Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Лучшие штативы. Как выбрать штатив и монопод

Рад приветствовать вас, уважаемый читатель. С вами на связи, Тимур Мустаев. В моих статьях вы могли прочитать о многих деталях фотоаппарата, причём как встроенных, так и дополнительных. Но есть одна вещь, которая используется многими фотографами и которая почти незаменима. В этой статье будет рассмотрен выбор штатива для зеркального фотоаппарата.

Применяется он, как все сторонние фотоинструменты, для получения более качественной картинки или упрощения работы фотографа. Но пред его покупкой следует взвесить все «за» и «против», понять, что он действительно вам нужен.

Плюсы и минусы

Итак, давайте же разберём все плюсы и минусы штативов. Начать стоит, конечно же, с плюсов. Основной плюс кроется в самом понятии штатива – это опора. Вы можете установить на него камеру, потом уже изменять объект съёмки, если вы, к примеру, занимаетесь натюрмортом.

Вокруг этого понятия строится целая куча плюсов, но я опишу самые, по моему мнению, очевидные.

Во-первых , он позволяет работать с низкими значениями . Применяя его для получения кадра, можно быть уверенным, что картинка не «размажется». Особенно хорош штатив для съёмки рассветов и закатов, многокадровой съёмки на природе. В общем, описать его можно как идеальный инструмент для фотографирования с минимальным уровнем шумов в любое время суток.

Во-вторых , этот чудо-инструмент делает возможной неторопливую съёмку. Да, на первый взгляд, такая особенность может показаться недостатком, но, чем больше я снимаю, тем лучше осознаю, что лучше рассмотреть все возможные недостатки потенциального снимка и попытаться их нивелировать на месте, чем пытаться всё исправить во время пост-обработки.

В-третьих , искусственная опора позволяет боле эффективно использовать таймер для съёмки групповых фото. Представьте только, что вас пригласили на важное мероприятие близкие вам люди, а прийти без камеры было просто неправильно. Так вот, очень часто наступает момент группового фото, на котором должны быть вообще все, даже вы.

В такие моменты и выручает таймер затвора. Однако, если нет штатива, то, чтобы получить качественный групповой снимок, придётся искать прочную опору. Само наличие этого инструмента выгодно решает такую проблему.

В-четвёртых , с ним вы сможете получать резкие снимки при работе на больших фокусных расстояниях, применяя телеобъектив. Даже малейшее колебание камеры на дальнем фокусе может оказаться фатальным: потеряется резкость или сам объект съёмки, что хуже.

Основные плюсы, очевидные лично для меня, я описал, настало время минусов. Думаю, они очевидны: это размер и вес. Если вы любите путешествовать, особенно за пределами родной страны, то вам, наверняка, знакомы такие проблемы, как прохождение таможенного контроля в аэропортах или определение места для фотооборудования.

Вес является фатальным при дальних походах, а размер проявляется при работе в тесных пространствах, к примеру, в пещерах или тесных коридорах, тут уж зависит всё только от фантазии.

Именно из-за этого следует тщательно подумать нужен вам штатив, или же вы обойдётесь короткой и высоким .

Выбор штатива

Итак, если вы, обдумав все достоинства и недостатки, решили, что без штатива никак, то нужно определиться, какой же из множества вариантов выбрать для себя. Здесь следует помнить, что для каждого фотографа выбор индивидуален, а описанный далее выбор касается исключительно меня. Конечно, будут описаны все знакомые мне вариации инструментов, а лично мой выбор я попытаюсь аргументировать.

Штативы, как правило, состоят из нескольких элементов. Большинство из них включают в себя:

  • штативную головку;
  • центральную штангу;
  • ножки;
  • упоры ножек.

Очень редко попадаются варианты без первого элемента, тем самым предлагая покупателю выбрать нужный ему экземпляр, чаще же всё идёт уже в собранном виде.

Штативная головка

Штативная головка – самый главный элемент выбираемого инструмента. Она определяет, как будет закреплена камера, что играет определяющую роль. Существует 4 основных вида головок:

  1. шаровая;
  2. джойстик;
  3. двухосная;
  4. трёхосная.

Мой выбор пал на первую, а именно шаровую. На мой взгляд, она наиболее прочно фиксирует камеру, причём настраивать её очень удобно.

Следует также обращать внимание на тип крепления камеры к головке и максимальный вес, который, данная установка способна выдержать. В случае веса, он должен быть больше массы вашей камеры примерно в 2, а лучше в 3 раза.

Зачем? Чтобы в будущем, если вы решите сменить фотоаппарат или оптику, не пришлось менять штатив. К примеру, чтобы можно было установить на место Canon 1100D другой аппарат марки, более высокого уровня, типа Canon 70D, а может Canon 5D Mark II, который уж точно тяжелее.

А что же такого в типе крепления?

В большинстве случаев, на рынке представлены инструменты со статическим креплением. Это значит, что камеру нужно «прикручивать» к специальному разъёму. Есть крепежи-«застёжки», позволяющие быстро снимать и устанавливать аппарат, но они весьма ненадёжны: часто ломаются рычажки креплений (все зависит от качества штатива).

Самый универсальный вариант – площадка из двух частей. Одна всегда остаётся на опоре, другая – на камере. Это позволяет быстро снимать наш аппарат со штатива при первой необходимости.

Центральная штанга

Такой элемент может быть съёмным или нет, всё зависит от штатива. От этого, в свою очередь, зависит эргономика. Не секрет, что с ней наш инструмент будет несколько тяжелее и крупнее. Однако, есть у него и некоторые особенности, за которые его можно полюбить, но обо всём по порядку.

Так вот, при поднятии камеры вверх, центральная штанга позволяет зафиксировать её на комфортной высоте для съёмки. Благодаря этому отпадёт необходимость наклоняться для того, чтобы взглянуть в видоискатель. Можно также установить её горизонтально, что позволит перемещать камеру, тем самым меняя композицию, не изменяя положения штатива.

Главными минусами конструкции можно назвать небольшой люфт (у большинства люфт невыносимо критичен) и отсутствие возможности установки инструмента на максимально низкое положение. Конечно, использовать в студии её можно, но для съёмки на природе от штанги лучше отказаться.

Мое мнение, лучше брать со штангой. Тем более на сегодняшний день, на качественных штативах, штанга идет в комплекте по умолчанию.

Ножки штатива

Существует несколько видов ножек:

  • пластиковые;
  • алюминиевые;
  • металлические;
  • углепластиковые.

Последние славятся наибольшей прочностью и лёгкостью, благодаря чему они так востребованы среди путешественников. Алюминиевые и металлические ножки прибавляют больше веса ко всей конструкции, но, зачастую, придают большую устойчивость. Пластиковые же не так прочны, к тому же, они обычно крепятся к центральной штанге. Пластиковые, я брать не рекомендую.

Также следует учитывать количество секций в ножках. Чем их больше, тем выше может подняться штатив, поэтому выбор между двух и трёхсекционными моделями делается с оговоркой на высоту. Путешественники обычно выбирают варианты с тремя и более секциями, так как они более универсальны и удобны для перевозки.

Существуют и более трех секций, которые очень удобны и компактны в сложенном виде, к ним стоит присмотреться.

Упоры ножек

Последние элементы, на которые следует обратить внимание – упоры на концах ножек и зажимы между секциями. Бывают версии:

  1. с остроконечными упорами;
  2. резиновыми;
  3. комбинированными.

Первые применяются для работы с более-менее мягким грунтом, вторые – элемент студийной съемки, а последние позволяют делать всё сразу. Поэтому на последний вариант пал мой выбор.

Что касается зажимов ножек, то выбирать следует то. Что удобно лично вам. Для меня наиболее правильным вариантом оказались эксцентрические зажимы. Они позволяют довольно быстро собрать и разобрать штатив. Второй возможный вариант – муфтовый крепёж. Он надёжнее, и некоторым может показаться удобнее, поэтому последний выбор остаётся за вами.

Напоследок не хотелось проходить мимо, и порекомендовать вам, очень шикарный и грамотный курс «Моя первая ЗЕРКАЛКА ». Данный видеокурс, уже помог многим начинающим фотографам, который плохо разбирались в своих зеркальных фотокамерах и фотографировали только в режиме «Auto». После просмотра, они осознали всю прелесть зеркальной камеры и начали показывать хорошие результаты фотографий. Почему я это знаю? Потому, что, это мои знакомые, которым я рекомендовал данный курс.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для приверженцев камеры CANON.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для приверженцев камеры NIKON.

Мой друг приобрел себе штатив — BENRO IT25 Pro , покупал его на Aliexpress, вот ссылка на штатив, если кому интересно. Штатив, очень даже хороший. Такой, например, в М.Видео в разы стоит дороже. Еще плюс в чем, из него можно собрать монопод. Получается 2 в 1! Очень выгодно! Плюс в комплект входит шаровая головка, это вообще чудо. И еще одна фишка, которая внушает доверие, производитель дает 6 лет гарантии.

Вот как он выглядит:

Есть еще вариант BENRO IT15 . По цене он немного подешевле. Его можно купить в проверенном магазине на Aliexpress здесь .

Чем он отличается BENRO IT15 от BENRO IT25:

  1. Небольшая разница в цене;
  2. Допустимая нагрузка 4 кг, вместо 6 кг, как у IT25;
  3. Максимальная расширенная длина — 1475 мм, у IT25 — 1545;
  4. Вес 1260 грамм, вместо 1610 грамм.

Общий вывод

Обе модели весьма впечетляющее. Похожи друг на друга. Обе имеют разложение на монопод, что очень радует. Гарантия от производителя 6 лет, а это говорит само за себя, что трипод очень качественный. Отзывы на эти триподы только положительные как и мой. Если искать дешевле, это просто деньги на ветер. Ничего относительно качественного вы не найдете. Купите хороший товар один раз и навсегда.

Если вам интересно мое личное мнение, я бы выбрал BENRO IT25.

Итак, я рассказал всё, чем руководствовался сам при выборе штатива. Надеюсь, вы примите правильное решение. Если это так, то расскажите об этой статье друзьям, лишним точно не будет.

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

«Надя, ноги шире… раздвинь их до конца!» (О ногах штатива. Быль.).

Основная функция штатива: держать неподвижно камеру продолжительное время. Это позволяет делать резкие фотографии при длительной выдержке, вызванной недостаточной освещенностью. Начинающие фотографы иногда испытывают затруднение при покупке этого аксессуара, поэтому я расскажу свои принципы выбора штатива для фотоаппарата. Покупать первый штатив через интернет, без похода в магазин – играть в рулетку. Можно сделать исключение для известных, проверенных и надежных производителей, таких как Manfrotto или Gitzo. Но и тут, надо понимать, что может та или иная модель. Далее я буду приводить примеры для штативов Manfrotto, как наиболее популярных среди фотографов.

Какая у вас фотокамера?

Если вы снимаете компактной фотокамерой («мыльница»), то штатив может быть самый простой, а значит легкий и не дорогой, в общем – почти любой (не забывая о его высоте). Мыльницы не имеют механического затвора, а значит и вибраций. Поэтому вам подойдут даже миниатюрные модели Manfrotto - Digi. Но если у вас зеркальная фотокамера...

Нагрузка на штатив

Штатив для зеркальных фотокамер должен быть мощным настолько, чтобы суметь погасить вибрации затвора и зеркала фотоаппарата. А это, увеличивает его вес и стоимость. Manfrotto указывает, какой вес способен держать тот или иной штатив. Например 055 серия рассчитан на вес камеры и объектива в 7-8 кг., 190 серия может нести на себе 5 кг., а 290 - 4-5 кг. Зеркальные фотокамеры с небольшим объективом весят менее 2 кг., поэтому штатив любой серии мог бы подойти. Однако, мы должны помнить, чем прочней, тяжелей трипод, тем меньше вероятность появления «шевеленки». Взвесив за и против, я, в свое время, выбрал Manfrotto 190 (собственный вес 1,6 кг.), как компромисс между весом и жесткостью. Manfrotto 055 (вес 2,3 кг.), конечно, устойчивей, но его вес и габариты пугали меня. К тому же он не влезает в мой фоторюкзак, который имеет специальный карман для трипода.

Легкий штатив требуется альпинистам, в долгих пеших походах и хрупким девушкам. В любой серии больших триподов вы найдете «карбоновые» модели (Carbon Fibre). Этот материал позволяет сделать штатив легче на 500-700 граммов, что может быть существенно для некоторых фотографов. Естественно, карбоновые модели самые дорогие.

Высота штатива

Сложная ситуация у пейзажистов. Обычная для них высота камеры – рост человека. Чтобы поднять фотокамеру на такую высоту требуется или длинные ноги штатива (значит и габариты), или большее число секций, из которых состоит нога. Последнее неудобно, ибо чтобы поднять трипод на максимальную высоту надо вместо 9 (при трех секция) сделать 12 (при четырех) открытий-закрытий замков. Я рекомендую быстрые рычажные замки секций (последний на фотографии). Цанговые или завинчивающиеся замки неудобны и медлительны в работе.

Предположим, что трипод пейзажиста должен обеспечить высоту фотокамеры 170 см. С учетом того что штативная головка приподнимет камеру еще сантиметров на пять, будем считать что нам надо найти модель высотой 165 см. У Manfrotto 290 серии это единственная модель - 294, но и она нам не подойдет, так как желаемая высота получается лишь при максимальном выдвижении центральной штанги. А это есть зло.

Центральная штанга – самое слабое место в части гашения вибраций. При ее максимальном поднятии мой 190 штатив не может погасить вибрации затвора даже при предварительном поднятии зеркала (фотокамера Canon 5DII). Однако, ситуация нормализуется, если центральная штанга выдвинута до средины своей высоты. Поэтому пейзажисту я бы рекомендовал Manfrotto 055 серии (высота при половине выдвинутой центральной штанге около 160 см.) или тяжелые четырехсекционные 057 (высота 190 см.). Если вы посчитаете что эти штативы слишком громоздкие, или дорогие, то обратите внимание на 055 и 190 серии (135 см), но учтите, что часто высота точки съемки будет ниже, чем вам хотелось бы.

Низкий штатив требуется любителям эффектных нижних ракурсов и при макросъемке на природе, когда камеру приходится опускать до уровня земли. Большая часть моделей Manfrotto имеет возможность так широко раздвинуть ноги штатива, что он практически ложится на землю, имея высоту (без штативной головки) всего 6-8 см. Но, сама центральная штанга не позволит вам опустить камеру до этого уровня, если только вы не выкопаете под нее яму в земле. А если асфальт? Эту проблему можно решить тремя путями.

1/ переворачивать центральную штангу, таким образом камера оказывается между ног штатива, и может опускаться до уровня земли (фото 1). Это неудобно, так как все органы управления и меню оказываются вниз головой. Я могу рекомендовать этот способ если низкая точка съемки используется вами чрезвычайно редко.

2/ купить специальный «настольный» штатив (фото 2). Легкий, компактный, но, увы, не рассчитанный на большие нагрузки (максимальный вес 2 кг.). Для легких фотокамер – прекрасное решение. Кстати, такой штативчик полезно всегда иметь с собой: его можно поставить на стол или прислонить к стене на любой высоте.

3/ приобрести «большой» штатив, у которого центральная штанга может фиксироваться в горизонтальном положении (фото 3). К сожалению, это универсальное решение увеличит вес и стоимость трипода. Данная технология Manfrotto называется «Q90°».

Монопод

Монопод используется при съемках, требующих от фотографа подвижности и мобильности. Как правило, это репортаж. В виду своей компактности и легкости, некоторые фотографы носят с собой монопод «на всякий случай». А еще его используют как палку для ходьбы:)

Как выбрать штатив в магазине

Если вы хотите купить штатив непосредственно в магазине, то рекомендую провести три простых теста перед покупкой. Попросите те модели, которые подходят вам по цене и высоте. Выдвиньте все ножки тестируемых штативов (не поднимая центральную штангу), обхватите верхнюю часть трипода рукой и попробуйте делать скручивающее движение в горизонтальной плоскости. Наиболее прочные экземпляры будут лучше сопротивляться движению руки. Затем поднимите до конца центральную штангу и попробуйте ее покачать. Лучшая модель будет иметь меньшую амплитуду раскачивания. Последний тест на прочность фиксаторов ножек: поставьте штатив поочередно на каждую его ножку и надавите на нее с усилием, примерно, 2-3 килограмма. Если замок работает надежно, то ножки не должны складываться.

Продолжение о выборе штативной головки следует.

Учитывая огромное количество предложений на рынке, выбор штатива может быть весьма непростым делом. С одной стороны, штатив – очень простое устройство, удерживающее нашу камеру, и позволяющее делать снимки в условиях сложного освещения. С другой стороны, существует множество переменных, которые вступают в игру при выборе штатива: какой высоты он должен быть? Насколько он должен быть легким? Насколько устойчивым? Какую нагрузку он должен быть способен выдерживать? Какую сумму я могу потратить на приобретение штатива? И это лишь некоторые вопросы, с которыми сталкивается всякий, кто собирается купить штатив.

Прежде чем углубиться в детали выбора штатива, я хотел бы поговорить о преимуществах и недостатках штативов и причинах, по которым вам может понадобиться один из них.

Для чего нужен штатив?

Итак, для каких целей необходим штатив? Возможно, вам он может понадобиться по одной из следующих причин:

    • Для сохранения камеры неподвижной с целью увеличения резкости и глубины резкости изображений при съемке в условиях низкой освещенности .
    • Для разгрузки камеры при использовании тяжелых объективов, например, длинных телеобъективов.
    • Для повышения качества изображений, при съемке на минимальных значениях .
    • Для максимально точной компоновки кадра.
    • Для съемки и панорамных снимков, требующих точного кадрирования.
    • Для астрофотографии, при съемке звезд, и т.д., фризлайта, а также и архитектурной фотографии при недостаточном освещении.
    • Чтобы с использованием таймера автоспуска затвора камеры.
    • Для макросъемки.
    • Для установки фотооборудования: вспышек, отражателей и т.д.
    • Для съемки сложных или недоступных для съемки с рук ракурсов.
    • Для съемки видео.
  • Для самозащиты 🙂

Я использую штатив лишь для одного – для съемки в пейзажной фотографии. Фотографировать восходы и может быть довольно непростым делом, особенно когда условия освещения далеки от идеала. Хотя с появлением новых ультра широкоугольных объективов, таких как Nikon 16-35mm f/4,0 VR с технологией подавления вибраций, и цифровых зеркальных камер, таких как Nikon D3S, которые имеют очень впечатляющую производительность при высокой чувствительности ISO, использование штатива уже почти не требуется. Тем не менее, я по-прежнему предпочитаю использовать штатив, чтобы снимать на максимально низком значении ISO, HDR, или панорамные изображения. Кроме того, бывают ситуации, когда необходимо использовать штатив для замедления и размытия движения, например, для съемки текущей воды и водопадов, как вы можете видеть на фотографии ниже. Так что, если вы увлекаетесь пейзажной фотографией, то вам обязательно понадобится хороший объектив, и любой профессионал скажет вам то же самое.

Иногда я мог бы использовать штатив, для съемки дикой природы (в частности, птиц), но в длительных путешествиях я отказываюсь от него из-за его веса и неудобства.

Элементы штатива. Как устроен штатив?

Штатив, как правило, состоит из следующих частей:

    • Ноги – это очевидно. Ноги штативов, как правило, изготавливаются из алюминия, базальта, стали или углеродного волокна.
    • Головка – элемент штатива, на которую крепится камера или объектив. Существует множество различных типов головок, но самые популярные – шаровые и панорамные головки.
    • Центральная колонна – отдельная стойка, проходящая через центр и позволяющая изменять высоту штатива.
  • Подошвы ног – хорошие штативы комплектуются сменными подошвами для использования внутри и вне помещений.

Самые дешевые штативы могут оснащаться ногами с несъемными подошвами, несъемной головкой, а иногда и фиксированной центральной колонной. В то время как дорогие профессиональные штативы имеют модульную систему (головка, как правило, не входит в комплект) и сменные подошва ног.

Недостатки использования штатива

Штатив – это здорово и он может предоставить вам широкие возможности для получения высококачественных фотографий. Однако, у использования штативов есть и свои недостатки, а именно:

    • Они тяжелые. Хотя есть относительно легкие штативы из углеродного волокна, но как только вы установите на него головку, вся система станет достаточно тяжелой.
    • Они неудобны. Неважно насколько компактен ваш штатив, он все же занимает место, и путешествовать с ним, порой, может быть крайне неудобно.
    • Их трудно использовать в местах с большим количеством людей.
    • Они могут быть дорогими. Хорошие штативы могут стоить больше 1 000 долларов.
    • Для их установки и настройки требуется время. Так что вы рискуете пропустить лучший момент для снимка.
  • Вы можете легко повредить камеру и объектив, если вы не знаете, как правильно работать со штативом, или если используете дешевый и неустойчивый штатив.

Факторы, которые необходимо учитывать при выборе штатива

Итак, вы начали поиск штатива и не имеете ни малейшего представления, с чего именно начать. Какие факторы нужно учитывать при выборе и покупке штатива? Как я уже отметил выше, покупка штатива может быть непростым делом, учитывая то, как много различных вариантов предлагает рынок: от небольших и компактных до больших и тяжелых. Давайте пройдемся по каждому фактору и определим ваши потребности:

Максимальная нагрузка

Первое, на что я обратил бы внимание – максимальная нагрузка, на которую рассчитан штатив. Многие фотографы совершают ошибку, покупая штатив, рассчитанный на нагрузку в пару килограмм, и не предназначенный для достаточно тяжелых DSLR-камер. Что из этого может получиться – очевидно: в тот или иной момент вся конструкция рухнет, грозя повредить камеру и объектив.

Перед покупкой штатива убедитесь, что он способен выдержать нагрузку, по крайней мере, в 1,5 раза больше, чем суммарный вес вашей камеры и самого тяжелого из ваших объективов.

Я говорю: «по крайней мере», поскольку предпочитаю, чтобы максимальная нагрузка, на которую рассчитан мой штатив была в 2 раза больше веса моей камеры с объективом.

Не забывайте, что время от времени вы будете непроизвольно оказывать дополнительное давление на камеру, установленную на штативе. Кроме того, если вы решите снимать с длинным телеобъективом, нагрузка на ваш штатив может существенно увеличиться.

Не стоит забывать и о том, что вы можете использовать вспышку, или батарейную ручку – все это увеличит вес вашей камеры, так что не стоит экономить на приобретении штатива с небольшой максимальной нагрузкой.

Высота штатива

Я всегда рекомендую покупать штатив, который соответствует вашему росту, чтобы вам не пришлось сгибаться, глядя в . После установки камеры на штатив, видоискатель должен быть на уровне ваших глаз. Это нормально, если он будет немного выше, поскольку вы всегда можете настроить высоту штатива, отрегулировав его ноги.

Но если видоискатель будет существенно ниже уровня глаз, вам придется снимать в согнутом положении, что весьма утомительно, особенно при продолжительной съемке.

Если вы покупаете штатив с установленной головкой, проверьте, чтобы верхушка головки была на уровне вашей челюсти. Если же вы приобретаете модульный штатив, то убедитесь, что установленный с полностью разложенными ногами, он будет примерно на уровне плеч.

Еще один фактор, на который следует обратить внимание – размер штатива в сложенном состоянии. Вы ведь хотите, чтобы штатив поместился в ручную кладь, не так ли?

Вес и конструкция штатива

Вес также является важным фактором при выборе штатива. Ведь если ваш штатив будет слишком тяжелым, вы, скорее всего, чаще будете оставлять его дома, чем брать с собой в дорогу.

Самые легкие современные штативы изготавливаются из карбона – чрезвычайно прочного, устойчивого материала, который к тому же не подвержен коррозии. Но есть у карбона и недостаток – это его высокая цена.

Алюминий – следующий по популярности материал для штатива, который несколько тяжелее карбона. Большинство недорогих штативов в наше время изготавливаются именно из алюминия. Вы также можете найти штативы из нержавеющей стали, но они, как правило, предназначены для видеотехники и слишком тяжелы для постоянного использования вне студии.

С точки зрения общего веса, старайтесь, чтобы ноги штатива без головки весили до 2,3 кг. Как правило, ноги из карбона весят от 1,3 до 1,8 кг, в то время как вес алюминиевых ног составляет 2,3-2,7 кг – в зависимости от их размера и нагрузки, на которую они рассчитаны.

Что касается базальтовых ног, то они находятся где-то посередине как с точки зрения веса, так и стоимости.

Ноги штатива

Штативные ноги обычно бывают двух видов – трубчатые и нетрубчатые. Все карбоновые ноги – трубчатые и оснащаются резьбовым замком, в то время как алюминиевые, базальтовые и стальные штативы могут быть как трубчатыми, так и нетрубчатыми, и оснащаются клипсовыми замками. В зависимости от максимальной высоты ноги штатива могут состоять из 3-5 секций. При этом, чем больше секций – тем выше штатив и, как правило, чуть менее устойчив.

Подошва штативных ног

Некоторые продвинутые штативы могут позволить вам выбрать подошву ног для различных ситуаций – она просто накручивается на нижнюю часть ног штатива. Существуют различные типы подошв: резиновые или пластиковые – для использования в помещении, с металлическими шипами – для использования вне помещений.

Если вы не планируете снимать на льду, а также на мокрой или скользкой земле, то стандартные резиновые подошвы подойдут и для помещения, и для улицы.

Центральная колонна

Некоторые штативы комплектуются центральной колонной, которая позволяет увеличивать или уменьшать высоту штатива, перемещая эту самую колонну в вертикальной плоскости. Хотя некоторые фотографы считают наличие центральной колонны очень удобной опцией, я не разделяю их мнения и рекомендую штативы без нее. Центральная колонна, по сути, сводит на нет основную цель использования штатива – достижение максимальной устойчивости. Конечно, если вы снимаете только с , вы не заметите этого, но начав использовать телеобъективы, вы убедитесь, что центральная колонна бывает причиной существенной вибрации.

Если же вы все-таки хотите приобрести штатив с центральной колонной, убедитесь, что она надежно фиксируется в самом нижнем положении.

Штативная головка

Это самая важная часть штатива, поскольку именно она отвечает за надежную фиксацию и плавное движение камеры. Штативы модульной системы не комплектуются головками, так что вы должны будете приобрести ее самостоятельно.

Наиболее распространены три типа головок:

    • Панорамные головки – бывают с одной ручкой для перемещения камеры в горизонтальной плоскости либо с двумя – для перемещения как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Это наиболее распространенный тип головки, которым, как правило, комплектуются недорогие штативы.
    • Шаровые головки – по сравнению с панорамными головками, шаровые имеют только один элемент управления, который отпускает или затягивает крепление. Они очень гибкие и позволяют поворачивать камеру очень плавно, сохраняя ее при этом надежно зафиксированной.
  • Карданные головки – специализированные головки для длинных и тяжелых объективов 300-мм и более. По сравнению с панорамными и шаровыми, карданные головки прекрасно балансируют камеру с тяжелым объективом и отлично подходят для съемки быстрых экшн-сцен.

Я начал с панорамной головки и в итоге перешел на шаровую головку с быстросъемной площадкой из-за гибкости и легкости ее использования.

Быстросъемная площадка

Каждая современная DSLR-камера поставляется с резьбой на нижней части корпуса, предназначенной для крепления камеры на штатив или монопод (аналогичная резьба предусмотрена и на креплениях тяжелых объективов).

Это резьбовое соединение делает процесс установки и демонтажа камеры на штатив достаточно неудобным – чтобы прикрутить камеру, вам придется вращать ее или штатив.

Для облегчения этой процедуры производители штативов придумали отличное решение – прикручивать к камере или объективу небольшую площадку, которую затем можно быстро и надежно зафиксировать на головке штатива.

Дешевле штативы обычно поставляются с пластиковыми площадками, которые можно прикрепить к любой камере. Более дорогие модели оснащаются надежными металлическими площадками.

Устойчивость штатива

Массивность штатива не всегда говорит о его устойчивости. Существует немало прочных и тяжелых штативов, которым не хватает устойчивости при их использовании в различных погодных условиях.

Когда установленный и настроенный штатив должен выдерживать не только порывы ветра, но и случайные удары и толчки.

Вы всегда должны быть уверены в том, что установленная на штатив, ваша камера не будет кренить его в ту или другую сторону, ведь это чревато опрокидыванием всей конструкции, что явно не пойдет на пользу вашему фотооборудованию.

Какой штатив выбрать?

Теперь, когда вы знакомы со всеми критериями выбора качественного штатива, вам, вероятно, будет интересно, какой штатив вам нужно будет приобрести для удовлетворения ваших потребностей в фотографии.

Поскольку я на личном опыте испытал все прелести выбора, приобретения и использования различных штативов, и знаком с немалым опытом в этом вопросе других фотографов, позвольте мне рассказать вам о том, к чему многие фотографы приходят в итоге.

Сначала они присматриваются к самому дешевому из доступных штативов, полагая, что его будет вполне достаточно для установки их первой зеркалки, и, не имея ни малейшего представления о том, действительно ли они нуждаются в штативе и насколько часто они будут его использовать.

Такой штатив будет стоить в пределах 75-150 долларов, что вполне приемлемо для подобного инструмента начального уровня.

Затем фотографы приобретают большие и тяжелые объективы, что увеличивает нагрузку на имеющийся штатив. В этот момент фотографы понимают, что дешевые штативы недостаточно хороши, и им требуется что-то более устойчивое и прочное. Осознав ошибку при покупке дешевого штатива, они начинают подходить к вопросу выбора штатива более тщательно. Они проводят часы на различных сайтах и форумах, выискивая информацию о штативах. Но несмотря на все рекомендации профи, они все еще не готовы вкладывать деньги в штатив профессионального уровня. В итоге они останавливают выбор на модульном штативе с хорошей шаровой головкой, общей стоимостью в 300-500 долларов. Им кажется, что они нашли золотую середину и новый штатив гораздо лучше предыдущего.

Но через год или два фотографы вновь понимают, что их новый штатив не настолько хорош, поскольку он слишком тяжел и неудобен для использования, особенно вне студии или в путешествиях.

В итоге нашим горе-фотографам вновь приходится покупать штатив, на этот раз полностью соответствующий рекомендациям профессионалов. Возможно, это актуально не для каждого случая. Но я лично прошел по этой дороге ошибок и потратил много сил и денег впустую.

У других фотографов может быть совершенно другая история. Они могли приобрести недорогой штатив, и по-прежнему охотно его используют и по сей день. Это может свидетельствовать о том, что они не так часто используют свой штатив, а для эпизодического использования он полностью их устраивает.

Любой, кто полагается на штатив (особенно в пейзажной и архитектурной фотосъемке), пробует минимум 2-3 различных штатива, прежде чем найдет лучший для себя.

Избежать покупки нескольких штативов кажется непростой задачей, поскольку для того, кто использует его редко, принять целесообразность вкладывания денег в дорогой штатив крайне сложно. Если бы мне, когда я начинал заниматься фотографией, кто-нибудь сказал, что на штатив следует потратить больше 500 долларов, я бы ни за что ему не поверил – это слишком большие деньги, чтобы потратить их на какой-то штатив!

Но на самом деле, все оказалось именно так и мои расходы на пути к хорошему штативу составили гораздо больше 500 долларов, так что, честное слово, я хотел бы вернуться в прошлое и приобрести качественный штатив с самого начала.

Если бы я порекомендовал кому-то, кто только что купил свою DSLR-камеру, купить штатив за 800-1200 долларов, то наверняка бы услышал в ответ: «Да вы с ума сошли!». И неважно как бы хорошо и убедительно я бы рассказал историю о своем горьком опыте выбора штатива.

Если вы в настоящее время у вас нет штатива и вы хотите его купить – купите самый дешевый алюминиевый штатив со встроенной головкой в пределах 150 долларов. Почему я рекомендую самый дешевый штатив? Потому что в первую очередь вам будет необходимо понять, как часто вы будете его использовать. По прошествии шести месяцев вы сможете понять: интересует ли вас жанр фотографии, не требующий штатива, или же вы нашли себя в пейзажной или макрофотографии. Дешевый штатив даст вам достаточно информации, чтобы вы смогли оценить реальную роль штатива в вашем творчестве.

Если у вас уже есть дешевый штатив, и вы хотите приобрести что-то лучшее, сэкономить много денег и избежать разочарования – найдите в себе силы пройти мимо предложений среднего ценового сегмента. Некоторые, сэкономив на покупке ног и головок, со временем находят их слишком тяжелыми или неустойчивыми. Другие сталкиваются с тем, что недорогие головки фиксируют съемные площадки недостаточно прочно, что становится заметно при вращении камеры, и превращает панорамную съемку в сущий кошмар.

Лучшие штативы до покупки

Малобюджетные штативы

Вот лучшие малобюджетные штативы, которые я могу порекомендовать:

    • Sunpak Ultra 7000 (цена в онлайн-магазинах: 79,95 долларов). Очень дешевый штатив. При весе в 1,9 кг может выдерживать нагрузку до 5,6 кг. Он очень похож на мой первый штатив, купленный мной в местном магазине фототоваров.
    • Slik Pro 340DX с панорамной головкой (цена в онлайн-магазинах: 99,95 долларов). Хотя этот штатив и очень низкий – максимальная высота всего 147 см – он достаточно легкий (1,58 кг) и рассчитан на нагрузку в 4 кг. Хороший бюджетный штатив для длительных походов.
  • Slik Pro 700DX с панорамной головкой (цена в онлайн магазинах: 139,95 долларов). Хотя он немного тяжеловат (3,18 кг), но зато рассчитан на нагрузку в 6,8 кг, а его максимальная высота составляет 190 см.

Топовые штативы

Топовые штативы комплектуются отдельно ногами и головками. Давайте начнем с ног. Лучшие штативные ноги изготавливаются из карбона такими производителями, как GITZO (лучший выбор) и Really Right Stuff . Я не могу рекомендовать ту или иную модель, потому что вы должны выбрать наиболее подходящую под ваш рост и соответствующую нагрузке вашего фотооборудования. Если вы остановите выбор на GITZO, то их лучшая и наиболее устойчивая серия – Systematic без центральной колонны. Лично я долгое время использовал ноги этой серии GITZO, и они ни разу меня не подвели.

На заре развития фототехники возможно было снимать только неподвижные объекты, так как выдержка исчислялась десятками минут. Фотограф тех времен просто не мог обойтись без треноги, которую сейчас “по-немецки” называют штативом.

Итак, основная и изначальная функция штатива - улучшение качества фотографии, которое проявляется на более или менее длинных выдержках.

Вторая функция - удержание камеры в определенном положении для удобства съемки, а также изменение характера её движения.

Помимо штативов-треног, существуют так называемые моноподы - штативы с одной ногой, отличающиеся повышенной мобильностью. Чаще всего, они применяются для поддержки тяжелых объективов и видеосъемки.

Штативы-треноги

Выбирая штатив , в первую очередь, необходимо определиться с его размерами. Можно выделить следующие разновидности:

    Пожалуй, наиболее разнообразный класс. Здесь присутствуют:



Конечно, карманные и настольные штативы - весьма специфическая категория, но все большие штативы имеют ряд признаков, по которым их можно выбирать. Перечислим их:

Тип головы и назначение штатива

Камера, установленная на штативе, должна двигаться. Соответственно, верхняя часть штатива, называемая головой, способна к повороту в различных направлениях. Штативные головы могут быть трех видов:


Помимо назначения головы, важен способ крепления камеры к штативу.

Фотоаппараты и видеокамеры имеют в нижней части отверстие со специальной резьбой, а у штатива имеется винт, который входит в это отверстие.

Как правило, голова имеет съемную площадку, которая крепится к фотоаппарату, а затем устанавливается на штатив.


Некоторые штативы не имеют сменной площадки - это неудобно, и является бюджетным решением.


Сами площадки могут:


Конструкция штатива

Перейдем, непосредственно, к “нижней” части штатива. Здесь можно выделить следующие особенности, влияющие на эксплуатацию.

  1. Количество секций. Чем больше у штатива секций, из которых состоят его ноги, тем меньшую длину он занимает в сложенном состоянии. Но обратная сторона большого количества секций, при этом, увеличение стоимости и уменьшение надежности, устойчивости штатива.
  2. Способ фиксации секций. Основные варианты здесь - защелка и поворотная муфта. Защелки требуют лучшего качества изготовления, поэтому актуальны на дорогих моделях.


  3. Возможность поворота ног в обратную сторону. Это востребовано на компактных моделях, так как позволяет ещё больше сократить длину в сложенном состоянии.

  4. Наличие дополнительных распорок. Дополнительные распорки используются на бюджетных моделях и на видеоштативах, увеличивая жесткость конструкции.

  5. Возможность переворота, наклона центральной штанги. Этот функционал может пригодиться при съемке объектов, расположенных ниже верхней части штатива, например, на земле.

  6. Наличие укороченной центральной колонны. Позволяет установить камеру в нескольких сантиметрах от пола, при условии возможности поворота ног на большой угол.

  7. Крюк на центральной колонне. Позволяет подвесить дополнительный груз или сумку, для устойчивости штатива.

  8. Шипы на концах ножек. Позволяют более прочно устанавливать штатив на мягких поверхностях. Для гладкого пола лучше всего подходят обрезиненные наконечники.

Материалы штатива

Несмотря на принципиальную простоту, штативы имеют большое разнообразие; разница в цене между дорогими и бюджетными моделями более чем в десять раз. И, естественно, в первую очередь это зависит от материалов и качества изготовления штатива.

Конструкция штатива имеет трубчатую основу, а сами трубки могут быть сделаны из металла (сплавы на основе алюминия) или карбона. Основные преимущества карбона - меньший вес и большая жесткость, чем у металла. Напомним, что жесткость достаточно сильно влияет на качество изображения и удобство использования.


Остальная часть штатива может состоять из пластика (легкий бюджетный вариант), либо металла.

Материалы штатива влиют на два важных качества штатива:

  1. Максимальный вес камеры, которую может выдержать штатив. Эта характеристика напрямую указывается в характеристиках изделия.
  2. Устойчивость штатива к искривлению и колебаниям. Это то, зачем, собственно, покупается штатив. В целом, достаточно того, чтобы штатив был полностью металлическим и без люфтов в соединениях.

Размеры штатива

Производителям, естественно, невыгодно разрабатывать штативы каждый раз заново. Поэтому выпускается целая линейка отличающихся по размерам, но сходных по конструкции моделей.

Как пример, можно привести универсальную серию фирмы Benro:


Приведем характеристики самого легкого и самого тяжелого штатива этой серии:

Моноподы

Моноподы , несмотря на большую простоту, появились позже, чем штативы. Практически все, что было сказано про штативы, относится к моноподам. Они могут иметь сменную голову, различный размер, количество секций и так далее.


Моноподы для фотосъемки, в принципе, могут использоваться без головы: в этом случае вместе с камерой наклонятся и монопод.

Моноподы для видеосъемки

Моноподы для видеосъемки имеют свои особенности:

  1. Видеоголова, аналогичная тем, что используется на штативах.
  2. Три “лапы” на нижнем конце монопода, придающее конструкции более устойчивое положение.


Моноподы для видеосъемки могут использоваться для движения камеры во время видеозаписи, в отличие от штативов, которые позволяют только менять направление съемки. А движение камеры - это, как известно, один из художественных приемов в видеосъемке.

Выводы

Как мы видим, несмотря на кажущуюся простоту, штативы могут иметь особенности, которые могут сильно помочь при каком-либо виде съемки. Кроме того, они не подвержены моральному и физическому устареванию, поэтому если вы занимаетесь фотосъемкой, то вряд ли пожалеете о потраченных на штатив средствах.

А наша статья поможет выбрать то, что подойдет именно вам.

Придя в фотомагазин вы столкнетесь с широким выбором вариантов штативов. Они бывают самых разных форм, размеров, веса, и имеют массу аксессуаров и опций. Как выбрать штатив для фотоаппарата из множества предложенных вариантов? Вот шесть моментов, которые нужно иметь в ввиду:

1. Вес

Вес штатива следует рассматривать с двух позиций. Прежде всего, не забывайте, что вам (или кому-то ещё) предстоит носить его с собой. Если вы собираетесь брать штатив с собой в путешествие или очень помногу носить при себе - следует рассматривать облегченные варианты. Во-вторых, вес штатива имеет отношение к тому, что вы будете на него устанавливать. Если у вас компактная камера без аксессуаров - вам не понадобится тяжелый штатив, но если у вас зеркалка, вы используете большие объективы и вспышку - вам, возможно, придётся вложиться в более тяжелый штатив.

2. Устойчивость

Вес не всегда напрямую связан с устойчивостью. Если это возможно - протестируйте штатив со своей камерой. Полностью раскройте его чтобы посмотреть насколько он устойчив. Будет ли он прочно стоять в ветреный день? Пострадает ли он, если кто-то наткнется на него?

3. Фиксаторы ножек

Существует множество подходов производителей к механизму фиксации ножек штативов. Это во многом вопрос личных предпочтений, но пожалуйста выбирайте то, что будет легко использовать и подстраивать, и в тоже время это будет обеспечивать прочность и хорошую фиксацию с установленной полновесной камерой. Мне лично нравится защелкивающийся механизм, используемый в штативах Manfrotto (кажется у Bogen есть что-то подобное).

4. Количество секций ножек

Количество секций ножек штатива тоже имеет значение. Выберите вариант с двумя секциями и в сложенном состоянии у вас будет длинная штуковина при себе. С другой стороны с двумя ножками вам наверное придется меньше возиться с раскладыванием и фиксацией ног. Три секции позволят вам лучше складывать штатив (и есть мнение, что такая конструкция более прочна).

5. Высота

В зависимости от того, какого вида фотографии вы делаете, у вас могут быть разные требования к высоте. Решите заранее, какая максимальная высота вам потребуется, но также не забывайте проверить работу штатива на минимальной высоте и посмотреть насколько он велик в полностью разложенном состоянии. Я вообще предпочитаю, чтобы штатив имел такую максимальную высоту, на которой можно было бы работать с камерой не нагибаясь (нет ничего хуже, чем весь день провести в изогнутом положении, выстраивая свои снимки).

6. Штативные головы

Один из ключевых моментов в выборе штатива - это его стыковка с камерой. Существует множество вариантов и стоит заранее проработать этот вопрос для себя поскольку штативная головка не только держит камеру на штативе, но и определяет насколько гибким будет управление установленной на штативе камерой.

Я отдаю предпочтение штативным головкам, имеющим съемную площадку, позволяющую быстро забрать камеру в руки со штатива, а также мне хочется, чтобы головка обеспечивала максимальную гибкость в использовании камеры, установленной на штативе.

Существуют два основных типа штативных головок:

  • Шаровые - замечательны с точки зрения гибкости и поворота камеры, но я лично нахожу их несколько неудобными. У них очень гладкий ход и высокая чувствительность. Пример шаровой головки - Bogen - Manfrotto Midi Ball Head с быстросъемной площадкой RC2.
  • 3D-головки - замечательны для блокировки положения камеры и в целом более доступны по цене. С ними не так легко перемещать камеру и нужно привыкнуть к работе, но мне они больше нравятся. Пример такой головки - Bogen - Manfrotto 3029 3-Way Pan/Tilt Head.

Штативную голову можно купить как вместе со штативом в наборе, так и отдельно.

Надеюсь, что написанное выше поможет вам разобраться с подходящим для вас типом штатива. Если у вас уже есть штатив - смело добавляйте в комментариях свои советы по выбору и покупке и рассказывайте о своих предпочтениях в штативах и штативных опциях.

PS: Люди спрашивают меня, какой штатив я сам использую. Я всегда пользовался штативами и моноподами Manfrotto, хотя есть множество других хороших марок. Используемая мной модель уже не производится, так что я посоветую вам посмотреть рейтинг покупок штативов на Амазоне , чтобы узнать, что выбирают другие покупатели.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода