает, что это то, что делает нас несчастными. Блаватская утверждает, что это - могучая сила, разлитая во всей Вселенной, без которой не было бы и движения (т.к. все - живое, то и движется благодаря своему желанию).
Понятие Рая в христианстве сначала земной сад, потом царство небестное. У Кастстанеды путь у воина - только в ад. В Книге Урантии рай некое местечко во Вселенной с совершенно фантастическими свойствами. В Беседах с Богом тот утверждает, что рай и ад существуют лишь в нашей голове.
Смерть в христианстве - наказание за первогрех и душа воплощается лишь один раз. У Кастанеды - неизбежность. В буддизме, у Блаватской и у Иринушки - всего лишь конец очередного этапа развития. У Сан-Саныча - после смерти возникает новая Истина и новый Бог в своей персональной вселенной.
Истина воспринимается по-разному. У Кастанеды истина бывает ровно настолько, насколько ты понимаешь. У Иринушки сколько людей столько и истин. В Разговоре с Богом - внутренний голос. У Грофа и Монро истин может быть сколько угодно и каждая является истиной. У Сан-Саныча истина - первооснова всего, то есть фундаментальна и одна на всю вселенную.
Призвание человека в христианстве - любовь и верность к Богу и его заповедям. В буддизме - преодоление страдания, кармическое самосовершенствование. У Кастанеды "ничто не имеет особого значения, поэтому воин просто выбирает какой-то поступок и совершает его". У Сан-Саныча - изучить Бога. У Иринушки - сближение с Космическим разумом. В беседе с Богом - познание себя как Бога. У Блаватской - стать Адептами, новой расой.
Альтруизм - у Блаватской - задача самосовершенствования в абсолютное бескорыстие. У Кастанеды - воля воина делать его глупости. У Иринушки - резко отрицательное отношение к альтруизму.
Отношение к богатству у христианства резко отрицательное но только на словах. У Кастанеды - воин не должен ничего иметь. У Иринушки - всегда пожалуйста. По Блаватской материальное богатство задерживает развитие.
К науке все религии относятся скептически, враждебно, даже если на словах ратуют за нее, за слияние с наукой и т.п. При этом практически все современные религии и теор ии прикрываются наукообразными терминами и фразами, а понятие опыт становится чуть ли не неотъемлемым атрибутом.
Наркотики в равной мере или приветствуются или категорически порицаются. Кастанеда, Гроф, Монро - приветствуют их. В Буддизме вместо наркотиков, но с той же целью используются медитации и дыхательные упражнения.

Как видно, даже в самых основополагающих представлениях мист ические теор ии расходятся кардинально, совершенно по-разному трактуя "не познанное". Какой из них отдать предпочтение? Какие критерии истины применить, чтобы выбрать, что же истинно?
Может быть, следует из всех выбрать самое "правильное"? Так и поступают современные мист ические теор ии. У христианства взяв окрыляющее "Бог - есть Любовь", а из буддизма - перевоплощение, но уже не растворение в нирване без остатка, а самосовершенствование до божественной мощи. А заодно, чтобы не сковывать себя обременяющей моралью, подшаманив тантру и возлюбя партнеров как бога, трахаться без оглядки самозабвенно. Большой любви на всех хватит.
Но пройдет не много времени и "правильное" уже не будет казаться таким уж желанным и правильным. Представления и культур а резко меняются. Религии и мист ические теор ии морально стареют. И нет им покоя:)
А вот несколько более глубокий взгляд на различие в религиях.

(не мировых, а всех).

Мировой религией является религия, которая получила распространение среди народов разных стран по всему миру. Отличие мировых религий от религий национальных и национально-государственных в том, что в последних религиозная связь между людьми совпадает со связью этнической (происхождение верующих) или политической. Мировые религии также называют наднациональными, так как они объединяют разные народы на разных континентах. История мировых религий всегда тесно связана с ходом истории человеческой цивилизации . Список мировых религий невелик. Религиоведы насчитывают три мировые религии , которые мы кратко рассмотрим.

Буддизм.

Буддизм - древнейшая мировая религия , которая возникла еще в VI веке до нашей эры на территории современной Индии. На данный момент, по оценкам разных исследователей, насчитывает от 800 млн до 1,3 млрд верующих.

В буддизме нет бога-творца, как в христианстве. Будда означает - просветленный. В центре религии учения индийского принца Гаутамы, который бросил свою жизнь в роскоши, стал отшельником и аскетом, задумался о судьбах людей и смысле жизни.

В буддизме также нет теории о сотворении мира (никто не создавал, и никто им не управляет), нет понятия вечной души, нет искупления грехов (вместо этого - положительная или отрицательная карма), нет такой многокомпонентной организации, как церковь в христианстве. Буддизм не требует от верующих абсолютной преданности и отказа от других религий. Звучит забавно, но буддизм можно назвать самой демократичной религией. Будда является чем-то вроде аналога Христа, но при этом он не считается ни богом, ни сыном божьим.

Суть философии буддизма - стремление к нирване, самопознание, самосозерцание и духовное саморазвитие путем самоограничения и медитаций.

Христианство.

Христианство возникло в I веке нашей эры в Палестине (Междуречье) на основе учений Иисуса Христа, которые были описаны его учениками (апостолами) в Новом Завете. Христианство самая крупная мировая религия в географическом понимании (оно присутствует почти во всех странах мира) и по численности верующих (около 2,3 миллиарда, а это почти треть населения Земли).

В XI веке христианство раскололось на католицизм и православие, а в XVI веке от католицизма откололся еще и протестантизм. Вместе они составляют три крупнейших течения христианства. Более мелких ответвлений (течений, сект) больше тысячи.

Христианство монотеистично, хотя его монотеизм немного нестандартный: у понятия Бог три уровня (три ипостаси) - Отец, Сын, Святой Дух. Иудеи, к примеру, этого не приемлют; для них Бог один, и не может быть двоичным или троичным. В христианстве первостепенное значение имеет вера в Бога, служение Богу и праведная жизнь.

Главное пособие христиан - Библия, которая состоит из Ветхого и Нового Заветов.

Как православные, так и католики признают семь таинств христианства (крещение, причастие, покаяние, миропомазание, брак, елеосвящение, священство). Основные различия:

  • у православных нет Папы (единого главы);
  • нет понятия «чистилище» (только рай и ад);
  • священники не дают обет безбрачия;
  • незначительная разница в обрядах;
  • различие дат праздников.

У протестантов же любой желающий может проповедовать, число таинств и важность обрядов сведены к минимуму. Протестантизм, по сути, наименее строгое течение христианства.

Ислам.

В исламе также один бог. В переводе с арабского означает «покорение», «подчинение». Бог - Аллах, пророк - Мухаммед (Магомет, Магомед). Ислам занимает второе место по количеству верующих - до 1,5 миллиарда мусульман, то есть почти четверть населения Земли. Ислам возник в VII веке на Аравийском полуострове.

Коран - священная книга мусульман - представляет из себя сборник учений Мухаммеда (проповедей) и были составлены после смерти пророка. Немалое значение имеет также Сунна - сборник притч о Мухаммеде, и Шариат - свод правил поведения для мусульман. В исламе первостепенное значение имеет соблюдение обрядов:

  • ежедневная пятикратная молитва (намаз);
  • соблюдение поста в рамадан (9ый месяц мусульманского календаря);
  • раздача милостыни нищим;
  • хадж (паломничество в Мекку);
  • произнесение главной формулы Ислама (нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк его).

Раньше в число мировых религий включали также индуизм и иудаизм . Сейчас эти данные считаются устаревшими.

В отличие от буддизма, христианство и ислам связаны друг с другом. И та, и другая религии относятся к авраамическим религиям.

В литературе и кино иногда встречается такое понятие, как «одна вселенная». Герои разных произведений живут в одном мире и могут однажды встретиться, как, например, Железный человек и Капитан Америка. Действие христианства и ислама происходит в «одной вселенной». Иисус Христос, Моисей, Библия упоминаются в Коране, причем Иисус и Моисей являются пророками. Адам и Хава - первые люди на Земле согласно Корану. Мусульмане в некоторых библейских текстах также усматривают пророчество появления Мухаммеда. В этом аспекте интересно наблюдение, что особенно жесткие религиозные конфликты возникли именно между этими, близкими друг другу, религиями (а не с буддистами или индусами); но этот вопрос оставим на рассмотрение психологам и религиоведам.

В статье вы узнаете:

Здравствуйте, читатели!

Надо бы взять на заметку. Зная и понимая, в чем отличие философии от религии, мы расширим свой кругозор, а наши «серые клеточки» получат пищу для размышлений. Итак, 4 основных отличия по версии блога Юноны ☺ .

Вера и знания

Религия – это мировоззрение, основанное на вере в духовное божественное начало, которое создало материальный мир и подчиняет его себе. В связи с этим религию нельзя назвать наукой, поскольку ее доктрины не имеют материальных доказательств.

Философия – это мировоззрение, основанное на анализе вопросов развития материального и нематериального мира. Она отличается противоположным подходом – не принимает все на веру, а подвергает изучаемый объект критике и глубокому детальному осмыслению . Философия требует доказательств, основанных на аргументах, а не на безоговорочной вере. И анализирует, в том числе, саму религию.

Догма и поиск идеалов

  • Вера человека должна проявляться в следовании определенным законам и догмам, объясняющим существование всего мира. Требует соблюдения конкретных обрядов, ритуалов и действий (молитвы, исповеди, причастие и т.д.). Если человек уклоняется от их исполнения, то он вероотступник .
  • Отличие философии заключается в том, что она приветствует расширение системы знаний, поиск идеалов, концепций, нового практического опыта.
    Как говорил Сократ «Я знаю, что ничего не знаю» и в этом заключается внутренний стимул к бесконечному познанию. И когда Платон, его ученик, избрал иные взгляды на мир, Сократ гордился им. Он радовался тому, что его ученик пошел собственным путем в поисках истины.

Воссоединение и любовь к мудрости

Еще одно из главных отличий религии и философии в том, что они решают разные задачи . И в этой степени их сопоставить невозможно. Среди философов было много верующих людей, но они никогда не брались за сравнение этих разных видов мировоззрения.

  • Религия , если вкратце, призвана организовывать общественную жизнь людей с помощью морального воспитания, развития в них нравственности и духовности. Именно поэтому политические силы и религиозные течения часто сотрудничают и разделяют власть над населением.
  • Философия же, в свою очередь, как наука , призвана сформировать истинные знания и принципы существования бытия и человека, ценностную картину мира. Научить людей свободно мыслить: творчески и самостоятельно. Найти смысл жизни, свое место в мире.

И это отражается в этимологии самих учений. Религия с латинского переводится как «воссоединять». Философия же несет в себе слова «любовь к мудрости», иногда ее называют искусством . Потому что выйти за рамки обыденного мышления, осмыслить и увидеть новые закономерности, сможет только творческий высокоинтеллектуальный ум, рождающий образы в жадных поисках знаний.

Узнай себя

Бог, дух и сознание

Предметом религии являются отношения Бога, человека и мира. Бог для религии непознаваем. Мы можем познать себя в Боге, любовь Бога, его благодать и откровение, но не его самого или ту сущность, которая представлена в его форме.

Философия же отличается тем, что она познает процессы, причинно-следственные связи, для нее нет запретных тем, она постоянно ищет ответы. Ее основной вопрос : отношение сознания к материи, мышления к бытию и духа к природе. Например, что первично, дух или материя? Кроме того, она изучает и другие предметы:

  • глобальные силы, законы их организации (онтология),
  • человека, его природу и деятельность (антропология),
  • познание, его возможности (гносеология),
  • обобщенную историю человека (социальная философия),
  • природу ценностей (аксиология),
  • закономерности бытия (диалектика) и т.д.

4 отличия: резюме

Таким образом, отличие религии и философии заключается в следующем:

Религия:

  1. Она дает нам веру и уверенность в знаниях и ценностях без их доказательной проверки.
  2. Она дает готовые ответы, догматична и любые отступления от ее утверждений еретичны.
  3. Она служит людям, помогает им существовать вместе в мире и понимании. Безусловно, плохие люди есть везде и я опускаю сейчас те случаи, когда религией пользуются во вред, наживаясь на других и превращая ее в бизнес.
  4. Имеет конкретное практическое применение.

Философия:

  1. Она дает знание путем осмысления и подвергания сомнению.
  2. Она ставит вопросы и ищет на них ответы. Открыта к новому знанию и опыту.
  3. Учит человека мыслить, формировать собственное мировоззрение. Призвана создать целостную картину знаний о мире и человеке.
  4. Теоретически шире, чем религия и анализирует ее, как и все остальные предметы.

Стоит добавить, что, несмотря на различия философии от религии, они тесно взаимосвязаны , используют постулаты друг друга в своих учениях. И каждая из них по-своему полезна: оба, в конечном итоге, воспитывают душу человека. Однако разными методами. Кому какой способ подходит – выбирать вам.

Удачи и всего наилучшего. Ваша Джун.

Вера в Бога окружает человека с младенчества. В детстве этот еще неосознанный выбор связан с семейными традициями, существующими в каждом доме. Но позже человек может сознательно сменить конфессию. Чем они похожи и чем отличаются одна от другой?

Понятие религии и предпосылки ее появления

Слово «религия» происходит от латинского religio (благочестие, святыня). Это мироощущение, поведение, действия, основанные на вере в нечто превосходящее понимание человека и сверхъестественное, то есть священное. Началом и смыслом любой религии является вера в Бога, независимо от того, олицетворен он или обезличен.

Известно несколько предпосылок появления религии. Во-первых, испокон веков человек пытается выйти за границы этого мира. Он стремится найти спасение и утешение за его пределами, искренне нуждается в вере.

Во-вторых, человек хочет дать объективную оценку миру. И тогда, когда он не может объяснить только естественными законами происхождение земной жизни, то делает предположение о том, что ко всему этому приложена сверхъестественная сила.

В-третьих, человек полагает, что разные события и происшествия религиозного характера подтверждают существование Бога. Список религий для людей верующих уже служит реальным доказательством существования Бога. Объясняют они это очень просто. Если бы не существовало Бога – не было бы и религии.

Древнейшие виды, формы религии

Зарождение религии произошло еще 40 тысяч лет тому назад. Именно тогда было отмечено появление простейших форм религиозных верований. Узнать о них удалось благодаря обнаруженным захоронениям, а также наскальной и пещерной живописи.

В соответствии с этим выделяют следующие виды древних религий:

  • Тотемизм. Тотем – это растение, животное или предмет, которое считалось священным у той или иной группы людей, племени, рода. В основе этой древнейшей религии была вера в сверхъестественную силу оберега (тотема).
  • Магия. Эта форма религии, основанная на вере в магические способности человека. Маг помощью символических действий способен воздействовать на поведение других людей, естественные явления и предметы с положительной и отрицательной стороны.
  • Фетишизм. Из числа любых предметов (череп животного или человека, камень или кусок дерева, к примеру) выбирался такой, которому приписывались сверхъестественные свойства. Он должен был приносить удачу и оберегать от опасности.
  • Анимизм. Все явления природы, предметы и люди имеют душу. Она бессмертна и продолжает жить вне тела даже после его смерти. Все современные виды религий основаны на вере в существование души и духов.
  • Шаманизм. Считалось, что глава племени или священнослужитель обладает сверхъестественной силой. Он вступал в разговор с духами, слушал их советы и выполнял требования. Вера в силу шамана лежит в основе этой формы религии.

Список религий

В мире насчитывается более ста различных религиозных направлений, включая древнейшие формы и современные течения. Они имеют свое время возникновения и отличаются количеством последователей. Но в основе этого большого списка лежат три самые многочисленные мировые религии: христианство, ислам и буддизм. Каждая из них имеет различные направления.

Мировые религии в виде списка можно представить следующим образом:

1. Христианство (почти 1,5 млрд человек):

  • православие (Россия, Греция, Грузия, Болгария, Сербия);
  • католицизм (государства Западной Европы, Польша Чехия, Литва и другие);
  • протестантизм (США, Великобритания, Канада, ЮАР, Австралия).

2. Ислам (около 1,3 млрд человек):

  • суннизм (Африка, Центральная и Южная Азия);
  • шиизм (Иран, Ирак, Азербайджан).

3.Буддизм (300 млн человек):

  • хинаяна (Мьянма, Лаос, Таиланд);
  • махаяна (Тибет, Монголия, Корея, Вьетнам).

Национальные религии

Кроме того, в каждом уголке мира существуют национальные и традиционные религии, также со своими направлениями. Они возникли или получили особое распространение в определенных странах. По этому признаку различают такие виды религий:

  • индуизм (Индия);
  • конфуцианство (Китай);
  • даосизм (Китай);
  • иудаизм (Израиль);
  • сикхизм (штат Пенджаб в Индии);
  • синтоизм (Япония);
  • язычество (индейские племена, народы Севера и Океании).

Христианство

Эта религия возникла в Палестине в Восточной части Римской Империи в I веке нашей эры. Ее появление связано с верой в рождение Иисуса Христа. В 33 года он принял мученическую смерть на кресте, чтобы искупить грехи людские, после чего воскрес и вознесся на небеса. Таким образом, сын Бога, воплотивший себе сверхъестественную и человеческую природу, стал основателем христианства.

Документальная основа вероучения – Библия (или Священное Писание), состоящая из двух самостоятельных сборников Ветхого и Нового Завета. Написание первого из них тесно связано с иудаизмом, от которого берет свое начало христианство. Новый Завет был написан уже после зарождения религии.

Символы христианства – православный и католический крест. Основные положения веры определены в догматах, которые основаны на вере в Бога, сотворившего мир и самого человека. Объекты поклонения – Бог-Отец, Иисус Христос, Святой дух.

Ислам

Ислам, или мусульманство, зародился среди арабских племен Западной Аравии в начале VII века в Мекке. Основателем религии стал пророк Мухаммед. Этот человек с детства был склонным к одиночеству и часто предавался благочестивым размышлениям. Согласно учению ислама, в 40 лет на горе Хира к нему явился небесный посланник Джабраил (архангел Гавриил), который и оставил в его сердце надпись. Как и многие другие мировые религии, мусульманство основывается на вере в одного Бога, но в мусульманстве его называют Аллах.

Священное писание – Коран. Символами ислама являются звезда и полумесяц. Основные положения мусульманской веры заключены в догматах. Они должны признаваться и беспрекословно выполняться всеми верующими.

Основные виды религии - суннизм и шиизм. Их появление связано с политическими разногласиями между верующими. Так, шииты по сей день считают, что истину несут только прямые потомки пророка Мухаммеда, а сунниты думают, что это должен быть избранный член мусульманской общины.

Буддизм

Буддизм зародился в VI веке до нашей эры. Родина – Индия, после чего учение распространилось в страны Юго-Восточной, Южной, Центральной Азии и на дальний Восток. Учитывая, сколько существуют другие наиболее многочисленные виды религий, можно смело утверждать, что буддизм является самой древней из них.

Основатель духовной традиции – Будда Гаутама. Это был обычный человек, родители которого удостоились видения, что вырастет их сын Великим Учителей. Будда также был одинок и склонен к размышлениям, и очень быстро обратился к религии.

В этой религии нет объекта поклонения. Цель всех верующих – достичь нирваны, блаженного состояния прозрения, освободиться от собственных оков. Будда для них представляет собой некий идеал, на который следует равняться.

В основе буддизма лежит учение о четырех Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранении его источников, об истинном пути к прекращению страдания. Этот путь состоит из нескольких ступеней и делится на три этапа: мудрости, нравственности и сосредоточения.

Новые религиозные течения

Кроме тех религий, которые зародились очень давно, в современном мире до сих пор продолжают появляться новые вероучения. В их основе по-прежнему лежит вера в Бога.

Можно отметить следующие виды современных религий:

  • саентология;
  • неошаманизм;
  • неоязычество;
  • бурханизм;
  • неоиндуизм;
  • раэлиты;
  • оомото;
  • и другие течения.

Этот список постоянно видоизменяется и дополняется. Некоторые виды религий особенно популярны среди звезд шоу-бизнеса. Например, саентологией всерьез увлечены Том Круз, Уилл Смит, Джон Траволта.

Эта религия возникла в 1950 году благодаря писателю-фантасту Л. Р. Хаббарду. Саентологи считают, что любой человек изначально хороший, его успех и душевное равновесие зависят от него самого. Согласно фундаментальным принципам этой религии, люди – бессмертные существа. Их опыт имеет более продолжительный срок, чем одна человеческая жизнь, а способности неограниченны.

Но все не так однозначно в этой религии. Во многих странах считается, что саентология – это секта, псевдорелигия с большим капиталом. Несмотря на это течение очень популярно, особенно в Голливуде.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода