Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Мансурово. Церковь Николая Чудотворца

Церковь Николая Чудотворца построена в километре от усадьбы Петрово-Вырубово по проекту Николая Ильича Козловского, известного московского архитектора. Строительство начато в 1853 году на месте старой деревянной церкви методом замены деревянных звеньев на кирпичные. Кирпичная, с добавлением в деталях белого камня, что уже характерно для Истринского района. Под алтарем храма находится усыпальница Вырубовых.



Первое упоминание о церкви относится 1623-1625 гг., когда Мансурово принадлежало роду Голохвастовых, после чего село многократно меняло владельцев. В 1799 г. его купила Елизавета Сергеевна Свиньина, стараниями которой началось строительство каменной церки. В 1820 г. она построила каменную колокольню по проекту архитектора Балашова.

Майор Петр Иванович Вырубов в 1853 г. продолжил строительство с участием архитектора Н.И. Козловского. При нем был возведен основной объем ныне существующей церкви, к которой пристроили теплую трапезную с двумя приделами: зимним в честь Похвалы Пресвятой Богородицы и летним во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Была также «возвышена и возобновлена колокольня». В 1859 г. возобновлена и покрыта железом каменная ограда, построенная Е.С. Свиньиной. При коллежском асессоре Г.П. Вырубове в 1875 г. церковь освятили, покрыли железом.

Многолетним настоятелем был священник Григорий Грузов (1848-1898). При нем в теплом храме появляется новый придел в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, в 1887 г. строится церковно-приходская школа, закладывается яблоневый сад, осушается болото.

В 1922 г. все церковные ценности изъяли. Последним настоятелем храма был насельник Саввино-Сторожевского монастыря иеромонах Алексей (Белов). Церковь закрыли в 1935 г.

Храм святителя Николая в сильно разрушенном состоянии передали общине верующих в мае 1995 г., а 1 ноября 1996 г. в нем была отслужена первая Божественная литургия. С тех пор проведена реставрация фасадов и внутренней отделки, покрыты медью купола; установлен иконостас из красного дерева, изготовленный в мастерской города Палеха, с иконами, выполненными иконописцами из Мстеры; приобретен полный ряд колоколов; построен дом причта.



C 1995 года и по сей день служит настоятелем Никольского храма в с.Мансурово священник Вадим Сорокин. Под его руководством восстал из руин великолепный Никольский храм. Серьёзным помощником в деле восстановления Никольской церкви стал расположенный неподалёку пансионат"Союз" объединения "Газпром". Значительную помощь оказали специалисты польской фирмы "Энергополь". Выстроены центральные ворота в виде трёх арочных пролётов, увенчанных тремя главками с крестами - как было в давнем 1903 году. Установлены удивительные по красоте резной иконостас и киоты из красного дерева. Эти работы были выполнены мастерами иконостасной мастерской Палеха в золотопробельной технике. 2 ноября 2003 г. состоялось Великое освящение Никольской церкви. Во внимании к усердному пастырскому служению настоятель Никольской церкви села Мансуров священник Вадим Сорокин был награждён орденом Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского третьей степени.

Из книги "Дорога в храм", 2006 г.Тверь



В старинном селе Мантурово возвышается величественная Свято-Никольская церковь. Каменной церкви на этом месте предшествовала деревянная, построенная тщанием генеральской вдовы М.В. Олсуфьевой в 1791 году. При следующей владелице имения, Е.С. Свиньиной, в 1820 году при храме выросла каменная колокольня. В 1841 году усадьба перешла в руки майора Петра Ивановича Вырубова, который обратился к знаменитому архитектору Николаю Ильичу Козловскому, который составил проект перестройки деревянного храма в каменный. Строительство ныне существующего храма продолжалось с 1853 по 1868 год: при этом храм получил трапезную с приделами во имя апостолов Петра и Павла и Похвалы Пресвятой Богородицы, а колокольня оказалась "возвышена". Освящение новой церкви состоялось в 1875 году, по окончании отделочных и оформительских работ.

В 1930-х годах власти закрыли Никольский храм: сначала здание принадлежало пионерскому лагерю, потом в нём разместился клуб, потом - овощехранилище. Состояние церкви последовательно ухудшалось: в мае 1995 года, когда храм вернули верующим, он представлял собой печальное зрелище. С тех пор сделано многое, храм отреставрирован - равно как и приведена в порядок прихрамовая территория. Прекрасны нынешние его интерьеры - дубовый резной иконостас выполнен палехскими мастерами; иконы для него писали иконописцы мстёрской иконописной школы. Они же расписали и стены.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №170, 2016 г.



Существовавшая ранее церковь Николая Чудотворца в селе Мансурове.

Село Мансурово Московского уезда, Сурожского стана, с находившеюся в нем издревле церковью св. Николая Чудотворца, в начале XVII ст. было разорено Литвою и называлось сельцом, находившемся «впусте». В 1623 г. половина сельца Мансурова с церковным местом св. Николая Чудотворца принадлежало Петру Даниловичу, а другая половина - князю Юрию Хворостинину. В 1631-60 гг. сельцом Мансуровым владели Андрей Лаврентьевич Корсаков и князь Иван Иванович Волконский.

Церковная Николаевская земля в сельце была отдана, «по челобитью головы московских стрельцов Петра Лаврова, ему на оброк в 1645 г. из патриаршего казенного приказа с платою оброка по 6 алтын, по 4 деньги в год». В 1661-82 гг. сельцо Мансурово принадлежало воину Семену Римскому-Корсакову и князю Давыду Ивановичу Волконскому. Последнему была отдана на оброк в 1682 г. церковная Николаевская земля и велено ему платить оброка в патриаршую казну по 10 алтын в год.

В 1678 г. в сельце Мансурове числилось 6 дворов задворных людей и 15 дворов крестьянских и бобыльских. В 1694 г. князю Д. И. Волконскому дозволено построить на старом церковном месте в сельце Мансурове новую деревянную церковь во имя св. Николая Чудотворца. Об этом в приходной книге патриаршего казенного приказа имеется запись от 26 февраля 1694 г.: «…по челобитью князя Давыда Ивановича Волконского с детьми его князем Семеном и князем Дмитрием велено им в Московском уезде, а Сурожском стане, в поместье их в селе Мансурове на старом церковном месте построить деревянную церковь во имя Николая Чудотворца, и о том церковном строении им благословенная грамота дана…».

Церковь Николая Чудотворца была построена и в 1696 г. 6 ноября, ко дню освящения «по благословенной грамоте дан антиминс к новопостроенной церкви Николая Чудотворца в Московском уезде, что в селе Мансурове; церкви Николая Чудотворца в Подкопаевке поп Иван Гаврилов антиминс взял и расписался».

В 1704 г. в селе Мансурове, принадлежавшем князю С.Д. Волконскому с женою Дмитрия Давыдовича Волконского, вдовою Марьею, и с А.Л. Римским-Корсаковым, состояло 2 двора вотчинников, в них 39 чел., и 12 дворов крестьянских, в них 52 чел. После князя С.Д. Волконского оно находилось во владении у его вдовы княгини Ирины Михайловны, урожденной Кутузовой, с дочерьми Анною, Ириною и Пульхериею. В 1751-52 гг. - у князя М.П. Волконского с С.С. Колычевым, которому досталось часть имения после его жены Анны Михайловны, урожденной Волконской, и у П.М. Римского-Корсакова. Последний свою часть имения в селе Мансурове продал в 1763 г. жене князя М.Д. Волконского, вдове Софье Александровне; ей же продала свою часть в 1762 г. вторая жена С.С. Колычева, вдова Прасковья Федоровна с сыном Степаном Колычевым. В 1766 г. село Мансурово куплено А.В. Олсуфьевым у жены князя М.П. Волконского и ее детей Дмитрия и Владимира. В 1795 г. оно продано девице Елизавете Сергеевне Свиньиной.

Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г.

Села Мансурово, Петрово и Юркино, расположены в юго-западной части современного Истринского района, тогда как в прошлом, в XVI-XVIII веках, они числились в Московском уезде Сурожского стана, находясь почти на равном расстоянии от городов Истры (бывшего Воскресенска), Рузы и Звенигорода. Эти земли и сейчас исполненные среднерусского очарования, представляющие собой довольно пересеченную местность в бассейне небольших речек Малой Истрицы и Молодильни.

Старинное село Мансурово, находившееся в версте от Петрова, имело свою историю и издревле принадлежало разным владельцам. В начале Смутного времени в XVII веке Мансурово было совершенно разорено польско-литовскими отрядами и стояло "впусте". Позже селом поочередно владели: Петр Данилович, князь Юрий Хворостин, князья Корсаковы и Волконские.

Появление первой церкви в селе Петрово связано с потомками уже знакомого нам старинного боярского рода Голохвастовых, которые долгое время оставались владельцами обширных земель в этих местах.

В 1682 году село Петрово вначале ненадолго переходит во владение князей Волконских, от них - к Ивану Михайловичу Воейкову, а в 1754 году село перешло по закладной во владение Марье Васильевне Олсуфьевой - супруге действительного статского советника сенатора Адама Васильевича Олсуфьева. (Иногда в письменных источниках фамилии супругов начинается на букву А - Алсуфьевы).

На то время в вотчине генерала Адама Васильевича Алсуфьева имелись две деревянные церкви: во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца что в селе Мансурово, и в версте от нее - церковь Похвалы Богородицы.

В 1786 году, то есть спустя 160 лет после строительства первого деревянного храма, М.В. Алсуфьева подает прошение члену Святейшего Правительствующего Синода архиепископу Московскому и Калужскому Платону о строительстве в селе Петрове новой деревянной церкви. Из клировых ведомостей 1823-1826 годов узнаем, что она была возведена в 1791 году "тщанием ея превосходительства Марии Васильевны Алсуфьевой".

Известно, что М.В. Алсуфьева пожелала строить новый храм не в самом селе Петрове, на месте старого храма и в тесном окружении крестьянских жилых зданий, а весьма удачно избрала новое место - на возвышении, между селами Петровым и Мансуровым, на расстоянии версты от того и другого, и этим как бы уравнивая в правах оба старых прихода и делая новый, одинаково доступным для всех окрестных жителей.

Храм во имя святителя и чудотворца Николая, построенный усердием и на средства Марии Васильевны Алсуфьевой, благополучно просуществовал три четверти века, был свидетелем веры, молитвы, совершавшихся здесь крещений, венчаний и отпеваний местных в основном сельских жителей нескольких поколений. Обветшавший за долгие годы храм был заменен постепенно к 1875 году новым.

Марья Васильевна Алсуфьева умерла в 1795 году. После кончины ее недвижимое имение в Петрове и Мансурове по купчей унаследовал ее зять - действительный статский советник Григорий Павлович Кондонди, однако, уже в 1799 году он продал эти владения дочери морского капитана первого ранга Сергея Ивановича Свиньина.

С новой владелицы - Елизаветы Свиньиной начался и новый период в обустройстве Никольского храма. Старинный дворянский род Свиньиных на Руси известен с середины XVI века со времен Великого князя Василия Васильевича, когда его представители пришли на службу из Литвы.

Долгие годы, оставаясь хозяйкой поместья, Елизавета Сергеевна Свиньина постоянно заботилась о благосостоянии Никольской церкви. Известно, что в 1810, 1811 и 1817 годах она обращалась к церковным властям с прошениями о ремонтах, обновлении и благоукрашении Никольской церкви. В результате церковь была оштукатурена, внутри в ней был устроен новый иконостас, появились заново написанные святые иконы. В течение лета 1820 года была построена новая каменная колокольня.

С 1841 года Никольская церковь перешла на попечение дворянского семейства Вырубовых, которые внесли свой немалый вклад в ее окончательную достройку. Род Вырубовых, как и Свиньиных, был древним и корнями своими уходил в XVI век.

Клировые ведомости от 1868 года сообщают, что Никольская церковь построена в1853 году тщанием г. подполковника Петра Ивановича Вырубова и прихожанами на месте сломанной деревянной. В 1875-ом церковь была окончена и освящена, а главным храмоздателем был помещик П.И.Вырубов. Архитектором был Николай Ильич Козловский. Никольскую церковь в селе Мансурове можно считать одним из лучших творений Н.И Козловского.

Опрос, проведенный среди местных старожилов показал, что в Никольском храме до 1936 года продолжалась служба.

После Великой Отечественной войны пустующий Никольский храм сначала использовался как подсобное помещение для пионерского лагеря, позднее здесь был клуб, потом он был занят под овощехранилище. Ремонтом храма никто не занимался, и он постепенно разрушался. Крайне запущенной и захламленной была окружающая территория, так как до 1990 года здесь стояли вагончики для строителей проходившей поблизости Рижской трассы.

Только в 1990 году в полуразрушенном храме, по доброй воле одного из местных предпринимателей был произведен небольшой ремонт крыши, окон и дверей, что отчасти уберегло церковь от дальнейшего разрушения. Сиротливо стоящий на возвышении среди полей, заброшенный храм все еще ожидал часа своего возрождения. И спустя пять лет время возрождения наступило.

9 мая 1995 года, в памятный всем День Победы и день церковного поминовения усопших воинов был рукоположен во священника отец Вадим (Сорокин), и был назначен настоятелем Никольской церкви села Мансурово. Уже вскоре вместе с благочинным Истринского округа - протоиереем Георгием Тобаловым он приехал на свой приход - в Никольский храм старинного села Мансурово. Тогда, впервые за много лет в церкви прозвучал тропарь и кондак святителю и чудотворцу Николаю.

Тогда же приступили к сложным реставрационным работам. Пригласили специалистов - бригаду архитекторов под руководством Марины Горячевой и Марии Борисовны Сотниковой. Начали с архитектурных обмеров храма, выявления его технического состояния.Результаты обследования оказались неутешительными: необходимо было срочно поднять фундаменты, произвести выченку стен, переложить кладку сводов в трапезной и многое другое.

Серьезным помощником в деле восстановления Никольской церкви стал тогда, расположенный неподалеку, пансионат "Союз" объединения "Газпром". Значительную помощь оказали также специалисты польской фирмы "Энергополь". В кратчайшие сроки они сделали временную крышу и подвели электричество.

1 ноября 1996, при большом стечении народа в храме была совершена первая Божественная литургия, удивительным образом соединившая разрыв в 60 лет. Отцу Вадиму сослужал настоятель Благовещенской церкви иерей Владислав Провоторов.

В июне 1997 года приступили к реконструкции церкви. Поднялись строительные леса у стен храма, начался их ремонт. Тем временем в трапезной церкви были заново переложены своды, крышу над ними перекрыли оцинкованным железом, вставили окна. Работы шли своим чередом. Для прихожан будничные, но и радостные, во славу Божию, труды сменялись воскресными и праздничными богослужениями, украшением которых стало проникновенное пение хора, приезжающего из Троице-Сергиевой Лавры. Акустика храма настолько великолепна, что в нем (несколько позже) был записан лазерный диск под названием "Всем, кому Русь дорога".

В 1998 году стены храма были восстановлены до ротонды. В алтарной части церкви перекрыли свод. Было приобретено 3 тонны меди для куполов. 18 июля 1998 года, в день празднования обретения мощей преподобного Сергия Радонежского и всея России чудотворца в 1422 году к Никольскому храму была приписана часовня св. Сергия Радонежского, которая находится в деревне Загорье, и там совершили первый молебен. В этом же году Никольская церковь обрела первую святыню - частицу мощей св. целителя Пантелеимона, которая была вложена в написанную по этому поводу икону.

Осенью 1998 года был покрыт медью шатер колокольни и воздвигнут на нее медный золоченый крест. Когда поднимали и устанавливали крест небо было плотно затянуто облаками, но как только его установили, облака вдруг разошлись, и появилось голубое небо. Вскоре устанавливали крест на большой купол. И снова утих ветер, внезапно разошлись тучи, и ярко засияло чистое небо, а через 20 минут появилась радуга. Удивительно, что все это произошло в ноябре, в преддверии зимы!

Осенью 1999 года в Никольской церкви впервые торжественно зазвонили сразу девять колоколов. Их привезли с Урала, а приобрели на деньги собранные от многих жертвователей. Большую помощь в установке колоколов и обучении звонаря оказал Московский центр колокольного звона.

Благоустроение Никольского храма еще не завершено, и впереди настоятеля с помощниками ожидает еще множество дел и забот. Хотя многие цели уже достигнуты: на достойном уровне выполнена реконструкция церкви, значительно благоустроена территория. Выстроены центральные ворота в виде трех арочных пролетов, увенчанных тремя главками с крестами - как было в давнем 1903 году. Установлены, удивительные по красоте, резной иконостас и киоты из красного дерева. Эти работы были выполнены мастерами Палеха, из "Иконостасной мастерской" А. Влезько и Ю.Федорова. Уникальные иконы мастеров Мстеры, выполненные в золопробельной технике, украсили иконостас и киоты. Работой иконописцев руководил Лебедев Владимир Анатольевич.

Среди новообретенных икон была старинная икона Божией Матери Троеручицы, с подписью сообщавшей, что она послана со святой Афонской горы архидиаконом Феофаном и митрополитом Леонтием в 1664 году Патриарху Московскому и всея Руси Никону в Новый Иерусалим. На иконе была запись с описанием чуда, по которому явилась у Божией Матери третья рука. Следует предположить, что это был более поздний список со старинной и очень ценной иконы, принадлежавшей Новоиерусалимскому монастырю, расположенному примерно в двадцати километрах от Петрова.

Многолетний настоятель Свято-Николольской церкви села Мансурова - священник Григорий Иванович Грузов был личностью незаурядной. Свое многотрудное служение он начал в 1848 году 26 лет от роду, после окончания Московской духовной семинарии. 28 июля 1898 года по благословению Митрополита Московского Владимира (Богоявленского) праздновалось пятидесятилетие его служения в церкви села Мансурова. Заслуги пастыря были столь значительны, что это событие нашло отражение в "Московских церковных ведомостях". Именно за время его служения было выстроена новая церковь, колокольня, церковная школа, были осушены болота вокруг храма, а также был вырыт пруд, канава вокруг церкви, посажен сад.

О времени закрытия церкви сведений пока не обнаружено. Видимо, это произошло в конце 1930-х годов, в очередную волну гонений на Русскую церковь, после чего, как обычно, остатки церковного имущества были уничтожены и разграблены.

В полутора километрах от церкви до сих пор сохранились остатки усадьбы Вырубовых. В этом заброшенном месте, угадывается парковая планировка конца XVIII века, стоят жилой флигель и служебные постройки, видимо оставшиеся от последнего владельца усадьбы - К.Н. Долгорукова (с 1911 года).

Крещение есть Таинство духовного рождения, и совершается один раз в жизни человека. В этом Таинстве человеку дается благодать, освобождающая от его прежних грехов и освящающая его.

Таинство Крещения заповедал Иисус Христос после Своего Воскресения. Посылая учеников на проповедь, Он сказал: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 19-20). Сам Спаситель принял Крещение в водах реки Иордан от Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, тем самым освятив воду и установив Таинство.

Право совершать Таинство Крещения принадлежит священнослужителям Церкви. В исключительных случаях Крещение может и должно совершаться мирянином (христианином). Например, если ребенку грозит смертельная опасность, его может крестить отец, мать или другой мирянин. В этом случае произносится крещальная формула: Крещается раб Божий (или: раба Божия) (имя рек) во имя Отца (погружение или обливание водой), аминь. И Сына (погружение или обливание водой), аминь. И Святаго Духа (погружение или обливание водой), аминь. Если ребенок останется жить, необходимо обратиться к священнику, чтобы он восполнил Таинство необходимыми молитвами и священнодействиями и помазал ребенка святым миром. В случае же смерти ребенка Крещение, совершенное мирянином, считается действительным.

Для крещения при себе необходимо иметь:
1. Нательный крест
2. Крестильную рубашку
3. Полотенце (детям - пеленку)
4. Легкую обувь
5. Паспорт (или Свидетельство о рождении ребенка)

Место и время совершения Таинства Крещения
Обычно Таинство Крещения совершается в храме, в первой половине дня, однако может совершаться и на открытых источниках вод - реках, озерах. В исключительных случаях Таинство Крещения совершают в домах, больницах или других местах.
В древней Церкви Таинство Крещения совершалось трижды в году: в Великую Субботу (суббота перед Пасхой), на Богоявление (Рождество и Крещение Господне праздновались в один день) и Троицу. Происходило это при собрании общины верующих, родных и близких людей крещаемых. В настоящее время Крещение совершается в продолжение всего года.

Почему в Православной Церкви крестят младенцев
Этот обычай восходит еще к апостольским временам, когда апостолы крестили целые семейства, например семейство Лидии (см.: Деян. 16, 14-15) и темничного стража (см.: Деян. 16, 31-33), а также Криспа (см.: Деян. 18, 8), «Стефанов дом» (см.: 1 Кор. 1, 16).
У отцов Церкви мы находим также прямые указания на необходимость крещения младенцев.
Обычай крестить младенцев закреплен каноническими правилами Вселенских Соборов.

Что необходимо знать желающему принять Крещение
Взрослый, желающий принять Крещение, должен знать основные истины Православия: знать о Святой Троице и воплощении Сына Божия, о назначении человека, о грехе и искупительной Жертве Господа нашего Иисуса Христа, о Церкви Христовой и Таинствах Крещения, Миропомазания и Причащения, о Жизни Вечной. Все это можно прочитать в «Законе Божием».
Оглашаемый должен изучить и сознательно произнести (лучше наизусть) Символ веры, молитву Господню «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся...». Он должен уметь правильно слагать персты и осенять себя крестным знамением.
В настоящее время перед Крещением каждому взрослому необходимо пройти собеседование. В нашем храме собеседования проводятся по субботам в 11.30, а также, в случае необходимости, перед самим Таинством.

Восприемники (крестные родители)
Институт восприемников (крестных родителей) существует с самого начала жизни Церкви, с апостольских времен. В последовании Таинства Крещения после троекратного погружения младенца в купель он передается на руки крестному. Именно потому, что после погружения в купель крестный принимает младенца из рук священника, и пошло славянское название «восприемник» (согласно словарю Даля: восприемник - воспринимающий ребенка от купели, крестный отец и мать). Восприемники - не почетные свидетели, но духовные наставники, руководители крестников. Они на всю жизнь берут на себя обязательства перед Церковью следить за своим крестником и воспитывать ребенка в духе Православия, и ответ за это воспитание будут давать на Страшном Суде. Во время совершения Таинства они дают обещания верности Богу, отрекаются от сатаны и всех его дел, а также читают Символ Веры.
При крещении взрослых восприемники служат свидетелями и поручителями веры и обетов крещаемого и, таким образом, устраняют в крещении их всякий обман, подлог, лицемерие и пр. и отвечают на вопросы при крещении за таких, которые по болезни не могут давать ответов сами за себя (правило 59-е VI Вселенского Собора и правило 14-е VII Вселенского Собора).
Основное требование, которое необходимо предъявлять крестному, это его неформальное отношение к своему участию в Таинстве. Нельзя научить человека тому, чего сам не знаешь. Следовательно, восприемники, прежде чем взять на себя ответственность за крещаемого, должны соразмерить свои силы и знания, решить для себя, смогут ли они быть опорой и наставниками будущему крестнику.
В нынешней церковной традиции для младенца избираются два восприемника: мужского и женского пола, хотя достаточно только одного: мужчины для крещаемого лица мужского пола или женщины для лица женского пола.

Требования к восприемникам
Восприемниками не могут быть люди другого вероисповедания, несовершеннолетние, монашествующие, супруги у одного младенца, родители малыша и лица, душевнобольные, физически неспособные к этому, неверующие, собирающиеся вступать между собой в брак. Бабушки, дедушки, братья и сестры могут быть крестными родителями.

Могут ли родители, в том числе усыновившие ребенка, быть для него крестными?
При Крещении крещаемый вступает в духовное родство со своим восприемником, который и становится его крестным отцом или крестной матерью. Это духовное родство (1-й степени) признается канонами более важным, чем родство по плоти (53 правило VI Вселенского Собора), и принципиально несовместимо с ним.
Родители, в том числе и усыновившие ребенка, ни в коем случае не могут быть восприемниками собственных детей: ни оба вместе, ни каждый в отдельности, иначе между родителями образовалась бы такая близкая степень родства, которая делала бы непозволительным продолжение их брачного сожительства.

Обязанности восприемников

  1. Молитвенная . Крестный обязан молиться за своего крестника, а также по мере возрастания и его научить молитве, чтобы крестник уже сам мог общаться с Богом и просить Его о помощи.
  2. Вероучительная . Крестный должен научить крестников обращаться к Таинствам Церкви (исповедь и причащение); дать им знание о смысле богослужения и особенностях церковного календаря; приучать посещать церковные службы и поститься.
  3. Нравоучительная . Крестный на собственном примере должен показать образец исполнения христианских добродетелей: веры, любви, милосердия и т.д., чтобы крестник возрастал настоящим христианином.
Участие восприемников в Таинстве Крещения
Восприемники при крещении взрослых являются свидетелями и поручителями за серьезность намерения и за правую веру крещаемого.
При крещении младенцев восприемники приносят и держат на руках своих крестных детей на протяжении всего чинопоследования, причем если восприемников двое, то мальчика может держать крестная мать, а девочку - крестный отец вплоть до погружения в купель. После троекратного погружения в купель младенец возвращается на руки своему восприемнику (того же пола, что и младенец), который должен иметь в руках чистую пелену или полотенце и быстро вытереть тело ребенка, чтобы он не переохладился.
Восприемник должен знать Символ веры и прочесть его в соответствующий момент Таинства Крещения; кроме того, он дает ответы на вопрошения священника об отречении от сатаны и сочетовании со Христом.

Наречение имени
Одно из важнейших событий в жизни христианской семьи - выбор имени младенцу. Во все времена имя христианина считалось святым, и потому с самого детства его учили уважать свое имя. Так родилась традиция давать крещаемому имя какого-либо святого, который становится, таким образом, его небесным покровителем и заступником. Например, Николай - в честь Святителя и Чудотворца Николая, Анастасия - в честь святой Анастасии Римляныни и другие.
По обычаю, христиане именуют человека именем святого, чья память празднуется в церковном календаре в день рождения или же вблизи него. Святитель Феофан Затворник пишет: «Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутки, или дня три по Крещении». Однако можно называть и другими именами святых, которые особо почитаются в семье.
В святцах имена не только русские, но и еврейские, греческие, латинские, халдейские, готфские, арабские, сирийские и другие. Каждое имя на своем языке имеет тот или иной смысл. Например, имя Трофим на греческом языке означает кормилец, питомец, питающий , а имя Климент на латинском языке означает милостивый , а на греческом - виноградная лоза и т.д. При выборе имени не стоит пренебрегать его смысловым значением.
Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».

Оглашение
Желающего креститься, начиная с семилетнего возраста, святая Церковь предварительно испытывает, искренне ли он желает оставить свои прежние греховные привычки и заблуждения и стать членом Церкви, и оглашает его, то есть учит вере Христовой.
Оглашение совершается и при крещении младенца - тогда за него отвечают восприемники, которые и поручаются за веру крещаемого.
Чин оглашения перешел к нам из времен первых христиан. В древней Церкви взрослого человека, пожелавшего принять крещение, приводили к местному епископу его будущие восприемники (поручители). Это были члены христианской общины, которые свидетельствовали о серьезности намерений его и искренности обращения. Получив такие заверения, епископ вносил его имя в списки оглашенных.
Оглашение, то есть обучение вере, могло проходить иногда очень долго. Оглашенные занимали особое положение в Церкви, им не разрешалось присутствовать на Литургии верных (во время службы и сейчас можно слышать возглас диакона: «Оглашенные, изыдите!»).

Чинопоследование Оглашения


После наставления в вере оглашенный при начале Таинства Крещения в знак покорности и смирения развязывал пояс совлекал верхние одежды, отрешаясь от мирской гордости и тщеславия, и босыми ногами становился на разостланную власяницу.

1. Три запрещения на нечистых духов
Этот обряд следует сразу же после предогласительных молитв.
Священник раскрывает младенца, которого держит восприемница или восприемник, и, дунув трижды крестообразно на его лицо, благословляет трижды чело (то есть лоб) и перси (то есть грудь).
Затем священник возлагает свою руку на главу крещаемого. Рука священнослужителя - рука Самого Господа Иисуса Христа - защищает, дает прибежище, «возмет под крыло», ибо скоро предстоит смертельная схватка с силами тьмы.
Священник читает первые молитвы предогласительные, а вслед за ними - три молитвы «запрещения» (заклинательные на нечистых духов).

2. Отречение от сатаны
Этот обряд, а также следующее за ним исповедание Христа в древности обычно совершались в Страстную пятницу или субботу, и, таким образом, они завершали приготовление к Крещению. В настоящее время они совершаются сразу после чина изгнания духов.
После трех молитв «запрещения» читается молитва «Сый Владыко Господи...», среди которой священник дует снова на чело и перси оглашаемого, говоря трижды: «Изжени из него (из нея) всякаго лукаваго и нечистаго духа, сокрытаго и гнездящагося в сердце его (ея)».
Далее священник поворачивает оглашенного лицом к западу и спрашивает: «Отрицавши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех аггел его, и всего служения его, и всея гордыни его?»
Оглашенный или восприемник его, если крестится младенец, отвечает: «Отрицаюся».
Этот и последующие вопросы и ответы повторяются трижды. При крещении младенца за мальчика дает ответы крестный отец, за девочку - крестная мать.
Священник спрашивает крещаемого: «Отреклся ли еси сатаны?» И отвечает оглашенный или восприемник его: «Отрекохся». Тогда священник говорит: «И дуни, и плюни на него».
«Отречься от сатаны» - это значит отвергнуть свои прежние греховные привычки, отказаться от греховного образа жизни, сотканного из гордыни и самоутверждения, отнявших человека и его жизнь у Бога, как говорит апостол Павел: отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях (Еф. 4, 22).
Троекратное отречение оканчивается тем, что оглашаемый дует и плюет на левую сторону на сатану, показывая этим немощь диавола и презрение к нему.

3. Исповедание верности Христу
После отречения от диавола оглашенный сочетавается Христу, то есть вступает в союз, соединяется со Христом. Отвратив лицо свое от мрака запада, крещаемый обращается лицом на восток - страну света, ко Христу.
Священник вопрошает: «Сочетаваеши ли ся Христу?» И оглашенный или восприемник его отвечает: «Сочетаваюся».
Трижды задается этот вопрос и трижды звучит ответ.
Сочетание Христу означает обещание быть покорным Ему, обязательство вступить в число Его воинов.
Священник снова спрашивает крещаемого: «Сочетался ли еси Христу?» - и следует ответ: «Сочетахся». Затем священник вопрошает: «И веруеши ли Ему?» Крещаемый отвечает: «Верую Ему, яко Царю и Богу».
Веровать во Христа как Царя и Бога - эти титулы значат не одно и то же. Веровать во Христа как в Бога недостаточно, ибо и бесы веруют, и трепещут (Иак. 2, 19). Принять Его как Царя и Господа означает посвятить всю жизнь служению Ему, жить в соответствии с Его заповедями.

4. Исповедание Символа веры
Затем крещаемый или его восприемник читает Символ веры, как бы изъясняя, во что он верует. После прочтения Символа веры священник спрашивает: «Сочетался ли еси Христу?» Крещаемый отвечает: «Сочетахся». Священник спрашивает: «И веруеши ли Ему?» И крещаемый отвечает: «Верую Ему, яко Царю и Богу». Символ веры читается во второй раз, после чего следуют те же вопросы и ответы. По прочтении Символа веры в третий раз священник задает вопрос, и после третьего ответа крещаемого «Сочетахся» говорит: «И поклонися Ему». Оглашенный поклоняется, произнося: «Покланяюся Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней».
По совершении чина оглашения приступающий к Крещению готов принять это великое Таинство.

Чинопоследование Таинства Крещения

1. Освящение воды
Начинается чинопоследование Крешения с освящения воды. Произносится великая ектения, в которую добавлены прошения о ее освящении, а затем читается ряд молитв, в которых просим Бога освятить приготовленную воду.

2. Освящение елея
После того как вода освящена, она помазуется елеем. Греческое слово «елей» означает «масло», а также «милосердие, сострадание». Священник читает молитву на освящение елея и трижды с помощью специальной кисточки крестообразно помазывает им воду. Затем елеем крестообразно помазывает все важные части тела человека: голову, грудь, спину, уши, руки и ноги. При этом произносит установленные слова для каждого из членов: Помазуется раб Божий (или: раба Божия) (имя рек) елеем радования, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь. Во исцеление души и тела. В слышание веры. Руце Твои сотвористе мя и создаете мя. Во еже ходити ему (или: ей) по стопам заповедей Твоих.

3. Крещение
Наступает самый важный и торжественный момент Таинства Крещения - непосредственно само погружение крещаемого в воду. После помазания елеем оглашенному предстоит вступить в завет, союз с Богом через три погружения единого тайнодействия. Крещение совершается через погружение крещаемого в воду при произнесении священником слов: Крещается раб Божий (или: раба Божия) (имя рек) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь. При этом священник трижды погружает и возводит крещаемого из воды.
В настоящее время Крещение взрослых часто совершают через обливание (по причине неприспособленности некоторых храмов для крещения взрослых людей). В исключительных случаях Крещение может совершаться и другими способами. История знает о Крещении мучеников кровью, когда готовящиеся креститься принимали мученическую смерть за исповедание веры во Христа.

4. Облачение новокрещеного
После троекратного погружения в воду новокрещеный облачается в белую одежду. В настоящее время это новая белая рубашечка для младенцев и белая сорочка для взрослого новокрещеного.
Вместе с белою одеждою возлагается на новокрещеного нательный крест - в знак того, что теперь он должен исполнить волю Распятого за нас на Кресте Господа нашего Иисуса Христа, хотя бы верующему пришлось терпеть и переносить множество бед и неожиданных несчастий. По благочестивому обычаю белые одежды бережно хранятся родителями.
В традиции Православной Церкви сразу после Таинства Крещения следует Таинство Миропомазания.

Что такое Крещение и для чего оно необходимо?

– Крещение – это священное действие, в котором верующий во Христа через троекратное погружение тела в воду с призыванием имени Святой Троицы омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершенных им до Крещения, духовно умирает для жизни плотской, греховной и, вновь рождаясь, облекается в благодать Божию для жизни святой, по Евангелию. Апостол говорит: «Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:4).

Без Крещения нельзя вступить в Церковь Христову и стать причастником благодатной жизни.

Сколько раз можно креститься?

– Крещение – это духовное рождение, которое, как и рождение плотское, не может повториться. Как при телесном рождении раз и навсегда заложен внешний облик человека, так и Крещение кладет на душу неизгладимую печать, которая не стирается, хотя бы человек совершил и бесчисленное множество грехов.

Что делать человеку, который не знает, был ли он крещен, и не у кого об этом спросить?

– Если желающий креститься взрослый человек точно не знает, был ли он крещен в детстве или он был крещен мирянином, но неизвестно, правильно ли это было совершено, то в таком случае следует принять Крещение у священника, предупредив его о своих сомнениях.

Что необходимо для Крещения?

– Для принятия Крещения от взрослого человека требуется добровольное и сознательное желание стать христианином, опирающееся на крепкую веру и сердечное покаяние.

Как подготовиться к Крещению?

– Подготовкой к Святому Крещению является истинное покаяние. Покаяние – это неотъемлемое условие того, чтобы Крещение было принято достойным образом, во спасение души. Такое покаяние состоит в признании своих грехов, в сожалении о них, в исповедании их (в доверительной беседе со священником), в оставлении греховной жизни, в осознании необходимости Искупителя.

Перед Крещением надо познакомиться с основами Православной веры, с «Символом веры», с молитвами «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся…» и постараться их выучить. Помогут и огласительные беседы для желающих креститься, которые сейчас проводятся во многих храмах.

Когда надо крестить ребенка? Что для этого нужно?

– Определенного времени для совершения Таинства Крещения младенцев церковными правилами не установлено. Православные христиане обычно крестят своих детей в период с восьмого по сороковой день жизни. Откладывание крещения детей после сорокового дня рождения нежелательно, это свидетельствует об отсутствии веры у родителей, лишающих своего ребенка благодати церковных Таинств.

Для того, чтобы окрестить ребенка надо узнать расписание совершения Крещения в храме и придти к назначенному времени. Принести с собой крестик (желательно на ленточке), крестильную рубашку и полотенце. Для младенцев обязательны крестные, которые должны быть крещеными и верующими.

Обязательны ли крестные?

– Для детей до 12 лет крестные (восприемники) обязательны, потому что сами дети не могут сознательно исповедовать свою веру, а крестные поручаются за веру крещаемых. Взрослые могут креститься и без крестных.

Откуда идет обычай иметь крестных?

– Во времена гонений на христиан, когда для совершения Литургии и молитв христиане собирались в потаенном месте, новообращенного принимали в общину только в том случае, если у него был поручитель, который готовил его к Крещению.

Кто может быть крестным?

– Крестными могут быть бабушки, дедушки, братья, сестры, друзья, знакомые. Они должны быть крещеными и верующими. Крестные родители одного ребенка в будущем уже не могут вступить друг с другом в брак, потому что являются духовными родственниками.

Кто не может быть крестным?

– Крестными не могут быть:

1) дети (восприемник должен быть не моложе 15 лет, восприемница – не моложе 13 лет);

2) люди безнравственные и безумные (душевнобольные);

3) неправославные;

4) муж и жена – у одного крещаемого;

5) монахи и монахини;

6) родители не могут быть восприемниками своих детей.

Может ли присутствовать на Крещении младенца его мама в месячной нечистоте?

– Присутствовать может, но в этом случае не будет совершен обряд воцерковления младенца, который заключается в чтении молитв, относящихся к матери и младенцу и в принесении младенца к престолу или царским вратам (смотря по полу), как бы пред лице Самого Господа. Быть воцерковленным значит быть введенным в собрание церковное, быть причисленным к собранию верных. Такое причисление совершается через Таинство Крещения, в котором человек возрождается к новой жизни и становится полноправным членом христианского общества; воцерковление же есть специальное выражение этого причисления; его можно сравнить с официальным актом, которым закрепляются новые права нового члена общества и которым он вводится во владение этими правами.

Надо ли предварительно записываться на Крещение?

– В тех храмах, где ведется предварительная запись желающих принять Крещение, можно записаться предварительно. В большинстве же храмов запись осуществляется в день Крещения.

Могут ли родители присутствовать при Крещении своего ребенка?

– Существующие в некоторых местах обычаи не допускать на Крещение отца и мать не имеют никакого церковного основания. Единственное требование – родители не должны участвовать в Таинстве Крещения (то есть они не держат младенца на руках, не воспринимают его от купели – это делают крестные), а родители могут только присутствовать при Крещении.

Кому надо держать ребенка при Крещении?

– В течение всего Таинства Крещения младенца держат на руках крестные. Когда крестят мальчика, до погружения в купель ребенка обычно держит крестная мать, а крестный отец – после этого. Если же крестят девочку, то вначале на руках ее держит крестный отец, а воспринимает от купели крестная мать.

Не лучше ли отложить Крещение до того времени, когда ребенок сможет сам сознательно сказать, что он верит в Бога?

– Раз Бог даровал родителям ребенка, у которого есть не только тело, но и душа, то и заботиться они должны не только о его телесном возрастании. Таинство Крещения есть духовное рождение, которое является первым и незаменимым шагом на пути к вечному спасению. В Крещении благодать Божия освящает естество человека, омывая первородный грех и наделяя даром жизни вечной. Только крещеный ребенок способен полноценно приобщаться к святыням, быть общником Евхаристии, вообще воспринимать благодать, которая убережет его от многих искушений и пороков в период возрастания и взросления. А кто откладывает Крещение ребенка, тот оставляет маленькую душу доступной воздействию греховного мира.

Конечно, маленький ребенок еще не может выразить своей веры, но это не значит, что родители должны пренебречь его душой. Далеко не всегда учитываются желания маленьких детей по многим важным для них вопросам. Например, некоторые дети боятся и не хотят посещать больницу, но ведь родители, даже вопреки их желанию, лечат их. А Таинства Церкви, первое из которых – Крещение, есть духовное врачевство и то духовное питание, в котором нуждаются дети, хотя они еще и не осознают это.

Можно ли креститься в 50 – 60 лет?

– Креститься можно в любом возрасте.

В какие дни Крещение не совершается?

– Для совершения Таинства Крещения нет никаких внешних ограничений – ни по времени, ни по месту его совершения. Но в некоторых храмах Таинство Крещения совершается по расписанию в определенные дни, например, из-за занятости священника.

Только ли священник может совершать Крещение?

– В исключительных случаях, например, при смертельной опасности для новорожденного младенца или взрослого человека, когда невозможно пригласить священника или диакона, допускается, чтобы Крещение совершил мирянин – то есть любой верующий православный христианин, понимающий важность Крещения.

Как в случае смертельной опасности окрестить человека без священника?

– Для этого необходимо сознательно, с искренней верой, с пониманием важности дела точно и правильно произнести формулу Таинства Крещения – таиносовершительные слова: «Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца (первое погружение или окропление водой), аминь, и Сына (второе погружение или окропление водой), аминь, и Святаго Духа (третье погружение или окропление водой), аминь».

Если крещеный таким образом человек останется жив, то священник должен восполнить Крещение положенными в чинопоследовании молитвами и священнодействиями, а если умрет, то его можно отпевать, заказывать панихиды, писать его имя в церковных записках

Можно ли креститься беременной?

– Беременность не является препятствием для Таинства Крещения.

Надо ли приносить на Крещение свидетельство о рождении?

– Для Таинства Крещения свидетельство о рождении не требуется.

От какого слова происходит слово «крещение»? Если от слова «крест», тогда почему в Евангелии говорится о том, что Иоанн «крестил» водою, еще до того, как Спаситель претерпел крестные страдания?

– На всех европейских языках «крещение» значит «баптизо», то есть погружение в воду, омовение в воде. Первоначально этот термин не был связан с церковным Таинством, обозначая всякое омовение водою, погружение в нее. Славянский же язык, возникший уже в христианскую эпоху, подчеркивает именно христианский смысл Крещения как сораспятия со Христом, умирания во Христе и воскресения для новой благодатной жизни. Поэтому, когда Евангелие говорит о крещении Иоанна, то имеется в виду символическое погружение в воду приходящих к нему людей во оставление грехов; происхождение же названия Таинства от слова «крест» – филологическая особенность нашего языка.

Проезд общественным транспортом: от Москвы с Рижского вокзала до станции Новоиерусалимская 62 км, далее автобусом на Раково.

Проезд автомобилем: от Москвы по Новорижскому шоссе (М9) до поворота на Мансурово 50 км, далее - до Мансурово 5 км, поворот - по указателю на храм.

Церковь Святителя Николая в селе Мансурово была построена в 1853-1875 годах на месте прежней деревянной, на средства местного помещика, подполковника Петра Ивановича Вырубова. Архитектор храма - Н.И.Козловский.

Старинное село Мансурово, находившееся в версте от Петрова, имело свою историю и издревле принадлежало разным владельцам. В начале Смутного времени в XVII веке Мансурово было совершенно разорено польско-литовскими отрядами и стояло "впусте". Позже селом поочередно владели: Петр Данилович, князь Юрий Хворостин, князья Корсаковы и Волконские.

Появление первой церкви в селе Петрово связано с потомками уже знакомого нам старинного боярского рода Голохвастовых, которые долгое время оставались владельцами обширных земель в этих местах. В 1682 году село Петрово вначале ненадолго переходит во владение князей Волконских, от них - к Ивану Михайловичу Воейкову, а в 1754 году село перешло по закладной во владение Марье Васильевне Олсуфьевой - супруге действительного статского советника сенатора Адама Васильевича Олсуфьева. (Иногда в письменных источниках фамилии супругов начинается на букву А - Алсуфьевы).

На то время в вотчине генерала Адама Васильевича Алсуфьева имелись две деревянные церкви: во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца что в селе Мансурово, и в версте от нее - церковь Похвалы Богородицы.

В 1786 году, то есть спустя 160 лет после строительства первого деревянного храма, М.В. Алсуфьева подает прошение члену Святейшего Правительствующего Синода архиепископу Московскому и Калужскому Платону о строительстве в селе Петрове новой деревянной церкви. Из клировых ведомостей 1823-1826 годов узнаем, что она была возведена в 1791 году "тщанием ея превосходительства Марии Васильевны Алсуфьевой".

Известно, что М.В. Алсуфьева пожелала строить новый храм не в самом селе Петрове, на месте старого храма и в тесном окружении крестьянских жилых зданий, а весьма удачно избрала новое место - на возвышении, между селами Петровым и Мансуровым, на расстоянии версты от того и другого, и этим как бы уравнивая в правах оба старых прихода и делая новый, одинаково доступным для всех окрестных жителей.

С новой владелицы - Елизаветы Свиньиной начался и новый период в обустройстве Никольского храма. Старинный дворянский род Свиньиных на Руси известен с середины XVI века со времен Великого князя Василия Васильевича, когда его представители пришли на службу из Литвы.

Долгие годы, оставаясь хозяйкой поместья, Елизавета Сергеевна Свиньина постоянно заботилась о благосостоянии Никольской церкви. Известно, что в 1810, 1811 и 1817 годах она обращалась к церковным властям с прошениями о ремонтах, обновлении и благоукрашении Никольской церкви. В результате церковь была оштукатурена, внутри в ней был устроен новый иконостас, появились заново написанные святые иконы. В течение лета 1820 года была построена новая каменная колокольня. Внешний вид ее представлен на известном нам чертеже вместе с деревянной церковью 1791 года. Чертеж подписан архитектором Балашовым.

С 1841 года Никольская церковь перешла на попечение дворянского семейства Вырубовых, которые внесли свой немалый вклад в ее окончательную достройку. Род Вырубовых, как и Свиньиных, был древним и корнями своими уходил в XVI век.

Клировые ведомости от 1868 года сообщают, что Никольская церковь построена в1853 году тщанием г. подполковника Петра Ивановича Вырубова и прихожанами на месте сломанной деревянной. В 1875-ом церковь была окончена и освящена, а главным храмоздателем был помещик П.И.Вырубов. Архитектором был Николай Ильич Козловский. Никольскую церковь в селе Мансурове можно считать одним из лучших творений Н.И Козловского.

О времени закрытия церкви сведений пока не обнаружено. Видимо, это произошло в конце 1930-х годов, в очередную волну гонений на Русскую церковь, после чего, как обычно, остатки церковного имущества были уничтожены и разграблены.

В полутора километрах от церкви до сих пор сохранились остатки усадьбы Вырубовых. В этом заброшенном месте, угадывается парковая планировка конца XVIII века, стоят жилой флигель и служебные постройки, видимо оставшиеся от последнего владельца усадьбы - К.Н. Долгорукова (с 1911 года).

Во время Великой отечественной войны в округе были взорваны все храмы, а впоследствии разобраны до фундамента. Храм Святителя Николая села Мансурово чудом уцелел. Вечная память тому командиру и солдату, что не уничтожили храм, стоящий на возвышении и являвшийся ориентиром на местности!

После Великой Отечественной войны пустующий Никольский храм сначала использовался как подсобное помещение для пионерского лагеря, позднее здесь был клуб, потом он был занят под овощехранилище. Ремонтом храма никто не занимался, и он постепенно разрушался. Крайне запущенной и захламленной была окружающая территория, так как до 1990 года здесь стояли вагончики для строителей проходившей поблизости Рижской трассы.

Только в 1990 году в полуразрушенном храме, по доброй воле одного из местных предпринимателей был произведен небольшой ремонт крыши, окон и дверей, что отчасти уберегло церковь от дальнейшего разрушения. Сиротливо стоящий на возвышении среди полей, заброшенный храм все еще ожидал часа своего возрождения. И спустя пять лет время возрождения наступило.

История возрождения храма началась в 1995 году, когда был рукоположен во священника отец Вадим (Сорокин), и назначен настоятелем Никольской церкви села Мансурово.

Первое впечатление от храма было тяжелым: ни окон, ни дверей, провисшие от протекания и зеленые от водорослей каменные своды, кощунственно расстрелянные лики святых, многие фрески грубо вырублены, сохранившиеся кое-где остатки старинного красивого пола засыпаны мусором, углы повыбиты от добывания кирпича, стены сильно обветшали. И все же, несмотря на "мерзость запустения", наполненный светом, просторный храм поражал своим торжествующим по истине божественным величием. Воображение дорисовывало утраченные фрагменты, помогало представить его в обновленном виде, таким, каким знали его наши давние предки. Отныне главной целью и единственным желанием молодого священника стало - сделать все, чтобы увидеть храм возрожденным, обновленным, наполненным, как в прежние времена, верующим народом.

В июне 1997 года приступили к реконструкции церкви. Поднялись строительные леса у стен храма, начался их ремонт. Тем временем в трапезной церкви были заново переложены своды, крышу над ними перекрыли оцинкованным железом, вставили окна. В 1998 году стены храма были восстановлены до ротонды. В алтарной части церкви перекрыли свод. Было приобретено 3 тонны меди для куполов. 18 июля 1998 года, в день празднования обретения мощей преподобного Сергия Радонежского и всея России чудотворца в 1422 году к Никольскому храму была приписана часовня св. Сергия Радонежского, которая находится в деревне Загорье, и там совершили первый молебен. В этом же году Никольская церковь обрела первую святыню - частицу мощей св. целителя Пантелеимона, которая была вложена в написанную по этому поводу икону. Осенью 1999 года в Никольской церкви впервые торжественно зазвонили сразу девять колоколов. Их привезли с Урала, а приобрели на деньги собранные от многих жертвователей. Большую помощь в установке колоколов и обучении звонаря оказал Московский центр колокольного звона.

9 мая 2000 года в храме отпраздновали первый скромный юбилей - пятилетнюю годовщину служения его настоятеля - иерея Вадима - первого восприемника многих преданных служителей алтаря Божия в этой церкви. 2 ноября 2003 состоялось великое освящение Никольской церкви. Богослужение возглавил архиепископ Можайский Григорий.

К 2003 году храм был хорошо просушен и подготовлены внутренние стены к предстоящей росписи. Длительные поиски высококвалифицированных и опытных мастеров-иконописцев позволили познакомиться с различными современными иконописными школами. Большой интерес вызвала богатая историческими и культурными традициями мстерская школа.

Византийская техника письма плавями (плавь - жидкое письмо, тонкий слой краски, накладываемый на все элементы композиции), византийская иконография сохранялись в Мстере на протяжении нескольких столетий. Стиль данной иконописной школы определялся культурными запросами старообрядчества. Написание икон "старого письма" развили своеобразный иконописный стиль и высокий уровень реставрации. .

Не забыты и окрестности возрожденного храма. С 2007г. начато поэтапное воплощение проекта благоустройства территории Никольской церкви. В ноябре 2009 г. закончено строительство периферических дорожек, имеющих бионический характер и подпорной стенки с северной стороны территории, произведена разметка контуров и устройство дна второго водоема, произведен дренаж затопляемых участков, выполнена формирующая обрезка плодового сада. Заложена липовая и рябиновая аллеи, роща из лиственниц, посажена сортовая сирень различных оттенков вокруг дома причта. Закончено строительство церковной ограды и расчистка территории от порослей ивняка, с западной стороны заложена площадка для служебного транспорта с учетом посадки древесно-кустарниковых композиций для декорирования дренажных колодцев.

В храме не только проводятся регулярные богослужения. Приход ведет большую миссионерскую работу в церкви села Кострово, Настоятель Никольской церкви - частый гость Костровской средней школы. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своих выступлениях постоянно выражает одобрение преподаванию в общеобразовательных школах «Основ православной культуры».

Благодарим за предоставленную информацию приход Никольской церкви, настоятеля о.Вадима и сайт прихода:

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода